Врп на душу населения рф. Валовой региональный продукт на душу населения как важнейший показатель экономического развития субъектов рф

Есть различные экономические показатели, которые можно смело назвать актуальными. Но далеко не все из них известны простым обывателям. И на вопрос «ВРП - это что?» не каждый сможет дать вразумительный ответ. Поэтому для того чтобы разобраться в столь непростой теме, в данной статье будет рассмотрена суть и структура этого показателя.

Валовой региональный продукт

ВРП можно определить как показатель обобщающего типа, который характеризует экономическую деятельность конкретного региона и процесс производства услуг и товаров в частности.

Для публикации данных ВРП, как правило, используются рыночные цены. Но возможно формирование этого показателя и при помощи основных цен. В этом случае основное отличие будет сводиться к сумме чистых налогов на продукты (вычтены субсидии на товары). Если говорить о ВРП регионов России в основных ценах, то нужно отметить, что это сумма по видам экономической деятельности.

Важность валового регионального продукта

Для того чтобы грамотно оценивать экономическое состояние СНГ, необходимо использовать определенные показатели, которые будут отображать динамку ключевых процессов. И если рассматривать ВРП России, то можно утверждать, что этот показатель крайне важен, особенно учитывая постоянно растущую самостоятельность регионов.

Суть в том, что в качестве основы для проведения комплексной оценки характеристик обобщающего типа в условиях рыночной экономики можно определить СНС (систему национальных счетов) и СРС (систему региональных счетов), которая является логическим продолжением первой. При этом в первой системе ключевое положение занимает а в СНР, соответственно, региональный. Из этого следует простой вывод, помогающий ответить на вопрос «ВРП - это что?»: без данного показателя не представляется возможным построение СНР, а значит, и полноценный анализ экономического состояния региона и страны в целом также невозможен. Это означает, что он является обязательным в процессе проведения оценки экономики.

Ключевые термины

Прежде всего стоит определиться с тем, что такое основная цена, о которой речь шла выше. Данный термин используется для характеристики стоимости, которую производитель присваивает конкретной единице товара с учетом субсидии на продукты, но без налогов.

Под выпуском товаров и услуг стоит понимать их суммарную стоимость, которая формируется в результате производственной деятельности резидентов. Включение произведенного и реализованного продукта в выпуск происходит по рыночной фактической цене. Если говорить о нереализованных товарах, то они включаются в выпуск по средним рыночным ценам. Этот фактор, как и другие, приведенные в данном разделе, включает структура ВРП.

Важно уделить внимание и такому показателю, как промежуточное потребление. В этом случае речь идет о цене услуг и товаров, полностью потребляемых или трансформируемых в процессе производства в рамках конкретного отчетного периода.

Существуют также расходы, связанные с конечным потреблением ВРП. Складываются они из таких показателей, как расходы госучреждений на коллективные и индивидуальные услуги, а также затраты домашних хозяйств на конечное потребление. К этой категории можно отнести траты некоммерческих организаций, которые занимаются обслуживанием домашних хозяйств.

Как высчитывается ВРП России

Есть несколько способов, позволяющих определить валовой региональный продукт.

Данный показатель можно рассчитать на уровне секторов и отраслей. Для этого используется производственный метод, сводящийся к выявлению разницы между выпуском услуг и товаров и промежуточным потреблением, которое образуется из стоимости продукции. При этом данный расчет производится до того, как будет вычтен потребительский основной капитал.

Разбираясь в том, ВРП - это что, и как его определить, есть смысл обратить внимание на формирование данного показателя в стадии производства. В этом случае речь идет о сумме валовой добавленной стоимости, которая была создана посредством деятельности всех институциональных единиц-резидентов, расположенных на экономической территории региона. Стоит заметить, что в данном случае не учитываются чистые налоги на продукты.

Источники, используемые для вычисления

Объем ВРП в странах СНГ вычисляется при помощи следующих источников информации:

Отчетность компаний, касающаяся реализации услуг, продуктов и самого производства, а также затрат на выпуск товара;

Специализированные региональные и специальные выборочные обследования;

Регистры компаний.

Если коснуться темы регистров более подробно, то нужно отметить, что они содержат различную информацию, в том числе и расположение предприятий. Именно эти сведения используют для формирования специальной о ключевых показателях деятельности компаний в регионе.

Производственный метод исчисления

Перед тем как переходить к самому методу, стоит отметить, что ВРП на душу населения можно причислить к макроэкономическим показателям. Рассматривать его можно на нескольких стадиях: производство, образование доходов и, конечно же, использование доходов.

На стадии производства ВРП используется для характеристики добавленной стоимости, которая была создана резидентами в процессе выпуска товаров и услуг в рамках текущего отчетного периода.

Беря во внимание стадию образования доходов, стоит отметить, что в этом случае ВРП на душу населения вычисляется посредством суммирования первичных доходов, полученных резидентами в процессе производства товаров. Эта сумма распределяется между участниками производственного процесса.

Что касается исчисления ВРП на стадии использования доходов, то здесь речь идет об отражении суммы расходов всех секторов национальной экономики на конечное накопление и потребление, а также на услуг и товаров.

Исчисление путем распределения

ВРП на душу местного населения (имеются в виду регионы) может исчисляться и на стадии формирования доходов. В этом случае данный показатель можно определить как сумму первичных доходов, которые подлежат распределению между резидентами, принимающими непосредственное участие в производственном процессе.

К этой группе можно отнести следующие доходы, получаемые в процессе производства:

Оплата труда наемного персонала (как резидентов, так и нерезидентов). Она определяется как вознаграждение в натуральной и денежной форме и выплачивается нанятым сотрудникам за их работу. В этом случае учитываются все суммы, которые начисляются работникам до того, как из заработной платы исключаются налоги на доходы и другие вычеты. В учет берутся и отчисления страховых взносов в социальные фонды.

И смешанные доходы, которые были получены за право пользования заемными нефинансовыми и финансовыми непроизводственными активами в процессе выпуска товара.

Чистые налоги на импорт и производство, являющиеся доходами государства. Структура ВРП включает и этот элемент. В этом случае помимо субсидий и налогов на продукты учитываются те виды налогообложения, которые касаются производственных единиц в качестве участников производственного процесса.

Метод конечного использования

Это еще один способ исчисления валового регионального продукта, который нужно рассмотреть, чтобы ответить на вопрос «ВРП - это что?». В этом случае стоит вспомнить о принципе, согласно которому ВРП является суммой расходов резидентов, направленных на конечное потребление.

Под конечным потреблением подразумевается использование услуг и товаров для того, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности как населения, так и коллективных нужд общества.

Расходы, имеющие отношение к конечному потреблению, включают институционные единицы, имеющие отношение к нескольким секторам хозяйства и различные государственные, равно как и коммерческие организации, обслуживающие их нужды.

Вывод очевиден: для того чтобы получить полноценную картину состояния экономики конкретного региона и страны в целом такой показатель, как ВРП учитывать необходимо. При этом задачу облегчает наличие нескольких методов исчисления этого показателя в зависимости от типа исследования.

Страница 2 из 2

Показатель – валовой региональный продукт (ВРП) – используется для характеристики результатов производства в регионе, для оценки уровня экономического развития, темпов экономического роста и анализа производительности труда. Общий ВРП – стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в регионе за год. Согласно кейнсианской модели, общий ВРП рассчитывается по следующей формуле :

ВPП = C + I + S + E – M, (1)

где, С – потребление; I – инвестиции; S – региональные и муниципальные расходы; E – экспорт; M – импорт.

Формула (1) показывает от чего зависит экономический рост в стране и каким образом можно на него влиять. Основным источником роста ВВП являются потребление (C) и инвестиции (I). Для того чтобы стимулировать потребительский спрос и уровень инвестиций, центральный банк снижает процентные ставки, а правительство уменьшает налоги. Увеличение региональных и муниципальных расходов (S) также приводит к увеличению ВВП. Для анализа производительности труда и сравнения регионов используется ВРП на душу населения, который определяется делением общего ВРП на численность населения региона. Нами рассматривались 80 регионов России за 2012-2013 гг. .

В результате использования метода главных компонент наибольшее влияние оказывают удельные факторы: I, С, S, E, M, которые располагаются в порядке убывания вариаций . Под вариацией понимается дисперсия и среднеквадратичное отклонение. Факторы влияния – независимые показатели, стоящие в уравнении справа.

Для общего ВРП было построено следующее регрессионное уравнение, которое значимо на 5 %-м уровне:

ВРП= exp(5,136+0,000001 INV_OK+0,000076 UCH-0,000307 ACP+0,0095 DOC-0,00008 Z_NIR +0,000013 Z_TEHN) при коэффициенте корреляции R = 0,82,

где INV_OK – объём инвестиций в основной капитал; UCH – численность персонала, занятого научными исследованиями; ACP – прием и выпуск из аспирантуры: DOC – прием и выпуск из докторантуры: Z_NIR –затраты на научные исследования; Z_TEHN – затраты на технологические инновации.

Положительный эффект дают увеличение INV_OK, UCH, DOC, Z_TEHN. Наибольший эффект приносит увеличение числа докторов наук.

Удельные доходы в регионах России рассматривалось в статье . Регионы были разбиты на кластеры. Все регионы были разбиты на 4 класса. Для каждого кластера, были построены значимые регрессионные уравнения.

Влияние среднедушевого потребление продуктов питания в регионах рассматривалось в статье . В построенном регрессионном уравнении факторы, оказывающие положительно влияния на ВРП на душу населения это: среднедушевое годовое потребление мяса, молока, растительного масла, картофеля и овощей. Факторы, оказывающие отрицательное влияния на ВРП это: потребление яиц, сахара и хлеба.

Сравнение состояния образования и валового регионального продукта рассмотрено в статье . По построенным регрессионным уравнению можно сделать выводы: при увеличение количества студентов на 1 человека из 10 тыс. человек удельное значение ВРП на душу населения в регионе увеличится на 11,5 руб.; при увеличении инвестиций в образование на 1 рубль каждому жителю региона удельное значение ВРП возрастёт на 16,3 рублей. При увеличении инвестиций в образование в «средних по доходам» регионах на 1 рубль, то ВРП на душу населения увеличивается на 11,69 руб.

Уравнения демографически показателей в зависимости от доходов и ВРП приводятся в статье . В статье приводится кластеризация регионов по доли активного населения, безработных, доли служащих и среднедушевыми доходами. Объёмы экспорта и импорт в регионах незначительно влияют на ВРП, что можно наблюдать по коэффициентам построенного регрессионного уравнения:

ВРП = exp(5,064-0,00323 IND_P+0.0013 IND_CX+0.000001 E-0.000002 M-0.0112 INF +0.0244 UEA) (2)

при коэффициенте корреляции R = 0.75,

где IND_P– индекс промышленного производства; IND_CX – индекс производства сельскохозяйственной продукции; E – удельный экспорт; M удельный импорт; INF – индекс инфляции; UEA – уровень экономической активности населения.

Регрессионное уравнение (2) значимо на уровне 0,05, но остатки уравнения (разность между значениями уравнения и статистическими данными) не соответствуют нормальному закону распределения.

Литература

  1. Плотницкий, М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и др. Макроэкономика: Учебное пособие. М.: Новое знание, 2002. 462 с.
  2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб. // Росстат. М., 2014. 990 с.
  3. Магнус Ф.Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика: Учебник. М.: Дело, 2005. 504 с.
  4. Игнатьев В.М. Доходы и демографические показатели населения в регионах // Экономика. Управление. Финансы: сб. статей. Киев: Экономист. 2013. С. 68-72.
  5. Игнатьев В.М. Потребление продуктов питания населением регионов // Стратегия устойчивого развития регионов России: сб. статей. Новосибирск, 2015. № 25. C. 132–137.
  6. Игнатьев В.М., Ерошина Э.А., Земкова А.С. Сравнение состояния образования и валового регионального продукта / Развитие научной мысли в современном мире: актуальные вопросы, перспективы, инновации: сб. статей. Ростов-на-Дону: НИЦ «Summa-Rerum», 2014. С.78-83.
  7. Истомина К.С.
  8. Игнатьев В.М., Баканова С.А. Поляризация регионов России по занятости и доходам населения // Nauka i inowacja. Pezemysl: Nauka i studia. 2013. Vol. 3. P. 15-18.
  9. Игнатьев В.М., Борисова Д.М Прогнозирование занятости населения региона // Наука, техника и образования. 2015. № 3(9) .C. 40-43.
  10. Игнатьев В.М., Чеботарева А.Ю. Факторы инновации и её диаграмма Ишикавы // Наука, техника и образования. Иваново, 2014. № 4. С.21–24.
  11. Истомина К.С. Влияния показателей на коэффициент рождаемости в регионах // Вестник науки и образования. 2015. № 2(4). C. 60-64.

01.07.2008

Слабые регионы отстают в экономическом развитии от сильных в десятки раз и без грамотной госполитики не подтянутся, считает журнал «Финанс», опубликовавший третий по счету рейтинг российских регионов по показателю производимого в них продукта на душу населения.

Впереди всех - Тюменская область c $43,5 тысяч, что примерно соответствует подушевому ВВП США, Ирландии или Кипра. Но даже догнав Америку, российскому региону еще есть к чему стремиться. США всего лишь замыкают десятку стран самым большим ВВП на одного жителя. У Катара и Люксембурга этот показатель превышает $75 тысяч.

Следом за Тюменской областью с отставанием на $20 тысяч – Москва. По продуктивности экономики она близка к Южной Корее, Израилю и Саудовской Аравии. Интересно, что отрыв Тюмени от столицы, хотя и остается очень большим, несколько сократился за последнее время: в прошлогоднем рейтинге он был более чем двукратным. Это не удивительно: московская экономика в последние годы растет гораздо быстрее.

Производство в нефтегазовом секторе уже давно не впечатляет особым динамизмом. В 2006 году добыча топливно-энергетических полезных ископаемых выросла всего на 2,5%, в 2007-м – на 1,9%. Другое дело – обрабатывающая промышленность, торговля, финансовые и другие услуги, на которых специализируется Москва. Учитывая это, вполне вероятно, что в дальнейшем столица продолжит догонять Тюменскую область в рейтинге журнала «Финанс».

Перемена мест

Заметно ухудшились позиции Вологодской области, которая опустилась с третьего места на восьмое. Это объясняется в первую очередь относительно медленным ростом ее номинального ВРП в 2006 году (на 9%). Пять регионов, опередивших Вологодчину, прибавили по 25–35%. Особенно хорошую динамику продемонстрировали Сахалинская область и Красноярский край, что позволило этим субъектам Федерации занять четвертую и пятую строчку рейтинга соответственно. Если в 2005 году их ВРП были примерно равны ВВП Малайзии и Мексики, то в 2006 году они уже превзошли Чили.

Хорошие результаты продемонстрировали Свердловская и Оренбургская области. Последняя по итогам 2005 года была на 30-й строчке и не превышала по уровню развития Панаму. В новом же рейтинге ее номер – 17, а международный «аналог» – Болгария. Ту же планку взяла Башкирия, которая переместилась на 7 строчек вверх. Что касается Свердловской области, то она поднялась с 22-го места сразу на 13-е и теперь дышит в спину Ленинградской области.

Очень неплохо продвинулось в рейтинге и Подмосковье: с 31-го места сразу на 24-е. Соседство со столицей отражается на нем двояко. С одной стороны, близость к крупному рынку, лучшая чем в других регионах обеспеченность инфраструктурой стимулирует приток инвестиций в Московскую область. Результат – высокая динамика ВРП. С другой стороны, Москва оттягивает на себя трудовые ресурсы: огромное количество жителей Подмосковья создает ВРП не дома, а в столице.

На юге как в Африке

Факторы, обеспечивающие экономический рост в последние годы, – высокие цены на сырье, бурный рост внутреннего спроса, развитие городских агломераций – были таковы, что выигрыш от этих процессов распределялся очень неравномерно. Поэтому, несмотря на локальные прорывы, контрасты в развитии регионов остаются удручающими.

Показатель ВРП Тюменской области по-прежнему в 32 раза выше, чем у аутсайдера – Ингушетии. Субъекты Федерации, представляющие юг России, экономически находятся на уровне слабых государств третьего мира, таких как Гондурас, Филиппины и Боливия. А Чечня и Ингушетия, замыкающие рейтинг, сопоставимы с бедными странами африканского континента.

Более четверти российских регионов с общей численностью населения почти 26 млн человек по уровню развития экономики уступают нищей по европейским меркам Албании. Даже те, кто оказался в середине рейтинга (а это неслабые по российским меркам Краснодарский край, Калужская, Курская области и т. п.), уступают таким странам как Таиланд и Тунис. Правда, последние тенденции в региональном развитии немного обнадеживают. В частности, экономика некоторых регионов российского юга в 2006 году росла значительно быстрее, чем в целом по России и в Центральном федеральном округе. С другой стороны, ускорение почти не затрагивает Дальний Восток (за исключением Сахалинской области).

Данные о номинальных объемах валового регионального продукта (ВРП) на душу населения ежегодно обнародует Росстат (последняя публикация – за 2006 год).

Чтобы сделать показатели сопоставимыми, «Финанс» скорректировал их с учетом различий в уровнях цен в разных регионах. С этой целью использовались публикуемые Росстатом данные о стоимости фиксированной корзины товаров и услуг в субъектах федерации на конец отчетного года (для Чеченской Республики вместо отсутствующей цифры за декабрь 2005 года была взята январская 2006 года). В качестве базовых показателей использованы значения стоимости корзины в целом по России.

Для сопоставления с ВВП иностранных государств рублевые ВРП были пересчитаны в доллары США. Учитывался паритет покупательной способности (ППС) российской и американской валют: он, в отличие от биржевого курса, отражает разницу в уровне цен в двух странах. Источник информации о ППС и ВВП стран по ППС – база данных МВФ, который, в свою очередь, опирается на статистику Всемирного банка.

При сравнении свежего рейтинга с прошлогодним («Финанс» № 27, 2007) сразу бросается в глаза странная, на первый взгляд, вещь. Показатели подушевого долларового ВРП большинства регионов сократились. Например, в прошлом году мы оценивали его объем у лидера рейтинга – Тюменской области – в $49 тысяч, а в этом году получилось только $43,5 тысяч. При более внимательном рассмотрении выясняется, что за год уменьшения тюменского ВРП не произошло, поскольку показатель 2005 года пересмотрен в сторону снижения – до $42,5 тысяч. Почему? Все дело в пересмотре исходных данных, которые были использованы при подготовке рейтинга. Во-первых, после прошлогодней публикации «Финанс» Всемирный банк скорректировал показатели паритетов покупательной способности. Во-вторых, Росстат актуализировал статистику по ВРП за 2005 год. Соответственно, показатели, на которых построен рейтинг за тот год, были обновлены. На расстановку мест это повлияло несущественно.

Место Субъект федерации ВРП на душу населения, $ тыс. по ППС Изменение за год, $ по ППС Прирост/снижение ВРП за 2001–2006 гг., % Страна с близким по размеру ВВП на душу населения по ППС
2006 2005*
1 Тюменская область 43,49 42,50 +993 42,0 США, Ирландия, Кипр
2 Москва 23,51 20,98 +2536 59,8 Южная Корея, Израиль, ­Саудовская Аравия
3 Республика Татарстан 13,61 12,03 +1579 34,1 Габон, Сент-Китс и Невис
4 Сахалинская область 13,60 11,37 +2230 77,2
5 Красноярский край 13,21 11,27 +1940 26,0
6 Республика Коми 13,19 11,69 +1492 19,1 Чили, Малайзия, вся Россия
7 Липецкая область 12,86 11,33 +1536 39,2
8 Вологодская область 12,05 12,84 –791 28,7 Турция, ­Аргентина
9 Томская область 12,02 10,99 +1026 26,6
10 Санкт-Петербург 11,80 10,77 +1029 60,1
11 Пермская область (край) 11,62 10,82 +797 15,4
12 Ленинградская область 11,19 9,80 +1392 76,0 Венесуэла
13 Свердловская область 10,89 8,88 +2006 51,0
14 Архангельская область 10,68 9,58 +1099 55,9 Ливан, Уругвай, Румыния
15 Республика Саха (Якутия) 10,46 10,64 –181 23,1
16 Республика Башкортостан 10,32 8,74 +1584 38,3 Болгария
17 Оренбургская область 10,27 8,17 +2102 47,7
18 Омская область 10,07 10,15 –78 63,7 Иран, Казахстан
19 Самарская область 10,00 9,14 +853 28,1
20 Челябинская область 9,79 8,69 +1100 37,6 Белоруссия
21 Белгородская область 9,64 8,70 +940 41,1
22 Мурманская область 9,54 9,00 +544 8,2 Коста-Рика
23 Кемеровская область 9,52 9,11 +410 33,1
24 Московская область 9,46 8,08 +1379 56,1 Сербия
25 Чукотский автономный округ 9,29 8,91 +380 48,5 Панама
26 Иркутская область 9,23 8,20 +1034 37,1
27 Ярославская область 9,07 8,69 +380 36,9 Бразилия, ЮАР
28 Республика Карелия 8,94 9,07 –129 26,4
29 Магаданская область 8,94 8,98 –48 –2,2
30 Удмуртская Республика 8,86 8,47 +390 17,5
31 Нижегородская область 8,55 7,47 +1085 32,3
32 Новгородская область 8,44 8,30 +144 16,9
33 Новосибирская область 7,59 7,25 +340 50,3 Македония, ­Таиланд, Ямайка
34 Хабаровский край 7,34 6,68 +663 28,2
35 Волгоградская область 7,29 6,74 +543 30,1
36 Тульская область 7,26 6,55 +713 31,7
37 Республика Хакасия 6,96 6,38 +576 10,1 Перу, Эквадор, Тунис
38 Калининградская область 6,93 6,36 +567 61,0
39 Рязанская область 6,85 6,29 +561 30,3
40 Курская область 6,81 6,27 +537 40,8
41 Тверская область 6,76 5,71 +1043 35,8
42 Краснодарский край 6,70 5,95 +749 42,1 Босния и Герцеговина, Доминиканская Республика
43 Астраханская область 6,62 6,36 +252 24,6
44 Орловская область 6,57 6,08 +494 26,2
45 Смоленская область 6,54 6,02 +515 20,5
46 Калужская область 6,40 5,89 +507 32,0
47 Костромская область 6,34 5,89 +445 23,7
48 Чувашская Республика 6,32 5,27 +1046 35,5
49 Ульяновская область 6,25 5,40 +849 32,1 Украина, ­Колумбия, Алжир
50 Саратовская область 6,23 5,95 +276 39,9
51 Амурская область 6,21 5,83 +377 10,5
52 Республика Бурятия 6,11 5,49 +621 30,5 Азербайджан
53 Камчатская область (край) 6,10 5,67 +431 6,4
54 Еврейская автономная ­область 6,07 5,18 +892 45,7
55 Владимирская область 5,96 5,27 +698 23,9
56 Ростовская область 5,87 5,15 +720 50,5 Албания
57 Приморский край 5,83 5,62 +207 31,3
58 Читинская область 5,77 5,07 +698 23,7
59 Тамбовская область 5,61 5,28 +333 31,0
60 Республика Мордовия 5,50 4,73 +766 48,0 Сальвадор
61 Пензенская область 5,48 4,98 +497 22,8
62 Псковская область 5,47 5,05 +420 20,8
63 Курганская область 5,38 4,55 +837 36,6
64 Республика Марий Эл 5,33 4,62 +710 33,6
65 Воронежская область 5,29 4,92 +371 30,1 Тонга, Египет
66 Республика Северная Осетия 5,26 4,32 +941 45,9
67 Алтайский край 5,20 4,59 +611 34,2
68 Брянская область 5,13 4,60 +531 33,8
69 Кировская область 4,74 4,30 +444 14,3 Китай, Туркмения­, Намибия
70 Ставропольский край 4,72 4,32 +401 48,9
71 Карачаево-Черкесская Республика 4,34 3,53 +808 43,0 Армения, Фиджи
72 Кабардино-Балкарская Республика 3,99 3,83 +155 32,4 Грузия, Марокко
73 Республика Алтай 3,97 3,48 +493 25,0
74 Республика Дагестан 3,76 3,22 +537 83,8 Боливия, ­Гондурас
75 Ивановская область 3,73 3,53 +197 30,4
76 Республика Калмыкия 3,49 3,01 +473 –15,5 Индонезия, ­Филиппины
77 Республика Тува 3,47 3,02 +454 19,8
78 Республика Адыгея 3,42 3,22 +204 35,4
79 Чеченская Республика 1,95 1,62 +325 Судан, Нигерия
80 Республика Ингушетия 1,36 1,30 +53 –9,1 Гана

Светлана Смольнякова

ВРП на душу населения может быть использован для межрегиональных сопоставлений в уровне экономического развития регионов. Так, в 2012 г. при среднероссийском показателе 348,6 тыс. рублей наибольший ВРП на душу населения - в Ненецком автономном округе: 3841,0 тыс.

Рублей, наименьший - в Чеченской Республике: 78,9 тыс. рублей. В Костромской области в 2012 г. этот показатель был равен 199,3 тыс. рублей, что ниже показателя по Российской Федерации в 1,75 раза. Коэффициент осцилляции (отношение размаха к средней) показывает, что размах вариации ВРП на душу населения по регионам в 11,7 раза превышает среднероссийский уровень. Это свидетельствует о значительной дифференциации экономического развития регионов Российской Федерации и соответствующих различиях в уровне жизни населения .

Территориальные различия ВРП на душу населения, выражающие дифференциацию уровней экономического развития регионов, характеризуются данными, представленными в рисунке 17.

ВРП на душу населения, руб./чел.

Рисунок 17 - Группировка субъектов РФ по ВРП на душу населения

В ходе анализа, проведенного среди субъектов РФ в 2012 г. по ВРП на душу населения, было выделено 6 групп.

Г руппы 4, 5 и 6 самые малочисленные по числу входящих в них субъектов РФ. Самый богатый - 6-й кластер: здесь на душу населения ВРП приходится от 887,5 до 3841,0 тыс. руб. Из шести субъектов федерации, входящих в данную группу, три относятся к УФО - это Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты- Мансийский автономный округ - Югра и Тюменская область: их ВРП на душу населения составляет от 960,0 тыс. руб. до 2211,6 тыс. руб. В данную группу попали и столица России - Москва (887,5 тыс. руб.); Ненецкий автономный округ занимает лидирующее место даже среди «чемпионов» - 3841,0 тыс. руб. на 1 жителя. В 5 группу попали преимущественно регионы Северо-Западного федерального округа (СЗФО) (4 из 11 субъектов) и Северного федерального округа (СФО) (4 из 12 субъектов), что составляет 1/3 от каждого из указанных федеральных округов. 4 группа, находящаяся по ВРП на душу населения в промежутке между 376,9 и 306,9 тыс. руб., собрала представителей практически всех федеральных округов: ЦФО (Московская и Белгородская области), СЗФО - Архангельская область, Приволжского федерального округа (ПФО) (Республика Татарстан и Пермский край), Уральского федерального округа (УФО) (Свердловская область), Сибирского федерального округа (СФО) (Томская область), Дальневосточного федерального округа (ДФО) (Приморский и Хабаровский края).

Самым многочисленным кластером является 2-й, который насчитывает 28 субъектов РФ, среди которых и Костромская область (199,3 тыс. руб.). Границы интервалов этой группы - 154,2 и 243,9 тыс. Минимальное значение принадлежит Алтайскому краю (154205,7 руб.), максимальное - Воронежской области (243941,3 руб.); Костромская находится в данной группе на 17 месте.

3-й кластер является также достаточно большим - 22 субъекта РФ. В него вошли, главным образом, регионы СЗФО: 4 из 11 субъектов, ПФО - 5 из 14

субъектов, СФО - 5 из 12 округов, а также ДФО - 2 из 9, исключение составил только Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО): ни один из субъектов РФ СКФО не вошел в 3 группу. Интервал ВРП на душу населения находится в границах от 200 до 300 тыс. руб. Следует обратить внимание на тот факт, что в 3-й кластер вошел сосед Костромской области - Ярославская область - с величиной ВРП на душу населения 255,3 тыс. руб. в 2012 г., что превышает наш показатель на 28%.

Для 1 группы характерны следующие основные черты: интервал ВРП на душу населения - от 50 до 110 тыс. руб.; сюда вошли преимущественно регионы СКФО (5 из 7 регионов - все за исключением Ставропольского края и Республики Северная Осетия - Алания, которые вошли во 2-й кластер). Из ЦФО к данной группе отошла Ивановская область - также наш сосед: чуть выше 129,8 тыс. руб., но это ниже показателя по Костромской области более, чем на 50%.

Построение и анализ территориального ряда распределения по уровню среднедушевого ВРП в 2012 г. позволили сделать вывод о том, что значительная часть регионов РФ имеет величину ВРП на душу населения существенно ниже среднероссийской, т.е. ряду распределения свойственна левосторонняя асимметрия (характеризует меру несимметричности распределения): коэффициент асимметрии - 5,46. Следовательно, распределение региональных уровней ВРП на душу населения не подчиняется нормальному закону. Это означает, что большинство российских регионов испытывают трудности экономического развития и, соответственно, имеют низкие возможности для повышения уровня и качества жизни населения .