Меркантилизм как система экономической политики. Меркантилизм как экономическая политика

При том значении, которое приобрели деньги в международной торговле и крупном производстве, всеобщее стремление к приобретению драгоценных металлов становится и государственным стремлением. Под богатством понимали деньги (золото), а под богатыми государствами те из них, которые накопили большое количество денег. Такое представление о богатом государстве легло в основу экономической политики, господствовавшей в Европе с XVI в. до второй половины XVIII в. и получившей название «меркантилизм». В его появлении большую роль сыграла философия эпохи Возрождения, которая, сыграв прогрессивную роль в идейном развитии человечества, подготовила теорию естественного права (Гроций, Гассенди, Гоббс, Локк, Хатчесон), выводящую право из сущности человеческой природы и глубоких потребностей общества.
Период первоначального накопления капитала (XV-XVIII вв.), сопровождаемый созданием централизованных национальных государств с сильной королевской властью, поставил серьезную задачу финансового управления - изыскание источников доходов для обеспечения растущих расходов государства, с помощью которых государство могло бы обеспечить народу материальное благополучие - «курицу в горшке». По сути меркантилисты первыми выдвинули важнейшую проблему экономической науки рационального хозяйствования, в котором «каждый, объединяясь со всеми, повиновался бы только самому себе и оставался бы так же свободен, как раньше» .
Меркантилист Антуан Монкретьен сэр де Ваттевиль впервые ввел термин «политическая экономия» в «Трактате политической экономии», который вышел в 1615 г. . В отличие от Ксенофонта, занимавшегося изучением правил домоводства, все помыслы Монкретьена были направлены на процветание государства как национальной общности. Поэтому перед словом «экономия» он ставит политическая, понимая под новой наукой экономику национальных государств, управляемых монархами.
Меркантилизм не представляет собой целостной экономической теории, так как его теоретики не рассматривали производительный труд как источник богатства, а интересы потребителей - как движущий лейтмотив производства. Они признавали главной целью государства - накопление денег, а главным средством для этого - торговлю, главным образом внешнюю и транзитную, так как, по их мнению, внутренняя торговля, в которой результат переходит из рук в руки, не обогащает страны.
На первом этапе (XVI в.) рекомендации меркантилизма носили примитивный характер, представляя собой систему денежного баланса или монетарную систему. Считая, что золото и серебро являются главными из богатств, иностранных купцов заставляли расходовать выручку на месте, золото и серебро запрещалось вывозить за границу. Из теоретиков данной системы самым видным считается Вильям Стаффорд.
Так как при развитии международного обмена не выпускать деньги из страны было затруднительно, то догм системы денежного баланса не мог долго господствовать, что способствовало появлению системы торгового баланса, рекомендующей более гибкую экономическую политику, заключающуюся в развитии производства экспорта и в обеспечении превышения вывоза над ввозом.
Выгодный торговый баланс складывается, если страна вывозит товаров на большую сумму, чем ввозит. И наоборот, торговый баланс становится невыгодным при обратном соотношении ввоза и вывоза. Таким образом, желательность вывоза или ввоза определялась различиями в ценах. Выгодней вывозить более дорогие фабрикаты и ввозить более дешевое сырье. Поэтому обрабатывающая промышленность должна пользоваться большим покровительством правительства, нежели добывающая (кроме добывания золота и серебра), которую нужно развивать лишь в той мере, в которой она необходима для переработки продуктов.
Важнейшим теоретиком данной системы был Томас Ман.
Меркантилизм как направление в экономической теории господствовал до конца XVIII в. Теорию меркантилизма, начиная с XVI в. успешно разрабатывали итальянские экономисты, у которых первостепенное значение имела проблема денег и их обмена между мелкими государствами. Крупнейшими их представителями Антонио Серра (XVII в.) и Антонио Геневеза (XVIII в.) исследованы функции денег и кредита . В Германии меркантилизм в форме камералистики был официальной экономической доктриной до конца XIX в.
В поиске ответов на вопросы о причинах роста богатства в одной стране быстрей, чем в других, о способах организации экономики в масштабе предприятия и государства меркантилизм сформулировал следующие принципы:
- чем больше людей трудится в государстве, тем лучше положение населения страны;
- вывоз обработанных изделий дает больше выгоды, чем сырых;
- только планомерное вмешательство государства обеспечивает выгодную для него торговлю;
- наибольшие выгоды от торговли получают те государства, которые могут использовать политическое могущество над другими государствами;
- выгодная торговля усиливает политическое могущество государства.
Для реализации своих теоретических воззрений меркантилисты предлагали использовать следующие инструменты:
- тарифная политика (политика протекционизма), регулирующая внешнюю торговлю в интересах поощрения выгодных отраслей отечественного производства, посредством пошлин на ввоз и премий за вывоз;
- привилегии отечественным торговым компаниям, предпринимателям и рабочим посредством налоговых льгот и дотаций, государственных закупок для армии и флота и организация монополий для обеспечения роста цен торгуемых изделий;
- колониальная политика, позволяющая метрополии увеличивать рынки, куда она могла сбывать готовые фабрикаты и получать оттуда сырье;
- регулирование заработной платы и цен на продукты питании для защиты бедных слоев населения;
- защита мелкого производства от нарождающегося крупного.
Два последних инструмента рекомендовались для поддержки стабильности государства в условиях поощрения избранных отраслей.
Таким образом, фискальный характер таможенных сборов сменился покровительством обрабатывающей промышленности со стороны государства. Руководящим началом меркантилизма становится протекционизм, который уже представляет собой учение, систему мероприятий, направленных на охрану национальной промышленности от иностранных конкурентов для ускорения производительности национального труда.
Ускоренное капиталистическое развитие зависело от государственного вмешательства в экономику, содействовавшего накоплению капитала. Это отрицательно сказалось на благосостоянии крестьян и тех, кто жил кустарным и цеховым производством. Недовольство из-за усиления покровительства промышленности, и в особенности отраслей, работающих на вывоз, в ущерб другим слоям общества проявилось в учении физиократов.
История XVII- XIX вв. подтверждает тяготение меркантилизма к применению вооруженной силы в случаях, когда какое-либо государство пытается ограничить ввоз при помощи высоких пошлин или запретов.
Наиболее яркими примерами применения меркантилизма являются Англия и Франция.
Англия, у которой не было собственных золотых и серебряных рудников, включая ее колонии, могла рассчитывать на добычу золота только при помощи торговли. Так, еще при Ричарде II (конец XIV в.) купцы лондонского Сити на вопрос короля о средствах поднятия благосостояния страны отвечали о необходимости продавать больше, чем покупать, добывать побольше денег и не выпускать их из страны .
Экономическая политика, направленная на поощрение национальной промышленности, широко проводилась при Елизавете I, сделавшей Англию мировой державой с мощным флотом и обширной торговлей. Главным образом, ограничивался или прямо запрещался вывоз отечественного сырья и привоз иностранных изделий. Применялась система денежного баланса, регулировались заработная плата и цены.
Для накопления денег на материке устанавливались складочные пункты, при которых учреждались особые корпорации, следившие, чтобы деньги, уплачиваемые за товары, ввозились в Англию. Англия, как и большинство государств, обладала испорченной монетой, ценность которой была ниже номинальной. Международная торговля устанавливала курс, соответствующий ее действительной ценности. Так как английская монета обесценивалась, то во избежание потерь на курсе каждый иностранец обязан был производить все платежи в Англии только английской монетой, что обязывало его менять всю сумму наличных иностранных денег на английские. Утайка иностранной монеты строго наказывалась.
Менялы сами произвольно оценивали представляемые им для размена иностранные монеты, которые затем переплавлялись на английские. Иностранцы должны были истратить все деньги в Англии, не имели права на вывоз денег из Англии. Для обеспечения контроля к каждому иностранцу прикреплялся надсмотрщик. Со временем на основе деятельности привилегированной торговой Ост-Индийской компании было понято, что эти меры задерживают развитие сбыта английских товаров.
После смерти Елизаветы I в 1603 г. Иаков I Стюарт не мог править как абсолютный монарх, так как деньги были у парламента и у лондонских купцов. Возникшие в начале XVII в. финансовые и торговые трудности заставили короля образовать специальную государственную комиссию из экспертов Сити, куда вошел Томас Ман . Вывоз денег из страны был разрешен, но при условии организации меновых процессов таким образом, что деньги вернутся в страну в большем количестве. Центр тяжести государственного вмешательства в экономику был перенесен с задерживания денег в стране на расширение выгодной международной торговли с использованием тарифной политики. Вывоз сырья (особенно шерсти) был запрещен, а вывоз готовых изделий поощрялся государственными субсидиями. Англия захватывала все новые колонии, ограничивая доступ иностранных промышленных товаров высокими ввозными пошлинами.
Система торгового баланса получила свое выражение после английской буржуазной революции в Навигационном акте Кромвеля, принятом парламентом в 1651 г. и действовавшем до 1849 г. Согласно этому акту, направленному против Голландии в интересах английской буржуазии, товары из Азии, Африки и Америки разрешалось ввозить в Англию и ее владения только на английских кораблях. Другим замечательным актом протекционистского характера явился акт о выдаче премий на экспорт хлеба и солода. Со второй половины XVII века в роли наиболее могущественной державы - метрополии - утвердилась Англия, победившая в войнах 1652-1654, 1665-1667 и 1672-1674 гг. за обладание колониями Нидерланды.
Идеи системы торгового баланса, направленные на ускорение развития промышленности и торговли в интересах национальной буржуазии, были развиты в Англии при централизации банковского дела.
В начале XVII в. лондонские золотых дел мастера вопреки запрещению стали производить банковские операции, выдавая своим вкладчикам свидетельства. Постепенно доверие к ним увеличивалось и вклады, передаваемые им на хранение, значительно выросли, вследствие чего они стали ссужать королей. Несмотря на затруднительное положение из-за королевских займов, банкирские предприятия продолжали развиваться, но не могли удовлетворить всю потребность в кредите со стороны промышленников для своих предприятий, купцов для заморской торговли и правительства для колониальных войн.
В конце XVII в. появился ряд проектов об объединении банковского дела и создании публичного банка Англии. Верх одержал проект Вильяма Петерсона .
Если у Венецианского и Амстердамского банков на первый план ставились разменно-вкладные операции, облегчающие капиталистам платежную операцию, превращая вклады в деньгах в учетные деньги на сумму, равную стоимости вкладов, то в английском проекте был выдвинут новый принцип организации банков, согласно которому главной функцией банка стала кредитная функция. При простой замене денег расходы по изготовлению и хранению денег оплачивались потребителем и банк не получал прибыли. Теперь основной задачей банка становится создание в ходе кредитных операций новых платежные средств для лиц, вовсе не имеющих их, а прибыль становится движущим мотивом деятельности банков.
Согласно проекту Петерсона, банки эмитируют билеты в ходе кредитных операций: учет векселей, ссуда под обеспечение товарами или государственными ценными бумагами. Банк приобретает ценные бумаги (в том числе государственные бумаги, особенно векселя казначейства), так как он на этом зарабатывает проценты и дивиденды.
Исходя из скрываемого от всех факта, что в Амстердамском банке находилась в наличности 1 /4 вверенных вкладов и, следовательно, платежи проводились чеками на «фиктивные вклады», Петерсон приходит к выводу, что не требуется полного покрытия звонкой монетой всех обязательств, выпускаемых банков. Если ранее за складчины капиталов в ссуду правительству (Венеция, Генуя) отдавали в управление статьи государственных доходов, то теперь государство должно уплатить банку долг и проценты. Основной капитал банка предоставляется в распоряжение правительства, т.е. помещается в государственных ценных бумагах, служащих обеспечением и эквивалентом кредитных операций банка. Количество банковских билетов, выпускаемых в ходе кредитных операций банка, должно было быть обеспечено суммой складочного капитала банка и государственных ценных бумаг. Петерсон не считал возможным предоставлять банку полную свободу в выпуске кредитных банковских билетов, в качестве необходимых условий солидности денег рассматривал разменность билетов по востребованию.
В 1694 г. английское правительство, находясь в затруднительном положении, воспользовалось проектом Петерсона и издало закон об учреждении Английского банка, который обязывался представить в распоряжение правительства сумму 1,2 млн. фунтов стерлингов, собранную подпиской на акции, и что пассив банка не должен превышать эту сумму долга правительства. Банк мог выпустить банковских билетов выше этой суммы только с разрешения парламента и под определенным парламентским обеспечением.
Обществу выдается концессия (договор) с парламентом. Правление банка действует в рамках парламентских законов. Во время действия концессии складочный капитал банка остается в руках правительства, которое платило за него 8% годовых. Банку разрешили торговать векселями, золотом и серебром в слитках, но запретили торговать другими товарами, за исключением оставшихся как залог под ссуды. Чистая прибыль распределялась собранием акционеров. Банку была предоставлена привилегия, что на время концессии никакой другой корпорации не разрешается вести банковские операции.
В первое время с банком враждовали золотых дел мастера. Английский банк был вынужден сократить выпуски своих билетов, так как при малейшем кризисе мастера предъявляли билеты к размену на значительные суммы. Развивая выпускные операции постепенно и с большой осторожностью, банк вышел победителем и, кроме имеющейся привилегии, добился запрещения всякому товариществу в количестве более 6 лиц заниматься банковскими делами.
Своеобразное развитие из-за близости к населению сельских округов получил Шотландский банк. В конце XVII в. в Англии и Шотландии насчитывалось 140 акционерных компаний, общий капитал которых составлял 4 млн. 250 тыс. фунтов стерлингов.
С ростом экономического могущества Англии увеличивался государственный долг, в обиход вошли ценные бумаги и биржа.
К концу XVII в. Англия стала первой морской и торговой империей с колониями во многих концах света, самой развитой буржуазной страной, купцы которой монопольно захватили работорговлю. В Англии сложилась современная парламентарная монархия, где король царствует, но не правит; две партии: тори - консервативная партия землевладельцев и виги - либеральная партия буржуазии, сменяющие друг друга у власти; неслыханная тогда в Европе свобода личности, печати и слова. Политическая борьба потеряла религиозную окраску, и Англия стала «островом с сотней религий» .
В основе этих процессов лежали изменения в экономике под воздействием меркантильной политики. В конце XVIII в., когда Англия из земледельческой страны превратилась в промышленную, меркантильная политика постепенно смягчилась под давлением экономических и политических условий.
Во Франции меркантилизм получил широкое применение во второй половине XVII в. при министре Людовика XIV Кольбере. Внедренная им система мер получила название «кольбертизм».
Кольбер, следуя системе активного торгового баланса, добивался увеличения государственных доходов, в первую очередь за счет поощрения обрабатывающей промышленности ссудами, субсидиями, привилегиями, монополиями; развития вывоза продуктов и сокращения ввоза из-за границы готовых продуктов. Он учредил торговую палату для контроля за положением в торговле, заключал торговые договоры о беспошлинном ввозе французских товаров в Россию и Швецию, ввел пошлины на корабли, входившие во французские порты и выдавал премии французским судостроителям, способствовал развитию транспорта, созданию торговых компаний, завоеванию колоний и направлению в них экономической деятельности в интересах французской обрабатывающей промышленности.
Для увеличения дешевых рабочих рук правительство поощряло ранние браки и ввело систему мер по регулированию хлебной торговли с целью удешевления хлеба. Производство было подчинено строжайшей регламентации. Отступление от кодекса сурово наказывалось.
При Кольбере правительство сделалось предпринимателем, создав известную гобеленовскую мануфактуру и огромный зеркальный завод. По отношению к интересам потребителей государство ведет себя как частный хозяин, создавая для индустрии монополию и, в отличие от Англии, применяет меры по удешевлению труда.
В результате мер Кольбера во Франции было создано крупное капиталистическое производство, достигшее высокой степени развития, но за это была заплачена высокая цена: мелкое производство разорялось; искусственное снижение цен на продукты земледелия привело к забрасыванию земель и к нищенству одной десятой населения Франции в конце XVII и в начале XVIII века; введенные во Франции запретительные тарифы на вывоз продуктов тяжело отразились на регионах, где они производились, и это привело к тарифной войне с Голландией и Англией, уничтожившей прежний свободный международный обмен.
Военные расходы потребовали огромных средств. В бюджете снова появился дефицит, потребовавший огромных новых займов. Нивегенский мир заставил Кольбера вернуться к старым тарифам. Тем самым были утеряны все финансовые успехи Кольбера. В конце царствования Людовика XIV финансы Франции из-за войн и расточительности двора пришли в полное расстройство. Народ был не в состоянии нести бремя налогов. Начался следующий эксперимент во Франции под названием «системы Джона Ло» (1716-1720 гг.), базировавшийся на идеях старой английской системы денежного баланса и впервые познакомивший Европу с бумажно-денежным хозяйством .
Джон Ло ставил задачу обогащения страны путем увеличения банком количества денежных знаков в форме кредитных бумаг. Заставив поверить в его систему, которая покроет государственные расходы и умножит в стране производительные силы, он получил патент от регента Филиппа Орлеанского на устройство акционерного банка с теми же операциями, что и у Английского банка: выпуск банковских билетов, учет векселей, прием частных вкладов и производство трансфертов. Банк обязан был разменивать свои банкноты на экю того же веса, какие находились в момент открытия банка, т.е. банк создавал постоянную банковскую единицу счета. Директором был назначен Ло, а важнейшие вопросы решались на собрании акционеров.
Понизив вексельный дисконт сначала до 6%, а затем до 4% (частный дисконт доходил до 40%), он открыл широкий кредит для частной предприимчивости и приобрел общее доверие, выдав акционерам дивиденд в размере 7%. Затем Ло распространил спекулятивную деятельность, открыв Западную компанию для эксплуатации французских североамериканских колоний, и присоединил к ней Гвинейскую и Остиндийскую компании. Последняя, забрав в свои руки почти всю заморскую торговлю с Америкой, Африкой и Азией, приобрела монополию на продажу табака, чеканки монеты и взяла на откуп часть государственного долга, обеспечивая в первое время высокий дивиденд.
Джон Ло стал производить грандиозные выпуски акций. Чтобы поднять курс старых акций, было установлено выдавать новые лишь по предъявлении 4 старых. Так появились акции «маменьки», чтобы получить акции «доченек». Через неделю появились акции «внучки», для получения которых требовалось предъявить 4 «маменьки» и 1 «дочку». В результате невиданная спекулятивная и биржевая горячка охватила все слои Франции и иностранцев. Цена акций росла с поражающей быстротой, и в несколько часов многие нажили баснословные богатства. Параллельно с выпуском акций шел и выпуск банковских билетов, принимаемых в уплату за акции.
Однако разочарование в магической силе ценности бумажных денег наступило быстро. Так как доход компании был невелик по сравнению с общей курсовой стоимостью всех акций, то дивиденд по ним оказался ничтожным. В течение нескольких недель курс акций понизился и продолжал безостановочно падать, а вместе с этим рос излишек банковских билетов. Их владельцы стали стремиться купить на них недвижимость и товары, вследствие чего цены на них стали расти. В 1720 г. было запрещено под страхом конфискации держать дома звонкую наличность свыше 500 ливров, что еще некоторое время поддерживало размен билетов, так как никто не мог потребовать размена больше 500 ливров. Далее последовал указ о запрете обращения золотой и серебряной монеты. Но эти меры не смогли спасти банк от гибели к концу 1720 г.
Эксперимент Джона Ло отбил во Франции охоту прибегать к бумажным деньгам и надолго до 1776 г. задержал в ней развитие банковского дела, что определило отставание Франции в темпах промышленного подъема от Англии.
Однако аргументация Джона Ло была использована в 1751 г. Бенджамином Франклином для доказательства пользы бумажных денег, когда не хватает драгоценных металлов. Его предложения были направлены против великодержавной Англии, которая задерживала экономическое развитие американских колоний, навязывая им жесткую, ограничительную систему металлических денег. Кроме того, Франклин выступил в интересах фермеров и простых горожан против ростовщиков и купцов, желавших возвращения денег, отданных в ссуду, в звонкой монете, что вынуждало должников залезать в долговую кабалу или соглашаться на низкую заработную плату .
В России после смуты, вызванной недовольством бояр и антифеодальными выступлениями крестьян и казачества, и освобождения Москвы от польских интервентов Земским собором в 1613 г. был избран первый русский царь из династии Романовых - Михаил Федорович, при правлении которого значительно расширилось и укрепилось феодальное землевладение. При нем продолжаются заботы о вызове иностранцев, знающих горное дело. Постепенно расширялись потребности населения на стекло, бархат, ювелирные изделия, мыло, холст. Однако масса товаров ввозилась из-за границы, производство отечественных товаров по качеству было значительно хуже.
В царствование Алексея Михайловича начался переход к абсолютизму, выразившийся в создании Тайного совета, руководимого царем для контроля над всеми центральными учреждениями, и падении роли Боярской Думы, земских соборов и церкви в государственном управлении. В торговых уставах 1653 и 1667 гг. установлена система внешних таможенных пошлин, отразившая идеи меркантилизма. В качестве чрезвычайного источника дохода правительство использует монетную регалию, вводя в обращение легковесную монету, что вызвало рост цен всех продуктов и рост потребностей правительства в деньгах.
Взимание высокой подати с земли приводило к значительному сокрытию земельных участков, продаже земель монастырям, уходу крестьян с земли, что резко снижало ее фискальное значение. В результате налоговой реформы 1679-1681 гг. правительство переводит окладную единицу налоговой базы с сохи на двор и расширяет круг налогоплательщиков за счет людей, обслуживавших хозяйство феодала, но живших особыми дворами и имевших свое хозяйство. Для осуществления перехода с сохи на двор при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче были составлены «подворные переписные книги».
В конце XVII в. в правление Петра I началось массовое строительство военных кораблей, создание регулярной армии, строительство заводов, подготовка образованных кадров. Для развития обрабатывающей промышленности Петр I использовал инструменты меркантилизма в условиях феодального строя.
Реформы государственного управления, проведенные Петром I, привели к установлению абсолютизма, укреплению социальной опоры государства - дворянства, и создали благоприятные условия для развития промышленности и капиталистических отношений.
В интересах обрабатывающей промышленности выдавались беспроцентные капиталы из казны; учреждались льготы и привилегии предпринимателям по беспошлинному ввозу сырых материалов из-за границы и ограничивался или вовсе запрещался вывоз необходимых для отечественного производства материалов; разрешалось продавать изделия для облегчения их сбыта без уплаты внутренних таможенных пошлин и беспошлинно ввозить из-за рубежа машины и инструменты; высокими таможенными пошлинами затруднялся ввоз в Россию изделий, производившихся в ней в достаточном количестве. Иногда нераспроданный товар фабрикантов выкупался из казны.
Подъем экономической и военной мощи России осуществлялся за счет увеличений налогов, введения в 1724 г. подушной подати, рекрутских наборов, массовой мобилизации на строительные работы, приписки крестьян к заводам и выписки из-за границы опытных мастеров. Была использована монетная регалия, повлекшая за собой рост цен; изданы указы о новых регальных правах на угодья и отрасли промышленности, значительно ограничивающие право частной соственности; усилена монополизация выгодных предметов торговли на внутреннем и внешнем рынках. Во внешней торговле купцам платили лишь за комиссию, риск оплачивался казной, а доход принадлежал казне. Лишь в конце царствования Петр I уменьшил число монополий, обложив их сборами.
Преемники Петра I сохраняли основные черты государственно-хозяйственной системы, покровительствуя развитию крупной промышленности, хотя многие протекционистские меры Петра I были устранены в силу слабой развитости промышленности в России.
Из-за недостатка кредита и чрезвычайно высокого процента на него императрицей Анной Иоанновной в 1733 г. впервые предпринимается попытка создать банк. Было решено выдавать ссуды из монетной конторы под более низким процентом, и запрещалось брать что-либо под залог. Деятельность этого кредитного института была незначительной, и вскоре он был закрыт.
Елизавета Петровна отменила под влиянием купечества внутренние таможенные пошлины и учредила в 1754 г. дворянские заемные банки (в обеих столицах) и Купеческий банк. Дворянские банки выдавали землевладельческий кредит дворянам, в том числе и под залог, а Купеческий банк - торгово-промышленный кредит русским купцам под залог товаров в Санкт-Петербургском порте. Попытка улучшить обращение медных денег посредством учреждения Медного банка оказалась неудачной.
Резюме:
1. Государствам с сильной централизованной властью требуется много денег для содержания аппарата чиновников и армии. Задача нахождения источников доходов явилась причиной появления первой экономической доктрины - меркантилизма, представляющего собой систему практических рекомендаций для ее решения.
2. Меркантилизм не представляет собой целостной экономической теории, так как его теоретики не рассматривали производительный труд как источник богатства, а интересы потребителей - как движущий лейтмотив производства. Главной целью экономической политики государства считалось накопление денег, а главным инструментом ее реализации - торговля.
3. На первом этапе своего развития меркантилизм представлял собой монетарную систему, рекомендации которой ограничивались сферой обращения денег. На втором этапе он содержал идеи системы торгового баланса, ориентированного на поддержку государством обрабатывающей промышленности.
4. Идеи меркантилизма были успешно использованы в Англии, Франции и России. В первых двух странах эти идеи реализовывались в интересах первоначального накопления капитализма, в России - в интересах укрепления феодального строя, хотя при этом создавались определенные предпосылки для развития капитализма.
5. В Англии идеи торгового баланса были успешно развиты при создании государственного банка и централизации банковского дела с целью ускорения промышленного производства. Во Франции организация акционерного банка на принципах системы монетарного баланса привела к развитию спекулятивной деятельности, что и предопределило ее отставание в темпах промышленного подъема и банкового дела от Англии на 50 лет. В России банковское дело организовывалось, с одной стороны, для ускорения промышленно-торговых оборотов, с другой - для поддержки дворян. Попытка использовать банк для улучшения денежного обращения в стране оказалась неудачной.


Разложение феодального строя, развитие товарно-денежных отношений, зарождение капиталистического уклада затрагивали интересы всех слоев населения и придавали вопросам экономического развития в период позднего феодализма все возрастающее значение. Ликвидация монополии церкви в области идеологии, рост научных знаний создали благоприятные условия для изучения и обобщения явлений экономической жизни. Возникла обширная экономическая литература, ставившая своей главной целью определить характер и задачи экономической политики. Преимущественной сферой деятельности капитала была в что время сфера обращения. От итальянского слова mercante-купец происходит и термин меркантилизм. Под этим именем известна экономическая политика феодально-абсолютистского государства эпохи первоначального накопления капитала, которая отражала интересы торгового капитала и, прежде всего, крупных торговых монополий и содействовала развитию торговли и промышленности.
Меркантилизмом называется также экономическое учение, которое ставило своей целью обосновать меркантилистскую экономическую политику. Предметом изучения меркантилизма была сфера обращения, по своей классовой природе он выражал интересы торгового капитала.
Главной задачей меркантилистской политики было привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра. Объективной основой этого стремления была возросшая в связи с развитием товарно-денежных отношений потребность в деньгах.
В развернувшейся между европейскими странами острой борьбе за овладение источниками благородных металлов и привлечение их в страну сложилась целая система мер экономической политики, при помощи которых отдельные страны стремились увеличить свои запасы золота и серебра.
В развитии меркантилизма различают два этапа - ранний меркантилизм, который Маркс называл монетарной системой, и развитый меркантилизм, который Маркс характеризовал как меркантилизм в собственном смысле слова, или мануфактурную систему. В эпоху раннего меркантилизма проводилась политика денежного баланса. Эта политика ставила своей целью любыми средствами удерживать деньги в стране, покупать возможно меньше иностранных товаров. Увеличения массы золота и серебра стремились достигнуть путем непосредственного регулирования движения денег. Вывозить благородные металлы за границу запрещалось. Купцов-экспортеров обязывали часть выручки от проданных за границей товаров привозить наличными деньгами. Иностранных купцов принуждали все деньги, полученные от продажи своих товаров, тратить на приобретение товаров местного производства. Осуществление этих мер требовало мелочного контроля со стороны администрации и неизбежно задерживало развитие внешнеторговых оборотов.
Характеризуя это стремление любыми средствами удержать и в стране, Энгельс писал: «Нации стояли друг против друга, как скряги, обхватив обеими руками дорогой им денежный мешок, с завистью и подозрительностью озираясь на своих соседей».
С ростом капиталистических форм хозяйства и расширением внешней торговли становилась очевидной нецелесообразность политики, ставящей своей целью удерживать деньги от обращения. Представители позднего меркантилизма понимали, что, используя деньги для развития внешней торговли, можно увеличить запасы золота и серебра в стране. На смену политике денежного баланса пришла политика торгового баланса.
В странах, проводивших политику торгового баланса, запрещение вывоза денег было отменено. От иностранцев не требовалось больше, чтобы они все вырученные ими деньги тратили на приобретение местных изделий. Но это отнюдь не означало отказа от задачи увеличения запасов золота и серебра в стране. Ее лишь решали по-иному: добиваясь активного сальдо по торговому балансу, превышения вывоза над ввозом.
На первый план в этот период выдвигалась система протекционизма, которая рассматривалась как лучшее средство обеспечить возможно большее развитие экспорта. С этой целью поощрялось развитие промышленности, производящей на экспорт, расширялось судоходство. Особенно большое значение придавалось расширению транзитной торговли.
Ремесло, как уже отмечалось, не было в состоянии постав-, лять необходимые для экспорта крупные массы товаров, поэтому в отраслях промышленности, связанных с внешней торговлей, капиталистические мануфактуры получили распространение раньше всего.
Развитие мануфактурного производства происходило при активной поддержке государства. Мануфактурам предоставлялись особые привилегии и монопольные права. Большое распространение имели также субсидии, экспортные премии и освобождение от налогов. Принимались меры к привлечению из-за границы квалифицированных рабочих и специалистов. Издавались законы с целью понижения заработной платы. Запрещался вывоз орудий производства и сырья, а ввоз сырья поощрялся. Для охраны промышленности от иностранной конкуренции широко практиковались запрещения импорта и покровительственные таможенные пошлины.
Между европейскими государствами, проводившими меркантилистскую политику, шла упорная борьба за рынки сбыта и источники сырья, велись многочисленные торговые войны. Колониальные державы запрещали иностранцам торговлю в своих колониальных владениях. Разнообразным ограничениям подвергались иностранные суда. Важнейшую роль в захвате колоний и рынков играли крупные торговые компании, которые правительства наделяли разнообразными привилегиями.
Захваченные путем грабежа или приобретенные за бесценок торговыми монополиями колониальные товары (пряности, кофе, чай табак и др.) перепродавались затем в Европе с громадными барышами. Затраты возмещались сторицею.
Меркантилистская политика проводилась во всех странах Западной Европы, но в зависимости от конкретной исторической обстановки она дала различные результаты. Самых крупных успехов меркантилизм добился в Англии, где сложились наиболее благоприятные условия для развития капитализма.
В работах английских меркантилистов основные идеи меркантилизма изложены в наиболее полной и развернутой форме. Характерным представителем раннего меркантилизма в Англии был автор работы «Краткое рассмотрение некоторых жалоб наших соотечественников» (1581). Вопрос о его личности является спорным. Долгое время считалось, что это произведение написано Стаффордом, потом автором называли Гельса, но в нашей литературе упрочилась первая версия. Самым выдающимся представителем меркантилизма в его развитой форме Маркс считал английского меркантилиста Томаса Мена.
Во Франции меркантилистская политика проводилась с особенной настойчивостью во второй половине XVII в. министром Людовика XIV - Кольбером (по его имени эта политика получила название кольберизма). Стремясь к расширению французского экспорта, Кольбер насаждал мануфактуры, содействовал развитию судоходства, добивался новых рынков. Одновременно Кольбер запрещал вывоз зерна, считая низкие цены на хлеб необходимым условием развития промышленности и торговли. Феодальные формы эксплуатации во Франции не были ликвидированы, крестьяне разорялись тяжелыми налогами. Политика Кольбера привела к некоторому росту капиталистического производства во Франции, но главная отрасль французского народного хозяйства - сельское хозяйство находилось в состоянии глубокого упадка.
Особенности французского меркантилизма очень ярко отражены во взглядах наиболее видного теоретика меркантилизма во Франции - Монкретьена. Монкретьен первым ввел в экономическую литературу термин «политическая экономия».

отражал компромиссные интересы сильной централизованной власти и торговой буржуазии с целью увеличения национального богатства, признавал приоритет государственных интересов над личными

Основными направлениями политики меркантилизма были:

o защиту и поощрение развития национальной мануфактурной промышленности для увеличения экспорта готовой продукции, активный протекционизм (с лат - защита), содержанием которого было превышение экспорта над импортом;

o содействие импорта дешевого сырья и поощрения экспорта готовой продукции, установления высокого ввозной пошлины на промышленные товары;

o поддержка экспансии национального торгового капитала, в частности создание монопольных торговых компаний;

o развитие мореплавания и флота, захват колоний;

o повышение налогообложения для финансирования экономической политики

Политика меркантилизма охватывала следующие мероприятия: регулирование курса валют и нормы ссудного процента для привлечения иностранной валюты и стимулирования экспортно-импортных операций, установление высокого м пошлины на импорт, что обеспечивало положительное торговое сальдо; введение прямых ограничений на потребление импортных предметов роскоши, поддержка экспортной промышленности.

В развитии меркантилизма выделяют два этапа: ранний, или монетарный меркантилизм (XV - первая половина XVI в, в условиях слабых торговых связей между странами) и зрелый или поздний меркантилизм (XVI-XVIII вв.).

Главной доктриной раннего меркантилизма был монетаризм, в основе которого лежала идея активного денежного баланса, направленная на обоснование политики накопления денег, золота и серебра в национальной ьних масштабах путем жесткой регламентации денежного обращения и внешней торговли. Для этого предлагались законодательно контролирующие меры: запрет вывоза денег, золота и серебра, проведение политики протекционизма, установление максимально высоких цен на экспортные товары; контроля иностранных купцов, которые были обязаны потратить деньги, полученные за продажу товаров, на покупку местных изделий, уменьшение процента на ссудный капитал, при условии господства системы биметаллизма фиксация соотношения между золотыми и серебряными монетами; максимальное государственное вмешательство. Определяющей функцией денег считали функцию накопленияня.

Идеи ранних меркантилистов относятся к металлистической теории денег, согласно которой денежная сущность золота и серебра объясняется их естественными свойствами

Представителями раннего меркантилизма были испанец. Хуан де. Мариана (1536-1624), итальянцы. Бенито. Даванцатти (1529-1606),. Гаспар. Скаруффи (1519-1584), англичанин. Уильям. Стаффорд (1554 - 1612)

Представители зрелого (позднего) меркантилизма, когда после географических открытий накопление денег перестало быть актуальным, были сторонниками идеи активного торгового баланса, согласно которой ю государство становится тем богаче, чем больше разница между экспортом и импортом товаров. Увеличение количества денег в стране вызывает повышение цен и рост издержек производства, экспортные товары дорожают во, что ухудшает их конкурентоспособность, в результате чего государство теряет преимущества на внешних рынках. Следовательно, ценность денег находится в обратной зависимости от их количества, а уровень цен прямо пред рцийний количества денег, увеличение предложения денег повышает спрос на них и стимулирует торговлю. Был сделан вывод об экономической нецелесообразности монетаризма, потребности в отмену жестких ограничения жень на импорт товаров и запрета вывоза денег. Рекомендации имели экономический характер: больше продавать, меньше покупать; развивать внутреннюю торговлю и завоевать внешний рынок вывозом деш евых товаров и увеличение объемов продаж; расширять посредническую торговлю с целью покупать дешевле, продавать дороже, увеличивать импорт, кроме предметов роскоши, при условии соблюдения активного тор говельного баланса; развивать экспортные отрасли промышленности, работающие на отечественном и дешевой импортной сырье, регулировать ссудный процент с целью удешевления кредита, обеспечить свободу г рошового обращения, вывозить золото и серебро для торговых соглашений путем посредничества при условии активного платежного баланса, что в конечном итоге приведет к увеличению их объема в стране. Поздние. Мерк антилисты критиковали политику государства по регулированию валютных курсов и ставки процента, формулировали идею саморегулирования денежных потокитоків.

Мнения поздних меркантилистов начали переход к количественной теории денег и системы монометаллизма. Они рассматривали деньги не только как средство накопления, но и как средство обращения; признавали зависимость во уровня цен от соотношения количества имеющихся средств и объемов товарного оборота. Причиной инфляции считали или увеличение первого фактора, или уменьшение другогго.

Наиболее известными представителями позднего меркантилизма были англичанин. Томас. Мен (1571-1641), итальянец. Антонио. Серра (точные даты жизни не установлены), французы. Жан. Батист. Кольбер (1619-1683) и. Антуан. Монкретьен (1575-1621.

А. Монкретьен в труде"Трактат политической экономии"(1616) впервые определил предмет экономической науки - как практические правила хозяйственной деятельности государства и искусство управления ею, дал название эконо омического науке - политическая экономия (political economy). Понятие состоит из трех греческих слов: politicos - государственный, общественный, oikos - дом, домашнее хозяйство и nomos - правило, закон. Итак, п олитична экономия - это наука о государственном управлении народным хозяйствогосподарством.

Идеи и политика меркантилизма имели прогрессивное значение для развития экономической науки

Они формировались в условиях становления рыночной экономики, определялись уровнем трансформационных процессов. Мнения меркантилистов - это первое теоретическое осмысление рыночного хозяйства, ограничено имеющимися и условиями его становления. Меркантилистские взгляды и программы конкретных экономических мер развивались во всех странах, но отличались в зависимости от уровня их экономического развитияку.

Значение идей меркантилизма:

o определен предмет экономической науки: сущность национального богатства, его источники. Термин"политическая экономия"дал название экономической науке и оставался неоспоримым до конца XIX в. Экономическая наука выделилась как самостоятельная отрасль человеческого знания, появилась специальная литература література;

o начало познания законов развития и внутреннего механизма функционирования рыночной экономики;

o осмысления национальной экономики как единого целого. Был поставлен вопрос экономической роли государства;

o разрабатывалось вопросы значения эластичности денежной системы в экономическом развитии, металлистической теории денег, системы би-и монометаллизма;

o начало теорию международной торговли, доказано прямую связь внешней торговли с внутренним развитием страны, необходимость политики активного протекционизма;

o сформирован доктрину активного торгового баланса (положительного сальдо внешней торговли);

o английский ученый. ДЖМ. Кейнс положительно оценивал взгляды меркантилистов относительно нехватки денег и рост импорта как причины безработицы (меркантилисты рассматривали безработицы как проявление"лени"или"розбеще ености"), высоких цен как фактора расширения производства и торговли, связи между объемом денег и ставками процентай і ставками процента1.

Ограниченность учения меркантилистов с точки зрения представителей классической политической экономии и современной экономической науки заключается в следующем:

o исследовалась лишь сфера обращения, в частности торговля. Производство рассматривался лишь как средство для обеспечения притока денег в страну;

o прирост и накопление капитала понимались не как результат производства, а как результат обмена, особенно внешней торговли;

o не придавалось значения привлечению в национальную экономику иностранных инвестиций;

o как отмечал. А. Смит, реализация идей меркантилизма приносит выгоду производителю за счет потребителя и делает экономическую систему неэффективной

протяжении XVII - первой половины XVIII в, политическую экономию рассматривали преимущественно как науку о государственном хозяйство, экономику национальной централизованного государства. В XVIII веке с утверждением мануфакту урного производства и коммерциализацией сельского хозяйства, ростом значения промышленного капитала в экономике меркантилизм утратил свое значение как теоретическая концепция и экономическая политика уступив место экономическому либерализму, идеям свободы промышленности и торговли. Начался процесс становления направления экономической мысли, получивший название"классическая политическая экономия"в трудах. В. П этти (Англия),. П. Буагильбера (Франция), физиократов (Ф. Кенэ,. А. Тюрго). Экономическая наука сформировалась как система знаний о сущности экономических процессов и явлений (А. Смитів та явищ (А.. Сміт).

Экономической идеологией буржуазии был меркантилизм. Он непосредственно выражал интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления.

Маркс показал, что меркантилизм был первой школой буржуазной политической экономии. Он представлял собой попытку теоретического обоснования системы экономической политики, отстаиваемой купцами. Меркантилизм в целом характеризуется двумя основными чертами:

  • -- богатство отождествляется с деньгами, и то государство считается богаче, которое имеет больше денег;
  • -- накопление денежного богатства достигается с помощью королевской власти, которая проводит соответствующую экономическую политику.

Первая ступень развития меркантилизма известна под названием раннего меркантилизма. Его важнейшими представителями являются Стаффорд, Меляйнс (Англия), Де-Сан-тис (Италия) и др.

Ранний меркантилизм возникает до великих географических открытий и изживает себя примерно в середине XVI века.

В силу слабого развития отечественного производства внешняя торговля стоит на невысоком уровне. В этих условиях дворянское правительство, заботясь исключительно о накоплении казны, проводит фискальную экономическую политику и предоставляет льготы иностранным купцам.

Центральным пунктом произведений раннего меркантилизма является система «денежного баланса», отстаивавшая политику, направленную на увеличение денежного богатства чисто законодательным путем.

В целях удержания денег в стране запрещался вывоз их за границу, создавались «складочные места» для торговли иностранными товарами и т. п.

Чтобы привлечь деньги из-за границы, правительство занималось порчей монеты, приводившей к понижению вексельного курса. Меркантилисты ошибочно считали, что в результате обесценения денег иностранцы за то же количество национальной монеты смогут приобрести больше товаров, и поэтому они будут заинтересованы свои деньги перечеканивать в туземные.

Ранний меркантилизм получил название монетарной системы, так как его представители еще смутно видели даже непосредственную связь между торговлей и денежным обращением.

Поздний меркантилизм, «более развитая меркантилистская система» (К. Маркс), важнейшими представителями которого являются Т. Мэн (Англия), А. Серра (Италия), Монкретьен (Франция) и др., возникает после великих географических открытий и достигает расцвета в середине XVII века. В связи с развитием отечественной промышленности повышается роль внешней торговли, особое значение приобретает посредническая торговля, политика фиска сменяется поощрением национальной промышленности и торговли. экономический меркантилизм политический протекционизм

Центральным пунктом позднего меркантилизма является «система торгового баланса». Считали, что государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой стоимости вывезенных и ввезенных товаров (активный торговый баланс), хотя при этом уменьшалось количество материальных благ. Эту разницу стремились обеспечить двумя способами. Во-первых, за счет вывоза изделий своей страны. При этом разрешался вывоз только готовых изделий, так как от их продажи выручается больше денег, чем от вывоза сырья. Запрещался ввоз предметов роскоши. Во-вторых, и это было главное, при помощи посреднической торговли, в связи с чем требовали вывоза денег за границу. При этом выдвигали принцип покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой. Поздний меркантилизм Маркс охарактеризовал мануфактурной, или коммерческой системой.

Для осуществления активного торгового баланса поздние меркантилисты отстаивали политику протекционизма, которая предусматривала обложение высокими пошлинами иностранных товаров, и тем самым создавала благоприятные условия для развития национального производства и торговли.

Активизируются в плане международных отношений, развиваются международные экономические , появляются первые крупные организации, наподобие Ост-Индской торговой компании. Все это подтолкнуло экономистов той эпохи к созданию системы правил и доктрин, выразившейся в политике меркантилизма, основной идеей которой было активное участие в экономической деятельности страны и ее жителей с целью накопления денежных средств, золота и серебра.

Понятие меркантилизма тесно связано с понятием протекционизма, политической доктрине, согласно которой экономические связи с другими странами ограничены, отток капитала и потребление иностранных товаров запрещены.

Принципы политики меркантилизма

В таких Европы, как Англия, Франция, Германия и Австрия, в XV-XVI вв. политика меркантилизма сводилась к накоплению денежных средств в стране любыми способами. Этим целям служили ограничения на ввоз иностранных , на вывоз золота и серебра из страны, запрет на приобретение иностранной за счет доходов, полученных от продажи товаров за рубеж и т.д. Со временем данные установки модифицировались и менялись, и начиная с конца XVI и заканчивая серединой XIX века политика меркантилизма постепенно отошла от жестких ограничений на вывоз ценных металлов.

Поздний меркантилизм

К концу XIX века меркантилизм уже принят как основная экономическая доктрина всеми сильнейшими державами. Искусственное вмешательство властей в экономическую жизнь привело не только к положительным экономическим следствиям (увеличение торгового баланса, рост ВВП, улучшение благосостояния населения), но и к развитию технологического обеспечения , росту рождаемости, снижению социальной напряженности и улучшению качества жизни населения. По мнению таких экономических историков, как Иммануил Валерстайн и Чарльз Уилсон, техническая революция в Англии в XIX не произошла бы без практического применения принципов меркантилизма.
Проведение политики меркантилизма будет затруднительным в том случае, если в стране отсутствуют природные богатства. Это означает отсутствие развитого производства, в связи с чем накопление капитала становится проблематичным.

Критика меркантилизма

Оценка экономического благосостояния страны лишь с точки зрения наличия в ней денежных средств является не совсем правильным. Адам Смит, один из величайших экономистов той эпохи, писал, что большие и денежные запасы страны не оказывают на экономическое развитие должного влияния без развитого спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также без развитого основного капитала. Иначе говоря, важно не само наличие денег и драгоценных металлов в казне государства, а грамотное их использование на благо развития рынка, производства, спроса и потребления.