Понятие, цели и задачи системы здравоохранения. Определение здравоохранения

  • Ответы на экзаменационные вопросы по общественному здоровью и здравоохранению.
  • 1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.
  • 2. Здравоохранение. Определение. История развития здравоохранения. Современные системы здравоохранения, их характеристика.
  • 4. Страховая и частная формы здравоохранения.
  • 10. Здоровье населения, факторы, влияющие на здоровье населения. Формула здоровья. Показатели, характеризующие общественное здоровье. Схема анализа.
  • 11. Медицинская статистика, ее разделы, задачи. Роль статистического метода в изучении здоровья населения и деятельности системы здравоохранения.
  • 12. Статистическая совокупность. Определение, виды, свойства. Особенности проведения статистического исследования на выборочной совокупности.
  • 67. Выборочная совокупность, требования, предъявляемые к ней. Принцип и способы формирования выборочной совокупности.
  • 68. Единица наблюдения. Определение, характеристика учетных признаков.
  • 12. Организация статистического исследования. Характеристика этапов.
  • 70. Содержание плана и программы статистического исследования. Виды планов статистического исследования. Программа наблюдения.
  • 71. Статистическое наблюдение. Сплошное и несплошное статистическое исследование. Виды несплошного статистического исследования.
  • 72. Статистическое наблюдение (сбор материалов). Ошибки статистического наблюдения.
  • 73. Статистическая группировка и сводка. Типологическая и вариационная группировка.
  • 74. Статистические таблицы, виды, требования к построению.
  • 75. Клинико-статистическое исследование. Особенности клинико-статистического исследования.
  • 18. Средние величины, виды, методика расчета. Применение в работе врача.
  • 81. Среднее квадратическое отклонение, методика расчета, применение.
  • 17. Ошибка репрезентативности, методика расчета ошибки средней и относительной величины
  • 83. Определение доверительных границ средних и относительных величин.
  • 1) Для средних величин:
  • 2) Для относительных величин:
  • 84. Оценка достоверности различий относительных и средних величин. Понятие о критерии «t»
  • 13. Графические изображения в статистике. Виды диаграмм, правила их построения и оформления.
  • 21. Динамические ряды, их виды, методы выравнивания. Показатели.
  • 14. Относительные величины, виды, методы расчета. Использование в работе врача. Возможные ошибки в применении относительных величин.
  • 27. Демография как наука, определение, содержание. Значение демографических данных для здравоохранения.
  • 28. Рождаемость как медико-социальная проблема. Методика вычисления показателей. Уровни рождаемости по данным воз. Современные тенденции.
  • 28. Специальные показатели рождаемости (показатели фертильности). Воспроизводство населения, типы воспроизводства. Показатели, методика вычисления.
  • 29. Смертность населения как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни общей смертности по данным воз. Современные тенденции.
  • 31. Младенческая смертность как медико-социальная проблема. Факторы, определяющие ее уровень.
  • 32. Материнская и перинатальная смертность, основные причины. Показатели, методика вычисления.
  • 33. Естественное движение населения, факторы на него влияющие. Показатели, методика вычисления. Основные закономерности естественного движения в Беларуси.
  • 37. Международная статистическая классификация болезней. Принципы построения, порядок пользования. Значение ее в изучении заболеваемости и смертности населения.
  • 38. Заболеваемость как медико-социальная проблема. Современные тенденции и особенности в Республике Беларусь.
  • Методика изучения общей и первичной заболеваемости
  • Показатели общей и первичной заболеваемости.
  • Основные показатели для анализа заболеваемости с вут.
  • 41. Изучение заболеваемости по данным профилактических осмотров населения, виды профилактических осмотров, порядок проведения. Группы здоровья. Понятие «патологическая пораженность».
  • Показатели инфекционной заболеваемости.
  • Основные показатели, характеризующие важнейшую неэпидемическую заболеваемость.
  • Основные показатели "госпитализированной" заболеваемости:
  • 4) Заболевания с временной утратой трудоспособности (вопрос 30)
  • 45. Болезни системы кровообращения как медико-социальная проблема. Факторы риска. Направления профилактики. Организация кардиологической помощи.
  • 46. Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема. Основные направления профилактики. Организация онкологической помощи.
  • 51. Алкоголизм и наркомания как медико-социальная проблема
  • 52. Медико-социальные аспекты нервно-психического здоровья населения. Организация психоневрологической помощи
  • 52. Профилактика, определение, принципы, современные проблемы. Виды, уровни, направления профилактики.
  • 53. Здоровый образ жизни, определение понятия. Социальные и медицинские аспекты здорового образа жизни (зож).
  • 54. Гигиеническое обучение и воспитание, определение, основные принципы. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания. Требования к лекции, санитарному бюллетеню.
  • 57. Первичная медико-санитарная помощь (пмсп), определение, содержание, роль и место в системе медицинского обслуживания населения. Основные функции.
  • 35. Основные принципы первичной медико-санитарной помощи. Медицинские организации первичной медико-санитарной помощи.
  • 59. Организация работы приемного отделения больницы. Документация. Мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций. Лечебно-охранительный режим.
  • 69. Инвалидность как медико-социальная проблема Определение понятия, показатели. Тенденции инвалидности в Республике Беларусь.
  • Тенденции инвалидности в рб.
  • 71. Организация медицинской помощи в условиях стационара. Учреждения. Показатели обеспеченности стационарной помощью.
  • 72. Виды медицинской помощи. Организация специализированной медицинской помощи населению. Центры специализированной медицинской помощи, их задачи.
  • 81. Охрана здоровья женщин и детей в Республике Беларусь. Управление. Медицинские организации.
  • 58. Городская поликлиника, структура, задачи, управление. Основные показатели деятельности поликлиники.
  • Основные показатели деятельности поликлиники.
  • 60. Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники. Разделы и методы работы врача кабинета инфекционных заболеваний.
  • 62. Участковый принцип организации амбулаторной помощи населению. Виды участков. Территориальный терапевтический участок. Нормативы. Содержание работы участкового врача-терапевта.
  • Организация работы участкового терапевта.
  • 63. Основные показатели, характеризующие качество и эффективность диспансерного наблюдения. Методика их вычисления.
  • 70. Медицинская реабилитация: определение понятия, этапы, принципы. Служба медицинской реабилитации в Республике Беларусь.
  • 70. Реабилитация, определение, виды. Закон Республики Беларусь «о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».
  • 74. Городская больница, ее задачи, структура, основные показатели деятельности. Документация.
  • 83. Планирование семьи. Определение. Современные проблемы. Медицинские организации и службы планирования семьи в рб.
  • 84. Организация лечебно-профилактической помощи детскому населению. Ведущие проблемы охраны здоровья детей.
  • 89. Организация охраны здоровья сельского населения, основные принципы оказания медицинской помощи сельским жителям. Этапы. Организации.
  • II этап – территориальное медицинское объединение (тмо).
  • III этап – областная больница и медицинские учреждения области.
  • 87. Детская поликлиника, структура, задачи, разделы работы. Особенности оказания медицинской помощи детям в амбулаторных условиях.
  • 90. Современные проблемы охраны здоровья женщин. Организация акушерско-гинекологической помощи в Республике Беларусь.
  • 91. Структура, организация, содержание работы женской консультации. Показатели работы по обслуживанию беременных женщин. Документация.
  • В понятии ЗО 3 момента (акцента):

    1. Социальная деятельность государства - обязанность общественных структур по укреплению здоровья.

    2. Совокупность возникших взглядов на протяжении истории или знаний о болезнях и здоровье населения.

    3. Совокупность действий людей, направленных на лечение, профилактику и укрепление здоровья.

    Медицина - понятие более широкое, чем ЗО.

    Служба ЗО - взаимодействие трех составляющих системы ЗО:

    1) органа управления: а. центрального (Министерства ЗО) б. местных (областные отделы ЗО, комитет по ЗО при Мингорисполкоме, руководство ТМО)

    2) учреждения системы ЗО

    3) кадрового потенциала ЗО

    Медицинская помощь - комплекс лечебных, санитарно-противоэпидемических и прочих мероприятий, проводимых населению в лечебно-профилактических учреждениях.

    История развития ЗО.

    В древнем мире - школы лекарей, санитарный контроль за состоянием рынков, колодцев, попытки регламентации деятельности таких мероприятий (Спарта, мусульманские страны)

    До 16 века строгой системы ЗО не было. В 16 в. - первые поытки подготовки врачебных кадров и образования больниц.

    В России в 1581 г. отдельным указом Ивана Грозного учреждена царева аптека, которая оказывала медицинскую помощь царю и семье, а впоследствии и боярам. Затем она была переименована в аптекарский приказ, который управлял дворянскими аптеками. В 1654 г. открыта первая лекарская школа при аптекарском приказе. Особое развитие системы ЗО произошло во времена Петра I. Аптечный приказ переименован в медицинскую канцелярию, созданы школы медицинских госпиталей, подготовки врачей.

    Во время Земской реформы медицинская помощь оказывалась на селе. Принципы Земской медицины: участковость, разъездная врачебная помощь, обеспечение уездов фельдшерами.

    В ВКЛ организовывались общества призрения - учреждения при монастырях и церквях.

    На 5-ом Всероссийском съезде советов 1918 г. учрежден народный комиссариат, первый нарком - Семашко.

    Системы ЗО:

    1. госудаственная (бюджетная) система - система Бевериджа (подробнее см. вопрос 3)

    Государственная система - основана в Англии Бевериджем. Источник финансирования - государственный бюджет (70%), дотации предприятий, пожертвования, личные взносы, налоги от зарплат.

    В 1980 г. эксперты ВОЗ предложили организационные принципы государственной системы ЗО внедрять во всех странах мира.

    2. страховая система

    3. частная (рыночная) система (подробнее см. вопрос 4).

    Основное различие - источник финансирования. В РБ - 2 формы: государственная и частная.

    3. Государственная политика в области охраны здоровья населения (Закон Республики Беларусь "о здравоохранении"). Организационные принципы государственной системы здравоохранения.

    Государственная политика в области охраны здоровья населения определяется соответствующей статьей 3 закона РБ "О здравоохранении". Согласно ей государственная политика в области охраны здоровья населения предусматривает:

    Создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;

    Ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;

    Профилактическую направленность здравоохранения;

    Доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения;

    Приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;

    Координацию и контроль Министерством здравоохранения Республики Беларусь деятельности в области здравоохранения других органов государственного управления, ведающих вопросами здравоохранения, и

    субъектов, осуществляющих деятельность в области здравоохранения;

    Экономическую заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения;

    Ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения;

    Участие общественности и граждан в охране здоровья населения.

    Организационные принципы государственной системы ЗО - были рекомендованы ВОЗ:

    1) государственный характер ЗО - государство полностью берет на себя обязанности финансирования здравоохранения, расходы на развитие медицинской науки, оно определяет и организует законодательно работу здравоохранения. Из госбюджета выделяются средства, запрашиваемые местными органами управления. Характерна централизация управления, жесткие рамки контроля со стороны центральных органов (Министерства Здравоохранения).

    2) бесплатность и общедоступность (реализуется через приближение к населению) медицинской помощи.

    3) профилактическая направленность с-мы ЗО - один из ведущих принципов:

    Организация социально-экономических мероприятий по предупреждению заболеваний и устранению причин их воздействия

    Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил

    Формирование у населения навыков здорового образа жизни (ЗОЖ)

    Широкий охват населения диспансеризацией

    4) единство ЗО - единство лечения и профилактики, науки и практики

    5) планирование деятельности ЗО – без него невозможно содержать здравоохранение

    6) общественный характер здравоохранения – участие населения в решении вопросов охраны здоровья

    7) прогнозирование

    8) интернационализм в ЗО - помощь другим странам, координация действий

В статье рассмотрим, что такое здравоохранение. Мы поговорим обо всех аспектах развития этой системы, детально изучим историю, а также подробнее разберемся с самим определением. Каково состояние здравоохранения в России на сегодняшний день?

Что это значит?

Здравоохранение — это обязанность социума, которая чаще всего выполняется государством. Она включает в себя общественные, социальные и научные аспекты. При этом описываемая система выполняет организационную, социальную и нормативную роль. Здравоохранение - это некий комплекс действий, которые исходят от социума в общем и конкретных его представителей, а также от разнообразных фондов и министерств. То есть это сотрудничество всего социума на его собственное благо.

Здравоохранение — это термин, объяснить который без вовлечения в понятия медицины невозможно. Итак, медицину трактуют как некий комплекс научно подтвержденных знаний и практических действий, которые направлены на сохранение здоровья, избавление людей от болезней и продления их жизни, а также улучшение ее качества. Другими словами, понятно, что медицина своими корнями уходит в самые ранние периоды существования людей.

Началось все с того, как обычный пещерный человек захотел избавиться от своего недуга, как он захотел вылечить свою рану или избавиться от боли. Но на сегодняшний день здравоохранение - это огромная по важности социальная функция, которая заключается еще и в укреплении общечеловеческого здоровья.

Первые формы здравоохранения мы можем наблюдать еще во времена глубокой древности. Тогда, до появления первых государств, племена и общины заботились о членах своих родов. Они пытались предостеречь от каких заболеваний или помочь в случае сильных травм, используя простейшие лечебные манипуляции. Немного позже особое уважение получили знахари и шаманы, которые выделялись из общества и немного возвышались над ним, потому что могли помочь человеку в его хвори. Они помогали избавляться от разных недугов при помощи ритуалов и заклинаний, но чаще всего их знания основывались на простом опыте, который они получали в процессе своей практики.

Поэтапное развитие

Организация здравоохранения постепенно перешла в руки к женщинам, когда наступила эпоха матриархата. В славянской культуре таких девушек именовали берегинями. Подобную культурную особенность до сих пор можно встретить в небольших деревнях и сельской местности. После того, как появились прообразы городов и государств, властители начали уделять большое внимание самочувствию своих сограждан. Во-первых, это было важно для того, чтобы армия всегда была на чеку и могла отстоять границы своей территории. Во-вторых, очень остро стояли вопросы гигиены и санитарии, ведь в то время множество людей погибали от эпидемий, которые вызывала банальная грязь.

Также функцию здравоохранения на себя брали некоторые религиозные сообщества. Особенно сильно это проявилось в христианском религиозном мире. Здесь церковь считала себя уполномоченный заботиться о больных людях. Позже она начала заниматься построением различных храмов и лечебниц для больных и убогих. Властители городов и княжеств поддерживали такое вмешательство, потому что собственными силами не всегда удавалось поддерживать нужный уровень здоровья. Иногда они даже жаловали религиозным общинам и церкви большие земельные территории.

Государственная регламентация

Даже в те далекие времена уже было некоторое подобие министерству здравоохранения. Так, все люди делились на определенные классы. Каждый клан занимался определенной деятельностью. Со временем государство захотело регламентировать деятельность знахарей. Поэтому различные предписания по медицине уже можно было найти не только в каких-то религиозных рукописях, но даже в законодательных актах. Также появились определенные запреты, за нарушение которых следовало наказание. Но при этом в государственном здравоохранении очень явно проводилась параллель между гражданами из сословий с приличным имуществом и обычными бедняками. Так, для примера, за лечение катаракты свободный богатый человек платил в 3 раза больше, чем раб за точно такую же манипуляцию. Если операция была неудачная, то раб мог взыскать минимальный штраф у врача, но если операция была неудачная у богатого человека, то врачу могли отсечь руку.

Первые шаги

Первое подобие министерства здравоохранения стали появляться примерно на рубеже XIX века. Тогда заботу о здоровье признали общенациональной ценностью, которая требует специальных, научных и денежных вливаний. Постепенно формируется ведомственная система здравоохранения, которая работает на общенациональной основе.

Совершенствование системы здравоохранения интенсивно продолжается в условиях капитализма, то есть со второй половины XIX века. Все равно медицинская помощь остается довольно ограниченной, но зато она предоставляется на равноценной основе. Право на медицинскую помощь получает каждый человек независимо от его национальной принадлежности, социального статуса, возраста, пола, территории проживания или цвета кожи. Но при этом учреждения здравоохранения все равно имели некий отпечаток той человеческой общности, в границах которой они действовали. Другими словами, они в той или иной мере отражали экономические, политические социальные интересы верхушки общества.

Протест

Естественно, обычные люди прекрасно понимали причины такой дискриминации. Это причина и еще ряд других привели к тому, что разразились революционные движения во многих странах. Такие исторические события показали, что вопрос здравоохранения стоит довольно остро и ответственность за него лежит на государстве. В «Декларации о правах человека» здоровье рассматривается как национальное богатство, которое нужно поддерживать.

После революционного бунта в Департаменте здравоохранения проводится ряд мероприятий, принимаются законы и различные акты, которые направлены на максимальное поддержание человеческого здоровья. Также становится более разносторонним подход к укреплению здоровья. Появляется все больше новых свежих идей, которые эффективно внедряются в медицине. Большое распространение получают научные общества, которые проводят исследования и обнародуют их. Активно создаются приюты и воспитательные учреждения за счет государства.

Развитие

ООН в 1948 году принимает «Декларацию прав человека». Помимо гуманности и демократических идей, там идет речь о том, что любой человек имеет право на медицинский уход. Отдельно оговариваются периоды материнства и детства, которые дают человеку право на специфический уход. Также в это время выходит новое постановление, которое говорит о важности повышения уровня условий труда. Появляется термин "социальное страхование".

В период Гражданской войны повсеместно создаются институты и ученые лаборатории, в которых изучается биология и биохимия при помощи экспериментальных методов. Большое внимание уделяется здоровью женщин и детей. Везде создаются консультации для ухода за младенцами.

По указу Наркомздрава на заводах начали создавать центры медицинской помощи, стационары и амбулатории. Но все же развитие советского здравоохранения было немного заторможено из-за малого количества врачей и достойной медицинской техники. Надо было не только увеличить число практикующих врачей, но и провести качественную медицинскую реформу. Также было важно привлекать в учебные заведения молодых людей, которые бы хотели посвятить себя медицине.

Областные центры

Естественно, что наилучшую помощь получали люди, живущие в центральных городах. Тем не менее здравоохранение области тоже всячески поддерживалось. Представители власти создавали специальные медицинские службы, которые имели несколько кругов управления, для того чтобы следить за исполнением медицинских правил. Также министерство здравоохранения области пыталось контролировать ситуацию за счет зарплаты, повышая оплату труда хотя бы на незначительную сумму. Большой проблемой было то, что в Советском Союзе игнорировали опыт зарубежных стран, ведь можно было не делать собственных ошибок, а научиться на опыте других. Иосиф Сталин и его окружение всячески пытались навязать административно-командную систему и подавляли тех, кто предлагал что-то новое.

Здравоохранение в России

Поговорим о том, как обстоят дела в нашей стране. Отдельного внимания заслуживает здравоохранение Москвы. Здесь оно находится на высоком уровне, но так было далеко не всегда. На сегодняшний день правительство нашей страны ведет активную федеральную политику в области здравоохранения. Постоянно разрабатываются и принимаются новые акции, которые направлены на улучшение и совершенствование медицинской помощи.

Министерство здравоохранения в России - это не единственная ветвь, которая занимается этими вопросами. Общая система состоит из четырех элементов: это бюджетные организации и учреждения, государственная система ОМС, частные учреждения и частные врачи, общественные и религиозные организации, а также фонды и благотворительные организации. Все они трудятся во благо единой цели.

Ключевые органы управления, то есть учреждения здравоохранения, регулируют деятельность всех федеральных служб. Главный санитарный врач занимается контролированием деятельности санитарно-эпидемиологическим служб. Также он контролирует и налаживает деятельность региональных медицинских центров.

На высоком уровне обеспечена исполнительная власть в регионах. Также надзор осуществляют органы судебной власти, которые тщательно следят за тем, чтобы в медицинской практике не было случаев нарушения прав человека. Таким образом, для министерства здравоохранения РФ характерно, что все три ветки власти, а именно исполнительная, законодательная и судебная, влияют и дополняют друг друга. Они осуществляют надзор за системами здравоохранения, а также корректируют их деятельность и тщательно охраняют права каждого человека.

Функции

Министерство здравоохранения выполняет целый ряд функций:

  • Разрабатывает программы федерального уровня для развития здравоохранения.
  • Следит за оказанием медицинской помощи и надлежащем уровне медицинского образования.
  • Определяет порядок деятельности и структуру органов управления.
  • Обозначает расходы для нужд здравоохранения при формировании бюджета.
  • Разрабатывает налоговые льготы для определенных группы населения.
  • Управляет собственностью центров здравоохранения.
  • Обеспечивает экологическую безопасность и следит за природопользованием.
  • Занимается разработкой эпидемиологических и санитарных норм, проводит санитарно-эпидемиологический надзор.
  • Контролирует организацию здравоохранения на всей территории страны.
  • Разрабатывает и регламентирует меры, направленные на помощь людям, попавших в экстренные ситуации.
  • Занимается информированием людей об окружающей среде.
  • Следит за деятельностью фармацевтических компаний и формирует единую техническую политику.
  • Разрабатывает нормы сертификации лекарственных средств и следит за их реализацией.
  • Проводит статистический сбор данных.
  • Устанавливает стандарты и положения медицинской работы.
  • Координирует деятельность центральных и местных служб здравоохранения.
  • Занимается лицензированием специальных препаратов и оборудования.
  • Стимулирует и координирует исследования в сфере биологии и химии.
  • Создает дополнительные комитеты для охвата всего населения.
  • Разрабатывает эффективную международную политику для сотрудничества с другими странами на медицинской основе.

Как мы поняли, министерство здравоохранения действительно имеет много задач. Его функции старательно исполняются на каждом уровне. Органы местного самоуправления выполняют аналогичную функцию, только на местном уровне. В законодательстве очень четко определены полномочия и обязанности всех служб и органов, поэтому удается обеспечить эффективное регулирование.

Кроме того, министерство здравоохранения регулярно реформирует систему контроля для того, чтобы максимальную упростить ее. В России отлично разработана отраслевая структура, которая позволяет разделить обязанности, чтобы оказать населению максимальную помощь в разных сферах.

Подводя итоги статьи, скажем, что здравоохранение - это функция общества, которая развивалась с самых древних времен. На сегодняшний день она находится на довольно высоком уровне, но, тем не менее, на постоянной основе совершенствуется. В наши дни мы прибегаем к опыту зарубежных стран и стараемся создать функционирующую действенную систему охраны здоровья.

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Для анализа системы здравоохранения и выявления общих подходов к ее развитию необходимо уточнить основные методологические вопросы, ответы на которые определяют цели и задачи здравоохранительной политики и выбор методов их достижения.

Во-первых, что понимается под системой здравоохранения, какие виды деятельности и институты она включает. Различные понимания системы здравоохранения можно сгруппировать следующим образом:

· все виды деятельности, главная цель которых состоит в продвижении, восстановлении и поддержании здоровья; Чубарова Т.В. Экономика здравоохранения: теоретические аспекты. Научный доклад ИЭ РАН, 2008

· меры, непосредственно направленные на обеспечение здоровья и лечение болезни, то есть система оказания медицинских услуг;

· более широкие меры, направленные на поддержание здоровья, например здоровый образ жизни, охрана окружающей среды;

· некоторые виды деятельности и услуги, которые не имеют первоначальной целью обеспечение здоровья, но оказывают на него существенное косвенное влияние, например образование или жилье.

Таким образом, понимание того, что представляет собой система здравоохранения, может быть различным. Однако чаще всего речь идет о медицинской помощи, и это не случайно, как бы не рассматривалась система здравоохранения -- более узко или более широко, оказание медицинской помощи остается - пока во всяком случае - ее основой. В последнее время появились исследования, которые показывают, что роль медицинской помощи, ее возможности, в связи с развитием новых технологий, значительно увеличились. В связи с этим, появилось понятие «смертей, которые можно избежать» Елизаров В.В. Демографическая политика России: от размышлений к действию. Аналитический доклад Москва, 2008. Это важно, так как обеспечение доступа медицинской помощи - своевременно и качественно -- это задача, которая поддается управлению со стороны государства, в то время как на сферу личной жизни человека влиять гораздо сложнее. Обеспечение доступа к медицинской помощи вместе с развитием системы здравоохранения стало задачей не только социальной, но и политической.

Поэтому принципиальной задачей системы здравоохранения является обеспечение:

· права на охрану здоровья;

· возможности гражданам получить достойную медицинскую помощь качественно и своевременно.

Понимание охраны здоровья как системы требует реализации комплексного подхода в здравоохранительной политике. Достаточно часто речь идет о ее отдельных элементах, например об организации медицинских учреждений или используемых способах финансирования. Это связано и с традиционным административным делением: обычно в Министерстве здравоохранения существуют отдельные подразделения, занимающиеся этими вопросами. Но такой подход игнорирует реальную ситуацию, в которой здравоохранение развивается как комплексная система, где каждый элемент играет свою роль, но при этом неразрывно связан с другими. Это тем более важно в современных условиях, когда все большее внимание уделяется общему функционированию системы здравоохранения с акцентом на результат, удовлетворение потребностей потребителя и высокое качество обслуживания.

Система здравоохранения становится органическим элементом существующего экономического пространства. Одновременно здравоохранение становится отраслью, которая потребляет огромное количество материальных и трудовых ресурсов. Причем объемы потребления этих ресурсов увеличиваются достаточно высокими темпами.

В обществе, с одной стороны, значительно возрастают объемы оказываемых населению медико-профилактических услуг, с другой -усиливается роль и значение системы здравоохранения как крупной отрасли экономического пространства, имеющей множественные связи и отношения в общей производственно-социальной структуре государства.

Во-вторых, в основе построения каждой системы лежат определенные принципы, которые в конечном итоге определяют ее структуру, цели и задачи, позволяют оценить результат работы. Одним из основополагающих принципов в здравоохранении является такая категория как доступ.

Под доступом понимается возможность гражданином получить необходимый набор медицинских услуг в соответствии с потребностью. Доступ имеет различные аспекты, среди которых обычно выделяют территориальный, финансовый и культурный. Полтерович В.М., Старков О.Ю. Человек в мире экономики: социальная проекция программы развития России Москва, 2009. При этом даже если в стране поставлена политическая задача - обеспечить всеобщий доступ населения, ее практическое воплощение может столкнуться с серьезными трудностями: существуют барьеры, которые препятствуют ее реализации. Доступ подразумевает отсутствие финансовых барьеров в получении медицинской помощи, наличие адекватного предложения медицинских услуг, отсутствие дискриминации по социальным характеристикам. Важным фактором является и удовлетворенность пациентов полученной медицинской помощью. В качестве основных показателей доступа специалисты выделяют долю населения, охваченную системой здравоохранения; содержание набора предоставляемых услуг; наличие так называемого разделения расходов; географические, организационные барьеры и уровень использования доступных услуг.

Рассмотрение проблемы доступа населения к медицинской помощи имеет ряд методологических трудностей. Прежде всего, насколько высокий уровень заболеваемости и смертности обусловлен проблемами с доступностью медицинской помощи. Если был бы обеспечен доступ, и медицинская помощь была бы получена вовремя, то какие были бы результаты.

Деятельность системы здравоохранения в современных условиях не может ограничиваться только лишь внутриотраслевыми проблемами. Современное состояние здоровья населения требует усиления межотраслевой координации, особенно в вопросах формирования здорового образа жизни и улучшения качества социальной, психологической и окружающей среды. При этом население недостаточно информировано и не принимает активного участия в управлении системой здравоохранения. Кучеренко В.З. Реформирование здравоохранения в мире как общественный процесс // Проблемы управления здравоохранением 2008, №4

Сегодня более 30 отраслей общественного хозяйства прямо или косвенно связаны со сферой здравоохранения. Это, к примеру, медицинская промышленность, капитальное строительство, фармацевтическая промышленность, приборостроение, специальные отрасли текстильной, пищевой промышленности, машиностроение, транспорт и др.

В процессе перехода России к рыночной экономике сформировалась отрасль - экономика здравоохранения. Возникновение данной отрасли обусловлено:

· формированием здравоохранения как крупнейшей отрасли народного хозяйства, что связано с ростом спроса на медицинские услуги;

· необходимостью рационального планирования и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых средств здравоохранения, как ресурсоемкой отрасли народного хозяйства;

· особым местом здравоохранения в системе общественного производства как ресурсосберегающей отрасли;

· повышением экономической значимости системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья населения, что приносит огромный экономический эффект Шейман И.М. Экономика здравоохранения. Учебное пособие. Москва, 2008.

Традиционные классические отношения врача и пациента в отечественной системе здравоохранения стали наполняться экономическим содержанием. Это, в свою очередь, позволяет рассматривать эти отношения с позиции производства и потребления медицинских услуг, то есть с позиций своеобразного обмена, присущего рыночным отношениям. Новый хозяйственный механизм в системе здравоохранения, система обязательного медицинского страхования, широкое обсуждение в научной литературе введения платежей пациентов при получении ими медицинской помощи - все это активно акцентирует внимание на материальных стимулах медицинской деятельности. Введение подобных экономических форм взаимоотношений между субъектами системы здравоохранения в определенной степени способствует формированию у медицинских работников и пациентов убеждений и мотиваций на адекватное финансовое покрытие медицинских услуг Бояринцев Б.И. Рынок и здравоохранение // Экономика здравоохранения 2006, № 2.

Реформируемая, а тем более в перспективе окончательно сформированная, система здравоохранение в целом, составляющие ее субъекты и их отношения не должны входить в противоречия, как с общими конституционными основами государства, так и с конституционными гарантиями прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. При возникновении и вскрытии таких возможных противоречий необходимо привести систему здравоохранения и, в частности, внешние и внутренние формы и отношения ее субъектов, в соответствие с основополагающими условиями общественной среды. В этом смысле, построение потребной модели здравоохранения является процессом в высокой степени активным, а свободное развитие такой системы становится в определенной степени регулируемым процессом.

Такое правовое регулирование форм и методов оказания медицинской помощи и предоставления медицинских услуг в соответствии с определенными основополагающими законодательными нормами, по существу должно отображать объективную сущность и современное состояние социально-экономической системы, обеспечивающей охрану здоровья населения. Концептуальное очерчивание такой системы, придание ей формы, соответствующей определенным целям, вскрытие и понимание объективной сущности - приближает становление новой парадигмы здравоохранения и в тоже время предопределяет построение адекватной модели правовых характеристик. Тогунов И.А. Типология систем здравоохранения // Медицинский журнал справочник medasia ru. Народные методы лечения.

Понимание сущности исследуемой системы здравоохранения, как одной из социально-экономических структур государственного устройства, построение адекватных этому пониманию моделей, в том числе и правовой, является действенным механизмом формирования самой системы. Организационно-правовая среда активно формирует структуру и определяет сущность здравоохранения, как системы.

Система управления здравоохранением должна обеспечивать получение гражданами качественной медицинской помощи наиболее эффективными способами, проведение профилактической работы с достижениями реальных конечных результатов, действенный санитарно-эпидемиологический надзор. Система управления здравоохранением должна быть основана на оценке качества и преимущественно экономических методах управления и контроле за выполнением положений действующего законодательства и конечных результатов работы всех участников системы. Семенова В.Г., Варавикова Е.А. Необходимость нового подхода к определению приоритетных проблем здоровья населения России //Обозреватель (Еженедельник РАУ-Корпорации). 2007. № 11

Исследуя отечественную систему здравоохранения, функционирующую в реалиях социально-экономической трансформации общества и в условиях реально действующего правового поля, Найговзина Н.Б. и Ковалевский М.А. вскрывают множество противоречий между действительной формой и сущностью самой системы здравоохранения и положениями текущего законодательства. Авторами не безрезультатно предпринимаются попытки снять эти противоречия, путем отказа от объектного и организационного подхода в определении здравоохранения.

Предлагается следующее содержание данного понятия: «система здравоохранения - это система отношений, имеющих целью охрану здоровья человека, а ее современная форма в нашем государстве представляется как государственно-муниципальная (публичная) система здравоохранения Российской Федерации» Найговзина Н.Б. и Ковалевский М.А. Системы здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. Москва, 2005. В дальнейшем авторами правовая модель системы строится и обосновывается, исходя не из сущности отношений, а из классического структурирования системы и представляется в форме определенных уровней (подсистем):

· подсистемы здравоохранения федерального уровня,

· подсистемы здравоохранения уровня субъектов Российской Федерации,

· подсистемы здравоохранения уровня муниципальных образований.

Как показывает изучение литературных источников, опираясь на подобный принцип, заключающий в основе своей структурную, формообразующую сущность, строятся многие известные типологии систем здравоохранения.

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики Российской Федерации, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

В государственную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» №5487-I от 22.07.1993г (посл. ред. ФЗ от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим законодательством, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органов управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории.

Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» №5487-I от 22.07.1993г (посл. ред. ФЗ от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Деятельность учреждений частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с настоящим законодательством, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.

На основании изложенного можно сделать вывод, что система здравоохранения в России существует на основании ряда законодательных актов, призванных обеспечить ее целостность, комплексность и качество стандартов оказания медицинской помощи. Возможно, иногда в коридоре своей районной поликлиники мы получаем совсем иное представление о действии системы охраны здоровья в нашей стране, но нам необходимо понимать, каковы же требования государства на самом деле и в чем они могут быть нарушены.

Только правовая информированность обеспечит правовую культуру и возможность добиться реализации своих законных требований и ожиданий.

Проблемы, накопившееся в здравоохранении России, вызывают серьезную обеспокоенность в обществе, практически сформировался консенсус по поводу того, что в этой области необходимы существенные перемены. Рубенштейн А.Я.Социальная политика в контексте «Нормативной теории государства». Москва, 2009 Об этом свидетельствуют как объективные, так и субъективные показатели, характеризующие такие параметры системы здравоохранения России, как - состояние здоровья населения; - состояние собственно системы здравоохранения; - оценка населением состояния своего здоровья и его отношение к системе здравоохранения вообще и реформам в частности.

Таким образом, в настоящее время система здравоохранения России сталкивается как со специфическими проблемами, обусловленными особенностями ее социально-экономического развития, так и с общими проблемами, возникающими в области обеспечения здоровья населения и имеющими глобальный характер.

Отрасль здравоохранения является составным элементом структуры социальной сферы, имея своей целью сохранение и укрепление здоровья населения посредством профилактической, лечебной и иных видов деятельности медицинских учреждений. Основополагающая роль охраны здоровья как неотъемлемого условия жизни общества признается в Преамбуле и ст.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее Основы), а ст. 2 Конституции РФ закрепляет, что охрана здоровья граждан входит в число наиболее важных обязанностей российского государства. Поэтому охрана здоровья населения Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы.

здравоохранение относится к социальной сфере. Однако существует точка зрения, согласно которой здравоохранение – это не социальная сфера, как приучили относиться к ней и население, и правительство, ставя медицину в один ряд с культурой, образованием, спортом, а система жизнеобеспечения, один из важнейших институтов безопасности нации, так как речь идет о поистине самом бесценном в мироздании – здоровье и жизни человека. Следует не согласиться с подобным высказыванием, в подтверждение чего приведем несколько аргументов.

в систему здравоохранения входят лечебные, лечебно-профилактические, научно-исследовательские, санитарно-эпидемиологические, аптечные, родильные, образовательные учреждения, предприятия по производству медицинской техники, лекарств и органы управления здравоохранением. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения, развитие которых гарантируется Конституцией. Каждая из систем здравоохранения РФ (государственная, муниципальная и частная) имеет свою структуру, закрепленную в Основах. Рассмотрим их подробнее.

В соответствии со ст. 12 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан к государственной системе здравоохранения относятся:

1) федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан;

2) находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации;

3) медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ведомственные учреждения). При этом к ведомственным учреждениям здравоохранения можно отнести лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерств здравоохранения и социального развития субъектов в составе РФ.

Статус ведомственных учреждений в настоящее время недостаточно регламентирован, и наличие подобных учреждений вызывает до сих пор споры в обществе.

К муниципальной системе здравоохранения, в соответствие со ст. 13 Основ, могут относиться органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

На муниципальном уровне обеспечение охраны здоровья населения осуществляется муниципальными органами управления здравоохранением, которые несут ответственность в пределах своей компетенции. А именно, они несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль качества оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также лиц, занимающимися частной медицинской практикой.

Особенностью муниципального здравоохранения сегодня стало появление в его системе множества новых видов учреждений или структур: дневные стационары, микрополиклиники, дома сестринского ухода, хосписы, подразделения врачей общей практики и др. Одним из ведущих направлений реформирования муниципального здравоохранения явилось смещение акцента со стационарной на менее затратную амбулаторно-поликлиническую помощь.

Перестройка муниципального здравоохранения связана с необходимостью упорядочения (но не ликвидации) ведомственной медицины; правового регулирования статуса медучреждений (сейчас создается много структур с нечетко определенным статусом); решения проблемы обеспечения населения специализированными видами медицинской помощи (по мере расширения практики семейных врачей необходимость в узких специалистах возрастет).

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж имени Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы »

Методический материал

Для проведения теоретического занятия

по теме:

по дисциплинеОбщественное здоровье и здравоохранение

для специальности:

Акушерское дело

Сестринское дело

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Теоретического занятия по дисциплине «Экономика и управление здравоохранением»

Тема: Определение здравоохранения. Здравоохранение – одна из отраслей социальной сферы. Определение предмета экономики здравоохранения

Количество часов: 2 часа

Место проведения: аудитория

Цели занятия:

уметь:

· ориентироваться в принципах организации здравоохранения и его экономической составляющей.

знать:

· определение предмета «экономика и управление здравоохранением»

· определение «здравоохранение»

· принципы организации здравоохранения

· задачи экономики здравоохранения

  • виды эффективности здравоохранения (медицинская, экономическая социальная);

Обеспечение занятия:

· Наглядные пособия:

граждан в Российской Федерации"

1.Определение здравоохранения.

2. Здравоохранение – одна из отраслей социальной сферы.

3. Определение предмета экономики здравоохранения.

4. Виды эффективности здравоохранения.

ХРОНОКАРТА

· Организационный момент 3 мин

· Проверка исходного уровня знаний 10мин

· Изложение нового материала 60 мин

· Контроль усвоения материала 15 мин

· Организационный момент 2 мин

Литература:

основная:

Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М., Экономика и управление здравоохранением.Ростов- на - Дону., «Феникс», 2004;5-24

дополнительная:

1. Перфильева Г.М. и др. «Экономика здравоохранения», учебное пособие для студентов «Сестринское дело», М., 2004.121-126

2. Журнал «Экономика здравоохранения», 2010,№2,с.19-26

Домашнее задание:

Основной учебник:с. 20-25; 86-97,105-116,конспект, СР по теме 1 час:

Принципы организации здравоохранения в РФ.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Тема: Определение здравоохранения. Здравоохранение – одна из отраслей социальной сферы. Определение предмета экономики здравоохранения

Определение здравоохранения

Медицина – это наука о здоровье и болезнях человека, изучающих их и дающая рекомендации по методам их лечения. Она состоит из двух ветвей: санитарно-профилактической (гигиена) и лечебно-профилактической. Известно три вида медицины – традиционная, народная и нетрадиционная (доказательная или аллопатическая). Виды традиционных медицин – китайская, тибетская и индийская. Для традиционной медицины симптомы говорят о нарушении гармонии человека с окружающей средой и задачей служит восстановление этой гармонии.

Основателем нашей современной доказательной медицины является Парацельс (1490 г). Доказательная медицина – осознанное и осмысленное использование последних достижений науки при оказании медицинской помощи, позволяющее соединить научные данные с опытом врача.Доказательная медицина судит о заболевании по симптомам и, ликвидировав их, считает человека здоровым. Реализуется она у медицинского работника через предпочитаемые им практические приемы, алгоритмы терапии, клинические критерии, протоколы лечения, руководство по клинической практике.

Медицина в обществе и государстве реализуется через систему организации здравоохранения, т.е. лечебной помощи населению.

Здравоохранение – это система общественных и государственных социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на практические действия по сохранению и улучшению здоровья населения.

Общественное здравоохранение – это вид организации здравоохранения, осуществляемого из общественных средств и под контролем общества. В противовес ему существуют частное и страховое виды здравоохранения – т.е. виды организации здравоохранения.

Организация здравоохранения – это система обеспечения населения в медицинской помощи в данной местности или государстве.

Организация здравоохранения тесно связана с понятием – охрана здоровья населения.

Охрана здоровья населения – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека;

Предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья (определение из «Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан»1992).

В широком смысле охрана здоровья населения – это общегосударственная и общенациональная задача, это проблема национальной безопасности государства. Как видно из определения, здоровье человека лишь в определенной степени зависит от системы организации здравоохранения. А сама система организации здравоохранения зависит от того, сколько государство может выделить на эти цели – т. е. от экономики здравоохранения.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20