Современное состояние социальной сферы в россии. Социальные проблемы современной россии

Согласно анализу социальной деятельности России, за последние несколько лет, происходит значительное ухудшение жизни большинства граждан РФ. Минимальные социальные стандарты обеспечивают уровень жизни лишь на грани нищеты и бедности. Скудные повышения заработной платы и пенсий поглощаются повышением тарифов на оплату проезда, медицинской помощи, коммунальных услуг, инфляцией и так далее.

Кризис 2008-2009 годов показал социальную незащищенность людей еще ярче: маргинализация населения, рост безработицы, усиление процессов депрофессионализации и впоследствии падение доверия к власти. Рассматривая нравственно-психологическое состояние общества, можно сказать о том, что государство, решая сложнейшие вопросы жизнеустройства общества самостоятельно, сделало общество неспособным решать свою судьбу, отчужденным от государства.

Несмотря на то, что Россия провозглашена социальным государством, в стране отсутствует стратегическая программа социальной политики. А осуществляемые государством социальные меры являются не более, чем реакцией на наиболее уязвимое положение отдельных категорий населения.

Идея создания высокотехнологичной, инновационной экономики повторяется более 10 лет, но страна неконкурентоспособна на мировом рынке, поэтому деградация экономики и населения – реальная проблема в наше время. Так, В. В. Путин в выступлении на заседании Государственного совета, посвященном стратегии развития России до 2020 года, отметил, что без стратегии инновационного развития не повысится качество жизни российских граждан. На 11 съезде «Единой России» высказал ту же мысльД.А. Медведев: «Отсталое сырьевое хозяйство, которое в современном смысле слова экономикой назвать можно лишь условно, не гарантирует существенного и устойчивого национального благосостояния… Поэтому нашей стране требуется новая экономика, умная экономика. Основанная на интеллектуальном превосходстве и производстве уникальных знаний». Именно тогда удастся достигнуть «достойного уровня жизни для каждого, ну а если останемся сырьевой базой, будем топтаться на месте и, как следствие, деградировать».

Сложившаяся ситуация объясняется только отсутствием политической воли у руководства страны, поскольку значительные богатства, накопленные за счет продажи нефти и газа, в период кризиса были израсходованы (не на инновации, инфраструктуру и социальную сферу), никак не отразившись на уровне благосостояния граждан или уровне развития экономики. Пренебрежение наукой ведет к тому, что значительная часть научных работников уезжают работать в другие страны, где немало сделали для их экономического развития и повышения конкурентоспособности.

Для определения направлений социально-экономической трансформации нужно четко понимать, чторазличные системы хозяйствованияв России и развитых западных державах определяют различие методов и этапов формирования социального государства. В чем же состоят отличия формирования социального государства в России и развитых западных государствах?

Во-первых, в России нестабильна экономика, слаб прирост инвестиционного потенциала, значительная часть населения оказалась в неблагоприятном положении; тогда как на Западе социальная деятельность получила развитие с созданием механизмов рыночной экономики, определившие создание мощного экономического потенциала, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов.

Во-вторых, в России пока еще не сформирована стабильная, непротиворечивая, антикоррупционная правовая основа экономического взаимодействия, что порождает развитие рынка, построенного на мошенничестве, обмане, хищениях, от чего страдают простые люди; на Западе государство сначала обрело утвердившийся правовой государственный характер, рынок стал действовать в границах права, а позже возник вопрос о социальной деятельности.

В-третьих, важным моментом является формирование социальной государственности в условиях развитого гражданского общества, что способствует решению задач защиты прав человека, поскольку гражданского общество лучше воспринимает идеи заботы о социально незащищенных слоях населения, социальной справедливости, создания достойных условий жизни для всех людей, что осуществлялось западными государствами, и чего нет в России.

Начальная стадия перехода России к рыночным отношениям была связана с новыми принципами взаимоотношений человека и государства (борьба за выживание, жесткая конкуренция), которые болезненно воспринимались большинством населения; это сильно усложнило процессы, связанные с формированием социального государства, основанного на демократическом участии граждан.

Нескоординированность политики центра и регионов влечет за собой значительные трудности при выстраивании социальной политики. Государство применяет льготы, что является реакцией на крайнее неблагополучие некоторых категорий населения, результаты такой политики не носят реального практического характера. Для значительной части населения практически невозможно улучшить жилищные условия, потому как повышение цен на товары и услуги – тенденция социально-экономического развития России.

Следует рассмотреть индикаторы социального качества, их состояние для определения путей формирования социального государства в России. Создание сети социальной безопасности является важнейшим индикатором, но в России этот процесс находится на начальной стадии: большая часть населения живет в нелегких условиях материальной необеспеченности, проблем с получением качественного образования, медицинских услуг, отсутствие нормальных жилищных условий и так далее.

Расслоение общества по доходам превысило допустимые для развитых государств нормы. Десятикратная разница в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения является критической для большинства развитых стран, а в России, по официальным данным, 10% наиболее обеспеченных слоев населения получали доходы, в 17 раз превышающие доходы 10% наименее обеспеченных. По различным оценкам, 25-45% населения живут на пороге бедности, а минимальная заработная плата составляет всего 9% от средней, тогда как в социальном государстве она должна быть не ниже 30-40%. Это свидетельствует о том, что государство не выполняет своих социальных функций, ослабляется потенциал всего общества и появляется препятствие для экономического роста: чем больше таких диспропорций, тем слабее экономика. Исходя из экономических исследований можно сказать, что Россия значительно отстает от развитых индустриальных стран при сопоставлении компонентов социальной политики: в развитых странах нормативно-договорное регулирование заработной платы рабочих составляет 50% ВВП, в России – около 25 %; в развитых странах на институты обязательного и добровольного социального страхования затрачивается около 15-25% ВВП, в России – не более 7%; в развитых странах на предоставление государством общественных благ, связанных с образованием, здравоохранением, жилищно-коммунальными услугами, социальным обеспечением, поддержкой инновационных форм развития экономики с помощью государственного бюджета расходуется 18-25% ВВП, а в России – не более 10%.

Если бедность, получение доходов ниже прожиточного минимума широко распространены в обществе, происходит накопление недоброжелательства и зависти, которые порождают рост преступности, пьянство, наркоманию, падение нравственности, маргинализацию, разрушение устоев нормального взаимодействия людей. Роль социального государства неоценима, поскольку необеспеченность экономических, социальных, культурных прав ведет к разрушению всей системы прав человека. Избыточное социальное неравенство препятствует участию значительной части населения в общественно-политической жизни. В такой ситуации социальное качество недостижимо без вмешательства государства, связанного с введением прогрессивного налога, социальной ответственности бизнеса и его ориентации на инновационное производство. Кризис усугубляет неравенство не только тем, что люди теряют работу, но и тем, что население на заработанные деньги не может достойно содержать свою семью. Кроме того, около 60% всех бедных семей – это семьи с детьми. Призывы властей к молодым семьям рожать больше детей приводят к тому, что в реальности рождение ребенка или двух детей приводит молодую семью в состояние бедности. Начальным этапом в создании сети социальной безопасности и повышения качества жизни – это преодоление контрастов в социальном положении людей, создание необходимых условий для повышения жизненного уровня большинства населения, испытывающего трудности в обеспечении важных экономических, социальных и культурных прав.

Необходимым индикатором социального качества жизни является сплоченность общества, солидарность, приверженность важнейшим ценностям, что является критериями гражданского общества, которое еще не сформировано в России. Сплоченность предполагает систему социального партнерства, позволяющая согласовывать несовпадающие интересы различных участников общественных отношений и решать вопросы, необходимые для устойчивого развития всего общества, но это невозможно из-за социальной пассивности народа. Граждане недовольны социальными мерами государства, но сохраняют полнейшее бездействие и пассивность, когда речь идет об отстаивании их нужд и интересов. Такое поведение порождается неверием в возможность повлиять на решение власти и боязнью неблагоприятных последствий. Однако социальное государство подразумевает активизацию общественного сознания граждан как необходимое условие формирования социального качества жизни населения, связанного с реализацией и взаимодействием социальных, экономических, личных, политических и культурных прав человека.

Следующее – это включенность в социальную сферу, в систему социальной безопасности, важнейшим условием которой является обеспеченность трудовой занятости населения. Социальное отторжение связано не только с безработицей, низким уровнем оплаты труда, оно определяется и особенностями характера человека, его низкой профессиональной подготовкой, отсутствием ответственности, алкоголизмом, наркоманией, стремлением разбогатеть легким путем. В России преодолению социальной отчужденности препятствует падение нравственности, индивидуализм, безразличие к чужим судьбам, утрата чувства коллективизма и солидарности. Этот процесс охватывает не только маргиналов, но и интеллигенцию, чиновников. Коррупция, поборы, непреодолимая жажда обогащения, обесценение жизни человека, безразличие к его судьбе, разгул преступности и презрение к низшим слоям в иерархии статусов – далеко не полный перечень аморальных проявлений. Великим бедствием страны является пьянство, алкоголизм и наркомания, приобретающие масштабы, угрожающие существованию нации, но при этом в государстве нет долгосрочной, понятной населению стратегии борьбы, и ситуация с каждым годом только ухудшается.

Неоценимым индикатором социального качества является предоставление каждому члену общества автономии и определенных полномочий, позволяющих самостоятельно или совместно с другими оперативно действовать в случае неожиданных социально-экономических ситуаций. Они гарантированы Конституцией РФ: свобода мысли и слова (ст. 29); право граждан собираться мирно, без оружия; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31). В российском обществе такие способы используются крайне редко по причинам, отмеченным выше: неверие в результативность таких акций, боязнь неблагоприятных последствий, пассивность людей. Важнейший механизм установления диалога народа и власти – использование конституционных прав для отстаивания своих интересов. Его отсутствие ведет к принятию решений без учета подлинных интересов населения. Реализация полномочий, предоставляемых каждому, коллективно или индивидуально защищать свои права – естественная процедура для демократических государств, являющаяся препятствием для произвола, непредсказуемости действий властей, ущемления прав человека. Митинги, пикеты, собрания – конституционный способ доведения до сведения властей всех проблем, требований, настроений.

Значительное внимание уделяется демографическим показателям, таким как численность населения, деление по возрастным группам и полу, рождаемость и смертность, ожидаемая средняя продолжительность жизни, число браков и разводов, миграция населения и другие показатели. В Концепции демографической политики России на период до 2025 года указывается, что достижение основной цели – устойчивого демографического роста – зависит от успешного решения задач социально-экономического развития и от учета региональных особенностей демографического развития. Снижению остроты депопуляционных процессов могла бы способствовать адекватная социально-демографическая политика, направленная на постоянное наращивание инвестиций в медицинские исследования, здравоохранение, пропаганду здорового образа жизни и охрану окружающей среды. Уменьшение численности российского населения – это снижение уровня заселенности огромных территорий с богатейшими природными ресурсами, и в итоге сокращение уровня и ухудшение качества жизни населения. Несмотря на явно неудовлетворительное состояние жилищного фонда, отмечается постоянный рост расходов домохозяйств на оплату услуг ЖКХ. На важную социальную сферу – здравоохранение – отчисляются недостаточные финансовые средства, а слабый уровень материально-технической базы связан во многом с износом основного капитала. Помимо высокого уровня смертности, основными причинами которого являются ограниченный доступ бедных социальных слоев к материальным ресурсам и несоблюдение правил здорового образа жизни, демографическая ситуация осложнена продолжающимся старением населения России. С демографическими проблемами тесно связаны миграционные, они могут быть решены при осознании их значимости государственными структурами РФ в центре и на местах. В сфере миграции основная нагрузка ложится на местные органы государственной власти при соответствующей поддержке государства. Снижает возможность государства по управлению миграционными процессами неразвитость российского рынка услуг, связанного с трудовой миграцией. Нельзя не сказать, что до недавнего времени миграционная политика России была сильно этнизирована и политизирована: функциональный, хозяйственно-экономический и правовой подходы к миграции и к решению социальных проблем мигрантов нередко заменялись политическими кампаниями.

Однако становится более очевидным, что низкая средняя продолжительность жизни частично зависит от здравоохранения, так как источники опасности для здоровья и жизни могут находиться и в питании, привычках, окружающей среде, поведении. Серьезное беспокойство специалистов вызывает распространение СПИДа и туберкулеза, возрастание заболеваемости репродуктивной среды. Важной задачей России как социального государства является как создание условий для стимулирования рождаемости, так и забота о здоровье уже родившихся поколений. Недостаточное развитие надежной страховой медицины, коммерциализация сферы медицинских услуг, отсутствие службы профилактики заболеваний ведут к тому, что все большее число граждан не имеют доступа к квалифицированной медицинской помощи, в том числе в сфере репродуктивного здоровья. Также в последнее время возникли проблемы усиления антропогенного и техногенного воздействия на здоровье человека, возрастание числа лиц, имеющих неблагоприятные условия труда. Нельзя не сказать, что российское общество за последние годы приходит к пониманию того, что алкоголизм, никотиновая и наркотическая зависимости являются социально значимыми проблемами, в центре которых находится человеческая личность. В области здравоохранения решение проблем, связанных с любой зависимостью, должно строиться на лечении больных, возвращении их в общество и на предотвращении социальных и медицинских последствий зависимостей. Решение проблем здравоохранения непосредственно связано с качеством полученного образования медицинским работником, на которого возложена ответственность установления диагноза.

Образование – один из элементов, определяющий уровень и качество жизни человека, обеспечивающий его ориентацию в обществе, уважение к свободе и правам человека. Современное образование рассматривается в качестве одного из факторов социального и экономического прогресса общества. Одна из серьезных проблем образования – проблема его доступности, что связано с коммерциализацией образования, постепенным сокращением бесплатных мест в бюджетных образовательных учреждениях. Следует отметить проблему доступности качественного образования, поскольку проведенные исследования дают основания говорить о тенденциях социальной дифференциации системы высшего образования, неравноценности знаний, которые дают различные вузы. Несоответствие предложения со стороны профессионального образования реальному спросу на квалифицированные кадры является серьезной и актуальной проблемой. Наблюдается существенный разрыв между требованиями, предъявляемыми работодателями к потенциальным работникам, и результатами работы системы образования. Кроме того, в худшем состоянии находится российская наука: почти в 3 раза уменьшилась численность научных исследователей, продолжается отъезд российских ученых и научной молодежи. Если ситуация не изменится, страна столкнется с проблемой нехватки ученых, которые действительно могли бы продвигать российскую науку, заняться инновационными разработками в России и для России. Улучшение качества жизни невозможно без инновационного развития, для которого нужны модернизированная экономика, научные кадры высокой квалификации, развитие образования и науки в РФ.

Я считаю, что социальная политика России неэффективна в связи с большим количеством возникших проблем в данной сфере. Необходимо срочное решение социальных проблем в России, ведь государство создано людьми для людей и совершенно непонятно, чем государство может заниматься, когда население страны подвержено стольким трудностям для поддержания здоровья, нормального уровня жизни. По-моему, социальная сфера – самая важная из всех сфер деятельности государства, она является основой других сфер, непосредственно взаимодействуя с ними. Можно ли рассуждать о политике, когда большинство населения страны находится на грани бедности, живет в старых домах, пользуется образовательными и медицинскими услугами низкого качества, а демографическая проблема – уменьшение численности населения, грозит вымиранием нации. Это критическая ситуация, которая требует срочных действий не столько правового характера, сколько реального изменения неутешительных статистических данных. Поэтому происходит смена приоритетов, и на первый план выдвигаются вопросы социального развития. Однако для этого одного государства недостаточно, общество также должно приложить все усилия для того, чтобы Россия стала ближе к идеалу социального государства.

Причины кризиса социальной сферы в России: - отсутствие стратегии и ошибочная тактика в осуществлении СП государства; - подсистема управления социальными процессами не встроена в общую систему руководства экономическим развитием; - слабая законодательная и нормативно-правовая база СП государства; - заимствование зарубежного опыта без учета особенностей его применения в России; - отсутствие прогноза изменений социальных проблем.

Две основные цели проводимых в России реформ в области СП: повысить уровень благосостояния населения двигаясь к рыночной экономике западного образца, расширить индивидуальные свободы и обеспечить защиту гражданских прав.

  • 1. Общие вопросы политики доходов населения.
  • 2. Политика в сфере труда и трудовых отношений: - политика в области оплаты труда; - социальное партнерство; - охрана труда и социальное страхование; - защита трудовых прав граждан; - политика занятости при структурной перестройке экономики.
  • 3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и слабообеспеченных слоев населения: - пенсионное обеспечение; - социальная помощь; - социальное обслуживание населения.
  • 4. Основные направления развития отраслей социальной сферы: - охрана здоровья населения; - физическая культура и спорт; - образование; - наука; - культура; - жилищная сфера.
  • 5. Социальная защита отдельных групп населения - вынужденные мигранты, беженцы из районов экологического бедствия).
  • 6. Миграционная политика: - вынужденная миграция; - защита прав и интересов соотечественников проживающих за рубежом.

Демография: сокращение народонаселения.

Проблема: Важнейшей проблемой современного российского общества является сокращение населения. Этот процесс представляет собой самую главную угрозу для России, так как ослабляет государство и угрожает постепенным исчезновением самого народа из истории. Первоочередная задача «суверенной демократии» как социального устройства, утверждающего народ в качестве главной социально-политической реальности, - справиться с негативными процессами в сфере демографии.

Причины сокращения рождаемости до сих пор не выявлены учеными-демографами со своей достоверностью. В этом процессе играют роль многие факторы, но какой из них является решающим, достоверно выяснить не удалось.

В богатых и развитых странах, где модернизация достигла высшей точки и начался процесс перехода к обществу «постмодерна», демография местного населения падает неуклонно, и этот процесс частично компенсируется только наличием миграционных потоков, облегченных в силу высоких темпов глобализации. Так решается проблема естественной убыли населения в США, где из-за огромного притока иммигрантов со всего света и, в первую очередь, из бедных стран Латинской Америки, удается сохранять положительный демографический баланс, несмотря на падение рождаемости среди коренных американцев.

Путь возмещения вымирания коренного населения с помощью миграции не может рассматриваться в качестве универсального решения демографической проблемы, хотя приток населения из стран СНГ, относящих себя к русскому народу, может отчасти компенсировать естественную убыль населения.

В 2006 году российская власть пошла на беспрецедентное повышение дотаций на каждого ребенка с их увеличением для второго, третьего и т.д. (материнский капитал). Но как показывает опыт развитых стран, экономическое поощрение деторождаемости дает ограниченный эффект, и напротив, существует закономерность, что чем более богатым и «социально модернизированным» является общество, тем меньше в нем рождается детей.

И напротив, общества, довольно бедные, но соблюдающие традиции, в первую очередь религиозные, отличаются повышенной рождаемостью и никаких проблем с демографией не испытывают. Так обстоит дело в исламском мире, в Китае в Индии, в странах Африки и Латинской Америки.

Решение: Из совокупности этих факторов выстраивается логика решения демографической проблемы для современной России. Если отделить позитивный опыт экономической поддержки молодых семей и субсидии на детей, взятый от развитых стран, от психологии индивидуализма, безответственности и культа наслаждений, и добавить возрождение элементов традиционного общества, в частности, религий, морально осуждающих аборт как детоубийство, и поощряющих деторождение, то в сочетании с качественной иммиграцией из стран СНГ людей, с общей культурой и чувством принадлежности к едином народу, мы получим рецепт спасения населения страны от угрозы исчезновения.

Одной из наиболее актуальных проблем российского общества остается поддержание внутренней стабильности в государстве. Речь идет о предотвращении политических кризисов и обеспечении поступательного движения вперед в области расширения демократических преобразований. Политическая система страны далека от совершенства и в полной мере не гарантирует населению всех тех прав и свобод, которые закреплены законодательно.

Несовершенство политической системы в последние годы стало одной из причин активных выступлений оппозиции.

Продолжает хромать и экономика страны. Лидеры государства не раз указывали в своих выступлениях, что России необходимо прекратить ориентироваться на выгоды, получаемые от продажи за рубеж сырьевых ресурсов, и искать новые резервы развития.

В Бюджетном послании правительству, обнародованном 13 июня 2013 года, президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что важнейшая задача страны – уход от сырьевой зависимости. Возможным решением этой проблемы могла бы стать ориентация экономики на восстановление частично разрушенного машиностроения, внедрение инноваций и современных наукоемких технологий.

Проблемы в социальной сфере

Остается острой проблема бедности широких слоев населения, которую эксперты ставят на одну из первых позиций по значимости. За минувшее десятилетие рост доходов в стране существенно отставал от роста инфляции. Остается значительным разрыв между беднейшими и наиболее состоятельными гражданами страны. Политический обозреватель «Российской Газеты» Валерий Выжутович в статье «Порок бедности», опубликованной 09 сентября 2011 года, приводит данные официальной статистики, согласно которым около 13% населения России проживают за чертой бедности.

Еще одна из проблем, существование которой не возьмется отрицать ни один серьезный исследователь, – повышение уровня алкоголизации населения России. Злоупотребление спиртными напитками неизбежно ведет к общей деградации народа и повышению смертности.

Алкоголизация нередко является следствием нерешенности социальных проблем, потери жизненных ориентиров и растущей безработицы.

Факты свидетельствуют, что население России медленно, но неуклонно сокращается. С момента запуска процессов, которые должны были вернуть Россию на путь цивилизованного развития, кривая смертности среди россиян стала идти вверх, а кривая рождаемости упала. Даже согласно оптимистическим прогнозам Росстата, опубликованным 07 июня 2013 года, к 2031 году численность населения страны сократится с нынешних 143 млн до 141 млн человек.

Это лишь самые острые и наиболее актуальные для сегодняшнего дня проблемы современной России. Решить их можно только комплексно. И многое здесь зависит не только доброй воли властных структур, на которую очень сложно рассчитывать, но и от активной и целенаправленной деятельности общественных объединений и отдельных граждан, болеющих за судьбы России.

Источники:

  • Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах
  • Порок бедности
  • Предположительная численность населения Российской Федерации

Многие проблемы, бывшие чрезвычайно актуальными в минувшем 20-м веке, не потеряли своей остроты и в наши дни. Более того, к ним прибавились и новые проблемы, относящиеся буквально ко всем сторонам жизни: политике, здравоохранению, демографии, экономике, межнациональным отношениям и т.д. Какие же из этих тем можно считать наиболее значимыми?

Инструкция

Военные конфликты и геополитическая борьба за сферы влияния – самые актуальные темы настоящего времени. После ужасов 2-й Мировой войны сама мысль о том, что люди по-прежнему могут разрешать конфликты, спорные ситуации на поле боя, казалась абсурдной. Тем не менее, во второй половине 20-го века множество войн – от кратковременных, до весьма затяжных, масштабных. Некоторые из них сопровождались исключительным ожесточением враждующих и масштабными жертвами среди мирного населения. Увы, и в начале 21-го века, вооруженные конфликты – печальная . Ситуация усугубляется тем, что во многих случаях эти конфликты происходят с прямым или косвенным участием держав или военно-политических блоков, если затрагиваются их геополитические интересы.Наиболее показательными можно считать гражданскую в Сирии, а также конфликт на Украине, начавшийся в ноябре 2013 года.

Разумеется, вероятность полномасштабного вооруженного конфликта между, например, Россией и блоком НАТО мала (благодаря наличию сдерживающего фактора в виде арсеналов термоядерного оружия). Тем не менее, такая опасность существует по-прежнему.

Очень злободневной проблемой остаются экономические кризисы, проблема с трудоустройством (особенно среди молодежи). Причем это касается даже тех стран, которые еще сравнительно недавно считали весьма благополучными. Например, среди государств - членов ЕС, очень острые экономические проблемы у Греции, Испании, Италии и Португалии.

Проблема в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

Достаточно обширный сектор рассмотрения социальных проблем связан с так называемым сферным подходом. Особен-ность этого подхода заключается, во-первых , в том, что в при-вычном словоупотреблении под названием “социальная сфера”, “сфера производства” и т. д. подразумевают комплексы, вклю-чающие в себя разнообразные, хотя и внутренне схожие виды деятельности, управляемые целым рядом руководящих орга-нов. Во-вторых , определенные виды социальных услуг реали-зуются не только в рамках одного ведомства, отвечающего за них по своему предназначению, но также в рамках ряда дру-гих: так, образовательной деятельностью занимаются не толь-ко учреждения Министерства образования и науки РФ, но так-же структуры Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства культуры и т. д., не говоря уже о него-сударственных организациях, роль которых в последние годы возрастает.

Проблемы детей в той или иной мере затрагивает деятель-ность многих, если не всех, элементов социального комплекса. Наконец, в-третьих , существуют ведомства, которые формально не относятся к социальной сфере (например, Министерство внутренних дел), однако деятельность их также имеет огром-ное значение именно для социального развития и решения воз-никающих социальных проблем.

Сферный подход охватывает всю жизнедеятельность об-щества и все функции государства, причем ряд элементов в рам-ках такой структуры являются “пограничными”, лежат на сты-ке социальной сферы и смежных областей деятельности. В рам-ках сферного подхода можно рассмотреть такие актуальные социальные проблемы, как проблемы в сфере социально-тру-довых отношений, в области охраны здоровья населения, социоэкологические проблемы, проблемы в области образования, культуры и досуга, социальной защиты населения и др.

Проблемы в сфере социально-трудовых отношений.

Важ-нейшее место в социальной работе должна занимать проблема поддержания и обеспечения социально-трудовых отношений. Труду должно быть обеспечено его место базовой социальной ценности.

В этом направлении социальный работник реализует мероп-риятия по содействию занятости населения. В современных ус-ловиях эта деятельность возможна только в рамках принципа социального партнерства, т. е. на основе сотрудничества с пред-принимателями (работодателями) и профсоюзами (объединени-ями наемных работников). Оформление и поддержание социаль-ного партнерства между всеми участниками социально-трудо-вых отношений, организация деятельности трехсторонних комис-сий являются неотъемлемой частью социального управления.


Помимо поддержания существующих и создания новых рабочих мест одним из путей нахождения “приносящего доход занятия” является содействие самозанятости, организации ма-лых предприятий на семейной или соседской основе. Преобла-дание в настоящее время среди них торговых или простейших сервисных предприятий — не закономерность, а свидетельство начального уровня развития малого бизнеса. Мировая практи-ка показывает, что ему по силам и интеллектуальные услуги, и разработка новых технологий. Конечно, главное в такой деятель-ности — индивидуальная инициатива потенциальных предпри-нимателей, однако региональная администрация может поддер-жать ее путем обеспечения наиболее благоприятных стартовых условий, создания позитивного нормативно-правового и инвес-тиционного климата, защиты от криминалитета, предоставле-ния региональных социальных заказов.

Признанной во всем мире социальной технологией помощи безработному индивиду является дополнительное обучение или переобучение с целью приобретения новой специальности или специализации, более соответствующей требованиям времени. Службы занятости активно реализуют такой вид социальной поддержки. К сожалению, в условиях глубокого системного кри-зиса, охватившего нашу страну, иногда бывает трудно выявить, какие же перспективные профессии могут гарантировать тру-доустройство лицам, направляемым на переобучение. Нет дос-товерных данных, показывающих, какая часть лиц, получив-ших переподготовку, находит работу в соответствии с получен-ной профессией.

Спецификой современного уровня социально-экономичес-кого развития как в Российской Федерации в целом, так и в от-дельных регионах является то обстоятельство, что занятость, наличие оплачиваемой работы не гарантируют получение до-хода, эквивалентного не только минимальному потребительс-кому бюджету, но даже душевому прожиточному минимуму. То есть работающий и получающий заработную плату человек не всегда зарабатывает достаточно, чтобы обеспечить себя самого, не говоря уже об иждивенцах. Дополнение до прожиточного минимума может быть осуществлено за счет сверхзанятости (вторая работа, полуторная, двойная ставка и т. д.), получения продуктов с огорода, минимизации потребления, продажи лич-ных вещей, реализации квартиры, дачи и т. д. Наконец, обра-щение в органы социальной защиты может предоставить чело-веку (семье) адресную социальную помощь.

Сверхзанятость ведет к интенсивной и порой невосстано-вимой затрате сил и здоровья индивидов, дефициту внимания к семье и детям. Наиболее продуктивный вариант как для инди-вида, так и для общества в целом — повышение уровня оплаты труда, рост трудовой обеспеченности. В рамках этого направ-ления применяются такие методы, как согласование и приня-тие более высоких тарифов и ставок заработной платы (в усло-виях рыночного хозяйства только на основе соглашения между основными агентами трудовых отношений); обеспечение своев-ременности выплаты заработной платы и наказание за корыст-ную ее задержку работодателями; введение тех или иных реги-ональных (отраслевых) надбавок отдельным категориям рабо-тающих (за особые условия труда, в силу высокой социальной значимости, для привлечения кадров).

Наконец, функция охраны труда, которая всегда относилась к важнейшим направлениям деятельности государства, но в условиях появления множества частных работодателей приоб-рела особую остроту. В настоящее время стремление к сиюми-нутной экономии, ослабление контролирующей роли государ-ства иногда приводят к тому, что охране труда не уделяется должного внимания, устаревшее и опасное оборудование мед-ленно заменяется новым. Здесь необходимы не только постоян-ные проверки, совместный с профсоюзами контроль, но также региональная стимуляция работодателей, реализующих техно-логии, повышающие безопасность труда, пропаганда трудоох-ранных мер, обучение кадров таким знаниям и технологиям.

Хотя труд является источником жизнеобеспечивающих ресурсов для индивидов и для общества в целом, однако другие социальные проблемы имеют не меньшую важность.

Проблемы в сфере охраны здоровья .

Мировое сообщество все больше признает, что здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценностей. Его недостаток или от-сутствие не могут быть полностью компенсированы никакими другими ценностями или благами. Права индивидов в области охраны здоровья признаются международным законодатель-ством. Так, статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит, что государства-уча-стники признают право каждого человека на наивысший дос-тижимый уровень физического и психического здоровья, для чего должны быть предприняты конкретные меры в рамках по-литики в области здравоохранения. Эти меры касаются меди-цины, гигиены внешней среды, противоэпидемической охраны территории, условий нормального питания и здорового разви-тия детей. То есть политика в области охраны здоровья также может осуществляться исключительно всей системой органов управления, а не только органами здравоохранения.

Основы законодательства Российской Федерации об охра-не здоровья граждан закрепляют право на охрану здоровья (ст. 17) и медико-социальную помощь (ст. 20), причем они обеспечи-ваются не только мерами по развитию здравоохранения в це-лом и медицины в частности, но также охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставле-нием населению доступной медико-социальной помощи. В та-ком подходе находит свое отражение сложная, не только меди-цинская, но и социальная природа феномена здоровья.

Важным фактором здоровья являются уровень и качество питания, которое должно быть рациональным, сбалансирован-ным, отвечать индивидуальным особенностям индивидов, их возрасту и характеру занятий. Однако в наших современных условиях углеводный тип питания связан в первую очередь с малообеспеченностью граждан. Даже продуктовая часть про-житочного минимума рассчитывается в основном исходя их та-ких продуктов, как хлеб, картофель, макаронные изделия, кру-пы. Дефицит белка и витаминов снижает трудоспособность и сопротивляемость заболеваниям, отрицательно влияет на раз-витие детей.

Важными факторами деятельности социального работни-ка в области охраны здоровья являются санитарное состояние территории и качество здравоохранения. Проблемы санитарной охраны являются функцией управления, включая защиту от инфекционных заболеваний, карантинных сорняков и вредите-лей. Ослабление управляемости на всех уровнях, потеря конт-роля над соблюдением стандартов коммунального обслужива-ния и качества продуктов ведут к постоянному росту инфекци-онной заболеваемости в целом и отдельным вспышкам таких болезней.

Социоэкологические проблемы .

Весьма важным и масш-табным фактором здоровья является состояние окружающей среды в совокупности его природных и антропогенных условий.

Жизнедеятельность общества невозможна без каких-либо воз-действий на окружающую среду, выбросов, отходов, загрязне-ний. Однако применявшиеся прежде примитивные технологии давали возможность природе ассимилировать антропогенные воздействия, хотя первые экологические катастрофы относят-ся еще к временам античности. Высокие технологии априорно разрабатываются с целью минимизировать промышленные выб-росы и устранить их враждебное воздействие на окружающую среду. Наиболее вредными последствиями грозит индустриаль-ная технология и бытовые отходы больших городов и населен-ных пунктов. Масштабы их загрязнений настолько велики, что требуют затрат больших средств, разработки специальных про-цессов, иногда создания промышленных производств по утили-зации отходов.

Необходимо разрабатывать и осуществлять социальную политику в области экологии (социоэкологическую политику) в антикризисном варианте. Возможно, что свертывание тяжелой промышленности в ряде случаев дает возможность оптимизи-ровать экономическую структуру территорий с пользой как для социальной сферы, так и для природы: развитие рекреацион-ной деятельности, социального туризма дало возможность мно-гим странам найти выход из переживаемого ими кризиса и до-биться высокого уровня жизни населения.

Комплексный подход к взаимоотношениям с окружающей средой, недопустимость и невозможность полного прекращения антропогенного воздействия на природу, необходимость соче-тания развития трудовой занятости и охраны окружающей сре-ды обусловливают то обстоятельство, что социоэкологическая политика также является общей функцией государственного (в первую очередь регионального) управления. В ее рамках дол-жен постоянно поддерживаться баланс между сохранением при-роды и ее использованием.

Проблемы в сфере образования .

Образование относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества, его адекватный уровень определяет степень возможности для ин-дивида добиться успеха, полноценно участвовать в социальном развитии. Развернувшаяся в мире научно-техническая револю-ция предъявляет высокие требования как к стартовому образо-ванию детей и молодежи, так и к непрерывному последующему повышению первоначального уровня, дообучению и переобуче-нию взрослых. Образование вносит важнейший вклад не толь-ко в распространение знаний, но также в формирование лично-сти обучающихся, воспитание индивидов, отвечающих потреб-ностям общества.

В нашей стране накоплены богатые традиции развития об-разования разных уровней. В условиях современного социаль-но-экономического кризиса в России развитие образования, его адаптация к требованиям социальной действительности и в то же время сохранение традиций фундаментального образования, накопленных за десятилетия и столетия предшествующей ис-тории, относятся к важнейшим направлениям социальной ра-боты.

Политика субъектов Федерации в области образования оп-ределяется как федеральным, так и региональным законодатель-ством и должна вестись на основе региональных образователь-ных стандартов, отвечающих территориальной специфике.

Сама образовательная структура представляет собой дос-таточно сложный феномен, так как она включает в себя учреж-дения государственного, муниципального и негосударственного характера. Их целью является как обеспечение детям и взрос-лым возможности получения образования, так и их профессио-нальная подготовка. Система образовательных учреждений ох-ватывает различные элементы: от дошкольного образования до послевузовских ступеней. Кроме того, имеются различные виды дополнительного образования.

Проблемы в сфере культуры и досуга .

На протяжении мно-гих лет истории Советского Союза развитие культурно-досуго-вой деятельности осуществлялось на базе постулата, сформу-лированного в свое время К. Марксом, о том, что свободное вре-мя личности есть пространство ее действительного развития.

Поэтому инфраструктура досуга была нацелена не только на рекреацию, восстановление затраченных в рабочее время сил, развлечение, но в первую очередь на просвещение и воспита-ние населения. Коммерческая успешность досуговой деятель-ности была вторичной. Напротив, государство выделяло значи-тельные средства на создание и поддержание деятельности те-атров и киноиндустрии, стадионов и библиотек, музеев и домов культуры. Большинство из них предоставляли свои услуги бес-платно либо за доступную для населения плату.

Было бы ошибкой считать, что такой принцип деятельнос-ти был характерен только для нашей страны. Большинство го-сударств, именуемых социальными и заботящихся о развитии своего человеческого потенциала, проводят разграничение меж-ду культурой и просвещением как сферами заботы государства и общества, которые должны максимально обеспечить доступ граждан к культурным ценностям, и шоу-бизнесом как отрас-лью коммерческой деятельности, главной целью которой явля-ется извлечение дохода. Для детей, пенсионеров, инвалидов ре-ализуются программы бесплатного или льготного приобщения к культуре в форме пользования библиотеками, музеями, ин-формационными сетями.

Кроме того, развитие массовой физической культуры для всех слоев населения, включая бедные, также является частью социальной политики современных государств. Активно орга-низуются спортивные или художественные кружки на муни-ципальном или общинном уровне как форма социальной рабо-ты с детьми и молодежью, способ вытеснения антисоциального, криминального влияния улицы.

Недостаточное внимание в последнее десятилетие к куль-турно-просветительной, неприбыльной стороне досуговой дея-тельности, коммерциализация этой отрасли социальной сферы привели к тому, что население нашей страны испытывает оп-ределенные затруднения в доступе к полноценному отдыху. Само соотношение занятого и свободного времени изменилось в неблагоприятную сторону: люди, имеющие работу, стремятся ее сохранить или найти дополнительный заработок. Поэтому сокращается возможность отдохнуть в выходные дни, полнос-тью использовать отпуск. Безработные или лица, формально занятые, но не имеющие нагрузки на работе, не могут считать свое время свободным, оно качественно не наполнено. Кроме того, такое состояние ведет к материальным трудностям, пси-хологическим нарушениям.

Изменилась структура проведения свободного времени. Люди старших возрастных групп (40 лет и выше) стали тратить больше времени на работу на садовом (дачном) участке, приоб-ретение дополнительного источника дохода (шитье, вязание, вышивание, различного рода ремонтные работы и т. д.). У них значительно уменьшились затраты времени на потребление духовных благ (посещение театров, концертов, музеев, выста-вок и т. д.), домашние настольные игры, дневной сон и т. д.

У лиц возраста от 16 до 30 лет включительно остаются по-пулярны спортивные соревнования, дискотеки, клубы по инте-ресам, бары, кафе и другие развлекательные ресурсы. Снизи-лось количество молодых людей, интересующихся искусством, занимающихся прикладными его видами, читающих газеты и журналы, художественную литературу. В то же время появил-ся “зажиточный” слой молодежи и лиц среднего возраста в воз-расте от 25 до 40 лет, которые могут позволить себе коллекцио-нирование, посещение ресторанов, баров, игорных и развлека-тельных заведений.

Уменьшение у большинства населения экономических воз-можностей для отдыха связано также с сокращением традици-онных рекреационных территорий за счет потери курортных зон в Прибалтике, Украине и Закавказье. Утрата государственного или профсоюзного финансирования влечет за собой рост цен на рекреационные услуги российских учреждений. Отказ ряда предприятий от финансирования своих баз отдыха и оздоров-ления, закрытие многих досуговых учреждений ведут к сокра-щению инфраструктуры отдыха в целом.

Между тем рекреация относится к числу важнейших функ-ций социальной жизнедеятельности. Без восстановления затра-ченных сил невозможно ни поддержание трудовой активности, ни творчество, ни социальное развитие. Отдых также можно рас-сматривать как средство снижения социальной напряженности, фактор профилактики межличностных групповых конфликтов.

Решение жилищных проблем является важнейшим элемен-том обеспечения социального развития, в серьезной степени свя-зано не только с экономикой, но также с идеологией социально- экономической направленности движения страны. От принятия той или иной идеологии, того или иного направления развития зависит определение целей жилищной политики, средств и ме-тодов их достижения. Плановая экономика неоднократно про-возглашала целью обеспечение каждой семьи отдельным жи-лищем. Однако в ее рамках имелось неустранимое противоре-чие: гарантированное предоставление жилья было связано с длительностью его ожидания и скромными качественными по-казателями.

Нерегулируемая рыночная экономика отвергает обязательства государства перед гражданами по предоставле-нию жилья, однако дает возможность его приобретения на ры-ночных условиях, причем в такие сроки и такого качества, ка-кие может себе позволить потребитель. Противоречие этой мо-дели жилищной политики заключается в том, что подавляющее большинство населения имеет доходы, абсолютно не позволяю-щие удовлетворять жилищные потребности на рыночной осно-ве. Следует заметить, что большинство типов социальных госу-дарств проводят жилищную политику, обусловливающую пре-доставление своим малообеспеченным гражданам дешевого муниципального жилья.

Помимо сферного подхода проблемы социальной работы можно выстроить также на основе ее ориентации на социально-демографические группы населения: проблемы детей и подро-стков, социальные проблемы молодежи, женщин, пожилых лю-дей и проч. Такой подход позволяет сосредоточить в едином со-держательном и организационном блоке все проблемы, касаю-щиеся данной социально-демографической группы, и наметить пути их разрешения.

По такому принципу построены президентская программа “Дети России”, федеральные программы “Старшее поколение”, “Планирование семьи”, “Профилактика безнадзорности и пра-вонарушений несовершеннолетних”.

Однако выделение отдельных блоков в структуре соци-альных проблем имеет свои сложности. Предполагается, что объектом социальной работы в данном случае являются наибо-лее нуждающиеся в помощи категории населения: уязвимые, социально “слабые”. Однако субъективное представление о со-циальной “слабости” не всегда совпадает с объективным содер-жанием этого понятия, особенно в настоящее время, когда слож-но выделить в нашей стране социально “сильную” категорию.

Так, принято формировать особый подход в отношении женщин, и это совершенно справедливо: женщины находятся в трудной социальной ситуации из-за необходимости совмеще-ния своих семейных и внесемейных ролей, материнства и внедомашней занятости. Это общемировая проблема, которая сво-еобразно решается в различных обществах, но нигде еще не на-шла оптимального разрешения. Однако в настоящее время весь-ма уязвимой социально-демографической категорией в нашей стране становятся мужчины, с их крайне низкой средней ожи-даемой продолжительностью жизни, высоким уровнем смерт-ности от неестественных причин, особенно в трудоспособном и детородном возрастном диапазоне 20-40 лет, неблагоприятным образом жизни и состоянием здоровья.

Сложными остаются проблемы пожилого населения России; положение стариков оказывает шокирующее эмоционально--психологическое воздействие на каждого человека.

Однако пристальное исследование данного вопроса показы-вает, что объективно наиболее уязвимой категорией в России является детское поколение, тяжелое социальное положение которого накладывает отпечаток на процесс их развития и за-тем на всю дальнейшую жизнь.

Разумеется, концентрация внимания на одной категории нуждающихся граждан или на небольшом их количестве выз-вана в значительной степени дефицитом социально-экономичес-ких ресурсов, невозможностью организации всеохватной соци-альной политики, стремлением обеспечить выживание особо уязвимых слоев. Однако такой подход, ситуативно объяснимый в условиях кризиса и даже продуктивный, с точки зрения кон-центрирования ресурсов различных ведомств на проблеме оп-ределенной социальной группы может обернуться отсутствием единой социальной политики, дроблением социальных усилий на отдельных направлениях, что ограничивает их действенность.

Поэтому, планируя социальные мероприятия в отношении по-жилых и престарелых, нельзя забывать о том, что проблемы старшего поколения закладываются в детстве, укореняются в зрелом, работоспособном возрасте, чтобы потом проявиться в пенсионные годы. Пытаться воздействовать только на последнее звено этой неразрывной цепочки было бы нецелесообразно. Кро-ме того, такой подход обусловливает деятельность, построен-ную на началах социального реагирования: определенные ме-роприятия или комплексы мероприятий в ответ на имеющиеся трудности. Меньше выражено стремление предотвращать по-явление этих трудностей. Можно сказать, что такой подход ори-ентирован скорее на выживание определенных групп населе-ния, чем на социальное развитие всего общества.

Вопросы и задания

1. Раскройте проблемы в сфере социально трудовых отно-шений.

2. Какие проблемы характерны в сфере охраны здоровья?

3. Назовите социоэкологические проблемы современности.

4. Какие проблемы существуют в сфере образования, сфе-ре культуры и досуга?

5. Назовите проблемы в жилищно-коммунальной сфере.

6. Охарактеризуйте современные демографические проб-лемы.

Социальная поддержка основана на всеобщности социальных трансфертов, предоставлении субсидий и льгот на приобретение товаров и услуг, социально неблагополучным слоям населения. Социальная политика предполагает перераспределение ВВП в пользу тех домашних хозяйств, которые не могут самостоятельно решать задачи самообеспечения. Она исходит из признания факта естественного неравенства и бедности.

Как известно, современная Россия переживает переходный период, суть которого состоит в дальнейшей трансформации страны в русле западно-европейских социальных институтов и ценностей при сохранении ее национальных и историко-культурных особенностей. В этой связи перед российским правительством стоит задача: в ближайшие годы провести ряд относительно непопулярных социально-экономических реформ - жилищно-коммунальную, муниципальную, реформы в области здравоохранения, образования и другие.

Нынешняя социальная политика не соответствует новым экономическим отношениям. Она представляет собой хаотичное, бессистемное объединение централизованных и рыночных элементов управления. Выбор в качестве доминирующего направления российской социальной политики “пожарных” мер в отношении некоторых категорий населения и отдельных регионов, сведение социальной защиты к денежно-компенсационным механизмам были обусловлены не только ограниченностью материально-финансовых ресурсов, но и недооценкой, а в ряде случаев игнорированием социальной составляющей экономической реформы. В результате социальная политика свелась лишь к обеспечению предельно низкого социального минимума для населения и к реагированию на социальные ситуации.

Один из самых худших показателей России в международном рейтинге стран, комфортных для проживания, - 75-е место из 100 по состоянию здравоохранения. Причем страна, некогда гордившаяся бесплатным медицинским обслуживанием, сегодня имеет карикатуру на него: у россиян, единственных европейцев, нет даже стандартов оказания медицинских услуг. Впрочем, проблема не только в отсутствии стандартов, но и в том, насколько услуги медиков могут быть бесплатными .

Практика строго государственной организации здравоохранения в дореформенное время имела ряд существенных недостатков, главный из которых - низкая эффективность отрасли с точки зрения здоровья нации как цели ее функционирования. Однако каждый гражданин, включая и сельских жителей, в любое время мог получить бесплатную необходимую медицинскую помощь. Сегодня прежняя система оказалась в значительной мере разрушенной, а новая пока не обрела сколько-нибудь определенных черт. При этом значение ее в обеспечении здоровья населения не повысилось, а бесплатность предоставления услуг чем дальше, тем больше сводится на нет. Она состоит прежде всего в том, что отрасли затрагивают и практически определяют состояние населения по параметрам его качества и человеческого капитала. Разумеется, за минусом тех 10% граждан, которые в громадных масштабах выиграли от реализации экономических реформ и совсем не нуждаются в социальном обеспечении, готовы купить весь комплекс услуг либо в России, либо за рубежом. Следовательно, отрасли социальной сферы касаются не менее 90% населения.

Точку зрения, что медицина должна частично оплачиваться из кармана больного, сочетая в себе ОМС и ДМС (обязательное и добровольное медстрахование), лоббируют врачи и законодатели, аргументируя позицию мировым опытом. Однако, по разным данным, лишь 12-24% россиян могут заплатить за лечение полностью или частично, поэтому многие эксперты Минздрава склоняются к тому, что пока говорить об элементах платности по ОМС нереально .

Итог первых десяти лет XXI века в области здравоохранения неутешителен: реформа ОМС стартовала с частичной оплачиваемости медицинских услуг в 1999 году, а через 10 лет пришла к бесплатности на бумаге и отсутствию ориентиров - стандартов оказания медуслуг. По факту медицина стала платной и менее доступной. По данным ВЦИОМа, 58% не могут оплатить услуги врача .

Несмотря на широко разрекламированный национальный проект "Здоровье", требующий капиталовложений, по уровню расходов на здравоохранение Россия занимает 112-114-е место в мире (3,9% ВВП) вслед за Марокко (5,3% ВВП) и Эквадором (3,9% ВВП). Между тем к 2018 году, по разным данным, от 30% до 40% трудовых ресурсов страны будут составлять люди старшего возраста, а они, по данным Росстата и Минздравсоцразвития, более чем на 45% хронически больны .

Как признают эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, россияне среднего и старшего возраста находятся в непростом положении: в отсутствие закона об ОМС копить на лечение в зрелом возрасте рискованно, но и вековая модель - дети ухаживают за стареющими родителями - себя изживает. Одна из главных причин - число пожилых людей, которым требуется уход, превышает число молодых, способных его оказать. И эта тенденция в связи с ожидающимся падением рождаемости усугубится.

Следующая проблема - это проблема качества жизни.

Острота ее определяется, с одной стороны, масштабами, а с другой - негативным воздействием на протекающие в обществе социально-экономические и демографические процессы, а именно: производительность и мотивацию труда, снижение здоровья, ухудшение образования, социальное поведение и нравственные ценности.

По качеству жизни, оцениваемому по стандартам прожиточного минимума, разрыву в доходах и уровню пенсионного обеспечения, Россия оказалась в середине списка - на 50-м месте. Как признают эксперты ООН и Института социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН, страна победила крайнюю бедность 1990-х, но о коренном переломе говорить не приходится.

Ученые и официальная статистика расходятся в определении масштабов бедности: Росстат дает плавающую цифру в 19-24%, ученые настаивают на 50-60% .

По данным Росстата, в стране 25 млн. человек с доходами ниже прожиточного минимума. Но в определении бедности надо учитывать не только минимальную потребительскую корзину (еда и одежда), но и другой минимум - обеспечение жильем. В результате исследований экспертиза ИСЭПН РАН пришла к заключению, что жилье около 60% семей нуждается в капитальном ремонте .

Максимальный разрыв в доходах - соотношение между средним уровнем доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных - в середине 1990-х составлял 14-15 раз и сегодня, по данным ИСЭПН РАН, сохраняется на том же уровне и имеет тенденцию к росту .

Острейшей проблемой продолжает оставаться система пенсионного обеспечения. По международным стандартам, нормальная пенсия - это 40% от средней зарплаты. С 2002 года идет сокращение относительного размера пенсий: с уровня в 32% от средней заработной платы они упали почти до 25%. Основная проблема - демография: рост числа пенсионеров опережает рождаемость. И страховых взносов работающих (распределительная часть пенсии) на содержание пенсионеров скоро не хватит.

Далее, следующей проблемой является проблема образования. По шкале доступности образования и его качеству составители международного рейтинга поставили Россию на хорошее 31-е место. Отечественное образование, за исключением гуманитарного, остается конкурентоспособным, но тоже сталкивается с проблемами. В то время, когда в ряде стран ЕС и БРИК высшее образование становится либо полностью, либо преимущественно бесплатным, в России бесплатный сектор высшего образования сужается, а школьное образование коммерциализируется .

Просчеты государства в сфере социальной политики ведут к росту бедности и нищеты, деградации труда, маргинализации граждан с низким социальным статусом. Вместо постоянного формирования среднего класса, являющегося залогом политической и социальной стабильности, гармонизации рыночных отношений, происходит расширение слоев населения, устойчиво тяготеющих к социальным низам, что является и крайне опасным в политическом отношении, поскольку означает, что в российском обществе поддержка реформ ослабляется количественно и качественно, психологически и мотивационно.

Конечно, определенные меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения, предпринимаются. Хотя до сих пор в области социальной политики не определены и не разграничены действия государства, направленные на выработку временных мер, адекватных переходному периоду, и стратегии социального развития на длительную перспективу. На всех властных уровнях все более остро осознаются недостаток гибкости, слабость сценарного прогнозирования и системного анализа социальных последствий принимаемых решений. Недостаточное внимание уделяется выработки принципов социальной политики, вытекающих из федерального устройства нашего государства, разграничению предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В немалой степени все это связано с отсутствием национальной концепции социального государства, носящий сколько-нибудь целостный характер, согласие в обществе по вопросу о приоритетах социальной политики на переходном этапе.

Острые дискуссии разворачиваются по поводу и методов реализации социальной политики. Это не случайно, поскольку от того, в каком объеме реализуются права и свободы граждан, как гарантируется государственная поддержка слабозащищенных категорий, зависит, будет ли большинство населения заинтересовано в переменах.

Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих трех блоках проблем.

Общеметодологические подходы к формированию социального государства;

Регулирование занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы;

Социальная защита населения, регулирование отношений в социальной сфере.

В рамках первого блока можно выделить следующие основные моменты.

Во-первых, коренное изменение экономических основ жизни общества, переход от административно-командных к рыночным экономическим моделям требует радикального изменения принципов социальной политики, подходов к их реализации.

Во-вторых, Российское государство может стать действительно социальным, только если три его элемента - эффективная экономика, сильная власть (законодательная, исполнительная, судебная) и общественные институты (система социального партнерства, согласование интересов главных субъектов трудовых отношений) - будут постоянно и эффективно взаимодействовать.

В-третьих, коренная перестройка всей социальной сферы должна основываться на базовых принципах демократического социального государства:

Приоритете прав человека и его основных свобод в сочетании с принципом индивидуальной ответственности гражданина за свое материальное благосостояние;

Солидарности, обусловленной взаимосвязностью и взаимоответственностью общества и его членов;

Оптимальной поддержки как непосредственно со стороны самого государства, так и со стороны свободных ассоциаций людей, способных во все большей степени брать на себя решение многих социальных задач.

В-четвертых, при разработке государственных социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный и социально ориентированный подход.

В-пятых, как показывает мировой опыт, огромную роль играют усилия государства, направленные на становление среднего класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное налогообложение богатых.

Следует признать, что уровень ожиданий и требований общества к государству сегодня значительно превышает его возможности. В связи с эти особое значение приобретают информационно-пропагандистское обеспечение социальных реформ, постоянное разъяснение гражданам изменившейся роли государства в социально-экономической жизни общества, конкретных параметров его ответственности, разграничения функций различных уровней власти в управлении социальной сферы; демонстрация политической и финансовой открытости государства.

Эффективная социальная политика не может быть не целостной: ни одну из ее задач нельзя отсечь или проигнорировать без ущерба для развития страны. Однако целостность не только не отрицает, но и предлагает реализацию другого принципа - выделение приоритетов с учетом остроты социально-политическим проблем.

В рамках второго блока проблем центральное внимание уделяется двум взаимосвязанным аспектам - политике занятости и политике доходов.

Важнейшее направление активной политики занятости - ускорение адаптации населения к требованиям рынка, развитие инфраструктуры рынка труда, системы подготовки кадров и т.д. На первый план выдвигаются проблемы совершенствования структуры занятости, диверсификация ее форм, способов реализации, недопущение массовой безработицы в масштабах России и постепенное оздоровление ситуации занятости в регионах, имеющих напряженность на рынке труда. Отсюда вытекает необходимость экспертизы всех федеральных целевых программ с точки зрения оценки их влияния на условия занятости по отраслям и в регионах.

Политика доходов включает в себя разработку мер, влияющих на формирование цены труда, ее динамику, отраслевую и региональную дифференциацию, в целях стимулирования роста цены рабочей силы и заработной платы, обеспечение своевременной ее выплаты, ограничения чрезмерной ее дифференциации, сближения минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Например, средняя зарплата в промышленности в несколько раз ниже, чем пособие по безработице в развитых странах, не говоря уже о зарплате бюджетников и работников сельского хозяйства. Связь этого аспекта социальной политики с занятостью очевидна, поэтому их следует решать одновременно .

Необходимо четко осознать, что реальное управление трудовыми отношениями и собственно трудом станет возможным только при соответствующем развитии социального партнерства, а эффективность реализуемых программ будет определяться совместными действиями государственных институтов (всех уровней и ветвей власти), общественных организаций трудящихся и предпринимательских структур.

Центр тяжести корректировки реформ должен сместиться, с одной стороны, на структурные преобразования в сфере труда и социально-трудовых отношений, с другой, на обеспечение реального приоритета отраслей социальной сферы (науки, образования, здравохранения, культуры), которые должны гарантировать воспроизводство работника, способного своим трудом обеспечит достойный уровень жизни.

Настоятельная необходимость разработки принципиальных подходов к решению проблем, относящихся к третьему блоку, определяется не только тем фактом, что сегодня в социальной защите нуждается значительная часть россиян, но и тем обстоятельством, что действующая система гарантий и льгот не просто ведет к неэффективности государственных расходов на социальную помощь, но и вступает в противоречие с общим направлением реформирования социальных отношений. До сих пор в ней заложена определяющая роль государственных структур власти, федерального и местных бюджетов в сборе и распределении местных бюджетов. В рыночной экономике, как известно, основными регуляторами, обеспечивающими процессы воспроизводства, служат заработная плата и развитие системы социального страхования.

Представляется целесообразной дифференциация функционально ориентированных, взаимодополняющих институтов социальной зашиты, которые обеспечивают:

Социальные гарантии, основанные на принципах равенства возможностей, всеобщей доступности общенациональных систем образования, здравоохранения и социального страхования;

Социальную помощь наиболее уязвимым и, в первую очередь нетрудоспособным категориям населения.

Социальное страхование: обязательное - всего активного населения страны за счет взносов работодателей и работников, добровольное - части трудозанятого населения в порядке личной инициативы работников и работодателей .

В настоящее время в России действует около тысячи различных нормативных актов, предусматривающих те или иные виды социальных льгот, пособий, дотаций и компенсационных выплат для более чем 200 категорий граждан (ветераны, инвалиды, дети, безработные, учащаяся молодежь и т.д.). Различные доплаты получают почти 100 миллионов человек из 148 миллионов человек, или около 70% жителей России, в то время как доля действительно нуждающихся не превышает 30% населения.

Действующая система льгот и компенсаций крайне неэффективна. Значительная часть социальных трансфертов используется на поддержку тех групп населения, доходы которых выше прожиточного минимума. В нуждающиеся семьи попадает менее 20% средств, направленных на финансирование социальных выплат. Поэтому при значительных бюджетных средств, направляемых на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до конкретного человека, зачастую просто символична.

Таким образом, на фундаменте социальной доктрины с учетом сложившихся в обществе проблем формируются социальные стратегии на относительно продолжительный период времени, следование которым определяет текущую социальную политику. В любом случае, она направлена на решение социальных проблем и преодоление негативных явлений в обществе. Их выявление, оценка актуальности и остроты воздействия на общественную жизнедеятельность населения, ранжирование по силе влияния являются исходным пунктом конструирования социальной политики, а затем и создания конкретных программ действия.

Социальную политику необходимо направлять на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.

В каком бы ракурсе мы не рассматривали социальную сферу даже при самом широком толковании, достаточно четко выделяются две острейшие интегральные проблемы, существенно блокирующие происходящие в обществе экономические преобразования. Одна проблема - бедность населения во всех формах своего проявления - «зоны бедности», «новые бедные», «экономическая бедность», «устойчивая бедность» - и глубокая поляризация общества. Вторая, не менее острая интегральная проблема - это разрушение отраслей социальной сферы, которые ориентированы на удовлетворение настоятельных потребностей населения.