Обязательное страхование организация страхового обеспечения. Социальное страхование формы, принципы и виды

В ст. 1 ТК РФ вносятся изменения, согласно которым отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами, включены в предмет трудового права. Данные отношения также являются сопутствующими применительно к трудовым. Такой вывод позволяет сделать действующее законодательство, которое обязывает работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование, в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ с целью обеспечения работников пособиями по временной нетрудоспособности и иными социальными пособиями и льготами. Отношения по обязательному социальному страхованию работников непосредственно связаны с трудовыми, так как работодатель обязан уплачивать страховые взносы только за работников, которые состоят с ним в трудовых отношениях.

В ч. 2 ст. 22 ТК РФ к числу обязанностей работодателя отнесено осуществление обязательного социального страхования работников в порядке, установленном федеральными законами. Следовательно, у работника возникает право на данное страхование, реализация которого обеспечивается не только действиями работодателя, но и деятельностью полномочных государственных органов. Таким образом, содержанием отношений по обязательному социальному страхованию работников являются права и обязанности работодателя, работника, органов, осуществляющих страхование.

В связи с изложенным субъектами отношений по обязательному социальному страхованию следует признать работодателей, работников, а также органы, осуществляющие обязательное социальное страхование работников.

Основанием возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников следует признать возникновение трудовых отношений между работником и работодателем, то есть заключение трудового договора и (или) фактический допуск работника полномочными представителями работодателя к выполнению трудовой функции. Решение вопроса о моменте возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Ведь если признать, что данные отношения возникают с момента уплаты взносов работодателем за работника, то невыполнение работодателем своих обязанностей по страхованию работников приводит к лишению их права на получение страховых выплат. Хотя, например, в ст. 5 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 2 июля 1998 года (с последующими изменениями и дополнениями) прямо сказано, что обязательному социальному страхованию полежат лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, в роли которого выступает работодатель. Следовательно, после заключения трудового договора у работодателя возникает обязанность по обязательному социальному страхованию работника, а у работника - корреспондирующее данной обязанности право на указанное страхование. Невыполнение данной обязанности работодателем не может влечь неблагоприятных последствий для работника, поскольку он не может нести ответственность за неправомерное поведение работодателя. Поэтому моментом возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников является возникновение трудовых отношений. Невыполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов по данным видам страхования позволяет органам, осуществляющим социальное страхование, взыскать с работодателя взносы за весь период работы, а также применить к работодателю установленные законодательством санкции за ненадлежащее исполнение им обязанностей по обязательному социальному страхованию работников, состоящих с ним в трудовых отношениях. Ненадлежащее выполнение работодателем своих обязанностей по обязательному социальному страхованию работников не может быть законным основанием для лишения их права на получение социальных выплат.

Основаниями изменения отношений по обязательному социальному страхованию работников являются изменения законодательства, устанавливающего размеры страховых взносов работодателей, а также изменения в трудовых отношениях, в частности изменение заработной платы работника, которое влечет и изменение величины уплачиваемых за работника страховых взносов.

Основаниями прекращения отношений по обязательному социальному страхованию работников является прекращение трудовых отношений. В связи с чем работник, получающий страховые выплаты по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, продолжая трудовые отношения, является субъектом отношений по обязательному социальному страхованию, которое обязан осуществлять работодатель.

Федеральный Закон №125-ФЗ предусматривает следующие виды страхового обеспечения:

Пособие по временной нетрудоспособности,

Единовременную страховую выплату,

Ежемесячные страховые выплаты в случае наступления постоянной нетрудоспособности.

Помимо этих выплат осуществляется оплата дополнительных расходов на реабилитацию застрахованных.

Если в основу классификации положить сроки выплат, то виды обеспечения по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, можно разделить на единовременные - единовременная страховая выплата; ежемесячные - ежемесячные страховые выплаты, и периодические, к которым можно отнести пособие по временной нетрудоспособности и оплату дополнительных расходов Курбанов Р.А. Право социального обеспечения / Р.А. Курбанов. - М. : ЮНИТА-ДАНА, 2014. - 212 с..

Существует мнение, что необходимо расширить перечень видов обеспечения, предоставляемого страховщиком, включив в него сохранение прежней заработной платы при переводе на нижеоплачиваемую работу. По действующему законодательству, сохранение заработной платы осуществляется за счет страхователя. Возложение данной обязанности на страховщика стимулировало бы страхователя оставлять пострадавшего работника, не полностью утратившего трудоспособность, на работе, что, несомненно, способствовало бы его лучшей профессиональной реабилитации Ковалевский С.М. Система правовых институтов защиты от несчастных случаев на производстве как модель юридической защиты от современных медицинских рисков / С.М. Ковалевский // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. - 2013. - №5. - С. 49..

Пособие по временной нетрудоспособности является самостоятельным видом страхового обеспечения. Как вид социального обеспечения, пособие характеризуется в теории тем, что имеет строго целевое назначение, в данном случае -- частичное возмещение заработка, утраченного в связи с временной утратой трудоспособности.

Пособие по временной нетрудоспособности предоставляется не только в период болезни застрахованного работника в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, но и на время его санаторно-курортного лечения и протезирования. Следует согласиться с авторами, считающими необходимым разграничить указанные виды пособий в связи с различным характером страховых случаев, при которых оно назначается, поскольку они назначаются не только при временной нетрудоспособности, но и при инвалидности Ковалевский С.М. Указ соч. с. 50..

Конвенция Международной Организации Труда №121 «О пособиях в случаях производственного травматизма» Конвенция Международной организации труда от 8 июля 1964 г. №121 «О пособиях в случаях производственного травматизма». (Женева, 17 июня 1964 г.), допускает возможность невыплаты денежного пособия в течение первых трех дней. Во многих странах в течение первых нескольких дней нетрудоспособности пособие выплачивается работодателем, и лишь случаи длительной временной нетрудоспособности оплачиваются страховщиком. Например, в Германии работодатель выплачивает за счет собственных средств пособие в течение первых 6 недель нетрудоспособности, что значительно дольше, чем в большинстве экономически развитых стран. В Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2006г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством [Текст] : Федеральный закон от 29.12.2006. №255-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - №1. - Ст. 18. первые три дня нетрудоспособности оплачивает работодатель за счет собственных средств. Но эта норма не относится к пособию по временной нетрудоспособности, назначаемому по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Выплата указанного пособия осуществляется страхователем, за счет страховых взносов.

В некоторых странах ЕС назначаются выплаты в фиксированном размере, не зависящем от уровня дохода пострадавшего. В других странах единовременная выплата служит также цели компенсировать моральные страдания и выплачивается одновременно с пенсией: В Дании, например, предусмотрена выплата единовременного пособия супругу погибшего, при условии пятилетнего срока нахождения в браке и совместного проживания на момент смерти застрахованного.1 Килимиченко О.П. Социальное страхование в Дании / О.П. Килимиченко // Социальный мир. - 2001. - №10. - С. 47. По законодательству Финляндии предоставляется единовременная выплата в случае профессионального заболевания, ведущего к скорой смерти.2 Тощаков О.Л. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Финляндии / О.Л. Тощаков // Социальный мир. - 2001. - №12. - С. 59.

Как уже отмечалось, право застрахованных на получение страхового обеспечения, возникает со дня наступления страхового случая. Лица, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено прежним законодательством, приобретают право на обеспечение по данному виду социального страхования со дня вступления в силу Федерального Закона №125-ФЗ. Этот закон не содержит никаких дополнительных разъяснений относительно того, какие виды обеспечения должны назначаться лицам, пострадавшим до вступления его в силу. На практике зачастую лица, получившие травму много лет назад, требуют не только назначения им ежемесячных страховых выплат, но и назначения единовременной страховой выплаты. Например, решением Лузского районного суда Кировской области от 16.03.2007г., было установлено, что несчастный случай на производстве произошел с обратившейся в суд Лузгаревой Г.А. в 1949г., в ноябре 1992г. ей было установлено 80% утраты трудоспособности, а в 1999г. при переосвидетельствовании степень утраты трудоспособности изменилась на 100%. После вступления в силу Федерального закона №125-ФЗ она обратилась с заявлением в отделение Фонда социального страхования, и ей были назначены ежемесячные страховые выплаты. В назначении единовременной страховой выплаты было отказано, в связи с чем она и обратилась в суд. Суд отказал в удовлетворении ее требований и разъяснил в своем решении, что «заявление Лузгаревой Г.А. о назначении страховых выплат должно рассматриваться не как требование о назначении впервые страхового возмещения, а как требование о принятии на себя страховщиком обязательства по дальнейшему возмещению вреда в соответствии с изменением в законодательстве. При передаче обязательства по возмещению вреда страховщику у истицы не возникло права на единовременную страховую выплату». Решение Лузского районного суда Кировской области от 16.03.2007 г. по делу №2-25 // КонсультантПлюс - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/software/systems (дата обращения: 22.05.2014). Вывод суда представляется необоснованным и спорным. Закон не дает никаких оснований полагать, что не все виды страхового обеспечения распространяются на пострадавших, чье право на возмещение возникло до вступления в силу данного закона. Действительно, по ранее действовавшим правилам возмещения вреда такого вида выплат, как единовременная страховая выплата не было установлено. Если застрахованный не обращался за возмещением вреда ранее, то суды считают возможным назначать единовременную страховую выплату. Например, в решении Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26.03.2007г. по иску Никанорова B.C. о назначении страховых выплат, было установлено, что истец пострадал от несчастного случая на производстве 3 февраля 1978 г. Акт Н-1 и акт освидетельствования были составлены в 2006 г., в решении суд указал, что истцу «положена единовременная страховая выплата, так как ранее он не обращался за возмещением вреда здоровью, а работодатель таковых выплат не производил». Решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26.03.2007 г. по делу №2-472/2007 // КонсультантПлюс - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/software/systems (дата обращения: 22.05.2014).

Но следует учитывать, что в соответствии с российским законодательством, пострадавшие, чья нетрудоспособность имеет характер постоянной, получают право не только на выплаты по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Одновременно с ежемесячными пособиями, им назначается пенсия по инвалидности. В случае смерти работника члены его семьи имеют право на пенсию по потере кормильца. Некоторые авторы, например С.М. Ковалевский, считают недопустимым такое двойное обеспечение и предлагают внести изменение в действующее законодательство, чтобы исключить предоставление пострадавшим дополнительных имущественных благ сверх возмещения Ковалевский С.М. Система правовых институтов защиты от несчастных случаев на производстве как модель юридической защиты от современных медицинских рисков / С.М. Ковалевский // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. - 2013. - №5. - С. 40-55..

Правоотношения по обеспечению застрахованного или его нетрудоспособных иждивенцев прекращаются в случае смерти указанных лиц, истечения срока, на который назначены ежемесячные страховые выплаты (достижение установленного возраста, окончание или прекращение обучения, восстановление трудоспособности и др.), а также утраты лицом права на получение обеспечения (выход на работу лица, осуществлявшего уход за детьми, внуками, братьями, сестрами пострадавшего, не достигшими возраста 14 лет, либо достигшими этого возраста, но признанными нуждающимися в уходе и т.п.).

В случае пропуска пострадавшим установленного срока переосвидетельствования в учреждении МСЭ ежемесячные страховые выплаты ему приостанавливаются, а также они приостанавливаются в случае непредставления документов, являющихся основанием для продления ежемесячных страховых выплат.

Например, по законодательству Финляндии, супруг работника имеет право на пенсию в связи с потерей кормильца в размере 40% от заработка. Если право на пенсию имеет еще и ребенок, то размер пенсии супруга снижается до 35%, двое детей - 30%, трое детей- 20%, четверо или более - 15%. Размер детской пенсии по отношению к годовому доходу погибшего кормильца, если право на нее имеет один ребенок, составляет 25%, двое - 40%, трое -- 50%, четверо и более -- 55%. Сумма делится между детьми поровну. При вступлении супруга в повторный брак, ему выплачивается единовременное пособие в размере пенсии за три года. Кузнецов Г.Л. Финляндия, принципы социальной защиты граждан / Г.Л. Кузнецов // Вестник государственного социального страхования. - 2005. - №4. - С. 80.

В Дании компенсация супругу или другому совместно проживавшему с погибшем лицу выплачивается в течении определенного периода (от 1 года до 10 лет) в размере 30% годового заработка застрахованного. Дети имеют право на выплату 10% заработка умершего, но если погибший являлся единственным родителем - сумма удваивается. Килимиченко О.П. Социальное страхование в Дании / О.П. Килимиченко // Социальный мир. - 2001. - №10. - С. 45.

Таким образом, в соответствии с Федеральным Законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», предусмотрены следующие виды социального обеспечения, а именно: пособие по временной нетрудоспособности, единовременная страховая выплата, ежемесячные страховые выплаты в случае наступления постоянной нетрудоспособности, а также помимо этих выплат осуществляется оплата дополнительных расходов на реабилитацию застрахованных.

Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию надлежит знать каждому гражданину РФ. В жизни может случиться любая ситуация, когда потребуется дополнительная финансовая помощь.

Обязательное социальное страхование — часть социальной государственной защиты. Федеральное законодательство предусматривает страхование работающих людей от ухудшения социального или материального статуса по независящим от человека обстоятельствам.

Социальное страхование в обязательном порядке

Обязательным социальным страхованием называют экономические, организационные и правовые мероприятия, позволяющие компенсировать или уменьшить результаты снижения социального или материального статуса трудоустроенных граждан и других категорий после трудовых увечий, инвалидности, профзаболевания, болезней, беременности, родов, утраты рабочего места, наступления старости, смерти кормильца, при потребности санаторно-курортного лечения и других обстоятельств, прописанных в законе РФ.

Принципы

Главные нормы это вида страхования:

Субъекты страхования

Субъектами называют участников страховых отношений:

  • страхователь - ими выступает работодатель, который подписывает трудовой договор;
  • страховщик;
  • застрахованное лицо;
  • другие органы, перечисленные в страховом законодательстве. Обязательное страхование социального характера не допускает посредников.

Страхователи

Страхователем является организация или гражданин, которые вносят страховые взносы, оплачивают страховое обеспечение. Некоторые виды страховых взносов уплачивают органы местного самоуправления, исполнительная власть. Страхователи строго определены законом.

Страховщики

Страховщиком будут некоммерческая организация, соответствующая требованиям закона. В нем страховщики определены по всем формам соц.страхования. Они обеспечивают права застрахованного человека после возникновения страхового случая.

Застрахованное лицо

Застрахованным лицом будут граждане РФ, иностранные лица, лица без гражданства. Основное условие - официальное трудоустройство. Так же страхованию подлежат самостоятельно обеспечивающие себя лица и другие категории, которые предусмотрены законодательством.

Если человек оформлен по трудовому договору, то он точно попадает под социальное страхование обязательной формы и может рассчитывать на государственную помощь. Лица без гражданства будут застрахованы только, если относятся к высококвалифицированным специалистам, работают в РФ более полугода.

Виды страховых рисков социального характера

Существует несколько видов страховых рисков. Регламент компенсации по одновременно наступившим нескольким случаям предусмотрен федеральным законодательствам.

К страховым рискам относят:

  • Потребность в медицинской помощи.
  • Материнство.
  • Временная нетрудоспособность.
  • Профзаболевания, трудовые увечья.
  • Инвалидность.
  • Старость.
  • Смерть кормильца.
  • Потеря работы и получение статуса безработного.
  • Уход из жизни, потеря трудоспособности находящихся на иждивении. Для каждой формы социальных страховых рисков предусмотрено вид страхового обеспечения.

Формы страхового обеспечения

  • Оплата расходов, понесенных мед.учреждением во время оказания медпомощи человеку.
  • Обеспечение по инвалидности.
  • Обеспечение по старости.
  • Обеспечение после смерти кормильца.
  • Пособие по БИР.
  • Обеспечение по временной нетрудоспособности.
  • Пособия по профзаболеваниям, трудовым увечьям.
  • Пособие по уходу за ребенком.
  • Разовая выплата при рождении ребенка.
  • Пособие для женщин за своевременное становление на учет во время беременности.
  • Компенсация санаторно-курортного лечения.
  • Пособие на оздоровление.
  • Пособие на погребение.

Виды обеспечения по страхованию

Федеральный закон предусматривает 3 основных вида:

Эти виды страховых выплат получают лица предусмотренные законом, а не само застрахованное лицо.

Если восстановление трудоспособности невозможно, то требуется констатация стойкой утраты трудоспособности специалиста.

  • уход за застрахованным посторонним человеком или членом семьи;
  • проезд и проживание застрахованного и сопровождающего лица (при надобности) для медицинской или социальной реабилитации, прохождения медико-социальные экспертизы, экспертизы для определения связи возникшего заболевания с профессией.
  • восстановление в санаторно-курортных организациях;

При надобности сопровождающего лица, его проживание и питание компенсируется с фонда страхования.

Ремонт протезов и технических средств происходит за счет государства.

Выплата утраченного заработка, морального вреда ложится на причинителя вреда.

Момент возникновения обязательств

Для страхователя обязательства наступают после подписания трудового договора с любым работником. В иных случаях - после регистрации.

У страховщика - после подписания трудового договора. При самостоятельном обеспечении работой и у других категорий - после внесения страховых взносов.

Обязанности и права застрахованного лица

Обязанности застрахованного следующие:

  • вовремя подавать страховщику документы с достоверной информацией, которые будут основанием для оформления страхового обеспечения;
  • вносить налоговые платежи, страховые взносы. Застрахованное лицо вправе: . вовремя получить страховое обеспечение на установленных условиях;
  • рассчитывать на защиту;
  • участвовать в управлении страхованием;
  • получать информацию о работе страхователя и страховщиков;
  • вносить предложения по страховым взносам.

Человек обязан знать свое право на социальное обеспечение по обязательному социальному страхованию. Каждый может рассчитывать ан помощь государства в трудном финансовом положении.

Социальное страхование – это ряд мероприятий, направленных на социальную защиту населения в случае потери трудоспособности или иных факторов, которые препятствуют возможности самостоятельного обеспечения. Такая услуга позволяет поддерживать те слои населения, которые по тем или иным причинам нуждаются в финансовой помощи. Что такое социальное страхование? Сегодня разберем в этой статье.

Социальное страхование реализуется в виде пенсий, пособий, льгот и прочих выплат, сформированных как в натуральном, так и в денежном выражении. Разделяют как государственные фонды, так и коллективные (профсоюзные), а также есть и смешанные формы фондов по социальной защите населения.

Бюджет таких фондов пополняется за счет средств трудоспособного населения, т. е. физических лиц, и за счет любых форм организаций, осуществляющих коммерческую деятельность на территории Российской Федерации.

В современном мире, пожалуй, не существует государства, которое бы не осуществляло внутреннюю политику по социальной защите населения. Существует как обязательное страхование, так и добровольное. Говоря простым языком, социальная страховка – это сознательное гуманное решение общества о взаимовыручке и поддержке друг друга. Осуществляя небольшие выплаты в специализированные организации, люди помогают тем, кто нуждается в финансовой помощи. Как реализуется такая деятельность именно в России, рассмотрим более подробно.

Страховка граждан обеспечивает защиту населения в случае резкого изменения материального положения. Существуют разные аспекты рисков, связанных со страховым покрытием, обеспечивающихся выплатами из различных фондов. К таким видам рисков относятся:

  1. Больничные листы. В случае временной нетрудоспособности первые три дня по больничному листу оплачиваются работодателем, остальная часть денежных средств выплачивается из медицинского фонда соцзащиты.
  2. Связанные с материнством и детством. Сюда входят выплаты по рождению детей – как разовые, так и на постоянной основе, можно отнести оплату по декретному отпуску, материнский капитал и прочее.
  3. Выплаты по смерти кормильца или пособия по инвалидности.
  4. Коллективное страхование на вредном или опасном производстве. Каждое юридическое лицо, входящее в данную категорию, выплачивает страховую премию в фонд страхования для обеспечения социальной защиты. И если любое физическое лицо получило вред здоровью на опасном производстве, то фонд компенсирует деньги на восстановление здоровья. Сюда же можно отнести и экологические сборы.
  5. Медицинское страхование. Граждане Российской Федерации могут пользоваться бесплатными медицинскими услугами за счет фонда медицинского страхования.
  6. Пенсионное страхование. Люди, достигшие пенсионного возраста, также имеют право на получение пенсии и других льгот.
  7. Прочие льготы в натуральном или денежном выражении, относящиеся к участникам различных боевых действий или участникам ликвидации Чернобыльской атомной электростанции.

Обязательное страхование в России закреплено федеральным законом 165-ФЗ, а также иными актами, относящимися к такому виду страхования. Этот закон состоит из пяти глав. К первой части относятся терминология, применяемая в сфере обязательного страхования, а также виды и формы страхования.

Во второй главе описываются взаимоотношения между субъектами и объектами страхования. Устанавливаются права, обязанности и ответственность страховщиков, страхователей и застрахованных лиц. В третьей главе закреплены вопросы по управлению данной сферой, регламентированы действия контрольных органов.

Четвертая глава описывает источники финансирования, разграничивает понятие бюджетных и внебюджетных фондов. Устанавливает тарифы, ставки, сроки пополнения страховых премий, которые выплачивают страхователи и застрахованные лица, формирующие бюджет фондов.

Пятая глава регламентирует описание действий по страховым выплатам, а также сроки исковой давности и разрешение споров.

В России обязательное страхование обеспечивается тремя основными фондами:

  1. ФСС – .
  2. ФОМС – Фонд обязательного медицинского страхования.
  3. ПФР – Пенсионный фонд России.

Рассмотрим деятельность этих организаций в отдельности.

Это внебюджетное формирование было учреждено в 1991 году. Оно обеспечивает соцзащиту во многих сферах, а именно:

  • выплаты по больничным листам, единовременные выплаты по рождению ребенка, а также выплаты на ежемесячной основе по уходу за ребенком, выплаты при беременности и родам;
  • выплаты при получении профессиональных производственных травм;
  • льготы на санитарно-курортное лечение для восстановления здоровья;
  • обеспечение инвалидов вспомогательными медицинскими принадлежностями;
  • принятие мер по предупреждению профессиональных заболеваний на производстве.

Фонд обязательного медицинского страхования

Был организован в 1993 году. Эта организация обеспечивает получение бесплатной медицинской помощи. Также занимается организацией различных целевых программ, вакцинацией населения. В обязанности этой организации входят контроль и соблюдение всех целевых программ, а также хранение и перенаправление денежных средств для обеспечения бесплатной медицинской помощи либо льготных условий для различных категорий населения. Фонд является также внебюджетным.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Это самое масштабное объединение. Оно является внебюджетной организацией. Фонд был организован в 1990 году с целью выплат пенсий, а также соцзащиты населения. Организация выполняет множество направлений и является ключевой для поддержки населения. Основные функции:

  1. Выплата пенсий людям, достигшим пенсионного возраста.
  2. Выплата пособий по инвалидности, а также героям РФ И СССР, участникам боевых действий, ветеранам труда.
  3. Оплата материнского капитала.
  4. Контроль движения денежных средств.
  5. Контроль за пополнением пенсионного фонда, взаимодействие с коммерческими организациями, осуществляющими выплаты премий.
  6. Учет всех участников программы путем присвоения уникального идентификационного номера.
  7. Поддержка программ по добровольному пенсионному накоплению.
  8. Контроль и внедрение доплат по пенсиям для повышения общего материального положения пенсионеров.

Формирование бюджета таких организаций происходит за счет страховых премий, которые оплачивают страхователи, т. е. деньги на реализацию тех или иных целей поступают из доходов населения или коммерческих компаний. Только в случае, если в бюджете фондов недостаточно средств, он дополнительно финансируется из доходов государства.

Сумма пополнения бюджета определяется тарифами, закрепленными законодательством. Различные фирмы и организации производят выплаты в зависимости от дохода работников на предприятии. Денежные средства поступают в региональные отделения фондов. Некоторые выплаты в пользу рабочих на предприятии освобождаются от удержания перечисления денежных средств в фонды. К ним относятся:

  • материальная помощь в случае терактов, стихийных бедствий, прочих ситуаций, подтвержденных справкой из органов полиции или ЖЭКа, например ограблений, затоплений квартиры. Также мат. помощь в ситуациях потери кормильца;
  • выплаты по рождению ребенка или усыновлению. Должны не превышать 50 тыс. рублей и при условии, что перевод денежных средств осуществляется не позднее чем через год после наступления события;
  • оплата суточных, если это предусмотрено регламентом организации;
  • оплата в других случаях, но сумма не должна превышать 400 тысяч рублей.

Эти организации, в зависимости от направления деятельности, обеспечивают социальную защиту населения. Формируют и оплачивают пенсию, листы нетрудоспособности. На деньги таких фондов содержатся санитарно-курортные комплексы, детские и оздоровительные лагеря.

На бюджет этих организаций осуществляются выплаты по безработице. А также формируются средства на погребение и другие выплаты. Если человек имеет финансовые затруднения по тем или иным причинам, то имеет смысл обратиться в один из фондов для получения социальной помощи.

За пополнения фондов внутри организаций отвечают сотрудники бухгалтерии. На каждого сотрудника компании формируется индивидуальный счет, в котором отражаются все выплаты организации – как окладной части, так и различных премий, в зависимости от формы формирования заработанной платы.

Работодатель обязан перевести денежные средства в фонды не позднее 15-го числа в месяце, который следует за отчетным. При этом контролируют этот процесс ФСС И ПФР. Обязанности этих организаций разграничены. ФСС отвечает за выплаты, связанные:

  1. С оплатой больничных листов.
  2. Страхованием от профессиональных заболеваний.
  3. Материнством.

Пенсионный фонд контролирует взносы по медицинскому страхованию и пополнению пенсионного фонда.

Таким образом, функционирование данных организаций жизненно необходимо для проведения внутренней политики по социальной защите населения. Внебюджетные фонды имеют децентрализованный характер и закреплены за каждым субъектом Российской Федерации. Благодаря их функционированию происходит стратегическое перераспределение доходов государства. И каждый человек застрахован от большинства обстоятельств, которые могут являться следствием потери трудоспособности.