Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Хозяйственное значение
2. Состав и стру ктура меж отраслевых комплексов
Межотраслевой комплекс - интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. Межотраслевые народнохозяйственные комплексы условно можно подразделить на целевые и функциональные. В основу выделения целевых комплексов положены воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта. Например, можно выделить машиностроительный комплекс, топливно-энергетический и агропромышленный комплекс, лесной и минерально-сырьевой комплекс, транспортный комплекс и др. В основу выделения функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции. Здесь можно выделить инвестиционный и инфраструктурный комплексы, научно-технический комплекс, в определенной степени и экологический комплекс.
3. Основные проблемы
Базовые межотраслевые комплексы -- энерго- и сырьевая ресурсная основа российской экономики. Регионы, располагающие потенциалом этих комплексов и возможностями специализации на их продукции при необходимой рыночной диверсификации производства и усилении межрайонных и экспортных связей, имеют широкие предпосылки для экономического роста. Крупнейшие базовые комплексы сформировались в Западной Сибири, на Урале, в Центре и Восточной Сибири; они производят 2/3 всех топливных и сырьевых ресурсов.
В условиях перехода к рынку сдерживающим фактором подъема экономики стало резкое повышение транспортных затрат на перевозку топлива и сырья.
Одна из ключевых проблем - удешевление топливно-сырьевых ресурсов путем снижения транспортных тарифов. Это расширит территориальную сферу региональных рынков топлива, электроэнергии, металлов, лесных материалов и другой продукции промежуточного назначения и даст толчок развитию ведущих и потребительских отраслей.
Во избежание перекладывания на федеральный бюджет затрат на реконструкцию железнодорожных магистралей, требующихся вследствие перегрузки отдельных направлений из-за неупорядочения межрайонных потоков топлива и других массовых грузов, целесообразно восстановить в рамках государственного территориального регулирования утверждаемые схемы нормальных грузопотоков и регулировать их исполнение дифференцированными транспортными тарифами. Поощрительно-запретительная тарифная политика проводилась и в царской России.
4. Перспективы ра звития межотраслевых комплексов
Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.
Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем, которые можно сгруппировать в зависимости от их характера.
1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:
низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;
нарушение технологических связей;
простои многих предприятий;
низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет). межотраслевой народнохозяйственный транспортный топливо
2. Необходимость структурной перестройки:
основная часть продукции российского машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обоснованного перепрофилирования отраслей;
необходимость сокращения диспропорций в темпах роста отдельных отраслей;
необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.
3. Проблемы повышения качества производимых машин:
несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам;
низкая надежность производимых машин (из-за плохого качества комплектующих деталей в первый же год эксплуатации из строя выходит от 20 до 30% изделий машиностроения).
Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса в условиях перехода к рыночными отношениям можно выделить:
приоритетное развитие наукоемких отраслей, машиностроительного оборудования, автомобилестроения;
демонополизация (на сегодняшний день доля монопольного производства в России составляет 80%);
наращивание на территории России многих машиностроительных производств (точных станков, нефтяного оборудования, микроавтобусов);
налаживание новых технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
оживление инвестиционной активности, государственная поддержка предприятий, ориентированная на производство продукции высоких технологий.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Составление межотраслевого баланса производства и распределения продукта страны в целом, каждого региона в отдельности, оценка открытости регионов, отраслевой и территориальной структур производителя. Анализ Западно-Сибирского экономического района.
практическая работа , добавлен 10.05.2008
Сущность экономической деятельности. Структурные образования различных отраслей и их элементы; межотраслевые комплексы. Понятие и признаки предприятия как хозяйствующего субъекта. Фирмы, их виды, задачи; технологическая и институциональная концепции.
контрольная работа , добавлен 25.04.2015
Основы межотраслевого баланса, как центрального элемента матричных моделей. Общая структура межотраслевого баланса: связи между различными отраслями экономики страны. Модель межотраслевого баланса затрат труда. Пример расчета межотраслевого баланса.
реферат , добавлен 18.04.2010
Расчет технико-эксплуатационных показателей подвижного состава. Расчет эксплуатации затрат на перевозку груза по маркам подвижного состава. Расчет фонда оплаты труда, переменных и постоянных затрат. Повышение эффективности работы подвижного состава.
курсовая работа , добавлен 03.07.2011
Машиностроительный комплекс, его значение, межотраслевые связи и структура. Особенности организации машиностроения в Российской Федерации. Кадровое обеспечение российских предприятий. Решение кадровой проблемы. Особенность технических университетов.
курсовая работа , добавлен 15.11.2013
Основные направления развития народнохозяйственного комплекса ХМАО-Югры. Имущество и капитал предприятия. Основные производственные фонды. Состав и классификация оборотных средств. Понятие и виды затрат, себестоимость продукции. Трудовые ресурсы.
шпаргалка , добавлен 22.04.2010
Сущность и цель межотраслевого баланса экономики. Отыскание такого вектора валового выпуска X, который при известной матрице прямых затрат А обеспечивает заданный вектор конечного продукта Y. Уравнение соотношения баланса, а также матрица прямых затрат.
презентация , добавлен 24.03.2012
Анализ структуры затрат на качество на предприятии и проблем при его обеспечении. Анализ дополнительных доходов за счет реализации программы. Оценка тенденций в изменении требований качества продукта и практики реализации, внутренних стандартов.
курсовая работа , добавлен 31.12.2013
Территориальная структура, основные понятия и секторы национальной экономики республики Беларусь. Отраслевая структура, межотраслевые комплексы совокупного общественного продукта и его динамика. Воспроизводственная структура народного хозяйства.
реферат , добавлен 13.11.2010
Урбанизация - одна из самых важных составных частей социально-экономического развития. Межотраслевые народно-хозяйственные комплексы. Обзор основных факторов, определяющих экономический потенциал. Методика расчета показателей селитебной территории города.
В настоящее время отрасли промышленности объединены в следующие комплексы:
а) топливно-энергетический;
б) металлургический;
в) машиностроительный;
г) химико-лесной;
д) агропромышленный;
е) социальный (производство товаров народного потребления в легкой промышленности);
ж) строительный комплекс (промышленность стройматериалов).
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) представляет собой интегрированную систему угольной, газовой, нефтяной, торфяной, сланцевой промышленности, энергетики, отраслей по производству энергетического и других видов оборудования, объединенных общей целью в удовлетворении потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии. Благодаря наличию мощного топливно-энергетического комплекса Россия является единственной крупной промышленно развитой страной, которая полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и осуществляет экспорт топлива и электроэнергии в значительных объемах.
Значимость ТЭК для экономики страны и жизни российского общества определяется тем, что его доля в суммарном промышленном производстве достигает почти одной трети, а в объеме валового продукта — около 15 %.
Металлургический комплекс представляет собой интегрированную систему отраслей черной и цветной металлургии, металлургического, горного машиностроения и ремонтной базы. Металлургический комплекс включает в себя девять подотраслевых подсистем: железорудную или рудную в целом, включая добычу и подготовку марганцевого и хромированного сырья; нерудную; основную металлургическую; трубную; метизную; ферросплавную; огнеупорную; коксохимическую; вторичных металлов.
Основная металлургическая подотрасль включает последовательные переделы: доменный, сталеплавильный, прокатный, производство изделий из готового проката.
Ведущий, наиболее сложный металлургический передел — прокатный — обычно включает три производства:
1) обжимно-заготовочное,
2) производство труб и поковок из слитков;
3) производство готового проката (сортопрокатное, листопрокатное и специальное).
Производство трубной, метизной, ферросплавной, огнеупорной подотраслей также включает несколько переделов.
Металлургический комплекс имеет ряд особенностей, к числу которых относятся: высокая капиталоемкость комплекса, длительный срок функционирования объектов черной металлургии, тесные технологические связи внутри комплекса.
Развитие металлургической промышленности России предопределяет не только экономическую, но и реальную политическую независимость страны, ее индустриальный и оборонный потенциалы. Металлургический комплекс Российской Федерации включает 412 промышленных предприятий и 70 научных организаций. В нем занято около 1,5 млн трудящихся. Практически все предприятия комплекса преобразованы к настоящему времени в акционерные общества. В результате приватизации доля государственных предприятий в отрасли сократилась до 3 %, было создано около 2 % совместных предприятий, 95 % составили акционерные общества, в основном с частной формой собствен-ности.
Учитывая, что в структуре конструкционных материалов черные и цветные металлы составляют наибольший удельный вес (доля пластмасс в потреблении конструкционных материалов составляет до сих пор примерно 1 %), снижение объемов производства металла привело к значительным перебоям в материально-техническом обеспечении предприятий - потребителей металлопродукции. А сохраняющийся дефицит металла не стимулирует металлургические предприятия к производству экономичных, менее металлоемких видов металлопродукции, выпуск которых связан с повышенной трудоемкостью и за-тратоемкостью вообще.
В черной металлургии перспективно внедрение новых технологий в доменном производстве, замена устаревшего мартеновского способа выплавки стали конвертерным и электросталеплавильным, расширение сортамента и рост качества металлопроката. В цветной металлургии на первой очереди — укрепление ее рудной базы как за счет ввода новых мощностей, так и за счет реконструкции действующих предприятий по добыче и переработке руд. В металлургическом переделе этой отрасли ожидается внедрение ресурсосберегающих технологий производства тяжелых цветных металлов, а выплавку алюминия намечается осуществлять с применением нового поколения технологического оборудования.
Машиностроительный комплекс (МК)
вполне обоснованно может быть поставлен на первое место в развитии экономики. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии — 50 %, в Германии — 48, в Швеции — 42, в США — 40, во Франции — 38, в Великобритании — 36 %. Машиностроительный комплекс представляет собой совокупность отраслей машиностроения, металлообработки и ремонтного производства, органически связанных в единый процесс воспроизводства орудий труда, и является наиболее многопрофильным сектором индустрии.
Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ и конторского оборудования.
На современном этапе наибольшим динамизмом отличаются наукоемкие подотрасли машиностроительного комплекса: производство ЭВМ, телекоммуникационного оборудования, ракетно-космической техники, промышленных роботов и средств автоматизации.
В МК входит большая группа отраслевых и академических НИИ, занимающихся проблемами обоснования экономического и технико-технологического развития машиностроительного комплекса. Научно-технический потенциал МК дает возможность успешно решать сложные проблемы науки и производства.
В структуре машиностроительного комплекса выделяются три крупные структурно-технологические сферы, или блока. Металлообработка и межотраслевые производства являются первым структурно-технологическим блоком машиностроительного комплекса. Именно на этой стадии производства машины изготавливаются первичные элементы будущего оборудования, исходным сырьем для которого является в большинстве случаев металл. Можно сказать, что это — первый передел машиностроительного производства. Второй структурно-технологический блок, или второй передел машиностроительного комплекса, — собственно машиностроение, или те стадии технологического процесса, на которых из первых элементов, полученных в процессе металлообработки, собираются вначале узлы оборудования, а затем из последних — сама машина.
Последним блоком, или третьим переделом МК, является машиносервис, включающий монтаж и переналадку оборудования, его техническое обслуживание и ремонт.
Химико-лесной комплекс представляет собой интегрированную систему химической, нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности, машиностроения и других отраслей, органически связанных с выполнением общей цели, которая заключается в полном удовлетворении потребностей народного хозяйства в соответствующей продукции. Химико-лесной комплекс отличается наличием многообразных внутри- и межотраслевых связей, большим влиянием научно-технического прогресса на изменения в отраслевой структуре комплекса.
Агропромышленный комплекс (АПК) , в отличие от других межотраслевых комплексов, характеризуется тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики. АПК — это интегрированная система сельского хозяйства, отраслей перерабатывающей промышленности, заготовок и снабжения, комбикормовой и микробиологической промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для легкой и пищевой промышленности, ремонта сельскохозяйственной техники, оборудования в отраслях пищевой промышленности и ряда других подотраслей народного хозяйства. Сюда же следует отнести производство тарных материалов и тары; минеральных удобрений, средств защиты растений, ветеринарных и биологически активных препаратов; строительство объектов производственного назначения, включая мелиоративное и водохозяйственное. В деятельности АПК принимает прямое или косвенное участие около 80 отраслей. В деятельности АПК отрасли объединены общей конечной функцией — снабжением страны продовольствием и сельско-хозяйственным сырьем. Структура АПК, характеризующая его как совокупность всех производственно-технических процессов, ориентированных на создание продовольственных и непродовольственных товаров из сельскохозяйственного сырья, может рассматриваться в виде функциональной структуры комплекса. Весь процесс агропромышленного производства при таком подходе подразделяется на пять взаимосвязанных стадий:
1) производство средств производства для всей системы АПК;
2) сельскохозяйственное производство;
3) производство предметов потребления, изготавливаемых из сельскохозяйственного сырья;
4) реализация конечной продукции;
5) производственно-техническое обслуживание всех стадий воспроизводственного цикла.
Строительный комплекс представляет собой интегрированную систему отраслей:
Строительства;
Промышленности строительных материалов;
Машиностроения;
Ремонтной базы,
объединенных общей целью обеспечения ввода в действие основных фондов в отраслях народного хозяйства.
Анализ развития составных элементов комплекса характеризует происходящие существенные изменения в масштабах строительства, технологической структуре капитальных вложений, производстве оборудования. Продукцией строительного комплекса принято считать полностью завершенные и сданные в эксплуатацию производственные мощности и объекты по их сметной стоимости, обеспечивающие в установленные нормативами сроки производство и выпуск готовой продукции или оказание услуг в соответствии с утвержденными проектными технико-экономическими показателями.
Хозяйственный комплекс России складывался постепенно, по мере оϲʙᴏения новых территорий, изменения институтов государственной власти, внутренней и внешней политики страны, а также в тесной связи с общими циклическими закономерностями развития экономики. Хаотичные экономические преобразования в 1990-е гг. ХХ в., сложившиеся с ошибками экономической политики советских времен, привели к глубокому экономическому кризису, объективными причинами кᴏᴛᴏᴩого явились:
- серьезные диспропорции, накопившиеся в отраслевой структуре хозяйства;
- монополизация экономики;
- несостоятельность административно-распределительной системы управления экономикой;
- высокая степень износа основных производственных фондов страны;
- сокращение государственных инвестиций;
- глубокий кризис финансовой системы;
- разрыв сложившихся хозяйственных связей по производству и потреблению готовой продукции;
- затягивание разработки и осуществления кардинальных экономических и социальных реформ в стране.
В результате экономического кризиса Россия уступила прежние позиции в мировом хозяйстве. В течение ХХ столетия удельный вес России (в современных границах) в населении мира сократился более чем вдвое, в производимом валовом продукте — почти второе. Доля России в мировой поверхности суши (13%) почти в 6 раз превышает долю России в мировом населении (2,2%) и более чем в 4 раза — долю России в мировом ВВП (3,1%), рассчитанном по паритетам покупательной способности валют.
Главный экономический показатель развития страны — ϶ᴛᴏ валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения, в нем отражаются уровень развития экономики, особенности ее структуры, эффективность функционирования отдельных отраслей, степень участия страны в мировых интеграционных процессах, объем инвестиций в экономику и качество жизни населения.
Совокупный ВВП характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране всеми отраслями экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта. Сегодня по величине ВВП Российская Федерация находится в первой десятке стран мира. В 2005 г. по результатам международных сопоставлений ВВП по паритету покупательной способности Россия заняла 8-е место в мире после США, Китая, Японии, Германии, Индии, Великобритании и Франции.
В конце 1990-х гг. наметились тенденции улучшения экономической обстановки. Под воздействием роста экспорта , ускорения импортозамещения, относительного сокращения производственных издержек и т. д., установилась положительная динамика промышленного производства и ВВП, улучшилось финансовое состояние реального сектора экономики. При этом позитивные процессы еще не приняли устойчивого необратимого и долговременного характера. Рост производства идет без существенного ослабления налоговой нагрузки и на базе предельно изношенного технологического оборудования.
Только в последние годы наметился рост объемов производства ВВП: если в 1996-2000 гг. среднегодовые темпы прироста составляли 1,6 %, то в 2001-2005 гг. — уже 6,2%.
В наибольшей степени показательна оценка ВВП по паритету покупательной способности (ППС) ППС — ϶ᴛᴏ количество единиц валюты, необходимое для покупки некᴏᴛᴏᴩого стандартного набора товаров и услуг, кᴏᴛᴏᴩые можно купить на одну денежную единицу базовой страны (или на одну единицу общей валюты группы стран) ППС демонстрирует реальную внутреннюю покупательную способность валюты.
Занимая в 2005 г. восьмое место в мире по размеру ВВП по ППС, Россия уступала США по абсолютному показателю в 7,3 раза, по относительному (ВВП на душу населения по ППС) — в 3,5 раза и по ϶ᴛᴏму показателю замыкала пятую десятку среди стран мира.
При всех сложностях современного периода развития Россия остается одной из богатейших стран мира, обладая уникальными запасами природных ресурсов , накопленным производственным, интеллектуальным, научно-техническим и культурным потенциалом.
Отраслевая структура экономики России
Современная Россия — индустриально-аграрная страна с многоукладной (смешанной) экономикой, кᴏᴛᴏᴩая представляет собой сложный хозяйственный механизм, сформировавшийся на базе социально-экономического развития, межрайонного территориального разделения труда и интеграционных процессов. Единый хозяйственный комплекс страны представлен отраслевой и территориальной структурами.
Место, занимаемое Россией в мире по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции в 2006 г.*Отраслевая структура — ϶ᴛᴏ совокупность отраслей хозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура хозяйственного комплекса представлена двумя сферами — материальным производством (производственная сфера) и непроизводственной сферой.
Основу хозяйственного комплекса составляет сфера материального производства, в кᴏᴛᴏᴩой занято более 2/3 от общей численности всего населения, занятого во всех сферах хозяйственной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
- отрасли, создающие материальные блага, — промышленность, сельское хозяйство, строительство;
- отрасли, доставляющие материальные блага потребителю, — транспорт и связь;
- отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, — торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.
Непроизводственная сфера — ϶ᴛᴏ условное наименование отраслей экономики, результаты деятельности кᴏᴛᴏᴩых принимают преимущественно форму услуг. Международный валютный фонд выделяет следующие виды услуг: фрахт, другие транспортные услуги, туризм, прочие услуги. При ϶ᴛᴏм к “прочим услугам” ᴏᴛʜᴏϲᴙт сравнительно новые виды деловых услуг, связанные с предпринимательством (профессиональные, управленческие, информационные, персональные, операционные, банковские, страховые и др.)
В России, в связи с ее сравнительно недавним вступлением на путь рыночных преобразований, действует несколько иная классификация. К непроизводственной сфере ᴏᴛʜᴏϲᴙт:- жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения;
- пассажирский транспорт;
- связь (по обслуживанию организаций и непроизводственной деятельности населения);
- здравоохранение, физическую культуру;
- социальное обеспечение;
- образование;
- науку и научное обслуживание;
- культуру и искусство;
- кредитование, финансирование и страхование;
- государственное управление;
- оборона и охрана общественного порядка.
В отраслевой структуре хозяйства пока сохраняются диспропорции : повышенное значение имеют ресурсные отрасли экономики (так называемые “утяжеленности” экономики); приоритетными остаются топливные отрасли, в то время как инфраструктурный и агропромышленный комплексы испытывают серьезные трудности в ϲʙᴏем развитии; сохраняется высокая концентрация и монополизация производства.
Для современной структуры хозяйства страны характерной чертой будет наличие не только отраслевых, но и межотраслевых комплексов. Все в большей степени идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Межотраслевые производства (комплексы) возникают и развиваются как внутри отдельной отрасли, так и между отраслями, имеющими тесные технологические связи. Сегодня сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, включающие разные отрасли хозяйства.
В условиях становления и развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура, т. е. совокупность материальных средств, обеспечивающих производственные и социально-бытовые потребности. Стоит заметить, что она играет огромную роль не только в эффективном обеспечении процесса производства, но и в развитии социально-бытовой сферы населения, а также в развитии комплексности хозяйства и в оϲʙᴏении новых территорий. Учитывая зависимость от выполняемых функций выделяют производственную и социальную инфраструктуру.
Не стоит забывать, что важнейшие межотраслевые комплексы России*
Межотраслевые комплексы | Народно-хозяйственная функция |
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) |
Производство и распределение топлива и энергии, обеспечение ими хозяйства и населения |
Металлургический и химико-лесной комплексы |
Производство разнообразных конструкционных материалов и химических веществ для обеспечения других отраслей экономики и населения |
Военно-промышленный комплекс (ВПК) |
Производство научных разработок и создание, испытание и производство военной продукции для обеспечения обороноспособности страны |
Агропромышленный комплекс |
Производство, переработка, хранение и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции |
Машиностроительный комплекс |
Производство разнообразных машин для обеспечения всех отраслей хозяйства и населения |
Инвестиционно-строительный комплекс |
Выполнение всех видов работ по обеспечению строительных работ для нужд хозяйства и населения |
Инфраструктурный комплекс |
Оказание разнообразных видов услуг для производства и населения |
Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и создает новую стоимость. Стоит заметить, что она включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети газо- и нефтепроводов, ирригационные системы и т. д.
Социальная инфраструктура включает пассажирский транспорт, систему связи по обслуживанию населения, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание городских и сельских поселений.
Отметим, что территориальная структура хозяйства России
Под территориальной структурой понимается деление системы хозяйства по территориальным образованиям — зонам, районам разного уровня, промышленным центрам и узлам. Стоит заметить, что она меняется значительно медленнее, чем отраслевая структура, так как ее основные элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Отметим, что территориальная структура выступает основой территориальной организации хозяйства. Оϲʙᴏение новых территорий с уникальными природными богатствами меняет структуру отдельных регионов и способствует формированию новых территориальных комплексов.
Не стоит забывать, что важной особенностью России будет асимметричная организация ее пространства , унаследованная от предшествующего развития. В территориальной структуре экономики резко преобладает Центральный регион — Московский столичный, второй город страны — Санкт-Петербург — по параметрам городской среды, функциям и доходам явно уступает Москве. Противоположный столице полюс составляет громадная территория и слабозаселенная периферия.
Размещение производительных сил и эффективность развития народного хозяйства. Переход к рыночной системе хозяйствования не снял с повестки дня вопросов эффективности развития и размещения производительных сил.
При ϶ᴛᴏм следует иметь в виду, что экономический рост характеризуется прогрессивными количественными изменениями (например, рост объемов производства), а экономическое развитие — прогрессивными качественными изменениями в состоянии экономического объекта (например, рост производительности труда, повышение эффективности производства)
Рост может происходить как за счет интенсивных факторов, обеспечивающих повышение результативности при неизменных ресурсах, так и за счет экстенсивных факторов, когда происходит увеличение ресурсов при неизменной степени их использования. Развитие же чаще всего будет результатом использования интенсивных факторов.
Не стоит забывать, что важнейшим показателем результативности экономики в целом и отдельных экономических мероприятий будет эффективность производства — результат конкретного производственного процесса в сравнении с затратами на достижение указанного результата или отношение эффекта к затратам. При ϶ᴛᴏм под затратами понимаются все объективно необходимые вложения (расходы) овеществленного и живого труда. В ряде случаев расходы связаны с недостатками в организации труда, производства, транспортировки продукции и т. п., приводящим к потерям. Затраты вместе с потерями составляют издержки производства.
В основе оценки экономического эффекта от размещения производства лежит общая методика определения экономической эффективности производства и капитального строительства. Показатели характеризуют соотношение результатов и затрат производственной деятельности на разных уровнях регулирования народного хозяйства (предприятие, отрасль, район, страна) Абсолютная эффективность определяется путем соизмерения полученного прироста национального дохода (чистой продукции) с затраченными капиталовложениями (или всеми производственными ресурсами) Сравнительная эффективность разных вариантов размещения предприятий и их комплексов устанавливается на базе расчета приведенных, т. е. текущих и сопоставимых единовременных затрат.
Стоит отметить, что основной результативный показатель рыночной экономики — прибыль — хуже, чем показатель затрат, характеризует эффективность размещения производства, так как прямо не демонстрирует влияние воздействующих факторов (энергетического, сырьевого, трудового и др.)
Для исчисления приведенных затрат на единицу продукции П берется сумма всех текущих затрат на ее производство (себестоимость) С и произведения удельных капитальных затрат К и нормативного коэффициента их эффективности Е, т. е. П = С + КЕ. Умножение ϶ᴛᴏй величины на количество продукции (определяемое балансовыми расчетами), дает полные приведенные затраты. В расчетах учитываются не только производственные, но и транспортные издержки.
Выбор оптимального варианта размещения предприятия производится по минимуму приведенных затрат (при сравнении многих вариантов) Два варианта можно сопоставлять по срокам окупаемости дополнительных капитальных вложений (или обратным показателям — коэффициентам эффективности) Срок окупаемости рассчитывается путем деления дополнительных капиталовложений в данный вариант на экономию текущих затрат. Нормативный коэффициент эффективности капиталовложений Е обозначает нижнюю допустимую границу эффективности. По народному хозяйству в целом он установлен на уровне не ниже 0,12 (обратная величина — срок окупаемости 8,3 года)
Эффективность территориальных сдвигов размещения отраслей народного хозяйства обычно оценивается на базе региональных различий решающих показателей — капитальных вложений, заработной платы и производительности труда на расчетный период. Экономия приведенных затрат исчисляется на перемещаемый между регионами прирост производства по сравнению с вариантом исходного размещения.
Широкомасштабная реконструкция народного хозяйства повышает значение отраслевых и региональных показателей интенсификации производства, т. е. его роста за счет эффективного использования производственных ресурсов на базе достижений научно-технического прогресса. Это гораздо более результативный путь наращивания производства, чем экстенсивный, означающий вовлечение в него дополнительных ресурсов (на прежней технической основе)
Доля прироста продукции предприятия, отрасли за счет интенсификации, т. е. повышения ресурсоиспользования (производительности труда, фондоотдачи или материалоотдачи) ∆ Пи (%) при заданных величинах прироста продукции ∆ П и ресурсов (численности работающих или основных фондов или сырья и материалов) ∆ Р определяется по формуле ∆ Пи = 100 — 100 · 100 (∆ Р: ∆ П), (где вычитаемое — доля экстенсивного фактора)
Представляет интерес выявление изменения удельных весов районов в размещении отрасли под влиянием интенсивных факторов: по производству продукции в целом, в т.ч. за счет развития действующих предприятий, за счет производства качественно новых видов продукции и с применением новой техники и технологии, за счет ресурсосбережения; по капиталовложениям в целом, в т.ч. на техническое перевооружение и реконструкцию и т. д.
Межотраслевые комплексы хозяйства
Для современной структуры народного хозяйства России характерной чертой является наличие не только отраслевых, но и межотраслевых комплексов. Все в большей степени идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Межотраслевые производства (комплексы) возникают и развиваются как внутри отдельно взятой отрасли народного хозяйства, так и между отраслями, имеющими тесные технологические связи. Сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный (см. табл. 5.2.).
Таблица 5.2. Межотраслевые комплексы хозяйства.
межотраслевой комплекс | входящие отрасли | хозяйственная функция |
топливно-энергетический (ТЭК) | топливная промышленность, электроэнергетика | производство и распределение топлива и энергии |
металлургический | черня и цветная металлургия | производство разнообразных конструкционных материалов (необходимых для создания новых изделий) и химических веществ |
химико-лесной | химическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность | |
машиностроительный | машиностроение | производство машин и оборудования |
агропромышленный (АПК) | сельское хозяйство, с.х. машиностроение, легкая, пищевая, комбикормовая промышленность | производство и переработка с.х. продукции |
инвестиционно-строительный | строительство, промышленность строительных материалов | выполнение работ по строительству |
инфраструктурный | отрасли непроизводственной сферы | оказание услуг |
5.1.2. Исторические особенности развития хозяйства России
Сложившиеся исторически пространственные различия в хозяйственной деятельности человека всегда накладываются на современное размещение объектов хозяйства. Исторические факторы влияют не только посредством сложившихся территориальных различий в уровне хозяйственного освоения территории, но также и посредством различий в плотности населения, этнокультурных различий. Наиболее устойчивы в пространстве различия в заселенности, уровне культуры и ЭГП. Более динамичны территориальные пропорции и объемы производства отдельных отраслей и подотраслей хозяйства.
Изменения в размещении отраслей хозяйства более заметны, чем структурные изменения в экономике регионов. Первые в большей мере определены НТП, вторые – также и влиянием природной среды. Основные изменения в размещении сельского хозяйства различны на разных этапах развития России, но в первую очередь определялись расширением границ Русского государства. В размещении дореволюционного и современного сельского хозяйства России много общих черт, значительно больше, чем в географии промышленности.
В процессе развития экономики межотраслевые связи усиливаются и усложняются. Это приводит к формированию межотраслевых комплексов.
Существуют закономерности, принципы и факторы, влияющие на размещение производительных сил, межотраслевых комплексов.
Закономерности размещения — это объективно существующие взаимосвязи между производительными силами и территорией. К ним относятся:
- рациональность размещения производства;
- комплексное развитие регионов;
- научно обоснованная специализация регионов.
Закономерности размещения воплощаются в принципах. Основные принципы размещения хозяйства на современном этапе следующие.
- Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления. Это позволяет уменьшить нерациональные перевозки, снизить затраты труда и в конечном счете повысить эффективность производства.
- Первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов. Для этого создаются территориально-производственные комплексы (ТПК), например ТПК Курской магнитной аномалии (КМА).
- Оздоровление экологической обстановки, охрана природы и рациональное . Для улучшения экологии необходимы эффективные, постоянно действующие экономические регуляторы (законодательная база, соответствующие налоги и платежи, лимиты потребления природных ресурсов и т.д.).
- Использование экономических выгод , восстановление и развитие экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. Это важное условие преодоления кризисных явлений как в экономике России, так и в экономике , образовавшихся после распада СССР.
Факторы размещения — это совокупность условий, определяющих выбор места расположения хозяйственных, объектов. Эти факторы для каждой отрасли различны, различна и степень их проявления. Размещение определяется сложным комплексом факторов.
В России велика роль сырьевого, топливного, электроэнергетического, природного факторов. Возрастает также значение трудового и потребительского факторов. Система факторов размещения хозяйства динамична. Их число и степень влияния зависят от особенностей экономической системы, научно-технического прогресса, условий конкретной территории и т.д.
Отрасли экономики можно сгруппировать в зависимости от основных влияющих на них факторов.
- Отрасли, зависящие от (трудовой фактор): машиностроение, легкая промышленность и т. д.
- Отрасли, тяготеющие к рынкам сбыта продукции (потребительский фактор): электроэнергетика, ряд отраслей (хлебопекарная, молочная и т.д.) и др.
- Отрасли, размещаемые у источников сырья (сырьевой фактор): , газовая, угольная, цветная металлургия, и целлюлозно-бумажная, пищевая.
- Отрасли, тяготеющие к районам дешевой электроэнергии (электроэнергетический фактор): цветная металлургия (производство алюминия, ферросплавов и др.).
- Отрасли, размещаемые у источников топлива (топливный фактор): тепловые электростанции, некоторые отрасли