Полис осаго не приходит на почту. Как обеспечивается безопасность платежей? Если водитель захочет свои документы подделать и загрузить для получения электронного осаго

Кто может оформить электронный полис ОСАГО?

С 01 октября 2015 года любой автовладелец и водитель имеет право оформить полис ОСАГО в электронной форме.

Для этого потребуется компьютер, подключенный к интернету и банковская карта для оплаты онлайн-платежей.

Место проживания не важно. Купить электронный полис ОСАГО можно в любом городе России, не выходя из дома.

Обязательно ли покупать электронный полис ОСАГО в той же компании, где был оформлен бумажный полис?

Нет, не обязательно.

Электронный полис ОСАГО можно купить в любой компании, которая предлагает такую услугу. Вне зависимости от того, где оформлялся предыдущий бумажный полис ОСАГО.

Данные по заключенным полиса ОСАГО передаются страховыми компаниями в единую базу данных АИС ОСАГО. Для компаний это обязательное требование. Поэтому неважно, где вы приобретали предыдущий полис, новая компания, которую вы выберете, сможет самостоятельно запросить и проверить ваши данные через АИС ОСАГО.

Пример. В прошлом году вы оформляли полис ОСАГО в Росгосстрахе. В этом году меняете компанию. В списке компаний, продающих электронные полисы ОСАГО, вы выбрали новую компанию — РЕСО-Гарантия. Просто заходите на сайт этой компании и заполняйте заявление на оформление электронного полиса. Никаких ограничений.

Цена электронного полиса ОСАГО отличается от цены обычного?

Нет, не отличается.

Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается по единым тарифам и коэффициентам, утвержденным законодательно. И не привязана к тому, в какой форме оформляется полис — в бумажной или электронной.

Более того, коэффициент «бонус-малус» (КБМ), учитывающий историю вождения и предоставляющий скидку за безаварийность, также рассчитывается одинаково. И при оформлении бумажного полиса в офисе страховщика, и при самостоятельном оформлении электронного полиса на сайте компании. Так как в обоих случаях значения КБМ определяются на основании единой базы данных АИС ОСАГО.

Электронный полис ОСАГО — это обязательно для всех ?

Способов застраховать ответственность несколько. И оформление полиса ОСАГО в электронной один из них.

Каждый водитель сам решает, что выбрать, электронную форму или традиционную бумажную.

Массовая замена полисов ОСАГО в 2016 году, недавно озвученная Российским союзом автостраховщиков, не предполагает отказа от бумажных полисов и 100-процентного перехода на электронное ОСАГО.

Документы для покупки электронного полиса ОСАГО

Чтобы приобрести электронный полис ОСАГО от автовладельца потребуются:

    • паспорт страхователя (того, кто будет заключать полис);
    • паспорт владельца машины (если он отличается от страхователя);
    • документы на машину: свидетельство о регистрации (СТС) и ПТС;
    • водительские удостоверения всех водителей, которые будут включены в полис;
    • диагностическая карта, подтверждающая прохождение техосмотра.

Оригиналы документов предъявлять страховой компании не потребуется. Достаточно занести сведения из указанных документов в форму заявления на сайте страховой компании.

Нужен ли техосмотр для электронного полиса?

Подтверждение о прохождении техосмотра, которым является диагностическая карта, входит в перечень обязательных документов.

В форму заявления при оформлении полиса на сайте страховщика требуется ввести:

    • номер диагностической карты,
    • дату ее выдачи,
    • дату окончания ее действия.
Напомним, что для новых автомобилей до 3 лет карта не требуется. Для автомобилей возрастом от 3 до 7 лет карта выдаётся сроком на 2 года. Для машин старше 7 лет проходить техосмотр и получать диагностическую карту требуется ежегодно.

Введенные сведения по диагностической карте проходят автоматическую проверку в системе ЕАИСТО, где хранится вся информация о техосмотрах автомобилей в РФ.

Накопленная скидка за безаварийность теряется при оформлении электронного полиса?

Нет, не теряется.

При расчете стоимости электронного полиса ОСАГО применяются те же поправочные коэффициенты, что и в традиционном бумажном полисе. В том числе и скидка за безаварийную езду — коэффициент бонус-малус.

Размер накопленного на момент оформления полиса ОСАГО коэффициента бонус-малуса определяется через систему АИС ОСАГО с учетом истории аварий.

Пример. Водитель 5 лет проездил без аварий. За последний год страховая компания не производила выплат за аварии, случившиеся по его вине. Следовательно, при заключении договора на 6 год водителю будет присвоен 8 класс. Для 8 класса коэффициент КБМ равен 0,75. Или 25% скидки к стоимости электронного полиса ОСАГО.

«Не прошел проверку РСА» — что делать при этой ошибке?

В ряде случаев при оформлении электронного полиса ОСАГО автовладельцы могут столкнуться с системным сообщением на сайте страховщика о том, что его «данные не прошли проверку РСА».

Дело в том, что все сведения — о страхователе, о владельце автомобиля, о водителях и самом автомобиле — в обязательном порядке проверяются по базе РСА (АИС ОСАГО). Успешная проверка является обязательным требованием для покупки электронного полиса ОСАГО.

Ошибка «не прошел проверку РСА» может означать:

1. Сбой при обмене данными сайта страховой компании и базы РСА. В этом случае рекомендуется повторить попытку оформить полис ОСАГО чуть позднее.

2. Указана неверная информация . Автовладелец ошибся при вводе сведений о себе, водителях и автомобиле. Здесь нужно еще раз внимательно сверить информацию, введенную на сайте страховой компании с документами.

В том случае, если оба предыдущих способа не принесли успеха, и электронный полис не удалось приобрести, рекомендуется обратиться в офис страховой компании.

Или же попробовать оформить электронный полис ОСАГО на сайте другой компании.

Входят ли в цену электронного полиса ОСАГО дополнительные услуги?

Нет, не входят.

Расчет окончательной стоимости электронного полиса ОСАГО производится строго по утвержденным законом тарифам. Никакие другие опции и услуги не могут включаться в цену электронного полиса.

Именно это и делает электронный полис столь привлекательным для регионов, где страховые компании навязывают дополнительные услуги при покупке полисов ОСАГО, необоснованно увеличивая затраты автовладельцев.

Что является подтверждением покупки электронного полиса ОСАГО?

На завершающем этапе оформления электронного полиса ОСАГО на сайте страховой компании клиент оплачивает полис банковской картой.

После оплаты ему на электронную почту должны прийти:

    • электронный полис ОСАГО,
    • электронная копия квитанции об оплате,
    • памятка страхователя,
    • перечень представительств страховой компании в регионах РФ,
    • ссылка для проверки легитимности электронного полиса.

Электронный полис и является подтверждением того, что ответственность застрахована. Рекомендуется распечатать электронный полис на бумаге и положить в машину. В будущем это существенно упростит прохождение проверки инспектором ГИБДД.

Как ГИБДД относится к электронным полиса ОСАГО?

После введения электронного полиса изменился порядок проверки сотрудниками ГИБДД наличия страховки.

Теперь факт наличия полиса инспекторы обязаны проверять с помощью компьютера через специальный сервис, который добавлен в сеть ИМТС МВД РФ. Или через сайт Российского союза автостраховщиков.

Вся необходимая информация о том, как инспекторы должны это делать, доведена до них официальным разъяснительным письмом Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России №13/12-у-4440 от 03.07.2015.

Для проверки от водителя требуется только VIN автомобиля, государственный регистрационный знак и номер водительских прав.

Важно! Система электронных полисов ОСАГО работает не так давно, поэтому рекомендуется возить с собой в автомобиле распечатанную копию электронного полиса ОСАГО. Которую присылает по электронной почте страховая компания.

Как внести изменения или расторгнуть электронный полис ОСАГО?

Внести изменения в электронный полис — добавить водителя или уточнить период использования, можно так же, как и в обычный полис. Через визит в офис страховой компании.

Увы, но самостоятельно изменить электронный договор через сайт страховщика нельзя.

То же касается и расторжения полиса. Расторгнуть и получить возврат части премии допускается только через личный визит клиента в офис компании.

Согласно Указанию Центрального банка РФ №4723-У от 15 февраля 2018 года, дата срока начала действия договора ОСАГО наступает не ранее чем через 3 дня после дня направления заявления страховщику. В связи с вступлением в силу этого Указания, оформление ОСАГО онлайн возможно не позднее чем за 3 дня до желаемой даты начала действия договора.

Когда теперь оформлять ОСАГО?

Приведем пример. Если вам нужен полис ОСАГО с 16 сентября, вы должны подать заявление на новый полис не позднее 12 сентября. Таким образом, между подачей заявления и началом действия договора пройдет 3 дня (13-15 сентября).

Первое , начинайте оформление за несколько дней до окончания предыдущей автогражданки. Может случиться так, что за один день вы не успеете. Вместе с вами, в одно и то же время, много других водителей, пытаются оформить Е-ОСАГО. Кроме этого, при оформлении бумажных полисов, через интернет вводят и сверяют информацию агенты и брокеры всех страховых компаний.

Второе , оформлять полис лучше ночью. На сайтах страховщиков идет проверка введенных данных в режиме онлайн. Каждый момент времени шлются тысячи запросов к единственной базе РСА, и ожидается ответ. Днем желающих оформить страховку больше и могут быть большие задержки и перебои с ответом. Легче застраховаться в праздничные дни, а так же в субботу и воскресенье. В выходные нагрузка значительно ниже.

(Страхование в ночные часы касается проживающих на европейской части территории России)

Возможные проблемы и решения

(в видеоролике на 3.14 минуте есть решение по страховке машины старше 10 лет)

Проблема: Остался Ингострах, с его танцами с бубном по расшифровке кодов подтверждения, которые приходят смс на тел.

Важное нововведение: ЦБ изменил порядок покупки ОСАГО в интернете, снизив возможности страховщиков затруднить или заблокировать оформление полисов. Ключ простой электронной подписи должен состоять из латиницы и цифр , что позволит исключить случаи ошибок из-за схожести написания русских и латинских букв.

Как решалась проблема: Некоторые символы латинского алфавита визуально не отличить от кириллицы. Например А, С, Р, Е и т.д. Часто это приводит к неприятным проблемам. Как пример - невозможность правильно ввести пароль содержащий такие символы.

Нужно код с телефона (долгий тап по СМС сообщению, затем выбрать "Скопировать текст") переслать себе через вайбер или вацап или скайп или почтовый ящик на стационарный компьютер или планшет. И от туда скопировать в буфер обмена. Потом идем сюда - расшифровка пароля и вставляем код. Будет видно сразу, где кириллица, а где латиница.

Дополнение 10.08.2018: Никакие промежуточные программы не нужны. После того, как СМС скопировали в буфер обмена, на телефоне выходим в интернет и в адресной строке браузера набираем theithelper.ru

Четвертым в списке находим сервис "Поиск русских символов в латинице онлайн", тапаем по нему и попадаем на нужную страницу. Далее - долгий тап на поле ввода и выбираем "Вставить". Убираем ненужный текст и жмем "Найти символы" Вот и все. Проблема решена!

Результат виден на рисунке ниже:

Дальше вбиваем этот код на сайте страховщика. Это надо делать быстро и заранее подготовиться. Потому что у капчи есть срок действия. Часто смс приходят с задержкой и капча уже не действительна. Ночью или в выходные дни шансы на успех намного больше. В другое время сети операторов сотовой связи часто перегружены.

Еще проще можно сделать так: Насчет смс. С телефона на компьютер с Viber, там скопировал и в поле ввода ctrl+V . Вот и все.

Проблема: В общем не проходят у меня проверку данные автомобиля. Какие конкретные данные ей "не нравятся" система не указывает. Данные вношу те же самые, которые нормально проходят проверку в других СК (ВСК, Ресо и т.д.). Единственный момент - мощность в Ингосстрахе нельзя вносить вручную, есть только выбор из списка. Мой автомобиль по паспорту имеет 99л.с./73кВт. У них в списке он числится как 100л.с./74кВт. Возможно из-за этого не проходит проверка.

Возможные решения:

Нашел выход. Заполняем все данные, поле марка и модель не выбираем, а вписываем вручную! тогда и мощность можно вписать вручную. Далее нажимаешь продолжить и система как раз ругается на эти поля, теперь вот марку и модель выбираем, а мощность остается текстовым полем и его можно вписать вручную.

После перепроверки введенных данных, я обнаружил, что указал неверный тип документа о транспортном средстве. А именно: вместо ПТС, я указал реквизиты СТС. В действующем полисе у меня указан ПТС, поэтому его реквизиты и надо вбивать в анкету. А о моем СТС база РСА может ничего и не знает, т.к. он никогда и нигде не упоминался.

С 1 января все страховые компании, работающие в сфере автогражданки, по закону обязаны продавать электронные полисы ОСАГО. Народ сначала обрадовался: теперь не нужно ездить к 4 утра занимать очередь за вожделенным полисом к офису страховой компании, проходить ежедневные переклички, забросив все дела, чтобы через месяц, переплатив за страховку жизни и имущества, получить-таки свой ОСАГО. Но не тут-то было…

«Вы как бы есть, но вас как бы нет!»

Интернет полон отзывов автовладельцев, неделями пытавшихся купить е-ОСАГО на сайтах страховщиков и только зря потративших время и нервы. А офисы компаний полны водителями, смирившимися, что их по-прежнему будут стричь, как овец, вымогая в нагрузку к ОСАГО оплату страхования жизни любимой тёщи и хомячка.

Это только на первый взгляд процедура покупки е-полиса ОСАГО проста: нужно завести личный кабинет на сайте страховой компании и заполнить заявление о заключении договора. Затем будет рассчитан размер страховой премии, и страхователь может оплатить договор на сайте с помощью банковской карты. Проверка данных, указанных в заявлении, осуществляется через автоматизированную информационную систему РСА. Полис направляется страхователю по электронной почте.

На деле же сайты е-ОСАГО работают в странном режиме. Кому-то удается проскочить в узкое «окно», когда сайт работает, но большинство клиентов остаются «за бортом». Им не удается пройти даже стадию регистрации. Особенно страдают автовладельцы так называемых «токсичных» регионов, где, как официально объявили страховые компании, продавать полисы ОСАГО им невыгодно. Даже с «допами». А это - все южные регионы, к которым недавно присоединилась также Саратовская область , и ряд регионов за Уралом.

Полный бред! Купить полис ОСАГО через Интернет невозможно! - жалуется Андрей Титов на форуме forum.osagoonline.info. - По крайней мере, в Ростовской области ! Кто не согласен, может проверить! С 1 января пытаюсь купить у всех компаний, прохожу мучительное заполнение одних и тех же данных, то куда-то переадресовывают уже после прохождения проверки, а там не проходит проверка этих же данных, то замысловатые пароли подтверждения с разной раскладкой клавиатуры. Короче, абсолютное игнорирование ЦБ и законов всеми страховыми компаниями! Они, бедные, якобы ничего не нарушают, а мошенники выигрывают у них суды! Ну и пошли они со своей страховкой! Кому от этого хуже?!

Именно из-за невозможности купить ОСАГО ни на электронных сайтах, ни в офисах страховых, в России множится число автовладельцев, которые ездят вообще без полисов автогражданки. Если бы страхование автогражданской ответственности сделали добровольным, говорят автолюбители, сразу бы уменьшился гонор страховщиков, и они прекратили бы нагло навязывать людям дорогие страховки, которые им совсем не нужны.

Я пыталась с начала года несколько раз оформить полис ОСАГО на сайте «Росгосстраха» , - рассказала сидящая в очереди за полисом в офис компании волгоградка Светлана Кононова. - Все время выскакивает на сайте одна и та же ошибка: «Аккаунт пользователя с таким именем не найден!». Ну как это? Сами же мне на почту высылают логин и пароль, а когда я их ввожу, говорят: «Нету вас! Вас не существует!». В итоге пришлось мне ехать в офис оформлять полис. А тут сейчас опять дополнительные страховки впарят: без них полисы не выдают.

А вот еще нюанс:

Мой новый е-ОСАГО, который я оформил и купил у АО «Согаз» , не пробивается по базе данных РСА, - пишет еще один автолюбитель Николай А. - Это означает, что он как бы есть, но его как бы и нет! Я обратился в «Согаз» по телефону. Пообещали разобраться, но не ответили, когда. По сути, отдав свои деньги, я остался без полиса и рискую при поездках на своем автомобиле нарваться на штраф.

Деньги уплачены, полиса нет Но, оказывается, это еще не самое страшное: не пройти регистрацию или получить полис, которого нет в базе данных РСА. Самое неприятное - отдать деньги и не получить полис.

Вот что пишет на форуме Александр из Ростова:

- Страховая компания ВСК . Приобрел е-ОСАГО 12.01.2017. С регистрацией были проблемы, но по сравнению с тем, что началось потом, это просто пшик. Полис не пришел на почту ни через пол часа, ни на следующий день, ни через день. Сразу же после покупки мной было составлено обращение в поддержку, которое получило статус «исполнено» 16.01.2017, но полиса у меня так и нет. Скачать полис из личного кабинета нельзя, вываливается ошибка «файл не найден», сотрудники горячей линии просят «продиктовать e-mail по телефону» (хотя адрес указан в личном кабинете), чтобы выслать полис повторно, но, как вы уже догадались, никто ничего не присылает. Эта увлекательная карусель с диктованием будет продолжаться столько раз, сколько вы будете звонить. Из чего можно сделать вывод, что работа поддержки организована, что называется «на коленке». Создаются только заявки, обращения по ним не регистрируются, а потом они благополучно закрываются, вне зависимости от того, получите Вы полис или нет. Сотрудники вежливые, но после десятого звонка это бесит еще сильнее. Деньги уплачены, полиса нет.

Кстати, с начала января в Сети в геометрической прогрессии растет количество сайтов-однодневок, которые мимикрируют под сайты страховых компаний или под сайты Единого агента. Люди на них регистрируются, посылают деньги, после чего сайты просто исчезают. А затем регистрируются в Интернете уже под другим именем. Надо ли говорить, что указанные на сайтах телефоны поддержки, вообще не отвечают?

Страховые играют в «футбол»

Еще одна увлекательная забава страховых компаний - послать клиента далеко, но вежливо, желательно, к конкурентам. Пусть они с ним разговаривают. А что? Закон этого не запрещает.

Если до 1 января расчет е-ОСАГО на сайте «Альфастрахование» даже не начинался, сразу у них были технические проблемы, «обратитесь в офис», то теперь идет ввод данных, а потом на последнем этапе у них опять проблемы и сообщение: «вы будете переведены на сайт другой страховой» и кидает меня на сайт Югории, - жалуется житель Волгограда Дмитрйи Чернин на сайте «Банки. Ру». - Короче теперь у них футбол, под названием «у меня не работает, иди к другому». В общем как всегда, нет хуже зла, чем благие намерения! Как я понял, пока не заменят выплаты натуральной формой возмещения, так они и будут бегать от нас!

Также страховые замечательно научились усложнять приобретение полиса е-ОСАГО с помощью способа оплаты. Пройдя за несколько дней мучительную процедуру регистрации, настрадавшись со слишком длинными кодами sms-подтверждения, автовладелец вдруг оказывается поставлен перед фактом: оплатить обычной банковской картой полис ОСАГО нельзя. Требуются виртуальные деньги или Альфа-клик!

Словом, ничего не изменилось для жителей «токсичных» регионов. Полстраны вынуждены оставаться без полисов ОСАГО. Еще Салтыков-Щедрин заметил: «Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения». Так и получается!

Еще в прошлом году все страховые компании начали продажу так называемых ОСАГО. Но многие из них это делали весьма неохотно. В связи с чем с первого января уже текущего года любой страховой компании нужно в обязательном порядке предоставлять услуги по покупке Электронного ОСАГО, иначе компания будет наказана.

Электронный полис ОСАГО, в первую очередь, придумали для удобства. Теперь можно прямо с дивана приобрести ОСАГО онлайн. А еще это помогает купить полис, не приобретая дополнительных услуг, которые часто втюхивают страховые компании в некоторых странах или же регионах России, например, страховку квартиры или же жизни.

В чем отличие цены электронного полиса от «обычного» бумажного?

Никакой разницы в цене нет. Все страховые транспортные компании обязаны выставлять одинаковую стоимость на ОСАГО 2017 как онлайн, так и в отделениях. Базовая стоимость полиса колеблется в пределах 3430-4120 рублей.

Но стоит знать, что итоговая стоимость ОСАГО 2017 может изменяться в большую или меньшую сторону. Завесить это может от того, насколько мощный автомобиль, какой его тип (легковой, грузовой или другой), а также от того, где именно проживает владелец автомобиля. Допустим, если в полис вписывается водитель, не имеющий стажа более трех лет с возрастом менее 22 лет, то стоимость услуги возрастет на коэффициент в 1,8. Если автомобиль обладает мощностью, превышающей 150 л. с., также будет увеличен коэффициент, на этот раз на 1,6. Также от того, насколько водитель осторожно водит авто и как часто попадает в различные ДТП может изменяться стоимость ОСАГО. С повышением класса может снижаться стоимость полиса, если водитель не нарушает правил и не попадает в аварии. Также онлайн калькулятор ОСАГО поможет рассчитать его стоимость.

Что предоставлять сотрудникам ГИБДД

Купив ОСАГО онлайн, можно будет у себя на электронной почте скачать его электронную версию. Нужно ее просто распечатать и возить с собой, как и обычный другой документ. Лучше всего сразу несколько копий распечатать, чтобы в случае чего одна из них всегда было под рукой, допустим в бардачке авто.

Инструкция, как купить электронный ОСАГО

  • Сперва необходимо определиться с выбором страховой компании. Можно их список смотреть на сайте Российского союза автостраховщиков или просто в поисковой системе. После чего на сайте выбранной компании нужно зарегистрироваться и завести личный кабинет. Нужно указать реальные ФИО и данные документов, займет это не много времени.
  • Теперь нужно правильно заполнить заявление, которое требуется для получения ОСАГО. Нужно будет указать данные из паспорта и водительского удостоверения. Вписывать нужно всех, на кого оформляется полис. Также нужно указать ПТС на авто и диагностическую карту, еще свидетельство про регистрацию машины.
  • После чего в дело вступает сама компания страховщик, которая бережно ваши данные сверяет с единой системой под названием АИС РСА.
  • После проверки остается лишь внести оплату за ОСАГО и ждать ответного письма от страховщика.

Если возникнут проблемы с нахождением водителя в базе данных

Случается такое крайне редко, но в любом случае страховая компания об этом сообщит. Укажет, каких именно не хватает данных или документов. А вы, как покупатель полиса, сможете самостоятельно подгрузить недостающие копии документов через личный кабинет на сайте.

Как оплачивать ОСАГО 2017? Нужно ли идти в банк и ждать ли квитанцию?

К счастью, все намного проще. Все компании просто обязаны принимать к оплате электронные карты. Также от страховщика могут быть предложены и другие удобные варианты оплаты, например, через электронные деньги, системы Вебмани или ЯндексДеньги.

Если водитель захочет свои документы подделать и загрузить для получения электронного ОСАГО?

Страховая компания это все проверит и в случае выявления несоответствий в документах, в случае аварии с участием их владельца, он вынужден будет сам оплачивать всю стоимость последующего ремонта.

Можно ли вносить изменения через интернет в имеющийся полис ОСАГО бумажного вида?

Такой возможности нет и быть не может. Изменения внести можно, лишь обратившись в саму страховую компанию. Зато если имеется электронный полис, то его можно изменить онлайн. Нужно будет лишь страховой компании отправить заявление в электронном виде.

Можно ли проверить подлинность ОСАГО оформленного онлайн?

Да, такая возможность присутствует и сделать это можно на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков - https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/bsostate.htm.

Если пользователь испытывает проблемы с регистрацией на сайте самой страховой компании

С самой регистрацией личного кабинета проблем ни у кого возникать не должно, максимум что потребуется, так это подтвердить свой адрес электронной почты. Могут быть проблемы со входом в личный кабинет на сайте страховщика, даже есть логин и пароль введены верно. В таком случае рекомендуется провести очистку в браузере файлов cookie и провести авторизацию повторно. Если это не увенчается успехом, то можно смело обращаться в горячую линию той самой компании, номера телефонов должны быть указаны прямо на сайте компании.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) также подтвердили, что с популяризацией е-ОСАГО страховые компании начали чаще сталкиваться со случаями предоставления недостоверных данных при оформлении полисов.

Как действуют мошенники

«Мошенники начали массово приобретать электронные полисы ОСАГО (е-ОСАГО), оформляя их на наиболее дешевые по стоимости полиса модели автомобилей с низкой мощностью и в регионе, где самые низкие коэффициенты, но указывая регистрационный номер и VIN (идентификационный номер транспортного средства) реального покупателя. В результате за полис мошенники платят, условно говоря, 1000 руб. Затем они изменяют с помощью фоторедактора данные водителя в полисе в соответствии уже с его регионом и моделью авто и продают его покупателю, условно, за 15 тыс. руб. в зависимости от региона, а разницу кладут себе в карман», — рассказал генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков.

«В отличие от бумажной формы при подаче электронного заявления у представителя страховщика отсутствует возможность оперативной проверки информации», — пояснили РБК в пресс-службе РСА. Мошенники меняют разные данные — о стаже водителя, возрасте автомобиля и т.п., чтобы добиться нужного результата, рассказал РБК официальный представитель «АльфаСтрахования» Юрий Нехайчук. «Либо меняют регион преимущественного использования на регион с минимальными коэффициентами, таким способом добиваясь снижения цены», — добавил он.

На данный момент база данных РСА, которая проверяет данные водителя, когда оформляется е-ОСАГО, не способна автоматически при оформлении электронного полиса на сайте проверять данные марки автомобиля и его регион из базы данных ГИБДД, которая содержит такую информацию, дополняет заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

Например, в таких регионах, как Крым и Чечня, самые низкие территориальные коэффициенты — 0,6, тогда как в Москве и Санкт-Петербурге они в три с лишним раза выше — 2. И если рассчитать минимальную стоимость полиса ОСАГО на сайте РСА для машины самой низкой мощности (50 л.с.), для водителя с наименьшим периодом использования ТС (три месяца), но с самым большим коэффициентом стажа (от трех лет) и возраста (от 22 лет) в Крыму или Чечне, то страховая премия будет от 617,76 до 741,24 руб. В то же время максимальная стоимость полиса для Москвы и Санкт-Петербурга по максимальным параметрам для легкового автомобиля (самая высокая мощность — 150 л.с., период пользования ТС — от десяти месяцев и больше, с самым низким стажем — до трех лет и возрастом водителя — до 22 лет) страховая премия будет от 19 768,32 до 23 719,68 руб.

При этом с таким полисом можно долго и благополучно ездить. Сотрудники ГИБДД проверяют полис формально и обращают внимание больше на его наличие, чем на действительность, поясняет юрист правового департамента HAEDS Consulting Анастасия Худякова.

Даже если сотрудник ГИБДД при проверке полиса ОСАГО пользуется базой РСА, в которой находятся данные всех полисов, он может не заметить несовпадений, говорит Игорь Иванов. «В базе высвечиваются верные данные о госномере автомобиля и номере VIN, а на несовпадение данных по региону или марке машины обычно не обращают внимания», — поясняет он.

Проблемы у владельца автомобиля возникают в случае обращении в страховую компанию после ДТП. Там и выявляют подделку, уточняет Худякова. В результате страховая отказывает в выплате, поскольку в базе РСА, несмотря на совпадение госномеров и VIN, другие данные расходятся.

Как оформляется полис е-ОСАГО

С 1 июля 2017 года вступили в силу поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, которые позволяют оформлять полисы ОСАГО в режиме онлайн на сайтах страховых компаний. Согласно порядку заключения договора ОСАГО в виде электронного документа, для этого необходимо сделать следующее:

— зайти в личный кабинет на сайте страховщика (зарегистрироваться на сайте страховщика или зайти через портал государственных услуг Российской Федерации);

— в личном кабинете заполнить заявление о заключении договора.

После заполнения заявления осуществляется проверка указанных в нем данных через автоматизированную информационную систему РСА (АИС РСА). После подтверждения соответствия представленных сведений сведениям, содержащимся в АИС РСА, либо проверки электронных копий документов страховщик отображает на сайте расчет страховой премии. После оплаты страховой премии электронный полис направляется на адрес электронной почты страхователя и размещается в его личном кабинете. Полученный электронный полис ОСАГО необходимо распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством. Электронный полис ОСАГО имеет такую же юридическую силу, как и страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности в офисе страховщика.

Почему мошенничество стало популярным

С начала этого года продажи полисов е-ОСАГО растут лавинообразно, об обязательности этой формы продаж для страховых компаний, рассказали РБК в пресс-службе РСА. На текущий момент доля полисов с недостоверными данными оценивается примерно в 5-10% в структуре электронных продаж ОСАГО (с начала года продано 4,7 млн полисов е-ОСАГО).​

Электронное ОСАГО вводилось для защиты от «уличных брокеров» и для удобства клиентов — чтобы автовладелец мог оформить полис, не выходя из дома. Реальность же такова, что некоторые из них плохо владеют компьютером или не хотят тратить время на заполнение полиса, говорит Игорь Иванов. «Для е-ОСАГО надо сканировать различные документы, и в среднем его заполнение может занять около часа, поэтому человек ищет альтернативный способ и обращается к «помощникам» на стороннем сайте, которые могут оказаться мошенниками», — поясняет Иванов.

«Мошенниками могут выступать в основном посредники с сайтов, которые предлагают в интернете оформить за водителя полис е-ОСАГО. И тут нельзя определить наверняка, реальный ли это посредник или выдающий себя за такого, — говорит Игорь Иванов. — Потому что е-ОСАГО само по себе не подразумевает использование кого-то еще для его оформления. На данный момент работа таких сайтов никак не урегулирована».

​Проблема с частично не совпадающими данными в проданных полисах и в базе данных РСА стала на «промышленные рельсы» из-за того, что мошенники могут на одного человека оформить сразу несколько полисов с разными госномерами и VIN-номерами и по самому низкому тарифу, говорит Михаил Волков. «Ситуация тяжелая, потому что вся эта система только внедрена на рынке. Предусмотреть все возможные проблемы, которые очень быстро находят мошенники, невозможно», — поясняет он.

К обращению к посредникам могут невольно подталкивать и сами страховые компании, многие из которых не хотят продавать электронные полисы ОСАГО в так называемых токсичных регионах, где наблюдается высокая убыточность по выплатам, о чем ранее РБК.

У клиента, который пытается по всем правилам оформить себе е-ОСАГО на машину из «токсичного» региона, могут возникать проблемы с загрузкой данных, постоянным обновлением страницы, где требуется снова и снова вводить данные, и в итоге он прибегает к помощи на стороне, говорит генеральный директор Mains Group Сергей Худяков. Мошенники, в свою очередь, указывают данные, соответствующие целевому сегменту страховой компании в регионах, где страховщику выгодно их продавать, при этом добиваясь выгодных коэффициентов для покупки самого дешевого полиса, добавляет он. «В результате они беспрепятственно покупают полис на сайте страховой компании для ничего не подозревающего клиента, а потом в компьютерных программах-редакторах меняют данные марки авто и региона и продают полис по цене для «токсичного» региона», — поясняет Худяков.

Сами автовладельцы также могут быть экономически заинтересованы в том, чтобы приобрести дешевый страховой полис, намеренно вводя неверные данные, например по территории преимущественного использования ТС, чтобы снизить размер премии, особенно в регионах, где высокие тарифы, говорит партнер FMG Group Михаил Фаткин. «Между гарантированным законом страхованием ответственности и дешевым полисом с некорректными данными водители целенаправленно выбирают дешевизну полиса и получают видимость того, что застрахованы, — для ГИБДД», — разъясняет он.​​

Как уберечься от мошенничества

В страховых компаниях говорят, что покупка полиса ОСАГО у посредника чревата обманом.

В случае разночтения сведений, содержащихся в полисе страховщика, и полисе, скорректированном с помощью фоторедактора недобросовестными посредниками, страхователь не может рассчитывать на получение страхового возмещения — основанием для отказа является соответствующее положение п. 2 ст. 6 федерального закона об ОСАГО, отметили в пресс-службе ВСК. Там также сообщили, что количество случаев отказа на этом основании «сегодня исчисляется сотнями».

В «Ингосстрахе» выявлено около 40 случаев отказа страхователю в выплате из-за несовпадения данных, сообщили в пресс-службе компании. В «Рогосстрахе» говорят о десятках жалоб в неделю. «Первые случаи обмана автовладельцев были зафиксированы нами еще весной. А уже к лету это явление приобрело массовый характер и продолжает разрастаться. Общий объем мошенничества сложно оценить, но мы уже получаем десятки жалоб в неделю — и это только от тех автовладельцев, которые уже столкнулись с последствиями владения фиктивными полисами», — заявил РБК вице-президент, руководитель департамента развития прямых продаж «Росгосстраха» Ренат Конурбаев.

Если факт подделки полиса обнаружит инспектор ГИБДД, это чревато возбуждением дела об административном нарушении по ст. 12.37 КоАП «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с минимальным штрафом 800 руб., говорит Анастасия Худякова. При обращении за выплатой в страховую компанию в случае, если выяснится, что полис поддельный, высока вероятность привлечения держателя полиса к уголовной ответственности по ст. 327 УК (подделка документов) и ст. 159.5 УК (мошенничество в сфере страхования), поясняет она.

В случае виновности в ДТП владелец поддельного полиса все равно будет вынужден компенсировать ущерб пострадавшему. Ведь он не сможет получить страховую выплату — компания не признает страховой полис из-за некорректных данных, говорит Фаткин. В данном случае пострадавший имеет право обратиться с иском в суд и через него взыскать с виновника ущерб, поясняет он. Такая практика уже существует — к ней прибегают, например, когда страхового покрытия, гарантированного полисом, не хватает для полного покрытия ущерба. В этом случае пострадавший также направляется в суд и успешно взыскивает остаток, поясняет юрист. «В случае, когда обнаружится, что страховая не выплатит вообще ничего из-за поддельного полиса, невиновный пострадавший имеет все шансы взыскать через суд у виновника ДТП с поддельным полисом средства за причиненный ущерб», — заключает юрист.


Чтобы избежать всего этого, говорят эксперты, необходимо проверить приобретенный полис по базе РСА на предмет его подлинности и соответствия внесенных в него данных действительности.

Обычно после того, как страхователь оформил полис е-ОСАГО на сайте страховой компании, данные о нем добавляются в базу РСА в течение 30 минут, говорит Юрий Нехайчук. «Проверить полностью все данные в базе с теми, что указаны в его полисе, клиент может самостоятельно на сайте РСА», — поясняет он.

Если после проверки самостоятельно введенных данных е-ОСАГО водитель обнаружил, что допустил ошибку при вводе, например в фамилии, или неправильно указал мощность машины, то он должен прийти в офис компании и написать заявление на изменение данных, после чего ему либо просто исправят ошибку в полисе, либо проведут перерасчет, добавляет Юрий Нехайчук.

Когда проверка указывает на признаки возможного мошенничества со стороны посредников или страховщика, необходимо незамедлительно обратиться в полицию с заявлением, указав, при каких обстоятельствах, где, когда и у кого был приобретен полис. Процедура это стандартная, дальше поиском мошенников будут заниматься правоохранительные органы, говорит Худякова. «При этом, приобретая электронные полисы на сторонних сайтах, можно предположить, что найти таких мошенников будет затруднительно, так как наши правоохранительные органы до сих пор не любят заниматься расследованием таких нарушений», — добавляет юрист. Фактически неизвестно, насколько активно правоохранительные органы будут расследовать данные нарушения и будут ли вообще, и поэтому сроки возмещения ущерба могут затянуться, заключает Худякова.

Если водителя обманул посредник, то в его действиях есть признаки преступления по статье «Мошенничество в сфере страхования», но для доказательства того, что водителю действительно продали поддельный полис с исправленными данными, пострадавшему необходимо будет предоставить все платежные документы, отмечает Михаил Фаткин. «Иначе доказать, что он действительно приобрел полис у конкретного лица, будет практически невозможно», — заключает он.

Где системный выход из проблемы

Ситуация может быть исправлена путем создания единой базы ГИБДД, имеющей объединенный ​интерфейс с базой РСА, считает заместитель генерального директора СК «МАКС» Виктор Алексеев. «В этом случае при оформлении полиса е-ОСАГО автоматически должен уходить запрос в базу ГИБДД за подтверждением введенных данных об автомобиле. Если имеются несовпадения, полис не оформляется», — пояснил он.

РСА направил в Банк России предложения по усовершенствованию указания «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», рассказали в пресс-службе организации (имеются в распоряжении РБК). В ЦБ не ответили на запрос РБК относительно подготовленных поправок.

Документом, в частности, предлагается дать возможность страховой компании при оформлении е-ОСАГО в случае возникновения подозрений, что клиент намеренно мог занизить коэффициенты для покупки полиса, проводить дополнительную проверку данных с использованием источников, содержащих информацию, имеющую значение для определения размера страховой премии, говорится в документе. «К таким источникам, в частности, относятся интерактивные сервисы федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации, общедоступные источники персональных данных, официальные данные заводов — изготовителей транспортных средств, при этом такая проверка осуществляется в срок не более 20 минут с момента получения ответа из АИС РСА», — поясняется в документе.

Также среди мер, которые могли бы пресечь мошенничество в е-ОСАГО, у страховой может появиться возможность расторгать в одностороннем порядке договоры, составленные с явными нарушениями. «Предоставление недостоверных данных при заключении ОСАГО должно быть основанием для одностороннего расторжения договора», — пояснили РБК в пресс-службе. Сейчас в момент продажи бумажного полиса страховщик имеет право отказать в заключении договора, при электронном — не может, только через суд, добавили там. «Наличие возможности расторгнуть такой договор в одностороннем порядке также решило бы проблему», — заключили в пресс-службе.