Государственная политика экономического роста. Типы, государственное регулирование экономического роста

Причины регулирования и его виды

Экономический рост является одним из важнейших звеньев социально-экономической системы страны. Необходимость регулирования темпов экономического роста обусловлена растущими потребностями экономики. Экономическое регулирование являются универсальным инструментом поддержки экономики страны. В условиях трансформации российской экономики, данный метод регулирования требует постоянных изменений и совершенствования.

Экономический рост содержит как ряд преимуществ, так и недостатков. К преимуществам можно отнести расширение перспектив общества и создание благоприятных условий для решения проблемы ограничения ресурсов страны. Помимо достоинств экономического роста существуют и недостатки. К ним относятся негативные воздействия на окружающую среду и невосполнимость потребляемых ресурсов, а также к одной из самых острых проблем относится увеличение безработицы в стране и вытеснение работников техникой.

Регулирование темпов экономического роста позволяет осуществлять программы борьбы с загрязнением окружающей среды, а также решать социально-экономические проблемы общества. К основным видам регулирования темпов экономического роста относят:

Еще одним из основных направлений регулирования темпов экономического роста является в поддержании государством конкурентоспособности и оптимальной структуры производства за счет нормативного регулирования, стабилизации налогообложения, предоставления преимуществ и льгот, прямое или косвенное субсидирование за счет государственного бюджета. В частности, это касается развития транспорта и коммуникаций.

Особенности регулирования на современном этапе

Современное регулирование темпов экономического роста носит глобальный характер, которое зависит от конкурентоспособности определенных национальных экономик и определяется сложной системой детерминант, связанных между собой. Многолетний опыт регулирования не обеспечивает на современном этапе необходимого равновесия. Из-за этого возникают так называемые «побочные эффекты». Государству необходимо наращивать потенциал возможных факторов экономического роста инвестируя в производство и в каждого работника, в частности.

Еще одним из основных факторов регулирования является обеспечение динамики экономического роста путем антициклического регулирования или политики краткосрочной стабилизации. Большинство экономистов в условиях мирового кризиса рекомендуют использовать различные методы стимулирования темпов экономического роста. В частности, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой государство взяло бы на себя активную роль в регулировании темпов экономического роста.

Современному экономическому росту присущ неравномерный процесс и системообразование. При развитии его регулирования необходимо учитывать стратегические первоисточники и саморазвитие мировых национальных экономик. Это ядро является особым интегративно-инновационным образованием, единым и противоречивым сплавом наиболее активных составляющих технологических, экономических и социальных укладов общества.

Несмотря на то, что регулирование темпов экономического роста призвано развивать экономическую систему, в ее регламентировании имеются серьезные недостатки. Отсутствует комплексный подход в сфере реформ. Отсутствие комплексного подхода привело ко множеству противоречий в методики регулирования, что осложняет развитие экономического сектора.

Замечание 1

Регулирование темпов экономического роста создало хорошие макроэкономические предпосылки для роста конкурентоспособности государства в мировом сообществе. На современном этапе развития необходим кратный рост объемов финансовой поддержки сфер регулирования.

Государственное регулирование экономического роста.

Как уже отмечалось, обеспечение устойчивого экономического роста, полной занятости и стабильности цен выступает важнейшими задачами правительства. Хозяйственная практика свидетельствует о том, что не­посредственно рыночный механизм не в состоянии обеспечить устойчивую динамику экономического роста, не говоря уже о переходе к его новому качеству. Поэтому решение задачи обеспечения положительной динамики хозяйственного развития всегда будет сферой высокой активности государства. Исходя из того, что в целом экономический рост желателен, естественно возникает вопрос, какие меры государственного регулирования способны наилучшим образом стимулировать этот процесс? Различные теории экономического роста дают неодинаковые рекомендации по этому поводу.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, который не обеспечивает необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику "дешевых денег") как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

В противоположность кейнсианцам, сторонники "экономики предложения" делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Под воздействием этих факторов кривая совокупного предложения сдвигается вправо. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и- капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл, этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействуя на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники "экономики предложения" отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

К числу важнейших направлений деятельности государства по стимулированию экономического роста можно отнести следующие.

Во-первых, для ускоренного хозяйственного развития любому государству необходимо наращивать потенциал факторов возможности экономического роста или факторов со стороны совокупного предложения. С помощью комплекса со­циальных, экономических и других мер государство способствует росту предложения труда. Целенаправленная деятельность соответствующих государственных структур по количественно-качественному совершенствованию рабочей силы способствует росту производительности труда. Причем инвестиции в конкретного работника порождают положительные внешние эффекты: растет производительность труда не только данного индивидуума, но и других людей. На рост производительности труда влияют также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Финансируется же фундаментальная наука государством.

Во-вторых, государство обеспечивает устойчивую динамику экономического роста путем антициклического регулирования или политики краткосрочной стабилизации. Экономика, как известно, не застрахована от периодических спадов и подъемов производства. Государство помогает рыночной системе как преодолевать спад хозяйственной активности, так и сдерживать его чрезмерный рост, причем главными способами антициклического регулирования в данном случае являются денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика.

Осуществляя денежную политику, государство быстро и эффективно воздействует на совокупный спрос путем сжатия либо расширения денежной массы в обращении. В случае недостаточной эффективности денежно-кредитных регуляторов государство увеличивает свои бюджетные расходы, выходя порой за пределы доходной части бюджета. Создаваемый таким образом добавочный спрос также стимулирует производство и продажи, то есть обеспечивает экономический рост.

Решая задачи хозяйственной стабилизации, государство проводит гибкую налоговую политику. При спаде производства оно уменьшает налоги, стимулируя тем самым население к увеличению объема покупок, а фирмы - к росту производства и продаж. В условиях бурного экономического роста, напротив, налоговые ставки возрастают, сдерживая увеличение объемов производства. Здесь реализует себя известная недискреционная налогово-бюджетная политика, или "встроенный стабилизатор", в форме прогрессивного налогообложения.

В-третьих, положительный тренд хозяйственного развития достигается также проведением государством прогрессивной структурной экономической политики. С помощью широкого спектра денежно-кредитных и налогово-бюджетных регуляторов государство стимулирует бизнес расширять производство качественно новых товаров и услуг, осваивать перспективные сферы экономики, внедрять безотходные технологии и т.д. В этих и других целях используется конкурсное распределение государственных заказов, финансирование кон­версионных программ; причем государство может само выступать как инвестор, создавая предприятия госсектора в определенных отраслях национального хозяйства, формируя тем самым требуемую структуру экономики и обеспечивая новое качество экономического роста. Кроме того, если фирмы инвестируют свои ресурсы туда, куда их зовет государство, то для них создаются льготный налоговый и кредитный режимы.

В-четвертых, чтобы не сужалась финансовая основа экономического роста, государству необходимо постоянно обеспечивать баланс инвестиционного спроса и предложения сбережений. Последние могут сократиться вследствие целого ряданеобдуманных решений государства, в первую очередь в сфере налоговой политики: рост налоговых ставок приводит в основном к сокращению той части дохода, которая предназначалась для финансирования инвестиций. Уровень сбережений снижается и вследствие инфляционных ожиданий. Инфляция, с одной стороны, способствует росту потребительских расходов при одновременном уменьшении сберегаемой части дохода; с другой - приводит к росту процентных ставок, что делает кредит недоступным для предпринимателей. Но даже при наличии требуемого объема сбережений последним не всегда уда­ется "прорваться" в инвестиционный сектор экономики. Этому нередко мешает само государство, размещая свои долговые обязательства на денежном рынке и вытесняя тем самым оттуда частных инвесторов. Таким образом, для обеспечения экономического роста следует создать благоприятные макроэкономические условия, совершенствовать налоговую систему, научиться эффективно управлять государственным долгом, осуществлять научно обоснованную структурную и социальную политику.



Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизво­дительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных, отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда,

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического, роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей. В рамках той модели роста, которая выбрана для России, обеспечить полную занятость, регулировать капиталоемкость и склонность к сбережениям будет весьма непросто.

Вопросы для самоконтроля:

1.Понятие, показатели, факторы и типы экономического роста

2. Экономический рост: за и против

4. Опишите основные модели экономического роста

5. Государственное регулирование экономического роста – цели, методы.

Литература:

1.Камаев В.Д., Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.,1999. – 635 с.

2. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории. – М.: Инфра – М, 1997

3. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория. – М.: Инфра – М, 2003

4. Экономическая теория./ под. ред. Видяпина В.И., Добрынина А.И., Журавлевой Г.П., Тарасевича Л.С. – М.: Инфра – М, 2002

5. Экономическая теория / под. ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос,1998

6.Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М., 1997. – 783 с.

Лекция № 10. Финансы и государственный бюджет. Теория налогообложения

1.Финансы современного общества и их роль в процессе воспроизводства

2. Государственный бюджет: пути его формирования и использования

3. Налоги и их виды. Налоговая и фискальная политика.

Кривая Лаффера

4. Проблемы совершенствования налоговой системы в условиях современной экономики России

  • III. Цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)
  • V. Цена экономического продукта. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.
  • X. Реформирование Петром I хозяйственной жизни страны и характерные черты социально-экономического развития России в первой четверти XVIII в.
  • Автоматическое регулирование температуры печей сопротивления
  • Как уже отмечалось, обеспечение устойчивого экономического роста, полной занятости и стабильности цен выступает важнейшими задачами правительства. Хозяйственная практика свидетельствует о том, что не­посредственно рыночный механизм не в состоянии обеспечить устойчивую динамику экономического роста, не говоря уже о переходе к его новому качеству. Поэтому решение задачи обеспечения положительной динамики хозяйственного развития всегда будет сферой высокой активности государства. Исходя из того, что в целом экономический рост желателен, естественно возникает вопрос, какие меры государственного регулирования способны наилучшим образом стимулировать этот процесс? Различные теории экономического роста дают неодинаковые рекомендации по этому поводу.

    Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, который не обеспечивает необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику "дешевых денег") как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

    В противоположность кейнсианцам, сторонники "экономики предложения" делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Под воздействием этих факторов кривая совокупного предложения сдвигается вправо. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и- капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл, этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействуя на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники "экономики предложения" отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

    К числу важнейших направлений деятельности государства по стимулированию экономического роста можно отнести следующие.

    Во-первых, для ускоренного хозяйственного развития любому государству необходимо наращивать потенциал факторов возможности экономического роста или факторов со стороны совокупного предложения. С помощью комплекса со­циальных, экономических и других мер государство способствует росту предложения труда. Целенаправленная деятельность соответствующих государственных структур по количественно-качественному совершенствованию рабочей силы способствует росту производительности труда. Причем инвестиции в конкретного работника порождают положительные внешние эффекты: растет производительность труда не только данного индивидуума, но и других людей. На рост производительности труда влияют также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Финансируется же фундаментальная наука государством.

    Во-вторых, государство обеспечивает устойчивую динамику экономического роста путем антициклического регулирования или политики краткосрочной стабилизации. Экономика, как известно, не застрахована от периодических спадов и подъемов производства. Государство помогает рыночной системе как преодолевать спад хозяйственной активности, так и сдерживать его чрезмерный рост, причем главными способами антициклического регулирования в данном случае являются денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика.

    Осуществляя денежную политику, государство быстро и эффективно воздействует на совокупный спрос путем сжатия либо расширения денежной массы в обращении. В случае недостаточной эффективности денежно-кредитных регуляторов государство увеличивает свои бюджетные расходы, выходя порой за пределы доходной части бюджета. Создаваемый таким образом добавочный спрос также стимулирует производство и продажи, то есть обеспечивает экономический рост.

    Решая задачи хозяйственной стабилизации, государство проводит гибкую налоговую политику. При спаде производства оно уменьшает налоги, стимулируя тем самым население к увеличению объема покупок, а фирмы - к росту производства и продаж. В условиях бурного экономического роста, напротив, налоговые ставки возрастают, сдерживая увеличение объемов производства. Здесь реализует себя известная недискреционная налогово-бюджетная политика, или "встроенный стабилизатор", в форме прогрессивного налогообложения.

    В-третьих, положительный тренд хозяйственного развития достигается также проведением государством прогрессивной структурной экономической политики. С помощью широкого спектра денежно-кредитных и налогово-бюджетных регуляторов государство стимулирует бизнес расширять производство качественно новых товаров и услуг, осваивать перспективные сферы экономики, внедрять безотходные технологии и т.д. В этих и других целях используется конкурсное распределение государственных заказов, финансирование кон­версионных программ; причем государство может само выступать как инвестор, создавая предприятия госсектора в определенных отраслях национального хозяйства, формируя тем самым требуемую структуру экономики и обеспечивая новое качество экономического роста. Кроме того, если фирмы инвестируют свои ресурсы туда, куда их зовет государство, то для них создаются льготный налоговый и кредитный режимы.

    В-четвертых, чтобы не сужалась финансовая основа экономического роста, государству необходимо постоянно обеспечивать баланс инвестиционного спроса и предложения сбережений. Последние могут сократиться вследствие целого ряданеобдуманных решений государства, в первую очередь в сфере налоговой политики: рост налоговых ставок приводит в основном к сокращению той части дохода, которая предназначалась для финансирования инвестиций. Уровень сбережений снижается и вследствие инфляционных ожиданий. Инфляция, с одной стороны, способствует росту потребительских расходов при одновременном уменьшении сберегаемой части дохода; с другой - приводит к росту процентных ставок, что делает кредит недоступным для предпринимателей. Но даже при наличии требуемого объема сбережений последним не всегда уда­ется "прорваться" в инвестиционный сектор экономики. Этому нередко мешает само государство, размещая свои долговые обязательства на денежном рынке и вытесняя тем самым оттуда частных инвесторов. Таким образом, для обеспечения экономического роста следует создать благоприятные макроэкономические условия, совершенствовать налоговую систему, научиться эффективно управлять государственным долгом, осуществлять научно обоснованную структурную и социальную политику.

    Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизво­дительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных, отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда,

    При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического, роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей. В рамках той модели роста, которая выбрана для России, обеспечить полную занятость, регулировать капиталоемкость и склонность к сбережениям будет весьма непросто.

    Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

    • 1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику "дешевых денег") как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
    • 2. В противоположность кейнсианцам, сторонники "экономики предложения" делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники "экономики предложения" отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.
    • 3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

    В общем виде, совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов называется фискальной (лат. fiscalis -- казенный) политикой государства. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

    Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

    К прямым относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспроизводство; б) непроизводительные расходы государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.; г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

    С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов, государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

    Фискальная политика регулирования экономического роста в свою очередь делиться на дискреционную и недискреционную.

    Дискреционная (лат. discrecio -- действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между финансовыми переменными величинами.

    Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.

    Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

    Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.

    Второй вид фискальной политики -- недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

    Итак, мы рассмотрели основные методы государственного регулирования экономического роста. Однако, даже при всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста, большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

    Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом, могут стимулировать этот процесс.

    1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП.

    2. В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

    3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда. При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей,- капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования. Преодолеть затратный характер развития мешает отставание страны от среднего в мировой практике уровня использования сырьевых ресурсов. К этому надо прибавить большую отсталость технологий, изношенность производственного оборудования, недостаточную квалификацию многих работников. [ 15, с.147 ]



    Экономический рост является наилучшим средством борьбы с инфляцией, разрешения отмеченного выше противоречия между огромной потребностью российской экономики в инвестициях и ее неспособностью их усваивать, что порождает вывоз капитала и относительный избыток денег. Это лучшее средство стерилизации якобы избыточных доходов от экспорта.

    Денежный спрос увеличивается в зависимости от темпов экономического роста. Если темп роста будет поддерживаться на достаточно высоком уровне, то при неизменной скорости обращения денег весь прирост денежного предложения от эмиссии при покупке Центральным банком валютной выручки станет поглощаться растущим, денежным спросом, не вызывая инфляции и чрезмерных колебаний рыночного валютного курса. Цель одновременно оказывается средством.

    Поддержание высоких темпов экономического роста в России будет во многом зависеть от устойчивости экспорта. В последние годы объем импорта увеличивался в целом в соответствии с ростом располагаемых доходов. Поскольку повышение уровня жизни населения является одной из важнейших целей и одним из главных результатов экономического роста, его высокие темпы предполагают устойчивое расширение спроса на импортные товары. Российская промышленность пока не в состоянии выпускать продукцию, способную конкурировать со многими импортными потребительскими товарами. Кроме того, продолжающееся реальное укрепление рубля будет и дальше способствовать повышению спроса на импортные товары и продукцию как потребительского, так и промышленного назначения.