От концессии до ГЧП
13 июля 2015 года был принят федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". До принятия закона на федеральном уровне заключались в основном концессионные соглашения и соглашения с участием ГК "Автодор" в иных формах. Что касается региональных практик, то все зависело от политической воли в регионе, т.к. региональные ГЧП-законы были приняты в абсолютном большинстве субъектов РФ. Распространенным явлением была практика переквалификации заключенных ГЧП-соглашений в госконтракты. Поэтому некоторые субъекты РФ опасались заключать ГЧП-соглашения, предпочитая им госконтракт и концессию.
Много лет все инфраструктурное сообщество страны ждало принятия ГЧП-закона, списывая все мыслимые и немыслимые причины неразвитости ГЧП-инструментов именно на его отсутствие.
Теперь закон принят. И все же количество недовольных не уменьшилось. Сразу нашлись те, кто заявил, что теперь в России возможна реализация ГЧП только в форме концессионных соглашений, а все остальные формы и идеи обречены на вымирание, потому, что принят плохой закон о ГЧП.
Выходит, лучше бы и не пытались? Бесспорно, нет. ГЧП-закон - важный шаг в развитии государственно-частного партнерства в стране. И в целом он разработан с учетом мнений многих участников ГЧП.
Завышенные ожидания
Чего же ожидали от ГЧП-закона? Ответ на этот вопрос напрямую связан с тем, о чьих интересах идет речь. Как минимум было несколько категорий "бенефициаров" ГЧП-закона, каждый со своими ожиданиями. Приведем некоторые из них.
Российская Федерация преследовала цели:
развития рынка ГЧП-проектов;
создания единой нормативной базы ГЧП для всей страны;
повышения интереса инвесторов и финансирующих организаций к ГЧП.
Регионы и муниципалитеты рассчитывали, что:
ГЧП-закон определит полномочия субъектов РФ и муниципалитетов в сфере ГЧП, в частности предоставит им возможности по отдельным тендерным процедурам (не госзаказ) отыгрывать конкурсы и заключать ГЧП-соглашения;
ГЧП-закон определит понятие "государственно-частное партнерство";
ГЧП-закон опишет возможные формы ГЧП;
в ГЧП-законе будут предусмотрены механизмы финансирования (поддержки) региональных проектов Российской Федерацией и муниципальных проектов субъектами РФ;
ГЧП-закон опишет права и обязанности публичного и частного партнеров (иными словами, определит, какие положения должно включать в себя соглашение о ГЧП); и, наконец,
ГЧП-закон позволит проводить нескольким публично-правовым образованиям совместные конкурсы и заключать совместные соглашения.
Инициаторы ГЧП-проектов ожидали, что:
из ГЧП-закона будет понятно, как (по какой процедуре) инвестор может инициировать ГЧП-проект;
инвестор сможет в ряде случаев заключать ГЧП-соглашения без конкурса;
правила заключения ГЧП-соглашений станут понятными, в том числе для банков, которые раньше отказывались финансировать ГЧП-проекты по региональному законодательству;
ГЧП-закон сделает возможным создание объектов соглашения в частную собственность;
гарантии инвесторам будут расширены, в том числе в случае изменения законодательства;
список объектов, в отношении которых можно заключить ГЧП-соглашение, будет более широким, чем по концессии. В идеале он будет открытым;
появится единое понимание ГЧП – больше не придется рассказывать органам власти различного уровня, что такое ГЧП.
Банки ожидали при принятии закона, что:
в ГЧП-законе будут закреплены гарантии в отношении финансирующих организаций в объеме не меньшем, чем в концессионном законе;
ГЧП-закон создаст единую терминологическую базу ГЧП, определит формы ГЧП, повысив тем самым юридическую технику заключения ГЧП-соглашений;
в то же время ГЧП-закон оставит возможности для гибкого структурирования проектов ГЧП на местах;
ГЧП-закон в совокупности будет, с одной стороны, рамочным, с другой стороны, достаточно конкретным и позволит структурировать проекты настолько понятно и логично, чтобы банки смогли предложить лучшие условия финансирования (к вопросу о пресловутой банкабильности).
Очевидно, что при таком количестве разных интересантов (приведены лишь несколько основных категорий) и различий в их интересах ГЧП-закон в принципе не может оправдать сразу все ожидания.
На рисунке ниже приведена матрица учета интересов ключевых бенефициаров по 224-ФЗ:
Бенефициар |
Интерес |
Учтен |
Не учтен |
Российская Федерация |
Развитие рынка ГЧП-проектов |
||
Создание единой нормативной базы ГЧП для всей страны |
Концессия, хоть и является формой ГЧП, регулируется обособленно |
||
Повышение интереса инвесторов и финансирующих организаций к ГЧП |
|||
Регионы и муниципалитеты |
Определение полномочий субъектов РФ и муниципалитетов в сфере ГЧП, возможность по отдельным тендерным процедурам (не госзаказ) отыгрывать конкурсы и заключать ГЧП-соглашения |
||
Определение понятия ГЧП |
|||
Описание форм ГЧП |
|||
Наличие механизмов финансирования (поддержки) региональных проектов Российской Федерацией и муниципальных проектов субъектами РФ |
|||
Описание прав и обязанностей публичного и частного партнеров |
Не в виде отдельных статей, а в ст. 12 – обязанности по СГЧП (СМЧП) |
||
Совместные конкурсы |
|||
Каждый публичный партнер заключает соглашение с победителем |
|||
Инициаторы ГЧП-проектов |
Процедура инициирования инвестором ГЧП-проекта |
||
Возможность в ряде случаев заключать ГЧП-соглашения без конкурса |
|||
Правила заключения ГЧП-соглашений станут понятными, в том числе для банков, которые раньше отказывались финансировать ГЧП-проекты по региональному законодательству |
|||
Возможность создавать объекты соглашения в частную собственность |
|||
Широкие гарантии инвесторам, в том числе в случае изменения законодательства |
|||
Список объектов, в отношении которых можно заключить ГЧП-соглашение, более широкий, чем по концессии |
Список объектов отличается от 115-ФЗ . Но однозначно сказать, что он шире, нельзя |
||
Открытый перечень объектов ГЧП |
|||
Единое понимание ГЧП |
|||
Банки |
Гарантии в отношении финансирующих организаций в объеме не меньшем, чем в концессионном законе |
||
ГЧП-закон создаст единую терминологическую базу ГЧП, определит формы ГЧП, повысив тем самым юридическую технику заключения ГЧП-соглашений |
|||
ГЧП-закон оставит возможности для гибкого структурирования проектов ГЧП на местах |
На сегодняшний день, не имея всей подзаконной базы, оценить гибкость невозможно. |
||
ГЧП-закон позволит структурировать проекты настолько понятно и логично, чтобы банки смогли предложить лучшие условия финансирования |
Как видно из приведенной таблицы, в интересах каждой из категории бенефициаров в законе удалость добиться определенного прогресса. Для дальнейшей настройки закона и оттачивания его положений потребуется время. Пример с концессионным законодательством свидетельствует о том, что самый эффективный способ корректировки законодательства – включение в него положений (или, наоборот, исключение положений) на основе практики. На самом деле главная цель закона на сегодняшний день – дать новый старт неконцессионным формам ГЧП.
О хорошем (что удалось сделать)
Принятие Закона о ГЧП – важный шаг в развитии ГЧП в России. Когда есть материал, с ним можно дальше работать и его совершенствовать. Пока закона не было, часто высказывалась позиция, что наличие пусть несовершенного закона лучше, чем вакуум.
Сегодня закон принят, скоро его положения вступят в силу. Возникает вопрос: рамочный ли это закон или закон прямого действия?
Закон получился точно не рамочным. Ряд его норм может применяться напрямую, например, нормы об условиях соглашения о ГЧП. Другие нормы конкретизируются подзаконными НПА, которые планируется разработать до его вступления в силу (например, контроль публичного партнера). Ввиду принятой конструкции закона полностью оценивать его потенциал и влияние на рынок ГЧП будет можно после принятия всех предусмотренных подзаконных нормативных правовых актов.
Из позитивных нововведений закона можно отметить следующие:
введение процедур инициирования проекта не только частным, но и публичным партнером;
расширенные положения о прямых соглашениях (по сравнению с 115-ФЗ);
создание уполномоченных органов в сфере ГЧП;
право частной собственности на объект СГЧП- и СМЧП;
совместное проведение конкурсов несколькими публично-правовыми образованиями;
установление требований к содержанию соглашения;
предусмотрено установление порядка контроля публичного партнера за исполнением частным партнером соглашения;
выведение концессионных соглашений из-под регулирования ГЧП-закона.
Несложный выбор
И все же, спросите вы, что выбрать: ГЧП или концессию? И у той и у другой формы ГЧП в условиях действующего правового поля есть свои плюсы и минусы.
Если концессия устраивает как формат взаимоотношений государства и бизнеса (в том числе возникновение права государственной собственности на объект) и возможна в отношении планируемого к созданию объекта, то в ближайший год стоит выбирать концессию. У этой формы есть недостатки, но имеется одно неоспоримое преимущество: концессия много лет известна рынку, в том числе финансирующим организациям. По концессиям наработана практика, то есть и инвесторы, и государственная власть начали привыкать к этой форме взаимодействия. Кроме того, в интересах развития этой формы неоднократно принимались поправки к отраслевому законодательству: бюджетное, транспортное, ЖКХ и т. п.
Еще одно важное отличие концессии – более широкий круг участников на стороне как публичного, так и частного партнера. Например, нет ограничения по участию иностранных юридических лиц (такое ограничение введено в законе о ГЧП).
В то же время есть перечень объектов, в отношении которых невозможно заключение концессионного соглашения. И, напротив, они могут быть объектами СГЧП/СМЧП. К ним относятся:
частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог;
воздушные суда;
подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи и коммуникации, иные линейные объекты связи и коммуникации;
специализированные порты, объекты их инфраструктур;
стационарные и (или) плавучие платформы, искусственные острова;
мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры, за исключением государственных мелиоративных систем.
Если вы хотите, чтобы объектом соглашения были один или несколько таких объектов, следует выбрать ГЧП-/МЧП-соглашение.
Концессия станет единственно верным выбором в отношении объектов, не попавших в список возможных объектов соглашения о СГЧП (СМЧП):
государственные автомобильные дороги;
метрополитен;
объекты ЖКХ;
объекты, отнесенные к имуществу государственной авиации или к единой системе организации воздушного движения.
В любом случае, выбирая ГЧП (МЧП) как форму сотрудничества, нужно помнить, что, несмотря на то что закон о ГЧП основывается на достижениях 115-ФЗ, он еще не только не обкатан на практике, но и не начал применяться. Поэтому в ближайшем будущем концессия точно будет более широко используемым форматом взаимодействия. С течением времени ГЧП-закон может не только по применимости сравняться с концессией, но количество неконцессионных проектов может быть значительно больше, чем количество концессионных. Для этого и принимался ГЧП-закон. Частная собственность, частная инициатива и другой перечень объектов должны в будущем привести к другим ГЧП-проектам. Поэтому время покажет, как будут развиваться концессия и ГЧП. Но для любой формы ГЧП даже 10-летний период существования (в этом году концессия празднует свой 10-летний юбилей) – детский возраст. Итоги можно будет подводить лет через 40.
Соглашения о государственно-частном партнерстве (СГЧП); соглашения о муниципально-частном партнерстве (СМЧП).
Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
10 апреля в администрации города прошло заседание Общественного совета по улучшению инвестиционного климата, главная тема - развитие муниципально-частного партнерства в Уфе
10 апреля в администрации города прошло заседание Общественного совета по улучшению инвестиционного климата, главная тема - развитие муниципально-частного партнерства в Уфе. Ирек Ялалов обозначил основные преимущества такой схемы работы и проблемы, препятствующие ее развитию, показал на примерах регионов, как удачно может работать механизм государственно-частного партнерства.
Сегодня Уфа обновляется. Полным ходом идет модернизация городского хозяйства. Но для ее проведения в задуманных масштабах нам необходима консолидация усилий государства и бизнеса. На мой взгляд, наиболее эффективной формой сотрудничества является государственное или муниципально-частное партнерство, - отметил глава города в приветственном слове и отметил, что ГЧП — это привлечение бизнеса на взаимовыгодных условиях, но не в коем случае не лазейка для обхода законодательства в сфере конкурсного и платного предоставления земельных участков, как может показаться некоторым. Привлечение частного инвестора будет проводиться строго на конкурсной основе.
Затем Ирек Ишмухаметович привел положительные примеры государственно-частного партнерства по стране: В Нижегородской области по такой схеме строятся физкультурно-оздоровительные центры, в Санкт-Петербурге создан проект «Надземный экспресс» стоимостью в 34 миллиарда рублей, в Самаре идет строительство частных детских садов по программе «Билдинг-сад». В Уфе также имеются достижения в данной области: в 2012 году был реализован региональный инвестиционный проект «Строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры на территории города Уфы» с помощью Инвестиционного фонда РФ и частных инвесторов. В результате сотрудничества была увеличена мощность городских очистных сооружений, в Белую перестали сбрасывать неочищенные стоки.
Управляющий Башкирским отделением «Сбербанка России» Сергей Попов отметил в своем выступлении, что его банк готов рассматривать проекты практически из всех сфер деятельности, но важно, чтобы у инициатора проекта также имелось достаточно средств для вложения. Есть и другие проблемы, которые мешают крупному банку вступить в государственно-частное партнерство: недостаток у инициатора проекта ликвидного обеспечения, низкое качество проработки проекта на прединвестиционной фазе, отсутствие схемы взаимодействия участников проекта, отсутствие гарантии целевого использования средств участников проекта. Все это можно исправить предоставлением гарантий и проведением независимых экспертиз, составлением четкой карты этапов претворения проекта в жизнь. Правила игры должны быть четкими и прозрачными.
Директор ООО НПО «Республиканский экологический центр», председатель Совета директоров акционерного общества «Госстрой» Кирилл Бадиков на заседании отметил, что бизнес-сообщество готово принимать участие в МЧП на условиях долгосрочного управления муниципальным имуществом (концессия). Если кратко, то частный бизнес управляет объектом концессионного соглашения, финансирует текущие затраты, делая выплаты в муниципалитет. Коммерческие риски на частном бизнесе, объект в собственности у муниципалитета или государства.
В последнее время в Казахстане много говорят об информатизации, инновационных программах и о новом виде отношений между IT компаниями и государственным заказчиком. Только как-то не особо верилось в то, что все это что-то изменит. Государственные органы не доверяют отечественным IT компаниям, так как обожглись и потратили миллиарды денег на нефункционирующие информационные системы. IT компании не в восторге от нереальных сроков и заказчика, который не может сформулировать свои задачи нормально. После видео-конференции стало понятно что все может изменится.
Этот пост о том, как прошла видео-конференции, о плюсах и минусах ГЧП и о том, что вселило в меня надежду на лучшее.
Приглашение
Несколько дней назад к нам в компанию пришло письмо от Национальной Палаты Предпринимателей . НПП пригласили IT-сообщество принять участие в
обсуждении сотрудничества Министерства образования и науки РК с казахстанскими разработчиками в сфере автоматизации и информатизации ведомства
Совещание проходило с участием Министра МОН РК Сагадиева Е.К.
Видео-конференция
За несколько лет разработаны законы , , призванные вывести страну из IT застоя. Видео-конференция с МОН РК пролила свет на некоторые аспекты этих законов.
Совещание было организованно с помощью обычного решения видеоконференцсвязи. Участие принимали все регионы Казахстана, экран в зале был разбит на 16 маленьких экранов и один побольше в центре. На повестке дня были 3 вопроса:
- О проекте «Единая система электронных журналов и дневников учащихся образовательных организаций Республики Казахстан «Күнделік».
- О потребности Министерства образования и науки РК в IT-системах (автоматизация процессов).
- Обсуждение (вопросы-ответы).
Все началось с выступления Ерлана Кенжегалиевича. Министр коротко рассказал о проблемах и задачах министерства и обрисовал видение вопроса об отношениях между МОН РК и IT компаниями. Все поставленные задачи на 2017 год можно найти .
В целом совещание оставило приятные впечатления. Были как положительные, так и отрицательные моменты.
положительное
- открытость и честность министерства. Может быть я слишком молод и наивен, но мне хочется верить что все это делается искренне
- подкованность Министра в сфере IT. Все было сказано по делу, видно было что он понимает о чем говорит
- хорошая организация совещания. Кого нужно было прервать, вовремя прерывали. Шума и беспорядка почти не было. Участвовало около 150 человек.
отрицательное
- плохая подготовленность коллег из IT сообщества. Создалось ощущение что все пришли пропиарить себя, или задать какой-нибудь каверзный вопрос, или просто поговорить с Министром. Почти никакой конкретики в вопросах не было
- слишком сильно заострили внимание на электронных дневниках. Долго обсуждали вопрос с дневниками, но так и не было сформулированно четких проблем или решений. Обсуждение этого вопроса сбило с толку и повело обсуждение в негативное русло.
- руководители многих IT компаний не пришли. В списке зарегистрировавшихся было гораздо больше людей. Видимо все считают это потерей времени
Сотрудничество с IT компаниями
Первое, что нужно упомянуть, это - МОН РК нуждается в IT-системах. Нуждается в недорогих, качественных, а главное в отечественных IT решениях. В основном стоят задачи автоматизации внутренних процессов и сбора данных. При этом рассматривается новый вид сотрудничества: аренда софта (ГЧП) и помощь административного характера.
ГЧП
ГЧП это - Государственно-частное партнерство. Полную информацию можно найти в Законе о ГЧП . Можно назвать это "арендой" софта, что позволяет распределить риски между заказчиком/пользователем и исполнителем. По-простому выглядит это таким образом:
- МОН РК сообщает что им нужно, освещает свои проблемы
- Бизнес реализует решение за свой счет
- Если МОН РК нравится решение, то они берут его в аренду. Ключевое слово - "Если".
Министерство не гарантирует что будет выбран именно ваш продукт. Договор "аренды" получит лучший продукт. Ерлан Кенжегалиевич особенно подчеркнул этот рыночный аспект - они не занимаются лоббированием интересов. Никаких монополий, все решает здоровая конкуренция.
Административная помощь
7) консультативное сопровождение проектов государственно-частного партнерства - услуги, оказываемые юридическими лицами по сопровождению проектов государственно-частного партнерства, определяемыми Правительством Республики Казахстан или местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, включающие в себя разработку концепции проекта государственно-частного партнерства, конкурсной документации проекта государственно-частного партнерства, проекта договора государственно-частного партнерства, в том числе консультационные услуги в переговорном процессе между субъектами государственно-частного партнерства;
Со слов Министра, под помощью подразумеваются такие вещи:
- Консультативная помощь, ответы на вопросы и помошь в постановке задачи
- Некоторая помощь в маркетинговом плане. Тут в основном говорилось об официальных письмах, направленных руководству организаций и потенциальным покупателям. Причем заставлять покупать именно ваш продукт никто не будет. Будут просто давать рекомендации, помогать устраивать встречи с руководством и т.д. При этом никакой явной рекламы от МОН РК конечно же не будет.
Данные
Я не нашел подтверждения этому факту в Законе о ГЧП , но этот пункт стоит выделить особо. Со слов Министра, все разработанные системы как и их данные должны находится в серверной АО "НИТ". Звучит это довольно странно, создалось впечатление что исполнитель сам не сможет пользоваться собранными данным. Например в целях маркетинговых исследований и добычи знаний. Тем не менее была озвучена второстепенная задача о разработке API для публичного доступа к обезличенным данным.
Финансирование и оплата
МОН РК готово поддерживать IT компании, но не финансами и не лоббированием. Если ваш проект посчитают полезным и захотят им пользоваться, то будет оплачиваться своего рода "арендная" плата или плата за доступность .
2. Источниками возмещения затрат субъектов государственно-частного партнерства и получения доходов субъектами государственно-частного партнерства являются:
- реализация товаров, работ и услуг в процессе эксплуатации объекта государственно-частного партнерства;
- субсидии от государства в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан;
- компенсация инвестиционных затрат по проекту государственно-частного партнерства;
- компенсация операционных затрат по проекту государственно-частного партнерства;
- вознаграждение за осуществление управления объектом государственно-частного партнерства, находящимся в государственной собственности, а также арендная плата за пользование объектом государственно-частного партнерства;
- плата за доступность.
Минусы и плюсы ГЧП
По всему видно что ГЧП удобно в основном самому государству. Программа снимает почти все риски с заказчика, перекладывая их на бизнес. Руководителям бизнеса нужно сначала самостоятельно привлечь деньги, а уже потом заниматься реализацией, маркетингом и внедрением. Это повышает конкуренцию и это хорошо для всех нас, так и должно быть.
С другой стороны все это пока только на бумаге. Пока нет процедур, единой методики и компетентных экспертов. Непонятно кто и как будет оценивать технические задания и проекты. Все это оставляет место для нечестной игры и лоббирования. К тому же ничто не мешает коллегам из соседних стран заходить с готовыми решениями и получать свой кусок пирога.
Задачи для IT сообщества
Выделю лишь те задачи, которые показались интересными и те, которые выделил Министр:
- Задача сбора данных. Приветствуется любой способ сбора данных с абсолютно любых бизнес процессов МОН РК. Чем больше данных - тем лучше.
- Система аггрегации данных из системы бухгалтерского учета (например 1С) в школах. По сути это тоже относится к задаче сбора данных
- Ликвидация бумажной отчетности, заполняемой учителями общеобразовательных школ
- Задача пентестинга, обеспечения безопасности информационных систем и данных
- Оцифровка книг и переводы текстов между тремя языками: казахский, русский и английский
- Корпус казахского языка. Была затронута тема частотного анализа казахского языка. Например это требуется это для создания новой методики обучения казахскому языку
- Решения из области анализа данных
- Задачи интеграций между существующими информационными системами
- Поведенческий анализ учащихся. Видимо навеяно синими китами
Министр особенно выделил один вопрос - вопрос автоматизации сбора данных.
Что все это значит
Пропасть, образовавшаяся между IT компаниями и государством привела к застою. Разработанные информационные системы как телеге пятое колесо. Вместо хваленой автоматизации и оптимизации чиновникам приходится делать ручную бумажную работу и плюс к этому забивать бесполезные данные в бесполезные системы.
Нынешнее время требует от руководителей оптимизации внутренних процессов и максимальной эффективности ресурсов. Скорее всего об этом сейчас задумываются все нормальные руководители. МОН РК видит решение в автоматизации бизнес процессов, сборе данных и аналитике. Для IT индустрии это хорошо, у нас есть много работы:-). Единственная проблема что денег ни у кого нет.
Никто не хочет рисковать заказывая разработку нового софта, так как нет доверия нашей IT индустрии. Мы привыкли что у государства много денег, деньги выделялись направо и налево. Никто не следил за качеством реализации. В итоге получился замкнутый круг: IT сообщество не в восторге от государственного заказчика, потому что они "сами не знают чего они хочут". Чиновники не доверяют IT сообществу, так как мы все делаем "через одно место".
Однако последние события в Казахстане показывают, что чиновники осознают наличие пропасти между IT сообществом и заказчиком в лице госудраственных органов. Такие руководители, как Сагадиев, могут стать движущей силой развития новых отношений между IT индустрией и государством.
Хочется верить что наступает время настоящих рыночных отношений, время когда мы будем делать по-настоящему качественный софт, а руководители государственных органов и частных компаний осознают важность и полезность IT систем. Руководители начнут доверять нам, отечественным IT компаниями и прекратят покупать зарубежный софт. Мы должны и будем конкурировать с нашими странами-соседями за качество и цену реализации.
Вывод
Соотечественники, проектируйте и реализуйте качественный софт, в том числе и для государственного заказчика. Никто лучше нас не модернизирует наши государственные органы.