Платежная система: ее основные задачи и принципы. Основные участники платежной системы

Платежной системой будем называть совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.
Таким образом, с организационной точки зрения ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В состав платежной системы также входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.
"Процессинговый центр - специализированная сервисная организация - обеспечивает обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В противном случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы. Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую персонализацию. Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.
Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками платежной системы при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и в других случаях."
Рассмотрим основных участников платежной системы и положение банка, которое он может занимать.
Основные участники системы карточных расчетов:

  • владелец карточки;
  • банк-эмитент;
  • предприятие торговли или сферы услуг (торговец);
  • банк-эквайр (банк обслуживающий торговое предприятие);
Права и обязанности сторон в системе карточных расчетов.
Владелец карточки:
может использовать карточку для оплаты товаров или услуг, предлагаемых другими участниками карточного соглашения, а так же получения у банка кредита в налично-денежной форме в пределах установленного лимита может погасить свою задолженность банку по покупкам в течении льготного периода без уплаты процентов может воспользоваться продленным кредитом банка (за пределами льготного периода с уплатой установленных процентов) обязан погасить долг и проценты в соответствии со схемой, определяемой соглашением.
Банк эмитент карточки может одновременно быть и эквайером, тогда его функции будут включать:
выдача карточки после тщательной проверки финансового положения и оценки кредитоспособности клиента открытие владельцу карточки специальный счет, на котором учитываются все операции с карточкой ежемесячно предоставлять клиенту выписку с указанием размеров задолженности, сумм и сроков погашения долга оплачивать счета торгового предприятия по покупкам сделанным с применением карточек за вычетом комиссионных сборов (дисконта) отказ от оплаты торговых счетов, если нарушены какие-либо условия соглашения (например превышен лимит покупки без соответствующего разрешения на это банка эмитента).
Если же банк является лишь банком-эквайером, то его функции заключаются в следующем:
  • Обработка счетов, предоставленных в банк торговцем по операциям с карточками;
  • Обмен информацией о сделках и уплата комиссионных в пользу банка-эмитента;
  • Рассмотрение заявок торговцем на присоединение к системе расчетов, анализа кредитоспособности новых и уже имеющихся торговцев, проверка торговцев, подозреваемых в мошенничестве;
  • Маркетинг, помощь торговцам в приобретении оборудования для пластиковых карточек;
Банк-эмитент выполняет следующие функции:
  • Выпуск карточек (кодирование и запись персональных данных владельца карточки, высылка карточки клиенту, возобновление карточки);
  • Анализ кредитоспособности (оценка финансового положения заявителя, открытие карточного счета, определение кредитного лимита);
  • Авторизация (ответ на запрос торговца о возможности совершения сделки);
  • Биллинг (подготовка и высылка владельцу карточки выписки с указанием сумм и сроков погашения задолженности);
  • Взыскание просроченной задолженности и контроль превышения кредитного лимита;
  • Работа с клиентами;
  • Обеспечение безопасности и контроль за мошенничеством;
  • Маркетинг.
Эмиссия карточек. Это отнюдь не техническая функция. Положительное решение по заявке клиента на получение карточки выносится после тщательного изучения его финансового положения и оценки риска неплатежа. Если результаты анализа неблагоприятны для клиента, ему могут предложить дебетовую карточку для снятия наличных денег со счета. Если же кредитоспособность клиента оценена положительно, вся существующая о нем информация вводится в компьютер. В него заносится фамилия и имя клиента, его постоянный адрес, номер в системе социального страхования, кредитный лимит, номер карточного счета и срок возобновления карточки. Одновременно подготавливается магнитная лента, необходимая для изготовления карточки клиента.

Национальная система платежных карт РФ была образована на основании Федерального закона № 112 от 5 мая 2014 года. Целью ее формирования выступает обеспечение доступности, эффективности и бесперебойности оказания услуг, касающихся перевода денежных средств. Рассмотрим далее, как действует национальная система платежных карт РФ.

Историческая справка

Создание началось в 1990 году. В 1992 стали проводиться с использованием элементов STB Card. К 1993 году была сформирована платежная система "Юнион кард". К 1999 она объединила 457 банковских организаций и их подразделений. Участники системы выпустили больше 3 000 000 платежных карт. В конце 1993 года была сформирована "Золотая корона". К 2014 г. эта платежная система объединила порядка 87 банков, выпустивших больше 8 млн карт. В октябре 1994 года был образован Координационный комитет. Инициатива по его созданию принадлежала Московскому ГТУ Банка России. Комитет был сформирован, прежде всего, для своевременного выявления проблем в действовавших межбанковских расчетах. Это позволило бы оказывать эффективное влияние на устранение сложностей, обеспечивать обмен мнениями с банковскими организациями, касающимися информационного взаимодействия. В качестве одного из важнейших направлений деятельности Комитета выступало формирование и совершенствование системы пластиковых карт в Москве.

Предпосылки к образованию

Проанализировав мировой опыт, Московский ГТУ пришел к выводу, что у РФ есть уникальная возможность, используя международную практику, прежде всего Франции, пойти по более короткому пути. Для этого необходимо было объединить усилия банковских организаций. Московское ГТУ видело свою роль в этом процессе в координации деятельности участников на формирование единой системы карт в г. Москве. Однако большинство крупнейших банковских организаций владеет сетью филиалов, расположенных в различных регионах РФ. При их объединении платежная система приобрела бы национальный масштаб.

Рабочая группа

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, переместило центр своей деятельности в исполнительный орган Банка России. В Рабочей группе состояло более двадцати специалистов. Кроме непосредственно Банка России они представляли Московское ГТУ, Ассоциацию отечественных банковских организаций. В числе членов Рабочей группы находились и крупнейшие объединения страны. К ним, в частности, относились Сбербанк, "Агропромбанк", "Инкомбанк", СБС-Агро" и прочие. В Рабочей группе осуществляло свою деятельность и Фед. агентство ФАПСИ. В исполнительном органе в количественном плане преимущественно находились представители кредитных компаний.

Направления деятельности Рабочей группы

Усилия органа были ориентированы на решение следующих задач:


Проект документации был разработан и направлен на рассмотрение руководству Банка РФ. Впоследствии (после прекращения деятельности Рабочей группы) он был доработан и утвержден. Этот документ явился первым актом, посредством которого регулировалась Национальная система платежных карт (НСПК). Относительно второго вопроса активная деятельность Рабочей группы пришлась на середину 1996 года. В этот момент орган вышел на этап разработки и формирования пилотного проекта, по которому должна была действовать Национальная система платежных карт. НСПК, по оценкам экспертов Мирового валютного фонда, потребовала бы 5 млн долларов США. Этих средств должно было хватить на внедрение сети. По условиям Валютного фонда 50% указанной суммы выделялось непосредственно им самим, а оставшуюся половину должна привлечь РФ из своих источников. Кредитные компании, которые присутствовали в составе Рабочей группы на тот момент, готовы были финансировать 50% проекта. Свое согласие они подтвердили официальными письмами. Но, поскольку руководство Банка РФ решило сосредоточить свои силы на разработке других направлений развития платежной системы, к середине 1996 года функционирование других органов при Международном комитете, а также непосредственно самой Рабочей группы было прекращено. Усилия управления были прежде всего ориентированы на формирование проектов по переводам крупных сумм и массовых операций с деньгами.

2000 годы

Для того чтобы Национальная платежная система России начала функционировать, была необходима нормативная база. На момент начала разработки проектов ее не было. В этой связи в начале 2000 гг. был принят ряд законов. Однако в процессе утверждения норм было потеряно несколько важных пунктов. На следующей стадии задача по финансированию проекта уже не стояла. Однако банки не могли прийти к единому мнению о том, кто именно будет получать с него прибыль. Огромный рынок уступать ни одна организация не хотела. Этот сектор приносил значительные доходы с комиссий по проведению транзакций. Пока российские банки договаривались, рынок был разделен международными системами платежей "Мастер-кард" и "Виза". Некоторые отечественные финансовые компании сформировали партнерские группы. Клиенты этих банков обслуживались в банкоматах всего объединения. Крупнейшей группой считается "Объединенная расчетная сеть". В ней участвуют банкоматы порядка 100 банков.

Национальная платежная система России: следующий этап

В 2010 году проводилась разработка Федерального закона, регулировавшего предоставление муниципальных и государственных услуг. Его нормы предусматривали, что начнет действовать Национальная платежная система России, и будет запрещена обработка отечественных транзакций за рубежом. Однако на этот факт обратили внимание члены американского посольства в Москве. Им стало ясно, что в случае оставления законопроекта без изменений компании "Мастер-кард" и "Виза" потеряют рынок с доходом порядка 4 млрд долл. США. По этому поводу послами была составлена депеша, обращенная к высокопоставленным Америки. В тексте сотрудники рекомендовали воспользоваться встречами с коллегами из РФ с целью оказания на последних давления для изменения законопроекта. Таким образом обеспечивались бы гарантии защиты интересов американских компаний, исключалась возможность нанесения им ущерба. В опубликованном акте отсутствовал запрет на обработку отечественных транзакций за границей.

ФЗ "О Национальной платежной системе"

Он был принят в 2011 году. ФЗ "О Национальной платежной системе" описывает сеть как совокупность операторов, осуществляющих переводы денежных средств. В Законе устанавливаются основные понятия, регулируется порядок оказания соответствующих услуг. Нормативный акт определил правила, по которым должна функционировать Национальная платежная система. Структура сети формировалась на основании изложенных в законе требований. Вместе с этим был определен порядок, по которому осуществлялся бы надзор и координирование. Однако ФЗ не предусматривал создания системы отечественных платежных карт и запрета на обработку транзакций РФ за рубежом.

Важные решения

Они были приняты в 2011 году. Эти решения касались создания электронной универсальной карты, исключающих участие в этом процессе международных систем "Мастер-кард" и "Виза". При этом Сбербанк пообещал предпринять меры по нейтрализации "лоббистов указанных сетей в органах власти РФ". К началу 2013 года ЦБ сформировал реестр операторов. В эту базу были внесены все платежные системы, которые работали в России. В их числе были выделены те, которые имели особую социальную значимость. К ним, в частности, были отнесены: Contact, сети "ВТБ" и Сбербанка, "Золотая корона", "Мастер-кард", "Виза".

2014 г.

В марте указанного года США против РФ введены санкции в связи с включением в состав последней Крыма. "Мастер-кард" и "Виза" второй раз в истории прекратили обслуживание карт ряда отечественных банков в некоторых банкоматах и торговых точках международной сети. В этой связи снова встал вопрос о том, что в РФ должна быть своя Национальная платежная система. России необходима собственная сеть, независимая от состояния отношений на мировой арене. В этой связи была начата подготовка ряда поправок в принятый Закон. Они должны были способствовать информационному и инфраструктурному замыканию процесса осуществления переводов денежных сумм внутри РФ. Это означает, что клиринговые и операционные центры - субъекты Национальной платежной системы - должны находиться непосредственно на территории страны. Вместе с этим, в Законе предусматривается запрет на предоставление доступа и передачу информации зарубежным странам к сведениям о внутригосударственных транзакциях в РФ.

В конце марта 2014 года началось активное обсуждение реализации необходимых мероприятий. Президент В. В. Путин одобрил формирование Национальной системы, распорядившись как можно быстрее приступить к ее разработке и внедрению.

Участниками платежной системы могут стать следующие организации при условии их присоединения к правилам платежной системы в порядке, установленном правилами платежной системы:

В случае заключения между операторами платежных систем договора о взаимодействии платежных систем участниками платежной системы могут являться центральный платежный клиринговый контрагент и (или) расчетный центр другой платежной системы, действующие по поручению оператора такой платежной системы.

Участниками платежной системы могут являться международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки.

Правилами платежной системы должно быть предусмотрено прямое участие в платежной системе и может быть предусмотрено косвенное участие в платежной системе.

Правилами платежной системы могут быть предусмотрены различные виды прямого и косвенного участия в платежной системе.

Прямое участие в платежной системе требует открытия в расчетном центре банковского счёта организации, становящейся прямым участником, в целях осуществления расчёта с другими участниками платежной системы.

Прямыми участниками платежной системы могут являться только операторы по переводу денежных средств, включая операторов электронных денежных средств, организаторы торговли, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах", профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, и (или) участниками клиринга, и (или) центральным контрагентом в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (при осуществлении ими переводов денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах), страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (при осуществлении ими расчетов по обязательным видам страхования гражданской ответственности, предусмотренным законодательством Российской Федерации), международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки (иностранные кредитные организации) и органы Федерального казначейства.

Косвенное участие в платежной системе требует открытия банковского счёта косвенному участнику - организации, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, прямым участником платежной системы, являющимся оператором по переводу денежных средств, в целях осуществления расчёта с другими участниками платежной системы.

Отношения между прямыми и косвенными участниками платежной системы регулируются правилами платежной системы и заключенными договорами банковского счёта.

Для каждого вида участия в платежной системе правилами такой платежной системы устанавливаются отдельные критерии участия, которые должны включать доступные для публичного ознакомления требования, обеспечивающие равноправный доступ участников платежной системы одного вида в платежную систему. Указанные требования могут касаться финансового состояния, технологического обеспечения и других факторов, влияющих на бесперебойность функционирования платежной системы.

Операторы по переводу денежных средств, за исключением Банка России, могут участвовать в платежных системах в целях осуществления трансграничного перевода денежных средств при условии уведомления об этом Банка России не позднее 10 календарных дней со дня начала участия в платежной системе в порядке, установленном Банком России.

Операторы по переводу денежных средств не могут участвовать в платежной системе, в рамках которой осуществляется перевод денежных средств на территории Российской Федерации, при наличии одного из следующих условий.

1. Участниками платежной системы могут стать следующие организации при условии их присоединения к правилам платежной системы в порядке, установленном правилами платежной системы:

1) операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств);

2) организаторы торговли, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах", профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, а также юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, и (или) участниками клиринга, и (или) центральным контрагентом в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте";

3) страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) органы Федерального казначейства;

5) организации федеральной почтовой связи.

2. В случае заключения между операторами платежных систем договора о взаимодействии платежных систем участниками платежной системы могут являться центральный платежный клиринговый контрагент и (или) расчетный центр другой платежной системы, действующие по поручению оператора такой платежной системы.

3. Участниками платежной системы могут являться международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки.

4. Правилами платежной системы должно быть предусмотрено прямое участие в платежной системе и может быть предусмотрено косвенное участие в платежной системе.

5. Правилами платежной системы могут быть предусмотрены различные виды прямого и косвенного участия в платежной системе.

6. Прямое участие в платежной системе требует открытия в расчетном центре банковского счета организации, становящейся прямым участником, в целях осуществления расчета с другими участниками платежной системы.

7. Прямыми участниками платежной системы могут являться только операторы по переводу денежных средств, включая операторов электронных денежных средств, организаторы торговли, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах", профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, и (или) участниками клиринга, и (или) центральным контрагентом в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (при осуществлении ими переводов денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах), страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (при осуществлении ими расчетов по обязательным видам страхования гражданской ответственности, предусмотренным законодательством Российской Федерации), международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки (иностранные кредитные организации) и органы Федерального казначейства.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Косвенное участие в платежной системе требует открытия банковского счета косвенному участнику - организации, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, прямым участником платежной системы, являющимся оператором по переводу денежных средств, в целях осуществления расчета с другими участниками платежной системы.

9. Отношения между прямыми и косвенными участниками платежной системы регулируются правилами платежной системы и заключенными договорами банковского счета.

10. Для каждого вида участия в платежной системе правилами такой платежной системы устанавливаются отдельные критерии участия, которые должны включать доступные для публичного ознакомления требования, обеспечивающие равноправный доступ участников платежной системы одного вида в платежную систему. Указанные требования могут касаться финансового состояния, технологического обеспечения и других факторов, влияющих на бесперебойность функционирования платежной системы.