Исполнение бюджета. Исполнение бюджета по расходам

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Особенностью исполнения бюджета по расходам является то, что эта часть формируется расчетно и полностью зависит от объема доходных поступлений. Расходы осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете. При этом обязательно соблюдаются две последовательные процедуры – санкционирование и финансирование .Финансирование заключается в расходовании бюджетных средств. Задача санкционирования расходов заключается в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным законом о бюджете и обеспечены поступлениями в бюджет доходов и заимствований. Порядок и правила санкционирования расходов устанавливаются Федеральным казначейством. Основными этапами санкционирования являются:

  • составление и утверждение бюджетной росписи;
  • утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, утверждение смет доходов и расходов распорядителям средств и бюджетным учреждениям;
  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
  • подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Основой для осуществления расходов государства является закон о бюджете, принятый на текущий год, и бюджетная роспись. В общем виде процесс расходования средств бюджета выглядит следующим образом. На основе росписи для каждого бюджетного учреждения определяется объем бюджетных ассигнований. Получив уведомление о нем, учреждение составляет смету своих расходов. Смета утверждается вышестоящим распорядителем средств и представляется в казначейство. Для всех бюджетополучателей устанавливаются лимиты бюджетных обязательств – предельный объем расходов, который может быть профинансирован из государственного бюджета. Бюджетные учреждения самостоятельно не осуществляют платежи; все платежные документы направляются казначейству, которое проверяет целевой характер расходов и лишь затем производит платеж. Рассмотрим эти этапы более подробно.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи казначейство доводит ее показатели до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств, направляя им уведомления о бюджетных ассигнованиях на очередной период. Такие уведомления еще не предоставляют права принятия обязательств по осуществлению бюджетных расходов, они являются инструментом их планирования. Изменения в распределение ассигнований из федерального бюджета вправе вносить министр финансов и главные распорядители средств федерального бюджета. Если такое решение было принято, в течение 15 дней уведомления об изменении должны быть доведены до распорядителей средств и бюджетополучателей.

После того, как бюджетное учреждение получило уведомление об ассигнованиях, оно должно в течение 10 дней составить смету своих доходов и расходов. Подготовленная смета представляется вышестоящему распорядителю бюджетных средств, который в течение 5 дней ее утверждает. Если учреждение является главным распорядителем бюджетных средств, смета утверждается его руководителем. В течение одного рабочего дня после утверждения смета направляется казначейству.

На основе доведенных бюджетных ассигнований, бюджетной росписи и прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета для каждого распорядителя средств и бюджетополучателя утверждаются лимиты бюджетных обязательств . Они определяются на срок не более 3 месяцев. Под бюджетным обязательством понимается признанная казначейством обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью. Для главных распорядителей бюджетных средств лимиты утверждаются Федеральным казначейством. Для нижестоящих бюджетных учреждений они устанавливаются главными распорядителями. Утвержденные лимиты должны быть до всех бюджетополучателей не позднее чем за 5 дней до начала их действия. Такие уведомления направляются через казначейство, которое отвечает за их своевременность. Лимиты по всем получателям средств федерального бюджета сводятся в единый реестр, который представляется казначейством в Счетную палату.

Министерством финансов и Главным управлением федерального казначейства составляются реестры к перечислению бюджетных средств по управлениям казначейства в субъектах федерации. В них включается информация о лимитах финансировании по всем распорядителям, которые расположены в том или ином регионе. Все виды расходов бюджета систематизируются на основе бюджетной классификации, им присваиваются соответствующие коды. Реестры ежемесячно направляются в территориальные казначейские органы. Полученный органом реестр сам по себе не означает факта финансирования расходов, необходимо еще зачислить средства на соответствующие лицевые счета.

После того, как бюджетное учреждение получило уведомление о выделенном ему лимите бюджетных обязательств, оно вправе принимать такие обязательства: делать закупки, начислять денежные выплаты согласно утвержденной смете своих доходов и расходов. На этом этапе бюджетополучатели не осуществляют расходы, они принимают обязательства по их осуществлению. Для этого составляются необходимые платежные документы, которые затем передаются казначейству. Формы платежных документов утверждены Министерством финансов по согласованию с Центральным банком. Особенность их оформления заключается в том, что плательщиком в них выступает не само бюджетное учреждение, а орган федерального казначейства, в котором открыт его лицевой счет. Поэтому в платежном документе все реквизиты плательщика заполняются от имени казначейства. Назначение платежа, его сумму и реквизиты получателя определяет распорядитель бюджетных средств, он же несет ответственность за целевой характер расходов.

Орган федерального казначейства проверяет все платежные документы на предмет правильности их оформления, целевого характера платежей, соответствия расходов утвержденной смете и лимитам бюджетных обязательств. Он может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства в следующих случаях:

  • при несоответствии принятых обязательств требованиям бюджетного законодательства (при отсутствии документов, подтверждающих правомерность оплаты – договор, счет-фактура, акт выполнения работ и т.п.)
  • при несоответствии принятых обязательств закону о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств (например, если сумма платежа превышает остатки средств по той статье экономической классификации, которая была указана в платежном поручении);
  • при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов учреждения (например, если данные расходы не были предусмотрены сметой);
  • при блокировке расходов.

Таким образом осуществляется текущий контроль за использованием бюджетных средств. В этом заключается особенность казначейской системы исполнения бюджета: все операции по платежным документам осуществляются в пределах остатка средств по статье экономической классификации, и при этом контролируется целевое назначение платежей. Банки, напротив, осуществляют операции пределах остатка средств на лицевом счете и назначение платежа не контролируют.

Если при проверке нарушений выявлено не было, не позднее 3 дней с момента представления документов орган казначейства совершает разрешительную надпись, подтверждая тем самым исполнение денежных обязательств. Это является основанием для расходования бюджетных средств. Объем денежных обязательств, подтвержденных казначейством, не может превышать лимиты принятых обязательств.

Финансирование расходов включает два последовательных действия: разрешение на осуществление платежа и собственно платеж. Органы казначейства несут ответственность за полноту и своевременность перечисления бюджетных средств их получателям. Платеж осуществляется казначейством в день совершения разрешительной надписи, при этом средства списываются с единого бюджетного счета. Все платежные документы, принятые от распорядителей, направляются казначейством в банк, который исполняет их через лицевой счет казначейства. Банк осуществляет операции по лицевому счету в пределах остатка средств на нем, за сумму и назначение платежа он ответственности не несет.

Переход к финансированию бюджетных учреждений через лицевые счета, открытые им в органах казначейства, был значительным этапом реформирования российской бюджетной системы. Он в обязательном порядке предполагал закрытие всех бюджетных счетов распорядителей в банковских учреждениях. С того момента, как для распорядителя открыт лицевой счет, в роли банка перед ним выступают казначейские органы.

Лицевые счета бюджетных учреждений открываются в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. На них отражается объем средств, которым данное учреждение располагает при осуществлении расходов. В зависимости от того, по каким целевым статьям организация получает финансирование, она должна открыть несколько лицевых счетов в органах казначейства. Порядок учета операций, открытия и ведения лицевых счетов устанавливается Главным управлением федерального казначейства.

Через лицевые счета осуществляются:

  • финансирование расходов учреждений на основании бюджетных назначений, утвержденных смет, других обоснований и расчетов;
  • межбюджетные расчеты с администрациями субъектов РФ и муниципальных образований по трансфертам, дотациям;
  • компенсации, субвенции, субсидии, целевые программы;
  • предоставление средств федерального бюджета на условиях возвратности и платности;
  • расчеты с предприятиями и организациями в части компенсаций и социальных выплат по федеральным программам.

Исполнение бюджета тесно связано с другим этапом бюджетного процессафинансовым контролем, о котором подробнее рассказывается в теме 13. Различные формы контроля за эффективным и целевым использованием ресурсов бюджета применяются уже на этапе его исполнения. Если при этом выявляются нарушения, Министерство финансов вправе осуществить блокировку расходов .

Блокировка расходов – это сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями или отказ в подтверждении принятых обязательств, применяемый при невыполнении тех условий, на которые бюджетополучателю были выделены ассигнования в соответствии с законом о бюджете.

Финансовые органы могут блокировать расходы бюджета на любом этапе его исполнения. Для этого требуется решение руководителя данного органа. Блокировке могут быть подвергнуты расходы исключительно в тех размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными Бюджетным кодексом или законом о бюджете, а также те расходы, по которым выявлены факты нецелевого использования . В других случаях блокировать расходы запрещено. Решение о блокировке отменяется руководителем финансового органа по ходатайству главного распорядителя или получателя бюджетных средств только после устранения выявленных нарушений.

Билет 35) Финансы коммерческих организаций (предприятий), являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении.

В процессе формирования денежных средств предприятия основными источниками их поступления являются:

1) собственные и привлеченные средства;
2) заемные средства.

В разделе Капитал и резервы отражены собственные и привлеченные средства предприятия, а именно:

Уставный капитал;
- добавочный капитал;
- резервный капитал;
- фонды предприятия;
- целевое финансирование и поступления;
- нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Уставный капитал представляет собой законодательно установленный минимальный размер собственных средств предприятия, необходимых для начала его деятельности. Уставный капитал формируется в процессе регистрации предприятия его участниками и, как правило, устанавливается в минимальных размерах оплаты труда (МРОТ).

Добавочный капитал служит источником пополнения собственных средств и формируется за счет переоценки объектов основных средств, доходов от продажи акций сверх их номинальной стоимости, а также безвозмездных перечислений и др.

Резервный капитал предназначен для погашения убытков, долговых обязательств в случае отсутствия иных средств, а также для выкупа собственных акций у акционеров. Формируется за счет чистой прибыли, причем его размеры, равно как и размеры от-числений, могут устанавливаться законодательно и учредительными документами самого предприятия.

Предприятие может создавать фонды, а именно: фонд накопления и фонд потребления. Фонд накопления формируется в основном за счет чистой прибыли и амортизационных отчислений. В основном фонд накопления используется на приобретение и строительство основных средств как производственного (оборудование, цеха), так и непроизводственного назначения (собственная поликлиника, детский сад для детей сотрудников и др.), а также на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), подготовку и переподготовку кадров. Фонд потребления создается в большинстве своем за счет чистой прибыли и направляется на выплату материальной помощи сотрудникам, дивидендов, премий и надбавок, оплату дополнительных отпусков, командировочных и представительских расходов, проезда сотрудников на транспорте, их питания, а также на развитие физкультуры и спорта и др.

Целевое финансирование и поступления, как правило, представляют собой поступления из федерального бюджета или вышестоящих организаций и могут включаться в тот или иной фонд предприятия.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат деятельности фирмы и является важным компонентом собственного капитала фирмы.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют как зависящие от усилий предприятия факторы, так и не зависящие от них. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции и т.д.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджет в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения общественных потребностей, обеспечения выполнения государством его функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Прибыль представляет собой, выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющей собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе этой деятельности.

Прибыль предприятия можно подразделить на следующие виды:

1. По источникам формирования (Прибыль от реализации продукции; прибыль от реализации имущества; прибыль от внереализационных операций).
2. По составу элементов, формирующих прибыль (Маржинальная; Балансовая (валовая); Чистая прибыль).
3. По характеру налогообложения (Налогооблагаемая; Не подлежащая налогообложению).
4. По характеру использования (Нераспределенная; Потребленная (распределенная). Прибыль от реализации операций, работ, услуг является основным видом прибыли предприятия. Прибыль от реализации имущества представляет собой доход от продажи изношенных или неиспользуемых видов основных фондов и НА, а также излишне закупленных ранее запасов сырья, материалов и других видов материальных ценностей, уменьшенный на сумму затрат, понесенных предприятием в процессе обеспечения их реализации. Прибыль от внереализационных операций формируется за счет доходов от паевого участия данного предприятия в деятельности др. совместных предприятий; доходов от принадлежащих предприятию облигаций, акций и др. ц.б., а также доходов от ц.б. др. предприятий в виде доходов и дивидендов; доходов по депозитным вкладам предприятий в банках; полученные штрафы, пени и неустойки. Маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом переменных затрат. Валовая прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом всех операционных расходов (как постоянных так и переменных). Чистая прибыль характеризует сумму балансовой прибыли уменьшенной на сумму налоговых платежей за счет нее. Капитализированная прибыль характеризует ту сумму, которая направлена на финансирование прироста активов предприятия. Потребленная прибыль характеризует ту часть прибыль, которая израсходована на выплаты собственникам (акционерам), персоналу и на соц. программы предприятия.

Важную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, которые представляют собой денежное выражение стоимости износа основных средств и нематериальных активов и являются внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.

Рис. Основные источники формирования собственных финансовых ресурсов предпринимательской фирмы

Билет 36) Источники финансовых ресурсов в процессе функционирования коммерческой организации.

1. Основным источником формирования финансовых ресурсов коммерческой организации является выручка от реализации товаров (работ, услуг), относящихся к уставной деятельности этой организации. Увеличение выручки от реализации продукции - одно из главных условий роста финансовых ресурсов коммерческих организаций. Такое увеличение может быть определено ростом выпуска и продаж товаров (работ, услуг), а также ростом цен и тарифов. В условиях конкуренции и эластичного спроса, как правило, связь между этими двумя факторами обратно пропорциональная: поднятие цены может привести к сокращению объема продаж, и наоборот. В целях максимизации прибыли коммерческая организация вынуждена искать оптимальное соотношение между ценой и объемом производства. Структура выручки от реализации определяется производительностью труда, трудоемкостью и капиталоемкостью производства, наличием современных технологий, позволяющих экономно использовать различные виды ресурсов.

2. Деятельность коммерческой организации также связана с реализацией имущества, когда морально (иногда и физически) устаревшее оборудование и другое имущество продаются по остаточной стоимости, реализуются запасы сырья и материалов. Доля данного источника в общей сумме источников финансовых ресурсов коммерческой организации зависит от множества факторов: вида деятельности организации (например, высокотехнологичное, наукоемкое производство требует постоянного обновления оборудования), конкретной ситуации (организация может продавать часть имущества для погашения кредиторской задолженности). В настоящее время в условиях постоянного совершенствования информационных технологий практически все организации обновляют компьютерную технику и программное обеспечение к ней, реализуя выбывающее имущество.

3. В процессе деятельности коммерческая организация получает не только выручку от реализации, но и внереализационные доходы. К таким доходам относятся: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование денежных средств и другого имущества (включая проценты по предоставленным организацией займам, проценты по банковским депозитам и т.д.); поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); прибыль, полученная в результате совместной деятельности по договору простого товарищества; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; поступления в возмещение причиненных организации убытков (включая страховые возмещения); прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; сумма до оценки активов.
Внереализационные доходы разных организаций не совпадают по составу. Например, если в уставе одной организации сдача имущества в аренду признается как уставная деятельность, то соответствующие поступления арендной платы будут учитываться как выручка от реализации. Если арендная деятельность в уставе организации не предусмотрена, то поступление арендной платы классифицируется как внереализационный доход.
Факторами, влияющими на долю внереализационных доходов в источниках финансовых ресурсов коммерческой организации, являются степень дифференциации ее активов, доходность вложений в эти активы, степень надежности хозяйственных связей с поставщиками и покупателями и др. В условиях частого нарушения обязательств партнерами по сделкам организация может получать значительные суммы штрафов, пеней, неустоек, предусмотренных этими договорами. Полнота поступления финансовых санкций зависит также от квалифицированности юридической службы организации при подготовке соответствующих договоров, а также в необходимых случаях - при судебных разбирательствах.

4. В современных условиях часть финансовых ресурсов коммерческой организации привлекается за счет ее участия на финансовом рынке как заемщика и эмитента. Одно из важнейших значений финансового рынка - расширение возможностей хозяйствующих субъектов в выборе источников формирования финансовых ресурсов. Действующей коммерческой организацией (акционерным обществом) денежные средства на финансовом рынке могут привлекаться за счет дополнительной эмиссии акций. В последнее время среди крупнейших российских эмитентов (Газпром, Газинвест, Сибнефть, МТС, Вимм-Билль-Данн, Альфабанк, Сбербанк и др.) получила распространение практика привлечения средств и на долговых началах - путем выпуска облигаций (так называемые «корпоративные облигации») или долгосрочных векселей. При этом следует иметь в виду, что дополнительная эмиссия и выпуск долговых ценных бумаг ориентируются не только на национальных, но и на иностранных инвесторов (многие из названных эмитентов выпускают ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, которые котируются на крупнейших мировых фондовых биржах).
Высокий размер ссудного процента, жесткие требования к обеспечению делают недоступным для многих коммерческих организаций банковский кредит как источник формирования финансовых ресурсов. Особенно сложна ситуация для малых и средних предприятий. В настоящее время действует несколько программ (в том числе в рамках займа Европейского банка реконструкции и развития) для обеспечения доступности банковских кредитов для малого и среднего бизнеса. Тем не менее этот источник формирования финансовых ресурсов незначителен по объему для малых и средних предприятий.
Привлечение средств на финансовом рынке коммерческой организации, как правило, связано с реализацией ее крупных инвестиционных проектов, в том числе с расширением деятельности организации.
Значимость источников финансовых ресурсов коммерческой организации, связанных с функционированием финансового рынка, определяется инвестиционной привлекательностью данной организации, ее организационно-правовой формой (привлечение средств со всех сегментов финансового рынка возможно только акционерным обществом), уровнем доходности на финансовом рынке. Коммерческие организации учитывают также, что при росте заемных источников формирования финансовых ресурсов растет риск неплатежеспособности, а следовательно, потери финансовой устойчивости.

5. Средства из бюджетов поступают коммерческим организациям в рамках государственной поддержки их деятельности (см.гл. 5 учебника). В условиях рыночных преобразований удельный вес бюджетных средств в источниках финансовых ресурсов предприятий существенно снизился. Тем не менее коммерческие организации могут получать бюджетные средства в форме субвенций и субсидий, инвестиций, бюджетных кредитов из бюджетов разных уровней. Предоставление бюджетных средств коммерческим организациям носит строго целевой характер и, как правило, осуществляется на конкурсных началах. Иногда бюджетные средства трудно выделить из других источников финансовых ресурсов коммерческой организации. Так, бюджетные средства, поступающие в форме оплаты государственного или муниципального заказа, отражаются как выручка от реализации.

6. Финансовые ресурсы могут формироваться за счет поступлений от основных («материнских») компаний, учредителя (учредителей). В процессе функционирования коммерческой организации ей могут поступать средства от учредителя (учредителей), например, при принятии решения об увеличения уставного капитала. В холдингах, финансово-промышленных группах перераспределение средств носит обычно систематический и сложный характер: от головной компании - другим участникам, и наоборот, а также между участниками. Функционирование межотраслевых и внутриотраслевых фондов НИОКР также построено на перераспределении средств между организациями - участниками создания таких фондов.
Структура всех источников формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций в Российской Федерации приведена на рис. 1. Данные диаграммы свидетельствуют о том, что при большом разнообразии таких источников наибольший удельный вес занимает выручка от реализации продукции (работ и услуг).

За счет перечисленных источников формируются следующие формы и виды финансовых ресурсов коммерческой организации : денежные доходы; денежные накопления; денежные поступления.

1. Денежные доходы коммерческой организации - это:

o прибыль от реализации товаров (работ, услуг);

o прибыль от реализации имущества, сальдо внереализационных доходов и расходов.

Прибыль от реализации товаров (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации (уменьшенная на величину налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных налогов) и затратами на производство товаров (работ или услуг). В современной финансовой отчетности различают валовую прибыль (выручка от реализации «минус» затраты без управленческих и коммерческих расходов) и прибыль (убыток) от продаж (с учетом управленческих расходов):

3. Выручка от реализации («минус» НДС, акцизы и другие аналогичные платежи)

4. Себестоимость проданных товаров (работ или услуг) (без учета управленческих и коммерческих расходов)

5. Валовая прибыль (стр. 1 - стр. 2)

6. Управленческие и коммерческие расходы

7. Прибыль (убыток) от продаж (стр. 3 - стр. 4)

Прибыль от реализации имущества определяется как разница между выручкой от реализации имущества и расходами, связанными с такой реализацией.
Наконец, сальдо (прибыль или убыток) по внереализационным операциям определяется как доходы, полученные от таких операций, уменьшенные на расходы, связанные с их осуществлением.
Прибыль является важнейшим показателем финансово-хозяйственной деятельности организации, анализ ее абсолютной величины, динамики, соотношения с затратами или выручкой от реализации используется для оценки финансового состояния организации, в том числе при принятии решения об инвестициях, банковском кредите.

2. Денежные накопления как форма финансовых ресурсов представлены амортизацией, резервными и другими фондами, образованными за счет прибыли прошлых лет.

Как известно, стоимость основных фондов и другого амортизируемого имущества переносится на стоимость вновь созданной продукции (товаров, услуг) постепенно, накапливаясь для их дальнейшего воспроизводства. Этот процесс сопровождается путем регулярных амортизационных отчислений. Существует несколько способов начисления амортизации. В целях бухгалтерского учета применяются такие методы, как:

o линейный;

o уменьшения остатка;

o списания стоимости по суммам чисел лет срока полезного использования;

o списания стоимости пропорционально объему продукции работ (услуг).

В целях налогообложения амортизируемое имущество объединяется в десять групп в зависимости от сроков полезного использования (ст. 258 НК РФ). К зданиям, сооружениям, передаточным устройствам срок полезного использования которых 20 лет и выше, применяется линейный метод начисления амортизации. К остальным объектам основных фондов в налоговых целях коммерческая организация имеет право выбора метода начисления амортизации между линейным и нелинейным. В отношении отдельных объектов амортизируемого имущества могут применяться поправочные коэффициенты (2-3) (ст. 259 НК РФ).

Таким образом, удельный вес денежных накоплений, связанных с амортизацией, в составе финансовых ресурсов определяется стоимостью и видом амортизируемого имущества, временем его эксплуатации, выбранными методами начисления амортизации.

Соотношение между прибылью (как суммарной величины прибыли от реализации товаров (работ, услуг) прибыли от реализации имущества и сальдо внереализационных доходов и расходов) и амортизацией как основными видами финансовых ресурсов коммерческой организации наглядно показано на рис. 2.

За счет отчислений от прибыли у коммерческой организации могут формироваться резервные фонды: для осуществления погашения долговых обязательств, для компенсации ущерба, произошедшего в результате непредвиденных событий. Термин «фонд» в данном случае - условное название, так как накопление обычно происходит не на отдельном банковском счете, а за счет сохранения или увеличения неснижающегося остатка средств на основном счете (или основных счетах) организации.

3. Денежные поступления выступают в виде бюджетных средств; средств, привлеченных на финансовом рынке; средств, поступающих в порядке перераспределения от основной («материнской») компании, от вышестоящей организации, за счет внутри- и межотраслевого перераспределения.

Билет 37) Особенности организации и функционирования финансов коммерческих организаций

Финансы коммерческих организаций - это система отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов коммерческих организаций с целью обеспечения их деятельности и решения вопросов социального характера. Другими словами, это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, в результате которых формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, происходит их распределение и использование.

Финансы предприятия функционируют на основе ряда принципов, без которых использование финансов как инструмента эффективной деятельности невозможно.

Принцип экономической самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы.

О полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны деятельности коммерческих организаций (предприятий). Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Законодательно определяется необходимость формирования и размен финансового резерва для акционерных обществ.

Принцип самофинансирования. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Реализация принципа самофинансирования - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта.

В настоящее время далеко не все коммерческие организации (предприятия) способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.

Принцип материальной заинтересованности определяется основной целью предпринимательской деятельности - получением прибыли. Для предприятия данный принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, способной обеспечивать финансовыми ресурсами не только потребности государства, но и не снижать стимулы к предпринимательской деятельности экономически обоснованной амортизационной политикой, созданием экономических условий для развития производства.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством. Этот принцип реализован в настоящее время наиболее полно.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12


Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:
составление и утверждение бюджетной росписи;
утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.


Комментируемой статьей предусмотрен новый порядок исполнения бюджета по расходам.
Основным правилом исполнения бюджетов является исполнение в пределах фактического наличия бюджетных средств на бюджетном счете. Установленные процедуры санкционирования и финансирования и их порядок обязательны. Проведение финансирования допускается только после завершения процедуры санкционирования. Процедура санкционирования включает ряд обязательных этапов.
Первым этапом является составление и утверждение бюджетной росписи. Министерство финансов РФ составляет сводную бюджетную роспись по главным распорядителям бюджетных средств, утверждает порядок ее исполнения и доводит годовой объем бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств.
На следующем этапе утверждаются и доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомления о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и утверждаются сметы доходов и расходов получателей бюджетных средств. Главные распорядители на основе установленных им объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств доводят распределенные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, находящихся в их ведении. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся в форме уведомлений и не дают право бюджетному учреждению на расходование бюджетных средств. После получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение в вышестоящий орган смету доходов и расходов. Смета доходов и расходов главного распорядителя бюджетных средств утверждается руководителем этого органа.
Получатели средств федерального бюджета представляют утвержденные в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств в соответствующий орган казначейства для контроля за расходованием средств.
На четвертом этапе получатели бюджетных средств принимают на себя бюджетные обязательства. Принятие обязательств осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов. Принятие обязательств реализуется через составление платежных и иных документов. Принятие обязательства при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг. Определение бюджетного обязательства дается в ст. 222 БК РФ и комментарии к ней.
Завершающим этапом санкционирования является подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Орган казначейства осуществляет расходование бюджетных средств после проверки соответствия принятых денежных обязательств получателем бюджетных средств лимитам бюджетных обязательств и поступившему на его лицевой счет финансированию. Орган казначейства, где открыт лицевой счет получателю бюджетных средств, может отказаться подтвердить принятые денежные обязательства исключительно в случаях, установленных п. 4 ст. 226 БК РФ.
В ходе исполнения федерального бюджета по представлению главных распорядителей бюджетных средств в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения по следующим трем основаниям. Во-первых, в случае передачи полномочий по финансированию отдельных учреждений, мероприятий или видов расходов. Во-вторых, в случае уменьшения ассигнований на сумму, израсходованную получателем бюджетных средств незаконно или не по целевому назначению, по предписаниям контрольных органов Минфина и Счетной палаты РФ. В-третьих, в случае образования в ходе исполнения федерального бюджета экономии по отдельным статьям экономической классификации расходов бюджетов. В последнем случае главные распорядители предоставляют в Минфин обязательство о недопущении кредитования задолженности по тем статьям экономической классификации расходов, по которым уменьшаются лимиты бюджетных обязательств.
Финансирование согласно БК РФ заключается в расходовании бюджетных средств. Финансирование осуществляется органами казначейства России. Действия по финансированию включают разрешение на формирование платежного документа и осуществление самого платежа. Федеральное казначейство может также осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами Федерального казначейства, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Осуществляется финансовым органом соответствующего уровня. На федеральном уровне это Минфин. Он и производит, и регулирует в основном.

Исполнение производится на основе бюджетной росписи и кассового плана.

Принципы – единство кассы и подведомственность расходов.

Приказ Минфина от 23.11.2011 № 159н – о составлении сводной бюджетной росписи.

По каждому получателю организуется учет, сколько средств должно быть выплачено. И для этого существует сводная бюджетная роспись.

Сводная бюджетная роспись содержит бюджетные ассигнования по главным распорядителям, то есть ведомственную структуру расходов. Составляется Минфином на основании закона о бюджете. Сводная бюджетная роспись изменяет параметры по текущему году (который был плановым и стал основным) и производится корректировка по последующим. Структура – по главным распорядителям. Главным распорядителям утверждаются лимиты бюджетных обязательств, то есть объем прав в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств. Главные распорядители будут распределять лимиты распорядителям, те – получателям, а получатели будут исполнять бюджетные обязательства.

До получателей, которые осуществляют исполнение нормативных обязательств, доводятся объемы ассигнований, лимиты по нормативным обязательствам не утверждаются (так как в нормативных актах объемы обязательств рассчитаны).

Предельные объемы финансирования – это предельные объемы оплаты денежных обязательств в конкретный период финансового года. То есть это те деньги, которые даются получателю на определенный период, например, на месяц. Объемы финансирования отражаются на лицевых счетах получателей. Устанавливаются на основе заявок на финансирование.

Приказ Минфина от 27.11.2007 № 120н – о кассовом плане.

Кассовый план отражает оперативное планирование формирования доходов и расходов. Денежные средства постоянно поступают и расходуются, поэтому для упорядочения этого процесса нужен кассовый план. Он – помесячный, с детализацией по рабочим дням. Цель кассового плана – не допустить кассового разрыва, то есть недостатка доходов в конкретный момент финансового года.

Кассовый план ведется на основе прогноза поступлений доходов, сведений о поступлении доходов от ФНС, ФТС, ФАУФИ, Минфина.

На основании объемов ассигнований, лимитов каждый главный распорядитель и распордяитель составляет и ведет свою бюджетную роспись по подведомственным распорядителям и получателям.

Главный распорядитель на основе бюджетной росписи распределяет ассигнования и лимиты по подведомственным.

Распорядитель распределяет ассигнования и лимиты по подведомственным получателям.

Объемы бюджетных ассигнований и лимитов в обязательном порядке доводятся до получателей бюджетных средст, включая казенные учреждения. Получателям утверждаются бюджетные сметы (ст. 221 БК). Доведение – чтобы знали, сколько могут потратить.

Доведение производится сначала Минфином главным распорядителям, в том числе через органы Федерального казначейства. Дальнейшее доведение до распорядителей и получателей производится также посредством Федерального казначейства. Документы предосталвяются в ФК, ФК формирует информацию о лимитах и ассигнованиях и доводит.

Приказ Минфина от 30.09.2008 № 104н – о порядке доведения лимитов и ассигнований. Оно производится ФК путем доведения казначейских уведомлений до главных- распорядителей. Главные распорядители формируют расходные расписания в соответствии с тем, как они распределили средства. Эти расходные расписания они через органы ФК доводят до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств.

Таким образом, каждлый подведомсвтенный орган или казенное учреждение получают данные о лимитах или ассигнованиях, чтобы принять на себя соответствующие расходы за счет бюджетных средств. У каждого органа или учреждения должна быть сформирована бюджетная смета. Определение бюджетной сметы – это документ, который устанавливает в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательстви ассигнования.

Порядок разработки и утверждения: общие требования разработаны Минфином, главные распорядители осуществляют более детальное регулированиепорядка мсоставления сметы. Получатель составляет и утверждает бюджетную смету. Как правило, смета утверждается главным распорядителем или распорядителем. Если это главный распорядитель или распорядитель, то утверрждение производится руководителем, либо руководитель вправе предоставить подведомственному органу или учреждению право самостоятельно утверждать смету.

Смета отражает те расходы, которые учреждение/ орган будет нести в соответствии с бюджетными обязательствами… Это расчеты по соответствующим группам расходов.

Чтобы механизм исполнения бюджета по расходам заработал, у получателей должны быть бюджетные сметы, доведенные объемы лимитов, ассигнований.

Исполнение бюджета по расходам происходит через лицевые счетав органах ФК. Лицевой счет – понятие в БК. Детальный порядок – приказ ФК от 07.10.2008 № 7н. Лицевой счет – это счет аналитического учета. На счете отражаются все основные операции с бюджетными данными, лимиты бюджетных обязательств, предельные объемы финансирования, дополнительные объемы, валютные операции, поставленные на учетбюджетные обязательства, источники дополнительного финансирования.

У каждого участника бюджетного процесса вне зависимости от статуса открывается свой счет. Есть лицевые счета главного распорядителя (распорядителя), лицевые счета получателей, администраторов (главных администраторов), есть также лицевой счет бюджета. При этом, так как орган может выступать сразу в качестве разных участников, у него может быть несколько разных счетов. Например, у ФНС – как у главного администратора, главного распордителя и получателя.

Лицевой счет отражает все операции получателя, отражается на нем и объем доведенных средств.

Поскольку бюджетные и автономные учреждения не являются получателями средств бюджета, они за рамками бюджетного процесса. Однако им тоже открываются и ведутся лицевые счета в органах ФК для того, чтобы они вели расчеты.

На лицевом счете отражаются в том числе бюджетные обязательства, которые поставлены на учет в органах ФК. В свое время этот учет бюджетных обязательствапоявился сначала в законе о бюджете и бюджетном кодексе. Это механизм защиты от принятия учреждениями таких обязательств, которые излишни и по которым РФ должна будет нести субсидиарную ответственность.

В чем здесь смысл? ФК осуществляет учет, а не регистрацию того обязательства, которое подлежит исполнению по НПА или договору, который не заключается в письменной форме (?). Орган ФК получает от получателя сведения о принятом бюджетном обязательстве и учитывает это бюджетное обязательство. Нельзя отождествлять учет обязательства и регистрацию договора.

Если обязательство не поставлено на учет, то есть нет однозначной уверенности.что возникло обязательство, то постановка на учет может произойти при исполнении обязательства.

Смысл постановки на учет – если ФК увидит, что получатель превышает лимиты бюджетных ассигнований, то тем не менее он не вправе отказать в принятии обязательств или принять какие-либо меры, но ФК вправе указать получателю, что он превышает лимиты, и поэтому ФК имеет право не санкционировать операцию по списанию средств. Казначейство не может помешать установлению обязательства, но оно может не санкционировать его исполнение.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

    Принятие бюджетных обязательств (заключение договоров, контрактов, соглашений в рамках лимитов бюджетных обязательств )

    Подтверждение денежных обязательств (после принятия возникает денежное обязательств – обязанность осуществления денежной выплаты, тогда перед оплатой денежного обязательства нужно его подтвердить, подтверждение означает, что получатель оформляет платежные документы и заявку на кассовый расход, и все документы, необходимые для оплаты, отправляет в орган ФК ).

    Санкционирование оплаты денежных обязательств (ФК проверяет законность принятия и исполнения обязательства (проверка заявки на кассовый расход по приказу Минфина от 1.09.2008 № 87н) и принимает решение о разрешении произвести оплату в форме, предусмотренной приказом, либо возвращает документы получателю). Если не было раньше произведено подтверждение обязательства, то на этом этапе происходит подтверждение, что обязательство возникло. Если в отношении получателя введено приостановление операций по лицевому счету, то Казначейство не санкционирует платеж, пока не будут устранены нарушения.

    Подтверждение исполнения бюджетных обязательств (на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу того субъекта, которому предназначался платеж ). Оплата – в пределах лимитов бюджетных обязательств или доведенных средств бюджетных ассигнований (по публичным нормативным обязательствам).

Ст. 119 БК – об исполнении бюджета: это действия соответствующих лиц, которые принимают обязательства, их санкционируют, исполняют. Раньше в исполнение бюджета по расходам включалось и составление бюджетных росписей и т. Д.

Когда финансовый год подходит к концу, установлены (кем?) правила завершения бюджетного года, исполнения бюджета по расходам.

СТ 219 БК РФ

1. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса.

2. Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;

подтверждение денежных обязательств;

санкционирование оплаты денежных обязательств;

подтверждение исполнения денежных обязательств.

2.1. Финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) в установленном им порядке направляет финансовому органу публично-правового образования (органу управления государственным внебюджетным фондом), бюджету которого предоставляются межбюджетные трансферты, уведомления о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации.

3. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

4. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в соответствии с платежными документами.

5. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.

Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

6. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Комментарий к Ст. 219 Бюджетного кодекса РФ

Исполнение бюджетов включает в себя две необходимые процедуры: санкционирование и финансирование, которые, - в свою очередь, подразделяются на этапы. Процедура санкционирования включает в себя этапы составления и утверждения бюджетной росписи (см. статью 217 Бюджетного кодекса), утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях (статья 220), утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (статья 223), принятие получателями денежных средств денежных обязательств (статья 225) и подтверждение денежных обязательств (статьи 222, 226). Процедура санкционирования расходов является основой и ключом к пониманию сущности казначейского исполнения бюджетов. Главным в процедуре санкционирования расходов бюджетов является последовательное выполнение всех стадий в том порядке, как это установлено Бюджетным кодексом. Нарушение последовательности стадий санкционирования расходов бюджетов деформирует исполнение бюджета и лишает смысла большинство норм, содержащихся в главах 24, 25 Бюджетного кодекса. Следует иметь в виду, что большое количество санкций главы 28 Бюджетного кодекса предусмотрено именно за нарушение процедуры санкционирования расходов бюджетов (например, статьи 294 - 297 Бюджетного кодекса).

Процедура финансирования является понятием более широким, чем кассовый расход, производимый со счета бюджета, в связи с чем формулировка законодателя при определении процедуры финансирования является неудачной. Статья 227 определяет финансирование только как расходование бюджетных средств, которое заключается в списании средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства. Можно сказать, что финансирование расходов бюджетов распадается на ряд самостоятельных этапов, завершающим из которых является операция по кассовому расходованию, который предваряет процедура разрешения на осуществление платежа. Такое определение финансирования расходов для федерального бюджета дано в статье 252 Бюджетного кодекса, смысл и содержание которой не совпадают с комментируемой статьей.