Химическая промышленность урала. Уральский федеральный округ. Промышленность Урала. Старт в науке

Для Уральского региона характерна тесная взаимообусловленность составляющих отраслей и производства, особенно в тяжелой индустрии.

Горнодобывающая промышленность служит базой для черной и цветной металлургии, химической и строительной индустрии. В целом машиностроение и металлургия главенствуют на Урале как по объему продукции, так и по значению для страны.

Лесная промышленность и аграрно-индустриальный комплекс опираются на ресурсы древесины и сельскохозяйственного сырья.

Уральский регион включает также группы обслуживающих отраслей и производств - добычу угля и торфа, производство электроэнергии, товаров народного потребления и продовольствия.

Экономический профиль Уральского районного комплекса определяет тяжелая индустрия, основами которой являются черная и цветная металлургия. Фундамент комплекса представлен добывающими производствами. К ним относятся прежде всего добыча и обогащение руд черных и цветных металлов, разработки россыпных месторождений золота и платины, добыча нерудного сырья как для металлургии, так и для других отраслей, особенно промышленности строительных материалов.

Черная металлургия Урала в целом отличается более высоким качеством металла, что обусловлено использованием малосернистого кузнецкого кокса и руд Урала, чистых от вредных примесей и содержащих ценные компоненты - хром, никель.

По развитию цветной металлургии Урал занимал и занимает ведущее место в России, выпуская почти все цветные металлы, их сплавы и прокат. Медные руды Урала - комплексные. Из них, в частности, получают редкие металлы и цинковый концентрат, который перерабатывается на Челябинском цинковом заводе.

Урал - важнейший поставщик алюминия, магния, титана. Будучи электроемким, их производство локализовано поблизости от источников энергетического топлива - каменного и бурого угля.

Урал - старейший в стране регион золотодобычи. Прииски разбросаны вдоль восточных склонов хребта. Издавна славится Урал драгоценными и поделочными камнями, добываемыми в Ильменских горах западнее Челябинска и в других местах. Центром камнерезно-гранильного и ювелирного производства Урала является Екатеринбург. Уральские драгоценные камни используются в качестве не только ювелирного, но и технического сырья для нужд приборостроения, электротехники, радиоэлектроники, оптики.

Наличие мощной металлургической базы способствовало развитию на Урале машиностроения и металообработки. Уступая лишь Центральному региону России по величине продукции отрасли, Урал выделяется производством оборудования для металлургии, горного дела, химии, энергетики и транспорта.

Тяжелое машиностроение давало в эпоху Советского Союза значительную часть продукции всего машиностроения. Номенклатура выпускаемых изделий тесно была связана с потребностями региона, с его ведущими отраслями промышленности.

На Урале развита химическая промышленность. Многие ее производства тесно связаны с черной и цветной металлургией.

Важным звеном в хозяйстве Урала является его энергетика. Урал поглощает 1/7 производимых в стране топлива и энергии. Рост потребления топлива на Урале покрывается за счет нефтепродуктов и газа. Добыча нефти ведется в Пермской и Оренбургской областях. Тюменская нефть поступает по трубопроводам через Курган на Урал и далее на Запад.

Уральская электроэнергетическая система - одна из самых мощных в стране. Основную часть электроэнергии вырабатывают тепловые станции. Урал находится на стыке электроэнергетических систем Европейской части и Сибири.

Значительную роль в Уральском производственном комплексе играет сельское хозяйство. Примерно 2/3 всех сельскохозяйственных земель приходится на пашню, остальное - выгоны, пастбища, сенокосы. Больше всего распаханы лесостепные и степные территории. Здесь ярко выражено зерновое хозяйство, основой которого являются посевы яровой пшеницы. В посевах Приуралья и Зауралья севернее Перми и Екатеринбурга пшеница уступает место озимой ржи.

Вокруг промышленных центров издавна сложилось пригородное сельское хозяйство с производством свежих овощей, зелени, цельномолочной продукции. Растет число парников и теплиц на тепловых отходах электростанций и предприятий.

В кормовой базе животноводства горных и таежных мест преобладают естественные сенокосы и пастбища; на остальной территории корма производят в полевых севооборотах. Причем на Среднем Урале велика роль клевера, на Южном - кукурузы.

В животноводстве преобладает крупный рогатый скот молочного и мясомолочного направлений. Свиноводство больше приурочено к пригородным зонам и лесостепному Зауралью, овцеводство встречается больше в степях Южного Урала.

Вблизи крупных промышленных центров развивается птицеводство, представленное современными государственными и частными птицефабриками. Сооружены комплексы по производству говядины, свинины, молока.

Надо отметить, что аграрные преобразования на Урале, также как и по всей России идут уже многие годы, однако их направленность на замену административно-командной системы рыночной системой с приоритетом производственной демократии, экономической свободы и самоуправления хозяйствующих субъектов реализуется с трудом.

С переходом к развитым рыночным отношениям стало расти число фермерских хозяйств на Урале. В процессе формирования новой аграрной структуры часть хозяйств Урала приспособилась к рынку, сохранив при этом основные фонды. Многие руководители, специалисты и активные работники таких предприятий были заинтересованы в преобразовании коллективного хозяйства в частное. Общая тенденция последних лет не только на Урале, но и по всей России - сокращение численности фермерских хозяйств и увеличение площади земельных угодий на одно хозяйство.

В некоторых районах Урала на базе неплатежеспособных хозяйств создаются муниципальные предприятия по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

В переходных условиях приоритетом является принцип самофинансирования сельского хозяйства Урала с привлечением бюджетных средств, поддержки и обеспечением максимальной стимулирующей роли этих средств.

В общем и целом, говоря о сельском хозяйстве Урала, его развитии, следует отметить, что роль его в хозяйственном значении страны значительно меньше, чем роль промышленности. Основная часть сельскохозяйственной продукции потребляется внутри региона, причем многую продукцию животноводства частично приходится привозить. Вывозят с Урала в основном зерно, льнопродукцию.

Общие запасы леса на территории округа превышают 7,3 млрд. кубометров, то есть более 10% от общероссийских запасов.

Сегодня в Уральском округе заготавливается 7,7 млн. кубометров леса. Таким образом, освоение расчетной лесосеки составляет только 11,4%, при этом в среднем по России использование лесосеки достигает 23%.

Зона активного лесопользования совпадает с существующими транспортными коридорами.

Сегодня общая протяженность существующих лесовозных дорог составляет только 700 км.

В случае развития транспортной инфраструктуры - дополнительного строительства как минимум 740 км лесовозных дорог от существующих сегодня и проектируемых транспортных путей - можно увеличить объем лесопользования на 12 млн. кубометров в год и довести общий объем заготовки древесины в Уральском округе до 19,7 млн. кубометров.

В свою очередь, повышение общего объема доступного лесного фонда создаст базу для строительства новых перерабатывающих мощностей, которых сегодня на Урале фактически нет.

Несмотря на то, что только в Уральском федеральном округе собирается свыше 65% от всего российского НДПИ, доля инфраструктуры, которая приходится на регионы Урала, составляет лишь 7% от всей транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

Поэтому строительство любых дорог, магистралей, транспортных коридоров на территории региона будет повышать социально-экономический уровень развития Урала и Западной Сибири.

По предварительным оценкам, строительство объекта приведет:

  • - к снижению затрат на транспортировку хромовых руд с месторождений Полярного Урала на заводы в Южный и Средний Урал;
  • - к ликвидации дефицита бурового угля на Урале за счет ввода в эксплуатацию Сосьвинско-Салехардского бассейна;
  • - к снижению затрат на строительство, обслуживание и ремонт объектов промысловой и транспортной инфраструктуры при освоении месторождений нефти и газа севера и северо-востока Западной Сибири;
  • - к обеспечению потребностей уральских комбинатов в медно-цинковых, железных и марганцевых рудах. Отмечу, что этот эффект мы получим только в случае открытия рентабельных и богатых месторождений;
  • - к увеличению освоения лесного фонда на 12 млн. кубометров в год при условии параллельного с проектированием железной дороги строительства лесовозных магистралей.

Необходимо отметить, что инвестирование значительных средств, требующихся для строительства новой железной дороги, должно сопровождаться детальным экономическим анализом.

Это позволит определить сроки окупаемости инвестиций на основе прогноза загрузки транспортной инфраструктуры за счет перевозки как продукции минерально-сырьевого комплекса, так и других грузов.

Уральский федеральный округ был образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года.

Площадь территории - 1 788 900 км², что составляет 10,5 % от всей территории Российской Федерации.

Административный центр Уральского ФО - г.Екатеринбург.

В состав Уральского ФО входит 6 субъектов РФ.

Области:

    Тюменская

    Челябинская

Автономные округи:

    Ханты-Мансийский (ХМАО)

    Ямало-Ненецкий (ЯНАО)

Муниципальных образований - 1164. Среди 112 городов УрФО крупнейшими являются:

    Екатеринбург

    Тюмень

    Челябинск

    Нижний Тагил

    Миасс

    Магнитогорск

    Курган

    Ханты-Мансийск

    Сургут

    Нижневартовск

    Златоуст

    Каменск-Уральский

По данным переписи населения 2002 г. в Уральском федеральном округе проживало 12 млн 373 тыс. 926 чел., что составляет 8,52 % населения России.

Географические особенности регионов и структура промышленных отраслей УФО способствовала неравномерному распределению плотности населения. Наибольшей численностью населения отличаются средняя и южная части округа. Здесь плотность населения достигает 42 чел/км², тогда как средний показатель по России составляет 8,5 чел/км².

Уральский федеральный округ богат крупными месторождениями минерального сырья. На севере региона, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, ведутся разработки газовых и нефтяных месторождений, в которых сосредоточено 92 % природного газа РФ (26 % мировых запасов) и 66,7 % запасов нефти страны (6 % мировых запасов). По сути, Уральский ФО является базовым пространством для развития ТЭК - топливно-энергетического комплекса России. Кроме того, УФО расположен в самом центре трех перспективных ТЭК мирового значения: Западноказахстанского, Тимано-Печорской провинции (включая шельф Баренцева моря) и Западносибирского (включая шельф Карского моря). Среди ведущих предприятий по добыче природного газа и нефти крупнейшими в ЯНАО являются: ООО «Уренгойгазпром», ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз», ООО «Надымгазпром», ООО «Ямбурггаздобыча», ОАО «Роснефть-Пурнефтегаз». Добыча нефти в ХМАО осуществляется 53 нефтегазодобывающих предприятия (в том числе 15 предприятий с участием иностранных капиталов). Крупнейшие среди них: ООО «ЛУКойл-Западная Сибирь», ОАО «Юганскнефтегаз», ОАО «ТНК-ВР Менеджмент», ОАО .

Транспортировка нефти и газа ведется самым надежным способом - трубопроводом, который занимает в системе транспорта нефти УФО до 99%. Системообразующим предприятием дальней транспортировки газа является ООО «Уралтрансгаз», обеспечивающим обслуживание, транспортировку и распределение природного газа в Челябинской, Свердловской и Курганской областях. Наряду с этим предприятием успешно работают и два других газотранспортных предприятия: ООО «Тюментрансгаз» () и «Сургутгазпром» (ХМАО).

На Урале хорошо развита лесная и целлюлозно-бумажная, а также . Площадь лесов, в большей степени состоящих из деревьев хвойных пород, составляет 10% от всей площади лесного богатства России. Уральские лесные богатства по площади уступают только Сибири и Дальнему Востоку. Основой лесопромышленного комплекса УФО является ХМАО, ЯНАО, Тюменская и Свердловская область. Экспорт лесопродукции в значительных объемах осуществляется в страны СНГ и Западную Европу, Юго-Восточную Азию, Ближний Восток и Северную Африку.

Одним из приоритетных направлений в развитии лесопромышленного производства является внедрение инновационных технологий на предприятиях отрасли. В целях повышения конкурентоспособности лесной отрасли и для координации работы всей лесной промышленности Урала создан «Уральский союз лесопромышленников». Среди крупнейших лесопромышленных предприятий можно отметить ООО «Первую лесопромышленную компанию», ЗАО «Фанком», ООО «Уральский лес» (Свердловская обл.), «Тавдинский фанерный комбинат», ОАО «Тюменский фанерный комбинат» и многие другие.

Важнейшей отраслью и гордостью промышленности Уральского округа является машиностроение. В УФО производится практически 10% всей машиностроительной продукции страны. Предприятиями этой отрасли производится до 60,8% грузовых железнодорожных вагонов РФ, 21% мостовых конструкций. Оборудование с маркой уральских предприятий, отличающееся уникальностью и высоким качеством, установлено на ведущих нефтехимических, металлургических и машиностроительных заводах России. Уральские машиностроительные предприятия являются крупнейшими экспортерами своей продукции на мировых рынках. Развитые предприятия машиностроительной отрасли расположены на юге Тюменской области, в Свердловской, Челябинской и Курганской областях. Среди ведущих предприятий Тюменской области по производству прицепов, аккумуляторов и деревообрабатывающих станков: ОАО «Тюменские моторостроители», ЗАО «Завод сварочных электродов», ОАО «Нефтемаш», ОАО «Тюменский аккумуляторный завод», ОАО «Тюменский судостроительный завод» и др.

Свердловская область известна производством грузовых автомобилей, вагонов, кузнечно-прессовых машин, экскаваторов, силовых трансформаторов, паровых и газовых турбин, дизелями и электродвигателями, буровыми установками и многой другой продукцией, имеющей мировую известность. Среди ведущих предприятий области: ОАО «Уралмашзавод», ФГУП ПО «Уралвагонзавод», ОАО «Уралхиммаш», ОАО «Уралэлектротяжмаш», ОАО «Уральский завод гражданской авиации», ОАО «Пневмостроймашина», ФГУП ПО «Уральский оптико-механический завод».

В расположены предприятия по производству транспортных средств, машин, оборудования, электрооборудования. Среди известных предприятий стоит отметить ОАО «Автомобильный завод «Урал», ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод», ООО «ЧТЗ-Уралтрак».

Ведущими предприятиями металлообработки и машиностроения Курганской области в общем объеме промышленной продукции России производится 46% коммунально-строительных машин и МКСМ, 17,5 % автобусов, 30 % пожарных машин. Среди ведущих предприятий области: ОАО «Икар», ОАО «Курганмашзавод», ОАО «Шадринский автоагрегатный завод», ЗАО «Курганстальмост», ОАО «Курганхиммаш».

Столь мощное развитие машиностроения УФО, конечно, невозможно без одновременного развития подотраслей данной промышленности: энергетической, химической, электротехнической и металлургической. Развитие химической промышленности является не только стратегической составляющей реального сектора экономики региона, но и реальным инструментом в реализации приоритетных национальных проектов в сфере сельского хозяйства и здравоохранении. Около 50 % произведенных химикатов экспортируется за пределы округа. На предприятиях химико-фармацевтической промышленности постоянно ведется техническое перевооружение, расширение и реконструкция производств, что способствует существенному увеличению ассортимента продукции, значительному повышению его качества, формированию экспортного потенциала отрасли. Предприятия-лидеры данной отрасли расположены в Свердловской и Челябинской областях. Среди них стоит отметить: ОАО «Уралхимпласт», ОАО «Уральский завод РТИ», ОАО «Уральский завод химических реактивов», ОАО «Завод Уралтехгаз», ОАО «Уральский шинный завод», ЗАО «Уралпластик», ОАО «Режевской химический завод». На них производятся минеральные удобрения, синтетические смолы и пластмассы (полиэтилена, поливинилхлорида), автомобильные шины, серная кислота, жидкий кислород и др. Предприятия Челябинской области ориентированы на производство изделий из пластмассы, полимерных пленок, лакокрасочных материалов. Ведущими предприятиями являются: ОАО «Ашинский химический завод», ЗАО «Альфа-Пластик», ОАО «Челак», ЗАО «Поликом», ФГУП «Копейский завод пластмасс».

Несмотря на то, что Уральский округ обладает большой сырьевой базой для развития нефтегазохимических производств и предприятий моторных топлив, нефтехимическая промышленность развита в недостаточной степени. Ведущими представителями нефтехии УФО являются: ОАО «СИБУР-ходинг», ОАО «Тобольский нефтехимического комбината» и ОАО «Тобольск-Нефтехим».

В регионе хорошо развиты черная и цветная металлургии. На предприятиях Челябинской и Свердловской областях осуществляется производство металлопроката, выплавка чугуна и стали. В УФО сконцентрировано до 75% переработки хромитов в феррохром. В Регионе производится 730 тысяч тонн нержавеющих сталей. Крупнейшие заводы черной металлургии - это , Серовский металлургический завод и завод ферросплавов.

На предприятиях цветной металлургии, отличающихся высоким уровнем развития, осуществляется производство меди и никеля. Город Челябинск - крупнейший центр цинковой промышленности. К крупным холдинговым компаниям, занимающимся добычей и переработкой руд, относятся УГМК () и СУАЛ-холдинг. Переработкой медных труб занимаются ЗАО «Уралцветметобработка», ЗАО «Челябвторцветмет» и Кыштымский медеплавильный завод.

В горнодобывающий комплекс входят ОАО «Качканарский горно-обогатительный комбинат «Ванадий», ОАО «Уралгидромедь», ОАО «Североуралбокситруда» и др.

На фоне мощнейших комплексов неплохо в УФО развита легкая и пищевая промышленность, стройиндустрия и сельское хозяйство. Российскому потребителю хорошо известна продукция Тюменской текстильной корпорации «Кросно», ОАО «Березовской ковровой фабрики» и теплые изделия меховой фабрики «Метелица», а среди известных торговых брендов пищевой промышленности - «Макфа».

Многие предприятия Уральского федерального округа входят в состав оборонно-промышленного комплекса России, которому уже более 300 лет. Сегодня уральский ОПК включает около 50 коллективов заводов, объединений, КБ и НИИ оборонных отраслей промышленности. Наряду с этим, в той или иной степени некоторые предприятия гражданского комплекса также связаны с созданием вооружения и военной техники. Все члены ОПК - это предприятия с высокотехнологичной научно-технической и материальной базой промышленности региона. Несмотря на то, что лихие -90 годы стали разрушительными абсолютно для всей промышленности, предприятия ОПК смогли выстоять и продолжать развиваться. Успешно реализовываются программы: «Конверсия - транспорту», «Конверсия - топливно-энергетическому комплексу», «Конверсия - агропромышленному комплексу», «Конверсия - медицине» и многие другие. Предприятия «оборонки» освоили более 500 видов гражданской продукции высокого качества, действительно конкурентоспособные и пользующиеся повышенным спросом.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в непростое, но интересное время. Россия выходит на новый этап развития. Каждый месяц мы слышим в средствах массовой информации о запуске новых проектов, гордимся трудовыми и спортивными достижениями наших граждан. Но самое главное богатство нашей страны - это люди: творческие, честные, трудолюбивые, любящие свое дело и страну.

В 2017 году мы рассматривали в реферативно-исследовательской работе понятие «профессия», проводили классификацию профессий, изучали профессии наших родителей. При проведении опроса среди ребят мы заметили, что рабочие профессии не привлекают детей. Но ведь мы живём на Южном Урале - это промышленный край России. Ведущим в экономике Уральского региона является металлургический комплекс, он производит более 60% объема промышленной продукции. Главными предприятиями металлургии Челябинской области являются - Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский металлургический комбинат, Челябинский трубопрокатный завод, Челябинский цинковый завод, автомобильный завод «УРАЛ», промышленная группа «МЕТРАН». Наша область знаменита Златоустовским оружием (гравюра на стали), Каслинским литьем с более чем 250-летней историей, и современным брендом «Уральская Бронза».

В годы Великой Отечественной войны Челябинская область стала кузницей Победы, обеспечивая фронт боевой техникой, боеприпасами, всем необходимым. Промышленность области в кратчайшие сроки была переведена на военные рельсы. Южный Урал принимал эшелоны с оборудованием эвакуированных производств. С начала войны в регион было перевезено свыше 200 промышленных предприятий, построено 35 новых заводов, в том числе Челябинский механический завод, Челябинский трубопрокатный завод, Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов. В тяжелых условиях, по колено в снегу, люди разгружали оборудование, строили корпуса, выпускали первую продукцию - подчас под открытым небом. К станкам вставали женщины, старики, дети. Они работали по 12-16 часов в сутки, осваивали сложное оборудование, собирая замерзшими пальцами снаряды и патроны, танки и «Катюши». Труд миллионов уральцев в годы войны способствовал победе.

В конце XX века темпы в развитии экономики края стали падать, начался отток населения в другие регионы страны. Но Урал по-прежнему является одним из важнейших экономических районов страны, удерживая первые-вторые места по показателям в промышленности.

Южный Урал имеет выгодное географическое положение, расположен в различных природных зонах, имеет значительные запасы полезных ископаемых. Будет ли, Челябинск, занимать достойное место в рейтинге городов России все зависит от его жителей. Мы в нашей проектной работе постараемся рассказать о тех, кто прославлял наш край в XYI -XIX веках - это «…о рабочих людях, которые создают трудовую элиту России, ежедневно вносят свой вклад в производственный потенциал страны».

Мы поставили перед собой цель проекта: познакомить обучающихся с рабочими профессиями горнозаводской промышленности Южного Урала в XYI -XIX веках.

Определили сроки реализации проекта : сентябрь-май 2017-2018г. г.

Тип проекта : информационно-реферативный.

Продукт проекта: создать исторический атлас профессий Урала XYI -XIX веков.

Для достижения цели мы выделили этапы и задачи проекта :

1)подготовительный(сентябрь-декабрь 2017 г.)

2)основной (январь-март 2018г.)

создать исторический атлас профессий Урала XYI -XIX веков

3)оценочный(апрель-май 20187 г.)

презентация исторического атласа профессий Урала XYI -XIX веков

Для выполнения этапов проекта и решения поставленных задач мы использованы методы, которые позволили нам быстро, доступно и быстро получить результаты по проекту: анализ, обобщение, классификация, презентация.

I I . Подготовительный этап проектной работы

I I . 1. Истоки зарождения горной промышленности на Урале

История промышленности на Урале уходит далеко в прошлое. Первобытные люди пришли на Урал в эпоху палеолита - 200 000 - 100 000 лет назад.

Но первые железные вещи появились в начале I тысячелетия до нашей эры. При раскопках археологами были обнаружены многочисленные основания металлургических горнов, ямы, кострища, специальные площадки, остатки жилых и производственных помещений.

С первых веков II тысячелетия до н.э. и до VII в. до н.э. древние уральцы использовали сплав меди с оловом и другими металлами, называемый бронзой, для изготовления орудий труда и предметов вооружения.

По историческим данным уже в VII в. до н.э. народы проживающие на Урале занимались массовым производством изделий из железа.

Первое разрешение на поиски руды и ее обработку на Урале было дано в 1576 г. Иваном Грозным. Открытие рудознатцами нескольких месторождений железных руд, наличие лесов для получения (выжига) древесного угля, необходимого при восстановлении железа из руды, все это дало начало развитию кустарного «мужицкого» железоделательного промысла.

В XVI веке «Для уральской деревни были характерны 40 ремесленных профессий. Здесь трудились рудокопы, дегтяри, рогожники, решетники, лапотники и др… Главными видами ремесла были металлургия и металлообработка (прежде всего добыча кричного железа из болотной руды и кузнечное дело)…»

В XVII в. на Урале начались поиски руд и других полезных ископаемых, что вызвало появление металлургии. В течение XVII века на Урале были найдены залежи медной и железной руды, слюды, драгоценных и полудрагоценных камней, магнитного железняка, предпринимались попытки найти серебряную руду.

В 1617 г. Яков Литвинов, строгановский крепостной на реке Кама у притока р. Яйва нашел медную руду. В 1628 г. Богдан Колмогор (невьянский кузнец) поблизости от впадения р. Нейвы в р. Ницу обнаружил болотную железную руду. Медная руда, богатая рудная жила была найдена в 1633 г. крестьянином Александром Тумашевым у рек Кама и Яйва. В 1634 г. на этом месте был основан казенный (т.е. государственный) завод - первое медеплавильное предприятие России. Рудознатец Дмитрий Тумашев обнаружил слюду у реки Тагил, драгоценные и полудрагоценные камни, а так же железную руду у реки Нейва в 1660-е годы.

Таким образом, освоение уральских земель и становление горнозаводской промышленности началось благодаря богатству недр земли Урала.

I I . 2. Зарождение промышленности на Южном Урале

Создание на Южном Урале горно-заводской промышленности связано с царствованием Петра I. Весной 1697 г. начальник Сибирского приказа А. Виниус известил Петра I об открытии в Уральских горах "зело доброй железной руды". Большой вклад в промышленное освоение уральского региона внесли - В. Н. Татищев и В. Г. Геннин.

Горнозаводская промышленность появилась на Южном Урале с сороковых годов XYIII века и имела свои особенности. Здесь строились преимущественно частные заводы. Заводы строились в лесистых районах, на небольших речках недалеко от месторождений руд. Одни из первых таких месторождений были Бакальские месторождения железных руд, открытые Петром Рябовым. Он с помощью местных башкир отыскал гнездо бурого железняка, а вслед за тем еще десять выходов руды.

Первым на Южном Урале был основан в 1745 году Воскресенский медеплавильный завод, в 1746 году - Каслинский завод тульского купца Коробкова, основанный заводчиком Петром Осокиным, в 1747 году - Нязепетровский металлургический завод, в 1757 году промышленником Никитой Демидовым был основан Кыштымский железоделательный завод, который до начала XX выпускали железо всемирно известной марки "Два соболя". В 1758 году в месте слияния двух рек - Большой и Малой Сатки в междугорье хребтов Сулеи и Уреньги бароном А.С. Строгановым был пущен Саткинский чугуноплавильный и железоделательный завод. По тому времени завод являлся одним из крупных металлургических заводов всего Урала.

Освоение горнозаводской зоны Южного Урала связано так же с именами симбирских купцов и промышленников Ивана Твердышева и Матвея Мясникова. В 1758 г. в устье реки Катав ими был основан Усть-Катавский передельный завод и пильная мельница, на которой делали деревянные суда - коломенки, на которых сплавляли по реке Юрюзань и далее железо и изделия из него. В 1761 году к списку владений добавился Симский доменный, а в 1784 году Миньярский передельный завод. Разведав богатые месторождения железных руд в 1775 году они основали первый чугунолитейный завод - Катав-Ивановский. Затем, в 1778 году был основан Кусинский завод, который выпускал скобы, крючья, засовы, обручи, топора, полозья и т.п. Заводы горнозаводской зоны Южного Урала разделились на две большие группы: Симская группа с Симским доменным заводом и поселением при нем возникшем в 1761 году и Миньярский передельный с поселением при нем возникшем в 1771 году. Во вторую группу вошли Катав-Ивановский и Юрюзань-Ивановский, основанный в 1758 году.

В 60-70-е годах XVIII века на Южном Урале действовало более 30 металлургических заводов. В этот период вся уральская горно-заводская промышленность достигла наивысшего расцвета. Высококачественное уральское железо имело широкий сбыт за границей. Особенно ценили иностранные покупатели железо Демидовых торговой марки "Старый соболь". Уральская металлургия стояла на высоком техническом уровне. Местные домны были самыми высокими, достигая 13,5 м. Большие успехи были достигнуты в устройстве воздуходувных мехов, что привело к увеличению производительности домны. На горно-металлургических предприятиях служили десятки специально нанятых инженеров из Швеции, Англии, Франции, Германии, Бельгии, которые помогали внедрять современные технологии, обучали рабочих новым профессиям. С целью освоения передового опыта, уральские специалисты направлялись на заграничные заводы.

Таким образом, к концу XVIII в., окончательно сформировался район Южноуральской горнозаводской промышленности. Выплавка чугуна на заводах Южного Урала в 1800 году превысила 1881 тыс. пудов, что составляло 19,2% всей продукции чугуна, выплавляемого в России. Производство железа достигло 1529 тыс. пудов, или 24,5 % общероссийского производства.

I I . 4. Первые заводы на Южном Урале

На Южном Урале развитие заводов происходило быстро. Инициатива в строительстве горных заводов принадлежала не казне, а частным предпринимателям. В силу географических особенностей они располагались на расстоянии от рудников и в большинстве своём являлись вотчинными заводами. В 30-х годах XIX в. из 27 горных заводов 19 (70%) были вотчинные, 5 (19%) - посессионные. 3 (11%)- казенные. По производственной необходимости структура горнозаводской промышленности края сложилась в виде окружной системы. Горнозаводской округ являлся единым хозяйственным комплексом, включающим металлургические, металлообрабатывающие и другие производства, обеспечивающие заводы рудой, углем, разными припасами и материалами. Эти производства были тесно взаимосвязаны и, являлись звеньями единого технологического цикла, не могли существовать одно без другого. Во второй половине XVIII века сформировалась современная горнозаводская карта Челябинской области:

Кыштымский горно-заводской округ

В 1752 г. Никитой Демидовым был основан Верх-Кыштымский завод. Завод выпускал сортовое железо (мартеновское производство), были налажены чугунолитейное и переделочное производства, производился выпуск рафинированной меди. В 1757 году Никитой Демидовым основан Нижне-Кыштымский железоделательный завод. Оба завода воспринимались как единое предприятие. Они производили железо марки «Два соболя», которое славилось как в России, так и за границей.

Златоустовский горно-заводской округ

В 1754 в живописной котловине у подножия г. Косотур, в месте слияния рек Ай и Тесьма, тульским промышленником И. П. Мосоловым заложен железоделательный, чугунолитейный и медеплавильный завод, который был назван Златоустовским (по имени святого Иоанна Златоуста). В 1815 году здесь была построена оружейная фабрика - производилось холодное оружие, первыми мастерами были оружейники из немецкого города Золинген. На фабрике было восемь отделений: стальное, клинковое, эфесное, ножневое, кирасное, арсенальное, поденное и отделение украшенного холодного оружия. В 1857 году на фабрике были отлиты первые в России стальные пушки. С начала XIX века Златоуст — центр художественной гравюры на металле - украшения сабель, кортиков, шпаг; изготовление декоративного панно на стальных пластинах.

В 1747 году Яков Коробков заложил на Каслинском истоке между озерами Большие Касли и Иртяш чугунолитейный и железоделательный завод.Было построено 16 кричных и кузнечных горнов, 8 вододействующих молотов. Все заводские строения были сооружены из дерева и обнесены прочным деревянным заплотом. 18 августа 1749 года завод был пущен и за месяц дал 6 тыс. пудов железа (кроме чугунного литья). Вокруг завода вырос поселок с населением около 600 душ, состоящий из нескольких слобод, который до 1942 года назывался Каслинским заводом.

Место было выбрано богатое чугуном и уникальным качественным формовочным песком, а также древесиной для производства угля. Когда завод перешёл во владение Демидовых в 1751 году, каслинские чугунные изделия уже были широко известны в Европе и Азии . Следующим владельцем завода был вольный купец I гильдии Лев Расторгуев , который за годы своего правления увеличил известность каслинского чугунного литья. С 1809 года он и его наследники привлекали на производство новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Так были приглашены в Касли выпускники Петербургской Академии художеств М. Д. Канаев и Н. Р. Бах , которые позже организовали художественную школу при заводе.

В 1756 году Указом Бергколлегии было решено основать чугуноплавильный и железоделательный завод на землях Саткинской лесной дачи. Спустя всего два года после выхода Указа, завод был построен и запущен. Работа завода была организована таким образом, что все механизмы приводилось в действие силой воды. Специально для этого на реке Сатка соорудили водохранилище и восьмиметровую плотину длиной 324 метра и шириной 47 метров. Для своего времени Саткинский завод входил в число крупнейших предприятий Южного Урала. Владельцем завода стал Мосолов, продавший позднее завод купцу Лугинину, а Лугинин, в свою очередь — Кнауфу.К концу XIX в. здесь были две домны, между механической мастерской и литейной проложен рельсовый путь.В 1898 году лаборант Саткинского чугуноплавильного завода Пётр Гаврилович Сальников, обнаружив на Карагайской горе залежи синего камня, исследовал его свойства и пришёл к выводу, что данный минерал — магнезит — обладает огнестойкими качествами и может применяться при выплавке металлов. Это открытие на века определило судьбу города и района.

Катавский горно-заводской округ

Катав-Ивановский завод основан в 1755-1756гг. сибирскими купцами Иваном Твердышевым и его зятем Иваном Мясниковым, которые за короткое время построили на Урале 14 заводов (6 железоделательных и 8 медноделательных). Название Катав-Ивановского завода происходит от имени реки Катав и имен основателей завода. Пуск Катав-Ивановского завода был разрешен приказом Бергколлегии от 17 августа 1757 года, по которому он именовался "железовододействуемый, доменный и молотовой завод для плавки чугуна на два доменные колеса и для передачи чугуна на восемь молотовых колес". Первая домна пущена 10 октября 1757 года. В 80-е годах XIX века при переходе на производство бессемеровской стали возникло рельсопрокатное производство и были установлены мощные паровые машины.

На уральских заводах умели получать чугун разного качества. Низшие сорта шли на литье грубых изделий, высшие — на переделку в железо. Главная роль в проведении качественной плавки принадлежала мастеру. Железо получали путем перековки мягкого чугуна в горнах. Уже при В. Геннине на уральских заводах начали производить из кричного железа сталь, однако заметного спроса она не находила. Во второй половине XVIII в. уральские мастера научились изготовлять тонкое листовое железо, для чего использовались прокатные. До этого листовое железо получали с помощью плющильных станков — они давали более толстые листы. Из производимого металла на заводах выделывали различные изделия: проволоку, пушки, боеприпасы, инструменты, посуду и пр.

Заводы работали на сырье, добываемом на местных рудниках и на древесном угле. Это были высокоразвитые по тому времени промышленные предприятия. На заводах наблюдался сложный состав рабочей силы. На металлургических заводах были заняты основные, вспомогательные, подсобные рабочие, различающиеся. в соответствии со своим местом в производстве, уровнем квалификации и оплаты труда.

Таким образом, зарождение и бурное развитие горнозаводской промышленности на Южном Урале в XVIII веке являлось закономерным следствием экономического развития страны, расширения ее внутреннего рынка и роста спроса на металл. Вплоть до второй половины XIX в. Урал был впереди других районов страны по выплавке чугуна и меди, по выделке железа, по добыче золота. "В течение двухсот лет вся Россия пахала и жала, ковала и рубила изделиями его заводов. Она носила на груди кресты из уральской меди, ездила на уральских осях, стреляла из ружей уральской стали, пекла блины на уральских сковородах, бренчала уральскими пятаками в кармане Урал удовлетворял потребление всего русского народа"".

I I I . Основной этап проектной работы

I I I . 1. Создание исторического атласа

Исторический атлас профессий Урала XYI -XIX веков был создан нами на основе информационных источников научно-познавательной литературы и средств Интернета.

Исследовав полученную информацию по формированию и развитию горно-заводской промышленности на Южном Урале, мы провели классификацию профессий, в связи с освоением рудных богатств края:

профессии, связанные с добычей полезных ископаемых (штейгер, рудокоп, рудознатец, старатель и др.)

профессии, связанные с производством металла (углежог, угольщик, сталевар и т.д)

профессии, связанные с изготовлением готовых изделий (формовщик, кузнец, оружейник, чеканщик, гравёр, жестянщик и др.)

профессии, связанные с художественной обработкой (камнерез, гранильщик и др.)

В программе Microsoft Offisse Power Point нами был создан макет брошюры с использованием текста и фотоматериалов.

В типографии нам изготовили брошюру, которая познакомит ребят с рабочими профессиями горно-заводской промышленности Южного Урала XYI -XIX веков.

Таким образом, с приходом горно-заводской промышленности на Южный Урал произошло освоение земель(природных ресурсов), появление новых рабочих профессий, что нашло отражение в сказаниях, художественной литературе и культуре Урала.

I Y . Оценочный этап проектной работы

Работа над проектом позволила нам:

выявить истоки зарождения горной промышленности на Урале;

собрать информацию о зарождении горной промышленности на Южном Урале

исследовать первые металлургические заводы на Южном Урале

провести классификацию рабочих профессий в горнозаводской промышленности

В ходе анализа, сравнения, обобщения, классификации и исследования научной литературы и средств Интернета мы смогли создать продукт проекта и представить публичную презентацию исторического атласа профессий Урала XYI -XIX веков.

В следующем проекте мы постараемся рассказать о рабочих профессиях в суконной, соляной, кожевенной и других областях промышленности Южного Урала.

Y . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., Шкерин В.А. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века: Учебное пособие для учащихся 6-7 - х классов. - Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2006. - 168с.: ил.

Гальцева Л.П. В Урале Русь отражена». Статьи. Очерки. Заметки. - Челябинск: изд. «Челябинский рабочий», 1991 - 200с.: ил.

История Урала с древнейших времен до наших дней: Учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений/Кол. Авторов. Под общ.ред. И.С. Огоновской, Н.Н. Попова. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2004. - 496 с., ил.

Корецкая Т.А. Земля уральская: Энциклопедия для детей. - Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во», 2004 - 128 с.: ил.

Краеведение. Челябинская область. 7 кл.: учебник для основной школы/ под ред. Г.С. Шкребня. - 2-е изд. - Челябинск: АБРИС, 2011. - 144с.

Курлаев Е.А.. Институт истории и археологии УрО РАН, 1998-2004.

Л96 - Лютов В.В. Забытые тайны Южного Урала/В.В. Лютов, О.В. Вепрев. - Челябинск: Книга, 2011.- 288с.:ил.

Металлургические заводы Урала XVII-XX вв.

Образ Урала в документах и литературных произведениях (от древности до конца XIX века)/ Сост. Е.П. Пирогова. - Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2008. - 384с., ил.

Ч 39 - Человек пришел на Урал: мифы и легенды, были и былички, записанные юными летописцами в уральских селах и деревнях. - Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство «Сократ», 1998, 160с., (сер.«Летопись уральских деревень»).

Энциклопедия. УроРАН, Академкнига; Ект, 2001; ISBN: 5-93472-057-0

http ://stonecarving .ru /kamnereznoe -iskusstvo -urala -istoriya -s -prodoljeniem .html

http://www.arkur.ru/plants/Krasnoborskiy.html

Численность населения в разных районах страны изменяется также в связи с переездом людей из одного постоянного места жительства в другое (внутренние миграции).

Наиболее многочисленны и постоянны миграции населения из сельской местности в города.

Существует также переселение между сельскими населенными пунктами.

Значительны миграции из малых городов в крупные. В довоенные годы переселение шло на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток, где осваивались месторождения полезных ископаемых и строились заводы.

Численность населения составляет 20,5 млн человек.

В настоящее время в Уральском экономическом районе насчитывается 140 городов, в которых проживает 75 % населения, – это один из самых высоких показателей по стране.

Четыре города имеют население свыше миллиона человек: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь.

Вокруг этих городов сформировались крупнейшие городские агломерации, сосредоточивающие 34 % населения Урала и занимающие около 10 % его территории.

Наиболее урбанизированными являются Свердловская и Челябинская области, где в городах и поселках городского типа проживает соответственно 87 и 83 % населения.

Плотность населения высока – 24,9 человек на один квадратный километр, при этом наиболее густо заселены Челябинская область (41,4 чел./км 2) и Удмуртия (38,7 чел./км 2), наименее – Курганская и Оренбургская области (15,6 и 17,7 чел./км 2 соответственно), но даже в этих областях плотность населения выше средней по стране.

2. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства

В структуре хозяйственного комплекса Уральского экономического района ведущую роль играет промышленность.

Топливно-энергетический комплекс обеспечивает функционирование всех отраслей хозяйства. Особенно важно его развитие на Урале, где сконцентрированы многие тепло– и энергоемкие производства. Урал относится к числу районов с низкой обеспеченностью топливно-энергетическими ресурсами.

Традиционная отрасль для Урала – угольная промышленность, но угольные месторождения истощаются, закрываются шахты и карьеры.

Собственная добыча угля обходится дороже, чем использование привозных углей; ввозятся как коксующиеся угли, так и энергетические (из Кузбасса).

Большое значение в настоящие время имеет добыча нефти и газа, которая, тем не менее, не покрывает потребности Уральского экономического района. На базе Оренбургского газоконденсатного месторождения сформировался Оренбургский ТПК, откуда газ поступает в центральные районы России и на экспорт.

Создана мощная нефтеперерабатывающая промышленность, наиболее крупные заводы по переработке нефти расположены в Уфе, Саловате, Перми.

Объединенная Уральская энергосистема – одна из крупнейших в стране, ее основа – теплоэнергетика, базирующаяся на угле и природном и попутном газе. Она представлена Рефтинской (3,8 млн кВт), Троицкой (2,5 млн кВт), Ириклинской (2,4 млн кВт), Южно-Уральской ГРЭС и др.

Развита и гидроэнергетика – самые крупные ГЭС построены на Каме: Воткинская и Камская; имеются несколько меньших по мощности гидроэлектростанций. На Урале есть атомная электростанция Белоярская с мощным реактором на быстрых нейтронах. Дальнейшее укрепление энергетической базы Уральского экономического района связано с вводом в действие строящейся Пермской ГРЭС (4,8 млн кВт), расширением Рефтинской ГРЭС, строительством Башкирской и Южно-Уральской АЭС.

Электроэнергия также будет поступать по ЛЭП Экибастус – Урал (из Казахстана), а в будущем и из Западной Сибири и Канско-Ачинского ТПК.

Для снабжения углем электростанций Урала разрабатывается проект углепровода Кузбасс – Урал протяженностью 2400 км .

Черная металлургия Уральского экономического района представлена всеми стадиями производства, начиная от добычи и обогащения железных руд до выплавки чугуна, стали и проката. Это одна из важнейших отраслей рыночной специализации района. В структуре основных фондов Урала на долю черной металлургии приходится примерно 1/3 .

Как уже отмечалось, Урал не покрывает своих потребностей в железной руде собственной добычей, руды дополнительно ввозятся из Курской магнитной аномалии, с Кольского полуострова (на расстояние 3000–3500 км), а также из Казахстана (Соколовско – Сарбайские), что значительно ближе. Однако проблема снабжения металлургии Урала железорудным сырьем осложняется в связи с переходом Карагандинского металлургического комбината (Казахстан) на снабжение с Соколовско – Сарбайского ГОКа. Поэтому ставится задача более полной разработки собственных ресурсов железных руд. На базе Качканарской группы месторождений работает один Качканарский горнообогатительный комбинат, строится второй. Возрастает добыча Бакальских и Орско-Халиловских руд, в дальнейшем будет осуществляться добыча руд, залегающих на значительных глубинах (Серовское, Глубочевское и другие месторождения).

Большое значение придается также активизации геологопоисковых работ на севере Уральских гор. Марганцевые руды на Урале пока не добываются, хотя их запасы довольно значительны – 41,3 млн т (Североуральский марганцевый бассейн в Свердловской области). До последнего времени ферромарганец и силикомарганец поставлялись с Украины, из Казахстана – товарная руда. На Урале есть запасы и хромитовых руд (Сарановская группа месторождений), но они используются для производства огнеупоров вследствие низкого содержания оксида хрома и высокого содержания кремния. Для выплавки феррохрома применяются хромиты из Казахстана.

Коксующихся углей в районе нет, поэтому технологическое топливо – привозное, поступает из Кузнецкого угольного бассейна.

В целях сокращения потребностей Урала в коксующемся угле предполагается шире применять новые технологии: использовать природный и попутный газ, некоксующийся уголь и пр.

Урал отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Основной тип предприятий – предприятия полного цикла, выпускающие чугун, сталь и прокат. Наиболее крупные из них – Магнитогорский, Нижнетагильский, Орско-Халиловский (Новотроицк) комбинаты и Челябинский металлургический завод – дают почти 80 % чугуна и 70 % стали, добываемых в районе. Другие предприятия полного цикла находятся в Чусовом, Серове, Алапаевске, Белорецке и других центрах.

Значительно развита на Урале и передельная металлургия, в основном на старых заводах, которые по количеству преобладают в районе. Производятся также ферросплавы, как доменные (Чусовой), так и выплавляемые электротермическим путем (Челябинск), трубопрокат (Первоуральск, Челябинск). Только на Урале имеется выплавка природнолегированных металлов (Новотроицк). Металл, производимый предприятиями Урала, отличается высоким качеством и относительно низкой себестоимостью .

Высокая концентрация металлургического производства имеет помимо положительных сторон (снижение себестоимости продукции и пр.) и крайне отрицательные последствия: резкое ухудшение экологической ситуации, проблемы водоснабжения, расселения населения, транспорта и др. Поэтому дальнейшее наращивание мощностей металлургических предприятий нецелесообразно, особенно на южном Урале, страдающем от недостатка водных ресурсов, где в настоящее время сосредоточено основное производство.

Важное направление дальнейшего развития черной металлургии Урала – техническое перевооружение действующих предприятий, ускоренное внедрение достижений НТП. Осуществляется строительство кислородно-конверторных цехов на Магнитогорском и Нижнетагильском комбинатах, электросталеплавильных производств с машинами непрерывного литья заготовок на Орско-Халиловском комбинате, Челябинском, Серовском, Алапаевском заводах. Реконструируются все трубные заводы.

Цветная металлургия также является отраслью рыночной специализации Уральского экономического района, отличается очень высоким уровнем развития, представлена производством меди, цинка, никеля.

Ведущее место занимает медная промышленность, сырьевой базой которой служат медно-колчеданные руды, залегающие вдоль восточного склона Урала. Добыча ведется в основном на Южном Урале.

В ближайшее время начнется эксплуатация месторождений качественных руд меди на северном Урале (в Ивдельском районе), отличающихся повышенным содержанием основных и попутных компонентов, низким содержанием вредных примесей; возможна открытая добыча. Предприятия по выплавке черновой меди сосредоточены в районах добычи руд: в Красноуральске, Кировграде, Ревде, Карабаше, Медногорске. Последующая стадия обработки меди – ее рафинирование – осуществляется на электролитических заводах в Кыштыме и Верхней Пышме. При выплавке меди образуются отходы, используемые в химической промышленности: для производства серной кислоты, суперфосфата (например, на Медногорском медно-серном комбинате). Так как медные руды обычно многокомпонентные и содержат кроме меди цинк, золото, кадмий, селен и другие элементы (до 25), медные заводы производят помимо меди другие металлы или их концентраты.

На Урале осуществляются добыча и обогащение никелевых руд, выплавка металлического никеля, металлоизделий. Производство никеля сосредоточено в районах добычи руд: в Южном Зауралье (Орск), Уфалейском районе. Новый горнометаллургический комбинат построен на базе Буруктальского месторождения. Кроме никеля он включает производство кобальта и железного концентрата, на нем осуществляется утилизация отходов для химических целей.

Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. Алюминиевые заводы: Богословский (г. Краснотурьинск), Уральский (город Каменск-Уральский) и др. Дальнейшее развитие алюминиевой промышленности на Урале связано с укреплением его энергетической базы, так как выплавка металлического алюминия – очень энергоемкое производство.

Энергоемким является также производство титана и магния. На Урале оно представлено Березниковским титаномагниевым комбинатом и Соликамским магниевым заводом, которые базируются на карналлитах Верхнекамского соленосного бассейна .

Для производства цинка в Уральском экономическом районе используются как местное сырье, представленное медно-цинковыми рудами, так и привозные концентраты. Крупный центр цинковой промышленности – Челябинск.

Машиностроение Урала – крупная отрасль его рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства Уральского экономического района. В настоящее время в районе работают почти 150 машиностроительных предприятий, представляющих все подотрасли машиностроения. Здесь развиты: тяжелое машиностроение (производство горнометаллургического оборудования, химического и нефтехимического оборудования), энергетическое (производство турбин, паровых котлов и др.), транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение. Наиболее быстро развивается электротехническое машиностроение, приборостроение, станкостроение.

Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией. Основные центры тяжелого машиностроения: Екатеринбург («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш», заводы бурового и металлургического оборудования и др.), Орск (оборудование для металлургии и горнорудной промышленности), Пермь (горношахтное машиностроение), Уфа (завод горного оборудования), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и др. Оборудование для нефтяной и газовой промышленности производится в Салавате, Бузулуке, Троицке и др.

Урал – не только металлургическая база для тяжелого машиностроения, но и крупный потребитель его продукции.

Ведущий центр производства турбин – Екатеринбург. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение развито в Челябинске (тракторный завод, производство автотракторных прицепов и пр.), в Кургане («Кургансельмаш»), Орске и других городах.

Транспортное машиностроение представлено вагоностроением (Нижний Тагил, Усть-Катав), производством легковых (Ижевск) и большегрузных (Миасс) автомобилей, автобусов (Курган), мотоциклов (Ижевск, Ирбит), судостроением (Пермь), судоремонтом (Соликамск). Предприятия приборостроения, станкостроения, электротехнической промышленности работают во многих промышленных центрах Урала: Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Кургане, Оренбурге и др.

Для машиностроения Уральского экономического района так же, как и для всей промышленности, характерны чрезмерная концентрация в крупных городах, недостаточная специализация, универсализм многих предприятий, распыленность вспомогательных и ремонтных производств, замедленное внедрение достижений НТП, сохранение старой техники и технологии.

Химическая промышленность – отрасль рыночной специализации Урала – обладает мощной сырьевой базой, использует нефть, попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан, отходы черной и цветной металлургии, лесной промышленности. Уральский экономический регион – один из ведущих в стране по развитию химической промышленности, которая представлена здесь всеми важнейшими производствами: минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, соды, серной кислоты и др.

Урал одновременно является и крупным потребителем продукции химической промышленности.

Наибольшее значение имеет производство минеральных удобрений, среди которых выделяются калийные. Калийные удобрения вырабатываются в районе добычи сырья (Верхнекамского соленосного бассейна). Основные центры расположены в Пермской области (Березники, Соликамск) .

Предприятия по производству азотных удобрений размещаются в районе добычи угля и поваренной соли – в Березниках, работают в комплексе с металлургическими заводами (используют коксовый газ) – в Магнитогорске, Нижнем Тагиле; в районе нефтепереработки (применяют ее отходы) – в Салавате.

Фосфатные удобрения выпускаются в Перми, Красноуральске на основе привозных хибинских апатитов.

При производстве минеральных удобрений используется серная кислота. Сернокислотная промышленность Урала базируется как на ископаемом сырье (серный колчедан), так и на отходах цветной металлургии (Ревда, Кировград) и других отраслей.

Содовая промышленность приближена к месторождениям поваренной соли, а также комбинируется с производством калийных удобрений при наличии известняков и угля. Основные центры на Урале – Березники и Стерлитамак.

Химия органического синтеза представлена производством синтетических смол и пластмасс (Екатеринбург, Уфа, Салават, Нижний Тагил), синтетического каучука (Стерлитамак, Чайковский), шин (Екатеринбург) и другой продукции. Эта отрасль использует как местные, так и поступающие из Западной Сибири нефть и газ.

Предприятия нефтехимии могут сочетаться с нефтепереработкой, а могут быть самостоятельными: «Пермнефтеоргсинтез», «Салаватнефтеоргсинтез» и др.

Химическая промышленность имеет типичные для Урала проблемы:

1) чрезмерную концентрацию производства;

2) недостаток воды;

3) дефицит топливно-энергетических ресурсов.

Лесная промышленность – отрасль рыночной специализации Уральского экономического района – работает на собственной сырьевой базе, представлена всеми стадиями производства начиная от заготовки древесины до выпуска конечной продукции (бумага, спички, фанера, мебель, домостроение и др.). Развита химическая переработка древесины и ее отходов.

Важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности расположены в Пермской и Свердловской областях (Серов, Пермь, Соликамск и др.). Лесозаготовки ведутся преимущественно в южных и центральных частях этих областей, хотя основные лесные массивы находятся на севере.

Большое значение имеет целлюлозно-бумажная промышленность Урала, предприятия которой также расположены в Пермской (Краснокамск, Красновишерск, Соликамск) и Свердловской (Новая Ляля) областях.

Основные направления дальнейшего развития лесной и целлюлозно-бумажной промышленности: постепенный сдвиг в северные районы Урала, повышение комплексности в использовании лесных ресурсов, увеличение химической и химико-механической переработки древесины, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий.

Строительная индустрия на Урале опирается на собственную сырьевую базу. Это один из ведущих районов по производству цемента, который вырабатывается как на основе природного сырья, так и на основе отходов черной металлургии. Крупнейшие центры цементной промышленности – Магнитогорск, Еманжелинск (Челябинская область). Значительная роль принадлежит Уралу и в производстве сборного железобетона, домов в панельном исполнении, кирпича, гипса, щебня и другой продукции, которая поступает во многие регионы страны. Строительные организации Уральского экономического района помогают осваивать месторождения нефти и газа в Западной Сибири, строить многие объекты в других районах. В составе легкой промышленности Уральского экономического района выделяется кожевенно-обувная, построены также предприятия текстильной промышленности, например Чайковский комбинат шелковых тканей в Пермской области. Распространена швейная промышленность. Развитие легкой промышленности в регионе позволяет решать проблему использования ресурсов женского труда в районах концентрации тяжелой промышленности .

Отрасли агропромышленного производства

Специализация сельского хозяйства Урала – зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства (молоко, мясо, шерсть). Наиболее развито сельское хозяйство в Башкортостане и Оренбуржье.

В структуре посевных площадей Урала наибольший удельный вес занимают зерновые культуры (около 65 %), а также кормовые (свыше 32 %). Выращиваются также картофель, овощи, лен-долгунец, подсолнечник, сахарная свекла. Доля технических культур в посевах невелика – немногим более 1,5 %, что связано с их высокой трудоемкостью. Основные посевы зерновых сосредоточены в Оренбургской области и в Башкортостане.

В структуре сельскохозяйственного производства Урала преобладает животноводство: на севере – молочное скотоводство, птицеводство, на юге района – мясо-молочное и мясное животноводство, овцеводство, растет роль свиноводства.

Важная задача, стоящая перед сельским хозяйством Урала, – повышение урожайности зерновых культур и продуктивности скота. Пищевая промышленность района представлена мукомольными и молочными заводами и комбинатами, мясокомбинатами. Основную роль играет мясная промышленность.

Транспорт

Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района в территориальном разделении труда, а с другой – высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до 60 %).

В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт. Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Построена меридиальная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Предлагается построить Западно-Уральскую меридиальную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряженность дорог.

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов.

Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.

Велика роль трубопроводного транспорта, через Урал проходят нефте– и газопроводы из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж.

Уральский район осуществляет разнообразные экономические связи со многими регионами.

Из восточных районов Урал получает в основном сырье и топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами, причем вывоз превышает объем ввоза.

Наиболее тесные связи – с соседними экономическими районами: Западно-Сибирским и Поволжским.

Западная Сибирь поставляет Уралу кокс, нефть, газ, в перспективе – электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы.

Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией химии и машиностроения, поставляет продукты питания.

Довольно значительную роль Урал играет и во внешней торговле. Он поставляет за рубеж калийные соли, металлургическое оборудование, бульдозеры, экскаваторы, мотоциклы, природный газ.

Территориальная организация хозяйства

В Уральском экономическом районе выделяются три подрайона: Среднеуральский (Свердловская область), Западно-Уральский (Башкортостан и Удмуртия, Пермская область), ЮжноУральский (Оренбургская, Курганская, Челябинская области).

Среднеуральский подрайон специализируется на металлургии, черной и цветной, тяжелом и энергетическом машиностроении, химической и лесной промышленности. Это самый мощный промышленный район Урала.

Западно-Уральский подрайон выделяется нефтедобывающей и нефтехимической промышленностью, транспортным машиностроением и станкостроением.

Южно-Уральский подрайон отличается развитой черной и цветной металлургией, тракторостроением. В Оренбургской области формируется крупный газопромышленный ТПК. Этот подрайон занимает ведущее место в сельскохозяйственном производстве Урала.

Отрасли промышленности Уральского экономического района

Промышленные комплексы. Отрасли главной специализации Уральского района входят в состав ТЭК, металлургического и ма­шиностроительного промышленных комплексов. В качестве отраслей дополнительной промышленной специализации Урала можно выделить химическую и нефтехи­мическую и промышленность строительных материалов.

Черная металлургия - первая по значению и старейшая от­расль, на которую приходился почти 21% всей продукции Ура­ла. Удельный вес Урала в России: по добыче железной руды около 20%, по выплавке стали и чугуна, а также производству го­тового проката - свыше 40%.

Добыча железной руды ведется, в основном, на Качканарском ГОК в Свердловской обл. на базе наиболее круп­ных железорудных запасов Урала, а также в Челябинской обл. Недостающее количество железорудного концентрата поступает на Урал из Казахстана, а также из ЦЧЭР. Коксующиеся угли поступают в район из Кузбасса и в неболь­шом количестве - из Печорского угольного бассейна.

Черно-металлургический комплекс района в составе наиболее крупных комбинатов полного цикла - Нижне-Тагильского в Сверд­ловской обл., Орско-Халиловского (Новотроицкого) в Орен­бургской обл. и Магнитогорского в Челябинской обл., а также Челябинского металлургического завода сосредоточивает свыше 1/3 производства стали и готового проката в России. Здесь так­же сконцентрировано 60% производства стальных труб в стране (в том числе 2/3 в Свердловской обл. - на Первоуральском ново­трубном заводе и 1/3 - на Челябинском трубном заводе).

Черная металлургия Урала - экспортно-ориентированная от­расль. Магнитогорский комбинат проявляет наиболее высокую активность в экспорте стального проката.

Цветная металлургия динамично развивается в районе в ус­ловиях стабильного спроса на цветные металлы на мировом рынке. Производство цветных металлов (алюминия, меди, цин­ка, никеля, титана и магния) осуществляется в Свердловской обл. (алюминия - на Богословском и Уральском алюминиевых за­водах, меди - на Красноуральском и Кировоградском медепла­вильных комбинатах, а также никеля - в Реже), в Челябинской обл. (цинк, рафинированная медь, никель), в Оренбургской обл. (медь, никель) и в Пермской обл. (производство магния и титано­вого концентрата).

Машиностроение Урала производило около 17% промышлен­ной продукции района и сосредоточено более чем на 150 круп­ных предприятиях, представляющих различные подотрасли. Тя­желое машиностроение развито в Свердловской обл. (заводы «Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш»), Пермской обл. (производство горно-шахтного оборудования), Оренбургской обл. (оборудование для металлургического и горнодобывающего комплексов) и в Республике Башкортостан (завод горного обо­рудования в Уфе). Тяжелое машиностроение отличается наиболь­шей металлоемкостью.

Транспортное машиностроение развито в Челябинской обл., где производят грузовые автомобили (Миасс), вагоны (Усть-Катав), дорожная техника - бульдозеры, автофейдеры, экскавато­ры, а также тяжелые тракторы. Грузовые и легковые автомобили делают на заводах АО «Ижмаш» в Ижевске в Удмуртии. Там же выпускают мотоциклы (Ирбит). В Курганской обл. производят автобусы, в Оренбургской (Орск) - транспортные прицепы, в Свердловской - вагоны большей грузоподъемности (Нижний Тагил).

На станкостроении и выпуске оружейной техники специа­лизируются предприятия в Свердловской и Челябинской обл. и в Удмуртии. В Удмуртии издавна налажен выпуск стрелкового оружия.

Авиамоторы производят в Пермской обл., где также намечен выпуск электротехнического оборудования.

По производству сельскохозяйственной техники выделяется Курганская обл.

Точное машиностроение - электронная промышленность и радиотехника - наиболее развито в Удмуртии.

Машиностроительный комплекс Урала перенасыщен пред­приятиями ВПК, что существенно осложняет их конверсию и тре­бует крупных инвестиций.

Доля Урала в производстве и сбыте на внутрироссийском рын­ке металлорежущих станков, экскаваторов, оборудования для хи­мической промышленности и сельского хозяйства составляет от 20 до 40%.

На Урале имеются значительные мощности для производства товаров народного потребления в машиностроительной отрасли, что позволяет выпускать до 30% холодильников и стиральных машин, 70% мотоциклов в России. Выпуск товаров народного по­требления может быть восстановлен до прежнего уровня и далее увеличен за счет конверсии оборонного комплекса.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Урала - один из самых мощных в стране. По производству электроэнергии район находится на третьем месте после Центра и Восточной Сибири, В составе электростанций Урала: 90% тепловых станций (в их числе Ириклинская, Рефтинская, Троицкая, Среднеуральская, Южно-Уральская, крупнейшая Пермская ГРЭС (4,8 млн кВт) и др.), две крупные ГЭС (Камская и Боткинская) и одна атомная - Белоярская, работающая на быстрых нейтронах.

Нефтеперерабатывающая промышленность представлена крупными НПЗ, работающими в Уфе, Салавате, Перми, Орске и других городах.

Добыча газа сосредоточена, в основном, в Оренбургской обл. В Оренбурге создан крупный газохимиче­ский комплекс, на базе которого производят серу, стабильный конденсат, сжиженные газы, гелий, этан. В Оренбург также по­ступает для переработки высокосернистый газ из Карачаганакского месторождения в Казахстане.

Добыча угля на Урале постоянно снижается из-за высокой се­бестоимости и невысокого спроса на него.

Химическая промышленность характеризуется 15-35% удельным весом в России по выпуску серной кислоты, кальцини­рованной соды, минеральных удобрений.

Пермская обл. занимает ведущее место по производству ми­неральных удобрений, в основном калийных, получаемых на базе ресурсов крупнейшего в мире Верхнекамского соленосного бассейна. Крупнейшие предприя­тия области по выпуску различных минеральных удобрений - «Уралкалий», «Сильвинит», «Азот». Азотные удобрения выпус­кают также в Магнитогорске и Нижнем Тагиле на базе использо­вания металлургического коксового газа. Фосфатные удобрения производят в г. Красноуральске Свердловской обл. из привозных хибинских апатитов. Сернокислотная промышленность развивается на основе ме­стных ресурсов серного колчедана и отходов металлургии (цент­ры в Ревде и Кировограде Свердловской обл.). Урал также круп­ный производитель продукции органического синтеза, наиболее известные центры: Уфа, Салават, Пермь.

На территории Челябинской обл., в г. Снежинске, находится один из важнейших центров исследований и опытного производ­ства в области атомной промышленности - горно-химический комбинат «Маяк». Деятельность этого предприятия стала при­чиной серьезных экологических проблем, связанных с образова­нием в результате аварии, случившейся в 1970-е гг., челябинско­го радиоактивного следа.



Лесной комплекс. На предприятиях этого комплекса произво­дилось около 11% деловой древесины, 15% пиломатериалов, 17% бумаги в России. Предприятия лесной промышленности выпус­кают продукцию, в основном, для внутреннего потребления и рас­положены в промышленных центрах Пермской и Свердловской обл. (ЦБК в Краснокамске, Соликамске, Красновишерске, пред­приятия деревообработки в Перми и Серове).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство - важ­ная отрасль экономики Урала, на современном этапе производя­щая до 15% всей агропродукции в России (второе место в стране после Центрального района

Основные направления специализации сельского хозяйства Урала: зерноводство (в основном, производство яровой пшеницы), пригородное овощеводство и молочно-мясное животноводство, включая свиноводство и птицеводство, мясомолочное животноводство. Определенная специализация существует в производстве и переработке сельскохозяйственного сырья на предприятиях пи­щевой промышленности. Так, Оренбургская и Курганская обл., Рес­публика Башкортостан занимают ведущее место в производстве зерновой, сыро-молочной продукции, мясных и колбасных изделий. Пищевая промышленность составляет 13% в структуре промыш­ленного производства Курганской обл. и 8% - Удмуртии, а в Коми-Пермяцком АО - почти 21%.

Транспортный комплекс. Транспортное значение Урала оп­ределяется его ролью связующего и распределительного узла между западной и восточной частями России. Грузонапряжен­ность на отдельных железнодорожных и автомобильных ма­гистралях района в 3-4 раза выше средней по стране. В районе г. Екатеринбурга находится один из крупнейших в России аэропортов Кольцово.

Эксплуатационная протяженность железных дорог более 4,7 тыс. км (перевозят около 40% грузов), автомобильных - около 93 тыс. км и водных путей - 4,7 тыс. км.

Разветвленная сеть нефте- и газопроводов связывает Урал с Западной Сибирью, Средней Азией, Казахстаном и европейской частью России.

Наиболее тесные связи Урал имеет с соседними районами - Западно-Сибирским и Поволжским, а также Казахстаном. С вос­тока и юга в район поступают уголь, нефть, газ, электроэнергия, железная руда, в том числе из Казахстана по импорту. Урал вывозит в другие районы, в основном, продукцию перерабаты­вающих отраслей - черные и цветные металлы, машины и раз­личное оборудование.