Экономический механизм природопользования. Экономический механизм управления природопользованием

Экономический механизм управления природопользованием

В условиях перехода российского общества к рыночной экономике в системе управления природопользованием значительно повышается роль экономических средств и методов.

Экономический механизм природопользования связан с вовлечением физических и юридических лиц в систему социально-экономических отношений по поводу объектов природы (концентрированно выражающихся в отношениях собственности на природные ресурсы и естественные условия жизни людей) и использованием экономических рычагов регулирования отношений в сфере природопользования.

В составе экономического механизма природопользования можно выделить следующие его основные элементы и методы.

1. Законодательно определенные основания вступления физических и юридических лиц в отношения владения, пользования или распоряжения теми или иными объектами природы и оформления этих отношений, различающихся в зависимости от характера экономического отношения, типа природопользования (землепользование, лесопользование и т.д.) и типа субъекта. Эти основания могут иметь как договорной так и внедоговорой характер.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность в окружающей природной среде, достаточно частым условием включения в систему экономических отношений в сфере природопользования являются договор и лицензия.

Договор это осуществляемое в законодательно установленной форме соглашение сторон, которое предусматривает условие и порядок использования ресурсов, права и обязанности природопользователя, платежи за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и порядок разрешения споров. Договор природопользования заключается с исполнительным органом власти на основе заключения экологической экспертизы и лицензии.

Лицензия - разрешение на пользование природными объектами выдаваемое специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды с указанием видов, объемов, лимитов использования природных ресурсов, экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов и последствий их несоблюдения.

2. Установление лимитов (экологических ограничений) на природопользование. Лимиты - объемы предельного использования природных ресурсов и негативного воздействия на окружающую среду (выбросов, размещения отходов), установленные природопользователю на определенный срок.

Разработка экологических прогнозов и федеральных программ в области экологического развития и целевых программ в области охраны окружающей среды. Ряд вопросов, относящихся к данному элементу экономического механизма был рассмотрен в связи с функцией планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов. В рассматриваемом контексте нельзя не отметить важное значение разрабатываемых на основе долгосрочных экологических прогнозов федеральных государственных целевых программ -связанных по ресурсам, срокам комплексов научно-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение экологических проблем. В качестве примеров таких программ, разработанных и осуществляемых в последнее десятилетие, можно было бы назвать такие как "Экологическая безопасность России", "Конверсия - экология", "Лесовосстановление в России", "Охрана лесов от пожаров", "Мониторинг земель РФ" и др.

Финансирование и материально-техническое обеспечение программ в области экологического развития и охраны окружающей среды. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета, предприятий, экологических фондов, кредитов банков, добровольных взносов населения, иностранных граждан и юридических лиц.

Проведение экономической оценки природных, природно-антропогенных объектов и воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Экономическая оценка природных объектов является условием вовлечения их в экономический оборот. Экологизация экономики предполагает соответствующее совершенствование экономических рычагов: исчисления издержек; установления арендной платы, налогов, кредитных ставок;

формирования системы ценообразования; определения стоимостных оценок и величины ВНП. На каждую единицу продукции ныне приходится свыше 10 единиц отходов, имеющих отрицательную стоимость и не вычитаемых из ВНП, завышающего уровень нашего благосостояния. Ущерб от ошибок в природопользовании и экологической политики приближается, по мнению Н.Ф. Реймерса, к размерам всего получаемого валового продукта.

Адекватная дифференцированная экономическая оценка природных объектов должна основываться на их всесторонней и объективной качественной и количественной оценке в натуральных показателях, принципах современной ресурсологии. В идеале она должна исходить из отчетливого понимании роли природных объектов в системных взаимосвязях разного уровня, их значения в интегральном территориальном, региональном и глобальном природно-ресурсном потенциале, учета не только реальных (современных), но и потенциальных издержек их использования и восстановления. Расчет должен строиться не только на эгоистических устремлениях того или иного региона или государства, а на основе понимания интегрального единства мира людей в рамках единой биосферы. Человечество подошло к необходимости определения квот использования любых природных ресурсов и экологических условий странами и народами, установлению платы за изменение экосистем и геосистем планеты.

Установление платности за природопользование, которая, в соответствие с законодательством РФ включает:

плату за пользование природными ресурсами (в пределах лимитов и сверхлимитное);

плату за загрязнение среды и иные негативные виды воздействия на окружающую среду (в пределах лимитов и сверх установленных лимитов).

Экологическое страхование - представляет собой систему действий сторон, направленных на возникновение и исполнение обязательств по защите имущественных интересов физических и юридических лиц на случай экологических рисков. Это защита от возможного вреда, причиненного непреднамеренным загрязнением или разрушением природной среды. Экологическое страхование может иметь объектом собственность, имущество и здоровье граждан и осуществляться как в добровольной, так и обязательной форме на случай рисков (аварий, катастроф, стихийных бедствий). Наряду с "Законом об охране окружающей среды" отношения страхования регулируются Законом РФ "О страховании" от 27 ноября 1992 г. и соответствующими разделами Гражданского кодекса РФ. Исполнение обязательств по экологическому страхованию предполагает страховой случай, страховую оценку имущества, страховую сумму выплат, страховое возмещение - ту сумму, которая выплачивается при условии наступления страхового случая.

Создание экологических фондов - системы внебюджетных средств, используемых для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных задач. В предшествующем законе "Об охране окружающей природной среды" определялись система этих фондов (федеральные, региональные, местные), источники формирования и направления использования. В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" отсутствует специальная статья, посвященная экологическим фондам. Осознание важности экономических стимулов для решения острых экологических проблем привело к образованию ряда международных экологических фондов: Всемирного фонда охраны природы, Фонда центра за наше общее будущее, распространяющего идеи и рекомендации МКОСР; Фонда глобального экологического содействия, учрежденного в 1990 г. Программой развития ООН, ЮНЕП и Всемирным банком; Фонда Совета Земли и др.

Экономическое стимулирование - это система экономических мер мотивации деятельности субъектов природопользования в соответствии с экологическими нормативами и требованиями, проявляющихся в:

установлении налоговых и иных льгот;

введении поощрительных цен на чистую продукцию и технологии;

повышении налогообложения экологически вредной продукции и технологий; экономический экологический фонд мотивация

льготном кредитовании субъектов природопользования, эффективно защищающих природу;

повышении норм амортизации основных производственных природоохранных фондов.


Природоохранная деятельность промышленного предприятия в значительной степени регламентируется административными методами, путем установления предельно допустимых концентраций вредных веществ, предельно допустимых выбросов и сбросов тех или иных загрязняющих веществ, выделяемых конкретными источниками (предприятиями) данной территории.
При переходе к рыночным отношениям возрастает роль экономического механизма управления природопользованием, сущность которою заключается в создании у преднриятий-природопользователей экономической заинтересованности в осуществлении природоохранных мер и экономической ответственности за нарушение установленных правил и норм природопользования.
Экономический механизм управления природопользованием в Российской Федерации определен Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (2002 г.). Основными методами экономического регулирования в области охраны окружающей среды являются: установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов про

изводства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержка предпринимательской, инновационой и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.
Платность природопользования включает плату за природные ресурсы и за загрязнение окружающей природной среды.
Плата за природные ресурсы (земля, вода, лес, недра и т. п.) представляет собой денежное возмещение природопользователем общественных затрат по изысканию, сохранению и восстановлению используемых природных ресурсов.
В настоящее время в России сформировалась сложная и неоднородная совокупность финансовых обязательств ириродопользо- вателей перед государством в области использования природных ресурсов, включая налоги и платежи в области недропользования, использования земельных, водных, лесных ресурсов, ресурсов животного мира .
Налоговый кодекс Российской Федерации (с учетом введения всех ею статей) устанавливает ряд федеральных налогов, призванных заменить эти платежи, к числу которых относятся налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животною мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (ст. 13). В то же время Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен в составе местных налогов земельный налог, который должен стать основой местных бюджетов (ст. 15),
Важнейшим инструментом экономического регулирования природопользования являются платежи за загрязнение окружающей среды. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 16) наряду с платностью выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов предусмотрена плата за сброс микроорганизмов в водные объекты и вредные физические воздействия на окружающую среду.
Плата за загрязнение является формой компенсации экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, а также размещения отходов. Эта плата возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержания выбросов и сбросов в пределах нормативов, утилизацию отходов, затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.
Действующие ставки экологических платежей определены Постановлением Правительства Российской Федерации «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» от 12 июня 2003 г. № 344 с последующими изменениями.
Устанавливаются два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Размер платежей природопольэователей определяется как сумма платежей за загрязнение: в размерах, не превышающих установленные природопользова- телю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ (ПДВ, ПДС); в пределах установленных лимитов выбросов (сбросов), размещения отходов; за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.
При этом платежи за выбросы (сбросы) в пределах допустимых нормативов оплачиваются по одной, базовой ставке, сверх Г1ДВ, но в пределах установленных лимитов по ставке, превышающей базовую в 5 раз. Плата за сверхлимитные выбросы (сбросы) рассчитывается по ставке платы в пределах установленного лимита с введением 5-кратного повышающего коэффициента.
Рассмотрим пример расчета платежей (условный).
Предположим, что предприятие осуществляет выбросы в атмосферу, в которых содержится 3 контролируемых загрязнителя. Исходные данные для расчета приведены в табл, 15.1.
Таблица 15.1 Исходные данные

По первым двум веществам имеет место превышение фактических выбросов над лимитами. Для третьего вещества выбросы меньше установленного лимита. По первым двум веществам имеет место превышение фактических выбросов над предельно допустимыми. Кроме того, по первому веществу установлен лимит (временно согласованный норматив).
Выбросы данного вещества, превышающие Г1ДВ, но в пределах временно согласованного норматива, оплачиваются по базовой ставке, увеличенной в 5 раз, сверхлимитные - по ставке, увеличенной в 25 раз.
По второму веществу лимит не установлен, поэтому при расчете суммы платежа за выбросы размер выбросов сверх предельно допустимого уровня оплачивается по базовой ставке, увеличенной в 25 раз.
При расчете учитывается коэффициент экологической ситуации в регионе (учитывающий состояние атмосферного воздуха и почвы по экономическим районам РФ, в расчетах принят равным 2).

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составит: по первому веществу Рх = х 2 - 4550 руб.; но второму веществу Р7 в х 2 - 9840 руб.
Суммарный платеж за все выбросы составит: 15 846 руб.
При аварийном загрязнении окружающей среды устанавливаются штрафы (до десятикратного размера) к нормативам платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов.
С началом гиперинфляционных процессов в экономике России ставки платежей за загрязнение неоднократно корректировались, однако темпы этой корректировки в значительной степени отставали от темпов инфляции, что привело к снижению роли платежей за загрязнение как экономического инструмента регулирования природоохранной деятельности.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду распределяются следующим образом: 20% направляется в федеральный бюджет на реализацию природоохраиных мероприятий федерального значения, 40% в региональный бюджет и 40% - в местные бюджеты.
Для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей среде, компенсации причиненного вреда во многих регионах действуют государственные экологические фонды. Средства экологических фондов являются важным, но не единственным источником финансирования природоохранных мероприятий. Источники финансирования природоохранной деятельности представлены на рис. 15.4.
Использование кредитов банка на финансирование природоохранной деятельности в последние годы было невозможно из-за высокой ставки процента по кредитам. Текущая финансовая политика России не ориентирована на расширение каких-либо льгот, в том числе на предоставление льготных кредитов для финансирования природоохранных мероприятий.
Иностранные и частные инвестиции пока практически не привлекаются.
Действующим законодательством предусмотрен ряд налоговых и иных льгот природопользователям. Собственно налоговые льготы при осуществлении природоохранной деятельности, предусмотренные федеральным законодательством, незначительны. Налоговым кодексом РФ (ст. 67) предусмотрен инвестиционный налоговый кредит при проведении научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения производства, направленных на защиту окружающей среды. Некоторые льготы установлены также Федеральным законом «О налоге па имущество предприятий» (ст. 6, п. «6»).

Рис. 15.4. Источники финансирования природоохранной деятельности

В то же время имеются широкие возможности установления налоговых и иных льгот па региональном и местном уровне. Однако эти льготы распространяются только на ту часть налогов, которая подлежит зачислению в бюджет того уровня, па котором эти льготы установлены.
Дальнейшее развитие и совершенствование системы экономического регулирования природоохранной деятельности будет определяться преобразованием социально-экономических отношений, главным образом, отношений собственности. Объектом собственности в данном случае является ассимиляционный потенциал территории.
Ассимиляционный потенциал любой экосистемы характеризуйся системой отношений двойной собственности. С одной стороны, он принадлежит обществу в целом, а с другой - соответствующей территории (административно-территориальному образованию).
Реализуя право собственника, общество в целом устанавливает нормативы предельной нагрузки (предельного превышения выбросов (сбросов) над ассимиляционным потенциалом). Территориальный орган вправе ужесточить нормативы.
Обратимся к рис. 15.5.
- предельный ущерб от загрязнения; - предельные природоохранные затраты.
Рис. 15.5. Определение платы за выбросы

Плата за выбросы и сбросы (или цены лицензий) должна отражать экономическую оценку ассимиляционного потенциала. Общество и территория (регион) выбирают стратегию использования ассимиляционного потенциала и, исходя из этого, назначают платеж за выброс (сброс). Если придерживаться оптимума загрязнения, то платеж должен составить Р,. Если мы не хотим превышать ассимиляционный потенциал, то платеж будет гораздо выше - Р3. При необходимости поддержать какое-либо заданное состояние среды, обеспечиваемое при выбросах выше ассимиляционного потенциала, но ниже экономического оптимума загрязнения (J2), платеж будет равен Р2.
Углубление рыночных отношений предполагает формирование рыночного механизма продажи прав на изменение окружающей среды, торговлю правами на выбросы. Такой подход базируется на первоначальном распределении разрешений на загрязнение между предприятиями. От предприятия требуется соблюдение стандарта (норм) либо путем инвестирования в очистные технологии, либо путем приобретения разрешения у тех предприятий, которые достигли большего сокращения выбросов, чем это было предусмотрено первоначальным распределением разрешений.

Документальное закрепление прав осуществляется путем лицензирования. В сфере экологической деятельности н промышленно развитых странах нашли применение лицензии на право выбросов загрязняющих веществ и на право разработки месторождения природных ресурсов.
Так, экологическая лицензия на выбросы - это ценная бумага, дающая владельцу право на выбросы конкретного загрязнителя на определенный период времени. Общее количество лицензий предприятия должно соответствовать объему фактических совокупных выбросов. Цена экологической лицензии па одно какое-либо загряз- няющее вещество меняется в зависимости от сезона, времени суток, экологической ситуации в регионе.
В CI.IA концепция экологического лицензирования разрабатывается с начала 70-х гг. К концу десятилетия концепция стала реальным механизмом регулирования.
Для предприятий, предоставляющих права на загрязнение на продажу, становится выгодным использовать экономию от масштаба осуществления природоохранных инвестиций и достигать установленного стандарта наиболее эффективным способом, получая компенсацию от других предприятий за сэкономленные права.
Предприятия, у которых издержки но утилизации отходов очень велики, могут достигнуть стандарта путем приобретения прав на выбросы, а нс инвестирования в природоохранное оборудование. При этом они также минимизируют свои издержки на сокращение выбросоа
Система торговли правами может быть эффективно использована при выдаче разрешений на размещение новых предприятий на территории с напряженной экологической обстановкой. Новое предприятие должно приобрести право на эмиссию загрязняющих веществ, выкупив его у других предприятий региона.
Развитие торговли правами на выбросы, формирование рынка таких прав приводят к необходимости создания элементов рыночной инфраструктуры, обслуживающей сделки по торговле правами.
Сокращая выбросы ниже уровня, предусмотренного стандартом, предприятие имеет возможность поместить «сэкономленные» права на загрязнение в специальный банк для будущего использования или продажи. Это облегчает поиск продавцов потенциальным покупателям лицеггзий. Покупая и продавая права на выбросы, банк выполняет не только посредническую, но и учетную функцию. Обеспечивая процесс погашения израсходованных прав, банк не допускает их по-
вторного использования. Банком могут быть предоставлены и эмиссионные кредиты, т. е. временные права на увеличение выбросов.
При расширении рынка прав на загрязнение возникает необходимость в посреднических организациях типа бирж, где осуществлялись бы сделки по купле-продаже прав на выбросы.
Торговля правами на загрязнения является наиболее гибким из всех известных методов экономического регулирования природопользования. Она позволяет эффективно сочетать экологические требования с экономическим расчетом, обеспечивает рациональное использование ассимиляционного потенциала природной среды, создает стимулы для инвестиций в природоохранные объекты.

Особенности природопользования в авиации и космонавтике (от производства до эксплуатации летательных аппаратов).

В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах.

Ракетно-космическая промышленность. Выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей, сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. На долю России приходится 85% мощностей ракетно-космического комплекса бывшего СССР.

Из большого объема промышленных выбросов, попадающих в окружающую среду, на машиностроение приходится лишь незначительная его часть - 1-2%. В этот объем входят и выбросы предприятий военно-ориентированных отраслей, оборонной промышленности, являющейся значительной составной частью машиностроительного комплекса. Однако на машиностроительных предприятиях имеются основные и обеспечивающие технологические процессы производства с весьма высоким уровнем загрязнения окружающей среды.

К ним относятся:

Внутризаводское энергетическое производство и другие процессы, связанные с сжиганием топлива;

Литейное производство;

Металлообработка конструкций и отдельных деталей;

Сварочное производство;

Гальваническое производство;

Лакокрасочное производство.

К наиболее экологически опасным технологическим процессам машиностроительных предприятий относятся гальванические производства и нанесение лакокрасочных покрытий. По уровню загрязнения окружающей среды районы гальванических и красильных цехов сопоставимы с такими крупнейшими источниками экологической опасности, как химическая промышленность; литейное производство сравнимо с металлургией; территории заводских котельных - с районами ТЭС, которые относятся к числу основных загрязнителей.

В гальванических цехах применяются растворы кислот, соли тяжелых металлов. Образующиеся при нанесении гальванических покрытий отходы официально не подлежат вывозу на городские свалки, но из-за крайней нехватки мест захоронений такие отходы часто накапливаются на территории предприятий, сбрасываются в канализацию, вывозятся в смесях с другими отходами. Однако отработанные растворы, шлам гальванических производств во многих случаях могли бы использоваться для извлечения цветных металлов..

Механическая обработка металлов ведется с помощью металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования. Станки дают множество твердых отходов (стружки, окалины, пыли, шлама), частично попадающих в атмосферу и сточные воды. Высокая отходность обработки металлов резанием в то же время не способствует рациональному использованию природных ресурсов. Механическая обработка металлов оказывает и акустическое воздействие (90-110 дБ в механических цехах, 115-130 дБ в кузнечно-прессовых).



При работе металлорежущего оборудования с применением смазочно-охлаждающих жидкостей (эмульсий, масел) воздух загрязняется аэрозолями этих веществ. При обработке заготовок абразивным инструментом выделяется абразивная пыль.

Загрязнители, образующиеся в процессе обезжиривания поверхностей, определяются типами используемых растворителей, в качестве которых наиболее широко применяются растворы щелочей, хлорорганические растворители и фреоны.

В машиностроении, например в прокатных и сталеплавильных цехах, используется большое количество воды. Сточные воды предприятий машиностроения и металлообработки содержат механические взвеси песка, окалины, металлической стружки и т. д., а также различные минеральные масла.

Гальваническое производство - один из наиболее крупных источников образования сточных вод в машиностроении. Основными загрязнителями сточных вод гальванических производств являются ионы тяжёлых металлов, неорганических кислот и щелочей, цианиды, поверхностно-активные вещества.

Разнообразными, в том числе вредными для здоровья человека загрязнениями сопровождаются процессы пайки и сварки.

Твердые отходы машиностроительного производства содержат амортизационный лом (модернизация оборудования, оснастки, инструмента), стружки и опилки металлов, древесины, пластмасс и т. п., шлаки, золы, шламы, осадки и пыль (отходы систем очистки воздуха и др.).

На машиностроительных предприятиях 55 % амортизационного лома образуется от замены технологической оснастки и инструмента. Безвозвратные потери металла вследствие трения и коррозии составляют примерно 25 % от общего количества амортизационного лома.

Основные технологические процессы в машиностроении характеризуются довольно значительными шумом и вибрациями. Наиболее интенсивны шум и вибрации при работе технологического оборудования кузнечно-прессовых и штамповочных молотов и прессов.

Машиностроительный комплекс в целом и производства оборонных отраслей промышленности, как его неотъемлемая часть, являются потенциальными загрязнителями окружающей среды:

Воздушного пространства;

Поверхностных водоисточников;

Авиационный транспорт создает существенные нагрузки на при­родную среду в местах своей концентрации - в районе аэропортов, ис­пытательных полигонов, на основных трассах движения. Его топливо обладает высокой токсичностью и сильно загрязняет окружающие тер­ритории. Сильные шумовые нагрузки делают опасным проживание лю­дей вблизи аэропортов. Сами по себе крупные аэропорты выступают большими потребителями земельных ресурсов. По мере нарастания мощностей двигателей величина выбросов растет быстрее числа самолетов. Так, по данным США, с 1975 по 1990 год при росте авиапарка на 20 % величина выбросов окислов азота увеличилась в 3 раза.


В современном обществе на первое место выходят экономические инструменты защиты природы. По большому счету они должны быть такими, чтобы загрязнять и разрушать окружающую среду стало не выгодно.

В общем виде можно выделить три типа экономических механизмов природопользования.

Первый тип - компенсирующий (мягкий, пассивный) механизм, либе­ральный в экологическом отношении. Он ставит самые общие ограничи­тельные экологические рамки для экономического развития отраслей и сек­торов, практически не тормозя его. Данный тип экономического механизма направлен главным образом на компенсацию негативных экологических по­следствий и слабо влияет на темпы и масштабы развития. Именно такой механизм природопользования свойствен техногенному типу развития экономики. Он направлен главным образом на борьбу с негативными экологи­ческими последствиями экономического развития, а не с причинами воз­никновения экологических деформаций. Такой компенсирующий пассивный механизм сейчас формируется в России.

Второй тип - стимулирующий развитие экологосбалансированных и при­родоохранных производств и видов деятельности. Ведущее место в функцио­нировании такого механизма природопользования играют рыночные инстру­менты. Он способствует увеличению производства на базе новых технологий, позволяет улучшить использование и охрану природных ресурсов. Примером такого механизма может стать создание благоприятной экономической среды для развития биологического (органического) сельского хозяйства. В теорети­ческом плане данный тип свойствен слабой устойчивости.

Третий тип экономического механизма природопользования можно оха­рактеризовать как жесткий, «подавляющий». Этот механизм использует ад­министративные и рыночные инструменты и посредством жесткой право­вой, налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет раз­витие определенных отраслей и комплексов в области расширения их при­родного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов. Этот тип механизма характерен для сильной устойчивости.

В России в последнее время все сильнее развиваются экономические механизмы природопользования и охраны окружающей среды. Из существующих экономических методов управления:

1. Издавна существуют:

· меры материально-технического обеспечения;

· платность за пользование природными ресурсами;

· платежи за загрязнение окружающей среды;

· льготы по кредитованию и налогообложению.

2. Новые, связанные с рыночной экономикой и выходом на международный рынок:

· экологическое страхование;

· введение поощрительных цен на экологически чистую продукцию и снижение на экологически неблагоприятную;

· планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

· установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

· установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов;

· поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды;

· предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществление других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

· возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Задача этих мер состоит в том, чтобы сделать охрану окружающей среды и рациональное природопользование составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы предприниматель был в них заинтересован.

Экономический механизм охраны природы имеет определенные инструменты воздействия на материальные интересы природопользователей:

Лимитирование природопользования – плата за сверхлимитное использование природных ресурсов и загрязнения окружающей среды в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных нормативов. Платность природопользования – плата за использование практически всех природных ресурсов, за загрязнение окружающей среды, размещение в ней отходов и за другие виды воздействия. Внесение платы за использования и загрязнение не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды.

Финансирование природоохранных мероприятий – предоставление денежных средств на природоохранные мероприятия. Источниками финансирования могут быть собственные средства, банковские кредиты, экологические фонды и другие источники. Создание экологических фондов является одним из новых экономических методов в природопользовании. Под фондами понимаются как учреждения, призванные оказывать какую-либо материальную помощь, так и сами денежные материальные средства, а также их источники. В экологические фонды поступают платежи всех предприятий за природопользование, а потом эти средства выдаются на проведение неотложных мероприятий. Предприятия могут делать взносы в фонды экологического страхования.

Материальное стимулирование природоохранной деятельности обеспечение выгодности для природопользователей природоохранной деятельности. Материальное стимулирование предполагает применение не только мер поощрения, но и наказания.

Меры материального поощрения :

Установление налоговых льгот (сумма прибыли, с которой взимает налог, уменьшается на величину, полностью или частично соответствующую природоохранным затратам);

- освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества;

- применение поощрительных мер и надбавок на экологически чистую продукцию (овощи с пониженным содержанием нитратов, пестицидов, ядохимикатов и других вредных веществ могут стоить дороже, а значит, их выгоднее производить и продавать);

- применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих природоохранную деятельность

Меры материального наказания :

Введение специального добавочного налогообложения экологических вредной продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

- штрафы за экологические правонарушения.

Экономический механизм природопользования представляет собой систему методов, способов и инструментов взимания государством платы с хозяйствующих субъектов, использующих в своей деятельности природные ресурсы, и распределения всей совокупности полученных средств на природовосстановительные и природоохранные мероприятия.

Существует шесть основных принципов экономического регулирования природопользования.

1. Принцип платности. В соответствии с этим принципом использование природных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности возможно только за плату.

2. Принцип научной обоснованности охраны окружающей среды. Этот принцип означает разумное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду. Научная обоснованность охраны окружающей среды необходима при разработке и использовании экономических методов регулирования природопользования.

3. Принцип экономической ответственности. Принцип обосновывает обязанность природопользователей возмещать ущерб, нанесенный природной среде, здоровью людей и их имуществу в результате совершения экологических правонарушений.

4. Принцип комплексности. Основан на стремлении к многоцелевому использованию природных ресурсов, развитию малоотходных и безотходных технологий, глубокой переработке сырья.

5. Принцип хозяйственного расчета. В соответствии с этим принципом требуется увязка экологизации производства на каждом предприятии с его эффективностью и прибыльностью.

6. Принцип соблюдения баланса между экономическим стимулированием и экономическими санкциями – это принцип соблюдения баланса между позитивными и негативными мерами воздействия на природопользователей.[Фомичева Е. В.]

Среди методов экономического регулирования природопользования различают метод экономического стимулирования производства экологически чистой продукции, выпускаемой с помощью применения экологически чистых технологий, и метод экономического сдерживания развития экологически грязного производства.

Экономическое стимулирование природопользования рассматривается как привлечение государством природопользователей к наиболее рациональному использованию природных ресурсов. Существуют следующие основные направления экологического стимулирования:

1) стимулирование природопользователей к наиболее рациональному использованию природных ресурсов, а также к охране окружающей природной среды;

2) стимулирование к активной деятельности работников, занятых в природоохранных, природовосстановительных, ресурсосберегающих и энергосберегающих мероприятиях;

3) стимулирование создания безопасных условий труда работников предприятия.

Метод экономического сдерживания предполагает воспрепятствование появлению и развитию экологически грязных технологий и способов производства продукции. Экономическое сдерживание экологически грязного производства основывается на двух принципах: принцип экологического приоритета и принцип соответствия.

Вся история человеческого общества — это история его взаимодействия с природой, . В процессе этого взаимодействия между ними происходит постепенный обмен веществ, имеющий сложный и во многом противоречивый характер. Во второй половине XX в. впервые человечество оказалось перед угрозой уничтожения среды своего обитания. Локальные изменения в природных системах стали перерастать в глобальные — нарушение озонового слоя атмосферы, гибель лесов, глобальное потепление климата, сокращение видового разнообразия. Многие процессы необратимы. По подсчетам ученых-географов, антропогенные ландшафты занимают более 60% земной суши, в том числе примерно на 20% ее территории они преобразованы коренным образом. В настоящее время человечество оказалось перед проблемой выработки экономического механизма природопользования, который бы обеспечил выполнение условия:

(a + b) N

Однако, сдерживая рост значений , , , экономический механизм природопользования должен ориентировать деятельность человека на максимизацию уровня жизни:

U(a, b, N)→ max

Громадный рост объемов ресурсопотребления, который происходит в рамках индустриальной фазы развития современной цивилизации ведет ко все более значительному вовлечению природных ресурсов в производство. Достаточно сказать, что в России по сравнению с 1913 г. душевое потребление всех видов природных ресурсов возросло с 6,2 т до 65,9 т без учета водопотребления, а конечное потребление с 1,5 т до 3,0 т. Это означает, что в процессе ресурсопотребления почти 95% всех природных ресурсов уходит в отходы производства и потребления. Растут затраты на добычу, транспортировку и переработку, обостряются проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Все это выдвигает проблему ресурсопотребления в число наиболее острых проблем, стоящих перед человечеством. В свете этого рациональное использование природных ресурсов является составной частью комплексной программы охраны окружающей среды.

Сложности на пути выработки экономического механизма природопользования огромны и связаны с новизной, необходимостью изменения сложившихся представлений о человеческих ценностях, выработкой специального налогового механизма, сопоставления результатов и затрат разных поколений населения, оценки использования невосполнимых природных ресурсов.

К основным эколого-экономическим задачам ресурсосбережения можно отнести:

  • оптимизацию использования природных ресурсов;
  • определение допустимых техногенных или антропогенных нагрузок на природные экосистемы;
  • улучшение качественных показателей состояния окружающей природной среды;
  • корректировку путей и методов социально-экономического развития хозяйства:
  • способы осуществления государственного контроля.

В основном правовая регламентация платежей за , их использование, загрязнение окружающей среды установлена в законах РФ: «Об охране окружающей природной среды» (1991 г., 2002 г.), «О недрах», Земельный кодекс Российской Федерации, «О плате за землю», «Об охране атмосферного воздуха», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об экологической экспертизе» и др. Вопросы природопользования регулирует также ряд постановлений Правительства РФ.

В июне 1992 г. состоялась конференция ООН в Рио-де-Жанейро (Бразилия) по проблемам окружающей среды и развитию, в которой приняли участие 179 стран мира. Основным документом, принятым на конференции, является «Повестка дня на XXI век». В 2002 г. состоялся крупнейший форум начала века, посвященный устойчивому развитию, — Всемирный саммит в Йоханнесбурге.