Глобальные проблемы современности. Информационные пятиминутки

Просмотры: 21 765

С развитием человечества и под воздействием новейших технологий появляются новые проблемы, о которых ранее люди даже не задумывались.

Они копятся и со временем начинают разрушать современное общество духовно и физически. Каждый человек слышал о мировых проблемах современного общества, таких как истощение полезных ископаемых, парниковый эффект, перенаселение и ухудшение экологического состояния нашей планеты. Помимо глобальных трудностей, любого гражданина могут коснуться, или уже касаются, социальные, нравственные, экономические и политические проблемы. К одной из них можно отнести различного рода зависимости. Ухудшение уровня жизни, потеря работы и отсутствие денежных средств многих приводят к стрессам и депрессиям. Люди хотят забыться и пытаются снять нервное напряжение алкоголем или наркотиками. Однако речь идет не только о вредных привычках, злоупотреблении спиртным или приеме наркотических средств. Современное общество, словно вирус, поразила зависимость от кредитов, компьютеров и интернета, а также лекарств, навязанных рекламой. При этом от одних современных проблем лучше избавиться или вообще их не иметь, к другим остается лишь приспособиться. Ведь часть из них – это обычные трудности, которые можно преодолеть и получить бесценный жизненный опыт.

“ Читайте также:

Наиболее распространенные проблемы общества

Социальное неравенство. Богатые и бедные граждане всегда были и есть. Однако сейчас между этими слоями населения огромная пропасть: у одних людей банковские счета с баснословными суммами, другим не хватает средств даже на мясо. По уровню доходов социум можно разделить на три группы:

  • Богачи (президенты, короли, политики, деятели культуры и искусства, крупные бизнесмены)
  • Средний класс (служащие, врачи, преподаватели, юристы)
  • Бедняки (неквалифицированные рабочие, нищие, безработные)

Рыночная нестабильность в современном мире привела к тому, что значительная часть граждан живет за чертой бедности. В результате происходит криминализация общества: грабежи, разбои, мошенничество. Однако при отсутствии сильно выраженного социального неравенства количество преступлений значительно меньше.

Кредитная кабала. Назойливые рекламные слоганы, призывающие брать сейчас, а платить потом, прочно засели в народных умах. Некоторые люди не глядя подписывают кредитный договор, поэтому не знают, чем опасны быстрые займы. Финансовая безграмотность не позволяет оценить собственную платежеспособность. Такие граждане имеют несколько кредитов, которые не могут своевременно погасить. К процентной ставке добавляются штрафные санкции, которые могут стать даже больше задолженности.

“ Читайте также:

Алкоголизм и наркомания. Эти болезни являются опасной социальной проблемой. Основные причины, по которым люди пьют: общая неустроенность, безработица и нищета. Наркотики обычно употребляют из любопытства или за компанию с друзьями. Прием этих веществ ведет к моральной деградации личности, разрушает организм и вызывает смертельные заболевания. У алкоголиков и наркозависимых часто рождаются больные дети. Асоциальное поведение для таких граждан становится нормой. Под воздействием алкоголя и наркотиков они совершают различные преступления, что негативно сказывается на жизни общества.

Уход от традиционных семейных ценностей. Каждому человеку семья дает необходимую психологическую поддержку. Однако в современном обществе наблюдается уход от традиционной семьи, который связан с пропагандой гомосексуальных отношений, так популярных в странах Запада. А легализация однополых браков в некоторых государствах, разрушает исторически сложившиеся гендерные роли. Ведь еще в каменном веке мужчина являлся основным добытчиком, а женщина – хранительницей очага.

Навязанные болезни и медикаменты. Производителям лекарств нужны нездоровые люди, ведь чем больше больных, тем лучше продается товар. Чтобы фармацевтический бизнес приносил стабильный доход, гражданам навязывают болезни и создают ажиотаж. Например, недавняя массовая истерия вокруг птичьего и свиного гриппа, сопровождалась ежедневными сообщениями в СМИ о новых жертвах заболевания. В мире началась паника. Люди стали скупать всевозможные лекарства, витамины, марлевые повязки, которые в пять-шесть раз возросли в цене. Так фармацевтическая индустрия постоянно получает колоссальную прибыль. При этом одни медикаменты не лечат, а лишь устраняют симптомы, другие – вызывают привыкание и помогают лишь при постоянном приеме. Если человек перестает их принимать, то симптомы возвращаются. Поэтому гражданам вряд ли когда-нибудь предложат по-настоящему эффективные лекарства.

Виртуальный мир. Большинство детей с раннего возраста имеют свободный доступ к компьютеру. Они проводят много времени в виртуальном мире и отдаляются от реальности: не хотят гулять, общаться со сверстниками, с трудом делают домашние задания. Даже в период каникул школьники редко встречаются на улицах. Сидя за компьютерами, дети уже не могут обходиться без мира иллюзий, в котором чувствуют себя безопасно и комфортно. Компьютерная зависимость – это зарождающаяся проблема в современном мире.

“ Читайте также:

Теракты. Серьезной общественной проблемой являются террористические акты в разных частях земли. Захват заложников, перестрелки, взрывы в метро и аэропортах, подрыв самолетов и поездов уносят миллионы человеческих жизней. Терроризм бывает глобальным, как, например, ИГИЛ и Аль-Каида. Эти группировки хотят завладеть оружием массового уничтожения, поэтому используют глобальные средства для достижения своей цели. Действуя по всему миру, они устраивают в разных государствах теракты с многочисленными жертвами. Террористами также могут быть одиночки, недовольные политикой своего государства, например норвежский националист Брейвик. Обе разновидности являются чудовищным преступлением, в результате которого гибнут невинные люди. Предугадать теракт невозможно, а его случайной жертвой может стать абсолютно любой человек.

Военные конфликты и вмешательство в дела других государств. В Украине страны Запада устроили государственный переворот, который заранее проплатили, оказали информационную и политическую поддержку. После чего США и ЕС приказали пойти войной на жителей Донбасса, не желавших подчиняться украинской власти. При этом западные страны, которые так любят кричать о правах человека, промолчали в сложившейся ситуации. А США финансово помогали Киеву и поставляли военную технику. Когда же Россия оказала помощь Донбассу, оружием и продовольствием, то мгновенно подверглась критике Запада и обвинениям во вмешательстве в дела Украины. При этом была возможность договориться о перемирии, однако Киев с подачи США и ЕС выбрал войну. Жертвами политических игр стали жители Донбасса. Тысячи людей благополучно жили и вдруг все потеряли, оставшись без крыши над головой. Это не единичный случай, США неоднократно вмешивались в дела стран Ближнего Востока и других государств.

Проблем действительно стало больше в минувшем столетии. ХХ век признан веком мировых потрясений. Над планетой впервые нависла угроза полного уничтожения в результате применения Распространение таких болезней, как рак и СПИД, различные виды гриппа, продукты с ГМО, истончение резкое увеличение населения Земли, падение нравственности...

Да, многого из перечисленного раньше не существовало, но было немало других проблем, которые порой просто не становились известны за пределами определенного города или государства. Актуальные проблемы своего времени описывали мыслители, писатели, философы прошлого. Эпидемии, голод, отсутствие гигиены, восстания, войны, гонения… Однако в настоящее время можно наблюдать то же самое плюс беды современности. Победив чуму и оспу, человечество приобрело массу новых неизлечимых заболеваний. Победив голод в развитых странах, человечество практически закрыло глаза на голодающее население Наделив граждан правами и свободами, правительство страны может в любой момент отправить их в горячую точку очередного военного конфликта.

Надо заметить, что актуальные проблемы современности носят глобальный характер - пожалуй, это пугает больше всего. От их решения зависит жизнь всего человечества, а не какой-то отдельной части населения. обеспокоены сложившейся ситуацией, однако надежды на ее улучшение пока призрачны. Особенность глобальных проблем в том, что для их решения требуется продуктивное взаимодействие всех стран и народов, деятельность в одном направлении, с одной целью. На данный момент такого не наблюдается. Политические распри отодвигают на дальний план вопросы здоровья и жизни миллиардов людей. развитие промышленности, катастрофические нарушения экологических норм медленно, но верно ведут планету если не к гибели, то к большим потрясениям. Актуальные проблемы обсуждаются политиками, экономистами, экологами, психологами, духовными лидерами и т.д., выдвигаются готовые теории, которые нет возможности реализовать на практике. Не это ли и есть самая большая беда современности - невозможность или нежелание действовать сообща на благо всей цивилизации?

Помимо глобальных проблем, в каждой стране существуют свои актуальные проблемы. О бедах России писали еще великие классики, однако с тех пор забот меньше явно не стало, а лишь прибавилось. Каждая смена политического режима несет с собой массу проблем, которые не решаются вплоть до новой революции или переворота.

Вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать» остаются всегда жизненными и открытыми. Сейчас, как никогда, требуют скорейшего решения актуальные проблемы экономики, политики, социальной и духовной сферы, образования, здравоохранения, под угрозой национальная безопасность России. Неудивительно, что большую часть российского народа не особенно волнуют глобальные проблемы, потому что насущных забот более чем достаточно.

Но насколько лучше с этим обстоят дела в других развитых странах? Призрак экономического кризиса держит всех в напряжении, в некоторых государствах уровень безработицы достиг рекордных значений, страны сотрясаются от политических скандалов и военных переворотов, то и дело в новостных сводках появляется информация о массовой гибели людей в мирное время.

Не нагнетают ли СМИ обстановку? Возможно, просто жизнь ускоряется, это закономерный этап развития цивилизации. И если не случится человечество просуществует еще долго, и через несколько десятилетий либо столетий так же будут изучаться актуальные проблемы, которые станут еще более ужасающими. Не исключено, что в России снова случится государственный переворот, а вопросы останутся прежними. История развивается по своим законам…

Здравствуй читатель. Прошлый учебный год в образовательных организациях Краснодарского края был отмечен ", что год грядущий нам готовит? В школы поступило письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 07.07.2017 № 47-12359/17-11 «О проведении в образовательных организациях информационных пятиминуток», а также рекомендации по использованию в работе организационной модели проведения «Информационных пятиминуток» в 2017-2018 учебном году. Особое внимание следует уделить соблюдению соответствия тематики возрастным категориям учащихся. "Информационные пятиминутки" (далее - пятиминутки) для обучающихся рекомендуется проводить еженедельно на первом уроке (4 раза в месяц). Подготовка информации осуществляется учителем совместно с детьми. В 1-5 классах данную работу осуществляет учитель, классный руководитель, в 6-8 классах в подготовке и проведении пятиминуток принимают участие как учитель, так и ученики, в 9-11 классах пятиминутки готовятся совместно с учителем, но ведутся учениками.

Пятиминутки распределяются по следующим тематическим направлениям:

Первая неделя — «Слава России».

При организации подготовки и проведении пятиминуток может использоваться исторический календарь школьника Г.А. Любимова «Слава России». В старших классах возможен формат сопоставления исторических событий России с событиями мировой истории.

Вторая неделя — «История говорит».

Чтение и обсуждение отрывков произведений детьми или учителями, прослушивание записей мастеров слова, которые не включены в школьную программу («Библиотека кубанского школьника», «100 книг» по истории, культуре и др.).

Третья неделя - Новостная неделя.

Информация об актуальных событиях современности (политических, общественных, культурных, социальных и пр.), просмотр видеозаписей, чтение периодических изданий, анализ событий.

Четвертая неделя-«На Кубани мы живем».

Информация об исторических фактах, подвигах и достижениях кубанцев, внёсших вклад в развитие и процветание Краснодарского края, воспоминания ветеранов ВОВ и труда, тружеников тыла, детей войны, а также почетных жителей муниципальных образований и края.

  • В начальной школе необходимо остановиться на двух тематических неделях «Новостная» и «На Кубани мы живем». В течение месяца они чередуются между собой.
  • Очередность проведения тематических недель в 6-8 классах зависит от выбора классного руководителя, В этой возрастной группе работа ведется по таким темам,как: «Слава России», «Новостная неделя», «На Кубани мы живем». Рекомендуем теме «Слава России» уделить особое внимание и проводить ее дважды в месяц.
  • В 9-11 классах реализуется только «Новостная неделя». План и темы проведения пятиминуток составляется инициативной группой (зам. директора по воспитательной и учебной работе, учителя истории, литературы, учителя начальных классов, классные руководители).

При проведении пятиминуток учитываются возрастные особенности учащихся. В первых классах рекомендуется проведение пятиминуток начинать со второй четверти, с учетом адаптационного периода ребенка к школе.

В именных школах на таких неделях уделяется внимание значимым фактам из жизни героя, в честь которого названа образовательная организация.

При наличии школьного радио возможно проведение дополнительных «Информационных пятиминуток» в общешкольном формате.

Письмо получено по электронной почте

Экономика

Капитализм

Демократия

Экология

Планета Земля

http://www.grandars.ru/college/filosofiya/problemy-sovremennosti.html#a1

Многие специалисты считают, что действительная проблема - не рост населения сам по себе, а следующие проблемы:

  • слаборазвитость - отсталость в развитии;
  • истощение мировых ресурсов и разрушение окружающей среды.

Проблема развития человеческого потенциала - это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. Однако развитие качественных характеристик рабочей силы в мировом хозяйстве происходит крайне неравномерно. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Нарастающая глобализация , взаимозависимость и сокращение временных и пространственных барьеров создают ситуацию коллективной незащищенности oт различных угроз , от которой человека не всегда может спасти его государство. Это требует создания условий, усиливающих способность человека самостоятельно противостоять рискам и угрозам.

Проблема Мирового океана - это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов. В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели. Поэтому глобальная проблема Мирового океана - это прежде всего проблема его выживания и, следовательно, выживания современного человека.

Пути решения глобальных проблем современности

Решение названных проблем является сегодня актуальной задачей для всего человечества. От того когда и как они начнут решаться зависит выживание людей. Выделяют следующие пути решения глобальных проблем современности.

Предотвращение мировой войны с применением термоядерного оружия и других средств массового уничтожения, грозящих гибелью цивилизации. Это предполагает обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения, людских и материальных ресурсов, ликвидацию ядерного оружия и т.д.;

Преодоление экономического и культурного неравенства между народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки;

Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Это делает необходимым выработку мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений отходами материального производства почвы, воды и воздуха;

Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах;

Предотвращение негативных последствий современной научно-технической революции;

Преодоление тенденции к снижению социального здоровья, что предполагает борьбу с алкоголизмом, наркоманией, онкологическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом и другими болезнями.

План работы:

ВВЕДЕНИЕ

1. Основные тенденции развития культуры XX века

1.1 Гуманизация культуры

1.2 Развитие науки

1.3 Космизм - как явление современной культуры

2. Кризис современной цивилизации и культура

3. Основные проблемы современности, их отражение в культуре

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке, что говорит о многозначности скрывающихся за ним значений. Культура -- это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.

Всё, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понимание культуры), было когда-то открыто, осмыслено и введено в человеческую повседневность. Существуют разные национальные и исторические традиции, которые причудливо переплелись в современном облике культуры, определяя содержание представлений о культуре, а также, будучи переосмысленными в научных исследованиях, и содержание научных теорий.

Многообразие ликов современной культуры, различие способов отношения человека к миру и к себе подобным не скрывает сущностных моментов развития мировой культуры. Происходит становление единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм. Современная культура едина в своем многообразии. К общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценки мира человечество приходит в результате развития и взаимовлияния национальных культур.

Двадцатый век продемонстировал человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но и во все большей степени - материального производства. Все качества техногенной цивилизации, чье рождение было отмечено чуть более трехсот лет назад, смогли проявится в полной мере именно в нашем столетии. Поэтому актуальные проблемы современности неизбежно отражаются в культуре, влияют на ее развитие. Раскрыть тему «Культура и актуальные проблемы современности» - цель моей курсовой работы.

1. Основные тенденции развития культуры XX века

1.1 Гуманизация культуры

Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того, что было открыто человечеством в прошедшие века, и того, что достигло человечество к концу XX в.

В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Гуманизм -- достаточно многообразное понятие. Суть современного гуманизма заключается и его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Это не элитарный, а демократический гуманизм.

Гуманистическая ориентация культуры XX в. проявляет себя в различных «мирах» современного общества -- экономическом, нравственном, политическом, художественном и т.д. Эта тенденция определила, например, становление политической культуры в передовых странах. Так, ценности современной политической культуры впервые зафиксированы в «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.). идеи, выработанные во Франции в далекую эпоху революции, принимаются сейчас в качестве идеала всеми государствами - членами Организации Объединенных Наций.

В русле гуманистического движения возникают различные программы «человеческих отношений», «генома человека», все активнее заявляют о себе требования гуманизовать культуру, дополнить научно - техническую революцию моральной, яснее ставить и решать смысложизненные, экзистенциальные проблемы человеческого бытия.

Все эти сдвиги наглядно проявляются в возрастающем влиянии на все сферы культуры антисцентических, иррационалистических и даже мистических концепций, включая и философские системы, ориентирующиеся на вненаучное знание, на воспроизведение внутреннего личностного мира человека.

1 .2 Развитие науки

Другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятым в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система -- наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки того, что паука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран. Возникла, развилась в дальнейшем интернационализация научных связей. Расширение сферы применения науки в конце XIX -- начале XX в. привело к преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых промышленных странах, и объединению их в новую экономическую систему.

Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в., положила начало экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара передовых способов производственной культуры. Мы являемся свидетелями растущей интернационализации народнохозяйственных связей. Одним из выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на различных континентах. На долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины внешней торговли, почти 80% новой техники и технологий. О нарастании интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации.

Техногенное отношение к природе -- как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.

1.3 Космизм - как явление современной культуры

Оптимистическое миросозерцание, обусловленное успехами научной мысли, воплощенной в мировой промышленности и технике, преобразующих лик планеты, послужило основой для возникновения характерного для человека XX в. ощущения космичности своего бытия.

Космизм -- уникальное, интереснейшее явление современной культуры, значение которого начинает осознаваться только сейчас, на пороге третьего тысячелетия. В работах известных космистов В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, П. Тейяра-де-Шардена были поставлены принципиально новые проблемы космической роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической ответственности в ходе космической экспансии человечества. Эти идеи возникли прежде всего на отечественной почве, ибо для русской культуры характерно представление о человеке как о личности активной, ищущей и одновременно укорененной во всеобщем, в целом.

Основные идеи новой космической культуры следующие.

Во-первых, это идея активной эволюции, в которой выражаемся новое качество взаимоотношений человека и природы. Опираясь на естественнонаучные эволюционные воззрения, традиционно ценимые в России, космисты выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса; когда сознание, разум становятся ведущей силой мирового развития, человек берет на себя ответственность за космическую эволюцию. Он должен проникнуться духом космической этики.

Во-вторых, рассматривая Землю и ее историю как часть эволюционных процессов во Вселенной, космисты соединили заботу о космическом целом с нуждами, запросами к потребностями конкретных людей. С их точки зрения, гуманистический оптимизм, радостное и светлое миросозерцание основаны не на прекраснодушных мечтаниях отдельных мыслителей, а на законах развития культуры и самой природы.

С наибольшей научной доказательностью и философской обоснованностью эти идеи были развиты выдающимся русским: мыслителем, ученым-естествоиспытателем, стоявшим у истоков современной геохимии и биогеохимии, -- В. И. Вернадским.

Основной труд В. И. Вернадского -- «Научная мысль как планетное явление» -- отличается энциклопедичностью в обобщении, синтетическим подходом к эволюции Земли как к единому геологическому, биогенному, социальному и культурному процессу. Осознавая пути эволюции и мировой культуры, мыслитель приходит к выводу о том, что деятельность человека не есть некое отклонение в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние -- ноосферу (от слова «ноос» -- разум). Человек и его разум не просто конечный результат эволюции, но одновременно и начало нового движения, создающего сферу разума, которая и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем.

Причины возникновения и сущность ноосферной культуры в следующем.

Появление ноосферы связано прежде всего с реальным процессом экспансии разума, сознания в эволюционный процесс. Человек осуществил полный захват биосферы для жизни. Лик Земли, этого первого космического тела, которым владеет человечество, полностью преобразился. Все природные стихии: вода, земля, воздух -- захвачены человеком.

Важнейшее основание для возникновения ноосферы -- объединение человечества. Для В. И. Вернадского равноправие, братство, единение всех людей является прежде всего не нравственно-культурным требованием, прекраснодушным пожеланием, а природным фактом. Возникает общечеловеческая культура; современные средства передвижения и передачи информации сближают людей; научная и техническая мысль все более интернационализируются. Несмотря на войны, межнациональные конфликты, человечество с необходимостью придет к единению.

Главной же причиной создания ноосферы является наука, становящаяся мощнейшей геологической и космической силой.

2. Кризис современной цивилизации и культура

Культура XX в. отразила тот кризис, в который медленно входила техногенная цивилизация. Современное производство, породившее новый тип цивилизации, индустриальное общество привело к действительному господству безличных экономических, технологических, политических структур над живой человеческой деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры. Через армию стандартная модель мегамашины передавалась от культуры к культуре, начиная с эпохи древних царств. Человек с присущей ему индивидуальностью и творческим потенциалом оказывается стандартной деталью социальной машины, функциональным придатком технологического процесса. Индивид пассивно воспринимает формы жизни, навязанные ему социумом, и перестает жить самобытной свободной жизнью. «Бегство от свободы» приводит к трагедийности личностного бытия, порождает бессубъектные социокультурные формы..

В XX в. полностью обнаружились кризисные явления современной цивилизации, возникшей на развалинах средневековья. Культура этой цивилизации сложилась на основе особых отношений человека и природы, человек стремился вырваться из зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития. В результате-возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.

Отрицательно воздействует на культуру также сверхорганизованность наших общественных условий. Насколько верно, что организованное общество является предпосылкой и повременно следствием культуры, настолько очевидно также, что на определенном этапе внешняя организация общества начиняет осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть институтов общества, вместо того, чтобы оказывать влияние на них и поддерживать в них живое начало.

Создание в какой-либо сфере всеобъемлющей организации на первых порах дает блестящие результаты, но через некоторое время первоначальный эффект уменьшается. Сначала демонстрируется уже существующее богатство, в дальнейшем дают о себе знать процессы недооценки и игнорирования живого и первоначального. Чем последовательнее внедряется организация, тем сильнее проявляется ее сдерживающее воздействие на производительное начало. Существуют культурные государства, которые не могут преодолеть ни в экономической, ни в духовной жизни последствий далеко идущей централизации управления».

В результате в культуре XX в. развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской.

В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Наука как абсолютный эталон, считают сциентисты, способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, -- экономические, политические, моральные и т.д.

Сциентисты утверждают: науке все подвластно. Действительно, современная наука проникла во все поры современного общества, пронизывая собой не только промышленность, сельское хозяйство, но и политику, административную и военную сферы. При этом не все в мире -- наука. Например, существуют сфера искусства, вера, человеческие чувства и отношения. Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для него характерно принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала всевозможные кризисы: экономический, экологический, национальный. Он утверждает: «Наука -- чума XX века». Возникла ситуация, которую обрисовал Ч. П. Сноу: «...На одном полюсе -- художественная интеллигенция, на другом -- ученые, и как наиболее яркие представители этой группы -- физики. Их разделяет стена непонимания и иногда (особенно среди молодежи) антипатии и вражды, но главное, конечно, непонимание. У них странное, извращенное представление друг о друге. Они настолько по-разному относятся к одним и тем лее пещам, что не могут найти общий язык даже в области чувств».

Сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры очень много дал человеку для развития его свободы. Но вместе с тем он имеет изъяны. Техногенная цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем эксплуатации неограниченной.

Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и другие. Техногенной цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому представлению. Отсюда идейное и научно-теоретическое движение последних десятилетий, поставившее проблему создания новой экологической культуры. Экологический кризис намечает границы существующему типу экономического развития.

С другой стороны, радикальным образом разрывается представление о необратимости и нарастании общественного прогресса. Со времен бомбардировки Хиросимы и Нагасаки ценность науки и научно-технического прогресса поставлена под вопрос. Новый дух времени вызывает скептическое отношение к возможностям научного знания, точные науки уже не считаются главными. Отсюда н посетившее человечество чувство бессилия перед вызванными ими неуправляемыми силами научно-технического прогресса, которое во все более яркой форме отражается в пессимистической философии экзистенциализма, где существование человека носит трагедийный и безысходный характер.

3. Основные проблемы современности, их отражение в культуре

В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными. Слово «глобальный» произошло от латинского «globus», что значит «земной шар». К первоочередным из них относятся:

¦ преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности (загрязнение окружающей среды, уменьшение озонового слоя атмосферы, парниковый эффект, возникший в результате повышенного содержания углекислот газа в воздухе, и т.д.);

¦ предотвращение войны с применением оружия массового поражения (термоядерного, химического, биологического), создание безъядерного ненасильственного мира;

¦ преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом (развивающиеся страны);

¦ нахождение новых источников сырья, обеспечение дальнейшего развития экономики, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции.

Причины возникновения глобальных проблем в следующем.

Во-первых, это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями. Зримым, грубым их проявлением были мировые войны. Война, начавшаяся на границах Польши и Германии, пришла в Африку, на Ближний и Дальний Восток, в Тихоокеанский бассейн, в Крым и на Кавказ... Все оказались участниками единой исторической драмы. В кровавой мясорубке войн перемалывалось все, что индивидуализировало и определенным образом разделяло людей: границы, политические пристрастия, национальные особенности. Выдающийся русский мыслитель Н. Бердяев писал, что в поднявшемся «мировом вихре в ускоренном темпе движения» все смещается со своих мест. Но в этом вихре могут погибнуть и величайшие ценности, может «не устоять человек, может быть разодран в клочья».

Во-вторых, кризис мировой цивилизации связан с возросшей экономической мощью человека, который никогда не взимал с природы столько дани, как теперь. За последние сто лет промышленное производство планеты приумножилось более чем в пятьдесят раз, при всём этом 4/5 этого прироста получено с 1950 г. Сегодня мировая экономика создает валовой продукции на сумму около 13 триллионов долларов, в ближайшие полстолетия может увеличиться еще в 5--10 раз. Воздействия человека по своим последствиям сейчас сопоставимы с самыми грозными силами природы. Еще К. Э. Циолковский считал, что будущее человечество полностью перестроит нашу планету и станет в дальнейшем силой, преображающей Космос. Сейчас же человек, обладая мощью планетарного масштаба, похож на ученика чародея, который вызвал к жизни волшебные силы, но не может их укротить.

Поэтому, в-третьих, одной из причин возникновения глобальных проблем является неравномерность развития стран и культуры. Экономическая и политическая взаимозависимость стран дополняется информационной. Благодаря телевидению, спутниковой связи, компьютерным системам события и открытия в мире воспринимаются и распространяются мгновенно. Между тем люди, потребляющие и использующие информацию, не просто леи пут в разных странах с различным политическим строем, с точки зрения достигнутого ими уровня развития, они обитают в разных исторических культурных эпохах. Родоплеменная община из бассейна Амазонки или Тропической Африки, едва вышедшая из каменного века, находится на расстоянии всего нескольких часов полета от мыса Канаверал или Байконура, откуда человек стартует в Космос. Поэтому понятно, почему мировое сообщество столь сильно озабочено проблемой ядерного терроризма и выступает против распространения ядерного оружия.

В сознании отдельных людей причудливым образом сочетаются пласты различных культур. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Существует понятие функциональной неграмотности: люди, завершив школьное обучение, приходят на производство, но не могут понять содержание примитивной письменной инструкции, сделать простые расчеты, заполнить необходимые бланки. Функциональная неграмотность -- бич цивилизации и культуры второй половины XX в. По официальным данным, в США насчитывалось 22 миллиона функциональных неграмотных, во Франции -- 3 миллиона, а в целом в странах ЕЭС -- 15 миллионов человек. Мировая система образования не успевает за изменениями, происходящими в мире. Научно-техническая революция с ее интеллектуализацией труда, заметными переменами в структуре производства, с информационным взрывом и т.д. изменила представление о тех личностных чертах, которые должны воспитываться в системе образования. Необходимо отметить, что все глобальные проблемы современности взаимосвязаны, и их изолированное, по отдельности, решение невозможно. Нельзя, например, обеспечить экономическое возрождение слаборазвитых стран без предотвращения нарастающего загрязнения окружающей среды. Иначе экономическая катастрофа на планете неизбежна.

Человек может решить стоящие перед ним глобальные проблемы Например, самая страшная угроза человечеству последних десятилетий угрем термоядерной войны между сверхдержавами в значительной мере ослабла и не является главенствующей в списке глобальных проблем. Это Связано во многом с теми изменениями, которые происходят в России.

Решение глобальных проблем возможно при осознании истоков, остроты и масштабов, негативных последствий накопления «критической массы» этих проблем. Требуется новое политическое мышление, т.е. понимание того, что все страны и народы мира едины в своих интересах. Выживание человечества возможно лишь путем отказа от насилия в политике и международных делах, создания безъядерного мира и утверждения общечеловеческих ценностей, их приоритета над классовыми и национальными интересами.

Решение глобальных проблем возможно при обязательном переходе к устойчивому развитию человечества. Экономическая деятельность и интенсивное освоение природы, демографические процессы и освоение космоса должны быть взяты под разумный, но жесткий контроль цивилизации. Удовлетворение жизненных потребностей нынешних поколений людей не должно происходить путем лишения такой возможности для будущих поколений.

Заключение

Таким образом, подводя итоги сказанному можно сделать следующие обобщающие выводы.

Культура -- это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях. На современном этапе происходит становление единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм. Двадцатый век продемонстрировал человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но и во все большей степени - материального производства.

Основные тенденции развития культуры XX века: гуманизация культуры, которая проявляет себя в различных «мирах» современного общества -- экономическом, нравственном, политическом, художественном и т.д.; другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятым в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система -- наука; еще одна тенденция - возникновение в космизма -- уникального явление современной культуры. Основные идеи космической культуры следующие: идея активной эволюции, в которой выражаемся новое качество взаимоотношений человека и природы; во-вторых, забота о космическом целом с нуждами, запросами к потребностями конкретных людей.

Культура XX в. отразила тот кризис, в который входила техногенная цивилизация. Современное производство, породившее новый тип цивилизации, индустриальное общество привело к действительному господству безличных экономических, технологических, политических структур над живой человеческой деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры.

В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными. К первоочередным из них относятся: преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности; предотвращение войны с применением оружия массового поражения; преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом; нахождение новых источников сырья, обеспечение дальнейшего развития экономики, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции.

Решение глобальных проблем возможно на путях «нового гуманизма», который требует революции человеческих качеств. Человеку следует отказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психологии покорения природы и сосредоточения на ином - на сохранении и воспроизведении жизни во всех ее формах. Право на существование имеет все живое, а не только лишь человек.

Литература

1. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996 г.

2. Культурология. Основы теории и истории культуры: Уч. пособие /Под ред. проф. И.Ф.Кефели.-СПб: «Специальная литература»-1996,-590 с

3. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных

заведений. Ростов - на - Дону: Издательство «Феникс», 1998.

4. Учебный курс по культурологи. Ростов - н/Д.; Издательство «Феникс», 1996 г.

5. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова и др. СПб., 1995.

6. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. - Брянск, 2000 г.

7. Радугин А.А. Философия. - М. Издательство «Центр», 2002 г.