Понятие и категории безработных. Кто считается безработным по российскому законодательству

Как хорошо, что мир, развивая экономику, пришел к мысли о социальной защите. Иначе половина населения умерла бы от голода. Речь идет о тех, кто по определенным причинам не в состоянии пристроить свои способности за определенную плату. Вы задумывались о том, кто такая безработная? Это лентяйка, неумеха или жертва обстоятельств? А вот ученые все изучили и по полочкам разложили. Только читать учебники и трактаты - дело не для каждого. Да и не всем интересно. Поэтому многие не знают своих прав. Давайте коротко ознакомимся со всеми аспектами, используя простой человеческий язык.

Определение

К безработным относятся люди, которые временно остались не у дел. Как говорится в учебниках, они не востребованы в хозяйственной деятельности. Оказывается, что ситуация эта объективная. Дело в том, что экономика развивается по своим правилам. Рыночная - тем более. В определенное время возникают ситуации, когда рабочих рук больше, чем требуется. С этой точки зрения, безработная - это женщина, не имеющая возможности применить свои Просто они пока никому не нужны. Она может обратиться в специализированное учреждение, где ей присвоят статус безработного. Кроме того, будут оказывать всевозможную помощь, часто действенную. Кроме того, безработица объективна, но не желательна. Она относится к негативным Государство с ним повсеместно борется имеющимися средствами.

Виды безработицы

На бытовом уровне все, вроде, ясно. Наука так не считает. Явление принято рассматривать шире, структурно. Оказывается, безработица может быть разной: структурной, сезонной и так далее. Например, выделяют маргинальный вид данного явления. Это люди, не имеющие работы по моральным соображениям, в противовес обществу. Надо сказать, что таких в «цивилизованном» обществе крайне мало. А вот, например, в Индии - серьезный процент от работоспособного населения. Верования в этой стране еще не стерты глобализацией, имеют огромное влияние на население и его мировоззрение. Но там статус безработного им не дают, да и вряд ли учитывают. Еще говорят об официальности явления. То есть сидеть по диванам могут толпы работоспособных людей, но это не показатель безработицы. А если они станут активно искать себе место, обратятся в службы, то уже дело другое. Их признают безработными, учтут в соответствующем показателе.

Немного подробнее о видах на примерах

Чтобы понять, что экономика рассматривает, говоря о безработице, давайте обратимся к жизненным ситуациям. Например, если женщина работала на газодобывающем предприятии, которое закрылось по причине истощения месторождения. Применить свои способности ей более негде. Такая безработная - это жертва структурных изменений. Производство закрылось, специалисты остались не занятыми. Такая безработица называется структурной. Если же рассмотреть женщину, которая занимается сбором клубники, то ее занятость зависит от периода созревания ягод. Все остальное время она вынуждена сидеть дома. Такая безработная - это заложник сезонных изменений. То есть ее занятость не зависит от специальности, а лишь от природных факторов. И вид безработицы называется сезонным. Надо отметить, что в условиях рынка явление развивается благодаря конкуренции. Люди стремятся получить ту профессию, что пользуется спросом. Специалистов получается много, следствие - часть из них пополняет ряды безработных.

Изучение явления

Многие ученые мужи занимались выявлением закономерностей, которым подвержено это явление. Это не пустая трата времени и сил. Согласитесь, что безработица как явление наносит достаточно большой ущерб экономике. С точки зрения государства, непорядок, что люди, способные и желающие приносить пользу, не имеют такой возможности. Просто нет производства, где они могут себя применить.

С другой стороны, тот же человек не зарабатывает средств к существованию, что чревато его смертью от голода. Тоже пользы обществу никакой, ущерб один. Получается, что знание закономерностей экономического развития, в частности касательно возможности трудоустройства, жизненно необходимо для нормального развития любого государства. Многие экономисты в своих исследованиях уделили этому вопросу самое пристальное внимание. От Адама Смита до Джона Кейси. Надо сказать, что выводы мудрых ученых пока еще актуальны. Их мысль позволила создать схемы и правила, которые действуют в современных условиях. (О «пока» будет дальше.)

Теперь о практике

К безработным относятся совсем не все люди, которые лежат на диване и не летят к определенному времени в офис. Чтобы стать членом этой «касты», необходимо зарегистрироваться. Обычно с людьми, занимающимися поиском работы, возится служба занятости. Это официальное государственное учреждение, выполняющее целый перечень задач. Среди них основная - создать «мостик» между работниками и «хозяевами». То есть это учреждение работает как с населением, так и с теми, кто заинтересован в привлечении новых тружеников. Служащие учитывают тех, кто стремится трудоустроиться, анализируют соответствующие предложения, затем предоставляют необходимую информацию человеку. То есть просто так туда не обращаются. Необходимо «соответствовать» определенным условиям.

Кто может стать безработным

Для того чтобы получить желаемый статус, а также пособие, необходимо, прежде всего, быть трудоспособным. Что это значит? Во-первых, возраст. В законодательстве РФ прописано, кто имеет право работать. То есть детей (до 16 лет) или граждан пенсионного возраста служба занятости не будет обслуживать. Одни еще не достигли того возраста, когда необходимо трудоустройство, другими занимается совсем иная служба. Во-вторых, нужно доказать, что вы можете трудиться. Есть люди, которые официально не имеют права оказывать услуги работодателю. Например, те, кто признан судом недееспособными, инвалиды (в зависимости от группы).

Что спросят в службе занятости

Чтобы вас не выпроводили из учреждения без «ответа и привета», при себе необходимо иметь ряд документов. Во-первых, это паспорт гражданина РФ. Затем вам обязательно придется не просто рассказывать о своей профессии и квалификации, но и доказывать слова документами. То есть необходим диплом (иная корочка). Пособие безработным назначают в зависимости от предыдущего заработка. Следовательно, если вы уволились, то необходим документ, в котором указано, сколько вы получали (справка). Еще понадобится трудовая книжка. По ней судят о квалификации, чтобы подобрать подходящие вакансии (в идеале). Кроме того, там сделают запись о факте вашего обращения в службу. Если у человека несколько дипломов (профессий), тем лучше! Необходимо предоставить все. И вообще, чем более подробно человек о себе рассказывает, тем легче ему помочь. Особенно если он обратился не просто за пособием, а за трудоустройством! Лишних бумаг у вас, конечно, не потребуют. Но показать не запретят. А там, как говорится, общение - гарантия получения необходимой помощи!

Назначение пособия по безработице

Что греха таить, большая часть народа согласна на учет только ради прибыли. Давайте выясним, всем ли «светит» пособие? Итак, если уволились и обратились в службу в течение года, то вам станут платить по определенной схеме целых шесть месяцев. Но, на сумму, превышающую 6370 рублей, не надейтесь. Какова бы ни была ваша зарплата, указанная сумма - потолок. Если ваша трудовая деятельность изобилует нюансами (ее не было вообще, вы не работали более года, уволены «по статье» и так далее), то рассчитывать вам можно только на минимум. Он в 2014 году составляет 1105 рублей. Выплаты безработным производятся ежемесячно. Только прожить на них вряд ли можно. Всего пособие платят в течение двадцати четырех месяцев из тридцати шести. То есть чтобы получить денежки от службы, необходимо периодически работать официально. Только в том случае, если вы сможете доказать, что не лодырничали, сможете оформить пособие повторно.

Если вы еще не работали

Тем, кто ищет первое рабочее место (нет еще трудовой книжки), служба станет не только платить минимальное пособие, но и всячески помогать. Во-первых, таким гражданам должны предложить вакансии согласно заявленной специальности. Если таковых нет, то не отчаивайтесь. У этой государственной структуры есть специализированные учреждения, которые занимаются переобучением. Только профессию получить вам предложат ту, которая пользуется популярностью в данной местности. В мегаполисах можно рассчитывать на бухгалтера, парикмахера, продавца. А вот в селе - выбор не широк. Надо сказать, безработные граждане зачастую соглашаются на сельские работы. Не сидеть же без средств. Но служба строга с теми, кто с ней сотрудничает. необходимо выполнять, иначе накажут (лишат пособия).

Социальная защита безработных

Надо признать: то отношение, что сложилось в обществе к службе занятости, не совсем соответствует ее целям, обозначенным существующей законодательной базой. Вопреки досужим утверждениям, люди, там работающие, призваны помочь иным гражданам в сложных условиях. За это, так сказать, зарплату получают. В их задачи входит анализ рынка труда, оценка его состояния, прогнозирование развития. Затем, если все правильно продумано, можно сделать вывод, какие профессии будут востребованы в конкретной местности. Людей, обратившихся за помощью, ориентируют на переподготовку, создают для них условия и так далее. Естественно, что задача связывать между собой труженика и работодателя, никуда не девается. Но она не основная. Просто подобрать место из имеющегося перечня человек и сам может.

А вот понять, где он может пригодиться, да получить соответствующую квалификацию, это уже более высокий уровень.

Что еще делается для безработных

Если копнуть глубже, то есть посмотреть, а зачем, в принципе, государство тратит деньги на такую службу, то можно получить два больших вывода. Во-первых, оно стремится использовать с толком весь потенциальный трудовой ресурс. Во-вторых, не допустить социального напряжения. Последнее вполне возможно там, где живет множество людей, которым негде работать. Кроме того что им не на что есть, так они еще и пребывают в состоянии крайнего раздражения. Этого государству допускать нельзя. Поэтому помощь безработным оказывается различная. Там, где закон исполняется, с каждым человеком проводят целый комплекс мероприятий. Беседуют, чуть ли не в душу заглядывая. Выясняют, к чему он более склонен. Стараются направить именно туда.

А что означает безработица?

Понятно, что человеку остаться без дохода плохо. Оказывается, государство также страдает от этого явления. В статистике есть целый перечень показателей, по которым специалисты оценивают перспективы развития экономики. Например, фактический говорит о росте или снижении уровня в данном регионе. То есть если предприятия закрываются, людей на улицу выгоняют, то понятно, что идет спад. Государству это невыгодно. Если есть безработица, значит, оно недополучает налоги. Ведь их платят не только предприятия, но и каждый человек. А нет бюджета - нет средств для развития. Не строятся дороги, социальные программы останавливаются и так далее. Если ничего не делать, то может возникнуть маленькое напряжение, плавно переходящее в революцию. Об этом говорили еще столпы экономики. Актуальность утверждения пока сохраняется.

О «пока»

Сейчас говорят о больших переменах в которые происходят на наших глазах. Об удаленной работе уже все слышали. Это первая ласточка перемен. Законодательство еще остается ориентированным на «старые нормы». Да и куда спешить. Но дело в мире идет к тому, что физический труд начинает уступать свое место интеллектуальному. И если сейчас он воплощен, в основном, в офисных работниках, то в перспективе, это будут создатели разнообразных интеллектуальных продуктов. То есть, мир движется к тому, что безработица будет видоизменена. Как? Пока об не говорят. Просто общество постепенно перерастает. Оно отдает сферу материального производства машинам, а людской потенциал ориентирует на творчество. Процесс пока малозаметный. Ученые говорят, что перемены станут видны при жизни одного поколения! Уже сейчас можно твердо говорить о том, что поиск работы будет выглядеть совсем по-другому. Есть мнение, что и денежные отношения изменятся. Все это еще впереди! А пока безработная - это несчастная женщина трудоспособного возраста, которой никто не хочет предоставить место, соответствующее образованию. Да! И обязательно «находящаяся в активном поиске» такового!

— это часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и услуг.

Экономически активное население (называемое также рабочей силой) включает две категории — занятых и безработных.

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

  • выполняли работу по найму за вознаграждение, деньги или с ними расплачивались в натуральной форме, а также иную работу, приносящую доход;
  • временно отсутствовали на работе по причине: болезни или травмы; выходных дней; ежегодного отпуска; различного рода отпусков как с сохранением содержания, так и без сохранения содержания, отгулов; отпусков по инициативе администрации; забастовки и других причин;
  • выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

При отнесении или неотнесении того или иного лица к числу занятых используется критерий одного часа. В России при обследовании занятости к числу занятых относятся лица, работавшие один час и более в обследуемую неделю. Использование данного критерия связано с тем, что необходимо охватить все виды занятости, которые могут существовать в стране, — от постоянной до краткосрочной, случайной и других видов нерегулярной занятости.

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в течение рассматриваемого периода:

  • не имели работы (либо занятия, приносящего доход);
  • искали работу;
  • готовы были приступить к работе.

Данное определение соответствует методологии Международной организации труда (МОТ). При отнесении того или иного лица к категории безработных должны учитываться все три критерия, указанные выше.

— это население, которое не входит в состав рабочей силы. Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Рассмотренные выше категории экономической активности населения не предполагают, что однажды попав в какую-либо группу, человек остается там навсегда. обладает высокодинамичной природой, поэтому следует рассматривать не только численность каждой группы на определенный период времени, но и перемещение (потоки) людей между различными группами. Представленная ниже схема иллюстрирует динамическую модель рынка труда.

Потоки, формирующие рынок труда

На схеме стрелками представлены направления перемещения людей из одной категории в другую. Стрелки, идущие от категории "занятые", показывают уменьшение данной группы за счет того, что люди по каким-либо причинам оставляют свою прежнюю работу, но не могут мгновенно найти другую (стрелка к категории "безработные") или вообще прекращают трудовую деятельность, выходя на пенсию, либо руководствуясь иными причинами (стрелка к категории "экономически неактивное население"). Занятость увеличивается, если часть добровольно неработающего населения устраивается на работу (стрелка от категории "экономически неактивное население"), либо если, часть безработных находит работу (стрелка от категории "безработные"). Часть безработного населения может отчаяться найти работу и выбыть из состава рабочей силы (стрелка от "безработных" к "экономически неактивному населению"), либо наоборот, часть добровольно незанятых решит работать и начнет поиск (стрелка от "экономически неактивного населения" к "безработным").

В краткосрочном периоде, когда предложение капитала фиксировано, объем национального производства напрямую зависит от количества используемого труда. Очевидно, что чем большее количество людей занято в производстве, тем больший объем может быть произведен. Из схемы видно, что в создании национального продукта участвует не все население страны, а лишь некоторая его часть. Возникает вопрос, какое наибольшее число работников может быть использовано в экономике страны, чтобы объем национального производства был максимальным. Данный показатель называют полной занятостью .

Полная занятость — это существующая в течение длительного времени ситуация, при которой рынок труда находится в равновесии. Это означает, что все люди, желающие работать, заняты в производственном процессе и увеличить число работающих ненасильственными методами невозможно. Тем самым можно говорить и о максимальном объеме производства, поскольку все доступные в данный момент экономические ресурсы используются на полную мощность.

В под полной занятостью понималось такое состояние экономики, когда в общественном производстве были задействованы все трудовые ресурсы. В мировой экономической теории и практике полная занятость считается достигнутой тогда, когда все желающие работать имеют работу при сложившемся уровне заработной платы. Полной занятости соответствует определенный уровень «естественной безработицы» — не более 3,5-6,5% от общей численности рабочей силы.

Занятые

К занятым в экономике относятся лица, которые в отчетном периоде выполняли работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму, работу на семейном предприятии без оплаты, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, для которых эта работа является основной. Сюда относятся также лица, которые временно отсутствовали на работе по разным причинам (ежегодный отпуск, учебный отпуск, болезнь, выходные и праздничные дни, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации и др.).

Коэффициент занятости

Коэффициент занятости показывает соотношение числа занятых человек в экономике к числу экономически активного населения.

Занятые лица включают:
  • наемных работников в трудоспособном возрасте
  • лиц, работающих на себя
  • работников семейных предприятий (включая работу без оплаты)
  • работодателей
  • членов кооперативов
  • колхозников и лиц занятых в домашнем хозяйстве
  • наемных работников пенсионного возраста
  • работающих лиц младше трудоспособного возраста

Безработные

К безработным относятся лица в возрасте экономически активного населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно трем критериям:
  • не имели работы (другого доходного занятия);
  • занимались поиском работы в любой форме;
  • были готовы приступить к работе.

Пенсионеры, студенты, учащиеся и инвалиды относятся к безработным, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к работе. Понятие безработного соответствует стандартам Международной организации труда (МОТ).

Статистика определяет численность безработных по полу, возрасту, семейному положению, в городской и сельской местности, по уровню образования, по наличию опыта трудовой деятельности (имеет опыт трудовой деятельности или не имеет), по причине потери работы (ликвидация предприятия, окончание срока временной или сезонной работы, по собственному желанию, другим причинам).

В общей численности безработных отдельно учитывается численность безработных, зарегистрированных в государственных органах службы занятости по данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации. На конец ноября 2000 г. из общей численности безработных только 1037 тыс. чел. (что составляет 14,8%) было зарегистрировано в органах службы занятости. Органы государственной службы занятости ведут статистику обратившихся по вопросу трудоустройства и численности трудоустроенных. Статистика о численности и составе безработных необходима для разработки социальных программ по повышению занятости экономически активного населения, улучшению и стабилизации состояния на российском рынке труда.

Информационной базой для исчисления показателей занятости и безработицы являются текущая (месячная, квартальная, годовая) статистическая отчетность по труду организаций, данные отчетов малых предприятий, материалы выборочных обследований населения по проблемам занятости, отчетность служб занятости о численности и составе безработных и другая информация.

Коэффициент безработицы

Соотношение количества безработных к числу экономически активного населения.

Сумма коэффициента занятости и коээффициента безработицы равна единице.

Показатели состава занятых лиц в экономике

Российская статистика имеет большой опыт изучения состава занятых лиц. В статистических ежегодных сборниках публикуется информация о распределении занятых лиц по различным признакам.

Учет занятых лиц по полу

По состоянию на конец ноября 2000 г. из числа занятых в российской экономике 64686 тыс. чел. мужчины составляли 33375 тыс. чел., или 51,6%. По регионам, отраслям экономики эти показатели существенно различаются.

Распределение занятых лиц по возрасту

Средний возраст занятых лиц на конец ноября 2000 г. составлял 40,6 лет, среди них средний возраст мужчин — 39,2; женщин — 41,8 года. Почти половина всех занятых (48,9%) имеет возраст от 20 до 39 лет включительно; 30,4% имеют возраст от 40 до 49 лет включительно; в возрасте старше 50 лет — 19,1% (от 64686 тыс. занятых лиц).

Распределение занятых по образованию

высшее профессиональное — 21,7%; неполное высшее профессиональное — 4,5; среднее профессиональное — 28,7; начальное профессиональное — 11,0; среднее (полное) общее — 23,5; среднее общее и начальное — 10,7%.

Систематически статистические органы изучают распределение занятых по отраслям экономики : по каждой отрасли экономики определяют число занятых и удельный вес в общей численности занятых. Из общей среднегодовой численности занятых лиц в 2000 г. (64600 тыс. чел.) было занято: в — 22,7%; в сельском хозяйстве — 13,0; в строительстве — 7,9; в оптовой и розничной торговле и общественном питании — 14,6%. За годы рыночной экономики произошли значительные изменения в распределении занятых по отраслям на российском рынке труда. Снизился удельный вес занятых в промышленности (29,6% в 1992 г.), а также занятых в строительстве (11,0% в 1992 г.). Увеличился удельный вес занятых лиц в торговле и общественном питании (7,9% в 1992 г.), в управлении (с 1,9 до 4,5%).

Статистика изучает распределение занятых лиц по формам собственности . За период с 1992 по 2000 г. на российском произошло существенное перераспределение занятых лиц по формам собственности. Удельный вес занятых лиц в организациях государственной и муниципальной собственности снизился с 68,9 до 38,1%, а доля занятых на предприятиях частной формы собственности возросла с 19,5 до 45,0%, смешанная российская собственность возросла с 10,5 до 14,1%, собственность общественных и религиозных организаций не изменилась и осталась на уровне 0,8%, иностранная, совместная российская и иностранная увеличилась с 0,3 до 2,0%, но составляет очень незначительную долю.

Группы занятий

В зависимости от вида выполняемой работы или занятия работника, его квалификации и в соответствии с Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ) занятые лица распределяются по следующим основным группам занятий :

  • руководители (представители) органов власти и управления, включая руководителей организаций, учреждений и предприятий;
  • специалисты высшего уровня в области различных наук (естественных, инженерных, биологических, сельскохозяйственных и др.);
  • специалисты среднего уровня квалификации по различным видам деятельности (в сфере образования, здравоохранения, в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности и др.);
  • служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации и учетом;
  • служащие сферы обслуживания;
  • рабочие жилищно-коммунального хозяйства;
  • квалифицированные работники сельскохозяйственного производства, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства, производящие продукцию для личного потребления;
  • рабочие металлорежущей и машиностроительной промышленности;
  • профессии рабочих транспорта и связи;
  • неквалифицированные рабочие, занятые в промышленности, строительстве, на транспорте, в связи, геологии и разведке недр.

Приведенный неполный перечень групп и подгрупп занятий дает представление о важности такого изучения занятых лиц. Общероссийский классификатор занятий разработан на базе Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ), что позволяет использовать информацию о распределении по занятиям для международных сравнений по вопросам занятости экономически активного населения.

По статусу занятости

По статусу занятости все занятое население распределяется на две группы: работающие по найму и работающие не по найму.

Работающие по найму (наемные работники) — это лица, деятельность которых осуществляется под непосредственным контролем работодателя (или уполномоченных работодателем лиц). Об условиях труда и его оплаты они заключают трудовой договор (контракт) с руководителем организации любой формы собственности или отдельным лицом.

Работающие не по найму — это лица, занятые на собственных предприятиях. Они отвечают за состояние дел на предприятии. Их вознаграждение зависит от финансовых результатов деятельности.

В составе работающих не по найму следующие группы:
  • работодатели (нанимают работников самостоятельно или с деловыми партнерами, это может быть юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, но использующий труд наемных работников);
  • самостоятельно занятые (работают самостоятельно без привлечения наемных работников на постоянной основе);
  • члены производственных кооперативов (каждый член кооператива на равных правах участвует в решении производственных и управленческих вопросов);
  • неоплачиваемые семейные работники (деятельность этих лиц возглавляет живущий в этом домашнем хозяйстве родственник, степень их участия в предпринимательской деятельности различна по времени, участию в решении различных вопросов).
Начнем с выяснения ключевого понятия - "безработный". По определению Международной организации труда, безработный- это человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.

Чтобы определить количество безработных в каждой стране, надо подразделить все население на группы по степени его трудовой активности. Для этого воспользуемся новой классификацией рабочей силы, введенной с 1993г. в российскую статистику (в ней учтены рекомендации Международной организации труда).

Сначала все лица подразделяются на две группы:

  1. Экономически неактивное население- жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включены:
    1. учащиеся и студенты дневных учебных заведений;
    2. пенсионеры (по старости и другим основаниям);
    3. лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными и т. п.);
    4. отчаявшиеся найти работу;
    5. лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).
  2. Экономически активное население - часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.
Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активности населения - доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень подсчитывается по формуле

Где Уа - уровень экономически активного населения;
Н - численность населения;
Эа - численность экономически активного населения.

В нашей стране в 1998г. уровень экономически-активного населения составил 50% (экономически активными были 72 млн человек).

В свою очередь, экономически активное население делится на две группы:

  1. Занятые - лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:
    1. работают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени);
    2. трудятся без оплаты на семейных предприятиях.
  2. Безработные - лица 16 лет и старше, которые:
    1. не имеют работу (доходного занятия);
    2. занимаются поиском работы (обращались в службы занятости и т. п.);
    3. готовы приступить к работе;
    4. обучаются по направлению государственной службы занятости.
На основании данных о занятости (3) и безработицы определяется уровень безработицы. Уровень безработицы (Уб) - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения (Эа). Этот уровень определяется по формуле

В 28 индустриально развитых странах Организации экономического сотрудничества и развития уровень безработицы повысился с 1,1% в 1984-1994гг. до 7,5% в 1996г., а затем стал немного снижаться до 7,1% в начале 1998г.

В СССР с конца 30-х годов официально было признано отсутствие безработицы. Однако на самом деле, с одной стороны, имели место различные формы принудительного трудоустройства (не только в военное, но и в мирное время), что мотивировалось необходимостью борьбы против "тунеядства". С другой стороны, типичным был особый вид скрытой безработицы (содержание на предприятиях излишнего числа рабочей силы), уровень которой доходил до 15% от общей численности работников. Предприятия были вынуждены содержать дополнительный персонал, поскольку их регулярно обязывали посылать работников на уборку урожая, создавать сельскохозяйственные предприятия при заводах и т. п.

Официально безработица в нашей стране была признана только в конце 80-х годов. В результате обострения экономическою кризиса численность безработных в России в последние годы значительно возросла: с 3,8 млн. человек в 1992 г. до 8,9 млн. . человек в 1999 г. (что составляет 12,3% от экономически активного населения).

Теперь мы вплотную подошли к причинам безработицы и ее различным видам.

Причины и виды безработицы

Причины (и соответствующие виды) безработицы существенно различаются на разных этапах развития производства.

Промышленная революция на начальной фазе развития капитализма породила такие формы безработицы, как текучая, скрытая и застойная, которые возникали на уровне микроэкономики.

Текучую безработицу мы обнаруживаем, когда временно становятся незанятыми работники умственного и физического труда, обладающие рабочей силой нормального качества. Из-за неравномерного развития отдельных отраслей и регионов, особенно из-за периодически повторяющих спадов в экономике, спрос на рабочую силу бывает временами недостаточным и, наоборот, потребность в ней возрастает в период хозяйственного подъема. Из-за связи с экономическими циклами такую безработицу называют также циклической.

Скрытой безработицей охвачена главным образом часть сельских жителей (которая не выдерживает конкуренции с крупными предприятиями), а также разоряющиеся мелкие производители и торговцы. Такие резервы труда обнаруживаются, когда возросшая потребность в работниках быстро восполняется за счет указанной части общества. По имеющимся оценкам, более 500 млн человек, или 1/3 экономически активного населения, в развивающихся странах не имеют работы или заняты неполный рабочий день.

Застойная безработица охватывает людей с крайней нерегулярностью занятий. Это главным образом люди, живущие на случайные заработки, например работающие на дому лишь в определенные сезоны.

Современный этап развития производства породил причины безработицы, имеющие макроэкономические масштабы. Эти причины непосредственно связаны с научно-технической революцией.

К новейшим формам сокращения занятости рабочей силы относится технологическая безработица, связанная с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике. Например, если в настоящее время 40 типографских рабочих высшей квалификации могут набирать примерно 170 тыс. знаков в час, то с помощью компьютерных принтеров 10 человек способны за это же время набрать около 1 млн. знаков, в результате чего технологическая безработица возрастает в 20 раз.

Широко развивается и структурная безработица, которая обусловлена перемещением производства из одного региона в другой, упадком старых отраслей промышленности и появлением новых. Работники сходящих с исторической сцены видов производства попадают в тяжелое положение, поскольку теряют не только занятость, но и профессию.

С 70-х годов западные экономисты признают неизбежность двух видов безработицы - структурной и фрикционной. Под фрикционной (лат. frictio - трение) понимается безработица, связанная с временными затруднениями в трудоустройстве - ожиданием работы людьми, которые стремятся сменить место работы или профессию. К ним относятся, по-видимому, те, кто добровольно оставляет прежнее место труда и ищет другое, кто временно теряет сезонную работу, или молодежь, выбирающая место, где можно больше заработать. Попавшим в такое состояние нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места, приобрести квалификацию или переехать в другое место.

Сейчас в западной экономической литературе подсчитывается естественный уровень безработицы - сумма уровней структурной и фрикционной безработицы. Этот уровень характеризует долю естественной безработицы в составе всей рабочей силы. Данный показатель время от времени уточняется с учетом изменения состава трудящихся. Так, при увеличении удельного веса молодых людей норма естественной безработицы увеличивается (молодежи труднее найти работу и удержаться на ней). Например, в США за исходный уровень была принята ее норма середины 60-х годов (4,5%). В начале 70-х годов уровень естественной безработицы возрос до 5,5%, а в 80-х годах- до 6%.

С позиции новоклассической теории, признающей действенными только рыночные силы, возможность ликвидировать безработицу фактически отрицается. Более того, неполная занятость многими авторами признается необходимой для обеспечения гибкости экономики (для быстрого ее роста за счет резервов работников). Высказывается также мнение о пользе безработицы для поддержания строгой трудовой дисциплины.

Однако совершенно очевидно, что неполная занятость человеческого фактора экономики наносит ущерб производственному потенциалу страны. Впрочем, он теперь подсчитывается несколько иначе по сравнению с тем определением, которое было дано в 1-й теме. Производственный потенциал- это реальный объем валового национального продукта, который можно произвести при относительно полном использовании ресурсов (с учетом естественного уровня безработицы).

Известный исследователь макроэкономики Артур Оукен (США) математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием - невыпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закона Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то отставание объема валового национального продукта составляет 2,5%.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня - центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. В 70-80-е годы в США они составили 1 трлн. долл. К тому же потеря работы - это психологическое напряжение, уступающее по уровню только вызванному смертью ближайшего родственника или заключению в тюрьму. Американские исследователи установили, что 1 год безработицы отнимает у человека 5 лет жизни. Известны и тяжелые социальные последствия безработицы: рост наркомании, преступности и увеличение количества самоубийств.

Серьезные социально-экономические последствия безработицы повысили ответственность государства за обеспечение занятости трудоспособного населения.

Политика занятости

Сущность задачи достижения полной занятости в масштабе макроэкономики состоит в обеспечении сбалансированности численности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Для решения этой задачи требуется наладить прогнозирование занятости населения. В таком случае потребуется применить статистический учет потребности в трудовых ресурсах, метод "затраты-выпуск" и другие средства регулирования макроэкономики.

При таком регулировании важно учитывать особенности применения рабочей силы как социального фактора. Они отражаются в современных принципах трудовой занятости. Речь идет о следующих принципах:

  1. о запрещении принудительного труда и о свободе каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
  2. о занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящей им трудовой доход;
  3. о полной занятости, связанной с осуществлением права на труд и права на защиту от безработицы, которые установлены Конституцией Российской Федерации.
В правовом государстве действует система социальных амортизаторов (защитных устройств), которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся.

Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Многие государства предпринимают следующие действия:

  1. сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;
  2. рекомендуют проводить на предприятиях "разделение рабочих мест" между тружениками (для увеличения занятости);
  3. досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;
  4. создают новые рабочие места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры - для постройки высококачественных дорог и т. п.), особенно для хронически безработных и молодежи;
  5. сокращают предложение рабочей силы на рынке труда: ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностранцев и др.
Другим элементом системы социальных амортизаторов служат биржи труда, созданные еще в первой половине XIX в. Биржи труда - учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. Эти учреждения являются, как правило, государственными. Они ведут учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим переменить занятия, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать через собственные отделы кадров. Отказ от предложения биржи, обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.

Следующим элементом системы экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования по безработице, оказывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы занятых. В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше половины безработных.

При законодательном определении размеров пособий по безработице и продолжительности их выплат возникают серьезные проблемы. Одна из них состоит в том, чтобы правильно определить, на каком уровне установить пособие безработному Здесь могут быть допущены крайние случаи. Чем выше такое пособие (по сравнению с наибольшим размером заработной платы), тем меньше стимул искать новое занятие. Однако при уменьшении величины пособия у безработных усиливаются лишения и страдания, в которых нет их собственной вины. Выход состоит, очевидно, в том, чтобы найти компромисс между поддержанием стимула к поиску нового места труда и избавлением людей от жестокой экономической нужды.

Не менее сложной является и другая проблема: на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице? Чем короче время получения материальной помощи, тем меньше возможностей у человека найти новую работу (особенно при структурной безработице) и приобрести иную профессию. Вместе с тем чем длительнее срок выплаты пособий по безработице, тем менее активно человек ищет другую работу. По-видимому, срок материальной помощи должен быть достаточным для того, чтобы безработный вышел из своего кризисного состояния.

В разных странах учитывают эти проблемы, но решают их неодинаково, в зависимости от многих конкретных обстоятельств. Так, в 80-е годы размер пособий по безработице и продолжительность их выплаты составляли:

  1. в США- 36% заработка в течение 14 недель;
  2. в Японии- 60-80% заработка в течение 3-12 месяцев в зависимости от - возраста безработного и других условий;
  3. во Франции - 40 франков в день в дополнение к 42% заработка в течение 1-2,5 лет, особые пособия в течение З лет;
  4. в Великобритании - 28,5 фунта стерлингов в течение 52 недель.
В Российской Федерации в соответствии с Законом "О занятости населения" (от 19 апреля 1991 г.) также создана определенная система социальной защиты от безработицы. Она включает следующие меры:
  1. образован Государственный фонд занятости (страховой тариф взносов в этот фонд для всех предприятий составляет 2% к начисленной оплате труда);
  2. установлен период выплаты пособий - 12 месяцев;
  3. гражданам, работавшим сравнительно продолжительный срок, устанавливается пособие по безработице в следующих размерах (по отношению к средней зарплате за последние 2 месяца по последнему месту работы): первые 3 месяца - 75%, следующие 4 месяца-60%, в дальнейшем- 45%;
  4. лицам, ищущим работу впервые, выплачивается пособие в размере минимальной месячной оплаты труда;
  5. после истечения срока выплаты пособия по безработице оказываются разные виды материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на иждивении (единовременные денежные выплаты, дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания).
Государство гарантирует безработным бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации, что делается по направлению службы занятости.

В высокоразвитых странах изыскиваются пути повышения эффективности политики занятости. С середины 1990-х годов приоритетных здесь стало улучшение системы трудоустройства. Показатели этого улучшения: а) повышение удельного веса тех, кто нашел занятие через государственную службу занятости и б) активизация усилий самих безработных по поиску нового места работы. В связи с этим возрастает доля расходов государства на финансирование системы трудоустройства безработных (сейчас на эти цели идет около 20% всех государственных средств на проведение политики занятости). Усилен также контроль за активностью безработных и ведется более строгий учет их обращений к предпринимателям по поводу трудоустройства.

На Западе для оценки состояния экономики используют так называемый индекс нищеты - сумму уровней безработицы и инфляции. С первым из этих уровней мы ознакомились. Сейчас приступим к изучению второй составляющей индекса нищеты.

Занятость населения сегодня относится к важнейшим социально-экономическим категориям. Она связана в первую очередь с осуществлением права человека на свободное распоряжение собственными способностями к труду и выбор рода деятельности, а следовательно, профессии. Однако не все люди имеют возможность реализовать данное право. Кто считается безработным по закону Российской Федерации? Столь интересному вопросу и посвящена данная статья. Первоначально, конечно же, следует выяснить, кого можно включить в число безработных.

Понятие безработного

В соответствии с пунктом первым статьи третьей Закона «О занятости населения в РФ», люди считаются безработными, если они трудоспособны, однако не занимаются некоторой трудовой деятельностью и, соответственно, не получают заработной платы. Тем не менее они целенаправленно подыскивают работу для себя и как можно скорее желают приступить к ней. Именно данный факт служит причиной их регистрации в органах службы занятости. Таким образом, , которые не являются занятыми. Поэтому признание того или иного лица занятым полностью лишает его возможности иметь статус безработного. Если опираться на приведенное выше понятие и его особенности, можно выделить некоторые обстоятельства, доказанное наличие которых ведет к возникновению права на признание человека безработным.

Трудоспособность как весомый аргумент

Представитель какой категории населения может считаться безработным ? Во-первых, так или иначе, он должен быть трудоспособным. В соответствии с пунктом третьим статьи третьей Закона «О занятости населения в РФ», наличие у индивида трудоспособности появляется по достижении им шестнадцатилетнего возраста. Таким образом, после шестнадцати лет гражданин относится к числу трудоспособного населения по причине законодательства в отношении вопроса занятости.

Кстати, именно поэтому на него, как правило, возлагается обязанность, в соответствии с которой ему следует доказать собственную трудоспособность. Большинству известно, что в статье 63 российского Трудового Кодекса установлена такая общая возрастная категория для осуществления трудовой деятельности, как шестнадцать лет. Стоит дополнить, что для отдельных групп лиц возраст непосредственно для поступления на работу в соответствии с приведенной статьей снижен до пятнадцати или четырнадцати лет. Кроме того, некоторые категории могут привлекаться к определенным видам занятости творческого характера и до четырнадцатилетнего возраста.

Таким образом, в отдельных ситуациях законодательством признаются трудоспособными лица, которые достигли пятнадцати или четырнадцати лет, а иногда и не достигли четырнадцатилетнего возраста. Именно в отношении этих лиц Закон «О занятости населения в РФ» в той части, где трудоспособными признаются исключительно индивиды, достигшие шестнадцатилетнего возраста, противоречит статье 63 российского Трудового Кодекса, допускающей определенные обстоятельства для признания трудоспособными пятнадцатилетних и четырнадцатилетних подростков, а иногда и тех, кто еще не достиг четырнадцати лет. Столь яркое противоречие разрешается посредством обращения к статье 63 Трудового Кодекса, который в соответствии с требованиями статьи пятой наделен абсолютным приоритетом перед иными федеральными законами в области труда (даже перед Законом «О занятости населения в РФ»).

Какие граждане считаются безработными ? По причине изложенной в данной главе информации трудоспособные лица, которые не достигли шестнадцатилетнего возраста, могут изъявить требование признать их безработными в случае доказанности иных обстоятельств, отличающих столь обширное правовое понятие.

Отсутствие трудовой деятельности

По российскому законодательству безработным может считаться человек, у которого отсутствует работа и, соответственно, заработок. Иными словами, безработный индивид не имеет возможности быть занятым. Признание же человека занятым говорит об осуществлении им трудовой деятельности и, конечно же, наличии заработной платы, что полностью исключает возможность отнесения его к числу безработных. Так, безработными считаются граждане , в трудовой книжке которых отсутствует запись непосредственно о приеме на работу. Кроме того, в роли доказательства, подтверждающего анализируемое обстоятельство, может выступать справка из Пенсионного фонда РФ о том, что взносы, которые выплачиваются непосредственно за занятых граждан, отсутствуют.

Регистрация в соответствующих органах

Какой человек считается безработным ? Помимо приведенных выше условий, немаловажным является еще одно. Так, к числу тех обстоятельств, которые характеризуют правовой термин безработного гражданина, относится и регистрация в соответствующих органах. Безработным считается любой человек, зарегистрированный в службе занятости для того, чтобы найти подходящую для него трудовую деятельность и в последующем ей заниматься.

Здесь важно отметить, что порядок регистрации в отношении безработного населения утвержден посредством Постановления российского Правительства от 22.04.1997. Он предусматривает две разновидности регистрации. Первой является первичная регистрация индивидов, оставшихся без работы. Второй служит регистрация непосредственно в качестве безработных. Сложно не заметить, что из правового термина безработного лица вытекает весьма интересная информация: одна из разновидностей регистрации в государственной службе занятости населения - не что иное, как регистрация в целях поиска трудоустройства.

Кто считается безработным ? Изложенные в данной главе сведения позволяют сформировать вывод о том, что наличие регистрации в отношении безработного населения, носящей первичный характер, так или иначе, вступает в некоторое противоречие с пунктом первым статьи третьей Закона «О занятости населения в РФ», где четко определен термин безработного гражданина. Более того, из определения «регистрация безработных индивидов первичного характера» можно сделать вывод о том, что гражданин является безработным. Это именно тот случай, когда ранее и стремящиеся делать это в данным момент. Важно отметить, что анализируемое противоречие, так или иначе, разрешается в пользу использования пункта первого статьи третьей Закона «О занятости населения Российской Федерации». Почему? Дело в том, что он наделен весомой юридической силой по сравнению с Постановлением российского Правительства, которое является нормативным правовым актом подзаконной природы.

Дополнительные сведения

Кто считается безработным ? В силу требований указанного в предыдущей главе Закона «О занятости населения в РФ» службы занятости обязуются производить регистрацию безработных индивидов для того, чтобы у вторых появилась возможность найти подходящую работу. В пункте седьмом Порядка регистрации безработного населения перечисляется документация, необходимая для процедуры регистрации безработным граждан, у которых основная цель операции - поиск трудоустройства. Ниже приведены непосредственно документы:

  • Справка, отражающая средний заработок гражданина (справка о доходе или же о денежном довольствии) за трехмесячный период со дня подачи заявления.
  • Документ, который служит удостоверением личности (как правило, это паспорт).
  • Документация, подтверждающая трудовой стаж гражданина (обычно в роли ее выступает трудовая книжка).
  • Бумаги, служащие удостоверением в отношении профессиональной квалификации.

Если исключается тот факт, что безработные считаются работавшими ранее (то есть, они не имеют специальности (профессии)), то таким гражданам в органах службы занятости необходимо предъявить документ, который удостоверяет личность (как правило, в роли его выступает паспорт), а также документацию об образовании. Так, по предоставлению перечисленных бумаг у ранее не работавшего индивида появляется абсолютное право, связанное с регистрацией в государственных органах службы занятости для того, чтобы в последующем подыскать подходящую для себя работу. Важно отметить, что у данного государственного органа, так или иначе, возникает обязанность, которая корреспондирует представленному праву, по обязательной необходимости в проведении такой регистрации.

Готовность работать

Какое лицо считается безработным ? Четвертым обстоятельством, характеризующим правовой термин безработного, является готовность индивида приступить к работе, подходящей для него. В свою очередь, отказ человека от реализации возможности, связанной с трудоустройством, служит веским основанием для его лишения статуса безработного. Однако существует исключение. Люди считаются безработными, если они хотят работать, но варианты трудоустройства, которые предлагает им государственная служба занятости населения, не являются для них подходящими. Так, наделение гражданина обязанностями по подходящему трудоустройству в качестве условия для его признания безработным ни в коем случае не может рассматриваться как нарушение принципа, аргументирующего свободное распоряжение собственными способностями к трудовой деятельности. Данное положение закреплено непосредственно в статье 37 Конституции РФ.

Кто считается безработным и может встать в центр занятости ? Индивид наделяется статусом безработного тогда, когда соответствующие государственные органы не могут предложить ему подходящую работу. Именно по этой причине он лишается возможности получения денежных средств для существования. Важно дополнить, что отказ человека от трудоустройства непосредственно на подходящем месте говорит об исполнении со стороны органов службы занятости собственной обязанности, связанной с предоставлением индивиду подходящего трудоустройства. Тем не менее каждый человек наделен правом отказаться от абсолютно любого места работы, предлагаемого соответствующими государственными органами, другими словами, свободным образом распорядиться собственными способностями к осуществлению трудовой деятельности.

Дополнительная информация

Кто считается безработным ? В процессе ответа на данный вопрос следует помнить, что отказ от осуществления права, связанного с трудоустройством, не может послужить причиной возникновению обязанности, корреспондирующей этому праву. К примеру, обязанности, которая закреплена в статье 37 Конституции РФ, непосредственно по выплате зарплаты. Кроме того, корреспондирующей праву, связанному с трудоустройством гражданина на подходящем месте работы, служит и обязанность регистрации индивида с целью подбора подходящего трудоустройства со стороны государственных органов службы занятости. Логично, что отказ от осуществления этого права влечет за собой абсолютное отсутствие обязанности непосредственно у службы занятости производить указанную регистрацию.

Таким образом, обстоятельство, подтверждающее готовность индивида приступить к работе, подходящей для него, в качестве атрибута для признания этого гражданина безработным не может являться ограничением его права на свободное распоряжение непосредственно собственными способностями к осуществлению трудовой деятельности. Так, безработными считаются лица , чей отказ от трудоустройства на подходящем месте не несет для них последствий неблагоприятного характера. Значит, трудоустройство, так или иначе, является правом, а не обязанностью. Тем не менее стоит помнить, что отказ от его осуществления не повлечет за собой возникновения обязанностей, которые корреспондируют этому праву.

Отсутствие препятствий

Кто считается безработным ? Пятым обстоятельством, которое характеризует правовое понятие безработного индивида, служит абсолютная пустота в плане препятствий непосредственно для того, чтобы признать его безработным. Так, в пункте третьем статье третьей Закона «О занятости в РФ» представлен исчерпывающий список условий, наличие доказанности которых может служить причиной для признания индивида безработным.

В соответствии с указанной нормой гражданин не может быть признан безработным, если он не достиг шестнадцатилетнего возраста. Как отмечалось выше, по статье 63 российского Трудового Кодекса существуют случаи признания трудоспособными некоторых категорий лиц, которые не достигли приведенного возраста. Важно дополнить, что это является веской причиной для наделения их статусом безработных в случае необходимости.

Безработными не могут считаться индивиды, которые получают пенсионные выплаты по старости в соответствии с российским пенсионным законодательством. Кстати, совершенно не имеет значения, пенсии предоставляются по возрасту или же за выслугу лет. Пусть даже данные лица не занимаются трудовой деятельностью, они получают денежные средства со стороны государства в виде пенсионных выплат. Так, представленное обстоятельство не относится к перечню условий, которые характеризуют правовой термин безработного гражданина.

Важно знать!

Следует отметить, что веской причиной для отказа в наделении гражданина статусом безработного служит, конечно же, начисление ему пенсионных выплат по федеральному законодательству. Интересно то, что получение пенсий по региональному законодательству не является значимым обстоятельством для отказа в процедуре регистрации человека как безработного. Основанием же для подобного отказа в соответствии с пунктом третьим статьи третьей приведенного выше Закона служит непосредственно отказ индивида на протяжении десяти дней с момента регистрации в соответствующих государственных органах для поиска подходящего места работы от двух вариантов подходящего трудоустройства (в том числе и в отношении работ временного характера). Важно дополнить, что в случае людей, которые впервые ищут работу и ранее не осуществляли трудовой деятельности ранее, актуален отказ от получения подготовки профессиональной направленности или же от предложенной государством оплачиваемой работы (сюда же относится и работа временного характера). Необходимым условием является то, что индивиду запрещено предлагать одну и ту же работу либо профессиональную подготовку, соответствующую одной и той же профессии, дважды.

Перечисленные выше разновидности отказа человека говорят также об исключении его желания воспользоваться правом трудоустройства или обучения. Таким образом, не возникает и корреспондирующей по этому праву обязанности в плане признания индивида безработным. В ряд оснований для отказа в наделении гражданина статусом безработного необходимо отнести и неявку в государственные органы службы занятости без уважительной на то причины в течение десяти дней непосредственно с момента регистрации для того, чтобы государство могло предложить данному человеку подходящее место работы. Кроме того, сюда же следует отнести и неявку в установленный соответствующими государственными органами срок для произведения процедуры регистрации индивида как безработного.

Сложно не заметить, что отказ того или иного лица от явки в государственные органы по занятости населения без уважительной причины в случае наличия двух вариантов в отношении подходящего места работы приравнивается к абсолютному отсутствию желания с его стороны осуществлять право непосредственно на трудоустройство. Именно поэтому применение данной причины для отказа в наделении гражданина статусом безработного ни в коем случае не противоречит соответствующему правовому термину, хоть и неявка на процедуру регистрации гражданина как безработного в случае отсутствия вариантов в плане подходящего места работы не вытекает из правового термина безработного индивида как причина для отказа в наделении его соответствующим статусом. Важно дополнить, что права и свободы личности, в том числе касательно области занятости, не ограничиваются посредством процессуального законодательства исключительно по формальным соображениям.

Студент считается безработным?

Заключительным вопросом, который будет целесообразным рассмотреть в данной статье, является причисление студентов и учащихся к безработному населению. Так, в соответствии с Законом от 19.04.1991 «О занятости населения в РФ» индивиды, которые проходят дневной курс обучения в государственных либо частных учреждениях общего образования, а также в учреждениях профессионального начального, среднего или высшего образования, включая обучение непосредственно по направлению службы занятости населения государственной направленности, не являются безработными.

Часть трудоспособных людей не работают и не склонны трудиться за пределами своего домашнего хозяйства. Поэтому из трудоспособной части населения следует выделить экономически активную часть населения или рабочую силу. Эту часть населения иногда называют самодеятельным населением. Таким образом, экономически активное население, или совокупная рабочая сила – это все те лица, которые могут работать, и намерены работать. Но не все люди, которые могут и намерены работать, трудятся на государственной службе, в частных фирмах или заняты своим частным бизнесом. Какая – то часть экономически активного населения работы не имеет. Поэтому следует различать занятых

и безработных

Занятые – это та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Это отражено в российском законодательстве. Согласно действующим в России законом, занятыми считаются граждане:

Работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего времени;

Отсутствующие в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском и т.д.;

Самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели;

Проходящие службу в Вооружённых Силах и органах внутренних дел;

Обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально – технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях.

Безработные – относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.

Российское законодательство признаёт безработными граждан, которые:

Не имеют работы и заработка;

Зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы;

Готовы преступить к работе.

Таким образом, не любой человек, не имеющий работы, может быть отнесён к категории безработных. Существуют так называемые добровольно незанятые, которые не включаются в состав рабочей силы. Они потенциально имеют возможности работать, но не работают и не ищут работу. К добровольно незанятым относят, например, пенсионеров, домашних хозяек, выполняющих неоплачиваемую домашнюю работу и воспитывающих малолетних детей. В эту категорию входят и безработные, отчаявшиеся найти работу и прекратившие её поиск. Безработными же являются лишь те, кто не утратил трудоспособности, постоянно подтверждает свою готовность приступить к работе, а для этого, зарегистрировались в службе занятости, периодически проходят перерегистрацию и осведомляются об имеющихся там вакансиях.

В состав экономически активного населения не включаются и лица, отбывающие сток заключения в тюрьмах или находящиеся в спецлечебницах. Эти люди относятся к институциальному населению