Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма. Обмен жилыми помещениями. Жилые помещения специализированного жилищного фонда. Предоставление, пользование, выселение

Согласно ст. 99 ЖК специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в соответствующем населенном пункте . Однако есть исключения, которые в этой статье не обозначены.
Обратимся к ст. 88 ЖК, согласно которой жилые помещения маневренного фонда предоставляются лицам в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, где они занимают жилые помещения по договору социального найма, без расторжения этого договора.
Граждане пожилого возраста и инвалиды сохраняют занимаемые ими жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда в течение 6 месяцев с момента поступления в стационарное учреждение, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей - в течение всего времени пребывания в учреждении (ст. 12 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов).
Специализированные жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения (ст. 104- 108 ЖК). Исключением является предоставление жилья для социальной защиты отдельных категорий граждан (ст. 109 ЖК). Такие помещения предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Порядок предоставления служебных жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ определяется органом государственной власти субъекта РФ, муниципального фонда - органом местного самоуправления (ст. 13 и 14 ЖК). Согласно ст. 104 ЖК служебные жилые помещения предоставляются на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности.
Таким образом, служебные жилые помещения предоставляются не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением определенных обязанностей (работа, служба и т.п.) (ст. 93 ЖК).
Хотелось бы обратить внимание на следующее. Статьей 101 ЖК РСФСР предусматривалось, что служебные жилые помещения пред-

200 назначаются для заселения граждан, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него .
Жилищный кодекс не содержит такой нормы и, следовательно, расширяет основания, согласно которым может быть предоставлено служебное жилье (любые трудовые отношения обладают определенным характером - ст. 93 ЖК).
Служебные жилые помещения предоставляются по решениям собственников (действующих от их имени органов государственной власти или местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц (ст. 99 ЖК). В качестве таких уполномоченных могут выступать администрации предприятий, учреждений, командование воинской части и т.п.
Жилые помещения в общежитиях предоставляются на период работы, службы, обучения. Под общежития выделяются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома или части домов (ст. 94, 105 ЖК).
Следует обратить внимание, что Жилищный кодекс РСФСР предусматривал использование под общежития специально построенных или переоборудованных для этих целей жилых домов. В 1988 г. Советом Министров РСФСР было утверждено Примерное положение об общежитиях (постановление от 11 августа 1988 г. № 328 ). Пунктом 3 Примерного положения было определено, что использование под общежития жилых помещений в домах, предназначенных для постоянного проживания, не допускается. Целесообразность такой позиции очевидна.
Согласно ч. 3 ст. 94 ЖК жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Основания предоставления жилых помещений маневренного фонда установлены ст. 95 и 106 ЖК.
Согласно ст. 95 ЖК жилые помещения маневренного фонда предоставляются гражданам, занимающим жилые помещения по договору социального найма в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции.

Помещение маневренного фонда в этом случае предоставляет 201 наймодатель жилого помещения того дома, который поставлен на капитальный ремонт или реконструкцию. С нанимателем жилья по договору социального найма в этом доме он (наймодатель) заключает договор найма жилого помещения маневренного фонда, т.е. обе стороны одновременно выступают (соответственно) наймодателем и нанимателем по двум договорам, поскольку, как уже отмечалось, договор социального найма не расторгается (ч. 1 ст. 88 ЖК). Наниматель и члены его семьи переселяются в жилое помещение маневренного фонда и обратно за счет наймодателя (ч. 1 ст. 88 ЖК).
В случае отказа нанимателя и членов его семьи переселиться в жилое помещение маневренного фонда наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке (ст. 88 ЖК).
Следует отметить, что ст. 82 ЖК РСФСР предусматривала: в период проживания в другом жилом помещении в связи с капитальным ремонтом наниматель вносит плату лишь за помещение, предоставленное на время капитального ремонта.
Такого положения Жилищный кодекс РФ не содержит. Представляется необходимым уточнить вопрос оплаты жилья в сложившейся ситуации , имея в виду положения ч. 11 ст. 155 ЖК.
Было бы целесообразным использовать позицию упомянутой ст. 82 ЖК РСФСР.
Жилые помещения маневренного фонда предоставляются гражданам, которые утратили жилье в связи с обращением на него взыскания, т.е. в связи с его продажей с торгов (п. 2 ст. 95, п. 2 ч. 2 ст. 106). Однако порядок такого предоставления Жилищный кодекс не определил.
Жилыми помещениями маневренного фонда согласно п. 3 ст. 95 ЖК обеспечиваются граждане, у которых единственное жилье стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств. Договор найма в этом случае заключается до завершения расчетов с гражданами либо до предоставления им жилых помещений публичных форм собственности (п. 3 ч. 2 ст. 106 ЖК). По вопросам расчетов с собственниками жилых помещений следует руководствоваться ст. 32 ЖК. Что касается предоставления жилых помещений, то оно в этом случае осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 87, 89 ЖК.
Согласно ст. 107 ЖК порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения

202 устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ.
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания относятся установление основ федеральной политики, принятие федеральных законов и контроль за их исполнением и т.д. (ст. 20 Закона об основах социального обслуживания населения).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся: обеспечение реализации Закона об основах социального обслуживания населения; создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания (ст. 21 Закона об основах социального обслуживания населения).
Право на социальное обслуживание имеют граждане пожилого возраста (женщины - старше 55, мужчины - старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи из-за частичной или полной утраты возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности (ст. 5 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов).
Граждане помещаются в стационарное учреждение социального обслуживания на основании личного письменного заявления, а лица, не достигшие 14 лет, и лица, признанные недееспособными, - на основании письменного заявления их законных представителей. На администрацию такого учреждения возложена обязанность выделить супругам изолированное жилое помещение (ст. 21 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов); следовательно, остальным проживающим выделяются в основном комнаты на 2 и более человек.
Порядок предоставления жилых помещений вынужденным переселенцам и лицам, признанным беженцами, устанавливается федеральными законами (ст. 108 ЖК).
Согласно Закону РФ «О вынужденных переселенцах» и Федеральному закону «О беженцах» жилые помещения указанным лицам предоставляются в порядке очередности, устанавливаемой территориальными органами миграционной службы. При этом учитываются члены семьи, также признанные вынужденными переселенцами или беженцами.
Жилые помещения предоставляются указанным гражданам в случаях: отсутствия возможности самостоятельно определить место жительства на территории Российской Федерации; если ни один из членов семьи не имеет жилого помещения по договору жилищного найма или на праве собственности.

До принятия федеральных законов, устанавливающих порядок 203 предоставления жилых помещений вынужденным переселенцам и беженцам, указанные вопросы регламентируются ранее принятыми актами (см. ст. 4 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ).
Порядок обеспечения указанных лиц жильем для временного поселения предусматривается Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. № 845; Положением о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами и его использовании, утвержденным постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 275, а также Положением о порядке приобретения жилых помещений, предоставляемых МВД России для постоянного и временного проживания вынужденных переселенцев, утвержденным приказом МВД России от 10 августа 2002 г. № 758, и Порядком учета лиц, признанных беженцами, нуждающихся в жилых помещениях из фонда жилья для временного поселения, и предоставления им указанного жилья, утвержденным приказом Минфедерации России от 5 октября 2001 г. № 83 1.
Согласно Положению о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев фонд для временного поселения этих лиц представляет собой совокупность жилых помещений (жилые дома, квартиры, общежития и другие помещения), предназначенных для временного проживания лиц в течение срока действия статуса вынужденного переселенца. Подобным образом формируется и фонд для временного поселения лиц, признанных беженцами.
Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания лиц, нуждающихся в специальной социальной защите (ст. 98).
К числу актов, регламентирующих предоставление жилья лицам, нуждающимся в специальной социальной защите, следует отнести: постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1105 «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях, без определенного места жительства и занятий»; постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 670, которым утверждено Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий.
Предусматривается также создание специализированных учреждений для несовершеннолетних: центры помощи детям, оставшимся

204 без попечения родителей; центры социальной помощи; социальные приюты для детей и подростков и проч. (ст. 17 Закона об основах социального обслуживания населения, постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896).
Пункт 8 Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий предусматривает предоставление этим лицам койко-места с комплектом постельных принадлежностей и принадлежностей личной гигиены (мыло, полотенце). Согласно Временному положению о доме ночного пребывания, утвержденному приказом Минсоцзащиты России от 25 января 1994 г. № 10, в таком доме предоставляется для ночлега койко-место с постельными принадлежностями на 12 часов. Ночлег предоставляется бесплатно не более 10 дней подряд и не более 30 дней в году; для обеспечения общественного порядка действует круглосуточный пост милиции.
Представляется, что обеспечение подобным жильем и пользование им не может (не должно) регламентироваться жилищным законодательством. Такое жилье имеет особые социальные цели - поддержка лиц, оказавшихся в экстремальной ситуации, возможность выжить в этой ситуации.
Статья 99 ЖК устанавливает, что помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан (ст. 98 и 109 ЖК) предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Вопросы безвозмездного пользования регулируются гражданским законодательством (ст. 689-701 ГК). Следует отметить, что в отношения безвозмездного пользования «не вписываются» отношения по использованию помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан (см., в частности, ст. 695 ГК). Такие отношения требуют специального регулирования.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ определено, что решение о предоставлении специализированного жилого помещения и соответственно договор найма могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия этого решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора найма специализированного жилого помещения, например: гражданин представил не соответствующие действительности сведения о заключении трудового договора или назначения на должность; у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте; гражданин не отнесен Законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14).

Договоры найма специализированных жилых помещений заключаются в письменной форме (ч. 7 ст. 100 ЖК).
Согласно ст. 162 ГК несоблюдение простой письменной формы не влечет недействительности сделки. Однако в случае спора стороны лишены права ссылаться на свидетельские показания в подтверждение того, что такая сделка была совершена и что она не была заключена на определенных условиях. Несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон (п. 2 ст. 162 ГК).
Право пользования специализированным жилым помещением возникает из юридического состава: решение о предоставлении жилого помещения; заключение договора найма .
Статья 100 ЖК определяет понятие договора найма специализированного жилого помещения, устанавливает существенные условия договора, очерчивает права и обязанности сторон. В соответствии с этой статьей пользование жилым помещением (согласно виду специализированного жилья) осуществляется:
по договору найма служебного жилого помещения (ст. 93 и ЖК);
по договору найма жилого помещения в общежитии (ст. 94 и ЖК);
по договору найма жилого помещения маневренного фонда (ст. 95 и 106 ЖК);
по договору найма жилого помещения из фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами (ст. 97 и 108 ЖК).
Эти положения Жилищного кодекса применяются ко всем видам специализированного жилья, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан (ст. 98 ЖК). Договор найма жилого помещения в домах системы социального обслуживания населения отсутствует (ст. 96 и 107 ЖК).
Обратимся к актам, регламентирующим вопросы предоставления и пользования жилыми помещениями в домах социального обслужи-

206 вания и из фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и беженцев.
Условия проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания, взаимные права и обязанности (в том числе и в жилищных отношениях) определяются договором о стационарном обслуживании граждан.
Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития предусмотрено принятие актов о порядке заключения, изменения, расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах, входящих в состав собственности Российской Федерации; формы примерного договора о стационарном обслуживании, заключаемого между учреждением социального обслуживания и их законными представителями.
Следует также отметить, что права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, определены, в частности, Законом о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно ст. 108 ЖК вопросы предоставления жилых помещений из фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, регламентируются федеральными законами. Указанные фонды создаются за счет федерального бюджета. Жилые помещения этих фондов являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении соответствующих территориальных органов.
Изложенные позиции законодательства свидетельствуют о том, что предлагаемые Кодексом договоры найма жилого помещения в стационарном учреждении социального обслуживания и найма жилого помещения из фондов временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, должны носить «подчиненный» характер, попадая в зависимость от регулируемых соответствующим законодательством отношений по социальному обслуживанию граждан, по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев. Предмет договора найма - жилое помещение (см. ст. 16 ЖК).
По договору найма служебного жилого помещения предоставляется отдельная квартира (ст. 104 ЖК).
Что касается иных видов специализированного фонда, то жилье предоставляется:
в общежитии - из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека (ст. 105 ЖК);
в маневренном фонде - из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека (ст. 106 ЖК);
беженцам и вынужденным переселенцам - по нормам общежития (п. 18 Порядка учета лиц, признанных беженцами, нуждающих-

ся в жилых помещениях из фонда для временного поселения; п. 26 2 07 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев).

1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 49 ЖК РФ

1. Жилые помещения частного жилищного фонда (см. ст. 19 ЖК и комментарий к ней) в социальный наем не предоставляются. Государственный и муниципальный жилищные фонды, напротив, только для того и предназначены, чтобы входящие в их состав жилые помещения передавались гражданам по договорам социального найма. Теоретически мыслима ситуация, когда жилье государственного и муниципального жилищных фондов передается в коммерческих целях, т.е. предоставляется в пользование гражданам на основании договоров коммерческого найма или иных подобных договоров (с целью заработать). Допустимость такого использования жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов следует и из закона (ч. 3 ст. 19 ЖК). Однако, как представляется, в принципе такого быть не должно. Данный вывод с учетом степени остроты жилищной проблемы надлежит сделать исходя из содержания ст. ст. 7 , 40 Конституции РФ , ч. 1 ст. 1, ст. ст. 2, 12 — 14 ЖК РФ (см. п. 4 комментария к ст. 1, а также комментарий к другим названным статьям ЖК).

По-видимому, принимая во внимание обостренность жилищной проблемы и число граждан, состоящих на учете, было бы попросту безнравственным более или менее широкое распространение коммерческого найма жилья государственного и муниципального жилищных фондов.

2. В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, таковое предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Данное конституционное положение, кроме прочего, свидетельствует о несостоятельности прежних подходов к решению жилищной проблемы. Ранее государство принимало на себя все и вся в жилищной сфере. Однако многочисленные попытки государства решить жилищную проблему, обеспечить каждую семью отдельной квартирой или индивидуальным жилым домом не увенчались успехом. Иначе и быть не могло.

Осознание невозможности сделать жилищную сферу процветающей, обеспечить комфортным жильем всех желающих (в том числе нуждающихся в жилье) только силами и за счет государства послужило основанием жилищной реформы.

Итак, в Конституции РФ гарантируется предоставление жилья из государственного или муниципального жилищного фонда не всем гражданам, но только малоимущим и иным указанным в законе гражданам. Когда речь идет о том, что указанным лицам жилые помещения предоставляются бесплатно или за доступную плату, то, конечно, не предполагается безвозмездность или весьма умеренная возмездность пользования жильем. Гражданин не платит или вносит доступную плату за сам факт предоставления жилого помещения. За пользование жильем и коммунальными услугами должна вноситься плата (см. ст. ст. 153 — 160 ЖК и соответствующий комментарий).
———————————
Как представляется, упоминание в Конституции РФ «других жилищных фондов» сделано на всякий случай.

В ГК РСФСР 1964 г. указывалось: «Впредь до установления бесплатного пользования жилыми помещениями наниматель обязан своевременно вносить квартирную плату» (ст. 303). Иллюзии вскоре рассеялись. В Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик (ст. 27), а затем и в ЖК РСФСР (ст. ст. 55 — 57) об обязанности вносить плату за пользование жилым помещением и плату за коммунальные услуги говорится без каких-либо оговорок. Правда, некоторые категории граждан имели право бесплатного пользования жилым помещением с отоплением и освещением (ст. 28 Основ; ст. 59 ЖК РСФСР).

Указанное конституционное положение в весьма детализированном виде воспроизводится в ЖК РФ.

3. В социальный наем жилье предоставляется гражданам, которые являются нуждающимися в жилых помещениях (см. ст. 51 ЖК и комментарий к ней), но не всем, а только тем, которые признаются малоимущими.

Жилищный кодекс, конечно, не мог установить, кого считать малоимущим. Прежде всего потому, что уровень жизни в разных «городах и весях» России существенно различается. Вместе с тем в ЖК РФ называется два критерия, которыми нужно руководствоваться при решении вопроса о том, кого следует считать малоимущим.

Во-первых, это граждане, имеющие невысокий доход в расчете на каждого члена семьи. Предельный размер дохода, обеспеченность ниже которого дает возможность считать гражданина малоимущим, устанавливается органами местного самоуправления.

Во-вторых, это граждане с невысоким доходом, у которых нет имущества, подлежащего налогообложению, выше определенной стоимости. Если, например, в семье весьма низкий доход на каждого члена семьи, но у кого-либо из них имеется дорогостоящий загородный дом, то такие граждане не будут считаться малоимущими.

4. Отталкиваясь от приведенных положений ЖК РФ, законами субъектов Федерации должен устанавливаться порядок признания граждан малоимущими. Понятно, что в этих законах воспроизводится два установленных ЖК РФ критерия. Но, главное, они определяют, каким образом граждане подтверждают, что они являются малоимущими: какими документами подтверждается состав семьи, доход каждого члена семьи; как производить расчет дохода, приходящегося на каждого члена семьи; как учитывать, допустим, то обстоятельство, что кто-либо из членов семьи временно отсутствует, например в связи с призывом на военную службу; учитывается ли то обстоятельство, что кто-либо из членов семьи имеет какие-либо льготы; какие документы должны быть представлены об имеющемся имуществе, подлежащем налогообложению, и как определяется его стоимость и т.д.

По-видимому, законом субъекта Федерации должно устанавливаться, что учету подлежит все имущество, подлежащее налогообложению, принадлежащее отдельным членам семьи, находящееся в общей собственности всех членов семьи или некоторых из них. Вероятно, может предусматриваться, что малоимущими признаются граждане, имеющие невысокий доход, а принадлежащее им имущество, подлежащее налогообложению, по стоимости не превышает определенной (устанавливаемой органом местного самоуправления) суммы в расчете на каждого члена семьи и т.д.

Руководствуясь ЖК РФ и указанным законом субъекта Федерации, каждый орган местного самоуправления должен назвать конкретные суммы. Предположим, установить, что малоимущими признаются проживающие в данном муниципальном образовании граждане, имеющие доход на каждого члена семьи не более чем 2 тыс. рублей, а стоимость принадлежащего членам этой семьи имущества, подлежащего налогообложению, не превышает 10 тыс. рублей либо его нет вовсе.

Итак, схематично решение вопроса о том, кто считается малоимущим, выглядит следующим образом:

1) ЖК РФ назвал два критерия, которыми следует руководствоваться;

2) закон субъекта Федерации устанавливает порядок признания граждан малоимущими;

3) орган местного самоуправления признает граждан малоимущими.
———————————
Приказом Минрегиона России от 25 февраля 2005 г. N 17 утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

5. Порядок предоставления малоимущим гражданам жилых помещений в социальный наем устанавливается ЖК РФ.

6. Как уже отмечалось, по договору социального найма жилье может предоставляться не только малоимущим, но и иным указанным в законе гражданам (например, участникам Великой Отечественной войны, военнослужащим, судьям, работникам прокуратуры и т.д.).

Соответствующие указания могут содержаться как в федеральных законах, так и в законах субъектов Федерации и, кроме того, в указах Президента РФ.

Для предоставления жилья в социальный наем этим категориям граждан неважно, каков их доход, есть ли у них имущество, подлежащее налогообложению, и какова его стоимость. Важно то, что они считаются нуждающимися в жилых помещениях. Причем если малоимущие граждане признаются нуждающимися по основаниям, установленным ЖК РФ (ст. 51), то нормативный акт, предусматривающий возможность передачи жилья в социальный наем иным категориям граждан, может одновременно установить и другие критерии нуждаемости. Например, ввести такое основание признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, как проживание в коммунальной квартире, иные учетные нормы (см. ч. 6 ст. 50 ЖК) и т.д.

По общему правилу жилые помещения предоставляются «иным указанным в законе категориям граждан» в порядке, установленном ЖК РФ. Однако федеральный закон, указ Президента РФ или закон субъекта Федерации, определяя, что та или иная категория граждан может получать жилье в социальный наем, вводя дополнительные основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, может установить и иной порядок предоставления жилых помещений. Несомненно, что эта возможность достаточно часто будет реализуема. А если учесть, что само понятие «порядок предоставления жилого помещения» в действующем ЖК РФ (в отличие от ЖК РСФСР) четко не определено, то, вероятно, будут устанавливаться сроки, в течение которых должны предоставляться жилые помещения, может устанавливаться количество комнат в жилом помещении, предоставляемом на определенное количество членов семьи, и т.д. Норма предоставления жилья (общая) также может отличаться от нормы предоставления, установленной для малоимущих граждан (ч. 3 ст. 50 ЖК) (это естественно, поскольку норма предоставления жилья для малоимущих граждан устанавливается органом местного самоуправления, а для иных указанных в законе граждан может определяться в федеральном законе, указе Президента РФ или законе субъекта Федерации).

Иным указанным в законе категориям граждан может предоставляться и муниципальное жилье, но только в том случае, если орган местного самоуправления наделен соответствующими полномочиями. Это указание, содержащееся в ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, базируется на конституционном положении: органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ). И в этом случае применяется порядок предоставления жилья, установленный ЖК РФ, если иное не установлено специальным законом, предусматривающим предоставление жилья в социальный наем той или иной категории граждан.

7. В ч. 5 ст. 49 ЖК РФ установлено исключение из общего правила, предусмотренного ч. 3 ст. 4 Кодекса. Учитывая назначение жилищного фонда социального использования и существо отношений, складывающихся по поводу использования жилых помещений, входящих в состав этого фонда, введение такой нормы в ч. 5 комментируемой статьи представляется вполне оправданным.

Служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях являются специализированными жилыми помещениями и предоставляются на основании решений собственников таких помещений (государственных или местных органов власти) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 99 ЖК РФ).

Порядок предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях регламентируется нормативными актами соответствующих органов власти или локальными актами образовательных организаций (п. 1 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.10.2012 N 1103; п. 4 п. 7 п. 5 п. 3 Порядка, утв. Приказом Минфина России от 28.06.2013 N 64н; п. 1 ст. 39 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Таким образом, в зависимости от характера трудовых отношений граждан с соответствующими органами власти или организациями порядок предоставления жилых помещений различен.

Порядок предоставления служебных жилых помещений

Служебные жилые помещения предоставляются в виде жилого дома или отдельной квартиры на период работы в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях или учреждениях или на период прохождения службы (ст. ст. 93 , ЖК РФ; п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, п. 7 Порядка, утв. Приказом Росимущества от 02.09.2015 N 346).

Для предоставления служебного жилья могут потребоваться следующие документы (п. 10 Порядка, утв. Приказом МИД России от 13.04.2011 N 5104; п. 22 Порядка, утв. Приказом Росимущества от 02.09.2015 N 346; п. 8 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 06.05.2012 N 490; п. 7 Положения, утв. Приказом Минкомсвязи России от 10.07.2014 N 198):

  • личное заявление;
  • копия трудовой книжки;
  • справка из кадровой службы, содержащая сведения о составе семьи работника и сроке заключения контракта о прохождении государственной гражданской службы;
  • документы, подтверждающие семейное положение заявителя (свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака);
  • копии паспортов работника (служащего) и членов его семьи;
  • ходатайство от работодателя или вышестоящего должностного лица;
  • документы, подтверждающие отсутствие жилья в собственности (пользовании) работника (служащего) и членов его семьи (в виде выписки из Единого государственного реестра недвижимости);
  • выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.

Примечание. Указанный перечень документов не является исчерпывающим, и в зависимости от условий предоставления жилого помещения могут потребоваться иные документы.

Копии указанных выше документов должны быть заверены надлежащим образом или представлены с предъявлением подлинников документов (п. 9

Данные документы представляются в жилищную комиссию или иной орган, уполномоченный рассматривать вопросы о предоставлении специализированного служебного помещения (п. 6 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 06.05.2012 N 490).

Решение о предоставлении служебного жилого помещения оформляется приказом или постановлением, после чего заключается договор найма служебного жилого помещения (ст. 100 ЖК РФ). До заключения договора может выдаваться смотровой ордер (п. 11

Само жилое помещение, как правило, передается нанимателю на основании акта приема-передачи и технического состояния жилого помещения, а принимается от него на основании данного акта и справки об отсутствии задолженности по коммунальным платежам (п. 34 Порядка, утв. Приказом Росимущества от 02.09.2015 N 346; п. 9 Положения, утв. Приказом Минкомсвязи России от 10.07.2014 N 198).

В нормативных актах, регламентирующих порядок предоставления служебных жилых помещений, как правило, предусмотрено, что служебное жилье не подлежит отчуждению, приватизации, обмену, сдаче в поднаем, переустройству и перепланировке (п. 11 Положения, утв. Приказом Минкомсвязи России от 10.07.2014 N 198; п. 20 Порядка предоставления служебных жилых помещений, утв. Приказом Минфина России от 28.06.2013 N 64н).

Приобретение нанимателем или членами его семьи другого жилого помещения в собственность само по себе не является основанием для расторжения договора найма и не влечет утраты права пользования служебным жилым помещением (п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017).

Порядок предоставления жилых помещений в общежитиях

Жилые помещения в общежитиях предоставляются на период работы, службы или обучения из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека (ст. ст. 94 , ЖК РФ; п. 9 Порядка, утв. Приказом МИД России от 13.04.2011 N 5104).

Перечень необходимых документов для предоставления жилого помещения в общежитии примерно соответствует тому, который может потребоваться при предоставлении служебного жилого помещения.

После рассмотрения пакета документов заключается договор найма жилого помещения в общежитии.

Гражданам при вселении в общежитие может выдаваться мебель и другой инвентарь (ч. 3 ст. 94 ЖК РФ).

Самостоятельное распоряжение жилыми помещениями в общежитиях также, как правило, не допускается.

ЖК РФ Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Г.Ф. Шешко, заслуженный юрист Российской Федерации.

Назначение специализированных жилых помещений

Виды жилых помещений специализированного фонда определены статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс). К таковым отнесены:

  • служебные жилые помещения;
  • жилые помещения в общежитиях;
  • жилые помещения маневренного фонда;
  • жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;
  • жилые помещения для временного поселения вынужденных переселенцев;
  • жилые помещения для временного поселения беженцев;
  • жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Перечень является исчерпывающим.

Для специализированных жилых помещений характерно то, что в основном они предназначены для временного поселения.

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением; в связи с прохождением службы; в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (статья 93 ЖК РФ).

Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы, обучения (статья 94 ЖК РФ).

Жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан на время капитального ремонта или реконструкции дома, в котором они занимают жилье по договору социального найма; лиц, взявших кредит под залог жилого помещения, на которое обращено взыскание; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (статья 95 ЖК РФ). Статья 95 Кодекса предусматривает, что законодательством могут быть определены иные категории граждан, которым могут предоставляться жилые помещения маневренного фонда.

Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением медицинских и социально-бытовых услуг (статья 96 ЖК РФ).

По определению, данному в ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ в редакции от 22 августа 2004 г.), социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 1, 3 ФЗ).

Согласно статье 20 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ в редакции от 22 августа 2004 г.) стационарное социальное обслуживание предусматривается для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Это стационарные учреждения социального обслуживания: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для детей с физическими недостатками, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей (ст. 17 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации").

В этих учреждениях оборудуются помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, посильной трудовой деятельности и прочее (см. статью 10 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации").

Жилые помещения из фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами (статья 97 ЖК РФ).

Признание лица вынужденным переселенцем производится в соответствии с Законом РФ "О вынужденных переселенцах" (от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 в редакции от 22 августа 2004 г.).

Вынужденный переселенец - гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Беженцем признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Постановлениями Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. N 845 (СЗ РФ, 2000 г., N 46, ст. 562) и от 9 апреля 2001 г. N 275 (СЗ РФ, 2001 г., N 16, ст. 1604) предусматривается формирование фонда для вынужденных переселенцев и беженцев и его использование.

Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу нуждающихся в специальной социальной защите. Категории таких граждан устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ (статья 98).

Статья 98 ЖК РФ не содержит положений о предоставлении этим лицам медицинских и социально-бытовых услуг, как это предусмотрено статьей 96 Кодекса ("Назначение жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения").

К сожалению, четкого разграничения групп лиц, обозначаемых статьями 96 и 98 ЖК РФ, нет. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" предусматривает социальное обслуживание в стационарных учреждениях (статья 10) и путем предоставления временного приюта (статья 11).

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического и психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Предоставление жилых помещений для указанных лиц осуществляется в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ (статья 109).

К категории лиц, предусматриваемых статьей 98 Кодекса, следует относить лиц, нуждающихся во временном приюте, оказываемом, в частности, в домах ночного пребывания (пп. 10 п. 1 ст. 17 указанного Закона). Дома ночного пребывания предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N 1105 для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства.

В отношении несовершеннолетних предусматривается создание специализированных учреждений: территориальные центры социальной помощи детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков (см. статью 17 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации").

Статья 92 Кодекса устанавливает, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи по договору найма специализированного жилого помещения (статьи 104 - 108).

В качестве специализированных жилых помещений используются помещения государственного и муниципального жилищного фонда, причем только после отнесения такого помещения к специализированному (статья 92 ЖК РФ).

Поскольку специализированные жилые помещения имеют целевое назначение, законодатель установил для органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и прочих ограничения в использовании этих помещений.

Предоставление специализированных жилых помещений

Согласно статье 99 Кодекса специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Однако есть исключения, которые не обозначены в статье 99 в качестве таковых.

Обратимся к статье 88 Кодекса, согласно которой жилые помещения маневренного фонда предоставляются лицам в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, где они занимают жилые помещения по договору социального найма, без расторжения этого договора.

Граждане пожилого возраста и инвалиды сохраняют занимаемые ими жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда в течение 6 месяцев с момента поступления в стационарное учреждение, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей - в течение всего времени пребывания в учреждении (статья 12 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов").

Специализированные жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения (статьи 104 - 108 ЖК РФ). Исключением является предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан (статья 109 Кодекса). Такие помещения предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Порядок предоставления служебных жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ определяется органом государственной власти субъекта РФ, муниципального фонда - органом местного самоуправления (статьи 13 и 14 ЖК РФ). Согласно статье 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

Таким образом, служебные жилые помещения предоставляются не в целях удовлетворения жилых потребностей гражданина, а в связи с выполнением определенных обязанностей (работа, служба и т.п.) (статья 93 ЖК РФ).

Хотелось бы обратить внимание на следующее. Статьей 101 ЖК РСФСР предусматривалось, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения граждан, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него <*>.

<*> Под характером трудовых отношений, дающих право на получение служебного жилого помещения, следовало понимать выполнение работником таких трудовых обязанностей, когда его рабочий день разбит на несколько частей неопределенной длительности либо когда необходимость вызова его на производство может возникнуть в любое время суток (см. письмо МКХ РСФСР от 2 сентября 1968 г. N 01-03-151 "О правовом режиме служебной жилой площади").

Жилищный кодекс РФ не содержит такой нормы, тем самым, как представляется, расширяет основания предоставления служебного жилья; любые трудовые отношения обладают определенным характером (см. статью 93 ЖК РФ).

Служебные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц (статья 99 Кодекса). В качестве уполномоченных могут выступать администрации предприятий, учреждений, командование воинской части и т.п.

Жилые помещения в общежитиях предоставляются на период работы, службы, обучения. Под общежития выделяются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома или части домов (ст. 94, 105 Кодекса).

Жилищный кодекс РСФСР предусматривал использование под общежития специально построенных или переоборудованных для этих целей жилых домов. В 1988 году Советом Министров РСФСР было утверждено Примерное положение об общежитиях (Постановление от 11 августа 1988 г. N 328 в редакции от 23 июля 1993 г.). Пунктом 3 Примерного положения было определено, что использование под общежития жилых помещений в домах, предназначенных для постоянного проживания, не допускается. Целесообразность такой позиции очевидна.

Согласно части 3 статьи 94 Кодекса жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Основания предоставления жилых помещений маневренного фонда установлены статьями 95 и 106 Кодекса.

Предоставление помещения маневренного фонда нанимателю жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, в случае капитального ремонта или реконструкции дома, в котором находится это помещение, осуществляется наймодателем по договору социального найма. Причем переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет этого наймодателя (часть 1 статьи 88 Кодекса).

В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в жилое помещение маневренного фонда наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке (статья 88 ЖК РФ).

Следует отметить, что статья 82 ЖК РСФСР предусматривала, что в период проживания в другом жилом помещении в связи с капитальным ремонтом наниматель вносит плату лишь за помещение, предоставленное на время капитального ремонта.

Такого положения ЖК РФ не содержит. Представляется необходимым уточнить вопрос оплаты жилья в сложившейся ситуации <*>, имея в виду положения части 11 статьи 155 Кодекса. Было бы целесообразным использовать позицию упомянутой статьи 82 ЖК РСФСР.

<*> Следует учитывать наличие двух договоров жилищного найма: договор социального найма жилого помещения; договор найма жилого помещения маневренного фонда, что не учтено как исключение в статье 99 Кодекса.

Согласно статье 95 Кодекса жилые помещения маневренного фонда предоставляются гражданам, занимающим жилые помещения по договору социального найма в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции. В отношении иных граждан, проживающих в этом доме, законодатель подобного не предусматривает.

Кодекс не определил порядок предоставления жилых помещений маневренного фонда в случае утраты гражданами помещений в связи с обращением взыскания на них (пункт 2 статьи 95, пункт 2 части 2 статьи 106). По вопросу обращения взыскания на заложенное имущество следует обратиться к статьям 348 - 350, 447 и 448 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

Жилыми помещениями маневренного фонда согласно пункту 3 статьи 95 Кодекса обеспечиваются граждане, у которых единственное жилье стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств. Договор найма в этом случае заключается до завершения расчетов с гражданами либо до предоставления им жилых помещений публичных форм собственности (пункт 3 части 2 статьи 106).

По вопросам расчетов с собственниками жилых помещений следует руководствоваться статьей 32 Кодекса. Что касается предоставления жилых помещений, то в случаях непригодности жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, это осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 87, 89 Кодекса.

Согласно статье 107 ЖК РФ порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания относятся установление основ федеральной политики, принятие федеральных законов и контроль за их исполнением и т.д. (статья 20 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации).

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся: обеспечение реализации Закона об основах социального обслуживания населения; создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания (статья 21 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации").

Право на социальное обслуживание имеют граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи из-за частичной или полной утраты возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности (статья 5 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов").

Помещение в стационарное учреждение социального обслуживания производится на основании личного письменного заявления граждан, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, - на основании письменного заявления их законных представителей. На администрацию такого учреждения возложена обязанность выделить супругам из числа проживающих в стационарном учреждении изолированное жилое помещение (статья 21 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"), следовательно, прочим проживающим в основном выделяется комната на 2 и более человек.

Порядок предоставления жилых помещений для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, устанавливается федеральными законами (статья 108 ЖК РФ).

Согласно Закону РФ "О вынужденных переселенцах" и ФЗ "О беженцах" жилые помещения указанным лицам предоставляются в порядке очередности, устанавливаемой территориальными органами миграционной службы. При принятии на учет учитываются члены семьи, также признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами или беженцами.

Жилые помещения предоставляются указанным гражданам в случаях: отсутствия возможности самостоятельно определить место жительства на территории РФ; если ни один из членов семьи не имеет жилого помещения по договору жилищного найма или на праве собственности.

Статья 108 Кодекса предусматривает принятие федеральных законов, устанавливающих порядок предоставления жилых помещений вынужденным переселенцам и беженцам. До их принятия указанные вопросы регламентируются актами, изданными до принятия ЖК РФ (см. статью 4 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

Порядок обеспечения указанных лиц жильем для временного поселения предусматривается Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. N 845; Положением о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 275, а также Положением о порядке приобретения жилых помещений, предоставляемых МВД РФ для проживания вынужденных переселенцев, утвержденным Приказом МВД РФ от 10 августа 2002 г. N 758 и Порядком учета лиц, признанных беженцами, нуждающихся в жилых помещениях из фонда жилья для временного поселения, и предоставления им указанного жилья, утвержденным Приказом Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ от 5 октября 2001 г. N 83.

Согласно Положению о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев фонд для временного поселения этих лиц представляет собой совокупность жилых помещений (жилые дома, квартиры, общежития и другие помещения), предназначенных для временного проживания лиц в течение срока действия статуса вынужденного переселенца. Подобным образом формируется и фонд для временного поселения лиц, признанных беженцами.

Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания лиц, нуждающихся в специальной социальной защите (статья 98).

К числу актов, регламентирующих предоставление жилья лицам, нуждающимся в специальной социальной защите, следует отнести названное выше Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N 1105 "О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий" (СЗ РФ, 1995 г., N 46, ст. 4454); Постановление Правительства РФ о 8 июня 1996 г. N 670 (СЗ РФ, 1996 г., N 25, ст. 3025), которым утверждено Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий.

Предусматривается также создание специализированных учреждений для несовершеннолетних: центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; центры социальной помощи; социальные приюты для детей и подростков и прочих (см. ст. 17 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Постановление Правительства от 27 ноября 2000 г. N 896).

Пункт 8 Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий предусматривает предоставление этим лицам койкоместа с комплектом постельных принадлежностей и принадлежностей личной гигиены (мыло, полотенце). Согласно Временному положению о доме ночного пребывания, утвержденному Приказом Минсоцзащиты РФ от 25 января 1994 г. N 10, в таком доме предоставляется для ночлега койкоместо с постельными принадлежностями на 12 часов. Такой ночлег предоставляется бесплатно не более 10 дней подряд и не более 30 дней в году; для обеспечения общественного порядка предусматривается круглосуточный пост милиции.

Представляется, что обеспечение таким жильем и пользование им не может (не должно) регламентироваться жилищным законодательством. Такое жилье имеет особые социальные цели - поддержка лиц, оказавшихся в экстремальной ситуации, возможность выжить в этой ситуации.

Статья 99 Кодекса устанавливает, что помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан (статьи 98 и 109) предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Вопросы безвозмездного пользования регулируются гражданским законодательством (статьи 689 - 701 ГК РФ). Следует отметить, что в отношения безвозмездного пользования "не вписываются" отношения по использованию помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан (см. в частности, статью 695 ГК РФ). Такие отношения требуют специального регулирования.

Договор найма специализированного помещения

Договоры найма специализированных жилых помещений заключаются в письменной форме (часть 7 статьи 100 ЖК РФ).

Согласно статье 162 ГК РФ несоблюдение простой письменной формы не влечет недействительности сделки. Правовое последствие такого несоблюдения в том, что в случае спора стороны лишены права ссылаться на свидетельские показания в подтверждении того, что такая сделка была совершена и что она не была заключена на определенных условиях. Несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон (пункт 2 статьи 162 ГК РФ).

Право пользования специализированным жилым помещением возникает из юридического состава: решение о предоставлении жилого помещения; заключение договора найма.

Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством РФ (часть 8 статьи 100 ЖК РФ).

Статья 100 ЖК РФ определяет понятие договора найма специализированного жилого помещения, устанавливает существенные условия договора, очерчивает права и обязанности сторон.

В соответствии со статьей 100 Кодекса пользование жилым помещением (согласно виду специализированного жилья) осуществляется:

  • по договору найма служебного жилого помещения (статьи 93 и 104);
  • по договору найма жилого помещения в общежитии (статьи 94 и 105);
  • по договору найма жилого помещения маневренного фонда (статьи 95 и 106);
  • по договору найма жилого помещения в домах системы социального обслуживания населения (статьи 96 и 107);
  • по договору найма жилого помещения из фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами (статьи 97 и 108).

Эти положения Кодекса подлежат применению ко всем видам специализированного жилья за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан (статья 98 ЖК РФ).

Обратимся к актам, регламентирующим вопросы предоставления и пользования жилыми помещениями в домах социального обслуживания и из фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и беженцев.

Условия проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания, взаимные права и обязанности (в том числе и в жилищных отношениях) определяются договором о стационарном обслуживании граждан.

Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития предусмотрено принятие актов о порядке заключения, изменения, расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах, входящих в состав собственности РФ; формы примерного договора о стационарном обслуживании, заключаемого между учреждением социального обслуживания и их законными представителями.

Порядок и условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания, являющихся собственностью субъекта РФ, определяются законодательством РФ.

Следует также отметить, что права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, определены, в частности, Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Согласно статье 108 Кодекса вопросы предоставления жилых помещений из фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, регламентируются Федеральными законами (Закон РФ "О вынужденных переселенцах", ФЗ "О беженцах"). Указанные фонды создаются за счет федерального бюджета. Жилые помещения из фондов являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении соответствующих территориальных органов.

Изложенные позиции законодательства свидетельствуют о том, что предлагаемые Кодексом договоры найма жилого помещения в стационарном учреждении социального обслуживания и из фондов временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, должны носить "подчиненный" характер, попадая в зависимость от регулируемых соответствующим законодательством отношений по социальному обслуживанию граждан, по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев.

По договору найма служебного жилого помещения предоставляется отдельная квартира (статья 104).

Что касается иных видов специализированного фонда, то жилье предоставляется:

  • в общежитии - из расчета не менее 6 кв. м. жилой площади на одного человека (статья 105);
  • в маневренном фонде - из расчета не менее 6 кв. м. жилой площади на одного человека (статья 106).
  • беженцам и вынужденным переселенцам - по нормам общежития (пункт 18 Порядка учета лиц, признанных беженцами, нуждающихся в жилых помещениях из фонда для временного поселения; пункт 26 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев).

Права и обязанности сторон договора найма специализированного помещения

Статья 100 Кодекса предусматривает применение к пользованию жилыми помещениями в общежитиях, маневренного фонда, в домах системы социального обслуживания, из фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, правил, предусмотренных статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 Кодекса. К пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила статьи 65, частей 3 и 4 статьи 67 и частей 2 - 4 статьи 31 Кодекса.

Наниматель специализированного жилого помещения пользуется жилым помещением в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством РФ, с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований (статья 17 Кодекса).

Наниматель специализированного жилого помещения имеет право:

  • пользоваться жилым помещением в соответствии с его назначением, а также общим имуществом многоквартирного дома, местами общего пользования в общежитии, доме социального обслуживания и прочее;
  • на неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения;
  • в любое время расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения;
  • на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальные услуги в порядке и на условиях, установленных статьей 159 Кодекса.

Объем прав нанимателя специализированного жилого помещения зависит от вида специализированного жилья, его назначения.

Так, наниматель жилого помещения в стационарном учреждении социального обслуживания, помимо выше обозначенных, имеет право:

  • на организованный отдых и культурное обслуживание;
  • на пользование помещениями для проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, трудовой деятельности;
  • на пользование в стационарном учреждении телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами;
  • на прием посетителей как в выходные и праздничные дни, так и в рабочие дни в дневное и вечернее время;
  • на сохранность личных вещей и ценностей и т.п. (см. статью 12 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов").

Наниматель жилого помещения в общежитии и служебного жилого помещения сохраняет право пользования помещением при переходе права собственности на это помещение, а также в случае передачи такого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу, если новый собственник или юридическое лицо, которому передано жилое помещение, является стороной трудового договора с работником-нанимателем такого жилого помещения (часть 2 статьи 102 Кодекса).

Под переходом права собственности в этом случае следует понимать замену собственника в границах публичных форм собственности (см. часть 2 статьи 92 ЖК РФ), в случаях правопреемства (см. статью 58 ГК РФ). Иное не согласуется со статьей 92 Кодекса, согласно которой специализированное жилое помещение не подлежит отчуждению (часть 3) <*>. Следует также отметить, что согласно статье 92 Кодекса в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

<*> Рассматриваемое положение содержится в статье 102 Кодекса ("Прекращение договора найма специализированного жилого помещения"). Статьей определяется, что переход права собственности и смена юридического лица не влечет за собой прекращение договора найма жилого помещения. Примечательно, что статья 64 ЖК РФ предусматривает, что переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или оперативного управления не влечет расторжения или изменения договора. Статья 675 ГК РФ устанавливает, что переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение (заключаемому на определенный срок - статья 683 ГК РФ) не влечет расторжения или изменения договора.

На нанимателя специализированного жилого помещения возлагается ряд обязанностей:

  • использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены Кодексом (статья 17 ЖК РФ);
  • обеспечивать сохранность жилого помещения;
  • поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;
  • проводить текущий ремонт жилья;
  • своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 3 статьи 67, часть 5 статьи 100 ЖК РФ).

Обязанность платить за жилое помещение и коммунальные услуги возникает с момента заключения договора найма (статья 153 ЖК РФ). Несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги влечет взимание пени в размере и в порядке, установленных статьей 155 Кодекса.

Согласно статье 156 Кодекса порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях из фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитии, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.

Статья 100 Кодекса предусматривает применение к специализированному жилью правил, предусмотренных и частью 4 статьи 67, которая определяет, что наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 3 этой статьи несет иные обязанности, предусмотренные Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма.

Следовательно, наниматель специализированного жилого помещения также, в частности, обязан: допускать в занимаемое жилое помещение в заранее согласованное время представителей наймодателя; при освобождении жилого помещения сдать его наймодателю в надлежащем состоянии (подпункты "л" и "к" пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N 315).

В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя жилого помещения (часть 6 статьи 100).

Статья 100 ЖК РФ предусматривает применение к пользованию специализированным жилым помещением правил статьи 69 ("Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма"), за исключением служебных жилых помещений, к пользованию которыми применяются правила частей 3 и 4 статьи 31 ЖК РФ ("Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении").

Правила статьи 69 Кодекса подлежат применению к пользованию жилыми помещениями в семейных общежитиях, где наниматель с членами семьи занимает изолированное помещение <*>. В домах социального обслуживания указанное положение может применяться в случае совместного проживания супругов в изолированном помещении (см. статью 21 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов").

<*> Кодекс не предусматривает наличие семейных общежитий. Вместе с тем указание о применении правил статьи 69 к общежитиям (в статье 100 общежития не обозначены как исключение) позволяет вести речь об определенной регламентации вопросов в отношении семейных общежитий. См. также: ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Помимо обязанностей наймодателя, предусмотренных статьей 65 Кодекса, подлежащей применению к специализированному жилью (часть 5 статьи 100 Кодекса), наймодатель также обязан принимать участие в своевременной подготовке дома, санитарно-технического оборудования и эксплуатации в зимних условиях (подпункт "е" пункта 5 Типового договора социального найма жилого помещения) и т.д. (см. Типовой договор).

Администрация стационарного учреждения социального обслуживания обязана: соблюдать права человека и гражданина; обеспечить неприкосновенность личности и безопасность проживающих в учреждении; выделять супругам из числа проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов изолированное жилое помещение для совместного проживания и прочее (статья 21 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов").

В отношении прав наймодателя следует отметить помимо права требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 100 Кодекса) право требовать расторжения договора найма жилого помещения в случаях нарушения нанимателем жилищного законодательства, условий договора найма (статья 101, часть 3 Кодекса).

Администрация стационарного учреждения социального обслуживания вправе обратиться в суд по вопросу перевода граждан, проживающих в учреждении и постоянно нарушающих установленный порядок проживания, в специальные стационарные учреждения.

Расторжение и прекращение договора. Выселение

Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон (часть 1 статьи 101 Кодекса).

Расторжение договора по инициативе нанимателя допускается в любое время и не зависит от причин, которые побудили его к этому (часть 2 статьи 101 Кодекса).

Следует отметить, что законодатель не ставит в этом случае условием расторжения договора найма специализированного жилого помещения согласие членов семьи. Статья 101 Кодекса не содержит положения, аналогичного части 2 статьи 83, предусматривающей расторжение договора социального найма жилого помещения по инициативе нанимателя с согласия членов его семьи.

Представляется, что данное положение должно иметь исключение. Так, в частности, жилое помещение вынужденному переселенцу и беженцу предоставляется с учетом членов семьи, также признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и беженцами <*>.

<*> Видимо, следует также обратить внимание в этом плане на семьи, проживающие в помещениях маневренного фонда в связи с капитальным ремонтом дома, где они занимают жилое помещение по договору социального найма; а также в связи с утратой единственного жилья, имея в виду защиту интересов этих лиц.

Согласно части 3 статьи 101 Кодекса договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и членами его семьи обязательств по этому договору.

Договор может быть расторгнут по требованию наймодателя в судебном порядке в случаях:

  • невнесения нанимателем платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
  • разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или членами его семьи;
  • систематического нарушения прав и законных интересов соседей;
  • использования жилого помещения не по назначению (см. статью 83 Кодекса).

Договор найма специализированного жилого помещения подлежит расторжению и по иным основаниям.

Так, статьей 15 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" предусматривается возможность отказа от услуг стационарного учреждения граждан по письменному заявлению их законных представителей. Такой отказ, конечно же, повлечет расторжение договора найма жилого помещения в стационарном учреждении социального обслуживания.

Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению суда, принятого на основании представления администрации учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания (статья 20 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"). Договор найма жилья в этом случае расторгается.

Договор найма жилого помещения из фонда жилья для временного поселения подлежит расторжению в случаях утраты или лишения статуса вынужденного переселенца или беженца, выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием для представления жилого помещения и пр.

Расторжение договора найма служебного жилого помещения и помещения в общежитии имеет место в случаях досрочного расторжения трудового договора, досрочного увольнения со службы и т.д.

Часть 3 статьи 101 Кодекса предусматривает расторжение договора по требованию наймодателя не только в случаях, определенных статьей 83 ЖК РФ, но и в случае неисполнения нанимателем и членами его семьи обязательств по договору найма жилого помещения.

Таким образом, неисполнение нанимателем любого из числа предусмотренных договором обязательств может быть основанием обращения наймодателя в суд по вопросу расторжения договора найма специализированного жилого помещения.

Статья 102 ЖК РФ предусматривает случаи прекращения договора найма специализированного жилого помещения. Он прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, занимаемого по договору найма специализированного жилого помещения, в случае смерти одиноко проживающего нанимателя. Что касается членов семьи умершего нанимателя, то в ряде случаев они сохраняют право пользования жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Так, в частности, члены семьи умершего нанимателя жилого помещения маневренного фонда сохраняют право пользования жилым помещением до завершения капитального ремонта или реконструкции дома, в котором находится жилое помещение, занимаемое ими по договору социального найма, поскольку право пользования жильем по договору социального найма этими гражданами не утрачивается <*>.

<*> Аналогично могут решаться вопросы в отношении иных случаев пользования жилыми помещениями маневренного фонда.

Сохраняют право пользования жилым помещением из фонда для временного поселения члены семьи умершего нанимателя жилого помещения до истечения срока действия их статуса вынужденных переселенцев и беженцев.

Следует отметить, что Кодекс не предусматривает замену нанимателя в договоре найма специализированного жилого помещения.

Согласно статье 103 Кодекса члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер, подлежат выселению с предоставлением другого жилого помещения с соблюдением правил этой статьи (см. пункт 3 части 2 статьи 103 Кодекса).

Договор найма специализированного жилого помещения прекращается по окончании (истечении) определяемого Кодексом периода (работы, службы, учебы и т.д.), то есть по окончании (завершении) трудовых отношений, службы, капитального ремонта или реконструкции дома, расчетов с гражданами в связи с утратой жилого помещения, истечением срока статуса вынужденного переселенца или беженца и т.д.

Вопрос о прекращении договора найма служебного жилого помещения и жилого помещения в общежитии по основаниям статьи 102 Кодекса был рассмотрен выше.

В случае расторжения или прекращения договора найма специализированного жилого помещения граждане обязаны освободить занимаемое помещение. В случае отказа граждане подлежат выселению в судебном порядке, как правило, без предоставления другого помещения (часть 1 статьи 103 ЖК РФ) <*>.

<*> Кстати сказать, вряд ли уместно говорить о выселении из жилого помещения при прекращении договора найма в связи с утратой жилого помещения (часть 1 статьи 102) или смертью нанимателя. Данное обстоятельство не обозначено в части 1 статьи 103 как исключение из общего правила выселения из жилого помещения.

С предоставлением другого жилого помещения (часть 2 статьи 103) выселяются из служебного жилого помещения и жилого помещения в общежитии определенные этой статьей категории граждан, если выселяемый:

  • не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя по такому договору либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника;
  • состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Принятие гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях (часть 2 статьи 52) свидетельствует о том, что соблюдены требования статей 49 и 51 Кодекса и гражданин имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма жилого помещения (статья 57). Однако необходимо отметить, что состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилье предоставляется в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (часть 1 статьи 57 Кодекса).

Поскольку законодатель в случае выселения в порядке и по основаниям статьи 103 (часть 2) ограничился только указанием на предоставление жилья в черте соответствующего населенного пункта (не предусматривая благоустроенность помещения и его размер), жилое помещение в связи с выселением должно отвечать лишь требованиям статьи 15 Кодекса. Надо полагать, что такое выселение осуществляется без снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях (см. статьи 56 и 57 Кодекса).

Следует обратить внимание на статью 13 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Она предусматривает, что граждане, которые проживают в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, и состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Кодекса на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.