Что является объектом налогообложения для земельного налога. Порядок начисления и сроки уплаты. Налоговое уведомление не пришло

К каким налогам относиться земельный? Система налогообложения России, ее общая характеристика, принципы построения, земельный сбор в налоговой системе, его виды и категории – подробно в статье.

В России пользование землей, согласно статье 65 Земельного Кодекса, является платным. Форма платы за земельный участок – сбор (или налог) – исчисленная в законодательном порядке денежная сумма, которую юридическое или физическое лицо, признано налогоплательщиком данного налога, обязано уплатить в казну.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоги - это обязательные, невозвратные, безвозмездные, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются уполномоченным учреждением с целью удовлетворить потребности государства в финансовом ресурсе.

Налоговая система - совокупность сборов и налогов, которые взимаются с физических и юридических лиц, а также с индивидуальных предпринимателей на условиях и в порядке, в соответствии с НК.

Необходимость применения налоговой системы – это одна их функциональных задач федерации. Историческое течение эволюции государственности наглядно раскрывает предопределение каждого нового этапа развития системы налогов и сборов. Исходя из этого, организация и структура системы налогов государства характеризуется уровнем ее экономического и государственного развития.

Принципы, на которых построена российская налоговая система, обусловливаются Налоговым Кодексом и Конституцией. В России действующая трехуровневая система налогообложения, которая состоит из федеральных налогов, региональных и , говорит о соответствии мировому опыту государств-федераций.

На сегодняшний день, основным законодательным актом о налогах является Налоговый Кодекс, который состоит из двух частей (специальной и общей). Они регламентируют общие принципы построения системы налогов, а также взаимоотношения налогоплательщиков и государства, отдельно по каждому конкретному виду налога.

Земельный налог в классификации налогов

Налоги, которые взимаются с плательщиков можно разделить такие следующие группы:

по месту поступления:

  • региональные;
  • федеральные;
  • местные;
  • по применению:
  • общие;
  • специальные;
  • по исчислению денежных средств:
  • прямые;
  • косвенные;
  • по субъектам обложения:
  • с физических лиц;
  • с юридических лиц.

Согласно 15 статье Налогового Кодекса, земельный налог относится к местным налогам.

По определению, данному в 12 статье, местным является налог, установленный Кодексом и нормативно-правовыми актами выборных органов местных самоуправлений на территории муниципальных образований.

Прямые налоги взымаются с дохода или объектов владения налогоплательщика в виде фиксированной суммы. Земельный сбор взимается в процессе приобретения и дальнейшего накопления ним материального блага, чем также определяется его прямой характер.

Вопросы налога на землю регулируются несколькими отраслями законодательства РФ (Земельным Кодексом и Налоговым Кодексом).

Земельный налог в большей мере устанавливает Налоговый Кодекс главой 31. Он начинает или прекращает действие на территории муниципальных образо­ваний, соответствуя нормативно-правовым актам их представи­тельных органов. На земельные участки, которые локализуются на территориях Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга (городов федерального значения) местные налоги устанавливаются и исполняются законами данных субъектов.

Элементы налога, которые определяются исключительно Налоговым Кодексом:

  • порядок исчисления.
  • объект налогообложения;
  • налоговый период;
  • налоговая база;

Элементы налога, которые определяют нормативно-правовые акты в законодательном порядке и пределах:

  • сроки и порядок ;
  • налоговые ставки;
  • порядок применения, дополнительных к федеральным, налоговых льгот.

Органами местной власти также не могут устанавливаться налоги, которые не предусмотрены федеральным законодательством.

Местный земельный налог практически в полной мере зачисляется в местный бюджет.

Доля поступления от местного налога в доход консолидированного бюджета РФ менее 2%. Поступление от местного земельного налога является только частью дохода бюджета муниципального образования, основным же источником служит отчисление от региональных и федеральных налогов.

Они устанавливаются законами Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга и не превышают:

0,3 % для участков земли, которые:

  • отнесены к земле сельскохозяйственного назначения, к земле, составляющей зону с/х использования в регионах и с/x производства;
  • заняты объектами инженерных инфраструктур жилищных коммунальных комплексов, либо предоставлены для жилищного строительства;
  • для деятельности по подсобному хозяйству, садоводству, огородничеству или животноводству;
  • ограниченны в обороте по причине того, что они предоставлены для таможенных нужд в отношении обороны и безопасности.

И 1,5 % для других земельных участков.

Допускается определение дифференцированных ставок, в соответствии от категории земли и (или) наличия разрешения на пользование участком земли.

Нет похожих статей.

Земельный налог отнесен Налоговым кодексом РФ к местным. Условия и порядок исчисления и уплаты земельного налога до принятия и введения соответствующей главы Кодекса определяются на основе Закона РФ от 14.02.92 «О плате за землю» (с учетом последующих изменений и дополнений). В рамках данного Закона земельный налог рассматривается как одна из форм платы за землю наряду с арендной платой и нормативной ценой земли.

Принципы установления и порядок исчисления сумм земельного налога и арендной платы за землю достаточно близки, разница между этими двумя элементами в том, что земельный налог уплачивается собственниками земли, а арендная плата - арендаторами.

Таким образом, плательщиками земельного налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи - предприятия, объединения, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе международные неправительственные организации, предприятия с участием иностранного капитала, иностранные юридические лица, а также российские граждане, иностранцы и лица без гражданства, которым земля предоставлена в собственность, владение, пользование на территории РФ. Земельный налог на участки, перешедшие по наследству, платят наследники, принявшие наследство, с момента его получения.

Учет налогоплательщиков возложен на налоговые инспекции которые получают сведения в виде списков собственников, владельцев и пользователей от районных и городских комитетов по землеустройству. Эти списки составляются на основе данных Государственного земельного кадастра. Список плательщиков земельного налога состоит из ежегодного первичного и ежемесячных списков изменений.

Первичный список составляется, как правило, по отдельным населенным пунктам, садоводческим, животноводческим, гаражным, дачным и иным кооперативам и товариществам по состоянию на 1 января текущего года и в месячный срок передается государственным налоговым инспекциям. В нем указываются:

Почтовый адрес или кадастровый номер земельного участка;

Номер оценочной зоны или зоны градостроительной ценности;

Вид права на землю плательщика земельного налога;

Фамилии, имена и отчества физических лиц, названия и

регистрационные номера юридических лиц;

Налогооблагаемая площадь;

Ставка земельного налога без учета льгот.

Списки изменений плательщиков отражают любые изменения юридического статуса земли (купля-продажа, дарение, мена, наследование, внесение в уставные фонды и другие сделки с земельными участками) за соответствующий месяц.

Объекты обложения земельным налогом - земельные участки, части земельных участков и земельные доли при общей долевой собственности, предоставленные юридическим и физическим лицам в собственность, владение и пользование. Это земельные участки, предоставленные:

Сельскохозяйственным предприятиям, крестьянским (фермерским)

хозяйствам (в том числе колхозам, сельскохозяйственным

кооперативам, хозяйственным товариществам, обществам, совхозам,

другим государственным сельскохозяйственным предприятиям) и

другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного

производства и подсобного сельского хозяйства;

Гражданам для садоводства, огородничества, животноводства;

организаций транспорта, лесной промышленности, лесного, водного,

рыбного и охотничьего хозяйств (земельные наделы);

Для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей;

Для нужд промышленности, транспорта, связи, радиовещания,

телевидения, космического обеспечения и энергетики;

Из лесного фонда для заготовки древесины;

Из водного фонда для хозяйственной деятельности;

Из лесного и водного фондов для рекреационных целей.

Налоговая база по земельному налогу определяется как площадь земельного участка. В облагаемую налогом площадь включаются: земельные участки, занятые строениями и сооружениями, а также необходимые для их содержания, технические, санитарно-защитные и иные зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим или физическим лицам.

Не являются объектом налогообложения земельным налогом неиспользуемые несельскохозяйственные угодья (леса, лесозащитные полосы, болота, кустарники, земли под водой и т. д.) совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий, если они не предоставлены в пользование другим юридическим и физическим лицам.

Ставки земельного налога зависят от трех основных параметров земельного участка:

населенных пунктов, земли лесного фонда и т. д.);

Местоположения земельного участка (транспортная доступность,

близость к центру населенного пункта, степень развития инженерной и

социальной инфраструктуры и др.);

Размера земельного участка (в соотношении с установленной нормой

отвода земли).

Ставки земельного налога были первоначально установлены Законом РФ «О плате за землю», впоследствии они практически ежегодно корректировались в сторону увеличения в связи с инфляционными процессами. Эти ставки в известной степени носят характер ориентиров и играют роль средних величин для субъектов Федерации.

Власти субъектов Федерации, опираясь на установленные средние ставки и учитывая кадастровые оценки угодий, устанавливают и утверждают ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Эти же органы устанавливают и минимальные ставки земельного налога за 1 га пашни.

Субъекты Федерации также имеют право вводить корректирующие коэффициенты для учета фактора местонахождения земельного участка.

Пример установленных федеральным законодательством средних ставок земельного налога (тыс. руб. с 1 га пашни) для ряда субъектов РФ:

Ставки налога за земли несельскохозяйственного назначения (земли городов, рабочих поселков, расположенные вне населенных пунктов, и т. д.), как правило, выше средних ставок налога на земли сельскохозяйственного назначения, и устанавливаются в рублях не за 1 га, а за 1 м 2 в зависимости от численности населения в том или ином населенном пункте и дифференциации по экономическим районам.

Так, если для населенного пункта с численностью населения от 250 до 500 тыс. чел. в Северном экономическом районе средние ставки земельного налога составляют 1,5 руб. за 1 м 2 , то в Центральном - уже 2,0, а в Уральском - 1,7. Органы местного самоуправления имеют право на основании этих средних ставок установить конкретные ставки земельного налога на территории населенных пунктов. Существуют также определяемые федеральным законодательством повышающие коэффициенты для ставок земельного налога в отдельных населенных пунктах.

Первая группа повышающих коэффициентов - это коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Так, по Краснодарскому краю для курортных зон с высокой рекреационной ценностью повышающий коэффициент - 8, а для курортных районов Приморского края - 3.

Вторая группа повышающих коэффициентов определяет повышение средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития его социально-культурного потенциала. Эти повышающие коэффициенты установлены для столиц субъектов Федерации с развитым социально-культурным потенциалом и также дифференцированы по численности населения и для города/пригорода: для города с населением свыше 3 млн чел. повышающие коэффициенты составляют 3, а для пригорода - 2,5.

Пример 60. Рассчитаем ставку земельного налога для предприятия, которое

находится в одном из городов Калининградской области (Северо-Западный

экономический район) с численностью населения до 250 тыс. с развитым

социально-культурным потенциалом, расположенном в курортной зоне.

Средняя ставка земельного налога для данного города рассчитывается

следующим образом.

Средняя ставка земельного налога для субъекта Федерации,

установленная Законом о плате за землю, для городов Северо-Западного

экономического района с численностью населения 100- 250 тыс. человек,

составляющая 1,7 руб. м 2 , умножается на повышающий коэффициент в

курортных зонах - 4 для курортов Калининградского взморья, а затем

корректируется на коэффициент увеличения средней ставки за счет статуса

города, развития его социально-культурного потенциала. Для городов с

численностью населения 100 - 250 тыс. коэффициент 2,2.

Таким образом, средняя ставка земельного налога для этого города

составит 1,7 4 2,2 = 14,96 руб. м 2 .

устанавливаемых повышающих коэффициентов. В 1995 г. - 2; в 1996 г. -

1,5; в 1997-1999 гг. - 2 (ежегодно). Таким образом, итоговая величина

ставки земельного налога составит 359,04 руб. за 1 м 2 или 3590,4 тыс. руб. за

Из рассчитанной таким образом средней ставки для города органы местного самоуправления определяют ставки для его районов в зависимости от градостроительной ценности. При этом учитывают следующие основные факторы:

Местоположение;

Доступность к центру города (поселка), местам трудовой деятельности,

объектам социального и культурно-бытового обслуживания;

Уровень развития инженерной инфраструктуры и благоустройства

территории;

Уровень развития сферы социального и культурно-бытового

обслуживания населения;

Эстетическую, историческую ценность застройки и ландшафтную

ценность территории;

Состояние окружающей среды.

Разница в ставках между территориальными зонами должна составлять не менее 5% от средней для города. Закон о плате за землю предполагает, что установленные таким образом ставки применяются к землям, которые находятся в пределах норм их отвода. За часть площади земельных участков, превышающих установленные нормы отвода, земельный налог взимается в двойном размере. Это положение введено для рационализации землепользования и повышения его эффективности.

В качестве примера укажем, что в Москве с целью обложения земельным налогом выделено 69 зон. Средневзвешенная цена за 1га составляла в 1998 г. 40,500 тыс. руб., а в 2000 г. - 97,2 тыс. руб.

Статья 8 Закона о плате за землю устанавливает, что налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в этих городах (поселках), но не менее определенной величины за 1 м 2 . В 1999 г. минимальная величина составляла 12 коп., а в 2000 - 14 коп. за 1 м 2 .

При этом налог за часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенной в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы исчисляется по ставке в размере 15% базовой, а свыше двойной нормы - по полной ставке земельного налога для данного населенного пункта.

Налог на расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи и т. д. устанавливаются в размере 20% от средних ставок земельного налога, установленных для пунктов с населением до 20 тыс.

Законодательство предусматривает установление трех типов льгот по уплате земельного налога: изъятий, налоговых каникул и снижения ставок налогового платежа (налоговые кредиты) 40 , исходя из объекта налогообложения и одного типа льгот для субъектов налогообложения.

Наиболее существенными из числа налоговых изъятий по земельному налогу можно считать выведение из-под налогообложения земель:

Под заповедниками, национальными и дендропарками;

Именуемых пограничными;

Общего использования населенных пунктов;

    для обеспечения деятельности органов государственной власти и

местного самоуправления;

    предприятий и граждан, занимающихся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных коренных народностей;

Учреждений и органов уголовно-исправительной системы;

Вузов, научно-исследовательских и некоторых других учреждений.

Налоговые каникулы представляют собой освобождение от уплаты земельного налога на пять лет с момента получения земельного участка гражданами, впервые организующими крестьянские (фермерские) хозяйства. Освобождаются от уплаты земельного налога в течение первых 10 лет пользования предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд земли, требующие рекультивации.

Пониженная налоговая ставка земельного налога применяется по уплате земельного налога на земли в полосе отвода железных дорог. Ставка в данном случае составит 25% применяемой для сельскохозяйственных угодий.

Участники Великой Отечественной войны, а также граждане,на

которых законодательством распространены социальные гарантии и

льготы участников войны;

Инвалиды I и II групп;

Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы

на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий;

Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по

достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и граждане

Органы законодательной власти субъектов Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, зачисляемых в доход их бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право освобождать на определенный срок от уплаты земельного налога, предоставлять отсрочки платежа по нему, а также понижать ставки налога для отдельных категорий плательщиков. Эти льготы также могут предоставляться лишь в пределах сумм, зачисляемых в доход местных бюджетов.

Рассмотрим определение земельного налога с дачного участка.

Пример 61. В долевой собственности двух граждан находится дачный

участок площадью 0,2 га. Один из собственников земельного участка (инвалид

II группы) освобожден по закону от уплаты земельного налога. Доли

распределены между собственниками поровну. Ставка налога в 2000 г.

составила 14 коп/м 2 .

Сумма земельного налога, которая должна быть уплачена с данного

участка: 0,14 2000 0,5 = 140 руб., и налогоплательщиком является лишь

один из собственников земельного участка.

Несмотря на то, что земельный налог является местным налогом, распределение поступления земельного налога между бюджетами в Российской Федерации фактически регулируется ежегодно путем установления нормативов в Законе о федеральном бюджете. Так, на 2000 г. Законом предусматривалось зачисление в доход федерального бюджета 30% сумм земельного налога, в бюджеты субъектов Федерации 20% (кроме Москвы, для которой этот норматив составил 70%) и в местные бюджеты - 50% сумм земельного налога.

Средства, поступающие от земельного налога, имеют целевое назначение. Они расходуются в соответствии с утвержденными нормативами исключительно на:

    финансирование мероприятий по землеустройству и ведению

земельного кадастра;

    мониторинг охраны земель и повышение их плодородия, освоение

новых земель, компенсацию собственных затрат землепользователя и

погашение ссуд, выданных и использованных на указанные

мероприятия;

Инженерное и социальное обустройство территории.

Для юридических лиц - плательщиков земельного налога суммы уплаченного налога относятся на издержки производства и подлежат вычету при формировании прибыли (дохода) предприятия для целей налогообложения прибыли.

Плательщики земельного налога определены ст. 388 НК РФ. Однако привязка их к объекту налогообложения и непростая система льгот существенно усложняют перечень плательщиков земельного налога. Рассмотрим, какие лица и при каких условиях являются налогоплательщиками земельного налога.

Правовая база земельного налога

Земельный налог — местный сбор, подлежащий уплате в соответствующих регионах.

Основные положения земельного налога определены гл. 31 НК РФ. При этом регионы в отношении него принимают свои законы, которыми они вправе самостоятельно регулировать ряд вопросов:

  • устанавливать и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не превышают приведенные в НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов организациями с учетом ограничений, имеющихся в НК РФ;
  • вводить дополнительные (в сравнении с НК РФ) налоговые льготы.

Кто платит земельный налог?

Определение плательщиков земельного налога очень простое. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, у которых есть земля, признаваемая объектом налогообложения, и одно из следующих прав на эту землю:

  • собственности, в том числе совместной или долевой;
  • пользования без срока;
  • пожизненного владения на условиях наследства.

Лица, имеющие право безвозмездного пользования, а также использующие землю по договору аренды, не обязаны уплачивать земельный налог (п. 2 ст. 388 НК РФ).

При наличии совместной или долевой собственности на земельный участок каждый из собственников платит налог соответственно своей доле (п. 2 ст. 391 и ст. 392 НК РФ):

Определение объектов налогообложения приведено в ст. 389 НК РФ. Это вся земля, имеющаяся на территории регионов, принявших закон о земельном налоге, за исключением:

  • земли, изъятой из оборота или ограниченной в обороте;
  • лесных участков, предназначенных для лесозаготовок;
  • земли культурного наследия;
  • земельные участки водного фонда, находящиеся в государственной собственности;
  • земли под многоквартирными домами.

Если участок попадает на территорию нескольких регионов, то плательщики земельного налогауплачивают его в каждом из этих регионов в соответствии с местными законами. При этом налоговая база по каждому региону определяется в пропорции к доле площади земельного участка, расположенной в этом регионе (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Когда за налогоплательщиками признаются права на льготы

Перечень льгот по земельному налогу установлен ст. 395 НК РФ. Основными условиями для их применения служат:

  • предоставление участка для определенных целей и использование его в этих целях;
  • документальное подтверждение права на льготы.

Организации, являющиеся плательщиками земельного налога, освобождаются от уплаты налога по участкам, предназначенным для целей размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов;
  • народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • инновационного центра «Сколково».

Для общественных организаций инвалидов и организаций с их участием есть дополнительные ограничения. Льготы для них применимы, если:

  • в общероссийских общественных организациях численность инвалидов превышает 80%;
  • в организациях с уставным капиталом, образованным вкладами общероссийских организаций инвалидов, численность работников-инвалидов составляет более 50%, а доля их зарплаты в фонд оплаты труда превышает 25%, при этом участок используется для производства и реализации товаров, работ, услуг, но не для подакцизных или облагаемых НДПИ товаров, не для брокерских или иных посреднических услуг;
  • учреждения, имущество которых полностью принадлежит общероссийским общественным организациям инвалидов, занимаются деятельностью, направленной на оказание помощи инвалидам, их социальную защиту и реабилитацию.

Сроки освобождения от налога особых и свободных экономических зон ограничены:

  • 10 годами с даты регистрации в качестве резидента — для судостроительных организаций особой зоны;
  • 5 годами с месяца появления права на земельный участок — для прочих резидентов особой зоны;
  • 3 годами с месяца появления права на земельный участок — для участников свободной экономической зоны.

Для физлиц существует только одна льгота. Ей могут воспользоваться коренные малочисленные народы РФ, продолжающие вести образ жизни, традиционный для них.

Законами регионов могут быть установлены дополнительные льготы по налогу как для организаций, так и для физлиц.

О нюансах уплаты земельного налога за дачные участки читайте .

Условия уменьшения налоговой базы для физлиц

Некоторые категории физлиц — налогоплательщиков земельного налога имеют право еще на одну льготу. Она представляет собой непосредственное уменьшение налоговой базы на сумму, которая не облагается налогом. При этом налог (если сумма уменьшения равна ему или превышает его) может уменьшиться до нуля (п. 7 ст. 391 НК РФ). По НК РФ сумма уменьшения составляет 10 тыс. руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ). Однако регионы могут изменять как величину этой суммы, так и перечень налогоплательщиков, имеющих право на такую льготу (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ указанная льгота применима, если плательщик земельного налога, является:

  • Героем СССР, РФ или полным кавалером ордена Славы;
  • инвалидом 1-й или 2-й группы, инвалидом с детства;
  • ветераном или инвалидом ВОВ или боевых действий;
  • лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварий на гражданских и военных объектах РФ или при проведении ядерных испытаний.

Право на такую льготу должно быть подтверждено документально. Порядок и сроки предоставления документов устанавливаются законами регионов. При этом срок подтверждения не может быть позднее 1 февраля года, следующего за расчетным (п. 6 ст. 391 НК РФ).

О том, как земельный налог рассчитывается для ИП, читайте в статье .

Итоги

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, пользующиеся земельными участками на основании права собственности, права бессрочного пользования или по праву наследования земель. Налоговым законодательством установлен ряд лиц, имеющих льготные условия при исчислении налога. При этом законами субъектов перечень льготников может быть расширен.

Молодая семья имеет право на получение земельного участка бесплатно. Какие условия при этом необходимо выполнить, читайте в .

Как узнать налоговую ставку на землю

Любой налогоплательщик обладает правом знать конкретную налоговую ставку, применяемую к его участку земли.

Если вдруг эта ставка не соответствует той, по которой гражданин или юрлицо платили земельный налог, они вправе предъявить претензию о нарушении установленных правил.

Для того чтобы уточнить имеющуюся налоговую ставку, можно прибегнуть к нескольким способам:

  • лично посетить отдел местной администрации, отвечающий за решение земельных вопросов;
  • заглянуть на официальный сайт отделения ФНС и найти сведения там;
  • изучить уведомление, присланное ИФНС для уплаты налога за землю.

После выяснения налоговой ставки, лучше уточнить категорию земельного участка.

Такие сведения можно узнать из:

  • официальной из ЕГРН, которую можно заказать в отделении Росреестра;
  • официального сайта Росреестра;
  • кадастрового паспорта либо свидетельства, подтверждающего право собственности.

Уточнение налоговой ставки всегда важно для любого налогоплательщика, поскольку от этой величины напрямую зависит размер уплачиваемого налога за землю.

Объект налогообложения земельного налога , несмотря на простоту его определения, приведенного в НК РФ, представляет собой составное понятие, зависящее от ряда факторов. Рассмотрим, как из положений НК РФ складывается представление об объекте земельного налога.

Законодательство о земельном налоге

Главным документом, регулирующим вопросы налогообложения земельным налогом, является НК РФ, в котором этому налогу посвящена гл. 31. Однако в связи с тем, что этот налог относится к налогам местного уровня, для его введения и отмены в муниципальных образованиях принимаются свои НПА. Этими же НПА местные власти вправе принимать самостоятельные решения по ряду вопросов начисления и уплаты налога на землю (п. 2 ст. 387 НК РФ). Они могут:

  • вводить систему дополнительных налоговых льгот;
  • определять и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не будут превышать установленные НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов для юрлиц.

Если местный орган не установил свои ставки, то применяются ставки, установленные НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ):

  • 0,3% — для земель сельскохозяйственного, жилищного, дачного назначения или связанных с задачами безопасности РФ (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ);
  • 1,5% — для всех остальных земель (подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Если участок расположен в пределах нескольких регионов, то каждая его часть облагается налогом на землю по правилам, установленным законом соответствующего региона (п. 2 ст. 389 и п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом доля стоимости участка для каждого региона зависит от доли его площади в этом регионе.

Когда возникает обязанность платить за землю?

Обязанность уплаты земельного налога появляется у налогоплательщика (организации или физлица) при возникновении объекта налогообложения, оформленного на условиях одного из следующих прав (п. 1 ст. 388 НК РФ):

  • собственности;
  • пользования без установления срока;
  • владения по праву наследства.

Если в отношении участка существует право безвозмездного пользования или возмездного по договору аренды, то налогообложению он не подлежит (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Организации считают налог сами отдельно по каждому участку, используя для этого сведения об установленной кадастровой стоимости.

В отношении участков, числящихся за физлицами, расчет налога осуществляют налоговые органы. Если физлицо не получает из ИФНС уведомления на уплату земельного налога, то с 2015 года оно обязано информировать об этом налоговую инспекцию (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Если данную обязанность проигнорировать, то ФНС назначит штрафные санкции в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Форму сообщения о незадекларированном имуществе можно скачать .

Как налог рассчитывают ИП, читайте в статье .

По участку, право на который существует неполный год (т. е. право на участок возникло или исчезло в текущем году), налог рассчитывается с учетом коэффициента, который учитывает долю месяцев фактического наличия у налогоплательщика участка в текущем году (п. 7 ст. 396 НК РФ). При этом если право на участок возникло до 15-го числа месяца, то месяц считается полным, а если после 15-го, то месяц не учитывается в периоде налогообложения.

Особенности налогообложения общей земли

Земельный участок может находиться в общей собственности: совместной или долевой. При этом налог уплачивается каждым собственником отдельно со стоимости принадлежащей ему доли (п. 2 ст. 389 НК РФ):

  • Для долевой собственности стоимость доли определится в пропорции к ее части в общей стоимости участка (п. 1 ст. 392 НК РФ).
  • Для совместной собственности эти доли будут одинаковы (п. 2 ст. 392 НК РФ).

Как узнать задолженность по земельному налогу , мы рассказы ваем в .

Возможные льготы по объекту земельного налога

Применение льгот к объекту налогообложения земельным налогомвозможно при получении участка для определенной цели при условии использования его с этой целью (ст. 395 НК РФ). Предоставление льгот должно быть документально обосновано (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Организации вправе воспользоваться льготами по участкам, предназначенным для размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов и фирм с их участием;
  • организаций народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • объектов инновационного центра «Сколково».

Льготы для общественных организаций инвалидов и фирм с их участием применимы с определенными ограничениями по видам деятельности и числу инвалидов в них. Для особых и свободных экономических зон возможность применения льгот ограничена по срокам.

Физлица применительно к объекту налогообложения могут использовать только одну льготу: по участкам, предназначенным для ведения традиционного образа жизни малочисленными народами РФ (п. 7 ст. 395 НК РФ).

При этом законодатели муниципальных образований вправе устанавливать дополнительные льготы и дифференцированные ставки по налогу на землю.

Итоги

Налогом на землю облагаются все земельные участки в регионе, где взимается данный налог. НК РФ устанавливает перечень не облагаемых налогом земель. Величина сбора зависит от кадастровой стоимостной оценки участка.

Законодатели готовят ряд изменений по налогу на землю:

  • ;

За всеми нововведениями следите в нашей рубрике .