Государственного регулирования рынка включает государственные. Регулирование рынка в РФ. Сущность рынка. Понятие и роль государства в регулировании рынка

Сущность, субъекты, объекты и цели государственного регулирования экономики. Средства (инструменты) государственного регулирования экономики.

Механизм государственного экономического регулирования - одна из важнейших подсистем современной смешанной экономики. Он непосредственно воздействует на размеры государственного сектора, его соотношение с другими секторами национальной экономики, на пропорции между этими секторами. Структура данного механизма не является застывшей, она диктуется потребностями технологического и социально- экономического развития, неразрывно связана с перегруппировкой политических сил в стране, сменой партий, стоящих у власти, изменениями в проводимой ими экономической политике, эволюцией теоретических идей. Механизм государственного регулирования (его масштабы, конкретные формы и методы) существенно различается по странам. Он отражает и историю, и традиции, и тип национальной культуры, масштабы страны и ее геополитическое положение, многие другие факторы. От адекватности данным условиям зависит эффективность той или иной национальной модели государственного регулирования. Поэтому было бы неверно пытаться найти готовые схемы и вообще жить по шпаргалке - эффект будет невелик. Это задача всегда творческая, требующая тщательного нахождения ответов на возникающие вопросы. Следует иметь ввиду и то обстоятельство, что не существует линейной обратной связи между уровнем экономического развития страны и объемом государственного регулирования - по принципу: чем ниже данный уровень, тем якобы выше роль государства в сфере регулирования. Степень государственной интервенции в хозяйственную жизнь подчиняется не вполне еще выявленным экономической наукой закономерностям цикличности. Отметим также, что исследовать экономическую роль государства необходимо не по степени его вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика. А при «плохом» государстве не может быть «хорошей» национальной экономики, развивающейся на основе рыночных принципов.

Механизм регулирования экономики включает:

1) ресурсы регулирования,

2) объекты регулирования,

3) формы регулирования,

4) методы регулирования,

5) концепции регулирования,

6) инструменты регулирования.

К ресурсам регулирования относятся: государственные финансы (расходы государства и налоговые поступления в бюджет); государственный сектор экономики; денежная масса под контролем центрального банка; законодательное право; возможность сбора и обработки информации.


Объекты регулирования - совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен, занятость, доходы населения, инвестиционная активность, темпы социально-экономического развития, его пропорции и т.п.

Субъекты - это наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные или коммунальные (местные) органы управления.

Исполнителями экономических интересов общества - субъектами ГРЭ являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также Центральный банк. Не менее важное значение в понимании механизма ГРЭ имеют вопросы: 1) о целях и принципах; 2) формах и методах, а также инструментах регулирования. Что касается второй части проблем, то они подробно будут рассмотрены в третьей главе пособия.

Традиционные формы регулирования современной смешанной экономики:

Конкуренто-рыночная;

Корпорационная;

Государственная;

Межгосударственная.

Помимо этих ведущих компонентов в процессе становления институтов гражданского общества все большую значимость в регулировании социально-экономических процессов приобретают различного рода соглашения, конференции, ассоциации - союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации банкиров или торгово-промышленные палаты, не являющиеся элементами государства, но и не чисто рыночные структуры. Следует назвать и такие образования, как профессиональные союзы, общества потребителей, экологические движения. Именно им, а не рынку передает свои функции регулирования экономики современное государство.

Экономические же методы регулирования, наоборот, расширяют свободу выбора. Использование каждого из них оборачивается для фирмы дополнительным стимулом. Но при всех достоинствах экономических регуляторов существует по меньшей мере пять областей, в которых административные приемы достаточно эффективны, и их применение является обязательным (в силу их наивысшей результативности). При этом хотя и подавляется индивидуальная экономическая свобода, но потери отдельных субъектов оправдываются сокращением потерь для всего рыночного хозяйства. Каковы же эти сферы применимости административных методов регулирования рыночной экономики?

а) При обеспечении прямого государственного контроля над монопольными рынками. Правда, данные рынки весьма неодинаковы, а потому допускают различные подходы к применению административных приемов. Так, на тех рынках, где признана естественной государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.п.), вполне уместно настоящее, полномасштабное администрирование (директивное планирование производства, издержек, цен, прямой контроль над качеством, гарантированное материально - техническое снабжение, опирающееся на централизованные гос.закупки). Причем поскольку многие государственные монополии имеют региональный характер, точно также надо поступать и местным органам власти. Вполне допустимо сугубо административное регулирование рынков товаров не эластичного спроса - через жесткие ставки акцизных налогов, планирование цен и др.

б) Экономические регуляторы недостаточны, а иногда и просто вообще неэффективны при регулировании побочных эффектов рыночных процессов, их последствий для состояния окружающей среды и не воспроизводимых ресурсов. Так, если химкомбинат погубил Байкал, то финансовые санкции к нему уже не смогут исправить ситуацию. Для исключения подобных случаев необходимы консервация части национальных ресурсов, исключающая любые формы их коммерческой эксплуатации, прямое запрещение использования экологически вредных технологий, разработка и реализация экологических стандартов.

в) Разработка всех других стандартов (образовательных, технологических и др.), контроль за их соблюдением всеми участниками экономической системы. И в условиях стремительного расширения сферы коммерческого образования в нашей стране государство должно гарантировать сохранение достаточно высокой «планки» российского образования.

г) Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, той планки, ниже которой «царствует» нищета. Для предотвращения подобного падения уровня жизни административно вводятся гарантированный минимум (выше равновесного) заработной платы, тот или иной (не порождающий нарастание институциональной безработицы) уровень пособия по безработице и т.п.

д) Защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей (например, лицензирование экспорта или прямой государственный контроль над экспортом и импортом товаров, капиталов, рабочей силы).

В мировой хозяйственной практике обозначились следующие концепции регулирования национальной экономики:

1. Концепция развития производства (со стороны предложения). Главным здесь признается стимулирование развития производительных сил и структурной перестройки экономики - при допущении несбалансированности воспроизводственного процесса. Предполагается, что решение этих ключевых задач обеспечивает не только ускорение темпов экономического роста, но и сокращение безработицы, смягчение неравномерности, цикличности развития. Эта концепция применялась в разные годы везде, но особенно - в отстающих странах.

2. Концепция сбалансированного развития воспроизводства. Главным здесь признается поддержание равномерного роста производства при максимально возможной его сбалансированности. Максимизация темпов роста не рассматривается в качестве само цели. Проводится антициклическое (включая антикризисное), антиинфляционное регулирование, политика доходов, занятости и внешнеэкономического равновесия. Эта концепция применяется сегодня в большинстве развитых стран мира.

3. Концепция стимулирования роста производства со стороны спроса. Ключевой задачей при этом считается достижение устойчивого превышения совокупного спроса над совокупным предложением для ускорения темпов прироста производства, обеспечения полной занятости, а также предотвращения и смягчения кризисов. Допускается инфляция, рост общего уровня цен. Эта концепция, как практическое воплощение кейнсианской доктрины, наиболее зримо применялась в США до 70-х гг.

4. Концепция стимулирования роста со стороны предложения экспортных отраслей. Применяется в странах, где значительная доля продукции направляется на экспорт (Швеция, Франция, Германия и др.). Основной задачей при этом признается повышение эффективности производства в экспорто ориентированных отраслях с целью обеспечения высокой конкурентоспособности экспортной продукции на мировом рынке и проведения внешнеэкономической экспансии.

5. Концепция импорта замещения. Применяется в условиях большой зависимости экономики от импорта, сочетающейся с недостаточной конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке. Здесь неизбежно формирование жесткой социально-экономической и производственно - технологической конструкции, мало конкурентной с точки зрения мировых критериев эффективности, что чревато обострением политической нестабильности при попытках проведения структурных реформ (как в начале импорто замещающего пути, так и при выходе из него).

Еще совсем недавно (особенно после войны) главной задачей большинства стран считалось максимальное стимулирование роста производства. Сегодня же типичной становится иная постановка: контролируемое, комплексное, экологически и социально более рациональное развитие производства, т.е.«безопасный», более качественный, нежели количественный, экономический рост. Недавно одной из главных целей было достижение максимальной сбалансированности производства. Но в ближайшей перспективе вероятнее более гибкий подход, суть которого в поддержании «рациональной несбалансированности». И здесь ведется поиск компромисса в комбинации относительно противоречивых макроэкономических целей: экономический рост - сбалансированность. Насколько нерациональным считается гипертрофированный рост диспропорциональной экономики, настолько же недопустима сбалансированность как само цель при забвении экономического роста и подавлении цикличности воспроизводства.

Обеспечивающими данную важнейшую цель инструментами государственного регулирования рыночной экономики являются:

Налоги, налоговые льготы и финансовые санкции;

Государственные инвестиции и субсидии;

Ставка процента по межбанковскому кредиту, нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке;

Государственные заказы, размещаемые на конкурсных и договорных началах;

Государственные товарные резервы, используемые для стабилизации рынка товаров и цен;

Прямое управление государственными предприятиями, принадлежащими государству при родными ресурсами, имуществом, пакетами ценных бумаг;

Целевые социально - экономические и научно - технические программы;

Хозяйственное законодательство и т. п.

Проблема выбора и сочетания много образных форм, методов и инструментов регулирования - одна из наиболее важных, сложных и дискуссионных в экономической науке. При этом количественная оценка социально - экономической роли государства может быть произведена на основе прежде всего следующих показателей:

1) удельный вес, масштабы государственной собственности;

2) доля валового внутреннего продукта, перераспределяемая через государственный бюджет;

3) объем закупок по контрактации или в форме государственного заказа.

Однако, признавая важность данных показателей, следует учитывать, что степень отладки реальных механизмов государственного регулирования в разных странах может находиться вне связи с ними, так что часто координирующая роль государства может быть значительной при относительно меньших показателях, скажем, доли госсобственности в структуре отношений присвоения.

В процессе своего развития ГРЭ пошло несколько этапов.

1.) Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

2.) Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

3.) Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.

4.) Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность ГРЭ путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.

5.) Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более комплексное использование инструментов регулирования.

6.) Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений.

На масштабы, инструменты и эффективность ГРЭ решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно может использовать на ГРЭ, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем ГЭП в условиях рыночного хозяйства. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х годов в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных прикладных исследований, посвященные количественному анализу последствий мер ГРЭ. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственные за принятие экономико-политических решений. Характер и направление научных исследований в области ГРЭ за последние три-четыре десятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале 50-х годов обсуждался вопрос: “ Регулировать или не регулировать экономику?”, то позднее-” Какова должна быть степень этого регулирования? С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?”. Однако возможности ГРЭ небезграничны. Экономической основой ГРЭ является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность ГЭП при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение рынка как экономической категории.

2. Перечислите условия возникновения рынка.

3. Назовите субъекты рыночных отношений.

4. Какие функции выполняет рынок?

5. Какие существуют типы рынков?

6. Что относится к инфраструктуре рынка?

7. Какие негативные черты присущи рынку?

8. Какие позитивные черты присущи рынку?

9. В чем сущность теоремы А. Смита?

10. В чем сущность теоремы Р. Коуза?

11. Перечислите условия для функционирования рыночной экономики.

12. Какова цель государственного регулирования рыночной экономики?

13. Дайте определение понятию спрос. Перечислите основные факторы спроса. Закон спроса.

14. Дайте определение понятию предложение. Перечислите основные факторы предложения. Закон предложения.

15. Условия установления равновесия на рынке.

16. Что такое конкуренция? Какие виды конкуренции вы знаете?

17. Перечислите основные отличия монополии от олигополии.

18. Антимонопольное законодательство Украины.

Государственное регулирование рынка (экономики)

Государственное регулирование рынка - это деятельность государственных органов по выполнению следующих двух основных функций: 1) обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма; 2) воздействие на экономику в областях, где рыночные механизмы несостоятельны. Государственное вмешательство в функционирование рыночной экономики реализуется через государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. По объекту воздействия государственное регулирование экономики включает регулирование ресурсов, производства и финансов. Оно реализуется путем проведения экономической политики. Экономическая политика - система мер, совокупность действий по управлению экономикой, включающая определенный набор элементов, основными из которых являются:

  • антициклическая политика;
  • отраслевая политика;
  • антимонопольная политика;
  • организация денежной системы;
  • социальная защищенность населения;
  • удовлетворение спроса на услуги и товары коллективного пользования;
  • борьба с безработицей и др.

Наиболее общая функция государства в процессе регулирования экономики - обеспечение условий для смягчения воздействия на экономику механизма циклического развития. С этой целью государство проводит антициклическую политику, включающую комплекс законодательных актов, административных мер воздействия на спрос и предложение населения и субъектов хозяйственной деятельности для вывода экономики из кризисного состояния, а также сдерживание стадии экономического бума. Базой реализации антициклической политики является государственный бюджет.

Монополией государства является организация денежного обращения. Изменяя количество денег, обращающихся на национальном рынке, государство влияет на условия функционирования денежной системы. Важная роль в данном вопросе отводится Банку России, который располагает обширным набором инструментов (учетные ставки, операции с ценными бумагами, резервы, административные ограничения) для активного воздействия на состояние денежного рынка.

Государство, выступающее гарантом прав человека, призвано заботиться о социальной защищенности населения, временно испытывающего экономические затруднения, и обездоленных слоев общества. Основной инструмент обеспечения финансирования этого процесса - налоговое законодательство. Государством созданы специальные органы, такие как налоговая инспекция, Фонд социального страхования, Федеральная служба по труду и занятости и др.

Рыночные механизмы не реализуют автоматически право на труд для каждого члена общества. Поэтому борьба с безработицей возложена на государство. Государство должно регулировать рынок труда в целях поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места. Решающую роль здесь играет трудовое законодательство и контролирующие его исполнение государственные организации. Кроме того, элементами экономической политики являются отраслевая и антимонопольная политика.

Государство играет главенствующую роль в удовлетворении спроса на услуги и товары коллективного пользования: национальную оборону, государственное управление, единую энергетическую систему, национальные сети коммуникаций, охрану общественного порядка, вакцинацию и т.д. Кроме того, оно поддерживает те области человеческой деятельности, которые не могут в полном объеме функционировать на коммерческой основе (наука, образование, культура, здравоохранение и т.д.).

Обеспечивая нормальное функционирование национальных рынков, государство проводит соответствующую внешнеторговую политику, контроль за международной миграцией капитала и рабочей силы, воздействует на валютные курсы, управляет платежными балансами и т.д. Некоторые направления деятельности государственных органов в сфере рыночных отношений представлены в табл. 2.3.

Государственное регулирование рынка

Таблица 2.3

Направление

Способ реализации

Стабилизация производства

Налоговая и инвестиционная политика

Выравнивание уровней экономического развития регионов

Региональная экономическая политика

Государственная поддержка конкуренции

Политика демонополизации

Финансирование научно-технического прогресса

Осуществление научно-технических целевых программ

Дотация социально значимых отраслей

Инвестиционная политика

Стабилизация и оздоровление денежной системы

Финансовая и антиинфляционная политика

Преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения

Политика доходов

Социальная защищенность населения

Социальная политика

Контроль за международной миграцией капитала и рабочей силы

Внешнеторговая политика

Антимонопольная политика

Жесткий государственный контроль за монопольными рынками

Система рыночных отношений предъявляет к государственному регулированию ряд требований. Первоочередным является недопустимость любых действий государства, деформирующих или разрывающих внутренние взаимосвязи элементов рынка. Следует избегать установления административного контроля со стороны государства над ценами и натурального распределения имеющихся ресурсов, так как эти действия наносят удар по центральным звеньям рыночного механизма - ценам, спросу, предложению. Экономические стимуляторы, применяемые государством, не должны ослаблять или подменять собой рыночные стимулы.

Для регулирования экономики государство использует как экономические, таки административные методы. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму. Например, оправданы жесткий государственный контроль за монопольными рынками, контроль за экологической безопасностью, поддержание минимальных параметров благосостояния населения (гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и др.), защита национальных интересов в системе мирового хозяйства (лицензирование экспорта и др.).

Отметим тесную взаимосвязь экономических и административных методов государственного регулирования рынка, ибо любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, в то же время в каждом административном регуляторе есть экономическая составляющая. Важнейшим фактором обеспечения эффективности государственного регулирования рыночных отношений следует считать рациональное сочетание в интересах развития национальной экономики экономических и административных методов воздействия на рынок.

рынок общественное воспроизводство

“Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила “рыночной игры”

Рыночная экономика доказала, что нет альтернативы при решении главных экономических задач. Во-первых, рынок обеспечил взаимосвязь производства и потребления. Во-вторых, гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Механизм этой оценки заключен в том, что состоялась купля-продажа или нет. Стремление как можно выгоднее купить или продать заставляет продавцов и покупателей постоянно поддерживать “рыночную форму”. В-третьих, рынок создает условия для высокой эффективности производства. Конкуренция выбирает преуспевающих, тем самым безжалостен к отстающим.

Достоинство рыночной системы заключается, прежде всего, в рассмотрении анализа эффективности распределения ресурсов и свобод. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство той продукции, в котором общество больше всего нуждается. Благодаря этому в экономику внедряется более новые технологии производства. “Невидимая рука” управляет на рынке личной выгодой, которая обеспечивает общество наибольшим количеством необходимых товаров. В связи с этим многие экономисты сомневаются, как правильно необходимо вмешиваться в функционирование свободных рынков, или регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным. Важный не экономический аргумент, который также составляет достоинство рыночной экономики, служит обстоятельство, что она делает ставку роль на личной свободы. Рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Каждому человеку предоставляется свобода предпринимательства. Предприниматели, без принуждения, могут добиваться увеличение своей выгоды, с учетом вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы. Таким образом, рыночная экономика способствует эффективности распределение ресурсов и личной свободе.

Избавляя общество от товарного дефицита, развивая научно-технический прогресс, рыночная экономика не способна решить другие важные социально-экономические проблемы. Это удовлетворение тех потребностей общества, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. Всякое общество нуждается в национальной системе обороны, образования, аппарата управления государством и другие необходимые мероприятия, в которых нуждаются люди. Эти услуги и общественные товары должны финансироваться из средств государственного бюджета за счет налогов граждан. Итак, удовлетворение потребностей на общественные товары не может происходить на рыночной основе.

Другая проблема рыночной экономики связана с “внешними эффектами”. Например, это загрязнение окружающей среды в результате деятельности производства, исчерпание природных запасов, которые идут в хозяйственный оборот. Сама экономика не способна “убрать” эти негативные последствия, это ведет к тому, что государство должно заниматься этим процессом. Оно измеряет и перераспределяет доходы через государственный бюджет с целью погасить отрицательные эффекты или справедливо перераспределить выгоду. Устранение негативных внешних эффектов возможна через запрет эксплуатации невосстанавливаемых природных ресурсов, применение вредных технологий, наносящих ущерб здоровью населения. Государство борется с этим с помощью штрафов, которые могут превышать выгоду нарушаемого производителя. “ Все это дает возможность существенно координировать действия рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах”

Третья проблема, связанная с социально-экономическими правилами личности, прежде всего, право на труд. Ясно, что рыночная экономика не может существовать с занятостью всего населения в целом. В стране возникает безработица. При этом государство не стремится к полной занятости людей, а лишь регулирует рынок рабочей силы, с помощью социальных выплат людей, осуществление программ по созданию новых рабочих мест и проводит другие мероприятия, чтобы хоть как-то обеспечить жизнь людей, которые не по своей воли утратили рабочие места.

Государство постоянно должно контролировать рынок, то есть система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера осуществляется государственными учредителями в целях адаптации социально-экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Вмешательство государства в рынок влияет на состояние дел на нем, формирования спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту общества. Субъектами государственного регулирования являются федеральные, региональные, муниципальные органы управления.

Государственное регулирование ставит перед собой цели: соблюдать интересы государства, общества, социально незащищенных слоев общества, придерживаясь прав и свобод личности. Государство следит, чтобы не были ущемлены интересы отдельных регионов, социальных групп, а также государственное регулирование направлено на защиту интересов будущего поколения, охрану окружающей среды. Государство стремится минимизировать негативные последствия рыночных процессов, создать правовые, финансовые предпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.

Правовое регулирование разрабатывает законы, которые обеспечивают защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, борьбу с теневой экономикой. Этим занимается антимонопольное законодательство и дефляционная политика. Антимонопольная политика ведет жестокий контроль над ценами предприятий-монополистов, проводит антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Дефляционная политика - политика стабилизации уровня цен. Эта политика ограничена выбором: или стабилизация платежеспособного совокупного спроса, или переход к свободным ценам на продукцию, что может привести к росту цен, или увеличения предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Финансовое регулирование. С помощью финансов, которые государство “берет” из своего бюджета, принимаются меры для Стимулирования рыночных отношений в периоды экономических спадов. Государственное вмешательство необходимо, когда рынок обнаруживает свою несостоятельность и для устранения последствий своей же деятельности. Финансовое регулирование происходит за счет фискальной политики. В проведении этой политики большую роль играют правительственные расходы. Они делятся на правительственные закупки - регулируемые законодательством государственные расходы, которые включают в себя все затраты государства на конечную продукцию производителей и на прямые покупки ресурсов, и трансфертные платежи -- выплаты со стороны государства из бюджета и внебюджетных фондах предприятием и населением (субсидии, пенсии, процент по государственному долгу). Налоговая политика заключается в том, что в периоды экономических спадов применять стимулирующую политику - снижение налогов и увеличение государственных расходов. В периоды экономических подъемов Применяется сдерживающая политика - увеличение налогов и сокращение государственных расходов. Государственные займы являются методом финансового регулирования в силу того, что используются правительством для финансирования расходов и дефицита бюджета.

Государственное регулирование имеет две модели:

  • 1. Адаптационная модель. Эта модель основана на постоянном приспособлении к постоянно меняющимся условиям рынка, на сочетании форм собственности и совместной деятельности государственного и частного сектора.
  • 2. Координирующая модель. Она основана на планировании деятельности, прогнозирования и постоянных переговоров. Эта модель предполагает предупреждение сбоев в экономике путем точной дозировки объемов государственного вмешательства.

В макроэкономике существует такое понятие, как макроэкономические институты - совокупность политических, экономических факторов, по средствам которых общество оказывает воздействие на экономику в плане стабильности и поддержания баланса. Широко используемым инструментом в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров капитала. В зависимости от того, в какой области государство воздействует на экономические процессы, различают разные виды экономики. Макроэкономические инструменты включают в себя фискальную, монетарную, внешнеэкономическую политику. “В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная, внешнеэкономическая политика”.

Выполняя свои функции, государство применяет разнообразные методы воздействия на экономику. Выделяют косвенные и прямые методы государственного регулирования. Прямые базируются на административных мерах воздействия. Косвенные носят экономический характер. В первую очередь выделяют денежно-кредитную политику, инструментом которой являются норма обязательных реквизитов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки. Также большую роль уделяют налоговой политике, без которой невозможно поднять экономику и организовать распределение доходов. К налоговой политике можно присоединить политику государственных расходов. Эта политика осуществляет преобразование производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает проблему безработицы. Планирование - предопределение будущего, построение моделей намечаемого будущего состояния экономики, способов, средств и сроков достижения их состояния. Планы почти всегда ориентируются на цели, на решение задач, которые необходимо решить экономике, что находит отражение в показателях плана, его числовых параметров. Для того чтобы достигнуть целей делают прогноз, то есть строят вариантные гипотезы возможных экономических траекторий. С помощью планирования и прогнозирования государство достигает своей цели, хотя при этом, сталкиваясь на пути с различными препятствиями, которые могут привести к негативным последствиям.

Государственное регулирование происходит за счет представительной и исполнительной власти. Но избранные и назначенные чиновники проводят политику, исходя из своих собственных интересов. Все они стремятся извлечь свою выгоду и максимизировать свое благополучие. Гипотеза о роли индивидуального интереса в политической деятельности, в сущности, аналогична предположению о рациональности поведения различных субъектов в экономической деятельности. В соответствии с этим потребитель стремится получить максимальную полезность, а бизнесмен - максимальную прибыль. Политики же стремятся повысить свою должность. Таким образом, в политике происходят ошибки, которые не отражают интересы каждого человека. Чтобы избежать этого, необходима хорошо оформленная общественная система, где люди, которые управляют государством, стремились достичь интересы общества при реализации собственных целей. То есть “ нужна система, подобная рыночной системе, при которой “невидимая рука” рынка направляет действие индивидов, преследующих сугубо личные интересы, на реализацию общественных интересов”.

Исследованиям взаимосвязи политических и экономических явлений, принятие общественных решений занимается теория общественного выбора. Центральное место в этой теории занимает проблема примирения различных взглядов, интересов членов общества по тем вопросам, по которым расходятся мнения избирателей. Эта теория также рассматривает деятельность правительства, вопросы государственных финансов, фискальной и денежной политики, меры по сокращению бюджета страны и экономической стабильности и многое другое. Она задает вопросы - как, что и для кого - в масштабах общества, как теория спроса и предложения изучает выбор в рамках частного сектора. Различие в том, что центральные фигуры озабочены тем, как победить на выборах или продвинуться по иерархической служебной лестницы, а центральные фигуры рынка - фирмы - стремятся получить максимальную прибыль. Но сама по себе государственная экономическая деятельность не является гарантией преодоления недостатков рынка и достижения экономически эффективного размещения ресурсов. Современные экономисты не переоценивают роль государства в экономике, но государственные органы могут принимать неверные решения. Например, существуют несостоятельные рынки типа монополий и загрязнение окружающей среды, так же может существовать и несамостоятельности правительства, когда вмешательство государства в экономику ведет к убыткам или нежелательному перераспределению доходов. Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что в силу чрезмерного вмешательства государства в рыночные процессы возможно принятие невыгодных с точки зрения экономической эффективности общественных решений. Хотя они и не отрицают положительной роли государства, которое исправляет несовершенства рыночного механизма в определенных рамках. Но сторонники сходятся во мнении, что именно государственное вмешательство вносит неопределенность в экономическую систему. На их взгляд, государство внесет наибольший вклад в достижение экономической стабильности, если будет поменьше вмешиваться в экономику.

Теоретически кто осознал роль государства в рыночной экономике, был английский экономист Дж. Кейнс. Он доказал, что экономика не в состоянии решить проблемы в период спада производства или кризиса, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводит экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Позиции Кейнса противостоят принципам неоконсерваторов, которые придерживались мнению, чтобы государство не вмешивалось в деятельность предприятий, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Они считали, что именно этот механизм способен регулировать национальную экономику. Но современные экономисты считают, что в целях улучшения) управления экономики разумнее применять смешанный тип управления, где соединяются достоинства позиций Кейнса и неоконсерваторов. “Управлять экономикой в отсутствии того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой”.

Активное вмешательство в экономику - нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнение хозяйственных связей экономическая роль государства растет. Период противопоставления рынка государству, а государства - рынку закончился. Сегодня не отрицается, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы людей. Государство и рынок - две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественного развития. Поэтому, принимая решения об осуществлении экономической деятельности, проходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного механизма и государственного механизма регулирования экономики.

Таким образом, перечисленные преимущества рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными. Обособление экономических агентов, несовпадение и антагонизм их интересов обусловливают его несовершенство. Это, в первую очередь, стихийность, которая порождает экономическую неустойчивость; тенденция к монополизации; отсутствие стимулов к удовлетворению ряда общественных потребностей; безработица и социальное расслоение. Эти несовершенства смягчаются мерами государственной экономической и социальной политики.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Гаджиев Натиг Гадим-Оглы

доктор философии по экономике, старший преподаватель кафедры Регулирования экономики Азербайджанского государственного экономического университета

1100, АР, г. Баку, ул. Истиглалият, 6 E-mail: [email protected]

Гумбатова Сугра Ингилаб-Гызы

доктор философии по экономике, преподаватель кафедры цены и оценки Азербайджанского государственного экономического университета, докторант по программе доктора экономических наук Азербайджанского научно-исследовательского института экономики

и организации сельского хозяйства 1100, АР, г. Баку, ул. Истиглалият, 6 E-mail: s.qunbatova2012@yandex. ru

STATE REGULATION OF THE MARKET

Ph.D. Senior lecturer of "Regulation of economy" Chair, Azerbaijan State University of Economics, 1100, Republic of Azerbaijan, Baku, Istiglaliyat street, 6

Ph.D., Lecturer of "Price and Assessment" Chair, Azerbaijan State University of Economics, doctoral students on program Doctor of sciences of Economics, Azerbaijan Scientific Research of Economy

and Organization of Agriculture Institute, 1100, Republic of Azerbaijan, Baku, Istiglaliyat street, 6

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные формы и методы государственного регулирования рынка и воздействия на соотношение предложения и спроса.

Гаджиев Н.Г., Гумбатова С.И. Государственное регулирование рынка // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. 2016. № 6 (27) URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/3240

Государственное вмешательство в экономическую жизнь в виде налоговой, денежно-кредитной политики отражает современный экономический мир. Регулирование субъектов рынка происходит посредством государственных расходов. Государство само закупает определенную долю реализуемой конечной продукции производства. Основное воздействие государства на спрос осуществляется по линии регулирования объема закупок, совершаемых индивидуальными лицами и частными фирмами.

The article considers the main forms and methods of state regulation of the market and the impact on the ratio of supply and demand. State intervention in economic life, in tax, monetary policy reflects the modern economic world. Regulation of market entities occurs by means of public expenditure. The state itself directly buys a certain share of realized final production products. The main impact of the state on demand is carried out through the regulation of the purchases volume committed by individual persons and private firms.

Ключевые слова: рынок, соотношение предложения и спроса, денежно -кредитная политика, налоговая политика.

Keywords: market, ratio of supply and demand, monetary policy, tax policy.

В современной экономической науке накоплен значительный теоретический опыт изучения данной проблемы. Вклад ученых в разработку проблематики как общетеоретических, так и практических вопросов регулирования рынка огромен. Однако необходимо отметить, что в настоящий момент остаются недостаточно изученными вопросы методологии воздействия государства на соотношение предложения товарной продукции и спроса на нее, а также отсутствует эффективный механизм принципов государственного влияния на спрос и предложение.

Целью данной статьи является систематизация теоретико-методологической базы государственного регулирования рынка в современных

условиях хозяйствования и разработка механизма принципов государственного влияния на спрос и предложение.

Переход бывших административно-плановых стран к рыночной экономике сопровождался существенными методологическими ошибками в сферах экономической науки и управления народнохозяйственным комплексом.

В течение всего ХХ столетия сочетание рынка и государства принимало разнообразные формы . Рынок и государство выполняют особые, присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве .

Экономисты сделали выводы о существовании рыночных «провалов», которых нельзя избежать и которые делают экономическое равновесие труднодостижимым. Сегодня специалисты утверждают, что исправить положение может только вмешательство государства путем усовершенствования регулирующих институтов рынка .

Одним из важнейших направлений современного государственного регулирования является воздействие государства на соотношение предложения товарной продукции и спроса на нее, вернее, воздействия на рынок.

Спрос и предложение представляют собой категории сферы обращения, и потому в их движении отражаются многообразные факторы. Одни из них возникают в самой сфере рыночных отношений, другие обусловлены развитием производства, распределения и потребления.

Государство проводит экономическую политику, направленную на уменьшение разрыва между предложением и спросом. По мнению авторов, государственное регулирование - это наиболее важный и эффективный элемент всей системы воздействия на потребительский рынок . Трансформация экономической системы, произошедшая в конце XX в. и повлекшая за собой реструктуризацию производства и переориентацию всей экономики, привнесла в хозяйственную жизнь огромный массив различных, ранее неизвестных обществу механизмов формирования спроса .

Непосредственным ее объектом является не столько предложение, сколько совокупный спрос на товарную продукцию. Государственное регулирование

спроса включает как воздействие на частные расходы на товары, так и дополнение их государственными расходами с целью обеспечить устойчивые темпы экономического роста. Экономическая политика государства оказывает влияние на формирование составных элементов совокупного платежеспособного спроса. Проводимая государственная экономическая политика может способствовать развитию потребительского спроса .

Основными покупателями на рынке товаров и услуг являются индивидуальные лица, частные фирмы и государство. Государство само закупает определенную долю реализуемой конечной продукции производства и строительства, поэтому основное его воздействие на спрос осуществляется по линии регулирования объема закупок, совершаемых индивидуальными лицами и частными фирмами.

Большое значение для изменения объема закупок конечной продукции производства и строительства имеют расходы на предметы потребления, так как последние формируют боле половины конечного спроса. Основным средством государственного воздействия на объем закупок предметов потребления служит налоговая политика. Изменяя ставки налога на личные доходы, размер необлагаемого налогом минимума, государство непосредственно регулирует объем денежных средств, остающихся в распоряжении потребителей. Однако анализ эффективности налоговой политики государства приводит к выводу, что изменение объема потребления не находится в прямой зависимости от изменения денежных доходов населения. Рост доходов увеличит совокупный платежеспособный спрос, который в свою очередь станет стимулом к расширению производств. Расширяющиеся производства будут предъявлять больший спрос на ресурсы, в том числе на труд, и таким образом возникнет мультипликативный эффект .

По своей структуре спрос на предметы потребления выражает потребности двух разнородных групп покупателей: малоимущих слоев населения

и представителей более обеспеченных слоев. Изменение налогов отражается на объеме закупок предметов потребления малоимущими слоями населения, но очень мало влияет на объем потребления более обеспеченных слоев.

Увеличение среднедушевого дохода и доходов корпоративного сектора при помощи государственного воздействия, с одной стороны, повысит уровень потребления, а с другой стороны, повысит сбережения и инвестиции в хозяйствующие субъекты, которые обеспечат дальнейший рост доходов. Рост доходов увеличит совокупный платежеспособный спрос, который в свою очередь станет стимулом к расширению производства и предложения.

Но в целом налоговая политика государства служит мощным средством воздействия на объем закупок предметов потребления, поскольку основная масса созданных предметов потребления покупается на доходы простых граждан и основную массу налогоплательщиков составляют получатели низких доходов. Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны. Одним из наиболее эффективных методов стимулирования потребительского спроса является выплата дотаций, которые компенсируют повышенные издержки и покрывают убытки .

Частные предпринимательские расходы на конечную продукцию производства и строительства обеспечивают реализацию более половины товарной продукции. Если учесть, что частные фирмы покупают примерно более 90 % продукции промежуточного производства, то их закупки обеспечивают реализацию около половины валового товарного продукта. Производственная и инвестиционная деятельность частных фирм является основой движения денежных доходов индивидуальных лиц.

Государственное регулирование объема закупок средств производства частными фирмами осуществляется путем кредитно-денежной и налоговой политики. Изменяя размер налогов на прибыль корпораций и кредитоспособность банковской системы, государство пытается воздействовать на объем закупок средств производства. Однако нет прямой связи между

размерами собственной прибыли и внешних источников финансирования, с одной стороны, и объемом закупок средств производства - с другой.

Уменьшение или увеличение степени использования денежных средств для закупки средств производства обусловливается общим состоянием экономической конъюнктуры. Система государственных мероприятий по стимулированию частных расходов на средства производства не влияет на общую экономическую обстановку, не изменяет основной тенденции в движении общественного производства и потому не может воздействовать на инвестиционные планы частных фирм. Объем закупок средств производства оказывается наименее поддающейся государственному регулированию частью совокупного товарного спроса. Балансы крупнейших хозяйственных субъектов показывают наличие больших финансовых резервов, которые не используются для производственного накопления, что свидетельствует об интенсификации процесса перенакопления денежного капитала.

Составной частью частных расходов на товары являются потребительский спрос и спрос на продукцию I подразделения, возникающие на основе государственных расходов. Величина этого спроса складывается, во-первых, из собственных закупок государством продукции производства и строительства.

Непосредственное участие государства в купле-продаже товарной продукции не является особенностью современной экономики, оно имело место и в прошлом. Нельзя считать особенностью и использование государственных товарных закупок в качестве дополнения к недостаточному частному спросу. Специфика послевоенного экономического развития мира состоит в том, что государство превращается в такого участника товарных сделок, который оказывает своими закупками постоянное и существенное влияние на соотношение спроса и предложения.

Статистика развитых рыночных стран свидетельствует, что особенно большое значение государственные закупки приобретают для реализации

продукции авиационной, ракетной, судостроительной промышленности, средств связи и военной техники.

Во-вторых, на основе государственных расходов возникает спрос со стороны индивидуальных лиц на предметы потребления, ибо почти половина государственных расходов на оплату товаров и услуг используется на содержание государственных служащих: гражданских и военных. По данным западных экономистов, на нужды государства работают около 15-25 % занятой рабочей силы. Вместе с государственными закупками товаров потребительские расходы государственных служащих обеспечивали примерно 22-32 % спроса на продукцию конечного производства и строительства.

Рост государственных товарных закупок означает расширение возможностей государственного регулирования рынка, в том числе спроса и предложения, что обусловлено развитием производства по государственному заказу возникающих на этой основе системы субконтрактов и системы заказов государственных поставщиков другим фирмам на поставку сырья, материалов, оборудования. Система передачи субконтрактов мелким и средним фирмам возникает в тех случаях, когда крупным промышленным монополиям самим невыгодно заниматься производством отдельных деталей или узлов товарной продукции. Вовлечение мелких и средних фирм в систему государственного регулирования расширяет границы координации производства и сбыта за пределами монополистического сектора.

Возможности государственного воздействия на соотношение спроса и предложения путем изменения расходов государства на покупку товаров и услуг зависят от источников финансирования государственных расходов.

Главным источником денежных доходов государства являются налоги. Рост государственных расходов на покупку товаров и услуг означает одновременное сокращение денежных доходов налогоплательщиков. В зависимости от социальной природы налоговой политики и государственных расходов, перераспределение денежных доходов может оставить объем спроса на товары без изменения, увеличить или уменьшить его. Анализ экономической

политики государства показывает, что она способствует росту спроса на товары и что этот рост достигается за счет доходов эксплуататорских классов. Когда в форме налогов в государственный бюджет поступает часть доходов простого населения, то расширение государственных расходов ведет лишь к перераспределению совокупного спроса. Реальный прирост спроса будет обеспечен лишь в том случае, если в форме налогов в государственный бюджет будет изъята часть частных сбережений отдельных лиц. Государственные расходы, финансируемые из этого источника, расширяют для частного капитала рынки сбыта товарной продукции.

По данным западной статистики, доходы примерно 35-55 % налогоплательщиков не превышают официально установленного прожиточного минимума. Именно эта часть налогоплательщиков уплачивает государству основную часть налоговых платежей .

Послевоенные годы в мировой экономике характеризуются резким возрастанием налогов на получателей доходов простого населения и одновременным развитием системы законных и незаконных уклонений от уплаты налогов представителями «элиты». Мировая практика свидетельствует, что характер налоговой системы многих западных рыночных стран ярко обнаруживается в практике перекладывания налогов на прибыли корпораций и косвенных налогов на покупателей предметов потребления .

Неравенство в налогообложении является серьезным препятствием на пути государственной политики стимулирования темпов экономического роста. В экономической литературе западных стран после неоднократного рассмотрения вопроса о необходимости реформы налоговой системы в 60-80 гг. были введены прямые денежные выплаты из государственного бюджета получателям низких доходов. Следует отметить, что в результате налоговой реформы в большинстве западных стран началось финансирование беднейших семей за счет перераспределения высоких доходов, в том числе за счет уменьшения налоговых льгот и уклонений от уплаты налогов.

Рост денежных доходов беднейших семей, получающих годовой доход ниже официального порога нищеты, бесспорно, может привести к соответствующему росту расходов на предметы потребления. Но это потребует такого перераспределения денежных доходов, которое будет равносильно уничтожению всех налоговых льгот.

Налоги на прибыли корпораций также представляют собой средство финансирования государственных расходов. Прибыль является главным источником финансирования частных капиталовложений; от ее размеров зависят возможности накопления, а следовательно, и расширения совокупного платежеспособного спроса. На первый взгляд представляется, что финансирование государственных расходов за счет налогов на прибыли корпораций должно оставить неизменным совокупный спрос на товары, перераспределив его между государственным и частным спросом. В действительности все зависит от возможностей использования той части прибыли частными фирмами, которая изымается в государственный бюджет.

Если налог изымает ту часть прибыли, которая необходима частной фирме для производственного накопления, то налоговая политика государства лишь изменит структуру спроса на товары, не затронув его общей величины. Но если государство изымает в бюджет часть прибыли, которая все равно не использовалась частной фирмой для производственного накопления, то государственные расходы в этом случае увеличат эффективный общественный спрос на товарную продукцию. Как показывает анализ налоговой политики большинства государств, налоги на прибыль способствовали росту совокупного спроса на товары, но удельный вес налогов на прибыль в доходах государственного бюджета уменьшается. Это значит, что относительно уменьшаются и масштабы государственного воздействия на объем совокупного спроса.

Как и всякий экономический процесс, государственное регулирование рынка, и в том числе воздействие государства на соотношение спроса и предложения, имеет качественную и количественную определенность.

Многофакторность движения спроса и предложения, наличие не только прямых, но и опосредствованных связей, воздействие на спрос и предложение не только государства, но и других экономических субъектов чрезвычайно усложняют выявление масштабов государственного воздействия на соотношение спроса и предложения. Большую определенность имеют качественные изменения в движении спроса и предложения, возникающие на основе государственного воздействия на экономику. Одной из этих качественных особенностей является стабильность относительной величины запасов нереализованной продукции.

До 40-50 гг. ХХ века развитие противоречия между стремлением к безграничному расширению производства и ограниченным ростом платежеспособного спроса проявлялось в резких колебаниях рыночных цен, абсолютной и относительной величины запасов нереализованных товаров.

Государственное регулирование привело к заметной стабилизации доли нереализованных готовых товаров. Так, доля запасов готовых товаров в объеме отгруженной продукции обрабатывающей промышленности колебалась очень слабо. Относительно устойчивая величина разрыва между движением предложения и спроса стала одной из основ своеобразия в динамике рыночных цен после Второй мировой войны.

Государственное регулирование усилило колебания абсолютных объемов запасов готовых товаров и отгруженной продукции.

Статистика зарубежных стран показывает, что в 60-90 гг. ХХ века сохранились резкие колебания объемов запасов готовых товаров и отгруженной продукции. Это особенно было заметно при сравнении со среднегодовыми темпами прироста этих величин. Стабилизация относительной величины запасов готовой продукции достигается вследствие экономической политики государства и монополий, направленной на интенсивное приспособление объема и структуры предложения к объему и структуре платежеспособного спроса.

Сознательное регулирование соотношения предложения и спроса на уровне современных монополий и на уровне государства является одним из общепризнанных фактов реальной жизни современного экономического мира.

Возникающие при этом элементы планомерности имели сугубо рыночное содержание. Возможность несоответствия между динамикой предложения и спроса возникает в связи с тем, что условия производства товаров и условия их реализации не только не совпадают по месту и времени, но и различны по существу. По сравнению с ростом производства способность рынков к расширению определяется законами, действующими с меньшей энергией. Стабильность относительной величины запасов готовой продукции создает видимость принципиальных изменений в экономических законах, определяющих развитие производства и спроса. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть сущность экономических процессов, скрывающихся за движением предложения и спроса.

Эволюция теоретических представлений в современной мировой экономической мысли о роли государства в экономике со всей очевидностью свидетельствует о том, что, независимо от ее исходных позиций и направлений, они едины в главном: экономические функции государства по регулированию экономики неизбежны. При проведении экономической политики важно помнить, что и государство, и рынок - великие завоевания цивилизации .

Таким образом, рассмотренные выше особенности государственного регулирования рынка представляют собой взаимообусловленную и взаимосвязанную систему, эффективность использования которой зависит от реального состояния экономики, уровня организационной структуры, форм и методов управления. Только комплексное использование всех методов и форм воздействия государства на формирование спроса и предложения позволяет оптимизировать его объем и структуру в соответствии с национальными интересами, стратегическими задачами и целями.

Всё вышеизложенное дает основание утверждать, что использование

государственных рычагов воздействия на соотношение предложения и спроса

можно рассматривать как необходимое звено в системе регулирования

экономики.

Список литературы:

1. Ганкевич О.Д. Современные проблемы науки и образования // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2008. - № 1. -С. 75-79.

2. Государственно-монополистический капитализм: общие черты и особенности коллектив авторов. - Политиздат 1975.

3. Гуренко В.И. Методы и принципы государственного регулирования потребительского спроса населения // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2013. - № 5. - С. 252-259.

4. Данилов А.А., Данилова В.А., Литвинова Е.В. Основные направления развития потребительского рынка товаров и услуг на макро- и мезоуровнях // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 5. - С. 18-30.

5. Денисов Н.В. Механизм развития потребительского спроса в современных условиях хозяйствования // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 9. - С. 36-41.

6. Денисов Н.В. Теневые механизмы формирования потребительского спроса // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - № 1. - С. 35-39.

7. Золотухин Д.Н. Направления развития «прогрессивного» потребительского спроса в России // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. -№ 3. - С. 63-66.

8. Соловьева О.А. Теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 21. - 2009. - № 1. - С. 23-27.

9. Ушакова Э.Т. Проблемы регулирования рыночной экономики в курсах «Экономическая теория» и «Экономика общественного сектора // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2010. - № 1. -С. 91-97.

10. Хавина С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике // Вопросы экономики. - 1994. - № 11. - С. 80-91.

11. Юрьева Т.В. Социальная рыночная экономика. - М.: Русская Деловая Литература, 1999.

Введение

Государственное регулирование рынка представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач. К ним относятся:

Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

Борьба с инфляцией;

Объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.

Рыночная экономика не способна самостоятельно заниматься ликвидацией данных проблем, именно поэтому важной и актуальным является рассмотрение роли и основных рычагов государственного регулирования рынка.

Структура работы представляет собой содержание, введение, три главы: первые две теоретико-аналитические и третья представляет собой практическое рассмотрение темы, с выводами по главам соответственно, заключение, список литературы и приложения.

Объектом исследований будут основные средства, меры и рычаги регулирования рынка. Предметом разработок для практического исследования темы будет автомобильный рынок России, а именно рассмотрение роли субсидирования государством ОАО «АВТОВАЗ» как одного из средств регулирования рынка.

Целью работы является исследование роли государственного регулирования рынка, его путей и мер. Основные задачи - исследование понятия рынок, его функций и механизмов, теоретический обзор сути, роли и функций государственного регулирования рынка, его объектов и направлений, основных средств и методов регулирования, изучение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики государства как основных рычагов регулирования рыночной экономики, практическое рассмотрение роли государственного регулирования на примере ОАО «АВТОВАЗ». Итогом курсовой работы будет теоретический обзор, аналитическое и практическое исследование путей и мер государственного регулирования рынка.

Государственное регулирование рынка

Сущность рынка. Понятие и роль государства в регулировании рынка

В современной экономике существует множество определений понятия рынок, наиболее полные из них представлены ниже.

Рынок - это экономическая форма обмена продуктами, которые выступают в качестве товаров; при этом производители и потребители выступают в качестве продавцов и покупателей.

Рынок - это совокупность экономических отношений производств и обмена товаров при помощи денег; форма организации хозяйства, обеспечивающая боле эффективное решение экономических проблем.

Объектами рынка являются деньги, товары. В роли субъектов рынка выступают продавцы и покупатели, которые представлены государством, предприятиями, домохозяйствами и т.д.

Структура рынка - внутреннее строение, порядок, а также расположение его отдельных элементов их удельный вес в общем объеме. В связи с этим, рынок можно классифицировать по ряду признаков:

По типу экономических отношений: свободной конкуренции, монополистический, монополистической конкуренции, олигополистический, смешанный.

По характеру производимого продукта: товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, научно-технических знаний, земли и др.

По способу хозяйствования: командно-распределительный, государственно-регулируемый.

По характеру продаж: оптовый, розничный.

По отраслям: автомобильный, сельскохозяйственный, машиностроительный и др.

По правовому положению: легальный, теневой и т.д.

По географическому признаку: местный, национальный, мировой.

Российский рынок является фундаментом общенациональных рынков товаров, услуг, труда, капитала, а также информации (рис.1).

Рисунок 1 - Место государственного рынка в национальной экономике

Рынок выполняет многообразные функции, в которых раскрываются его роль и содержание. В экономической теории различают следующие функции рынка:

Распространение информации, необходимой для человека в мире экономики (информационная). Эта информация воплощена в ценах, которые сообщают о наличии и массе нужных нам товарах и услуг, издержках на производство и т.д. Рынок дает информацию покупателям и продавцам о соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях.

Регулирование пропорций общественного воспроизводства (регулирующая). Через спрос и предложение, конкуренцию, колебания цен рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, что способствует их развитию.

Стимулирование эффективного хозяйствования (стимулирующая). Рынок стимулирует развитие научно-технического прогресса, заставляет снижать себестоимость продукции, повышать качество товаров и услуг, поскольку так можно выжить в своевременной конкурентной борьбе.

Распределение и обмен национального продукта (распределительная). Рынок обеспечивает распределение и обмен созданного продукта между различными группами людей в соответствие с получаемыми доходами.

Санирующая. Эта функция заключается в том, что рынок «очищает» экономику то нерентабельных предприятий, которые разоряются и терпят банкротство.

Перечисленные выше функции рынка представляют собой рыночный способ решения триады экономических проблем: что? как? и для кого? производить. Помимо этого, рыночная система обладает внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям, способна саморегулироваться и эффективно функционировать.

Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и его структуры. Рыночный механизм функционирует в соответствии с системой экономических законов: закона стоимости, закона спрос и предложения, закона убывающей предельной полезности, закона убывающей отдачи и т.д. Действие этих законов проявляется через основные элементы механизма рынка (рис.2).

Рисунок 2 - Основные элементы механизма рынка

Известно, что рыночный механизм обеспечивает не только подъем экономики, но обостряет некоторые проблемы, а именно:

Способствует обострению социальных отношений равенства;

Не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;

Не создает стимулов для производства общественных товаров (национальная оборона, охрана общественного порядка и т.д.);

Не способствует развитию фундаментальных научных исследований;

Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и т.д.

Эти вопросы относятся к функциям государства. Поэтому, в качестве одного из основных элементов механизма рынка выделяется государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование рынка - это вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного положительного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении, а также с целью решения социальных проблем.

Государственное регулирование осуществляется через законодательства, государственное планирование, распределение, основанное на выпускаемых правительством нормативных актах.