Упрощенная идентификация юридических лиц возможна ли. Удаленная идентификация

Удаленная идентификация - это механизм, позволяющий физическим лицам получать финансовые услуги дистанционно, подтвердив свою личность с помощью биометрических персональных данных (изображение лица и голос) в любом банке.

Для этого необходимо пройти первичную идентификацию в одном из уполномоченных банков, обладающих правом проводить регистрацию физических лиц в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единой биометрической системе. Такой банк проведет идентификацию физического лица при личном присутствии, зарегистрирует его в ЕСИА, а также снимет биометрические параметры и направит их в Единую биометрическую систему.

В дальнейшем, если гражданин захочет обратиться в новый банк, ему нужно будет пройти авторизацию в ЕСИА и подтвердить свои биометрические данные с помощью смартфона, планшета, ноутбука или стационарного компьютера с камерой и микрофоном. После сравнения его лица и голоса с ранее внесенными в систему данными он сможет открыть счет (вклад), получить кредит, сделать перевод из дома, не приходя в банк.

Процедура для пользователя является бесплатной и добровольной и будет осуществляться только с согласия клиента. Удаленная идентификация позволит повысить доступность финансовых услуг, в том числе для людей с ограниченными возможностями, пожилого и маломобильного населения. Благодаря такому механизму клиенту станет гораздо удобнее получать услуги вне зависимости от времени суток, местонахождения клиента или филиальной сети банка.

Удаленная идентификация заработала 30 июня 2018 года. С этого момента сбор биометрических данных доступен более чем в 400 точках банковского обслуживания в 140 городах России.

Банки будут постепенно обеспечивать в своих структурных подразделениях сбор биометрических данных по мере готовности их технологической инфраструктуры. До конца 2018 года такой сервис должны предоставлять не менее 20% структурных подразделений банка в каждом регионе присутствия, к 30 июня 2019 года - 60% и до конца 2019 года - 100%.

Применение биометрической идентификации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» .

Вопросы и ответы

Граждане смогут дистанционно открывать счета (вклады), получать кредиты и осуществлять переводы.

Ответ был полезен?

Да Нет

Отправить

Чтобы получить возможность в дальнейшем получать услуги банка дистанционно, клиенту необходимо будет один раз прийти в уполномоченный банк с паспортом и СНИЛС и пройти процедуру так называемой первичной идентификации. Банк зарегистрирует клиента в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единой биометрической системе.

Регистрация в ЕСИА проводится на основании проверки паспортных данных и СНИЛС. Если у клиента уже есть подтвержденная учетная запись на портале Госуслуг, то будет использована эта запись. Биометрические данные клиента - изображение лица и голос - будут сохранены в Единой биометрической системе. После подтверждения данных гражданину придет СМС о создании учетной записи в ЕСИА и о регистрации биометрических параметров в Единой биометрической системе. Такая процедура позволит в дальнейшем пользоваться удаленной идентификацией и получать банковские услуги без личного посещения банка.

Ответ был полезен?

Да Нет

Пожалуйста, расскажите, почему вам не подошел этот ответ?

Вы ввели слишком длинный текст (максимум 1000 знаков)

Отправить

Спасибо, что помогаете стать нам лучше!

Для клиента процесс удаленного получения услуги будет удобным и простым.

  1. На сайте или в мобильном приложении банка клиент выберет нужную услугу, после чего ему будет предложено пройти авторизацию в ЕСИА будет выполнен автоматическое подключение ЕСИА через сайт банка или мобильное приложение для удаленной идентификации.
  2. Клиент введет свой логин и пароль в ЕСИА.
  3. Затем клиент произнесет написанную на камеру последовательность цифр или букв, которая одновременно запишет изображение его лица и передаст соответствующие биометрические параметры в Единую биометрическую систему для сравнения с уже содержащимися в ней образцами. При успешной идентификации ЕСИА направит необходимые данные в банк для оказания услуги.

Ответ был полезен?

Да Нет

Пожалуйста, расскажите, почему вам не подошел этот ответ?

Вы ввели слишком длинный текст (максимум 1000 знаков)

Отправить

Спасибо, что помогаете стать нам лучше!

Первичная регистрация в ЕСИА и Единой биометрической системе, а также удаленная идентификация для гражданина будет бесплатной.

Ответ был полезен?

Да Нет

Пожалуйста, расскажите, почему вам не подошел этот ответ?

Вы ввели слишком длинный текст (максимум 1000 знаков)

Отправить

Спасибо, что помогаете стать нам лучше!

Передача биометрических данных гражданина с его мобильного телефона, планшета, ноутбука или компьютера в Единую биометрическую систему надежно защищена от взлома и утечек с помощью российских криптографических средств. В настоящее время завершается создание мобильного приложения для удаленной идентификации со встроенными криптографическими средствами защиты информации, которое будет соответствовать всем требованиям законодательства РФ в сфере защиты информации.

Биометрические данные физических лиц будут храниться в зашифрованном виде в обезличенной форме отдельно от других идентификационных данных, таких как Ф.И.О., паспорт, СНИЛС и др. Персональные данные будут храниться в ЕСИА, биометрические — в Единой биометрической системе. Связка между системами будет осуществляться по технологическому идентификатору ЕСИА.

Ответ был полезен?

Основной головной болью банковских операционистов, работающих с физическими лицами, можно считать идентификацию клиентов, отправляющих переводы без открытия счета.

Идентификация клиентов и выгодоприобретателей.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами и другим имуществом, обязаны:

Идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в этой организации (клиента);
- предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей.

В процессе идентификации физических лиц (напомню, мы говорим об отправителях переводов) работник банка осуществляет следующие действия:

Проверка документов, удостоверяющих личность клиента;
- установление выгодоприобретателя, если таковой имеется, и его идентификация (проверка документов, удостоверяющих его личность);
- фиксирование сведений о клиенте (выгодоприобретателе) в анкете (досье) на бумажном носителе или в электронном виде;
- проверка наличия в отношении клиента (выгодоприобретателя) сведений об их участии в экстремистской деятельности;
- оценка степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях ПОД/ФТ.

Идентификация включает в себя установление следующих сведений в отношении физических лиц:

Фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
- гражданство;
- реквизиты документа, удостоверяющего личность;
- данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
- адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
- идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Пункты 1.1. и 1.2. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ (вообще, нумерация пунктов статьи 7 - это отдельная песня) содержит перечень операций, при осуществлении которых не осуществляется идентификация клиентов - физических лиц и выгодоприобретателей.

К таким операциям, в частности, относится прием от клиентов - физических лиц следующих платежей (если их сумма не превышает 30 000 рублей или суммы в иностранной валюте, эквивалентной 30 000 рублей):

Связанных с расчетами с бюджетами всех уровней бюджетной системы РФ (включая предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы);
- связанные с оплатой услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
- связанных с осуществлением платы за жилое помещение, коммунальные услуги, с оплатой услуг по охране квартир и установке охранной сигнализации, а также с осуществлением платежей за услуги связи;
- связанных с уплатой взносов членами садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов, оплатой услуг платных автомобильных стоянок;
- связанных с уплатой алиментов.

Основным документом, устанавливающим требования к идентификации кредитными организациями лиц, находящихся у них на обслуживании (клиентов), и выгодоприобретателей в целях ПОД/ФТ, является Положение ЦБ РФ от 19 августа 2004 г. № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Документы для идентификации физических лиц и других целей.

Всех физических лиц, жаждущих отправить перевод из вашего банка, можно разделить на пять групп с точки зрения гражданства:

Граждане РФ;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ;
- иные лица без гражданства;
- беженцы.

При этом в последнее время явно наблюдается тенденция к уменьшению удельного веса граждан РФ в общем объеме отправителей переводов. Что, к сожалению, не способствует облегчению и упрощению труда операционных работников.

Документы, удостоверяющие личность.

Перечень документов, удостоверяющих личность, определяется законодательством РФ. В Приложении 1 к Положению № 262-П приведены виды документов, которые могут удостоверять личность тех или иных групп физических лиц.

Для граждан РФ таковыми являются:

Паспорт гражданина РФ;
- свидетельство о рождении - для гражданина РФ, не достигшего 14 лет;
- общегражданский заграничный паспорт;
- паспорт моряка;
- удостоверение личности военнослужащего или военный билет;
- временное удостоверение личности гражданина РФ, выдаваемое органом внутренних дел до оформления паспорта;
- иные документы, признаваемые в соответствии с законодательством РФ документами, удостоверяющими личность.

Для иностранных граждан документом, удостоверяющим личность, является паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность.

Лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ , придется предъявить вид на жительство в РФ.

Иные лица без гражданства могут иметь в качестве документа, удостоверяющего личность:

Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
- вид на жительство;
- иные документы, предусмотренные федеральными законами или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Для беженцев удостоверением личности могут являться:

Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем, выданное дипломатическим или консульским учреждением РФ либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом федеральной исполнительной власти по миграционной службе;
- удостоверение беженца.

Совершенно очевидно, что даже выучивший наизусть этот перечень операционист не сможет самостоятельно установить, является ли документом, удостоверяющим личность, какой-либо «иной документ», предъявленный иностранным гражданином, лицом без гражданства или даже гражданином РФ, вознамерившимся во что бы то ни стало осуществить перевод без открытия счета. Более того, далеко не каждый юрист способен на это.

Поэтому во внутренних документах целесообразно предусмотреть четкие «закрытые» перечни необходимых и достаточных документов для каждого вида «физиков» (при этом на слова «иные документы» должно быть наложено табу), а также порядок действий операционистов при предъявлении им документа, не указанного в перечне. Если есть образцы каждого вида документов - вообще замечательно.

Ко всем документам, о которых речь пойдет ниже, это тоже относится.

Другие документы (для иностранных граждан и лиц без гражданства).

Кроме документа, удостоверяющего личность, у иностранных граждан и лиц без гражданства необходимо проверить и зафиксировать:

Данные миграционной карты (номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания);
- данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ (серия (если имеется) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания)).

Документами, подтверждающими право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ, являются:

Вид на жительство;
- разрешение на временное проживание;
- виза;
- иной документ, подтверждающий в соответствии с законодательством РФ право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ.

Документы, подтверждающие степень родства.

Федеральным законом от 5 июля 2007 года № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» физическим лицам - резидентам разрешено осуществлять переводы денежных средств со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в пользу своих супругов или близких родственников на их счета, открытые в уполномоченных банках либо в банках, расположенных за пределами территории РФ. На такие переводы не распространяется ограничение в 5 000 долларов, установленное на переводы физических лиц - резидентов в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк. В связи с этим агентам валютного контроля предоставляется право запрашивать и получать от резидентов документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками (подпункт 13 пункта 4 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Необходимость в предъявлении таких документов возникает тогда, когда сумма отправляемого перевода превышает сумму, равную в эквиваленте 5 000 долларов США по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату списания денежных средств со счета физического лица - резидента.

Указание ЦБ РФ от 20 июля 2007 г. № 1868-У «О представлении физическими лицами - резидентами уполномоченным банкам документов, связанных с проведением отдельных валютных операций» устанавливает перечень документов, подтверждающих, что физические лица являются супругами или близкими родственниками .

Согласно этому указанию, физические лица, желающие отправить крупный (более 5000 долларов в эквиваленте) перевод супругу или близкому родственнику, представляют в банк документы (копии документов), подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, из следующего перечня:

1. паспорт гражданина РФ;
2. общегражданский заграничный паспорт;
3. дипломатический паспорт;
4. служебный паспорт;
5. паспорт моряка (удостоверение личности моряка);
6. свидетельство о рождении;
7. свидетельство о заключении брака;
8. свидетельство об усыновлении (удочерении);
9. свидетельство об установлении отцовства;
10. свидетельство о перемене имени;
11. военный билет;
12. вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства;
13. документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории РФ по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства , аналогичные документам, указанным в пунктах 6 - 10;
14. вступившее в законную силу решение суда об установлении факта, имеющего юридическое значение (в том числе об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства).

Общие требования к документам.

Если даже операционист каким-то чудом сумел идентифицировать клиента и/или выгодоприобретателя (особенно иностранцев и лиц без гражданства) и получить все необходимые сведения о них, то радоваться ему рано. Нужно еще проверить выполнение ряда требований, предъявляемых к документам физического лица.

Все документы, позволяющие идентифицировать клиента, а также установить и идентифицировать выгодоприобретателя, должны быть действительны на дату предъявления.

Документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, представляются в банк с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.

Все документы представляются клиентами в подлиннике или надлежащим образом заверенной копии. Если к идентификации клиента, установлению и идентификации выгодоприобретателя имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

В случае предоставления копий документов банк имеет право потребовать представления подлинников документов для ознакомления. Этот момент также нужно более определенно обозначить во внутреннем положении: в каких случаях операционист должен потребовать подлинник, и что ему делать, если клиент отказывается предъявить подлинник документа.

Выгодоприобретатели.

По мнению ЦБ РФ, выгодоприобретателем является лицо, к выгоде которого действует клиент, в частности на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления.

Требование об идентификации выгодоприобретателей считается выполненным банком, если он может на основании соответствующих документов и сведений подтвердить, что им предприняты обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей.

Оговорка «в частности», включенная Банком России в определение выгодоприобретателей, делает круг этих загадочных личностей практически неограниченным. Например, в него запросто попадают детсадовцы, школьники и студенты, за которых родители оплачивают их пребывание и обучение в соответствующих учреждениях.

Впрочем, о проблемах, связанных с идентификацией выгодоприобретателей, написано много статей, и повторяться здесь мне не хочется. Интересующимся порекомендую статью «Еще раз о выгодоприобретателях» А. Сперанского («Бухгалтерия и Банки», № 4, апрель 2007 г.).

Для наших же целей (в смысле, для целей, преследуемых настоящим циклом статей) еще раз повторю всем уже надоевший, наверное, рефрен: необходимо четко определить внутренним документом, кто и в каких случаях может считаться выгодоприобретателем при осуществлении переводов физическими лицами. Прямо по видам (назначениям) платежей. Не оставляйте операционистам простора для игры воображения. У них другие задачи.

Для установления и идентификации выгодоприобретателей необходимы сведения:

Об основаниях, свидетельствующих о том, что клиент действует к выгоде другого лица при проведении банковских операций и иных сделок;

О самом выгодоприобретателе - в объеме, предусмотренном для идентификации физических (см. выше) или юридических лиц.

Объем этот, как мы уже выяснили, достаточно велик, и получить такие сведения о каких-то совершенно «левых» лицах, которых Банк России непонятно почему посчитал выгодоприобретателями, как правило, довольно затруднительно.

Но это уже тема для другой статьи.

Уровень риска.

В соответствии с пунктом 1.4. Положения № 262-П в банке должна быть разработана и утверждена программа идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей, включающая:

Порядок идентификации клиентов;
- порядок установления и идентификации выгодоприобретателей;
- порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях ПОД/ФТ и основания оценки такого риска.

Согласно пункту 2.9. повышенная степень (уровень) риска присваивается, в частности, следующим операциям:

Операции с резидентами государств или территорий , указанных в пунктах 2, 3 приложения 1 к Указанию Банка России от 7 августа 2003 года № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)»;

Осуществление юридическими лицами переводов денежных средств на банковские счета или в банковские вклады физических лиц (за исключением оплаты труда и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством РФ, выплаты пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, предусмотренных законодательством РФ) с последующим снятием физическими лицами указанных денежных средств в наличной форме или переводами указанных денежных средств на счета и во вклады других лиц;
- осуществление банковских операций и иных сделок с использованием Интернет-технологий.

Последний пункт несколько удивляет - получается, что операциями с повышенным риском должны считаться, например, все платежи физических лиц через Интернет за коммунальные услуги, телефоны, а также за сам Интернет.

Банк должен уделять повышенное внимание операциям, проводимым клиентами с повышенной степенью риска, а также обновлять сведения о них и пересматривать степень риска не реже одного раза в год (тогда как в иных случаях обновление сведений и пересмотр степени риска может осуществляться не реже одного раза в три года).

Упрощенная идентификация.

При осуществлении денежных переводов по поручению физических лиц без открытия банковских счетов может проводиться упрощенная идентификация физического лица, то есть идентификация на основании документа, удостоверяющего личность, который не содержит всех сведений, требуемых в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Упрощенная идентификация подразумевает установление фамилии, имени и (если иное не вытекает из закона или национального обычая) отчества физического лица, а также реквизитов документа, удостоверяющего личность.

Упрощенная идентификация физического лица может проводиться только при одновременном выполнении следующих условий:

Операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ (см. также Часть 18 настоящей статьи, «Бухгалтерия и Банки» № 9, 2008 г.);
- фамилия, имя и отчество, а также другие имеющиеся у банка сведения о физическом лице полностью не совпадают с информацией, содержащейся в Перечне экстремистов;
- в отношении клиента, выгодоприобретателя или операции у банка не возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма;
- операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- совершение операции не дает оснований предполагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ.

Собственно, упрощенная идентификация отличается от полной только набором сведений о клиенте (выгодоприобретателе), которые должны фиксироваться банком.

Что же касается водительского удостоверения, упомянутого в последнем абзаце пункта 3.1. Положения № 266-П, то принимать его в качестве документа, удостоверяющего личность, при осуществлении переводов без открытия счета внутри Российской Федерации нельзя. Зато можно по переводам, отправляемым из РФ или поступившим в РФ, так как эти операции предусмотрены Инструкцией № 113-И (пункты 3.2.5. - 3.2.7.).

Парадокс, однако.

Особенности идентификации отправителей при работе с банкоматами и терминалами.

При совершении сделок с использованием платежных (банковских) карт идентификация осуществляется на основе реквизитов платежной (банковской) карты, а также кодов (паролей). То есть, передавая свою карту другому лицу, клиент практически сводите на нет все принципы идентификации, начиная от требований к предъявляемым документам и заканчивая банальным сравнением фотографии на документе с оригиналом.

Если же говорить о банкоматах, принимающих деньги для зачисления на банковский счет физического лица без использования карты, а также о терминалах самообслуживания, то там и вовсе ни о какой идентификации клиента речь идти не может. Что, впрочем, не мешает бурному развитию этих действительно удобных сервисов.

Идентификация клиента в банке - 115-ФЗ предусматривает несколько вариантов процедуры - одно из действий, предусмотренных законодательной борьбой с финансированием терроризма и отмыванием преступных доходов. Применение этой нормы закона рассмотрим в ответах на часто задаваемые вопросы граждан и организаций.

Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.

В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 31.12.2015 № 683 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.

Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.

Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:

  • установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
  • наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
  • ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный органФедеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же закона, и это не только банки:

  • но и участники рынка ценных бумаг;
  • страховщики;
  • поставщики почтовых услуг;
  • ломбарды;
  • букмекеры
  • и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.

Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции

Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента. Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание. Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:

  • у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
  • у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).

Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:

  • получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
  • фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
  • периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.

Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки

Порядок идентификации по закону № 115-ФЗ дополнен положением ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П. В соответствии с ним, помимо клиента-владельца счета, банки должны подвергать процедуре идентификации:

  • представителей (доверенных лиц) клиента;
  • выгодоприобретателей по проводимым клиентом операциям (сделкам);
  • бенефициарных владельцев юридических лиц.

Что такое полная и упрощенная идентификация

Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.

Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации. Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И. О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется .

Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным в законе № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка (или приравненной организации);
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

Какие операции не требуют идентификации

Некоторые операции, признанные малоопасными в законе № 115-ФЗ, допускается проводить без процедуры идентификации. Это:

  • Денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. (или в эквиваленте не более чем 15 000 руб.). Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации устанавливается Правительством РФ.
  • Покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.
  • Покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов — на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации. То есть, если клиент, по общим критериям подходящий под «льготу» по идентификации, чем-то не приглянулся обслуживающему специалисту — у него могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

Подобный подход связан с тем, что большинство отзывов банковских лицензий происходят именно на основании инкриминирования банкам нарушений закона № 115-ФЗ. Это вынуждает банки перестраховываться.

Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации

Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.

Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.

Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.

Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:

  • Банку нужно работать с банковскими распорядительными документами и с той информацией, что в них содержится (например, данные контрагента в платежном поручении), и с информацией, что была получена от клиента при его идентификации. Документы и сведения сверх этого банк может у клиента только попросить. При этом за клиентом остается право вежливо отказать.
  • Банк не может ограничивать клиенту распоряжение его счетом только на том основании, что клиент отказал в предоставлении документов, не относящихся к необходимым банку для совершения транзакции (а необходимы поручения, распоряжения, требования).
  • Закон № 115-ФЗ не обязывает клиента предъявлять банку любые документы по требованию банка (например, договора или паспортные данные бенефициаров). То есть исполнять требования закона № 115-ФЗ в части сбора сведений о происхождении средств, бенефициарах, выгодоприобретателях и т. п. банк должен самостоятельно, своими силами;
  • все возникшие у банка вопросы и подозрения банк должен направлять в орган финансового мониторинга, т. к. только этот орган имеет право принимать законные решения (в том числе об ограничении управления счетами) и осуществлять дополнительные проверочные мероприятия.

О позиции банков в отношении «сомнительных» клиентов читайте: «Банк вправе разорвать все отношения с подозрительным клиентом» .

Итоги

Порядок идентификации клиентов банка (или приравненной к банку организации по закону № 115-ФЗ) подразделяется на полную и упрощенную процедуру. Критерии для определения возможности провести упрощенную процедуру часто носят субъективный характер и зависят от мнения, которое сформировалось у работников банка в отношении конкретного клиента. Возможно, поэтому действующий порядок вызывает много жалоб и споров со стороны банковских клиентов. В том числе многие указывают на разночтения, существующие в инструктивно-разъяснительных материалах ЦБ в отношении идентификации (которых придерживаются банки) и в нормах, содержащихся в гражданском законодательстве.

30.12.2014 \ Новости

Многие из нас читали или слышали, что при обращении в банк за кредитом производится процедура идентификации клиента. Что это такое, знают не все, поэтому процесс идентификации клиента оброс множеством мифов. На самом деле, это обязательная контрольная операция, регламентируемая законодательством. Тщательное выполнение такой проверки позволяет минимизировать риск встречи работника банка с мошенником.

Стоит отметить, что такую процедуру жестко выполняют только крупные банки, поэтому на рассмотрение заявки уходит много времени. МФО, выдающие микромикрозаймы быстро , работают по упрощенной схеме.

Как проходит идентификация клиента в банке

Процедура подразделяется на обособленные этапы.

Проверка личных документов. Помимо паспорта клиентом должен быть представлен еще один документ, подтверждающий личность - военный билет, СНИЛС, заграничный паспорт, свидетельство о рождении (если затрагиваются дела несовершеннолетнего ребенка).

Во время проверки паспорта работник банка должен внимательно осмотреть фото, печать, сверить сроки выдачи документа и сведения о прописке. Любая помятая страница или недостаточно хороший четкий оттиск печати является поводом к изъятию документа для более тщательной проверки в инфракрасном освещении в присутствии представителей других структур.

Проверка клиента на гражданство. Работник банка обращается либо к системе ЕГРЮЛ, либо к налоговым органам, дабы проверить дату и сроки регистрации клиента-организации (юридические лица), либо осведомиться о гражданстве клиента (физические лица).

Клиенту может быть отказано в выдаче кредита, даже если он является гражданином нашей страны. Это может быть следствием того, что заемщик не является резидентом РФ, и напротив гражданину, к примеру, Люксембурга, может быть выдан кредит при условии, что этот субъект является резидентом России. Резидентом по закону считается лицо, проживающее без долговременного отсутствия на территории страны в течение 180 суток подряд в год или более.

  • Моряк дальнего плавания имеет регистрацию в РФ, но не имеет достаточной возможности оставаться жить по 6 месяцев в год по адресу прописки в связи со спецификой работы - он является гражданином, но не резидентом.
  • Уполномоченный посол и гражданин Бельгии по долгу службы по 10 месяцев проводит в России - он является резидентом, но не гражданином России.

В первом случае при запросе кредит выдан не будет, а во втором - будет выдан.

Проверка дополнительных документов. Если вы хотите получить кредит, требующий дополнительных документов - справок с работы о доходах, наличие залоговой базы и т.д. - эти документы обязательно проверят. Сотрудники банка будут несколько раз звонить на вашу работу, также служба безопасности банка может позвонить не на тот номер, который вы указали, а руководству или в бухгалтерию. Если окажется, что документы ложные, то как минимум вам в займе откажут, в худшем случае придется выяснять отношения в суде.

Проверка кредитной истории. Здесь, при наличии единой информационной базы между банками-партнерами, особой трудности не возникает. Кредитная история складывается из количества и возвратности кредитов, которые клиент некогда брал в банках, вовремя и в полной мере погашал.

Если заемщик соответствует минимальным требованиям банка к клиенту, то вопрос о выдаче кредита решается положительно.

Как проходит идентификация клиента в МФО

Если вы хотите взять частные деньги в долг, то должны понимать, что проверять вас будут пусть не так строго, но все-таки проверка состоится.

Проверка личных документов. Проверить паспортные данные официально зарегистрированное МФО может на абсолютно законных основаниях по базам Пенсионного фонда, налоговой инспекции и другим источникам. Несоответствие данных указанным (номер, регистрация и прочие моменты) - повод для отказа.

Проверка соответствия номера телефона и данных карты для перевода денег. Эти данные проверяются посредством отправки кода на указанный телефон. Карта может быть проверена пробным переводом или другими методами, например, методом ввода номера карты в банкинг-онлайн.

Проверка кредитной истории. МФО имеют такой же доступ в базы БКИ, как и прочие кредитные организации. Но в отличие от крупных банков микрофинансовые структуры гораздо меньше придираются, не учитывая, например, количество уже взятых займов или мелкие просрочки.

Благодаря упрощенной системе идентификации, клиент может получить микрозайм очень быстро, иногда уже через 5-15 минут после заполнения заявки. Как показывает практика, мошенники обходят МФО стороной, видимо из-за ограниченных сумм кредита.

Размещено на сайте 19.07.2012

Прошло почти одиннадцать лет со дня принятия Федерального закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но до сих пор многие его аспекты провоцируют вопросы и разночтения. Например, неоднозначную реакцию банков и платежных агентов вызывают требования по идентификации клиентов. Рассмотрим основные нормы соблюдения идентификационных процедур в соответствии с действующим законодательством.

Особенности идентификации физических лиц
Основой, регламентирующей порядок идентификации клиентов банков, является Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ). Но наша задача в настоящей статье не просто цитировать его, а понять, какие вопросы возникают с применением норм закона, например требований по идентификации физических лиц.
Закон указывает на то, что при проведении операций с денежными средствами или иным имуществом банк обязан провести идентификацию клиента. Он дает преференции только гражданам, желающим совершить операции по обмену валюты или перевод на сумму до 15 000 руб. Проводить идентификацию в этом случае нет необходимости, если, как сказано в законе, не возникают подозрения в легализации преступных доходов и финансировании терроризма.
Ремарка о подозрениях звучит несколько абсурдно. Хотя, если клиент желает купить валюту одного государства за наличные, например на сумму 20 000 руб., и просит, чтобы операцию разбили на две части (по 10 000 руб.), то еще могут возникнуть какие-либо подозрения. Во всех же остальных случаях подозрения могут появиться только у участников телепередачи «Битва экстрасенсов». Также остается вопрос, что является переводом. Может ли являться переводом платеж в пользу юридического лица? На наш взгляд, может, так как Закон № 115-ФЗ не раскрывает понятия «платеж» и не дает ссылок на другие федеральные законы, в которых содержалось бы определение данного термина.
В 2004 г. в помощь кредитным организациям Банк России выпустил Положение от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Положение № 262-П). В нем содержатся подробные разъяснения о порядке идентификации и вводится понятие «упрощенная идентификация», которое означает проведение операций с физическими лицами с фиксированием только фамилии, имени, отчества и реквизитов документа, удостоверяющего личность.
В Положении № 262-П определен круг операций, по которым может применяться упрощенная идентификация. Это переводы физических лиц без открытия банковских счетов и операции с наличной иностранной валютой и чеками. Однако, как и в случае с идентификацией по определенным операциям на сумму до 15 000 руб., есть некоторые ограничения. Так, упрощенная идентификация не применяется при осуществлении валютообменных операций на сумму 600 000 руб. или превышающих ее или на сумму ее валютного эквивалента, так как согласно п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ такие операции подлежат обязательному контролю — сведения по ним направляются в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее — Росфинмониторинг). В подп. 4 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ указано, какие сведения должны содержаться в сообщении для отправки в Росфинмониторинг: это в том числе и сведения о клиенте, которые отражаются при полной его идентификации.
В Положении № 262-П есть оговорка, что упрощенная идентификация проводится только в том случае, если операция не подлежит обязательному контролю. Но клиенты банков, зная, что сведения о них будут направлены в Росфинмониторинг, могут умышленно дробить на отдельные операции те, которые в сумме составляют 600 000 руб. и более. Для таких «грамотных» клиентов в Положении № 262-П прописан пункт о том, что упрощенная идентификация не проводится при уклонении от процедур обязательного контроля или иных подозрений в отмывании преступных доходов. Также Положение № 262-П предоставляет возможность сотрудникам банков проводить валютообменные операции на сумму от 15 000,01 до 599 999,99 руб. при предъявлении клиентом водительского удостоверения.
Еще одна тонкость, заслуживающая внимания, — на каком этапе перевода можно проводить упрощенную идентификацию. В Положении № 262-П говорится, что упрощенная идентификация проводится при осуществлении переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Что относится в данном случае к переводам физических лиц: отправка или получение? У многих может возникнуть вопрос: можно ли провести операцию по выплате перевода с упрощенной идентификацией? На наш взгляд, можно, так как в данном случае поручение физического лица может быть как о выплате перевода, так и о его отправлении, а процесс перевода может рассматриваться как период от его отправления до его получения.

КОММЕНТАРИЙ

При проведении операций, по которым не требуется полной идентификации клиента, необходимо соблюсти требования, которые в свое время были внесены в Закон № 115-ФЗ Федеральным законом от 28.11.2007 № 275-ФЗ и с тех пор претерпели сильные изменения. Так, в последней редакции Закона № 115-ФЗ о физических лицах говорится следующее: «Кредитная организация, обслуживающая плательщика, при осуществлении переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов на всех этапах их проведения обязана обеспечить контроль за наличием, полнотой, передачей в составе расчетных документов следующей информации о плательщике — физическом лице: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), уникального присваиваемого номера операции (при его наличии), идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания». В законе имеется оговорка, что банк не должен передавать в составе расчетных документов указанные данные, если сумма операции менее 15 000 руб., но об упрощенной идентификации никаких ремарок не сделано. Сложность заключается в том, что при упрощенной идентификации требуется установление фамилии, имени, отчества и реквизитов документа, удостоверяющего личность, а согласно подп. 7 п. 1.1 ст. 7.2 Закона № 115-ФЗ необходимо еще и установить адрес или ИНН физического лица — плательщика для составления платежного поручения.

К. Чернобровкина , ОАО «Нордеа Банк», департамент финансового мониторинга и валютного контроля, ведущий экономист

Таким образом, существуют следующие виды идентификации физических лиц:
1) идентификация отсутствует;
2) упрощенная идентификация;
3) полная идентификация.
Но этим все не ограничивается.
Понять и запомнить все нюансы достаточно сложно. Также кредитная организация обязана выявить среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц. Что под этим подразумевается, никто точно не знает. Остается только согласиться с тем, что разработать какие-либо механизмы по выявлению иностранных публичных лиц, кроме анкетирования, не представляется возможным. Разве что использовать магический шар.
Делая определенные выводы о проблемах идентификации физических лиц, можно отметить, что Положение № 262-П является настольной книгой банковских операционных сотрудников. В Приложении к этому документу указано, какие сведения необходимо собрать в целях идентификации физических лиц. Ничего сложного для операционных работников в нем нет, если только дело не касается иностранных граждан. Если в банк обратился гражданин с иностранным паспортом для проведения операции, требующей полной идентификации, операционным работникам нужно дополнительно установить документы, дающие право иностранцу легально находиться на территории Российской Федерации.
В Приложении 1 к Положению № 262-П имеется их перечень. Это виза, вид на жительство, разрешение на временное пребывание и иные документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
На официальном сайте Ассоциации российских банков опубликован ответ Министерства иностранных дел на запрос АРБ относительно въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию. В нем содержится список стран и напротив каждой страны указана информация о визовом режиме. Возникает вопрос: а что делать, если согласно требованиям МИДа у иностранного гражданина, находящегося на территории РФ, должна быть виза, а в банк для проведения операции, требующей полной идентификации, он предоставляет паспорт, в котором отметка о российской визе не проставлена?
По нашему мнению, сотрудник банка — это не сотрудник миграционной службы, таможни или органов внутренних дел. Банку необходимо установить лишь те данные, которые прописаны в Законе № 115-ФЗ и в Положении № 262-П. Ключевое слово здесь «установить», поэтому если сотрудник банка не обнаружил отметки о визе в паспорте гражданина государства, с которым у России существует визовый режим, или у гражданина государства, не входящего в таможенный союз с Россией, не оказалось миграционной карты, то необходимо просто получить письменные объяснения потенциального клиента банка о причинах отсутствия данных документов и поместить их в досье клиента.
Конечно, не следует допускать злоупотреблений и обслуживать клиента без паспорта, получив у него письменные объяснения о его отсутствии. При отсутствии визы или миграционной карты каждый случай необходимо рассматривать индивидуально и, прежде чем проводить операцию, детально изучить объяснения клиента.

КОММЕНТАРИЙ

Отечественный «противолегализационный» закон создавался и изменяется на основе международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения — Рекомендаций группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). А в рекомендациях ФАТФ отмечено, что финансовые учреждения должны быть обязаны в отношении иностранных публичных должностных лиц, помимо применения обычных мер по надлежащей проверке клиентов, использовать дополнительные меры. В Законе № 115-ФЗ данная норма реализована в ст. 7.3. И «особый интерес» в ней представляет пункт о том, что кредитная организация обязана принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц. В связи с тем что списков иностранных публичных лиц не существует, в настоящее время кредитные организации сами разрабатывают нормы и порядок их выявления. Как правило, все сводится к банальному анкетированию клиентов.

А. Сташков , ОАО «СМП Банк», управление методологии и контроля службы финансового мониторинга, заместитель начальника

Требования Закона № 115-ФЗ перекликаются с требованиями Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Так, не всегда в соответствии с валютным законодательством граждане России являются резидентами, а иностранные граждане — нерезидентами. Если иностранный гражданин имеет вид на жительство в Российской Федерации, он, согласно отечественному валютному законодательству, становится резидентом. Так же и граждане России, которые имеют вид на жительство в других государствах или иную отметку в своем паспорте о постоянном месте жительства в другом государстве, являются нерезидентами. Большие проблемы возникают у операционных работников банка в толковании статуса документа «вид на жительство». Заметим, что он не является документом, удостоверяющим личность гражданина, за исключением лиц без гражданства, которые не имеют иных документов. Во всех остальных случаях «вид на жительство» лишь подтверждает законное право пребывания гражданина на территории Российской Федерации, то есть приравнивается к визе.
Если вынуть из паспорта страничку с визовой отметкой и, предъявив ее, попросить провести банковскую операцию, то понятно, что в ответ последует отказ банковских операционных сотрудников. Но «вид на жительство» выглядит посолиднее визы и чем-то напоминает паспорт, поэтому велик соблазн совершить по нему банковскую операцию, не требуя паспорт. Но если в «виде на жительство» указано, что его предъявитель является гражданином какой-либо страны, то для проведения банковской операции у него следует требовать паспорт.
Положение № 262-П определяет большой перечень документов, по которым граждане могут совершать банковские операции, что создает определенные проблемы банковским сотрудникам. Если клиент совершает разовые платежи, не имеет значения, с каким документом он обратился в банк. Сложнее с клиентами, с которыми у банка долгосрочное сотрудничество. Это могут быть физические лица, имеющие депозиты, текущие счета, банковские карты, сейфовые ячейки и т.д.
В анкету-досье клиента заносится копия документа, с которым он впервые обратился в банк, например копия паспорта гражданина Российской Федерации. При втором посещении банка клиент имеет право предъявить заграничный паспорт, а при следующих визитах — военный билет. Положение № 262-П не содержит никаких оговорок о том, в каких случаях тот или иной документ можно предоставлять в банк для проведения идентификации при проведении банковских операций. Это увеличивает риск совершения мошеннических операций, так как злоумышленники могут воспользоваться данным послаблением и, зная только фамилию, имя и отчество клиента банка, изготовить поддельный документ на его имя, удостоверяющий личность, но отличный от того, который уже имеется в банковском досье клиента. Например, в досье имеются данные о внутреннем паспорте гражданина Российской Федерации, а мошенники придут совершать расходную операцию по банковскому счету с военным билетом, подделать который, в отличие от паспорта, не составит особого труда.
Нередко для проведения полной идентификации не хватает каких-либо данных, которые в обычном порядке установить невозможно. Например, в общегражданском или заграничном паспорте отсутствует прописка или, о чем говорилось выше, у иностранного клиента нет миграционной карты. Что делать в этом случае? Однозначного ответа нет, так как по законодательству банку необходимо установить эти данные, но каким именно способом не указывается. Отказывать клиенту в совершении операции только из-за того, что у него нет миграционной карты, на наш взгляд, неправильно. Поэтому, чтобы соблюдались требования законодательства, необходимо разработать какие-то механизмы установления информации о клиенте. Например, если в документе, удостоверяющем личность, отсутствует прописка, то клиент мог бы предоставить свидетельство о праве собственности на недвижимость или договор аренды. Но понятно, что никто не носит с собой такие документы, а банку терять клиентов тоже невыгодно. Поэтому клиент может в свободной письменной форме за своей подписью изложить информацию о месте своего проживания или о причинах отсутствия миграционной карты. Его объяснения могут храниться в его досье или в банковских документах дня, подтверждая факт, что банк принял меры по установлению идентификационных данных.