Куда перечислять пенсионные взносы в. Штрафы от ПФР. Штрафы за неуплату страховых взносов

В 2017 году работодатели будут уплачивать страховые взносы на обязательное страхование по новым правилам. Администрирование части взносов передано в Федеральную налоговую службу, а часть остается за Фондом социального страхования. Стоит разобраться по порядку куда и как платить страховые взносы в 2017 году.

С 1 января вступил в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ. Он дополнил НК РФ новой главой 34 "Страховые взносы в РФ" и передал функции по администрированию страховых взносов ФНС России. Но переданы были не все взносы. Частично предприятия продолжат перечислять страховые взносы в 2017 году в Фонд соцстраха.

Куда перечислять страховые взносы в 2017 году

В 2017 году работодатели будут уплачивать страховые взносы в налоговую инспекцию. В ФНС уплачиваются следующие виды взносов:

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • на обязательное медицинское страхование;
  • на обязательное пенсионное страхование;
  • дополнительные пенсионные взносы.

Фонд социального страхования в 2017 году продолжит администрировать взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обратите внимание — данные взносы будут перечислятся именно в ФСС, а не в налоговую.

Расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Исчисление и уплата взносов производится ежемесячно. Взносы исчисляются с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках.

Взносы должны уплачиваться не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором произведены выплаты в пользу работников предприятия. Таким образом, сроки уплаты остались прежними.

Сроки перечисления страховых взносов в 2017 году

По исчисленным и уплаченным взносам придется отчитываться в налоговую инспекцию. Расчет по страховым взносам должен представляться ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. Форма отчета утверждена приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/511. Первый отчет в 2017 году (за 1 квартал) необходимо представить не позднее 2 мая, поскольку крайний срок выпадает на субботу 30 апреля и переносится на понедельник.

Если в расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным. Об этом работодателю сообщат не позднее дня, следующего за днем представления расчета.

В пятидневный срок со дня получения указанного уведомления работодатель обязан будет представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления такого расчета считается дата представления первоначального расчета. Расчет не будет считаться просроченным.

В Фонд социального страхования страхователи продолжат представлять расчеты 4-ФСС. Но уже по новой форме — «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве…». Форма 4-ФСС была обновлена в соответствии с Приказом ФСС от 26.09. 2016 г. № 381.

Данный расчет необходимо будет сдавать в ФСС на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а в электронной форме — не позднее 25-го числа.

Перечисление страховых взносов в 2017 году

Стоит так же разобраться и с тем как перечислять страховые взносы в налоговую инспекцию. С 2017 года изменились КБК для уплаты страховых взносов. При этом не изменились только коды бюджетной классификации для взносов на травматизм. Все прочие КБК государственных внебюджетных фондов уже закрыты и уплата взносов по ним не осуществляется. Платежи пройдут только по новым кодам. Они утверждены Приказом Минфина РФ от 07.12.2016 № 230н.

Соответственно, и платежные поручения на уплату взносов также будут формироваться с учетом новых реквизитов. В полях «ИНН» и «КПП» получателя средств следует указывать значения налоговой инспекции, осуществляющей администрирование платежа. В поле «Получатель» указывается сокращенное наименование органа Федерального казначейства и сокращенное наименование налоговой инспекции.

В поле «101» платежного поручения указываются следующие статусы:

Что касается КБК, то первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов, теперь будут иметь значение «182» . То есть, КБК ФНС России. Таким образом, для оплаты страховых взносов в 2017 году надо уточнить новые КБК и не запутаться при заполнении статусов в платежных поручениях.

Необходимо отметить, что неверное обозначение в платежках статуса страхователя не повлечет для работодателя каких либо негативных последствий.

ФНС России в Письме от 03.02.2017 № ЗН-4-1/ пояснила, что если платеж был отражен в ведомости невыясненных поступлений из-за неверного указания реквизита «статус», налоговики самостоятельно проведут работу по его уточнению.

Штрафы за неуплату страховых взносов

Положения НК РФ предусматривают для страхователей сразу несколько видов ответственности. В соответствии со ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения налоговой базы повлечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы.

Умышленное занижение базы по страховым взносам повлечет наложение штрафа в размере 40% от суммы задолженности.

Статья 119 НК РФ устанавливает ответственность страхователей за непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам. Данное нарушение повлечет взыскание штрафа в размере 5% от неуплаченной суммы взносов за каждый месяц. При этом штраф не может превышать 30% указанной суммы.

Страхователи также могут быть оштрафованы и по статье 122 НК РФ за непредставление документов по страховым взносам. Штраф составит 200 рублей за каждый непредставленный документ.

В этом году законодательные новшества в области страховых взносов коснутся каждого бухгалтера. Наши эксперты постарались помочь разобраться и собрали в статье все поправки, вызванные передачей администрирования страховых взносов в руки налоговых органов.

Передача контрольной функции

Расчет страховых взносов

Хорошая новость: порядок расчета страховых взносов, база и тарифы в этом году не меняются. На самом деле, когда задумывалась только передача администрирования взносов в налоговые органы, то были планы внести в порядок расчета данных платежей серьезные коррективы. Однако пока все осталось по-прежнему. Кроме того, сохранены также размеры льготных и дополнительных тарифов. Не изменился и перечень необлагаемых взносами выплат. Напомним, что основная масса компаний платит взносы в размере 30%. Причем 22% из них идет на пенсионные взносы (10% - сверх предельной базы), на обязательное социальное страхование на ВНиМ платится 2,9%, на ОМС — 5,1%.

Отметим, что действующие тарифы на ОПС для большинства плательщиков будут сохранены до 2019 включительно (Федеральный закон от 19.12.2016 № 456-ФЗ)

На ближайшие три года будут действовать страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (Федеральный закон от 19.12.2016 № 419-ФЗ). На 2017-2019 годы сохранятся: действующий ранее порядок уплаты и тарифы взносов на травматизм от 0,2% до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска.

Однако с 2017 года компании станут все же больше взносов платить в бюджет. И связано это с увеличением предельной величины базы для начисления страховых взносов (напомним, что ежегодно Правительством РФ устанавливается предельная база отдельно для взносов на соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование).

Так, если компания платит взносы за декабрь 2016 в январе 2017, то сделать это нужно будет на следующие КБК:

  • пенсионные взносы — 182 1 02 02010 06 1000 160;
  • медицинские взносы — 182 1 02 02101 08 1011 160;
  • взносы на случай нетрудоспособности и материнства — 182 1 02 02090 07 1000 160.

Обратите внимание: в феврале в платежке нужно опять поменять КБК:

  • пенсионные взносы — 182 1 02 02010 06 1010 160;
  • медицинские взносы — 182 1 02 02101 08 1013 160;
  • взносы на случай нетрудоспособности и материнства — 182 1 02 02090 07 1010 160.

Важная информация для московских компаний:

С 6 февраля в связи с предстоящим в 2017 году переводом банковских счетов в Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москвы изменяются реквизиты банковского счета для учета доходов, распределяемых органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ на территории г. Москвы:

  • БИК банка получателя — 044525000;
  • Банк получателя — Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва, сокращенное наименование (ГУ Банка России по ЦФО);
  • Номер счета получателя: 40101810045250010041 — счет для учета доходов, распределяемых органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на территории г. Москвы.

Отчетность

Несмотря на кажущуюся оптимизацию страховых взносов, работы у бухгалтера не убавится, а, скорее, ее станет больше. Дело в том, что кроме единого расчета по взносам, который нужно будет сдавать в налоговую, есть еще ряд форм, которые придется отправлять в фонды.

Единый расчет по взносам

С 1 января 2017 года отчетность по страховым взносам нужно сдавать в налоговые органы. Отчетность будет предоставляться ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Форму нужно направить в ИФНС по месту учета компании. Если фирма имеет обособленные подразделения, которые начисляют вознаграждения в пользу физлиц, то форму придется представить также и по месту нахождения подразделений.

Форма единого расчета по взносам, а также порядок ее заполнения и электронный формат утверждены Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ . Новый бланк объединяет в себя формы отчетности (РСВ-1, РВ-3, РСВ-2 и 4-ФСС), в котором оптимизирован и значительно сокращен состав показателей. По крайней мере так считает Минфин (Письмо от 17.11.2016 N 03-04-05/68069).

Расчет включает в себя:

  • титульный лист;
  • лист «Сведения о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем»;
  • раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов». К разделу 1 предусмотрены 10 приложений;
  • раздел 2 «Сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов глав крестьянских (фермерских) хозяйств». К данному разделу есть одно приложение;
  • раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах».

Титульный лист расчета заполняют все плательщики.

Плательщики взносов, которые выплачивают вознаграждения физлицам, должны заполнить раздел 1, подразделы 1.1 и 1.2 приложения № 1 к разделу 1, приложение № 2 к разделу 1, раздел 3.

Раздел 2 и приложение № 1 к разделу 2 сдают в инспекцию главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Подразделы 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3, 1.4 приложения № 1 к разделу 1, приложения № 5 — 10 к разделу 1 включаются в состав расчета при применении плательщиками соответствующих тарифов страховых взносов.

Приложения № 3 и № 4 к разделу 1 сдаются в инспекцию при выплате работникам соцпособий.

В новой форме бухгалтер не найдет сведений о травматических взносах. Это и понятно, данный вид взносов будет по-прежнему курировать соцстрах. По этим обязательным платежам компании будут сдавать отдельную отчетность в фонд.

Форма 4-ФСС

Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381 утвержден новый расчет по форме 4-ФСС. Данную форму нужно будет сдавать ежеквартально в фонд, начиная с отчетности за 1 квартал 2017 года. Бланк представляет собой раздел 2 старой формы 4-ФСС, в котором приводится расчет страховых взносов по травматизму.

Сроки сдачи формы остались прежними. Напомним, что срок зависит от способа подачи отчетности. 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом сдают те, кто отчитывается «старинке» на бумаге, а через 5 дней (25-числа) 4-ФСС направляют в электронном виде в фонд.

Персотчетность

Ежемесячную СЗВ-М нужно по-прежнему сдавать в Пенсионный фонд. Форму не поменяли. Однако следует обратить внимание, что Постановлением Правления ПФР от 07.12.2016 № 1077п утвержден новый ее электронный формат. К тому же не совсем понятно с отчетности за какой месяц нужно его применять. В документе об этом ничего не сказано. Поэтому лучше обратиться в свое отделение фонда за комментариями. Правда время еще есть. Напомним, что с 2017 года продлевается срок представления данной ежемесячной формы. Так, если ранее компании должны были сдать ее в фонд не позднее 10 числа следующего месяца, то с 2017 года у бухгалтера есть еще 5 дней на заполнение формы. Срок сдачи теперь — 15 число следующего месяца. Причем данная поправка распространяется и на декабрьскую СЗВ-М. Таким образом, с учетом выходных последний день представления СЗВ-М за декабрь 2016 — 16 января 2017 года.

Кроме того, в ПФР нужно будет представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета о страховом стаже сотрудников. Правда данная отчетность будет ежегодной, срок ее сдачи — не позднее 1 марта следующего года (первый раз — в 2018 году). На данный момент форма еще не утверждена, но уже есть проект (СЗВ-СТАЖ).

Напомним, что ранее данные сведения были включены в форму РСВ-1 ПФР и предоставлялись в фонд ежеквартально.

Ответственность

Теперь, если компания нарушит способ сдачи отчетности в Пенсионный фонд, то ее будет ждать штраф. Ранее такой ответственности в законодательстве не было. Поправки внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ . Так, если компания сдаст, например, СЗВ-М на бумаге вместо электронной формы, с нее взыщут 1000 рублей. Сумма с одной стороны не велика, однако данная форма сдается ежемесячно и если компания целый год будет игнорировать требования закона, то штраф заметно увеличится.

Кроме того, наконец-то определен срок давности привлечения к ответственности в сфере персучета. Отметим, что ранее такого срока в законе не было. Теперь же сотрудники Пенсионного фонда вправе привлечь к ответственности только если с даты, когда о данном нарушении стало известно, прошло меньше трех лет.

Систематизируйте знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на . Проверьте свое соответствие профстандарту « Бухгалтер» и получите подтверждающий сертификат.

С 2017 года администрировать страховые взносы будут налоговые органы. Уже внесены соответствующие изменения в НК РФ и законодательство о страховых взносах.

Поскольку подходит к концу 2016 год, все чаще возникают вопросы о переходных положениях. Куда представлять отчетность по страховым взносам за 2016 год? Куда уплачивать страховые взносы после 1 января 2017 года, если они начислены за 2016 год? По каким формам и куда представлять уточненные отчеты? Как вернуть переплату по страховым взносам за 2016 год? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с переходным периодом по передаче администрирования страховыми взносами налоговикам, — в предложенном материале.

Федеральный закон №  212‑ФЗ перестает действовать 31 декабря 2016 года, и администрировать страховые взносы будут налоговые органы. С 1 января 2017 года вступают в силу федеральные законы №  243‑ФЗ и 250‑ФЗ , которые вносят соответствующие поправки в законодательство об обязательном пенсионном, социальном и медицинском страховании, а также вводят новую гл. 34 «Страховые взносы» в НК РФ.

В данном случае под словами «администрирование налоговыми органами» понимается в том числе следующее:

  • порядок исчисления и уплаты страховых взносов будет регулироваться нормами НК РФ;
  • функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов передаются налоговому органу;
  • порядок проведения проверок — камеральных и выездных — будет также регулироваться нормами НК РФ;
  • утверждать формы (порядок их заполнения, форматы) отчетных и других документов по страховым взносам будет ФНС;
  • давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты страховых взносов будут ФНС и Минфин. Отметим, что в 2016 году и ранее разъяснения по вопросам исчисления и уплаты страховых взносов давали представители Минтруда, зачастую их мнение расходилось с позицией, представленной в письмах Минфина.
Прежде чем говорить о переходных положениях, определимся еще с одним понятием. В рассматриваемом вопросе под страховыми взносами понимаются:
  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — страховые взносы от НС и ПЗ) по-прежнему регулируются Федеральным законом №  125‑ФЗ . Администрирование данного вида страховых взносов остается прерогативой ФСС.

В настоящее время завершается подготовительная работа по передаче администрирования страховых взносов налоговикам: необходимые данные передаются из ПФР и ФСС налоговым органам, разработаны и утверждены новые отчетные формы. До 1 февраля 2017 года Пенсионный фонд обязан передать налоговикам данные об обособленных подразделениях организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, по состоянию на 1 января 2017 года.

Начисление страховых взносов

Поскольку пограничной датой в рассматриваемом случае выступает 1 января 2017 года, при начислении страховых взносов действует простое правило: за 2016 год, включая декабрь 2016 года, начисление страховых взносов происходит по правилам, установленным Федеральным законом №  212‑ФЗ. Это означает, что за декабрь 2016 года начисляются заработная плата и другие выплаты в пользу работников по тем же правилам, которые действовали весь 2016 года.

Начиная с начисления заработной платы и других выплат в пользу работников за январь 2017 года нужно руководствоваться нормами, установленными гл. 34 НК РФ.

Уплата страховых взносов

Уплата страховых взносов по 31 декабря 2016 года включительно производится в ПФР и ФСС на действующие в 2016 году коды КБК. Это означает, что все платежи по страховым взносам, включая платежи за декабрь 2016 года, фактически произведенные в 2016 году, нужно делать на действующие весь 2016 год коды КБК.

С 1 января 2017 года уплата страховых взносов производится отдельными платежными поручениями по каждому виду страхования в ФНС на новые коды КБК, открытые налоговому органу, которые будут доведены Минфином. То есть с 1 января 2017 года все страховые взносы, включая страховые взносы за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2017 году, уплачиваются только в налоговый орган по новым кодам КБК.

Что касается сроков уплаты страховых взносов, с 1 января 2017 года они не изменятся: сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15‑го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ).

Отметим, что страховые взносы от НС и ПЗ уплачиваются в 2017 году в ФСС по тем же правилам, которые действовали в 2016 году: не позднее 15‑го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы.

Отчетность по страховым взносам

Отчетность по страховым взносам в переходный период представляется по тем же правилам, по которым происходит начисление страховых взносов:
  • за 2016 год отчетность подается в ПФР и ФСС в те же сроки, по тем же правилам и формам, которые действовали в 2016 году;
  • начиная с отчета за 1 квартал 2017 года отчетность представляется в ФНС по правилам, установленным гл. 34 НК РФ.
Это же правило действует в отношении уточненных расчетов: если нужно будет подать уточненный расчет за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, то он представляется в ПФР или ФСС в порядке и по форме, действовавшим в 2016 году.
Виды страховых взносов Отчетность за 2016 год Отчетность начиная с I квартала 2017 года
В ПФР В ФСС В ФНС
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование Форма РСВ-1 , утвержденная Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п - Расчет по страховым взносам, утвержденный Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование -
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - Форма 4-ФСС, утвержденная Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59

Отдельно скажем об отчетности по страховым взносам от НС и ПЗ. Поскольку они остаются в ведении ФСС, Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 №  381 утверждена новая форма 4-ФСС, в которой нужно будет приводить данные только по суммам страховых взносов по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваниях. По этой форме нужно будет отчитываться начиная
с I квартала 2017 года.

Кроме этого, в 2017 году, как и в 2016 году, нужно будет ежемесячно представлять в ПФР отчет по форме СЗВ-М. Также с 2017 года вводится новая форма отчета в ПФР, которая подается один раз в год, — сведения о страховом стаже. Данная форма еще не утверждена, первый раз ее нужно будет представить не позднее 1 марта 2018 года за 2017 год.

В первом чтении принят проект федерального закона №  1072874‑6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает ежемесячное представление сведений персонифицированного учета.

В помощь плательщикам страховых взносов приведем сроки представления отчетности в 2017 году :

  1. форма РСВ-1 представляется за 2016 год в ПФР не позднее 15 февраля 2017 года — на бумажном носителе, не позднее 20 февраля 2017 года — в форме электронного документа;
  2. форма 4-ФСС, утвержденная Приказом ФСС РФ №  59, представляется за 2016 год в ФСС не позднее 20 января 2017 года — на бумажном носителе, не позднее 25 января 2017 года — в форме электронного документа;
  3. расчет по страховым взносам представляется ежеквартально в ФНС начиная с отчетности за I квартал 2017 года не позднее 30‑го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (ст. 431 НК РФ), — не позднее 2 мая 2017 года (30 апреля — воскресенье), не позднее 31 июля 2017 года (30 июля — воскресенье), не позднее 30 октября 2017 года и не позднее 30 января 2018 года;
  4. форма 4-ФСС, утвержденная Приказом ФСС РФ №  381, представляется в ФСС начиная с отчетности за I квартал 2017 года ежеквартально, не позднее 20‑го числа месяца, следующего за отчетным периодом, — на бумажном носителе, не позднее 25‑го числа месяца, следующего за отчетным периодом, — в форме электронного документа (ст. 24 Федерального закона №  125‑ФЗ);
  5. форма СЗВ-М, утвержденная Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 №  83п, представляется в ПФР ежемесячно не позднее 15‑го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №  27‑ФЗ).
Скажем несколько слов о новом расчете по страховым взносам. Он заменяет две формы — РСВ-1 и 4-ФСС, — фактически, они и объединены. Новая форма большая по объему, но заполнять все разделы и приложения не надо: они заполняются только при наличии соответствующих данных. В обязательном порядке заполняются и представляются только отдельные разделы и приложения к ним.

Для организаций, которые работают в регионах, участвующих в пилотном проекте ФСС, а сегодня это 20 субъектов РФ, отметим, что они заполняют эту же отчетность, но указывают признак выплат :
«1» — прямые выплаты страхового обеспечения по обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством территориальным органом ФСС застрахованному лицу;
«2» — зачетная система выплат.

Изначально планировалось, что пилотный проект завершится в 2016 году и с 2017 года все регионы перейдут на прямые выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. На официальном сайте www.regulation.gov.ru опубликован проект документа, который вносит изменения в Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 №  294, регулирующее порядок проведения пилотного проекта ФСС. Предлагается продлить пилотный проект до 31 декабря 2019 года и уже с 2020 года перейти на прямые выплаты страхового возмещения. При этом в 2017, 2018 и 2019 года будет увеличиваться количество регионов, участвующих в данном проекте. Например, с 1 июля 2017 года к нему должно присоединиться сразу 13 субъектов РФ.

Контролирование правильности исчисления и уплаты страховых взносов

Кто и как будет контролировать правильность исчисления и уплаты страховых взносов за периоды до 1 января 2017 года и с 2017 года? Попробуем разобраться.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС в порядке, действовавшем в 2016 году. Таким образом, ПФР и ФСС проводят камеральные и выездные проверки расчетов, в том числе уточненных, по страховым взносам (формам РСВ-1 и 4-ФСС) за 2016 год и ранее, направляют страхователю решения по результатам этих проверок и рассматривают жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц.

Начиная с отчетных периодов 2017 года контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов осуществляет ФНС, то есть камеральные и выездные проверки будут проходить по правилам, установленным НК РФ.

При этом за ФСС сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ). Проверки этих расходов, заявленных страхователем в расчете по страховым взносам, представленном в налоговый орган, будет осуществлять территориальный орган ФСС в порядке, установленном Федеральным законом №  125‑ФЗ, на основании сведений, поступивших из налогового органа в ФСС (Информация ФСС РФ от 24.08.2016).

Межведомственный обмен информацией между ФСС и налоговым органом, в том числе в части заявленных страхователем доходов, расходов, результатов контрольной работы, будет осуществляться в соответствии с Порядком взаимодействия отделений Фонда социального страхования Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утвержденным руководителями ФНС РФ и ФСС РФ 22.07.2016 №   ММВ-23-1 /11@/02‑11‑10/ 06-3098П.

С учетом внесенных изменений и дополнений за ФСС сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, в том числе право проводить:

  • камеральные проверки правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения;
  • камеральные проверки расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, отраженных в расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы;
  • выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Копии решений о выделении средств на выплату страхового обес­печения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в рамках межведомственного обмена информацией будут направляться территориальным органом ФСС в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанных решений.

Отдельно скажем о страховых взносах от НС и ПЗ. С 1 января 2017 года ФСС является администратором доходов и расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и осуществляет функции администрирования. Следовательно, контроль за правильностью и своевременностью уплаты данного вида страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов, а также администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию от НС и ПЗ будут осуществляться ФСС в установленном законодательством порядке.

Взыскание недоимки

Понятно, что недоимки по страховым взносам за периоды, которые начнутся с 1 января 2017 года, будет взыскивать ФНС по правилам, установленным НК РФ.

Что касается недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в ПФР и ФСС, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР и ФСС по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), она будет также взыскиваться налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ. Будет применяться мера, следующая за мерой, примененной ПФР и ФСС.

Если переданные ПФР и ФСС недоимки за прошлые периоды взыскать уже будет нельзя, то они будут признаны безнадежными к взысканию и будут списаны налоговыми органами в случаях и порядке, установленных ст. 59 НК РФ, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Соответственно, все данные о недоимках будут переданы ПФР и ФСС налоговым органам. Первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, будут представляться ПФР и ФСС по запросам налоговых органов.

Поскольку передача налоговым органам администрирования страховых взносов вряд ли пройдет безболезненно для плательщиков страховых взносов, представляется целесообразным сделать сверку расчетов с ПФР и ФСС, по итогам которой подписывается акт. Это поможет избежать проблем с уплаченными суммами страховых взносов в дальнейшем.

Возврат и зачет сумм страховых взносов

Возврат и зачет сумм страховых взносов, которые будут уплачены в налоговые органы после 1 января 2017 года, будет производить ФНС. Соответствующее заявление нужно будет подавать в налоговый орган.

Что касается возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, решение об этом принимается соответствующими органами ПФР и ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. В данном случае соответствующее заявление надо будет подавать в ПФР или ФСС.

Обязательным условием является отсутствие задолженности по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган ПФР или ФСС направляют его в соответствующий налоговый орган. Это означает, что возврат или зачет страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, также будет делать налоговый орган, но по решению органов контроля — ПФР или ФСС.

С 1 января 2017 года администрировать страховые взносы будут налоговые органы. Уже разработаны новые формы отчетности, а также ведется работа по передаче данных из ПФР и ФСС в ФНС.

Плательщикам страховых взносов нужно максимально безболезненно пережить данный переходный период, придерживаясь в том числе следующих правил:

  • с 1 января 2017 года уплата страховых взносов производится отдельными платежными поручениями по каждому виду страхования в ФНС на новые коды КБК, которые будут доведены Минфином;
  • за 2016 год отчетность представляется в ПФР и ФСС в те же сроки, по тем же правилам и формам, которые действовали в 2016 году;
  • начиная с отчета за 1 квартал 2017 года отчетность подается в ФНС по правилам, установленным гл. 34 НК РФ.
Федеральный закон от 24.07.2009 №  212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Федеральный закон от 03.07.2016 №  243‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Федеральный закон от 03.07.2016 №  250‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Федеральный закон от 24.07.1998 №  125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Уплату страховых взносов со следующего года будут контролировать налоговые органы. В части первую и вторую Налогового кодекса добавлены новые нормы. Но это касается только взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством). Администрировать взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний будет по-прежнему ФСС. Изменится ли отчетность по взносам и сроки ее представления? Как регистрироваться в качестве страхователей плательщикам взносов? Ответы на эти и другие вопросы - в комментарии экспертов 1С.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 01.01.2017 контролировать уплату страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (на случай нетрудоспособности и в связи с материнством) будут налоговые органы.

2. Контроль за уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по-прежнему остается за ФСС РФ, а ПРФ по-прежнему проверяет персонифицированную отчетность.

3. Тарифы взносов (общие, пониженные, дополнительные), условия о предельной величине базы по взносам на пенсионное и социальное страхование и ее ежегодной индексации и порядок расчета и уплаты взносов организациями и предпринимателями – сохранены. Перечень плательщиков взносов, которые имеют право на пониженные тарифы, не претерпел изменений.

4. Со следующего года организации обязаны уведомлять налоговые инспекции по месту своего нахождения обо всех случаях создания на территории России обособленных подразделений, которые осуществляют выплаты физлицам. Сейчас в органы фондов организации подобную информацию не представляют.

5. С 2017 года суточные при командировках не облагаются взносами в пределах норм. В настоящее время суточные освобождены от обложения взносами в полном объеме.

6. Новый ежеквартальный расчет в ФНС по страховым взносам необходимо подавать в налоговый орган не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом.

Налоговый кодекс РФ дополнен новыми нормами о страховых взносах. Они вступают в силу с 01.01.2017 (п. 8 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ). То есть с указанной даты контролировать уплату взносов будут налоговые органы. Рассчитывать и перечислять взносы плательщики должны по правилам, установленным НК РФ. Это касается взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (на случай нетрудоспособности и в связи с материнством). Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, которым в настоящее время регулируется исчисление данных взносов, со следующего года утрачивает силу.

Следует учитывать, что контроль за уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по-прежнему остается за ФСС РФ (пп. «в» п. 2 ст. 1 Закона № 243-ФЗ).

Пенсионный фонд РФ по-прежнему проверяет персонифицированную отчетность.

Нормы Закона № 212-ФЗ «перемещены» в новую главу НК РФ практически без изменений. Так, сохранены:

  • тарифы взносов (общие, пониженные, дополнительные);
  • условия о предельной величине базы по взносам на пенсионное и социальное страхование и ее ежегодной индексации;
  • порядок расчета и уплаты взносов организациями и предпринимателями.

О создании обособленных подразделений нужно уведомить налоговый орган

Со следующего года организации обязаны уведомлять налоговые инспекции по месту своего нахождения обо всех случаях создания на территории России обособленных подразделений, которые осуществляют выплаты физлицам. Сделать это необходимо в течение одного месяца с момента создания подразделения (пп. «б» п. 17 ст. 1 Закона № 243-ФЗ). Данное требование распространяется на те подразделения, которые будут образованы после 01.01.2017 (ч. 2 ст. 5 Закона № 243-ФЗ).

Отметим, что сейчас в органы фондов организации подобную информацию не представляют. Обязанность сообщать о создании и закрытии обособленных подразделений отменена с 01.01.2015 (пп. «в» п. 17 ст. 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ). Поправки в НК РФ частично вернули такую обязанность.

Суточные при командировках не облагаются взносами в пределах норм

В Налоговом кодексе закреплено положение о том, что при оплате командировочных расходов суточные не облагаются взносами по нормам, установленным для целей НДФЛ (п. 2 ст. 422 НК РФ).

Напомним, что НДФЛ не удерживается с суточных в размере не более (п. 3 ст. 217 НК РФ):

  • 700 руб. - при командировках по России;
  • 2 500 руб. - при загранкомандировках.

Со следующего года аналогичные правила будут действовать и в отношении страховых взносов.

Такая унификация не в пользу плательщиков взносов, ведь в настоящее время суточные освобождены от обложения взносами в полном объеме, в котором они предусмотрены для командированных работников локальным актом организации (см. ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Дополнительное условие для применения пониженных тарифов «упрощенцами»

Перечень плательщиков взносов, которые имеют право на пониженные тарифы, сами тарифы, а также условия их применения, не претерпели изменений.

Единственное дополнение касается плательщиков на УСН, основным видом деятельности которых является один из видов, перечисленных на данный момент в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ (производство пищевых продуктов; минеральных вод и других безалкогольных напитков; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; и пр.).

Такие плательщики смогут рассчитывать взносы по пониженным тарифам при условии, что их доходы за налоговый период (календарный год) не превышают 79 млн рублей (п. 2 ст. 427 НК РФ). Поправками не предусмотрено, что новые положения распространяются на правоотношения истекших периодов. Новая глава НК РФ о страховых взносах начнет действовать с 01.01.2017. Полагаем, что именно с этой даты следует учитывать величину полученных при УСН доходов для определения правомерности расчета взносов по пониженным тарифам.

Даже если по итогам 2016 года доходы превысят упомянутый предел, взносы не придется пересчитывать по общеустановленным тарифам. О других изменениях для «спецрежимников» в 2017 году читайте в № 9 (сентябрь), стр. 8 «БУХ.1С» и в статье "Что изменилось в спецрежимах в 2016 году" .

Новый ежеквартальный расчет в ФНС по страховым взносам

Согласно новым нормам отчетность по страховым взносам вне зависимости от формы ее представления (на бумажном носителе или в электронном виде) необходимо подавать в налоговый орган не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Сохранено следующее требование: организации, у которых за предшествующий год среднесписочная численность сотрудников превышает 25 человек, обязаны представлять отчетность исключительно в электронном виде (п. 10 ст. 431 НК РФ).

Установлено, что если в расчете по взносам данные о совокупной сумме взносов на пенсионное страхование не совпадут с суммой этих взносов, начисленных по каждому физлицу, расчет будет считаться непредставленным.

В подобной ситуации налоговый орган направляет плательщику уведомление о выявленном несоответствии показателей. В пятидневный срок со дня его получения плательщик обязан подать скорректированный расчет, при этом датой его представления будет дата первоначальной сдачи отчетности (п. 7 ст. 431 НК РФ).

На данный момент сроки представления расчета РСВ-1 ПФР следующие (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ):

  • на бумажном носителе - не позднее 15 числа второго календарного месяца;
  • в электронной форме - не позднее 20 числа второго календарного месяца.

По итогам 2016 года плательщики взносов должны отчитаться по действующим нормам Закона № 212-ФЗ -подать РСВ-1 ПФР в территориальный орган ПФР:

  • на бумажном носителе - не позднее 15.02.2017;
  • в электронном виде - не позднее 20.02.2017.

В письме от 19.07.2016 № БС-4-11/12929@ ФНС России сообщила, что проект формы расчета по страховым взносам разработан. За расчетные периоды с 01.01.2017 в налоговые органы будет ежеквартально представляться новая форма расчета, которая объединит 4 основные формы отчетности, действующие в настоящее время:

  • Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (РСВ-1);
  • Расчет по начисленным и уплаченным взносам в ПФР, применяемый при осуществлении контроля за уплатой взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение (РВ-3);
  • Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (4-ФСС);
  • Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС главами крестьянских (фермерских) хозяйств (РСВ-2).

Налоговое ведомство уточняет, что в новой форме оптимизирован состав показателей, идентифицирующих работника и работодателя, сокращены лишние и дублирующие показатели. Проект формы расчета по взносам, порядка ее заполнения и формата представления в электронной форме опубликован на Едином портале для размещения проектов нормативных правовых актов (НПА) и результатах их общественного обсуждения.

Администрировать взносы «на травматизм» по-прежнему будет ФСС

Со следующего года контролировать уплату взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний будут, как и сейчас, органы ФСС РФ.

Законодательство о взносах «на травматизм» содержит отсылочные положения на Закон № 212-ФЗ. Поскольку последний со следующего года перестает действовать, Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее - Закон № 125-ФЗ) дополнен нормами из Закона № 212-ФЗ, которые регулируют, в частности:

  • расчетный и отчетный периоды по взносам;
  • порядок предоставления отсрочки и рассрочки по взносам;
  • обеспечение исполнения обязанности по уплате взносов (взыскание недоимки по взносам, зачет и возврат излишне уплаченных либо взысканных взносов);
  • проведение камеральных и выездных проверок;
  • условия привлечения к ответственности.

К чему приведут перечисленные нововведения для страхователей? Расскажем об этом подробнее.

Регистрация в качестве страхователей по обязательному...

... пенсионному страхованию

Пенсионный фонд РФ будет регистрировать страхователей в сфере обязательного пенсионного страхования (ОПС) только для целей сдачи персонифицированной отчетности, причем все сведения о постановке на учет организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а также иных плательщиков (в т. ч. адвокатов, нотариусов) в органы ПФР передадут налоговые инспекции (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, далее - Закон № 250-ФЗ).

В настоящее время налоговые органы также передают в фонд сведения о регистрации организаций, а вот постановка на учет предпринимателей и организаций по месту нахождения обособленных подразделений осуществляется в заявительном порядке (такие плательщики самостоятельно обращаются в органы фонда для регистрации) (п. 12, 21 Порядка, утв. постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п).

... медицинскому страхованию

Порядок регистрации не меняется: предприниматели и организации признаются страхователями по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) с момента постановки на учет в налоговом органе. Всю необходимую информацию инспекции самостоятельно передадут территориальным органам фонда (п. 1 ст. 12 Закона № 250-ФЗ).

... социальному страхованию

Порядок регистрации страхователей в сфере обязательного социального страхования (ОСС) также остается прежним.

Данные об организации при ее создании в орган фонда передает налоговая инспекция (п. 1 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 125-ФЗ).

Путем подачи заявления встают на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, а также индивидуальные предприниматели (заключившие с физлицом трудовой договор или гражданско-правовой договор с условием об уплате взносов «на травматизм») (п. 2 ст. 9 Закона № 250-ФЗ).

Еще одно изменение состоит в том, что со следующего года встать на учет в органах ПФР и ФСС РФ по месту создания обособленных подразделений организация обязана, если такое подразделение:

  • имеет собственный расчетный счет;
  • производит выплаты физлицам.

Таким образом, отменено действующее на данный момент требование о выделении подразделения на отдельный баланс (п. 1 ст. 3, п. 4 ст. 6, п. 2 ст. 9 Закона № 250-ФЗ). Перечисленные положения предназначены для плательщиков, у которых обязанность по регистрации в органах фондов возникнет с 01.01.2017.

Плательщикам, которые уже состоят на учете во внебюджетных фондах, заново регистрироваться не нужно.

Представление отчетности по взносам в сфере...

... пенсионного и медицинского страхования

Отчетность в сфере ОПС и ОМС необходимо сдавать как в налоговые органы, так и в органы ПФР.

С 01.01.2017 ежегодно не позднее 1 марта в органы ПФР необходимо представлять сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении каждого физлица, с которым оформлен трудовой либо гражданско-правовой договор (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). Такие сведения должны содержать следующую информацию о физлице: (п. 4 ст. 11 Закона № 250-ФЗ):

  • СНИЛС;
  • Ф.И.О.
  • дату приема на работу и (или) дату увольнения (применительно к сотрудникам, принятым на работу и (или) уволенным в течение отчетного периода);
  • дату заключения и (или) расторжения договора гражданско-правового характера (выплаты по которому облагаются взносами);
  • периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ;
  • прочие сведения, необходимые для назначения страховой и накопительной пенсии;
  • суммы взносов в ПФР, уплаченные за физлицо, которое является субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, и периоды трудовой деятельности, включаемые в его профессиональный стаж.

Поскольку начало действия поправок - 01.01.2017, полагаем, что впервые по новым нормам персонифицированную отчетность в орган фонда нужно подать по итогам 2017 года в 2018 году.

Сейчас данные персучета входят в состав расчета РСВ-1 ПФР и представляются ежеквартально.

Как только сотрудник получит право на пенсию, работодатель по его заявлению должен представить сведения персучета в орган ПФР в течение трех календарных дней с даты обращения физлица (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

В настоящее время эти данные работодатель представляет по форме СПВ-2, утв. постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п в течение 10 календарных дней со дня обращения сотрудника (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, далее - Закон № 27-ФЗ).

Как видим, с 01.01.2017 сроки для представления данной формы сокращаются.

Поправками за работодателями сохранена обязанность по ежемесячному представлению в ПФР сведений о физлицах (Ф.И.О., СНИЛС, ИНН), которые на данный момент отражаются в форме СЗВ-М. Однако меняются сроки для подачи таких данных. Если в настоящее время форму СЗВ-М, утв. постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п, необходимо подавать не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем) (п. 2.2 ст. 4 Закона № 27-ФЗ), то со следующего года крайний срок для представления упомянутых сведений - 15 число месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем) (пп. «г» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

Пока не вполне ясно, сохранятся ли действующие на данный момент формы отчетности для представления в ПФР или будут разработаны новые.

Сведения о сумме заработка и начисленных на него взносах на пенсионное и медицинское страхование нужно подавать в территориальную налоговую инспекцию в составе расчета по страховым взносам (пп. «д» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). Конкретные сроки сдачи отчетности будут прописаны в НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 НК РФ формы отчетности для целей налогового контроля утверждает ФНС России. Как мы писали выше, форма расчета по взносам разрабатывается налоговым ведомством.

Копии всех форм отчетности страхователь должен выдавать физлицам. Для этого установлены следующие сроки (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ):

  • не позднее пяти календарных дней с момента обращения лица (в общем случае);
  • в день увольнения физлица или расторжения с ним гражданско-правового договора (если лицо увольняется);

Напомним, такие требования для работодателей существуют и сейчас. Однако по действующим нормам предоставлять сотрудникам копии форм отчетности страхователи обязаны независимо от факта обращения физлиц за ними. Делать это необходимо одновременно с представлением в фонд соответствующих форм отчетности (абз. 1 п. 4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

В то же время действующими нормами и положениями, которые вступят в силу с 01.01.2017, не предусмотрены меры ответственности для работодателей, которые не выполнят указанные требования.

... социального страхования

Администратором взносов на обязательное социальное страхование в части страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 2017 года станут налоговые органы. Поэтому расчет по данным взносам необходимо подавать в налоговую инспекцию не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Как упоминалось выше, ФНС России уже подготовлен проект данного расчета.

Контроль за уплатой взносов на ОСС в части страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний остается за ФСС России. Отчетность по взносам «на травматизм» страхователи должны по-прежнему представлять в территориальные органы ФСС РФ в сроки, которые действуют в настоящее время. Изменения в этой части в законодательство о взносах «на травматизм» не внесены. Отчетность необходимо подавать ежеквартально (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, далее - Закон № 125-ФЗ):

  • на бумажном носителе - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
  • в электронном виде - не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Уточнено, что работодатели, у которых среднесписочная численность работников за истекший год превышает 25 человек, обязаны представлять отчетность исключительно в электронной форме (п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). На данный момент такая норма отсутствует в законодательстве о взносах «на травматизм». Однако она содержится в части 10 статьи 15 Закона № 212-ФЗ, который перестает действовать с 01.01.2017. Следовательно, существующее требование сохранено для работодателей, просто норма «перемещена» из одного нормативного акта в другой.

В настоящее время информация о двух видах взносов на обязательное социальное страхование объединена в расчете по форме 4-ФСС.

ФСС подготовил новую форму расчета, которая должна применяться начиная с I квартала 2017 года. Текст проекта приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Органы ФНС и ФСС будут взаимодействовать при проверках

Взаимодействие контролирующих органов заключается в следующем:

  • налоговые органы проверяют правильность и своевременность уплаты взносов на социальное страхование (на случай нетрудоспособности и в связи с материнством);
  • органы фонда проверяют правильность расходов на выплату социального обеспечения (в частности, пособий).

Сумма начисленных взносов на обязательное социальное страхование по-прежнему может уменьшаться на величину выплаченных пособий. Эта информация отражается в расчете по взносам, который будут проверять налоговые органы.

Сведения о расходах, указанных в отчетности, налоговые органы в рамках межведомственного обмена передадут органам ФСС РФ. На основе полученных данных фонды вправе проводить камеральные и выездные проверки плательщиков (п. 8 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, далее - Закон № 250-ФЗ).

Кроме того, налоговые органы и органы ФСС РФ смогут проводить совместные проверки.

Обратите внимание: если расходы по выплате пособий превысят сумму взносов, то образовавшаяся разница подлежит (п. 9 ст. 431 НК РФ, п. 8 ст. 9 Закона № 250-ФЗ):

  • зачету в счет предстоящих платежей по взносам. Решение об этом примет налоговый орган после того, как получит от органа фонда подтверждение таких расходов;
  • возмещению органом фонда.

Согласно части 3 статьи 5 Закона № 243-ФЗ положение о том, что взносы на социальное страхование уменьшаются на расходы по выплате страхового обеспечения, действует до 31.12.2018 (включительно).

Из этого следует, что с 2019 года взносы необходимо перечислять в той же сумме, в которой они начислены.

Можем предположить, что с указанной даты выплачивать пособия застрахованным физлицам будут напрямую органы ФСС РФ, а не работодатели (это реализовано сейчас в некоторых регионах, участвующих в пилотном проекте Фонда).

На текущий момент в состав участников пилотного проекта ФСС входят:

  • Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область - с 01.01.2012;
  • Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край - с 01.07.2012;
  • Республика Крым, г. Севастополь - с 01.01.2015;
  • Республика Татарстан, Белгородская, Ростовская и Самарская области - с 01.07.2015;
  • Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области - с 01.07.2016.

В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» реализованы все необходимые документы для пилотных регионов*.

Ответственность за нарушение законодательства о взносах...

Привлечение к ответственности за нарушение законодательства в сфере взносов на ОПС и ОСС с 01.01.2017 будет регулироваться положениями НК РФ.

Перечислим санкции, которые будут применять к страхователям органы внебюджетных фондов при нарушении положений в сфере персонифицированного учета, а также уплаты взносов «на травматизм» и представления отчетности по ним.

... в сфере пенсионного страхования

За непредставление в срок либо представление в орган ПФР неполных и (или) недостоверных сведений персучета установлены те же меры ответственности, что и за аналогичное нарушение при подаче формы СЗВ-М, а именно - 500 рублей за каждое застрахованное лицо (пп. «а» п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

Кроме того, отдельная ответственность грозит за нарушение порядка представления сведений (если представлены на бумажном носителе вместо электронного документа). Она будет составлять 1 000 рублей (пп. «б» п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

В настоящее время отдельной ответственности за подобные правонарушения в сфере персучета нет, так как эти сведения подаются в составе расчета РСВ-1 ПФР. Поэтому к страхователям применяют санкции за несдачу или просрочку подачи данного расчета, а также за нарушение формы его представления. Причем штраф за несдачу расчета и (или) отражение в нем недостоверных данных определяется в процентах от суммы начисленных за отчетный период взносов (но не менее 1 000 руб.) (ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ). Штраф за несоблюдение порядка его представления - 200 руб. (ч. 2 ст. 46 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, со следующего года штраф за нарушение порядка подачи сведений персучета будет применяться в гораздо большем размере.

... в сфере взносов «на травматизм»

Виды правонарушений, касающиеся порядка уплаты взносов «на травматизм» и представления отчетности по ним, а также размеры санкций остаются такими же, как и в настоящее время (за одним исключением). Различие лишь в том, что в действующей редакции Закона № 125-ФЗ они перечислены в одной норме - статье 19 Закона № 125-ФЗ, а со следующего года каждый вид правонарушения (а также ответственность) будет прописан в отдельной статье закона.

Напомним, что такими правонарушениями являются:

  • нарушение срока регистрации в органах фонда;
  • неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов;
  • непредставление в срок отчетности по взносам;
  • отказ в представлении или непредставление в фонд документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов.

Новый вид правонарушения - несоблюдение порядка представления отчетности по взносам.

Такой вид правонарушения закреплен в новой статье 26.30 Закона № 125-ФЗ. Так, если после 01.01.2017 отчетность по взносам будет подана на бумажном носителе вместо обязательной электронной формы, штраф составит 200 рублей.

... для должностных лиц

Помимо штрафных санкций, предусмотренных законом о тех или иных видах взносов, к административной ответственности привлекаются непосредственно должностные лица организаций.

Перечень видов правонарушений, которые влекут применение штрафов по КоАП РФ, с 01.01.2017 будет расширен. Кроме того, внесены некоторые поправки в действующие нормы кодекса. Изменения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Административная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о страховых взносах и персотчетности

№ п /п

Вид правонарушения

Ответственность

Норма в КоАП РФ (новая или измененная)

Непредставление в ПФР в установленный срок сведений персучета либо представление этих сведений в неполном или искаженном виде

Штраф от 300 руб. до 500 руб.

Новая статья 15.33.2

Нарушение срока представления в налоговый орган расчета по взносам на ОСС

Предупреждение или штраф от 300 руб. до 500 руб.

Дополнения в статье 15.5

Непредставление в орган ФСС РФ сведений для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты пособий, а также оплаты выходных дней по уходу за детьми-инвалидами

Штраф от 300 руб. до 500 руб.

Изменения в статье 15.33

Нарушение срока представления в орган ФСС РФ информации об открытии или закрытии счета в банке

Штраф от 1 000 руб. до 2 000 руб.

Изменения в статье 15.33

Нарушение срока представления в орган фонда расчета по взносам «на травматизм»

Штраф от 300 руб. до 500 руб.

Изменения в статье 15.33

Непредставление либо отказ в представлении сведений, необходимых органам фонда для контроля за исчислением и уплатой взносов «на травматизм»

Штраф от 300 руб. до 500 руб.

Изменения в статье 15.33

Порядок определения среднего заработка для назначения пособий

Напомним, что средний заработок для расчета пособий (по нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком) определяется исходя из выплат за расчетный период, на которые начислены взносы в ФСС РФ (ч. 1, 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Принятые поправки не меняют указанный принцип исчисления заработка. Необходимо лишь принимать во внимание, что в состав среднего заработка включаются суммы, которые облагались взносами в ФСС РФ (п. 10 ст. 9 Закона № 250-ФЗ):

  • по правилам Закона № 212-ФЗ - за периоды до 31.12.2016;
  • по правилам НК РФ - за периоды с 01.01.2017.

Как оформлять платежные поручения на уплату взносов

Сейчас взносы перечисляются отдельными платежными поручениями в каждый внебюджетный фонд (ПФР, ФФОМС, ФСС РФ) (ч. 4 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Поскольку администратором по взносам «на травматизм» по-прежнему остается ФСС РФ, направлять платежные документы на уплату данных взносов необходимо в адрес фонда (п. 1.1 ст. 22 Закона № 125-ФЗ).

Администратором по взносам на ОПС, ОМС и ОСС (в части страхования на случай нетрудоспособности и в связи с материнством) становятся налоговые инспекции. Поэтому с платежей за январь 2017 года в платежных поручениях на перечисление данных взносов в качестве получателя следует указывать территориальный налоговый орган. В связи с этим должны быть утверждены и новые КБК для уплаты взносов.

Переходные положения

Отметим следующие наиболее важные переходные положения, предусмотренные Законами № 243-ФЗ и № 250-ФЗ:

1. Расчеты по взносам (в т. ч. уточненные) за периоды до 01.01.2017 представляются по действующим в настоящее время нормам в органы внебюджетных фондов (ст. 23 Закона № 250-ФЗ). Соответственно, отчетность по формам РСВ-1 ПФР и 4-ФСС за 2016 год страхователи должны представить в органы фондов.

2. За возвратом излишне уплаченных или взысканных сумм взносов, пеней, штрафов по ним, которые образовались за периоды до указанной даты, страхователи должны обращаться с соответствующими заявлениями во внебюджетные фонды (ч. 1 ст. 21 Закона № 250-ФЗ). Если страхователь подаст заявление о возврате переплаты и орган ПФР или ФСС России примет по нему положительное решение, то такое решение орган фонда должен перенаправить в налоговую инспекцию (ч. 4 ст. 21 Закона № 250-ФЗ). Из этого следует, что непосредственный возврат денежных сумм страхователю должен произвести налоговый орган.

3. Информацию о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам, образовавшихся за периоды до 1 января 2017 года, органы ПФР и ФСС России передадут в налоговые органы. Соответствующий порядок утвердит ФНС России. При невозможности взыскания такой задолженности (например, по причине истечения установленного для взыскания срока), она будет списана с плательщика взносов (ч. 2, 3 ст. 4 Закона № 243-ФЗ). Полагаем, что в ФНС России может быть разработана также и специальная процедура взыскания или погашения такой задолженности. В частности, порядок оформления платежных поручений на уплату долга.

4. Подлежат списанию (то есть не могут быть взысканы со страхователя) недоимки, пени, штрафы по взносам (ч. 3 ст. 19 Закона № 250-ФЗ): которые невозможно взыскать по основаниям, перечисленным в статье 23 Закона № 212-ФЗ и которые возникли до 01.01.2017; срок взыскания которых органами фондов истечет по состоянию на 01.01.2017.

5. Организациям не потребуется сообщать в инспекцию данные об обособленных подразделениях, которые по состоянию на 01.01.2017 зарегистрированы в органах ПФР в качестве плательщиков взносов. Органы фонда самостоятельно передадут данную информацию налоговым инспекциям (ч. 1 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

Куда платить страховые взносы в 2017-2018 годах этот вопрос обусловлен сменой администратора большинства взносов, произошедшей с начала 2017 года. Однако перемены коснулись не всех взносов. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Что привело к смене реквизитов, по которым следует уплачивать взносы

Законодательные новшества в страховых взносах, вступившие в силу с 2017 года, привели к замене инстанции, осуществляющей функции администратора этих платежей. Такой инстанцией для большей части взносов стала налоговая служба, начавшая контролировать платежи, предназначенные:

  • для ФСС в части больничных и материнства;
  • ПФР и ФОМС, в т. ч. оплачиваемые ИП за себя.

Все положения, отражающие особенности применения таких платежей, как страховые взносы, с 2017 года стала регулировать особая глава НК РФ.

Попав в НК РФ, страховые взносы начали подчиняться всем его правилам, т. е. оказались приравненными к бюджетным платежам, уплачиваемым в особом порядке, который касается не только правил оформления платежных документов, но и реквизитов для перечисления.

О том, каким образом оказались разграниченными функции налоговых органов и фондов в части взносов, попавших под контроль ИФНС, читайте в материале .

Куда платят страховые взносы в 2017-2018 годах? Взносы, регулируемые НК РФ, следует уплачивать в бюджет по месту нахождения налогоплательщика, а если у него есть обособленные структурные единицы, исчисляющие и выплачивающие зарплату, то и по месту нахождения таких структурных единиц. Платежные документы, как и раньше, оформляются раздельно в отношении оплаты, предназначенной для каждого из фондов, но в соответствии с требованиями, действительными для налоговых платежей.

В то же время есть взносы, которых не коснулись изменения-2017. Это так называемые «несчастные» взносы, связанные со страхованием по профессиональному травматизму. Они по-прежнему подчиняются нормам закона «Об обязательном социальном страховании» от 24.07.1998 № 125-ФЗ, и их куратором остался ФСС. Куда платящим страховые взносы в 2017-2018 годах перечислять такие платежи? Ответ очевиден: как и раньше — в соцстрах по месту регистрации страхователя, которым может оказаться и его обособленное подразделение.

По каким реквизитам перечислять взносы, регулируемые НК РФ

В отношении того, куда перечислять страховые взносы в 2017-2018 годах и как оформлять платежные документы, ФНС, получившая взносы под контроль, дала немало разъяснений. Основные вопросы, к которым относились эти разъяснения:

  • КБК для уплаты на границе 2016-2017 годов;
  • КБК для взносов-2017, ставших полноценным бюджетным платежом;
  • статус плательщика в платежном документе.

«Граничные» взносы (т. е. начисленные в 2016 году, а уплаченные в 2017 году), оплачивают, указывая в платежном документе особые (промежуточные) КБК. Начинаются такие КБК, как и у всякого бюджетного платежа, с цифр 182, и от их окончательного варианта, соответствующего начислениям, производимым начиная с 2017 года, отличаются значением, присутствующим в 16-м или 17-м знаке кода.

КБК, применяемые для «граничных» взносов по начисленным работникам выплатам, таковы:

  • 18210202010061000160 — по платежам в ПФР;
  • 18210202101081011160 — по платежам в ФОМС;
  • 18210202090071000160 — по платежам в ФСС.

Их обновленный вариант, используемый для начисленных с начала 2017 года взносов:

  • 18210202010061010160 — по платежам в ПФР;
  • 18210202101081013160 — по платежам в ФОМС;
  • 18210202090071010160 — по платежам в ФСС.

ИП, оформляя платежи по взносам, уплачиваемым за 2016 год в 2017 году, тоже применяют промежуточные коды:

  • 18210202140061100160 — по платежам в ПФР при доходе до 300 000 руб.;
  • 18210202140061200160 — по платежам в ПФР на доход, превышающий 300 000 руб.;
  • 18210202103081011160 — по платежам в ФОМС.

Начисления, сделанные позже 2017 года, ИП перечисляет уже по окончательным КБК:

  • 18210202140061110160 — по платежам в ПФР (этот код с 2017 года стал единым для фиксированных платежей и взносов, начисленных на доход сверх 300 000 руб.);
  • 18210202103081013160 — по платежам в ФОМС.

Решение вопроса об указании статуса плательщика оказалось в зависимости от технических возможностей банков. У них возникли сложности с принятием к исполнению платежей со статусом «14», который характеризует лицо, осуществляющее выплаты физлицам. Поэтому работодателям-юрлицам при возникновении технических проблем с банками рекомендовано указывать в платежном документе статус «01», а ИП, уплачивающим взносы за работников, разрешено применять статус «09», который указывается, когда ИП перечисляет взносы за себя (письма ФНС России от 15.02.2017 № ЗН-3-1/978@, от 08.02.2017 № ЗН-4-1/2291@, от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@).

В остальных аспектах платежный документ, оформляемый при оплате взносов, ничем не отличается от обычно формируемого на перечисление налогов. Получателем в нем, как и при налогах, будет числиться ИФНС.

В ноябре 2016 года в НК РФ введено положение о допустимости уплаты налоговых платежей за третье лицо. С 2017 года такая возможность оказалась применимой и к оплате страховых взносов, начавших подчиняться правилам НК РФ. Статус плательщика, указываемый при такой оплате, должен соответствовать статусу того лица, за которое делается платеж.

Куда отправлять «несчастные» взносы

Куда платить страховые взносы в 2017-2018 годах, если они относятся к категории «несчастных»? По-прежнему в соцстрах, указывая его реквизиты в полях платежного документа, предназначенных для данных получателя. Прежним останется и КБК, используемый для такого платежа (39310202050071000160).

Помимо обязательных «несчастных» взносов, уплачиваемых с выплат работникам, в соцстрах могут делаться и добровольные платежи. Они возникают у ИП, вообще-то не обязанного делать подобные перечисления, но самостоятельно заключившего добровольный договор страхования с фондом. КБК для таких платежей — 39311706020076000180.

Подробнее обо всех применяемых с 2017 года КБК читайте .

Сроки, в течение которых нужно оплачивать взносы

Несмотря на передачу взносов под контроль другому администратору, сроки их оплаты не изменились. Платить взносы, регламентируемые НК РФ, надо:

  • осуществляющим выплаты физлицам — ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, наступающего за месяцем начисления (п. 3 ст. 431 НК РФ);
  • не осуществляющим таких выплат — не позже 31 декабря текущего года с общей величины полученного за год дохода, не превышающей 300 000 руб., и не позднее 01 июля следующего года с суммы дохода, превысившего 300 000 руб. (п. 2 ст. 432 НК РФ).

Аналогичный первому из вариантов срок (ежемесячно не позже 15-го числа месяца, наступающего за месяцем начисления) действует для «несчастных» взносов, уплачиваемых в соцстрах (п. 4 ст. 22 закона 125-ФЗ).

При этом, вне зависимости от того, кто является администратором взносов, крайняя дата срока, попавшая на выходной, переносится на наступающий за этим выходным будний день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ, п. 4 ст. 22 закона 125-ФЗ).

Итоги

С 2017 года большая часть страховых взносов перешла под контроль ФНС и начала регулироваться положениями НК РФ. Платежные документы по таким взносам стали оформляться так же, как и по налоговым платежам. Получателем в них стала указываться ИФНС, появились новые КБК, изменился статус плательщика. Возникла обязанность платить взносы не только по месту нахождения налогоплательщика, но и по месту размещения его обособленных структур. Вместе с тем сохранился вид взносов («несчастные»), которые по-прежнему регулирует соцстрах. Изменений в платежах по ним не произошло.