Правила валютного регулирования. Валютное регулирование и валютный контроль

Федеральный закон о валютном регулировании и контроле подписан 10 декабря 2003-го года. Номер документа – 173-Ф3. Проект принят Государственной Думой 21-го декабря. Последняя редакция проводилась в 2014-ом.

Поправки внесены 4-го ноября. В законе 5 глав. Его первоначальный вид можно найти в «Российской Газете» за номером 253 от 17-го декабря 2003-го года. Итак, валютное регулирование и валютный контроль , что это?

Понятия валютное регулирование и валютный контроль

Валютным регулированием называют совокупность действий государственных органов, направленную на управление обращением в стране валют. Это подразумевает контроль за операциями с ними, воздействие на валют путем регулирования национальных денежных знаков. В купу государственных действий входит и ограничение на операции с иностранной валютой.

Валютным контролем именуют слежку государственными органами за всеми перемещениями валюты через границы страны. Контроль осуществляется и за валютными операциями внутри федерации. Государство вправе, к примеру, регулировать порядок приобретения иностранного капитала, как физическими, так и юридическими лицами.

Принципы валютного регулирования и контроля

Система валютного регулирования и контроля направлена на укрепление финансового положения страны на мировой арене. Задача – высокие кредито и платежеспособность России.

Для этого ведется политика блокирования «бегства» средств за границу и, напротив, привлечение иностранного капитала внутрь страны. Попутно укрепляется отечественный рубль. В цели валютного регулирования и контроля входит и обеспечения поступления валюты из-за границы по внешнеэкономическому обороту.

Существуют 5 основных принципов осуществления валютного регулирования в России:

— Страна берет на себя ответственность за обеспечение и защиту прав всех игроков валютного рынка при осуществлении операций на нем.

— Государство гарантирует общность систем валютного регулирования и контроля. Правила одной не противоречат законам другой.

— 3-ий принцип – единство политики страны, как в своих границах, так и в мировых масштабах.

— Исключено вмешательство государства в операции с валютами, если это не оправданно. Правда, оправданность действий устанавливается, опять же госорганами.

— Россия ставит в реализации регулирования валютного экономический приоритет.

Органы валютного контроля и регулирования

Основные органы валютного контроля и регулирования в России – Правительство и ЦентроБанк. Они обладают полномочиями создания законодательных актов. Если документ, регулирующий какие-либо операции с валютой, отсутствует, они проводятся в свободном, неограниченном режиме.

Так же существуют требования об использовании спецсчета. При этом, органы валютного контроля не имеют права вводить ограничения, не предусмотренные 173-им законом. У Правительства и Центрального Банка имеются и другие запреты:

— Нет права запрашивать предварительную регистрации. Исключения прописаны в 3-ей части 12-ой статьи и 5-ой части 15-ой статьи федерального закона.

— Нет права требовать у резидентов и нерезидентов получения ими индивидуальных разрешений.

— Нет права устанавливать разнообразные формы учета валютных операций. Все бланки, акты, документы должны быть едины.

Порядок и сроки отчетности так же дины, в соответствии с законодательством. ЦентроБанк обязан предоставлять статистику по операциям с валютой.

Тенденции валютного контроля и регулирования


Методы валютного контроля и регулирования направлены на экономическую стабильность и безопасность государства. Однако, не существует совершенных законодательств. Это создает «лазейки» для мошенников.

Так, в год налагается штрафов на сумму около 4-х миллиардов. Это плата за нарушение валютного законодательства. При этом, необходимо учитывать, что раскрываются не все дела.

Но, отказаться от жесткого валютного контроля могут лишь единицы стран. На это решаются те, кто обладает мощным экономическим потенциалом. Россия, пока, не примкнула к их лагерю. Федерация страдает от бесконтрольного вывоза за рубеж национальных ресурсов. Приостановить процесс без жесткой «руки сверху» невозможно.

Для России эксперты дали два сценария – плохой и очень плохой. Прогнозируют обвал . Обесценивать его планируют либо в несколько этапов, либо разом. Последний вариант худший. Такая инвентаризация мер валютного контроля вынуждена. Экономисты говорят, что разумной альтернативы, попросту, нет.

Эксперты говорят, что валютный контроль и регулирование будут развиваться в сторону стимулирующих мер. Участники должны захотеть осуществлять операции с рублями, считают в Правительстве. Там утверждают, что не будут регламентировать запретительные меры. Вместо них установят привлекательный, выгодный механизм работы с родной валютой.

Валютное регулирование – это деятельность государства и Центрального банка через уполномоченных банков, направленная на регламентацию международных расчетов и расчетов внутри страны, а также – порядка выполнения операций с валютными ценностями. Кроме перечисленного, валютное регулирование включает: порядок проведения валютных операций, формирование резервных фондов, валютный контроль, целью которого является соблюдение действующего валютного законодательства в направлении:

Обеспечения стабильности национальной денежной единицы через достаточный уровень золотовалютного запаса страны;

Создание благоприятных условий для инвестирования в национальную экономику;

Стимулирование экспорта;

Обеспечение равновесия платежного баланса страны;

Выполнение текущего регулирования системы валютных ограничений и экономических нормативов;

Введение новых международных расчетов и т.п.

Валютное регулирование – это и перераспределение валютных ресурсов между производителями, посредниками и другими субъектами хозяйствования и государством; решение вопросов курсовой политики национальной валюты; условия работы валютных бирж страны; порядок расчетов и взаимоотношений с бюджетом субъектов, осуществляющих валютные и экспортно-импортные операции; условия продажи валюты и ее зачисления на счета; сроки расчетов и порядок использования.

Система валютного регулирования и валютного контроля устанавливается законодательными актами государства. Так, в Украине – это Декреты кабинета министров. Сам Порядок осуществления валютных операций во внутреннем обороте и международных расчетах регулируется положениями, утвержденными НБУ. Общее же руководство валютной политикой государства осуществляет Президент, Правительство и Верховная Рада, которая принимает законодательные акты в этой области, а также обеспечивает их соблюдение, распределяет полномочия и функции по управлению валютной сферой внутри страны.

Но, главным исполнительным органом валютного регулирования является Национальный банк Украины (НБУ), а конкретными исполнителями - уполномоченные коммерческие банки, предприятия, организации и граждане. НБУ управляет валютными операциями, выдает коммерческим банкам лицензии на их осуществление на территории Украины и за границей (т.е. предоставляет этим банкам статус уполномоченного банка). НБУ вводит ограничения для коммерческих банков на объемы привлечения кредитов из-за границы, устанавливает им максимальные размеры валютного, процентного и курсового рисков; управляет валютными резервами, находящимися на его балансе; определяет сферу и порядок обращения иностранной валюты на территории страны. НБУ также проводит все виды валютных операций, регулирует валютный рынок и курс национальной денежной единицы к иностранным валютам, осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков, вводит единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, готовит и публикует статистику валютно-финансовых операций.


Валютное регулирование включает и порядок владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, которые на территории Украины могут находиться в собственности, как резидентов, так и нерезидентов. Все валютные средства резидентов должны иметь легальное происхождение, а именно:

Валютная выручка от внешнеэкономической деятельности;

Взносы в уставный капитал;

Валютные кредиты;

Валюта, приобретенная на внутреннем валютном рынке за гривны через уполномоченные банки;

Благотворительные взносы (фонды).

Валютные средства юридических лиц хранятся на валютных счетах и во вкладах в уполномоченных банках и используются ими самостоятельно, т.е. могут быть направлены на любые (не запрещенные законом) цели, в том числе для продажи на валютных рынках. Из валютной выручки, продаваемой по свободному курсу за национальную валюту, т.е. на основе спроса и предложения на своем валютном рынке на момент ее поступления образуются централизованные фонды – валютный резерв в масштабе страны и фонды местных органов власти.

Обычно валютный резерв делится на две части. Первая часть - это стабилизационный резервный фонд , средства которого идут на поддержку курса своей валюты на внутреннем валютном рынке и создаются условия для ее конвертируемости, поскольку стране всегда нужна твердая валюта, являющаяся одним из основных принципов создания благоприятного климата иностранному капиталу. Другая часть резерва продается Минфину и предназначена для формирования Фонда, необходимого удовлетворять государственные нужды, такие как: обслуживание внешнего долга, осуществление обязательных валютных платежей (оплата импортных закупок – предметов первой необходимости, продовольствия, медикаментов и т.п.), а также других государственных нужд. На эти цели в бюджете страны обычно выделяются средства для покупки иностранной валюты.

Валютное регулирование в РФ представляет собой огромный комплекс правовых мер, осуществляемых уполномоченными на это гос органами для достижения таких целей, как:

  • регулирование валютного курса рубля и поддержание валютного баланса;
  • защита прав собственности, как резидентов, так и нерезидентов государства на валютные ценности;
  • обеспечение установленного порядка и правил покупки и продажи валютных ценностей на внутреннем ;
  • упорядочивание международных расчётов;
  • установление адекватного режима взаимодействия государства с ;
  • обеспечение стабильной и эффективной работы органов валютного регулирования.

Валютное регулирование в РФ призваны осуществлять и Правительство государства. Данные органы при выполнении своих обязанностей руководствуются нормами закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ.

Центральный Банк России

Руководствуясь действующим законодательством Центральный Банк осуществляет валютное регулирование в РФ следующим образом:

  • издаёт нормативные акты, которые определяют порядок и правила осуществления любых валютных операций, правила выдачи соответствующих лицензий, формы учёта и отчётности. Данные нормативные акты обязательны для соблюдения на территории государства всеми его резидентами и нерезидентами;
  • осуществляет контроль над всеми субъектами

Несмотря на то, что Центральный Банк обеспечивает валютное регулирование и контроль, он также является активным оператором рынка. Самостоятельно осуществляя ЦБ РФ извлекает прибыль.

Правительство России

Руководствуясь Конституцией, федеральными законами и множественными указами, Президента Правительство страны обеспечивает валютное регулирование в РФ следующим образом:

  • издаёт нормативные акты, которые определяют порядок совершения операций с любыми драгоценными камнями и металлами, правила выдачи соответствующих лицензий и этапы формирования гос. фонда драгоценных металлов и камней. Кроме того, акты Правительства регламентируют порядок траты валютных средств на их финансирование и определяют правила предоставления для резидентов по экспорту либо импорту на срок свыше девяноста дней;
  • обеспечивает функционирование на уровне государства единой политики в сфере обращения драгоценных металлов и камней.

Некоторые оказывают косвенное влияние на область валютных взаимоотношений. Например, в целях защиты внутреннего рынка Правительство вправе вводить временные количественные ограничения при экспорте либо импорте.

Иные органы, обеспечивающие валютное регулирование

ЦБ и Правительство РФ - это основные органы валютного регулирования, но не единственные. Помимо них регуляционные функции в сфере валютных отношений осуществляют:

  • Федеральное Собрание, которое устанавливает порядок формирования гос. валютных резервов и издаёт федеральные законы, освещающие все вопросы сферы валютного регулирования;
  • Президент, который определяет правила экспорта и импорта драгоценных металлов, а также решает вопросы по предоставлению резидентам льгот на обязательную продажу вырученной от экспорта валюты;
  • Министерство финансов, которое обеспечивает единую валютную политику РФ и при участии Центрального Банка осуществляет регулирование рынка драгоценных металлов и камней;
  • Государственный таможенный комитет, который при участии ЦБ РФ устанавливает порядок экспорта, а также импорта любых валютных ценностей резидентами и нерезидентами государства.

Каждый из перечисленных органов обеспечивает валютное регулирование строго в пределах своих полномочий, руководствуясь соответствующими законодательными актами. Все они используют различные методы валютного регулирования - прямые (валютные ограничения) либо косвенные (валютные интервенции, режим валютного курса, девальвация или ревальвация). Их совместная работа призвана решать значимую для государства задачу - создание эффективного механизма обращения валютных ценностей с целью развития российской экономики.

Валютные операции – это действия, направленные исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средств платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности.

Так к валютным операциям относятся:

    операции продажи или купли иностранной валюты;

    использование иностранной валюты как средства платежа;

    оплата внешнеэкономических обязательств национальной валютой;

    вывоз, пересылка валютных ценностей за рубеж и ввоз из-за рубежа.

В каких случаях появляются валютные операции

Валютные операции появляются:

1) при конвертировании юридическими или физическими лицами денежных средств из одной валюты в другую;

2) при их использовании в международном обращении валютных ценностей в качестве средств платежа;

3) при ввозе, пересылке, перевозе на территории этой страны валютных ценностей и за ее границы.

Правовое регулирование валютных операций

Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».

Среди них можно выделить следующие:

    невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;

    установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;

    одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;

    единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;

    госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, - это:

    Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ;

Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).

Что относится к валютным операциям на законодательном уровне

Закон «О валютном госрегулировании и контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет валютные операции путем перечисления их видов.

В статье 1 173-го Закона раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций.

В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:

    приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;

    приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;

    приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;

    ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;

    перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;

    перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;

    перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.

Классификация валютных операций

Исходя из положений действующего валютного закона классификация валютных операций может быть проведена по различным критериям.

По объекту можно выделить операции с российской валютой, иностранной валютой, российскими и иностранными ценными бумагами.

По субъекту операций их можно разделить на операции между:

Также валютные операции можно классифицировать:

    По срокам выполнения. Валютные операции можно разделить на капитальные валютные операции, текущие и кассовые валютные операции.

    В зависимости от субъектов, принимающих участие в валютных операциях. Валютные операции могут совершаться резидентами и нерезидентами.

    Валютные операции могут иметь различное назначение и быть направлены на достижение разных целей. К примеру, валютные операции могут совершаться в интересах клиентов или в собственных интересах.

    В соответствии с особенностями ведения бухгалтерского учета и характером валютных операций валютные операции можно разделить на активные операции и пассивные операции.

Также валютные операции могут быть классифицированы по характеру сделки.

В этом случае можно выделить:

    операции с валютой по банковскому валютному счету клиента банка;

    осуществление экспортно-импортных операций;

    торговлю иностранной валютой;

    приобретение инвалюты страной;

    операции по кредитованию на международном уровне.

Также можно выделить конверсионные операции с валютой, осуществляемые с целью обмена одной инвалюты на другую с учетом разницы курсов, например торговля Forex.

Текущие валютные операции

К текущим валютным операциям причислены следующие действия:

    перевод в Россию и из России денежных средств в иностранной валюте для осуществления экспортных и импортных операций;

    выдача и получение ссуд в иностранной валюте;

    перевод в Россию и из России процентов и других выплат, которые связаны с получением доходов;

    перевод в Россию и из России денежных средств в виде заработной платы, премий, пенсий и прочих выплат;

    инвестирование, которое осуществляется в виде приобретения долей в уставном капитале компаний или через покупку ценных бумаг;

    перевод денежных средств с целью покупки имущественных объектов и неимущественных прав.

При этом, все операции, которые не вошли в этот список не являются текущими валютными операциями.

Валютные операции на валютном рынке

Такие операции совершают банки, физические лица и компании.

С 01.07.2016 порядок совершения таких операций значительно упростился в связи с утратой силы ряда положений валютного закона № 173-ФЗ.

На данный момент остается требование о совершении операций по покупке иностранной валюты (валютных чеков) через уполномоченные банки – банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций.

Физические лица совершают на внутреннем рынке валютно-обменные операции, покупая валюту или чеки для собственных нужд.

При совершении таких сделок с целью противодействия легализации незаконных доходов могут устанавливаться требования об идентификации личности.

Ограничений по количеству покупаемой таким образом валюты закон не содержит.

Кто контролирует валютные операции

Валютные операции в России контролируются агентами и государственными органами валютного контроля.

В целом, контроль за проведением валютных операций осуществляется правительством.

Отметим, что к контролирующим органам относятся Центробанк и Министерство финансов.

А агентами, которые осуществляют контроль за осуществлением валютных операций операций, являются уполномоченные банки, а также брокеры и дилеры, госкорпорация «Внешэкономбанк» и фискальные органы.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Валютные операции: подробности для бухгалтера

  • Правовой статус криптовалюты

    1027. Согласно этому закону к валютным операциям относятся: приобретение резидентом у... и (или) валюты РФ, являются валютными операциями, порядок проведения которых установлен Законом... ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ... одновременно двум признакам: признавалась валютной операцией в соответствии с Законом о... использованием виртуальной валюты не считается валютной операцией по смыслу рассматриваемого закона...

  • Неожиданные последствия неуведомления о счете в иностранном банке

    Напомним, ответственность за осуществление незаконных валютных операций предусмотрена ч. 1 ст. ... позиции ФНС России. Законность валютной операции определяется на основании положений... административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, определяет такие операции исключительно... РФ не устанавливает). Соответственно, валютная операция может либо соответствовать валютному законодательству... или запретов, ограничивающих совершение валютных операций с использованием счетов в...

  • Изменения валютного законодательства 2017 - 2018 года

    Должен предоставлять только справку о валютных операциях. Другие документы обязательными не... на резидентов при совершении ими валютных операций”. Действие документа распространяется на резидентов... резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях отменено. Сохранено требование о... документов, являющихся основанием для проведения валютных операций; 4. при зачислении на транзитный... уполномоченных банков отказывать в проведении валютной операции еще на нескольких основаниях (пока...

  • Изменения в валютном законодательстве в 2018 году

    Документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и... контроля: паспорт сделки, справка о валютной операции; установлен порядок постановки на учет... контрактов; При этом, при осуществлении валютных операций по договорам, заключенным с нерезидентом... уполномоченным банком в данных по валютным операциям сведений, на основании предоставленных документов... размеры административного штрафа за незаконные валютные операции, невыполнение резидентом обязанности по получению...

  • Изменения в валютном регулировании с 2018 года

    На осуществление валютных операций между резидентами и нерезидентами, за исключением валютных операций, предусмотренных ст... -резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в... территории РФ, за исключением запрещенных валютных операций между резидентами». Иным изменением является... ограничения по валютным счетам и валютным операциям.

  • Анализ taxCOACH®: амнистия капиталов. Сообщать ли о своих активах за границей до 28 февраля 2019 г.?

    Освобождаются от ответственности по незаконным валютным операциям и/ или незаконному зачислению денежных... на зарубежные счета признается незаконной валютной операцией. Ссылка № 2. О том, как...

  • Бухгалтерские и налоговые последствия изменения цены сделки

    Сделки Для ведения контроля над валютными операциями между резидентами и нерезидентами банки... с принятием новой Инструкции по валютным операциям. 2 При этом первоначально отмена... документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и... отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления... документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и... отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их...

  • Валютный и налоговый контроль физических лиц

    Случае совершения физическим лицом резидентом валютной операции прямо не разрешенной ст. 12 ...

  • Кто должен отчитаться о валютных счетах за рубежом?

    До одного размера суммы незаконной валютной операции). Вот почему так важно знать... негативных последствий при осуществлении незаконных валютных операций (административный штраф, а также штраф...

    Акты Российской Федерации» Валютные операции Паспорта сделок при осуществлении валютных операций отменены. Теперь, вместо... порядке предоставления документов при осуществления валютных операций. IT-Безопасность Грядущее усиление за...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ

2. Основные положения ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В настоящее время российская экономика, становясь неотъемлемой частью интернационального рынка товаров, услуг, технологий и капиталов, переживает период формирования и совершенствования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика, инструментом реализации которой является валютное регулирование.

В настоящее время реформа законодательства в области валютного регулирования и контроля направлена на упрощение и постепенную отмену ограничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями. Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннего финансового рынка Банком России продолжается работа по созданию нормативной базы, направленной на стабилизацию денежной сферы, которая препятствует утечке капиталов за границу.

Одним из важнейших элементов успешного проведения как внутренней, так и внешней экономической политики государства является валютное регулирование внутри государства. Для грамотного осуществления валютной политики необходимо устанавливать нормы права, которые будут регулировать валютное взаимоотношение на внутреннем валютном рынке.

В последнее десятилетие валютный рынок как форма организации движения валютных ценностей в Российской Федерации развивается бурными темпами. В настоящее время можно утверждать, что внутренний валютный рынок в России вышел на качественно новый уровень своего развития, когда каждый субъект хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой и квалифицированным персоналом уполномоченных банков. Развитие внутреннего валютного рынка Российской Федерации требует обобщения опыта его функционирования и возможностей. Использование специалистами накопленного опыта валютных операций на российском валютном рынке дает толчок для дальнейшего развития этого рынка.

На валютном рынке любой экономический субъект (государство, хозяйствующий субъект, гражданин) выступает в качестве продавца или покупателя. Каждый из них имеет свои финансовые интересы. При совпадении интересов происходит акт купли-продажи валютных ценностей. Поэтому валютный рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов продавца и покупателя валютных ценностей.

В связи с этим возникает необходимость валютного регулирования и валютного контроля внутри государства, что также является немаловажным фактором для успешного сотрудничества на внешнем валютном рынке.

1. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ

Важная роль в валютном регулировании принадлежит Центральному банку России, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центрального банка России относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса рубля к валютам других стран, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Весьма существенный объем операций с иностранной валютой приходится на коммерческие банки, действующие на основе полного хозяйственного расчета и валютной самоокупаемости.

Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" установил не только основные понятия валютного законодательства, обозначил объекты и субъекты валютного контроля, но и определил полномочия различных государственных органов в области валютного регулирования и валютного контроля.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля по Закону являются:

1. Центральный банк России;

2. Правительство РФ;

3. Государственный таможенный комитет.

Агенты валютного контроля - это организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Так, например, коммерческий банк "Южный регион" является агентом валютного контроля и подотчетен Центральному Банку России по Ростовской области, а региональные таможни, также являясь агентами, подотчетны Государственному таможенному комитету.

В октябре 1992 г. Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" на Центральный Банк России была возложена функция основного органа валютного регулирования в стране.

Центральный Банк России устанавливает единые формы первичной учетной документации, отчетности и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками.

Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Он осуществляет непосредственно Правительством и Центральным Банком России, а также через агентов валютного контроля, подотчетные органам валютного контроля.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции вправе проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения, изымать документы, содержание которых противоречит действующему валютному законодательству. В их функции входит также приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках, лишать лицензий и разрешений на право ведения валютных операций при непредставлении необходимых документов и информации. В конце 1995 г. функции валютного и экспортного контроля, помимо Центрального Банка России, осуществлялись ГТК, Министерством финансов, Госналогслужбой, Госкомимуществом, Департаментом налоговой полиции, МИД (в части координации с заграницей по пресечению отмывания преступных денег), судебными, правоохранительными органами и Министерством по сотрудничеству со странами участниками СНГ. Координирующим органом деятельности указанных ведомств и министерств, в данной сфере внешнеэкономической деятельности, является Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России), образованная в соответствии с Указом Президента РФ от 24 сентября 1993 г. № 1444. Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, проводят соответствующие проверки. По представлению агентов валютного контроля органы валютного контроля имеют право налагать установленные законодательством взыскания.

В большинстве стран центральный банк является проводником государственной валютной политики, однако, к примеру, в Италии валютную политику разрабатывает и реализует наряду с центральным банком специально созданное ведомство - итальянское валютное бюро.

Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты. В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:

· регулирование валютного курса (механизм его установления, поддержки уровня);

· управление официальными валютными резервами;

· валютное регулирование и валютный контроль;

· международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно-финансовых организациях.

Инструментами проводимой центральными банками валютной политики являются валютные интервенции и, в той или иной степени, практически все инструменты денежно-кредитной политики (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.). Таким образом, валютная политика теснейшим образом связана с денежно-кредитной политикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономической политики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним и тем же учреждением - центральным банком. Во многих развитых странах не делается различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначения используется один и тот же термин «монетарная политика».

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1)приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Центральный банк Российской Федерации отвечает за проведение государственной валютной политики страны.

Глава 9 Федерального закона «О Банке России» предусматривает разграничение полномочий ЦБР в области международной и внешнеэкономической деятельности. В частности ЦБР представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, в международных банках и иных международно-финансовых организациях. Причем в статье 51 специально оговорено, что Банк России выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами.

Валютная политика любой страны представляет собой совокупность всех мероприятий, проводимых российским государством и центральным банком в сфере валютных отношений и денежного обращения, с конечной целью воздействия на экономику страны и покупательную силу национальной денежной единицы. Это всецело относится и к России. Валютная политика выполняет роль переходного моста на стыке национальной и мировой экономики, превращаясь в важнейший инструмент создания предпосылок интеграции России в мирохозяйственные связи. Целями валютной политики Российской Федерации в период перехода от командно-административной экономики к рыночным отношениям являются:

· прекращение так называемой «всеобщей долларизации всей страны»;

· поддержание стабильности национальной валюты - российского рубля, т.е. более или менее стабильного курса по отношению к валютам других государств;

· создание предпосылок для введения полной конвертируемости рубля.

Валютную политику по форме и по существу нельзя отделить от всего круга проблем внешнеэкономических связей. Например, валютный курс напрямую связан с движением товаров, услуг и капиталов, что находит свое конкретное обобщающее выражение в платежном балансе страны. Следовательно, внешнеэкономическое регулирование в ходе перехода страны к рыночным преобразованиям структурно переплетается с важнейшими целями валютной политики.

Основное направление валютной политики, как составной части экономической стратегии страны в переходный период, можно проследить, в первую очередь, на примере либерализации условий внешнеэкономической деятельности страны. В июле 1992 г. в «Программе углубления экономических реформ» российским правительством были определены следующие конкретные цели либерализации условий внешнеэкономической деятельности:

· отход от количественных ограничений во внешней торговле и переход к экономическим методам ее регулирования, переход к единому курсу рубля;

· сближение структуры внутренних и внешних (мировых) цен, последовательное снижение ставок экспортного тарифа и введение унифицированного импортного тарифа;

· переход к внутренней конвертируемости рубля для резидентов и нерезидентов сначала по текущим, а затем по капитальным операциям;

· поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции.

В Рабочей программе Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993-1995 гг. «Развитие реформ и стабилизации российской экономики были выдвинуты следующие задачи;

· либерализация рынков, в первую очередь, валютного и внешнеторгового;

· ликвидация множественности курсов и переход к единому валютному курсу;

· расширение объемов продажи экспортной выручки на валютном рынке.

Для достижения перечисленных выше задач предполагалось;

· резко ограничить, а затем полностью прекратить квотирование и лицензирование экспортных поставок;

· снизить экспортные пошлины на неэнергетические товары и ликвидировать централизованный экспорт;

· отменить льготы по освобождению предприятий, отраслей и регионов от продажи экспортной выручки;

· отказаться от практики установления дотационных коэффициентов для централизованного импорта.

Эффективность указанных специфических мер валютной политики увязывалась в обязательном порядке в сочетании с такими направлениями экономической политики государства, как:

· проведение жесткой денежно-кредитной политики и снижение темпов инфляции;

· достижение процентной ставкой по банковским ссудам положительного уровня;

· повышение ставок по депозитам и вкладам, обеспечивающее более высокую доходность рублевых сбережений по сравнению с приобретением и размещением СКВ;

· расширение производства конкурентоспособной на внешнем рынке продукции и развитие импортозамещающих производств;

· улучшение платежного баланса страны.

Такая стратегия получила название «валютная шоковая терапия» по аналогии с «шоковой терапией». Сторонники данного варианта курсовой политики полагали, что быстрое введение конвертируемости российского рубля можно обеспечить либо значительным понижением валютного курса, фиксируя его на существенно низком уровне (т.е. используя методы постоянной девальвации), либо посредством определения курса национальной валюты на основе спроса и предложения на свободном рынке.

Указанная стратегия не учла главного: валютный сегмент, равно как и финансовый рынок в целом, находятся на протяжении всех лет реформы в крайне нестабильном положении.

Анализ мирового опыта свидетельствует о наличии следующих основных вариантов осуществления курсовой политики:

· «свободно плавающие» валютные курсы;

· регулируемое «плавание» валют;

· постоянно фиксированные курсы.

Россия выбрала смешанный вариант: проведение умеренной политики регулируемого «плавания» при непрерывном изменении валютных курсов и применении корректирующих внутренних мер по стабилизации экономики страны. Выбор подобного рода курсовой политики возможен при учете темпов инфляции, состояния платежного баланса, разницы процентных ставок за кредит, спекулятивных валютных операций, ускорения либо задержки валютных платежей, степени доверия к рублю в самой России и на мировых валютных рывках, т.е. учете факторов, влияющих на российский валютный рынок.

В России было допущено с самого начала реформ хождение сильной мировой резервной валюты -- доллара США. В других странах, напротив, предпринимались меры, направленные на максимальное ограничение хождения иностранной валюты на национальном рынке и укрепление национальной валюты.

Россия, после введения внутренней конвертируемости, открыла по форме и по существу доступ к долларовым накоплениям и расчетам в иностранной валюте. Данное обстоятельство привело к «всеобщей долларизации всей страны».

Обращение на территории России иностранной валюты ведет к ослаблению национальной валюты. В соответствии с положением Центрального банка России «О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическими лицами товары (работы, услуги)» от 15 августа 1997 г. № 503 с 1 ноября 1997 г. вступил в силу новый порядок расчетов за товары и услуги, продаваемые физическим лицам. В результате российский рубль стал единственным платежным средством при всех видах расчетов.

Одна из важнейших функций ЦБ -- поддержание устойчивости курса рубля. Безусловно, устойчивый валютный курс является очень важным экономическим параметром для российских предприятий.

В конце 2003 г. ЦБР прекратил активную поддержку курса доллара на валютном рынке, в результате чего котировки доллара снизились.

Начиная с весны 2003 г. ЦБ был взят курс в валютной политике, означающий ее поворот на 180 градусов. Главными целями ЦБ стали: контроль за инфляцией и выравнивание доходности валютных и рублевых инструментов. При превышении номинальной рублевой доходности над валютной это достигается двумя способами -- либо ускорить девальвацию рубля и повысить доходность валютных инструментов, либо снижать доходность на внутреннем рынке. Выбор был сделан в пользу снижения доходности рублевых инструментов. Таким образом, рынку задан четкий ориентир возможной девальвации рубля.

Несмотря на положительные стороны крепкого рубля, в частности, рост потребительского спроса и снижение процентных ставок, новая политика таит в себе риски, которые не следует недооценивать. В условиях унификации и изменения регулируемых тарифов после 2003 г. правительство не сможет и дальше сдерживать инфляцию, в результате чего политика ЦБР может оказаться дискредитированной, а сам банк столкнется с еще большими проблемами.

2. Основные положения ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

С принятием Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", который вступил в силу с 18 июня 2004 года (далее -- Закон № 173-ФЗ), а также ряда других нормативных актов в сфере валютного регулирования и валютного контроля произошли значительные изменения.

Вновь принятый Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" кардинально отличается от действовавшего ранее Закона РФ от 09.10.92 г. № 3615-1. Прежде всего, следует отметить, что в Законе № 173-ФЗ по сравнению с действовавшим ранее Законом более четко сформулировано понятие "резидент". В соответствии с Законом № 3615-1 к физическим лицам - резидентам относились лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ. Закон № 173-ФЗ разделяет физических лиц - резидентов на две группы, к которым относятся:

· физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением проживающих в иностранном государстве;

· иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство.

По Закону № 173-ФЗ в состав резидентов включены Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, а предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ, выведены из понятия "резидент".

На основании Закона № 173-ФЗ изменился перечень валютных ценностей, к которым относятся только иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Исключены из валютных ценностей драгоценные металлы и природные драгоценные камни.

Претерпел изменения и состав органов валютного регулирования. Если до принятия Закона № 173-ФЗ единственным органом валютного регулирования являлся Центральный банк РФ, то теперь полномочиями по осуществлению валютного регулирования также наделено Правительство РФ.

Что касается агентов валютного контроля, то Закон № 173-ФЗ помимо уполномоченных банков, подотчетных Центральному банку РФ, отнес к ним также:

· профессиональных участников рынка ценных бумаг (в том числе держателей реестра), подотчетных федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

· территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Названные агенты валютного контроля наделены правом проверять соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства, порядок учета валютных операций, а также запрашивать и получать документы, связанные с валютными операциями.

Закон № 173-ФЗ несколько изменил понятие "валютные операции". В соответствии с п. 9 ст. 1 данного Закона валютным операциям относятся:

приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование резидентами валютных ценностей в качестве средства платежа;

приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за рубежом, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за рубежом;

перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета, открытого на территории РФ, на другой счет, открытый на территории РФ;

ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.

Новшеством является отнесение к валютным операциям переводов нерезидентов валюты РФ внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета на территории РФ на другой счет на территории РФ.

Ранее валютные операции разделялись на текущие валютные операции, осуществляемые без ограничений, и валютные операции, связанные сдвижением капитала, которые осуществлялись в порядке, предусмотренном ЦБ РФ. Из Закона № 173-ФЗ понятие "текущие валютные операции" исключено.

Указанные в Законе № 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций движения капитала, регулируемых Правительством и Центральным банком РФ, а также ряда валютных операций, осуществляемых на внутреннем валютном рынке России.

Если в Законе № 3615-1 для осуществления большинства операций, связанных с движением капитала, лицо, намеревающееся совершить такие операции, должно было получить разрешение Центрального банка, то согласно Закону № 173-ФЗ органам валютного регулирования запрещено устанавливать требование о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Такое требование в настоящее время вышеназванные органы валютного регулирования вправе устанавливать только в случае открытия счета юридическими лицами - резидентами за пределами территории РФ.

Порядок открытия названных счетов регулируется Положением Центрального банка России от 28.04.2004 г. № 256-П "О временном порядке выдачи Банком России юридическим лицам - резидентам, не являющимся кредитными организациями и валютными биржами, разрешений на открытие и использование счетов в банках за пределами территории Российской Федерации". Это Положение действует до 17 июня 2005 г.

Следует отметить, что за нарушение установленного порядка открытия счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ, п. 2 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц -- от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц -- от 500 до 1 000 минимальных размеров оплаты труда.

Как уже было отмечено выше, ст. 7 и 8 Закона № 173-ФЗ определен перечень операций движения капитала, которые регулируются Правительством РФ и Центральным банком России, причем Правительство РФ может устанавливать только требование о резервировании по регулируемым им операциям, а Центральный банк -- как требование о резервировании, так и об использовании специального счета.

Под специальным счетом понимается банковский счет в уполномоченном банке либо специальный раздел счета "Депо", либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с Законом № 173-ФЗ.

В настоящее время порядок и режим работы специального счета определены Инструкцией Центрального банка России от 07.06.2004 г. № 116-И "0 видах специальных счетов резидентов и нерезидентов", в которой указаны виды счетов, открываемые для осуществления определенных операций.

Однако здесь следует сделать оговорку, что требование об открытии специальных счетов действительно только до 1 января 2007 г.

В Законе № 173-ФЗ, как уже говорилось, предусмотрены случаи, в которых резиденты и нерезиденты обязаны выполнить требование о резервировании денежных средств при осуществлении отдельных видов валютных операций. Порядок же резервирования и возврата суммы резервирования устанавливается Центральным банком РФ.

В настоящее время вопросы резервирования денежных средств регулируются Инструкцией Центрального банка России от 01.06.2004 г. № 114-И "0 порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций".

Обратим внимание на ряд основных моментов, связанных с резервированием.

Прежде всего, следует отметить, что сумма резервирования всегда вносится в валюте РФ.

Днем внесения суммы резервирования является день принятия исполняющим банком к исполнению заявления о резервировании и платежного поручения клиента на внесение резервирования. Если операция была совершена в иностранной валюте, то расчет суммы резервирования по операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу иностранной валюты по отношению к рублю, устанавливаемому Банком России на день внесения суммы резервирования.

Для внесения суммы резервирования клиент представляет в исполняющий банк письменное заявление о внесении суммы резервирования по соответствующей операции.

Одновременно с заявлением о резервировании клиент представляет в исполняющий банк платежное поручение, на основании которого осуществляется перечисление суммы резервирования со счета клиента, с которого вносится сумма резервирования, для зачисления ее на отдельный счет в исполняющем банке.

Для возврата суммы резервирования исполняющий банк за два рабочих дня до истечения срока резервирования направляет в подразделение расчетной сети Банка России, в котором у исполняющего банка открыт корреспондентский счет, расчет возврата суммы резервирования.

Возврат суммы резервирования осуществляется исполняющим банком на счет клиента, с которого вносилась сумма резервирования. На сумму резерва проценты не начисляются.

Помимо названной Инструкции следует назвать Указание Центрального банка России от 29.06.2004 г. N31465-У "Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов". В Инструкции содержится информация о видах специальных счетов, о размере суммы резервирования в зависимости от вида специального счета и о сроке резервирования.

Следует отметить, что за осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств со специального счета на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

В последнее время также произошли изменения в законодательстве, регулирующем вопросы оформления паспортов сделки. Эти изменения нашли отражение в Инструкции Центрального банка России от 15.06.2004 г. № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".

В данной Инструкции определены валютные операции, на которые необходимо оформлять паспорта сделки. К ним относятся валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства РФ или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях на основании разрешений, выданных Банком России:

за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможенную территорию РФ товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору, заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом -- индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом;

при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в валюте РФ нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте и в валюте РФ от нерезидентов по кредитному договору.

В Инструкции также дан исчерпывающий перечень операций, при осуществлении которых оформлять паспорт сделки не требуется. К ним отнесены валютные операции, осуществляемые по контракту или кредитному договору, заключенному:

между нерезидентами и физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;

между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;

между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ на осуществление валютных операций;

между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма контракта (кредитного договора) не превышает в эквиваленте 5 000 долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) с учетом внесенных изменений и дополнений.

Причем к последнему абзацу следует сделать небольшое уточнение: если в контракте не содержится информации о его сумме, то оформление паспорта сделки является обязательным.

Помимо изложенного выше до настоящего времени остается нерешенным вопрос относительно того, следует ли оформлять паспорт сделки при заключении договоров займа, то есть относятся ли договоры займа к понятию "кредитные договоры", данному в Инструкции № 117-Й. На практике банки обязывают оформлять паспорта сделки при заключении договоров займа.

Паспорт сделки, представляемый в банк паспорта сделки резидентом - юридическим лицом, подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица - резидента лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати юридического лица - резидента.

Инструкция предусматривает перечень документов, которые резидент должен представить в банк паспорта сделки для оформления последнего. Представление документов осуществляется в согласованный с банком паспорта сделки срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).

В завершение вопроса о паспорте сделки следует отметить, что все старые паспорта сделки согласно ныне действующему законодательству необходимо было переоформить до 31 июля 2004 г.

Теперь рассмотрим изменения, которые произошли в сфере продажи валютной выручки.

Вопросы продажи валютной выручки в настоящее время регулируются Инструкцией Центрального банка России от 30.03.2004 г. № 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации", согласно которой уполномоченные банки открывают резидентам (юридическим лицам и физическим лицам - индивидуальный предпринимателям) на основании договора банковского счета текущие валютные счета и в связи с этим одновременно транзитные валютные счета при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки.

На транзитный валютный счет уполномоченным банком зачисляются в полном объеме все поступления иностранной валюты в пользу резидента, за исключениями, предусмотренными названной Инструкцией.

Согласно данной Инструкции обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в размере 25% суммы валютной выручки.

Обязательная продажа части валютной выручки резидента теперь осуществляется только по распоряжению последнего не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.

По ранее действующему законодательству если клиент не давал своего распоряжения банку на продажу части поступившей клиенту валютной выручки, то банк самостоятельно осуществлял ее продажу.

Согласно п. 3 ст.15.25 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность за невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно за нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки в виде наложения административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.

Объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов, включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов, за исключением определенных сумм, перечень которых указан в Законе № 173-ФЗ.

Так, для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки учитываются следующие расходы и иные платежи:

оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;

выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;

иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется Центральным банком Российской Федерации.

Следует отметить, что также изменился порядок продажи валютной выручки для посредников. В Инструкции № 111-И предусмотрена обязательная продажа суммы комиссионного вознаграждения по договорам с нерезидентами-комитентами. Если же комитентом является резидент РФ, то сумма комиссионного вознаграждения обязательной продаже не подлежит.

В связи с вступлением в силу Закона № 173-ФЗ был отменен ряд нормативных документов, регулирующих вопросы осуществления валютных операций, а новые документы, регулирующие те или иные вопросы валютного законодательства, пока не приняты.

Заключение

Проведенный анализ положений Закона позволяет сделать следующие выводы:

1. Закон существенно отличается от ныне действующего Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 1992 г. прежде всего подходом к формам и методам валютного контроля. Очевиден отказ от жесткой формы предварительного контроля -- разрешительной, т. е. необходимость получения предварительных разрешений, и переход к более маневренной -- использование специальных счетов и системы резервирования.

2. Четко разграничены функции Правительства и Банка России

3. Разрешено открытие резидентам счетов в банках - нерезидентах.

4. Прописаны права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций.

5. Сохранено требование обязательной продажи части валютной выручки.

6. Сохранен институт уполномоченных банков. Валютные операции по-прежнему могут осуществляться только через банки, имеющие специальную валютную лицензию Банка России.

7. Сохранено требование для резидентов перевода в страну доходов, полученных за рубежом.

Список использованной литературы

1. Закон РФ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

2. Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле".

3. Бурмистрова И. О валютном регулировании и валютном контроле.

4. Верченко А.Л. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ. // Банковское дело.-2005.-№4.-С.10-15.

5. Володин Ф.Г. Валютная политика ЦБ: структурный анализ и новации. // Банковские услуги.-2004.-№5.-С.2-10.

6. Носик А.Р. Изменение валютного законодательства в РФ. // Бухгалтерский учет.-2002.-№5.-С.51-58.

7. Селивановский А.С. Изменения валютного законодательства. // Бухгалтерские вести.- 24.09.03.-

8. http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000117

9. Стадничук И. Особенности валютной политики ЦБ РФ на современном этапе. // Валютный спекулянт.-2003.-№03.-С.20-24.

10. Шумилина Е. Новое в валютном регулировании. // Аудит и налогообложение.-2004.-№11.-С.2-5.

11. Якимовский Ю.Д. Валютное законодательство: за и против. // Эксперт.-2003.-№20.-С.50-51.

Подобные документы

    Изучение сущности валютного регулирования - регламентации государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов ее функционирования. Анализ функций государства в сфере валютного регулирования. Стратегии валютной политики.

    презентация , добавлен 26.04.2010

    Понятие и виды валютного регулирования - комплекса мер, направленных на создание и обеспечение функционирования государственных органов валютного контроля; установление определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на валютном рынке.

    реферат , добавлен 20.11.2011

    Валютное регулирование: понятие, процесс, формы, методы, нормативно-правовая база. Главные задачи валютной политики. Уровни регулирования валютных отношений. Основные направления валютного контроля. Анализ состояния валютного рынка Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2012

    Принципы и задачи валютного регулирования, регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов ее функционирования. Организация валютного контроля за поступлением выручки от экспорта и импорта товаров.

    реферат , добавлен 14.06.2010

    Развитие полноценного валютного рынка, его стабилизация и эффективное регулирование. Процесс реализации валютной политики. Сущность и задачи регулирования валютного курса. Стабилизационные эффекты и оптимизация валютно-курсовой политики Украины.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2011

    Анализ макроэкономических показателей, определяющий особенности валютного регулирования, ограничений и проведения контроля валютных операций в Беларуси. Основные направления и принятые меры по совершенствованию валютного регулирования в государстве.

    реферат , добавлен 05.10.2015

    Сущность принудительно-властных и экономических инструментов валютного регулирования. Виды ограничений текущих валютных операций. Порядок проведения документальных проверок органами валютного контроля. Понятие и условия оформления паспорта сделки.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2010

    Понятие и сущность валютной политики и валютного регулирования. Влияние системы валютного регулирования республики Беларусь на деятельность экономических агентов. Анализ эффективности девальвации курса белорусского рубля в условиях мирового кризиса.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2011

    Сущность и основные направления валютного регулирования. Рыночное и государственное валютное регулирование. Особенности осуществления валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь, направления и принятые меры по совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2014

    Сущность валютного регулирования. Органы и агенты валютного регулирования и контроля, их полномочия. Объекты валютных отношений. Виды валютных операций. Разрешенные валютные операции между резидентами. Порядок ввоза и вывоза наличных денежных средств.