Что такое приватизация? Как ее оформить и нужно ли это делать. Как приватизировать жилье. Кто имеет право участвовать в приватизации


Приватизация жилья в России продолжается свыше 25 лет. Но до сих пор не утихают споры по поводу того, что выгоднее: приватизированная квартира или муниципальное жилье по договору соц найма? Однозначного ответа нет – жизненные ситуации людей отличаются, а значит – что подходит одним семьям, может не подойти другим.

Предлагаем разобраться в вопросе на примере сравнения двух видов жилья: приватизированного и неприватизированного. Напоследок дадим несколько актуальных рекомендаций от юристов.

Что такое «Приватизированная квартира»?

Начнем с определения понятия.

Приватизация квартиры – это процесс перевода жилья из государственного и муниципального фонда в частную собственность. Основанием для приватизации недвижимости выступает правоустанавливающий документ – в обычном понимании это договор соц найма жилого помещения (ст. 2 ФЗ № 1541-1 «О приватизации…»).

Но если вы вселились в квартиру на основании ордера от муниципалитета, ничего страшного – документ так же имеет юридическую силу, хотя в настоящее время встречается крайне редко.

Приватизация всегда добровольная. Невозможно взять и заставить человека переоформить муниципальную собственность на свое имя. Если такое принуждение существует, значит сделка может быть оспорена в суде.

Приватизированная квартира – это жилье, которое полностью принадлежит собственнику в лице физического лица. Но существует вариант, когда в регистрации сделки участвуют несколько жильцов. В таком случае квартира переходит в долевую собственность. Все участники будут иметь определенные доли, которыми можно распоряжаться в соответствии со своими предпочтениями.

Некоторые вопросы приватизации жилого фонда РФ отражены в Жилищном и Гражданском кодексе. Поэтому, прежде чем приступать к оформлению, нужно взвесить все «за» и «против», а также убедиться, что вы имеете право приватизировать квартиру.

Что такое «Неприватизированная квартира»?

Определение понятия гласит:

Неприватизированная квартира – это жилье, входящее в государственный или муниципальный фонд. Собственно, объекты принадлежат властям. Жильцы неприватизированных квартир, а точнее – наниматель и члены его семьи, имеют право только на проживание. Распоряжаться квартирой они не могут, т.к. права собственности у них нет.

Основанием для проживания служит договор социального найма или ордер (действовавший до 2005 года). Если впоследствии наниматель переоформит квартиру в свою собственность, жилье утратит статус «неприватизированного». Но до тех пор оно будет числится на балансе города или района.

Основные виды неприватизированного жилья:

Из всего перечня неприватизированного жилья можно переводить в собственность только муниципальные объекты.

Как определить их статус? Обычно сведения о владельце квартиры прописаны в квитанциях на оплату ЖКУ. Строка «собственник» содержит подробную информацию о том, кто владеет недвижимостью.

Второй вариант узнать собственника квадратных метров – сделать запрос в ЕГРН. Можно также воспользоваться онлайн сервисом Росреестра. Достаточно знать кадастровые сведения и адрес нужной квартиры. Сервис выдаст актуальную информацию.

В чем разница?

Юридический статус жилья влияет на имущественные и неимущественные права жильцов. Перед тем, как затевать приватизацию, вы должны иметь перед собой сравнительную характеристику – основные различия приватизированного и неприватизированного жилья. На основе этих данных легче решить: нужна приватизация или лучше оставить все как прежде?

Вашему вниманию разница между приватизированной и муниципальной квартирой:

  1. Неприватизированное жилье может перейти в частную собственность на основании процедуры приватизации. Если квартира уже приватизирована, надобность в переводе отпадает.
  2. Муниципальная квартира находится в ведении местных властей – значит расходы на содержание объекта несет администрация. Наниматель и члены его семьи освобождены от лишних затрат. Приватизированное жилье нужно содержать самому.
  3. Проживание в неприватизированной квартире основано на условиях договора соц найма с муниципальным образованием. Как только жилье приватизируется, договор утрачивает свою силу. Проживающие в приватизированной квартире оформляют в УВМ по месту жительства. Правоутверждающим документом является выписка из ЕГРН (с 2016 года заменила прежние свидетельства о праве собственности).
  4. Владелец приватизированной квартиры может распоряжаться своими квадратными метрами без оглядки на муниципалитет – их можно расприватизировать, продать, подарить, обменять, заложить, завещать… Если жилье не приватизировано, нанимателю и его семье доступно только проживание.

Дополнительное сравнение можно провести на основе достоинств и недостатков процедуры.

Плюсы и минусы приватизации

Не совсем верно думать, что приватизация подходит всем и каждому. Напротив! Процедура имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Многие обращают внимание на плюсы. Но нужно рассматривать и минусы, тем более что отрицательные моменты могут запросто склонить чашу весов в сторону отказа.

Плюсы приватизации квартиры в 2019 году:

  • Человек становится владельцем недвижимости – плюс в том, что жилье можно использовать в качестве пассивного источника дохода. Например, сдавать в наём или коммерческую аренду.
  • Отсутствие выкупа жилья – приватизация считается бесплатной и бессрочной процедурой (ст. 1 ФЗ № 1541-1 «О приватизации…»). Соискатель оплачивает только государственные услуги, тогда как квартира переходит в собственность безвозмездно.
  • Полноценное распоряжение недвижимостью – продажа, аренда, обмен, дарение, завещание, залог под кредит и т.д.
  • Свободная перепланировка – в отличие от ситуации с неприватизированным жильем, владелец отдельных квадратных метров может делать ремонт и устраивать перепланировку. Разумеется, с согласия БТИ и жилищных органов.
  • Снижение рисков быть выселенным из квартиры – если жилье приватизировано, собственника никто не выселит. Даже при условии задолженности по капремонту или ЖКУ. Жильцы неприватизированных площадей могут быть выселены по решению муниципалитета, т.е. фактически в любое время.

Минусы приватизации квартиры в 2019 году:

  • Повышение расходов на содержание жилья – финансовые затраты коснутся в первую очередь квартплаты и взносов за капитальный ремонт. Это становится неприятным открытием для некоторых семей, а в особенности для одиноких пенсионеров.
  • Приватизация изношенного жилья – не стоит надеяться, что все муниципальные квартиры находятся в элитных районах, а помещения оснащены евроремонтом и современной перепланировкой. Изношенность канализации, перебои с водоснабжением, неисправность электричества – вот что отличает большинство неприватизированных объектов. Следовательно, переводить «ветхое» жилое помещение в собственность не имеет особого смысла.
  • Налог на недвижимость – обязанностью нового владельца жилплощади является уплата налога в размере от 0,1 до 2% от кадастровой стоимости квартиры (чаще всего это 0,3%). Проживающие в муниципальном жилье такой налог не платят.

Итак, видно, что наряду с выгодными преимуществами приватизации, имеются и очевидные недостатки. Взвесив все нюансы, вы сможете определиться: стоит ли затевать приватизацию или лучше воздержаться от переоформления?

Статистика показывает, что свыше 80% всего жилья в России – уже приватизировано и используется. Остальная часть квартир все еще числится в государственном и муниципальном фонде. Вероятно, некоторые люди до сих пор сомневаются в решении приватизировать жилье.

Юристы нашего портала подготовили несколько полезных советов:

  1. Если нанимателем жилья выступает одинокий пенсионер, у которого нет родственников или он не хочет завещать им свое имущество – надобности в приватизации нет. Иначе придется оплачивать коммунальные расходы по высокой ставке + уплачивать ежегодный налог на недвижимость.
  2. Если семья проживает в аварийном или ветхом доме, нужно дождаться постановления администрации о расселении жильцов. Скорее всего вам предоставят новую, более комфортную жилплощадь. Вот ее то и можно приватизировать – основанием выступит все тот же договор соц найма (см. «

лат. privatio - избавление, освобождение и privatus - частный) - 1) в широком смысле: комплекс организационно-правовых мер, опосредующий реструктуризацию национальной экономики путем сокращения государственного и расширения частного сектора, включающий отчуждение в собственность частных лиц объектов, относящихся к государственной или муниципальной собственности, передачу частным лицам прав пользования, владения, распоряжения, управления указанными объектами, а также предоставление частным лицам концессий на занятие определенными видами деятельности и разработку природных ресурсов. Основная цель П. - повышение эффективности хозяйственной деятельности. Методы осуществления П. определяются целями ее проведения, состоянием экономики государства в целом, состоянием конкретной отрасли, предприятия и спецификой государства. С 70-х гг. в развитых государствах усилился процесс ослабления государственного регулирования хозяйственной деятельности, который в западноевропейских государствах и Японии сопровождался П. В 80-е гг. П. активно проводилась во многих развивающихся государствах. Особый размах приобрела в государствах Восточной Европы и государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР.

2) В узком смысле: отчуждение находящегося в государственной, муниципальной собственности имущества в собственность частных лиц. В таком смысле понимается П. в государствах бывшего СССР и, в частности, РФ, где проводится различие между безвозмездной П. жилищного фонда и П. имущества, не относящегося к жилищному фонду.

Закон СССР от 6 июня 1990 г. "О собственности в СССР" установил равенство собственности граждан, "коллективной собственности" и собственности государства. Введение в действие этого Закона и издание постановления Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. № 590 положили начало интенсивному созданию предприятий в новых организационно-правовых формах. В это же время был осуществлен переход от теоретических дискуссий о П. к практическим действиям. Наметились подходы к П., которые символически можно свести к следующим трем: создание коллективных народных предприятий; создание на базе государственного имущества акционерных обществ и отчуждение акций названных предприятий; безвозмездное отчуждение государственного имущества. Несмотря на отсутствие законодательной базы П.. 30 июня 1991 г. в окончательном варианте был принят Закон СССР "Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий". Закон имел прямое действие по отношению к предприятиям, относящимся к собственности СССР, а по отношению к остальным государственным предприятиям определялись лишь принципы их преобразований. Он был ориентирован на выкуп предприятий в собственность трудовыми коллективами. К моменту введения в действие Закона в ряде союзных республик были подготовлены законы о П., во многом противоречащие союзному. Уже 3 июля 1991 г. был введен в действие Закон РСФСР № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (далее - Закон о П. предприятий). П.определялась как приобретение гражданами, хозяйственными товариществами и обществами у государства и местного самоуправления в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий: долей (паев, акций) государства и муниципального образования в капитале АО (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных АО (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий. Закон о П. предприятий установил систему государственных органов, осуществляющих П. В соответствии с выполняемыми функциями эти органы подразделялись на комитеты по управлению имуществом и фонды имущества. Комитеты стали организаторами в РФ процесса П., а фонды имущества создавались как продавцы приватизируемых предприятий, а также долей (паев, акций) в капитале предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Законом были установлены основные принципы П., порядок и способы ее проведения, льготы работникам приватизируемых предприятий, права и обязанности продавца и покупателей, порядок оформления сделок.

По существу, начало широкому процессу П. было положено только Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. № 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", утвердившим Временное положение о порядке подачи, оформления и принятия к рассмотрению заявки на П. государственного, муниципального предприятия в РФ. Временные методические указания по оценке стоимости объектов П., Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в ОАО, Временное положение о П. государственных и муниципальных предприятий в РФ на аукционе, Временное положение о П. государственных и муниципальных предприятий в РФ по конкурсу, а также Временное положение о порядке использования в 1992 г. при П. средств фондов экономического стимулирования и прибыли государственных и муниципальных предприятий. Временные методические указания стали основным документом по определению величины уставного капитала АО, созданных в процессе П., а также начальной цены предприятий. Временными методическими указаниями предусматривалась оценка стоимости приватизируемого имущества при проведении инвентаризации на основе данных бухгалтерского учета и отчетности.

Президент РФ своим Указом от 1 июля 1992 г. № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" утвердил Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, согласно которому, в отличие от Закона о П. предприятий, предусматривались: а) упрощенный порядок прохождения документов, необходимых для создания АО; б) создание администрацией приватизируемого предприятия рабочей комиссии по П.; в) типовой устав АО, образованного в процессе П. Величина уставного капитала и начальная цена объекта П. стали определяться на конкретную дату 1 января 1992 г. практически без отражения результатов инвентаризации.

Государственная программа П. на 1992 г. установила цели П., классификацию объектов по возможности их П. в 1992 г., расчетные показатели по П. для органов государственной власти и управления, нормативы средств от П., способы и льготы, предоставляемые при П., требования к местным программам П. и др. Программа предусматривала введение системы именных приватизационных счетов не позднее 1 ноября 1992 г. Однако с изданием Указа Президента РФ от 14 августа 1992 г. № 914. утвердившего Положение о приватизационных чеках, названная норма не была реализована (в связи с введением системы приватизационных чеков). Согласно названному Указу, система приватизационных чеков вводилась с 1 октября 1992 г.

Вторая по счету Государственная программа П. утверждена Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284. В ней были установлены цели П., классификация объектов по возможности их П., способы П. и льготы при П., порядок образования и распределения средств от П.. порядок использования приватизационных чеков при П., требования к местным программам П. и др.

Величина уставного капитала АО, созданных в процессе П. после 1 июля 1992 г., стала определяться по данным баланса за отчетный квартал, предшествующий проведению оценки. Окончание срока действия приватизационных чеков - 1 июля 1994 г. - потребовало корректировки положений программы. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 были утверждены Основные положения государственной программы П. государственных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 г. Программа П. стала действовать в части, не противоречащей Основным положениям, которыми было установлено, что конкретный способ П. предприятия определяется рабочей комиссией по П. или комиссией по П., созданной соответствующим комитетом в соответствии с Законом о П. предприятий в случае, когда в утвержденные комитетом сроки документы на П. не представлены. Величина уставного капитала при преобразовании предприятий в АО, оценка стоимости имущества государственных и муниципальных предприятий при продаже их на аукционе или по конкурсу стали определяться на конкретную дату 1 января 1994 г. в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов П.

В настоящее время П. государственного имущества осуществляется в соответствии с ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (далее - Закон о П. имущества), признавшим утратившим силу Закон о П. предприятий. Закон о П. имущества, другие ФЗ и принимаемые в соответствии с ними нормативные акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ образуют законодательство РФ о П. Предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются при П. государственного и муниципального имущества, если законами о П. не предусмотрено иное (ч. 2 ст. 217 ГК РФ).

Согласно ст. 1 Закона о П. имущества П. - это возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований имущества (объектов П.) в собственность физических и юридических лиц. При П. государственного и муниципального имущества между стороной, осуществляющей его отчуждение, - продавцом и его покупателем заключается договор купли-продажи в соответствии с ГК РФ и Законом о П. имущества. Продавец федерального имущества - специализированное учреждение (юридическое лицо, наделенное обособленным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления) и назначенные им представители. Продавцами имущества субъектов РФ могут выступать юридические лица, которым в порядке, определенном органами государственной власти субъектов РФ, предоставлены полномочия на организацию и осуществление продажи такого имущества. Продавцы муниципального имущества назначаются органами местного самоуправления самостоятельно. Покупателем государственного и муниципального имущества может быть любое лицо, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных предприятий, учреждений, а также иных юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%.

Обязательные условия договора купли-продажи: а) сведения о продавце имущества и его покупателе, наименование объекта П., его местонахождение, состав и стоимость имущества, условия аренды (пользования) земельным участком, количество акций ОАО, их категория (тип) и стоимость, порядок передачи имущества в собственность покупателя, форма и сроки платежа, обязательства покупателя по его использованию, инвестиционные и (или) социальные условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем, порядок подтверждения покупателем выполнения таких условий и другие условия, устанавливаемые сторонами по взаимному соглашению; б) способы обеспечения инвестиционных и (или) социальных условий, в том числе гарантии их выполнения; в) порядок осуществления покупателем права владения и права пользования указанным имуществом до момента перехода к нему права собственности.

Должны быть установлены сроки выполнения неденежных обязательств и их стоимостная оценка, определяемая в соответствии с законодательством РФ.

Право собственности на государственное и муниципальное имущество переходит от РФ, субъектов РФ и муниципальных образований к его покупателю в порядке, установленном законодательством РФ и договором купли-продажи. Оплата производится единовременно или в рассрочку. Порядок оплаты стоимости муниципального имущества при его П. устанавливают органы местного самоуправления. При П. государственного и муниципального имущества средством платежа признается официальная денежная единица (валюта) РФ. В случаях и в порядке, установленных ФЗ, средством платежа могут быть признаны целевые долговые обязательства РФ.

Приоритеты в осуществлении П. государственного имущества в РФ, ограничения, устанавливаемые при ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества в собственность физических и юридических лиц, а также основы П. муниципального имущества в РФ устанавливаются ФЗ о государственной программе П. Правительство РФ ежегодно одновременно с проектом ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в ГД проект ФЗ о внесении изменений и дополнений в государственную программу П. государственного имущества в РФ. Программа, в частности, содержит: требования к программам П. субъектов РФ в области обеспечения определенных в Законе о приватизации имущества целей и способов П. государственного имущества; порядок выбора способов П. и принятия решений о его П.; условия закрепления акций ОАО, созданных в процессе П. соответственно в государственной и муниципальной собственности, а также порядок принятия решений об использовании в отношении ОАО, созданных в процессе П., специального права на участие РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в управлении ОАО; порядок оценки стоимости приватизируемого государственного имущества; определение льгот работникам государственных и муниципальных унитарных предприятий, преобразуемых в ОАО и порядок их предоставления; порядок и нормативы распределения денежных средств, полученных в результате П. федерального имущества.

Согласно программе П. государственное имущество классифицировано следующим образом: имущество, П. которого запрещена; имущество, которое закрепляется в государственной собственности до отмены его закрепления; имущество, которое приватизируется с установлением запрета на участие в его П. иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов РФ, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц; имущество, которое приватизируется по решению Правительства РФ; имущество, которое приватизируется по решению федерального органа по управлению государственным имуществом, по согласованию с соответствующими федеральными органами.

Программа П. содержит прогнозные перечни государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в ОАО, а также ОАО, акции которых предполагается продать, обоснование выбора указанных предприятий и ОАО (балансовая стоимость их основных фондов на день включения в программу П. должна превышать 5 млн. МРОТ), предполагаемые способы и сроки их П., предполагаемые ограничения, накладываемые при их П., размеры подлежащих продаже пакетов акций ОАО и прогноз начальной цены таких пакетов акций. В указанный прогнозный перечень включаются также ОАО, созданные в процессе П., производящие продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны. Продажа не включенных в указанные перечни акций таких обществ не допускается. В программе П. могут содержаться перечни видов государственного имущества, при П. которого устанавливаются льготы отдельным категориям граждан

РФ-Осуществление единой политики в области П. возлагается на федеральный орган по управлению государственным имуществом, который определяет Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В субъектах РФ названный орган создает свои территориальные органы и устанавливает их полномочия. Федеральный орган по управлению государственным имуществом совместно с соответствующими федеральными органами представляет Правительству РФ проект программы П.. организует и контролирует ее реализацию, осуществляет через свои территориальные органы руководство и контроль за проведением П. федерального имущества. Он также разрабатывает и издает в пределах своей компетенции предусмотренные Законом о приватизации имущества, программой П., другими ФЗ нормативные правовые акты, регулирующие процесс П., осуществляет контроль за их выполнением, вносит в них изменения и дополнения, а также дает разъяснения о применении законодательства РФ о П. В соответствии со своей компетенцией принимает решения о П. федерального имущества и передает объекты П. специализированному учреждению для продажи, осуществляет преобразование государственных унитарных предприятий в ОАО: от имени РФ является учредителем ОАО и осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности. На названный орган возлагается создание комиссии по П. федерального имущества. Свои полномочия, определенные Законом о П. имущества, он не вправе делегировать другим федеральным органам, а также физическим и юридическим лицам.

Специализированное учреждение, которому федеральный орган по управлению государственным имуществом передает объект П., осуществляет от имени РФ его продажу. Деятельность специализированного учреждения и его отделений по продаже объектов П. не облагается налогами. До момента продажи объекта П. специализированное учреждение от имени РФ владеет переданными ему в установленном порядке (принадлежащими РФ) объектами П.. в том числе осуществляет полномочия РФ как акционера (участника) в хозяйственных обществах. На основании поручения Правительства РФ оно может выступать учредителем хозяйственных обществ. Специализированное учреждение: а) ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность о движении денежных средств, полученных в результате П. федерального имущества, в порядке, установленном законодательством РФ; учет подлежащих П. акций (долей в уставном капитале) хозяйственных обществ, принадлежащих РФ: учет обязательств покупателей, определенных договорами купли-продажи федерального имущества; б) получает и перечисляет денежные средства, полученные в результате П. федерального имущества, в соответствии с нормативами, установленными программой П.; в) осуществляет меры по обеспечению перечисления дивидендов и иных доходов по акциям (долям в уставном капитале) хозяйственных обществ, в которых от имени РФ оно осуществляет полномочия акционера (участника); г) от имени РФ осуществляет выпуск государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в федеральной собственности акций ОАО. созданных в процессе П.

Порядок определения начальной цены объектов П. устанавливается программой П. Продавцы имущества вправе с учетом сложившейся рыночной конъюнктуры изменять начальную цену (она не может быть снижена более чем на 10% без согласования с соответствующими органами по управлению имуществом).

Инициатива в проведении П., может исходить, соответственно, от Правительства РФ, федерального органа по управлению государственным имуществом, соответствующих федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, которые подают заявку на П.

Отказ в П. государственного имущества возможен в случаях, если: а) на его П., в том числе в случаях, если указанное имущество изъято из гражданского оборота или ограничено в гражданском обороте, установлен запрет: б) имущество, указанное в заявке, не относится к государственной собственности; в) имущество, указанное в заявке, подлежит отчуждению в соответствии с иными ФЗ. В случае принятия решения об отказе в П. заявителю направляется обоснованное извещение. При удовлетворении заявки соответствующие органы создают комиссию по П. и устанавливают срок подготовки плана П., который не может превышать 6 месяцев со дня принятия решения о П. В состав комиссии входят лица, устанавливаемые Законом о П. имущества. В плане П. определяются способ продажи объекта П., сроки и условия его продажи, а также начальная цена объекта П. План утверждается соответствующими органами по управлению имуществом. Типовую форму плана П. утверждает Правительство РФ.

Согласно Закону о П. имущества используются следующие способы П. Перед преобразованием государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной или муниципальной собственности, осуществляется необходимая подготовка, состоящая в обязательной инвентаризации имущества указанных предприятий, а если балансовая стоимость их основных фондов превышает установленную величину - проводится аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности. Далее соответствующие органы по управлению имуществом создают комиссию по П. и устанавливают срок ее подготовки. Комиссия обязана рассмотреть проект плана П., подготовленный представителями работников унитарного предприятия. В плане определяются: способ и сроки его преобразования в ОАО; величина уставного капитала; льготы, предоставляемые работникам; категории (типы) акций ОАО; номинальная стоимость указанных акций; способы и сроки их продажи. Комиссия по П. рассматривает план П. и направляет его общему собранию работников унитарного предприятия для согласования. Если названное собрание в месячный срок со дня получения плана не рассмотрело его, он считается согласованным. Далее план П. утверждают соответствующие органы по управлению имуществом по представлению комиссии. В случае если общее собрание не согласовало план, комиссия по П. обязана предложить другой вариант. При повторном отклонении плана решение о его утверждении принимают, соответственно, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления. После завершения работы комиссии по П. соответствующие органы по управлению имуществом реорганизуют либо ликвидируют унитарное предприятие, учреждают ОАО, утверждают его устав, осуществляют в установленном порядке государственную регистрацию ОАО, формируют его органы управления.

Продажа государственного и муниципального имущества производится по результатам коммерческого конкурса при условии выполнения инвестиционных и (или) социальных условий. Выигравшим торги по коммерческому конкурсу признается лицо, предложившее за объект П. наиболее высокую цену и взявшее на себя обязательства по выполнению инвестиционных условий, установленных конкурсной комиссией, заранее назначенной организатором торгов. Коммерческие конкурсы проводятся в порядке, определяемом Правительством РФ. Право собственности на государственное и муниципальное имущество, которое приватизируется по коммерческому конкурсу, переходит к победителю такого конкурса после выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий в отношении объекта П. Все условия коммерческого конкурса реализуются за счет денежных средств, внесенных его победителем на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с заключенным им с продавцом имущества договором. В случае если объект П. - акции ОАО, указанное общество заключает с продавцом имущества (одновременно с договором о порядке выполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий) договор об использовании инвестиционных средств. Заключение этих договоров обязательно как для победителя коммерческого конкурса, так и для ОАО, акции которого являются объектом П. Внесение победителем коммерческого конкурса изменений и дополнений в его инвестиционные и (или) социальные условия, а также в обязательства после заключения договоров не допускается. Формы и условия договоров устанавливает Правительство РФ. Победитель коммерческого конкурса не вправе до перехода к нему права собственности на объект П. отчуждать его или распоряжаться им иным образом. Порядок предоставления победителю конкурса права владения и права пользования объектом П. (за исключением акций ОАО) определяет Правительство РФ. В случае, когда объект П. - акции ОАО, победитель конкурса до перехода к нему права собственности на указанные акции не вправе голосовать за реорганизацию или ликвидацию ОАО. ОАО, созданное в процессе П. и в отношении которого не завершено выполнение инвестиционных и (или) социальных условий, не может принимать решения об изменении уставного капитала, о проведении эмиссии дополнительных акций и иных ценных бумаг, конвертируемых в акции указанного общества.

Социальные условия могут устанавливаться, если объект П. - предприятие как имущественный комплекс или если объект П. - акции ОАО, составляющие более 50% его уставного капитала. Законом о П. имущества предусмотрен следующий исчерпывающий перечень социальных условий: сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест; переподготовка или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников; ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения или их ликвидацию; реализация мероприятий по охране здоровья населения и окружающей среды.

Инвестиционные условия коммерческого конкурса могут предусматривать мероприятия по реконструкции объекта П., приобретению определенных видов оборудования, модернизации и расширению производства. Они должны иметь экономическое обоснование, стоимостное выражение, сроки реализации и порядок подтверждения победителем коммерческого конкурса их выполнения; они (как и социальные условия) подлежат согласованию с соответствующими федеральными органами, органами субъектов РФ и местного самоуправления.

Продажа государственного и муниципального имущества производится на аукционе, в том числе продажа акций ОАО, созданных в процессе П., - на специализированном аукционе. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее за объект П. наиболее высокую цену. Продажа акций ОАО, созданных в процессе П., может осуществляться на специализированных аукционах, проводимых в виде открытых торгов, на которых все победители получают акции этих обществ по единой цене. Порядок проведения аукциона, специализированного аукциона, условия участия в нем покупателей, форма подачи ими заявок на участие (для специализированного), порядок расчетов, а также определения победителей аукциона регулируются соответствующими положениями, утверждаемыми Правительством РФ.

Внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ осуществляется по решению, соответственно, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в порядке, установленном программой П., программами П. субъектов РФ.

Решения о выпуске ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в государственной или муниципальной собственности акций ОАО. созданных в процессе П., принимают, соответственно, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Такими решениями определяются: порядок реализации указанного права владельцами ценных бумаг; количество акций ОАО; категория (тип) таких акций, а также наименования ОАО - эмитентов таких акций. Порядок проведения конкурсов на размещение указанных ценных бумаг и ограничения на их обращение устанавливает Правительство РФ.

Порядок продажи акций ОАО, созданных в процессе П., их работникам, определяется ФЗ РФ. Количество акций созданного в процессе П. ОАО, которые могут быть проданы его работникам, их категория (тип), порядок определения цены, а также порядок и сроки оплаты устанавливаются программой П.

Выкуп арендованного государственного и муниципального имущества унитарного предприятия (сданного в аренду с правом выкупа по договору, заключенного до введения в действие Закона о П. предприятий) осуществляется на основании заявления арендатора такого имущества следующими способами: а) в соответствии с договором аренды, если размер выкупа, сроки и порядок его внесения, а также иные условия установлены указанным договором; б) посредством преобразования унитарного предприятия в ОАО с предоставлением арендатору такого имущества права первоочередного приобретения акций указанного общества в порядке, установленном соответствующей программой П. Размер выкупа, сроки и порядок его внесения арендатором такого имущества, а также условия первоочередного приобретения указанных акций определяются утвержденным Правительством РФ положением о порядке П. сданного в аренду государственного имущества. В других случаях арендатор имущества унитарного предприятия, признанный покупателем в соответствии с Законом о П. имущества, может приобрести такое имущество в порядке, установленном этим же Законом, а также соответственно программой П.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Рано или поздно у каждого из нас возникнет вопрос о приватизации квартиры, в которой мы проживаем. Потому что нам нужно быть уверенными в своем будущем и иметь собственные активы в недвижимости. Только это может послужить залогом того, что наших детей ожидает светлая и счастливая жизнь. Но многие также задаются вопросом, зачем приватизировать квартиру? Какие положительные и отрицательные стороны в этом вопросе? На какие положения закона стоит вообще опираться при принятии решения о приватизации своего жилья.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Что означает приватизация?

Приватизация жилья означает, что государство или органы местного самоуправления передают квартиру или другое жилое помещение гражданам, которые прописаны и проживают на ее территории. Причем чаще всего это происходит безвозмездно.

Жилье, которое передается, чаще всего, представляет собой квартиру, в которой лица ранее проживали по .

Сама приватизация может быть оформлена, как единолично, то есть на одного человека, так и в общее пользование. Тогда каждый из членов семьи имеет свое право на получение доли в квартире или доме. Также не стоит забывать, что даже дети, возрастом от 14 лет могут уже самостоятельно принимать решение, ставить свои подписи в документах с согласием на приватизацию.

Сроки

Один из определяющих моментов в этом вопросе – это сроки, в которые можно провести данную процедуру. Но вряд ли вы сможете узнать точную дату, потому что процесс был запущен еще в 1991 году. С тех пор окончательный срок переносился уже несколько раз. Согласно последнему решению Госдумы Российской Федерации последней датой был назначен март 2016 года, но будет ли она финальной, никто не знает. Поэтому лучше не временить и побыстрее принять решение.

Ограничения

Есть ряд ограничений, которые касаются некоторых типов помещений:

Определяющие факторы

Приватизация несет собой приобретение своей собственности, а не только квадратных метров, которые потом достанутся вашим детям.

То есть вы свободно сможете ими распоряжаться и проводить всевозможные сделки с недвижимостью. А подобное нельзя было сделать без согласия государства или властей. Вы получаете свой собственный уголок, из которого вас никто и никогда не сможет выгнать без вашего согласия.

Несомненно, вам нужно будет платить налог каждый год, делать ремонт в помещении и коммуникациях за свой счет, но это сравнительно небольшая плата за то, что вы получаете взамен. Поэтому лучше, если вы все-таки решитесь на приватизацию, особенно если она не будет для вас стоить ни копейки.

Как нужно действовать?

В приватизации участвуют все члены семьи, даже несовершеннолетние. Если же кто-то временно находится заграницей или служит в армии, то его место бронируется при помощи особого заявления. Если вы решитесь приватизировать и отдать долю кому-то постороннему, то сначала придется его прописать после согласия других участников приватизации.

Что касается несовершеннолетних, то они становятся участниками автоматически. Их права будут представлять их опекуны или родители. То есть они будут писать свое согласие или отказ и передавать все необходимые документы.

Также вам нужно определиться с тем, какой вид приватизации подойдет именно вам. При единоличном варианте, все оформляется на одного человека, а другие участники должны будут написать отказ в его пользу. При общем пользовании квартирой, каждый из членов семьи получает равную часть квартиры и может распоряжаться ею по своему усмотрению.

При долевой приватизации речь пойдет о том, что доли каждого из участников могут быть и не равны, но этот вопрос решается сразу и описывается в специальном документе.

Когда вы будете выбирать один из вариантов, то хорошенько подумайте. Решайте, отталкиваясь от того, какие отношения построены в вашей семье.

Необходимые документы

После того как будет принято окончательное решение, вам нужно будет собрать особый пакет документов. Стандартный пакет таков:

  • Заявление, которое подпишут все члены семьи;
  • Документ, в котором каждый участник напишет о своем согласии или отказе от проведения и ;
  • Доверенность на того, кто будет заниматься решением вопроса;
  • Удостоверяющие документы участников приватизации;
  • или архивной;
  • Технический паспорт из БТИ;
  • Документ о регистрации по месту проживания;
  • Выписка из ЕГРП;
  • Квитанции об оплате коммунальных платежей на последние три месяца. Причем лучше, если у вас не будет задолженностей, иначе вас могут заставить их сначала погасить. Но важно помнить о том, что это незаконно и работники ЖЕКА не имеют права задерживать вас в приватизационном процессе.

Стоит отметить, что от вас могут потребовать и другие дополнительные документы, поэтому специалисты советуют сразу обратиться в центр приватизации и уточнить, что вам понадобится. Там же вам выдадут и бланк заявления.

После этого ваш запрос будет рассмотрен в течение месяца. Вам придет ответ. Если он будет положительным, то вам нужно будет повторно явиться в центр приватизации и подписать необходимые документы. После этого через две недели вы получаете ваше свидетельство о праве собственности, которое можно считать официальным документов. После вам нужно будет обязательно показаться в БТИ, чтобы они внесли изменения в свой реестр с новой информацией о вашей квартире.

Случают неприятные ситуации, когда тот, кто оформлял приватизацию, умер до того, как решение было принято. Тогда возможно, что государство опять переведет недвижимость в муниципальную собственность. И тогда вам придется начинать все заново.

Каждый из нас вправе принимать решение самостоятельно. Но если вы хотите иметь что-то свое, кто никогда у вас не заберет, то лучше . Это станет основой для хорошей жизни не только для вас, но и для всей вашей семьи. К тому же после вашей смерти, квартира или дом смогут перейти по завещанию вашим внукам. Таким образом вы обеспечите их. Ознакомьтесь внимательно со всеми нюансами и положениями закона, чтобы процесс прошел быстро и без траты лишних денег. Лучше всего, если помогать вам будут квалифицированные юристы и нотариусы, которые не позволят вам ошибиться.

Дорогие читатели!

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

ПРИВАТИЗАЦИЯ

ПРИВАТИЗАЦИЯ

(privatization) Передача в частную собственность и под частный контроль активов или предприятий, ранее находившихся в государственной собственности. Приватизированные активы могли находиться в собственности государства или местных органов власти, как, например, дома, принадлежащие в Великобритании муниципальным советам, или же принадлежащие государству публичные корпорации. Приватизация может применяться, как полагают, для более эффективного использования активов под руководством частных владельцев, для уменьшения власти со стороны центральных органов, для роста доходов государства, а также как попытка расширить частную собственность в обществе.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

ПРИВАТИЗАЦИЯ

(от лат. privatus - частный)

процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ПРИВАТИЗАЦИЯ" в других словарях:

    Приватизация форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. Разгосударствление и приватизация не однозначные, хотя и тесно … Википедия

    - (privatization) Процесс продажи находящейся в государственной собственности компании (См.: национализация (nationalization) частным предпринимателям. Приватизация может проводиться как по политическим, так и по экономическим причинам.… … Финансовый словарь

    Приватизация - – процесс перехода прав собственности на предприятия либо имущество от государства частным юридическим или физическим лицам. Приватизация – явление, появившееся задолго до нашего времени. Считается, что еще в Древней Греции в частным управлении… … Банковская энциклопедия

    - (privatization) Процесс продажи находящейся в государственной собственности компании (cм.: национализация (nationalization) частным предпринимателям. Приватизация может проводиться как по политическим, так и по экономическим причинам.… … Словарь бизнес-терминов

    - (privatization) Передача государственной собственности частному сектору путем продажи или на договорной основе. После некоторых нерешительных и мелких экспериментов в годы правления Хита (1970–74 гг.) приватизация в Великобритании в крупных… … Политология. Словарь.

    приватизация - — приватизация Передача государством прав собственности наимущество частным лицам и группам лиц. Реализуется путем продажи или безвозмездной передачи. В истории российской… … Справочник технического переводчика

    Приватизация - (privatization) передача государством прав собственности наимущество частным лицам и группам лиц. Реализуется путем продажи или безвозмездной передачи.В истории российской приватизации, начавшейся еще в советское время, можно выделить три этапа:… … Экономико-математический словарь

    - (от лат. privatus частный) передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных… … Большой Энциклопедический словарь

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    - (от латинского privatus частный), передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций,… … Современная энциклопедия

Книги

  • Приватизация. Глобальные тенденции и национальные особенности , . Приватизация - сложный и неоднозначный по своим последствиям процесс переоценки роли и места государства в экономике, охвативший в последней четверти XX в. большинство стран мира.…
  • Приватизация: глобальные тенденции и национальные особенности , Виноградов В.А.. Приватизация - сложный и неоднозначный по своим последствиям процесс переоценки роли и места государства в экономике, охвативший в последней четверти XX в. большинство стран мира.…