Федеральные налоги и сборы Российской Федерации: проблемы и перспективы развития

УДК 336.22:354(4
ББК 65.261.4(2Ро

Предмет. Предметом исследования является оценка современного состояния федеральных налогов и сборов в Российской Федерации, выявление имеющихся проблем и определение возможных путей решения в области рассматриваемой темы.

Цель. Отслеживание особенностей и специфики федеральных налогов и сборов по их классификационным признакам.

Метод и методология. В ходе исследования применялись такие методы, как поисковый метод, метод системного анализа, сравнительный метод, метод обобщения и другие методы. С помощью использования указанных методов собран и обработан теоретический и практический материал необходимый для исследования. В частности, проанализирован российский опыт формирования налоговых доходов федерального бюджета, приведены показатели исполнения исследуемых налогов и сборов, определена доля каждого федерального налога и сбора. Кроме того, разработаны предложения по устранению выявленных проблем, направленные на повышение их значимости.

Результаты. Федеральные налоги и сборы являются основным источником доходов государства, которое заинтересовано в правильном подходе к формированию налоговой политики. Автор отмечает, что если налог или сбор имеет федеральный статус, то это обозначает, что он регулируется федеральным налоговым законодательством, но может распространяться между бюджетами бюджетной системы, как, например, акцизы. Цель работы заключается в разработке предложений и мер по укреплению налоговой составляющей федерального бюджета. Автором доказывается целесообразность совершенствования налогового законодательства относительно исследуемых налогов. Выявлены возможности для увеличения поступлений по федеральным налогам и сборам в федеральный бюджет. В действующей налоговой практике в числе федеральных налогов и сборов на формирование федерального бюджета наибольшее значение оказывают два налога: налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых, поскольку составляют примерно 85% в сумме всех налоговых поступлений. Все остальные федеральные налоги и сборы менее значительны. Рост налогового потенциала за счет других федеральных налогов и сборов возможен путем исключения циклических колебаний в экономике, присутствия высокой налоговой культуры в стране, грамотно проведенной работы налоговых органов.

Ключевые слова: бюджетная система , налоговая культура , налоговый менталитет , налоговый механизм , федеральные налоги и сборы , федеральный бюджет .

Налоговые поступления имеют важное значение как в системе доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целом, так и в системе доходов федерального бюджета в частности. Доходы федерального бюджета представляют собой экономические отношения, которые возникают у государства с организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами в ходе образования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение соответствующих органов государственной власти. Согласно бюджетному законодательству Российской Федерации в состав доходов федерального бюджета включаются налоговые доходы, неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления . Основным направлением мобилизации средств в бюджетную систему, безусловно, являются именно налоговые платежи. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Так, федеральные налоги и сборы устанавливаются и регулируются на федеральном уровне Налоговым кодексом Российской Федерации, а также федеральными законами о федеральных налогах и сборах Российской Федерации. Федеральные налоги и сборы действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируя основу доходной части федерального бюджета.

К федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. налог на прибыль организаций;
  5. налог на добычу полезных ископаемых.
  6. водный налог;
  7. сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
  8. государственная пошлина.

Наличие статуса федерального налога не означает, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет . В законе о федеральном бюджете на соответствующий год могут быть установлены нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты субфедерального уровня: региональный и местный (таблица 1).

Таблица 1. Распределение федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации за 2012-2014 гг.

Вид налога/сбора

Всего

в том числе:

Налог на добавленную стоимость

Акцизы

акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья

акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого

акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и винного дистиллята, и фруктового дистиллята

акцизы на табачную продукцию

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы

акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации

акцизы на спиртосодержащую продукцию

акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, ДТ, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей

акцизы на топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия, производимое на территории Российской Федерации

акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, включающую пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и винного дистиллята, и фруктового дистиллята

акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно

Налог на доходы физических лиц

из расчета 100%

НДФЛ, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента

НДФЛ, взимаемого на территориях сельских поселений муниципальных районах

НДФЛ, взимаемого на межселенных территориях

НДФЛ, взимаемого на территориях сельских поселений

Налог на прибыль организаций

НПО по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет (2%)

НПО по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджет субъекта (18%)

НПО при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации

НПО в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам)

Налог на добычу полезных ископаемых

НДПИ в виде углеводородного сырья (газ горючий природный)

НДПИ в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного)

НДПИ (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых)

НДПИ на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный)

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного)

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции

налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых

налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов

Водный налог

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты)

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам)

Сбор за пользование объектами животного мира

Государственная пошлина

государственная пошлина за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в , , 61.1 , 61.2 , 61.3 , 61.4 и 61.5 НК РФ

государственная пошлина подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов

государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления городского поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления городского поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов

В числе действующих федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет не поступает налог на доходы физических лиц, а также сборы за пользование объектами животного мира. Последние полностью закреплены за бюджетами субъектов РФ. Что касается налога на доходы физических лиц, то здесь поступления распределяются между региональными бюджетами по нормативу 85% и местными бюджетами. Местные бюджеты, как известно, представлены двумя уровнями: 1. бюджеты городских округов и бюджеты муниципальных районов; 2. бюджеты городских округов с внутригородским делением и бюджеты городских и сельских поселений .Так, в бюджеты городских округов с внутригородским делением налог на доходы физических лиц поступает по нормативу 15%, в бюджеты городских поселений по нормативу 10%, в бюджеты муниципальных районов по нормативу 5%. Налог на доходы физических лиц на межселенных территориях взимается по нормативу 15%. Важно отметить, что наиболее значимый по объему поступлений косвенный налог на добавленную стоимость полностью зачисляется в федеральный бюджет. Так же полностью в федеральный бюджет поступают доходы от уплаты водного налога. Что касается налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, акцизов, сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов, то поступления от них распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. В числе налоговых доходов федерального бюджета наибольший удельный вес отмечается по налогу на добавленную стоимость и налогу на добычу полезных ископаемых (таблица 2).

Таблица 2. Состав и структура налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012-2014 гг.

Наименование показателя

2012 г.

2013 г.

2014 г.

млрд.руб.

млрд.руб.

млрд.руб.

Федеральные налоги и сборы

в том числе:

Налоги на прибыль организаций

Налог на добавленную стоимость

Государственная пошлина

Налог на добычу полезных ископаемых

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Прочие платежи за природопользование

Водный налог

Задолженность по отмененным налогам и иным платежам

За 2012-2014 гг. поступления по федеральным налогам и сборам увеличиваются. Прирост составил 1058,8 млрд.руб. Наиболее значителен по объему поступлений налог на добавленную стоимость . Этот налог вырос на 385, млрд.руб. Удельный вес этого налога высок, хотя и сокращается: 51,7%; 50,1%; 49,7% соответственно. Сокращению налога способствует процедура возмещения. На втором месте по объему поступлений стоит налог на добычу полезных ископаемых. Поступления по данному налогу имеют тенденцию к повышению. Налог увеличился на 437,5 млрд.руб. В общей сумме поступлений исследуемых налогов и сборов федерального бюджета налог на добычу полезных ископаемых занял: 35,3%; 35,9%; 36,1% соответственно. Менее значительны по объему поступления по акцизам: 5,8%; 7,4%; 7,5% соответственно. Поступления по налогу на прибыль организаций нестабильны. Удельный вес налога на прибыль организаций примерно соразмерен удельному весу акцизов: 5,5%; 5,0%; 5,2% соответственно. Остальные федеральные налоговые платежи незначительны по объему поступлений и занимают до 1,3% в структуре федеральных налогов и сборов федерального бюджета Российской Федерации.

Динамика поступлений федеральных налогов и сборов федерального бюджета Российской Федерации имеет тенденцию к повышению. Исключение составляет водный налог. Поступления по нему падают (рис. 1).

Рис.1. Динамика поступления федеральных налогов и сборов федерального бюджета Российской Федерации за 2012-2014 гг. (млрд.руб.) (составлено автором по )

Итак, бюджетообразующими налогами федерального бюджета Российской Федерации за 2012-2014 гг. являются два налога: налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых . Значительны по объему поступлений акцизы и налог на прибыль организаций. Все остальные федеральные налоги и сборы менее значительны.

Кроме того, проведенный анализ современного состояния федеральных налогов и сборов в Российской Федерации выявил нестабильную ситуацию, как в теории налогообложения, так и в практике их применения. Так, в теории налогообложения нестабильная ситуация проявляется в ежегодном изменении норм налогового законодательства, изменении отдельных элементов налогов и сборов, чаще всего изменяются ставки и льготы налогов. В практической деятельности также наблюдаются бесконечные ежегодные изменения. В частности, корректируется порядок исчисления налогов, устанавливаются новые сроки уплаты налогов и сборов.

Неустойчивое поступление отдельных федеральных налогов и сборов: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, государственная пошлина, водный налог (табл. 2), - обусловлено колебаниями в экономике, например, спад производства, низкая инвестиционная активность в отдельных субъектах федерации. На показатели формирования федеральных налогов и сборов, оказывает влияние развитие малого и среднего бизнеса, поскольку данная категория плательщиков переходит на специальные налоговые режимы, что не предполагает уплату таких федеральных налогов, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц. Отметим, что уровень безработицы в стране оказывает прямое влияние на показатель собираемости налога на доходы физических лиц, потому что этот налог платит вся трудоспособная часть населения. Кроме того, в практической деятельности, можно столкнуться с «неоформленными» сотрудниками организаций, что также сокращает собираемость налога на доходы физических лиц. В данном случае, такие организации уклоняются от уплаты налога, обойдя налоговое законодательство.

На сегодняшний день важной задачей является динамичное поступление федеральных налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. Решение данной задачи будет содействовать экономическому подъему в стране . При этом следует учитывать саму природу каждого отдельного налога. Не может быть собран, например, налог на доходы физических лиц и акцизы в одинаковом размере, так как налогоплательщики, налоговая база, налоговые ставки и другие элементы налогов различные. Поэтому следует учитывать специфику отдельного налога, сбора. Другое дело, когда не выполняются плановые показатели (бюджетные назначения) федерального бюджета. Такая ситуация, в первую очередь, складывается по причине низкой налоговой культуры плательщиков, а также отсутствия налоговой дисциплины, сформировавшаяся в современных условиях. Сегодня важно значение имеет формирование добросовестного и законопослушного налогоплательщика. Необходимо менять менталитет налогоплательщика. Говоря о налоговом менталитете, имеется виду совокупность отношений, которые указывают на поведение и действие, как налоговых органов, так и плательщиков, то есть, взаимоотношение между налогоплательщиками и налоговыми органами по поводу полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Важно учесть, что любые нарушения одной из сторон приводят к нестабильности всей экономической системы и неэффективности применяемых мер. Субъект налогообложения абсолютно сознательно должен исполнять свои обязательства перед налоговым законодательством. К сожалению, добросовестное исполнение своих обязательств перед государством в поведении многих налогоплательщиков не наблюдается, как показывает практический опыт. Приходится сталкиваться с массовым уклонением от уплаты налоговых платежей. В этой связи задача повышения уровня налоговой культуры достаточно сложна, так как такая система налогообложения теоретически требует грамотно организованной службы отслеживания и контроля за уплатой налогов и сборов, а также высокого уровня законопослушания. Налоговая культура выступает важным элементом совершенствования налоговой системы Российской Федерации, а также серьезным инструментом роста не только федеральных налогов и сборов, но и налоговых поступлений в целом.

Не менее важной проблемой выступает сложный механизм взимания некоторых федеральных налогов и сборов . Речь идет, в первую очередь, об исчислении налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых. На наш взгляд, основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать упрощение правил исчисления и уплаты отдельных федеральных налогов, изменение их элементов. Зачастую сложное построение налогов и неоднозначное истолкование законодательства приводит к «серым» схемам (возврат, вычет, возмещение) и, как правило, неуплате налогов. Все это дестабилизирует экономику, способствует выпадению части федеральных налоговых поступлений из бюджетной системы Российской Федерации и развитию теневой экономике.

Литература

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Агузарова Л.А. Налог на добавленную стоимость: проблемы и перспективы возмещения из бюджета // Налоги и налогообложение. 2014. №5. C. 509-515.
  3. Агузарова Ф.С. Об изменениях российского налогового законодательства // Финансы и кредит. 2014. № 21. С.46-51.
  4. Васюнина М.Л. Совершенствование управления доходами бюджетов в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2015. № 9 (633). С. 37-45.
  5. Пансков В.Г. Налоги в системе методов финансового регулирования экономики // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1. С. 114-120.
  6. Тадтаева В.В. Совершенствование отдельных федеральных налогов и сборов в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2014. № 10. С. 894-900.
  7. Тиникашвили Т.Ш. Налоги в системе государственного регулирования денежного хозяйства//Финансы и кредит. 2007. № 39. С. 52-56.
  8. Цаллагова Л.М., Икаева З.С. Качество жизни населения: Состояние и перспективы в Северо-Кавказском федеральном округе // Регион: экономика и финансы: международная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию Академии социального управления, 20 мая 2014 г. / Под ред. А.З. Дадашева, Ф.М. Урумовой. М., 2014. С. 97-104.
  9. Шакирова Р.К., Шакирова Л.И., Новоселова О.Н. Динамика поступлений федеральных налогов за 2006-2014 гг. по республике Марий Эл//Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 6-9. С. 81-85.
  10. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [электронный ресурс]. URL: www.nalog.ru (дата обращения 15.04.2016).
  11. Официальный сайт Казначейства России [электронный ресурс]. URL: www.roskazna.ru (дата обращения 15.04.2016).

Bibliography

  1. The Budget Code of the Russian Federation: Federal law of July 31, 1998 № 145-FZ (ed. by 23.05.2016) . Access from the ref.-legal system «KonsultantPlus».
  2. Aguzarova L.A. Value-added tax: problems and prospects of reimbursement from the budget // Nalogi I nalogooblozheniye. 2014. № 5. P. 509-515.
  3. Aguzarova F.S. On changes in the Russian tax law // 2014. № 21. P. 46-51.
  4. Vasyunina M.L. Improving administration of revenue budgets in the Russian Federation // Finance and credit. 2015. No. 9 (633). P. 37-45.
  5. Panskov V.G. Taxes within the system of financial regulation methods of the economy // Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2015. № 1. P. 114-120.
  6. Tadtaeva V.V. Improvement of individual federal taxes and fees in the Russian Federation // Nalogi I nalogooblozheniye. 2014 № 10. P. 894-900.
  7. Tinikashvili T.Sh. Taxes in the system of State regulation of the monetary economy // Finansy I kredit. 2007. № 39. P. 52-56.
  8. Tsallagova L.M., Ikaeva Z.S. Life quality of the population: status and prospects in the North Caucasus Federal District // Region: Economy and finances: international scientific-practical conference devoted to the 10 th anniversary of the Academy of social management, May 20, 2014 / Ed. by A.Z. Dadashev, F. M. Urumova. M., 2014. P. 97-104.
  9. Shakirova R.K., Shakirova L.I., Novoselova O.N. Dynamics of federal tax revenues for 2006-2014 in the Republic of Mari El // Sovremenniye tendentsiyi nauki I tekhnologiy. 2015. № 6-9. P. 81-85.
  10. Official website of the Federal tax service .URL: www.nalog.ru (date of reference 15.04.2016).
  11. Official Website of the Treasury of Russia .www.roskazna.ru (date of reference 15.04.2016).

Federal taxes and levies of the Russian Federation: problems and perspectives of development

Subject . The subject of the research is the assessment of the status of federal taxes and levies in the Russian Federation, identification of the existing problems and possible solutions in the area of the discussed topic.

Purpose. Tracking of features and specificity of federal taxes and levies according to their classification criteria.

Method and methodology . In the study, the author applied such techniques as an exploratory method, system analysis method, comparative method, method of consolidation and other methods. By using these methods, the author assembled and processed the necessary theoretical and practical material for the study. In particular, the author analyzed the Russian experience of formation of tax revenues of the federal budget, introduced performance indicators of the studied taxes and levies, identified a share for each federal tax and levy. In addition, proposals for solution of the identified problems, aimed at enhancing their relevance were developed.

Results . Federal taxes and levies are a major source of the State revenue, which is interested in the correct approach to the formation of tax policy. The author notes that if the tax or levy has federal status, then this indicates that it is governed by federal tax laws, but may be distributed among the budgets of the budget system, such as excise tax. The aim of this work is to develop proposals and measures to strengthen the tax component of the federal budget. The author proves the feasibility of improving tax legislation regarding the examined taxes. Opportunities to increase income from federal taxes and levies in the federal budget are identified. The current tax practice among federal taxes and levies for the formation of the federal budget, the largest value is assisted by two taxes: value-added tax and a tax on mineral extraction, because the 85% is approximately the sum of all tax revenues. All other federal taxes and charges are less significant. Growth tax potential at the expense of other federal taxes and levies is possible by removing the cyclical fluctuations in the economy, the presence of a high tax culture in the country, competently conducted work of tax authorities.

Key words:

Ответы и ключи к тестам

1. Все государственные доходы в РФ можно условно поделить на:

Ответ: 1. частно-правовые доходы и публично-правовые доходы.

Ключ: Кроме доходов от налогов и от штрафов существуют иные виды государственных доходов (например - от продажи государственной собственности). Частно-правовые доходы и доходы от налогов не составляют всех государственных доходов (пример - публично-правовые доходы от сборов, штрафов и т.д.).

2. В большинстве современных государств налоги представляют собой:

Ответ: 3. основные денежные публично-правовые доходы.

Ключ: Налоги являются не частно-правовыми, а публично-правовыми доходами государства, поскольку государство, устанавливая налоги, проявляет свои публично-правовые (властные) полномочия. В настоящее время налоги, как правило, имеют денежный (не натуральный) характер. В большинстве стран за счет налогов формируется основная часть бюджета.

3. Поступления от налогов в федеральный бюджет РФ:

Ответ: 2. превышают 50% от общего объема поступлений.

Ключ: Исходя из ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год" федеральный бюджет был исполнен по доходам в сумме 7 133 147 534,3 тыс. руб. В силуприложения 1 к данному ФЗ, доходы федерального бюджета от налога на прибыль организаций, НДС, акцизов, НДПИ, водного налога, таможенных пошлин составили 85,89%.от указанной суммы (без таможенных пошлин - 51,53%).

4. Основной объем налоговых доходов федерального бюджета России формируется за счет платежей:

Ответ: 3. налогоплательщиков - организаций, относящихся к категории крупнейших.

Ключ: На основаниип. 1 ст. 83 НК РФприказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@ утверждены "Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам". В настоящее время приблизительно 2200 крупнейших налогоплательщиков - организаций (Лукойл, Газпром, РЖД...) формируют более 70% федерального бюджета. Физические лица - крупнейшие налогоплательщики в НК РФ не выделяются.

5. Налоговое право регулирует:

Ответ: 2. общественные отношения по уплате налогов и сборов, а также связанные с ними отношения.

Ключ: Общественные отношения по формированию доходной части бюджетов регулируются не только налоговым правом (пример - в бюджет поступают штрафы, доходы от публичной собственности). Общественные отношения по исполнению расходной части бюджетов налоговое право вообще не регулирует (ст. 2 НК РФ).

6. Налоговое право отличается от иных отраслей права тем, что только оно:

Ответ: 3. полностью направлено на ограничение права собственности частных субъектов в целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований.

Ключ: В современном государстве только налоговое право (ст. 2 ,ст. 8 НК РФ) полностью направлено на ограничение права собственности частных субъектов в целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований (фискальная цель). Ограничение права собственности в иных отраслях права, если и присутствует, то осуществляется на основании федерального закона, но в иных целях (например - штраф поКоАП РФ - в целях превенции правонарушений).

7. Отношения по уплате сборов:

Ответ: 3. входят в предмет налогового права.

Ключ: Общественные отношения по уплате сборов в настоящее время регулируются налоговым правом, "право сборов" специально не выделяется (ст. 2 НК РФ). При этом, в силуп. 3 ст. 1 НК РФ действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ.

8. Налоговое право:

Ответ: 1. не регулирует вопросов применения контрольно-кассовой техники и контроля за ее применением.

Ключ: НК РФ и иные акты законодательства о налогах и сборах не содержат положений, регулирующих применение ККТ. Указанный вид контроля регламентируетсяФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" иКоАП РФ; в силуп. 2 ст. 1 ,ст. 2 НК РФ в предмет налогового права этот вид контроля не входит.

9. Нормы, регулирующие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей налоговыми органами:

Ответ: 2. не имеют отношения к отрасли налогового права.

Ключ: Указанный вид государственной регистрации производится на основанииФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". На ФНС России соответствующие полномочия возложены вп. 2 постановления Правительства РФ "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе". В силуст. 2 НК РФ данные общественные отношения налоговым правом не регулируются.

10. Метод налогового права обычно характеризуется, как:

Ответ: 2. в основном императивный, с элементами диспозитивности.

Ключ: Основной объем норм налогового права предполагает единственный вариант поведения в определенной ситуации, т.е. метод налогового права является в основном императивным. Тем не менее, налоговое право не исключает диспозитивного регулирования общественных отношений. Налогоплательщик по своему желанию может вернуть сумму излишне уплаченного налога (ст. 78 НК РФ); перейти с общей на упрощенную систему налогообложения (гл. 26.2 НК РФ) и др.

11. Основным способом правового регулирования в налоговом праве является:

Ответ: 3. позитивное обязывание.

Ключ: Поскольку основной объем норм налогового права регламентирует обязанности по уплате конкретных налогов и по представлению государству определенной информации (например - в виде налоговой декларации), основным способом правового регулирования в налоговом праве является позитивное обязывание, предполагающее совершение активных действий - уплатить налог (представить налоговую декларацию) не позднее наступления установленного срока.

12. В соответствии с Конституцией РФ общие принципы налогообложения и сборов должны быть установлены:

Ответ: 2. федеральным законом.

Ключ: В силуп. 3 ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаютсяфедеральным законом . Какие-либо кодексы в Конституции РФ не упоминаются.

13. В ст. 3 НК РФ "Основные начала законодательства о налогах и сборах" сформулированы:

Ответ: 2. основные принципы налогового права.

Ключ: Вст. 3 НК РФ сформулированы основные принципы налогового права (обозначены, как основные начала законодательства о налогах и сборах), но не все, т.к., например, общеправовой принцип ответственности за виновно совершенное нарушение законодательства, применимый и в налоговом праве, сформулирован вст. 106 НК РФ.

14. Неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах должны толковаться в пользу:

Ответ: 2. налогоплательщика, без дополнительных условий.

Ключ: Ст. 2 Конституции РФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью.П. 7 ст. 3 НК РФ: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

15. В соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Указанное положение является:

Ответ: 3. отражением общеправового принципа справедливости в налоговом праве.

Ключ: Общеправовой принцип юридического равенства сформулирован вп. 1 ст. 19 Конституции РФ: все равны перед законом и судом. Общеправовой принцип справедливости можно определить, как требование соответствия деяния и его правовых последствий. Обязанность по уплате налога всегда является следствием правомерных действий самого налогоплательщика, имеющих экономическое содержание и результат. При установлении налога для определенной категории налогоплательщиков законодатель обязан учесть усредненные возможности лиц, входящих в данную категорию (способность к уплате налога).

16. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ возможно ограничение права собственности федеральным законом. Данный принцип:

Ответ: 1. реализуется как в налоговом праве, так и в ряде иных отраслей права.

Ключ: Налоговое право предполагает ограничение права собственности на основании федерального закона, поскольку предусматривает безвозмездную передачу налогоплательщиком части собственности публично-правовому образованию. В иных отраслях права также возможно ограничение права собственности на основании федерального закона (например - штрафы вКоАП РФ и вУК РФ).

17. Принцип справедливости в налоговом праве реализован, только если обеспечено право частных субъектов на:

Ответ: 3. учет их возможностей при возложении обязанностей, направленных на удовлетворение общественных потребностей.

Ключ: Независимость и возмездность во взаимоотношениях с другими субъектами права характерны, например, для гражданского права. Распределение общественных благ соразмерно потребностям некоторого субъекта права можно отнести к праву социального обеспечения. В налоговом праве принцип справедливости реализуется, если учитываются усредненные возможности выбранной категории субъектов права при возложении на них обязанностей, направленных на удовлетворение общественных потребностей.

18. Принцип юридического равенства в налоговом праве соблюден, если:

Ответ: 2. все налогоплательщики, относящиеся к одной категории, обязаны уплачивать налоги по единым правилам, относящимся к данной категории.

Ключ: Принцип юридического равенства в налоговом праве соблюден, если все налогоплательщики, относящиеся к одной категории, обязаны уплачивать налоги по единым правилам, относящимся к данной категории. Исходя изпостановления КС РФ от 13.03.2008 N 5-П, принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.

19. Пока не доказано обратное, действующим законно считается:

Ответ: 3. любой участник налоговых правоотношений, в том числе налоговый орган.

Ключ: Принцип презумпции добросовестности в общем виде можно определить так: каждое лицо считается действующим добросовестно и разумно (с правовой точки зрения - законно), пока в установленном порядке не будет доказано иное. Добросовестным, пока обратное не доказано, считается не только налогоплательщик, но и вообще любой участник налоговых правоотношений (как публичный, так и частный).

20. Федеральный закон, ухудшающий положение плательщика конкретного налога, предусматривает его вступление в силу со дня официальной публикации. Такой способ его вступления в силу:

Ответ: 3. невозможен, поскольку в силу правовых позиций КС РФ немедленное вступление в силу актов законодательства о налогах, ухудшающих положение плательщика конкретного налога, запрещено.

Ключ: Ст. 5 НК РФ, регламентирующая вступление в силу актов законодательства о налогах, содержится в нормативном акте той же юридической силы (в федеральном законе), вследствие чего федеральный законодатель формально мог бы игнорировать данную статью и устанавливать особые правила вступления в силу федерального закона о налоге. Однако вопределении КС РФ от 08.04.2003 N 159-О разъяснено, что федеральный законодатель не может устанавливать период времени менее одного месяца от официального опубликования акта законодательства о налогах до его вступления в силу.

21. В отрасли налогового права:

Ответ: 2. в основном содержатся императивные нормы.

Ключ: В отрасли налогового права, относящейся к публичному блоку отраслей, объем норм, предусматривающий единственный вариант поведения в определенной ситуации (например - обязанность уплатить налог не позднее конкретной даты) существенно больше объема норм, предусматривающих различные варианты поведения (например, в силуп. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах лично, или через законного (уполномоченного) представителя, если иное не предусмотрено НК РФ).

22. Отрасль налогового права можно условно разделить:

Ответ: 3. на общую и особенную части.

Ключ: Налоговое право, как и любую другую отрасль права, можно условно разделить на общую и особенную части. Нормы общей части представлены, например, вчасти первой НК РФ и вЗаконе РФ "О налоговых органах РФ". Нормы особенной части налогового права, в частности, содержатся вовторой части НК РФ и вЗаконе РФ "О налогах на имущество физических лиц". Первая и вторая части выделяются в НК РФ, а не в отрасли налогового права.

23. Нормы, регламентирующие принудительное взыскание налога, относятся:

Ответ: 1. к общей части налогового права.

Ключ: Взыскание налога (ст. 45-48 НК РФ) производится по единой процедуре, независимо от вида налога. Следовательно, данный институт относится к общей части налогового права.

24. Возможно условное разделение отрасли налогового права на:

Ответ: 2. международное и национальное налоговое право.

Ключ: Налоговое право федеральных округов в настоящее время отсутствует. Государственная регистрация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) налоговым правом не регулируется. Соответственно, в отрасли налогового права выделяются такие подотрасли, как международное и национальное налоговое право.

25. Основной объем норм налогового права составляют:

Ответ: 2. нормы - правила поведения.

Ключ: Очевидно, что основной объем норм любой отрасли права составляют нормы - правила поведения. Нормы - принципы и нормы - дефиниции необходимы для корректного формулирования и применения норм - правил поведения.

26. В налоговом праве:

Ответ: 2. предусмотрены собственные нормы - дефиниции, а также используются понятия и термины из других отраслей права.

Ключ: В силуп. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Вп. 2 ст. 11 НК РФ специально в целях НК РФ определены некоторые понятия ("организация", "недоимка", "счет"...). В других статьях НК РФ определяются и иные отраслевые понятия (ст. 8 - "налог" и "сбор",ст. 106 - "налоговое правонарушение").

27. Понятие "юридическое лицо", используемое в налоговом праве, определено:

Ответ: 3. вГК РФ, как организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Ключ: НК РФ данное понятие не определяет. В силуп. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Соответственно, используемое в налоговом праве понятие "юридическое лицо" определено вст. 48 ГК РФ.

28. Понятие "недоимка", как его определяет НК РФ, это:

Ответ: 2. сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Ключ: П. 2 ст. 11 НК РФ: недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

29. Исходя из нормативного определения, сбор - это взнос:

Ответ: 2. уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика юридически значимых действий.

Ключ: П. 2 ст. 8 НК РФ: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

30.Налоговый кодекс РФ это:

Ответ: 2. федеральный закон.

Ключ: НК РФ является федеральным законом. Принятие какого-либо кодекса в форме федерального конституционного законаКонституцией РФ не предусмотрено. Ни один федеральный закон, в т.ч. кодифицированный, не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой (определение КС РФ от 05.11.1999 N 182-О).

31. Ратифицированные международные договоры РФ, содержащие положения, касающиеся налогообложения и сборов:

Ответ: 1. имеют приоритет над федеральными законами о налогах.

Ключ: П. 4 ст. 15 Конституции РФ: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Соответственно, вст. 7 НК РФ установлен приоритет международных договоров РФ над НК РФ и иными нормативными правовыми актами о налогах. В настоящее время существенное число таких договоров заключено по вопросам исключения двойного налогообложения.

32. Основной объем норм федерального налогового права содержится:

Ответ: 3. в федеральных законах.

Ключ: Объем норм налогового права, содержащийся вКонституции РФ и в федеральных конституционных законах (например -"О Правительстве РФ" ,"О референдуме РФ" ), существенно меньше объема норм налогового права, содержащегося в федеральных законах (в т.ч. вНК РФ).

33. Возможно ли вынесение на федеральный референдум вопроса о снижении ставки НДС по продовольственным товарам?

Ответ: 2. невозможно.

Ключ: Вп. 5 ст. 6 ФКЗ "О референдуме РФ" установлен запрет на вынесение на федеральный референдум вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Соответственно федеральный "налоговый референдум" невозможен, поскольку в силуп. 3 ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом.

34. Имеют ли право органы исполнительной власти принимать нормативные правовые акты, регулирующие налоговые правоотношения?

Ответ: 1. имеют, в прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях.

Ключ: Право органов исполнительной власти принимать нормативные акты, регламентирующие налоговые правоотношения, установлено вп. 1 ст. 4 НК РФ и может быть реализовано в случаях, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Например, в силуп. 7 ст. 80 НК РФформы и порядок заполнения форм налоговых деклараций утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России.

Ответ: 1. содержатся.

Ключ: НК РФ федеральным конституционным законом не является. Вст. 36 ФКЗ "О Правительстве РФ", например, предусмотрено, что Правительство РФ дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты. В соответствии со ст. 2 НК РФ налоговое право, в том числе, регулирует установление и введение налогов.

36.Приказом ФНС России от 16.04.2012 N ММВ-7-8/238@ утверждена форма требования об уплате налога. Можно утверждать, что:

Ответ: 2. это законно, поскольку в силуп. 5 ст. 69 НК РФформа требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Ключ: Несмотря на общий запрет, содержащийся вп. 2 ст. 4 НК РФ, специальная нормап. 5 ст. 69 НК РФ предусматривает, что форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Соответственно, принятие указанного приказа ФНС России является законным и прямо предписано НК РФ.

Ответ: 1. в "Российской газете".

Ключ: В соответствии сост. 4 www.pravo.gov.ru ). Никаких исключений в порядке официального опубликования федеральных законов для территорий конкретных субъектов федерации не установлено.

38. Федеральный закон, вносящий изменения в НК РФ, официально опубликован в "Собрании законодательства РФ" за 16.07.2012, в "Российской газете" за 17.07.2012, в "Парламентской газете" за 18.07.2012. Какая дата будет являться датой официальной публикации?

Ответ: 2. 17.07.2012.

Ключ: В соответствии сост. 4 ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов..." официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства РФ" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru ). Однако, исходя изпостановления КС РФ от 24.10.1996 N 17-П, в качестве дня официального опубликования закона о налоге следует использовать дату, в которую реально обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами. Дата, которой датируется выпуск "Собрания законодательства РФ", совпадает с датой подписания издания в печать.

39. Может ли федеральный законодатель принять нормативный правовой акт, ухудшающий положение определенной категории налогоплательщиков?

Ответ:

Ключ: В законодательстве (в т.ч. вКонституции РФ) нет, и не может быть общего запрета на ухудшение положения налогоплательщиков. Федеральный законодатель имеет достаточно широкие полномочия (ограниченные только общеправовыми принципами справедливости и юридического равенства) как на установление новых налогов, так и на увеличение размера уже установленных.

40. Может ли федеральный законодатель принять нормативный правовой акт, улучшающий положение определенной категории налогоплательщиков?

Ответ: 2. может, но право на принятие такого акта ограничено принципами справедливости и юридического равенства.

Ключ: Право законодателя на принятие нормативного правового акта, улучшающего положение определенной категории налогоплательщиков, ограничено принципами справедливости и юридического равенства. Так, в силуп. 2 ст. 3 НК РФ налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Соответственно, нельзя улучшить положение определенной категории налогоплательщиков, основываясь на данных критериях.

41. Какой минимальный срок должен установить федеральный законодатель с момента официальной публикации закона о конкретном налоге, ухудшающего положение налогоплательщика, до его вступления в силу?

Ответ: 2. 1 месяц.

Ключ: Исходя изп. 1 ст. 5 НК РФ, определений КС РФот 08.04.2003 N 159-О иот 10.07.2003 N 291-О , федеральный законодатель не может устанавливать период времени менее одного месяца от даты официального опубликования акта законодательства о налоге, ухудшающего положение налогоплательщика, до его вступления в силу.

42. Какой минимальный срок должен установить федеральный законодатель с момента официальной публикации закона о конкретном налоге, улучшающего положение налогоплательщика, до его вступления в силу?

Ответ: 3. такой федеральный закон может вступить в силу со дня официальной публикации.

Ключ: В соответствии сп. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщика, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

43. В соответствии с Конституцией РФ:

Ответ: 1. законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Ключ: В соответствии сост. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

44. В любом случае имеют обратную силу нормативные правовые акты законодательства о налогах:

Ответ: 2. устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах.

Ключ: В соответствии сп. 2 ст. 54 Конституции РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. В силуп. 3 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, имеют обратную силу.

Для наглядности представлены следующие диаграммы:

Таблица 7

Доля налогов с физ. лиц. в налоговых доходах федерального бюджета РФ

Для выявления роли налогов с физ. лиц. в формировании доходной части рассмотрим цифровые данные о бюджете субъекта Федерации города Москвы на 1998 год. Налоговые доходы Москвы (данные в тыс. руб.): 43.000.223, среди них подоходный налог – 9.903.226, налог на имущество физических лиц - 60336, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения - 13456. Таким образом, суммируя суммы налогов с населения, перечисляемых в региональный бюджет получаем 9977018 тыс. руб., причем почти всю эту сумму составляет подоходный налог. Если считать в процентах к налоговым доходам Москвы на 1999 год, то подоходный налог составляет 23 процента, налог на имущество физических лиц - 0, 14 процентов, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения - 0,031 процента. Таким образом, видно, что в налоговых доходах бюджета Москвы одно из важнейших мест занимают налоги с населения, в частности подоходный налог - 23 % (для сравнения наибольший налоговый доход причитается на налог на прибыль - 37 процентов). Для наглядности представлены следующие диаграммы:

Таблица 9

Распределение налогов в налоговых поступлениях в бюджет Москвы


Таблица 10

Доходы бюджета Москвы


Таблица 11

Налоги с населения в доходе бюджета Москвы


Таким образом, видно, что налоги с населения составляют практически четверть доходов регионального бюджета г. Москвы, причем максимальная доля принадлежит подоходному налогу.

Заключение

Общеизвестно, что современная система налогообложения является серьезным фактором дестабилизации российской экономики. Она слишком громоздка и требует упрощения. Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы.

Налоги с населения - неотъемлемая часть экономической системы любой страны. Во всех экономически развитых странах подоходный налог с физических лиц является основным источником доходов государственного бюджета. В нашей же стране основное налоговое бремя ложится на юридических лиц. Это можно считать одной из особенностей российской фискальной политики. Низкие доходы основной массы населения вряд ли могут обеспечить достаточные поступления в государственный бюджет. Поэтому бизнес, юридические лица несут повышенную налоговую нагрузку, что отрицательно сказывается на инвестиционной политике предприятий и темпах экономического роста государства.

Ко всему прочему и само налоговое законодательство в отношении физических лиц имеет множество существенных недостатков. Критически важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством. Необходимо улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства.

Налоговая политика должна строиться на основе теоретически обоснованных принципов, в числе которых можно назвать унификацию ставок налогов и принципов налогообложения физических лиц.

Список использованной литературы:

1. Закон РФ от 12 декабря 1991 г. №2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (с изменениями от 22 декабря 1992 г. , 6 марта 1993 г. , 27 января 1995 г.)

2. Закон РФ от 12 декабря 1991 г. №2018-1 «О курортном сборе с физических лиц» (в редакции от 1 сентября 1997 г.)

3. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» (в редакции 1997 г.)

4. Закон РФ от 7 декабря 1991 г. №1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (по состоянию на 31 декабря 1997 г.)

5. Закон РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (с изменениями от 22 декабря 1992 г. , 11 декабря 1993 г. , 11 августа 1994 г. , 27 января 1995 г.)

6. Инструкция Госналогслужбы РФ от 30 мая 1995 года №31 «О порядке исчисления и уплаты налогов на имущество физических лиц» (в редакции от 1 апреля 1996 г.)

7. Указ Президента РФ от 8 мая 1996 г.№685 «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» (с изменениями от 3 апреля 1997 г.)

9. Закон РФ от 7 декабря 1991 г. №2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» (в редакции от 1 сентября 1997 г.)

10. Мэнкью Н.Г. “Принципы Экономикс” – СПб: Питер Ком, 1999.

11. Черник Д. Г. "Налоги. " М.: Финансы и статистика, 1995.

Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1"О налогах на имущество физических лиц" с изменениями и дополнениями