Что такое либерализация. Что такое либерализация цен в политике: Россия и её исторический пример

Либерализация

Либерализация - это расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность. Либерализация цен - это переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию). На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрел характер глобальной мировой тенденции, охватывающей все большее число стран. Открывается простор для действия механизмов рыночного регулирования. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования. Основной функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путем принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления учреждения новых частных предприятий, поддержки среднего и малого бизнеса, усиления доступности гражданского судопроизводства и др.

Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию. К внутриэкономической либерализации относится происходящая в рамках национальных экономик, приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, процентных ставок, условий предоставления кредитов и т. д.

В России на приватизированных предприятиях производится ныне около 70 % промышленной продукции. Либерализация принимает также форму акционирования государственных предприятий, в ходе которого доля государства в акционерном капитале многих предприятий уменьшается за счет продажи пакетов акций. Однако приватизация пока не привела к образованию в стране эффективных собственников и поэтому либерализация российской экономики еще далека от завершения.

Внешнеэкономическая либерализация - это расширение беспрепятственного международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами. Если в 1947 г. средневзвешенный мировой уровень импортных пошлин составлял 50-60 %, то к началу 2000-х гг. он снизился до 9,6 %. В 1997 г. в России он составлял 13,4 %. Это намного больше, чем в Европейском Союзе (5 %), США (4,2 %), Японии (2,7 %).

С 1986 по 1995 гг. 72 страны, в том числе 58 развивающихся стран, приняли решение о либерализации торговых режимов. В результате стала быстро расти внешнеторговая квота в этих странах, то есть отношение объема импорта и экспорта к их внутреннему валовому продукту (ВВП). Существенной чертой либерализации международного движения капиталов является рост объемов и роли прямых иностранных инвестиций, то есть инвестиций в реальный сектор экономики.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Либерализация" в других словарях:

    либерализация - и, ж. libéralisation f. Предоставление бо льших свобод во всех сферах обществнной жизни страны. Либерализация системы прохождения службы в армии. // Скляревская 1998. ♦ Либерализация цен. Государственная политика ценообразования, направленная на… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Снятие ограничений, отмена или ослабление государственного контроля, расширение свободы деятельности для экономических субъектов, снятие количественных и качественных ограничений. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ЛИБЕРАЛИЗОВАТЬ, зую, зуешь; ованный; сов. и несов.,что (спец.). Снять (снимать) ограничение, предоставить (влять) свободу действий. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (от лат. libera lis касающийся свободы) англ. liberalization нем. Liberalisierung. 1. Процесс расширения определенных прав и свобод и устранение существующих ограничений. 2. Введение и применение принципов либерализма. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    Экономики, цен расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие ограничений на экономическую деятельность, раскрепощение предпринимательства. Либерализацией цен называют переход от назначаемых государственных цен… … Экономический словарь

    либерализация - — EN deregulation The removal or relaxation of government control over the economic activities of some commercial entity, industry or economic sector. (Source: ODE)… … Справочник технического переводчика

    Либерализация - (от лат. liberalis свободный; англ. liberalisation) отмена или ослабление гос ного контроля над экономической деятельностью и экономическими параметрами (ценой, заработной платой, ставкой процента, обменным курсом); во внешнеторговой сфере… … Энциклопедия права

    ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ Юридическая энциклопедия

    Расширение свободы действий субъектов, снятие или сокращение ограничений на к. л. деятельность, раскрепощение предпринимательства. Л. цен переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

Либерализация цен позволяла в кратчайшие сроки хотя бы частично насытить рынок товарами. В то же время она была вынужденной реакцией на сложившуюся ситуацию. Дело в том, что частичная либерализация цен началась еще при последнем премьере союзного правительства В. С. Павлове. Были отпущены оптовые цены, почти треть розничных цен на товары не первой необходимости (эксклюзивные, категории «люкс», ювелирные изделия и т. п.), не регулировались цены в кооперативном секторе и на колхозных рынках. Появился огромный псевдокооперативный рынок. При заводах создавались кооперативы из 3-5 человек - как правило, родственников и друзей директора. Через них реализовалась значительная часть продукции предприятия по нерегулируемым государством ценам.

В общем, положение было хуже некуда. России нужен был рынок продовольствия, но он был невозможен без устойчивых денег, а их не было. Мало того, что в наследство от Советского Союза России достался солидный «денежный навес», российское правительство не знало, сколько необеспеченных денег вбросят в ее экономику другие республики. Расчеты показывали, что для введения новых, собственно российских денег потребуется 9 месяцев.

Очевидного решения не было. В октябре 1991 года будущие члены первого российского правительства, а тогда еще просто экономисты группы Е. Т. Гайдара, предлагали такой вариант: с 1 января 1992 года «приотпустить» цены, большую их часть оставить контролируемыми и существенно увеличить долю свободных цен. Примерно с 1 июля 1992 года, когда это технически станет возможно, перейти на российскую национальную валюту и перевести отношения с центральными банками суверенных республик на корреспондентские счета. После этого полностью либерализовать цены и ввести конвертируемость рубля по текущим операциям.

Но в ноябре 1991 года, когда было сформировано первое российское правительство, его члены проанализировали катастрофическую ситуацию с продовольственным снабжением и отказались от этой стратегии. Страна не дожила бы ни до новых денег, ни до нового урожая. Пришлось идти на предельно рискованный вариант: размораживать цены в условиях, когда российское правительство не контролировало денежную массу.

Оно рассчитывало, во-первых, на инерцию - на то, что у руководителей центральных банков республик есть представления об ответственной финансовой политике, исходя из которых, они сами будут ограничивать себя в «рисовании» рублей. Во-вторых, была надежда договориться с ними о том, что они эмитировали рубли осторожнее, «помягче». В-третьих, российскому правительству нужно было самому проводить предельно жесткую бюджетную политику. Все-таки на Россию приходилось свыше 62% советской экономики, и если резко сократить основные направления расходов (оборона, инвестиции, сельскохозяйственные субсидии, даже образование со здравоохранением), то можно было надеяться на успех.

Обособление российской денежно-кредитной и валютной систем было проведено в несколько этапов. С 1 июля 1992 года ЦБ РФ перевел расчеты с банками стран рублевой зоны на систему корреспондентских счетов, благодаря чему безналичный рублевый оборот России отделился от оборота других республик. Затем Верховный Совет РФ принял постановление, в соответствии с которым ЦБ прекратил с 1 июля 1993 года предоставлять так называемые технические кредиты странам СНГ, вся накопленная ими к тому времени задолженность была переоформлена в государственный долг по отношению к России. Наконец, в июле 1993 года была проведена денежная реформа: с 26 июля на территории России законными стали только рубли образца 1993 года - национальная российская валюта.

Освобожденные цены и инфляция. Со 2 января 1992 года свободными стало 80% оптовых и 90% розничных цен, которые до того еще оставались под контролем. Сохранился контроль за ценами на хлеб, молоко, кефир, творог, детское питание, соль, сахар, растительное масло, водку, спички, лекарства (цены повышены в 3 раза), а также на электроэнергию, городской транспорт, квартплату и плату за коммунальные услуги. С марта по май контроль за ценами и на эти товары был снят или передан на уровень регионов.

В административном порядке с сохранением государственного контроля были повышены цены: на нефть - в 5 раз, на газ и электроэнергию для производственного потребления - в 4,7 раза, на уголь - в 5,5 раза. Это неудачное решение во многом обусловило колоссальный рост цен в 1992 году. Повышение цен на нефть и нефтепродукты в 5 раз задало нижнюю планку повышения всех остальных цен.

Цены на нефть либерализовали в мае 1992 года, убедившись, что трудности возникали именно там, где сохранялся контроль за ценами. В 1993 году освободили цены и на уголь. После этого под контролем федерального правительства остались только цены и тарифы на продукцию естественных монополий (газ, электроэнергия, железнодорожные перевозки, транспортировка нефти и т. п.).

Но удержать в узде инфляцию не удалось. Реформаторы ожидали, что потребительские цены в январе-феврале 1992 года вырастут в 2-2,5 раза, но только за январь они подскочили в 3,5 раза. Сопротивление жесткой финансово-кредитной политике было отчаянным, объективно обусловленным глубокими структурными деформациями. Инфляционный навес оказался слишком большим. Инфляция выражалась в двузначных цифрах в месяц. К счастью, дело не дошло до гиперинфляции, порогом которой считается уровень в 50% роста цен в месяц. Правда, населению от этого было ненамного легче.

Подробнее. Цены в начале 1992 года:

В декабре 1991 года аналитическая группа «Ъ» зафиксировала на потребительском рынке ситуацию крайнего ажиотажа, не имевшего аналогов за все 20 месяцев регистрации цен. В декабре прирост потребительских цен составил в среднем 32,4%, в том числе в коммерческой торговле - 97,6%.

Эксперты связывают это как с обвальным падением курса рубля на валютном рынке в середине месяца, так и с изматывающим покупателя ожиданием либерализации цен. При этом за последнюю неделю декабря (как всегда в период резкого ускорения инфляции - до 30-40% в неделю) разброс цен вокруг среднего значения достиг беспрецедентного размаха. По товарам инфляционного спроса он составил ±50%.

…С учетом павловской реформы, цены за 1991 год выросли в 7,8 раза. При этом наибольший вклад в ценовую гонку внесли отнюдь не рыночные факторы, а различные форс-мажорные обстоятельства, такие как обмен купюр и официальные заявления о предстоящих катаклизмах в денежном обращении.

Однако регистрация цен, проведенная в первых числах января после либерализации цен, показала, что инфляция еще только набирает обороты. Хотя из-за товарного дефицита еще невозможно полностью оценить масштаб повышения цен, предварительные расчеты показывают, что в государственной торговле цены выросли в среднем в 4,7 раза, а с учетом других секторов торговли, где цены и раньше устанавливались по рыночным законам, - в 3,6 раза.

В постперестроечный переходный период (1992-1993) вслед за политическим оформлением новой власти в 1991 году происходило утверждение экономических и конституционных основ нового государственного устройства России. При этом главную задачу новое руководство страны видело в закреплении политических изменений в российском обществе. Экономика России, ее конституционное устройство должны были прийти в соответствие с новым политическим строем страны, что подразумевало переход к рыночной экономике , ее демонополизацию и приватизацию, создание класса частных предпринимателей и собственников, укрепление власти президента.

В стране сложилось тяжелое экономическое положение. По данным, которые приводит известный экономист Евгений Ясин в своей книге "Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ", в стране наблюдалось сокращение потребления населением продуктов питания практически по всем основным их видам. Продажа колбасы, которая была своего рода символом благополучия в советском "развитом социализме", снизилась за 1991 год на 24% (с 1835 до 1393 тысяч тонн). Тот же показатель по молокопродуктам вообще составил 41% (с 21,5 до 12,7 миллиона тонн). Консервы, которые годами лежали на прилавках продуктовых магазинов, стали раскупаться со стремительной быстротой: продажа мясных консервов возросла почти в 2 раза (с 806 до 1595 миллиона условных банок). Если товарные запасы в розничной торговле (на конец года) в днях товарооборота в 1985 году составляли 93 дня, то в 1990 году этот показатель снизился до 44, а в 1991-м году - до 39 дней.

По оценкам Всемирного банка, дефицит реконструированной бюджетной системы в 1991 году составил 31% ВВП. Денежная масса выросла в 4,4 раза, еще подконтрольные цены - в 2 раза (на 101,2%). Дефицит валюты для оплаты централизованного импорта за 10 месяцев 1991 года составил 10,6 миллиарда долларов.

Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар - 1 кг на человека в месяц, мясопродукты - 0,5 кг (с костями), масло животное - 0,2 кг. При потребности в продовольственном зерне 5 миллионов тонн в месяц в январе 1992 года ресурсов в наличии было 3 миллиона тонн. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 миллиона тонн. Чтобы закупить такое количество, требовалось около 3 миллиардов долларов. В кредит уже никто не поставлял. В этих условиях у правительства не оставалось никакого другого пути, кроме как пойти на быструю и масштабную либерализацию цен .

28 октября 1991 года на V съезде народных депутатов президент России Борис Ельцин выступил с программой радикальных экономических реформ, предусматривающей либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. 6-8 ноября 1991 года было сформировано правительство во главе с Борисом Ельциным и двумя вице-премьерами - Геннадием Бурбулисом (отвечавшим за политические вопросы) и Егором Гайдаром (министром экономики и финансов, курировавшим экономическую реформу).
3 декабря Борис Ельцин подписан указ "О мерах по либерализации цен" .

2 января 1992 года произошел единовременный отпуск цен. После этого дня свободными стали 80% оптовых и 90% розничных цен. Еще сохранился контроль за ценами на ряд потребительских товаров: хлеб, молоко, кефир, творог, детское питание, соль, сахар, растительное масло, водка, спички, лекарства (цены повышены в 3 раза), а также на электроэнергию, городской транспорт, квартплату и плату за коммунальные услуги. С марта по май контроль за ценами на эти товары был снят или передан на уровень регионов.

В административном порядке с сохранением государственного контроля были повышены цены на нефть - в 5 раз, на газ и электроэнергию для производственного потребления - в 4,7; на уголь - в 5,5 раза.

Цены на нефть либерализовали в мае 1992 года. В 1993 году осуществился переход к свободным ценам на уголь. После этого под контролем федерального правительства остались только цены и тарифы на продукцию естественных монополий - газ, электроэнергия, железнодорожные перевозки, транспортировка нефти и т.п.

Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли.

29 января 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ "О свободе торговли" . В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле.

Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция.

В своих выступлениях накануне либерализации Егор Гайдар говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200-300%. В действительности же в январе 1992 года их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352%. По итогам 1992 года - 2508%.

В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. 11 апреля Съезд принял постановление "О ходе экономической реформы в Российской Федерации ", в котором отметил целый ряд проблем в экономике: спад производства, разрушение хозяйственных связей, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, нехватка денежной наличности. Съезд признал деятельность правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы неудовлетворительной и предложил президенту и правительству России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы с учетом замечаний и предложений.

После VI Съезда начала разрабатываться "Среднесрочная экономическая концепция правительства", которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет. Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой.

Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.

В декабре 1992 года VII Съездом народных депутатов Егор Гайдар не был утвержден на пост председателя Совета министров. Главой правительства был утвержден Виктор Черномырдин.

Либерализация цен стала одним из важнейших звеньев на пути перехода России от плановой экономики к рыночной. Однако она не была согласована с монетарной политикой, в результате большинство предприятий осталось без оборотных средств.

Центробанк вынужден был включить печатный станок, что — несколько тысяч процентов в год. Это привело к обесцениванию заработной платы и доходов населения, нерегулярным выплатам зарплаты, стремительному обнищанию граждан. Как следствие, гиперинфляция вызвала падение спроса, что усугубило экономический спад, а также реальное сжатие денежной массы, на которую легла дополнительная нагрузка по обслуживанию появившихся в результате первой волны приватизации акций и облигаций. Кроме того, обесценились советские сбережения, которые не были индексированы.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Есть в рыночной экономике такое понятие, как либерализация цен. Это словосочетание означает, что государство устанавливает на рынке свободные от ограничения цены, тем самым поощряя деятельность предпринимателей. Процесс такого ценообразования придает гибкость всей системе экономики в целом и ведет к росту производства. Как следствие, увеличивается конкуренция на рынке, производители вынуждены придумывать новые интересные идеи и повышать Другими словами, либерализация цен приводит к возникновению в государстве системы свободного ценообразования. Это происходит из-за того, что правительство в этом случае может частично или же полностью снять с себя функции по непосредственному регулированию цен.

Вот как, например, выглядит либерализация цен в США. В этой стране цены на молочную продукцию регулируются Конгрессом, который устанавливает только оптимальную ценовую границу. Если цены на молочные продукты оказываются ниже ее, то государство все эти товары скупает, чтобы отправить их на экспорт или благотворительность.

В режиме которая характеризуется жестким контролем над всеми стоимостями (устанавливаются они сверху), либерализация цен просто необходима. Именно она позволяет капиталу в экономике свободно передвигаться, а рынку товаров и услуг становиться более мобильным. Кроме того, правильно произведенная либерализация цен позволяет снизить уровень бюрократизма в области экономики и расширить возможности притока инвестиционных средств и выхода на международный рынок.

Либерализация цен на сегодняшний день известна в двух вариантах. Первый вариант, присущий и России, заключается в методе «шоковой терапии». Она известна многим, кто пережил волнения 1992 года.

Второй вариант, более мягкий, он так и называется - «постепенная либерализация». Именно такой системы перехода на свободное ценообразование придерживается большинство развитых европейских стран. Кстати, именно так в свое время развивались и Вьетнам, и Китай, в 1973 - 1986 годы - Франция, а после Второй Мировой Войны и страны Западной Европы.

Что касается нашей страны, то либерализация цен в России состоялась в самом первом месяце 1992 года. Именно тогда государство освободило от своего регулирования цены на все продукты, кроме молока, хлеба и билетов для проезда в общественном транспорте. Был издан указ о свободе торговли. Каждый гражданин мог перевести свои деньги в валюту. Кроме того, увеличилась доля импорта товаров, производимых в России. Надо сказать, что либерализация цен в России прошла необдуманно и стремительно. Так, что уже к марту 1992 года политики и население испытали на себе в полной мере метод «шоковой терапии» - произошла гиперинфляция на 2600%. Все это привело к обесцениванию денег, в том числе и тех, что лежали у многих российских граждан на банковских счетах.

Пришлось властям вводить талоны на многие товары и выдавать их россиянам, а предприятиям - оформлять кредиты. Так как оборотных средств на фабриках и заводах теперь не хватало, стали происходить Кстати, зарплаты тоже обесценились. Зато выросла безработица, резко обозначилась разница между богатым и бедным слоями общества. Бесспорно, «гайдаровские» реформы принесли свои плоды.

Теперь в стране не было зато цены на них повысились в 30 раз, а вот доходы населения за год снизились почти на 50%. Особенно сильно реформа ударила по пенсионерам и бюджетникам. Сейчас многие аналитики говорят о том, что ошибка того времени кроется в том, что политики необдуманно воплотили в жизнь теоретические рекомендации монетаристов, не учитывая при этом специфику российской экономики.

Годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Назад в 90-е׃ все распродать, разграбить, распилить!

Субтитры

История

Фактически радикальная либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января 1992 года в соответствии с Указом Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен» и Постановлением Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 55 «О мерах по либерализации цен» , в результате чего 90 % розничных цен и 80 % оптовых цен были освобождены от государственного регулирования. При этом контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг (хлеб, молоко, общественный транспорт) был оставлен за государством (и на некоторые из них сохраняется до сих пор). Поначалу наценки на такие товары были ограничены, однако в марте 1992 г. стало возможно отменять эти ограничения, чем воспользовалось большинство регионов. Помимо отпуска цен, начиная с января 1992 г. был осуществлён ряд других важных экономических реформ, в частности, либерализация зарплат, введена свобода розничной торговли и др.

Изначально перспективы либерализации цен вызывали серьёзные сомнения [ ] , поскольку способность рыночных сил определять цены на товары была ограничена целым рядом факторов. Прежде всего, либерализация цен началась до приватизации, так что народное хозяйство преимущественно находилась в собственности государства . Во-вторых, реформы были начаты на федеральном уровне, в то время как контроль за ценами традиционно осуществлялся на местном уровне, и в ряде случаев местные власти предпочли сохранить этот контроль напрямую, несмотря на отказ со стороны правительства предоставлять субсидии таким регионам. В январе 1995 г. цены приблизительно 30 % товаров продолжали так или иначе регулироваться. Например, власти оказывали давление на приватизированные магазины, используя тот факт, что земля, недвижимость и коммунальные услуги по-прежнему оставались в руках у государства. Местные власти также создавали препятствия для торговли, например, запрещая экспорт продовольствия в другие области. В-третьих, возникли могущественные преступные группировки, которые блокировали доступ на существующие рынки и собирали дань путём рэкета , тем самым искажая рыночные механизмы ценообразования. В-четвёртых, плохое состояние средств связи и высокие транспортные расходы осложняли способность предприятий и отдельных граждан эффективно реагировать на рыночные сигналы. Несмотря на эти трудности, на практике рыночные силы стали играть значительную роль в ценообразовании, и неравновесие в экономике начало уменьшаться .

Последствия

Либерализация цен стала одним из важнейших шагов на пути перехода экономики страны на рыночные принципы. По утверждению самих авторов реформ, в частности, Гайдара , благодаря либерализации магазины страны в достаточно короткое время наполнились товарами, увеличились их ассортимент и качество, были созданы главные предпосылки для формирования в обществе рыночных механизмов хозяйствования . Как писал сотрудник института Гайдара Владимир Мау , «главное, чего удалось добиться в результате первых шагов экономических реформ - преодолеть товарный дефицит и отвести от страны угрозу надвигающегося голода зимой 1991-1992 года, а также обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля» .

До начала реформ представителями Правительства России утверждалось, что либерализация цен приведёт к их умеренному росту - корректировке между спросом и предложением. Согласно общепринятой точке зрения, фиксированные цены на потребительские товары были в СССР занижены, что вызывало повышенный спрос, а это, в свою очередь, - нехватку товаров. Предполагалось, что в результате коррекции товарное предложение, выраженное в новых рыночных ценах, будет выше старого примерно в три раза, что обеспечит экономическое равновесие.

Однако либерализация цен не была согласована с монетарной политикой. Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств . Начиная с апреля, Центробанк начал осуществлять масштабную выдачу кредитов сельскому хозяйству, промышленности, бывшим советским республикам и эмиссию для покрытия дефицита бюджета. За этим последовала инфляция , которая по итогам 1992 года составила 2600 %. По мнению, Андрея Илларионова столь высокая инфляция имела своими причинами повышение государственных расходов в год либерализации почти на 14 % ВВП и то, что в год либерализации не была проведена денежная реформа . Илларионов таким образом делает упор на принципиальном отличии политики Гайдара от политики других постсоциалистических правительств. Польский экономист Лешек Бальцерович возлагает вину за негативные последствия либерализации цен и других российских экономических реформ на политические конфликты, помешавшие нормальной работе правительства.

Либерализация цен привела к галопирующей инфляции, обесцениванию заработной платы, доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков . Сочетание этих факторов с экономическим спадом, выросшего неравенства в доходах и неравномерного распределения заработков между регионами привело к стремительному падению реальных заработков для значительной части населения и её обнищанию . Доля бедных и очень бедных домашних хозяйств между 1992 и 1995 гг. увеличилась с 33,6 % до 45,9 % .

Объясняя причины высокой инфляции, реформаторы утверждали, что они не были связаны с собственно либерализацией цен . В качестве таких причин они приводили политическое давление, прежде всего со стороны Верховного Совета, которое вынуждало проводить эмиссию денег, а также приток рублей, напечатанных в соседних республиках.

По мнению ряда экономистов, в условиях практически полной монополизации производства, либерализация цен фактически привела к смене органов, которые их устанавливают: вместо государственного комитета этим стали заниматься сами монопольные структуры, следствием чего являлось резкое повышение цен и одновременное снижение объёмов производства . Таким образом проявился типично монопольный эффект . По мнению сотрудника МичГАУ Б. И. Смагина, государственная система ценообразования была фактически заменена не рыночной, а монопольной, свойством которой является повышенный уровень рентабельности при низком объёме выпуска продукции, что в свою очередь приводит к ускорению инфляции и к сокращению производства . По мнению экономиста Г. А. Явлинского , монополии начали диктовать цены реализации и закупочные цены на сырье, что дало толчок гиперинфляции, избежать этого можно было, дав населению перед началом либерализации цен возможность на приобретение средств производства - магазинов, земли, грузового автотранспорта. То есть, проведя малую приватизацию.

По мнению ряда экономистов, либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие. Так, за 1992-1997 годы индекс-дефлятор ВВП и индекс потребительских цен выросли примерно в 2400 раз, в то же время агрегат денежной массы М2 увеличился примерно в 280 раз. В результате «реальная» денежная масса сократилась в 8 с лишним раз. При этом не произошло такого же увеличения скорости оборачиваемости денег , что могло бы компенсировать сжатие. Положение усугублялось тем, что в результате приватизации на денежную массу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию акций, облигаций и т. п., которые ранее не являлись объектами сделок. Вследствие этих процессов к 2000 году денежная масса стала составлять около 15 % ВВП, при том, что в странах с переходной экономикой она составляла тогда 25-30 % ВВП, а в развитых странах - 60-100 % ВВП. При нехватке денег они стали настолько дорогими, что реальный сектор экономики оказался оголён от финансовых ресурсов. Отсутствие денег в экономике также ускорило развитие других негативных процессов: падения экономического роста, восполнения недостающей денежной массы суррогатами и усиления натурализации обмена (бартерных операций).

Критика

Предметом острой критики является то, что реформы были проведены без широкой общественной дискуссии, в которой бы участвовали сторонники альтернативных подходов. Ещё до либерализации цен выдвигались аргументы, что ей должна была предшествовать приватизация , которой, в свою очередь, должны были предшествовать институциональные реформы: прежде всего, обеспечение господства права и законодательной защиты частной собственности. Утверждается, что наличие жизнеспособного частного сектора (хотя бы малого бизнеса) привело бы к его росту после либерализации цен, что смягчило бы эффект падения производства («вьетнамский опыт»). Кроме того, денежная приватизация сама по себе способна изъять значительные средства у населения в обмен на акции крупных предприятий и тем самым восстановить баланс. Вторым, схожим по сути, предложением для решения проблемы экономического равновесия была продажа других форм госимущества: средств производства, земли, жилищного фонда и т. д. Третьей альтернативой была плавная либерализация, с частичным сохранением плановой экономики («китайский путь»), чтобы не допустить чрезмерного падения покупательского спроса. Сторонники этой точки зрения полагают, что ценообразование на важнейшие группы товаров должно было освобождаться от государственного контроля постепенно, в течение длительного промежутка времени .

На эту критику реформаторы отвечали, что они исходили из конкретных условий России конца 1991 г. Несмотря на то, что формально государство сохраняло значительный контроль над экономикой и обществом, фактически государственные органы не обладали реальной властью, а политический курс исполнительной власти вызывал сопротивление со стороны представительной власти - Верховного Совета. В таких условиях, с точки зрения реформаторов, ни проведение глубокой законодательной реформы, ни «китайский путь» не были возможны.

Другим предметом критики либерализации цен является лежащая в её основе концепция неолиберализма и неоклассической модели экономики, в особенности, роль цен в передаче информации на рынке

Примечания

  1. В Политбюро ЦК КПСС… По записям Анатолия Черняева, Вадима Медведева, Георгия Шахназарова (1985-1991) / Сост. А. Черняев, В. Медведев, А. Вебер; Горбачев-Фонд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. ISBN 5-9614-0354-8
  2. Постановление Совмина СССР от 12.11.1990 N 1134 «О переходе к применению договорных розничных цен на отдельные виды товаров народного потребления», Указ Президента СССР от 19.03.1991 N УП-1666 «О реформе розничных цен и социальной защите населения»
  3. Владимир Милов. Владимир Милов: В чем ответственность политика (неопр.) . // vedomosti.ru. Проверено 26 октября 2011. Архивировано 14 февраля 2012 года.
  4. Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен»
  5. Постановление Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 55 «О мерах по либерализации цен»
  6. Исключение составляла только торговля на продуктовых рынках, которая вносила очень небольшой вклад в экономику страны.
  7. Berkowitz D., DeJong D. N., Husted N. Quantifying Price Liberalization in Russia // Journal of Comparative Economics - 1998. - Vol. 26, No. 4. - P. 735. DOI :10.1006/jcec.1998.1555
  8. Экономика переходного периода. 1998