Экономическое развитие государств древнего востока. Экономика Древней Индии. Характеристика страны и ее народов

Совершенствование орудий труда, повышение их производительности, образование на этой основе прибавочного продукта имели глубокие социально-экономические последствия. Экономическая структура первобытного общества стала тесной для новой технической базы, тормозила ее развитие. Появление частной собственности, распространение обмена и зарождение на этой основе имущественного и социального неравенства способствовали образованию нового типа общества, появлению государства.

Первым обществом неравенства, где существовала эксплуатация, был рабовладельческий строй. Смена первобытнообщинного строя рабовладельческим началась на Востоке вIVтысячелетии до н.э.

Экономическое развитие стран Древнего Востока

Появившиеся в IV–IIIтысячелетиях до н.э.первые государства сложились на землях с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы. Обычно их называют государствами Древнего Востока. Это Шумер, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство. Особое место среди них занимает Древний Египет, история которого насчитывает более трех тысячелетий. Теплый климат в сочетании с плодородными, легко обрабатываемыми почвами, возможность ее орошения позволяли получать значительные урожаи даже при низком агрокультурном и техническом уровне земледелия. Формирование нового общества началось здесь до начала «железной революции», на основе палеолитической техники и орудий труда. Семья египетского крестьянина, например, получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей. А именно прибавочный продукт являлся главным условием рождения цивилизации.

Экономика Древнего Египта. Наиболее типичным обществом азиатского типа являлся Древний Египет. Древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли вVI–IVтысячелетиях до н.э. Поливное земледелие здесь достигло больших успехов. В это время была изобретена деревянная соха. Охотничий промысел был вытеснен скотоводством. Египтяне научились отливать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел. Но, главное, в это время начала развиваться бассейновая система орошения, которую могли создать лишь крупные земельные общины. Из среды общинников выделилась племенная знать. Выполняя роль организатора работ и распорядителя земель, она со временем захватила власть.

Выделение общинной верхушки, усиливавшаяся дифференциация сельского населения способствовали появлению первых государств, которые в Египте назывались по-гречески номами. На рубеже IV–III тысячелетий до н.э. из ранее враждовавших Верхне- и Нижнеегипетского царств было создано единое государство – Древний Египет.

Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной судоходной артерией. Египет располагал полезными ископаемыми.

Хозяйственную основу Египта составляло поливное (ирригационное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригационных сооружений и поливных работ с примитивной техникой обработки земли. Землю обрабатывали мотыгой и примитивным плугом. Сеяли ячмень, пшеницу, лен. Сельское хозяйство носило специализированный характер. Верхний Египет стал центром земледелия, а Нижний – скотоводства, садоводства и виноградарства. Еще в глубокой древности в Египте сложилась ирригационная система, делившая поля на «верхние» и «нижние». «Нижними» назывались поля, затопляемые во время разлива Нила, на них строили земляные запруды (дамбы) для сохранения воды. На верхние поля, куда во время разлива вода не доходила, ее приходилось поднимать при помощи «журавлей-шадуфов» и водяных колес. Ремонт дамб, очистка каналов, регулирование последовательности многократного полива полей, полевые работы, связанные с режимом орошения, – все это могло существовать лишь при жестком соблюдении графика, при постоянном контроле и управлении из единого центра, осуществляемых государством. Древневосточное государство, таким образом, возникло из необходимости объединения сил земледельцев-общинников для строительства оросительных систем.

Отличительной чертой восточного типа хозяйства являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Фараоны, общинная знать (номархи) занимали господствующее экономическое положение.В царских, храмовых и частных хозяйствах трудились рабы и зависимые общинники. В период голода храмы открывали для земледельцев свои зернохранилища, а общинники за это должны были работать на «полях бога».

Царское хозяйство, поставлявшее все необходимое для «дома фараона», было достаточно развитым. Фараоны контролировали храмовые хозяйства, конфисковывали общинные пустоши. Расширение государственного хозяйства сопровождалось раздачей земель сановникам. Появились хозяйства вельмож. Их земли обрабатывали «рабочие отряды», которым выделялся тягловый скот, семена для посева.

Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность – вести общее хозяйство, превратив ее в государственную трудовую повинность. Посредством общественных работ восточные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях труд рабов играл второстепенную роль – он носил «домашний характер». Рабы исполняли в основном обязанности слуг. Лишь в последний период истории Древнего Египта – вXVI, XIIвв. до н.э. – рабов начали использовать в качестве ткачей, гончаров и т.д. В «азиатских» общинах не было необходимости в дополнительной рабочей силе. Напротив, там существовал избыток трудовых ресурсов. В период прекращения сельскохозяйственных работ, связанных с разливом рек, население нужно было чем-то занять. Поэтому, не случайно, почти все древневосточные государства вели строительство грандиозных культовых и светских сооружений – пирамид в Египте, башен-зиккуратов и висячих садов в Месопотамии и т.д. В условиях избыточности трудовых ресурсов применение труда рабов в сельскохозяйственном производстве было бессмысленным.

Земледельцы-общинники – это даровая рабочая сила, которую не нужно покупать, кормить, одевать. Труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. В отличие от рабов античных государств, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в частных интересах, эта огромная трудовая армия применялась централизованно для государственных (общественных) работ: при строительстве оросительных систем, дорог, культовых сооружений. Ведение, управление этими работами требовали мощного государственного аппарата. В Древнем Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства, в основном для распределения трудовой повинности.

Каждый крестьянин должен был определенную часть года отработать на государственных работах – на полях фараона и храмов, строительстве оросительных систем, пирамид и храмов. Трудовые повинности в пользу фараона имели огромное значение для экономики Древнего Египта. Существовало даже «ведомство поставщика людей» с тюрьмой для уклонявшихся от повинностей. Государственные повинности распространялись на все население. Сохранились записи об организации людей в «пятерки» и «десятки» во главе с «руководителем работ». Выполнение работ контролировалось особыми чиновниками – «счетчиками людей». Кроме того, существовало разветвленное ведомство по сбору налогов. Особая роль государства с громадным аппаратом управления обусловила особый тип бюрократии. Макс Вебер не без остроумия отмечал, что в Египте бюрократическая централизация никогда не могла бы достичь той степени совершенства, которой она достигла, без естественного разлива Нила.

Для Египта, как и для других «восточных обществ», характерна высокая степень централизации экономики : централизованно распределялась основная масса произведенного продукта; чиновники учитывали урожай и количество скота; общинники, работавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ.

Управление ирригационной системой в восточных странах носило сверхцентрализованный и деспотический характер. Более того, верховные правители считались живыми богами на земле. Этим объясняется чрезвычайная экономическая роль, которую выполняли храмы, жрецы, хранившие и интерпретировавшие информацию по управлению ирригационными системами.

Все эти особенности «азиатского способа производства» сохранялись на Востоке очень долго.

Восточные общества – это общества с жесткой иерархией . Собственность и власть в Древнем Египте были слиты воедино. На вершине пирамиды находился фараон. Его абсолютная, деспотическая власть освящалась религией.

Все чиновники целиком находились в зависимости от фараона, получая от него жалованье деньгами или натурой. Нередко жалованье было единственным источником их дохода. Часть чиновников и военачальников владела земельными участками, дворцами, слугами, но лишь до тех пор, пока состояла на службе. Фараон мог лишить их этих благ, если они становились ему неугодными. Социальное положение, богатство зависели не от природных качеств, профессионализма, предприимчивости, деловитости человека, а от близости к вершине пирамиды – чем ближе к ней, тем большими благами, возможностями, в том числе экономическими, он обладал.

Государственным характером хозяйства определялось и положение земледельца . Он жил в собственном доме с семьей и вел хозяйство, но даже зерно для посева, рабочий скот для обработки земли он получал на время от государства. Выращенный урожай фактически находился в распоряжении государства: земледельцу оставляли ровно столько, сколько было необходимо для жизни его семьи. Большая часть шла на государственные склады.

Ремесло носило централизованный характер. Нужно отметить, что в ремесле в течение долгого времени металл не вытеснял камень.

Египтяне знали бронзу, но она была материалом для украшений и оружия, а не для изготовления орудий труда. В конце истории Древнего Египта появилось железо, считавшееся драгоценным металлом. Кроме ремесленника, работавшего дома или в собственной мастерской, существовали крупные государственные предприятия с подетальным разделением труда. Помимо стекольных, текстильных, гончарных мастерских имелись дворы «молольщиц муки», хлебопекарни, «общественные кухни», выпускавшие готовую пищу, которой, например, кормили строителей пирамид.

Успехи хозяйственного развития способствовали росту торговли . Юг Египта поставлял скот, а север – зерно. Кроме того, стали эксплуатироваться завоеванные территории Ливии, Нубии, Синая. Египетские купцы покупали там медь, золото, эмаль, слоновую кость, кожи, шерсть, древесину. Египтяне получали олово и свинец из Малой Азии, а медь с Кипра. Разбогатевшее купечество занималось ростовщичеством. Немало богатств поступало в виде военных трофеев или дани, взимаемой с побежденных народов.

Огосударствление экономики, тотальная регламентация общественной жизни, ее бюрократизация были связаны с важнейшей чертой египетского, восточного общества в целом – стремлением к стабильности и неизменности во всем: экономике, социально-культурной и политической жизни. Подобно тому как без общины не могла выжить отдельная семья, так и сами общины не могли обойтись без государства, поэтому они были кровно заинтересованы в консервации отношений с верховной властью. Сохранению в незыблемости, неизменном состоянии всей системы общественных отношений подчинялась материальная и духовная деятельность людей. Поддержанию стабильности восточного общества служили деспотизм правителей, религия, обычаи и законы.

Стремление к неизменности наложило отпечаток на развитие труда и человека в Древнем Египте. Экономика почти не развивалась, постоянно воспроизводя прежние формы и отношения. Такое положение в экономике называется стагнацией .

Таким образом, для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты:

  • 1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и других сферах занимались люди, считавшиеся свободными.
  • 2. Земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности.
  • 3. Между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданства, т.е. отсутствовали права при безусловном несении повинностей в пользу государства.
  • 4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом восточного рабства».
  • 5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы.

Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации.

2 этапа. 1й длится более 2х млн лет. Закончился 45-40 тыс. лет назад. Появляются зачатки разделения труда между мужчиной и женщиной, заложены основы речевого общения. Основная социальная единица – прообщина. 2 этап – около 40 тысяч лет. С 45 тысячелетия до н.э. – 8 тыс. Складывание поведенческих норм и обычаев.

Теории развития:

· Эволюционная. (современный человек появился 40-35 тыс лет назад). Антропогенез – процесс вычленения современного человека из животного мира.

· Теория творения.

· Теория внешнего воздействия.

4. Раскройте сущность, причины и последствия неолитической революции.

Неолитическая революция – переход от присваивающей формы хоз-ва к производящим. 8-5 тыс. лет назад началось складывание экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Гордон Чайлд – назвал это НР.

Последствия: 1.Возрастает численности и плотность населения 2.Формируется новый образ жизни 3.Стали появляться излишки продуктов питания длительного хранения => люди, кот. могли заниматься управлением. Начинают складываться соседские земледельческие общины с родственными связями, кот затем объединились в фратрии (богатства).

Ранние цивилизации называются первичными их отличительные признаки: 1.Ремесло отделилось от сельск. хоз-ва 2. Появились города 3.Началось расслоение общества 4.Сформировались гос-ва 5.Созданна письменность

5. Раскройте особенности и укажите функции деспотической системы правления в цивилизациях Древнего Востока.

Деспотия – тип гос-ва, кот предполагает неограниченную власть, нестеснённую никакими правилами и законами, опирается на военный аппарат. С конца 4го тыс. появляются 1е цивилизации. Выделяют 3 зоны периода древних гос-в: 1.Евро-афро-фзиатская с центрами в долине реки Нил, междуречья Тигра и Евфрата, на Крите и Пелопоннесе (Египет, Вавилон, Ассирия)2.Южно-азиатская в бассейне Инда (Индия)3.Восточно-азиатская по берегам Хуанхэ (Др. Китай)

Особенности политического развития: 1 .Исключитльное положение правителя (фараон, царь, император) Глава гос-ва обладал законодательной судебной властью, был бесконтролен. Он являлся верховным собственником всей земли и верховным жрецом 2 .Политика принуждения 3. Строгая иерархичность (расположение чинов) Общество делилось: - во главе правитель - высший слой знати – жрецы (родовая и военная аристократия)- чиновники- купцы- воины- ремесленники- свободные общинники-крестьяне. Община определена нормы и контролировала их выполнение. Она была самодостаточной и замкнутой. Круговая порука – если 1 крестьянин не может платить налоги на землю, то вся община платила за него. - рабы (долговое – за долги и домашнее рабство – попали в плен) 4. Общественно – государственная собственность (земля)



Социально-экономическое, политическое и духовное развитие цивилизация Древнего Востока.

Политическое: Деспотия (абсолютное преобладание государства над обществом, неограниченная власть царя, бесконтрольность, нестесненность власти законом, глава обожествлялся, собственные земли. Осуществление политики принуждения. Древний Восток – заложенный основы дипломатии.

Признаки: Экономические уклады были однотипными. 2. Основным занятием населения было сельское хозяйство. 3. Развивались ремесло, строительство, хозяйственный связи.

Социальные: Рабство было, но не рабы были ведущей силой, ею были общины.

Культура: обработка железа, стали, порох, бумага, обработка стекла. Шумера – изобретено колесо. Египет – календарь, астрономия. В цивилизациях Древнего Востока зародилась школа.

6. Укажите периодизацию и раскройте особенности социально-экономического и политического развития Древней Греции.

7. Укажите периодизацию и раскройте особенности социально-экономического и политического развития Древнего Рима.
6 век до н.э. - 5 век н.э.

3 этапа: 1й - ранняя античность 6 по 4 век до н.э. 2й - эпоха эллинизма(эллины-греки) расцвет. Др. Греции 4 - 2век до н.э. 3й - римское господство 2 век н.э. по 476г. н.э. 476г.- распад Римской Империи

Общие черты древних Рима и Греции:

1. заложили основы демократии

2. опыт разрушения демократических институтов

3. заложены основы судебной системы, которая стала отдельной ветвью власти

4. 1й опыт гражданского права в Риме - законы 12-ти таблиц

5. 1й опыт организации полит. партий и партийной борьбы (одни за цезаря, другие - оппозиция в лице сената) 6. изменяется содержание функций гос-ва (война)

7. 1й опыт создания межгосударственных союзов. Во 2й половине 6 века до н.э. по инициативе и под руководством Спарты создан пелопонесский союз полисов.

В ответ в 478г. до н.э. Афины создают союз приморских городов малой Азии - Делосская Симархия. Социально-экономические особенности:

А) В процессе колонизации 3 периода:

1 - мирное заселение пустующих земель греками

2 - завоевания Ал. Македонского

3 - завоевания Римской Империи

Б) В период античности изменилась система профессиональной стратификации

594г. до н.э. архонт Солон провел реформу в Афинах:

Всё общество в Афинах, кроме рабов, было поделено на группы в зависимости от имущественного ценза: - пятисотмерники - всадники – зевгиты - феты

Социально-экономические особенности В Греции преобладали торговля и ремесленничество. Колонизация носила сначала мирный, затем военный характер. Большое значение приобретало рабство. Оно было узаконено, велась работорговля. Стратификация общества: одни правили, другие стояли под кнутом. Свободные граждане были отстранены от хозяйственной жизни.

8. Раскройте основное содержание первых памятников права в древних цивилизациях.

В др. Египте считалось, что отношения людей в об-ве строятся на принципе Маат (богиня правды), т.е. на основе божественной справедливости и порядка. В Вавилоне – свод законов царя Хаммурапи. (282 статьи содержат статьи по правовому регулированию общественной и личной сторон) (уголовной, семейной и имущественный). В Индии – законы Маму (12 глав содержат нормы и правила жизни всех слоёв об-ва). Общее в законах: 1.разница в наказании в зависимости от соц. статуса 2. Сберегали частную собственность 3. Защищали права наследования 4. Не лишали защиты рабов 5. Долговое рабство ограниченно 3 годами 6. Закладывались основы гос идеологии с целью укрепления деспотии и общественной консолидации. 7. Охраняли целостность семьи

9. Охарактеризуйте культурное наследие древневосточной и античной цивилизаций.

Древний восток: 1я письменность(Шумеры и Египет), Египет – папирус, Месопотамия – глина. Сказание о Гильгамеше, великие пирамиды, дворцы, гробницы, росписи, рельефы, определённые каноны, Месопотамия – астрономия, медицина-Египет. Религии(буддизм, Индуизм, Конфуцианство, Даосизм,). Античность: Ордеры, Эрейхтон, Парфенон, Фидий, Пракситель, Гомер, философы(Пифагор, Платон, Сократ, Аристотель), Олимпийские игры. Колизей, Пантеон, христианство.
Египет: были созданы уникальные памятки культуры гробницы фараонов, сфинксы. Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. Фараон считался "сыном солнца" с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени и земной реальности. Расцвела архитектура храмов. Характерная черта этих сооружений - колоны, символизирующие лес. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым.
Достоинство греческой культуры и в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, идеалы демократии и гуманизма. В эпоху империи достигла своего апогея литература. Среди поэтов наибольшей славы добился Вергилий. Гораций Флакк, Овидий Назон. Эпоха империи стала золотым веком римской поэзии. Прославились своим мастерством сатирик Юний Ювенал, писатель Апулей («Метаморфозы»).

10. Охарактеризуйте европейскую цивилизацию в период раннего средневековья.

Ранее средневековье с 5 -10 века (Падение Византии). Становление цивилизации связанно с великим переселением народов. Факторы: 1.К началу 5 века уже шёл процесс романизации варваров и варваризации римлян. Синтез античности и варварства. 2. К концу 5 века на обломках Зап. Римской империи сложились варварские гос-ва: Вестготское, Вандальское, Франкское в Галлии. 3.Франкское королевство (Хлодвиг) 4.Происходит становление феодальных отношений, основой кот. становится частная собственность на землю. 5. Влияние церкви на все стороны жизни человека 6. Формируется 3 осн. сословия: феодалы (рыцари), духовенство и крестьяне.(Аллод, Бенефиций, Феод)

11. Охарактеризуйте европейскую цивилизацию в период зрелого средневековья. (11век – рубеж 15-16 веков.)

11-12. Становление и развитие государственности на европейском континенте. Оживление экономики. Усиление влияния церкви на все стороны и деятельности средневекового общества. Складывание государственностей Англии, Франции, Италии, Германии, Венгрии, Норвегии, Швеции. Оживление экономики (росло потребление общества, быстрыми темпами развивалось ремесленничество). Усиление влияния церкви.

13-15. Обновления. Крестовые походы (попытки католической церкви освободить из рук мусульман святые места на востоке). 1095 – 1270. Шло сопротивление политике церкви. Ереси (отклонение от церковных догматов). Еретики осуждали роскошь священнослужителей. Утверждали, что миром правят и Бог и Дьявол. Называли себя «божьими людьми». Священники осуждали еретиков. В Европе проходила борьба между королями и землевладельцами. Стихийные бедствия. Мятежи и восстания. Опасность монголо-татарских завоеваний 13 в. Столетняя война 1337-1453. Укрепление феодальных городов, товарно-денежные отношение, централизация государства. Возрастают сословия.

12. Перечислите этапы, раскройте особенности социально-экономического и политического развития Византийской цивилизации.

1. Византия была гос-вом, в котором огромное значение играли централизованный бюрократический аппарат

2. Император был неограниченным правителем, но не собственником гос-ва.

Он подчинялся законам; Мог казнить своих подданных; Издавал законы; Был высшим судьей; Руководил армией; Управлял внешней политикой. НО: Не обожествлялся, считался смертным, ему надо было осознавать свое ничтожество и ответственность перед людьми. Должность была священная. Главной задачей любого правителя считалась забота о подданных. Руководители империи подвергались критике народа.

3. До XII в. Духовенство было полностью отстранено от участия в административной деятельности. Было запрещено сочетать духовную и светскую службы

4. Положение купечества и ремесленников находилось под строгим контролем государства.

Василевс - император

Этапы развития:

1. 4 - 7 века

а) империя - многонациональная страна, рабовладельческий строй сменяют раннефеодальные отношения

б) гос. строй определяется как военно-бюрократическая монархия, совещ.орган при царе - сенат + госсовет + думы

в) система феодальных отношений не сложилась, складываются особые отношения между императором и церковью

г) Византию называли страной городов, активное развитие торговли в т.ч. с Китаем

2 7- 9 век

а) эк. основа - свободные крестьяне, землей распоряжалась крестьянская община.

б) постоянные нашествия арабов и славян, резкое сокращение городов и численности населения в городах

г) столкновение Василевса и церкви

3 . 9 - 11 век

а) при македонской династии начинается практика раздачи земель знати на к. работали зависимые крестьяне - из слоя земельных собственников формируется аристократия.

б) возрождение Византии период роста городов, экон. подъем привел к возрождению культуры

г) в конце 11 века в Константинополе создается патриаршая школа

4. 1081- 1204гг.

а) этап нового подъема при династии Комнинов, которых называют западниками

б) 1204г - 4-й крест. поход: захватили Константинополь и на Босфоре основали свое гос-во - Латинская империя

5 . 1261-1453гг.

а) центр консолидации - Никейская империя

б) 1261г - император Михаил Полиолог (освободил Константинополь)

в) военный потенциал невелик, разорение экономики,ремесло и торговля в упадке

е) 14- 15 века Византия дробится на уделы, власть феодалам => феодальная раздробленность

13. Раскройте содержание особенностей экономической и политической систем, духовной жизни Арабо-мусульманской цивилизации.

Государство арабский халифат образовалось после зарождения Ислама. Исламизация шла быстро. Религия и политика не конкурировали. Собственником земли было государство. Рабами были только пленники.

Арабский халифат (630-1258гг.)

1. при 1х халифах столица - Медина (632-661гг.)

2. династия Омейадов (661-750гг.) столица - Дамаск

3. династия Абасидов – Багдад (750-1258гг.)

особенности и факторы повлиявшие на развитие ислама:

1. Воплощение идеи единобожия => возникновение ислама. Мусульманин должен совершать паломничество - путешествие к святым местам с целью поклонения святым. Хадж - путешествие, обязательное для мусульман, паломничество в Мекку или Медину. Шариат - кодекс законов для мусульман. Джихад - священная война против неверных

2. Распространение ислама при Мухаммеде:

а) Мухаммед в 622г. переселился в Медину, в 630г. он захватил Мекку => Ед. исламское гос- во, во главе Мухаммед, который соединил дух. Власть (умамат) и светскую (эмират).

б) был избран заместитель пророка – халиф - верховный правитель светская + духовная власть - после смерти Мухаммеда

Сунниты - почитают Коран и устные предания о деяниях и высказываниях Мухаммеда (сунны)

Шииты - почитают только Коран

750г. - династия Омейадов в вост. части халифата была свергнута, халифами стали Абасиды, которые перенесли столицу в Багдад.

В западной части правили Омейады, которые основали Кордовский халифат.

Особенности развития: 1. государственность зародилась на основе только что зародившейся религии 2. исламизация и арабизация завоеванного населения + эк. Политика

14. Перечислите и охарактеризуйте особенности развития Индии в Средние века.

Поделена на княжества, общество делится на 4 сословия - варны: брахманы – жрецы, кшатрии – воины, вайшьи – земледельцы, шудры - зависимые люди.

Варны делились на касты - замкнутые группы людей, объединенные занятием и занимающие определенное положение в обществе.

Правитель – раджа (князь)

Середина VIII в. – Северная и центральная части Индии были завоеваны раджпутами. XIII в. – страна была объединена в рамках мусульманского государства (Делийского султаната). Города Индии успешно развивались, чему способствовало расширение торговых связей с исламским миром, строительство и меры властей, призванные обеспечивать работу амбаров, бань и городской стражи. В Индии стал распространяться ислам. Но основная часть населения оставалась верна индуизму. Культура. На юге Индии в X – XII веках получает распространение бронзовая скульптура. Среди статуэток индуистских божеств главное место занимает изображение бога Шивы. Завоевание Северной Индии в X – XII веках мусульманами принесло новые традиции для Индии – это традиции Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. В Индии стали строиться сооружения с арками, куполами и сводами. Появились и новые типы сооружений (мечети, минареты, мавзолеи). Наука. Десятичная система счисления. Таблица для вычисления местонахождения планет. Арнабхата высказал мысль, что Земля – шар и вращается вокруг земли.

15. Охарактеризуйте особенности внутреннего развития Китая в Средние века.

Религия - даосизм, учение конфуцианство.

Принцип большой семьи: император защищал, приближенные подчинялись.

Особенности:

Цикличность развития (династии: Суй - 6-7 века, Тан - 7-10 века, Сунн - 10-13 век, Юань - 13-14 века монгольская династия, Мин – 14-17 века)

Положение государства в обществе и отношение к экономическим процессам

Шан Ян - концепция гос. Управления (3 функции гос-ва: земледелие, торговля, управление), кто ее придерживался - легисты.

Отношения гос-ва и общества: не сложилась система вассалитета, система равных полей, семейно-клановые связи, разветвленный бюрократический аппарат чиновников.

16. Перечислите и охарактеризуйте особенности развития Японии в средние века.

Древняя языческая религия японцев-синтоизм(путь духов)+китайский даосизм+связь с буддизмом=японский синтоизм.

Япония в Средние века развивалась по образцу Китая. Но были особенности развития, связанные со слабостью центра. Государственная власть слаба. Вокруг власти сконцентрировался Дом Фудзивары, который ставил регентов при императорах. Самураи. В целях борьбы с восстаниями и предупреждениями уходов крестьян с земли феодалы стали создавать военные отряды.

17. Раскройте особенности возникновения и развития Древнерусского государства – Киевская Русь (IX- начало XII вв.).

Для формирования государственности у вост. Славян были все предпосылки. Благодаря способностям развития славянского этноса и образовалось государство.

Вервь, вече, вотчина, поместье, полюдье, дань, погост, урок, удел.

В начале 3го тысячелетия на смену родовой общины пришла соседская, единство которой обеспечивалось за счёт эк. отношений.

Эк. предпосылки образования гос-ва: 1. Переход от подсечного земледелия к пашенному. 2. Отделение ремесла от с/х 3.сосредоточение ремесла в городах 4. Преобладание труда над рабством

Полит. предпосылки: 1. Необходимость в защите 2. Формирование славянских племенных союзов 3. Защита от внутренних врагов

Киевская Русь в своем развитии прошла 3 этапа:

1 – начальный (IX – конец X), 2 – расцвет (конец X – середина XI) 3 – Упадок (сер XI – начало XII)

Политические и соц-экономические особенности: 1. Киевская Русь – раннефеодальная монархия. А) Сначал Русь была централизованным гос-м, во главе был князь. При жизни князя-отца его сыновья были наместниками и платили ему дань. После его смерти земля делилась сыновьям. Сюзеренитет. Б) Киевский князь являлся законодателем, военным предводителем, верховным судьёй и сборщиком налогов. Вокруг него – дружина и между ними складывались феодальные отношения. В) С подвластных территорий собиралась дань. Г) В городах управление осуществляли посадники и тысяцкие. Д) Княжеская власть была ограничена вечем.

2. Соц.-экономич. отношения. В основе лежала не частная собственность, а землевладение свободных крестьян-общинников.

3. Соц. отношения обуславливали соц. структуру общества. Согласно Русской Правде Ярослава на Руси было 2 группы населения: служилые(служили князю, бояре) и неслужилые(платили дань, смерды). После смерти Ярослава 1054г. гос-во поделили между 5 сыновьями. В 1097 в Любиче.

Соц. предпосылки: 1.Смена родовой общины соседской 2.Возникновение соц. неравенства

18. Раскройте причины и последствия принятия христианства на Руси.

1. Надо было удержать славянские земли, но опираясь только на военную силу, без религии, сделать это было нельзя. Требовалось отойти от многобожия т.к. было одно государство, один князь, должен быть только 1 Бог.

2. Европа и окружающие Русь государства перешли к монотеистическим религиям.

3. На повестку дня поставлен вопрос укрепления земли: надо было уходить от многоженства, переходить к уважению к женщинам, поднимать культ матери, воспитывать любовь к детям.

4. Углублялось соц. Неравенство. Надо было объяснить, что все от Бога.

5. Развитие письменности.

6. Необходимость повышения международного авторитета.

Последствия: а) Русь уровнялась с христианскими государствами. Б) Упрочнились связи с Византией. В) Киевские князья породнились с монархами христианских стран. Г) Случилось укрепление государственной власти. Д) Религия учила богатых помогать бедным. Е) Происходило приобщение к мировой культуре. Ж) Появились 1-е святые. З) Владимир стал святым равно апостольским.

19. Укажите причины распада Руси на отдельные княжества, охарактеризуйте тенденции развития крупнейших русских земель в период раздробленности (начало XII- первая половина XIII вв.).

В 1132г. умирает князь Мстислав – с этого и начинается период раздробленности Руси. Под раздробленностью понимается политическая и экономическая децентрализация государства. Когда на терр-ии госва создается несколько практически независимых друг от друга самостоятельных гос-в.

Экономические причины:

1. Изменился порядок владения землей. Князья не только присваивали земли себе, но и наделяли ею своих старших дружинников.

2. Основой богатства бояр стало присвоение чужого труда.

3. Князь стал заинтересован не в замене престола, а в укреплении своего княжества.

4. Утраченная возможность обогащаться за счет заморской торговли

5. Натуральный характер хозяйства.

6. Земли могли существовать самостоятельно.

7. Активно развивались ремесла.

Политические причины:

1. В каждой русской земле собирали свое вече. Было свое народное ополчение, свой князь собирал налоги и т.д.

2. Городское население желало иметь не киевского наместника, а собственного княза.

3. Не было твердого и определенного порядка наследования престола.

4. От усобиц страдала Киевская земля.

5. Не утихали усобицы Руси. Цель – укрепление своего княжества.

Последствия:

1. Раздробленность не привела к упадку Руси.

2. В этот период был подъем экономики и активизации культурной жизни.

3. Более быстрыми темпами шел рост ботчины и собственности на землю.

4. Князья стали держаться своей вотчины.

5. Общая обороноспособность Руси значительно ослабла.

Вывод: период раздробленности носил закономерный характер. Не смотря на то, что Русь раскололась на отдельные княжества, мысль о единении Русских земель продолжала жить в сознании народа.

Ф.р. Баскак, ярлык, выход, курултай.

20. Охарактеризуйте период западноевропейской экспансии, монголо-татарского нашествия на Русь и их последствия.

240 лет Русь была под игом Золотой Одры. Первое столкновение произошло в 1223 г. на реке Калке, а через 14 лет монголы завоевали всю Русь, которая попала в вассальную зависимость. Дань. В августе 1378 года на берегах реки Вожи русские нанесли монголам сокрушительный удар. 8 сентября 1380 года на Куликовском поле русские одержали победу,которая положила начало освобождению Руси от монголо-татарского ига.

К концу XV века Русь превратилась в сильную державу с центром Москвой. Князь Иван III дань платить перестал и чувствовал готовность к окончательному столкновению с монголами. В октябре 1480 года на реке Угре произошло последнее противостояние между русскими и монголами.

Последствия м-т. нашествия:

1. Под влиянием ига утверждались подданнические отношения князей.

2. Изменился состав управленцев. Из 12 князей в Рязани погибло 9. В Ростове из 3х двое, в Суздали из 9 – 5. 3. М-т иго оказало влияние на развитие городов: в Европе шли революции. На Руси из 74 городов 49 было разорено, 14 из которых так и не поднялись из пепла. Переяславль-Залесский разрушался четырежды.

4. Замедлилось развитие сельского хозяйства.

5. Русь оказалась в экономической изоляции.

6. На Руси ограничилась частная собственность в угоду государственной. Вывод: м-т иго способствовало началу экономического отставания Руси от Западной Европы. Западные Шведы напали на Русь в течение 2х веков 26 раз. Литовцы – 14. Немцы – 11, Новрержцы и Шведы – 5 раз.

21. Дайте характеристику основным этапам образования единого Русского государства (конец XIII- начало XVI вв.).

1. Выгдное георграфическое положение.

2. Генеалогическое положение московски князей.

3. Потребность выйти из удельной неурядицы и татарского порабощения.

4. Сочувствие к Мск русского боярства. Оно всегда стремилось встать на сторону сильных людей.

5. Политическая близорукость орды. Татары недооценивали потенциала мск. Объединение и становление единого Русского гос-ва прошло 3 этапа:

1. Начало XIV – середина XIV в. Начальный. Шла борьба Московский и Тверских князей. Мск стала церковным центром. 1299- киевский митрополит Максим переехал во Владимир. 1326 – Митрополит переехал в Мск. Территория Мск кяжества расширилась.

2. Середина XIV – середина XV. Утверждение Мск как центра объединения русских земель. 1340-1353 Симеон гордый. 1353-1359 Иван II красный. 1359-1389 – Донской.

3. Середина XV – начало XVI в. Завершение объединения русских земель вокруг Мск. 1462-1505 Иван III. 1505-1533 – Василий III. Вывод: возвышение Мск и образование становления единого Русского гос-ва стало закономерным этапом развития российской цивилизации.

Заключение . Возникновение единого Российского государства имело большое историческое значение. Ликвидация перегородок на территории страны и прекращение феодальных войн создавали более благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам. Процесс образования экономического единства страны был делом будущего. Феодальными методами великокняжеская власть добивалась единства системы управления в стране. Однако и политическое единство страны находилось долгое время под угрозой ввиду далеко не преодоленной еще экономической раздробленности страны, порождавшей антицентрализаторские устремления феодальных группировок. В борьбе против укрепления великокняжеской власти эти группировки опирались на свои немалые материальные силы.

22. Опишите Великие географические открытия: причины, ход, последствия.

Причины : 1.Развитие картографии и техники мореплавания; появление компаса и нового вида кораблей – каравеллы. 2. Потребности развития экономики в Европе. 3. Восток считался основным источником золота и серебра. 4.Широкое распространение получили представления о шарообразности земли. 5. Совершенствовалась военная техника, появилось огнестрельное оружие

Метрополия – гос-во по отношению к своей колонии (город, обладающий колонией).

Организатор 1х экспедиций по поиску морского пути в Индию был португалец – Принц Энрики Мореплаватель, который в 1441г достиг Африки.

Географические открытия в основном осуществляли Испанцы, Португальцы. Им была свойственна большая смелость и решительность к освоению нового т.к. они были закалены в борьбе с мусульманами.

Открытия.

1486г – португалец Бартоломео Диас, плывя на юг вдоль берега Африки, достиг её южной оконечности, которую назвал мыс Бурь (мыс Доброй Надежды).

1498г – португалец Васко да Гама обогнул Африку и через Индийский океан достиг Индии.

1492г – Колумб достиг Америки (не зная об этом).

1507г – Америго Веспуччи высадился и описал северную часть Америки.

1519 – 1522г – Фернан Магеллат совершил кругосветное путешествие и доказал шарообразность земли.

Значение: 1. Расширение границы европейской цивилизации 2. Повлияли на темпы экономического развития Европы 3. Революция цен. 4.Было положено начало угнетению народов Азии, Африки и Америки.

23. Раскройте содержание эпохи Возрождения, опишите основные идеи и достижения деятелей культуры.

На рубеже 13-16в в Европе начинает формироваться культура Возрождения. Она преимущественно городская, тесно связанна с рождающимися буржуазными отношениями. Возникла в Италии, которая в этот период являлась передовой в экономических отношениях. Связанна с идеологией и практикой гуманизма – учение о ценности человека. Возрождение означало колоссальный переворот в сознании человека, в его отношении к жизни, труду, богатству. 4 периода культуры: 1. Проторенессанс (13в-14в) 2.Ранее возрождение (15в) 3. Высокое возрождение (1я треть 16в) 4. Позднее возрождение (середина-вторая половина 16в).

1мы реформаторами выступают литераторы и поэты : Данте «Божественная комедия», Боккаччо. В сфере искусства: Джотто «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа». Мозаччо «Троица». Лоренцо Бернини, Сандро Боттичелли «Благовещение», «Весна», «Рождение Венеры». Донателло «Давид». Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря», Микеланджело «Пьета», «Давид».

24. Дайте характеристику Реформации: раскройте причины возникновения, укажите сущность и её последствия для развития Европы.

Реформация – религиозное и общественно-политическое движение: 1. выдвигавшее требования: реформирование церкви и преобразование обрядов санкционированных ее учением. 2. обозначившее радикальные изменения в христианстве. Секуляризация – изъятие земельных богатств из ведения церкви и их передача светским властям.

Индульгенция – письменная грамота об отпущении грехов.

Причины: Людей раздражала жадность и роскошь духовенства. Это выражалось и проявлялось в продаже индульгенций.

Гос-ва с сильной королевской властью ограничивали церковь. Начало было положено в Германии – Мартин Лютер в 1517г опубликовал 95 тезисов, направленные против продажи индульгенций: 1.Спасение человека от ада приходит не от исполнения церковных предписаний, а от веры человека в Бога. 2. Он выступил против контроля за верующими со стороны духовенства. 3. Церковь и духовенство не являлись посредниками между человеком и Богом. 4. Он призвал бороться против римского папы не только словом, но и оружием.

В 1529г. князья священной римской империи выступили с протестом, где выражалось несогласие с ограничением лютеранства.

Кроме Лютера, Томас Мюнцер - протестант (всю жизнь нужно очистить от зла и частной собственности), Жан Кальвин (судьбу человека не знает никто и никто не может ее изменить, даже сам человек. Это суждение легко в основу учения о предопределении. Богатство – богоизбранность).

1555г – Аугсбургский религиозный мир, который признал католицизм и протестантизм равноправными религиями.

Вывод: В результате реформации произошел раскол католической церкви. Римский папа потерял могущество.

25. Раскройте причины, важнейшие этапы революционного процесса в Европе в XVI-XVIII вв. и его значение.

Революция – радикальные, относительно быстрые насильственные изменения политической и социальной структур, а также основных систем ценностей, сложившихся в обществе.

Этот период характеризуется завершением образования централизованных государств. Происходит разложение цеховой системы производства, создаются мануфактуры. Резкий рывок в развитии товарно-денежных отношений, развивается кораблестроение, совершенствуется военное дело (порох, огнестрельное оружие).

Страны в XVI-XVIII веках делятся на периферийные и страны центра.

Периферия: Германия, Италия, Испания, Португалия.

Центр: Англия, Франция, Голландия.

В XVI – XVIII веках в Европе активный процесс перехода от традиционному к индустриальному обществу на основе осуществленной модернизации.

1.Социально-экономическое воздействие вступает в противоречие с костной политической структурой. Политическая структура сдерживает развитие экономики.

2.Складывание революционной ситуации. Недовольство самых широких слоев общества.

3.Готовность людей идти на революцию.

Целью буржуазных революций была ломка устоем феодального общества и утверждение власти на новых, более демократических основах.

26. Охарактеризуйте социально-экономическое и политическое развитие Европы в XVI-XVIII вв.

идет активный процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу на основе модернизации.

Модернизация – обновление, изменение чего-либо в соответствии совершенными требованиями. Индустриализация – 1. переход от мануфактурного производства к машинному (фабричного); 2. Перевод отдельных отраслей или экономики в целом на основу крупного машинного производства. В новое время начала формироваться индустриальная цивилизация. Ломка традиционных устоев получила название – модернизация. Модернизация включает в себя: 1. Урбанизацию (рост количества городов и числа городского населения). 2. Индустриализацию, начало которой положил промышленный переворот в Англии во 2й половине 18 века. 3. Демократизацию политических структур, которая привела к зарождению гражданского общества и правового государства. 4. Рост научных знаний и обмирщение культуры.

Внутри западноевропейской цивилизации наметилось деление по уровню социально-экономического развития на центр и периферию. Периферия: 1.Германия 1) Феодальная раздробленность 2) 30 летняя война 1618 – 1648г 3) Конкуренция на Балтике привела к упадку Ганзейского союза (торгово-политический союз северных немецких городов, который осуществлял посредническую торговлю между восточной, западной и северной Европой).

2. Италия 1) Феодальная раздробленность. 2) Войны (война за испанское наследие 1701-1713). 3) Италия потеряла лидерство в средиземноморской транзитной торговли. 3. США 1) Север – ферма (Капитализм), Юг – плантация (Рабовладение) 2)Отсутствие феодальной традиции. 3) Английская демократическая практика.

Центральное развитие : 1. Англия 1) Развитие капитализма проходило не только в городе, но и в деревне 2) Большая часть дворянства стала заниматься предпринимательством – джентри 3)Появились пауперы – вольнонаемные рабочие 4) Гос. структура с самого начала была перестроена на нужды новой экономики. 2. Голландия 1) Главный источник богатства – посредническая торговля 2) В начале 17 века – самая богатая страна Европы и международный финансовый центр (Амстердамский банк и биржа) 3) промышленность развивалась слабо, своего производства нет.

27. Раскройте содержание основных политических идей эпохи Просвещения.

Просвещение – историческая эпоха в развитии европейской культуры и мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки, познании естественного порядка.

Основные черты:

Вера во всесилие науки и человеческого разума - Причиной всех бед лидеры просвещения видели в невежестве.

Они критиковали всё, что угнетало человека. - Требовали равенства всех перед законом.

Выступали за неприкосновенность собственности. - Выступали за невмешательство церкви в светскую жизнь.

Выступали против абсолютизма. - За свободу печати, справедливые налоги и поддержку науки.

28. Раскройте особенности внутренней политики Ивана Грозного. См.книжку

29. Охарактеризуйте Смутное время в Российском государстве: причины, основные события и последствия.

Причины: Экономический кризис 1601-1603г., Династический кризис. Конфликт между боярами за власть., Политический кризис

Этапы и события.

1598-1605 1604 – появление Лжедмитрия I 1598 – смерть Федора Ивановича

1605 – 1610 социальный Восстание Болотникова – 1606-1607 Сентябрь 1609 – Шуйского свергли.

1610-1613 Национальный 1611 – пол Смоленск. 1610 – оккупация Швеции

Последствия: Смута опустошила Россию, многие деревни и села были сожжены до тла, жители истреблены. Нужно было восстанавливать финансы, земли.

30. Дайте характеристику экономическому и социальному развитию России в XVII веке.

1. Преодоление «великого московского разорения». Восстанавливающий процесс после смуты занял примерно 30 лет и завершился к середине XVII в.

2. Углубление в сельское хозяйство и ремесла. В землях, расположенных юго

Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации, сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек.

Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока. Очаги будущей европейской цивилизации, античные государства, возникли позже. Семья египетского крестьянина получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей. А прибавочный продукт — главное условие рождения цивилизации. Без него не может быть ни ремесленников, ни науки, ни городской жизни, потому что каждый сам должен добывать пищу. Получить же прибавочный продукт можно было только, создав оросительные системы. Каждая община не могла построить и регулировать такую систему. Для этого надо было объединить силы всего населения речной долины. Такое объединение сил было основой рождения государств Древнего Востока.

Особенности государств Древнего Востока:

  • рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными;
  • земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности;
  • государство на Востоке приобрело форму "восточной деспотии", т.е. полного бесправия жителей перед лицом государства.

Члены общины, которые прежде имели землю в общей собственности и вели общее, общинное хозяйство, поделили землю между собой, и каждая семья стала вести свое хозяйство. Общей осталась лишь обязанность защищать эту землю и свой народ с оружием в руках. На Востоке так получиться не могло: работы по орошению требовали коллективного труда. Поэтому коллективный труд, коллективное ведение хозяйства, а значит и сама община сохранились внутри государства. Само государство, как было сказано, возникло из необходимости объединить силы для строительства оросительных систем. Естественно, что эти системы стали государственной собственностью. Но в условиях орошения земля без воды ценности не представляет. Поэтому и земля становится государственной собственностью. Поскольку государство объединяло силы людей для строительства оросительных систем, то прежняя общинная трудовая обязанность людей совместно вести общее хозяйство превратилась в государственную трудовую повинность; через общественные работы восточные владыки подчинили себе свободных общинников-земледельцев, те фактически перестали быть свободными. В этих условиях труд рабов, естественно, играл второстепенную роль. В отличие от обычных рабов, это была даровая рабочая сила, их не надо было покупать, кормить, одевать. Поэтому труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. К тому же, в отличие от обычных рабов, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в их частных интересах, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно, для общественных (государственных) работ большого масштаба. Поэтому в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы. Карл Маркс писал, что в Азии государство имело особую отрасль управления — отрасль управления общественными работами. Для управления общественными работами требовался мощный государственный аппарат. Следствием сочетания верховной собственности государства на землю и общественных работ являлась "верховная собственность" государства и на все хозяйство страны. Иными словами, там сложилась централизованная государственная система хозяйства. Но если рабы в древневосточных государствах не составляли основную производительную силу общества, можно ли эти государства считать рабовладельческими? К.Маркс выделял их в особый "азиатский способ производства". Дискуссия о сущности этого способа производства, о сущности социально-экономического строя этих государств время от времени возобновляется в отечественной исторической науке. Одни считают, что это особая формация, другие — что это особый вариант рабовладельческой формации, третьи — что это затянувшийся переходный период от первобытно- общинного строя к классовому обществу. Но для нас важнее другое: основные черты "азиатского способа производства" сохранялись на Востоке очень долго, на протяжении всего периода европейского феодализма. И феодализм в Азии был особым, "восточным", не соответствующим принятому у нас представлению о феодализме. Там оставалась государственная или государственно-общинная собственность на землю, т.е. крестьяне зависели не от отдельных феодалов, а от государства и государственных чиновников. Территория государства являлась как бы общим поместьем всего правящего класса, а государственные налоги с крестьян были как бы формой феодальной ренты, поскольку за счет этих налогов и существовала правящая верхушка.

Строго говоря, там не было классов , т.е. групп людей, которые различались по отношению к собственности. Вместо них существовали касты — группы людей, которые различались по положению в государстве и обществе.

Сохранялась община, сохранялся восточный деспотизм. "Древние общины там, где они продолжали существовать, — писал Ф.Энгельс,- составляли в течение десятилетий основу самой грубой государственной формы восточного деспотизма... Только там, где они разложились, народы двинулись собственными силами вперед по пути развития".

Экономическое развитие этих стран почти остановилось — это принято называть восточной стагнацией. Главной причиной стагнации было то, что интересы личности подавлялись общественными интересами — интересами общины, касты, государства. Общинно государственная собственность на землю препятствовала развитию личной предприимчивости. И дело не только в том, что подавлялась предпринимательская инициатива, немыслимая без свободного распоряжения собственностью. Дело еще в том, что общинные порядки по природе консервативны. Община — это законсервированные на века традиции, когда каждое действие предопределено обычаем.

1. Ирригационное земледелие. Первые древневосточные цивилизации возникли в бассейнах крупных рек: Нила, Евфрата, Тигра, Инда. Не случайно поэтому земледелие стало доминирующей сферой организации хозяйственной деятельности обитателей этих великих рек. Оптимальная экологическая среда: тёплый и мягкий климат, ежегодные разливы рек, удобрявших своим плодородным илом речные долины, – оказывала самое благоприятное воздействие на развитие земледелия. Однако земледелие было возможным только при условии постоянного регулирования режима рек, что предполагало создание ирригационных сооружений (каналов, дамб) в масштабах всей страны и поддержание их в порядке. Без целого комплекса ирригационных и мелиоративных (организационно-хозяйственных и технических) работ, направленных на обеспечение влагой всех земельных угодий страны, борьбу с засолённостью и заболоченностью отдельных участков, превратить земледелие в прибыльную отрасль хозяйства, основу жизнедеятельности населения страны было невозможно.

Ирригационный характер земледелия оказал существенное влияние на организацию всего уклада жизни древневосточных обществ и даже отразился на создании специфической, характерной только для Востока, формы государственного устройства – деспотии.

2. Соседские (территориальные) общины. Цивилизации, экономика которых зависела от искусственного орошения почв, отличались длительным существованием соседских общин, которые были главными территориальными, административными, социальными структурами на Древнем Востоке. Хотя общиной мог быть назван любой населённый пункт, различали городские и сельские общины. Преобладающая часть населения древневосточных стран жила в сельских общинах.

Сельская община, просуществовавшая тысячелетия, несомненно, развивалась, однако ей был присущ набор стабильных, специфических черт. Первая и особенно важная черта сельской общины – её массовость: как уже было отмечено, большинство свободных людей, а в ряде государств (например, в Египте, Хеттском царстве) – часть полусвободных-полузависимых слоёв населения жили общинами. Сельская община характеризовалась также значительным единообразием, поскольку составлявшие её «дома», невзирая на имущественное и социальное расслоение, вели в основном одинаковое, натуральное хозяйство, обладали одинаковой структурой. В начале община состояла из больших патриархальных семей (большесемейных общин), которые затем превратились в малые моногамные семьи, нередко связанные между собой родственными узами. Они вели практически одинаковый образ жизни, обусловленный общинно-частной земельной собственностью, порождавшей коллективизм. Коллективизм находил выражение, в частности, в том, что община и общинники несли ответственность за совершённое на их земле, но не раскрытое злодеяние, за проступки своих членов.


Община обладала относительной автономией, осуществляемой сходкой общинников или советом старейшин. Автономность общин наряду с натуральным хозяйством и стремлением общинников к хозяйственной самостоятельности обусловили замкнутость этих социальных образований и малую мобильность их членов.

Древневосточной сельской общине также был присущ консерватизм: с течением времени стиль и ритм жизни селянина изменялись мало, да и сама сельская община проявляла удивительную устойчивость.

Членов соседских, или территориальных, общин связывали права и обязанности по отношению как друг к другу, так и по отношению к государству.

Основными правами общинников были:

– право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом;

– право участвовать в органах общинного самоуправления и разделе общинных доходов;

– право на защиту имущества, здоровья, чести личности;

– право на создание семьи, рождение, воспитание и определение судьбы детей; – право на развод с последующим разделом совместно нажитого имущества.

Законодательства народов Древнего Востока, реализуя в жизнь принцип: «Нет прав без обязанностей», – гарантировали общинникам обладание названными правами только при выполнении ими ряда обязанностей:

– взаимопомощи;

– уплаты взносов в общинную казну;

– участия в обороне границ общины, а в случае необходимости – и государства (через призывы в народное ополчение);

– выполнения общеполезных совместных работ, связанных со строительством дорог, укреплений, храмов, ирригационных сооружений.

Общинники привлекались к труду прямым государственным насилием, так как на Древнем Востоке существовало внеэкономическое принуждение, порождавшее отработочные повинности свободного населения низкого социального статуса в течение двух-трёх месяцев в году. Кроме выполнения трудовых обязательств перед государством общинники платили налоги. Неудивительно поэтому, что цари древневосточных государств культивировали общину, то есть старались укрепить общинные структуры, предохранить их от распада. Знаменитый царь Хаммурáпи, к примеру, в своих «Законах» (XVIII в. до н. э.) запрещал свободный выход из общины, ограничивал долговое рабство тремя годами, вёл борьбу со злоупотреблениями ростовщиков, наделил имущественными правами семейных женщин и детей. Всеми этими мерами он пытался предотвратить разложение общины, которая ему нужна была прежде всего для того, чтобы расширять ирригационную систему в масштабах всей Месопотамии и поддерживать её в порядке.

Потребность координировать усилия многочисленных общин при создании и поддержании в порядке ирригационных сооружений в масштабах всей страны привела к активному вмешательству царя и бюрократического аппарата в организацию экономической жизни, способствовала укреплению государственной власти, поставившей под контроль деятельность всех слоёв населения, что, в свою очередь, сыграло важную роль в формировании особого типа государственности, получившей название «древневосточная деспотия».

3. Древневосточная деспотия. Слово «дéспот» – греческого происхождения, в переводе означающее «хозяин», «глава дома». Деспотия – это форма самодержавной, неограниченной власти, которая возникла в ряде государств с ирригационным характером земледелия, а в I тысячелетии до н. э., когда начали создаваться «мировые» державы древности, стала характеризовать и государственный порядок властителей этих держав.

В государствах с ирригационным характером земледелия деспот выступал организатором системы искусственного орошения, поэтому он мог рассматривать все орошаемые земли как свои собственные. Ему принадлежали права распоряжаться большей частью орошаемой земли страны и осуществлять контроль за землепользованием. В личной собственности деспота могло находиться до половины всех орошаемых земель государства. Кроме того, ему принадлежала монополия на осуществление внешней торговли, на производство наиболее выгодных для государства ремесленных изделий. Он был собственником всех естественных, природных богатств страны: её недр, лесов, ценных строительных материалов. Эти несметные сокровища в руках властителя предопределили чрезвычайно высокий статус деспота в государстве. Он был носителем всей полноты власти: законодательной, судебной, исполнительной, административной, военной, жреческой. В распоряжении деспота был разветвлённый бюрократический аппарат, все звенья которого, начиная с высшего – первого министра и кончая низшим – старостой общины, находились в личной от него зависимости. Личность деспота обожествлялась. В его честь проводились богослужения, строились храмы, возводились погребальные сооружения. К нему относились как к живому богу (в Египте), возлюбленному сыну верховного божества или божественному избраннику (Китай, Месопотамия).

Государства, создававшиеся по деспотической модели, имели ряд характерных признаков:

1. Здесь существовало абсолютное господство аппарата государственной власти над обществом, отсутствовал конституционный контроль за деятельностью представителей власти, не было гарантий от посягательств власти на права личности. Государственная власть, абсолютно преобладая над обществом, формировала общественные отношения, общественные идеалы, эстетические вкусы.

2. Самая характерная черта экономической жизни заключалась в том, что при деспотической форме правления ни одно частное лицо не имело полной хозяйственной свободы, так как административно-бюрократический аппарат осуществлял контроль над всеми сферами хозяйственной деятельности. Любое частное хозяйство было подчинено государственному контролю. Власть могла запретить куплю-продажу земли и зерна, конфисковать земельные владения, перераспределить наделы, установить рыночные цены, отобрать проданное. Неразвитость рыночных и частнособственнических отношений способствовала и возникновению, и укреплению деспотической формы правления.

3. Здесь не могло возникнуть гражданского общества, потому что по отношению к носителю власти все слои общества считались подданными, слугами, права которых могли быть изъяты или, наоборот, пожалованы по воле деспота.

Заметим также, что на Древнем Востоке (а значит, и в государствах с деспотической формой правления) отсутствовали классы в марксистском значении этого понятия; здесь совпадали богатство и знатность, причём знатность была фактом общественного сознания, а не правовым институтом. Знатность была неотделима от родовитости, образованности, близости к правящей династии.

4. Социальная психология характеризовалась сочетанием страха перед верховной властью с безграничной верой в её носителя, что порождало феномен «любящего страха». Не случайно поэтому деспот воспринимался не как злодей или тиран, а, напротив, как защитник народа, карающий зло, несправедливость и произвол.

Деспотия не являлась изначальной формой организации власти на Востоке. Она победила в результате многовековой борьбы с общинными устоями и демократическими порядками в организации общественной жизни. Деспотия одержала победу там, где по мере создания эффективного хозяйства, иерархичной структуры общества, заметного увеличения численности населения появилась настоятельная экономическая необходимость в создании и поддержании в порядке ирригационной системы в масштабах всей страны.

Деспотической формы правления не было у древних хеттов, в структуре хозяйственной жизни которых преобладали животноводство и ремесло. Она отсутствовала у народов Восточного Средиземноморья, которые не осознавали внутренней потребности к прочному объединению: мешали как различия в хозяйственном и социальном укладе, так и этническая пестрота, сложный характер рельефа, отсутствие крупных, полноводных рек. Не оформилась деспотия и в Древней Индии. Даже в период наивысшего укрепления государственной власти (III в. до н. э.) царям, принадлежавшим к второй варне (замкнутому сословию) кшатриев, не удалось сломить монопольного положения жречества, относившегося к первой варне брахманов. Кроме варнового строя негативным для индийской государственности фактором были автаркичные общины, обладавшие самоуправлением.

Деспотия не была «вечной» формой государственной власти на Востоке. Даже в тех государствах, которые считаются образцами восточного деспотизма, царская власть могла ослабевать, правящие династии пресекались, политическая оппозиция набирала силу.

К примеру, Египет традиционно называют образцом государства с деспотической властью фараонов. Однако надо иметь в виду, что Египетская цивилизация возникла во второй половине четвёртого тысячелетия до н. э., а деспотическая форма правления оформилась только в период Древнего царства (XXIX–XXIII вв. до н. э.); в борьбе с номовой знатью царская власть ослабла настолько, что уже XXV в. до н. э. стал «золотым веком» египетской аристократии. С XXIII по XXI в. до н. э. централизованного египетского государства не существовало, хозяйство находилось в упадке, ирригационная система была разрушена, поэтому Египетскую цивилизацию пришлось создавать заново, и на это ушли века.

Усиление власти египетских фараонов происходит только после изгнания азиатов-гиксосов (XVI в. до н. э.). Фараонам XVIII династии удалось объединить Египет, привести к покорности вельмож, подавить сепаратизм номов. Но в постоянной борьбе со жречеством бога Амóна царская власть вновь начала ослабевать: Египет утратил все свои иноземные владения, а в XI в. до н. э. сам превратился в объект захвата со стороны воинственных соседей.

В Месопотамии также «вечной» деспотической власти не существовало. Шумерская цивилизация возникла на рубеже четвёртого – третьего тысячелетий до н. э., а деспотическая форма правления царей III династии Ура – только спустя тысячелетие. Упадок Старовавилонского царства, также характеризовавшегося деспотическим режимом, в XVII в. до н. э. знаменовал собой возвышение месопотамских номов, приступивших к борьбе за власть и дележу земельных богатств Междуречья.

В начале первого тысячелетия до н. э. Месопотамия вошла в состав Ассирийской империи, в VI в. до н. э. стала добычей персидских царей. И Ассирию, и Персию обычно называют деспотиями. Конечно, трудно сомневаться в том, что цари, покорившие десятки народов и претендовавшие на господство во Вселенной, не обладали абсолютной властью. Вместе с тем специалистам известно, что ассирийские владыки не располагали высшей судебной властью и не имели верховного права распоряжаться всеми землями своей «мировой» державы. Царям постоянно приходилось лавировать между группировками военной и торгово-ростовщической знати, и даже передать свою власть по наследству они могли только в том случае, когда имели на это благословение оракула, – в реальной жизни божественная воля определялась расстановкой влиятельных политических сил в Ассирии.

Что касается персидских царей, то им также приходилось считаться с мнением ближайшего окружения: реальных претендентов на власть из числа сыновей, представителей семи знатных персидских родов, огромного по численности царского гарема, который представлял собой значительную политическую силу.

Тем не менее для населения, покорённого ассирийскими или персидскими царями, их власть воспринималась как абсолютная, никем и ничем не ограниченная: они могли лишать жизни, обращать в рабство, вторгаться в привычный жизненный уклад, менять место жительства подданных, облагать их налогами и повинностями, вершить суд и т. п.

Заметим, что деспотическая власть ассирийских и персидских царей выросла не только на почве производственной необходимости: создавать и поддерживать в порядке ирригационные сооружения – гораздо важнее были потребности удержать власть на завоёванных территориях и создать эффективную систему управления ими.

В тех государствах Древнего Востока, где отсутствовала или периодически исчезала деспотическая форма правления, как правило, существовала монархия, характеризовавшаяся то укреплением, то ослаблением царской власти.

4. Рабство и иные формы эксплуатации. Важнейшей особенностью социальных отношений на Древнем Востоке был низкий уровень развития рабства. Количество рабов было незначительным; рабы стоили дорого, поэтому приобрести их могла ничтожно малая часть населения древневосточных стран; рабы не использовались (как правило) в главных сферах хозяйственной деятельности.

Причин, объясняющих примитивный, неразвитóй характер рабства на Древнем Востоке, было несколько. Прежде всего, обратим внимание на относительно низкий уровень развития производительных сил, медленные темпы развития техники и производственных технологий. Это не создавало настоятельной экономической потребности для привлечения дополнительной рабочей силы в ведущие сферы производственной деятельности.

Напомним также, что на Древнем Востоке тысячелетиями сохранялся общинный уклад жизни. Общинники привлекались к трудовой деятельности прямым государственным насилием. Труд общинников использовался в государственном и храмовом хозяйствах, в имениях крупных вельмож, что также нивелировало необходимость привлекать рабов к важным трудовым операциям. К тому же рабов надо было содержать, для контроля за ними следовало создавать обширный штат надсмотрщиков. Всё это было экономически нерентабельно, так как доходы от рабского труда не всегда могли превышать расходы на содержание рабов.

Главная причина, объясняющая неразвитость рабства на Древнем Востоке, заключалась в том, что там существовала очень обширная категория подневольных работников рабского типа. Значительную их часть составляло местное, разорившееся население, не имевшее средств к существованию. Утратив земельный участок на территории общины, земледельцы лишались членства в общине и, следовательно, уже не обладали правами свободных полноправных жителей страны. Разорившиеся общинники вынуждены были продавать свой труд государству и храмам, получая взамен земельный надел или паёк.

Среди подневольных работников могли оказаться жители завоёванных в ходе военных действий областей, а также военнопленные, которым сохранили жизнь.

Форма эксплуатации подневольных работников рабского типа могла быть двоякой.

Преобладала эксплуатация самостоятельно хозяйствующих производителей, которые вместе с семьёй обрабатывали земельные угодья дворца или храмов, отдавая при этом часть урожая и привлекаясь к трудовым, а в случае необходимости и к военной повинностям.

Вместе с тем была и более жестокая форма эксплуатации, когда подневольного работника разлучали с семьёй, забирали в трудовой отряд во главе с надсмотрщиками, отбирали весь результат труда, выдавая лишь паёк, размеры которого определялись производительностью труда работника и качеством осуществлённой деятельности. Подневольных работников использовали на самых тяжёлых видах работ: рубке леса, добыче полезных ископаемых, бурлачении судов; их фактическое положение мало чем отличалось от положения рабов, и всё же с юридической точки зрения рабами они не являлись.

Наличие обширной категории подневольных работников рабского типа полностью удовлетворяло государственные потребности в привлечении дополнительной рабочей силы, поэтому и надобности в рабах не возникало.

Рабы на Древнем Востоке сохранили немало прав личности: они могли заключить брак со свободными жителями страны; дети, рождённые от таких смешанных браков, рабами не являлись; раб мог обзавестись имуществом, в том числе и недвижимым; он был субъектом права, то есть сам отвечал за свои преступления и апеллировал к закону в случае нанесения ему телесных повреждений.

Хотя количество рабов в государствах Древнего Востока возрастает к первому тысячелетию до н. э., они по-прежнему не стали основными производителями материальных благ, поэтому считать древневосточные государства рабовладельческими нельзя.

Подводя итог, ещё раз обратим внимание на наиболее важные особенности исторического существования древневосточных государств. Многие из них были государствами с ирригационным характером земледелия. Здесь медленно совершенствовались орудия труда, производственные технологии, что делало неизбежным сохранение соседских общин, характеризовавшихся натуральным хозяйством, коллективистскими устоями и подвергавшихся привлечению к труду прямым государственным насилием. На протяжении веков уклад жизни общин оставался неизменным, традиционным, хотя в ходе развития товарно-денежных отношений и укрепления частной собственности на землю немало общинников утратило средства к существованию и вошло в категорию подневольных работников рабского типа. На Древнем Востоке не получила своего окончательного оформления рабовладельческая система эксплуатации; здесь нередко возникала неограниченная монархия в форме восточной деспотии.

В античных государствах, Греции и Риме, большинство из вышеназванных социально-экономических и социально-политических характеристик отсутствовало, что и породило дихотомию «Запад – Восток».


Древние культуры возникали в основном по берегам полноводных рек Нила, Тигра, Евфра-та, Инда, Ганга, Янцзы, которые были не только транспортными путями, но и создавали усло-вия для развития земледелия. Теплый климат в сочетании с плодородными, легко обрабаты-ваемыми, орошаемыми почвами позволяли получать значительные урожаи даже при низком агрокультурном и техническом уровне земледелия. Крестьяне получали втрое больше продо-вольствия, чем было необходимо для удовлетворения их потребностей. А, как уже известно, именно прибавочный продукт являлся главным условием рождения цивилизации.
Недостаток осадков, бурные и длительные разливы рек - все это требовало строительства сложных ирригационных сооружений, которые создавались коллективным трудом всего насе-ления. Ремонт дамб, очистка каналов, регулирование последовательности многократного полива полей, полевые работы, связанные с режимом орошения, - все это могло существовать лишь при жестком соблюдении графика, при постоянном контроле и управлении из единого центра, осуществляемых государством. Таким образом, древневосточные государства возникли из необходимости объединения сил земледельцев-общинников для строительства оросительных систем.
Специфической особенностью стран Древнего Востока являлось относительно слабое раз-витие частной собственности на землю. Земля считалась собственностью общины, но действи-тельным верховным собственником земельных угодий выступала центральная власть. Государ-ство взяло на себя не только функции по распоряжению ирригационными работами (введению в строй новых ирригационных систем и поддержанию на должном уровне уже эксплуатируе-мых), но и монополизировало право организации всех общественных (государственных) работ: строительство дорог, храмов, пирамид. Оно подчинило себе производство и распределение не только прибавочного, но и необходимого продукта. Следовательно, ирригационная экономика представляла собой самый ранний пример командно-административной системы, так как без центрального управляющего и учетного органа невозможно было строить и поддерживать гидромелиоративную сеть. Преобладание государственной формы собственности и создание государственной системы управления общественными работами привели к формированию в странах Древнего Востока жестких тоталитарных моделей хозяйствования, называемых восточной деспотией.
Непосредственным производителем был крестьянин, юридически свободный, но обязанный выполнять государственную трудовую повинность, поскольку в этих странах рабский труд еще не являлся основой хозяйства (общая численность рабов составляла 2-7%). Производительный труд рабов не применялся по той причине, что в этих государствах существовал избыток рабочей силы (наибольший удельный вес среди различных слоев населения имели крестьяне-общинники). В период прекращения сельскохозяйственных работ, связанных с разливом рек, эту часть населения нужно было чем-то занять. Поэтому, не случайно, почти все древневосточные государства вели строительство грандиозных культовых и светских сооружений, например, пирамид в Египте, башен-зиккуратов и висячих садов в Месопотамии. В условиях избыточности трудовых ресурсов применение труда рабов в сельскохозяйственном производстве было бессмысленным, поскольку земледельцы-общинники - это даровая рабочая сила, которую не нужно покупать, кормить, одевать, и труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. В отличие от рабов античных госу-дарств, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в частных интересах, эта огромная трудовая армия применялась централизованно для государственных (общественных) работ. Ведение, управление этими работами требовали мощного государственного аппарата. Рабы в основном использовались представителями господствующих сословия в основном в домашнем хозяйстве, хотя это и не исключало применения рабского труда при возведении грандиозных объектов: пирамид, храмов, плотин, каналов. Рабство в древневосточных государствах носило патриархальный характер.
Развитие материальной культуры шло очень медленно. На протяжении многих столетий люди пользовались одними и теми же орудиями труда, методы организации труда почти не менялись. Тем не менее, именно на Древнем Востоке появилась письменность, были сделаны такие технические изобретения, как колесо и порох, успешно развивались науки (математика, медицина), создавались шедевры архитектуры, прикладного искусства, литературы. Служители храмов - жрецы, наблюдая за звездами, открыли семь планет и основные созвездия, составили лунный и солнечный календари. Были заложены основы геометрии, необходимой для измерения земельных площадей, для мореплавателей составлялись астрономические и гео-графические карты. Именно в этом регионе зародилась торговля, появились первые металлические деньги (слитки и монеты). В Ассирии были построены первые в мире дороги, мощеные камнем. В Египте изобрели способ производства папируса - бумаги из тростника.

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска: