Плюсы натурального возмещения. Как действует закон сейчас

ЦБ и Минфин утвердили очередные поправки к закону о реформе ОСАГО. Возмещение ущерба при повреждении автомобиля больше нельзя будет получить деньгами. Вместо выплат машину отправят на ремонт, кроме редких случаев.

Поправки могут вступить в силу 1 марта 2017 года и коснутся ДТП, которые произойдут после этой даты.

Как сейчас возмещается ущерб по ОСАГО?

ОСАГО - это обязательное страхование автогражданской ответственности. Полис ОСАГО гарантирует возмещение ущерба, который виновник ДТП нанес чужому автомобилю или другим людям. Компенсация выплачивается пострадавшему в пределах страхового лимита.

Страховое возмещение в 2016 году можно получить деньгами или в натуральном выражении - страховщик выдает направление на ремонт и оплачивает его с учетом износа (это предусматривает п.17 и 19 ст. 12 Закона об ОСАГО, а также разъяснения Верховного суда из обзора судебной практики №4 от 25.12.2015 г.).

Что изменится?

Для владельцев личных легковых автомобилей Минфин и ЦБ предлагают установить приоритет ремонта над выплатами. Если поправки вступят в силу, потерпевшая сторона не сможет выбрать денежную компенсацию за повреждение автомобиля.

Получить деньги можно будет только в тяжелых жизненных обстоятельствах. Например, водитель погиб в ДТП, и родственникам незачем ремонтировать автомобиль. Такие обстоятельства придется подтверждать документами.

Денег не дадут 🔧

Что мне делать сейчас?

Поправки прошли первое чтение и готовятся ко второму - 10 января. Скорее всего, их примут. Могут появиться еще какие-то изменения, но принципиально приоритет ремонта над денежной выплатой уже согласован.

Если у вас есть автомобиль, собирайте чеки на покупку запчастей, которые меняете. Они пригодятся при определении износа. Когда машину направляют на ремонт, вам меняют запчасти на новые. Разницу в стоимости с учетом износа вы доплачиваете автосервису из своего кармана. Это следует из п.17 статьи 12 ФЗ-40. Если вы недавно заменили стойку или шрус и сохранили документы, можно уменьшить сумму доплаты.

Если вы собираетесь купить новую машину и выбираете дилера, запросите в салонах список сервисов, в которых можно отремонтировать машину и не слететь с гарантии. Для ОСАГО выбирайте страховую компанию, в которой аккредитованы эти СТО.

Вы не сможете контролировать качество ремонта. Если пора продлевать полис ОСАГО, спросите на сервисе, которому доверяете, в каких страховых компаниях он аккредитован. Выбирайте страховщика из этого списка.

Если покупаете подержанную машину, попросите у продавца документы на запчасти, которые были недавно заменены. Если продаете - передайте покупателю аналогичные документы.

Если выбираете дорогой подержанный автомобиль, подумайте, сможете ли доплатить за износ при замене запчастей в случае ремонта по ОСАГО. Например, БМВ 2007 года вам по карману. Но новые запчасти на такую машину стоят дорого. Страховая компания оплатит автосервису их стоимость за вычетом амортизации с 2007 года. Разница - из вашего кармана. А забрать у страховой деньги и отремонтировать у друга в гараже теперь не получится.

"ЦБ и Минфин согласовали поправки ко второму чтению законопроекта о "ремонтной" реформе ОСАГО. Из них следует, что приоритет натурального возмещения над выплатой будет действовать только в отношении легковых автомобилей физлиц и не распространяться на компании. При этом в случае "тяжелых жизненных обстоятельств", например при получении увечья, не совместимого с управлением автомобилем, или гибели водителя, выплату все же можно будет получить деньгами. Наличие "обстоятельств" надо будет доказывать специальной комиссии - страховщикам эта норма не нравится, они предлагают в таких случаях обращаться в суд.

В распоряжении "Ъ" оказались поправки, разработанные ЦБ и Минфином ко второму чтению законопроекта об установлении приоритета ремонта над денежной выплатой. Напомним, первое чтение проект о ремонтной реформе в ОСАГО прошел 14 декабря. По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, поправки ко второму чтению комитет рассмотрит уже 10 января.

Как следует из предложенных изменений, возмещение ремонтом будет касаться только легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Сервис для ремонта будет выбираться потерпевшим из списка техстанций, представленного страховщиком. В течение 20 календарных дней после подачи заявления о страховом возмещении и осмотра автомобиля независимым экспертом страховщик выдает направление на ремонт.

Сервисы, в свою очередь, должны будут соответствовать специальным требованиям по организации восстановительного ремонта - их разработает ЦБ. Среди них - близость от места пребывания пострадавшего в ДТП, сроки ремонта и так далее. При этом поправки предусматривают возможность направления автомобиля и в сервис, "не соответствующий указанным требованиям". Если автовладелец не согласится с направлением на ремонт на такой несертифицированной станции, выплата осуществляется деньгами.

Еще одна возможность получить денежное возмещение - оказаться в "тяжелых жизненных обстоятельствах". По сведениям "Ъ", на заседании профильной рабочей группы, состоявшемся на этой неделе, зампред ЦБ Владимир Чистюхин пояснял депутатам, что если у потерпевшего складываются подобные обстоятельства, он подтверждает их документами и направляет страховщику заявление о выплате. Таким обстоятельством может быть гибель автовладельца - родственникам в этом случае нужна денежная выплата, а не ремонт уже ненужного автомобиля.

Другой вариант - тяжелое увечье, на лечение которого не хватает отведенного законом лимита в 500 тыс. руб., или получение травм, не совместимых с управлением автомобилем, - слепота, паралич и т. д. Если страховщик отказывает в денежной выплате, за рассмотрение дела берется специальная комиссия при Российском союзе автостраховщиков (РСА). В нее планируется собрать представителей страховых компаний, организаций по защите потребителей. Эта комиссия в течение 60 дней принимает решение о том, должен ли платить страховщик.

В поправках появился срок их вступления в силу - 1 марта 2017 года. Порядок оплаты ремонтом в ОСАГО будет действителен для ДТП, случившихся после этой даты. Как рассказала "Ъ" замглавы департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева, "руководство Минфина уже завизировало предложения Банка России". По ее словам, у нормы, связанной с получением денег в тяжелых обстоятельствах, есть как плюсы, так и минусы. Плюсы в том, что через профобъединение есть возможность влиять на денежные выплаты страховщиков. "Минус в том, что это неудобно для гражданина: долго по срокам, надо пройти определенные процедуры доказательств, принятие решения о выплате остается непрозрачным", - говорит госпожа Балакирева.

По словам главы РСА Игоря Юргенса, новелла про тяжелые жизненные обстоятельства - лишняя в поправках. "Страховщику выгоднее платить деньгами потому, что выплата уменьшается на сумму износа авто, - считает он.- Особой необходимости в комиссии нет". Кроме того, по его мнению, если у потерпевшего возникли эти обстоятельства, есть суд для представления соответствующих доказательств. Потерпевший может пойти в суд после отказа в выплате комиссии РСА. "Получается, что потерпевший впустую тратит время", - считает президент РСА. Кроме того, страховщиков смущает, что в поправках не содержится исчерпывающий перечень подобных обстоятельств.

Защитники автомобилистов называют положение о выплате деньгами "издевательством над автовладельцем". "Мало того что страховщики навязывают ремонт, конкретный сервис, так еще водителю надо унижаться и доказывать свои трудности, чтобы получить деньги по полису, - возмущается президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.- У автовладельца отбирают право, которое у него имеется сейчас, - получить на свое усмотрение ремонт или деньги". По его словам, "не нужно никаких комиссий и унижений, чтобы получить копейку по ОСАГО". "Законодатель, вероятно, заметил, что после последнего удорожания полиса ОСАГО порядка 7 млн автовладельцев выпали из системы обязательного автострахования - перестали покупать полис. После таких драконовских поправок их число вырастет в разы", - уверен господин Тюрников."

Что изменилось для автовладельца

Процедура обращения за возмещением осталась прежней. Автовладелец, попавший в ДТП, должен позвонить или написать в компанию, в которой он приобрел ОСАГО. Страховщик обязан в течение 14 дней выдать потерпевшему направление на ремонт, рассказывает официальный представитель «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук. При этом страховая компания должна отправить автомобиль на ремонт в станцию техобслуживания не более чем в 50 км от места ДТП или дома потерпевшего. Если подходящих мастерских в радиусе 50 км не окажется, автовладелец имеет право получить денежную выплату.

«Предварительно страховая компания обязана заключить со станцией техобслуживания годовой договор, в котором ремонтники подтверждают работу по ценам и методикам Российского союза автостраховщиков», — рассказывает замгендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов. Особых критериев, помимо расстояния мастерской от места ДТП или дома потерпевшего, в законе не прописано. При этом клиент вправе самостоятельно выбрать наиболее подходящую мастерскую из предоставляемого страховой компанией перечня, а страховщик, в свою очередь, обязан организовать транспортировку до нужной мастерской или выплатить страховку деньгами.

Ответственность за ремонт несет сам страховщик, а уже перед ним отвечает станция техобслуживания, уточняет адвокат Вадим Рождественский. Поэтому, согласно новому закону, клиент не должен вступать в споры с ремонтником — со всеми претензиями он будет обращаться к своему страховщику.

При наличии претензий к качеству ремонта клиенту придется направлять жалобу страховщику, который должен будет обратиться к независимым оценщикам, уточняет Рождественский. По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, некачественный ремонт будет обозначать для страховщиков возможные репутационные или даже финансовые потери (если потерпевший подаст на страховую компанию в суд), так что в их интересах обеспечить хороший уровень ремонтных работ.

Каким должен быть ремонт

Согласно поправкам к закону, ремонтники обязаны использовать для починки автомобиля только новые детали, не учитывая степень его износа. Если новые детали для автомобиля, нуждающегося в ремонте, недоступны, страховщик вправе предложить автомастерской использовать старые детали. Конечное решение при этом остается за потерпевшим. В законе не оговаривается, кто именно должен быть производителем этих деталей, но если машине меньше двух лет, то мастерская, в которую ее направят на ремонт, должна быть авторизованной производителем авто. То есть если ремонтируется автомобиль марки Ford, то его должны направить в автосервис с сертификатом компании Ford.

Ремонтник обязан завершить работы над автомобилем за 30 суток. При нарушении сроков ремонтных работ страховщика будут ждать штрафы. В частности, страховая компания должна будет выплатить клиенту компенсацию в 0,5% страхового возмещения за каждый пропущенный день. Также, если прогнозируемая длительность ремонта — не в заявленный срок, клиент имеет право получить деньги. Гарантия на работу отремонтированных частей составляет полгода, на покраску автомобиля — год. Согласно поправкам, претензии по гарантии клиент предъявляет своему страховщику.

А что с деньгами?

Впрочем, эти поправки не означают, что клиент больше не сможет получать денежные выплаты: в документе приведен перечень исключений. Потребитель имеет право на гарантированную денежную выплату, если автомобиль не подлежит ремонту; потерпевший получил средние или тяжелые травмы; страховку получают родственники погибшего в ДТП; потерпевший является инвалидом; ремонт оценен дороже максимальной выплаты (400 тыс. руб.).

Также потерпевший имеет право договориться со страховой компанией о выплате денежных средств без опоры на перечень исключений. В таких случаях решение остается за страховщиком. Юрий Нехайчук, впрочем, заявил, что его компания намерена оставить вопрос формата страховой выплаты (деньгами или ремонтом) на усмотрение клиента. В свою очередь, директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников отмечает, что в каждом конкретном случае решение будет приниматься индивидуально.

Подводные камни

Поправки не решают ряд проблем, связанных с ОСАГО, считает Вадим Рождественский. «Они заменили одну проблему на другую. Если раньше были споры о размере выплат, то теперь будут споры о качестве ремонта», — поясняет он. Юрист добавляет, что если раньше у клиента была гарантированная возможность доплатить за лучший сервис, то теперь все зависит от решения страховщика. «Возможно, в ближайшие полгода сложится судебная практика в рамках урегулирования», — заключает эксперт.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин склонен считать, что новый закон снизит популярность ОСАГО. «После всех неминуемых проблем с качеством ремонта и сроками люди будут возмущаться этому виду навязанного страхования​», — рассказывает Янин. Частично депутаты смягчили пожелания страхового лобби: например, ввели в закон пункт о новых запчастях и игнорировании изношенности автомобиля, отмечает эксперт.

Также остается открытым вопрос о росте тарифов ОСАГО. «Когда рассчитывалась стоимость тарифов ОСАГО, страховщики не учитывали ремонт новыми запчастями без учета износа. Следовательно, тарифы будут неизбежно расти», — считает Иванов из «РЕСО-гарантии». С его словами, впрочем, не соглашается директор департамента страхового рынка Центробанка Игорь Жук. В своем комментарии РБК он отметил, что пока поднимать тарифы компаниям не потребуется, но ЦБ будет внимательно следить за ситуацией.

ОСАГО: ремонт вместо выплаты

Банк России и Минфин подготовили поправки к обязательному страхованию автогражданской ответственности.

Банк России и Министерство финансов согласовали окончательный редакцию изменений в Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Текст законопроекта время прошел публичное обсуждение на интернет-портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru/projects#npa=52772. При этом подавляющее число граждан высказалось против принятия проекта - 1846 человек. Теперь поправки будут внесены на рассмотрение вновь избранных депутатов Госдумы. Предполагается, что изменения в ОСАГО вступят в силу с лета следующего года.

Одной из ключевых поправок в ОСАГО является введение приоритета ремонта легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, над денежными выплатами. При наступлении страхового случая страховщики будут направлять автовладельцев на станции технического обслуживания автомобилей, с которыми у них заключен договор на осуществление восстановительного ремонта транспортных средств потерпевших. При этом разрабатывать правила ремонта будет Банк России. Предполагается, что в них будут определены требования к станциям технического обслуживания автомобилей с учетом их приближенности к месту жительства автовладельца или месту ДТП, ориентировочные сроки ремонта, ассортимент услуг и др.

В данный момент автовладельцы могут выбирать: получить денежную выплату или отремонтировать поврежденную машину на станции технического обслуживания автомобилей за счет страховой организации. После вступления новых правил, ущерб по ОСАГО будет возмещаться в натуральной форме (ремонтом), а компенсировать его деньгами будет возможно в случае полной гибели транспортного средства, а также если стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля превышает максимальный размер страховой выплаты по полису ОСАГО, и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания либо невозможности организации страховой компанией возмещения потерпевшему причиненного вреда в натуре.

Законопроектом также предусмотрено повышение с 50 000 до 100 000 рублей максимального размера страховой выплаты по европротоколу, который оформляется без сотрудников ГИБДД. Такой лимит в настоящее время действует на всей территории страны, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, где в рамках европротокола выплаты осуществляются в полном объеме — до 400 тыс. рублей. В окончательную редакцию не вошло предложение о разделении полисов ОСАГО на три категории в зависимости от страховой суммы. Ранее предполагалось ввести три вида полисов: «эконом» с лимитом в 400 000 рублей за вред имуществу и 500 000 рублей за вред здоровью, «стандартный» — 1 млн. руб. и «премиальный» — 2 млн. рублей.

Против увеличения размера максимальной страховой выплаты по европротоколу выступает Российский союз автостраховщиков, который предлагает повременить с принятием поправок о расширении лимитов по европротоколу. Страховщики также настаивают на том, чтобы СТОА, на которой будет отремонтирована машина потерпевшего, выбирала страховая компания. РСА ратует и за увеличение тарифов на обязательную автогражданку. По мнению страховщиков, если ремонт будет применяться в подавляющем большинстве страховых случаев по ОСАГО, то потребуется увеличение тарифов на 36-37 %. Очередное повышение тарифов на ОСАГО возможно не раньше 2018 года, поскольку до президентских выборов власти вряд ли на это пойдут.

Для защиты прав и законных интересов по налоговым спорам следует обращаться за оказанием правовой помощи к юристу.

Александр КИРПИКОВ



Смотрите другие материалы по этой тематике:

Как известно в 2017 году в ОСАГО был введен приоритет натурального возмещения (далее – ремонта - по тексту) над денежной выплатой. В связи с нововведением возникает ряд вопросов.

В чем суть приоритета ремонта по ОСАГО над выплатой

Простыми словами приоритет в том, что вы получаете вместо денежной выплаты направление на ремонт, который оплачивает страховая компания. При этом выбрать вместо ремонта деньги как это было раньше, теперь нельзя, за исключением небольшого списка случаев.

Давайте разберем по полочкам различные вопросы.

1.Когда можно выбирать между деньгами или ремонтом по старым правилам?

Чтобы определить, можно ли получить деньги по старым правилам, необходимо смотреть на полис виновника ДТП.

Приоритет ремонта над выплатой был введен ФЗ от 28.03.2017г. № 49-ФЗ. Он вступил в силу 28 апреля 2017 года. Это значит, что, если виновнику ДТП полис выдан до этой даты, то на вас распространяются старые нормы, когда у потерпевшего был выбор: деньги или ремонт.

Из чего складывается простой расчет. Последний день, когда может случиться ДТП, и вы будете иметь право выбирать при наличии старого полиса – 27 апреля 2018 года.

2.На какие СТОА направляют, и может ли гражданин выбрать СТОА по своему усмотрению?

Страховая компания выдает направление на СТОА, с которой у нее заключен договор. Перечень СТОА, с которыми у страховщика есть такие договоры, должен быть указан на его сайте.

Гражданин может провести ремонт на любой другой СТОА, только при наличии соответствующего соглашения со страховой компанией. Иными словами: выбор есть только в пределах предоставленного страховщиком.

3. Как проводится ремонт? Учитывается износ? Нужно ли доплачивать СТОА?

Закон обязывает при проведении ремонта использовать новые детали и запрещает ставить на автомобиль бывшие в употреблении. Поэтому износ не учитывается. К слову сказать могут поставить новые неоригинальные (китайские) запчасти.

Доплата за ремонт предусмотрена только в случае, если у виновника старый полис и вы выбрали ремонт вместо денег (см.ответ на вопрос 1).

4.Слетает ли гарантия при проведении ремонта по ОСАГО?

Обязательным требованием к СТОА, с которым у страховщика есть договор, является наличие у него собственного договора с производителем или дистрибьютором машин соответствующей марки. Иными словами это должно быть СТОА официального дилера.

Данное требование обязательно, если вашему автомобилю не более двух лет (с момента изготовления). Гарантия не слетает, если она сама не превышает этот срок. В ином случае, если гарантия дана на больший срок, то она слетает.

5. Каковы сроки осуществления страхового возмещения и производства ремонта?

Страховщик обязан после производства осмотра ТС выдать направление на СТОА в течении 20 дней с момента подачи вами заявления о страховом случае с полным пакетом документов.

Ремонт должен быть проведен в течении 30 дней с момента передачи вами автомобиля на СТОА. Это обязательное требование, которое никаким соглашением нельзя изменить. Обратите внимание именно после передачи автомобиля на сервис! Если вы авто не передаете в сервис, а продолжаете на нем ездить то и 30 дней не начинают исчисляться.

6. Кто несет ответственность за затягивание ремонта и его некачественность? Автосервис или страховщик?

Ответственность перед вами несет страховщик.

За нарушение сроков выдачи направления на СТОА, страховщик уплачивает вам неустойку в размере 1 % от суммы страхового возмещения за каждый день просрочки.

В случае нарушения сроков производства ремонта, страховщик уплачивает неустойку в размере 0,5 % от той же суммы соответственно.

В случае некачественного ремонта требование о возмещении убытков вы предъявляете также страховщику.

7. Когда можно получить деньги вместо ремонта?

Таких случаев несколько. Разберем сначала общие основания:

  • наступила гибель машины - иными словами машину списывают в «тотал»
  • ваша смерть
  • вы получили тяжкий или средний вред здоровью и от вас поступило заявление на выплату
  • вы инвалид и от вас поступило заявление на выплату
  • если стоимость восстановительного ремонта превышает лимит ответственности (на данный момент это 400 000 рублей)
  • у страховой компании нет возможности организовать ремонт на СТОА, с которой у него есть договор
  • у вас есть соглашение со страховщиком о производстве выплаты деньгами
  • если Центробанк в случае неоднократного нарушения страховщиком в течении года правил натурального возмещения, ограничит его право направлять на ремонт
  • ни одна из СТОА, с которой у страховщика есть договор, не соответствует обязательным требованиям, предъявляемым законом

Теперь перейдем к обязательным требованиям к СТОА:

  • сроки проведения ремонта на СТОА не превышает 30 дней
  • СТОА находится не далее 50 км от вашего места жительства или места ДТП
  • СТОА должна иметь договор с производителем или дистрибьютором машин данной марки, если вашей машине не более 2-х лет (см.ответ на вопрос № 4)

Если ни одна из СТОА, с которой у страховщика есть договор, не соответствует указанным требованиям, выплачиваются деньги.

Если Центробанк ограничил право страховщика направлять потерпевших на ремонт, ремонт может быть осуществлен только с вашего согласия. Информация о принятии Центробанком такого решения содержится на его официальном сайте.

7.Как в таком случае выплачиваются деньги? С учетом износа или без?

С учетом износа согласно Единой Методике, утвержденной Положением ЦБ РФ.

8. Подводные камни ремонта по ОСАГО

Предполагается, что собственнику поврежденного авто нет никакой разницы как получать страховое возмещение. Все, что он по сути хочет, чтобы авто отремонтировали и оно было на ходу.

Если страховщик сам выбирает станцию, сам оплачивает ремонт, старые детали меняют на новые, то граждане остаются только в выигрыше. По крайней мере, именно так анонсировались поправки в ОСАГО.

Между тем реальная жизнь преподносит сюрпризы.

Если раньше страховщики тянули с выплатой, то теперь они точно также тянут с выдачей направления на ремонт и оплатой ремонта.

Станции также не отличаются пунктуальностью и 30 дневный ремонт превращается в вялотекущий процесс на несколько месяцев. При этом некоторые СТОА спустя 2-3 месяца и вовсе отказываются делать ремонт из-за его дороговизны или невозможности заказать необходимые запчасти.

Немаловажно отметить, что качество ремонта также под большим вопросом. Если вашей машине больше двух лет, то вы не можете быть уверенным, что страховщик, стремясь сэкономить, не направит вас на СТОА, где ремонт будет проведен дешево и некачественно.

Некоторые страховые компании и вовсе не выдают направление на ремонт из-за дороговизны ремонта и стремления сэкономить. Дешевле выплатить с учетом износа, чем оплатить полноценный ремонт с заменой на новые детали. То есть сама идея приоритета натурального возмещения теряет всяческий смысл.

По состоянию на январь 2018 года в Санкт-Петербурге ситуация следующая.