Очередность этапов эмиссии эмиссионных ценных бумаг. Этап II. Утверждение решения

Источников финансирования достаточного много. Один из них – эмиссионная процедура по отношению к ценным бумагам. Что же такое эмиссия ценных бумаг. Какими бывают ее виды и этапы. Кто регулирует объемы и сроки проведения процедуры? Основные проблемы организации эмиссии ценных бумаг в России.

Что значит эмиссия ценных бумаг? Цели процедуры, задачи и условия проведения

Эмитентом называют юридическое лицо либо госорган, имеющее право на выпуск каких-либо ценных бумаг в обращение. Их размещение проводится посредством эмиссионного процесса. Таким образом, под эмиссией понимают регламентируемую законодательством процедуру, состоящую из целого комплекса последовательных действий, обеспечивающих непосредственный выпуск акций (облигаций) с их дальнейшим размещением.

Цель эмиссионного процесса достаточна, проста – привлечь недостающие финансовые средства:

  1. Выпуская , эмитент использует заемный вид условий. То есть в оговоренный срок облигации необходимо погасить.
  2. Выпуская – увеличивает уставной капитал.

Условия проведения эмиссии – соблюдение установленных законом правил и контроль госорганов, ответственных за регулирование соответствующего рынка.

Какая задача может решаться эмитентом с помощью эмиссии.

Перечень подразумевает реализацию одной из указанных ниже задач:

  • Эмиссия необходима, когда формируется капитал уставного вида (если АО создается) либо для увеличения его размера.
  • Процедура позволяет пополнить капитал с привлечением заемных инвестиций .
  • Для выполнения консолидации – количество бумаг уменьшается, а их номинал увеличивается. При этом изменений в уставном капитале не происходит.
  • Для дробления – процесс обратный консолидации. Изменений в уставном капитале также не происходит.
  • При реорганизационных мероприятиях в акционерном обществе либо в момент преобразования организации – при переходе в статус АО.

Виды эмиссии ценных бумаг. Открытая и закрытая процедура – в чем отличие?

Эмиссионная процедура подразделяется на определенные виды. Каждый характеризует разную грань эмиссии.

С позиции очередности эмиссия бывает:

  • Первичной , то есть происходит первый выпуск ценных бумаг каким-либо предприятием коммерческого типа. Есть и другой вариант – структура выпускает какую-то ценную бумагу впервые (допустим, готовится к выпуску привилегированных акций).
  • Вторичной (последующей), когда бумаги коммерческого предприятия размещаются повторно.

Вариации способов размещения – какие пути используют для размещения эмиссионных бумаг:

  1. Распределительный . Здесь круг заинтересованных лиц известен заранее. Он ограничивается учредителями или списком акционеров конкретного АО. Договор о купле-продаже не заключается. Применяется исключительно для акций.
  2. Подписной . Договор о купле-продаже обязательно заключается. Применимо к акциям и облигациям.
  3. Конвертацонный . Один вид бумаги обменивается на другой, определенный заранее. Применяется, как для акций, так и для облигаций.

Подписной вид эмиссии подразумевает две формы:

Основные этапы эмиссии ценных бумаг: как принимают решение, и организуют процесс выпуска ценных бумаг?

Последовательность эмиссионного процесса – ключевые этапы:

  • Для начала необходимо принять решение о проведении эмиссии и утвердить его. Кто инициирует выпуск бумаг? Если речь идет об облигациях, то решение принимается Советом директоров. Если выпускаются акции – собранием акционеров.
  • Далее эмиссионный выпуск проходит госрегистрацию.
  • Изготавливаются сертификаты на ценные бумаги (если используют документарную форму выпуска).
  • Затем наступает черед размещения эмиссионных бумаг с последующей регистрацией отчета о проведенной эмиссии – об итогах выпуска.
  • В уставе АО фиксируются изменения (применимо только для акций).

Дополнительные этапы для эмиссии подписного вида, проводимой в открытой форме, или в закрытой, если количественный состав инвесторов превышает 500 человек:

  • Подготовка эмиссионного проспекта – документации, отражающей сведения об организации-эмитенте.
  • Проспект регистрируется . Эти функции возложены на ЦБ РФ.
  • Затем наступает черед раскрытия информации . Для этой цели используют сайт компании и СМИ. Задача этого этапа ознакомить инвесторов с данными об эмитенте для принятия решения о приобретение бумаг эмиссионного вида.
  • Также раскрывается информация по итогам размещения .

Нарушение описанного выше порядка чревато созданием условий, при которых данная процедура определяется, как недобросовестная. Тогда эмитент получает отказ в государственной регистрации.

Регистрация ценных бумаг сопряжена с проведением большого количества операций, оформлением различной документации. Здесь важна юридическая грамотность и отсутствие каких-либо оплошностей. Вот почему обращение к специалистам за квалифицированной помощью – самый разумный подход.

Как правило, привлекаются профи, имеющие прямое отношение к фондовому рынку. Их называют андеррайтерами. Согласно договору, заключенному между эмитентом и андеррайтером, последний обязуется выполнить ряд обязательств относительно выпуска эмиссионных бумаг, а также их размещения, за что и получает соответствующую плату.

В аспекте размещения обязательства андеррайтера могут иметь три варианта:

  1. Андеррайтер покупает весь комплект эмиссионных бумаг и сильно рискует недоразместить их.
  2. Андеррайтером выкупаются лишь недоразмещенные бумаги . Тогда его риски значительно уменьшаются.
  3. Андеррайтер действует на правах посредника , только помогающего с размещением. Весь объем рисков берет на себя эмитент.

Фактически, в компетенции андеррайтера находится обслуживание каждого этапа эмиссии, включая документальное обоснование, определение параметров, подготовку документов, регистрацию и размещение. Довольно часто привлекаются субандеррайтеры.

Стандарты эмиссии ценных бумаг. Особенности регистрации и сроки проведения

Каждому этапу эмиссии присущи стандарты, прописанные в законе. Кратко остановимся на некоторых ключевых моментах.

1. Организацией принято решение – его оформление

Что указывается в документе:

  • Вид эмитируемой бумаги (акции отличаются типом и категорией, облигации – серией и траншем).
  • В какой форме будет проходить выпуск. Можно выбрать документарную или бездокументарную.
  • Какой вид формы для хранения выбрали (индивидуальный или централизованный).
  • Обозначается номинал, а также количество эмиссионных бумаг.
  • Прописываются права, которыми наделяются владельцы выпускаемых ценных бумаг.
  • Обязательно определение всего порядка размещения, начиная от способа и сроков, заканчивая порядком оплаты и прочими нюансами.

2. Эмиссионный проспект – разделы

Регистрация эмиссии зачастую требует составления такого документа, как проспект (условия для его составления указаны выше).

Данный документ должен включать следующие пункты:

  • Полные данные организации-эмитента.
  • Сведения, характеризующие ее финансовое положение.
  • Данные о проводимых ранее эмиссиях.
  • Данные о тех бумагах, которые будут размещаться.
  • Информационную справку о других важных для инвесторов критериях (по усмотрению эмитента).

3. Процедура госрегистрации

Она обязательна для любых эмиссионных бумаг.

Организация-эмитент подает следующий пакет документации, состоящий из:

  • Решения, составленного в соответствующей форме.
  • Проспекта, когда в его составлении есть необходимость.
  • Бланка эмитируемой ценной бумаги (касается документарного выпуска).

Срок подачи документов – 90 дней со дня принятия решения.

В отдельных случаях срок ограничивается одним месяцем, а именно:

  • Если произошла госрегистрация эмитента в статусе юрлица, и необходимо распределить акции между учредителями.
  • Если ОАО выпускает конвертируемые акции или облигации.

У регистрирующего органа есть один месяц (со дня подачи документов) на проведение регистрации с присвоением госномера или на отказ.

4. Как, где и когда раскрывается информация – стандарты:

  • После госрегистрации.
  • В СМИ, имеющих крупный тираж.
  • Краткое содержание публикации: название организации-эмитента, упоминание вида, формы, количества бумаг, информации касательно сроков и условий, госномера, ссылки на те места, где можно изучить проспект.

В дальнейшем информация раскрывается посредством:

  • Периодических отчетов (ежеквартальных), предоставляемых госрегистратору.
  • Публикаций, происходящих только в случаях возникновения фактов, влияющих на деятельность организации-эмитента в финансовом или хозяйственном аспекте. Например, изменился состав управления, размер участия какого-либо лица из управленческого состава и так далее.

5. Размещение – основные нюансы

При каких условиях допустимо начинать размещение бумаг:

  • Состоялась государственная регистрация.
  • Прошло две недели с момента раскрытия информации, то есть информация о проведении эмиссии стала доступной потенциально заинтересованной стороне – инвесторам (при открытой форме).

Период размещения:

  • При подписном или конвертационном эмиссионном виде срок устанавливается эмитентом и прописывается в решении (максимум 12 месяцев).
  • При иных видах эмиссии также важно соблюдение оговоренных сроков.

6. Предоставление отчета об эмиссии

  • Размещение заканчивается при выполнении одного из условий:
  • Наступила дата окончания эмиссии, зафиксированная в документации.
  • Прошел год с того дня, как было утверждено решение.
  • Состоялась завершающая сделка – свободных бумаг нет.

У эмитента в распоряжении не более одного месяца для регистрации итогового отчета. Он регистрируется в двухнедельный период со дня подачи.

Управление и регулирование эмиссии ценных бумаг

Список документов, направленных на регулирование эмиссионной процедуры, содержит несколько законов федерального уровня, регламентирующих:

  1. Деятельность акционерных обществ . Утвержден в 1995 году.
  2. Рынок по обороту ценных бумаг . Утвержден в 1996 году.
  3. Защиту прав, а также интересов инвесторов . Утвержден в 1999 году.

Каждый закон периодически изменяется и дополняется. Помимо этого, ЦР РФ пользуется инструкцией №8 от 1996 года, где прописаны правила, по которым выпускаются и регистрируются ценные бумаги в РФ.

Деятельность эмитентов регулируется государством с помощью регистрации двух основных моментов: выпуска бумаг и финального отчета.

В законодательной базе четко определены юрлица, обладающие правом проводить эмиссию, есть перечень эмиссионных бумаг, их признаки и прочие немаловажные нюансы. Это позволяет устранить создание квазиценных бумаг (суррогатов) и изобретение бумаг, не подпадающих под регулирование.

Приостановление эмиссии ценных бумаг и возможное злоупотребление

Поводом для остановки данного процесса служит:

  • Отступление от требований, установленных законодательной базой применительно к рассматриваемому вопросу.
  • Недостоверность (искажение) сведений, на которые опиралась специальная госслужба, выполняющая госрегистрацию.
  • Что происходит в этом случае? Размещение останавливается до ликвидации выявленных огрехов, а затем возобновляется.

По каким причинам выпуск квалифицируется, как несостоявшийся:

  1. Нарушения законодательства устраняются исключительно посредством изъятия всего выпуска из обращения.
  2. Недостоверность (искажение) информации существенно нарушила интересы инвесторов.
  3. Эмитент не представил в срок итоговый отчет.
  4. Отказано в госрегистрации итогового отчета.
  5. Ни одна эмиссионная бумага не размещена.
  6. Не устранены допущенные в процессе эмиссии ошибки.

Варианты возможных злоупотреблений, являющихся причиной серьезных убытков и признаками преступлений:

  • В проспект вносится недостоверная информация.
  • Утверждается эмиссионный проспект, содержащий неправдивые данные.
  • Утверждается не соответствующий действительности итоговый отчет.
  • Размещаются бумаги, не прошедшие госрегистрацию.

ценный бумага право эмиссия

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает следующие этапы:

  • * принятие эмитентом решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
  • * утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
  • * государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;
  • * размещение эмиссионных ценных бумаг;
  • * государственную регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

При размещении эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, государственная регистрация выпуска сопровождается государственной регистрацией проспекта ценных бумаг.

Все этапы эмиссии подробно регламентируются законодательством.

Определенные особенности имеются при эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, поэтому с их рассмотрения и следует начать исследование процедуры эмиссии.

В соответствии с п. 3 ст. 99 ГК РФ при учреждении акционерного общества все его акции распределяются среди учредителей, т.е. среди лиц, которые принимают решение о создании акционерного общества. Порядок распределения акций среди учредителей, виды акций и сроки их оплаты определяются в договоре о создании акционерного общества, для которого закон предусматривает обязательную письменную форму (ч. 2 п. 1 ст. 98 ГК РФ).

Данный договор нельзя рассматривать как учредительный. Согласно ГК РФ учредительным документом для акционерных обществ является лишь устав. Договор между учредителями действует до момента полного исполнения ими своих обязанностей, в том числе и по оплате акций, если иной срок не указан в самом договоре. Соглашение учредителей о создании акционерного общества по своей правовой природе является договором о совместной деятельности по учреждению общества.

В связи с этим при рассмотрении спора о признании договора о создании акционерного общества недействительным суды должны руководствоваться соответствующими нормами ГК РФ о недействительности сделок. В случае несоответствия такого договора требованиям закона или иных правовых актов он является ничтожным, независимо от признания его таковым судом (ст. 168 ГК РФ). Поскольку ГК РФ не исключает возможность предъявления иска о признании ничтожной сделки недействительной, с таким иском может обратиться в суд любое заинтересованное лицо Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»» от 2 апреля 1997 г. // ВВС РФ. ? 1997. ? №9..

С момента заключения договора о создании акционерного общества у учредителей возникают гражданско-правовые обязанности по оплате закрепленных за ними акций. Пункт 2 ст. 99 ГК РФ содержит императивное правило о запрете освобождения акционера от обязанности по оплате акций.

Оплата акций может осуществляться в денежной или иной форме. В качестве оплаты акций возможно внесение ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку. Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями.

При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком (п. 3 ст. 34 ФЗ «Об акционерных обществах»).

Кроме того, законодательство устанавливает диспозитивное правило, согласно которому акции, оплачиваемые неденежными средствами, оплачиваются при их приобретении в полном размере, но договором о создании общества может быть предусмотрен и иной порядок оплаты. Акционерные законы многих зарубежных государств устанавливают более жесткие требования к оплате акций неденежными средствами. Так, во Франции не допускается оплата акций интеллектуальным капиталом.

Акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества. Не менее 50% акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества (п. 1 ст. 34 ФЗ «Об акционерных обществах»).

Акции, не полностью оплаченные в установленные сроки, поступают в собственность акционерного общества и должны быть реализованы не позднее одного года с момента поступления по цене не ниже их номинальной стоимости. Если акции останутся нереализованными, общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала общества путем погашения нереализованных акций. Акции, право собственности на которые перешло к обществу, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды.

На учредителей, ненадлежащим образом исполнивших свои обязанности по оплате акций, может быть возложена ответственность в виде взыскания неустойки, если это предусмотрено договором о создании общества. Учредители, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

После изложения особенностей эмиссии акций при учреждении акционерных обществ следует подробнее остановиться на рассмотрении этапов эмиссии.

Первый этап: принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг. Решение о выпуске ценных бумаг принимается органом управления эмитента (советом директоров (наблюдательным советом) или иным органом, осуществляющим его функции).

С формальной точки зрения в соответствии со ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг - это документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Оно должно содержать определенные реквизиты, предусмотренные ст. 17 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», в частности:

  • - полное наименование эмитента, место его нахождения и почтовый адрес;
  • - дату принятия решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
  • - наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение о размещении;
  • - дату утверждения решения о выпуске;
  • - наименование уполномоченного органа эмитента, утвердившего решение о выпуске;
  • - вид, категорию, тип эмиссионных ценных бумаг;
  • - права владельца, закрепленные эмиссионной ценной бумагой;
  • - порядок размещения эмиссионных ценных бумаг;
  • - указание, являются ли бумаги именными или на предъявителя;
  • - номинальную стоимость эмиссионных ценных бумаг.

Решением о выпуске может быть определена доля акций, размещаемых путем подписки, при неразмещении которой эмиссия акций считается несостоявшейся. При документарной форме эмиссионных ценных бумаг необходимо дополнительно предоставить описание или образец сертификата.

Решение о выпуске составляется в трех экземплярах, заверенных в регистрирующем органе. Один экземпляр хранится в регистрирующем органе, второй - у эмитента, третий передается на хранение регистратору. В случае расхождения в тексте между экземплярами решения истинным считается текст документа, хранящегося в регистрирующем органе.

Второй этап процедуры эмиссии - утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг. Решение о выпуске ценных бумаг хозяйственных обществ утверждается советом директоров (наблюдательным советом). Решение о выпуске ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается высшим органом управления.

Третий этап эмиссии - государственная регистрация выпуска ценных бумаг.

Российское законодательство предусматривает необходимость государственной регистрации всех выпусков эмиссионных ценных бумаг вне зависимости от способа размещения, величины выпуска и количества инвесторов. Государственной регистрацией обусловливается возможность рекламы, размещения (за исключением определенных случаев), а также обращения эмиссионных ценных бумаг.

Для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан предоставить в регистрирующий орган документы, предусмотренные ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Стандартами эмиссии. При размещении документарных ценных бумаг необходимо представить также образец сертификата ценной бумаги. Кроме того, в регистрирующий орган должна быть представлена копия договора с реестродержателем о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг или документ, подтверждающий обстоятельства, освобождающие эмитента от заключения такого договора.

Правовое положение регистрирующих органов определяется Положением о регистрирующих органах, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 марта 1997 г. №11 // Вестник ФКЦБ России. ? 1997. ? №3. (утв. Постановлением ФКЦБ от 4 марта 1997 г. №11, с последующими изменениями).

Регистрирующий орган:

  • * осуществляет прием и рассмотрение документов, подлежащих представлению для государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
  • * принимает по результатам рассмотрения документов, подлежащих представлению для государственной регистрации выпусков ценных бумаг, решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
  • * осуществляет ведение реестра зарегистрированных и аннулированных им выпусков ценных бумаг, а также выпусков ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена или возобновлена;
  • * хранит документы, связанные с государственной регистрацией выпусков ценных бумаг;
  • * предоставляет информацию и отчеты в ФКЦБ;
  • * рассматривает жалобы и заявления по поводу действий, связанных с эмиссией зарегистрированных им выпусков ценных бумаг;
  • * аннулирует государственную регистрацию выпуска ценных бумаг в случае признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или признания выпуска ценных бумаг недействительным (п. 11 Положения).

Для осуществления таких полномочий регистрирующий орган вправе:

  • * запрашивать у эмитентов любую информацию, связанную с осуществлением ими эмиссии ценных бумаг;
  • * направлять эмитентам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, связанных с эмиссией ценных бумаг;
  • * приостанавливать эмиссию ценных бумаг и признавать выпуск ценных бумаг несостоявшимся.

Регистрирующий орган осуществляет также иные полномочия, предоставленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации (п. 12 Положения).

Регистрирующий орган вправе проводить проверки осуществления эмитентами эмиссии ценных бумаг.

Перечень регистрирующих органов, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг на территории Российской Федерации Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 15 ноября 2001 г. №1117-р // Вестник ФКЦБ России. ? 2001. ? №11., устанавливает, что выпуски государственных эмиссионных ценных бумаг Российской Федерации; выпуски государственных эмиссионных ценных бумаг субъектов Российской Федерации; выпуски муниципальных эмиссионных ценных бумаг; выпуски ценных бумаг, эмитируемых организациями в целях реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет; выпуски облигаций ЦБ РФ; выпуски облигаций государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» под гарантии Правительства РФ; выпуски ценных бумаг государственных и муниципальных унитарных предприятий или учреждений регистрируются в Министерстве финансов РФ. Выпуски эмиссионных ценных бумаг кредитных организаций, за исключением выпусков опционных свидетельств, регистрируются в Центральном банке РФ. Все остальные выпуски регистрируются Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и ее региональными отделениями.

Регистрирующий орган обязан зарегистрировать выпуск ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в регистрации в течение 30 дней с даты получения всех документов и магнитных носителей.

Регистрирующий орган вправе отказать в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг по основаниям, предусмотренным в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг», например: при нарушении эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах; несоответствии представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям закона; внесении в проспект ценных бумаг или в решение о выпуске ценных бумаг ложных либо недостоверных сведений; несоответствии финансового консультанта, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям.

При отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг регистрирующий орган обязан не позднее трех дней со дня принятия решения об этом направить эмитенту обоснованное уведомление об отказе в государственной регистрации. Решение об отказе в регистрации выпуска ценных бумаг может быть обжаловано в судебном порядке.

Дополнительным этапом эмиссии ценных бумаг является подготовка и регистрация проспекта ценных бумаг. Регистрация проспекта производится при размещении эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500. Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 29 июля 1998 г. №136-ФЗ // СЗ РФ. ? 1998. ? №31. ? Ст. 3814.

Проспект ценных бумаг должен содержать следующую информацию:

  • * краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитентов, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект;
  • * краткие сведения об объеме, о сроках, порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;
  • * основную информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска;
  • * подробную информацию об эмитенте;
  • * сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента;
  • * подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента;
  • * сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность;
  • * бухгалтерскую отчетность эмитента и иную финансовую информацию;
  • * подробные сведения о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;
  • * дополнительные сведения об эмитенте и о размещении им эмиссионных ценных бумаг.

Проспект ценных бумаг утверждается счетом директоров и подписывается единоличным исполнительным органом, главным бухгалтером, аудитором, а в случае предусмотренных законом, - и независимым оценщиком.

Кроме того, при публичном размещении и/или публичном обращении проспект ценных бумаг должен быть подписан и финансовым консультантом. Лица, подписавшие проспект эмиссии, несут солидарно между собой субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный эмитентом инвестору вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации.

Регистрирующие органы несут ответственность только за полноту сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг, но не за их достоверность. Это означает, что инвесторы должны самостоятельно принимать решение о приобретении или об отказе от приобретения ценных бумаг, только на факте регистрации. Для того чтобы избежать связанных с фактом государственной регистрации заблуждений, законодательство содержит требование, согласно которому на титульном листе проспекта должно содержаться положение: «Регистрирующий орган не отвечает за достоверность информации, содержащейся в данном проспекте ценный бумаг, и фактом его регистрации не выражает своего отношения к размещаемым ценным бумагам». Указанная фраза должна быть напечатана наибольшим из шрифтов, которые использовались для печати остального текста на титульном листе префекта ценных бумаг.

Последние изменения Федерального закона «О рынке ценных бумаг» существенно расширили перечень указываемых в проспекте сведений, как это принято в практике развитых стран. После регистрации решения о выпуске ценных бумаг и проспекта ценных бумаг эмитент может перейти к следующему этапу эмиссии - размещению.

Легальное определение размещения эмиссионных ценных бумаг дано в ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Под размещением понимается отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. Публичное размещение ценных бумаг - это размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать их количество, указанное в учредительных документах и в решении о выпуске ценных бумаг. Однако эмитент имеет право разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в решении о выпуске. При этом фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию. Кроме того, эмитент обязан закончить размещение выпускаемых ценных бумаг не позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска, если иные сроки размещения эмиссионных ценных бумаг не установлены законодательством Российской Федерации.

В соответствии со Стандартами возможны следующие способы размещения выпуска акций:

  • * распределение среди учредителей акционерного общества при его учреждении;
  • * распределение дополнительных акций среди акционеров акционерного общества;
  • * подписка;
  • * конвертация.

Размещение облигаций может осуществляться только путем подписки.

Особенностью распределения акций при учреждении акционерного общества является то, что они размещаются до государственной регистрации их выпуска на основании договора о создании акционерного общества. Документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении, а также отчет об итогах их выпуска должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее месяца со дня государственной регистрации акционерного общества. Следует отметить, что нарушение срока представления документов для государственной регистрации выпуска и регистрации отчета об итогах выпуска не может являться основанием для принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации выпуска.

Распределение акций среди акционеров - один из способов капитализации активов акционерного общества. Стандарты устанавливают правило, согласно которому дополнительные акции могут размещаться только за счет следующих источников:

Образование дробных акций в результате распределения дополнительных акций не допускается.

Особенностью этого способа размещения является то, что при нем не требуется заключения каких-либо договоров и осуществляется он путем внесения изменений в данные системы ведения реестра акционеров. При этом способе размещения оплата акций производится за счет самого акционерного общества, а не за счет акционеров, что, как отмечает Д.В. Мурзин, Мурзин Д.В. Ценные бумаги - бестелесные вещи. ? С. 142-143. противоречит ГК РФ, в котором содержится императивное правило: «не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе освобождение его от этой обязанности путем зачета требований к обществу».

Подписка - это размещение ценных бумаг на основании договоров. Таким образом, отличительным признаком этого способа размещения является необходимость заключения договоров. Подписка в отличие от прочих способов размещения связана с привлечением эмитентом дополнительного капитала и осуществляется в рамках увеличения уставного капитала акционерного общества.

Гражданский кодекс РФ устанавливает два условия, при которых акционерные общества имеют право на размещение дополнительных акций:

во-первых, увеличение уставного капитала возможно лишь после его полной оплаты;

во-вторых, не допускается увеличение уставного капитала общества для покрытия понесенных убытков (ч. 2 ст. 100 ГК РФ).

По общему правилу решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций принимает общее собрание акционеров, но в уставе решение этого вопроса может быть отнесено к компетенции совета директоров.

Федеральным законом «Об акционерных обществах» установлено, что дополнительные акции могут быть размещены только в пределах количества объявленных акций. Категория объявленных акций является новой для российского законодательства. «Она заимствована, - отмечает Д. Ломакин, - из корпоративного права США, где традиционно проводится различие между акциями, которые корпорация вправе выпускать (authorized shares), и фактически выпущенными акциями (issued shares). К отдельной группе там относят акции, оплаченные акционерами». Ломакин Д. Правовое регулирование передачи акций // Хозяйство и право. ? 1996. ? №9. ? С. 146. Количество и категории объявленных акций должны быть указаны в уставе. Номинальная стоимость объявленных акций не включается в величину уставного капитала, так как акционерному обществу только предоставлена возможность их выпуска.

Если в уставе нет сведений об объявленных акциях или их количество меньше, чем планируется выпускать, то общее собрание должно внести изменения в устав; при этом следует отметить, что решение вопросов, связанных с изменением количества объявленных акций, относится к исключительной компетенции общего собрания и не может быть передано на рассмотрение совета директоров. Общее собрание акционеров вправе принять одновременно два решения: об увеличении количества объявленных акций и об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций в пределах количества объявленных акций.

В решении об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций определяются количество размещаемых акций, их категории, сроки и условия размещения, форма оплаты. Дополнительные акции и иные эмиссионные бумаги общества, размещаемые путем подписки, размещаются при условии их полной оплаты. При оплате дополнительных акций неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций, производится советом директоров. Оплату иных эмиссионных бумаг можно осуществлять только деньгами.

Оплата дополнительных акций общества, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, определяемой советом директоров общества, но не ниже их номинальной стоимости. Цена размещения должна определяться исходя из рыночной стоимости акций.

Для определения рыночной стоимости может быть привлечен независимый оценщик. Совет директоров при определении рыночной стоимости должен принять во внимание данные печати о цене покупки или цене спроса и предложения на размещаемые ценные бумаги, если они регулярно публикуются (привлечение независимого оценщика в таком случае необязательно); размер чистых активов общества; цену, которую согласен уплатить за все обыкновенные акции общества покупатель, имеющий полную информацию о совокупной стоимости всех обыкновенных акций.

Для определения рыночной стоимости акций, если владельцем является государство и (или) муниципальное образование, привлечение независимого оценщика (аудитора) необходимо.

На практике определение рыночной стоимости акций является достаточно сложным, во-первых, в связи с отсутствием постоянной котировки акций большинства акционерных обществ, во-вторых, в связи с отсутствием общепринятой методики определения рыночной стоимости акций.

Определение рыночной стоимости акций с существенными нарушениями установленных ст. 77 ФЗ «Об акционерных обществах» правил позволяет оспорить в судебном порядке решение совета директоров (наблюдательного совета) об определении рыночной стоимости акций. Размер определенной советом директоров рыночной стоимости акций может быть оспорен в суде только в случае, если он настолько не соответствует действительной рыночной стоимости, что свидетельствует о том, что члены совета директоров действовали недобросовестно и неразумно, или если решение об определении рыночной стоимости акций принято с участием членов совета директоров, имеющих заинтересованность в размещении обществом акций Юлдашбаева Л.Р. Правовое регулирование эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций). ? С. 161..

Федеральный закон «Об акционерных обществах» предусматривает два исключения из правила о размещении акций только по их рыночной стоимости. Во-первых, акционерное общество вправе осуществлять размещение акций по цене ниже их рыночной стоимости в случае размещения дополнительных акций акционерам - при осуществлении ими преимущественного права приобретения таких акций по цене, которая может быть ниже цены размещения иным лицам, но не более чем на 10%. Во-вторых, в случае размещения дополнительных акций при участии посредника. Размер вознаграждения посредника не должен превышать 10% цены размещения акций.

В тех случаях, когда общество размещает эмиссионные ценные бумаги (облигации), конвертируемые в акции, они также должны размещаться по цене не ниже номинальной стоимости акций, в которые конвертируются такие ценные бумаги. Такое правило установлено, чтобы не позволить обойти запрет о размещении акций по цене ниже их рыночной стоимости. Из этого правила также есть исключения. Во-первых, предоставляется 10% скидки акционерам, реализующим свое преимущественное право приобретения ценных бумаг по сравнению с иными лицами-приобретателями. Во-вторых, размер вознаграждения посредника не должен превышать 10% цены размещения таких бумаг.

Цена размещения эмиссионных ценных бумаг, не конвертируемых в акции, определяется советом директоров акционерного общества.

Законодательство также императивно регулирует срок оплаты дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг: размещение происходит только при условии их полной оплаты.

Постановление ФКЦБ «О совершенствовании государственной регистрации выпусков облигаций» Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг «О совершенствовании государственной регистрации выпусков облигаций» от 19 июня 1999 г. №25. // Вестник ФКЦБ России. ? 1998. ? №6. предусмотрело возможность установления в решении о выпуске облигаций (за исключением конвертируемых), размещаемых путем подписки, их размещения частями в течение нескольких сроков (траншами), но не позднее года со дня утверждения решения о выпуске. Таким образом, зарегистрировав выпуск облигаций на крупную сумму, эмитент может размещать их не сразу, а в течение года по мере необходимости несколькими траншами.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Стандарты эмиссии различают два вида подписки: открытую и закрытую. В основу классификации положено то, размещаются ли ценные бумаги среди заранее определенного круга лиц или нет. При открытой подписке распределение акций производится среди потенциально неограниченного круга инвесторов - с публичным объявлением, проведением рекламной кампании и регистрацией проспекта ценных бумаг. Таким способом могут размещать акции только открытые акционерные общества. Закрытое общество не вправе проводить размещение акций и иных ценных бумаг, конвертируемых в акции, посредством открытой подписки. При закрытой подписке, которая проводится среди заранее известного круга инвесторов (их количество не может превышать 500), не ведется рекламная кампания и не делаются публичные объявления о предстоящем выпуске дополнительных акций. Уставом общества и правовыми актами РФ может быть ограничена возможность проведения закрытой подписки открытыми акционерными обществами. Решение о размещении посредством закрытой подписки акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается только общим собранием акционеров тремя четвертями голосов, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом акционерного общества.

Конвертация ценных бумаг представляет собой преобразование одного вида ценных бумаг в другой. Порядок конвертации в акции эмиссионных ценных бумаг устанавливается:

  • * уставом общества - в отношении конвертации привилегированных акций;
  • * решением о выпуске - в отношении конвертации облигаций и иных, за исключением акций, эмиссионных ценных бумаг (ст. 37 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Достаточно сложным является вопрос о моменте приобретения прав на размещаемые ценные бумаги.

В ст. 29 ФЗ «О рынке ценных бумаг» установлено правило о моменте возникновения прав на эмиссионные ценные бумаги, обращающиеся на вторичном рынке. Момент приобретения прав на размещаемые ценные бумаги в законодательстве не установлен. Представляется, что в, данном случае следует согласиться с мнением Л.Р. Юлдашбаевой о возможности применения аналогии закона, и момент приобретения прав на размещаемые ценные бумаги и на ценные бумаги, обращающиеся на вторичном рынке, должен определяться аналогично Юлдашбаева Л.Р. Правовое регулирование эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций). ? С. 151.. В то же время в исключение из общего правила об одновременности перехода прав, закрепленных эмиссионными ценными бумагами, и прав на эту ценную бумагу, права, закрепленные акцией, переходят к приобретателю только после ее полной оплаты. Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об акционерных обществах» акция, принадлежащая учредителю, не предоставляет права голоса до момента ее полной оплаты, если иное не предусмотрено уставом общества. Неоплаченные акции не дают также права на получение дивиденда, поскольку действует императивное правило о том, что общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов до полной оплаты уставного капитала. Таким образом, следует признать, что только полная оплата акций является условием перехода к акционеру всех прав из акции. Кроме того, акционеру, не оплатившему полностью акции, не принадлежит право распоряжения ими. Также запрещено совершение любых сделок с ценными бумагами до регистрации отчета об итогах их выпуска. Статья 27 ФЗ «О рынке ценных бумаг» устанавливает запрет на обращение всех эмиссионных ценных бумаг до полной их оплаты и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска. Такое правило установлено в ст. 5 ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»: совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска запрещается.

До принятия Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» сделки с размещенными ценными бумагами допускались и до полной их оплаты, и до регистрации отчета об итогах их выпуска. Возможность совершения сделок была связана исключительно с необходимостью государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Так, в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ «Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций» подчеркивалось, что к обращению на вторичном рынке допускаются лишь акции, выпуск которых зарегистрирован в установленном порядке Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 апреля 1998 г. №33 // Вестник ВАС РФ. ? 1998. ? №6. ? С. 82.. Введение ограничений на оборот не полностью оплаченных ценных бумаг, а также бумаг, отчет о выпуске которых не прошел государственную регистрацию, видится вполне оправданным, поскольку эти ограничения призваны защитить права приобретателей на вторичном рынке ценных бумаг.

Следует учитывать, что внесение приходной записи по лицевому счету акционера действующее законодательство не связывает с фактом полной оплаты приобретенных акций. Открытие лицевых счетов и зачисление на них акций производятся на основании решения о выпуске ценных бумаг в случае размещения акций при учреждении общества или на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых между эмитентом и приобретателем в случае размещения дополнительных акций Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг" от 19 июня 1998 г. №24 // Вестнике ФКЦБ. ? 1998. ? №5., т.е. лицо признается владельцем акций до момента их оплаты. Однако неоплата акций в установленный срок влечет за собой применение такого последствия, как изъятие их у акционера и передача в собственность общества, о чем в реестре акционеров должна быть сделана соответствующая запись. Запрет на совершение сделок с эмиссионными ценными бумагами до регистрации отчета об итогах их выпуска можно объяснить стремлением законодателя обеспечить права инвесторов. До регистрации отчета ФКЦБ и ее региональные отделения могут признать по основаниям, указанным в законе, выпуск несостоявшимся.

Признание выпуска несостоявшимся влечет за собой изъятие из обращения ценных бумаг данного выпуска и возвращение средств, переданных инвесторами в оплату за такие бумаги. Но если допустить отчуждение таких бумаг первыми инвесторами, то сразу возникает проблема защиты прав последующих приобретателей этих бумаг на вторичном рынке. Защитить права таких приобретателей будет гораздо труднее, поэтому запрет на отчуждение эмиссионных ценных бумаг до регистрации отчета об итогах выпуска эффективно защищает права последующих инвесторов на вторичном рынке.

Подводя итог, уместно вспомнить высказанное еще в 1878 г. И.Т. Тарасовым мнение, что «не оплаченных акций в точном смысле этого слова не может быть, потому что акции выдаются или должны быть выдаваемы только тогда, когда номинальная цена их внесена вся сполна» Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. ? М., 2000. ? С. 374.. И хотя в соответствии с действующим законодательством лицо, приобретшее акции в порядке размещения, признается акционером, право на акции и права, вытекающие из акций, переходят к нему, как и сто с лишним лет назад, в полном объеме только после их полной оплаты, а также регистрации отчета об итогах их выпуска.

Как показывает практика, наибольшее количество нарушений прав акционеров происходит в процессе закрытой подписки на акции, поэтому, чтобы защитить права мелких инвесторов, законодательство установило, что принимать решение о закрытой подписке может только общее собрание акционеров. Такое решение, в частности, должно содержать указание круга или категории лиц, среди которых предполагается разместить ценные бумаги, срок размещения, цену (порядок определения цены). ФЗ «Об акционерных обществах» установил (ст. 40), что акционеры общества, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу о размещении посредством закрытой подписки акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемых посредством закрытой подписки, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа).

Завершающим этапом процесса эмиссии является регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг. В соответствии с законодательством эмитент не позднее 30 дней после завершения размещения ценных бумаг обязан представить отчет об итогах выпуска в регистрирующий орган. Одновременно представляются документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства. Регистрирующий орган в течение двухнедельного срока с даты получения отчета об итогах выпуска и иных необходимых документов обязан зарегистрировать отчет или отказать в его регистрации. Основаниями для отказа в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг являются основания признания выпуска несостоявшимся.

Эмиссия ценных бумаг - это выпуск в обращение акции и облигации, осуществляемые акционерными обществами в процессе их учреждения, а также при увеличении их уставного капитала или привлечении дополнительных финансовых ресурсов.

Различают эмиссию: первичную, вторичную, последующие.

Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено федеральными законами, включает следующие этапы:

ь принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

ь утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

ь государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

ь размещение эмиссионных ценных бумаг;

ь государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, не подлежат размещению.

При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.

В случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации.

Если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта, он может быть зарегистрирован впоследствии. При этом регистрация проспекта ценных бумаг осуществляется регистрирующим органом в течение 30 дней с даты получения проспекта ценных бумаг и иных документов, необходимых для его регистрации.

Особенности процедуры эмиссии облигаций Банка России определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также условия их размещения регулируются федеральными законами или в порядке, установленном федеральными законами.

Общая характеристика и структура рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг - это сложная организационно-правовая и социально-экономическая структура, которая имеет много различных характеристик. Его структуру можно рассматривать с разных сторон, потому он может быть условно разделен на отдельные сегменты по различным признакам:

по структуре участников (инвесторы, эмитенты, посредники);

по эмитентам и инвесторам (государство, органы местного самоуправления, юридические и физические лица);

по способу торговли ценными бумагами на фондовом рынке;

по виду ценных бумаг (рынок акций, рынок облигаций, рынок государственных ценных бумаг и т.д.);

по гражданству эмитентов и инвесторов (резиденты и нерезиденты);

по географическому признаку, т.е. по территории, на которой обращаются ценные бумаги (национальный, региональный, международный рынок);

* по степени риска (высокорисковый, среднерисковый и малорисковый).

Рассмотрим более подробно рынок ценных бумаг по структуре участников.

Участники рынка ценных бумаг - это физические лица и организации, которые осуществляют операции по купле-продаже ценных бумаг и обслуживают их оборот и расчеты по данным сделкам.

На рынке ценных бумаг существуют следующие группы участников: продавцы, инвесторы, фондовые посредники, организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, органы регулирования и контроля.

Продавцы - это эмитенты и владельцы ценных бумаг.

Инвесторы - это те, кто покупает ценные бумаги, т.е. вкладывает свой реальный капитал (деньги, имущество и т.д.) в ценные бумаги.

Фондовые посредники - это те, кто обеспечивает связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг, т.е. торгует ценными бумагами. Как правило, это организации, которые осуществляют на рынке ценных бумаг брокерскую или дилерскую деятельность или деятельность по управлению ценными бумагами.

Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, - это организации, выполняющие функции по обслуживанию, контролю и регулированию процесса обращения ценных бумаг.

Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, могут включать:

* организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи или внебиржевые организаторы рынка);

* расчетные центры (расчетные палаты, клиринговые центры);

* депозитарии;

* регистраторов;

* информационные агентства и другие организации, оказывающие услуги участникам рынка.

Организации, контролирующие и регулирующие все виды деятельности на рынке ценных бумаг, это прежде всего - государственные органы регулирования и контроля рынка ценных бумаг, которые в Российской Федерации включают:

* высшие органы управления (Президент, Правительство, Совет Федерации, Государственная Дума);

* министерства и ведомства (Федеральная служба по финансовым рынкам РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное агентство по по управлению федеральным имуществом РФ и др.);

Центральный банк Российской Федерации.

Продавцы - это эмитенты и владельцы ценных бумаг. Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» (ст. 2) эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг инвесторами по осуществлению прав, которые удостоверены ценной бумагой.

Эмитент как участник фондового рынка имеет на нем свои определенные интересы. Он заинтересован, прежде всего, получить денежные ресурсы, что позволит ему решить ряд проблем, например, улучшить управление финансовыми потоками, сделать более мобильными или ликвидными имеющиеся активы компании. Эмитент поставляет на фондовый рынок товар - ценную бумагу, качество которой определяется статусом эмитента, хозяйственно-финансовыми результатами его деятельности, а ликвидность - зачастую простой рекламой, на которую реагирует неопытный инвестор.

Эмитент на рынке оценивается прежде всего с точки зрения инвестиционных качеств выпускаемых им ценных бумаг. В состав эмитентов могут входить:

государственные органы власти:

федеральные органы власти,

региональные органы власти,

местные органы власти;

организации, пользующиеся поддержкой государства;

акционерные общества (корпорации).

Приоритет среди российских эмитентов принадлежит государству. Государственные ценные бумаги, как правило, имеют нулевой риск и привлекательные для инвестора свойства. Они при действительно низком риске обладают вполне приемлемой доходностью и из-за отлаженной технологии торговли - почти абсолютной ликвидностью. Поэтому государство как эмитент ценных бумаг занимает прочные позиции практически во всех странах.

Государственные органы власти различных уровней могут выступать либо гарантами по этим ценным бумагам, либо предоставлять различные льготы.

Акционерные общества подразделяются на предприятия производственного сектора и на организации финансово-кредитной сферы.

Среди финансово-кредитных учреждений лидером по выпуску корпоративных ценных бумаг являются банки. Это объясняется тем, что даже в кризисный период банковская деятельность наиболее прибыльна. Кроме того, условия выпуска и обращения ценных бумаг строго регламентируются Центральным банком РФ. Все это обеспечивает ценным бумагам, выпущенным банками, второе место после государственных ценных бумаг по статусу надежности.

Инвесторы - это покупатели ценных бумаг, основная цель которых - заставить свои средства приносить доход. Они могут быть также заинтересованы в приобретении прав, гарантированных той или иной ценной бумагой. Инвесторы - это те, кто приобретает ценные бумаги в собственность. Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» инвестор - это лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.

Инвесторов можно классифицировать по различным признакам. Главным признаком можно считать их статус. По статусу можно выделить следующих инвесторов:

физические лица;

коллективные инвесторы;

корпоративные (акционерные общества);

государство.

Основными инвесторами на рынке ценных бумаг являются физические лица. Физические лица используют свои сбережения для приобретения ценных бумаг с целью получения дополнительных доходов. Именно они - основные поставщики капитала на рынок ценных бумаг.

Основной круг частных инвесторов, которые вложили свои средства в акции, - это работники приватизированных предприятий.

Коллективные инвесторы - это юридические лица, которые не имеют лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в качестве посредников, но приобретают ценные бумаги от своего имени и за свой счет. Они выступают как институциональные инвесторы. Состав этой группы инвесторов довольно широк, это:

инвестиционные фонды и компании;

паевые инвестиционные фонды;

кредитные союзы;

пенсионные фонды;

страховые фонды.

Корпоративные инвесторы - это акционерные предприятия и организации, которые располагают денежными средствами, но не имеют возможности осуществлять собственные инвестиции. Их, в свою очередь, можно разделить на две группы: непрофессиональные участники рынка ценных бумаг и профессионалы рынка ценных бумаг.

Непрофессиональные участники рынка ценных бумаг - это предприятия и организации, позиция которых двойственна. С одной стороны, они могут выступать в качестве эмитента ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов, с другой стороны, они пытаются вложить временно свободные денежные средства в ценные бумаги других эмитентов с целью получения дополнительного дохода.

Профессиональные участники - это организации (юридические лица), имеющие лицензию на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (инвестиционные компании; банки и другие кредитные институты).

Государство - это федеральные органы власти, субъекты федерации и местные органы власти, которые в ряде случаев могут выступать в качестве инвесторов. Например, государство в лице своих исполнительных органов власти может выступить в качестве стратегического инвестора, цель которого - изменить форму собственности, стабилизировать рынок или получить доход от вложения средств в международные рынки.

Классификацию инвесторов можно проводить в зависимости от целей инвестирования. В этом случае их можно разделить на три группы: стратегические инвесторы, портфельные инвесторы и спекулянты.

Структура рынка ценных бумаг определяется не только структурой участников рынка, но и способом торговли на данном рынке, способом обращения ценных бумаг.

По способу торговли ценными бумагами выделяют следующие рынки:

первичный и вторичный;

организованный и неорганизованный;

биржевой и внебиржевой;

кассовый и срочный;

традиционный и компьютеризированный.

В зависимости от стадии обращения ценной бумаги различают первичный и вторичный рынки.

Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, где происходит выпуск ценной бумаги в обращение, т.е. эмиссия и первичное размещение ценных бумаг среди инвесторов.

Первичный рынок выполняет следующие функции:

организация выпуска ценных бумаг;

размещение ценных бумаг;

учет ценных бумаг;

поддержание баланса спроса и предложения.

К основным субъектам первичного рынка ценных бумаг относятся эмитенты и инвесторы. Активными участниками этого рынка являются инвестиционные фонды и финансовые компании, а также коммерческие банки и различные посредники, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг.

К основным операциям первичного рынка ценных бумаг относятся:

определение основных форм размещения выпущенных ценных бумаг;

определение рыночной стоимости ценных бумаг;

оценка инвестиционного риска;

государственная регистрация выпуска;

размещение ценных бумаг;

регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг;

назначение реестродержателя.

Выпуск ценных бумаг - это совокупность ценных бумаг данного эмитента, которые предоставляют одинаковый объем прав и имеют одни и те же условия размещения. Решение о выпуске ценных бумаг - это документ об объеме, виде, количестве, целях и сроках выпуска ценных бумаг, который принимается общим собранием акционеров акционерного общества, оформляется отдельным протоколом и регистрируется в органе государственной регистрации ценных бумаг.

В процессе становления и функционирования рынка ценных бумаг в российской практике возникли различные формы размещения ценных бумаг.

Размещение ценных бумаг - это отчуждение ценных бумаг их первым владельцем на основе заключения гражданско-правовых сделок на согласованных с эмитентом условиях.

Основными формами размещения первичного выпуска ценных бумаг являются:

открытая подписка для всех желающих (в этом случае в решении о выпуске ценных бумаг, размещаемых путем открытой подписки, не могут быть предусмотрены какие-либо преимущества одних приобретателей перед другими);

закрытая подписка;

инвестиционный конкурс;

коммерческий конкурс;

распределение среди акционеров;

конвертация.

Практика показывает, что акционерное общество, даже достаточно крупное, не может решить весь комплекс проблем, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг. Подготовить и правильно организовать размещение выпуска ценных бумаг могут только профессионалы рынка ценных бумаг. Участие профессионалов фондового рынка в размещении выпусков ценных бумаг на первичном рынке называется андеррайтингом.

Андеррайтинг - это покупка или гарантирование покупки ценных бумаг при их первичном размещении для дальнейшей продажи инвесторам.

Андеррайтером называется инвестиционный институт, который принял на себя обязанность разместить ценные бумаги от имени эмитента или от своего имени на согласованных с эмитентом условиях за вознаграждение. Андеррайтер осуществляет покупку ценных бумаг для последующей перепродажи другим инвесторам. Услуги по размещению первичной эмиссии - андеррайтингу - предоставляют инвестиционные и коммерческие банки, брокерские фирмы, инвестиционные компании.

Вторичный рынок - это рынок, на котором постоянно происходит обращение ранее выпущенных ценных бумаг. Это совокупность различных операций с данными ценными бумагами, в результате которых происходит постоянный переход прав собственности на них от одного владельца к другому. Цель вторичного рынка - обеспечить реальные условия для покупки, продажи и проведения других операций с ценными бумагами после их первичного размещения. Задачами развития вторичного рынка ценных бумаг в России являются:

повышение финансовой активности хозяйствующих субъектов и физических лиц;

совершенствование нормативно-правовой базы;

развитие инфраструктуры рынка. Вторичный рынок выполняет три функции:

сводит друг с другом продавцов и покупателей и тем самым обеспечивает ликвидность ценных бумаг;

обеспечивает баланс спроса и предложения;

обеспечивает перераспределение капиталов из депрессивных секторов народного хозяйства в наиболее перспективные и эффективно работающие секторы и отрасли народного хозяйства.

Объем сделок на вторичном рынке в странах с развитой рыночной экономикой значительно выше, чем на первичном рынке. Например, в США он составляет примерно 60-70% общего объема операций с ценными бумагами.

В России вторичный рынок находится в стадии становления, поэтому он имеет ряд особенностей и недостатков: ценные бумаги не равны по их инвестиционным возможностям и качеству, единые правила поведения на рынке отсутствуют.

На российском вторичном рынке одновременно действуют две тенденции. С одной стороны, в течение ряда лет остается стабильным список, включающий несколько десятков предприятий, акции которых обладают высокой ликвидностью и являются объектом активных фондовых операций. С другой стороны, акции большинства предприятий не обращаются, практически выступают как неликвиды. В результате вторичный рынок ценных бумаг не выполняет своей основной функции - перераспределение капиталов в наиболее эффективные производства и привлечение инвестиций для развития предприятий.

В настоящее время активизация вторичного рынка ценных бумаг в России связана, прежде всего, с проведением дополнительных эмиссий как одного из способов привлечения инвестиционных ресурсов для развития фирм. Однако этот процесс сдерживается, прежде всего, неразвитостью отечественной законодательной базы, недостаточно четко разработанными правилами его функционирования. Действующие сегодня законодательные и нормативные документы часто не определяют необходимых норм, которые могли бы обеспечить реальную защиту интересов инвесторов.

В зависимости от уровня регулируемости рынка ценных бумаг различают два вида рынков: организованный и неорганизованный.

Организованный рынок ценных бумаг - это рынок, где обращение ценных бумаг осуществляется по установленным правилам, которые твердо регулируют практически все стороны деятельности фондового рынка. Как показывает практика, этот рынок основан на современных компьютерных системах связи, обеспечивающих совершение операций по купле-продаже ценных бумаг в соответствии с твердо установленными нормами, обязательными для всех участников рынка. Главная характеристика организованного рынка - это обязательное участие профессиональных участников рынка ценных бумаг как сторон по сделке.

Неорганизованный рынок - это всегда внебиржевой рынок, где участники сделки самостоятельно договариваются по всем вопросам. Он характеризуется отсутствием строгих правил проведения операций с ценными бумагами, высокой степенью риска, большим числом мошеннических операций. Законодательство многих стран жестко регламентирует деятельность участников фондового рынка, чтобы исключить проведение операций на неорганизованном рынке ценных бумаг.

В зависимости от места торговли различают биржевые и внебиржевые рынки ценных бумаг.

Биржевой рынок - это всегда организованный рынок ценных бумаг, операции по купле-продаже ценных бумаг осуществляются на бирже. На биржевом рынке осуществляется торговля ценными бумагами наиболее надежных эмитентов, которые допускаются на биржу, только пройдя процедуру листинга, их деятельность контролируется со стороны биржи. Биржевая торговля проводится в специально оборудованном помещении (бирже) по четкому графику в течение строго обусловленного времени, а именно биржевых сессий, по твердым правилам, которые установлены биржей и обязательны для всех участников торгов. Возможна организация биржи как системы электронной торговли.

Внебиржевой рынок - это рынок, на котором операции купли-продажи ценных бумаг совершаются вне помещения биржи. В свою очередь, в зависимости от наличия установленных правил торговли различают организованный и неорганизованный внебиржевые рынки. В странах с развитой рыночной экономикой, как правило, основное значение имеет организованный рынок ценных бумаг, который сегодня представлен либо фондовыми биржами, либо внебиржевыми системами электронной торговли. Причем, в то время как биржевая торговля осуществляется в специально отведенном месте - здании биржи, внебиржевой рынок представляет собой широко разветвленную телекоммуникационную сеть, которая объединяет всех участников торговых операций и обеспечивает их необходимой информацией для заключения сделок.

В зависимости от сроков, на которые заключаются сделки с ценными бумагами, рынки ценных бумаг подразделяются на кассовые и срочные.

Кассовый рынок (рынок «спот», рынок «кэш») - это рынок немедленного исполнения заключенных сделок, при этом чисто технически их исполнение может быть осуществлено в течение одного-трех дней, если требуется поставка ценной бумаги в физическом виде.

Срочный рынок ценных бумаг - это рынок с отсроченным (обычно на несколько месяцев) исполнением сделки.

Как правило, традиционные ценные бумаги (акции, облигации) обращаются на кассовом рынке, а контракты на производные инструменты рынка ценных бумаг - на срочном рынке.

В зависимости от типа торговли рынок ценных бумаг существует в двух основных формах: традиционной и компьютеризированной.

Традиционный рынок - это традиционная форма торговли ценными бумагами, при которой продавцы и покупатели ценных бумаг встречаются в определенном месте, и происходит публичный гласный торг (биржевая торговля) или ведутся закрытые торги, переговоры, которые по каким-либо причинам не подлежат широкой огласке.

Компьютеризированный рынок - это самые различные формы торговли ценными бумагами на основе использования компьютерных сетей и современных средств связи. Для этого рынка характерны следующие черты:

отсутствие физического места встречи продавцов и покупателей, компьютерные торговые места располагаются непосредственно в офисах фирм, которые торгуют ценными бумагами;

автоматизация процесса торговли ценными бумагами;

роль участников рынка сводится в основном только к вводу своих заявок на куплю-продажу ценных бумаг в систему торгов;

непубличный характер ценообразования;

О порядке проведения эмиссии ценных бумаг.

Согласно российскому законодательству, юридические лица, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества (АО), проводят эмиссию – выпуск и размещение акций. Право собственности на эти ценные бумаги (ЦБ), закрепляющие доли акционеров в уставном капитале и прибылях, вступает в силу после государственной регистрации эмиссии. Полномочия проведения такой процедуры возложены на территориальные управления Банка России.

Аналогичный порядок эмиссии ценных бумаг существует и для облигаций, опционов и пр.

Виды и цели эмиссий

Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг», другие правовые акты – всесторонне регламентируют цели размещения различных выпусков ЦБ.

К обычно встречающимся в повседневной практике видам эмиссий относятся:

  • первичная – размещение первого выпуска акций при создании АО;
  • дополнительная – эмиссия дополнительного выпуска при увеличении размера уставного капитала;
  • реорганизационная – внесение изменений в распределение долей учредителей / акционеров в случаях объединения / разделения / присоединения / выделения организаций либо их преобразования (ООО / производственного кооператива в АО);
  • эмиссии облигаций осуществляются для привлечения дополнительных оборотных средств путем облигационного займа.

Порядок проведения эмиссии ценных бумаг

Законодательство предписывает определенную последовательность действий в жестких временных рамках для мероприятий, направленных на передачу прав собственности от эмитента к первым владельцам ЦБ.

Этап I. Решение об эмиссии.

Исполнители . Совет директоров / наблюдательный совет акционерного общества.

Этап II. Утверждение решения.

Исполнители и сроки . Совет директоров / наблюдательный совет утверждает решение об эмиссии не позднее 6 месяцев после его принятия.

Этап III. Регистрация выпуска.

2) принятие решения о регистрации уполномоченным государственным органом Банка России.

Исполнители и сроки . Территориальное управление Банка России рассматривает оформленную согласно законодательным требованиям заявку на регистрацию в течение 30 дней с момента подачи эмитентом.

Эмиссия приостанавливается в случае выявления нарушений. На устранение отводится 30 дней, несоблюдение этого срока может стать причиной отказа в регистрации.

Этап VI. Размещение выпущенных ценных бумаг.

Исполнители . Осуществляется эмитентом (либо уполномоченным им агентом - профессиональным участником рынка ЦБ) на условиях, зафиксированных в «Решении о выпуске» (см. выше).

Этап V. Регистрация итогов эмиссии.

Исполнители и сроки. Территориальное управление Банка России проводит рассмотрение и регистрацию отчета на условиях, аналогичных государственной регистрации выпуска (см. выше).

Важно! Отчет следует подать в течение 30 дней после истечения назначенного срока размещения.

Примечание : организация вправе делегировать принятие и утверждение документов о выпуске и размещении эмиссионных ЦБ иным (отличным от совета директоров) собственным управляющим органам, если такие функции прописаны для них в уставе общества.

Особые случаи

Рассмотренный выше стандартный порядок эмиссии ценных бумаг изменяется при первичном размещении для вновь создаваемых акционерных обществ либо при их сложных реорганизациях. В этом случае действия по государственной регистрации осуществляются после эмиссии ценных бумаг: заявка в уполномоченное территориальное управление Банка России одновременно содержит сведения о выпуске акций и отчет об их размещении.

Этапы эмиссии ценных бумаг в совокупности представляют собой определенную последовательность действий, которые необходимо произвести с целью выпуска акций и облигаций. Очередность этапов закреплена на законодательном уровне, а за соблюдением действующих правил ведется строгий контроль со стороны государства. Подробнее о порядке эмиссии ценных бумаг читатель узнает, прочитав статью.

Правовое регулирование эмиссии ценных бумаг в РФ

Положения, регулирующие отношения по эмиссии ценных бумаг, закреплены в законе «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ. Кроме того, эмитентам следует руководствоваться следующими правовыми актами:

  • положением Банка России «О стандартах эмиссии…» от 11.08.2014 № 428-П;
  • положением Банка России «О раскрытии информации…» от 30.12.2014 № 454-П;
  • указанием Банка России «О порядке присвоения и аннулирования…» от 13.10.2014 № 3417-У.

Отметим, что ценные бумаги бывают документарными и бездокументарными. Согласно п. 1 ст. 142 ГК РФ под документарными понимаются ценные бумаги, оформленные с соблюдением закона и свидетельствующие о наличии определенных прав, которыми обладает их предъявитель. В силу п. 2 ст. 142 ГК РФ бездокументарными бумагами являются обязательственные и иные права, основанные на решении об эмиссии либо ином решении. Передача таких прав возможна только путем соблюдения предусмотренной законом процедуры.

В силу ст. 2 закона № 39 к эмиссионным относятся ценные бумаги, соответствующие следующим признакам:

  • дают их держателю комплекс прав, которые он вправе реализовать в формах и порядке, определенных законом;
  • возникают посредством их выпуска (эмиссии);
  • характеризуются равным объемом (ценностью) и равным сроком реализации прав держателей бумаг вне зависимости от момента их приобретения.

Обратите внимание, что выпуск включает совокупность всех акций и облигаций субъекта, который его осуществил. Важным условием является предоставление в рамках выпуска равного объема прав всем владельцам таких документов при одинаковой номинальной стоимости каждой ценной бумаги.

Кто обладает правом выпуска ценных бумаг

Правом выпуска ценных бумаг обладает эмитент. Согласно ст. 2 закона № 39 в качестве эмитента могут выступать следующие субъекты гражданских правоотношений:

  • юридические лица;
  • Правительство РФ, исполнительные органы субъектов РФ;
  • муниципалитет.

На эмитента как на лицо, выпустившее акции и облигации, возложено обязательство по обеспечению прав их держателей.

В зависимости от вида ценных бумаг правомочиями по их выпуску наделены различные эмитенты. В частности, право выпускать акции имеют исключительно акционерные общества.

Правомочия по выпуску облигаций закреплены как за АО, так и за государственными органами власти и муниципалитетами. В последних двух случаях размещение осуществляется от имени РФ или муниципалитета соответственно.

В АО акции подлежат распределению между учредителями организации. В случае учреждения общества единственным участником размещение осуществляется посредством единоличного приобретения акций. Акции, в отличие от облигаций, дают владельцу право не только принимать участие в управлении обществом, но и претендовать на дивиденды, а в случае ликвидации — на часть имущества.

Этапы процедуры эмиссии ценных бумаг

Процедура эмиссии ценных бумаг и этапы эмиссии в РФ закреплены в гл. 5 закона № 39, а также положении Банка России «О стандартах эмиссии…» от 11.08.2014 № 8-П. Порядок эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы:

  • Утверждение принятого документа. В хозяйственных обществах такие решения утверждаются советом директоров или органом управления, который осуществляет его функции.
  • Государственную регистрацию выпуска , если она обязательна, либо присвоение идентификационного номера с целью учета ценных бумаг.
  • Размещение ценных бумаг. Порядок размещения определяется решением об их выпуске и осуществляется путем отчуждения ценных бумаг, внесения приходных записей по лицевым счетам их владельцев, выдачи сертификатов документарных облигаций их первым владельцам.
  • Регистрацию отчета об итогах выпуска или прохождение уведомительной процедуры по итогам выпуска.

Эмитент при вынесении решения вправе закрепить условие о централизованном хранении выпущенных акций и облигаций. В этом случае хранение осуществляется в специализированном депозитарии.

Виды эмиссии ценных бумаг

Классификация видов эмиссии на практике осуществляется по различным основаниям, в том числе в зависимости от типа эмитента, вида ценных бумаг, способа размещения и иных. В частности, в зависимости от очередности проведения эмиссии необходимо выделить следующие виды:

  • Первичная. Характеризуется выпуском и размещением в первый раз, например эмиссия акций при создании акционерного общества.
  • Вторичная. Проводится в случае, если ранее эмитентом уже проводились эмиссионные мероприятия.

Актуальной является классификация в зависимости от методов проведения эмиссии. В этом случае выделяют следующие виды:

  • Подписка. Это продажа ценных бумаг, которая может быть открытой (к приобретению ценных бумаг допущен неограниченный круг лиц), закрытой (предполагает приобретение акций узкой, заранее определенной группой лиц).
  • Распределение. Характеризуется распределением ценных бумаг между определенными лицами. При этом купля-продажа не осуществляется (как правило, используется при формировании уставного капитала в акционерном обществе).
  • Конвертация. Данная процедура предполагает изменение номинальной стоимости ранее приобретенных акций.

В зависимости от вида ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется, могут использоваться как все указанные виды, так и некоторые из них. В частности, при эмиссии облигаций применяется только подписка или конвертация.

Порядок выпуска эмиссионных ценных бумаг на примере АО

Кратко разберем реализацию приведенных выше этапов эмиссии на примере акционерного общества. После принятия решения об эмиссии оно подлежит утверждению собранием акционеров или советом директоров в зависимости от имеющихся в соответствии с учредительными документами правомочий. Процесс утверждения фиксируется соответствующим протоколом.

Решение оформляется в 3 экземплярах, поскольку один из экземпляров после государственной регистрации передается на хранение в Банк России. Ведение реестра, как правило, осуществляется специализированной организацией-регистратором, которой также передается экземпляр решения.

Размещение осуществляется в соответствии с порядком, определенным эмитентом. Запрещено осуществлять размещение до государственной регистрации выпуска либо присвоения ему идентификационного номера. Размещение должно осуществлять в пределах сроков, определенных в решении. Важным условием является соответствие количества эмиссионных ценных бумаг, определенных решением, количеству размещенных ценных бумаг.

По результатам проведения эмиссии эмитент до истечения 30 дней должен представить в Банк России отчет по итогам выпуска ценных бумаг. Законом допускается возможность направления вместо отчета уведомления в случае соблюдения условий, сформулированных в п. 2 ст. 25 закона № 39. Обратите внимание, что в п. 8.16 положения № 428-П сформулированы основания для отказа в регистрации направленного отчета.

Раскрытие информации эмитентом

Порядок эмиссии предполагает соблюдение установленной законодателем процедуры, состоящей из отдельных этапов, указанных выше. Важным условием является своевременное и полное раскрытие информации о выпуске и размещении ценных бумаг. Данная обязанность возложена на эмитента и предполагает информирование о выпуске и размещении ценных бумаг посредством:

  • издания проспекта ценных бумаг;
  • опубликования консолидированной финансовой отчетности;
  • представления ежеквартального отчета;
  • опубликования сообщений о существенных обстоятельствах и фактах.

Нарушения в части раскрытия информации являются основаниями для наложения административных мер взыскания как на ответственное должностное лицо, так и на организацию.

Таким образом, эмиссия ценных бумаг — многоэтапная процедура, которая характеризуется необходимостью последовательного выполнения каждого из этапов. Процесс упрощает довольно подробное законодательное регулирование данного вопроса, но усложняет разный порядок эмиссии различными субъектами. Дополнительную сложность вызывает необходимость учета положений учредительных документов, определяющих порядок эмиссии в каждом конкретном хозяйственном обществе. Соблюдение всех условий и требований проведения эмиссии гарантирует отсутствие проблем при государственной регистрации итогового отчета либо прохождении итоговой уведомительной процедуры.