Рынок государственных ценных бумаг в россии

Государственные ценные бумаги возникли с развитием экономических функций государства, для реализации которых была создана система государственных финансов, в которую включена бюджетная подсистема. Бюджет современного государства, как правило, характеризуется превышением расходов над доходами, т.е. он дефицитен. Дефицит государственного бюджета не следует рассматривать как всецело негативное явление, а в связи с особенностями развития страны на конкретном историческом этапе. Дефицит негативен, если он - следствие войн, милитаризации экономики, снижения уровня производства. Если же дефицит отражает активное участие государства в экономическом росте страны, и его преодоление встречает меньше трудностей.

Дефицит государственного бюджета может быть покрыт за счет кредитов Центрального банка РФ. Если получение кредита невозможно или он недостаточен, прибегают к эмиссии денежных знаков или к выпуску долговых обязательств. В последнее десятилетие их выпуск имеет тенденцию к возрастанию и образованию государственного долга во всех странах. В 2002 году впервые в истории рынка государственных ценных бумаг России были размещены бумаги со сроком обращения 6 лет, причем их доходность снизилась по среднесрочным финансовым инструментам до 13-13.5%, а по долгосрочным - примерно до 14%. Увеличение длины и снижение доходности ценных бумаг позволило достичь экономии процентных расходов в сумме 18.4 млрд. руб. и направить сэкономленные средства на финансирование неотложных расходов бюджета.

Государственная ценная бумага - ценная бумага, эмитированная с целью покрытия бюджетного дефицита от имени правительства или местных органов власти, но обязательно гарантированная правительством. Различают: - рыночные государственные бумаги: ноты, боны, казначейские векселя и др.; и - нерыночные ценные бумаги: сберегательные боны, сертификаты.

Выпуску государственных ценных бумаг в России предшествовало создание нормативной базы, состоящей из постановлений правительства, указов президента, приказами Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ. Особое место среди нормативных документов занимает Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”, принятый в 1996 году.

Среди государственных ценных бумаг РФ следует выделить следующие:

  • · государственные краткосрочные облигации (ГКО)
  • · казначейские обязательства (КО)
  • · облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)
  • · облигации федерального займа (ОФЗ)
  • · государственный сберегательный займ (ГЗС)
  • · облигация федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД)
  • · муниципальные ценные бумаги.

По таким характеристикам, как объем в обращении, емкость рынка, ликвидность и динамичность развития, а также доля в финансировании дефицита федерального бюджета ведущее место среди государственных ценных бумаг занимают ГКО и ОФЗ.

Государственная краткосрочная облигация (ГКО) в РФ - именная ценная бумага, периодически эмитируемая Министерством финансов РФ с гарантией погашения в срок Центральным банком. Погашение ГКО производится перечислением номинальной стоимости ГКО на расчетный счет владельца, а доход образуется как разница между ценой погашения (номиналом) и ценой покупки.

Главная задача ГКО - финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитент - Минфин РФ. Банк России ответственен за размещение, обслуживание и погашение облигаций.

Облигации федерального займа (ОФЗ). Многие свойства, общие для ГКО и ОФЗ, несмотря на некоторые различия в эмиссионных характеристиках, позволяют говорить о существовании единого рынка ГКО-ОФЗ. Среди таких общих свойств можно отметить следующие:

  • · технология размещения,
  • · вторичного обращения и погашения через систему организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ);
  • · круг участников рынка, в первую очередь - общий институт дилеров,
  • · схожие инвестиционные качества.

Эмитентом ГКО и ОФЗ выступает Министерство финансов России, которое принимает решение об осуществлении отдельных выпусков ГКО и ОФЗ и определяет их параметры.

  • · номинальная стоимость облигации - 1000000 рублей;
  • · срок обращения 3 месяца, 6 месяцев и 1 год (в настоящее время годовые облигации не эмитируются);
  • · облигации бескупонные, т.е. доходом по ним является разница между ценой покупки и погашения;
  • · эмиссия облигаций осуществляется в форме отдельных выпусков (траншей);
  • · владельцами облигаций могут быть как юридические, так и физические лица, в том числе и нерезиденты;
  • · облигации именные: форма выпуска - безбумажная.

Генеральный агент эмитента - Центральный банк России - выполняет функции платежного агента Минфина, проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение облигаций, Облигации выпускаются с обязательным централизованным хранением, выпуски этих ценных бумаг оформляются глобальными сертификатами, которые хранятся в Минфине и Банке России. Вследствие того, что ключевые характеристики для этих рынков общие, на протяжении 1996 года происходило параллельное развитие нормативной базы и инфраструктуры рынков ОФЗ и ГКО. Первичное размещение ведется по принципу американского аукциона. Претенденты подают два типа заявок: конкурентные и неконкурентные. Стоимость бумаг, приобретаемых по неконкурентным заявкам, равна средневзвешенной цене удовлетворенных конкурентных заявок. Конкурентные заявки подаются участниками торгов с указанием цены, по которой они готовы приобрести облигации. После регистрации по уровню предложения цены, начиная с максимальной, заявки участвуют в безличном конкурсе, где определяется цена отсечения (если объем облигаций меньше спроса). Заявки, преодолевшие линию отсечения, удовлетворяются по цене, указанной в заявке. Расчеты производятся в день аукциона. Ликвидность ГКО обеспечивается наличием постоянно функционирующей торговой системы в рамках Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и технологичным регламентом.

В сентябре 1995г. на российском финансовом рынке появились облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), выпуск которых был осуществлен в соответствии с указом Президента РФ. Принципиальных отличий ОГСЗ от ценных бумаг типа ГКО-ОФЗ было три:

  • · документарный (бумажный) выпуск;
  • · относительно низкий номинал (100 тыс. и 500 тыс. рублей);
  • · предъявительский характер этих ценных бумаг.

В соответствии с условиями выпусков отдельных серий ОГСЗ процентный доход по купону приравнивается к последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) за аналогичный по продолжительности купонный период. Колебательное состояние рынка и повышенный спрос на облигации со стороны населения потребовали от операторов, особенно в первое время, дополнительных усилий по работе с частными лицами, что увеличило расходы на обслуживание. В результате со временем проявилась структура рынка, произошло его деление на крупных операторов и на финансовые учреждения, для которых ОГСЗ являются частью инвестиционного портфеля.

Важным событием на рынке ГКО-ОФЗ стало начало продажи с 24 февраля 1997 года на вторичном рынке облигаций федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД). Параметры выпуска и обращения (утверждены письмом Министерства финансов от 28.06.96 года #60):

  • · эмитент - Министерство финансов;
  • · облигации именные, купонные, среднесрочные;
  • · номинал 1000000 руб.;
  • · эмиссия осуществляется в форме отдельных выпусков в сроки, устанавливаемые эмитентом;
  • · для каждого выпуска устанавливается свой размер купонного дохода, дата погашения, дата выплаты купонного дохода для нерезидентов;
  • · указанные условия фиксируются в Глобальном сертификате;
  • · величина купонного дохода постоянная.

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ).

Облигации внутреннего валютного займа появились в результате банкротства Внешэкономбанка СССР. Задолженность ВЭБ покрывается облигациями со сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитент облигаций - Министерство финансов РФ.

ОФЗ выпускаются в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ №458. ОФЗ являются именными ценными бумагами и предоставляют владельцу право на получение номинальной стоимости облигации и купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости. ОФЗ тесно привязаны к ГКО: купонный доход по ОФЗ определяется на основе доходности ГКО.

Казначейское обязательство (КО) - государственная ценная бумага, удостоверяющая внесение ее держателем денежных средств в бюджет и дающая право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения казначейским обязательством. Обращение казначейских обязательств осуществляется в соответствии с глобальным сертификатом, в котором фиксируется определенное количество передаточных надписей, после осуществления которых возможна купля-продажа казначейских обязательств. В глобальном сертификате указано, за какие виды платежей может быть принято казначейское обязательство.

Возникновение КО связано с ростом задолженности государства предприятиям различных отраслей хозяйства и форм собственности. Правительство РФ поставило целью переоформить 10% таких долгов в особые долговые бумаги, которыми и стали КО, выпуск которых начался в сентябре 1994 года.

Муниципальные ценные бумаги - способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг. Форма их выпуска:

  • · в виде выпуска муниципальных ценных бумаг в виде облигаций или реже в виде векселей
  • · в виде ссуды по бюджетной линии (бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов или коммерческих банков)

Государственные ценные бумаги - это бумаги, которые выпускаются и обеспечиваются государством и используются для пополнения государственного бюджета. Различают следующие виды государственных ценных бумаг:

· наличные и безналичные;

· документарные и бездокументарные;

· гарантированные и доходные;

· рыночные и нерыночные;

· именные и на предъявителя.

Государственные ценные бумаги могут выполнять такие функции как налоговое освобождение, обслуживание государственного долга, финансирование государственных доходов. Они бывают:

· государственные долгосрочные обязательства;

· государственные краткосрочные бескупонные обязательства;

· облигации государственного сберегательного займа;

· государственные казначейские векселя;

· облигации внутреннего валютного займа и т.д.

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) обращаются с 1992 года. Они весьма доходны - в отдельные периоды их доходность достигала 500% годовых. ГКО приобретают в основном банки и финансовые компании.

Краткосрочные обязательства (КО) в основном использовались для зачёта налогов предприятиям. Их выпуск составлял в среднем 30% эмиссии ГКО. С помощью КО были решены многие проблемы финансирования государственного бюджета. Но так как они бесконтрольно перепродавались, государство не могло контролировать их рынок. Наблюдалась высокая доходность спекулятивных операций. Денег на нём было гораздо больше чем обязательств. Это было связано с тем, что, купив КО, можно было получить налоговое освобождение, а также с тем, что номинал КО был в пять раз ниже их рыночной цены.

Облигации Банка России - инструменты кредитно-денежной политики, выпускаемые Центробанком. Покупать их могут лишь коммерческие банки для поддержания ликвидности.

Рынки ценных бумаг подразделяются на первичный и вторичный.

Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, который обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг.

Вторичный рынок является рынком, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг, характеризуется операциями перепродажи ценных бумаг.

По организационным формам различают биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынок.

Внебиржевой рынок - сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами фондовой биржи. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже.

Операции с ценными бумагами проводят фондовые биржи (для бумаг в валюте - валютные биржи) и инвестиционные институты.

Фондовая биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг. Организационно-фондовая биржа представлена в форме хозяйствующего субъекта, работающего по лицензии и занимающегося обращением ценных бумаг. Под обращением ценных бумаг понимаются их купля, продажа, а также другие действия, предусмотренные законодательством, приводящие к смене владельца ценных бумаг. Биржа не является коммерческим предприятием. Как хозяйствующий субъект биржа предоставляет помещение для сделок с ценными бумагами, оказывает расчётные и информационные услуги, даёт определенные гарантии, накладывает ограничения на торговлю ценными бумагами и получает комиссионные от сделок.

Государство, как правило, выпускает ценные бумаги с целью привлечения средств для:

· финансирования текущего бюджетного дефицита;

· погашения ранее размещённых займов;

· обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;

· сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;

· обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами;

· финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

· поддержки социально значимых учреждений и организаций.

Одним из направлений покрытия бюджетного дефицита является привлечение частных средств путём продажи государственных ценных бумаг. Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег.

Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами власти на местах, а также для привлечения средств во внебюджетные фонды. Государство вправе выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долевым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают правительственной поддержки. Такие долевые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).

Государственные ценные бумаги - это долговые обязательства эмитента (юридическое лицо, осуществляющее выпуск ценных бумаг - государства, чаще всего в лице казначейства) перед приобретателем данных обязательств (держателем государственных ценных бумаг) в том, что эмитент обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре. Это источник финансирования расходов государства, территориально-административных органов управления, муниципалитетов; форма вложений денежных средств физическими и юридическими лицами и способ получения ими доходов от этих вложений.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться центральными органами, органами власти на местах, отделённых, относительно независимыми, государственными учреждениями, а так же организациями, которые пользуются государственной поддержкой. Поэтому отдельные ценные бумаги, выпущенные частными юридическими лицами, могут иметь, в определенной мере, характер государственных бумаг, если государство гарантирует доходность по ним.

К ценным бумагам, в целом, и к государственным ценным бумагам, в частности, относятся денежные документы:

· удостоверяющие право владения или отношения займа;

· определяющие взаимоотношения между лицом, выпустившим эти документы, и их владельцем;

· предусматривающие, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих отношений, другим лицам.

Назначение государственных ценных бумаг:

1. мобилизация денежных сбережений граждан, временно свободных финансовых ресурсов институциональных инвесторов (страховые компании, пенсионные фонды и др.) для финансирования расходов бюджета, превышающих его доходы;

2. регулирование денежного обращения.

К числу государственных ценных бумаг, принятых в мировой практике, относятся следующие ценные бумаги: государственные облигации, казначейские векселя, сберегательные сертификаты.

Облигация - это долговое денежное обязательство, по которому кредитор предоставляет эмитенту заём. Эмитент, выпустивший ценную бумагу, обязуется уплатить владельцу облигации в оговоренный срок номинальную стоимость бумаги и ежегодно (до погашения) фиксированный или плавающий процент.

Облигацией признается ценная бумага, закрепляющая право держателя на получение от эмитента в предусмотренный ею срок её номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от стоимости облигации или иного имущественного эквивалента.

Таким образом, облигация является ценной бумагой, удостоверяющей отношение займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим её (эмитентом, должником) и удостоверяют:

· факт предоставления владельцем бумаги денежных средств эмитенту;

· обязательство эмитента вернуть долг через определенное время; право инвестора получать в виде вознаграждения за предоставленные денежные средства определённый процент от номинальной стоимости облигации.

· процент по облигациям остаётся постоянным или изменяется незначительно.

Поэтому облигации - ценные бумаги с фиксированным доходом или твёрдо доходные бумаги.

Облигации выпускаются с целью привлечения денежных средства для покрытия государственного бюджета и реализации государственных проектов и служат источником финансирования расходов бюджета, превышающих доходы; формой сбережений средств граждан и организаций и получения ими дохода.

Существуют разные виды облигаций в зависимости от эмитента, способа выплаты дохода, сроков действия, на которые они выпускаются, условий обращения и их надёжности.

Государственные облигации выпускают центральные органы управления. Как правило, эмитентом является Министерство финансов. Полученные средства направлены на покрытие бюджетного дефицита или финансирования определённых инвестиционных проектов. Облигации местных займов выпускают местные органы управления.

В зависимости от способа выплаты дохода различают процентные, дисконтные и конвертируемые облигации.

Процентные облигации предусматривают выплату дохода в виде годового процента, что устанавливается до номинальной стоимости. По дисконтным доход формируется в виде разницы между номинальной стоимостью и ценами покупки. Конвертируемые облигации предусматривают не выплату дохода, а обмен их на новые. При этом номинальная стоимость приобретенных облигаций увеличивается, то есть доход образуется за счёт разницы между номинальной стоимостью новых и предыдущих облигаций.

На облигации указана номинальная стоимость. Она может быть продана за сумму меньшую, чем номинальная стоимость (со скидкой).

По срокам различают срочные, бессрочные и облигации с правом досрочного погашения.

Срочные выпускаются на определённые периоды, которые не могут изменяться. В зависимости от продолжительности периода они делятся на краткосрочные (до 1 - 2 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (более 5 - 10 лет). Следует заметить что, в каждой стране существует свой подход к определению терминов разделения облигаций на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Бессрочные облигации не предусматривают определения терминов их выпуска.

В зависимости от условий обращения облигации делят на две группы: со свободным и ограниченным обращением в зависимости от прав на их переход от одного к другому владельцу.

По надёжности облигации делятся на обеспеченные и не обеспеченные.

Обеспеченные облигации предусматривают гарантии их погашения и выплаты дохода в соответствии с установленными сроками. Обеспечением таких облигаций может быть недвижимое имущество, земля и т.д. Государственные облигации всегда считаются обеспеченными, поскольку государство не может обанкротиться и всегда имеет достаточные ресурсы и поэтому его облигации выступают эталоном надёжности.

Казначейские обязательства - вид ценных бумаг на предъявителя, что размещаются среди населения, и свидетельствуют о внесении их владельцами средств в бюджет и дают право на получение финансового дохода. Выпускают такие виды казначейских обязательств: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (от 1 до 5 лет); долгосрочные (от 5 до 10 лет).

Краткосрочные казначейские векселя являются формой долгового обязательства государства, выпускаются на срок до одного года под покрытие бюджетного дефицита с выплатой дохода в виде дисконта.

Таким образом, краткосрочные казначейские векселя - государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах одного года со времени их выпуска и реализуемые с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала, по которому они погашаются (либо продаваемые по номиналу, а выпускаемые по цене выше номинала).

Среднесрочные казначейские векселя, казначейские боны, казначейские обязательства, имеющие сроки погашения от одного до пяти лет, выпускаемые обычно с условием выплаты фиксированного процента.

Долгосрочные казначейские обязательства со сроком погашения до десяти лет и более; по ним оплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели таких государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, т. е. за несколько лет до официального срока погашения.

Сберегательный сертификат - письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, которое удостоверяет право вкладчика на получение после истечения установленного срока депозита и процентов по нему.

Сертификаты дают возможность привлечь вкладчиков свободных денежных средств.

Владелец сертификата получает доход либо в виде процента, либо в виде разницы между суммой, подлежащей выплате, и покупной ценой сертификата.

Сберегательные сертификаты выдаются срочные (под определённый договорной процент на определённый срок) или до востребования.

Именные сертификаты обращению не подлежат, а их продажа (отчуждение) другими лицами является не действительным. Сберегательные сертификаты на предъявителя могут обращаться на вторичном рынке. В продажную цену включается и начисленный на момент продажи процент.

Депозитные сертификаты до востребования дают владельцу право на изъятие определенных сумм по предъявлении сертификата. На срочных депозитных сертификатах указаны срок отплаты и размер причитающегося процента.

Таким образом, государственная ценная бумага - это форма существования государственного долга, это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.

Государственные ценные бумаги имеют два преимущества перед другими ценными бумагами:

1. самый высокий уровень надёжности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему;

2. льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложения капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

Правительство выпускает долговые обязательства широкого спектра сроков от казначейских векселей сроком в 3 месяца до облигаций сроком 30 лет.

С помощью выпуска в обращение государственных ценных бумаг решаются следующие основные задачи: финансирование государственного бюджета на не инфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение; финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т.д.

На современном этапе в данной схеме произошли значительные изменения: фондовые посредники и организации обслуживающие рынок, объединились в группу профессиональных участников рынка ценных бумаг. На сегодняшний день в научной литературе выделяют следующих участников рынка ценных бумаг: 1) Эмитенты. Эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

2) Инвесторы - это лица, которым ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.

В настоящий момент на рынке ГЦБ проводят операции за свой счет или за счет клиентов более 280 организаций - дилеров. В целях повышения информационной прозрачности рынка государственных ценных бумаг по согласованию с Банком России ММВБ как торговая система на рынке государственных ценных бумаг начиная с июня 2001 г. ежемесячно пуб­ликует на своем официальном интернет-представительствесписок дилеров - наиболее активных участников рынка государственных ценных бумаг. Включение дилеров в рейтинг производится при условии предоставления ими в ЗАО ММВБ письменного согласия на публикацию в списке ведущих операторов.

Таким образом, именно государственные ценные бумаги могут стать основой для формирования развитого отечественного фондового рынка в случае их размещения на условиях, что определяются рыночной конъюнктурой.

Общая хозяйственная и политическая нестабильность обязательно будет причиной значительного колебания курса государственных ценных бумаг. Это сделает их одним из наиболее востребованных товаров на фондовой биржи /3/.

1.2 Этапы становления рынка ценных бумаг в России

Можно выделить следующие этапы становления рынка ценных бумаг: Первый этап - рынок ценных бумаг в экономике дореволюционной России; второй этап – рынок ценных бумаг в планово-распределительной экономике; третий этап – рынок ценных бумаг в постсоветской экономике.

На первом этапе исследования Россия была преимущественно аграрной страной, где преобладали в основном натуральные отношения. В этот период предпринимательская деятельность была почти не развита, и капитал, не находя себе применения, скапливался в банках. По сути, правительством производились принудительные изъятия вкладов населения. В данной ситуации государство решало сразу две задачи: сохраняло денежные средства населения и приобретало долгосрочные ресурсы в своё пользование. В связи с этим вклады становились одним из главных источников государственного кредита. Такие заимствования казначейства из сберегательных касс на покрытие дефицита бюджета носили системный характер. Возрастание суммы заимствования было обусловлено военными расходами и началом строительства первых железных дорого. В этот период денежная масса выросла почти вдвое, в связи с этим поступления в казенные банки превысили выдачи ссуд.

В результате указанных причин появилась новая форма государственного кредита, которая заключалась в том, что государственные власти прибегали к постоянным заимствованиям кредитных ресурсов из казенных банков и сберегательных касс.

Все эти изменения привели к тому, что произошел постепенный отход государства от финансового безвозмездного изъятия средств к возвратному. Первый выпуск выигрышных займов был не совсем удачным, так как население в силу своей инертности не приняло сразу этого новшества, на это так же повлияла отрицательная репутация прежних государственных займов, которые по своей сути и на деле становились безвозвратными. Последующие займы стали пользоваться у населения большей популярностью /4/.

Распространение облигаций производилось банками, которые покупали их у правительства, а затем продавали населению через сберкассы. Сберегательные кассы на данном этапе играли не только сохранную роль. Но рассматривались в качестве одного из элементов регулирования денежной массы в обращении. Долговые обязательства государства продавались на бирже. По мере расширения деятельности сберегательных касс рос фонд приобретаемых ими обязательств государства. Ими приобретались ценные бумаги, пользующиеся наибольшем спросом такие как: железнодорожные облигации, закладные листы, цена которых на бирже была намного ниже, чем на государственную ренту. Кассы, приобретая ценные бумаги, сохраняли высокие ценны на ценные долгосрочные государственные облигации. Без непосредственного участия сберегательных касс, правительство не смогло бы реализовать такое большое количество займов. На рынок государственных ценных бумаг вышли коммерческие банки. Сберегательные кассы проводили операции по покупке, продаже, хранению долговых обязательств, по поручению вкладчиков привлекая, таким образом, дополнительные средства в казну, при этом не имели возможности осуществлять обратной покупки ценных бумаг от населения. В случае нужды вкладчики обращались в другие кредитные учреждения, для того чтобы продать ценные бумаги или получить ссуду под них. Лишь после 1860 года банкам было разрешено проводить выдачу ссуд под ценные бумаги и осуществлять их переоценку. На тот период доля частных обязательств учитываемых в банках, хотя и возросла, но все равно большую часть составляли ценные государственные бумаги. Это объяснялось тем, что вложения в акции частных предприятий, которые обещали очень хорошие проценты, были не так надежны, как государственные облигации. В дальнейшем это подтвердилось разорением большинства обществ. Поэтому население сохраняло приверженность государственным ценным бумагам.

Создание акционерных обществ было связано со строительством железных дорог. Строительство железных дорог было предоставлено акционерным компаниям. Правительство же стало выступать гарантом частных акционерных компаний.

Кроме осуществления внешних заимствований, российское правительство использовало новые виды долговых обязательств, обращающихся на внутреннем рынке и относящихся к долгосрочным рыночным инструментам. Это были рентные займы.

Применение рентных заимствований было связано с укреплением доверия граждан к государству как главному плательщику процентов. В рентных займах оптимально соблюдено равновесие интересов заемщика – государства и кредиторов – владельцев свободного капитала. В отличии от срочных облигационных займов, которые необходимо было погасить в определенные сроки, владельцам рентных обязательств ежегодно выплачивались лишь проценты. Возврата основной суммы долга как таковой не производилось. Это давало государству возможность использовать высвободившиеся средства на другие нужды. Держатель ренты имел возможность продать долговые обязательства на бирже с целью возврата своего капитала. Кроме того, впервые было осуществлено раздельное обращение ценной основной бумаги и купонов. Пользуясь положительной тенденцией развития экономики страны, правительство стало проводить конверсию обременительных долгов, заменяя краткосрочные обязательства на долгосрочные /5/.

Так же данный этап характеризуется кризисами, которые в основном были связаны с военными действиями. Бюджет опять стал дефицитным. В этот период долгосрочные ценные бумаги не были востребованы, так как экономическая ситуация оставалась нестабильной, поэтому государство использовало краткосрочные долговые обязательства, выпуск которых осуществлялся каждый год. Правительство прибегало к эмиссии, но уже посредством Госбанка. Госбанк покупал государственные облигации и под их обеспечение выпускал кредитные билеты. Широко применялись займы как внутренние, так и внешние.

В период 1904-1908 годах наибольшая часть выпущенных ценных бумаг приходилось на займы государства. Это объясняется огромными расходами, связанными с Русско-японской войной.

В результате проведенного анализа было выявлено, что российское правительство в период построения капитализма постепенно перешло от финансовых, безвозмездных методов изъятия: эмиссии денежных знаков, изъятия вкладов из казенных банков – к кредитным: посредством выпуска процентных ценных бумаг.

Характеристикой Финансово-кредитной основы государственного кредита являлись не только инструменты, которые давали возможность государству привлекать свободные денежные средства, но и субъекты этих отношений. Такими участниками были сберегательные кассы, казенные и коммерческие банки, которые содержали часть своих ресурсов в долговых обязательствах государства. На биржах проводились торги ценных бумаг. Все эти институты способствовали расширению границ обращения облигаций государственного займа и отвечали интересам правительства /6/.

Советский период с точки зрения развития государственных ценны бумаг был разбит на следующие этапы: 1917-1929гг. – переход от капитализма к социализму; 1930 – 1940гг. – период построения планово-распределительной экономики; 1941 – 1945гг. – военный период; 1946 – 1989гг. – период восстановления народного хозяйства и построения социально-ориентированной экономики. Каждый этап имел свои специфические особенности, которые обусловлены объективными обстоятельствами, вызывающими изменения форм привлечения дополнительных средств государством. Обуславливающими его политику, цели и задачи.

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – инструмент (в виде бумаг) выпущенный государством. Чаще всего – это различные виды облигаций, которые выпускаются под государственное обеспечение, размещают на рынке для решения различных макроэкономических задач, к примеру, финансирование дефицита бюджета или стерилизации денежной массы. Эти бумаги являются долговыми ценными бумагами. По сути, это долговое обязательство эмитента перед приобретателем этого обязательства, которое эмитент обязуется погасить в срок и по полной мере, выплачивать по нему проценты, если они причитаются в соответствии с договором, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре, при покупке ценных бумаг.

Основная черта гос-облигаций - доходность, которая образуется вследствие годового дохода по ценной бумаге к ее рыночной цене.

Сейчас существуют ценные бумаги как - государственные долгосрочные обязательства , государственные краткосрочные обязательства (ГКО) , облигации государственного сберегательного займа , облигации федерального займа , краткосрочные обязательства , золотые сертификаты , облигации внутреннего валютного займа и.т.д.

Основным пониманием является то, что гос-облигации это финансовый инструмент с фиксированным доходом, при котором доходность обратно пропорциональна их рыночной цене.

Они могут выпускаться центральным органом , органом власти на месте, отдельного, относительно независимого, государственного учреждения, а так же организацией, которая пользуется государственной поддержкой . Поэтому некоторые ценные бумаги, которые были выпущены частными юридическими лицами, в определенной мере, могут иметь, статус государственных бумаг, если гарантируется по ним государственная доходность.

Цель выпуска ГЦБ

Эмиссию (выпуск) ГЦБ используют для решения следующих задач:

Существуют следующие разновидности ГЦБ, которые зависят от целей выпуска:

1.) Долговые ценные бумаги , нужны чтобы покрывать постоянный дефицит государственного бюджета. Эти бумаги, как правило, долгосрочные и среднесрочные.
2.) Ценные бумаги, которые покрывают временный дефицит бюджета (кассовый разрыв) . Он появляется в связи с тем, что, с одной стороны поступают неравномерно налоги, а с другой стороны, постоянные расходы государства. И по этой причине время от времени (в конце-начале квартала) проявляется временный дефицит бюджета, чтобы ликвидировать его выпускают краткосрочные ценные бумаги . Это могут быть финансовые векселя , сроком на 60 дней обращающиеся в Японии, и векселя управления наличностью со сроком 50 дней, которые выпускаются в США.
3.) Целевые облигации , выпускают, чтобы реализовать конкретные проекты. К примеру, Великобритания выпускала для формирования необходимых денежных ресурсов по национализации транспорта - транспортные облигации . Япония практикует выпуск строительных облигаций , которые формируют денежные средства для крупномасштабного строительства.
4.) Ценные бумаги для предприятий, которые покрывают долг перед государством. Например, в 1994-1996 годах такие бумаги были выпущены в Российской Федерации в виде казначейских обязательств . Данные казначейские обязательства, в условиях дефицита бюджета использовались государством как расчет за работу, которые выполняли по государственному заказу и затем профинансированные из федерального бюджета. Предприятия, получавшие казначейские обязательства вместо оплаты продавали их на вторичном рынке. Те, кто приобретал казначейские обязательства, имел возможность рассчитаться по своим долгам перед государством этими бумагами (уплатить налоги).

Государство использует ценные бумаги для развития, регулирования экономики и решает такие задачи как:


К государственным ценным бумагам и вообще к ценным бумагам, причастны денежные документы:


ГЦБ и определение их назначения

Итак, в основе мировой практики, к числу государственных ценных бумаг, можно отнести следующие ценные бумаги: государственные облигации , казначейские векселя , сберегательные сертификаты .

Во-первых , они используются государством для мобилизации сбережений граждан, временно свободных денежных (финансовых) средств институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховые компании и.т.д.), чтобы финансировать расход бюджета, превышающий его доход.

Во-вторых , при помощи ценных бумаг регулируется денежное обращение.

В США, например, эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк - Федеральная резервная система (ФРС) под приемлемое обеспечение, в основном государственными облигациями. После того как ГЦБ были размещены на первичном рынке, их обращение переходит на вторичный рынок. Если это необходимо, то ФРС скупает их у коммерческих банков. Результатом такой операции становиться увеличение резервов коммерческих банков в ФРС. И за счет этого у коммерческих банков появляется возможность выдавать значительные суммы кредитов предпринимателям. Таким образом, изменяя учетные ставки по кредитам и скупки ценных бумаг и суммы выпуска, ФРС регулирует обращение денежных средств.

Виды государственных ценных бумаг

В России в силу различных этапов развития рынка выпускали следующие виды ГЦБ:


США выпускает следующие ГЦБ:

Как пример ГЦБ СССР:


Заключение……………………………………………………………………..32



Введение

Организация процесса финансирования государственных целевых программ развития экономики страны, формирование действующего кредитно-финансового механизма требуют создания рынка государственных ценных бумаг. В настоящее время в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных бюджетов; обеспечение эффективности денежно-кредитной политики; поддержание активности работы всех сфер экономики. Эти тенденции требуют анализа, позволяющего определить собственные российские подходы в понимании работы рынка ценных бумаг при формировании, организации и развитии фондовых бирж, фондовых рынков для привлечения денежных накоплений предприятий и населения в экономику.

Целью данной курсовой работы является изучение рынка государственных ценных бумаг, его роли в экономике. Это является довольно актуальной темой на сегодняшний день, потому что для рыночной экономики государственные ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд государства.

Основными задачами данной курсовой являются рассмотрение основ построения рынка ценных бумаг, изучение функционирования российского рынка ценных бумаг в современных условиях. Важной задачей данной курсовой работы является проведение анализа развития рынка государственных ценных бумаг, оценка кредитоспособности органа власти.

Рынок государственных ценных бумаг, сами государственные ценные бумаги, их различная предназначенность и целевые аспекты требуют постоянного изучения и анализа. Весь этот механизм подвергся значительной автоматизации и компьютеризации под воздействием научно-технической революции, в результате чего необходимо совершенствовать рынок государственных ценных бумаг, предлагать новые пути развития.

На рынке государственных ценных бумаг присутствуют ценные бумаги центрального правительства, муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги государственных учреждений, ценные бумаги, которым придан статус государственных. В данной курсовой работе акцент будет сделан на рассмотрение рынка ценных бумаг центрального правительства.


1. Экономическое содержание и значение рынка государственных ценных бумаг

В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг становится государство. Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местных бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач.

Под государственными долговыми обязательствами понимаются любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления.

В основе рынка государственных ценных бумаг экономически развитых стран лежат следующие функциональные составляющие:

· мобилизация временно свободных денежных средств коммерческих банков, различных организаций, предприятий, небанковских кредитно-финансовых учреждений и населения (сосредоточение посредством государственных ценных бумаг на уровне государства денежных ресурсов главным образом способствует снижению дефицита бюджета);

· использование государственных ценных бумаг в качестве активного регулятора денежно-кредитных отношений (в частности, центральные банки на их основе формируют денежно-кредитную политику, координируют денежное обращение);

· обеспечение ликвидности балансов кредитно-финансовых институтов за счет эффективной реализации потенциала, заложенного в государственные ценные бумаги.

Целевая направленность потенциала государственных ценных бумаг, как показывает опыт зарубежной практики, охватывает:

· инвестирование государственных целевых программ развития экономики;

· достижение обеспечения ликвидности активов коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов;

· покрытие дефицитов государственных и местных бюджетов;

· погашение задолженностей по государственным займам .

В настоящее время в экономически развитых странах государственные ценные бумаги являются главным источником формирования и реализации внутренней государственной задолженности .

Зарубежная практика показывает, что выпуск государственных ценных бумаг для покрытия дефицитов бюджетов является наиболее приоритетным направление по отношению к другим, применяемым в эмиссионных системах развитых стран, так как способствует снижению темпов роста инфляции, росту текущих резервов, создаваемых в центральных банках для регулирования рынков ссудных капиталов и ценных бумаг, финансирования развития различных отраслей экономики.

Рациональное функционирование рынка государственных ценных бумаг требует разработки соответствующей документации, охватывающей правовые основы и юридические отношения его участников, технологию применения и обращения государственных ценных бумаг, формирование информационной базы для осуществления необходимых расчетов, ведение депозитария.

В настоящее время в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных бюджетов, обеспечение эффективности денежно-кредитной политики, поддержание активности работы всех сфер экономики. Сегодня уже накоплен и широко используется опыт управления источниками погашения государственных финансовых инструментов, отражающих интересы многих слоев населения, а также различных промышленных и торговых фирм, кредитно-финансовых учреждений.

В мае 2004 г. на рынке государственных ценных бумаг ускорился рост цен основных инструментов на фоне высокой рублевой ликвидности и снижения курса доллара. Вместе с тем объем торгов на рынке ГКО-ОФЗ сокращается третий месяц подряд, что говорит о том, что потенциал снижения доходности государственных бумаг практически исчерпан, и в ближайшей перспективе темп роста цен существенно снизится.

При этом спрос на новые бумаги, размещаемые денежные властями, остается стабильно высоким и падение объемов продаж на первичном рынке связано с некоторым снижением предложения бумаг со стороны Минфина и Центробанка.


Обороты на первичном рынке в мае в 4 раза превысили объем торгов на вторичном рынке государственных бумаг. При этом, наибольший объем размещений пришелся на аукционы, проводимые Банком России в рамках Биржевого Модифицированного РЕПО (БМР).

Рис. 1. Структура рынка ГКО-ОФЗ в мае 2004 г.

Таблица 1

Аукционы биржевого модифицированного РЕПО в мае2004 г.

Дата аукциона

08.05.04

15.05.04

15.05.04

22.05.04

29.05.04

Дата обратного выкупа/погашения

05.06.04

17.09.04

11.06.04

19.06.04

26.06.04

Объем выпуска, млн. руб.

Спрос по деньгам, млн. руб.

Цена отсечения, % от номинала

Средневзвеш. цена %

Всего, млн. руб.

Изменение, в % к предыдущему месяцу


Суммарный объем бумаг, размещенных в рамках БМР в мае, составил 73,9 млрд. руб., что на 50% меньше, чем месяцем ранее. На четырех из пяти аукционах спрос на бумаги, продаваемые из портфеля ЦБ с условием обратного выкупа, намного превышал предложение. Наибольшим спросом пользовались бумаги, размещенные в рамках «нестандартного» РЕПО сроком на 3 мес., они были размещены практически полностью (97% выпуска). На остальных аукционах было размещено от 52% до 90% предложенных бумаг.

Министерство финансов разметило в мае 2 выпуска ОФЗ номиналом 6 млрд. руб. и 8 млрд. руб. и один выпуск ГКО номиналом 5 млрд. руб. В частности был размещен дополнительный выпуск ОФЗ-АД 46014 (погашением 29 августа 2018 года) и ОФЗ-ФД 27023 (погашением 20 июля 2005 года). Хотя на всех аукционах спрос на бумаги превышал предложение, выпуски были размещены не полностью, и впоследствии Банк России доразмещал их на вторичном рынке.

Таблица 2

Аукционы Минфина в мае 2004 г.

ОФЗ-ФД 27023

ОФЗ-АД 46014

ОФЗ-АД 46002

ОФЗ-ФД 27022

Дата аукциона

Дата погашения

Объем эмиссии, млн. руб.


Объем спроса по номиналу, млн. руб.



Цена отсечения, % от номинала



Средне-взвешенная цена, % от номинала



Доходность по цене отсечения, % годовых



Доходность по средневзвешенной цене, % годовых



Объем размещения по номиналу, млн. руб.


Дата доразмещения


14.05.2004-15.05.2004


07.05.04-14.05.04

14.05.2004-15.05.2004

Объем доразмещения по деньгам, млн. руб.



Всего (размещения + доразмещения), млн. руб.


Выплаты Министерства Финансов компенсировали большую часть затрат на приобретение инвесторами бумаг. Так, в мае был погашен выпуск ГКО 21164 на сумму в 1,79 млрд. руб. и выпуск ОФЗ-ФД 27008 на сумму в 9,54 млрд. Кроме того, были осуществлены купонные выплаты на сумму в 3,28 млрд. руб. В итоге благодаря операциям денежных властей привели к тому, что объем рынка по номиналу за май увеличился на 5,79% до 452,16 млрд. руб., а реальный объем – на 23,76% до 469,73 млрд. руб. При этом в номинальной структуре рынка выросла доля ОФЗ-АД до 43,7% с 42,6% месяцем ранее (до 144,797 млрд. руб.), а доля ОФЗ-ФД сократилась с 49,2%до 45,97% (до 152,194 млрд. руб.).

Таблица 3

Выплаты Министерства финансов в мае 2004 г.

Объем выплаты (млн. руб.)

Ставка купона (% годовых)

Выплата на 1 бумагу (руб.)

погашение ГКО 21164

выплата 7-го купона по ОФЗ - ФД 27015

выплата 5-го купона по ОФЗ - ФД 27017

выплата 17-го купона по ОФЗ - ФД 27008

погашение ОФЗ - ФД 27008

выплата 7-го купона по ОФЗ - ФД 27012

выплата 6-го купона по ОФЗ - ФД 27016

выплата 1-го купона по ОФЗ - ФД 27022

выплата 4-го купонная ОФЗ-АДSU45001RMFS3

Изменение в % к предыдущему месяцу


В мае рост котировок государственных ценных бумаг сопровождался ускорением темпов номинальной ревальвации российской национальной валюты, а также существенным увеличением остатков средств коммерческих банков на корреспондентских счетах в Банке России. Большие объемы ликвидности, поступающие в экономику в результате продажи экспортной выручки, способствуют поддержанию устойчивого спроса на рублевые активы и, в частности, стимулируют снижение доходности государственных ценных бумаг в условиях недостатка предложения данных финансовых инструментов. Рост среднедневного остатка средств коммерческих банков на корреспондентских счетах в Банке России на 12% по сравнению с апрелем также сыграл важную роль в повышении котировок ГКО-ОФЗ (рис. 2) и способствовал сохранению высокого спроса на другие инструменты внутреннего финансового рынка.

Рис.2.Котировки "бенчмарки" и остатки на корсчетах

По итогам месяца номинальный обменный курс рубля впервые увеличился более чем на 1,2%, что стало дополнительным фактором вложения средств в активы с положительной доходностью к перепродаже. В мае динамика ставок по ГКО-ОФЗ в целом соответствовала изменениям обменного курса рубля (рис.3), т.к. средства, полученные от продажи валютной выручки, практически сразу направлялись на фондовый рынок.

Рис.3.Основные показатели валютного рынка и рынка ГКО-ОФЗ

В мае политика Минфина России способствовала удлинению рыночной дюрации за счет эмиссии дополнительного выпуска ОФЗ 46014 с погашением в 2018 г. Неуклонный рост показателя дюрации свидетельствует о постепенном устранении структурных диспропорций на рынке ГКО-ОФЗ, связанных с чрезмерной долей краткосрочного сегмента. В результате должна повыситься эффективность не только бюджетно-налоговой, но и денежно-кредитной политики: переориентация Минфина России на средне- и долгосрочные заимствования позволит Банку России оказывать воздействие на уровень процентных ставок по краткосрочным выпускам, формируя стоимость привлечения средств на денежном рынке.

Как и в предыдущие месяцы, в мае аукционы Минфина России проводились в условиях повышенного спроса на государственные облигации. Особенностью отчетного периода стало размещение почти 100% дополнительного выпуска ОФЗ 27023 непосредственно в ходе аукциона. Исключительно благоприятные для эмитента условия заимствования позволяют ему привлекать необходимый объем средств, не прибегая к операциям на вторичных торгах: третий месяц подряд доля доразмещений в совокупном рыночном обороте находится на уровне 10%.

В июне доходность государственных облигаций практически не изменилась: впервые с начала года отсутствовал рост котировок ГКО-ОФЗ. Перераспределение государственных ценных бумаг в собственных портфелях участников в связи с подведением финансовых итогов квартала привело к увеличению среднедневного оборота торгов на 30% по сравнению с предыдущим месяцем. Отличительной чертой июня стала активизация спроса на рефинансирование в Банке России на фоне снижения интереса к стерилизационным инструментам.

Несмотря на сохранение высокого уровня рублевой ликвидности, участники рынка воздерживались от масштабных инвестиций в инструменты государственного внутреннего долга из-за неопределенности ожиданий относительно дальнейшей динамики цен государственных облигаций. В случае существенного замедления роста котировок либо формирования противоположной ценовой динамики вероятно снижение объема вложений в государственные ценные бумаги, т.к. основным фактором спроса на ГКО-ОФЗ в первом полугодии 2004 г. являлась возможность получения спекулятивной прибыли.

В июне следствием стабилизации конъюнктуры рынка государственных облигаций стало снижение доходности к перепродаже базовых выпусков ОФЗ до отрицательного уровня. Таким образом, развитие ситуации на рынке государственного внутреннего долга в целом соответствовало общей динамике стоимости наиболее ликвидных активов (рис.4).

Рис.4.Доходность от владения финансовыми активами в течении месяца (% годовых)

В июне сокращение предложения государственных облигаций со стороны крупных участников способствовало уменьшению доли сделок на средне- и долгосрочном сегменте рынка ГКО-ОФЗ в общем объеме торгов. При этом оборот по краткосрочным государственным ценным бумагам составил 52,3% всех рыночных сделок, а доля операций с ГКО-ОФЗ со сроком до погашения менее 90 дней увеличилась более чем в 3 раза по сравнению с маем (рис. 5). Таким образом, в отчетном периоде действия инвесторов на рынке государственных облигаций в основном были направлены на управление текущей ликвидностью и покупку финансовых инструментов, обеспечивающих относительно быстрый возврат вложенных средств.

Рис.5.Структура операций с ГКО-ОФЗ по срокам погашения

(% совокупного оборота)

В отсутствие крупных операций со стороны дилеров возросла активность инвесторов на краткосрочном сегменте рынка государственного внутреннего долга: по итогам месяца совокупный портфель государственных облигаций, принадлежащих инвесторам, увеличился на 1 млрд. руб. по номинальной стоимости.

В июне 2004 рост цен на рынке внутреннего государственного долга был далеко не таким уверенным, как в предыдущем месяце. Cложившаяся в этом году тенденция к снижению доходностей была продолжена только в начале месяца, уже в середине месяца на рынке ГКО-ОФЗ началось разнонаправленное колебание цен инструментов. В итоге на конец июня цены ряда выпусков опустились, хотя большая часть ликвидных бумаг все же выросла в цене.

Оборот вторичного рынка вырос в два раза к предыдущему месяцу до 40,3 млрд. руб. Произошло это за счет перераспределения активности участников в ущерб первичному рынку.

Так, в июне объем бумаг, размещенных денежными властями на аукционах, составил 40,64 млрд. руб., что на 53,8% меньше, чем в мае. Объем размещений в рамках биржевого модифицированного РЕПО в июне составил 23,14 млрд. долл., что в 3 раза меньше, чем месяцем ранее. В частности, на аукционах БМР был размещен выпуск ОФЗ-ПД 26198 и ОФЗ-АД 46006. Три аукциона БМР, запланированных Центральным Банком, не состоялись, либо по причине недостатка заявок, либо из-за слишком низкой цены, предлагаемой инвесторами в заявках на покупку бумаг.

Таблица 4

Структура оборота на вторичном рынке

Инструмент

Объем торгов, млн. руб.

Изменение за месяц, %

Доля в обороте, %


Минфин РФ на аукционах по размещению ГКО-ОФЗ продал выпуск ОФЗ-ФД 27023 и ОФЗ-АД 46014, а Центральный Банк продал ОФЗ-АД 46014 из своего портфеля. Общая сумма размещений (без учета БМР) составила 15,7 млрд. руб., на 18% больше, чем в мае.

Рис. 6. Структура оборота по видам операций

Рис.7. Объем торгов за месяц, млн. руб.

В июне был погашен выпуск ОФЗ 27009 объемом 9 542,19 млн. руб. и выплачены купоны по восьми выпускам ценных бумаг на общую сумму 20 659,69 млн. руб.

Таблица 5

Аукционы ГКО-ОФЗ


За прошедший месяц номинальный объем ГКО-ОФЗ в обращении (без учета БМР) вырос на 1738 млн. руб. (0,5%) к предыдущему месяцу до 332 842,98 млн. руб. Структура торгов изменилась в пользу ОФЗ-АД, доля которых в общем объеме рынка составила на конец июня 45% (150 098,84 млн. руб.), за счет сокращения доли ОФЗ-ФД до 43% (142 651,68 млн. руб.). Реальный объем рынка вырос на 4% до 725 285,53 млн. руб.

Рис. 8.Структура торгов по бумагам (без БМР)

Таблица 6

Аукционы БМР


Наиболее торгуемыми на вторичном рынке бумагами в июне стали ОФЗ-ФД 27015, их доля составила 32% оборота сектора. Доходность этих бумаг снизилась на 0,31 процентных пункта (п.п.). Доходность ОФЗ-АД 45002 (20% объема торгов) также снизилась на 0,3 п.п.

Рис. 9. Доходность и объем торгов на рынке государственных облигаций

В целом изменение доходности краткосрочных бумаг (сроком погашения менее года) составило от –0,5 до +0,12 процентных пунктов (п.п.), среднесрочных (сроком погашения от года до трех – от –0,4 до +0,2 п.п., а долгосрочных (сроком погашения более трех лет) – от –0,6 до +0,4 п.п.

Смешанная динамика цен на рынке государственных бумаг, наблюдавшаяся в июне, скорее всего, связана с ростом относительной привлекательности рынка акций, на котором в этом месяце наблюдался быстрый рост цен. Так, Индекс ММВБ за месяц повысился на 8% и достиг уровня 455,44 пунктов.

Ситуация с рублевой ликвидностью оставалась вполне благоприятной: ставки по однодневным межбанковским кредитам держались близко к 1% годовых, а остатки банков на корреспондентских счетах в ЦБ РФ в среднем за месяц составили 148,45 млрд. руб., что на 20% больше, чем в мае. Это связано с тем, что валютная выручка, поступающая в страну в большом объеме вследствие высоких цен на нефть, активно продается экспортерами, которых беспокоит снижение курса доллара.

Так, цена ближайших фьючерсов на нефть сорта «брент» на Лондонской бирже IPE за месяц поднялась на 2 долл. до 28,33 долл. за баррель. Официальный курс ЦБ РФ американской валюты за этот же период снизился на 36 копеек до 30,348 руб. за долл.

Рис. 10. Цены на нефть сорта «брент» на IPE

Поскольку влияние вышеуказанных факторов сохранится и в следующем месяце, оборот вторичных торгов в июле вряд ли будет существенно выше июньского. Доходности государственных бумаг, скорее всего продолжат разнонаправленные колебания. При этом традиционно более высоким спросом будут пользоваться бумаги с приближающимися датами погашения.

Что касается первичного рынка, то на нем объем размещения ценных бумаг, по-видимому, будет примерно таким же, как в июне. Так, Министерство финансов России намерено разместить среднесрочные и долгосрочные ОФЗ на 13-15 млрд. руб., сообщила заместитель министра финансов Белла Златкис. По ее словам, Минфин не намерен в следующем месяце выпускать ГКО.

Она также отметила, что министерство не планирует увеличивать план объема заимствований на внутреннем рынке на этот год, который сейчас составляет 169 млрд. руб., поскольку "у Центробанка достаточно инструментов для проведения денежно-кредитной политики". С начала этого года, по ее словам, Минфин на внутреннем рынке привлек более 100 млрд. руб.

В следующем году объем заимствований, согласно планам Правительства, будет увеличен. Так, уже одобрена программа государственных внутренних заимствований РФ на 2004 год, согласно которой Минфин привлечет на рынке государственных ценных бумаг 263,1 млрд. руб., а погасит гособлигаций на 118,3 млрд. руб.

В июле объем поступлений средств вследствие операций Минфина РФ будет в 5 раз меньше, чем в июне, объем погашений и купонных выплат по ГКО-ОФЗ составит в общей сложности около 4,22 млрд. руб. В том числе 9 июля наступает срок выплаты купона по ОФЗ 27011 на сумму 238,56 млн. руб.

В долгосрочном периоде фактором снижения привлекательности государственных бумаг может стать увеличение разрешенной доли корпоративных бумаг в пенсионных накоплениях с 2004 г., согласно Постановлению Правительства РФ N 379 от 30 июня.

2. Классификация государственных ценных бумаг

Государство является активным участником фондового рынка, на котором правительственные структуры могут изыскать средства для покрытия дефицита федерального и местного бюджетов. Во всем мире государства и их учреждения являются крупнейшими заемщиками капитала. Заимствование государством средств у населения и частных компаний осуществляется путем продажи им государственных ценных бумаг, выпускаемых в виде долговых обязательств.

На мировых фондовых рынках обращаются самые различные виды государственных долговых обязательств: облигации, векселя, ноты, сертификаты и другие. Однако все эти обязательства носят характер долговых ценных бумаг, подлежащих выкупу в установленные сроки и приносящих гарантированный доход. По выпущенным в обращение государственным ценным бумагам исполнительные органы власти отвечают всеми активами, находящимися в их распоряжении .

Эмиссия государственных ценных бумаг направлена на решение задач государственного значения (покрытие постоянного дефицита государственного бюджета, покрытие целевых расходов правительства и др.).

Государственные ценные бумаги принято делить на рыночные и нерыночные – в зависимости от того, обращаются ли они на свободном рынке (первичном или вторичном) или не входят во вторичное обращение на биржах и свободно возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть государственных ценных бумаг составляют рыночные .

Государственные долговые обязательства можно классифицировать по различным признакам.

По срокам заимствования, государственные ценные бумаги делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Казначейские векселя – краткосрочные государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах года и реализуемые с дисконтом, то есть по цене ниже номинала, по которому они погашаются (или продаваемые по номиналу, а выпускаемые по цене выше номинала).

Среднесрочные казначейские векселя; казначейские боны – казначейские обязательства, имеющие срок погашения от одного до пяти лет, выпускаемые с условием выплаты фиксированного процента.

Долгосрочные казначейские обязательства – со сроком погашения до десяти и более лет, по ним уплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, то есть за несколько лет до официального погашения.

По способу получения дохода государственные ценные бумаги делятся на дисконтные и купонные.

Дисконтные – ценные бумаги, продаваемые инвесторам по цене ниже номинала. При погашении инвестор получает доход в виде разницы между номинальной стоимостью и ценой приобретения.

Купонные – ценные бумаги, выпускаемые с купонами, по которым с определенной периодичностью выплачивается купонный доход. В большинстве случаев среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются с купонами, так как инвестор заинтересован получить доход не через 30 лет, а постепенно в течение этого времени.

Государственные ценные бумаги различаются также по цели выпуска.

Долговые ценные бумаги выпускаются для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность государства.

Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета служат для заимствования средств на покрытие кассовых разрывов, которые образуются в связи в определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета. Обычно в конце квартала и начале следующего квартала, когда налоги еще не собраны, возникает дефицит бюджета, который затем перекроется за счет поступления налогов, размер которых выше, чем сумма бюджетных расходов.

Целевые облигации, выпускаются для реализации конкретных проектов.

Ценные бумаги для покрытия государственного долга предприятиям и организациям применяются для рассчета с предприятиями за работы, выполненные по государственному заказу и финансируются за счет средств федерального бюджета.

В мировой практике выделяют государственные (казначейские) облигации, которые по своей природе и назначению близки к среднесрочным и долгосрочным казначейским обязательствам (а иногда с ними даже не разграничиваются). Отдельные виды государственных облигаций, в частности сберегательные облигации, могут распространятся на нерыночной основе .

Также выделяют особые виды нерыночных государственных ценных бумаг в виде иностранных правительственных серий, серий правительственных счетов, серий местных органов власти.

Государственные ценные бумаги – это бумаги, которые выпускаются и обеспечиваются государством и используются для пополнения государственного бюджета. Различают следующие виды государственных ценных бумаг:

– Наличные и безналичные;

– Документарные и бездокументарные;

– Гарантированные и доходные;

– Рыночные и нерыночные;

– Именные и на предъявителя.

Государственные ценные бумаги могут выполнять такие функции как: налоговое освобождение, обслуживание государственного долга, финансирование государственных доходов. Они бывают:

– Государственные краткосрочные бескупонные обязательства;

– Облигации государственного сберегательного займа;

– Государственные казначейские векселя;

– Облигации внутреннего валютного займа и т.д.

Рассмотрим особенности отдельных видов государственных ценных бумаг.

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) обращаются с 1992 года. Они весьма доходны – в отдельные периоды их доходность достигала 500% годовых. ГКО приобретают в основном банки и финансовые компании.

Краткосрочные обязательства (КО) в основном использовались для зачета налогов предприятиям. Их выпуск составлял в среднем 30% эмиссии ГКО. С помощью КО были решены многие проблемы финансирования государственного бюджета. Но так как они бесконтрольно перепродавались, государство не могло контролировать их рынок. Наблюдалась высокая доходность спекулятивных операций. Денег на нем было гораздо больше чем обязательств. Это было связано с тем, что купив КО, можно было получить налоговое освобождение, а также с тем, что номинал КО был в пять раз ниже их рыночной цены.

Облигации Банка России – инструменты кредитно-денежной политики, выпускаемые Центробанком. Покупать их могут лишь коммерческие банки для поддержания ликвидности.

Муниципальные ценные бумаги выпускаются органами местного самоуправления для покрытия дефицита местных бюджетов и целевого финансирования территориальных программ.

Таким образом, основным видом ценных бумаг продолжают оставаться государственные ценные бумаги. Недостаток рынка состоит в том, что на нем нет юридических посредников – в лице солидных брокерских фирм или инвестиционных банков. Поэтому рынок ценных бумаг на сегодняшний день носит неполноценный характер. Основная причина – отсутствие его законодательного регулирования со стороны Правительства.

3. Регулирование рынка ценных бумаг

Законодательной основой развития рынка ценных бумаг являются нормативно-правовые акты, принятые главным образом в 1991-1996 годах. Общее понятие ценных бумаг и операций с ними дано в Гражданском кодексе РФ. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года регулирует деятельность профессиональных участников этого рынка, дает характеристику роли и механизма действия фондовых бирж, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) и ее региональных отделений, формулирует основные понятия рынка ценных бумаг. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от25 декабря 1995 года регламентирует действия акционерного общества на рынке ценных бумаг. Он дает характеристику содержания ряда фондовых операций акционерного общества, определяет права и обязанности владельцев акций и облигаций, правила регистрации ценных бумаг и некоторые вопросы определения рыночной стоимости акций. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 15 марта 1999 года регламентирует вопросы раскрытия информации и порядок защиты прав и интересов инвесторов на фондовом рынке.

Большое число нормативных актов, выпущенных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг РФ, регулирует ряд отдельных процедур. Например, «Стандартные эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций», утвержденные постановлением ФКЦБ России от11 ноября 1998 года №48, детально описывают порядок выпуска акций и облигаций акционерных обществ и иных коммерческих структур, размещаемых при их реорганизации.

Перечень основных законодательных и нормативных документов, регулирующих рынок ГКО-ОФЗ на современном этапе развития рынка ценных бумаг в России (с последующими изменениями и дополнениями):

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ.

2. Федеральный закон “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг” от 29.07.1998 г. №136-ФЗ.

3. “Генеральные условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций”, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 г. №790.

4. “Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций федеральных займов”, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 г. №458.

5. “Положение об особенностях эмиссии и регистрации облигаций Центрального банка Российской Федерации”, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.10.1999 г. №1142.

6. “Условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций”, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 24.11.2000 №103н.

7. “Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом”, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 16.08.2001 №65н.

8. “Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом”, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 22.12.2000 №112н.

9. “Условия выпуска облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом”, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 18.08.1998 №37н.

10. “Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга”, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 27.04.2002 №37н.

11. Положение Банка России “Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг” от 25.04.2004 г. №219-П.

12. Положение Банка России “О порядке заключения и исполнения сделок РЕПО с государственными ценными бумагами Российской Федерации” от 25.04.2004 г. №220-П.

13. Положение Банка России “Об обращении выпусков Облигаций Банка России” от 28.08.1998 г. №53-П.

14. Положение Банка России “О порядке рассмотрения документов и заключения Банком России договоров о выполнении функций Дилера на рынке ГКО-ОФЗ” от 10.11.1998 г. №59-П.

15. Положение Банка России “О порядке осуществления расчетов по операциям с финансовыми активами на ОРЦБ” от 08.06.1998 г. №32-П.

16. Положение Банка России “О порядке депозитарного учета на Организованном рынке ценных бумаг” от 28.02.1996 г. № 35, утвержденное Приказом Банка России от 28.02.1996 г. № 02-51.

17. Инструкция Банка России “О специальных счетах нерезидентов типа “С” от 28.12.2000 г. №96-И.

В настоящее время имеют место многие случаи несоблюдения законодательства о ценных бумагах и нарушения прав инвесторов. При этом действующая нормативно-правовая база фрагментарна и не обеспечивает должной защиты прав инвесторов. До сих пор не определены четкие санкции за выпуск суррогатов ценных бумаг, не созданы механизмы предупреждения и пресечения мошенничества на рынке. Законодательство должно содержать четкое определение основания для частных исков инвесторов, создавать и закреплять эффективные механизмы их защиты, предусматривать уголовную ответственность за преступление на фондовом рынке.

Проблемы совершенствования регулирования рынка государственных ценных бумаг

В процессе наработки основных направлений политики Правительства Российской Федерации в сфере государственного долга на 2004-2005 годы представляется целесообразным сделать акценты на наиболее актуальных проблемах совершенствования регулирования рынка государственных ценных бумаг.

Проблема инвестирования средств Пенсионного фонда Российской Федерации

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в качестве разрешенных прямых объектов инвестирования пенсионных накоплений могут выступать исключительно государственные облигации Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законом дается возможность размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации "в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов". В настоящее время инвестиционные фонды находятся в зачаточном состоянии, тем более - индексные (сумма активов открытых паевых инвестиционных фондов в настоящее время составляет 2,7 млрд. рублей).

По расчетам Счетной палаты Российской Федерации в 2002 году Минфином России было размещено рублевых государственных облигаций за деньги на номинальную сумму 195,6 млрд. рублей, в том числе Пенсионному фонду Российской Федерации на номинальную сумму 70,0 млрд. рублей, что составляет 35,8 % размещенных Минфином России государственных облигаций. Реальная внутренняя норма дохода Пенсионного фонда Российской Федерации в 2002 году составила 16,3 % годовых, то есть на 1,3 процентного пункта больше официального индекса потребительских цен.

Необходимость и возможность инвестирования значительных средств Пенсионного фонда Российской Федерации в рублевые государственные облигации поможет в 2004-2005 годах решить проблему рефинансирования внешнего долга за счет внутренних заимствований. Однако в будущем проблема инвестирования средств Пенсионного фонда Российской Федерации не должна решаться за счет увеличения процентных расходов федерального бюджета. Налицо классический конфликт интересов: с одной стороны, Правительство Российской Федерации заинтересованно в сокращении процентных расходов федерального бюджета, с другой стороны, заинтересовано в увеличении доходов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Одним из путей разрешения обозначенного выше конфликта интересов и сохранения пенсионных средств могло бы стать законодательное разрешение уже в 2005 году по аналогии с золотовалютными резервами Банка России и финансовым резервом федерального бюджета, прямого инвестирования средств Пенсионного фонда Российской Федерации в высоколиквидные иностранные финансовые активы под управлением Банка России.

Проблема монополизма на рынке государственных облигаций

Существенным препятствием для развития рынка внутренних заимствований в настоящее время является высокая степень концентрации выпусков государственных облигаций в портфелях нескольких крупных участников, например, на 1 января 2002 года более половины объема рынка ГКО/ОФЗ находилось в портфеле Сбербанка России и Пенсионного фонда Российской Федерации. Такое положение создает предпосылки манипулирования ценами, что может привести к уменьшению эффективности государственных заимствований и росту процентных расходов.

В настоящее время операции c ГКО/ОФЗ на первичном и на вторичном рынке не регулируются антимонопольным законодательством.

В условиях монополизированного рынка одним из вариантов проведения политики в отношении крупных участников является установление лимита на долю выпуска государственных облигаций в портфеле одного инвестора, на долю конкурентных заявок в объеме его заявок на аукцион, а также совершение крупных сделок на специальных торговых сессиях ММВБ по котировкам, устанавливаемым Банком России.

О праве Правительства Российской Федерации осуществлять заимствования в объемах сверх установленных программой внутренних заимствований

Важным является вопрос о праве Правительства Российской Федерации осуществлять внутренние заимствования с превышением объемов, установленных Программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации.

Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено право Правительства Российской Федерации осуществлять внутренние заимствования, не включенные в Программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, либо с превышением установленных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внутренних заимствований Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации при возникшей в 2002 году необходимости превышения объемов заимствований, первоначально установленных Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" в Программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2002 год, инициировало внесение соответствующих изменений в указанный Федеральный закон (были приняты Федеральные законы от 24 июля 2002 года № 99-ФЗ и от 25 октября 2002 года № 126-ФЗ). Однако по факту уточненные объемы привлечения средств по государственным ценным бумагам были превышены на 8,9 млрд. рублей.

Необходимо отметить, что ни в Бюджетном кодексе Российской Федерации, ни в законах о бюджетах не отражен правовой статус приложений к закону о бюджете. Остается не ясным вопрос, являются ли приложения составной частью утверждаемого Федеральным Собранием Российской Федерации закона о бюджете или остаются отдельными документами, структурно выходящими за рамки бюджета, на которые делаются ссылки в текстовых статьях. Кроме того, при исполнении федерального бюджета в части источников финансирования дефицита бюджета, как отмечалось ранее, возможны существенные отклонения от установленных в приложениях показателей за счет замены внешних заимствований внутренними, в результате чего происходит изменение структуры источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В этой связи для закрепления правового статуса приложений необходимо внести поправку к действующему Бюджетному кодексу Российской Федерации, предусматривающую установление, помимо основных характеристик бюджета, также состава документов (в том числе упомянутых приложений), которые включаются в закон о бюджете и являются, соответственно, его составной частью.

Заключение

В современной рыночной экономике централизованный выпуск государственных ценных бумаг воздействует на денежное обращение, является средством неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способом привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных задач. В международной практике можно обнаружить самые различные виды долговых обязательств государства: облигации, ноты, казначейские векселя, сертификаты, консоли и др. Все они носят краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер. Индикатором развития рынка государственных ценных бумаг является их доходность, определение которой имеет важное значение при принятии решения о покупке государственных ценных бумаг.

В связи со стремлением Правительства Российской Федерации использовать долговые обязательства в качестве одного из определяющих источников бюджетных поступлений, рынок государственных ценных бумаг получает мощный импульс.

В настоящее время на российском рынке государственных ценных бумаг можно встретить различные виды долговых обязательств. Наибольшее значение в денежно-кредитной политике страны занимают государственные краткосрочные облигации (ГКО) и облигации федерального займа (ОФЗ). Наряду с ними существуют следующие виды государственных ценных бумаг: государственные долговые обязательства, золотые сертификаты (погашенные ценные бумаги), облигации внутреннего валютного займа, сберегательная бумага для населения и др.

Доходность гособлигаций постоянно снижается уже более двух лет – с момента восстановления торгов ГКО/ОФЗ в 1999 году. При этом низкие ставки по гособлигациям способствуют движению инвестиций в реальный сектор.

В настоящее время в России нет механизмов, гарантирующих выполнение органами власти взятых на себя обязательств, что порождает ряд проблем, решение которых значительно повысит качество управления госдолгом.

Большое внимание на российском рынке государственных ценных бумаг следует уделять выбору параметров при выпуске новых инструментов. Немаловажное значение должна приобрести инвестиционная составляющая государственных ценных бумаг, то есть направление заимствованных денежных средств на инвестирование инфраструктуры (строительство дорог, мостов, нефтепроводов), а так же на развитие в России Интернет-технологий.

Таким образом, в процессе развития рыночной экономики и повышения уровня хозяйствующих субъектов, а также увеличение количества государственных ценных бумаг и динамики их обращения, рынок государственных ценных бумаг и его функционирование будут до конца упорядоченным.

1. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 07.08.2001 г.) «О рынке ценных бумаг»

2. Федеральный закон от 29.07.1998 №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 15.07.1998)

3. Российский статистический ежегодник: стат. Сб / Госкомстат России. - 2001. – 679с.

4. Россия в цифрах, 2002: краткий статистический сборник / Госкомстат России. – М., 2002. – 398 с.

5. Баринов Э.А. Рынки: валютные и ценных бумаг: монография / З.А. Баринов, О.В. Хмыз. – М.: Экзамен. 2001. – 606 с.

6. Галанов В. Биржевое дело. Учебник.-М.:ФиС, 2001.-304 с.

7. Галанов В. Рынок ценных бумаг: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Финансы и статистика, 2004.-448 с.

8. Захаров А. Экономические реформы и фондовый рынок // РЦБ. - 2001. - №3. – с.7-14

9. Литвененко Л.Г. Рынок государственных ценных бумаг: Учеб. пособие для вузов / Литвененко Л.Г., Нишатов Н.П., Удалищев Д.П.; Под ред. Жукова Е.Ф. – М.: Банки и биржи / ЮНИТИ, 1998. – 111 с.

10. Овчинников А., Аракеман А. Золотая осень рынка облигаций // РЦБ. – 2002. - № 20. – с. 36-41

11. Орехов И. Есть ли будущее у корпоративных облигаций // РЦБ. – 2002. - №1. – с.47-50

12. Основные ориентиры денежно-кредитной политики на 2002 год // Деньги и кредит. – 2001. - №12. – с.4-39