Шаблоны форм статистической отчетности. Сплошное и выборочное наблюдение статистической отчетности. Как определить состав статистической отчетности

Статистическая отчетность - это еще один вид отчетности, который хозяйствующие субъекты (организации и предприниматели) обязаны предоставлять государству наряду с бухгалтерской и налоговой.

Эта обязанность установлена на законодательном уровне - в Федеральном законе от 29.11.2007 № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ" и принятом во исполнение этого закона Постановлении Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета".

В законодательстве установлено, что статистическую отчетность нужно сдавать в обязательном порядке, по установленным формам в бумажном или электронном виде - по выбору респондента (лица или организации, который сдает ту или иную статотчетность).

Статистическое наблюдение может быть сплошным или выборочным. Сплошное наблюдение - это то, в результате которого необходимо отчитываться постоянно, в установленные законами сроки. Выборочное наблюдение - когда органы статистики делают исследование по определенной ими выборке, и шанс попасть в эту выборку для каждой конкретной организации или ИП есть, но он не составляет 100%.

Кто обязан сдавать статотчетность?

Респонденты статистического наблюдения - так в законе названы все те, кто попадает в это самое наблюдение и, соответственно, получает обязанность отчитываться.

Респондентами являются:

  • Юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, филиалы, представительств и подразделения действующих на территории России иностранных организаций.
  • Индивидуальные предприниматели.
  • Субъекты малого предпринимательства.

Субъекты малого предпринимательства (к ним относится и большинство ИП) сдают статотчетность в упрощенном порядке. Это установлено Федеральным законом 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Для компаний есть еще одно условие отнесения к малому бизнесу. Суммарная доля участия в их уставном капитале не должна превышать:

  • если в уставном капитале участвуют РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды - 25%;
  • если в уставном капитале участвуют организации, не являющиеся малыми и средними предприятиями, а также иностранные компании - 49% в отношении каждой такой доли участия.

В статье 5 Закона N 209-ФЗ говорится, что федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ осуществляются путем проведения:

  • Сплошных статистических наблюдений. Они проводятся один раз в пять лет.
  • Выборочных статистических наблюдений на основе представительной (репрезентативной) выборки. Они проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований. Для микропредприятий выборочные наблюдения проводятся ежегодно.

Что это означает на практике?

Если компания относится к субъектам малого предпринимательства, то отчетность в статистику она сдает только, если попадет в выборку. В этом случае Росстат уведомит ее о необходимости сдать отчет. Остальные компании, по общему правилу, обязаны отчитываться в статистику регулярно. Как минимум, нужно сдавать в статистику копию годовой бухгалтерской отчетности. Но и не только - форм статотчетности много, часть из них необходимо заполнять большинству компаний.

По каждой утвержденной Росстатом форме обычно приводятся разъяснения, для каких типов предприятий и видов экономической деятельности она является обязательной, а также указываются сроки и периодичность представления отчетности.

Формы статистической отчетности

Формы федерального статистического наблюдения утверждаются Росстатом. В каждую форму включены статистические показатели, периодичность, сроки, способы, адреса представления и порядок заполнения формы.

Все формы статотчетности можно найти на официальном сайте Росстата . Их довольно много, перечислим лишь некоторые - актуальные для большинства компаний:

  • основные сведения о деятельности предприятий (1-предприятие);
  • сведения о финансовом состоянии организации (П-З);
  • сведения о численности, заработной плате и движении работников организации (П-4);
  • сведения о неполной занятости и движении работников (П-4 (НЗ));
  • сведения о численности и заработной плате работников (1-Т) – для организаций, не отчитывающихся ежемесячно по форме П-4;
  • сведения о дополнительном профессиональном образовании работников организации (1-кадры).

Приказом Росстата от 11.08.2016 N 414 утверждена новая форма федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", действующая с отчета за январь - март 2017 года. В 2017 году выпущен приказ Росстата от 25.01.2017 N 37 об утверждении новых указаний по заполнению этой формы.

Форму федерального статистического наблюдения предоставляют юридические лица, являющиеся малыми предприятиями в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также микропредприятия указанную форму не представляют.

Утратившим силу признается Приказ Росстата от 29.01.2016 N 33 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".

Ответственность за несдачу статотчетности

Непредставление или несвоевременное представление в территориальные органы Росстата статистических данных, а также представление недостоверных данных влечет за собой ответственность согласно статье 13.19 КоАП РФ - а именно, административный штраф:

Повторное непредставление или несвоевременное представление статистических данных влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от 100000 до 150000 рублей.

Календарь статистической отчетности

p>Форм статистической отчетности - очень много. Они все обязательны для разных категорий организаций и ИП. Поэтому календарь статотчетности - очень объемный инструмент.

Удобный календарь статотчетности разработан компанией и включен в одноименную программу.

В статье рассмотрены следующие вопросы:

  1. Сплошное наблюдение за деятельностью малого бизнеса за 2015 год

  2. Штрафы за несдачу статотчетности

Кто обязан представить статистическую отчетность в Росстат

Общий порядок организации статистического учета, проведения федеральных статистических наблюдений, а также предоставления статистической отчетности на территории России установлен Законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ . В соответствии с частью 2 статьи 6 и статьи 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ статотчетность в территориальные подразделения Росстата обязаны представлять следующие категории респондентов:

  • российские организации;
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • обособленные подразделения российских организаций. То есть любые территориально обособленные подразделения, где созданы стационарные рабочие места, независимо от полномочий подразделения и от того, отражено его создание в учредительных документах или нет (приказ Росстата от 1 апреля 2014 г. № 224 );
  • филиалы, представительства и подразделения действующих в России иностранных организаций;
  • предприниматели.

При этом таким респондентам (в т. ч. обособленным подразделениям), чтобы встать на учет в органах статистики, каких-либо специальных действий совершать не надо . Просто представляйте статистическую отчетность в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620 .

Нулевую отчетность в статистику можно не сдавать

В зависимости от формы статотчетности при отсутствии показателей для ее заполнения отчет можно или вовсе не представлять или ограничиться официальным письмом в Росстат. Источник: Письмо Росстата от 15.04.2016 № СЕ-01-3/2157-ТО

В порядке заполнения ряда форм статистической отчетности (в частности, 3-Ф, 1-ПР, П-6 и др.) прямо указано, что сдавать их нужно только при наличии соответствующего наблюдаемого события (например, задолженности по зарплате, финансовых вложений и прочее). Нулевые отчеты по таким формам представлять не нужно, т.к. по умолчанию считается, что раз эту форму не сдали, значит, наблюдаемого явления нет.

Росстат разъяснил, как сдавать нулевую статистическую отчетность

Нулевую статистическую отчетность можно представить двумя способами: либо отправить формы отчетности с «пустыми» показателями, либо - информационное письмо в произвольной форме об отсутствии соответствующих статистических показателей. Об этом сообщил Росстат в письме от 17.05.18 № 04-04-4/48-СМИ.

Сплошное и выборочное наблюдение статистической отчетности

Согласно положений части 1 статьи 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ статистическое наблюдение может быть 1) сплошным или 2) выборочным .

В первом случае статотчетность должны сдавать все респонденты исследуемой группы . Например, если проводится сплошное статистическое наблюдение за деятельностью в сфере торговли автотранспортными средствами, установленные формы статотчетности должны сдавать все организации и предприниматели, которым при регистрации в территориальном подразделении Росстата был присвоен код ОКВЭД2 45.11 ("Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности").

Если же проводится выборочное наблюдение , сдавать статотчетность должны не все организации и предприниматели, которые торгуют автотранспортными средствами, а только те из них, которые по решению Росстата были включены в состав выборки.

Как узнать, включена ли организация (предприниматель) в перечень респондентов, подлежащих выборочному статистическому наблюдению

Информацию о включении в перечень выборочного статистического наблюдения, а также формы статотчетности и указания по их заполнению до организаций и предпринимателей должны доводить территориальные подразделения Росстата. Это следует из пункта 4 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620, и пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79 .

Однако порядок доведения такой информации до респондентов статистического учета законодательно не урегулирован. На практике территориальные подразделения Росстата решают этот вопрос по-разному. Некоторые из них публикуют на своих сайтах списки организаций и предпринимателей, включенных в выборку для составления определенных форм статотчетности. Найти сайт территориального органа Росстата (ТОГС) можно с помощью интерактивной карты на портале http://www.gks.ru

Многие подразделения Росстата для доведения до респондентов нужной информации используют адресные почтовые рассылки.

Если по каким-либо причинам организация или предприниматель не знают, включены ли они в перечень выборочного статистического наблюдения, для получения нужной информации необходимо обратиться в территориальное подразделение Росстата.

Статистическая отчетность малых предприятий и предпринимателей

Порядок представления статистической отчетности имеет некоторые особенности (ч. 4 ст. 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ).

Сплошные статистические наблюдения в отношении их деятельности проводятся один раз в пять лет (ч. 2 ст. 5 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ ).

Выборочные статистические наблюдения проводятся:

  • ежемесячно и (или) ежеквартально – в отношении малых и средних предприятий;
  • ежегодно в отношении микропредприятий.

Перечень субъектов малого и среднего бизнеса, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, ежегодно определяется Росстатом. Сдавать статотчетность в рамках выборочного наблюдения должны только организации и предприниматели, которые включены в этот перечень.

Такой порядок следует из положений части 3 статьи 5 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ и пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79.

Формы статотчетности

Организации (предприниматели) представляют статистическую отчетность по формам, которые утверждаются Росстатом (ч. 4 ст. 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ). Состав форм может различаться в зависимости от вида деятельности респондентов, их организационно-правовой формы, принадлежности к субъектам малого бизнеса и т. д. Перечень наиболее распространенных форм статотчетности, действующих в настоящее время, представлен на сайте Росстата.

Порядок и сроки представления статотчетности

Формы статотчетности представляются в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм (п. 4 положения , утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

Внимание! За нарушение сроков сдачи статотчетности и представление недостоверной информации предусмотрена административная ответственность.

Согласно пункта 6 Положения предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками.

Тот же пункт Положения устанавливает, что надо делать и в какие сроки, если всё-таки ошибка допущена. "Субъекты официального статистического учета, в чей адрес предоставлены первичные статистические данные, при обнаружении недостоверных первичных статистических данных направляют в 3 -дневный срок письменное (почтовой, факсимильной, электронной связью) уведомление респондентам, предоставившим эти данные.

Респонденты, допустившие факты предоставления недостоверных первичных статистических данных, не позднее 3 дней после обнаружения этих фактов самими респондентами или получения письменного уведомления от субъектов официального статистического учета предоставляют субъектам официального статистического учета исправленные данные с сопроводительным письмом, содержащим обоснования для внесения исправлений и подписанным должностным лицом, установленным в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, или необходимые пояснения."

В 2019 г. административную ответственность несет должностное лицо, ответственное за представление статистической отчетности. Размер штрафа составлял от 3000 до 5000 руб. (). Должностное лицо, ответственное за представление статотчетности, назначается приказом руководителя организации (п. 5 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620). Если такого приказа нет, то административную ответственность несет руководитель организации.

Еще один вид наказания предусмотрен статьей 3 Закона от 13 мая 1992 г. № 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности". Организация или предприниматель должны возместить Росстату ущерб, который возник из-за необходимости исправления искаженных данных сводной отчетности.

Дела, связанные с нарушениями, о которых идет речь, рассматривают непосредственно территориальные органы Росстата ( , постановление Госкомстата России от 7 февраля 2003 г. № 36).

Какие документы входят в состав статистической отчетности

От чего зависит набор статотчетности

Многообразие форм статотчетности настолько велико, что с ходу сориентироваться, какие из них должна представлять конкретная организация или предприниматель, сложно.

Во-первых , набор форм зависит от того, для кого предназначена информация. Получатели статистических сведений бывают разные. Чаще всего статистическую отчетность организации и предприниматели сдают в Росстат и его региональные отделения. Но, кроме этого, собирать и обрабатывать статинформацию могут Банк России и многие другие госучреждения. Это установлено статьями 2 и 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ.

Во-вторых , состав статотчетности может зависеть от местонахождения организации и от ее вида деятельности. Так, формы есть федеральные и региональные. Их в свою очередь можно разделить на общие и отраслевые, а также на те, которые сдают время от времени или же всего один раз. Формы федерального статистического наблюдения, в том числе и отчетов, утверждает Росстат (ч. 4 ст. 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ). Региональную статотчетность утверждают местные власти или уполномоченные ими государственные учреждения.

В-третьих , состав отчетности зависит от того, в рамках какого вида наблюдения ее надо сдавать:

  1. сплошного , то есть обязательного для всех организаций и предпринимателей по той или иной группе исследования;
  2. выборочного – обязательного для специально отобранных организаций и предпринимателей.

Как определить состав статистической отчетности

Чтобы точно определиться с составом своей статотчетности, лучше сразу обратитесь в территориальное подразделение Росстата по месту учета. Информировать о том, какие формы нужно сдавать и как их заполнять, – прямая обязанность территориальных подразделений Росстата. Это установлено в пункте 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620. Причем они обязаны безвозмездно как информировать, так и представлять сами бланки форм статотчетности.

Кроме того, зайдите на официальный сайт ведомства. Зачастую необходимую информацию можно найти на сайтах региональных отделений Росстата. Они все представлены в виде интерактивной карты на портале Росстата. Организованы такие сайты по единому принципу. Так, в разделе «Отчетность» специально предусмотрен пункт «Статистическая отчетность». В нем вы сможете посмотреть действующие федеральные и региональные статотчеты, найти указания по их заполнению и, главное, определиться, нужно ли их сдавать.

Тут же на сайте ведомства приведены табели действующих форм статотчетности и указания по их заполнению. Таким образом вы сможете определиться с составом статотчетности сплошного наблюдения.

Для выборочного же наблюдения существуют свои специфические формы. Списки организаций, которые попали в выборку, можно также найти на сайтах территориальных отделений Росстата. Для этого зайдите в раздел «Список отчитывающихся хозяйствующих субъектов».

Но стоит учитывать, что информация на сайтах ведомств не всегда обновляется оперативно. Поэтому самый верный способ узнать набор статотчетности для своей организации – обратиться в отделение Росстата лично.

Статистическая отчетность: как узнать, какие формы нужно сдавать вашей фирме

Выяснить, какие формы статотчетности и в какие сроки необходимо сдать вашей компании, теперь можно через специальную информационно-поисковую онлайн-систему Росстата.

Примечание : Информация Росстата

1. Выберите сначала из списка тип уведомления, т.е. определить для кого будет сформирован реестр представляемой статотчетности (юрлицо, филиал или представительство, ИП, нотариус, адвокат).

2. Укажите свой ОКПО или ОГРН и верно введите защитный код, который вы увидите на странице. После занесения в поисковую форму этих данных и нажатия кнопки «Поиск», вы увидите название вашей компании.

3. Нажмите кнопку «Перечень форм», при этом сформируется список статотчетов, которые вы должны сдавать. Помимо названия форм отчетности, в списке также отражается периодичность их представления и сроки сдачи. Кроме этого, есть возможность скачать каждый из необходимых бланков.

Какими способами можно сдать статистическую отчетность

Способы сдачи

Статистическую отчетность можно представить:

Об этом сказано в пункте 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620.

Сдача на бумаге статистической отчетности

При приеме отчетности на бумаге сотрудник Росстата по просьбе организации, предпринимателя обязан поставить на ее копии отметку о приеме (п. 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

Сдача в электронном виде

Порядок передачи статотчетности в электронном виде (технология сбора, программное обеспечение, каналы связи, средства защиты, условия использования электронных подписей и форматы предоставления данных в электронном виде) определяется территориальными подразделениями Росстата (п. 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

На практике территориальные подразделения Росстата применяют следующие способы приема/передачи статотчетности в электронном виде:

  • через специализированных операторов связи. В этом случае организации, предпринимателю необходимо заключить с оператором договор на оказание соответствующих услуг. Возможность передавать отчетность в электронном виде с помощью спецоператоров предоставляют, в частности, Мосгорстат, Петростат, Орелстат и ряд других территориальных органов статистики;
  • через систему веб-сбора, организованную на сайте территориального подразделения Росстата. Такой сервис позволяет заполнить форму статотчетности в электронном виде и отправить ее получателю непосредственно на сайте территориального подразделения Росстата. Для использования этого способа организации, предприниматели должны иметь сертификаты ключей электронных подписей, выданных удостоверяющими центрами. Чтобы получить доступ к системе веб-сбора, в территориальное подразделение Росстата необходимо подать заявление, на основании которого респонденту присваивается логин и пароль. Подробная инструкция по использованию сервиса, а также образцы заявлений публикуются на сайтах территориальных подразделений Росстата. Возможность формировать и отправлять статотчетность непосредственно на своих сайтах предоставляют Мособлстат, Башкортостанстат и другие территориальные органы статистики.

Найти сайт территориального органа Росстата (ТОГС) и ознакомиться с его услугами можно с помощью интерактивной карты на портале http://www.gks.ru

По собственной инициативе сдавать статотчетность в электронном виде могут все организации и предприниматели. Однако обязательное использование такого способа передачи статотчетности законодательно не закреплено.

Если респондент передал статотчетность в электронном виде с применением электронных подписей, сдавать бумажные копии форм отчетности не нужно. Формы, подписанные электронными подписями и переданные в электронном виде, имеют равную с бумажными вариантами юридическую силу (п. 1 ст. 6 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ).

При передаче статотчетности в электронном виде территориальное подразделение Росстата по просьбе респондента обязано представить квитанцию о приеме отчетности (п. 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

Дата представления статистической отчетности

Датой представления статотчетности является:

  • при представлении на бумаге – дата отправки почтового отправления или дата передачи непосредственно в территориальное подразделение Росстата;
  • при представлении в электронном виде – дата отправки по сети Интернет.

Такой порядок предусмотрен пунктом 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620.

Последний срок подачи статотчетности может приходиться на нерабочий день. В этом случае сдайте ее в первый следующий за ним рабочий день (постановление Госкомстата России от 7 марта 2000 г. № 18).

За несвоевременное представление статотчетности организацию, предпринимателя могут оштрафовать.


Для организаций установили штраф за нарушения при сдаче статистической отчетности

Депутаты Госдумы в декабре 2015 г. одобрили в третьем чтении закон, который ужесточает административную ответственность за нарушение порядка предоставления первичных статистических данных.

Принятые поправки уточняют состав правонарушения. Так, в соответствии с действующей редакцией должностное лицо может быть оштрафовано за нарушение порядка представления статистической информации и в случае представления недостоверной информации. Новая редакция нормы предусматривает санкции за «непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных».

Для нарушителей предусмотрен штраф в следующем размере:

  • от 10 до 20 тысяч рублей - для должностных лиц;
  • от 20 до 70 тысяч рублей - для юридических лиц.

Кроме того, введена ответственность за повторное совершение такого нарушения. Санкции в таком случае составят:

Дана информация по срокам сдачи бухгалтерской отчетности за 2018, 2019 год. А также места их представления.


  • Статья поможет составить баланс, Рассмотрены подробно, остатки и обороты, по каким счетам составляют Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах для субъектов малого предпринимательства (Форма КНД 0710098).

  • В Минфине России предложили малым компаниям на выбор три способа упростить бухучет. Микропредприятия могут не использовать метод двойной записи.
  • Отчетность любой организации делится на 3 вида: бухгалтерскую, статистическую и оперативную.

    И если бухгалтерская отчетность составляется по данным бухгалтерского учета, то статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и стоимостном выражении.

    Другими словами, отчетность представляет совокупность отчетных документов (отчетов, форм), содержащих систему показателей, которые характеризуют результаты функционирования предприятий и организаций за определенный (отчетный) период.

    Территориальные органы Росстата определяют перечень форм статистической отчетности, необходимой для сдачи как субъектам малого предпринимательства, так и остальным организациям.

    Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа.

    Формы статистической отчетности:

    • Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)
    • Основные сведения о деятельности организации. Форма П-5 (м)
    • Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг по видам экономической деятельности
    • Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг. Форма П-1
    • Сведения о производстве и отпуске электро- и теплоэнергии
    • Сведения о производстве военной (оборонной) продукции
    • Сведения об объеме платных услуг населению по видам
    • Сведения об инвестициях. Форма П-2
    • Сведения об инвестиционной деятельности. Форма П-2 (инвест)
    • Сведения о просроченной задолженности по заработной плате. Форма 3-Ф
    • Сведения об использовании денежных средств. Форма 12-Ф
    • Сведения о финансовом состоянии организации. Форма П-3
    • Сведения о численности, заработной плате и движении работников. Форма П-4
    • Сведения о неполной занятости и движении работников. Форма П-4 (НЗ)
    • Сведения о деятельности коллективного средства размещения. Форма 1-КСР
    • Сведения об автотранспорте и о протяженности ведомственных и частных автодорог
    • Сведения о численности и заработной плате работников
    • Сведения о численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам
    • Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений. Форма С-1
    • Сведения о коллективных трудовых спорах. Форма 1-КТС (срочная)
    • Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя. Форма 1-ИП (мес)
    • Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия
    • Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия
    • Сведения о производстве продукции малым предприятием. Форма ПМ-пром
    • Сведения об обороте торговли малого предприятия. Форма ПМ-торг
    • Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле
    • Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы. Форма 1
    • Сведения о продаже товаров в организациях оптовой и розничной торговли
    • Сведения о продаже и запасах товаров малого предприятия розничной торговли
    • Сведения о вывозе потребительских товаров. Форма 3-СБ (вывоз)
    • Учет объема розничной продажи алкогольной продукции
    • Сведения об объеме платных услуг населению
    • Сведения о продаже и запасах автомобильного бензина
    • Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта. Форма 1-автотранс (срочная)
    • Сведения о производстве нефтепродуктов. Форма 1-автобензин
    • Сведения о запасах топлива. Форма 4-запасы (срочная)
    • Сведения об отгрузке нефтепродуктов потребителям. Форма 1-нефтепродукт (срочная)
    • Сведения о магистральном нефтепроводном транспорте. Форма 2-ТР (труб) срочная
    • Сведения о продаже алкогольной продукции и пива
    • Сведения о производстве и отгрузке этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной продукции и розливе алкогольной продукции. Форма 1-алкоголь
    • Сведения об организации, оказывающей услуги по медицинской помощи населению
    • Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле
    • Обследование конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле
    • Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях
    • Сведения об уровне цен на рынке жилья. Форма 1-РЖ
    • Сведения о выполнении научных исследований и разработок. Форма 2-наука
    • Сведения об инновационной деятельности организации. Форма 4-инновация
    • Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов. Форма 1-ПР
    • Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота. Форма 3-фермер
    • Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции. Форма П-1 (СХ)
    • Сведения об авиаработах. Форма 10-ГА (срочная)
    • Сведения о работе метрополитенов, трамвайного и троллейбусного транспорта. Форма 65-ЭТР (срочная)
    • Сведения об экспорте (импорте) рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов. Форма 8-ВЭС-рыба (срочная)
    • Сведения о перевозочной деятельности на внутреннем водном транспорте. Форма 1-ТР (вод)
    • Сведения о перевозочной и погрузочно-разгрузочной деятельности на морском транспорте. Форма 1-ТР (мор)
    • Сведения об экспорте (импорте) бункерного топлива. Форма 8-ВЭС-бункер
    • Сведения о погрузочно-разгрузочной деятельности на морском транспорте. Форма МП-1

    Работа предприятий во множестве аспектов связана с соблюдением формальностей. Это касается разных направлений деятельности. Но чаще всего это отчетность, которая может быть представлена в большом количестве разновидностей.

    Регулярно сдаются соответствующего вида документы в ФНС, Росстат, другие государственные ведомства. Сегодня мы изучим статистическую отчетность. Каковы ее особенности? Для каких видов бизнеса ее предоставление обязательно?

    Особенности понятия

    Прежде чем говорить о том, что такое статистическая отчетность, полезно будет изучить классификацию процедур данного типа (ту, что практикуется российскими специалистами). Какие есть виды отчетности, кроме статистической, и что в первую очередь отличает ее от остальных?

    Отчетность - это один из основных методов в бухгалтерии.

    Ее основная особенность - обобщение информации, касающейся финансового положения субъекта экономической деятельности, а также результатов его предпринимательской активности.

    Как правило, отчетность подразумевает заполнение предусмотренных законом или отраслевыми нормами специализированных форм, отражающих цифры по периодам, например, по неделе, месяцу, году.

    Обычно отчетность выстраивается в систему, формируемую показателями, которые тесно связаны между собой. Например, выручка, как правило, сочетается с цифрами по исчисленным налогам.

    Каковы основные виды отчетности? Рассмотрим этот вопрос ниже.

    Статистическая

    Эта отчетность представляет собой совокупность показателей, имеющих как количественную, так и качественную природу, которые характеризуют активность предприятия в конкретный период времени. Обычно применяется с целью мониторинга показателей по объему выпускаемой продукции (или оказываемых услуг), движения денежных средств, аспектов, отражающих кадровую составляющую.

    Система статистической отчетности на предприятии характеризуется, прежде всего, обязательностью, она носит официальный характер, а те документы, которые к ней относятся, обладают юридической силой. Объект предоставления соответствующей информации - органы государственной статистики.

    Оперативная отчетность

    Характеризуется сравнительно небольшим объемом цифр и количеством отражаемых ими показателей. В основном предназначена для отслеживания эффективности работы компании по конкретным направлениям деятельности.

    Налоговая и бухгалтерская

    Первая включает цифры, отражающие исчисленные и уплаченные налоги по тем основаниям, которые предприятие обязано учитывать в соответствии с законом.

    Вторая - наиболее комплексный, как считают многие эксперты, вариант объединения информации по деятельности предприятия в систему.

    Включает информацию, отражающую имущественные аспекты, финансовые, управленческие нюансы работы фирмы.

    Во многих случаях законом установлены формы статистической отчетности (бухгалтерской, оперативной или же налоговой). Соответствующие правовые акты могут издаваться как государственными, так и муниципальными органами власти. Иногда предприятие устанавливает формы посредством локальных распоряжений.

    Государственная и внутренняя

    Отчетность подразделяется на несколько типов в зависимости от объекта, адресной структуры ее предоставления. Таковыми могут быть официальные ведомства. И в этом случае собирается, как мы уже сказали выше, государственная статистическая отчетность.

    Объектом предоставления сведений также может быть внутренняя структура компании (например, аналитический отдел). При этом характер отражаемой информации разный.

    Вполне допустим вариант, что это та же статистическая отчетность, но по другим, отличным от тех, что прописаны в законах, формам (более удобным для проведения внутрикорпоративной аналитики).

    Отчетность, даже если речь не идет о каких-то предписываемых законом обязательствах по ее предоставлению в государственные ведомства, всегда полезная для бизнеса. Она содержит цифры, которые могут говорить об уровне эффективности работы внутрикорпоративных подразделений, отражать то, как растет компания.

    Сроки

    Другое основание для классификации отчетности - сроки. Как правило, они отражают результат работы фирмы за день, месяц, квартал, год. В некоторых случаях - за неделю, декаду. Статистическая отчетность, а в ряде случаев и оперативная, составляемая несколько раз в рамках одного и того же года, как правило, называется текущей. Что касается бухгалтерской, то ее в этом случае обычно именуют промежуточной.

    Сложность

    Отчетность также может классифицироваться, исходя из глубины отражаемой информации, ее сложности. В этом случае она подразделяется на первичную и консолидированную. В большинстве случаев, однако, отчетность второго типа отражает сумму по цифрам для тех, что относятся к первой разновидности. В основном деление на два указанных типа характерно для процедур, отражающих бухгалтерские аспекты деятельности предприятия.

    Классификация

    Рассмотрим основные виды статистической отчетности. В российской практике их два. Есть так называемая типовая статистическая отчетность, а есть специализированная. И та и другая, как правило, предоставляются в ведомства в рамках единой системы. С точки зрения документального фиксирования, все виды статистической отчетности чаще всего выглядят как формы, составляемые по стандартам, которые определены законодательством. Рассмотрим, какими они бывают.

    Основные формы

    Формы статистической отчетности разрабатываются и издаются в рамках правовых актов двумя ведомствами - Минфином РФ и Госкомстатом. Кроме как таковых образцов документов обычно публикуются и инструкции для их корректного заполнения. Технологически документы могут быть как бумажными, так и электронными. Каковы самые распространенные в российской практике формы, предназначенные для предоставления в органы государственной статистики?

    В некоторых случаях имеет значение величина компании. В частности, многие российские фирмы относятся к такой категории, как "малое предприятие". В таком случае руководству организации необходимо направлять в органы статистики информацию, отражающую сведения об основных показателях деятельности.

    Соответствующую форму следует заполнять по принципу нарастающего итога. Сдавать ее нужно ежеквартально, до 29 числа месяца, который следует за отчетным периодом. Основной документ, с помощью которого идет сдача статистической отчетности для МСП, - форма № ПМ (с учетом корректировок в соответствии с Приказом Росстата № 470, который утвержден 29.08.2012 г.).

    Обязательно ли сдавать отчетность?

    Взаимодействие бизнеса и Росстата характеризуется одной интересной особенностью. Дело в том, что государственная статистическая отчетность обязательна не для всех предприятий. Как правило, ведомство производит выборку отдельных направлений, исходя из установленных критериев, которые утверждаются ежегодно. Вместе с тем предоставление сведений в Росстат обязательно, если запрос из ведомства поступит. О механизмах ответственности касательно данной процедуры расскажем чуть позже.

    Какие еще есть формы государственной статистической отчетности? В числе таковых можно отметить документ № П-1. В нем отражаются сведения о производстве, а также об отгрузке товаров или услуг. Сдают ее, главным образом, организации, среднесписочная численность сотрудников которых за год - более 15 человек. Показатели статистической отчетности по этой форме отражаются за месяц.

    Другой распространенный документ - № П-3. Он включает сведения о финансовом состоянии фирмы. Так же как и в случае с предыдущей формой, заполнение статистической отчетности подразумевает включение месячных показателей, однако с нарастающим итогом.

    Еще одна распространенная форма - № П-4. В ней фиксируются сведения о персонале и о зарплате. Информация отражается ежеквартально с нарастающим итогом.

    Форм может быть много

    Существуют также различного рода универсальные формы отчетности для малых предприятий, в которых должны отражаться показатели их производственной активности. В некоторых случаях издаются бланки не только федерального формата, но и под муниципальные стандарты. Обычно это происходит, когда стоит задача провести научное исследование на тему развития бизнеса или проанализировать положение дел в какой-либо отрасли.

    Росстат, как отмечают аналитики, довольно часто издает новые формы статистической отчетности. Известно, что, например, в соответствии с одной из госпрограмм, формы отчетности, используемые в России, должны быть приведены в соответствие с международными статистическими стандартами. Не исключено, что переход к таковым осуществится в скором времени. Бизнесменам важно не упустить этот момент.

    Поэтому компаниям, попавшим в выборку, следует перед заполнением документов убеждаться в том, что их структура актуальна. Полезно знать, что все типы бланков, о которых идет речь, именуются формами статистической отчетности. Именно так следует вписывать поисковой запрос в интернете или в каталоге справочно-правовой системы с тем, чтобы скачать свежие версии документов.

    А если не сдать отчетность?

    Тот факт, что Росстат требует отчетность не со всех организаций, а только по выборке, не означает, что предоставление информации подобного рода - какая-то формальность или действие, не обязательное к выполнению. Есть отдельный закон, определяющий ответственность компаний за своевременное предоставление запрашиваемых ведомством сведений.

    Статистическая отчетность организации - процедура обязательная. Если фирма откажется предоставлять в Росстат информацию, то получит законное взыскание административного характера. Таковым может быть штраф или же предупреждение.

    Важный критерий для такой процедуры, как статистическая отчетность, - сроки. Если фирма передала информацию в Росстат, опоздав относительно расчетной даты более, чем на сутки, это может быть расценено как непредоставление соответствующих форм. Результат - тот же штраф или предупреждение.

    Правдивость данных

    Также важно знать, что статистическая отчетность предприятия должна отражать достоверные сведения. Недопустимо искажать информацию. Система статистической отчетности на предприятии должна быть выстроена так, чтобы данные, предоставляемые в официальные ведомства, проходили строгую проверку на предмет достоверности.

    Одним из условий проверки сведений, которые направляются в Росстат, является обязательство (предусмотренное соответствующими нормами закона) передавать госструктурам наряду с типовыми формами и учредительные документы. Сведения оттуда используются для присвоения особого рода кодов и включения информации о компании в единый реестр предприятий, подконтрольный ведомству.

    Если фирма реорганизована или же ликвидирована, но требование по предоставлению отчетности имеется, в Росстат необходимо представить документы за тот период, пока компания работала в прежнем статусе. Кроме того, ведомство может запросить нормативные акты, отражающие факт реорганизации или ликвидации с тем, чтобы внести корректировки в единый реестр.

    Зачем Росстату отчетность?

    Собственно говоря, с какой целью Росстат собирает статистику с предприятий? Для чего эта информация нужна государству?

    Основная задача ведомства - отслеживать динамику развития экономики, темпов промышленного производства и оказания услуг. Давать оценку тому, как развиваются отдельные города и регионы, изучать зависимости успешности бизнеса от форм собственности предприятий по различным отраслям, сопоставлять эффективность работы государственных и частных компаний.

    В числе самых востребованных типов консолидированной информации, которую собирает Росстат, - средняя зарплата (исчисленная). Ее некоторые эксперты называют одним из макроэкономических показателей. Некоторые аналитики считают, что сведения, собираемые ведомством с помощью статистических отчетов от предприятий, являются одним из инструментов подсчета ВВП России и иных значимых индикаторов развития экономики страны.

    Статистическая отчетность - особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ. Государственная статистика включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные, анкетные, социологические, монографические обследования и т. д.), формы и программа которых утверждены Государственным комитетом РФ по статистике или по согласованию с ним органами государственной статистики республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название. Например, форма № 5-нт (образцы) «Отчет о созданных впервые в России образцах нового типа машин, оборудования, аппаратов, приборов в 199... году» или форма № 2 - инновация «Сведения о технологических инновациях промышленного предприятия (объединения) за 199... год» и т. д. Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их определения и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Госкомстатом РФ. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Минфином РФ.

    Отчетность различается по периодичности: срочная - содержит данные за месяц и менее; квартальная; полугодовая; годовая. Наиболее подробной является программа годовой отчетности. Срочная отчетность часто передается по телеграфу (или электронной почте) и называется телеграфной; отчетность за более длительное время является почтовой.

    Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных - документы. Прежде всего это документы бухгалтерского учета предприятий, организаций. Например, форма отчетности 10-ф (квартальная) практически полностью основана на данных бухгалтерского баланса и приложения к нему «Отчет о прибылях и убытках». Госкомстат России проводит политикуунификации отчетности предприятий разных отраслей экономики.

    Предприятия и организации любых форм собственности обязаны представлять отчетность в установленные сроки по утвержденной форме. С мая 1992 г. введен в действие Закон РФ «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности», который определяет правовую ответственность предприятий, учреждений, организаций и объединений за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений. Закон предоставляет органам государственной статистики РФ право применять к руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений, организаций и объединений независимо от их форм собственности административные взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере от трехкратного до восьмикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности, выразившееся в непредставлении отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажении отчетных данных или нарушении сроков представления отчетов, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в виде штрафа в размере от восьмикратного до десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.


    Нарушением сроков представления государственной статистической отчетности является опоздание на одни сутки, а опоздание более одних суток рассматривается как ее непредставление. Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в государственной статистической отчетности, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкций и методологических указаний по составлению статистической отчетности, а также арифметических ошибок.

    Важной функцией государственной статистики является определение круга подотчетных единиц. С этой целью все предприятия, организации, объединения независимо от формы собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для присвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков на основании общероссийских классификаторов технико-экономической информации для включения в единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) и отражения в государственной статистической отчетности.

    При реорганизации или ликвидации предприятия, учреждения, организации, объединения представляют органам статистики государственную статистическую отчетность за период своей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности, а также нормативные акты о своей реорганизации или ликвидации для внесения изменений в ЕГРПО.

    Отчетность дает необходимую информацию для государственных органов управления. Данные отчетности позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции других отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношение разных форм собственности по отраслям и регионам и сравнивать эффективность деятельности государственных и негосударственных предприятий и организаций.

    Большое значение имеют стабильность отчетности, содержания ее форм. Только при этом условии обеспечивается возможность построения протяженных рядов динамики, а значит, выявления тенденций, анализа колеблемости, разработки прогнозов. Конечно, содержание отчетности - перечень форм, показателей - меняется со временем, но прежде чем внести какое-либо изменение, нужно решить, является ли оно действительно необходимым. Ведь отчетность подготавливают десятки тысяч работников бухгалтерий и финансовых отделов предприятий и организаций. Очевидно, что такая массовая форма сбора данных может давать надежные данные, если она достаточно стабильна.

    Формирование содержательной части форм отчетности осуществляется с учетом требований Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, а также систему статистических показателей для оценки экономических преобразований в стране. Развитие малого бизнеса потребовало специального решения вопроса об отчетности малых предприятий. Они отчитываются пс минимальному количеству форм статотчетности и показателей. Утверждена унифицированная интегрированная форма статистической отчетности квартальной периодичности для малых предприятий всех организационно-правовых форм и форм собственности и годовая форма, содержащая показатели производственной деятельности этих предприятий.

    Данные статистической отчетности поступают от предприятий и организаций в органы государственной статистики - либо в райинспектуры, либо прямо в областные (краевые) управления статистики. После проверки поступивших данных они разрабатываются: составляются сводные таблицы по формам, установленным Госкомстатом РФ. Данные обобщаются по отраслям, организационноправовым формам, формам собственности, территориям и т.д.Сводные таблицы из местных статистических органов отправляются в Госкомстат РФ, где составляются сводные таблицы по стране в целом, рассчитываются сводные показатели с учетом тех же группировок данных (по отраслям, территориям, формам собственности и т. д.). Местные органы государственной статистики, как правило, проводят дополнительные разработки данных отчетности по заказам местной администрации и научных организаций.