Признаки сомнительных операций 115. Сомнительные и подозрительные операции — что это

В первую очередь, вопросы возникают по сомнительным операциям. ЦБ РФ сформулировал признаки таких операций в Письме 172-Т.

«Сомнительные операции – это операции, … имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей».

Также законодатель сформулировал более 120 признаков необычный операций и сделок (Положение Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П). Наиболее распространенные из них связаны с транзитными операциями: зачисление средств от большого количества контрагентов и их списание со счета в течение двух дней, при этом уплата налогов со счета не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах (Письмо ЦБ РФ №236-Т).

Какие могут быть последствия?

За нарушение Федерального закона 115-ФЗ предусмотрена административная, гражданская и уголовная ответственность.


Также могут возникнуть сложности для ведения бизнеса. Например, банк имеет право:

  • заблокировать интернет-банк и карты клиента при выявлении сомнительных операций (Письмо ЦБ РФ №60-Т)
  • отказать в совершении операции (п.11, ст.7 115-ФЗ), а в случае двух таких отказов – расторгнуть договор РКО в одностороннем порядке (п.5.2, ст.7 115-ФЗ).

О сомнительных операциях банк обязан уведомить Росфинмониторинг (финансовую разведку). Росфинмониторинг уведомляет ЦБ РФ, а ЦБ – все остальные банки (п.13, ст.7 115-ФЗ). Банки учитывают эту информацию при определении степени риска совершения предпринимателем операций в целях легализации (отмывания) доходов. При высоком риске финансовые организации должны принять меры по их минимизации: отказать в открытии счета, в проведении операций, заблокировать интернет-банк и карты, закрыть счет (при двух отказах в проведении операций).


То есть нарушение требований 115-ФЗ в одном банке может стать причиной сложностей в обслуживании счетов в других банках.

Как избежать рисков?

Иногда причиной нарушения становится незнание всех нюансов законодательства. А иногда проблемы возникают из-за неправильного выбора партнера. Чтобы уберечь ваш бизнес от рисков, мы подготовили несколько советов.

Основные публичные документы:

  1. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года №395-1
  3. Федеральный закон №215-ФЗ от 23.06.2016 (Об обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах)
  4. Положения Банка России:
  5. – от 2 марта 2012 года № 375-П (о требованиях к правилам внутреннего контроля и признаки, указывающие на необычный характер операций/сделок)
    – от 15 октября 2015 года № 499-П (об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев)

Письма банка России:

  • от 27 апреля 2007 года № 60-Т
  • от 26 декабря 2005 г. №161-Т
  • от 4 сентября 2013г. № 172-Т
  • от 31 декабря 2014 года № 236-Т
  • Такой термин, как сомнительные операции, появился не так давно, и касаться он может каждого из граждан, достаточно только ознакомиться с перечнем критериев и рекомендаций, указывающих на факт сомнительности или подозрительности выполненной сделки или проведенного платежа.

    Сомнительная операция – это передача средств или заключение банковской сделки , которая со стороны кажется для клиента невыгодной или противоречит законодательству.

    Клиент банка, проводящий подобную сделку, преследует цель – вывод средств из страны или избегание налогообложения при получении наличности. В частности, к таким финансовым операциям относятся :

    При этом согласно ст. 6 ФЗ №115 сомнительными могут стать любые операции, даже в процессе покупки повседневных товаров, на сумму не менее 600 000 рублей.

    Чтобы дать определение, операции, вызвавшей подозрение, банк должен взять во внимание следующие характеристики :

    • круг общения клиента;
    • территория проживания или проведения транзакции, так как существует перечень, согласно которому есть местности с повышенной опасностью возникновения террористических актов.

    Операции, вызывающие подозрение, должны иметь повышенный интерес со стороны уполномоченных лиц и банковских структур.

    Согласно вышеназванному закону к сомнительным операциям также могут относиться сделки и другого характера :

    • выполнение финансовых операций или передача кредита в отношении лица, проживающего в государстве, не подчиняющегося требованиям ФАТФ;
    • действия, связанные со счетами или вкладами такого характера, как перевод средств за границу, открытие счета на третье лицо или в пользу предъявителя.
    • мероприятия с движимым имуществом оформление лизинга, передача ценностей в ломбард, сделки по беспроцентному займу.
    • операции относительно недвижимости на сумму свыше 3 млн. рублей.

    Выявлять проведение подобных операций должна Федеральная служба по финансовому мониторингу.

    Самые яркие признаки данных операций

    Чтобы действию дать определение сомнительного необходимо, чтобы характер его выполнения имел следующие признаки :

    • отсутствие экономической выгоды для инициатора ее проведения;
    • цель операции – несоблюдение законодательства;
    • превышение лимита дозволенного законом, обычно это операции на сумму свыше 600 000 рублей;
    • законодателем субъектный состав.

    В большинстве случаев проведение подобных мероприятий выполняется с целью :

    • уклонения от налогообложения;
    • вывода средств за границу;
    • обналичивания средств на счетах;
    • поддержки финансовой коррупции.

    Чтобы предотвратить подобные сделки, банки обязали к проведению тщательного мониторинга.

    Перечень сомнительных операций

    • соотношение уплачиваемых налогов в бюджет и получаемой прибыли;
    • со счета предприятия отсутствуют платежи относительно расчета с работниками или они гораздо выше/ниже численности штата;
    • происходит частичная уплата средств по социальным выплатам;
    • фонд зарплаты ниже прожиточного;
    • отсутствуют остатки по счетам, что несопоставимо с объемами оборота средств;
    • отсутствует взаимосвязь относительно поступления средств и их расходов;
    • происходит резкое увеличение оборотов по счетам;
    • перечисление средств за услуги и товары без начисления НДС;
    • отсутствие оплаты со счетов относительно деятельности предприятия.

    По сути, Федеральная служба рекомендует банкам сравнивать платежи клиента и производить расчет соответствия уплаты налогов в отношении оборотов предприятия. При этом банки обязаны кодировать подобные операции в качестве их идентификации.

    Нормативная база, в частности 115-ФЗ

    Основные требования, предъявляемые к банкам относительно контроля следок и транзакций между гражданами, а также предприятиями, указаны в ФЗ №115 от 2001 года насчет легализации средств, полученных незаконным путем, так как именно данные финансовые учреждения участвуют во всех финансовых операциях населения.

    При этом в процессе выполнения подобной сделки банк наделен рядом полномочий , которые необходимо применить:

    • блокировка проведения транзакции, так как поступил отказ в предоставлении документов, сопровождающих подобные сделки, или у сотрудников банка возникли подозрения относительно прозрачности сделки (согласно Письму №17 БК РФ от 2010 года финансовое учреждение вправе самостоятельно определить принадлежность операции к подозрительным);
    • расторжение договора относительно обслуживания клиентского счета – самым главным основанием для этого является отказ в выполнении клиентом операций в количестве от 2 раз в год.

    Банк вправе выполнить подобное расторжение в случаях, предусмотренных ст. 859 ГК РФ.

    Однако следует помнить, что банк несет за свои действия ответственности, в частности, если его решение было неправомерным согласно ст. 866 ГК РФ . Если же банк действовал на основании ФЗ №115, а именно, ст. 11 данного закона, его привлечь к ответственности не получиться в процессе реализации банком своих полномочий, однако после разрыва договора, как показывает судебная практика, такие иски вполне реальны и имеют место.

    Заключение

    Исходя из обязательств, которыми уполномочены банки на основании законодательных актов, учреждения вправе проводить мониторинг и анализ проводимых клиентами сделок и самостоятельно определять их прозрачность и чистоту.

    Новые сомнительные операции с позиции Центробанка представлены ниже.

    «Зарплатный проект» или «обналичка»? Какие операции клиентов пугают банки? «Секрет фирмы» составил свой рейтинг сомнительных операций, после которых клиенту банкиры укажут на дверь.

    Государство готовит бомбу, которая в скором времени должна взорвать рынок незаконных банковских операций. Речь идет обо всех видах сомнительных сделок: обналичивании денег, находящихся на банковских счетах; «обезналичивании» неучтенной наличности; а также выводе денег за рубеж. Конкретно -- в Госдуме сейчас дожидаются одобрения депутатов поправки в закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласно которым обязательному контролю со стороны федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) подлежат все (!) операции на сумму 600 тыс. руб. и выше. Эти поправки устанавливают обязательный контроль за всеми сделками с наличными и безналичными средствами на 600 тыс. руб. и более, а не выборочный, как сейчас.
    Напомним, что по нынешней редакции закона 115-ФЗ банки обязаны извещать контрольные ведомства не обо всех, а лишь о сомнительных операциях на сумму от 600 тыс. руб. Под сомнительными понимались операции без явного экономического смысла; а также те, где фигурировали счета или вклады, открытые на предъявителя, на третьих лиц либо на компании из стран, входящих в «черные списки» FATF и других международных организаций. За нарушения закона предусматривалась жесткая ответственность для финансовых институтов: от штрафов и временной приостановки деятельности до лишения лицензий и уголовной ответственности для руководства.
    По идее, законодательные новации регуляторов должны отбить у банков и компаний охоту заниматься подозрительными денежными манипуляциями, в первую очередь обналичиванием. Однако итоги предшествующей антиотмывочной кампании заставляют сомневаться в успехе последней инициативы.

    Хроника закручивания гаек

    Напомним, что ЦБ и Росфинмониторинг уже несколько лет ведут борьбу с нарушителями закона 115-ФЗ в банковском сообществе, а ФНС – в корпоративном секторе. Особенный размах антиотмывочная кампания обрела в прошлом году, когда вступил в силу ряд писем ЦБ с детальной классификацией признаков сомнительных клиентов и операций. В 2006 году ЦБ отозвал 60 лицензий у банков, это почти столько же, сколько за предыдущие два года (2004 год – 31, 2005 год – 35). Столь же урожайным оказался и 2007 год: с января по сентябрь своих лицензий лишились 35 финансовых институтов. К тому же только за прошлый год количество банковских работников, осужденных за отмывочные операции, достигло 532 человек. В свою очередь, банки завалили Росфинмониторинг сообщениями о подозрительных транзакциях – только за 2006 год от них поступило почти 6 млн сообщений. Результаты внушительные, но воз, как говорится, и ныне там. По оценкам МВД, в стране по-прежнему ежегодно легализуется 250-300 млрд руб. И по-прежнему существует гигантский рынок обналичивания, который в разы превышает рынок отмывания: по оценкам главы ЦБ Сергея Игнатьева, он растет на 30% в год, а ежемесячный объем превращения безналичных денег в купюры составляет 50-80 млрд руб.
    Основная причина скромных результатов в том, что антиотмывочная кампания по сути не выгодна ни предприятиям, ни самим банкам, полагают эксперты. Ведь не секрет, что обналичивающие фирмы – желанная клиентура в любом небольшом банке, у которого нет ни крупных корпоративных клиентов, ни значительного розничного портфеля. Для них обслуживание «обналичников» давно превратилось в основной кусок хлеба, а сами «обналичники» открыто говорят: если не договоришься с банком, ничего не сделаешь. И только под угрозой потери лицензии банки могут отказать в проведении рискованной операции либо заблокировать операции по счетам «зарвавшегося» клиента.
    Но если дружественный банк лишался лицензии либо пытался указать нежелательному клиенту на дверь, для «обналичников» и «переводчиков» это было не смертельно. Они находили пристанище в крупнейших банках, где их операции легко терялись в огромном вале ежедневных операций. Сотрудники таких банков просто не успевают среагировать на отдельные подозрительные транзакции. Так, директор обналичивающей фирмы на условиях анонимности рассказал СФ о курьезном, но реальном случае, когда клиенту Сбербанка ежедневно приходили на счет суммы по $500 тыс. в рублевом эквиваленте и он их снимал «налом». Выяснилось, что на этой операции банк понес убытки в $10 тыс.: наличные деньги нужно было привозить, хранить, пересчитывать, выдавать и так далее. Разбирались с этой операцией в банке почти три месяца, причем вопросом о законности перечисления и снятия таких больших сумм никто не задавался.
    «Поправки в закон ничего не изменят. Обналичивание и вывод капитала в офшоры происходит по операциям, которые и сейчас трактуются как сомнительные и подлежат контролю. И что же? Клиент обналичил деньги, банк подал уведомление, обналичивающую контору закрыли, номинальных руководителей не нашли. Или переводится большая сумма за рубеж. Уведомление подано, а деньги-то уже ушли. И все повторяется сначала», -- резюмирует Эдуард Савуляк, директор юридической компании Tax Consulting UK.
    При этом, как это ни странно, наименьшая угроза существует для самого крупного сектора рынка подозрительных финансовых операций – «обналички». Дело в том, отмечает Алексей Седов, начальник службы финансового контроля Банка Москвы, что ответственность за нецелевое расходование наличных не прописана ни в Налоговом Кодексе, ни в Кодексе административных правонарушений, а у банков нет никаких законных оснований противиться желанию клиента получить наличные. Хотя в подозрительных случаях банк и пытается вставить палки в колеса. Например, затребовать дополнительные документы, обосновывающие затраты, или выставить конкретному клиенту заградительные тарифы или лимиты по карточным счетам, из-за которых ему становится невыгодно обналичивать деньги в данном банке.
    Так что пока охота на банки привела лишь к резкому взлету комиссионных, взимаемых специализированными обналичивающими фирмами. Теперь банальное обналичивание стоит не 0,8-1%, как полтора года назад, а 3-5%. Усилия регуляторов по контролю в Москве и Санкт-Петербурге породили и центробежную тенденцию – теперь подозрительные операции передислоцировались в региональные центры, такие как Самара.

    Формально все сомнительные махинации выглядят так же, как обычные деловые операции. В самом деле, предприятиям не возбраняется снимать наличные на зарплату и хозяйственные нужды, а также оплачивать услуги и товары, приобретенные у зарубежных партнеров. Все зависит от назначения, размера и получателя платежей: оплачивается ли настоящая поставка или же речь идет о фиктивной сделке, деньги за которую либо возвращаются организатору в виде наличных, либо оседают на его оффшорных банковских счетах.
    Дабы помочь отделять зерна от плевел, Центробанк издал несколько писем с детальным изложением признаков сомнительных операций (письма № 6-Т, 12-Т, 17-Т, 161-Т). Мы изучили эти рекомендации, составили список подозрительных операций, которые сегодня особенно пристально изучаются регуляторами. А также ранжировали эти операции по их употребительности в последние годы (см. таблицу).
    Как и ожидалось, в числе самых популярных оказались различные схемы обналичивания денег.

    Тройка лидеров выглядит так:

    1.Схема с кредитованием «физика». Деньги перечисляются из группы компаний на фирму-однодневку по договору поставки несуществующих товаров или услуг. Затем директор такой компании получает заем наличными, после чего ликвидирует компанию. Эта схема известна, говорят эксперты, она проста и вдобавок похожа на обычные операции, когда компания предоставляет займы сотрудникам. Давать заем «физику» в наличных не возбраняется даже без банковской лицензии, главное, чтобы операции не обрели регулярный характер. Стоит комбинация недорого: 1,5 тыс. на регистрацию российской компании каждые три месяца, плюс плата номинальному директору ($100-300 в месяц). Это классика обналичивания, схема работает уже больше десятка лет и по-прежнему популярна.
    2. Систематическое снятие фирмами со своих текущих банковских счетов или вкладов крупных сумм наличных, например на закупку сельхозпродукции или ценных бумаг. Эта схема весьма распространена и кажется обычной деловой операцией. Подозрение клиент вызывает лишь тогда, когда объем обналичивания составляет 80% и более от оборота по счету. Теоретически, говорят эксперты, клиент может снимать 70% денег со счета и не попасть под контроль Росфинмониторинга. Но верно и другое – у большинства банков, лишившихся лицензии, Росфинмониторинг нашел это нарушение.
    Главное, чтобы формальные основания для снятия наличных с банковского счета предприятия соответствовали перечню статей допустимого расходования наличной выручки, определенному ЦБ. Правда, список ограничен: оплата труда, закупка сельскохозяйственной продукции, скупка тары и вещей у населения, командировочные, покупка канцтоваров, оплата срочных ремонтных работ и бензина (так называемые хозяйственные нужды), и все. Взятки чиновникам или оплата работы гастарбайтеров, например, в этот список не входят.
    Недавно ЦБ попытался перекрыть «наличную трубу», выпустив указание 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или индивидуального предпринимателя». Отныне предприятие не сможет снимать наличные со своего банковского счета под предлогом покупки ценных бумаг (прежде весьма распространенное основание). Кроме того, ЦБ запретил возвращать наличные покупателю, который ранее заплатил за товары и услуги по безналичному расчету, а потом от них якобы отказался. Наконец, ЦБ приравнял индивидуальных предпринимателей, с которыми ранее можно было рассчитываться наличными в неограниченных размерах, к юридическим лицам. Теперь в отношении и предпринимателей, и компаний действует ограничение на объем наличных расчетов -- 100 тыс. руб. по одной сделке. Таким образом, это указание лишило «обналичников» нескольких употребительных лазеек.
    3. Регулярные зачисления крупных сумм от третьих лиц на банковские счета или депозиты «физиков» с последующим снятием этих сумм наличными в течение нескольких дней. Схема известна контролирующим органам, но из-за своей ординарности и быстроты практически всегда проходит гладко. Основанием для зачисления денег может служить вечно готовый к услугам несуществующий договор о покупке товаров или услуг. Обычно в роли «физиков»-получателей выступали не осведомленные о своей истинной роли пенсионеры, студенты или люди, утерявшие паспорта. Здесь залогом успеха считалась быстрота: банк добросовестно посылал уведомление в Росфинмониторинг, но деньги-то уже успевали уйти. Правда, популярность этой операции, широко распространенной в 2002-2004 годах, как регулярного инструмента постепенно снижается.

    Бюро переводов

    Переводы за рубеж в первую очередь попадают под подозрение, а договора, на основании которых перечисляются деньги, сегодня практически сразу привлекают интерес налоговых инспекций. Это наивысшая группа риска, причем риск с каждым годом только увеличивается. Все зависит от того, как скоро проверяющие, тот же ЦБ или ФНС, выработают приемы по отлову тех или иных разновидностей схем. Тройка наиболее употребительных и одновременно самых подозрительных с точки зрения Центробанка и Росфинмониторинга операций такова:
    1. Безналичные переводы в крупных размерах в пользу нерезидентов. На контроль они берутся прежде всего в тех случаях, когда оффшорная фирма была зарегистрирована, скажем, на Сейшельских островах, а ее банк находился в другом месте, например на Кипре. Основаниями для перечислений являлись либо договора об импорте услуг, либо договора перестрахования, либо договора о поставке товаров, приобретаемым за пределами РФ и не пересекающим таможенную границу. Либо же сделки купли-продажи ценных бумаг.
    Правда, как отмечает юрист компании Tenzor Consulting Group Павел Осипов, сделки по приобретении неликвидных ценных бумаг вообще сегодня действуют на Росфинмониторинг, как красная тряпка на быка. Не говоря уже о покупках у нерезидентов. И понятно, почему: в случае неликвидных бумаг трудно доказать необоснованность цены, поэтому до сих пор за рубеж уходили миллионы долларов за «мусорные» облигации и векселя – и в полном соответствии с буквой закона.
    ФНС сегодня придирчиво штудирует и договора о перестраховании. Если на конце цепочки оффшорная перестраховочная контора, а в договоре фигурирует заведомо нереальный страховой случай вроде Вселенского потопа, налоговая служба делает однозначный вывод: под видом страховых взносов имеет место простой вывод денег за рубеж.
    То же самое относится к договорам об импорте товаров. То есть наше предприятие заключает фиктивный договор о покупке за границей, скажем, какого-нибудь станка и переводит деньги зарубежному поставщику, с которым есть соответствующая договоренность. Если не будет доказательств, что купленный за рубежом товар пересек таможенную границу, сделкой наверняка заинтересуются Росфинмониторинг и налоговые ведомства, последствия могут оказаться самыми неприятными.
    2. Перечисление «физиками» денег на зарубежные счета, открытые на анонимных владельцев. Допустим, выезжает человек за рубеж, приходит в банк и перечисляет деньги на анонимный счет в западном банке, если сумма не больше $5 тыс., ничего предосудительного в этой операции нет. И вряд ли при такой небольшой сумме банки станут интересоваться, имеется ли у «физика» на руках договор купли-продажи или оплаты услуг. Операция жизнеспособна и сегодня, но, предупреждают эксперты, ею неминуемо заинтересуются проверяющие, если сумма превысит сакраментальные 600 тыс. руб. в валютном эквиваленте.
    3. Перевод денег заинтересованным предприятием российской компании, заключившей договор необеспеченного займа с оффшорной фирмой. Комбинация проста, как колумбово яйцо. Российская подставная компания получает деньги на свой счет и берет кредит у оффшорной фирмы. Излишне говорить, что этот заем благополучно не возвращается, после чего оффшорная фирма списывает недоимку со счета этой российской компании. Правда, из-за повышенного интереса к таким договорам со стороны налоговых инспекций банки в последнее время стали отказываться выполнять последнюю часть комбинации – переводить деньги на счет оффшорной фирмы. Тем более что пострадавшая сторона вряд ли станет жаловаться. Поэтому популярность таких комбинаций неизбежно пойдет на убыль.

    Пути эволюции

    Авторы сомнительных налично-безналичных комбинаций станут активно использовать все формальные лазейки в нынешних предписаниях ЦБ, отмечает Павел Осипов. Нельзя юридическим фирмам расплачиваться друг с другом наличными сверх лимита в 100 тыс. руб. на одну сделку – операция разбивается на несколько договоров по 100 тыс. руб. каждый. Объем обналичивания в размере 80% от оборота по счету вызывает подозрения? Но ведь можно ограничиться 70 процентами. В один день нельзя переводить 600 тыс. руб., дабы не привлечь внимание контролеров? Не беда -- перевод на 550 тыс. руб. с высокой вероятностью проскочит фильтры, установленные в «антиотмывочном» законе.
    Еще недавно притчей во языцех считались операции по снятию наличных на зарплаты по чекам юридических лиц. Предприятия «сжигали» себя сами, рассказывает директор обналичивающей фирмы, снимая по чекам по 500-600 млн руб. в месяц на оплату труда. Схема была взята Центрбанком на контроль, после чего на смену ей пришли специальные карточные счета, открываемые на физических лиц, то есть так называемые зарплатные проекты. Еще несколько лет назад они были мало популярны: комиссия в 1-2%, взимаемая банком, казалась предприятиям чрезмерной. Но в прошлом году, когда чековые комбинации канули в Лету, а расценки, взимаемые комиссионерами за перевод безналичных денег в «нал», подскочили до 3%, настал расцвет зарплатных проектов. К середине прошлого года это явление в столице приняло такие масштабы, что банки-эмитенты с подачи ЦБ были вынуждены установить заградительные тарифы на снятие наличных с «чужих» карт в своих банкоматах, карточные схемы мигрировали из Москвы в регионы, где деньги с карт по-прежнему можно снять за 1%.
    Словом, сомнительные денежные операции подобны Лернейской гидре. Стоит отрубить одно щупальце, как на его месте вырастает новое. И даже если Росфинмониторингу удастся нанести урон наиболее рискованным видам финансовой комбинаторики – экспорту безналичного капитала, гидра «обналички» все равно бессмертна – ведь предприятия всегда будут искать свободный «нал» и уходить с его помощью от налогов.

    Предлагаем Вашему вниманию продолжение статей руководителя аналитического отдела ООО "РусТендер" Ювченко Григория Александровича по теме "Банки и банковская система".

    Как вы понимаете, организации-однодневки, находящиеся последними в вышеуказанной цепочке созданы исключительно для снятия наличных и их потребность в них значительно выше, чем у обыкновенного юридического лица или ИП. По информации, озвученной на совещании в ГУ ЦБ, среднерыночный показатель получения наличных - 3-6% от поступлений на расчетный счет. Даже это значение я считаю (основываясь на своей практике работы в операционном отделе) завышенным, т.к. нормальной организации наличные денежные средства практически вообще не нужны - сейчас за безнал можно купить все необходимое для деятельности фирмы, кроме разве что хороших метел для дворника (из личного опыта).

    Защитники наличных расчетов обычно ссылаются на 2 важных аспекта: за наличные - дешевле, а также без них невозможны некоторые специфические виды деятельности, связанные с приобретением товаров у населения (с/х продукция, лом металлов и пр.). Покупка за наличные может быть дешевле только в том случае, если эти наличные пойдут «мимо кассы», т.е. с этой покупки продавцом не будут уплачены налоги. Как вы сами понимаете, ссылаться на это в защиту наличной формы расчетов перед государственным регулятором, мягко говоря, некорректно.

    А вот виды деятельности, связанные с потребностью в больших объемах наличных средств действительно есть, и все они давно облюбованы обнальщиками из-за легитимной потребности в нале. Отсеять законопослушных предпринимателей от прочих в данном случае не сложно - этот бизнес достаточно трудоемкий и требовательный к штату, технике и складским помещениям. Визит в организацию развеет сомнения любого проверяющего. Сложнее если параллельно с реальным бизнесом проводятся «виртуальные» обороты, но об этом случае я напишу отдельно.

    Таким образом, предприятия, регулярно получающие существенную долю поступлений в виде наличных средств, попадают в зону особого контроля и будут первым звеном на пути выявления и пресечения нелегальных схем.

    Предприятия-транзитеры, участвующие в схеме, могут не снимать наличных вообще, но и в их деятельности есть особенности, отличающие их от организаций, осуществляющих реальную экономическую деятельность:

      высокое отношение оборотов по счету к остатку;

      отсутствие (либо незначительная доля от оборотов) платежей за административно-хозяйственные расходы, в оплату труда, в уплату налогов;

      узкий круг контрагентов (покупателей и поставщиков), у неопытных транзитеров случается задвоение - один и тот же контрагент может быть сначала покупателем, потом поставщиком;

      осуществление покупки и продажи товаров из разных сегментов (напр. Покупка с/х продукции, а продажа стройматериалов), опять же обычно у неопытных транзитеров.

    Совокупность анализа вышеуказанных особенностей и позволяет банку выявлять клиентов, относящихся к группе риска. Сомнения, относительно деятельности которых могут быть развеяны или подтверждены комплексом дополнительных мероприятий - запрос и анализ первичных бухгалтерских документов, осмотр офиса, производственных и складских помещений, анализ имеющейся техники, штатного расписания, бухгалтерской отчетности.

    По результатом проведения комплекса мероприятий ответственным сотрудником банка формулируется профессиональное мотивированное суждение, относительно причастности клиента к схемам, запрещенным законодательством о ПОДиФТ, по результатам которого банком принимается решение либо о прекращении отношений с клиентом, либо о их продолжении. Кстати сказать, с прекращением взаимоотношений раньше могли возникнуть некоторые сложности - по ГК РФ банк не имел права в одностороннем порядке разорвать договор, но 134-ФЗ от 28.06.2013 устранил это препятствие.

    В то же время, на текущий момент деятельности действует ограничение на размер расчетов наличными в рамках одного договора - 100 т.р. (указание ЦБ РФ № 1843-У от 20.06.2007). Разумеется, недобросовестные организации это не останавливает, договора «штампуют пачками».

    Кроме этого, Банк обязан отправлять в ФСФМ сообщения об операциях клиентов, подпадающих под обязательный контроль (обладающих определенными признаками), либо о тех, которые сам банк считает сомнительными. К сожалению, данная практика не дает ощутимой помощи банкам из-за отсутствия ответной связи со стороны Финмониторинга. На вышеуказанном совещании представителями Сбербанка было указано, что за 2013 год ЦЧБ СБ РФ отправил в ФСФМ более 170 тысяч сообщений и не получил ни одного ответа. Это может быть связано с тем, что, на мой взгляд, это ведомство интересуют только суммы с девятью нулями и выше.

    ООО "РусТендер"

    Материал является собственностью

    Какие меры могут применять банки к клиентам?

    Когда банк имеет право приостановить операции по счетам и расторгнуть договор банковского счета?

    Какие операции признаются сомнительными и транзитными?

    Как клиентам банка избежать зон риска?

    Государство усилило борьбу с обнальщиками и компаниями, которые уходят от налогов. К налоговым органам присоединился Центробанк, который обязал кредитные организации контролировать счета клиентов, отказывать подозрительным клиентам в совершении операций по счетам. Банки теперь не просто помогают налоговикам с отмыванием денег — они превратились в их дублеров.

    Все юридические лица и индивидуальные предприниматели являются клиентами банка, они обязаны использовать безналичные расчеты и сдавать выручку в банк. Поступления от покупателей, платежи за материалы, выполненные работы и услуги подрядчикам осуществляются с расчетного счета в банке, который открывается одновременно с регистрацией компании в ЕГРЮЛ.

    Условия обслуживания клиента, порядок открытия и закрытия счета прописываются в договоре банковского обслуживания. Банки контролируют операции клиентов в соответствии с требованиями законодательства РФ и внутренними правилами кредитной организации. И банки, и клиенты банка заинтересованы в долговременном взаимовыгодном сотрудничестве.

    Чтобы деятельность компаний и банков соответствовала законодательству, государство создает условия, при которых самим банкам не выгодно иметь дело с сомнительными операциями.

    В частности, Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» внесены существенные поправки в некоторые ключевые законы. Они направлены на борьбу с фирмами-однодневками, расширяют полномочия налоговых органов.

    К сведению

    Банки по запросу налоговых органов обязаны представлять информацию о счетах, вкладах (депозитах), остатках средств на них, банковских операциях (в т. ч. электронных переводах) организаций, ИП и физлиц. Налоговые органы получили право на приостановление операций по банковским счетам организаций.

    Кроме того, в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) 1 сентября 2016 г. были внесены изменения. С этой даты уполномоченным органном, осуществляющим надзор за операциями по банковским счетам, стал ЦБ РФ, т. е. государственный контроль и противодействие легализации преступных доходов отныне находятся в компетенции банка России.

    Последнее письмо, касающееся контроля за незаконным обналичиванием денежных средств с участием банков, — № ИН-01-12/40 «О критериях определения признаков высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и (или) наличных операций» — вышло 27.07.2017. В нем Банк России пересмотрел критерии, указывающие на высокую степень вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и (или) наличных операций.

    Новые критерии применяются территориальными учреждениями, которые уполномочены осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций при проведении оценки кредитных организаций по итогам работы за IV квартал 2017 г. и последующие периоды.

    Раньше банки могли закрыть счета по двум основным причинам:

    1. Недостаточная сумма средств на банковском счете (прописывается в договоре). Российским законодательством не оговаривается минимальный размер суммы, которая должна всегда быть на счету. Банк сам ее устанавливает и прописывает в договоре в момент открытия счета. Обычно банки таким правом не пользовались, а договаривались с клиентом и пересматривали условия договора.

    2. Отсутствие в течение двух лет (или срока, прописанного в банковском договоре, обычно это год) денежных средств на счете клиента и операций по счету при условии, что по истечении двух месяцев со дня направления банком предупреждения денежные средства не поступили на счет клиента (п. 1.1 ст. 859 «Расторжение договора банковского счета» Гражданского кодекса РФ; далее — ГК РФ)

    Сейчас банкам дано право блокировать счет клиента в случае выявления признаков, установленных в Федеральном законе № 115-ФЗ. В основном это счета клиентов, которые попали под подозрения банков как «сомнительные» фирмы.

    Отметим, что сами банки не заинтересованы отказывать в проведении операций — так можно потерять клиентов, а это неблагоприятно скажется на доходах самих банков. Однако они вынуждены следовать рекомендациям ЦБ РФ и выполнять требования Федерального закона 115-ФЗ — его несоблюдение может стать основанием отзыва лицензии у кредитной организации.

    Контроль за сомнительными операциями

    О том, что конкретно понимает Банк России под термином «сомнительные операции», можно узнать из письма от 04.09.2013 № 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора»: «Сомнительные операции — это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования “серого” импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей».

    Последние предписания банкам по выявлению сомнительных операций даны в Методических рекомендациях ЦБ РФ от 21.07.2017 № 18-МР.

    Сомнительные операции согласно письмам и указаниям ЦБ РФ:

    1. Запутанный характер сделки, не имеющий экономического смысла (хотя не совсем понятно, как определить степень запутанности и экономической осмысленности).

    2. Излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции.

    3. Пренебрежение клиентом более выгодными условиями получения услуг (тарифы комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам).

    4. Операции станут сомнительными, если клиент долго не предоставляет подтверждающие документы по ним или если банк просто не сможет проверить предоставленную информацию.

    5. Значительное увеличение суммы на счете с последующим переводом в другую кредитную организацию.

    6. Регулярные зачисления на счет переводами с использованием электронных средств платежа с последующей обналичкой (сюда относятся Qiwi-кошельки, Элекснеты, Яндекс Деньги и пр.).

    7. Операции по банковским счетам более 600 000 руб. Разбить крупную сумму операции на более мелкие суммы в течение небольшого промежутка времени не получится, так как при анализе «сомнительности» учитывается общая сумма всех операций за определенный промежуток времени.

    8. Безналичное зачисление со своих счетов на депозиты клиента — физического лица, открытого этому лицу в другом банке, и последующее снятие этих средств в наличной форме также выглядит сомнительным.

    9. Регулярные покупки с помощью банковской карты в сети интернет также подпадают под «сомнительные операции», причем на любые суммы.

    10. Значительные поступления на счет клиента, операции по которому не производились в течение более 3 последних месяцев или были незначительными в этот период по сравнению с обычной деятельностью этого клиента, с последующим снятием наличных денежных средств на хозяйственные расходы или снятием наличных денег с использованием платежных карт.

    По перечисленным критериям под ярлык «сомнительная фирма» может попасть даже обычная мелкая компания, у которой временные финансовые трудности.

    Контроль за транзитными операциями

    Кроме того, ЦБ РФ в письме от 31.12.2014 № -Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» указал признаки транзитных операций, которые не имеют экономического смысла и законной цели, и обязал банки уделять им особое внимание.

    Так, транзитные операции могут характеризоваться совокупностью (одновременным наличием) следующих признаков :

    • зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в российских банках, с последующим их списанием;
    • списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
    • зачисления и списания проводятся регулярно (как правило, ежедневно) в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
    • деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
    • с расчетного счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему РФ не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.

    Контроль за сомнительными фирмами

    В зону повышенного внимания банков попадают и следующие компании:

    • со счетов которых не выплачивается заработная плата работникам клиента, а также связанные с ними перечисления по НДФЛ и взносам;
    • платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента;
    • фонд заработной платы сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
    • по счету проходит уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
    • остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
    • основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим виду деятельности компании;
    • отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;
    • происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств;
    • со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и др.);
    • денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС.

    Итак, чтобы не вызвать подозрений у банка, надо не нарушать выше перечисленные установки Центробанка. Поговорим о том, как это сделать.

    Оформляйте всех сотрудников в штат согласно штатному расписанию

    Есть компании, которые оформляют нескольких сотрудников (генерального директора, главного бухгалтера, менеджера продаж), причем на полставки, а остальным платят зарплату в конверте. При этом деловая активность компании и ее обороты по банковскому счету показывают, что два или три человека не в состоянии справиться с таким объемом работ. Такая компания автоматически попадает под наблюдение банка и налоговых служб.

    Пример 1

    В штате ООО «СтройКомплект» 5 сотрудников: генеральный директор, он же главный бухгалтер (принят на полставки), инженер и трое рабочих.

    Компания имеет деревообрабатывающее оборудование и выпускает пиломатериалы — обрезную доску, вагонку, половую доску.

    Оборот компании — около 1,2 млн в месяц.

    Фонд заработной платы — 74 тыс. в месяц Официальная зарплата по банку выплачивается нерегулярно.

    Понятно, что такой объем работ 3 рабочих выполнить не могут. На самом деле в компании трудятся 15 человек.

    Сохраняйте остаток на счете

    Организации, обналичивающие денежные средства, не держат деньги на счете — как только получают их от покупателей, в этот же или на следующий день снимают наличные или переводят их на корпоративную карточку или карточки сотрудников.

    Добросовестная компания так не поступает, обычно проходит время между платежом от покупателя и оплатой расходов компании.

    Кроме того, в зависимости от вида и особенностей договора между компанией и кредитной организацией банк может требовать, чтобы сумма денежных средств на счете клиента не опускалась ниже минимального размера, установленного банковскими правилами или договором (п. 2 ст. 859 Гражданского кодекса РФ).

    Центробанк обязывает кредитные организации наблюдать за компаниями, у которых нет остатка на счете или он значительно меньше оборота по счету или остатка, установленного в банковском договоре. Такая ситуация может повлечь закрытие счета клиента.

    К сведению

    Центробанк не уточняет, какой должен быть остаток на счете — это решает банк согласно внутренним установкам и договору с клиентом. Многие банки устанавливают этот размер в пределах 500 000 руб.

    Чтобы избежать конфликтных ситуаций с банком, организациям стоит соблюдать условия банковского договора, снимать денежные средства не сразу, а через какое то время, и расходовать их на хозяйственные нужды или выплату заработной платы сотрудникам.

    Отражайте расходы на хозяйственную деятельность

    «Обнальные» конторы не платят за аренду, коммунальные услуги, электричество, сопровождение бухгалтерских программ, канцелярские принадлежности, т. е. у них отсутствуют расходы на осуществление хозяйственной деятельности.

    Бывает, что компания часть расходов оплачивает наличными, например, за канцтовары, питьевую воду, но расходы за аренду, коммунальные услуги, электроэнергию осуществляются по безналу на основании договоров, заключенных с юридическими лицами.

    Если банк видит вышеперечисленные платежи, то у него не возникает подозрений относительно такой компании.

    Обосновывайте минимальный порог налоговой нагрузки

    Еще один критерий, по которому банки должны оценивать своих корпоративных клиентов, — минимальный порог налоговой нагрузки.

    Налоговая нагрузка в данном случае — это соотношение суммы налогов, уплаченных компанией в бюджет со своего расчетного счета, к ее обороту по этому счету.

    Предписания банкам даны в методических рекомендациях ЦБ РФ № 18-МР от 21.07.2017. Размер уплачиваемых с банковских счетов налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации должен составлять в среднем от 0,5 % до 0,9% от дебетового оборота по счету либо до значений, незначительно его превышающих (как правило, это 1 %).

    Банки фиксируют все поступления и списания с расчетных счетов компаний, а также операции по уплате налогов по присвоенным каждой операции кодам.

    При оценке налоговой нагрузки банкам рекомендовано принимать во внимание особенности налогообложения клиента, оценивать сопоставимость его реальных возможностей по ведению хозяйственной деятельности и объемов уплаченных налогов и сборов с объемами операций, проводимых по его счетам.

    Пример 2

    Компания на общей системе налогообложения производит и реализует бытовую технику. Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2016 г. — 35 млн руб.

    В штате компании 20 сотрудников. Фонд заработной платы — 6 млн в год.

    Компания перечислила в бюджет согласно платежным поручениям:

    • НДС — 2,2 млн руб.;
    • налог на прибыль — 1,5 млн руб.;
    • НДФЛ — 780 тыс. руб.;
    • страховые взносы в ПФР — 1,56 млн руб.

    С расчетного счета компании было произведено платежей на сумму 32,5 млн руб. в год.

    (2 200 000 + 1 500 000 + 780 000 + 1 560 000) / 32 500 000 = 0,2.

    Полученный результат ниже установленного Центробанком.

    Низкой налоговая нагрузка при больших оборотах на счетах может быть по уважительным причинам, например:

    • компания получает предоплаты за этапы выполненных работ по договору подряда. Работы будут приняты в следующем отчетном периоде, тогда компания отразит выручку, начислит с нее НДС и налог на прибыль;
    • компания оплатила за счет полученных от заказчика авансов материалы, аренду строительной техники, коммунальные услуги, выплатила заработную плату сотрудникам. Выручка будет отражена в следующем периоде, тогда и будут начислены и уплачены основные налоги — на прибыль и НДС;
    • компания работает по агентским договорам и является посредником в сделках. Деньги, которые поступают на ее расчетный счет от покупателей и перечисляются принципалу, не являются собственностью компании;
    • у компании открыты расчетные счета в нескольких банках, движения происходят по всем открытым счетам, а налоги оплачиваются с одного из них.

    При низкой налоговой нагрузке компании следует предоставить объяснительную для банка, в которой указать причины низкой налоговой нагрузки.

    Пример 3

    Компания на общей системе налогообложения выполняет строительно-монтажные работы по договору строительного подряда, заключенного с заказчиком. В договоре не предусмотрена поэтапная приемка работ. Акт приемки-передачи работ будет подписан после выполнения всего объема работ.

    Компания получила авансы на сумму 15 млн руб. На полученные авансы были закуплены материалы на сумму 10 млн руб., арендована строительная техника на сумму 200 тыс. руб., выдана заработная плата в сумме 1500 тыс. руб. и перечислено в бюджет согласно платежным поручениям:

    • НДФЛ — 195 тыс. руб.;
    • страховые взносы в ПФР — 390 тыс. руб.

    С расчетного счета компании было произведено платежей на сумму 12 285 млн. руб.

    Налоговая нагрузка компании: 195 000+ 390 000 / 12 285 000 = 0,05 %.

    Пример 4

    Компания занимается розничной торговлей через магазин, который находится в Московской области. Площадь магазина — 100 м 2 .

    Компания уплачивает ЕНВД. Ставка налога — 15 % от вмененного дохода. Вмененный доход в данном случае — это площадь магазина.

    В компании посменно работают 4 продавца-кассира, главный бухгалтер и директор. За квартал им начислена заработная плата в сумме 615 тыс. руб. С нее удержан и перечислен НДФЛ 79 тыс. руб., начислены и уплачены страховые взносы 160 тыс. руб.

    Определим налоговую нагрузку.

    Рассчитываем ЕНВД:

    1. Определяем базовую доходность для деятельности «Розничная торговля (через объекты с торговыми...» (код — 07).

    К сведению

    Доходность ЕНВД назначается правительством для каждого вида предпринимательской деятельности, попадающего под действие данного налогового режима.

    В нашем случае доходность определяется в расчете на 1 м 2 торговой площади. Для розницы она равна 1800 руб.

    2. Считаем налоговую базу по каждому месяцу (базовая доходность × физический показатель × К1 × К2):

    1800 руб. × 100 × 1,798 × 1 = 323 640 руб.

    3. Рассчитываем общую налоговую базу за квартал:

    323 640 руб. × 3мес. = 970 920 руб.

    4. Считаем первоначальный ЕНВД за квартал (налоговая база × налоговая ставка):

    970 920 руб. × 15 % = 145 638 руб.

    Определяем вычет (страховые взносы, которые не превышают первоначальный ЕНВД / 2):

    160 000 руб. (взносы) > 72 819 руб. (145 638 руб. / 2).

    Вычисляем налог (первоначальный налог − вычет):

    145 638 руб. − 72 819 руб. = 72 819 руб.

    Начисленный и уплаченный налог за квартал — 72 819 руб.

    Сумма всех налогов, уплаченных в бюджет и внебюджетные фонды за квартал:

    72 819 руб. + 79 000 руб. + 160 000 руб. = 311 819 руб.

    Выручка за квартал составила 2,2 млн руб. При этом согласно кассовому плану организации, утвержденному банком, компания имеет право тратить наличную выручку на выплату заработной платы и выдавать наличные денежные средства под отчет сотрудникам.

    В кассе по кассовому плану разрешено хранить не более 150 тыс. руб., т. е. остаток по кассе организации не должен превышать указанной суммы.

    Из кассы была выплачена заработная плата сотрудникам — 535 тыс. руб., выданы под отчет на хозяйственные нужды 120 тыс. руб.

    Сдано наличной выручки в банк 1545 тыс. руб.

    С расчетного счета организация оплатила налоги и страховые взносы, аренду магазина, электроэнергию, приобретенные товары, услуги связи, сопровождение компьютерных программ — всего на сумму 1,5 млн руб.

    311 819 руб. / 1 500 000 руб. = 0,21.

    Контроль за IP-адресами компаний

    IP-адреса белой и сомнительной фирмы не должны совпадать. В Методических рекомендациях ЦБ РФ от 21.07.2017 № 18-М указано, что если IP-адреса, телефоны, цифровая подпись компании совпадают с контактами фирмы, которая была замечена в отмывании средств, это должно насторожить банки и белая фирма попадет под подозрение не только работников банка, но и налоговой.

    Контроль за предприятиями розничной торговли

    Особый интерес банки уделяют предприятиям розничной торговли, которые работают с наличными денежными средствами и участвуют в «обнальных» схемах.

    Методические рекомендации ЦБ РФ от 04.12.2015 № 35-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» адресованы кредитным организациям. Однако они будут интересны и компаниям, которые занимаются розничной торговлей продовольственными товарами, стройматериалами, автомобилями, легкими автотранспортными средствами и т. д. Особенно тем, которые по каким-либо причинам не сдают в банк наличные, но при этом на их расчетные счета регулярно (больше одного раза в неделю) поступают зачисления от других организаций. Такие операции Банк России называет сомнительными, и банк вправе отказать клиенту в совершении операции по счету.

    В частности, отмечает, что полученные организацией розничной торговли наличные денежные средства, которые должны храниться на банковских счетах, на счетах не хранятся, а передаются другим организациям. Эти организации перечисляют полученные денежные средства в безналичной форме на расчетный счет торговой организации, как правило, по договорам, исполнение которых не предполагает уплату налога на добавленную стоимость — по агентским договорам, договорам займа, уступки прав требования и т. п.

    В целях выявления обнальных схем Банк России рекомендует кредитным организациям обращать внимание на расчетные счета организаций розничной торговли, на которые:

    • наличная выручка не вносится;
    • вносится в незначительных объемах;
    • вносится реже одного раза в неделю.

    Также ЦБ обязал коммерческие банки запрашивать у организаций розничной торговли сведения, являющиеся основанием для зачисления денежных средств на их расчетный счет, обосновывающие экономический смысл и законные цели этих зачислений. Теперь коммерческие банки будут требовать доказательств, что все эти безнальные операции действительно нужны были организации розничной торговли и были законны.

    По оценкам Банка России, действительными целями указанных операций с наличными денежными средствами могут являться уклонение от уплаты налогов, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и иные противозаконные цели.

    Так, если в течение календарного года банк дважды откажет организации розничной торговли в проведении банковской операции, он будет вправе расторгнуть договор банковского счета.

    Контроль за использованием платежных карт

    Банк России обращает внимание кредитных организаций на незаконные схемы по обналичиванию денежных средств при участии платежных агентов.

    Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежными терминалами денежных средств, направленных на исполнение обязательств физического лица перед поставщиком по оплате работ, услуг, регулирует Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон № 103-ФЗ).

    Платежный агент — это лицо, которое принимает средства в счет оплаты товаров и услуг физлицами для зачисления их на банковский счет.

    Под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается:

    • прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательства перед поставщиком;
    • проведение платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

    Согласно Федеральному закона № 103-ФЗ агенты могут:

    • выдавать денежные средства клиентам;
    • привлекать субагентов;
    • осуществлять идентификацию плательщиков без открытия счета;
    • проводить операции с электронными средствами платежа, т. е. агент может осуществлять операции с пластиковыми платежными инструментами.

    Деятельность платежного агента заключается исключительно в приеме денег в пользу третьего лица. Агент получает наличные от покупателей, всю сумму полученной денежной наличности он должен перечислить на свой специальный банковский счет (до этого момента вычесть свое вознаграждение ему нельзя). Только со спецсчета можно будет перечислять средства на другие счета (п. 4 ч. 16 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ).

    По закону платежные агенты должны зачислять выручку на специальный банковский счет, оттуда уже средства идут поставщикам услуг. Но на практике делают это не всегда и не в полном объеме, порой передавая неучтенную наличку организациям, получая от них взамен через фирмы-однодневки безналичные деньги на свои расчетные счета, т. е. занимаются обналичиванием.

    В этой связи разработаны Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов (утверждены Банком России 02.04.2015 № 9-МР), которые направлены на минимизацию вовлечения кредитной организации в незаконные схемы.

    • обращать внимание на то, соблюдают ли платежные агенты режим использования специального банковского счета;
    • отказывать в проведении по банковскому счету непредусмотренных законодательством операций;
    • рассматривать возможность реализации права на расторжение договора банковского счета (вклада) с клиентом.

    Пример 5

    Оптовая торговая компания реализует бытовую технику. Розничная продажа не предусмотрена, кассовых аппаратов нет. Населению техника продается через платежных агентов.

    Платежный агент принимает наличные от покупателей и зачисляет их на свой специальный счет в банке; вознаграждение — 5 % от поступившей от покупателей суммы. Дальше со специального счета деньги перечисляются на расчетный счет торговой компании за минусом комиссионного вознаграждения агента.

    Оптовая торговая компания хочет иметь наличные денежные средства. По договоренности с платежным агентом не все наличные деньги, полученные от покупателей, перечисляются на специальный счет агента — часть наличных передается торговой компании за определенное вознаграждение, допустим 8% от причитающейся наличной суммы. Эту часть торговая компания проводит у себя как скидку.

    За квартал платежный агент от покупателей физический лиц получил 1,5 млн руб., из полученных денег 1075 тыс. руб. он положил на специальный счет. Затем 1 млн перечислил торговой компании, на свой расчетный счет перевел комиссионное вознаграждение в сумме 75 тыс. руб.

    Оставшиеся 425 тыс. руб. торговая компания пожелала получить наличными. 391 тыс. руб. платежный агент передал наличными, 34 тыс. оставил себе как специальное вознаграждение за услуги.

    425 тыс. руб. торговая компания оформила как скидку по акции «черная пятница».

    Специальный счет агента и расчетный счет торговой компании открыты в разных банках. В данном случае платежный агент кладет денежные средства на специальный счет и именно с него осуществляет платежи юридическому лицу. Требования законодательства исполняются. На первый взгляд такая сделка подозрений у банка не вызывает. Проблемы могут возникнуть при непосредственной налоговой проверке.

    Местонахождение организации

    Помимо выше перечисленного банк обращает пристальное внимание на местонахождение организации.

    Непредставление достоверной информации о местонахождении организации может стать причиной проблем с банком, впрочем, как и с остальными контрагентами (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10 по делу № А40-50083/09-29-388).

    В 99 процентах случаев договоры банковского счета содержат клиентские обязательства об извещении банка о смене наименования, организационно-правовой форме, смене номеров телефонов, печати, состава лиц, имеющих право подписи расчетно-кассовых документов, и т. д. Данные правила направлены в первую очередь на защиту и сохранность денежных средств клиента.

    По вышеперечисленным критериям «сомнительной» может оказаться даже обычная мелкая компания, которая невовремя предоставила данные.