Актуальные глобальные проблемы современности и пути их решения. Культура и актуальные проблемы современности

Экономика

Капитализм

Демократия

Экология

Планета Земля

http://www.grandars.ru/college/filosofiya/problemy-sovremennosti.html#a1

Многие специалисты считают, что действительная проблема - не рост населения сам по себе, а следующие проблемы:

  • слаборазвитость - отсталость в развитии;
  • истощение мировых ресурсов и разрушение окружающей среды.

Проблема развития человеческого потенциала - это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. Однако развитие качественных характеристик рабочей силы в мировом хозяйстве происходит крайне неравномерно. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Нарастающая глобализация , взаимозависимость и сокращение временных и пространственных барьеров создают ситуацию коллективной незащищенности oт различных угроз , от которой человека не всегда может спасти его государство. Это требует создания условий, усиливающих способность человека самостоятельно противостоять рискам и угрозам.

Проблема Мирового океана - это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов. В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели. Поэтому глобальная проблема Мирового океана - это прежде всего проблема его выживания и, следовательно, выживания современного человека.

Пути решения глобальных проблем современности

Решение названных проблем является сегодня актуальной задачей для всего человечества. От того когда и как они начнут решаться зависит выживание людей. Выделяют следующие пути решения глобальных проблем современности.

Предотвращение мировой войны с применением термоядерного оружия и других средств массового уничтожения, грозящих гибелью цивилизации. Это предполагает обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения, людских и материальных ресурсов, ликвидацию ядерного оружия и т.д.;

Преодоление экономического и культурного неравенства между народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки;

Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Это делает необходимым выработку мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений отходами материального производства почвы, воды и воздуха;

Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах;

Предотвращение негативных последствий современной научно-технической революции;

Преодоление тенденции к снижению социального здоровья, что предполагает борьбу с алкоголизмом, наркоманией, онкологическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом и другими болезнями.

Просмотры: 21 766

С развитием человечества и под воздействием новейших технологий появляются новые проблемы, о которых ранее люди даже не задумывались.

Они копятся и со временем начинают разрушать современное общество духовно и физически. Каждый человек слышал о мировых проблемах современного общества, таких как истощение полезных ископаемых, парниковый эффект, перенаселение и ухудшение экологического состояния нашей планеты. Помимо глобальных трудностей, любого гражданина могут коснуться, или уже касаются, социальные, нравственные, экономические и политические проблемы. К одной из них можно отнести различного рода зависимости. Ухудшение уровня жизни, потеря работы и отсутствие денежных средств многих приводят к стрессам и депрессиям. Люди хотят забыться и пытаются снять нервное напряжение алкоголем или наркотиками. Однако речь идет не только о вредных привычках, злоупотреблении спиртным или приеме наркотических средств. Современное общество, словно вирус, поразила зависимость от кредитов, компьютеров и интернета, а также лекарств, навязанных рекламой. При этом от одних современных проблем лучше избавиться или вообще их не иметь, к другим остается лишь приспособиться. Ведь часть из них – это обычные трудности, которые можно преодолеть и получить бесценный жизненный опыт.

“ Читайте также:

Наиболее распространенные проблемы общества

Социальное неравенство. Богатые и бедные граждане всегда были и есть. Однако сейчас между этими слоями населения огромная пропасть: у одних людей банковские счета с баснословными суммами, другим не хватает средств даже на мясо. По уровню доходов социум можно разделить на три группы:

  • Богачи (президенты, короли, политики, деятели культуры и искусства, крупные бизнесмены)
  • Средний класс (служащие, врачи, преподаватели, юристы)
  • Бедняки (неквалифицированные рабочие, нищие, безработные)

Рыночная нестабильность в современном мире привела к тому, что значительная часть граждан живет за чертой бедности. В результате происходит криминализация общества: грабежи, разбои, мошенничество. Однако при отсутствии сильно выраженного социального неравенства количество преступлений значительно меньше.

Кредитная кабала. Назойливые рекламные слоганы, призывающие брать сейчас, а платить потом, прочно засели в народных умах. Некоторые люди не глядя подписывают кредитный договор, поэтому не знают, чем опасны быстрые займы. Финансовая безграмотность не позволяет оценить собственную платежеспособность. Такие граждане имеют несколько кредитов, которые не могут своевременно погасить. К процентной ставке добавляются штрафные санкции, которые могут стать даже больше задолженности.

“ Читайте также:

Алкоголизм и наркомания. Эти болезни являются опасной социальной проблемой. Основные причины, по которым люди пьют: общая неустроенность, безработица и нищета. Наркотики обычно употребляют из любопытства или за компанию с друзьями. Прием этих веществ ведет к моральной деградации личности, разрушает организм и вызывает смертельные заболевания. У алкоголиков и наркозависимых часто рождаются больные дети. Асоциальное поведение для таких граждан становится нормой. Под воздействием алкоголя и наркотиков они совершают различные преступления, что негативно сказывается на жизни общества.

Уход от традиционных семейных ценностей. Каждому человеку семья дает необходимую психологическую поддержку. Однако в современном обществе наблюдается уход от традиционной семьи, который связан с пропагандой гомосексуальных отношений, так популярных в странах Запада. А легализация однополых браков в некоторых государствах, разрушает исторически сложившиеся гендерные роли. Ведь еще в каменном веке мужчина являлся основным добытчиком, а женщина – хранительницей очага.

Навязанные болезни и медикаменты. Производителям лекарств нужны нездоровые люди, ведь чем больше больных, тем лучше продается товар. Чтобы фармацевтический бизнес приносил стабильный доход, гражданам навязывают болезни и создают ажиотаж. Например, недавняя массовая истерия вокруг птичьего и свиного гриппа, сопровождалась ежедневными сообщениями в СМИ о новых жертвах заболевания. В мире началась паника. Люди стали скупать всевозможные лекарства, витамины, марлевые повязки, которые в пять-шесть раз возросли в цене. Так фармацевтическая индустрия постоянно получает колоссальную прибыль. При этом одни медикаменты не лечат, а лишь устраняют симптомы, другие – вызывают привыкание и помогают лишь при постоянном приеме. Если человек перестает их принимать, то симптомы возвращаются. Поэтому гражданам вряд ли когда-нибудь предложат по-настоящему эффективные лекарства.

Виртуальный мир. Большинство детей с раннего возраста имеют свободный доступ к компьютеру. Они проводят много времени в виртуальном мире и отдаляются от реальности: не хотят гулять, общаться со сверстниками, с трудом делают домашние задания. Даже в период каникул школьники редко встречаются на улицах. Сидя за компьютерами, дети уже не могут обходиться без мира иллюзий, в котором чувствуют себя безопасно и комфортно. Компьютерная зависимость – это зарождающаяся проблема в современном мире.

“ Читайте также:

Теракты. Серьезной общественной проблемой являются террористические акты в разных частях земли. Захват заложников, перестрелки, взрывы в метро и аэропортах, подрыв самолетов и поездов уносят миллионы человеческих жизней. Терроризм бывает глобальным, как, например, ИГИЛ и Аль-Каида. Эти группировки хотят завладеть оружием массового уничтожения, поэтому используют глобальные средства для достижения своей цели. Действуя по всему миру, они устраивают в разных государствах теракты с многочисленными жертвами. Террористами также могут быть одиночки, недовольные политикой своего государства, например норвежский националист Брейвик. Обе разновидности являются чудовищным преступлением, в результате которого гибнут невинные люди. Предугадать теракт невозможно, а его случайной жертвой может стать абсолютно любой человек.

Военные конфликты и вмешательство в дела других государств. В Украине страны Запада устроили государственный переворот, который заранее проплатили, оказали информационную и политическую поддержку. После чего США и ЕС приказали пойти войной на жителей Донбасса, не желавших подчиняться украинской власти. При этом западные страны, которые так любят кричать о правах человека, промолчали в сложившейся ситуации. А США финансово помогали Киеву и поставляли военную технику. Когда же Россия оказала помощь Донбассу, оружием и продовольствием, то мгновенно подверглась критике Запада и обвинениям во вмешательстве в дела Украины. При этом была возможность договориться о перемирии, однако Киев с подачи США и ЕС выбрал войну. Жертвами политических игр стали жители Донбасса. Тысячи людей благополучно жили и вдруг все потеряли, оставшись без крыши над головой. Это не единичный случай, США неоднократно вмешивались в дела стран Ближнего Востока и других государств.

Проблем действительно стало больше в минувшем столетии. ХХ век признан веком мировых потрясений. Над планетой впервые нависла угроза полного уничтожения в результате применения Распространение таких болезней, как рак и СПИД, различные виды гриппа, продукты с ГМО, истончение резкое увеличение населения Земли, падение нравственности...

Да, многого из перечисленного раньше не существовало, но было немало других проблем, которые порой просто не становились известны за пределами определенного города или государства. Актуальные проблемы своего времени описывали мыслители, писатели, философы прошлого. Эпидемии, голод, отсутствие гигиены, восстания, войны, гонения… Однако в настоящее время можно наблюдать то же самое плюс беды современности. Победив чуму и оспу, человечество приобрело массу новых неизлечимых заболеваний. Победив голод в развитых странах, человечество практически закрыло глаза на голодающее население Наделив граждан правами и свободами, правительство страны может в любой момент отправить их в горячую точку очередного военного конфликта.

Надо заметить, что актуальные проблемы современности носят глобальный характер - пожалуй, это пугает больше всего. От их решения зависит жизнь всего человечества, а не какой-то отдельной части населения. обеспокоены сложившейся ситуацией, однако надежды на ее улучшение пока призрачны. Особенность глобальных проблем в том, что для их решения требуется продуктивное взаимодействие всех стран и народов, деятельность в одном направлении, с одной целью. На данный момент такого не наблюдается. Политические распри отодвигают на дальний план вопросы здоровья и жизни миллиардов людей. развитие промышленности, катастрофические нарушения экологических норм медленно, но верно ведут планету если не к гибели, то к большим потрясениям. Актуальные проблемы обсуждаются политиками, экономистами, экологами, психологами, духовными лидерами и т.д., выдвигаются готовые теории, которые нет возможности реализовать на практике. Не это ли и есть самая большая беда современности - невозможность или нежелание действовать сообща на благо всей цивилизации?

Помимо глобальных проблем, в каждой стране существуют свои актуальные проблемы. О бедах России писали еще великие классики, однако с тех пор забот меньше явно не стало, а лишь прибавилось. Каждая смена политического режима несет с собой массу проблем, которые не решаются вплоть до новой революции или переворота.

Вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать» остаются всегда жизненными и открытыми. Сейчас, как никогда, требуют скорейшего решения актуальные проблемы экономики, политики, социальной и духовной сферы, образования, здравоохранения, под угрозой национальная безопасность России. Неудивительно, что большую часть российского народа не особенно волнуют глобальные проблемы, потому что насущных забот более чем достаточно.

Но насколько лучше с этим обстоят дела в других развитых странах? Призрак экономического кризиса держит всех в напряжении, в некоторых государствах уровень безработицы достиг рекордных значений, страны сотрясаются от политических скандалов и военных переворотов, то и дело в новостных сводках появляется информация о массовой гибели людей в мирное время.

Не нагнетают ли СМИ обстановку? Возможно, просто жизнь ускоряется, это закономерный этап развития цивилизации. И если не случится человечество просуществует еще долго, и через несколько десятилетий либо столетий так же будут изучаться актуальные проблемы, которые станут еще более ужасающими. Не исключено, что в России снова случится государственный переворот, а вопросы останутся прежними. История развивается по своим законам…

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ:

Директор Департамента

государственной политики

в образовании

«____» ______________ 2005 г.

Примерная программа дисциплины

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

И ЖУРНАЛИСТИКА

федерального компонента цикла ДС ГОС ВПО второго

поколения по специальности 030601 «Журналистика»

Научно-методическим советом по специальности «Журналистика»

УМО государственных университетов

Председатель Научно-методического совета

профессор

Кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. .

Рецензенты:

Доктор филологических наук, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. ;

Кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. .

Утверждена на заседании УМС по журналистике 02.02.2005 г.

Примерная программа дисциплины «Актуальные проблемы современности и журналистика» федерального компонента цикла ДС составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030601 «Журналистика».

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ КУРСА

Нарастание кризисных процессов и явлений в развитии земной цивилизации и резкие изменения в жизни России, вызванные трансформацией ее политической, экономической, социальной, культурной сфер, оборачиваются для российской журналистики рядом принципиально новых задач, решать которые предстоит молодому поколению журналистов. Курс «Актуальные проблемы современности и журналистика» как раз и имеет целью подготовить выпускников факультетов журналистики к этой ответственной роли, вооружив их необходимыми знаниями об основных проблемах современности и тех возможностях, которыми обладают средства массовой информации , чтобы способствовать решению этих проблем.

ЗАДАЧИ КУРСА

В соответствии с указанной целью основными задачами курса являются следующие:

– познакомить студентов с теми проблемами, в которых проявляются переживаемые земной цивилизацией кризисные ситуации;

– помочь молодым людям осознать глобальный характер этих проблем и необходимость объединения усилий народов планеты для их решения;

– показать, как связаны с данными процессами внутренние проблемы российской действительности, остро обозначившиеся в условиях перехода страны к рыночной экономике и ценностям демократического общества;

– помочь студентам четко представить себе возможные для человечества пути выхода из кризисных ситуаций и место журналистики в этом процессе;

– обратить внимание на те направления деятельности СМИ, которые в данной связи представляются особо важными;

– познакомить будущих журналистов с позитивным опытом участия прессы в решении актуальных проблем современности и теми негативными тенденциями, проявление которых усугубляет процессы дестабилизации общества;

– помочь молодым людям сформировать установку на ответственность и компетентность как факторы, способствующие успешному выполнению журналистикой ее конкретно-исторических задач.

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Курс «Актуальные проблемы современности и журналистика» предлагается студентам в 9 семестре, когда они уже освоили основные профессиональные дисциплины и приобрели некоторый опыт практической журналистской работы. В рамках этого курса они получают возможность обогатить свои представления новыми научными данными, новыми подходами и достичь более глубокого понимания процессов, в освещении которых им предстоит участвовать.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

Студенты должны продемонстрировать:

– знание основных проблем, в которых проявляют себя глобальные кризисные ситуации в разных сферах современной действительности;

– осведомленность в том, что делается для разрешения кризисных ситуаций, и понимание основных задач, которые выдвигает перед населением планеты время;

– глубокое осознание связи проблем российской действительности с глобальными проблемами Земли;

– понимание роли средств массовой информации в поисках адекватных ответов земной цивилизации на вызовы современности;

– знакомство с опытом участия российской прессы в решении тех конкретно-исторических задач, которые осознаются передовыми мыслителями человечества как первоочередные;

– осознание основных недостатков в деятельности российских СМИ по освещению актуальных проблем современности;

– умение применить полученные знания на практике (при анализе конкретных выступлений прессы, при разработке тематических планов того или иного средства массовой информации, при работе над собственным материалом).

Курс включает в себя три тематических раздела с проработкой материала как в лекциях, так и на семинарских занятиях . Первый раздел – «Итоги развития земной цивилизации к третьему тысячелетию нашей эры» – посвящается анализу процесса нарастания кризисных явлений в существовании человеческого сообщества и характеристике тех проблем в сферах экологии, экономики, демографии, геополитики, культуры, этики, через которые проявляются кризисные ситуации планеты.

Второй раздел – «Актуальные проблемы российской действительности» – ориентирован на характеристику тех проблемных ситуаций, которые возникли в результате резкой трансформации политической, экономической, социальной, культурной сфер российского общества, а также изменений в системе его ценностей. Материал этого раздела должен раскрыть те глубокие связи, которые существуют между проблемами отдельной страны и глобальными проблемами земной цивилизации.

Третий раздел курса – «Роль средств массовой информации в поисках адекватных ответов на вызовы современности». Он раскрывает основные задачи, которые встают перед журналистикой в условиях нарастания кризисных явлений в развитии земной цивилизации и глубоких преобразований российской действительности; дает характеристику основных направлений деятельности, необходимых для решения этих задач; знакомит с практикой участия СМИ в такой деятельности. Особое внимание обращается на осмысление условий и факторов, способствующих адекватному отражению в СМИ актуальных проблем современности и действенному участию в их решении.

Раздел 1. Итоги развития земной цивилизации

к третьему тысячелетию нашей эры

1.1. Социум на изломе тысячелетий

Научно-технический прогресс как историческая необходимость и как источник опасностей для развития земной цивилизации. Нарастание кризисных явлений и процессов в существовании социума. Признаки общепланетарного кризиса, задевающего сами основы человеческого бытия . Проявления общепланетарного кризиса в сферах экологии, демографии, экономики, геополитики, культуры и нравственности как актуальные проблемы современности, требующие новых исследовательских подходов и управленческих решений.

1.2. ХХ I век: население Земли ищет адекватные ответы на глобальные вызовы современности

Концепция глобального мира как результат осознания передовыми мыслителями планеты необходимости объединения усилий для сохранения земной цивилизации. Дискуссии вокруг понятий «глобальный мир», «глобализация », «глобалистика». Научные центры, изучающие глобальные проблемы современности. Основные исследовательские проекты. Данные, полученные в ходе осуществления этих проектов. Первоочередные задачи, которые выдвигает время перед населением Земли.

Раздел 2. Актуальные проблемы

российской действительности

2.1. Российская действительность на изломе тысячелетий

Трансформация экономического и общественно-политического устройства России в постсоветский период. Формирование гражданского общества, рыночной экономики, новой системы ценностей как процесс преодоления противоречий, проявляющихся через спад в развитии производительных сил страны и падение уровня жизни населения, через социальное расслоение и обострение этнических конфликтов, через рост преступности и снижение уровня нравственности общества. Российские исследовательские центры: мониторинг развития событий и рекомендации по оптимизации положения в стране. Комплекс проблем, разрешение которых относится к первоочередным задачам власти. Комплекс проблем, на разрешение которых должно быть направлено внимание гражданского общества.

2.2. Глобальные проблемы планеты и внутренние проблемы России: характер связи в настоящий период

Влияние дезинтегративных процессов в российском обществе на рассмотрение глобальных проблем современности. Трактовка глобализации как «ловушки», «заговора», посредством которого развитые страны хотят в собственных интересах навязать остальному миру свои ценности, свой образ жизни. Тенденции изоляционизма идеологий и культур как препятствие к объединению усилий народов планеты для сохранения земной цивилизации и тормоз в поисках выхода из проблемных ситуаций внутренней жизни России. Стремление к продуктивному диалогу своей страны с окружающим миром во имя согласованных действий – проявление истинного патриотизма.

Раздел 3. Роль средств массовой информации в поисках

адекватных ответов на вызовы современности

3.1. Место журналистики в преодолении кризисных ситуаций общественного развития

Степень осознанности журналистским сообществом реального положения дел и своей роли в поисках адекватных ответов на вызовы времени. Опыт позитивного участия прессы в осознании, изучении и разрешении актуальных проблем сегодняшнего дня. Негативные тенденции в деятельности СМИ, усугубляющие процессы дестабилизации общества и разрушения его нравственных основ. Понятие информационной безопасности в контексте данных социальной психологии.

3.2. Основные задачи журналистики в условиях преодоления кризисных ситуаций

Необходимость обогащения просветительских проектов печатной и электронной прессы, способствующих осознанию глубинных свойств земной цивилизации и проблем, с которыми она столкнулась.

Основные направления просветительской деятельности:

– ознакомление массовой аудитории с идеями глобалистики и данными мониторинга за развитием планетарного кризиса, полученными в научно-исследовательских центрах;

– ознакомление массовой аудитории с деятельностью научно-исследовательских центров, изучающих возможности нейтрализации деструктивных процессов на Земле;

– ознакомление массовой аудитории с идеями альтернативистики – направления футурологии, разрабатывающего «безопасные параметры» развития земной цивилизации;

– организация диспутов и дискуссий, посвященных осмыслению идей глобалистики и альтернативистики;

– ознакомление массовой аудитории с научными разработками, направленными на решение внутрироссийских проблем с учетом требований безопасного развития земной цивилизации.

Необходимость участия печатной и электронной прессы в мониторинге планетарного кризиса во всех его проявлениях, а также в управлении им, предполагающем следующие моменты:

– глубокое проблемно-аналитическое отражение имеющих общепланетарный смысл кризисных ситуаций;

– исследование возможных путей разрешения таких ситуаций с привлечением серьезных экспертов;

– широкое обсуждение наиболее состоятельных рекомендаций как акт самоопределения общественного мнения;

– привлечение внимания институтов власти к общественному мнению по той или иной проблеме как вектору при принятии решений.

Необходимость более интенсивного и конструктивного диалога в средствах массовой информации между представителями разных культур, этносов, религий и разных политических сил с целью сближения нравственных ориентиров, на основе которых может быть достигнута большая согласованность действий в мире, а также большее взаимопонимание между институтами власти и институтами гражданского общества.

3.3. Факторы, обеспечивающие действенное участие СМИ в решении актуальных проблем современности

Свобода прессы как возможность осуществлять журналистскую деятельность в соответствии с ее внутренними законами. Экономические, политические, юридические основы свободы прессы.

Профессиональная позиция журналиста как совокупность установок на осуществление деятельности в соответствии с ее внутренними законами. Зависимость профессиональной позиции журналиста от нравственного климата общества и нравственного климата журналистского сообщества.

Профессионально-этические регуляторы творческого поведения журналиста как фактор продуктивного участия СМИ в решении важнейших конкретно-исторических задач. Зависимость адекватного отражения и глубокого осмысления актуальных проблем современности в прессе от таких качеств журналиста, как компетентность, глубокое понимание своего профессионального долга, профессиональная ответственность.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В соответствии с задачами и структурой курса самостоятельная работа студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы и наблюдение за деятельностью электронной и печатной прессы, ориентированное на подготовку рефератов по одной из предлагаемых тем.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

И КУРСОВЫХ РАБОТ

Темы рефератов определяются преподавателями данной дисциплины; их направленность должна соответствовать ключевым задачам курса и предполагает углубленное самостоятельное изучение источников.

Осваивая первый раздел курса, студенты могут подготовить, например, следующие рефераты:

1. Ученые о причинах нарастания кризисных явлений в существовании человеческого сообщества.

2. Концепция глобального мира как предмет научных и политических дискуссий.

3. Основные экологические проблемы глобального характера (по данным исследовательских центров).

4. Проблемные ситуации в экономическом развитии земной цивилизации (заключения исследователей).

5. Футурология о возможных путях решения глобальных проблемных ситуаций.

При изучении второго раздела курса представляется целесообразной подготовка рефератов на следующие темы:

1. Особенности развития российской экономики в современный период с позиций исследователей-экономистов.

2. Динамика развития проблемных ситуаций в социальной сфере российской действительности (по данным исследовательских центров).

3. Сущность понятия «гражданское общество»: философские и социально-психологические аспекты.

4. Взаимоотношения государства и гражданского общества в России: причины напряженности, характерной для современного периода.

5. Конфликты ценностей в массовом сознании российского общества в свете исторического опыта России.

Для глубокого освоения материала третьего раздела целесообразно при подготовке рефератов сосредоточить внимание непосредственно на мониторинге деятельности прессы. Темы рефератов могут выглядеть так:

1. Опыт участия прессы в преодолении глобальных и локальных (внутрироссийских) кризисных ситуаций в области экологии (на примере конкретного средства массовой информации).

2. Диалог культур в отражении телевидения России: достижения и просчеты.

3. Проблемные ситуации экономического развития России в зеркале прессы: позитивные и негативные моменты деятельности (опыт конкретного средства массовой информации).

4. Этнические и геополитические конфликты в освещении печатной и электронной прессы (анализ конкретных ситуаций).

5. Осознание журналистским сообществом своих конкретно-исторических задач, связанных с разрешением глобальных проблемных ситуаций (на основе анализа документов международных журналистских организаций).

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ

К ЗАЧЕТУ ПО ВСЕМУ КУРСУ

Итоговые контрольные задания по курсу целесообразно предложить студентам не в виде вопросов, а в виде проблемных ситуаций

профессиональной деятельности , для решения которых требуется применить полученные теоретические знания и проявить понимание стоящих перед журналистикой задач. Ниже приводятся образцы подобных заданий:

1. Представьте себе, что вы работаете в «Независимой газете» и ведете полосу «В мире». Какие темы для этой полосы вы запланируете как ключевые на ближайшие три месяца? Мотивируйте ваши предложения на основе изученного материала и анализа текущих событий.

2. Представьте себе, что вы – политический обозреватель, работающий на канале РТР. Предложите для еженедельного вещания авторскую программу, которая отвечала бы задаче разрешения противоречий между государств ом и гражданским обществом. Назовите темы нескольких своих выступлений в этой программе и дайте обоснование их в свете изученного материала и наблюдений за развитием событий в стране и за рубежом.

3. Как бы вы реформировали полосу «Происшествия» в газете «Коммерсантъ», если бы вас пригласили туда работать с этой целью? Представьте в письменном виде ваши предложения и попытайтесь обосновать их с позиций изученного материала и анализа событий, происходящих в мире.

Пакет заданий подготавливается преподавателем заблаговременно и учитывает все аспекты пройденного материала.

Ш. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Наименование

тем и разделов

Аудиторные

занятия (часы)

Самостоятельная работа

семинары

Итоги развития земной цивилизации к третьему тысячелетию нашей эры

Социум на изломе тысячелетий

ХХI век: население Земли ищет адекватные ответы на глобальные вызовы современности

Актуальные проблемы российской действительности

Российская действительность на изломе тысячелетий

Глобальные проблемы планеты и внутренние проблемы России: характер связи в настоящий период

Роль средств массовой информации в поисках адекватных ответов на вызовы современности

Место журналистики в преодолении кризисных ситуаций общественного развития

Основные задачи жур-налистики в условиях преодоления кризисных ситуаций

Факторы, обеспечивающие действенное участие СМИ в решении актуальных проблем современности

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Формой итогового контроля является устный или письменный зачет по описанной выше методике.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Власть и человек // Политология: курс лекций. – М., 1999.

Всеобщая декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. – М., 1993.

Русская журналистика на рубеже тысячелетий. – М., 2000.

Масс-медиа второй республики. – М., 1999.

Международные принципы журналистской этики // Право и этика в работе журналиста. – Екатеринбург, 1996.

MASS-MEDIA: психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996.

, Политические конфликты // Введение в политологию: учебник. – М., 2000.

Феномен журнализма. – М., 2000.

Социальный прогресс и глобальные проблемы современности // Философия: учеб. пособие. – Минск, 2000.

Актуальные проблемы журналистики. – М., 1997.

Эволюция и технический прогресс. – Новосибирск, 1991.

Человек и машина // Вопросы философии. – 1989. – № 2.

Судьба России. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

Бестужев-Лада И. От «глобалистики» к альтернативистике // Альтернативная цивилизация: почему и какая? – Новосибирск, 1993.

Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: Международные отношения, 1999.

Бьюкенен Патрик Дж. Смерть запада. – М., 2003.

Политическая глобалистика: учеб. пособие. – М.: Логос, 2000.

Биосфера и ноосфера. – М., 1989.

Несколько строк о ноосфере // Научная мысль как планетное явление. – М.,1991.

Введение в политологию: учеб. для вузов. – М., 2000.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

Глобализация как социальный процесс: возможности и перспективы // Социология. – РЖ. – 1994.

Новое мышление и мир // Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. – М., 1985.

Диалог цивилизаций: восток – запад. Третий международный философский симпозиум: тезисы докладов и выступлений. – М., 1997.

Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999.

Социальная экология. – СПб., 1999.

Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии / под ред. . – М., 1997.

, Математическая модель глобальных демографических процессов. – М., 1996.

Матвеева С. Предисловие // Ахиезер: критика исторического опыта. – М., 1997.

Восхождение к разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. – М., 1993.

Цивилизация на переломе. Пути России. – М., 1996.

На грани третьего тысячелетия. – М., 1994.

Один мир для всех. Контуры глобального сознания. – М., 1990.

Русская цивилизация. – М., 1995.

Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. – М., 1992.

Россия в окружающем мире. – М., 1998.

Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. – М.: Изд-во МГУ, 2000.

Альтернативный мир: модели и идеалы. – М., 1990.

Современный политический процесс в России. – М., 1998.

Россия в обвале. – М.: Русский путь, 1998.

Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов. – М., 1995.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1986.

Тойнби А. Цивилизация перед лицом истории. – СПб., 1996.

Мировой порядок XXI в. – М., 2001.

Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. – 1990. – № 3.

Фукуяма Ф. Великий разрыв. – М., 2003.

Хантингтон С. Столкновение цивилизацией? // Полис. – 1994. – № 1.

Хантингтон С. Столкновение цивилизацией. – М., 2002.

Россия в поисках себя. – М., 1998.

Этос глобального мира. – М., 1997.

Здравствуй читатель. Прошлый учебный год в образовательных организациях Краснодарского края был отмечен ", что год грядущий нам готовит? В школы поступило письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 07.07.2017 № 47-12359/17-11 «О проведении в образовательных организациях информационных пятиминуток», а также рекомендации по использованию в работе организационной модели проведения «Информационных пятиминуток» в 2017-2018 учебном году. Особое внимание следует уделить соблюдению соответствия тематики возрастным категориям учащихся. "Информационные пятиминутки" (далее - пятиминутки) для обучающихся рекомендуется проводить еженедельно на первом уроке (4 раза в месяц). Подготовка информации осуществляется учителем совместно с детьми. В 1-5 классах данную работу осуществляет учитель, классный руководитель, в 6-8 классах в подготовке и проведении пятиминуток принимают участие как учитель, так и ученики, в 9-11 классах пятиминутки готовятся совместно с учителем, но ведутся учениками.

Пятиминутки распределяются по следующим тематическим направлениям:

Первая неделя — «Слава России».

При организации подготовки и проведении пятиминуток может использоваться исторический календарь школьника Г.А. Любимова «Слава России». В старших классах возможен формат сопоставления исторических событий России с событиями мировой истории.

Вторая неделя — «История говорит».

Чтение и обсуждение отрывков произведений детьми или учителями, прослушивание записей мастеров слова, которые не включены в школьную программу («Библиотека кубанского школьника», «100 книг» по истории, культуре и др.).

Третья неделя - Новостная неделя.

Информация об актуальных событиях современности (политических, общественных, культурных, социальных и пр.), просмотр видеозаписей, чтение периодических изданий, анализ событий.

Четвертая неделя-«На Кубани мы живем».

Информация об исторических фактах, подвигах и достижениях кубанцев, внёсших вклад в развитие и процветание Краснодарского края, воспоминания ветеранов ВОВ и труда, тружеников тыла, детей войны, а также почетных жителей муниципальных образований и края.

  • В начальной школе необходимо остановиться на двух тематических неделях «Новостная» и «На Кубани мы живем». В течение месяца они чередуются между собой.
  • Очередность проведения тематических недель в 6-8 классах зависит от выбора классного руководителя, В этой возрастной группе работа ведется по таким темам,как: «Слава России», «Новостная неделя», «На Кубани мы живем». Рекомендуем теме «Слава России» уделить особое внимание и проводить ее дважды в месяц.
  • В 9-11 классах реализуется только «Новостная неделя». План и темы проведения пятиминуток составляется инициативной группой (зам. директора по воспитательной и учебной работе, учителя истории, литературы, учителя начальных классов, классные руководители).

При проведении пятиминуток учитываются возрастные особенности учащихся. В первых классах рекомендуется проведение пятиминуток начинать со второй четверти, с учетом адаптационного периода ребенка к школе.

В именных школах на таких неделях уделяется внимание значимым фактам из жизни героя, в честь которого названа образовательная организация.

При наличии школьного радио возможно проведение дополнительных «Информационных пятиминуток» в общешкольном формате.

Письмо получено по электронной почте