Трудовые ресурсы крыма и севастополя. Состояние рынка труда в республике крым в переходный период

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мельников Владимир Иванович. Особенности формирования и использования трудовых ресурсов Крыма: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: Москва, 2002 163 c. РГБ ОД, 61:03-8/348-4

Введение

Глава 1 Характеристика трудовых ресурсов Крыма 9

1.1. Современная демографическая ситуация в Крыму и тенденции ее развития 9

1.2. Количественная и качественная характеристика населения Крыма... 16

1.3. Структура и динамика численности экономически активного населения Крыма 23

Глава 2 Особенности формирования трудовых ресурсов и рынка труда Крыма 33

2.1. Факторы, определяющие занятость населения 33

2.2. Безработица, ее масштабы, разновидности и тенденции изменения 42

2.3.Формирование трудовых ресурсов г. Севастополя 50

Глава 3 Анализ и пути улучшения использования трудовых ресурсов Крыма и г. Севастополя 68

3.1 . Показатели использования трудовых ресурсов 68

3.2. Анализ работы службы занятости населения 78

3.3. Анализ функционирования рынка труда Крыма 87

3.4. Анализ рынка труда в г. Севастополе 93

3.5. Социологическое исследование проблем занятости в г. Севастополе 104

Заключение 115

Список использованной литературы 121

Приложения 134

Введение к работе

Современная экономическая ситуация в Крыму, как и в Украине в целом, характеризуется неравномерностью становления рыночных отношений в различных отраслях хозяйства, несовершенством законодательной базы для полноценного развития рыночного хозяйственного механизма, налоговое законодательство имеет фискальный, а не регулирующий характер. Все это привело к отчуждению значительной части экономически активного населения от участия в создании многоукладной экономики, что прямо и негативно отразилось на формировании и использовании трудовых ресурсов. В свою очередь, уровень занятости и безработицы оказывает все более значительное влияние на развитие экономической и социальной ситуации в Украине.

Вопросы формирования и использования трудовых ресурсов в Крыму имеют ряд специфических особенностей, определяемых географическим положением, возвращением депортированных народов, деструктуризацией ВПК и, как результат, высвобождением большого количества квалифицированных рабочих и служащих из сферы материального производства.

В настоящее время в Украине ведется разработка Генеральной схемы создания новых рабочих мест. На региональных рынках труда, в частности в Крыму и Севастополе, разработаны Программы устойчивого развития, которые предусматривают пути подъема экономики, рост численности занятого экономически активного населения и снижения уровня безработицы. Достижение поставленных в программах целей возможно только в результате модернизации экономики, которая позволит обеспечить экономический рост и создать базу для повышения уровня жизни населения.

С начала реформирования экономики сама сфера занятости претерпела изменения: возникли новые сегменты, не учитывать которые при определении потребности в новых рабочих местах невозможно.

Все это требует более тщательного изучения и исследования процессов формирования и функционирования рынка труда, использования ресурсов для труда.

Степень разработанности темы. В процессе становления рыночных отно
шений значительно возрастает интерес к осмыслению теоретических и практиче
ских основ рынка труда. Вопросы теории рынка труда и его влияния на экономи
ческие и социальные отношения достаточно глубоко раскрыты в трудах осново
положников классической, неоклассической, марксистской, кейнсианской и мо
нетаристской школ А. Смита, А. Маршалла, К.Маркса, Дж. КеЙнса, М. Фридме-
на, а также современных зарубежных ученых П. Самуэльсона, Р. Эренбер-

га, Р. Смита и др.

Проблемам рынка труда и занятости населения посвящены известные фун
даментальные работы российских и украинских ученых Н.А. Волгина, Б.М.
Генкина, Л.А. Гордона, Г.М. Зущиной, Н.И. Есиновой, С.А. Карташова, Р.П. Коло
совой, Л.А. Костина, А.Э. Котляра, И.К. Лукинова, И.С. Масловой, Ю.Г. Одегова,
И. Петровой, Т.О. Разумовой, М. Романюк, А.И. Рофе, СЮ. Рощина, Г.Г. Руденко,
P.M. Султановой, Л.С Чижовой и др.

Непосредственно над проблемами рынка труда, демографии и занятости населения Крыма работают ученые: В.В. Кухар, Е.В. Неклюдов, СМ Пастушок, В.Ф. Русяев, А.Е. Слепокуров, П.А. Федуличев, Б.Л. Финогеев и др.

Однако, для условий Крыма и Севастополя вопросы рынка труда, ресурсов для труда и занятости населения еще недостаточно изучены и обобщены.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе всестороннего изучения рынка труда Крыма и г. Севастополя, разработать предложения по практическому применению совокупности методов управления формированием и использованием трудовых ресурсов Крыма, с учетом специфических для региона особенностей, демографического положения, миграционных процессов и социально-экономического развития.

Для достижения этой цели в диссертации были поставлены и решались следующие задачи:

Оценка современной демографической ситуации в Крыму;

Расчет плотности населения по районам Автономной Республики Крым и в
местах расселения ранее депортированных народов;

Определение количественных и качественных характеристик населения
Крыма и г. Севастополя;

выявление структуры функционирования рынка труда Крыма и г. Севастополя;

выявление структуры и динамики численности экономически активно.-о населения Крыма; выявление факторов, определяющих занятость населения, безработицу, ее масштабы, разновидности и тенденции изменения;

характеристика видов хозяйственной деятельности на территории Крыма, а также в курортно-санаторных комплексах;

расчет численности населения, количества занятых и безработных на перспективу до 2005 года на основе проведенного анализа численности населения, количества занятых и безработных;

разработка путей улучшения формирования и использования трудовых ресурсов Крыма и г. Севастополя.

Объектом исследования является рынок труда и трудовые ресурсы Автономной Республики Крым и г. Севастополя.

Предмет исследования - процессы формирования и использования трудовых ресурсов Крыма и г. Севастополя.

Теоретико-методологической основой работы являются труды, представленные в классических и современных работах отечественных и зарубежных ученых по проблемам рынка труда и занятости населения, а также материалы Международной организации труда (МОТ), законодательных и нормативных актов органов государственной власти Украины, Автономной Республики Крым и Севастопольской городской администрации.

В диссертационной работе использовались такие научные методы, как структурный анализ, контент-анализ, метод статистической обработки информации социологического характера.

Информационную базу исследования составили статистические данные Госкомстата Украины, Главного управления статистики Автономной Республики Крым, Севастопольского городского управления статистики, данные службы занятости АРК и Городской службы занятости г. Севастополя, справочная и учебная литература по проведению социального эксперимента. Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

дана оценка современной демографической ситуации в Крыму и Севастополе, которая более полно по сравнению с существующими оценками, учитывает процессы, связанные с возвращением, расселением и обустройством ранее депортированных народов;

разработан прогноз численности населения, количества занятых и безработных в Крыму на перспективу до 2005 года, который опирается на реальные показатели и динамику развития экономики Крыма;

разработана методика определения качественных показателей трудовых ресурсов, которая в дополнение к существующим оценкам учитывает степень сбалансированности спроса и предложения на рынке труда;

на основе разработанных характеристик видов хозяйственной деятельности на территории Крыма, в том числе в курортно-санаторной сфере, обосновано создание специальных экономических зон в АРК, особенность которых заключается в более полном учете региональных особенностей и эффективном использовании имеющегося экономического потенциала; ,

уточнена классификация видов рынка труда с выделением в них формального, неформального и нелегального секторов и учетом характера образования видов нелегального сектора;

разработан новый подход к определению динамики и численности трудовых ресурсов, находящихся на рынке труда с учетом экономически активного населения, не охваченного официальной статистикой.

Теоретико-методическое значение диссертационного исследования заключается в классификации видов рынка труда, в разработке новых подходов к

методам определения численности экономически активного населения, не учтенного официальной статистикой на рынке труда и предложений по улучшению использования трудовых ресурсов Крыма и Севастополя.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при анализе рынка труда Крыма, Севастополя и других регионов Украины. Предложенный метод дифференциации экономически активного населения, не учтенного официальной статистикой» на функциональные группы применим не только в работе служб занятости различных уровней, но и в других институтах, работающих в области рынка труда.

Апробация результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования внедрены в практику работы Городской службы занятости города Севастополя, где были апробированы предложения по улучшению использования экономически активного населения, оказавшегося вне сферы учета официальной статистики. Апробирована методика определения качественных показателей трудовых ресурсов региона.

Результаты научно-исследовательских работ опубликованы в научных журналах и докладывались на научно-практических конференциях:

Международная конференция "Приморские города и поселки Черного и
Азовского морей: совместно к устойчивому развитию" 12 - 16 марта 1999 г. (док
лад "Расширение рынка труда - одно из условий устойчивого развития Крыма");

межвузовская научно-практическая конференция "Социально-экономические последствия загрязнения Черного моря" 7декабря 2000 г. (доклад "Экономико-социальные аспекты экологии устойчивого развития общества");

международная научно-практическая конференция по всеобщему управлению качеством и окружающей средой "Актуальные аспекты и практические вопросы" 4.06 - 8.06.2001 г. (доклад "О качестве рынка труда города Севастополя");

международная научно-практическая конференция "Особенности формирования системы устойчивого развития Севастопольского региона" 25 - 27 октября 2001 г. (доклад "Устойчивое развитие Крыма и рынок труда").

В настоящей диссертационной работе подробно рассматриваются и анализируются проблемы рынка труда, формирования и использования трудовых ресурсов крымского региона, занятости и безработицы, предлагается механизм решения перечисленных проблем на основе эффективного функционирования рынка труда в условиях рыночной экономики.

Современная демографическая ситуация в Крыму и тенденции ее развития

Крымский полуостров, один из южных полуостровов Европы, по характеру поверхности делится на две неравные части: большую - северную, равнинную и меньшую, занятую Крымскими горами, простирающимися от Севастополя до Феодосии.

На территории Крыма площадью 27 тыс. кв. км. располагается Автономная Республика Крым (АРК) и город Севастополь прямого государственного подчинения. В составе АРК - 16 городов, 19 районов. Население, по данным статистики на 01.01.2002 г., составляет 2100,7 тыс. человек.

Демографическую ситуацию Крыма характеризует проявление особенностей воспроизводства населения по основным его процессам в конкретном месте и времени. В современной Украине демографическая ситуация отличается большой напряженностью. Население Украины ежегодно сокращается примерно на 400 тыс. человек, т.е. на численность равную такому городу, как Севастополь.

Для Крыма демографическая ситуация характерна тем, что начиная с 1990 г. началось полномасштабное возвращение репатриантов: крымских татар, немцев, греков, армян и болгар, чтобы занять свое историческое место среди полиэтничного населения Крыма. В основе всех этих процессов лежит социально-экономическое положение в стране .

В Крыму сохраняется тенденция сокращения численности экономически активного населения и удельного веса занятого населения, несмотря на заметный миграционный приток.

Существующие демографическо-территориальные характеристики населения включают: численность и половозрастную структуру, показатели пространственного размещения жителей (плотность, типы расселения), воспроизводство населения (рождаемость и смертность, естественное и механическое движение). Учет этих показателей важен для разработки планов и мероприятий по развитию всех сфер жизни и деятельности человека и общества .

Представленная информация позволяет ежегодно контролировать динамику многих, но не всех показателей демографической ситуации. Например, информация о половозрастной структуре разрабатывается лишь в период переписи населения. А между тем, она важна для сбалансированности хозяйственного развития районов, городов и республики в целом. Нужно отметить, что хоть и с большим временным разрывом, но все же государственный учет этих показателей ведется. К сожалению, целый ряд данных отсутствует, несмотря на возрастающую потребность в них.

Восстановление национальной целостности и самобытности репатриантов - крымских татар, немцев, греков, армян и болгар должно было явиться пред метом детального статистического учета. Однако этого не произошло. Прошло более шести лет, прежде чем появились первые статистические данные, ин формационное поле разорвано и не всегда достоверно. Имеющиеся отрывоч ные данные из различных источников не убедительны и не могут составить це лостной картины о положении репатриантов по АРК.

В результате этого трудно, а порой просто невозможно, определить численность экономически активного населения и его занятость по сферам деятельности. Данные Крымского республиканского центра занятости и центра занятости г. Севастополя ориентированы только на обратившихся в эти службы и никак не отражают общее положение с трудовыми ресурсами и динамику экономически активного населения. Более того, центры занятости и официальная статистика не в состоянии вести учет граждан, которые по различным причинам не обращаются в службы занятости, а ищут работу самостоятельно. Состав этой категории граждан велик и разнороден. Еще более сложным является изучение причин, сдерживающих мотивацию труда в общественном производстве, определение потенциала молодежи и занятости женщин, лиц интеллектуального труда и занятых тем или иным видом деятельности и т.д.

На долю населения Крыма приходится 4,2 % населения Украины оно занимает седьмое место среди областей Украины после Донецкой, Днепропетровской, Харьковской, Львовской, Одесской областей .

В приложении I представлены данные всесоюзной переписи населения 1989 года. В Крыму проживали граждане свыше 80 национальностей, в том числе: русских - 57 %; украинцев - свыше 25 %; крымских татар - 11,6 %. На остальные народы и национальности приходилось 6,4 %, в том числе 0,1 % -армян, по 0,1 % - греки и немцы, 0,09 % - болгары. В результате проведенных расчетов видно, что занятость полиэтничного населения Крыма по различным национальностям составила: среди русских - 50,6%; украинцев - 50,4%; крымских татар - 35,8%; немцев - 59,2%; болгар - 63,5%; греков - 48,5% и армян -44,1%. Численность женщин, за исключением армянского и татарского народов, превышает численность мужчин на 1,5 - 4,3% .

Несмотря на то, что в 1987 г. в Автономную республику Крым начали активно возвращаться депортированные народы, среднегодовые темпы прироста населения Крыма и Севастополя снижаются (см. приложение 1 итабл. 1.1).

Ухудшение демографической ситуации объясняется негативной динамикой воспроизводства населения. В 2001 г. смертность превысила рождаемость в 1,7 раза, в тоже время, на 20,6 тыс. браков приходилось 13,2 тыс. разводов.

Тревожность демографической ситуации, прежде всего, связана с плавным снижением продолжительности жизни, которая в 2001г. уменьшилась еще на один год по сравнению с предыдущим годом, и составила 73 года у женщин и 62 - у мужчин. Продолжается старение (населения Крыма. Сегодня каждый шестой житель Крыма старше 60 лет. Подчеркнем, что в последние годы отмечается устойчивая тенденция к снижению естественного прироста населения. Начиная с 1992 г. смертность превышает рождаемость, и это положение остается неизменным на протяжении десятилетия .

Количественная и качественная характеристика населения Крыма...

Население Крыма неоднородно и располагается по территории неравномерно. Наиболее густо заселены центр и Южный берег. Северные - в основном, сельскохозяйственные районы, имеют незначительную плотность населения. Здесь располагаются Красноперекопский, Джанкойский, Раздольнинский, Черноморский, Первомайский, Красногвардейский, Нижегородский и Советский районы. Районы преимущественно сельскохозяйственные, где, пользуясь водами Северо-крымского канала и его ответвлениями, развивается поливное земледелие. В самых северных городах - Красноперекопске и Армянске находится практически вся химическая промышленность Крыма. В районах центральной части полуострова: Евпаторийском, Симферопольском, Бахчисарайском, Белогорском, Кировском, также развивается земледелие, выращиваются зерновые и садово-огороднические культуры. В районах Евпаторийском, Симферопольском, Бахчисарайском, Белогорском, Феодосийском, Ялтинском, а также Севастопольской зоне основное внимание уделяется садоводству и виноградарству. Промышленные предприятия расположены в основном в городах Армянске, Красноперекопске, Джанкое, Симферополе, Севастополе, Феодосии, Керчи. Судостроительные и судоремонтные заводы находятся в Севастополе, Феодосии и Керчи. Рыбопромысловые и рыбоперерабатывающие суда и заводы находятся в Севастополе и Керчи. Многие промышленные предприятия городов Симферополя, Севастополя, Феодосии, Керчи работали на военно-промышленный комплекс.

Крымский полуостров - уникальный по своим природным данным уголок природы, имеет хорошо развитую систему санаторно-курортного обслуживания и лечения, развит рекреационный туризм. В городах Саки и Евпатории располагаются здравницы для детей, страдающих от болезней опорно двигательной системы, и женские курортно-санаторные комплексы. Уникальные природные данные в сочетании с хорошими пляжами привлекают на Южный берег Крыма в Форос, Алупку, Ялту, Алушту, Гурзуф, Судак, Феодосию, тысячи людей, где вопросами отдыха и лечения туристов и отдыхающих занимается значительная часть экономически активного населения.

Севастополь - это город государственного подчинения. Территория Севастопольского горсовета составляет 863,5 кв. км; количество населения по данным на 01.01.2002 - 387,6 тыс. человек, в том числе городского 365,5, сельского - 22,1 тыс. человек.

В состав Севастопольского городского совета входят: города Севастополь, Инкерман, Балаклава, поселок городского типа Кача и 29 сел. Всего по Севастополю численность занятого населения (по данным городского управления статистики за 2001 г.) - 174,6 тыс. человек, в том числе в сельском хозяйстве -9,9 тыс. .

Сельское хозяйство Севастопольской зоны основное свое внимание сосредотачивает на виноградарстве и виноделии, это такие хозяйства как: Агрофирма «Золотая балка», совхоз-завод «Качинский», совхоз-завод им. П. Осипенко, ЗАО С. Перовской, АП «Садовод», САОА «Севастопольский». Достаточно большое внимание этими хозяйствами уделяется садоводству и овощеводству.

Промышленные предприятия Севастополя представлены достаточно широким диапазоном деятельности. Это такие предприятия, как Балаклавское рудоуправление им. Горького, добывающее флюсы для металлургии; предприятия судостроительной промышленности: ОАО «Севморзавод» и ОАО «Севастопольский Маяк»; предприятия приборостроительные: завод «Парус» и концерн «Муссон».

Все эти предприятия работали на ВПК и, в настоящее время, больше других предприятий города страдают от отсутствия заказов и незанятости работников. Практически все предприятия разделились на ряд фирм, которые в настоящее время стараются выжить и, в какой-то мере, сохранить свой производственный потенциал.

Функционирует широкая сеть торговли и коммунального обслуживания. Рыбодобывающая и рыбоперерабатывающая отрасль представлена такими предприятиями, как объединение «Атлантика», осуществляющее лов рыбы в мировом океане, и объединение «Югрыбхолодфлот», осуществляющее транспортировку морепродуктов и их переработку. Транспортно-рефрижераторный флот единственный в Украине и составляет 4% всего мирового транспортно рефрижераторного флота. В условиях распада СССР и перестройки экономики, ориентированной на рыночные отношения, эти предприятия также претерпели серьезные структурные изменения.

На перечисленных предприятиях и в сфере услуг работала основная масса занятого экономически активного населения.

Согласно Закону Украины «О занятости населения», принятому 1 марта 1991 года занятость трактуется следующим образом: «Занятость -это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая им доход в денежной или иной форме» .

Население - это совокупность людей, живущих на вполне определенной территории (в данном случае на территории Крымского полуострова), рассматривается как источник ресурсов труда, как носитель определенных экономических отношений.

Факторы, определяющие занятость населения

Занятость населения - это социально-экономическая категория, выражающая состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия. Категория «занятость» дает возможность оценки использования ресурсов для труда.

Статус в занятости определяется для части трудовых ресурсов, участвующих в общественно полезной деятельности. Это как группа людей, которые предлагают свой труд для производства товаров и услуг с целью получения дохода, так и та группа населения, которая участвует в общественно полезной деятельности, не приносящей прямого денежного дохода, либо приносящий доход, непосредственно не связанный с производством.

В первую группу входят граждане, занятые: - в государственном секторе экономики; - в кооперативных, акционерных обществах; - в частном секторе. Во вторую группу входят: - учащиеся с отрывом от производства; - служащие Украинской Армии .

Население, ищущее работу, меняющее работу, временно не работающее и не учащееся с отрывом от работы, временно не работающее в связи с сезонной занятостью, относятся к экономически активному незанятому населению. В число незанятого экономически активного населения входят также лица, имеющие статус безработного.

Сегодня можно утверждать, что в Украине, а соответственно и в Крыму, переход от полной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся.

Более половины экономически активного населения работает не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях част-нокооперативного типа. При этом 15 % заняты в малом бизнесе. Уровень официально зарегистрированной безработицы по Украине в первом полугодии 2002 г. достиг 4,52 %, Крымский республиканский центр занятости этот показатель по АРК оценивает как 2,48 %, хотя ожидает на конец 2002 года - 5,2 %.

Соотношение распределения занятых изменилось в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования. Украина по отраслевой занятости населения все больше становится похожей на страны с экономикой, переходной к развитому рыночному хозяйству (Венгрия, Польша, Республика Корея). По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически вышла на уровень Великобритании, Германии, Нидерландов, Швеции.

Труд из коллективно-принудительного становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит индивидуальный частный труд.

Анализ экономического положения в Украине подтверждает - приватизация собственности и сопровождавшие ее институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, раннее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом ранее предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Они составили первооснову пока еще тонкого слоя хозяев из числа «новоиспеченных» предпринимателей, фермеров, ремесленников, торговцев. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и, одновременно, труд по управлению с исполнительским трудом.

Постепенно из государства заводов-гигантов Украина превращается в страну мелких и средних предпринимателей, где люди работают не по плану, а по расчету, выживая в самых сложных ситуациях переходного периода. При мером тому служат предприятия Севастополя, такие как ОАО «Севморзавод», где в доперестроечный период работало до 18 тыс. человек работников. В настоящее время завод преобразовался в 50 дочерних предприятий, которые сами определяют профиль своей деятельности, численный состав и объем выпускаемой продукции или услуг. «Наследство» им досталось очень тяжелое, так как в последнее время, вместе с сокращением персонала на производстве при явном недостатке инвестиций старела и изнашивалась материально-техническая база, снижались сложность технологических операций и уровень квалификации работников. Упадок производительности и хроническая недогрузка мощностей сопровождались ростом скрытой безработицы.

Практика показала, что не конкурентоспособность крупной социалистической промышленности явилась главной причиной распада существовавшей ранее системы трудовых отношений, в прежние времена организованного по «научно-обоснованному плану» и оплаченного в соответствии с таким же принципом «вознаграждения по труду». Освобождаясь от тоталитарной зависимости, труд вступает в новые отношения с разгосударствленным капиталом.

Показатели использования трудовых ресурсов

В современных экономических условиях для регионального рынка труда нет более острой и болезненной проблемы, чем вопрос занятости и безработицы. Структурные изменения экономики Украины, сокращение занятых в бюджетной сфере, формирование подхода о нейтральном статусе страны и, как следствие, поэтапное сокращение Вооруженных Сил - все это и многое другое ставят на повестку дня вопрос о великомасштабном межрегиональном и межотраслевом перераспределении трудовых ресурсов.

Особая ответственность в этой связи отводится службам и центрам занятости населения, на которые законодательно возлагаются функции регулирования и социальной защиты трудящихся, выходящих на внешний фиксированный рынок труда. Для нормального функционирования этого направления деятельности, наряду с организационно-финансовыми механизмами выступает аналитическая работа по планированию и прогнозированию процессов на региональном рынке труда .

Именно этому направлению посвящены методические подходы автора по систематизации, определению и учету основных характеристик рынка труда Крыма. В работе рассматривается четырнадцать основных характеристик рынка труда в их количественно-качественном, временном, организационно-функциональном, региональном и на микроуровне. Предлагаются расчетные (в виде формул) показатели дифференциации и обработки статистико-информационных данных рынка труда и занятости.

Предложенные характеристики рынка труда рассчитаны на использование в практической работе при разработке региональных программ занятости работниками управлений (отделов, секторов) центров занятости всех региональных уровней.

Функционирование рынка труда в Автономной республике Крым и Севастополе, сопровождается серьезными противоречиями между спросом и предложением на рынке труда, отраслевыми и территориальными диспропорциями в размещении трудовых ресурсов, несоответствием регулирующих механизмов потребностям сбалансированного рынка труда.

Противоречие между спросом и предложением, которое на поверхности выступает как количественно - качественная несогласованность числа рабочих мест и работников, безусловно, является основным противоречием современного рынка труда и это создает дисбаланс на рынке труда . Для характеристики использования трудовых ресурсов остановимся на следующих показателях: - количественное сравнение спроса и предложения по предприятиям различных форм собственности; - количественно - качественное сопоставление профессионально - квалификационной структуры занятых и имеющейся структуры рабочих мест и современных требований развития производства; - коэффициент нагрузки на одно рабочее место, рассчитываемый как отношение официально зарегистрированных безработных к числу вакантных рабочих мест.

Современная теория рынка труда сбалансированность между спросом и предложением рассматривает в контексте концепции здорового рынка. Его индекс комбинируется на основе семи показателей: - наличия возможности трудоустройства на рынке труда; - наличия стабильной и свободной занятости; - самостоятельности на работе; - возможности воспроизводства профессиональных навыков; - безопасности условий труда; - возможности представительства в различных профессиональных организациях и объединениях; - гарантии получения определенного минимального дохода.

Те рабочие места, которые соответствуют указанным критериям, являются экономическими рабочими местами. Они являются объектом спроса и предложения, но с различных позиций. Наличие рабочих мест на рынке труда означает потребность в работниках, необходимых для их функционирования. Отсюда вывод: рабочие места создают спрос на труд, т.е. вакансии.

Романюк Елена Витальевна , кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Институт экономики и управления Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Россия

Кроме кризиса на формирование и функционирование рынка труда региона влияет и переходный период, который связан с вхождением Крыма в правовое поле Российской Федерации. Занятость граждан зависит от создаваемых постоянных и временных рабочих мест работодателями. Однако в настоящее время хозяйствующим субъектам, расположенным на территории региона, необходимо организовать и формировать бизнес, осуществить перерегистрацию, отрегулировать таможенное, налоговое законодательство, изучить нормативно-правые документы, наладить бухгалтерский, финансовый и управленческий учет и многие другие вопросы. Также перед работодателями стоят кадровые вопросы. В связи с тем, что многие работодатели перепрофилировали свой бизнес, важным остается вопрос профессиональной подготовки, переподготовки и квалификации наемных работников. О сложившийся непростой ситуации в сфере занятости свидетельствуют следующие статистические данные: в январе-августе 2014 г. состояло на учете в службе занятости 38,7 тыс. безработных, за 8 месяцев 2013 г. – 36,8 тыс. безработных. По состоянию на 01 сентября 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. увеличилось количество безработных с 11,3 тыс. чел. до 15,3 тыс. чел.; вырос уровень зарегистрированной безработицы с 0,9 % до 1,3 %; снизились объемы трудоустройства незанятых и безработных граждан с 19,5 тыс. чел. до 17,8 тыс. чел.; сократилась потребность предприятий, организаций, учреждений, расположенных в Республике Крым, в рабочей силе с 7,1 тыс. чел. до 4,7 тыс. чел.; увеличилась нагрузка на одну вакансию с 2 до 3 чел. .

Анализируя основные показатели рынка труда региона за 2009-2014 гг., можно отметить следующие положительные и отрицательные тенденции. Так, зафиксированы отрицательные тенденции в том, что с каждым годом снижается экономически активное население. В 2014 году по сравнению с 2009 годом экономически активное население уменьшилось на 94,1 тыс. чел. или на 9,68%. Снизилось и занятое население – в 2014 году по сравнению с 2009 годом на 85,1тыс. чел. или на 9,4%. Положительной тенденцией можно отметить, что снизилось количество безработных граждан на 9 тыс. чел. или на 13,53% (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели состояния рынка труда в Республике Крым за 2009-2014 гг.

Год

Экономически активное население, тыс. чел.

Занятые,

тыс. чел.

Безработные,

тыс. чел.

2009

972,2

905,7

66,5

2010

964,7

904,5

60,2

2011

972,8

913,9

58,9

2012

970,3

914,2

56,1

2013

947,7

892,5

55,2

2014

878,1

820,6

57,5

Источник

Следует обратить внимание на то, что уровень безработицы и в 2009 году, и в 2014 году не изменился и составляет 6,2%. Однако если рассматривать уровень безработицы в 2013 году, то в 2014 году он снизился по сравнению с 2013 годом на 0,3 % (табл. 2).

Таблица 2

Уровень безработицы на рынке труда Республики Крым за 2009 – 2014 гг.

Год

Уровень безработицы, %

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Источник : составлено на основе данных раздела «Рынок труда и занятость населения » на сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым

На рынке труда региона сложилась напряженная ситуация , которая характеризуется тем, что количество уволенных (выбывших) работников превышает количество принятых. Этому свидетельствуют следующие данные. По данным службы государственной статистики в январе-марте 2014 года предприятиями, организациями, учреждениями, расположенными в Республике Крым, было принято 17,1 тыс. человек, при этом уволено 44,8 тыс. чел., в том числе по причине сокращения штатов – 2,6 тыс. чел., или 5,8%. Превышение численности уволенных работников над принятыми составило 27,7 тыс. чел., что почти в 5 раз больше, чем в соответствующем периоде 2013 года. Для сравнения: в январе-марте 2013 года на предприятия, организации, учреждения, расположенные в Республике Крым, было принято 21,0 тыс. чел., выбыло, в том числе по причине сокращения штатов – 26,9 тыс. чел., или 11,2%. Превышение принятых над уволенными составило 5,9 тыс. человек .

В Республике Крым в 2014 году по настоящее время проводится еженедельный мониторинг рисков высвобождения работников с предприятий, учреждений, организаций региона. По данным центра занятости была изучена ситуация с высвобождением работников на 1,8 тыс. предприятий, организаций, учреждений в Республике Крым с общей численностью работников свыше 266 тысяч человек. По состоянию на сентябрь 2014 года отчеты о запланированном высвобождении работников предоставили в органы службы занятости 226 предприятий, организаций и учреждений с численностью 34,1 тыс. человек, анализ которых показал, что 3390 чел. работают неполный рабочий день/неделю, 582 чел. не заняты по вине работодателя, 352 чел. находятся в отпуске без сохранения заработной платы, численность работников, предполагаемых к увольнению на этих предприятиях, составляет 6848 чел. .

Следует отметить, что в регионе больше всего пострадали из-за ухода украинских компаний наемные работники коммерческих банков. Республику Крым покинули такие частные финансовые учреждения как: «ПриватБанк», «Райффайзен Банк Аваль», а также «Имэксбанк», «Киевская Русь», «Крещатик», «Кредит Агриколь», OTP, VAB, «Кредитпромбанк» и многие другие. На учете в центре занятости в Симферополе состоят 505 банковских работников, 120 человек из этой сферы уже трудоустроены. Несмотря на то, что в Республике Крым уже создано 800 отделений российских банков, сектор кредитования по-прежнему находится в нестабильном состоянии, и, соответственно, спрос на специалистов этого направления критически низкий. Также очень низкий спрос на такие профессии, как психологи и политологи.

Выбыли работники в регионе из частных фирм, оказывающих юридические услуги, в связи с тем, что не все работники прошли аттестацию. Кроме этого, усиливается конкуренция со стороны юридических агентств Российской Федерации. В Республике Крым открыты представительства юридических компаний из Воркуты, Новороссийска, Санкт-Петербурга и Москвы, имеющие преимущество – доскональное знание российского законодательства. Представительствам новых юридических компаний интересны молодые специалисты-юристы, которые готовы быстро переучиться. Для опытных юристов предложений работы отсутствует, в связи с тем, что они специалисты по украинскому праву.

В регионе приостановилась работа многих нотариусов, в связи с тем, что до вступления Крыма в российское законодательное поле в регионе все сделки купли-продажи недвижимости осуществлялись нотариально. В настоящее время согласно законам Российской Федерации, нотариусы регистрируют эти сделки только по желанию клиентов, то есть эта процедура значительно упростилась и уже не требует их обязательного присутствия.

Одни из самых востребованных в последние годы на крымском рынке труда – специалисты IT-сферы, спрос на которых всегда превышал предложения, ныне тоже оказались без работы. После референдума несколько крупных IT-компаний закрыли свои представительства в регионе. Кроме IT-сферы уволены многие наемные работники и страховых компаний .

Ученый С.И. Бандур отметил, что независимо от экономической ситуации в стране, процессы формирования количественной и качественной структуры рабочих мест, достижение и поддержание соответствия их рабочей силе должны быть приоритетными в деятельности государственных органов управления, всей исполнительной власти на местах (Бандур, 2008; С. 12) .

Государству необходимо разработать методы, предусматривающие экономически целесообразные условия, направленные на финансовую, налоговую и кредитную поддержку особенно в кризис, которые были бы выгодны работодателям, чтобы создавать новые рабочие места, а безработным гражданам – работать на них.

Ученый О. Гулевич подчеркивает, что следует использовать опыт стран с развитой рыночной экономикой, которые широко применяют систему субсидирования предпринимателей по трудоустройству безработных, а также систему дотаций предпринимателям для создания новых рабочих мест (Гулевич, 2005; С. 5). Отметим, что положительное в этом направлении уже есть: дотации предоставляются работодателям, трудоустроившим граждан, направленных центром занятости, а также если они обеспечили молодых специалистов первым рабочим местом после того, как они закончили профессионально-техническое или высшее учебное заведение.

На рынке труда Республике Крым наблюдается дисбаланс спроса и предложения на рабочую силу. Разбалансированность регионального рынка вызвана низкими и не вовремя выплаченными зарплатами, несоблюдением работодателей условий труда, профессионально-квалификационным несоответствием работников, в частности молодых специалистов, являющихся выпускниками учебных заведений, переполнением рынка «престижными» профессиями. Все вышеперечисленные причины вызывают несоответствие рабочего места наемному работнику и, наоборот, наемного работника – рабочему месту.

Заметим, что особенностью рынка труда Республики Крым является его сезонный характер, обусловленный тем, что в сельских районах это связано с посевом и уборкой урожая, а на побережье – с курортным сезоном. Поэтому в республике многие жители вынуждены работать на временных курортных работах в летний период, а зимой, в связи с отсутствием постоянных рабочих мест, не работают и находятся на учете в центрах занятости. В связи с этим, чтобы поддержать временных безработных в зимний сезон центрами занятости были предложены общественные работы. На наш взгляд, хотя общественные работы и обеспечивают временную занятость, однако не дают достойного и постоянного дохода безработным гражданам и их семьям.

Создавая рабочие места в сферах экономической деятельности, государству необходимо обосновать их стоимость, т.к. важной проблемой были и остаются финансовые ресурсы; за счет государственных или частных средств финансировать рабочие места, создать оптимальное количество рабочих мест в приоритетных сферах экономики, соблюдать качественные характеристики, осуществлять государственный и частный контроля и, наконец, проводить оценку эффективности рабочих мест.

Обоснованная стоимость и источники финансирования рабочих мест является одним из важных вопросов создания рабочих мест. Например, по расчетам российских ученых, стоимость созданного нового рабочего места, в зависимости от сегмента экономики, составляет от 3095 тыс. руб. в топливной промышленности до 86,4 тыс. руб. в сфере обращения, а стоимость поддержки одного экономического рабочего места в отраслях материальной сферы – от 125 до 43 тыс. руб., что эквивалентно 103,2 тыс., 2,9 тыс., 4,2 тыс., 1,4 тыс. долларов США (по официальному курсу) (Бандур, 2008; С. 13 ).

Рабочие места должны создаваться не только за счет средств государства и юридических лиц, но и за счет физических лиц – предпринимателей и самозанятых. Выше отмечалось, что особенность специфики региона заключается в развитом курортно-туристическом бизнесе и обслуживающей его инфраструктуре. Развитие предпринимательства в Республике Крым даст возможность увеличить экономический рост региона, повысить занятость, обеспечивая многих граждан желаемой работой и рабочими местами. В Крыму финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется через республиканский и местные фонды поддержки предпринимательства, денежные ресурсы которых формируются в основном за счет бюджетных средств.

В настоящее время в республике сложилась сложная ситуация по финансированию предпринимательства. Банковские учреждения не доверяют начинающим предпринимателям, ссылаются на высокую степень риска, поэтому считают невыгодным и отказывают в кредитовании их бизнеса. В свою очередь предприниматели не могут выполнять банковские требования, в частности по обеспечению залога.

На наш взгляд, в Республике Крым в значительной степени не использован потенциал для развития малого и среднего бизнеса в этом и в других секторах хозяйствования. Местные органы власти должны максимально способствовать устранению административных барьеров для граждан, которые желают открыть свой бизнес, финансировать, содействовать и поддерживать развитие малого, среднего предпринимательства в Крыму.

В настоящий момент государственными органами управления разработаны мероприятия по регулированию занятости и рынка труда, которые зафиксированы в Государственной программе содействия занятости населения Республики Крым на 2015-2017 гг. Программа является одним из инструментов в реализации мер и действий на региональном рынке труда, важным элементом механизма государственного регулирования занятости населения и воздействия на рынок труда Республики Крым.

Основные мероприятия Программы заключаются в следующем:

Проведение разъяснительной работы с руководителями предприятий в части обязательного предоставления в службу занятости сведений о вакансиях, а также по вопросам легализации занятости населения;

Осуществление мероприятий, направленных на легализацию выплаты заработной платы и занятости населения;

Стимулирование самозанятости путем предоставления одноразовой выплаты пособия по безработице для организации предпринимательской деятельности, в т.ч. жителям сельской местности, а также лицам с ограниченными физическими возможностями с учетом состояния рынка труда региона;

Содействие гражданам, которые проживают в сельской местности, в организации ими личных крестьянских и фермерских хозяйств, создании заготовительных, сбытовых и агросервисных организаций, предприятий по переработке сельхозпродукции, других субъектов хозяйственной деятельности;

Организация профессионального обучения по рабочим профессиям, которые пользуются спросом на рынке труда, преимущественно под заказ работодателя, для самозанятости с использованием различных форм и методов профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

Расширение перечня профессий (направлений подготовки) и разработка совместно с образовательными организациями образовательных программ по направлениям повышения квалификации с учетом требований работодателей и перспектив рынка труда;

Содействие безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства.

Программа финансируется из средств федерального бюджета и составляет 245773,8 тыс. рублей и бюджета Республики Крым – 198125,4 тыс. рублей. Срок реализации Программы среднесрочный, поэтому ее реализация будет осуществляться в течение 2015-2017 годов .

Следует отметить , что главным направлением Программы является поддержка безработных с помощью одноразовой выплаты пособия по безработице для организации предпринимательской деятельности. Данная статья расходов применялась раннее, однако финансирование ее прекратилось с 2009 г. и положительным является то, что возобновилось в настоящее время.

В регионе существует актуальная и нерешенная проблема трудоустройства инвалидов. В настоящее время в Республике Крым насчитывается около 126 тыс. инвалидов, работать из которых могли бы большинство. Поэтому одним из важных мероприятий Программы является содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места (табл. 3.).

Таблица 3

Создание рабочих мест в Республике Крым для инвалидов

п/п

Показатель

Единица измерения

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Количество оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов за год

Количество рабочих мест

Коэффициент закрепляемости инвалидов на оборудованных (оснащенных) рабочих местах

Уровень трудоустройства инвалидов при содействии органов службы занятости

Источник : составлено автором по данным Государственной программы содействия занятости населения Республики Крым на 2015-2017 годы .

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 №596 «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов на создание специальных рабочих мест для инвалидов» определены правила предоставления компенсации работодателям Республики Крым на создание специальных рабочих мест для инвалидов. Специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов – это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов с учетом среднесписочной численности (далее – специальное рабочее место). Трудоустройство незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места (в том числе специальные), создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, осуществляется в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, у индивидуальных предпринимателей, в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Предоставление компенсации на создание специального оборудованного (оснащенного) места осуществляется за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения и средств бюджета Республики Крым через территориальные отделения Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» на основании заявки работодателя, договора и предоставления документов, предусмотренных Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 № 596. Средний размер возмещения затрат на оборудование рабочего места для незанятого инвалида в 2015 г. составляет 79,69 тыс. руб. .

Сегодня количество вакантных рабочих мест можно проследить в службе занятости. На изменения в рабочих местах влияет экономическая и политическая сложившаяся обстановка в регионе. Выше отмечалось, что на рынке труда негативно отразились последствия финансово-экономических кризисов, а также переход Крыма в правовое поле Российской Федерации. В переходный период многие предприятия находятся в поиске новых рынков сбыта и постоянных партнеров, что отражается и на рынке труда региона. Вместе с тем на рынке труда региона наблюдается профессионально-квалификационный дисбаланс, недостаточная взаимосвязь рынка образовательных услуг и рынка труда, отсутствие транспортного сообщения в сельской местности. По данным центра занятости Симферополя в апреле 2015 года подали 2592 вакансии работодатели, в том числе из них рабочие профессии составляют 55% от общего числа вакансий. По видам экономической деятельности для замещения рабочих профессий больше всего вакансий заявлено строительными организациями – 20% от общего числа вакансий, оптовой и розничной торговли – 19%. Отметим, что из состоящих на учете в центре занятости безработных, ранее осуществлявших трудовую деятельность, более 85% граждан, которые работали на должностях служащих, т.е. 974 чел. из 1144 безработных .

По данным государственной статистики по состоянию на 1 сентября 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года сократилась потребность предприятий, организаций, учреждений, расположенных в Республике Крым, в рабочей силе с 7,1 тыс. чел. до 4,7 тыс. чел. Однако зафиксирована и положительная тенденция в том , что потребность работодателей в работниках, заявленная в государственных учреждениях службы занятости населения, в разрезе месяцев 2015 года увеличивается и составляет: в январе – 3835 чел., в феврале – 5243 чел., в марте – 6747 чел., в апреле – 11225 чел. .

Среди востребованных профессий можно выделить такие, как менеджеры по продажам, работники строительных профессий. Растет спрос на сотрудников курортно-туристического комплекса.

По данным центра занятости на предприятиях есть потребность в привлечении иностранной рабочей силы. Часть предприятий особенно в летний период не укомплектованы необходимыми работниками. Особенно возникает потребность в торговых работниках и строительных специальностях. Есть также некоторые предприятия сельского хозяйства, которым необходимы работники на уборку сельскохозяйственной продукции.

Крым является специфическим регионом, в котором увеличение потребности в рабочей силе в основном вызвано курортным сезоном , летним туризмом и рекреацией , развитием сельского хозяйства . В связи с этим растет и спрос на рабочую силу в сферах туризма и сельского хозяйства. После окончания летнего курортного сезона, сбора урожая, как правило, сокращается спрос на эти рабочие места.

В Крыму значительная часть работающих граждан занята в торговле – почти 30%, на сельское хозяйство приходится 20%, в промышленности занято 9% граждан, в организациях охраны здоровья и оказания социальной помощи – 8%. Сегодня в Крыму наиболее востребованными остаются представители рабочих профессий, в частности строительных специальностей. Остро нуждается регион во врачах и медсестрах. Растет спрос на таких работников, как няни, сиделки, гувернантки и домработницы.

Существенная проблема рынка труда в Республике Крым – предоставление рабочих мест и трудоустройство безработных граждан в сельской местности. Ситуация сложилась так, что во многих населенных пунктах нет реальных работодателей, например, в Нижнегорском районе в селах Тарасовка и Широкое. В селах сократилось количество сельскохозяйственных предприятий, что вызвано банкротством, перепрофилированием с выращивания овощных культур на выращивание зерновых, менее трудоемких, сократились площади садов и виноградников. Работодатели в сельскохозяйственных районах обходятся уже имеющимся кадровым потенциалом и почти не нуждаются в подборе рабочей силы. Рабочие места, предлагаемые ими безработным, низкооплачиваемые, с задолженностью по зарплате, с неблагоприятными условиями труда. В настоящее время неблагоприятно сложились условия для развития предпринимательства на селе: отсутствие стартового капитала для открытия бизнеса, недостаточная информированность о рынках сбыта и ценах, а также социальная незащищенность. Следовательно, лишь усиливая государственное регулирование на рынке труда сельских безработных, предоставляя сельским жителям рабочие места с достойной оплатой и условиями труда, обеспечив транспортным сообщением, а также поддержав работодателей, предоставив им оперативную рыночную информацию, льготное кредитование, применив финансовые инвестиции в развитие их бизнеса, будет достигнута продуктивная занятость в сельской местности.

В современных условиях рабочие места должны быть экономически выгодными и эффективными во всех сферах экономики в селах, поселках и городах республики. На наш взгляд, экономически выгодные и эффективно функционирующие рабочие места в первую очередь должны обеспечиваться высоким и конкурентоспособным трудовым ресурсом. Во-вторых, на таких рабочих местах наемные работники должны бесперебойно производить различного вида продукцию, товары или оказывать услуги, которые удовлетворяли бы спрос населения, всех субъектов экономических отношений. В-третьих, на таких рабочих местах должны соблюдаться благоприятные условия труда, достойная заработанная плата, организация и усовершенствованное технологическое оснащение.

Без создания качественных новых рабочих мест и осуществления модернизации и реконструкции действующих рабочих мест невозможно соответствие спроса и предложения рабочей силы, расширение структуры занятости, снижение безработицы, повышение эффективности производства, уровня жизни и благосостояния населения. В связи с этим и сложилась проблема: есть вакантные рабочие места, но они не устраивают безработных или, наоборот, отсутствие квалификации кадров не удовлетворяет работодателей.

Итак, в Республике Крым правительству необходимо решить в первую очередь проблему качества создания рабочих мест, создавая их в сферах, связанных с товарами широкого потребления, удовлетворяя потребности многих необеспеченных граждан региона, помимо этого, следует поддерживать и развивать экономику региона, создавая рабочие места в высокотехнологических сферах с помощью инвестиций.

Продолжать уделять особое внимание трудоустройству инвалидов. Увеличить количество рабочих мест для инвалидов, учитывая их потребности, соблюдая благоприятные условия труда. А также центрам занятости проводить профессиональное обучение безработных лиц с инвалидностью по профессиям, которые пользуются спросом у работодателей, проводить стажировки на конкретных рабочих местах с целью их дальнейшего трудоустройства.

Разработать механизм по стимулированию и дотациям рабочих мест в сельской местности, а также экономически поддерживать в развитии малый и средний бизнес, проводить соответствующие консультации, обучения и финансовую поддержку начинающим предпринимателям.

Целесообразно разработать региональные схемы по созданию рабочих мест с предусмотренным ежегодным финансированием. К тому же важно четко определить региональную потребность в рабочих местах, для этого регулярно проводить мониторинг и прогнозирование на рынке труда.

Таким образом, созданные и действующие рабочие места должны эффективно функционировать, преодолеть дисбаланс спроса и предложения в регионе, чтобы наемные работники могли получить достойную работу и благоприятные условия труда, работодатели – квалифицированные кадры и максимальную прибыль от своего бизнеса, а регион – социально-экономическое развитие.


Раздел «Рынок труда и занятость населения Москва + 7 495 648 6241

Источники:

Арабов, Н.У., Зикрияев, З.М. (2013). Организационно-экономический механизм регулирования рынка труда. Известия вузов. Инвестиции. строительство. недвижимость, 1, 23-28.
Баева, В.Д. (2010). Госрегулирование рынка труда как фактор инновационного развития России. Государственное и муниципальное управление. ученые записки СКАГС, 4, 161-171.
Бандур, С.И. (2008). Система приоритетов государственной политики занятости в парадигме формирования инновационной модели развития экономики Украины. Рынок труда и занятость населення, 1, 10-15.
Бандур, С.И., Тараевская, Л.С. (2006). Стратегия развития рабочих мест в механизме государственного регулирования национального рынка труда. Экономика и государство, 1, 73-76.
Богдановский, В.А. (2012). Российская модель трансформации занятости в переходной экономике. Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве, 3, 27-33.
Вукович, Г.Г. (2011). Исследование механизмов разрешения противоречий регионального рынка труда. Теория и практика общественного развития, 7, 315-316.
Вукович, А.Г. (2009). Региональный рынок труда: факторный анализ. Аудит и финансовый анализ, 6, 376-382.
Гулевич, О. (2005). Нормативный анализ государственного регулирования рынка труда. Украина: аспекты труда, 8, 3-6.
Гоффе, Н.В. (2012). Влияние кризиса на занятость и безработицу. Мировая экономика и международные отношения, 8, 27-38.
Громыко, В.А. (2012). Эффективность механизмов государственного регулирования регионального рынка труда. Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета, 2, 2.
Дукян, С.С., Мащенко, Ю.А. (2010). Государственная политика на рынке труда РФ в условиях экономического кризиса. Образование. наука. инновации: южное измерение, 5, 156-164.
Зинюхина, Н.А. (2010). Исследование спроса и предложения на рабочую силу в соответствии с приоритетами развития региона (на примере Оренбургской области). Вестник Оренбургского государственного университета, 13, 37–41.
Иванова, H.A., Нечаева, С.М., Кривицкая, H.A. (2011). Активная политика на регулируемом региональном рынке труда в условиях экономического кризиса. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 4, 14-18.
Колупаева, В.А. (2012). Соотношение спроса и предложения на российском рынке труда. Вестник науки Сибири, 3, 8–14.
Петрова, И. (2000). Методологические проблемы согласования рабочих мест и рабочей силы. Экономика Украины, 7, 40-48.
Пономаренко, Е.Г. (2011). Исследование особенностей развития регионального рынка труда. Теория и практика общественного развития, 2, 321-323.
Потеев, А.Т., Романюк, Е.В., Волошин, А.И. (2015). Рынок труда республики Крым: наследие старых проблем и появление новых. Экономика и предпринимательство, 4-2, 377-381.
Тарасова, Н.А. (2011). Роль вынужденной занятости в России переходного и кризисного периодов. Власть, 2, 92-96.
Федоренко, В.Г. (2008). Рабочие места и инвестиции в Украину. Рынок труда и занятость населення, 3, 12-14.
Якубова, С.Ю., Халилова, М.Ф. (2014). Модернизация рынка труда в странах с переходной экономикой. Вестник Прикаспия, 2, 47-50.

9 класс _________________

Тема: ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

Цель: сформировать знания о структуре населения Крыма

Задачи:

Образовательная:

    способствовать формированию знаний о половозрастной структуре и трудовых ресурсах Крымского полуострова.

Развивающая:

    способствовать развитию логического мышления, умений учащихся обобщать полученные знания, делать необходимые выводы по теме

Воспитательная:

    обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся;

Тип: комбинированный

Ход урока

Организационный момент. .

Актуализация знаний и умений.

1. Что такое «структура населения»?

2. Что такое половозрастная структура населения?

3. Какие факторы влияют на структуру населения страны или региона?

Изучение и закрепление нового материала.

Для возрастной структуры населения Крыма характерен высокий удельный вес населения трудоспособного возраста (одинаковый ли возраст для мужчин и для женщин?), для женщин - это 16-55 лет, для мужчин - 16 - 60 лет. В 2013 г. лица трудоспособного возраста составили 60,8% - от общей численности населения. Доля лиц младше трудоспособного возраста составляет - 15 %, а старше - 24%.

Структура населения по полу не имеет в Крыму ярко выраженных различий в городской и сельской местности. В целом для Крыма характерна половая диспропорция- численность женщин превышает мужчин на 184 тыс. человек. На 1000 женщин в Крыму приходится 849 мужчин. Согласно данным за 2013г., средняя продолжительность жизни в Крыму у женщин составляла 75 лет, а у мужчин - 65 лет.

Высокая доля лиц трудоспособного возраста - это залог экономического роста региона. Однако уровень занятости трудовых ресурсов (части населения, способной к труду ) в республике начиная с 1990г. постоянно снижается, что объясняется сложной экономической ситуацией, сложившейся после распада СССР.

Во всех отраслях экономики постсоветского Крыма количество рабочих мест уменьшилось. В итоге в настоящее время все районы Крыма являются трудоизбыточными. Трудоизбыточный регион - регион, имеющий избыток рабочей силы в трудоспособном возрасте.

За годы рыночных преобразований в Крыму появилось такое социальное явление, как безработица.

Безработными считаются люди трудоспособного возраста, способные и желающие работать, активно занимающиеся поиском работы, но не получающие ее в связи с нехваткой рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовкой. Безработица имеет официально фиксируемый уровень, который определяется по методике Международной организации труда с учетом количества населения, обратившегося в службу занятости. У безработицы есть скрытый резерв. Так как не все люди обращаются в центры занятости и сами занимаются поиском работы. Уровень безработицы, в Крыму рассчитанный МОТ в 2013 году, составил 5,8% экономически активного населения. Для сравнения уровень безработицы в РФ - 5,5%

Задание 3 (РТ, с.30). Назовите основные проблемы, связанные с использованием трудовых ресурсов Крыма

Задание 4 . Смоделируйте различные ситуации и процессы для более полного и рационального использования трудовых ресурсов в Крыму

Закрепление изученного материала

Задание 1 (РТ, с 29).

1. Используя статистические данные, постройте диаграмму возрастной структуры населения Крыма

2. Проанализируйте диаграмму и сделайте вывод об особенностях возрастной структуры населения

Домашнее задание: § 10 читать, подг. сообщ. о народах и религиях Крыма

Май 2014 Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации, и уже в 2014 году планируется инвестировать в развитие новых субъектов 240 млн руб. из государственного бюджета. Возможности роста экономики помимо географического положения и природно-ресурсного потенциала зависят и от качества трудовых ресурсов. Поскольку вхождение субъектов в состав России произошло недавно, официальные органы статистики пока не располагают актуальными данными по квалификации и уровню доходов их жителей. Эта статья основана на результатах выборочного исследования специализации, квалификации и зарплатных ожиданий населения Крыма, заинтересованного в поиске нового места работы и использующего для поиска работы интернет. Вследствие использованного метода сбора данных результаты исследования применимы, в первую очередь, к городскому населению региона. Данные получены из резюме, размещённых в свободном доступе на http://hh.ru с февраля по апрель 2014 года. Объём выборки составил 685 человек, т.е. в неё попал каждый 1 688-ой представитель экономически активного населения Крыма. Предельная погрешность не превышает 5%. По данным Укрстата по состоянию на 01.03.2014 численность населения полуострова составляла 2 353 тыс. человек, в том числе городское – 1 595 тыс. чел., из них 1 156 тыс. человек – экономически активное население. Согласно результатам исследования, население Крыма занято преимущественно в непроизводственной сфере, но при этом существенная доля соискателей занята в производстве, главным образом, в обрабатывающей промышленности; заинтересованных работать в добывающей промышленности мало: лишь 1,2% выборки. Полезные ископаемые Крыма включают запасы железной руды, солей, известняка и полудрагоценных камней. Также есть месторождения нефти и газа в равнинной части полуострова и на шельфе Азовского и Чёрного морей. Из-за высокой себестоимости шельфовой добычи нефти и газа месторождения пока слабо разработаны, но несмотря на это, 63% занятых в добывающей промышленности Стр. 1 работают в нефтяной или газовой отрасли. Средний уровень зарплатных ожиданий в добывающей промышленности 62 тыс. руб., причём в добыче нефти и газа уровень зарплатных ожиданий выше – 75 тыс. руб. 62% соискателей ищут новое место работы, не увольняясь с текущего, и у абсолютного большинства есть высшее образование. В крупных городах Крыма наибольший удельный вес занятых в обрабатывающей промышленности зафиксирован в Феодосии (37%), Керчи (28%) и Севастополе (13%). В Феодосии занятые в промышленности преимущественно работают в судостроительной отрасли, причём 86% соискателей ищут новое место работы, не увольняясь с текущего, и большинство имеют высшее образование; уровень зарплатных ожиданий для города невысокий – 22,5 тыс. руб. В Керчи диверсификация промышленности выше: среди соискателей есть желающие работать в судостроении, электроэнергетике, деревообработке и агарном секторе. Средний уровень зарплатных ожиданий 32 тыс. руб., и лишь 55% соискателей ищут новое место работы, не прерывая трудовую деятельность. Высшее образование есть у половины соискателей, ещё 9% его не закончили, и у остальных образование среднее специальное. Управление персоналом Продажи Банки Туризм Прочее Производство Консалтинг Бухучёт, финансы Искусство, развлечения Рисунок 1. Структура предложения на рынке труда по отраслям В Севастополе разнообразие отраслей производства ещё больше, чем в Керчи: жители Севастополя заняты в различных видах машиностроения, в том числе судостроительной отрасли, аграрном секторе, пищевой промышленности, производстве мебели и ювелирном деле. Средний уровень зарплатных ожиданий 52 тыс. руб. большинство соискателей (74%) имеют высшее образование, 22% - среднее Стр. 2 специальное, и 4% - степень кандидата наук. Лишь 48% соискателей продолжают работать во время поисков нового места работы. В непроизводственной сфере наибольшая доля соискателей заинтересована в работе в сфере продаж, что объясняется возможностью получения высоких доходов: по уровню зарплатных ожиданий (33 тыс. руб.) сфера продаж существенно уступает лишь туристическому бизнесу, развитому на части территории и носящему сезонный характер. В крупных городах туристический бизнес наиболее развит в Ялте – 13% соискателей, проживающих в городе, заинтересованы в работе в сфере туризма. Абсолютное большинство из них имеют высшее образование; уровень зарплатных ожиданий 60 тыс. руб. В остальных городах с развитым туристическим бизнесом соискатели также преимущественно имеют высшее образование, но средний уровень зарплатных ожиданий ниже – 51 тыс. руб. Интерес к работе в сфере искусства и развлечений также выше в Ялте, что связано с желанием работать в киноиндустрии – на Ялтинской киностудии. Из других направлений сферы искусства и развлечений соискателям интересны работа на телевидении, журналистике, литературно-редакторская деятельность. Кроме того, часть соискателей занята в сфере игорного бизнеса. С учётом решения о создании в Крыму пятой игорной зоны, наличие готовой инфраструктуры и кадров, а также регулярного потока туристов, в отличие от остальных игорных зон, Крым может преуспеть в этом направлении бизнеса. Добыча сырья в т.ч. нефти и газа Судостроение Машиностроение (без судов) Пищевая промышленность Бухучёт и финансы Банковское дело Продажи Консалтинг Искусство Туризм Медицина Наука и образование Бюджетная сфера 62 75 57 23 31 28 27 33 37 29 Добывающая промышленность Обрабатывающая промышленность Непроизводственный сектор 54 33 20 14 Социально значимые отрасли и бюджетная сфера 0 50 100экономики 150 Рисунок 2. Уровень зарплатных ожиданий в основных отраслях Крыма, тыс. Уровень зарплатных ожиданий, тыс. руб. руб. Что касается бюджетной сферы, если в медицине уровень доходов работников (уровень зарплатных ожиданий 33 тыс. руб.) сопоставим с доходами занятых в Стр. 3 непроизводственной сфере, то уровень зарплатных ожиданий в науке и образовании (20 тыс. руб.) ниже среднего по экономике на 40%, а в остальных работников бюджетной сферы (14 тыс. руб.) – на 58%. Для сравнения – по остальным регионам России средний уровень зарплатных ожиданий в медицине – 41 тыс. руб., в науке и образовании – 37 тыс. руб., у остальных работников бюджетной сферы – 39 тыс. руб., т.е. выше на 24%, на 85% и в 2,8 раза соответственно. С учётом географического положения, текущего уровня развития экономики и качества трудовых ресурсов специализацией Крыма и Севастополя могут стать туристический бизнес, судостроение и агропромышленный комплекс. Несмотря на наличие месторождений нефти и газа, развитие добывающей промышленности в настоящее время экономически нецелесообразно из-за низкой рентабельности разработки имеющихся месторождений и экологических рисков, угрожающих туристическому бизнесу. Стр. 4

Район занимает территории Одесской, Николаевской, Херсонской областей и Автономной Республики Крым, которые расположены в южной и юго-западной частях Украины; граничит с Подольским, Центральным, Приднепровским районами Украины, а также с Республикой Молдова, Республикой Румыния и омывается водами Черного и Азовского морей.

Природные условия определяются географическим положением. Территория района входит в степную природно-географическую зону и в зону Крымских гор. При этом по характеру рельефа выделяются низменная (Причерноморская низменность), холмисто-равнинная (отроги Подольской и Приднепровской возвышенностей), горная (Крымские горы), прибрежная (Южный берег Крыма) равнины.

На климат территории влияют атлантические, арктические и тропические (Южный берег Крыма) воздушные массы. Среднее количество осадков за год выпадает: в Крымских горах – 600... 1100 мм, на Южном берегу Крыма – 300...600 мм, в Причерноморье – 300...450 мм, а средние температуры таковы:

Здесь наблюдаются засухи, суховеи, пыльные бури. Район не имеет значительных природных ресурсов. Из топливных ресурсов выделяются запасы нефти и газа – Причерноморско-Крымская нефтегазоносная провинция (Глебовское и Джанкойское газоносные месторождения, шельф Черного моря), небольшие месторождения бурого угля (Еланецкий район Николаевской области и возле городов Рени и Белград Одесской области) и торфа (Херсонская и Николаевская области). Руду добывают в Керченском железорудном бассейне. Нерудные ресурсы представлены запасами солей Сиваша и соленых озер, флюсовых известняков (Балаклава и Старый Крым), ракушечника и строительного известняка (Белокаменск), цементного сырья (около Бахчисарая), мраморных известняков (горный Крым), лечебными грязями (Евпатория, Саки), минеральными водами (Феодосия).

Черное и Азовское моря богаты морепродуктами и рыбой.

Район обладает уникальными рекреационными ресурсами.

Почвы представлены черноземовидными, каштановыми, коричневыми щебнистыми и бурыми горно-лесными почвами.

Растительность соответствует природно-географическим зонам, в которых находится территория района: полынно-злаковые и типчаково-ковыльные степи, древесная лесная зона горного Крыма и субтропическая Южного берега Крыма.

Водные ресурсы разнообразны, однако они недостаточны для развития хозяйства района. Здесь протекают реки Дунай, Днепр, Днестр, Южный Буг, Ингул, Салгир, Ингулец, расположены озера Кагул, Ялпуг, Катлабух, Китай, Сасык, Алибей, Бурнас, Кундук, Донузлав, Шагани, Узунларское, озеро-залив Сиваш, озера-лиманы Днестровский, Хаджибейский, Куяльницкий, Березанский, Бугский. По территории проходят Каховский, Чаплинский, Северо-Крымский, Краснознаменский, Раздольненский, Черноморский, Азовский каналы. Следует назвать также водохранилища: Каховское, Симферопольское, Качинское, Альминское; имеются подземные воды, сосредоточенные в Причерноморском бассейне.

Население и трудовые ресурсы

Средняя плотность населения составляет 61 человек на 1 км 2 (это ниже, чем в среднем по стране). Самый высокий показатель - в Крымской АР (98 человек на 1 км 2), а самый низкий - в Херсонской области (45 человек на 1 км 2). Уровень урбанизации более ровный: Крымская АР - 68%, Николаевская и Одесская области - 66%, Херсонская область - 62%, а средний по району - 64%. Крупные города: Одесса (1,1 млн. человек), Николаев (528 тыс. человек), Херсон (382 тыс. человек), Севастополь (381 тыс. человек). Симферополь(369 тыс. человек), Керчь (192 тыс. человек), Евпатория (122 тыс. человек), Измаил (101 тыс. человек), Ялта (100 тыс. человек), Феодосия (96 тыс. человек), Первомайск (95 тыс. человек) и т.д.

Среди национальностей преобладают украинцы, русские, крымские татары, гагаузы, греки, молдаване.
Трудовые ресурсы заняты в рекреационном хозяйстве, освоении морей, во внешней торговле и, безусловно, в промышленности и сельском хозяйстве.

Хозяйство


Похожая информация:

  1. C) в) совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии