Какой срок камеральной проверки. Законные сроки всех процедур «камералки». Кто ее проводит

В статье рассмотрим как проводится камеральная проверка 3-НДФЛ, ее сроки, а также как узнать ее результат проведения. Камеральная проверка осуществляется курирующим налоговым специалистом камерального отдела по месту расположения налоговой на основании предоставленной налоговой и первичной документации. Данный вид проверки выполняется в постоянном порядке силами специально предусмотренного для этого отдела.

Камеральная проверка будет проведена, если плательщик НДФЛ обратится в налоговую:

  • За получением вычета различного характера (имущественного, социального);
  • За возвратом излишне уплаченного налога по причине неверного использования вычетов;
  • При декларировании полученных доходов в прошедшем году.

Любое обращение в ФНС с 3-НДФЛ является поводом для проведения камеральной проверки.

При проверке 3-НДФЛ камеральщику потребуется сама декларация, а также документация, обосновывающая применение указанной ставки, вычетов. При необходимости проводится запрос необходимой первичной документации у налогоплательщика. Если проверяющему специалисту будут не понятны какие-либо моменты, то он попросит разъяснений в письменном виде у налогоплательщика. Если что-либо в проверяемой документации покажется подозрительным, то данное дело будет передано отделу, выполняющему выездные проверки. Читайте более подробно про проверку предпринимателей в статье: →» «.

Процедура камеральной проверки осуществляется специалистами налоговой, порядок ее организации определен 88 статьей НК РФ.

Сроки проведения камеральной проверки 3-НДФЛ

2-м пунктом указанной статьи определено, что камеральная проверка подлежит проведению не позднее трехмесячного срока с даты передачи 3-НДФЛ в налоговую .

Точка отсчета для указанных трех месяцев – момент представления 3-НДФЛ. Данная декларация может быть подана физлицом несколькими путями:

  • личная передача в руки налоговому специалисту;
  • электронная передача;
  • почтовое отправление.

Дата представления 3-НДФЛ в зависимости от способа подачи:

Таким образом, момент начала проведения камеральной проверки – это дата передачи 3-НДФЛ в налоговую, в течение 3-ех месяцев с этой даты камеральщики должны провести проверку декларации.

Если от налогоплательщика требуется предоставить уточненную или скорректированную 3-НДФЛ, то трехмесячный срок будет исчисляться заново со дня подачи последнего документа или пояснения.

Ход камеральной проверки

Проверка осуществляется на основе предоставленной декларации и сопровождающей ее обосновывающей документации, при этом нет никакой связи с какими-либо событиями, основаниями. Никакого письменного сообщения налогоплательщику о начале камеральной проверки не направляется.

Письменного решения или иного документа для начала проведения камеральной проверки не требуется, инспекторы проводят ее самостоятельно без какого-либо приказа свыше.

Если проверяющим лицом устанавливаются какие-то нарушения, то проводится камеральная проверка с истребованием документации первичного характера у плательщика. В 5-ти дневный срок предлагается физлицу пояснить выявленные несоответствия, предоставить дополнительные сведения, а также внести корректировки. Камеральщик может связаться с налогоплательщиком с помощью указанного в 3-НДФЛ телефона или направить письменное требование о предоставлении какой-либо дополнительной информации.

Сама процедура частично автоматизирована – поступивший бланк 3-НДФЛ проходит проверку специализированной программой, которая на основе проведенного тестирования выявляет арифметические ошибки, противоречия показателей и нестыковки данных. Машина не может определить все возможные ошибки в показателях декларации, ее возможности имеют свои границы, а потому после машинной проверки за дело берутся камеральщики.

Информация о том, как именно проводится камеральная проверка, является закрытой. Никаких точных данных о методах и приемах, применяемых в ходе данной процедуры камеральщиками, налоговой не раскрывается.

В ходе процедуры инспекторы выявляют случаи занижения базы для вычисления налога путем логической проверки указанных цифровых показателей в полях декларации. Сведения из декларации сопоставляются с иной информацией, получаемой из предыдущих отчетов, внешних источников.

По факту проведенной камеральной проверки формируется список плательщиков, в отношении которых будет осуществлена выездная проверка.

В процессе камеральной проверки 3-НДФЛ можно выделить следующие этапы:

  1. Определяется, вся ли документация плательщиком подана;
  2. Сопоставляется срок подачи декларации с утвержденной крайней датой;
  3. Осматриваются визуально заполненные поля и степень соответствия их оформления установленным правилам;
  4. Проверяется правильность проведения счетных операций;
  5. Определяется верность применения указанных налоговых льгот в виде вычетов различного характера;
  6. Проверяется корректное применение ставок;
  7. Осуществляется контроль за верным вычислением базы для НДФЛ.

В декларации важно указывать действующий номер телефона, чтобы контролирующий инспектор смог в кратчайшие сроки связаться с налогоплательщиком для получения дополнительных сведения и его уведомления о выявленных нарушениях и неточностях.

Статус камеральной проверки 3-НДФЛ. Как проверить?

Если налогоплательщик желает лично контролировать процедуру проведения камерального проверки, отслеживать ее текущий статус, то можно предпринять следующие действия:

  1. Уточнить телефонный номер отдела, занимающегося камеральными проверками деклараций по доходам физлиц, после чего с помощью периодических звонков контролировать статус проверки;
  2. Зарегистрировать личный кабинет на сайте налоговой службы.

Данные действия позволяют налогоплательщику отслеживать действия камеральщиков, уточнять необходимые вопросы, сроки окончания проверки, ее ход, что особенно актуально при получении вычетов по НДФЛ.

Результат камеральной проверки 3-НДФЛ

Узнать результат можно с помощью указанных выше способов. Также можно направить официальный письменный запрос в налоговую. Наиболее удобно смотреть результат в личном кабинете, при возникновении непонятных ситуаций, рекомендуется обращаться непосредственно в камеральный отдел налоговой, расположенной по месту подачи 3-НДФЛ, то есть по месту проживания физлица.

По факту завершения проверки может быть установлен следующий результат:

  • Выявление ошибки – направляется требование налогоплательщику о предоставлении необходимых документов или исправлению неточностей с помощью подачи корректирующей 3-НДФЛ (срок камеральной проверки начинает считаться заново);
  • Отсутствие ошибок – направляется квитанция для уплаты указанной в декларации суммы НДФЛ или формируется решение о возмещении ранее перечисленного излишнего налога, или составляется решение о предоставлении вычета;
  • Отказ в предоставлении вычета, возврате налога.

Если результатом стал отказ, то следует выяснить причины этого, как правило, подобные решения выносятся в связи с нехваткой необходимой обосновывающей документации. Если налогоплательщик не согласен с выводами налогового специалиста, то он может обратиться с письменным возражением.

Если результатом камеральной проверки стало решение о предоставлении вычета, то в течение одного месяца с момента окончания проверки денежные средства перечисляются на счет налогоплательщика, указанный в заявлении, подаваемом вместе с 3-НДФЛ в числе прилагаемой документации. Нарушение указанного срока является поводом для письменного требования о начислении процентов за каждый день задержки в связи с незаконным использование чужих средств.

Пример получения вычета по НДФЛ

Потапенко А.А. 18.04.2016 сдал 3-НДФЛ в налоговую по месту проживания для получения имущественного вычета при покупке квартиры. Декларацию он сопроводил заявлением, документацией, подтверждающей расходы на приобретение жилья. В какие сроки он может ожидать положенный вычет?

Сроки осуществления камеральной проверки в данной ситуации – 3 месяца со дня подачи (до 18.07.2016). Если никаких неточностей и ошибок специалист камерального отдела не выявит, вся документация имеется в наличии, то после окончания срока проверки в течение одного месяца Потапенко получит сумму вычета, последняя дата для получения денег – 18.08.2016.

Если до 18 августа Потапенко не получит деньги, то следует писать жалобу, направляя ее руководителю налоговой.

На этой странице:

Налоговая отчетность должны сдаваться вовремя и быть составлена без ошибок: эту аксиому твердо знают как начинающие предприниматели, так и опытные «зубры».

Для того, чтобы налоговое законодательство неукоснительно соблюдалось, каждый документ, сдаваемый в налоговую инспекцию, проходит автоматическую проверку. Такая обязательная проверка сданной отчетности называется камеральной .

Этому виду налогового контроля постоянно подвергаются все фирмы, организации и частные предприниматели: неудивительно, что к этому процессу и его последствиям возникает большое количество вопросов. На многие из них попытается ответить эта статья.

Классификация камеральных проверок:

Строго по закону

Налоговый контроль, одной из форм которого является камеральная проверка, базируется на положениях Налогового Кодекса РФ. Законодательные основания разных сторон этой процедуры содержатся в таких пунктах и статьях НК:

  • положение о налоговом контроле – п.1 ст.82, п.1 ст. 87 НК;
  • цели камеральной проверки – п.2 ст.87;
  • что инициирует такую проверку – п.2. ст. 88;
  • о сроках, связанных с процедурой «камералки» – п.2 ст. 6.1, п.2 ст.88;
  • об особенностях дачи объяснений по результатам проверки – п.1 ст.31;
  • о выявлении в отчетности ошибок, нуждающихся в исправлении – п.3 ст.88;
  • о проверке уточненной декларации – п.9.1 ст. 88;
  • об акте по итогам проверки – п.1 ст. 100.

К СВЕДЕНИЮ! Положения, регламентирующие ответственность руководителя за неявку в налоговую по вызову для дачи объяснений,содержатся не в Налоговом кодексе, а в КоАП РФ (ч.1 ст.19.4).

Что и как проверяют?

Каждый документ, который предприниматель сдает в ИНФС – расчет, декларация, отчетность по НДС и НДФЛ и др. – подлежит камеральной проверке.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Об этой форме контроля не предупреждают, для нее не нужно получать специальных разрешений ни от предпринимателя, ни от руководителя налоговой. Это «камералка» – рутинная, но неотвратимая.

Проверка производится автоматизировано. Вся ваша отчетность в налоговой вводится в базу данных. При поступлении новой информации показатели автоматически сверяются:

  • с аналогичными показателями за другие периоды;
  • с показателями этого же временного промежутка, но по другим сборам;
  • с бухгалтерскими отчетами.

Вычисленные соотношения должны приблизительно соответствовать контрольным, которые ФНС не держит в секрете. Все контрольные соотношения налогов приведены на сайте ИФНС в разделах «Юридическим лицам» и «Индивидуальным предпринимателям», а конкретно. В рубриках по тому или иному налогу.

ВАЖНО! Прежде чем отправлять любую отчетность налоговикам, налогоплательщик может сам предварительно проверить контрольные соотношения показателей, воспользовавшись специальной опцией, которая есть во многих программах компьютерного бухгалтерского учета.

Все этапы наглядно изображены на схеме ниже:


Исправил ошибку раньше, чем ее нашли?

Если предприниматель подал уточненную декларацию до того, как в налоговой завершилась проверка поданного ранее варианта, то проверка первичной отчетности прекращается, а вместо нее проверяется «уточненка». Сотрудники налоговой инспекции не имеют права подвергать камеральной проверке один и тот же документ дважды.

Результаты камеральной проверки

Если «камералка» пройдена успешно, и ваша отчетность не вызвала вопросов у налоговиков, вам не будет направляться никаких специальных уведомлений. Раз предоставленные вами данные не противоречат имеющимся в налоговой, можете спокойно работать дальше – до следующего отчета и следующей камеральной проверки.

В каких случаях потребуется писать объяснительную

Если автоматизированная проверка выявила ряд несоответствий, налоговики потребуют у предпринимателя объяснений. Это может произойти в таких случаях:

  • в декларации содержатся противоречия с другими сведениями. Которыми располагает ФНС;
  • в декларации по налогу на прибыль показан налоговый убыток;
  • уточненная декларация содержит меньшую сумму налога, чем первичный вариант;
  • прописаны те или иные льготы;
  • налоги касаются использования природных ресурсов;
  • в отчетности заявлено о возмещении НДС.

Все эти моменты нужно будет объяснить, о чем предприниматель будет извещен налоговой одним из следующих способов:

  • лично (требование вручается под роспись);
  • заказным почтовым отправлением;
  • электронным письмом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы получили требование в электронной форме, то в течение 6 дней нужно подтвердить его прием. Иначе еще через декаду рискуете оказаться с заблокированным расчетным счетом.

После получения требования у вас есть 5 дней для подготовки и дачи объяснений в произвольной форме. Предприниматель может:

  1. Подать уточненную декларацию, при этом ее ожидает новая проверка.
  2. Дать пояснения в письменной форме (по некоторым налогам ФНС рекомендует определенные формы, но использовать исключительно их предприниматель не обязан).
  3. В случае вызова необходимо явиться в налоговую и дать объяснения лично. При неявке руководство рискует штрафом в 2-4 тыс.руб. за невыполнение требований налогового органа.

Что вправе предпринять налоговая?

Если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, вместе с получением объяснений от налогоплательщика налоговики могут предпринимать ряд дополнительных мер:

  • проверка документов предпринимателя;
  • требование документов и сведений у партнеров и конкурентов (ст. 93.1 НК РФ);
  • опрос свидетелей (ст.90);
  • экспертиза, возможно, с привлечением сторонних экспертов – ст.95;
  • осмотр помещения, имущества, предметов и т.п. – только с добровольного согласия налогоплательщика (ст.91-92).

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В ходе этих дополнительных мер налоговики должны искать подтверждения выявленным нарушениям, а не заниматься поиском новых.

Итог камеральной проверки

После всех процедур проверки, вариантов принятого налоговой решения может быть всего 2:

  • фиксация правонарушения с привлечением к ответственности (чаще всего, это выписанный штраф);
  • отказ в привлечении к ответственности (вместо штрафа может быть указана недоимка, подлежащая возмещению, и размер пени).

Если не согласен с камеральной проверкой

Если налогоплательщик не согласен с выявленными в ходе камеральной проверки нарушениями или с предложенными мерами по их устранению, он может подать свои возражения на акт проверки после его вручения. Руководитель налоговиков должен на их основе принять решение об ответственности предпринимателя. Для этого он должен дополнительно рассмотреть результаты проверки.

К СВЕДЕНИЮ! Налогоплательщик должен быть уведомлен о рассмотрении материалов проверки, иначе принятое решение может быть обжаловано.

Законные сроки всех процедур «камералки»

В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.

Действие налогового органа или налогоплательщика Временные рамки
1 Начало камеральной проверки Сразу после подачи документа
2 Завершение камеральной проверки Максимум 3 месяца
3 Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) 5 рабочих дней с момента получения требования
4 Представление истребованных в ходе проверки документов 10 дней после требования
5 Составление акта о результатах проверки 10 дней после окончания
6 Вручение акта проверяемому предпринимателю 5 дней после составления
7 Выражение несогласия с актом камеральной проверки 15 суток со дня получения акта
8 Вынесение решения с учетом приведенных возражений 10 дней после подачи
9 Продление срока на вынесение решения Не более чем на 1 месяц
10 Вручение решения налогоплательщику В течение 5 дней после вынесения
11 Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» Через 10 дней со дня вручения

Понятие «камеральная проверка» знакомо многим. Но вот с подробностями такой процедуры мало кто разобрался. Выясним, какова суть проверок, проводимых налоговыми структурами.

Необходимые сведения

Что значит «камеральная проверка» — это первое, на что стоит ответить. Обратимся за разъяснениями к законам России.

Основные определения

Под камеральной понимают проверку налоговой инспекцией, которая проводится на базе имеющихся данных, отраженных в декларации, что представляется плательщиками. При этом не проводится иной проверки налогоплательщиков.

Кем она проводится

Проверки камерального типа проводятся по месту нахождения налоговой инстанции на базе налоговой декларации и документации, что представлены плательщиком налогов.

Обязательство по проведению камеральной проверки лежит на плечах уполномоченного лица налоговой инспекции в рамках его служебных обязанностей.

Проверка возможна на протяжении 3 месяцев с момента представления документов, деклараций, на основании которых рассчитан и уплачен налог. Хотя законодательством могут устанавливаться и другие сроки.

Если при камеральной проверке найдено ошибку в заполненных документах или сведения являются противоречащими, налогоплательщик будет об этом уведомлен. Представляется требование о внесении коррективов в установленные сроки.

Проводя камеральную проверку, уполномоченное лицо может затребовать от плательщика информацию, документацию, что подтвердит правильное исчисление платежей.

Предмет проверок

Документация, представленная налогоплательщиком – основание для расчета и перечисления налоговых сумм. Учитываются и сведения другой документации, которая есть у работников налоговой службы.

Камеральные проверки – средство осуществления контроля, правильны и достоверны ли сведения, отраженные в . Контроль не ограничен осуществлением проверки цифр.

Инспектор также обращает внимание, достоверны ли данные в отчетах на базе существующей информации о плательщиках налогов.

Такие проверки являются инструментом предварительного отбора плательщиков, которых позднее навестит ФНС с выездной проверкой.

Выполняемые задачи

Задачами камеральной проверки является:

Проведение визуальной проверки Обращается внимание, правильно ли оформлено бухгалтерскую отчетность. Проверяются реквизиты, подписи должностного лица
Проведение проверки, когда определяется, правильно ли составлено расчеты по налогу Включает подсчеты итоговых показателей по налогам, что должны перечисляться в казну. Проверяется, обоснованно ли использовано ставку налога, льготу, правильно ли отражены данные для расчета базы налога. Обращается внимание – вовремя ли представлены все расчеты
Проведение логического контроля Искажены ли сведения в отчетности, логична ли связь отчетных и расчетных показателей, сопоставимы ли отчетные значения с данными предыдущих периодов
Проведение проверки согласованности значений Что повторяются в бухгалтерских отчетах и налоговых подсчетах
Проведение предварительного оценивания бухгалтерских отчетов, налогового расчета Обращается внимание, достоверны ли данные, если ли сомнительные моменты, несоответствия, что указывают на нарушение налоговой дисциплины

Преследуемая цель

Цель:

  • контролировать, соблюдается ли плательщиком налогов законодательство о налогах и сборах;
  • выявлять суммы не перечисленного или уплаченного не в полной мере налога по выявленному нарушению;
  • взыскивать сумму неуплаченного или уплаченного не в полной мере налога по выявленному нарушению;
  • привлечь виновника к ответственности налогового или административного характера за совершенные нарушения;
  • подготовить сведения, чтобы обеспечить рациональный отбор плательщиков налога для проведения выездной проверки налоговой службой;
  • проверить, правомерно ли используются и .

Действующая нормативная база

Все ответы можно найти в Налоговом кодексе () с более поздними изменениями.

О проведении камеральной проверки говорится в ст. 88 НК. Следует обратить внимание и на , .

Особенности проведения процедуры налоговыми органами

Как будет действовать налоговая инспекция после завершения камеральной проверки?

Налоговый орган уведомляет плательщика налога о том, что он должен произвести доплату налога в бюджет, пени в том числе.

В зависимости от субъекта

Налоговая инспекция, где проводится камеральная проверка деклараций и сопутствующих документов налогоплательщика, осуществляется процедуру с учетом субъекта. Рассмотрим нюансы проверок компаний, ИП и граждан.

Юридические лица

Компания, которая представляет в налоговую инстанцию пояснения по поводу обнаруженной ошибки в отчетности, может представлять выписку из регистра и бухучета или иную документацию, что подтвердит достоверность сведений, что внесены в декларации.

Уполномоченные органы должны рассмотреть представленные факты. Если и после этого будет определено, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение, составляется акт проверки в соответствии со .

Должностное лицо налоговой инстанции может истребовать дополнительные справки, которые подтвердят наличие права на использование льготы.

Нельзя затребовать документы, если это противоречит нормам законодательства. ФНС может истребовать документацию, которая подтвердит наличие права на вычеты.

Если до завершения камеральной проверки представлено уточненный вариант декларации в соответствии со , проверка первого экземпляра будет прекращена.

Начнется новая проверка поданной декларации. Такие правила касаются и налогового агента, если о другом не сказано в Кодексе.

Физические лица

Работники налоговой инстанции могут затребовать дополнительную информацию, документацию, что подтвердит правильные расчеты сумм налогов.

Такие данные должны предоставляться лицом в течение 5 дней (). При отказе плательщик должен понести ответственность в соответствии со .

Плательщик налога может быть вызван в отделение ФНС, чтобы представить нужные пояснения. не должен составляться в обязательном порядке.

Нет также прямого требования в законах относительно оформления результатов камеральных проверок.

Если своевременно не будет исполнено требования по уплате налога и пени, принимается решение взыскать сумму долга в принудительном порядке ().

Индивидуальные предприниматели

Налоговая проверка ИП почти не отличается от проверки юрлиц. Осуществляется первичная и камеральная проверка сданных документов. Проводятся выездные проверки.

Проведение проверки осуществляется по месторасположению налоговой инстанции на базе представленных документов, расчетов по налоговым платежам О начале камеральных проверок плательщика налога не уведомляют.

Мероприятия налогового контроля в ходе камеральной проверки

Налоговым органом проводятся следующие мероприятия:

Выделяют такие этапы проведения проверки:

  1. Принимается и регистрируется декларация.
  2. Далее следует осуществление арифметического и камерального контроля поданной декларации.
  3. Проводятся мероприятия по проверке отчетности.
  4. Завершается камеральная проверка. Составляется акт.

В акте отражают:

  • дату и номер;
  • ФИО должностного лица, что проводило проверку;
  • название фирмы, декларация которой проверялась;
  • регистрационные номера таких документов;
  • список мероприятий, которые проведены;
  • дату, когда проверка начата и окончена;
  • обнаруженные правонарушения;
  • результат проверки, меры ответственности.

Такой акт представляется плательщику налога на протяжении пяти дней.

Истребование документов

Налоговый орган может истребовать при проведении камеральной проверки ряд документов.

Это возможно в таком случае:

Если при проверке выявлено ошибки, несоответствия и разногласия между сведениями То отражены в поданной декларации и иных подтверждающих справках. Отделом камеральных проверок выдвигается требование откорректировать документ
В том случае, если в поданной уточенной декларации сумма налога меньше Чем в первичном документе, инспекторы затребуют документацию и пояснения, что обоснуют такое уменьшение. Это же касается тех ситуаций, когда заявлены убыточные суммы
Нужно подтвердить наличие прав на льготу Документально
Если осуществляется возмещение налога на добавленную стоимость Стоит представить справки, которые подтвердят такое право

Другие документы представитель налогового органа затребовать не вправе.

Часто возникающие вопросы

Есть ряд нюансов, о которых стоит помнить не только уполномоченным структурам, но и плательщикам, которые желают избежать ошибок при подаче отчетности в будущем.

Особенности в зависимости от налогообложения

Каждая организация применяет определенный режим налогообложения. При этом работником налоговой службы учитываются особенности по проверке налогов различного типа.

Налог на имущество организаций

При осуществлении проверки камерального вида по налогу на имущество организации, налоговая структура придерживается рекомендаций относительно проверки правильности составления бланков расчета по налогам.

Инспектор обратит внимание на необходимую форму, что представлена – проверит, правильно ли проведено все расчеты.

Проверка осуществляется визуально. Проверяется:

  • наличие всех реквизитов в бланках;
  • четкость заполненной информации;
  • арифметические подсчеты итоговой суммы налога;
  • обоснованность использования льгот.

Самые частые нарушения, которые фиксируются налоговой инстанцией:

  1. Занижается среднегодовая стоимость имущественных объектов при снятии с учета ОС до их продажи.
  2. Не вовремя оприходуется ТМЦ.
  3. Не отражаются в учете приобретенные основные средства.
  4. Не включается в расчеты среднегодовых показателей ОС, что были сданы в .
  5. Занижается среднегодовая стоимость имущественных объектов на размер несписанных взносов по выбывшим объектам.

По транспортному взысканию

При проверке декларации работники налоговой инспекции обратят внимание на 2 раздел. Компанией заполняется строка 050, а также иные строки, что касаются технических данных об автомобиле.

У ФНС таких сведений нет. Поэтому инспекторы будут опираться на данные, которые у них имеются – на информацию о , что были получены в отделении ГИБДД.

Если представленные сведения не будут совпадать, то представитель налоговой затребует технический паспорт и документ, подтверждающий регистрацию машины.

Если и такие данные не будут совпадать, то за ответом налоговики обратятся к ГИБДД. С прямым владельцем трудности не возникнут – есть машины, значит, нужно платить налог. А как быть при лизинге?

В таких ситуациях налог платит собственник транспортного средства. Разъяснения содержатся в .

На что еще будет смотреть налоговые работники:

  1. Инспектор проверит и коэффициенты, которые рассчитываются предприятиями, что в отчетном периоде . Но такой транспорт должен быть в собственности не более года.
  2. Пересматриваются ставки, используемые при расчете . При возникновении спорной ситуации стоит опираться на нормы ().
  3. Проверяется правильность пересчета базы налога из метрической единицы в лошадиные силы. Придерживаются правил п. 19 рекомендация по , что приняты правительством .

По налогу на прибыль

Налог на прибыль проверяется налоговой службой, исходя из 2 стадий:

  • проверки данных, отраженных в декларации;
  • экономического анализа декларации.

Первая стадия имеет такие направления:

Сопоставимость сведений в бухгалтерских отчетах и декларациях по иным налогам с Проверяется размер выручки в отчетном и налоговом периоде. Не учитываются величины, что формируются по другим правилам. Такой порядок используется при определении прибыли и затрат методом начисления. Анализируются значения дохода и убытка по данным бухучета, дохода в целях обложения налогом
Сопоставимость отдельных значений в декларациях по налогу на прибыль Проверяется, соблюдены ли законодательные нормы, правомерно ли уменьшается база налога
Проверка отдельных сведений в декларации на соблюдение законодательных положений о налоге на прибыль Если есть нарушения, проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля

Вторая стадия включает:

Общее направление проведения анализа экономического плана Определяется перечень плательщиков налога на прибыль, декларации которых будут проверяться
Анализ базы налога Рассчитывают абсолютное и относительное отклонение по сопоставимому периоду
Производственный анализ, также анализируется продажа товара Информационный источник – бизнес-планы компании, статистические отчеты
Анализ затрат, что учитываются при установлении базы налога на прибыль компании Анализируются материальные затраты, изучаются причины удельных затрат сырьевой базы на единицу товара

При камеральной проверке налога на прибыль налоговая служба будет опираться на положения .

Стоит помнить о таких особенностях:

  1. При заполнении декларации вручную, проверьте, нет ли арифметической ошибки, и соответствуют ли суммы листа 02 и Приложения к такому листу. Если заполнение осуществляется автоматическим способом, такие проверки не проводятся.
  2. При заявлении льгот будьте готовы дать пояснения по вопросам занижения базы налога или ставки.
  3. При проверке прибыль (по налогу на прибыль) сверяется с доходом, что отражается в .

Могут возникнуть вопросы:

Если есть доход, что облагается НДС и не облагается налогом на прибыль Желательно заполнить Приложение № 1 декларации по налогу на прибыль, где есть доход, что не учитывается при расчете базы налога
Если осуществляются операции, что не облагаются НДС Не стоит забывать о том, что необходимо заполнить седьмой раздел, где указаны сведения об операциях, что не подлежат обложению
Если проводятся операции, что облагаются по нулевой ставке НДС Приготовьтесь давать систематические пояснения по суммам, что не совпадают (на момент отгрузки и применения нулевой ставки)
Если во внереализационной прибыли компании есть доход, что облагается НДС То в декларацию не попадают (в строку, что расшифровывает выручку от продаж)
Представить пояснения придется и в том случае Если есть убытки, что отражены в приложении № 3 к странице 02
Если осуществляется убыток прошлых периодов Проверьте, не окончился ли срок (10 лет) с момента, когда убыток принят в целях обложения налогом ()
Если компания платит иные налоги кроме налога на прибыль и НДС, к примеру, если фирма работает на УСН В строке 041 второго приложения листа 02 отражается суммы начисленных налоговых платежей в периоде. Если такие сведения не указаны, плательщику придется представить объяснения
Составляя декларацию по налогу на прибыль в отчетном периоде Нужно проверять сопоставимость сведений с бухучетом
Даются пояснения и при получении целевого финансирования Когда заполняется лист 07 документа (особенно, если отражаются значительные суммы)
Если производится расчет сумм по налогу на прибыли и авансов обособленных подразделений Уделяется внимание – правильно ли произведены расчеты базы по налогу, соответствуют ли суммы налоговой базы по подразделению и компании и т. д.

Акцент на налоговой декларации

Проверка осуществляется на основании декларации. Если плательщик налога не представит такой документ, то проверка не может проводиться на базе тех справок, что имеются у налогового органа ().

Соответственно, не может начисляться недостающая сумма налога, пени, штрафов. Но ответственности не удастся избежать, если законы нарушены.

Решение о мере наказания будет приниматься на основании иных документов, которые представит контрагент, банк, таможенная служба.

Видео: выездная или камеральная проверка в чем разница?

Для начала проведения камеральной проверки не нужно получать разрешений от руководства налоговой инстанции или плательщика налога.

Уведомление о начале процедуры также не будет направляться. Проверка осуществляется на протяжении 3 месяцев после подачи декларации.

Если будут обнаружены в декларации неточности, ошибки, от плательщика налогов могут быть затребованы объяснения в соответствии с .

Если нарушений не обнаружено, то налоговая проверка завершается. Если же такие имеются:

  • на протяжении 10 дней будет составлено акт проверки согласно ст. 100 НК;
  • в течение следующих 5 дней такой документ вручается плательщику налога;
  • плательщик имеет право на предоставление возражения в течение месяца;
  • на протяжении 10 дней рассматриваются возражения и выносится решение.
  • проводится по решению налоговой структуры выездная проверка или назначается мера наказания за нарушения.

Если повторная

В Налоговом кодексе нет норм, которые позволяют проводить камеральную проверку одной декларации дважды. Исключение – подача уточенной декларации.

Только проверка в таком случае не считается повторной. Косвенные подтверждения такой позиции содержатся в .

Уточненная декларация представляется компанией или физлицом, если будет обнаружено ошибки или неточности в значениях в документе

Нюансы при закрытии ИП

Налоговая служба может проводить налоговые проверки и после того, как ИП прекратило вести деятельности, и снято с регистрации в уполномоченных структурах.

Период деятельности налогоплательщика охватываемый камеральной проверкой составляется 3 года после того, как прекращено деятельность.

Лица снимаются с учета, как индивидуальные предприниматели, но находятся на учете, как физические лица. Такие проверки проводятся не так часто.

Налоговая инспекция может заинтересоваться теми предпринимателями, относительно деятельности которых возникло много вопросов.

Хотя возможно проведение проверки и случайно отобранных людей. Именно по этой причине храните документы даже после закрытия предприятия.

Камеральная проверка – это проверка, проводимая работниками налоговой службы в стенах ФНС. А значит, будет учтено всю документальную информацию, которая представлена плательщиком налога или иными лицами.

Если вы еще при составлении декларации все перепроверили и соблюли законодательные положения, то вам не придется волноваться.

Проверка страшна тем, кто по неосторожности или сознательно делает ошибки при расчетах, занижает налоговую базу, не имея на то оснований.

Какой порядок проведения камеральных проверок по НДС? Проанализируем законодательные положения, актуальные в 2017 году, ведь налоговый контроль такого типа осуществляется по каждой представленной декларации. Каждое предприятие представляет отчет в виде налоговой декларации за определенные периоды своей...

В статье будут раскрыты вопросы, касающиеся камеральной проверки. Что она из себя представляет, как проверка назначается, в каких случаях – об этом далее. Каждое лицо, выплачивающее налоги, обязано платить налоги. Не все этого придерживаются и не выполняют своих обязанностей. СодержаниеБазовые сведения Вручение акта...

Федеральная налоговая служба при наличии на то серьезных оснований имеет право назначить камеральную проверку. Проведение её связано с пристальным рассмотрением бухгалтерской, налоговой отчетности, аудитом. При выявлении нарушений может быть наложен штраф или же более серьезное взыскание. Потому индивидуальным...

Федеральная налоговая служба выполняет одновременно несколько самых разных функций. Потому состоит из различных отделов. Одним из наиболее важных является проводящее камеральные проверки подразделение. Данная процедура включает в себя обширный перечень самых разных действий. Анализируется налоговая, бухгалтерская...

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.

Назначением камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Порядок и сроки проведения камеральной проверки

Порядок проведения камеральной проверки установлен статьей 88 НК РФ .

Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.

В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы в следующих случаях:

    заявлена сумма НДС к возмещению;

    заявлены льготы;

    отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;

    декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного; товарищества.

Возможные действия налогового органа при проведении камеральной проверки

Истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, статья 93 НК РФ )

Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ )

Допрос свидетелей (статья 90 НК РФ )

Проведение экспертизы (статья 95 НК РФ )

Участие переводчика, эксперта (статья 95 , 97 НК РФ )

Осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика) (статьи 91 , 92 НК РФ )

Оформление результатов камеральной проверки

Нарушения не выявлены:

    камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

Выявлены нарушения:

    в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ ;

    акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;

    налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;

    в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

В отдельных случаях руководитель может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля .

Тонкости камеральных проверок (Зобова Е.)

Дата размещения статьи: 01.05.2016

Камеральная проверка - самый распространенный вид налоговой проверки (ей подвергается 100% представляемых налоговых деклараций). С другой стороны, это и самый незаметный и безболезненный для налогоплательщиков и налоговых агентов вид налогового контроля, так как в подавляющем большинстве случаев он никак не затрагивает их деятельность.

В данном материале рассмотрены особенности камеральных проверок: порядок и сроки ее проведения, порядок истребования документов, особенности проверки уточненной декларации, оформление результатов проверки.

Порядок и сроки проведения камеральной проверки

Общий порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен ст. 88 НК РФ. Сразу скажем, что рассмотренные ниже правила распространяются как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов, плательщиков сборов и иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации или расчета.
Принципиальные отличия камеральной проверки от выездной следующие:
- камеральная проверка осуществляется по месту нахождения налогового органа;
- основанием для ее проведения является налоговая декларация (расчет), представленная налогоплательщиком;
- камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа;
- срок проведения камеральной проверки - три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Из приведенного правила есть единственное исключение, когда камеральная проверка налоговой декларации не проводится - в случае осуществления налогового мониторинга. Это новая форма налогового контроля, которая применяется с 2016 г. наряду с камеральными и выездными налоговыми проверками. Первые участники - шесть крупнейших компаний - самостоятельно выбрали для себя данную форму налогового контроля, направив в налоговые органы соответствующие заявления до 1 июля 2015 г. Особенность налогового мониторинга в том, что организации на постоянной основе будут предоставлять налоговому органу оперативный доступ к данным бухгалтерского и налогового учета и к системам внутреннего контроля. Специалисты ФНС считают, что новый подход в контрольной работе позволит сократить количество спорных вопросов в процессе налогового администрирования, так как в отношении указанных организаций за период проведения налогового мониторинга выездные и камеральные налоговые проверки не проводятся. В настоящее время данный вид налогового контроля доступен только для очень крупных организаций.
Итак, камеральная проверка проводится в отношении представленной налоговой декларации. Механизм проверки следующий: все сведения из представленных в налоговый орган налоговых деклараций вводятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС "Налог"). На стадии ввода показателей в АИС "Налог" осуществляется автоматизированный арифметический контроль в отношении всех представленных налоговых деклараций с использованием внутридокументных контрольных соотношений. Должностные лица налогового органа ежедневно формируют протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций. Дальнейшая проверка с проведением мероприятий налогового контроля осуществляется уже отделом камеральных проверок. Напомним, что по всем налоговым декларациям ФНС выпущены контрольные соотношения как внутридокументные, так и междокументные, сегодня они доступны налогоплательщикам. Вот эти контрольные соотношения и проверяются в автоматическом режиме при вводе данных.
Отметим, что в ходе камеральной проверки проводится еще и сравнительный анализ показателей выбранной налоговой декларации с показателями других налоговых деклараций того же налогоплательщика. В процессе проверки осуществляются:
- проверка сопоставимости показателей декларации с показателями декларации предыдущего отчетного или налогового периода;
- взаимоувязка показателей проверяемой налоговой декларации с показателями деклараций по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
- проверка достоверности показателей налоговой декларации на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации;
- проверка сопоставимости показателей деклараций и бухгалтерской отчетности с показателями по аналогичным налогоплательщикам и со среднеотраслевыми показателями.
Кроме того, должностное лицо налогового органа проверяет правильность отражения в карточке "Расчеты с бюджетом" налогоплательщика начислений по представленным налоговым декларациям.

Обратите внимание! При проведении камеральной проверки может быть осуществлен весь комплекс мероприятий налогового контроля:
- направление налоговым органом запросов в банк о наличии в нем счетов, депозитов и об остатках денежных средств на счетах, депозитах, о представлении выписок по операциям на счетах, по вкладам (депозитам), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций;
- допрос свидетеля, проводимый в соответствии со ст. 90 НК РФ;
- с 01.01.2015 - осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов в ходе камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по НДС в случаях, предусмотренных п. п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ). Осмотр документов и предметов в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 92 НК РФ, в том числе в рамках камеральной налоговой проверки, допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра;
- инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества с согласия проверяемого лица, в том числе по месту его нахождения в производственных, складских, торговых и иных помещениях и на территории проверяемого лица;
- истребование документов у проверяемого лица, проводимое в соответствии со ст. 93 НК РФ;
- истребование документов (информации) у иных (по отношению к проверяемому) лиц, проводимое в соответствии со ст. 93.1 НК РФ;
- экспертиза, проводимая в соответствии со ст. 95 НК РФ;
- привлечение специалиста, осуществляемое в соответствии со ст. 96 НК РФ;
- привлечение переводчика, осуществляемое в соответствии со ст. 97 НК РФ;
- направление запросов в компетентные органы иностранных государств.

Таким образом, все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, подвергаются камеральной проверке: данный порядок не зависит от периодичности представления налоговой декларации или от его сроков - ни установленных, ни фактических.
Как уже было сказано, никаких отдельных решений для проведения камеральной проверки налоговый орган не принимает. Соответственно, налогоплательщик не информируется о проведении камеральной проверки. Такой обязанности налогового органа действующим налоговым законодательством не предусмотрено. И если в ходе камеральной проверки никаких ошибок и противоречий не выявлено, то налогоплательщик может и не знать, что в отношении представленной им налоговой декларации проводилась камеральная проверка, поскольку оснований для истребования объяснений или первичных документов в этом случае у налоговиков нет. В принципе налогоплательщик узнает о проведении камеральной проверки в отношении представленной им налоговой декларации только в случае возникновения у налогового органа необходимости получить какие-либо пояснения по данной декларации.
Что касается срока проведения камеральной проверки, п. 2 ст. 88 НК РФ установлен пресекательный трехмесячный срок со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации для проведения камеральной налоговой проверки. Налоговики трактуют это положение следующим образом.
Камеральная проверка налоговой декларации не может начаться до получения налоговым органом данной декларации или расчета по налогу. Соответственно, определение момента начала течения трехмесячного срока для проведения камеральной налоговой проверки связано с моментом получения налоговым органом налоговой декларации. Таким образом, течение трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки начинается со дня получения налоговым органом налоговой декларации (Письмо ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@). В силу п. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Максимальный срок, отведенный на проведение камеральной налоговой проверки, установлен в п. 2 ст. 88 НК РФ и составляет три месяца.
В силу положений п. 3 ст. 100 НК РФ в акте камеральной налоговой проверки указываются даты начала и окончания такой проверки. Причем налоговые органы не обязаны проставлять в акте дату начала камеральной проверки, соответствующую, например, дате отправки налоговой декларации по почте.
А что является моментом окончания камеральной проверки? Здесь возможны два варианта в зависимости от того, что наступило ранее:
- истечение предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (получения налоговым органом декларации);
- момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки.
Президиум ВАС в Постановлении от 12.04.2011 N 14883/10 тоже связывает окончание камеральной налоговой проверки с моментом истечения трехмесячного срока, предусмотренного для ее проведения.
Отметим, что момент принятия налоговым органом решений не может считаться моментом окончания камеральной налоговой проверки (Письма ФНС России от 23.07.2012 N СА-4-7/12100, от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@, от 21.11.2012 N АС-4-2/19576@).
При этом представители Минфина и ФНС заявляют, что фактически камеральная налоговая проверка может быть завершена раньше окончания указанного срока. И проведение камеральной налоговой проверки до истечения трех месяцев с момента представления в налоговые органы налоговой декларации нормам НК РФ не противоречит (Письма Минфина России от 15.10.2015 N 03-04-05/59032, ФНС России от 13.04.2015 N ЕД-4-15/6266, от 30.12.2015 N ЕД-4-15/23207@).
Таким образом, налогоплательщик, представивший налоговую декларацию, спустя три месяца может быть уверен, что налоговый орган не выявил никаких нарушений, если в этот период плательщик не получал со стороны налоговых органов никаких уведомлений о представлении пояснений. По смыслу положений ст. 88 НК РФ налоговый орган обязан при заполнении документов информировать налогоплательщика об обнаруженных ошибках и налоговых правонарушениях и требовать от него соответствующих объяснений до вынесения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о привлечении к налоговой ответственности. При этом право выдвинуть свои возражения у налогоплательщика возникает с момента предъявления налоговым органом требования представить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, то есть до принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Но на практике налоговые органы при проведении камеральной проверки зачастую пропускают трехмесячный срок, увеличивая его, и выносят соответствующие решения по результатам данных проверок. По мнению налогоплательщиков, подобные нарушения приводят к незаконному начислению налоговых платежей. Налоговые органы придерживаются противоположной позиции по этому вопросу. А что думают судьи?
Еще в 2003 г. Президиум ВАС разъяснил, что проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного ст. 88 НК РФ, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).
Судьи считают, что даже если налоговый орган завершил проверку позже срока, предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ, такое обстоятельство не является основанием для отмены решений, принятых по результатам проверки (Постановления ФАС МО от 06.11.2013 по делу N А40-29318/13-115-126, Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 N 09АП-21611/2013, ФАС СЗО от 03.02.2014 по делу N А05-16543/2012).

Представление пояснений и документов в ходе камеральной проверки

Если в ходе камеральной проверки выявлены какие-либо ошибки, несоответствия, нестыковки данных, имеющихся в наличии у налоговых органов, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести надлежащие исправления в установленный срок.
С 01.01.2014 п. 3 ст. 88 НК РФ был дополнен двумя абзацами, согласно которым права налоговых органов были расширены. Теперь они имеют право в рамках камеральной проверки требовать у налогоплательщика пояснений еще в двух случаях:
- при проверке уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
- при проверке налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.
Кроме того, налоговики вправе истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на данные налоговые льготы.

К сведению. Формы документов для проведения мероприятий налогового контроля установлены Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (например, "Требование о представлении пояснений", "Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)", "Требование о представлении документов (информации)").
Обратим внимание, что на этих документах печать налогового органа не ставится (Письмо ФНС России от 15.07.2015 N ЕД-3-2/2739@).

Для плательщиков НДС отметим, что налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. При выявлении противоречий в налоговой декларации по НДС и в других представленных документах по НДС налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.
На практике нередко возникает ситуация, когда должностное лицо налогового органа задает вопросы по налоговой декларации в устной форме по телефону или просит принести какие-либо документы в рамках камеральной проверки налоговой декларации. Как реагировать на такие звонки? В данном случае нужно исходить из следующего:
- согласно действующему законодательству налогоплательщик информируется о необходимости представить пояснения в ходе камеральной налоговой проверки только в письменной форме;
- зачастую у налоговиков возникают небольшие вопросы по декларации, так что нет смысла направлять требование о представлении пояснений, поэтому их можно решить, задав вопросы по телефону.
Какую тактику в общении с налоговиками выбрать, решает, конечно, сам бухгалтер, исходя из конкретных обстоятельств.

Камеральная проверка уточненной декларации

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ).
Такая проверка имеет свои особенности.
При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее поданной налоговой декларацией, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика предоставления необходимых пояснений, обосновывающих изменение соответствующих показателей налоговой декларации. Срок - пять дней.
Если уточненная декларация представлена по истечении двух лет после срока представления соответствующей декларации и уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией, то налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений, а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы названные показатели до и после их изменений. Данная норма действует с 01.01.2014.
НК РФ установлен порядок проведения камеральной проверки уточненной налоговой декларации, которая представлена до окончания камеральной проверки ранее представленной налоговой декларации: в таком случае камеральная проверка ранее представленной декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации. В этой ситуации под прекращением камеральной проверки понимается прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации. Но документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Отметим, что при представлении налогоплательщиком уточненной налоговой декларации после составления акта налоговой проверки основания для прекращения рассмотрения материалов налоговой проверки первичной налоговой декларации, установленные п. 9.1 ст. 88 НК РФ, отсутствуют, соответственно, налоговый орган обязан вынести предусмотренные НК РФ решения (Письмо ФНС России от 20.11.2015 N ЕД-4-15/20327).
Ограничений по количеству уточненных деклараций нет. И в отношении каждой уточненной декларации проводится камеральная проверка. Так, в деле, рассмотренном в Постановление ФАС ЗСО от 16.08.2013 по делу N А70-9253/2012, фигурировало пять уточненных налоговых деклараций по НДС за один и тот же период. И решение в итоге вынесено в пользу налогоплательщика.
При этом праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации корреспондирует полномочие налогового органа на ее проверку (Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705).

Оформление результатов камеральной проверки

Как уже сказано выше, подавляющее большинство камеральных проверок проходит абсолютно незаметно для налогоплательщиков. Это означает, что по общему правилу, когда не выявлено никаких ошибок и несоответствий, по результатам камеральной проверки составление акта не предусмотрено.
Если же в ходе камеральной проверки были найдены какие-либо ошибки или нестыковки, то лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после этого либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ (п. 5 ст. 88 НК РФ).
Форма акта налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@. Акт может быть составлен как на бумажном носителе, так и в электронной форме.
Отметим, что по итогам камеральной проверки, в отличие от выездной проверки, справка о ее проведении не составляется.
Напомним основные сроки при составлении акта по итогам камеральной проверки:
- в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки в течение десяти дней после ее окончания;
- затем в течение пяти дней с даты этого составления акт должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку либо передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем);
- проверяемое лицо вправе выдвинуть свои возражения по акту проверки в течение одного месяца со дня его получения.

В статье рассмотрены порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки, которой подвергается 100% подаваемых налоговых деклараций.
Налогоплательщики могут ощутить на себе проведение камеральной проверки только в случае, если в ходе проверки обнаружены ошибки или иные нестыковки, а также если налоговый орган затребовал пояснения или документы, на что он имеет право в определенных случаях.
При установлении факта нарушения налогового законодательства в ходе камеральной проверки составляется акт, по которому принимаются решения. Если никаких нарушений не выявлено, акт не составляется.