Тариф с гарантией. Система формирования тарифов на отопление

В связи с активным обсуждением перспектив перехода регионов Сибири на новую модель теплоснабжения корреспондент «Континента Сибирь» решил более детально разобраться с одним из наиболее важных вопросов - тарифообразованием. По какому принципу будет устанавливаться тариф по методу альтернативной котельной, как это скажется на разных группах потребителей и как в целом может измениться его величина - в материале «КС».

В связи с заявленной готовностью перейти на новую модель теплоснабжения на территории регионов Сибири, в частности, в Алтайском крае, о возможности перехода на . Инициатор пилотного проекта на Алтае в Рубцовске - ООО «Сибирская генерирующая компания» (СГК) также планирует внедрить метод альтернативной котельной в Барнауле и Новоалтайске, в Новокузнецке Кемеровской области и Республике Хакасии.

На прошедшем 21 ноября круглом столе участники, среди которых были чиновники, отраслевые эксперты и представители генерирующих компаний, единогласно пришли к выводу о необходимости смены существующей системы тарифообразования в теплоснабжении, которая противостоит притоку инвестиций в отрасль.

В свою очередь суть метода альтернативной котельной заключается в том, что правительство РФ будет устанавливать только предельный уровень цен на теплоэнергию. Определение цены будет исходить из стоимости потенциального строительства нового теплоисточника. При переходе, например, города на новую модель рынка он становится ценовой зоной, где создается единая теплоснабжающая организация (ЕТО), размер тарифа закрепляется в трехстороннем порядке: городскими и областными властями совместно с поставщиком ресурсов. При этом фиксированная величина тарифа будет устанавливаться на период от пяти лет, что обезопасит жителей от резкого повышения.


«Основной принцип - установление предельного уровня цены на тепловую энергию, как если бы ее потребитель решил построить собственный источник теплоснабжения. И конечный потребитель должен выбирать между двумя вариантами - строить собственный источник или подключаться к централизованной системе.

Взаимоотношения внутри появляющегося «котла» строятся по свободным ценам: покупка тепловой энергии ЕТО у производителя, оплата услуг по передаче и тому подобное», - поясняет эксперт рынка энергетики Сергей Бухаров.

Запрос на смену модели тарифообразования отчетливо прозвучал и со стороны новосибирских властей.

«На сегодня разница в тарифах на территории России может достигать шести с половиной раз. Это те стартовые условия, в которых работают все регуляторы и все ресурсоснабжающие организации. Понятно, что должны быть некая сопоставимость и равные условия ведения работы на одном оборудовании. Затраты не могут различаться во столько раз, - отмечал во время круглого стола, посвященного вопросам перехода на новую модель теплоснабжения, необходимость формирования новой модели тарифообразования руководитель департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьяров . - И эта позиция (переход на новую модель теплоснабжения - «КС»), которая сейчас базируется на некой унификации, абсолютно правильная. Поэтому ее стоит поддержать».

По словам начальника департамента по тарифам, подобный курс на «унификацию» держат как в электросетевом комплексе, так и при распределении и транспортировке воды. «Потребителю, независимо от того, где он живет - в Магадане или Астрахани, необходимо понимать, что это унифицированный принцип производства продукции, который всем понятен и будет восприниматься адекватнее, тем более в условиях ежегодной корректировки тарифов», - заявил Гарей Асмодьяров.

Он также отметил, что долгосрочное регулирование, о котором говорили в федеральной службе по тарифам, не работает, поэтому ежегодно приходится проводить корректировки.

«Четкая и внятная инвестпрограмма должна являться одним из основных факторов перехода на новую модель теплоснабжения», - считает необходимым условием перехода на метод альтернативной котельной начальник департамента по тарифам.

В Новосибирской области представители ресурсоснабжающих организаций также соглашаются с целесообразностью перехода на новую модель. Начальник управления производственного развития АО «СИБЭКО» Дмитрий Бражник подтвердил, что компания поддерживает внедрение новой модели рынка тепла. «Действующие методики обладают рядом недостатков, таких как краткосрочное планирование тарифообразования, что ведет к увеличению издержек. Инвестиций, поступающих в отрасль, недостаточно. При этом тарифообразование при альтернативной котельной имеет противоположные достоинства», - отметил Дмитрий Бражник.

«Альтернативный» тариф

Учитывая очевидные плюсы для энергетических компаний, «КС» также решил выяснить, а как расчет тарифа по новой модели может сказаться на конечных потребителях.

«Как я уже говорил ранее, 279–ФЗ, вносящий изменения в 190–ФЗ «О теплоснабжении», предполагает, что тариф будет ограничен ценой от «альтернативной котельной». Далее все зависит от «жадности» теплоснабжающей организации. Компания, которая пришла на рынок надолго, практически навсегда, понимая и свою социальную ответственность, от которой и бизнес ее зависит, может позволить себе дать скидку к предельной цене, рассчитывая, что вложенные средства она вернет лет через 12–15, но при этом сохранит и разовьет свой бизнес, и такая норма есть в законе. Компания-однодневка или такая, продажу которой на рынке уже много лет обсуждают, заинтересована только в одном - получении прибыли, в скорейшем возврате инвестиций, а еще лучше для нее вообще обойтись без инвестиций, все сделать за счет потребителей, а проблемы потребителей ее не волнуют, соответственно, такая компания будет требовать роста тарифа завтра же», - рассуждает по поводу величины тарифа Сергей Бухаров. Также, по его словам, это коснется абсолютно всех групп потребителей.

В свою очередь Гарей Асмодь­яров сообщил, что в департаменте подсчитали, каким бы мог стать тариф при переходе на новую модель. «По состоянию на март по газовой генерации стоимость цены альтернативной котельной составляет от 1400 до 1500 рублей, по угольным - от 2200–2300 рублей», - отметил чиновник. Для сравнения: на текущий момент стоимость теплоэнергии в Новосибирске составляет 1231 руб./Гкал.

«Я бы обратил внимание на то, что при расчете тарифа по газовой генерации 40–45% - это расходы, которые обеспечивают возврат капитальных вложений. Мы должны понимать, что при альтернативной котельной половина тарифа - это капитальные расходы на инвестиции. И в газовой генерации они равны составляющей, обеспечивающей компенсацию расходов на топливо», - уточнил начальник департамента по тарифам.

Также он заострил внимание на стоимости технического присоединения, мотивируя это тем, что некоторым застройщикам выгоднее не подключаться к теплоцентрали, а строить собственную котельную. «Во сколько у вас обходится подключение в Рубцовске, в 5 миллионов рублей?» - предположил начальник департамента по тарифам.

«Для нас плата за подключение - это рынок. То есть мы всегда устанавливаем такую стоимость, чтобы цена была чуть ниже, чем строительство собственного источника у застройщиков. В Рубцовске как таковых подключений нет, ввиду того, что там ничего не строится и население всего 140 тысяч, - ответила директор по тарифообразованию ООО «Сибирская генерирующая компания» Екатерина Косогова и затем добавила, что по Барнаулу техприсоединение в среднем обходится в 4,5 млн рублей. - Позиция нашей компании заключается в том, чтобы не регулировать стоимость технического подключения, так как лучше договориться с самой компанией».

Напомним, что на текущий момент компания запустила долгосрочную программу модернизации системы теплоснабжения в Рубцовске, которому еще в прошлом году грозил срыв отопительного сезона. Согласно концессионному соглашению с муниципальными властями, СГК взяла на обслуживание объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, на 15 лет. СГК суммарно вложит в развитие инфраструктуры более 2 млрд рублей. Основная часть инвестиций направлена на реконструкцию Южной тепловой станции - главного теплоисточника в городе. Здесь уже установлены два новых угольных котла по 30 Гкал/час каждый, система топливоподачи к ним, а также будет смонтирована турбина мощностью 6 МВт.

Сейчас тариф на тепло и горячую воду в Рубцовске составляет 1933 руб./Гкал, что выше, чем было в первом полугодии - 1478 руб./Гкал.

Но в этом случае не следует забывать, что закон предусматривает долгосрочное планирование величины тарифа, минимальный срок - от пяти лет, что обезопасит потребителей от резких скачков стоимости. Так как по тем же планам ООО «ИДК», владеющего Рубцовской ТЭЦ, тариф в 2018 году должен был вырасти до 2286 руб./Гкал.

Как рассказала Екатерина Косогова, СГК в Рубцовске пришлось применить понижающий коэффициент. «Закон предусматривает применение понижающего коэффициента к цене альтернативной котельной. В Рубцовске мы применяем коэффициент 0,75. Изначально в городе стоимость получалась довольно высокая, но при этом у компании есть понимание, что мы окупим свои вложения при более низкой цене. Соответственно, именно наиболее низкая цена и фиксируется в соглашении с органами местного самоуправления. Это опция, над которой работала именно наша компания в ходе принятия закона. Это обусловлено дисбалансом стоимости между европейской частью и Сибирью», - рассказала директор по тарифообразованию ООО «Сибирская генерирующая компания».

При этом установление величины тарифа - решение не только ресурсоснабжающей компании. На сайте Минэнерго размещен калькулятор расчета предельной цены для регионов. Но цена не обязательно будет такой, как рассчитал калькулятор, она может быть и ниже. Согласно поправкам к закону о теплоснабжении, конечный уровень тарифа устанавливается в трехстороннем порядке: городскими и областными властями совместно с поставщиком ресурсов. «Нам невыгодно сразу торговать по предельному уровню цены, потому что при его достижении потребителю становится выгоднее сбежать на собственный источник. Наша задача - заработать на объеме», - заверила Екатерина Косогова.

Кроме того, по словам директора по тарифообразованию ООО «Сибирская генерирующая компания», в связи с переходом на новую модель теплоснабжения в разы повышается ответственность генерирующей компании: «Повышается финансовая ответственность за разрывы и аварии. Компания остается один на один с потребителем, и к ней можно предъявлять любые претензии, связанные с теплоснабжением. Увеличивается и размер штрафов».

У СГК разработанных проектов на сегодня почти на 25 млрд рублей.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Руслан Власов, генеральный директор АО «СИБЭКО»:

Конечно же, в компании проводились предварительные расчеты динамики тарифов в разрезе перехода на метод альтернативной котельной. В большинстве регионов переход на такую модель рынка тепла покажет рост тарифа. Но, к примеру, в соседних с нами регионах данный рост может быть минимальным, так как установленный там в настоящее время тариф на тепловую энергию существенно выше новосибирского. В таких же условиях, имея другие исходные данные, мы вполне могли бы показать даже снижение тарифа.

Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram , чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

В 2018 году будет проведена реформа теплопотребления. Министерство энергетики Российской Федерации готовится к запуску активной фазы реформы рынка тепла: регулирование тарифов субъектами РФ, будет установлены максимальные цены для потребителей. Входе обсуждения было выявлено, что данное решение поможет установить тарифы, максимально приравненные к экономической ситуации в Российской Федерации. При этом, ожидается и рост инвестиций в отрасль, а также решить главную проблему лета - отключение горячей воды. Ожидается, что период сократят до 2-3 дней, вместо 2 недель.


Ожидается, что реформа затронет тарифы на теплоснабжение. Работать данный закон начнет с 2018 года. Отметим, что пилотные проекты по внедрению на 1-ом этапе еще не определены. Их определение планируется на начало 2018 года. Документ прошел одобрение Государственной Думой в первом чтении.

Планируется уйти от регулирования государством тарифов на тепловую энергию. Вместо этот, для потребителей будет установлен лишь предельный уровень цен. Предельная цена будет рассчитываться, исходя из стоимости “альтернативной котельной” (альтернативного источника, который заменит централизованное теплоснабжение). Данный тезис был озвучен в сообщении правительства Российской Федерации.

По предварительному расчету, 20% потребителей рост цен не коснется, для 40% рост будет от 4 до 5%, 56% потребителей увеличат свои траты на тепловую энергию на 7-8%. Больше всего данная реформа затронет 4% населения РФ, рост цен для них будет на уровне 10%, однако, как отметили в Министерстве Электроэнергетики, цена в таких регионах самая низкая в РФ.

Отметим, что не все регионы согласились на введение реформы. В процессе обсуждения своё мнение выразили только 58% субъектов Российской Федерации, из которых 82% поддерживают данный законопроект. Новая модель тарифов понравилась им полностью, но ими были внесены замечания. При этом, некоторые субъекты неоднократно заявляли о своей заинтересованности в этом вопросе.

http://www.cnis.ru/articles/img/goverment/9133314acd76b801965fd4b052b65aa3.jpg " type="application/x-shockwave-flash">

По прогнозам Минэнерго России, к 2020 году потребление энергоресурсов в тепловой энергетике страны снизится на 36% по сравнению с 2012 годом — до 16 млн тонн условного топлива. Однако при ныне действующей модели тарифообразования инвестиции в теплоснабжение не окупаются. Инвестиции в теплоснабжение могут вырасти, если уже в этом году регуляторы утвердят методику расчета экономически обоснованных тарифов.

Активисты на низком старте

Инвесторы на российском рынке теплоснабжения не проявляют большой активности из-за того, что региональные власти зачастую устанавливают для новых энергоисточников тарифы, не позволяющие окупить вложения. "Над действующей методикой установления тарифов на тепловую энергию методом экономического обоснования довлеет социальная политика государства, которая проявляется в сдерживании роста тарифов путем установления индекса роста для субъекта РФ,— говорит гендиректор МКП "Воронежтеплосеть" Алексей Рытиков.— Последние два года результатом такого регулирования стало сдерживание инвестиционной активности немногочисленных участников рынка, которые рассчитывали окупать мероприятия по модернизации и новому строительству источников тепла и сетевой инфраструктуры за счет включения в состав тарифа затрат на привлечение заемных средств".

Среди регионов наиболее активно реализуют инвестпроекты в области теплоснабжения Архангельская, Белгородская, Московская, Калужская и Свердловская области. Как отмечают эксперты, больше всего шансов на успешную реализацию проектов имеют регионы, которые постарались создать благоприятную для инвесторов среду, а также приблизили свои тарифы на тепло к величине, близкой к экономически обоснованной.

Значительную инвестиционную активность в сфере теплоснабжения проявляет руководство Архангельской области, содействуя привлечению инвестиций как в проекты областной теплогенерирующей компании "Архоблэнерго", так и в локальные муниципальные проекты. В Архангельской области инвесторам предоставляют гарантии сохранения инвестиционной составляющей в тарифе в течение срока окупаемости проекта (до пяти-семи лет). Большинство проектов в регионе связано с переводом котельных на использование в качестве топлива возобновляемых древесных ресурсов. В сфере теплоснабжения "Архоблэнерго" выступает в регионе в качестве компании-интегратора, получающего от муниципалов в аренду неэффективные котельные для модернизации. Сейчас "Архоблэнерго" продолжает реализацию крупных инвестпроектов и ищет инвесторов для их софинансирования, говорит гендиректор компании Андрей Щелоков. Инвестор в части прокладки теплосетей у компании уже есть — это производитель полимерных труб для теплоснабжения группа "Полимертепло".

Первый заместитель гендиректора ООО "Группа "Полимертепло"" Яков Рапопорт рассказывает, что компания с 2010 года использует модель оплаты поставок с рассрочкой в течение двух лет с момента сдачи сетей в эксплуатацию. Перекладка сетей — самое слабое место инвестпроектов в области теплоснабжения. Если в случае с котельными для банков залогом может стать сама блочно-модульная котельная, то оборудование теплотрасс банки в качестве залога даже не рассматривают. Проект кредитования теплоснабжающей организации за счет собственных средств компания недавно реализовала совместно с приморской теплоснабжающей компанией "Примтеплоэнерго". "В Приморье мы получили первый опыт, и нельзя сказать, что он был идеальным. Но мы убедились в том, что идея работает, возвратность средств есть,— отмечает господин Рапопорт.

Из наиболее крупных проектов повышения энергоэффективности в области теплоснабжения можно назвать контракты дочерней компании Газпромбанка "ГПБ — Энергоэффект": на строительство 16 котельных общей установленной мощностью более 200 Гкал/ч в Нижнем Новгороде, строительство двух котельных установленной мощностью 105 Гкал/ч в городском округе Домодедово. Общая стоимость двух контрактов превышает 3 млрд руб. Вольфганг Скрибот, начальник управления электроэнергетики и инфраструктуры департамента прямых инвестиций Газпромбанка, отмечает, что в рамках энергосервисного контракта возврат инвестиций происходит через получаемую при реализации проекта экономию. При этом помимо прямой экономии энергоресурсов стоит учитывать такие эффекты, как экономия фонда оплаты труда, ремонтного фонда и прочих операционных расходов.

Высокорисковые инвестиции

С точки зрения особенности потребителей рынок теплоснабжения делится на корпоративный сегмент и муниципальный/бюджетный. Корпоративный сегмент, где тарифы являются договорными, достаточно привлекателен для инвестиций в операционные компании, которые в течение срока контракта могут не только построить котельную "под ключ", но и взять на себя эксплуатацию объекта. Например, по такой модели действует компания ЭСКО "Технопромэнерго", которая эксплуатирует все объекты тепловой генерации ОАО "Российская электроника", объектов Минобороны, а также группы промышленных и муниципальных котельных в нескольких регионах РФ.

В муниципальном сегменте ситуация существенно сложнее, так как тарифы регулируются "вручную". Инвестиции в муниципальное теплоснабжение считаются рискованным бизнесом, под который инвесторы закладывают IRR (внутреннюю норму рентабельности) 20-30%. Слишком высокие риски связаны с особенностью ценообразования в тепле по принципу "затраты плюс вложения". Инвестиционные затраты проекта могут быть не учтены регулятором, что отодвинет срок окупаемости проекта на неопределенное время.

Во многих субъектах РФ тарифы на тепло и горячее водоснабжение установлены региональными регуляторами ниже себестоимости выработки гигакалории тепла. Генеральный директор Российской ассоциации энергосервисных компаний Ремир Мукумов отмечает, что теплоснабжающие организации стремятся выдавать существенно больше гигакалорий, чем необходимо пользователям. Лишние гиги идут на перетоп и улетают в воздух. Доказать факт перетопа не всегда возможно, поэтому пользователи покорно оплачивают выставленные счета. Кроме того, у поставщика тепла формируются затраты, которые в очередной раз будут представлены регулирующему органу при формировании тарифов на очередной период.

Закон городских джунглей

Почти в каждом регионе инвестиционная программа предусматривает десятки проектов строительства или модернизации объектов теплоснабжения. Однако до открытия финансирования и реализации проектов дело доходит крайне редко. А если доходит, то через какое-то время у частного инвестора начинают расти долговые обязательства перед поставщиками ресурсов, нередко все заканчивается переделом собственности. При этом совершенно необязательно, что должник является недобросовестным предпринимателем.

Один из участников рынка, построивший и эксплуатирующий несколько крупных котельных в УрФО, говорит, что в условиях сложившейся системы тарифообразования бизнесу в муниципальном теплоснабжении не прожить больше трех лет, далее на теплоснабжающее предприятие "накидываются кредиторы и хоронят бизнес". Добросовестному инвестору чаще всего приходится брать контроль над всем комплексом ЖКХ в части теплоснабжения, а именно над сетями, на срок не менее срока окупаемости строительства объекта генерации, получать статус единой теплоснабжающей компании и доступ к конечному потребителю. Для сбора платежей необходимо либо создать собственную управляющую компанию, либо получить решения жителей многоквартирных домов о переходе на прямые расчеты с генератором тепла. Если инвестор, построивший источники теплоснабжения, полагает, что сможет поставлять теплоснабжающей организации тепло оптом, а потом отсудить у нее долги через исполнительные листы, то он ошибается, говорит собеседник "Ъ". Может выясниться, что теплоснабжающая организация распределяла потребителям меньше тепла, чем поставлено генерацией (к примеру, из-за отсутствия счетчиков у потребителей, заниженных нормативов потребления, потерь в сетях). В этом случае продавец тепла не должен платить поставщику.

Меньше всего рисков у инвестора в муниципальное теплоснабжение, если он берет контроль над коммунальным участком в пределах района с замкнутыми сетями или самостоятельно замыкает теплоснабжение. Также немаловажно наличие среди потребителей крупных бюджетных организаций, так как они расплачиваются за потребленное тепло и горячее водоснабжение стабильно.

Альтернативная котельная оживит рынок

"Внедрение формирования цены по принципу альтернативной котельной создаст условия для привлечения частных инвестиций в сферу теплоснабжения,— отмечают в Минэнерго России.— Это позволит увеличить количество проектов, в том числе реализуемых в рамках государственно-частного партнерства". Пока Минэнерго бросило все силы на альткотельную, к развитию ГЧП регионы также стимулирует Минстрой предложивший муниципалитетам составить график реализации концессионных проектов в теплоснабжении.

"Реализация проектов ГЧП в теплоэнергетике является непростым вопросом. Объем инвестиций значительно меньше, чем, например, в области дорожного строительства. При этом издержки в ГЧП-проектах очень велики как для государственного, так и для частного партнера. Для увеличения масштаба проекта предлагается включать в периметр ГЧП-сделки как собственно объекты теплогенерации, так теплосети и сбыт. В результате модернизации может произойти рост тарифа за 1 Гкал, который компенсируется сокращением энергопотребления в результате роста энергоэффективности. Как следствие, рост платежа для одного домохозяйства не произойдет",— говорит Вольфганг Скрибот.

Методика расчета тарифа по альтернативной котельной предполагает, что тариф в регионе должен быть меньше или равен экономически обоснованному тарифу для новой локальной котельной, таким образом, обозначается предельный уровень тарифа. В расчете учитываются капитальные и операционные затраты, показатели топливной эффективности, поправочные коэффициенты (продолжительность осенне-зимнего отопительного периода, средняя температура ОЗП, стоимость топлива, платы за передачу тепловой энергии по квартальным сетям и т. д.), учет возврата инвестированного капитала в строительство котельной. Согласно методике расчета, предложенной компанией McKinsey, альткотельная мощностью 3 Гкал/ч (работающая на газе, место локации — ЦФО) должна работать с тарифом 1569 руб./Гкал при доходности инвестированного капитала 14% годовых и сроке возврата десять лет. Средний рост тарифа по стране в случае утверждения методики составил бы 26%. В связи с большим количеством споров вокруг величины тарифа Минэнерго повторно поручило разработать методику его расчета компании "Ламайер Интернациональ Рус", результаты ожидаются в конце апреля. Расчеты выполняются для альткотельной мощностью 10 Гкал/ч и на разные виды топлива, определяются коэффициенты, которые должны учитывать региональные особенности: климат, сейсмичность, транспортную доступность.

Президент компании "Импульс — Промышленные котельные" Артем Бельянский демонстрирует свои подсчеты, согласно которым себестоимость выработки 1 Гкал на современной, полностью автоматизированной котельной в регионах ЦФО составляет 1050 руб., объем выработки такой котельной — около 20 тыс. Гкал в год, затраты на строительство котельной (без сетей) составляют около 35 млн руб. "Механизм расчета тарифов по методике альткотельной, позволяющий привлекать инвестиции из внебюджетных источников в условиях, когда износ генерирующей и в еще большей степени сетевой инфраструктуры малой теплоэнергетики РФ превысил более 60%, востребован сейчас как никогда ранее",— отмечает Алексей Рытиков.

"В случае перехода на новую модель рынка компания получит возможность направить свои средства на целый ряд проектов по повышению эффективности теплоснабжения",— говорят в пресс-службе "КЭС Холдинга". Сейчас компания реализует пилотный проект по модернизации тепловой инфраструктуры Перми: устанавливает в домах индивидуальные тепловые пункты, позволяющие повысить эффективность теплоснабжения. Если начнет действовать новая модель рынка, подобные проекты могут быть осуществлены во всех 16 регионах присутствия "КЭС Холдинга".

"Продолжительность периода перехода к механизму альткотельной будет зависеть от региональных особенностей, в этот период тариф для конечного потребителя будет постепенно доводиться до уровня тарифа альтернативной котельной",— говорят в Минэнерго. Если до 2020 года модель рынка не претерпит резких изменений, к этому времени рынок тепла будет либерализован и насыщен инвестициями.