Пени за неуплату налогов: что будет, если не платить в срок? Пеня как способ обеспечения своевременной уплаты налогов и сборов При несвоевременной уплате налога пени начисляются

Пени – это неустойка, которую в денежном эквиваленте нужно выплатить за каждый просроченный день выплат. Эта штрафная санкция применяется в том случае, когда человек или компания из категории налогоплательщиков переходит в разряд должников. Сегодня мы рассмотрим, как и в каком объёме начисляются пени за неуплату налогов.

В статье №75 HK РФ регламентированы все вопросы, касающиеся пени по налоговым сборам: в каких случаях исчисляется эта штрафная санкция, в каком размере и в каком порядке – принудительном или добровольном. Закон гласит, что пени выплачивается в том случае, если налогоплательщик вовремя не внёс вменённые ему налоговые платежи, то есть, просрочил выплату. При этом неважно, была ли с опозданием внесена часть суммы или же весь налоговый сбор.

Также свод законов объясняет, что начисление пени не противоречит и не исключает иной ответственности за нарушение налогового законодательства. Иными словами, даже если человеку назначат дополнительный денежный штраф, обязанность по уплате пени, начисленных за каждый день просрочки, всё равно будет закреплена за должником.

Уплачивая налог, человек должен озаботиться тем, чтобы деньги поступили в казну государства не позднее числа, указанного крайней датой оплаты. Уже со следующего дня начнёт «капать» пени.

Важный момент! При уплате всех причитающихся налоговых сумм начисление пеней прекращается. То есть, цифра начисленной пени фиксируется в момент погашения долга, а если пени не были уплачены, то на них не начисляются дополнительные пени.

Начисление пеней происходит не только применительно к платежам налоговым, но и к авансовым выплатам на налоги и сборы. Таким образом, пени обязаны уплачивать не только налогоплательщики, но и агенты по налогам.

Требование об уплате задолженности и пени на неё налоговая инспекция высылает на адрес должника. В письме указана общая сумма долга, срок, в который должен был быть заплачен налоговый сбор, а также размер пени на день, когда требование было отправлено плательщику. В документе указываются и иные меры по взысканию налогового долга, если человек уплачивать его не намерен. Отреагировать на полученное требование, то есть, внести в казну государства сумму задолженности, необходимо в течение восьми рабочих дней с момента получение письма.

Отметим, что с 2016 года в силу вступило решение о том, что налоговая вправе направить письмо, информирующее о налоговом долге гражданина, в адрес его работодателя или иного лица, выплачивающего доход (пенсию, стипендию).

Сроки уплаты налогов по закону

В Российской Федерации с 2015 года действует закон, согласно которому фирмы и физлица обязаны уплачивать налоги не позднее, чем 1 декабря года, идущего за периодом отчётности. Соответственно, налоги за 2017 год должны быть уплачены в срок до 1 декабря 2018 года. Эта дата актуальна для всех типов налоговых сборов, включая НДФЛ.

Не позднее, чем за тридцать рабочих дней до указанной даты в адрес налогоплательщика поступает «письмо счастья» — документ, в котором сообщается о необходимости выполнить свою налоговую обязанность перед государством.

В случае, если налогоплательщик не уплатил полную сумму сбора, ему грозит санкция в виде денежного штрафа. В обычном случае необходимо выплатить штраф в размере двадцати процентов от суммы задолженности. Если же налоговые инспекторы имеют основания считать, что плательщик умышленно скрывается от уплаты, штраф вырастет до сорока процентов от суммы долга.

Что будет, если не платить в срок?

Налоговый орган имеет права подать в суд на должника, дабы взыскать сумму задолженности без его согласия. Судебным постановлением может быть предписано списать долг из имущества, укрывающегося от уплаты налогов лица, в том числе снять недостающую сумму с банковских счетов.

Обращение в суд правомерно в течение трёх лет с момента самого первого требования налоговой погасить задолженность. Возможны два варианта развития событий:

  1. Если сумма долга не превышает трёх тысяч рублей, представитель налоговой инспекции может подать в суд в течение полугода после истечения вышеназванного трёхлетнего срока.
  2. Если сумма долга свыше трёх тысяч рублей, налоговый орган может подать в суд спустя полгода после момента, когда сумма задолженности превысила три тысячи рублей.

Важный момент! Приказ суда может быть вынесен без вызова сторон и разбирательства, если предоставленная налоговым органом информация является очевидной и неоспоримой. При этом должник имеет двадцать дней с момента направления ему копии судебного приказа, чтобы представить возражения. Независимо от характера возражений приказ будет отменён, а дело будет рассматриваться с участием сторон.

Кто виноват, если уведомление об уплате налогов не дошло?

Если в указанный срок гражданин или представитель компании не получили налоговое уведомление, разбираться необходимо самостоятельно. Зная, что вы владеете имуществом, облагаемым налоговым сбором или имеете иные обязательства такого рода перед государством, вы самостоятельно должны обеспечить поступление денег в казну.

Неполучение письма из налоговой не является оправдательной причиной неуплаты налогового сбора или просрочки платежа. Если бумага не пришла, плательщик должен обратиться в ФНС по месту регистрации, чтобы уточнить сумму к уплате.

Статья №23 HK РФ гласит, что не позднее 31 декабря года, идущего за налоговым истёкшим периодом, каждый плательщик должен обратиться в налоговую службу и предоставить специалистам информацию о каждом объекте налогообложение, по поводу которого не было получено соответствующее уведомление. Если «письмо счастья» приходило ранее или лицо освобождено от уплаты налога в соответствии с какими-либо льготами, информацию сообщать не нужно.

Нововведения 2017 года касательно пени на налоги

С начала 2017 года закон, регулирующий налоговые обязательства, распространился на страховые взносы (медицинские, пенсионные, по нетрудоспособности и декретному отпуску). Соответственно, на указанные виды взносов также рассчитываются пени, в случае несвоевременной уплаты.

С осени 2017 года по новым правилам пени стали рассчитываться для фирм, компаний и организаций – лиц юридических. Для них изменилась процентная ставка пени.

Процентная ставка пени

Для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, пени начисляется по процентной ставке, равной одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка страны. Для юридических лиц процентная ставка иная.

Таблица 1. Процентная ставка для юридических лиц

Период просрочки Формула расчета пени
Фирмы, просрочившие платежи не более, чем на тридцать дней включительно, будут платить пени по ставке в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ (как и физлица).
Фирмы, просрочившие налоговые выплаты более, чем на тридцать календарных дней, за период тех самых тридцати дней будут платить по стандартной ставке (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ), а начиная с тридцать первого дня задолженности – по ставке, равной одной стопятидесятой (1/150), то есть вдвое меньше.


Рассмотрим на примере . Фирма «Белые росы» обязана выплатить ЕНВД в размере десять тысяч рублей за третий квартал года не позднее, чем 25 октября 2017 года. Фактически же деньги попали в казну государства только 30 ноября этого же года. Ставка рефинансирования в этот период равнялась 8,5 процентам. Соответственно, «Белые росы» будут должны заплатить пени в размере 113, 3 рубля. Как получилась эта сумма?

Согласно нововведениям 2017 года, о которых мы упомянули, за первые тридцать дней просрочки формула будет такой: 10 000 рублей задолженность х 8,5% х 1/300 х 30 дней (с 26 октября по 24 ноября). Следующий период считается иначе: 10 000 рублей долга х 8,5% х 1/150 х 5 дней (с 25 по 29 ноября).

Расчёт пеней: формула

Как мы указали выше, пени высчитываются в процентном соотношении от суммы налога, не уплаченной в срок. Классическая формула для расчетов выглядит следующим образом:

Сумма налогового долга х Ставку рефинансирования ЦБ РФ на период просрочки х 1/300 х Количество дней, за которые просрочены платежи

Важный момент! С начала 2016 года понятие «ставка рефинансирования» упразднено. Центробанк утверждает ключевую ставку, которая и соответствует упразднённому значении. По данным на март 2018 года значение ставки рефинансирования ЦБ РФ – 7,5 процентов. Учитывая этот факт, расчет пеней нужно производить отдельно за каждый период, если в это время размер ставки претерпевал корректировку.

Далее нужно разобраться с тем, как высчитывать количество дней, в которые платёж был просрочен. Согласно статье №75 налогового кодекса страны, просрочка начинает считаться со дня, следующего за сроком выплаты налогового сбора (даты, когда нужно было заплатить, но этого не произошло) и до дня, предшествующего фактической выплате. То есть, просрочка основных налоговых платежей в любом случае считается со 2 декабря (как мы помним, крайний срок внесения денег – 1 декабря года, идущего за налоговым периодом). К примеру, человеку нужно уплатить налоговый сбор за 2017 год. Он не сделал этого вовремя, а перечислил деньги 16 марта 2018 года. Количество дней просрочки в его случае – тринадцать. Соответственно, если бы платёж был просрочен всего на день, пени бы плательщику не грозили.

Не стоит забывать, что пени начисляется и на авансовые налоговые сборы, не перечисленные вовремя. В данной ситуации количество дней просрочки высчитывается индивидуально, в зависимости от графика внесения авансов. Эта информация актуальна только для юридических лиц.

Возможно, Вас заинтересует информация о том, как вести учет пени по налогам. В расскажем, какие существуют проводки по начислению и внесению средств по задолженности искомого вида.

Видео — Как рассчитать пени по налогам по новым правилам?

Когда пени не начисляются?

Существует и несколько моментов, при наступлении которых пени не будет начисляться. К ним относятся:

  1. Переплата по искомому налогу, покрывающая ещё не внесённый платёж.
  2. Переплата по искомому налогу, перекрывающая сумму пени.

В случае, если переплата частично перекрывает образовавшийся долг, пени будет начислено только на разницу, а не на всю задолженность.

Переплатой называется сумма налоговых сборов, а также ранее уплаченных штрафов или иных взносов, которые плательщик перечислил в чрезмерном количестве или же налоговый орган взыскал чрезмерно. В этом случае переплата будет автоматически засчитана вместо недоимки или пени. Если человек знает о том, что на его счету имеются «лишние» деньги, предпринимать ничего ему не нужно – налоговые органы пересчитают цифры самостоятельно.

Рассмотрим на примере. Иван Сергеевич Семёнов владеет автомобилем «Хонда Фит» 2006 года выпуска, за который ежегодно платит около 900 рублей в качестве транспортного налога. Если в 2017 году Семёнов заплатит сразу две тысячи рублей, ему не придётся оплачивать налог в 2018 году, соответственно, сумма пени начислена не будет – платёж пройдёт автоматически. Если же Семёнов заплатил тысячу рублей в 2017 году вместо 900 рублей, а затем просрочил платёж на три месяца, уплачивать пени также не придётся. Почему?

Согласно формуле расчёта, пени будет начислено таким образом: (900 рублей х 8.25% х 1/300 х 16 дней) + (900 рублей х 7.75% х 1/300 х 56 дней) + (900 рублей х 7.5% х 1/300 х 19 дней) и составит 21 рубль 26 копеек, что полностью перекрывается переплатой в 100 рублей.

Подведение итогов

С таким понятием, как пени, граждане России сталкиваются не только применительно к коммунальным платежам, но и при неуплате налогов. Такая санкционная мера предусмотрена законодательством и является обязательной к уплате при просроченных налоговых выплатах. Если налогоплательщик спохватился вовремя и погасил задолженность перед налоговой службой, сумма пени будет незначительной. Куда опаснее «забывать» про налоги юридическим лицам, которые выплачивают в казну крупные суммы. Ведь чем больше долг и количество просроченных дней, тем выше будет пеня. Будьте внимательны!

"Ваш бюджетный учет", 2006, N 5

Перечисление налоговых платежей в бюджет позже установленного срока - довольно часто встречается в налоговой практике. Неотвратимость начисления пеней известна: инспекция начисляет дополнительный платеж, компенсируя потери казны в результате недополученных в срок налоговых сумм. Вместе с тем многие моменты применения пени остаются спорными. Правила расчета пеней, порядок взыскания и другие вопросы - тема настоящей статьи.

Налоговый кодекс РФ определяет пеню как установленную Кодексом денежную сумму, которую налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 НК РФ). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной им в Постановлении от 17.10.1996 N 20-П и Определении от 04.07.2002 N 202-О, пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополученных налоговых сумм в срок. Пени - не штрафная санкция, а способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Сумма пеней уплачивается помимо задолженности по налогам и независимо от применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со следующего дня после установленного срока уплаты. Ставка пеней определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и равняется одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. Пени перечисляются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (п. 6 ст. 75 НК РФ).

Принцип расчета пени

Сумма пени зависит от суммы недоимки, количества дней просрочки и действующей ставки рефинансирования.

Формула расчета в общем виде следующая:

SP = N х K х SR х 1/300 х 1/100,

где: SP - сумма пени;

N - недоимка;

K - количество дней просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора);

SR - действующая ставка рефинансирования Банка России, %.

При определении дней задержки, если установленный срок уплаты налога совпадает с выходным или праздничным днем, пени начисляются начиная со второго рабочего дня после дня отдыха.

За последние 3 года Банком России установлены следующие ставки рефинансирования:

1 января - 16 февраля 2003 г. - 21%; 17 февраля - 20 июня 2003 г. - 18%; 21 июня 2003 г. - 14 января 2004 г. - 16%; 15 января - 14 июня 2004 г. - 14%; 15 июня 2004 г. - 25 декабря 2005 г. - 13%; 26 декабря 2005 г. - 12%.

Ставка пени как 1/300 рассчитывается с точностью до одной десятитысячной (0,0001) отдельно за каждый период действия ставки рефинансирования. Сумма пеней округляется до целых копеек.

На каждого налогоплательщика в инспекции ведется Карточка расчета с бюджетом (РСБ), в которую вносится информация об исчисленных и уплаченных налоговых платежах по соответствующему бюджету, зачету и возврату налогов, суммах начисленных пеней и другая учетная информация. Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" утверждены Приказом ФНС России от 12.05.2001 N ШС-3-10/211 (далее - Рекомендации).

По налогам, перечисление которых осуществляется отдельными документами (например, налог на прибыль), пени на сумму недоимки по одному бюджету начисляются независимо от переплаты по другому бюджету. Такой порядок установлен п. 3 Рекомендаций.

В случае предоставления организацией уточненных расчетов "к уменьшению" суммы налога по первоначальным декларациям за соответствующий отчетный (налоговый) период начисленная ранее пеня подлежит перерасчету, а сумма пеней сложению.

Если налогоплательщик сдает уточненную декларацию "к доплате" за соответствующий отчетный период, в карточке производится доначисление пеней с учетом новой суммы налога. При перерасчете сумм пеней по уточненным расчетам должны применяться ставки пеней, действующие в соответствующих отчетных периодах (в т.ч. за предыдущие годы). Поступившие в бюджет суммы пеней зачисляются на тот же код бюджетной классификации доходов РФ (группа, подгруппа, статья, подстатья), на которые зачисляются основные платежи. Уточним при этом структуру кода программы (14 - 17 разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) - 2000 "Пени и проценты по соответствующему платежу".

Заслуживает внимания Письмо Минфина России от 17.03.2006 N 03-02-07/1-57 о порядке начисления пени при ликвидации организации. Сообщено, что согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами). По мнению финансового ведомства, начисление пеней прекращается после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о ликвидации организации.

Выявление недоимки и применение пени

Основанием для начисления и взыскания пени является факт просрочки уплаты налогов и сборов. Применение пени происходит по различным сценариям.

Первый - организация правильно исчислила налог, но уплатила его с нарушением срока. Налоговый орган в автоматическом режиме получает информацию от Федерального казначейства о проведенном платеже и отклонении в сроке уплаты от установленного законодательством.

Второй - в ходе камеральной проверки доначислен налог. Проверка проводится в течение 3-х месяцев после сдачи налоговой декларации, поэтому погасить задолженность в установленный срок практически невозможно, просрочка компенсируется пеней.

Третий - выездной налоговой проверкой установлено занижение налога. Эти суммы квалифицируются как недоимка, а "недоимка без пеней не бывает". Важно, что Кодексом (ст. 87 НК РФ) установлено ограничение по глубине контрольного мероприятия - только 3 календарных года, предшествовавшие году проведения проверки. В решении по результатам рассмотрения материалов проверки должен быть сделан расчет пеней и указана дата, по которую они начислены.

На что следует обратить внимание налогоплательщику? Прежде всего проверить правильность подсчета дней просрочки, процентную ставку, формулу расчета и наличие излишне уплаченного налога. По требованию организации налоговый орган обязан документально обосновать начисление пеней и представить расчет с указанием ставок пени, суммы недоимки и дней просрочки. Как ни странно, для инспекции это становится проблемой. ФАС Московского округа в Постановлении от 12.09.2002 N КА-А40/6065-02 указал, что применение программы расчета пени нарастающим итогом за каждый календарный год не освобождает налоговый орган от обязанности предоставлять соответствующий расчет на бумажном носителе в целях обоснования правильности расчета начисленных пеней.

Известно также одно из постановлений ФАС Северо-Западного округа, где отмечено, что, несмотря на неоднократные требования суда обосновать сумму пеней (по периодам и основаниям их начисления) и представить суду его расчет, инспекция не смогла это выполнить. Она указала, что расчет произведен по компьютерной программе, в силу чего невозможно обосновать данный расчет иным способом. Кассационная инстанция сделала вывод, что предъявленная в требовании к уплате предприятию сумма пеней никак не обоснована налоговым органом, т.е. не доказана правомерность ее начисления, следовательно, является правильным вывод суда о нарушении инспекцией прав налогоплательщика, гарантированных ему законодательством о налогах и сборах.

Пеня по "старым" долгам

Принципиальным является вопрос правомерности начисления дополнительных сумм на задолженность "прошлых лет". В частности, на недоимку, возникшую за пределами трехлетнего периода деятельности налогоплательщика, охваченного выездной налоговой проверкой.

Если установлен трехлетний срок давности на взыскание на выявление недоимки, в равной степени это ограничение должно применяться и к дополнительному платежу. Кроме того, у налогового органа отсутствует законное право подтвердить задолженность первичными учетными документами, т.к. эти документы уже нельзя запросить у налогоплательщика. Срок 3 года для выездной проверки является пресекательным и не подлежит восстановлению.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 3 марта 2003 г. N КА-А41/618-03 указал, что исходя из положений п. 5 ст. 75 НК РФ недопустимо самостоятельное взыскание суммы пени по недоимке, которая не была взыскана налоговым органом с налогоплательщика в установленные сроки.

Тем не менее у налогового органа есть возможность начисления пеней на задолженность прошлых лет в том случае, когда размер недоимки подтверждается актом предыдущей выездной налоговой проверки, а сам налог в течение проверяемого периода не был уплачен.

Добровольная уплата и взыскание пени

Анализ ст. 75 НК РФ показывает, что обязанность по исчислению и уплате пени возложена на налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ предусматривает добровольный и принудительный порядок уплаты пени. Чаще всего добровольная уплата инициируется самим налогоплательщиком при подаче корректирующей декларации и доплате налога.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ налогоплательщик сдает исправленную налоговую декларацию после истечения срока ее подачи и срока уплаты налога. Однако освобождается от ответственности он при условии, что до подачи нового расчета уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени.

Кроме того, налогоплательщик имеет возможность уплатить пени в добровольном порядке и при направлении в его адрес налоговым органом требования об уплате налога и пени (или только пени) в установленный в требовании срок. Согласно ст. ст. 69 и 70 НК РФ требование об уплате налога и пени должно содержать информацию о сумме задолженности по конкретному налогу и период, за который возникла недоимка. Из приведенной нормы следует, что налоговый орган должен доказать правомерность направления налогоплательщику требования в части суммы начисленных пеней.

Требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев после наступления срока уплаты налога. Если недоимка выявлена в результате выездной налоговой проверки, требование направляется в 10-дневный срок с даты вынесения решения по акту проверки.

Если пени не уплачиваются добровольно, налоговые органы вправе взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (пп. 9 ст. 31). Согласно п. 6 ст. 75 Кодекса пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика.

Процедура принудительного взыскания задолженности по пеням, также как и по налогам и сборам, может быть начата только после направления налогоплательщику или налоговому агенту требования о добровольной уплате задолженности.

Применение пени к налоговому агенту

Обязанность налоговых агентов перечислять удержанные налоги установлена п. 4 ст. 24 НК РФ. В случае несвоевременного перечисления сумм налога пени начисляются в общем порядке (п. 1 ст. 75 НК РФ). Важно, что дополнительный платеж можно взыскать только в том случае, когда налоговый агент реально удержал налог, но не перечислил в бюджет или перечислил с нарушением установленного срока. Уплата налога за счет организации - налогового агента действующим законодательством не предусмотрена.

Наличие успешной судебной практики подтверждает правильность такого вывода. Однако многие инспекции начисляют пеню на суммы, не удержанные из доходов работника, и, как правило, выявленные на выездных проверках. Между тем за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов установлена специальная ответственность ст. 123 НК РФ в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

При перечислении налога на доходы физических лиц бухгалтеру организации, имеющей обособленные подразделения, стоит быть особенно внимательным. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.08.2005 N 645/05 освободил организацию, перечислившую налог не в тот бюджет, от штрафа. А заплатить пени и перечислить налог в нужный бюджет все-таки придется.

Начисление пени по авансовым платежам

До настоящего времени существует неопределенность в вопросе о том, должна ли начисляться пеня в случаях, когда налогоплательщик обязан уплачивать авансовые платежи, но сделал это несвоевременно. Президиум ВАС РФ в п. 16 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 пояснил, что на авансовые платежи эта норма не распространяется. Пленум ВАС РФ в п. 20 Постановления от 28.02.2001 N 5 подтвердил, что пени можно начислять лишь на те авансовые платежи, которые рассчитываются по итогам отчетных периодов.

Пени по отдельным налогам

В связи с тем что уплата разных налогов имеет разную периодичность, особенности в исчислении и уплате авансовых платежей, отличия в распределении по бюджетам и другие характерные признаки целесообразно рассмотреть применение пени на отдельных примерах.

Налог на прибыль. Организация, имеющая в своем составе филиалы, расположенные на территории в одном и том же регионе, что и головная организация, в 2004 г. не рассчитала суммы налога на прибыль по обособленным подразделениям и заплатила налог в бюджет региона по месту своего учета. Минфин России в Письме от 16.05.2005 N 03-03-01-04/259 разъяснил, что в данном случае пени на сумму налога, зачисляемую в бюджет региона, по месту нахождения подразделений не начисляются.

Такой вывод сделан только в отношении обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ с организацией, и в отношении регионального бюджета.

Транспортный налог. С этим налогом сложилась уникальная ситуация. До 1 января 2006 г. положениями гл. 28 НК РФ был установлен только налоговый период - календарный год. Отчетные периоды, а также обязанность по уплате авансовых платежей и предоставлению расчетов на налогоплательщика не была возложена. У субъектов РФ также не было права самостоятельно установить эти элементы налогообложения.

Новая редакция ст. 360 НК РФ с этого года определила в качестве отчетного периода квартал. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ имеют право не устанавливать на своих территориях отчетные периоды в течение года. Но если отчетные периоды будут введены, то организации в течение квартала будут обязаны уплачивать авансовые платежи не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Минфин России в Письме от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02 указал, что до внесения изменений в гл. 28 НК РФ, предусматривающих отчетные периоды и авансовые платежи по транспортному налогу, отсутствовали правовые основания для начисления и взыскания с налогоплательщиков пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу. Начиная с 2006 г. в случае нарушения сроков уплаты авансовых платежей пеня начисляется в общеустановленном порядке.

Пени начисляются, если плательщик налогов или сборов уплачивает налог в более поздние сроки, нежели это установлено законом. Причем уплатить пени - это обязанность плательщика, а не право. Разберем на примерах, как рассчитывают пени.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться способами (ст. 72 НК РФ):

  • залогом имущества;
  • поручительством;
  • пеней;
  • приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика;
  • банковской гарантией.

Что такое пени, в каких случаях исчисляются пени, в каком размере, каков порядок уплаты пени — добровольно и принудительно, — все эти и другие вопросы, связанные с обеспечением исполнения плательщиками и иными лицами своих обязанностей по уплате или перечислению налогов и сборов, регламентированы статьей 75 НК РФ.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Калькулятор пеней

Пени: определение, важные правила

Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Из этого определения вытекают важные моменты:

  1. Заплатить пени — это обязанность плательщика, а не право.
  2. Пени начисляются в том случае, если плательщик налогов или сборов выполняет свою обязанность в более поздние сроки.
  3. Пени — применяются всякий раз, когда налоговые платежи поступают в бюджет с опозданием и не зависят от санкций за налоговые правонарушения.
  4. Пени начисляются не только по платежам на внутреннем рынке, но и в связи с перемещением (т.е. ввозом, вывозом) товаров через таможенную границу Таможенного союза.
  5. Начисление пеней прекращается в связи с уплатой причитающихся сумм налогов и сборов, т.е. сумма пеней фиксируется на дату погашения задолженности и, в случае, если пени лицом не уплачены, то пени на пени не начисляются.

При этом правила начисления пеней распространяются не только на налогоплательщиков, плательщиков сборов, но и на налоговых агентов. Пени начисляются не только на налоговые платежи, но и на авансовые платежи по налогам и сборам, которые организация перечислила с опозданием.

Пени не начисляются, если:

  • у организации есть переплата по соответствующему налогу;
  • пени полностью перекрыты имеющейся переплатой;
  • если переплата возникла по тому же налогу, образовалась ранее возникновения недоимки и полностью покрывает ее. Однако если же сумма переплаты была меньше, чем сумма выявленной недоимки, размер штрафов нужно пропорционально снизить.

Отметим, что переплата — это сумма налогов, пеней и штрафов, которые излишне уплачены налогоплательщиком или излишне взысканы налоговым органом (п. 1 ст. 78, абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ). Переплата может быть направлена на зачет имеющейся задолженности. Основные правила зачета:

  • налоговые органы обязаны сами зачесть переплату в счет недоимки по налогу, пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ).
  • зачет производится по видам налогов (федеральные, региональные, местные) (п. п. 1, 5, 14 ст. 78 НК РФ).

Как рассчитываются пени?

Пени рассчитываются за каждый день нарушения срока уплаты налога. Первый день, за который начисляются проценты — следующий день после установленного законом дня уплаты налога (сбора).

Пример 1. Срок уплаты налога — не позднее 28 апреля 2017 г. Предположим, налогоплательщик не уплатил сумму налога 28 апреля 2017 г. Следовательно, начиная с 29 апреля, будут начисляться пени. С датой начала начисления пеней все определенно. Возникает вопрос — по какую дату следует начислить проценты.

Пример 2.Дополнимусловия примера 1. Предположим, что налогоплательщик уплатил налог 7 мая 2017 года. Возникает вопрос: 7 мая включается в количество дней, за которые налогоплательщику будут начислены пени в связи с нарушением срока уплаты или последний день, за который будут начислены проценты — 6 мая? По этому вопросу однозначной позиции нет.

С точки зрения ФНС России пени надо начислять по день уплаты налога включительно (Разъяснения ФНС России от 28.12.2009). Судебная практика говорит о том, что день уплаты недоимки не включается в число дней, за которые начисляются пени. Таким образом, если учитывать мнение ФНС России то в нашем примере пени должны быть начислены за 9 дней, а согласно судебной практике — за 8 дней.

Вывод: период начисления пеней по налогам и сборам определен не вполне точно и зависит от мнения контролирующих органов и решения судов.

Такая же неопределенность была и по обязательным страховым взносам. Однако, начиная с 1 января 2015 года, период начисления пеней по обязательным страховым взносам определен четко. Согласно п.3 ст. 25 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ: «Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным …. сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно». Таким образом, с 01.01.2015 г. дата погашения недоимки по страховым взносам включается в количество дней, за которые начисляются пени. Важно, что день погашения задолженности — это день подачи в банк платежного поручения на перечисление средств.

Формула расчета пени

Пени рассчитываются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, которая равна 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени рассчитываются по формуле:

Сумма пени = Сумма налогов, не уплаченная в срок х ставка рефинансирования (в период просрочки)/300 х Количество дней просрочки

Количество дней просрочки пени по налогам определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318).

Например, уплата долга по налогам состоялась 15 февраля 2017 года. В расчете пеней нужно учесть 14 февраля. Дату уплаты (15 число) в расчет включать не нужно.

Продолжив пример 1 и установив, что сумма недоимки составила 100 000 руб., получим сумму пени:

  • согласно позиции ФНС России. Сумма пени = 100 000 х 8,25%/300 х 9 = 247,5 руб.
  • согласно судебной практике. Сумма пени = 100 000 х 8,25%/300 х 8 = 220 руб.

Разница между первым и вторым вариантом незначительная — 27,5 руб.

Можно рекомендовать организации в этой ситуации оценить «стоимость» рисков. Безусловно, если «цена вопроса» высока, надо обращаться в суд и отстаивать свою позицию, тем более, что подавляющее большинство судебных решений — в пользу налогоплательщика и нельзя забывать, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».

Ставка рефинансирования ЦБ РФ величина не постоянная. Поэтому, если ставка рефинансирования (ключевая ставка), действовавшая в период просрочки, менялась, то расчет пеней нужно производить отдельно по каждой ставке.

Продолжим пример 1. Предположим, что ставка рефинансирования с 1 мая 2017 года составила 10%. Тогда размер пени составит:

  • согласно позиции ФНС РФ. Сумма пени = + = 55 + 233,33 = 288,33 руб.
  • согласно судебной практике. Сумма пени = + = 55 + 200 =255 руб.

Другая методика расчета пеней в ситуации, если нарушен срок уплаты авансового платежа.

Согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты — до момента наступления срока уплаты соответствующего налога. Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Такой же порядок применяется и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

Таким образом, при расчете пеней, если нарушен срок уплаты авансовых платежей необходимо учитывать, что пени начисляются в зависимости от законодательно установленного порядка и срока уплаты авансового платежа:

Порядок уплаты авансовых платежей Порядок начисления пеней

В соответствии с 75 ст. Налогового кодекса РФ пеней называют денежную сумму, которую налогоплательщик обязан заплатить при более поздней уплате причитающихся на него налоговых начислений по сравнению со сроками, которые устанавливает закон. Она может начисляться на такие налоги как:

  • транспортный;
  • земельный;
  • имущественный;
  • на имущество физических лиц.

Изучив приведенную информацию, можно обозначить основные факты и самые важные правила, которые касаются начисления и уплаты пени. Они заключаются в следующих моментах:

  • уплата пени – обязанность налогоплательщика, а не его право;
  • штрафные санкции применяют, если человек не выплачивает положенные налоговые начисления или страховые сборы в оговоренный нормативными актами срок, а делает это позже;
  • пеня применяется каждый раз, при поступлении платежей в бюджет позже отмеченного периода. Ее начисление независимо от санкций за нарушения порядка уплаты;
  • штрафные начисления делают по платежам на внутреннем рынке. Также они присутствуют при перевозке товаров через таможню;
  • наложение пени прекращается после возмещения должником всех сумм сборов, задолженности по штрафным санкциям;
  • начислить пеню на пеню невозможно, поэтому данная сумма долга никак не меняются;
  • штрафные начисления производятся ежедневно. В расчет берутся календарные дни.

Это основные моменты, играющие важную роль для налогоплательщиков. Приведенную информацию нужно рассмотреть очень внимательно, ведь жизненные ситуации бывают разные, и не всегда получается оплатить налоговые начисления и сборы в указанный нормативами период.

Важно! Штрафные санкции начинают применять со следующего дня после установленной даты уплаты налога. Если последний день оплаты приходится на выходной или государственный праздник, для погашения задолженности у человека есть ближайший рабочий день .

В 72 статье НК РФ прописаны методы обеспечения исполнения обязанностей по погашению налогов и других обязательных платежей. К основным из них относят:

  • залог имущества. Оформление сделки предполагает подписание официального договора. В роли сторон: налоговая и залогодатель. Последним будет налогоплательщик или постороннее лицо. Если налогоплательщик не погашает приходящиеся налоги и штрафные начисления, налоговый орган вправе выполнить погашение долга за счет цены заложенного объекта, например, недвижимости. Последовательность решения спора устанавливается гражданским законодательством;
  • поручительство. Если используется такой метод, обязанности перед налоговой берет поручитель. Он должен будет в полном объеме возместить налог и все штрафные начисления, если налогоплательщик не сможет сделать это самостоятельно. Ответственность за несвоевременную выплату будет одинаковой и у налогоплательщика, и у его поручителя;
  • банковская гарантия. Здесь предполагается обязанность банка-гаранта выплатить полную сумму задолженности в установленный период. Начинает действовать она в случае неуплаты налогоплательщиком денег в указанный ему срок. Гарантию может предоставить исключительно банк, включенный в список учреждений, отвечающих установленным требованиям.

Также дополнительно в качестве способов обеспечения оплаты налогов уполномоченные органы могут использовать пеню, арест имущества, приостанавливать операции с денежными счетами.

Когда пеня не начисляется

Есть ситуации, когда даже при условии несвоевременной оплаты налога уполномоченный орган не начисляет пеню. К основным из них относят:

  • наличие переплаты по конкретному налогу;
  • полное перекрытие пени переплатой;
  • случаи, когда переплата появилась по налогу раньше возникновения недоимки и целиком ее перекрыла. Если переплата будет меньше чем задолженность, штрафные начисления снизят пропорционально.
Важно! Следует знать, что налоговые органы самостоятельно учитывают переплату в счет задолженности налогоплательщика по основному налогу или штрафным начислениям. Зачет проводят по видам налогов: федеральные, региональные или местные .

Как рассчитывают величину штрафных начислений

Если говорить о порядке расчета величины пени, здесь используется достаточно простая формула. За каждый день начисляется 1/300 часть от действующей на конкретный момент времени ставки рефинансирования ЦБРФ . Формула выглядит следующим образом: величина налога × кол-во дней просрочки по оплате × 7,5% / 300 .

Чтобы не выполнять расчеты самостоятельно, исключить ошибки, можно воспользоваться специальным калькулятором. Здесь необходимо ввести категорию должника: юридическое или физическое лицо, указать сумму долга. Также нужно задать установленный срок оплаты налога и дату фактического его погашения. После запуска расчетов величину штрафных санкций можно увидеть уже через несколько секунд. Это самый простой вариант расчета и существуют другие формулы, например, для ситуации, когда нарушен срок внесения авансового платежа.

С 1 октября 2017 г. меняется порядок расчета пени за просрочку уплаты налога. Какие нововведения следует учитывать налогоплательщикам при расчете пени в случае образования недоимки?

Неуплата налога (авансового платежа) влечет начисление пеней на сумму недоимки (п.2 ст.57, п.3 ст.58 НК РФ).

Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов, страховых взносов), в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Целью начисления пени является компенсация потери государства из-за несвоевременной уплаты налогов (Определения Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 г. №1069-О, от 12.05.2003 г. №175-О).

До 1 октября 2017 г. процентная ставка пеней соответствовала 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей во время просрочки налоговых обязательств (обязательств по уплате страховых взносов). Ставка рефинансирования равна ключевой ставки ЦБ (с 2016 г. ЦБ РФ не устанавливает ставку рефинансирования).

С 1 октября 2017 г. вступили в силу изменения, внесенные в п.4 ст.75 НК РФ, Федеральным законом от 30.11.2016 г. №401-ФЗ (далее по тексту – Закон №401- ФЗ).

Новый порядок расчета пеней

Пени за просрочку уплаты налога (страхового взноса) с 1 октября 2017 г. рассчитываются по новым правилам

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

При этом процентная ставка пени принимается равной:
для физических лиц (включая ИП):

  • 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;

для организаций:

  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) – 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней – 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки (п.4 ст.75 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 28.09.2017 г. №ЗН-4-22/19471@ «О реализации положений Федерального закона №401-ФЗ»).

С 1 октября 2017 г. длительная задержка неуплаты налога (более 30 календарных дней) будет обходиться налогоплательщику дороже.

Кроме того, ст.75 НК РФ дополнена новым п.4.1.

Речь идет об отсрочке начисления пени за неуплату налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в тех регионах, где установлен «кадастровый» порядок расчета налога на имущество.

Напомним, что 1 января 2015 г. вступила в силу новая глава 32 «налог на имущество физических лиц» НК РФ, введенная Федеральным законом от 04.10.2014 г. №284-ФЗ.

Налоговая база в части облагаемых объектов рассчитывается на основе их кадастровой стоимости, за исключением случаев, когда субъектом РФ не принято решение об определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости (п.2 ст.402 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 16.10.2014 г. №БС-4-11/21489@).

Но в некоторых субъектах РФ налог на имущество физических лиц по-прежнему считается по инвентаризационной стоимости недвижимости, умноженной на коэффициент-дефлятор. Для таких физических лиц норма п.4.1 ст.75 НК РФ не действует.

В этом случае, на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2015 года, пеня начисляется, начиная с 01.05.2017 г.

Примеры расчета пеней по новым правилам

Пени по недоимке, образовавшейся до вступления в силу нововведений, следует начислять по старым правилам независимо от длительности просрочки (п. 9 ст. 13 Закона №401-ФЗ).

Это означает, что если срок уплаты налога наступил до 01 октября 2017 г., то расчет пени производится по старым правилам, т.е. исходя из 1/300 ставки рефинансирования независимо от количества дней образовавшейся просрочки

Сам алгоритм расчета периода просрочки по налогам для исчисления пени не изменился.

Пени рассчитываются, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Таким образом, число дней просрочки по налогам для расчета пени определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п.3 и п.4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 г. №03-02-07/2/39318). В случае если ставка рефинансирования, попадающая на дни просрочки, изменялась, то расчет пеней производится, исходя из каждой ставки рефинансирования ЦБ РФ отдельно.

При этом за однодневное опоздание с уплатой налогов (сборов, страховых сборов) пени начислять и уплачивать не нужно (п.3 ст.75 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 г. №03-02-07/2/39318).

ПРИМЕР №1

Поскольку период просрочки не превышает 30 дней, то расчет пени осуществляется по 1/300 ставки рефинансирования.

Предположим, что ставка рефинансирования за 4 дня не менялась.

Тогда расчет пени за период просрочки составит:

(500 000 рублей х 8,5%/300) х 4 дня = 566,67 рублей.

Аналогичный подход к расчету пени с 1 октября 2017 года будет применяться и в части страховых взносов. То есть, если просрочка по уплате страховых взносов компании составит более 30 календарных дней, то пени рассчитываются исходя из 1/150 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки

ПРИМЕР №2

Срок уплаты взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за сентябрь 2017 г. – 16 октября 2017 г. (перенос с выходного дня).

Компания перечислила страховые взносы с опозданием – 29.12.2017 г.

Сумма недоимки составила 100 000 рублей.

Период просрочки составляет 73 календарных дня (с 17.10.2017 г. по 28.12.2017 г.).

С 18.09.2017 г. ставка рефинансирования составляет 8,5% (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017 г.).

Предположим, что ставка рефинансирования за 73 дня не менялась.

Период просрочки до 30 календарных дней – с 17.10.2017 г. по 15.11.2017 г. включительно.

Расчет пени за этот период: (100 000 рублей х 8,5% / 300) х 30 дней = 850 рублей.

Период просрочки с 31 календарного дня – с 16.11.2017 г. по 28.12.2017 г. включительно.

Расчет пени за этот период: (100 000 рублей х 8,5% / 150) х 43 дня = 2 436,67 рублей.

Всего за весь период размер пени составил: 850 рублей + 2 436,67 рублей = 3 286,67 рублей.

Таким образом, если просрочка уплаты налогов (сборов, страховых взносов) компании составляет более 30 календарных дней, то размер пени с 31 календарного дня будет в 2 раза выше.