!!!!!!!!!!!!!! Каковы особенности социально-экономического развития в ХХ веке стран с переходной экономикой

Основными показателями социально-экономического развития стран (уровня развития хозяйства, культуры и образования населения) являются валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Валовой внутренний продукт - общая стоимость произведенных товаров и услуг, созданных в стране за определенный период (обычно за год), и предназначенных для непосредственного употребления. По уровню ВВП страны между собой значительно различаются. В десятку стран с самым высоким ВВП входят США, Китай, Индия, Германия, Великобритания, Россия, Франция, Бразилия и Италия. Однако в расчете на душу населения на первое место выходят небольшие страны: Катар, Люксембург, Мальта, Норвегия, Бруней, Кипр, Ирландия, Швейцария.

В отличие от ВВП валовой национальный продукт (ВНП) включает суммарную стоимость товаров и услуг, созданных предприятиями данной страны внутри страны и за ее пределами.

Одним из важнейших показателей, которым ООН измеряет социально-экономический уровень развития различных стран, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В число главных составляющих индекса входят такие показатели: ожидаемая продолжительность жизни населения страны, уровень образованности населения и валовой внутренний продукт из расчета на душу населения. Взятые вместе, они дают количественную оценку качества жизни. Значения ИРЧП могут изменяться от 1 до 0.

По индексу развития человеческого потенциала все страны подразделяются на четыре группы. В первую группу входят страны с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,80-0,95). В эту группу входят 50 стран, включая все высокоразвитые страны (Норвегия, Австралия, США, Нидерланды и др.). Вторую группу образуют страны, их около 50, с высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,80-0,71), включая Республику Беларусь, Россию, и др. Третью группу образуют страны со средним уровнем развития человеческого потенциала (0,71-0,53) - это около 50 стран, представляющих Азию, Африку и Южную Америку. В четвертую группу с низким уровнем развития человеческого потенциала (0,53-0,30) входят беднейшие государства мира - более 40 стран.

По значению ИРЧП Беларусь превосходила многие европейские страны и к 1990 г. занимала 40-е место среди 174 стран мира. После кризиса 1990-х гг. Беларусь практически восстановила экономический потенциал страны и по ИРЧП она поднялась до 50-го места в мире (2013 г.). Типы стран мира. В конце ХХ в. сложились новые типы стран мира. По ряду показателей (величина ВВП, объем промышленной и сельскохозяйственной продукции, качество жизни и др.), а также по особенностям социально-экономического и политического развития выделяют три основные группы стран мира (рис. 40).

Первая группа - это экономически высокоразвитые страны , страны с высоким уровнем экономического, культурного и социального развития, играющие ведущую роль в мировой экономике. Сюда входят главные экономически высокоразвитые страны: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и . На долю этих стран приходится 2/3 мирового ВВП. К этой группе относятся также экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы: Бельгия, Швейцария, Австрия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Люксембург и др., а также страны «переселенческого капитализма», которые не знали феодализма и социально-экономический уклад которых сформировали иммигранты из Европы, - Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.

Вторую группу образуют экономически среднеразвитые страны Западной Европы (Испания, Португалия, Греция, Ирландия) и Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия и др.). По уровню развития они заметно отстают от стран первой группы. Вступление этих стран в Европейский союз способствовало их экономическому развитию и повышению уровня жизни.

Третью группу образуют развивающиеся страны . Это страны Восточной Европы, страны Балтии, ряд стран СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Армения, Туркменистан и др.), Монголия, Китай, Вьетнам и др. Развивающиеся страны занимают более половины площади суши, в них проживает почти 80 % населения земного шара.

Ключевыми странами в группе развивающихся стран являются Китай, Индия, Бразилия, Россия, Мексика. Они концентрируют 2/3 мировых запасов полезных ископаемых и сосредоточивают около 1/2 населения мира.

Среди развивающихся стран выделяют новые индустриальные страны. Они отличаются высоким уровнем развития промышленного производства. К ним относятся Республика Корея, Сингапур, Тайвань (в составе КНР), Таиланд, Индонезия, Малайзия, Филиппины. Экономические показатели этих стран Юго-Восточной Азии в основном соответствуют показателям промышленно развитых государств, однако у них имеются еще и черты, присущие всем развивающимся странам. Небольшую группу среди развивающихся стран образуют страны - экспортеры нефти с высокими доходами от торговли нефтью (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и др.).

В группу развивающихся стран входят также наименее развитые страны. У этих стран сравнительно низкий уровень развития экономики, по всем основным социально-экономическим показателям они очень сильно отстают от развитого мира и служат в основном поставщиками сырьевых ресурсов для развитых стран. Это самая многочисленная и разнообразная группа - около 140 стран. В основном это бывшие колонии, которые, получив политическую самостоятельность, попали в экономическую зависимость от своих бывших метрополий. Это большинство стран Африки, Азии, Латинской Америки, Океании. Многие из них получили независимость после Второй мировой войны.

Основными показателями социально-экономического развития стран являются ВВП и ИРЧП. Уровень развития мирового хозяйства определяют экономически развитые страны. В мировой экономике возрастает роль Китая и новых индустриальных стран.

Стабильное состояние государства зависит от его экономического развития. Этот процесс многоплановый и охватывает множество систем. Каждая страна создает свою модель экономики, на которую опирается в усовершенствовании финансовой системы. Несмотря на собственные разработки, эти модели схожи и имеют общие закономерности.

Понятие

Экономическое развитие – это положительный признак уровня экономики в контексте расширенного производства и постепенного улучшения качества, производительных сил и различных сфер общества.

Помимо этого, экономическое развитие представляет собой формирование отношений в обществе. Оно происходит в устоявшихся условиях системы экономики и процесса, при котором распределяются материальные блага.

Впервые об экономическом развитии заговорили в 1911 году. Шумпетер написал книгу «Теория экономического развития», где помимо основных положений и классификаций, указал расхождение между понятиями «развитие» и «рост экономики». Рост экономики направлен на подъем количественных показателей, а вот развитие указывает на положительное движение в изменении качества, новшеств и производства.

Россия развивается

Экономическое развитие России следует рассматривать отдельно от всего мира. Так сложилось, что данная модель осталась со времен СССР, и экономика развивается в посткоммунистическом направлении. Несмотря на схожесть проблем с другими странами, Россия не вышла из социализма, а поэтому решает кризисы в другом русле.

Экономическое развитие России началось в 1999 году. Это произошло по нескольким причинам:

  1. Преодоление кризиса 1998 года и улучшение уровня рынка нефти.
  2. Эффективные реформы российского правительства.

Также на развитие финансового сектора огромное влияние оказала глобализация. Это процесс, при котором мирохозяйственные связи происходят при экономической зависимости стран. Глобализация ныне влияет на экономику множества других стран. Рост объемов торговли и финансовых потоков значительно опережает материальное производство.

В экономическом развитии России легко можно найти сходства с системами других стран: природа, цель и содержание. Советская финансовая система, которую использует российское правительство, ныне считается наиболее мощным механизмом, который накапливает капитал и отделяет труд от собственности.

Помимо всего прочего, решающую роль играют и инновационная деятельность, высокий уровень технологичности производства, создание конкурентоспособной продукции, а также эффективное сотрудничество на мировом рынке.

Социальная составляющая

Социально-экономическое развитие подразумевает некую систему, которая включает в себя динамическое развитие процессов производства, обменов, распределений и потреблений материальных и других благ.

Из-за того, что социально-экономическая система – это сложная и многофункциональная схема, она содержит множество свойств, учитывая которые, можно охарактеризовать и смоделировать её. Социально-экономическое развитие включает в себя:

  • изменения общественного сознания;
  • смена традиций и привычек;
  • развитие производства и дохода;
  • изменение структуры общества с точки зрения институций, социума и администраций.

Процесс данного развития имеет следующие задачи:

  1. Улучшение показателей уровня дохода, забота о здоровье населения, а также качественное образование.
  2. Формирование условий, при которых повышается уровень самоуважения людей, благодаря созданию определенных систем (социальной, экономической, политической и т. д.).
  3. Защита экономической свободы граждан.

Министерство

Министерство экономического развития – это орган государства, который отвечает за разработку, внедрение и контроль экономической политики в стране, также обеспечивает стабильность торговли с другими державами, с помощью представительств.

В России Министерство экономического развития – это федеральный отдел, который отвечает за проведение государственной политики создание соответствующего законодательства. Помимо того, он занимается прогностикой социально-экономического развития, функционирования предпринимательской деятельности, малого бизнеса, а также юридических лиц и предпринимателей.

Особенности европейского мира

Каждое государство в мире разрабатывает свои особенности экономического развития. Страны Евросоюза имеют схожие системы экономики, а поэтому их относят к группе государств с однотипной финансовой системой. Каждая из держав Европы имеет высокий показатель экономического развития.

Наиболее мощными странами на этой территории являются Германия, Франция, Италия и Великобритания. В европейском регионе именно эти страны играют основную роль в формировании направления хозяйственного, социального и политического развития.

Остальные государства относятся к малой группе. Но и они имеют достаточно устойчивую и сильную экономику. Они отвечают за узкую типизацию производства и генерирование высококачественной продукции.

Развитое общество

Специалисты-экономисты и политологии ежечасно пристально следят за динамикой прогресса экономики в странах. На качество жизни в них влияют и конструктивные изменения, происходящие в национальных системах денежного оборота.

Экономическое развитие общества – это процесс, который имеет множество деталей и охватывает все сферы экономики. Показателями этого процесса могут быть различные цифры, главными считаются ВВП/НД.

Из-за того, что процесс экономического развития общества сложный и многоплановый, уровень экономики измеряют через экономический рост и его данные, а конкретнее - через изменение объемов производства.

Развитие экономики общества не стабильно. Причем это явление не только указывает на восхождение показателей, но и иногда имеет заниженную степень. В 90-е гг. в странах СНГ замечался резкий спад экономического развития, связанный с низким уровнем производства, деградацией структуры экономики, а также заниженным уровнем жизни населения.

Уровень стран

Как уже говорилось ранее, из-за того, что прогресс имеет расширенные показатели, определить уровень экономического развития сложно лишь одним наименованием. Это связано также и с тем, что критерии географические и исторические у каждого государства разные, тут же не найти сходства в комбинации материальных и финансовых ресурсов.

Итак, помимо показателей ВВП/НД, следует обратить внимание на структуру экономики и уровень качества жизни. Каждый из них рассмотрим подробнее.

ВВП/НД – это те самые ведущие значения в определении уровня развития экономики. Например, НД с точки зрения покупательной способности в небольшой европейской стране Люксембург составляет более 51 тысячи долларов. Для сравнения, в США этот показатель составляет 36 тысяч. Хотя очевидно, что экономический потенциал первой и второй страны несравним. В России НД составляет почти 8 тысяч долларов, а это указывает на то, что страна не дотягивает до развитых, но почетно может занять место в развивающейся группе.

Следует отметить, что даже если показатели ВВП/НД в одной стране выше, чем в другой, это не доказывает того, что первая держава более развита. Поэтому для определения принимают еще и другие значения экономического развития. Некоторые государства еще не смогли обзавестись структурой экономики, которая соответствовала бы современным требованиям. По этим показателям Россию можно было бы отнести именно к развитым странам, нежели к развивающимся.

А вот качество жизни имеет многозначное определение. Сюда относят и продолжительность жизни, особенности образования, устойчивость иммунитета к заболеваниям, функции медицинского обслуживания, защита личности, состояние окружающей среды и т. д. Некоторые значения можно объединить с помощью индекса человеческого развития.

Системы развития

Развитие экономических систем прошло три этапа. Прежде чем мы их рассмотрим, следует обратить внимание на само понятие. Экономические системы – это синоним экономической структуре общества. В своем роде это совокупность некоторых элементов, которые связаны между собой и представляют некую целостность.

Итак, все существующие экономические системы, так или иначе, прошли три ступени развития. Первая – это доиндустриальное общество. В это время основным доходом служило натуральное производство, основанное на сельском хозяйстве. Из-за низких показателей эволюции общества человеку приходилось относить себя к биологическому циклу природы и полностью зависеть от него.

Данный этап характерен тем, что форма хозяйства не имела общественного разделения труда, была замкнута. Доиндустриальное общество довольствовалось собственными ресурсами и их использованием. На тот момент речь о техническом оснащении не могла идти, так как развитие этой системы находилось на низком уровне.

Второй ступенью стало индустриальное общество. После промышленной революции производственные структуры привели к замене производительных сил на общественные. Формировалось фабричное производство, и менялся характер труда. Тут же переворачивается и приоритет города перед деревней. Всеобщий характер получили товаро-денежные процессы.

Вследствие научно-технической революции произошли изменения экономической системы, и она ступила на третий этап – постиндустриальное общество. Наука становится производительной силой, а на волне всеобщей революции возникает постиндустриальная экономика. Главным инструментом развития становятся знания и информация. Так завершились этапы экономического развития.

Стратегия

Стратегия экономического развития – это схема, по которой происходит долгосрочное управление социально-экономическими процессами в системе экономики. Экономическая стратегия разрабатывается государством на несколько лет (до 15).

Она определяет цели развития финансового сектора в контексте национальной экономики, улучшение показателей отдельных отраслей и регионов. При этом соответствующие органы находят наиболее эффективные пути достижения поставленных задач с использованием определенных методов и средств.

Регион

Экономическое развитие региона – это процесс, при котором органы власти региона выполняют намеченные экономические цели в условиях кризиса и других изменений. Основная цель данного процесса – улучшение качества жизни населения. При этом задачи, которые ставит перед собой орган власти, схожи с теми, что формирует экономическое развитие государства в кризисной ситуации. Прежде всего, это увеличение показателей среднего дохода, качества образования, питания и защита здоровья и жизни гражданина.

В этом понятии существует термин устойчивое развитие региона. В этом случае можно наблюдать стабильные положительные показатели, указывающие на изменения, но оставляющие систему сбалансированной.

Управление экономическим развитием региона

Главным инструментом управления экономическим развитием региона является стратегическое планирование. Данный термин означает стратегическое управление и метод современного менеджмента. В некоторых ситуациях этот вариант не просто желателен и эффективен, а и является необходимым методом управления.

Стратегическое управление можно использовать в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях. Этот метод решит главный вопрос: как выйти из кризиса и улучшить качество жизни.

В 1964 г., с отставкой Н.С.Хрущева стала очевидной необходимость проведения экономических реформ, т.к. снижались темпы экономического развития.

Преобразования коснулись, прежде всего, сельского хозяйства. В марте 1965 г. были утверждены планы закупок сельхозпродукции по твердым ценам на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения на содержание личных подсобных хозяйств. Увеличились поставки техники на село.

Однако, огромные средства, направляемые на развитие сельского хозяйства, использовались зачастую неэффективно. Часть их неоправданно расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы. Введение стабильных денежных окладов в колхозах обернулось развитием иждивенческих настроений.

Реформа не искоренила трудностей: допускались нарушения в политике планировании заготовок, многие виды сельхозпродукции продавались государству по символическим ценам, отсутствовала система стимулирования личной заинтересованности в результатах труда. Все это привело к увеличению числа убыточных совхозов и колхозов.

Страна, обладающая самыми богатыми в мире черноземами, оказалась импортером зерна и продуктов питания.

Осенью 1965 г.

стала осуществляться экономическая реформа в промышленности.Главными ее положениями стали изменение условий планирования и изменение экономического стимулирования.Раньше главным показателем был выпуск валовой продукции в стоимостной форме, и предприятие стремилось выпускать самую дорогостоящую продукцию, а теперь главное – реализация всего изготовленного и получение прибыли.

Согласно реформе вводились изменения в систему управления промышленностью – упразднялись совнархозы и восстанавливалось отраслевое управление через министерства.

В процессе осуществления реформы развернулось слияние мелких предприятий с крупными. Создавались производственные объединения. Входившие в их состав заводы и фабрики были связаны производственной кооперацией по выпуску готовой продукции или комплексной переработкой сырья. Подразделения некоторых производственных объединений размещались в разных экономических районах и союзных республиках.

Для экономического стимулирования производителей было разрешено в распоряжение предприятий оставлять часть доходов, которую делили на три фонда:

1) Фонд самофинансирования производства.

2) Фонд материального поощрения.

3) Фонд социально – культурного и бытового развития.

Реформа промышленности дала немалый экономический результат.

За годы восьмой пятилетки (1966 – 1970) объем промышленного производства вырос в 1,5 раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе ВАЗ).

Общая длина построенных нефте – и газопроводов превысила 35 тыс. км. Огромные средства вкладывались в военный комплекс.

Индустриальное развитие 70-х - начала 80-х гг. характеризовалось еще и политикой формирования единого народно – хозяйственного комплекса. Развивались процессы общесоюзного разделения труда.

Однако, на рубеже 70-х – 80 –х гг. значительно ухудшились условия народно – хозяйственного развития.

· Уменьшение рождаемости населения в 60 –е гг. привело к сокращению притока трудовых ресурсов.

· Увеличились расходы на развитие оборонных отраслей.

· В тяжелой индустрии, прежде всего в машиностроении, не выполнялись планы научно – технического прогресса – оборудование износилось физически и устарело морально. Наша страна не вступила в период технологической революции, тогда как в мире уже происходил переход к использованию ЭВМ, роботов, микроэлектроники.

У нас к началу 80 –х гг. вручную работали 40% рабочих в промышленности, до 60% строителей, до 75 % работников сельского хозяйства.

· Истощились традиционные сырьевые источники и центры добывающей промышленности переместились в восточные районы страны, что повысило себестоимость топливно – энергетического сырья.

· В мире резко упали цены на нефть, которая была основным предметом советского экспорта.

Получаемые «нефтедоллары», в 70 – х гг. по преимуществу тратились на закупку товаров группы Б (легкой и пищевой промышленности), в то время, когда нужно было уделить большее внимание приобретению новых технологий.

Отставание в производстве товаров группы Б было существенным. Можно предположить, что это связано, в первую очередь, с гонкой вооружений навязанной США. Дефицит товаров широкого потребления привел к образованию теневой экономики. Наличие теневиков, в свою очередь, привело к появлению системы рэкета, т. е. складыванию организованной преступности.

Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило слабость социальных программ. Социальная сфера финансировалась по остаточному принципу. Значительно были урезаны государственные расходы на здравоохранение. Селяне отставали в медицинском обеспечении, им не хватало дошкольных учреждений, предприятий бытового обслуживания и общественного питания. Это являлось основной причиной оттока сельских тружеников в города.

Успешнее других шло решение жилищной проблемы.Массовое строительство жилья позволило улучшить бытовые условия сотням тысяч горожан. К началу 80 –х гг. 80 % семей имели отдельные квартиры.

В целом положение основной части населения страны улучшилось. В обыденную жизнь входили холодильники, телевизоры, стиральные машины, автомобили, мотоциклы и др. На 58 % выросла заработная плата. Все трудящиеся имели финансовую возможность отдохнуть в санаториях и пансионатах, отправить детей на лето в пионерские лагеря и здравницы, пересечь страну из одного конца в другой за незначительную плату.

  1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР

На рубеже 60 – 70 – х гг. деятельность СССР на международной арене значительно активизировалась. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны принимало усилия для ослабления международной напряженности.

Для СССР международная обстановка оставалась сложной и противоречивой:

  • Отношения с Западом вновь осложнились из-за начавшейся агрессии США во Вьетнаме (1964 – 1975 гг.).
  • Единый в прошлом «социалистический лагерь» находился в состоянии раскола из – за политики Китая.

Тем не менее, после целой полосы кризисов началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом.

Достижение Варшавским договором к началу 70 - х гг. стратегического паритета (равенства) с НАТО привело западных политиков к отказу от желания выиграть ядерную войну и, как следствие, не проиграть ее. Результатом стратегического паритета явилась политика «разрядки».

Заключались различные соглашения: о экономическом сотрудничестве; о признании окончательными послевоенных границ и др. Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ – 1), договора о противоракетной обороне (ПРО) явилось началом политики «разрядки» международной напряженности.

Кульминацией процесса «разрядки» стало совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 г. в г. Хельсинки. Участники совещания – главы 33 государств Европы, США и Канады – подписали декларацию принципов взаимоотношения и сотрудничества стран. Этот документ провозгласил:

  • незыблемость послевоенных границ,
  • суверенитет стран,
  • их равенство,
  • неприменение силы и мирное урегулирование спорных вопросов,
  • уважение прав человека.

На Западе итоги хельсинских соглашений рассматривались в целом как победа советской дипломатии.

В 1978 г. между СССР и США подписан договор ОСВ – 2 по ограничению стратегического вооружения.

Процесс разрядки оказался недолговременным. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах мира:- в СССР появились ракеты средней дальности РСД – 10;

США в Западной Европе развертывают ракеты «первого удара» «Першинг – 2» и «Томагавк».

В связи с этим проводились специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. Но принципиальные различия в подходе к проблеме разоружения не позволяли достичь договоренности стран НАТО и Варшавского договора.

Завершение разрядки произошло в конце 1979 г.в связи с вводом советских войск в Афганистан.

С приходом в США к власти Рональда Рейгана (в 1980 г), советско – американские отношения обострились и продолжали оставаться напряженными до 1986 г. (встречи Рейгана и Горбачева в Рейкьявике).

Взаимоотношениям с социалистическими странами руководство СССР уделяло первостепенное внимание. Увеличился объем взаимного товарооборота с государствами СЭВ, предпринимались шаги по усилению экономической и военной интеграции стран Восточной Европы. Комплексная программа социалистической экономической интеграции была принята в 1971 году. Она включала международное разделение труда, сближение экономики государств СЭВ.

В рамках СЭВ действовало несколько десятков государственных учреждений, призванных способствовать экономической интеграции соцстран. Расширялись масштабы работ по совместному освоению природных ресурсов и сооружению промышленных предприятий на территории стран – членов СЭВ. При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции, заводы и комбинаты в социалистических странах.

Таким образом, серией межгосударственных договоров и соглашений, а также путем создания межгосударственных учреждений в рамках СЭВ был значительно ограничен суверенитет социалистических стран. Политика «ограниченного суверенитета»проводимая советским руководством по отношению к социалистическим странам была на Западе названа «доктриной Брежнева».

Но вместе с тем в социалистическом лагере время от времени происходили кризисные явления. В 1968 г. произошел чехословацкий кризис. Суть его заключалась в том, что новое руководство Чехословакии во главе с Александром Дубчеком начало широкие демократические преобразования в республике не согласовав их с Москвой. Для борьбы с антисоциалистическими обновлениями в Чехословакию были введены войска Организации Варшавского договора (СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии).В августе из ОВД вышла Албания.В 70-х гг. начались массовые выступлении рабочих в Польше, приведшие к образованию независимого профсоюза «Солидарность».

В разные периоды осложнялись отношения с Китаем, Румынией, Югославией, Корейской народной демократической республикой. Проблемы во взаимоотношениях возникали из-за стремления этих стран к определенной самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.

В конце 60 –х гг. начались даже вооруженные провокации со стороны Китая на советско – китайской границе в районе о. Даманский.

В 1979 г. вспыхнула война между Китаем и Вьетнамом, в которой СССР поддержал Вьетнам.

Особенно тяжелым было положение крестьянства, испытывавшего тройной гнет (короля, феодала и церкви). Основная масса крестьянства была во Франции безземельной. За пользование землей французский крестьянин выплачивал феодальную ренту, составляющую до 1/4 собранного урожая. Еще более тяжелой была выплата денежного оброка – чинша.

Выплачивали крестьяне, кроме того, десятину в пользу церкви и три налога королю (талью – с доходов, капитацию – подушную подать, двадцатину – налог с земли). Огораживание в отличие от Англии во Франции не приняло больших масштабов.

Отставала Франция и в развитии промышленности. Господство цехового строя препятствовало удовлетворению растущего спроса на промышленные изделия и ограничивало городской бедноте возможности заработков. Поэтому против цеховой организации ремесленного производства выступали нарождавшаяся буржуазия и низшие слои горожан. Не получила должного развития и торговля из-за преобладания сельского населения, а также наличия внутренних таможенных пошлин.

Однако буржуазные отношения во Франции зарождались, и происходил процесс первоначального накопления капитала. Основными его каналами стали налоговая система, государственные займы (т.е. система государственного долга), продажа судебных и финансовых должностей. Особенно обременительным был налог на соль. В 1439 г. введен прямой налог – большая, или королевская, талья, взимавшийся с земли, имущества или персонально (подушно).

Величина налога не была фиксированной и, налогоплательщики страдали от произвола сборщиков. В 1549 г. во Франции наряду с большой тальей ввели малую талью, доходы от которой шли на оплату войска. В XVI в. была введена откупная система: в 1604 г. сюринтендант финансов М. Сюлли (1560-1641) установил обще-французский откуп налогов. Откупная система стала источником первоначального накопления капитала.

Первые государственные займы-ренты были выпущены во Франции в 1522 г., когда король Франциск I (1494-1543) взял в долг у парижских банкиров 250 тыс. ливров из расчета 10%. Началась спекуляция на курсе рентных бумаг, росли проценты.

Порождением системы государственного долга стала тонтина – наследование права получения процентов по государственным займам. С этого времени увеличивалось число рантье – лиц, живущих на проценты с ценных бумаг. Однако бесконтрольный выпуск государственных рент привел к банкротствам. И в 1596 и в 1604 гг. Сюлли вынужден был аннулировать государственные займы.

Увеличение королевской тальи и других налогов, а также усиление ростовщической эксплуатации во Франции определили процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьянства. Зажиточные и буржуазные слои пользовались возможностью скупать права дворян на сбор ренты, брали на откуп сбор косвенных налогов, занимались ипотечным кредитом, покупали землю. Таким образом, во Франции преобладали не предпринимательство, а ростовщичество и откупные операции. Многие французские буржуа предпочитали быть чиновниками огромного административно-судебного аппарата и покупали должности за деньги.

Эти особенности социально-экономического развития Франции обусловили и своеобразие мануфактурного строительства. В отличие от Англии, где развитием мануфактур занималась буржуазия, во Франции мануфактурные предприятия возникали при участии государства.