Национальная экономика. Под ред. Савченко П.В. Экономические субъекты и операции в СНС. Основные макроэкономические показатели

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
»

Национальная экономика

Издательство
Томского политехнического университета
2013

ББК 65.01я73

Национальная экономика как область хозяйственной практики людей исследует социально-экономические процессы прошлого, настоящего и будущего. Знание прошлого позволяет избежать ошибок в настоящем и будущем. Анализ обобщающих статистических показателей воспроизводственного процесса открывает широкие возможности для оценивания тенденций, характеризующих современное состояние национальной хозяйственной системы и обоснование перспектив развития в будущем.

Тема 1
Исторические аспекты
экономической деятельности
и развитие национальной экономики России

1.2. Факторы и уровни функционирования национальной экономики

1.3. Национальная экономика как наука

1.4. Экономическое развитие России в XIII – начале XIX вв.

1.5. Экономическое развитие России в XIX – XX вв.

1.1. Понятие и границы национальной экономики

Современные подходы к рассмотрению сути национальной экономики предполагают определение составляющих ее понятий, количественное определение результатов функционирования экономики, рассмотрение экономики отдельно взятой страны в ее историческом развитии.

Понятие нации происходит от лат. natio – народ и означает исторически сложившуюся форму общности людей, страну, государство.

История экономической мысли свидетельствует о постепенных изменениях в подходах экономистов к понятию «нация».

Д. Рикардо нацию определял как географическое пространство, обладающее естественными факторами (почвами с неравномерным плодородием), определяющими характер экономической деятельности. Например, Португалия производит вина, Великобритания – ткани.

У Дж. Ст. Милля нация – это регион, внутри которого факторы производства мобильны, но их мобильность ограничивается государственными рубежами.

По определению Ф. Перу нация представляет собой совокупность индивидуумов и групп, подчиняющихся государству, обладающему монопольным правом на использование государственного принуждения .

Наиболее полное экономическое определение нации дает Р. Барр. Он формулирует «экономическую концепцию нации» :

1) нация – это центр экономической деятельности, различающийся по своей природе (сельское хозяйство , промышленность и т. п.), по своему происхождению (индивидуальные, государственные предприятия), по условиям деятельности (конкуренция, монополия, жесткая государственная регламентация);

2) нация – это центр сил, значение и влияние которого выходит за рамки политического и географического пространства;

3) нация – это центр привилегированной сплоченности по экономическим, политическим и духовным причинам.

Таким образом, нация обладает специфическими свойствами экономического, политического и духовного характера, отличающими ее от других наций и вызывающими необходимость во взаимодействии с ними.

Что понимать под экономикой? Выделяется три основных трактовки понятия «экономика»:

· совокупность отношений;

· хозяйство региона, страны, группы стран, всего мира;

· отрасль науки, изучающая функции или отраслевые аспекты экономических отношений.

Таким образом, э кономика – это сложная система, которая находится на стыке природной и общественной сферы и отражает элементы как естественных, так и общественных связей . Сложность системы проявляется в следующем:

· в наличии целого ряда самостоятельных элементов;

· неоднозначности целевых установок каждого отдельно взятого элемента и системы в целом;

· в сложных связях между элементами, образующими систему.

Национальная экономика – это, прежде всего, хозяйство страны, его состав, структура, взаимосвязи отдельных элементов. Национальная экономика – это сложная хозяйственная, социальная, организационная, технологическая система. Эта система обладает совокупным экономическим потенциалом: производственным, природно-ресурсным, трудовым, научно-техническим и другим.

В целом можно выделить два значения термина «национальная экономика»

1. Национальная экономика – это система общественного хозяйства, сложившаяся на территории определенного государства.

2. Национальная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития хозяйства страны.

Как отрасль науки национальная экономика исследует:

· экономический потенциал страны, его размещение, национальный рынок, место страны в мировой экономике;

· специфику проявления универсальных экономических причинно-следственных связей, таких как рост производительности и снижение трудоемкости изделий; повышение доли сбережений по мере роста доходов; различное воздействие экспорта и импорта на экономический рост;

· степень государственного вмешательства в экономику;

· традиции и национальную психологию, ответственные за поведенческие реакции членов общества.

Рассмотрим границы национальной экономики в рамках предложенного подхода к ее определению.

Национальная экономика охватывает деятельность только резидентов, независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами.

Внутренняя экономика охватывает деятельность на экономической территории данной страны как резидентов, так и нерезидентов . Для определения границ внутренней экономики в СНС используются следующие понятия:

· «экономическая территория»;

· «резидент»;

· «центр экономического интереса».

Понятие экономической территории данной страны точно не совпадает с понятием территории, принятым для политических целей, т. е. с ее официальными административными границами.

Под экономической территорией понимается территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться.

К экономической территории данной страны также относятся:

· воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого данная страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива;

· так называемые «территориальные анклавы » за рубежом или зоны в других странах, используемые правительственными учреждениями данной страны (на основе аренды или собственности) для дипломатических, военных, научных или других целей, например: посольства, консульства и другие дипломатические учреждения;

· «свободные зоны» или предприятия данной страны, функционирующие за пределами ее границ, которые относятся к экономической территории той страны, где они физически располагаются.

· Экономическая территория данной страны не включает территориальные анклавы других стран или международных организаций на территории данной страны.

Хозяйственная единица имеет на экономической территории страны, если она владеет помещением или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение длительного периода (не менее 1 года).

В характеристике результатов экономической деятельности принципиальное значение имеют различия в учете деятельности резидентов и нерезидентов.

Резидентами в соответствии с Законом РФ от 01.01.2001 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле » являются:

· физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся за рубежом;

· юридические лица и другие предприятия и организации, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

· дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за ее пределами;

· филиалы и представительства предприятий-резидентов, находящиеся за пределами РФ.

Таким образом, резидентами являются все хозяйствующие субъекты, независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться . Это предприятия, организации и домашние хозяйства, проживающие и участвующие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года) , включая совместные, смешанные предприятия, филиалы зарубежных фирм и корпораций, иностранные банки , филиалы и представительства нерезидентов. Единица, занятая в производстве за границей длительное время, приобретает там центр экономического интереса и становится резидентом, даже если не имеет отдельного юридического статуса. Понятие резидента не совпадает с понятием гражданства или национальности.

К резидентам данной страны относятся:

· все лица, проживающие на территории данной страны за исключением лиц, приезжающих на срок, меньше года (туристов, артистов, спортсменов, ученых, сезонных рабочих);

· ее граждане, нанятые посольствами, консульствами других стран, расположенными на ее территории;

· экипажи самолетов, кораблей (функционирующие за пределами данной страны), которые остаются членами домашних хозяйств-резидентов данной страны, относятся к ее резидентам.

Сотрудники международных организаций, находящихся в данной стране, являются резидентами страны, где они работают в качестве международных служащих, если время их пребывания не меньше года.

Строительные бригады данной страны, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, где расположены строительные предприятия, с которых они были делегированы и являются их частью.

Резидентами, независимо от срока пребывания, не являются:

· сотрудники иностранных посольств, представительств и других дипломатических учреждений;

· иностранные студенты, независимо от продолжительности учебы, если они не теряют экономических связей со своей страной;

· иностранные военнослужащие, обслуживающие военные базы на территории данной страны;

· лица, проходящие курс лечения.

Нерезиденты – граждане, имеющие постоянное место жительство за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся в ней иностранные дипломатические, торговые и прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.

Функционирование хозяйственной национальной системы приводит к созданию и совершенствованию национального рынка, в пределах которого формируются и функционируют его отдельные сегменты, такие, как рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок недвижимости , фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности , рынок средств производства и т. д.

1.2. Факторы и уровни функционирования
национальной экономики

На национальную экономику оказывают влияние внутренние и внешние факторы.

К внутренним факторам относятся экономические субъекты национальной экономики, типы экономической системы, формы ведения хозяйства.

К внешним факторам – экономические факторы мирового сообщества, политические, демографические и культурные факторы в мировом сообществе.

В хозяйственной национальной системе можно выделить несколько уровней, функционирующих в едином экономическом пространстве страны:

1. Межстрановый.

2. Федеральный (общенациональный).

3. Региональный.

4. Комплекс отраслей национальной экономики (ОПК, АПК, ТЭК и др.).

5. Внутриотраслевой уровень.

6. Уровень интегрированных предприятий и финансово-промышленных групп.

7. Уровень организационно-правовых форм хозяйствования (АО, союзы, товарищества, общества и др.).

8. Внутрипроизводственный уровень (цех, службы предприятий и т. д.).

9. Личностный уровень (бригады, семьи, граждане).

Все уровни функционирования национальной экономики взаимосвязаны и объединены формами собственности, движениями материальных потоков всех видов ресурсов, потоками денежной массы и движением ценных бумаг .

В итоге деятельность отдельных составляющих элементов национальной экономики приводит к конечному результату хозяйствования, отображаемому системой обобщающих показателей, которые в конечном счете определяют размеры потребления и накопления, характеризуют структуру и место экономики страны в современной мировой системе хозяйствования.

Среди всех уровней наибольшую значимость имеет общенациональный уровень системы. Именно этот уровень функционирования, анализа и оценки важнейших показателей развития хозяйственной национальной системы позволяет характеризовать «лицо» национальной экономики, ее состояние, факторы, тенденции и перспективы развития.

В настоящее время на смену традиционному понятию национальной экономики как национальному хозяйству страны приходит интернационализированное понятие «страна – система», предполагающее существование за пределами национальных границ многочисленных структурных подразделений, филиалов и целых производственных цепочек, через которые происходит подключение данной национальной экономики к мировым воспроизводственным ядрам (центрам).

Происходит стирание границ между внутренней и внешней сферами экономической деятельности, между внутренней и внешней политикой. Наблюдается усиление процесса экономизации национальной политики:

· достижение политических целей и задач экономическими методами;

· смещение вектора стратегического развития от политических и идеологических целей к экономическим;

· смещение пространств мировой хозяйственной системы в сторону геоэкономического пространства;

· все более экономическое мышление дипломатического корпуса.

Особую значимость приобретает предупреждающее знание внешней среды, в которой предстоит функционировать национальной экономике и выявление закономерностей ее трансформации.

Геоэкономика – это концепция внешнеэкономической стратегии и формирование внешних экономических доктрин национальных экономик, которая вписывается в общую теоретическую панораму.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Современный меняющийся мир требует новых подходов к построению доктрины и стратегии развития национальной экономики.

2. Стираются грани внешней и внутренней национальной политики.

3. Усиливается процесс экономизации политики.

4. Экономическое пространство занимает лидирующие позиции в современном мире.

5. В национальных экономиках в условиях глобализации будет усиливаться то, что их объединяет, а не разъединяет.

6. Решение текущих проблем должно подчиняться цели долгосрочного развития национальной экономики, что предполагает выработку научных основ долгосрочной экономической стратегии развития каждого субъекта, переход на новый тип хозяйствования.

1.3. Национальная экономика как наука

Национальная экономика как наука включает в себя следующие составные части:

1. Объект и предмет науки.

2. Методологический инструментарий.

3. Субъект науки.

Объектом национальной экономики является хозяйственная система страны, входящие в ее состав уровневые составляющие.

Предметом национальной экономики выступают социально-эко­номические процессы воспроизводства, проявляющиеся в объемах (масштабах), темпах (спадах или подъемах) и пропорциях развития.

Инструментарий национальной экономики – методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций развития и разработанные на этой основе меры и средства подготовки и реализации хозяйственных макроэкономических решений.

Субъект национальной экономики – органы управления национальным хозяйством, его регионами и отраслями.

Формирование национальной экономики как специального направления отечественной науки началось во второй половине XIX – начале ХХ вв. В России связь общей экономической теории с национальной спецификой первоначально принимала форму приспособления к российским условиям западного теоретического опыта.

Известен трехтомный труд А. Бутковского «Опыт о народном хозяйстве, или Начала политической экономии» (1847), который является переложением взглядов о трех факторах производства, создающих стоимость.

(1828–1889) познакомил россиян с переводом работы Дж. Ст. Милля «Принципы политической экономии», являющейся наиболее последовательным изложением взглядов А. Смита и Д. Рикардо. ставил перед собой задачу соединения учения классиков с реалиями российской экономики, предлагая по ходу повествования свои дополнения к тексту.

Методология изучения национальной экономики заложена Фр. Листом – немецким экономистом XIX века. Он противопоставил национальную (реальную) политическую экономию «гипотетической» классической политэкономии А. Смита. Фр. Лист полагал:

· конкретная нация может улучшить свое экономическое положение в реально существующих мировых условиях;

· национальная политическая экономия занимается производительными силами, а «гипотетическая» ограничивается теорией стоимостного обмена;

· свобода торговли – орудие доминирующей экономики против менее развитых стран, препятствует созданию конкурентоспособной промышленности;

· экономический интерес нации является основополагающим при организации хозяйственной деятельности в стране, в реализации данного интереса большая роль принадлежит государству.

Методология изучения национальной экономики, принятая в мировой науке, связана также с именами немецких ученых исторической школы. Почти 100 лет назад Густав фон Шмоллер (1838–1917) сформулировал генетический подход к изучению экономики. В числе факторов, определяющих хозяйственный облик страны, были выделены этнические и даже антропологические признаки. Г. Шмоллер обратил внимание на экономическую психологию , ставшую в последствии ключевым подходом в исследовании рынка . Он полагал, что в экономической политике не может быть правил и решений, пригодных для всех стран и времен.

Вернер Зомбарт (1863–1941) рассматривал склонность к предпринимательству в связи с национальной спецификой. Он выступал за государственное регулирование экономики через контроль и планирование индустриального развития.

В. Зомбарт предложил типизацию экономических систем и периодизацию экономической истории, в основе которых заложены следующие постулаты:

· «жизнь духа» определяет национальный образ мысли и хозяйственную ориентацию;

· психология предпринимательства включает такие личностные особенности, как динамизм, склонность к риску, идейная свобода, способность после поражения начать все с нуля.

В. Зомбарт подразделяет предпринимателей на «завоевателей » (уверенность в себе, настойчивость, воля), «организаторов » (умение
соединить людей в трудовом процессе), «торговцев » (способность завоевать доверие, расположить к себе, побуждать к поступкам). Он связывает склонность к предпринимательству того или иного вида с национальной принадлежностью. Размышляя над возможными вариантами социального развития , В. Зомбарт настаивает на необходимости государственного контроля и планирования индустриального прогресса. Идеалом для Германии называлась система государственного капитализма. В 1915 г. вышла книга В. Зомбарта «Герои и торговцы», где торговцам-англосаксам противостояла героическая германская нация.

Примыкавший к исторической школе, социолог Макс Вебер (1864–1920) исследовал воздействие религии на хозяйственную жизнь народов и стран. Его труды – «Протестантская этика и дух капитализма», «Экономическая этика мировых религий» – снискали широкую известность. Примечательны рассуждения М. Вебера о двух началах – мистическом (пассивное созерцание событий) и аскетически активном (преобразование мира). В мировых религиях присутствуют оба начала, но в различных сочетаниях. Особенно значителен аскетический акцент в протестантстве – религии первых американских переселенцев и европейских (британских) предпринимателей XVIII века. Он становится символом рационального поведения, формирует «дух капитализма». Пастыри учат, что бог предопределяет человеческие судьбы, но свидетельством избранности являются энергия и успехи. Тем самым предпринимательство получило нематериальный стимул к активной деятельности.

Многие исследователи полагают, что несущей конструкцией национальной экономики являются традиции и менталитет, которые определяют модель государственного регулирования и инструментарий экономической политики. При этом, подобно другим отраслям знания, национальная экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. В этом смысле она не может быть национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены повсюду определяются спросом и предложением, а с ростом дохода происходит снижение потребляемой части и возрастание его накопляемой части.

Власть национальной специфики в экономической жизни велика, но в многообразии хозяйственных обычаев, традиций и конкретных форм просматриваются общие закономерности, которые являются предметом экономического анализа .

Каждая национальная экономика специфична. Ни одна, даже самая «хорошая» и общепризнанная в научном сообществе, базовая теоретическая модель не может быть непосредственно применена к экономическому анализу и прогнозу, а требует разработки на ее основе более подробных моделей, учитывающих множество конкретных переменных в конкретной экономике.

Например, своеобразие России состоит не в том, что наша страна идет своим, «третьим», путем. Особенность России – в уровне экономического и социального развития, в степени ее приближения к состоянию, описанному в той или иной модели. Это и определяет соотношение общего и национального при использовании теоретических моделей для экономики России.

Основные специфические черты российской экономики:

· неразвитость рыночных отношений (рыночной инфраструктуры, институциональной среды);

· периодически наблюдается откат к существовавшим ранее формам отношений;

· медленно меняется система государственного управления .

Каждая страна наследует исторические традиции экономического развития нации.

1.4 . Экономическое развитие России в XIII – начале XIX вв.

История политического и экономического развития России позволяет понять своеобразие ее пути. Формирование национальной экономики России происходило тяжело и находилось под консервативным воздействием традиций, под дамокловым мечом крепостничества.

Россия экономически отстает от Западной Европы. Татаро-монгольское иго, по существу, служит отправной точкой обоснования этого отставания. Россия спасла Европу от монгольского нашествия, приняв все тяготы на себя. В это время в Европе развивается парламентаризм: появляются Генеральные штаты во Франции, сословно-представительное высшее учреждение (1302–1789 гг.), состоящее из депутатов духовенства, дворянства и третьего сословия; кортесы в Испании, сеймы в Скандинавских странах.

Еще немного и Русь пошла бы по европейскому пути ограничения монархической власти, ибо во многих городах России созывалось Вече, русский аналог парламента. Однако монгольское нашествие во многом определило то «азиатское» начало, которое обернулось на Руси крепостным правом и абсолютным самодержавием. Был приостановлен рост городов, которые являлись носителями торгового начала и буржуазности в Европе. Только в конце XV в. монгольское иго было свергнуто и завершилось создание единого национального великого русского государства.

Своеобразием становления Московского государства явилась необходимость чрезмерного усиления государственности перед лицом внешней опасности. Естественная эволюция экономических и социальных отношений не успевала выработать надежные средства к их успешному разрешению. Объединение происходило не силой товарных отношений и торговли, а необходимостью противостоять внешней опасности: то бороться с монгольским игом, то с польским и литовским натиском.

В экономическом отношении Россия едва начинала отходить от первобытной эксплуатации природных богатств. Однако формирование сильного государства требовало мобилизации всех наличных ресурсов. Этим стремлением проникнуты все преобразования, предпринятые московским правительством в XV–XVI вв. В это время совершается прикрепление общественных классов к различным видам государственной службы. Взамен «вольных княжеских слуг» удельной эпохи формируется класс «служилых людей», обязанных государству ратной службой; остальное население составляет класс «людей тяглых». Это преследовало одну цель: возможно большее напряжение боевых и платежных сил населения. Было положено начало принудительной правительственной регламентации.

Принудительная регламентация жизни практически всех слоев общества отражает усиление прямого вмешательства государства в экономическую деятельность, создание деспотического самодержавия. Это можно подтвердить конкретными фактами:

· Тогда как на Западе господствует денежная рента (оброк) лично свободных крестьян, в России преобладает барщина , чисто внеэкономическое принуждение лично зависимых крепостных.

· В 1649 г. – победа буржуазной революции Оливера Кромвеля в Англии, а в России – окончательное закрепощение крестьян Соборным Уложением царя Алексея Михайловича («тишайшего») – отца Петра Великого.

Россия могла пойти по пути западного развития дважды, в XIII–XIV вв., а затем и в XV–XVII вв. Однако этого не произошло из-за усиления централизованного государственного вмешательства во все стороны политической, общественной и экономической жизни.

Своеобразие экономической деятельности Московской Руси XVI–XVII вв., отличающее ее от западноевропейской, состоит в преимущественном развитии торговой деятельности над крупной промышленной. Это послужило базой преобразований Петра Великого. Наибольшее развитие получил торговый капитализм, концентрация торгового капитала. Это было обусловлено не правительственными мероприятиями, а естественной эволюцией торговли, преимуществами крупной торговли над мелкой торговлей.

Однако и промышленность постепенно проникала в экономическую жизнь огромной империи. Так, показателен пример Урала, ставшего впоследствии важным источником экономического роста. Постепенно в начале XVII в. на Урале строились города, образовывались поселения по берегам рек, развивались кустарные промыслы и ремесла: кузнечное, гончарное, ткачество. Крестьяне выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, гречиху, лен. Легкодоступные залежи бурого железняка позволили с середины XVII в. строить на Урале железоделательные заводы. Это обстоятельство способствовало развитию специальной инфраструктуры, промышленности и формированию базы для последующего экономического развития и расширения торговли на дальние расстояния.

Реформы Петра, вызванные необходимостью укрепления военного могущества России, привели к быстрому развитию крупной промышленности. В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. В сжатые сроки в Карелии и на Урале создаются металлургические комплексы. В первое десятилетие XVIII в. образуются «казенные» заводы. Интенсивное строительство заводов на Урале началось с 1722 г. За 12 лет было построено более 20 заводов. Это связано с деятельностью Демидовых. К середине XVIII в. Средний Урал стал крупнейшим металлургическим центром страны. На его долю приходилось 67 % выплавки чугуна в России, а Никита Демидов стал единоличным поставщиком железа в Адмиралтейство. За 20–30 лет Россия заняла первое место в мире по выплавке металла.

Если в допетровскую эпоху в России, по существу, не было крупных промышленных предприятий, то после ухода Петра из жизни в России насчитывалось 233 казенных и частных фабрик и заводов. При этом многие из них отличались крупными размерами. Так, к Пермским заводам было приписано почти по 3 тысячи крестьян мужского пола (25000 на 9 заводов).

В России развивается многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Появляются металлургические, оружейные, пороховые, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные мануфактуры, обслуживающие армию и флот. Возникают мануфактуры и в других отраслях: стекольной, бумагоделательной, шелкоткацкой, шляпной, красочной, лесопильной. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, нефть, поташ, пушнину, икру.

В 1719 г. фактически была провозглашена свобода торговли, поощрялось частное предпринимательство, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. Петра можно считать первым «приватизатором» российской промышленности, поскольку в 20-е гг. XVIII в. целый ряд государственных заводов передается в частные руки.

Развитие экономики при Петре было подчинено протекционизму и популярной в Европе XVII в. теории меркантилизма , суть которой сводилась к двум положениям: во-первых, народ, чтобы не обеднеть, должен по возможности производить все необходимое сам; во-вторых, должен стремиться вывозить товаров больше, чем ввозить. Политика государства была направлена на ограждение российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.). Благодаря меркантилистской политике государства шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала.

Главной целью политики Петра являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд. Были проведены две переписи – в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась «душа» мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян – 1 р. 10 к.). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн р. в год).

Однако методы проведения реформ остались прежними – крепостническими. Остались в неприкосновенности и даже были усилены абсолютизм и крепостничество. Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность (металлургию, судоверфи, рудники). На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали посессионные (купленные и закрепленные за предприятием) и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.

Из-за этого Россия только технически догнала Европу, оставаясь позади экономически и социально. Сохранилась огромная роль государства, сверхцентрализация управления страной. Экономические реформы не обошлись без насилия и принесения в жертву государственному благу интересов отдельных людей и даже сословий.

Противоречивость петровских реформ проявлялась в запретах конкуренции, в выдаче частным предприятиям обязательных государственных заказов , фиксированных ценах на продукцию, контроле производства и сбыта товаров. Труд на заводах был крепостным. Промышленный подъем и частичное преодоление технической отсталости от европейских стран достигалось торможением капиталистических тенденций в экономике. Несмотря на хозяйственные успехи первой четверти XVIII в., Россия оставалась страной с крепостнической экономикой, с преобладанием сельского хозяйства над промышленностью и сельского населения над городским.

В дальнейшем развитии, по сути, были продолжены реформы Петра I. Дочь Петра Елизавета (1709–1762 гг., Императрица с 1741 г.) отменила внутренние таможенные пошлины. Это дало стимул к развитию торговли и формированию общего российского рынка. Крупным нововведением Елизаветы Петровны было существенное ограничение права фабрикантов на использование крепостного труда, сокращение таких привилегий фабрикантов, как полная свобода их от податей за мастеровых, состоящих при фабрике. Мастеровые были обложены подушной податью, наравне с прочими крестьянами. Тем не менее Елизавета поощряла отдельных фабрикантов предоставлением монополии на некоторое число лет.

Тема 1. Национальная экономика как система

  1. Понятие национальной экономики

  2. Субъекты национальной экономики и их отношения

  3. Этапы развития национальной экономики России

  1. Понятие национальной экономики
Национальная экономика - народное хозяйство определенной страны.

Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями.

Термин «национальная экономика» имеет несколько значений


  1. Национальная экономика – это система общественного хозяйства, сложившаяся на территории определенного государства .

  2. Национальная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития хозяйства страны.
Как отрасль науки национальная экономика исследует:

  • эк потенциал страны, его размещение, нац рынок, место страны в мировой экономике

  • специфику проявления универсальных экономических причинно-следственных связей, таких как рост производительности и снижение трудоемкости изделий; повышение доли сбережений по мере роста доходов; различное воздействие экспорта и импорта на эк рост.

  • степень гос вмешательства в экономику

  • традиции и нац психологию, ответственные за поведенческие реакции членов общества.
Национальная экономика представляет собой взаимосвязь условий производства и его результатов и формируется как единый хозяйственный организм с взаимосвязанными внутренними процессами, как единая экономическая система страны. Однако такое единство сформировалось не сразу. Национальная экономика как единая система сложилась на определенном уровне развития производительных сил, при достаточной глубине разделения труда и соответственно обмене продуктами труда между отдельными участниками процесса производства, распределения, обмена и потребления. Именно эти процессы превращают экономику страны в единую хозяйственную систему, которая и является предметом национальной экономики.

^ Основа национальной экономики - социально-экономическая система, которая характеризуется соотношением экономических и внеэкономических методов управления национальным хозяйством. Определяющую роль среди экономических методов играют частная собственность и конкуренция, а в системе внеэкономических отношений - властные функции государства.

^ Признаками национальной экономики как целостного организма являются:

1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

Национальной экономике как системе присущ ряд свойств. К общесистемным свойствам национальной экономики можно отнести целостность, иерархичность и интегративность.

Целостность национальной экономики проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения любого экономического субъекта оказывает воздействие на все другие экономические субъекты и изменяет систему в целом. Верно и обратное: любое изменение национальной экономики вызывает преобразование структуры, связей и поведения экономических субъектов.

Иерархичность национальной экономики означает, что она включена подсистемой в систему более высокого порядка - мировую экономику, а каждый ее компонент также является системой.

Интегративность национальной экономики представляет собой обладание свойствами, отсутствующими у ее компонентов.

Исследование национальной экономики как системы требует также изучения ее среды, которая играет немаловажную роль в ее развитии. Среда национальной экономики неоднородна и сложна. Можно выделить следующие типы сред национальной экономики:

^ Типы среды национальной экономики:

Внешняя экономическая среда – национальные экономики других стран.

Внешняя общественная среда – государство, политика, идеология, образование, культура, право, религия, обычаи, нравы, ценности, нормы других стран.

Внешняя природная среда – состояние природной среды других стран.

Государство данной страны.

Внутренняя социальная среда.

Внутренняя природная среда страны.

В последнее время влиятельным компонентом внешней среды стала мировая экономика в целом, которая характеризуется возрастающим ускорением темпов глобализации, расширением и ускорением интеграционных процессов. Все более прозрачными становятся границы и сужаются возможности государства по защите отечественных производителей и потребителей на внутреннем и внешнем рынках.

Внешняя экономическая среда может составить серьезную конкуренцию отечественным производителям, в результате чего национальная экономика будет терять средства в виде не поступивших налогов, производители – в виде неполученной прибыли, работники – зарплаты.

^ Факторы, которые оказывают наибольшее влияние на национальную экономику можно также поделить на:

Внутренние : экономические субъекты национальной экономики, типы экономической системы, формы ведения хозяйства.

Внешние : экономические факторы мирового сообщества, политические, демографические и культурные факторы в мировом сообществе.

Поскольку экономические субъекты оказывают значительное влияние на функционирование национальной экономики, следующий вопрос посвящен их рассмотрению.
^ 2. Субъекты национальной экономики и их отношения

В условиях рыночной экономики производство сосредоточено в рамках самостоятельных субъектов экономики, которые обособлены отношениями собственности. Субъекты национальной экономики иерархичны, т.е. субъекты более низкого уровня входят в состав субъектов более высокого уровня. Субъект более высокого уровня включает в свой состав не только субъектов более низкого уровня, но и совокупность взаимосвязей между ними. Например, предприятие состоит из совокупности индивидов, связанных друг с другом производственными отношениями.

В экономической науке выделяют три группы субъектов – домашние хозяйства, фирма и государство.

^ Домашнее хозяйство охватывает индивидов или группу лиц, являющихся резидентами, живущих вместе, имеющих общий бюджет, коллективно потребляющие товары и услуги.

В методологическом плане представляется важным выделить первоэлемент национальной экономики. Наиболее распространенные точки зрения называют в качестве такого элемента либо семью или домашнее хозяйство, либо индивида с его потребностями. Однако многие отмечают, что всем необходимым требованиям, предъявляемым к элементу национальной экономики, удовлетворяет лишь индивид, но не сам по себе, а во всей совокупности своих социальных связей и отношений, как социально обусловленное существо.

Человек как субъект хозяйствования выполняет функции работника, производителя, потребителя, собственника, формирует комплекс интересов и предпочтений. Среди важнейших функций выделяют функцию целеполагания, т.к. индивид задает цели субъектам хозяйствования, в которые входит составной частью, а также функцию - удовлетворение конкретных потребностей, которую он, в качестве носителя общественных потребностей, объективно задает каждому элементу национальной экономики.

^ Фирма - самостоятельный субъект хозяйствования, реализующий собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

В новой институциональной теории фирма рассматривается как совокупность индивидов, объединенных для достижения определенной цели, но имеющих собственную функцию полезности, максимизация которой оказывает влияние на их поведение.

Роль фирмы в национальной экономике связана с ее функцией. Функция фирмы определяется общественным разделением труда и состоит в удовлетворении общественных потребностей в каком-либо товаре или услуге.

Наиболее значимыми целями, которые преследуют современные фирмы, являются:

Максимизация прибыли;

Завоевание большей доли отраслевого рынка;

Рост фирмы как в пределах отрасли, так и за ее пределами;

Достижение определенного объема производства и уровня продаж;

Достижение власти над рынком.

Государство как особая общественная подсистема возникло для выполнения определенных функций. На определенном этапе эволюции и развития общества выделился и укрепился институт государства с соответствующим аппаратом принуждения, поскольку он создавал наиболее благоприятные условия жизнедеятельности. Государство не только обеспечивало внутренний порядок, но и защищало внешние границы экономической системы.

В целом без государства национальной экономики не было бы в принципе, так как национальная экономика - это относительно самостоятельное территориально-обособленное хозяйственное образование. На уровне национальной экономики государство – главный субъект, который реализует общенациональный интерес.

^ Общенациональный интерес – это достижение оптимального и устойчивого роста национальной экономики как целостной системы. Он предполагает устойчивый рост благосостояния нации, максимальный прирост научно-технического потенциала, достижение экономической безопасности.

В национальной экономике государство выполняет пять основных функций.

^ Функциями являются:


  1. поддержка целостности национальной экономики, через установление государственных границ и охраны их с помощью военной силы, таможенных пошлин и квот

  2. обеспечение баланса интересов социальных групп. Государство призвано выступать представителем коллективного интереса нации в целом и тех членов общества, реализация интересов которых рынком в силу разных причин затруднена или невозможна (безработные , нетрудоспособные и т. д.)

  3. создание «правил игры» в сфере социальных и экономических отношений, включает гражданское, уголовное право, налоговое, антимонопольное законодательство, о защите прав потребителей

  4. осуществление надзора и контроля над соблюдением «правил игры» и взаимных обязательств, взятых на себя участниками кооперации;

  5. минимизация трансакционных издержек (эта функция тесно связана с двумя предыдущими)
При реализации своих функций государство должно «запустить» механизмы самоорганизации национальной экономики и корректировать возникающие в этом механизме сбои, но не подменять его административным регулированием, поскольку результатом этой подмены нередко выступают тоталитаризм и падение эффективности экономики.

В национальной экономике государство выступает не только в качестве субъекта, ее составным компонентом, но и частью среды.

В той мере, в какой государство осуществляет законодательное оформление экономической жизни общества, административное регулирование, воплощает на практике принципы социальной справедливости, обеспечивает социальный контроль, оно является частью среды национальной экономики. С другой стороны, государство является компонентом национальной экономики, выступая в роли собственника, предпринимателя или партнера частного бизнеса.

Следующим неотъемлемым элементом национальной экономики являются институты
^ Социально – экономические институты национальной экономки.

Преследуя свои собственные интересы, индивиды сталкиваются между собой. Для устранения или уменьшения отрицательных последствий человеческого взаимодействия создаются институты - созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимодействие между людьми.

Институты позволяют предсказать результаты определенной совокупности действий и тем самым облегчают проблему экономического выбора и привносят в экономическую действительность более высокую степень устойчивости.

Институциональный аспект позволяет рассматривать национальную экономику и ее компоненты в их целостности с системных позиций. Вне экономических институтов национальную экономику представить невозможно. Любая экономическая деятельность возможна только в соответствующих институциональных рамках, в соответствии с определенными нормами и правилами, принятыми в стране и мировом сообществе.

Социально – экономические институты национальной экономки -

Национальная экономика любой страны -- сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из отдельных потенциалов, накопленных в процессе ее функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

  • 1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
  • 2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.
  • 3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

Объект национальной экономики -- это хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие.

Предметом национальной экономики выступают социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.

Инструментарий национальной экономики представляет собой теоретико-методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций, параметров развития системы и разработанные на этой основе меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны, ее населения.

Национальная экономика как сложная система включает в себя комплекс организационных, структурных, функционально - ресурсных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик.

В организационном плане - это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.

В структурном плане - это хозяйственные комплексы промышленности, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (АПК), топливо - энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и другие.

В функционально - ресурсном плане - это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.

В институциональном плане - это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка средств производства, рынка товаров и услуг, рынка капитала, рынка земли, рынка ценных бумаг, фондового рынка, рынка труда, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и др.

По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезауровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена).

Национальная экономика выступает как сложное и многомерное общегосударственное формирование, которое обладает многочисленными признаками:

Ne = (А1, А2, А3, Аn) (1)

где Ne -- национальная экономика;

А (от 1 до n) -- соответствующие признаки национальной экономики.

По линии производительных сил национальная экономика выступает как взаимосвязанная система отраслей и видов производств.

С таких позиций национальная экономика обнаруживается как единый технико-производственный комплекс, выступающий результатом общественного разделения труда. Такой комплекс, или технико-производственная подсистема, возникает на основе устойчивых взаимосвязей между отдельными видами производств в рамках конкретной страны.

Технико-производственная подсистема отражает достигнутый уровень развития производительных сил. В ее границах непосредственно реализуются технологические, организационные и другие факторы развития. Кроме того, данная подсистема испытывает непосредственное воздействие со стороны таких внешних факторов развития, как природно-климатический, геополитический, интеграционный, географический и т. д.

Перед национальной экономикой ставятся цели:

  • 1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов.
  • 2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.
  • 3. Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты -- величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.
  • 4. Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.

Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, территориальную структуры и инфраструктуру национальной экономики. Воспроизводственная структура отражает ее деление на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводятся сами и в результате своей деятельности воспроизводят потоки товаров и услуг между ними. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы воспроизводственной структуры: домашние хозяйства, предприятия (предпринимательский бизнес), государство.

Особое место в воспроизводственной структуре занимает домашнее хозяйство. Оно является важной сферой национальной экономики, где потребляется значительная часть национального дохода, накапливаются огромные суммы денежных средств. Эта группа выступает основным поставщиком трудовых ресурсов.

Домашние хозяйства в республике не обладают большим потенциалом как потребители товаров и услуг, и это отражает общую экономическую ситуацию даже при приросте ВВП в течение года на 10 %. Растущая дифференциация домашних хозяйств в трансформационной экономике является делом обычным, и это видно на примере наших семей, среди которых всего 0,6 % купили в этом году автомобиль или другие средства транспорта, и 1 % купили или построили недвижимость. Парадоксально, что при увеличении производства мебели в этом году на 42,6 %, всего 3,4 % домашних хозяйств обзавелись этой мебелью. Это весьма скромные показатели, свидетельствующие о недостаточно высоком уровне жизни. Для наших бюджетов неизвестным событием является покупка акций или иных ценных бумаг, т.к. 3,3 % семей республики покупают валюту. Эта сумма превышает средний размер вкладов в банки в два раза, которые сделали 5 % семей населения республики.

Социальная структура национальной экономики означает деление ее на секторы -- совокупности социально-экономических единиц, объединенных определенными социально-экономическими отношениями. Национальную экономику можно разделить на подобные секторы по группам предприятий, населения, видам труда и другим признакам. Для экономической теории важное значение имеет деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности на средства производства. По этому критерию в Беларуси можно выделить следующие секторы: государственный (республиканский), муниципальный, частный, коллективный, смешанный и др.

Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на отрасли -- качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально- экономическому содержанию функции. В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, наука и др., причем каждая из них имеет подотрасли). Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, т.к. именно в отраслевом "разрезе" осуществляется планирование и прогнозирование, происходит учет статистических данных.

В структуре промышленности республики основное место принадлежит машиностроению, лесной, химической, легкой, продовольственной промышленности. Они дают 9/10 валового продукта промышленности республики. Ведущая отрасль -- машиностроение и металлообработка--имеет развитую многоотраслевую структуру: тракторо- и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение, электротехническая промышленность, станко- и приборостроение, производство вычислительной техники и др.

Территориальная структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы. Например, в РБ можно выделить западный и восточный экономические районы со своими территориально - производственными комплексами, занятостью населения, природными ресурсами и другими характеристиками.

Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо- и газоснабжение, связь и другие отрасли.

Структура внешней торговли характеризуется соотношением различных товарных групп в экспорте и импорте.

Структура любой национальной экономики имеет тенденцию к усложнению под влиянием НТП, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и отмирания старых, а также других факторов.

Национальные экономики отличаются друг от друга и по структуре. Различия обусловлены сложившимися подходами к формированию экономик, традициями в производстве и другими факторами.

Особенностью структуры национальной экономики Беларуси является то, что она сложилась в условиях бывшего СССР и поэтому содержит в себе все специфические черты разделения труда между республиками в едином народнохозяйственном комплексе страны. Так, для нее характерны высокая степень развитости и концентрации металлообрабатывающих предприятий, сборочных производств, предприятий химической промышленности и др., отличающихся высокой металлоемкостью, энерго- и ресурсоемкостью. Республика фактически представляет собой "сборочный цех" бывшего Союза и поэтому промышленность для нормальной работы нуждается в постоянных поставках комплектующих изделий из других стран СНГ.

Сельское хозяйство в соответствии с прежними общесоюзными пропорциями специализируется на производстве мясо - молочной продукции, льна и картофеля. Структурные преобразования в сельском хозяйстве связаны с реорганизацией колхозов и совхозов, появлением фермерских хозяйств и т. п.

Сфера нематериального производства представлена высококвалифицированными научными кадрами, академическими и другими научно-исследовательскими институтами, развитой системой здравоохранения, культуры, искусства и др.

В непроизводственной сфере ведущее место по затратам принадлежит военно-промышленному комплексу. Беларусь была западным рубежом СССР и поэтому по количеству военной техники, приходящейся на одного жителя, превосходит все остальные западноевропейские страны. В настоящее время решается задача перевода оборонной промышленности на мирные рельсы, т. е. осуществление конверсии, проведение разоружения, сокращение военного бюджета.

Таким образом, структура национальной экономики Республики Беларусь является довольно динамичной. Это проявляется в постоянном видоизменении отраслей. Сегодня можно видеть тенденции к централизации отдельных предприятий в концерны, холдинги и т.д. Что касается доли отдельных отраслей в ВВП, то сегодня можно видеть постоянный рост доли услуг, что является общемировой тенденцией.

Экономика любого государства – это единая система взаимосвязанных отраслей. В условиях рыночной экономики предприятие является основной хозяйствующей единицей, которая характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в системе национальной экономики. Экономика страны – сложный и динамичный организм. Она может быть представлена различными структурами, что обусловлено многообразием процесса производства. Структура отражает строение экономики, соотношение ее подсистем и звеньев, пропорции и взаимосвязи между ними (возникновение новых отраслей и отмирание старых). Изучение различных структур связано с выяснением места и роли в народном хозяйстве составляющих его комплексов и оптимизацией структур.

При рассмотрении национального хозяйства в различных исследованиях обычно используют такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.

С позиций создания совокупного общественного продукта и национального дохода в общественном производстве выделяют две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.

К материальному производству относят: промышленность;

Сельское и лесное хозяйство;

Грузовой транспорт;

Связь (обслуживающую материальное производство);

Строительство;

Торговлю;

Общественное питание;

Информационно-вычислительное обслуживание;

Прочие виды деятельности материального производства.

Непроизводственная сфера включает:

Жилищно-коммунальное хозяйство;

Пассажирский транспорт;

Связь (обслуживающую организации непроизводственной сферы и население);

Здравоохранение;

Физическую культуру;

Социальное обеспечение;

Народное образование;

Культуру и искусство;

Науку и научное обслуживание;

Кредитование и страхование;

Деятельность аппарата органов управления.

В настоящее время эта система структур включает сотни тысяч объединений, предприятий и организаций производственной и непроизводственной сфер.

В зарубежных странах для обобщающей характеристики экономических процессов составные элементы хозяйственного комплекса сгруппированы в крупные секторы экономики.

Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение.

Выделяют секторы предприятий, государственных учреждений, домашних хозяйств и внешний сектор.

Сектор предприятий включает в себя сектор нефинансовых предприятий и сектор финансовых предприятий. В сектор нефинансовых предприятий входят как коммерческие предприятия, производящие товары (услуги) с целью получения прибыли, так и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они в свою очередь подразделяются на государственные, частные и иностранные нефинансовые предприятия. Сектор финансовых предприятий охватывает коммерческие и некоммерческие организации, занятые финансовым посредничеством и страхованием, а также вспомогательной деятельностью в этой области. К ним относятся: Банк России, коммерческие банки, инвестиционные и инновационные фонды, благотворительные и спонсорские фирмы, лизинговые организации, фондовые биржи, страховые корпорации и пенсионные фонды.

Сектор государственных учреждений представляет собой совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной власти, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций. Он имеет федеральный, региональный и местный уровни.

Сектор домашних хозяйств объединяет в основном потребляющие единицы, т. е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими. Этот сектор состоит из нескольких подсекторов. Хозяйства делятся по роду занятий, отрасли труда, образованию и квалификации лица, признанного его главой. В зависимости от вида доходов (наибольшего источника доходов) можно отметить следующие подсекторы: работодатели, работающие по найму, получатели доходов от собственности. В подсектор могут группироваться домашние хозяйства по размеру общего дохода, числа членов или месту расположения.

Внешний сектор, или сектор «остальной мир», – это совокупность институциональных единиц – нерезидентов данной страны (т. е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.

Различают также государственный и частный секторы. Первый объединяет предприятия, организации и учреждения, находящиеся в государственной собственности и управляемые государственными органами. На частный сектор контроль государства не распространяется.

По отношению к рынку можно выделить рыночный и нерыночный секторы экономики. Рыгночныгй сектор – это производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим влияние на спрос, а также обмен товарами и услугами по бартеру, запасы готовой продукции, а также оплата труда в натуральной форме. Нерыгночныгй сектор включает производство продуктов и услуг, которые используются непосредственно производителями или владельцами предприятия, или передачу их другим потребителям бесплатно или по ценам, не оказывающим влияния на спрос.

Секторы экономики в свою очередь складываются из однородных видов экономической деятельности – отраслей. По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товарыг, и отрасли, оказыгвающие услуги.

К первым относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская деятельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т. д.). Ко вторым – образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и др. Во всех развитых странах наблюдается тенденция повышения доли сферы услуг в структуре ВВП.

1.2. Отрасли экономики и межотраслевые комплексы

Сферы экономики, как уже отмечалось, подразделяются на специализированные отрасли. Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса развития общественного разделения труда. Оно выражается в трех формах:

Частное;

Единичное.

Общее выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт.

Частное проявляется в обособлении отдельных отраслей и производств внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства.

Единичное находит свое отражение в разделении и организации труда непосредственно на предприятиях.

Производство той или иной продукции становится самостоятельной отраслью или самостоятельным производством при условии наличия ряда однородных предприятий, специально занятых изготовлением отдельных видов продуктов. Отрасль можно рассматривать как совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение. Кроме общности выпускаемой продукции и удовлетворяемых потребностей предприятия одной отрасли характеризуются общностью технологии производства, основных фондов, профессиональной подготовкой рабочих кадров.

Таким образом, отрасль – совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью сферы деятельности в системе общественного разделения труда, выпускаемой продукции, технологии производства, использования ресурсов (сырья, основных фондов, профессиональных навыков работников).

В настоящее время насчитывается более 350 отраслей и видов производств. Динамика распределения предприятий и организаций по основным отраслям экономики с 1998 по

2002 г. приведена в табл. 1. В 2002 г. в экономике страны наибольший удельный вес в общем числе предприятий составили предприятия и организации, функционирующие в торговле и общественном питании, – 35,4 % (где значительную долю занимают малые предприятия), в промышленности – 11,2 %, в сельском хозяйстве – 8,7 %, в строительстве – 9,5 %.

Одной из целей деления национальной экономики на отрасли является сопоставимость статистической информации на международном уровне. В связи с этим с 1 января 2003 г. введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), предусматривающий классификацию видов экономической деятельности, принятую в Европейском экономическом сообществе.

Развитие экономики, дальнейшее углубление специализации ведет к формированию новых отраслей и видов производства, одновременно идут процессы кооперации и интеграции. Это приводит к устойчивым связям между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Таблица 1


Межотраслевой комплекс – интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, различных стадий производства и распределения продукта.

Межотраслевые комплексы возникают внутри отдельных отраслей экономики и между различными отраслями. Например, в составе промышленности функционируют такие комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и др. Более сложной структурой отличаются строительный и агропромышленный комплексы, объединяющие разные отрасли национальной экономики.

Межотраслевые народно-хозяйственные комплексы подразделяются на целевые и функциональные.

Основу целевыгх комплексов составляют воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта, например, топливно-энергетический и агропромышленный комплекс, транспортный комплекс и др. В основу функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции (инвестиционный, научно-технический, экологический комплексы).

Комплексность, т. е. единение растущего многообразия, является следствием качественного роста общественного характера производства, его обобществления. Отрасли промышленности России объединены в следующие комплексы!:

1) топливно-энергетический;

2) металлургический;

3) машиностроительный;

4) химико-лесной;

5) агропромышленный;

6) социальный (производство товаров народного потребления в легкой промышленности);

7) строительный комплекс (промышленность стройматериалов).

Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных комплексов. Топливно-энергетический комплекс представляет собой интегрированную систему угольной, газовой, нефтяной, торфяной, сланцевой промышленности, энергетики, отраслей по производству энергетического и других видов оборудования, объединенных общей целью в удовлетворении потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии. В него входят более 2000 предприятий и акционерных обществ. Россия является единственной крупной промышленно развитой страной, которая полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и осуществляет экспорт топлива и электроэнергии в значительных объемах. Доля экспорта продукции ТЭК составляет около 50 % от экспортного потенциала страны, налоговые поступления от структур ТЭК достигают 55–65 % суммарного сбора налогов, хотя в объеме валового продукта их доля около 15 %. Однако и в нашей стране наиболее экономное и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, как и всех других видов материальных ресурсов, приобретает особое народно-хозяйственное значение. Это необходимо учитывать при рассмотрении резервов повышения эффективности деятельности предприятий.

Агропромышленный комплекс отличается от других межотраслевых комплексов тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики. АПК включает сельское хозяйство, отрасли перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для легкой и пищевой промышленности, производство минеральных удобрений, средств защиты растений, ветеринарных препаратов; строительство объектов производственного назначения, включая мелиоративное и водохозяйственное. В деятельности АПК принимает прямое или косвенное участие около 80 отраслей. Входящие в АПК отрасли объединены общей конечной функцией – снабжением страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Обеспечение продовольственной безопасности – главная задача АПК.

В практике планирования и учета определяется отраслевая структура, т. е. нахождение удельного веса отдельных отраслей в общем объеме производства продукции или в общей стоимости основных производственных фондов, или в общей численности работающих.

1.3. Совершенствование структуры экономики России

Структура национального хозяйства не является постоянной. Она может изменяться стихийно или под воздействием регулирующей деятельности государства. Изменение структуры национальной экономики, ее секторов, отраслей происходит под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Внешними факторами принято считать конкуренцию со стороны иностранных производителей и внешнеэкономическую конъюнктуру – состояние мировых рынков по отдельным видам товаров, в том числе мировые цены на нефть. Внутренние факторыг включают: конкурентоспособность выпускаемой продукции, инвестиционную активность, производственный потенциал, а также уровень платежеспособного спроса.

Основные методы государственной структурной политики включают государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам, группам отраслей. Необходимость структурной перестройки в России обусловлена сменой приоритетов в экономике при переходе от административно-командной системы к рыночным отношениям. Прежняя структура отражала высокий уровень огосударствления и монополизации производства, приоритет добывающих отраслей и военно-промышленного комплекса в ущерб отраслям, обеспечивающим потребительский рынок. Намечаемыми структурными сдвигами в промышленности предусмотрено снижение доли добывающих отраслей (с 16 % в 1995 г. до 10 % в 2010 г.) с соответствующим повышением доли перерабатывающих отраслей.

На период до 2010 г. разработана государственная программа стратегического развития для отдельных отраслей и производственных групп. Так, в нефтедобывающей промышленности основным направлением будет продолжение создания вертикально интегрированных формирований, осуществляющих не только добычу, но и переработку нефти. На предприятиях черной металлургии основным направлением совершенствования структуры предусматривается расширение ассортимента и повышение качества металлопроката. Для этого необходимо техническое перевооружение за счет применения прогрессивных технологий и оборудования, так как прогнозируемый рост мировых цен на металл повысит привлекательность данной отрасли для инвесторов, что будет способствовать финансовому оздоровлению этих предприятий.

Для отраслей с высоким научно-техническим уровнем (ракетно-космическое производство, атомная промышленность, тяжелое станкостроение, биотехнологии и др.) предполагается прямая государственная поддержка в виде государственных инвестиций, закупок и субсидий, экспортных кредитов. Основными направлениями структурной перестройки в России являются свертывание и перепрофилирование недееспособных предприятий, увеличение выпуска продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках, создание условий для развития перспективных видов деятельности, формирующих реальный экономический потенциал страны.

Наличие в нашей стране богатых природных ресурсов, высокого научно-технического и кадрового потенциала позволяет решать проблемы структурной перестройки в соответствии с современными требованиями. К ним относится, например, общемировая тенденция опережающего роста доли обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими. Однако в структуре отечественной промышленности это направление пока реализуется очень медленно. Россия на международной арене все еще остается поставщиком топливных и сырьевых ресурсов и потребителем готовых промышленных изделий. Глубокая структурная перестройка (отраслевая, региональная, технологическая, организационная, управленческая, социальная) должна способствовать устойчивому экономическому росту и на этой основе обеспечить высокий уровень жизни населения России.

Выводы

1. Национальная экономика подразделяется на различные сферы и секторы. В зависимости от участия в формировании ВВП рассматривают сферу материального производства и непроизводственную сферу. Для обобщающей характеристики экономических процессов в мировой практике используется деление на секторы (сектор нефинансовых предприятий и финансовых предприятий, сектор государственных учреждений, сектор домашних хозяйств и внешний сектор).

2. В зависимости от формы собственности в экономике различают государственный и частный секторы; по отношению к рынку выделяют рыночный и нерыночный секторы. Структура национальной экономики – это соотношение между ее составляющими: между отдельными сферами, секторами, отраслями.

3. Отраслевое деление экономики является результатом развития общественного разделения труда. Отрасль – это совокупность предприятий и организаций с общностью сферы деятельности, выпускаемой продукции, технологии и используемых факторов производства.

4. Межотраслевые комплексы могут возникать как внутри отрасли (например, топливно-энергетический комплекс – внутри промышленности), так и объединять разные отрасли (агропромышленный комплекс включает сельское хозяйство и отрасли промышленности). Межотраслевые комплексы делятся на функциональные и отраслевые.

5. Изменение структуры национальной экономики происходит под влиянием рыночных механизмов и под воздействием государственной структурной политики. Процессы, происходящие в экономике, необходимо учитывать при разработке перспектив развития предприятия с целью повышения его конкурентоспособности.

План лекции 1. Национальная экономика. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве. Национальное богатство 2. Основные макроэкономические показатели 3. Система национальных счетов: сущность и структура

1. Национальная экономика. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве. Национальное богатство

Национальная экономика Национальная экономика - это совокупность экономических субъектов и связей между ними, характеризующаяся хозяйственной целостностью, общностью в определенных временных и пространственных рамках.

Основные признаки национальной экономики 1) наличие тесных экономических связей между хозяйствующими субъектами страны на основе разделения труда; 2) единая экономическая среда, в которой действуют хозяйствующие субъекты; ее образуют: а) единое хозяйственное законодательство; б) единая денежная система; в) общая финансовая система; 3) общий экономический центр, контролирующий деятельность хозяйствующих субъектов. Этим центром выступает государство; 4) общая система экономической защиты. Это своего рода экономические границы в виде экспортно-импортных пошлин, квот и т. д.

Важную роль в развитии национальной экономики играет государство. Его основные экономические функции: 1) Формирование правовой основы экономической деятельности хозяйствующих субъектов. 2) Защита и развитие цивилизованной конкуренции; 3) Организация производства товаров и услуг общественного пользования (образования, медицинского обслуживания, обороны, внутренней безопасности). 4) Перераспределение доходов (с помощью налоговой системы) через трансфертные платежи; 5) Осуществление макроэкономической стабильности.

Государственная политика призвана сглаживать экономические колебания и способствовать: 1) экономическому росту; 2) стабильности цен; 3) достижению полной занятости.

Национальное богатство Национальное богатство - это стоимость всех запасов, накопленных в данном обществе, материальных ценностей, созданных человеческим трудом для производства и потребления, запасов драгоценных металлов и камней, валюты, долгов других стран и собственности данной страны в зарубежных странах за вычетом долгов данного государства. Важные составляющие Национального богатства - нематериальные ценности: уровень квалификации трудоспособного населения, достижения науки, техники, культурные ценности и прошлый опыт.

Макроэкономические показатели Валовая продукция (ВП). Промежуточное потребление (ПП). Валовой внутренний продукт (ВВП). Валовой национальный продукт (ВНП). чистый национальный продукт (ЧНП). Национальный доход (НД). Личный доход (ЛД). Располагаемый доход (РД) и др.

Валовая продукция (ВП) Валовая продукция (ВП) - это показатель, характеризующий объем продукции, произведенной в той или иной отрасли, в стоимостном (денежном) выражении; Валовая продукция (ВП) рассчитывается в сопоставимых и текущих ценах. Показатель ВП используется при определении размеров и темпов роста общего объема производства по стране в целом, а также по отдельным отраслям, предприятиям и т. п. Показатель ВП используется также для расчета производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости и т. д.

Промежуточное потребление (ПП) Промежуточное потребление (ПП) — это стоимость материалов и нематериальных услуг потребленных в процессе производства товаров и услуг (за исключением потребления основных фондов).

Валовой внутренний продукт (ВВП) Валовой внутренний продукт (ВВП) — отражает стоимость всех продуктов и услуг, созданных на территории данной страны в течение определенного срока, за вычетом промежуточного потребления.

Потребление основного капитала (ПОК) Представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его морального и физического износа. ПОК — это сумма амортизации основных средств за год во всех отраслях народного хозяйства + недоамортизированная стоимость выбывших основных фондов.

Валовой национальный доход. Псцрын ДДВВПВНД. СД ПД чистые доходы от собственности, полученные из-за границы; чистые предпринимательские доходы, полученные из-за границы.

Номинальный ВНП - сумма конечных товаров и услуг в текущих рыночных ценах. Реальный ВНП- стоимость товаров и услуг, пересчитанная в постоянных ценах т. е. в ценах базового периода. Дефлятор ВНП - это отношение номинального объема ВНП к реальному.

Национальный доход (НД) Национальный доход (НД) - общий доход, полученный поставщиками ресурсов за их вклад в создание ВНП. Национальный доход включает все виды доходов (заработную плату, ренту, процент, прибыль).

Личный доход (ЛД) и располагаемый доход (РД) Личный доход (ЛД) - весь доход, заработанный человеком, в т. ч. трансфертные платежи. Располагаемый доход (РД) - личный доход, остающийся после уплаты налогов, используемый на потребление и сбережения.

Взаимосвязь важнейших макроэкономических показателей валовой национальный продукт (ВНП) – амортизация (А) = чистый национальный продукт (ЧНП) чистый национальный продукт (ЧНП) – косвенные налоги (КН) = национальный доход (НД) национальный доход (НД) – прямые налоги (ПН) – внебюджетные взносы (ВВ) + трансфертные платежи (ТП) = личный доход (ЛД) личный доход (ЛД) – подоходный налог физических лиц (НДФЛ) = располагаемый доход (РД) располагаемый доход (РД) = потребление + сбережение

Методы расчета ВВП 1) по доходам - суммируются доходы частных лиц, акционерных обществ и частных предприятий, а также доходы государства от предпринимательской деятельности; 2) по расходам - суммируются расходы на личное потребление, на государственные закупки (государственные потребности), на капитальные вложения и сальдо внешней торговли; 3) по добавленной стоимости (производственный метод) - суммируется совокупность условно чистой продукции всех сфер экономики. СНППцосновв. ВВВВП). (

Система национальных счетов Система национальных счетов - система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических явлений и процессов; дает сведения о всех стадиях экономического кругооборота - производстве и обмене, первичном и вторичном распределении (перераспределении), потреблении. Система национальных счетов - это система таблиц в форме бухгалтерских счетов, характеризующих процесс производства, распределения и конечного использования совокупного общественного продукта и ВВП за год. Как и в бухгалтерских счетах, здесь строятся разнообразные балансы.

Основные этапы развития СНС В настоящее время все государства мира используют систему национальных счетов (СНС), разработанную статистической комиссией ООН в 1953 г. Основные этапы развития СНС Этап 1 - 1930 -е гг. - зарождение СНС в развитых странах Запада. Этап 2 - 1940 -1950 -е гг. - формирование СНС. ООН опубликовала первый международный стандарт ВВП. Этап 3 - 1968 г. - принятие вариантов СНС - Голубой книги. Этап 4 - начало 1980 -х гг. - совершенствование методологии СНС. Этап 5 - начало 1990 -х гг. - принятие новой СНС, включающей пять секторов (групп экономических единиц).

Классификация институциональных единиц по секторам Различают следующие укрупненные секторы: — нефинансовые предприятия; — финансовые учреждения; — органы государственного управления; — некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; — внешнеэкономические связи («остальной мир»).

Сектор «нефинансовые предприятия» Это институциональные единицы, основной функцией которых является производство продуктов и нефинансовых услуг для реализации по ценам, возмещающим издержки производства (хозрасчетные единицы), хотя в ряде случаев часть издержек может покрываться за счет субсидий и дотаций из госбюджета. Ресурсы этих единиц формируются в основном за счет поступлений от реализации продукции. К данному сектору условно относятся также предприятия, полностью финансируемые за счет госбюджета, но занятые производством продуктов (предприятия лесного и водного хозяйства и т. п.). В этот сектор включаются предприятия независимо от формы собственности: государственные, акционерные, арендные, совместные кооперативные и частные. Включаются и общественные (некоммерческие) организации, создаваемые различными группами производителей, которые финансируют свои издержки за счет взносов предприятий (например, различные ассоциации предпринимателей и т. д.).

Сектор «финансовые учреждения» Это институциональные единицы, занятых финансовыми операциями на коммерческой основе (коммерческие кредитные учреждения) и операциями по страхованию (страховые учреждения), независимо от формы собственности. Под производственной деятельностью в данном секторе понимаются финансовое посредничество (оказание финансовых посреднических услуг) и вспомогательная финансовая деятельность. Финансовые посредники (банки) берут обязательства по своим собственным счетам на финансовых рынках, которые возникают в результате заимствования средств, затем предоставляемых ими в качестве кредитов на разные сроки и на разных условиях другим институциональным единицам.

Сектор «органы государственного управления» Это институциональные единицы, занятые предоставлением нерыночных услуг, предназначенных для коллективного потребления, а также перераспределением национального дохода и богатства. К данному сектору относятся: — государственные учреждения и организации, в основном финансируемые из госбюджета и занятые в области общего управления финансов, регулирования и планирования экономики, научно-исследовательской деятельности, защиты окружающей среды, обороны, поддержания внутреннего порядка, а также в области бесплатного или льготного обслуживания населения в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и искусства, социального обеспечения; — фонды (организации) социального страхования; — государственные, центральные, региональные и местные банки, основными функциями которых являются предоставление финансовых услуг органам государственного управления, а также выпуск банкнот, ценных бумаг и чеканка металлических денег, хранение запасов золота и иностранной валюты; — государственные сберегательные банки, осуществляющие финансовое обслуживание домашних хозяйств; — некоммерческие общественные организации, обслуживающие население, если они финансируются и контролируются государственными учреждениями.

Сектор «некоммерческие организации Это институциональные единицы, занятые оказанием нерыночных услуг для особых групп домашних хозяйств. В этот сектор включаются организации, не контролируемые и не финансируемые государственными учреждениями. Их ресурсы складываются в основном из добровольных взносов и пожертвований домашних хозяйств и их дохода от собственности. К этому сектору относятся: — общественные организации, обслуживающие как индивидуальные потребности домашних хозяйств (главным образом, в области образования, здравоохранения, культуры и искусства, отдыха и развлечений, социального обслуживания и т. д.), так и их коллективные потребности — политические партии, профсоюзные организации и т. д.).

Сектор «домашние хозяйства» Данный сектор охватывает как потребителей так и предпринимательскую деятельность населения по производству продуктов и услуг, которую невозможно ни с юридической, ни с экономической точки зрения отделить от домашнего хозяйства ее владельца. В этот сектор включаются домашние хозяйства – резиденты данной страны независимо от их размещения и формы, в том числе подсобные хозяйства рабочих и служащих, членов кооперативов, индивидуальные крестьянские хозяйства и некорпорированных кустарей и ремесленников, частные предприятия, не имеющие независимого юридического статуса.

Сектор «остальной мир» (внешнеэкономическая деятельность) охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны.

Принципы СНС Принципы системы национальных счетов: 1) балансирование доходов и расходов по методу двойной записи; 2) стоимостная оценка всех товаров и услуг; 3) раздельный учет на специальных счетах финансовых и пере- распределительных потоков.

СНС, реализуемая в РФ, включает счета внутренней экономики и счета внешнеэкономической связей К счетам внутренней экономики относятся: — счет производства; — счет образования доходов; — счет распределения первичных доходов; — счет вторичного распределения доходов; — счет использования национального располагаемого дохода; -счет операций с капиталом; финансовый счет. К счетам внешнеэкономических связей («остального мира») относятся: — счет текущих операций; — счет капитальных затрат; — счет товаров и услуг.

счет производства «использование» — промежуточное потребление — валовая добавленная стоимость (ВДС). «ресурсы» — валовой выпуск в факторных ценах — налоги на продукты и импорт за минусом субсидии

счет образования доходов «использование» — оплата труда (ОТ); — налоги на производство и импорт за минусом субсидии; — валовая прибыль экономики (валовые смешанные доходы). «ресурсы» — валовая добавленная стоимость (ВДС).

счет распределения первичных доходов «использование» — доходы от собственности, переданные остальному миру; — валовой национальный доход. «ресурсы» — оплата труда (ОТ); — валовая прибыль экономики (валовые смешанные доходы); — налоги на производство и импорт за минусом субсидии; — доходы от собственности, полученные от остального мира.

счет вторичного распределения доходов «использование» -Текущие трансферты, переданные остальному миру; -Валовой национальный располагаемый доход. «ресурсы» — Валовой национальный доход; — текущие трансферты, полученные от остального мира.

счет использования доходов «использование» — расходы на конечное потребление, в том числе по сектором экономики; — Валовое национальное сбережение. «ресурсы» — Валовой национальный располагаемый доход.

счет операции с капиталом «использование» — капитальные трансферты, переданные остальному миру; -валовое накопление основного капитала; — чистое кредитование (+), чистое заимствование (-). «ресурсы» — Валовое национальное сбережение; — капитальные трансферты, полученные от остального мира.

финансовый счет «Использование» — приобретение финансовых активов. «Ресурсы» — чистое кредитование (+), чистое заимствование (-); — принятые финансовые обязательства.

счет текущих операций «Остального мира» «Использование» — экспорт товаров и услуг; — конечное потребление домашних хозяйств – не резидентов на экономической территории страны; — оплата труда работников – резидентов нанимателями – не резидентами; — субсидии на производство продукции и импорт, полученные от остального мира; — доходы от собственности, полученные от остального мира; — текущие трансферты, полученные от остального мира. «Ресурсы» — импорт продуктов и услуг; — конечные потребления домашних хозяйств – резидентов за рубежом; — оплата работников — не резидентов резидентами; — налоги на производство, продукты и импорт, оплаченные остальному миру; — доходы от собственности переданные остальному миру; -текущие трансферты, переданные остальному миру; — сальдо текущих операций с остальным миром.

счет капитальных затрат остального мира «Использование» — сальдо текущих операций с остальным миром; — чистые покупки земли и нематериальных активов от остального мира; — капитальные трансферты, полученные от остального мира. «Ресурсы» — капитальные трансферты, переданные остальному миру; — чистые кредиты (+), чистые долги (-).

счет товаров и услуг «Использование» — промежуточное потребление; — расходы на конечное потребление; — валовое накопление основных средств; — изменение запасов материальных оборотных средств; — импорт товаром и услуг. «Ресурсы» — валовой выпуск; — налоги на продукты и импорт (+); — субсидии на продукты и импорт (-); — импорт товаром и услуг.