Евроремонт: великий и ужасный. Ванная и туалет

1992 —1995 : богач и бедняк

Типичная российская квартира первых лет новой государственности сочетает в себе мощное в лице шкафа-стенки, большого цветастого ковра на стене, оставшихся с 80-х фотообоев и повальную моду на все иностранное. Уставшие от унылого советского производства россияне яростно скупали все, что хоть как-то напоминало о западе. Нет – о Западе!

В 90-х холодильники заполнялись американскими шоколадками и газировками, а потому особый шик – коллекционирование упаковок , банок и этикеток. Люди еще не лишились советской прагматичности (выпил молоко – сохрани упаковку, сложишь туда шурупы или деньги), поэтому многие собирали банки из-под «Спрайта», «Фанты» и «Кока-колы», бережно отклеивают этикетки с бутылок, увлеченно собирают фантики из жвачки «Love is…» Зависть вызывали люди со смекалкой и руками из плеч, приспосабливавшие трофеи на дачах: дорожка из жестяных банок, шторы из винных пробок, что уж говорить о невероятных изобретениях из пластиковых бутылок – изысканных подсвечниках, фантазийных цветах и прочих арт-объектах «для красоты».

В это же время в замках богачей господствуют совсем другие идеи. Получив быстрые большие деньги, они обставляют огромные особняки статуями и фонтанами, обвешивают портретами хозяйки в горностаях стены многочисленных спален. Особый, почти мифологический атрибут, – золотые унитазы , сразу ставшие объектом насмешек, анекдотов и юморесок из «Смехопанорамы».


1995 —2000 : hello , world

Наступает время относительной стабильности: появившийся достаток и какая-никакая уверенность в сегодняшнем дне (о будущем не говорили) ввели моду на электронику . В квартирах поселяются видеокамеры, навороченные музыкальные центры, принудительно знакомящие весь подъезд с удивительной лирикой «Руки вверх», мощные пылесосы. Типовая двушечка буквально трещит по швам от такого напора, кухонные комбайны, кофеварки и тостеры еле умещаются на крохотных кухнях, ранее видавших только миксер «Росток» и холодильник «Саратов». Самый большой шик – первые персональные компьютеры на Windows 95. Собственно тогда и положено начало безвозвратным переменам в российском интерьере: теперь в квартире есть компьютер, и с этим надо считаться .

Параллельно с техническим прогрессом наблюдается некоторый интеллектуальный регресс, выражающийся в неукоснительном следовании правилам заморского фен-шуя . Считается, что если расставить по нужным углам мебель, а зеркало убрать подальше от унитаза, несчастий и неурядиц не будет, что, тем не менее, почему-то не спасает от мощного экономического кризиса, в конце десятилетия больно ударившего по всем.

Новый компьютер в старом интерьере. Photo: Paul L Dineen

2000 —2005 : белые обои , черная посуда

Следующее десятилетие, открывающее новый век, символично обнулило страсть к показной роскоши и нарочитому богатству (надо сказать, ненадолго). Можно было бы предположить, что предапокалиптическая агония не прошла даром, и про верблюда с игольным ушком кто-то да вспомнил, но все прозаичнее: россиян серьезно накрывает страсть к евроремонту, а москвичей – к Ikea. Первые магазины с диковинной скандинавской мебелью появляются в столице в 2000-2003 годах и поначалу пугают аскетичным смелым дизайном и шведскими названиями .

В мебельную Мекку съезжаются со всей страны хотя бы для того, чтобы набрать бесплатных карандашей и сводить ребенка пообедать. Скоро выясняется, что за сложновыговариваемыми «Каффаторпами» и «Фальстербо» скрывается мебель, которая, оказывается, может быть удобной и симпатичной: шкаф – компактным, кровать – легкой, кухонный гарнитур – красивым. Тут делаются удивительные открытия: простые черные тарелки без всякого цветочного орнамента тоже выглядят нарядно, а кресло футуристического дизайна стоит вменяемых денег.

Обложка каталога Ikea за 2005 год

Все это вносится в квартиры с модным евроремонтом , представление о котором у всех весьма размытое. Точно известно, что здесь нет места пестрым обоям, зато обязательны встроенные светильники, арки, ниши, крашенные в светлые цвета стены и включатели на уровне опущенной руки, а не как раньше — на уровне глаз. Чистенько, аккуратненько, светло, иногда — вполне прилично (когда ничего лишнего), иногда — нет (когда добавляется очевидно ненастоящая кирпичная кладка, псевдокамины из псевдокамня и неоновая подсветка).

2005 —2010 : шик , блеск , гламур

Следующее десятилетие ознаменовано важностью того, что на «подкладке», и все, кто хочет быть в тренде, заучивают марки и бренды. Россию, как чума, охватывает мода на гламур , мощно и беспощадно отражающаяся на всех сферах жизни. Главные слова этих лет – Дольче, Гуччи, Шанель, Прада. Вместе с оригинальными товарами на российский рынок экстренно поступают копии от дружелюбных китайцев, поэтому женскую сумку Louis Vuitton можно встретить везде: и на закрытых элитных тусовках, и в очереди за картошкой. В квартиры гламур приносит многоуровневые потолки со встроенными светильниками, шелковые простыни, золотую фурнитуру и домашний бар с элитным алкоголем. Так называемая «золотая молодежь» селится в квартиры-студии, где удобнее тусоваться, чем жить. Барная стойка с высокими стульями заменяет обеденный стол с обычными табуретами, а журнальный столик посреди комнаты – шест для стриптиза: жизнь – сплошная вечеринка, квартира – ночной клуб.

Еще один новый тренд середины 2000-х – барахолки . В россиянах просыпается любовь к советскому промдизайну, который, как выясняется, не так плох, но чтобы разглядеть это, понадобился, говоря словами героя «Левиафана», некоторый исторический зазор. На блошиных рынках вполне себе обеспеченные люди с азартом пытаются отыскать среди унылого хлама настоящие сокровища из прошлого. Этот ренессанс привносит в интерьер милые сердцу советские детали: фарфоровых слоников, футуристические часики, матрешек. То есть все то, без чего, как говорил Парфенов, «нас невозможно представить, еще труднее – понять».

2010 —2013 : не такой , как все

В моде толерантность, кеды, артхаусное кино и самоидентификация: Россию тихо и интеллигентно захватывают хипстеры . Они выносят из квартир массивные шкафы и комоды, заменяя их невесомыми стеллажами (там журналы про моду и интерьер, книги о поиске творческого начала, и что-нибудь из Достоевского), развешивают над окнами светящиеся гирлянды, независимо от сезона, и обязательно находят в квартире место велосипеду, потому что вот кто на самом деле лучший друг человека. Актуальная квартира этого времени немногословно, но убедительно утверждает, что ее хозяин не такой как все, что он – творческая яркая личность, иногда не очень общительная, замкнутая и не гостеприимная, но это тоже в тренде. Интроверты ликуют.

Хипстерская квартира. Photo: Matt Biddulph

В то же время в других квартирах потихоньку отвоевывает свое место хэнд-мейд . Он торжествует в многочисленных аксессуарах и соседствует с милыми сердцу мелочами: огромными деревянными буквами (имени или слова «love», «family», «together»), бумажными абажурами, наклейками на стены, постерами и т.д. Такую моду можно связать с тотальной популярностью фотографии. Теперь снимают все и всё, так что практичность в какой-то момент отходит на второй план: мало кто думает, какой несуразной и неудобной может оказаться на деле белая квартира с желтым диваном, главное – фотография красивая и много лайков в соцсети.

2013 —наши дни : спасаем мир

Наигравшись в инфантильных подростков, модники впадают в другую крайность и воспевают маскулинность. Борода, татуировки, пучок на голове, загадочный взгляд, клетчатая рубашка и богатый внутренний мир – таков портрет героя сегодняшнего времени. Портрет героини тот же, только без бороды: пусть маленькое черное платье подождет, сейчас время бойфрендов, грубых джемперов, оксфордов и брогов.


Образ сильного и стойкого человека, нашедший продолжение в одежде, транслируется и в интерьер. Самые модные стили – скандинавский, рустик, экодизайн . Квартира современного человека проста, сурова и временами даже груба, как вокабуляр настоящего викинга, а тяга к природе и естественности подчеркнута. Выше всего ценится дерево, часто необработанное, с сучками и задоринками, большой популярностью пользуются камень и металл. На кирпичных стенах – меловые доски и постеры с необычными дизайнерскими шрифтами, а еще лучше – каллиграфическими надписями, сделанными, само собой, без помощи бездушного компьютера.

«Пинтерест» становится главным источником вдохновения, там каждый день просматриваются картинки идеальных интерьеров с массивными столами из только что срубленного в соседнем лесу дерева и белыми, как облака над норвежскими фьордами, кухнями. Справедливости ради, часто на разглядывании фотографий все и заканчивается, что тоже логично: тренды меняются быстро, и разумнее отрастить бороду, чем затевать переделки дома. Мода скоро пройдет, а успеете ли вы закончить ремонт – большой вопрос.

Скандинавский стиль. Photo: Susan Serra, CKD

Мария Соловьёва

В настоящее время наиболее часто стал преобладать стиль ретро при выборе дизайна интерьера квартиры. Видимо, потребность в истории или тяга к тому интерьеру, который создавали наши родители, преобладают. И это очень обнадеживает. Засилье новых технологий отвлекает нас от традиций и видения мира именно таким, какой он есть на самом деле. А через призму 90-х или далеких 60-х еще можно разглядеть все истинную красоту, тот единый дизайн и стиль, который объединял нас, наших родителей, соседей, несколько семей в единое «братство». Но в тоже время, в квартире каждой семьи был свой арсенал стиля в интерьере. Попробуем обозначить все возможные акценты ретро стиля в дизайне интерьера не таких уж далеких 90-х годов.

Основные принципы в ретро стиле 90-х

Среди многообразия действий, которые совершались в те 90-е года, были моменты дизайна, которые повторялись у всех, и сейчас ярко нам говорят, что это действительно вещь из 90-х. К примеру:

  • Ручная работа в лепнине, узорах и рамках для картин
  • Громоздкая, большая деревянная мебель (столы, дубовые шкафы, буфеты и т. д.)
  • Паркетный пол
  • Стены нейтральных цветов под штукатурку

Бум цвета, фактуры и материала

После открытия железного занавеса, многие люди стали создавать интерьеры, совершенно не похожие на предыдущие года. Все в таком дизайне собиралось по единому принципу - «что нравится, то и поставлю». Поэтому среди мебели и цвета в квартире было соединено несочетаемое. В серые квартиры стали приходить яркие цвета, стены стали обделывать венецианской штукатуркой белого цвета, с колоннами и лепниной. Каждый на свой лад старался выделить какую-либо часть интерьера, будь то зеркало, или искусственный камин с красивыми узорами посередине гостиной. Все обязательно было ручной работы. Но в отличие от сдержанного и одомашненного ретро стиля 60-х, где преобладала громоздкая, заваленная всевозможными вещами мебель, в дизайне стиля 90-х стало появляться меньше вещей, но мебель осталась таким же сильным акцентом, обязательно из дерева, но она, несмотря на свою громоздкость, занимала меньше пространства. На фоне деревянных столов на тонких ножках появлялись картины в золотых рамках. Сочетание богатства и искренней простоты.

Живопись в интерьере

Ни одна квартира не обходилась без живописи. Картины были выделены лепным декором и занимали довольно обширное пространство стен. Голубой потолок, добавление цветочной романтики, птицы и узоры. Было очень модно похвастаться ручной работой какого-нибудь художника.

Художественный пол

На полу всегда у всех был резной паркет, который время от времени циклевался и заново покрывался лаком. Это создавало некоторую стабильность и устойчивость. Такой пол удачно подчеркивал ширину или длину комнаты, в зависимости от того, в каком направлении были выстроены эти маленькие дощечки в виде «елочки». Цвет либо светлый березовый, либо темный, почти под красное дерево.

Громоздкая мебель

Как мы говорили выше, в стиле 90-х присутствовала огромная и вместительная мебель. Но она была настолько удачно расставлена в пространстве, что не создавала ощущения неудобства и уменьшения пространства. Наоборот классический стиль ее убранства позволял насытиться уютом, добротностью и качеством выполненной работы. Ведь тогда практически все люди любили приобретать мебель, собранную вручную. Тяжелые дубовые буфеты, покрытые лаком. А сквозь резное стекло дверок проглядывался хрусталь, или чешский фарфор, который чаще всего использовался только в большие праздники.

Ковер на стене, а не на полу

В то время, ковер, повешенный на стену, считался признаком богатства и индивидуальности. Очень часто можно увидеть фотографии родителей, которые всей семьей любили делать фото на фоне купленного ковра. Сейчас многие это считают безвкусицей, и лучше положат такой ковер на пол. Но до сих пор можно найти обывателей, которые отдают долг традициям и держат в своей квартире на стене именно тот ковер, который привез когда-то дедушка. Они были яркие, большие, с кисточками. На некоторых были различные узоры, с преобладающим красным цветом - от сглаза, или изображено какое-либо действо, Бородинское сражение, или охота. Такая помпезность была в моде, и сейчас для нас остается лицом стиля интерьера 90-х годов.

90-е дискотечные

В те времена люди начали любить больше развлекаться и устраивать различные дискотеки. Даже сейчас можно часто увидеть, что люди одеваются в те ретро одежды, и под шарик, висящий в середине комнаты, начинают плясать под светомузыку и под кассетный магнитофон. Тогда именно так и было. Из Европы тогда приходило много различной техники, поэтому большой кассетный декодер был не новинкой.

Кухня

В кухне очень распространено было использовать мебель из ДСП, покрытую каким-нибудь скромным, но светлым узором в виде маленьких цветочков или лепестков. Он повторялся во всех шкафах, полках для посуды и тумбочках. Фартук чаше всего исполняли из плитки, чтобы легче было отмывать. Обои чаще всего были без блесток, или исполнены под фактуру штукатурки, так же в моду стали входить моющиеся обои. Большие холодильники нашего российского производства, чтобы еды хватало на всю большую семью, и еще гостей накормить. Даже в малогабаритной кухне всегда удавалось разместиться всей семье, да еще и соседей позвать на празднование Нового Года. Полы также были паркетные, чуть позже, ближе к 2000-м, стали стелить линолеум с узором под паркет. Сохранялся уют и добротность.

Ванная комната и туалет

В этих комнатах все было всегда по минимуму, только самое необходимое. На стенах плитка с заделкой под штукатурку, большая ванная, батарея всегда красилась акрилом под цвет стен, чтобы сильно не выделялась. Краны с пластиковыми вертелями и обозначениями горячей воды красным и синим кружком.

Ретро акценты в интерьере, которые можно встретить в настоящем

Сейчас такого плана интерьер, как в те ретро 90-ые не увидишь. Каждый день все новое и новое превозносится в квартиры, и очень редко можно увидеть какую-либо сохранившуюся деталь того времени. Но специалисты не дремлют, и каждый раз пробуют все новое и хорошо позабытое старое совместить. Многие дизайнеры любят брать какую-либо определенную вещь того времени, которая может гармонично вписаться в современный дизайн. Например:

  • Деревянная мебель
  • Люстры и абажуры с кисточками
  • Льняные шторы
  • Паркет на полу
  • Картины и фото в золотых рамках
  • Элементы лепнины на потолке, стенах, в розетках и т. д.

Все это может напомнить нам о тех 90-х, в которых мы выросли, или росли наши родители. Достаточно гармоничного решения можно добиться и добавив некоторые элементы из 60-х, но они слишком далеко, почти канули в лету, и не станут более актуальными сейчас, чем элементы единого домашнего стиля ретро 90-х.

Пожалуй, об интерьере 90-х годов знает каждый житель постсоветского пространства, так как имел честь наблюдать все его особенности собственными глазами. Вряд ли сегодня найдется человек, который захочет тряхнуть стариной и оформить свою крепость в стиле 90-х годов двадцатого века. Но как быть с теми, кто испытывает ностальгию по лихим девяностым и хочет внести немного ретро в оформление своей квартиры, при этом не повторив целиком и полностью устаревший дизайн, а лишь сохранив некоторые его характеристики.

Интерьер 90-х:

  1. Интерьер 90-х: фактура и материалы.
  2. Паркет как произведение искусства.
  3. Немного о ковре.
  4. Кухня.
  5. Ванна и туалет.
  6. Родом из 90-х .

Предлагаем поговорить об особенностях интерьера 90 годов и фишках, которые можно позаимствовать из того времени при оформлении современной квартиры.

Особенностями интерьера девяностых годов являются:


- стены нейтральных оттенков, выкрашенные краской или оклеенные обоями с цветочным или геометрическим узором. Однотонные обои, кстати, не были в моде. Приветствовался блеск и обязательный орнамент. В моде также были фотообои с мотивами природы.


- деревянная мебель, желательно громоздкая, к которой относились складные столы, буфеты, серванты, дубовые шкафы.


- паркетная доска на полу.


- ковры не только на полах, но и на стенах.


- декор в виде картин в рамках ручной работы.


Интерьер 90-х: фактура и материалы

90-е годы для стран постсоветского пространства ознаменовались падением железного занавеса и свободным доступам к модным западным тенденциям. Однако на наших людях сказалась некоторая запоздалость и желание охватить абсолютно все. Таким образом, для интерьера характерна вопиющая несочетаемость деталей. Так, в одном жилом помещении могли находиться старенькая мягкая мебель из 70-х и богатого вида картины в золотых рамках, которые буквально кричали о наигранном богатстве. Иными словами, интерьер 90-х годов сочетал богатство вместе с искренней простой.

Кстати, живописные картины занимали далеко не последнее место. Часто квартиры в 90-х годах напоминали картинные галереи. Было также необычайно модно украшать художественными элементами не только стены, но и потолки, а после хвастаться тем, что работа была проделана профессиональным художником.


Паркет как произведение искусства

Почти у каждой семьи был знакомый столяр, который в то же время неплохо зарабатывал на ремонте полов. Конечно, самым популярным напольным покрытием считался вскрытый лаком резной паркет, выложенный в виде «елочки». Цвет паркета варьировался от золотистого до темного, имитирующего красное дерево.

Мебель в интерьере 90-х годов всегда была вместительной и из-за этого громоздкой. Часто использовались так называемые «стенки», включающие в себя полки, шкафы, элементы серванта и тумбу. Их зачастую ставили вдоль основной стены, а напротив размещали удобный мягкий уголок: кресла и диван. Для мебели была характерна добротность и зачастую она была выполнена и собрана вручную, а не в фабричных условиях. Кстати, большой популярностью пользовались серванты и буфеты, в которых хранились фотографии, хрустальные бокалы и наборы посуды, которые выполняли, скорее, роль декоративных деталей. Изредка их использовали в те моменты, когда дом принимал гостей.

Немного о ковре

Сейчас публика, скопившаяся в Интернете, неугомонно смеется над фотографиями на фоне настенного ковра, но в 90-х годах наличие такого аксессуара говорило о достатке. Кстати, ковры выбирались самые пестрые. Особенно популярными считались те, что вмещали в себя узоры красного цвета - от сглаза. Также были популярны художественные сюжеты, такие как сражения или охота. Реже - сюжеты, изображающие природу. Несмотря на то, что ковер на стене сегодня считается безвкусицей, встретить такой элемент в некоторых домах можно и сегодня.

Кухня

Интерьер кухни в 90-х годах был незамысловатым. Пространство, отведенное для кухни, было малогабаритным, и в основном включало в себя кухонный гарнитур, выполненный из ДСП, габаритный холодильник отечественного или иностранного производства, плиту, мойку, классические табуретки (иногда - «мягкий уголок» и прямоугольный стол для четверых человек. Пол в таких кухнях на первых порах покрывался паркетом, а спустя время - линолеумом под паркетную доску.

Самые популярные сегодня объекты на вторичном рынке жилья – в относительно свежих, уже послесоветских домах. Между тем по качеству они далеко не все одинаковы: за формулировкой «почти новый дом» скрывается несколько поколений жилых зданий.

Большинство приобретателей вторичного жилья, конечно же, ищут самые дешевые квартиры – именно этим можно объяснить стабильный покупательский интерес к хрущевкам, брежневкам и «кораблям». Но если бюджет приобретателя чуть выше минимума, то, скорее всего, он предпочтет новый, ну или почти новый дом, желательно в пешеходной доступности от метро.

Выбор вариантов широк. Недавно мы подсчитали, что на вторичном рынке Петербурга количество выставленных на продажу объектов в домах, построенных в XXI веке, почти в два раза превышает число предлагаемых покупателям советских квартир.

Главные аргументы в пользу нового дома – в подъезде не пахнет плесенью и подвальными испарениями, а в квартире не придется вскрывать полы, менять окна, двери и трубы. Что касается прочих критериев, то послесоветский период для жилищного строительства был временем строительных экспериментов, преимущественно в сфере монолитного домостроения. Но не все они удачные. Поэтому бдительности покупателю терять нельзя.

ДО И ПОСЛЕ УПЛОТНИТЕЛЬНОЙ ЗАСТРОЙКИ

До середины нулевых в Петербурге велась в основном уплотнительная застройка, а девелоперы бились за участки у метро: здесь квартиры можно продавать дороже. В спальниках начали появляться квартиры с просторными холлами и кухнями до 16 кв. м (в прежние годы таких не было), закрытые подъезды с консьержами и огороженные дворы.

На верхних этажах делали двухуровневые квартиры, их охотно раскупали, потому как «интересные», потом избавлялись.

Машиноместа в подземных паркингах не пользовались популярностью: большинству денег хватало только на квартиры. Поэтому ТСЖ и управляющие компании сдавали паркинги в аренду, использовали как склады и селили в них гастарбайтеров.

В начале нашего десятилетия – новый поворот. Замкнулась КАД, модернизированы кабельные сети и водопроводные станции, введен Главный канализационный коллектор. У застройщиков появилась возможность «выйти в поля» и начать освоение новых территорий – сотнями гектаров.

Но платежеспособный спрос, как внезапно выяснилось, на излете. Поэтому вместо уютной пригородной малоэтажки, которой грезили девелоперы и их потенциальные клиенты образца середины нулевых, в прикадье растут переуплотненные микрорайоны, под завязку забитые малогабаритными квартирами-студиями. Но это уже другая история.

Сегодня речь о потребительских качествах домов и квартир уплотнительного – раннего монолитного – периода, широко представленных на вторичном рынке жилья.

НАСЛЕДНИКИ 137-Й СЕРИИ

Типичны для поколения «ранних монолитов» монолитно-панельные жилые здания, созданные на базе типовых позднесоветских серий, преимущественно 600.11 и 137-й. Строили такие дома примерно с 1995 по 2003 год. Фасады многих монолитно-панельных домов серии 600.11 почти не отличаются от советских – ни по характерным г-образным окнам кухонь, ни по состоянию. Только из документов можно с удивлением узнать, что дом сдан в эксплуатацию не в 1970-х, а в 2001 году.

В последних модификациях встречаются фальшфронтоны из металлочерепицы над балконами последних этажей, а также кухни до 14 кв. м – это единственное, что выдает их юный возраст. Но ключевое отличие таких зданий от серийных прототипов в том, что они имеют не сборный, а монолитный каркас. Со всеми присущими данному классу домов плюсами и минусами – о которых мы будем говорить дальше.

С обновленной в 1990-е годы 137-й – сложнее. Предыстория такова. На закате советской власти данную серию разрабатывали как основу для массовой застройки новых жилых районов. По сравнению с брежневками это, конечно, был прорыв: в квартирах 137-й серии были просторные прихожие, огромные кухни и высокие (2,7 м) потолки. Шаг поперечных стен увеличили с 3,2 м (как в брежневках и хрущевках) до 3,6 м – поэтому комнаты в новых панельках также стали светлыми и просторными. Все эти планировочные параметры – даже по современным меркам не эконом-, а комфорт-класс.

Но в начале 1990-х годов – вот незадача – сменилась экономическая модель. Предприятие-гигант ДСК-2, крупнейший в Европе производитель сборных железобетонных конструкций, обанкротился. Осталось свыше 1 млн кв. м недостроя разной степени готовности почти во всех новых районах. Эстафету пришлось подхватить строительным организациям нового времени. А входным билетом в строительную отрасль для них стали импортные опалубки-конструкторы.

Компаний-застройщиков (вернее, «достройщиков») в те годы появилось великое множество, причем среди них фигурировали не только фирмы, созданные разбежавшимися с флагманских предприятий строителями, но даже благотворительные фонды. Строительное качество домов, которые в течение 1990-х годов создавались на базе 137-й серии, мягко говоря, нестабильно. Встречаются и вполне приличные строения (в том числе кирпичные, точнее, с облицованными кирпичом наружными стенами), и «дома-франкенштейны», достроенные кирпичом или плохо подогнанными неродными панелями.

Другим типичным объектам рассматриваемого периода – монолитно-панельным домам серий «Оптима» и 121-й – повезло больше. В середине 1990-х годов это были пятиэтажки с довольно-таки просторными квартирами (в некоторых есть холлы до 20 и кухни до 16 кв. м). К началу нашего века обе серии подросли до девяти этажей, а затем и до шестнадцати. В основе обеих – монолитный каркас, есть дома с подземными паркингами. Важная особенность «Оптимы» – трехметровые потолки (у 121-й – 2,7 м).

К слову, строительное качество в обоих случаях вполне приличное. Квартиры в домах названных серий почти всегда предлагали новоселам с готовой отделкой. Это также плюс для сегодняшних покупателей. Почему – расскажем ниже.

МОНОЛИТ + КИРПИЧ

Ранние монолитно-кирпичные дома – это в основном объекты уплотнительной и точечной застройки. Возводили их не по типовым, а по индивидуальным проектам, что и плюс, и одновременно серьезный минус. На одной чаше весов широкая свобода выбора планировочных решений и почти не ограниченная этажность. На другой – авралы, постоянные эксперименты, «оптимизации», переделки проектов и увеличение этажности в ходе строительства.

Производители не баловали архитекторов и застройщиков материалами для фасадной отделки. В начале нашего века самыми ходовыми были кирпич, причем не только керамический, но и дешевый силикатный; ограждения лоджий из пластика и профлиста; невыразительные окна в белом металлопластиковом профиле.

Что можно сказать о качестве? Оно разное и зависит от того, кто проектировал и строил. Справедливости ради отметим, что есть в нашем городе действительно очень приличные дома того периода – но это скорее исключение, чем правило.

Тем не менее большинство таких зданий правильно называть не монолитно-кирпичными, а монолитно-пенополистирольно-кирпичными. Так, минувшей весной с одного такого дома на проспекте Солидарности (кстати, еще совсем свежего – 2007 года постройки) средь бела дня вдруг посыпались кирпичи, обнажив плиты белого пенопласта. «Крайним» назначили квартировладельца, который решил утеплить стену монтажной пеной, а в результате выдавил кирпичную кладку.

МОНОЛИТ МОНОЛИТУ РОЗНЬ

К началу нынешнего десятилетия «монолитная революция» на строительном рынке переросла в эволюцию. Конкуренция застройщиков, не только ценовая, но и качественная, свое дело делает. И все же проблемы, характерные для домостроения раннего рыночного периода, обнаруживаются и в совсем свежих домах. Стало быть, при покупке даже самой новой квартиры нужно обращать внимание на тонкие места, которые мы перечислим.

Во-первых, будущие новоселы обычно воспринимают конструктивный тип дома, что называется, «по одежке», то есть по фасадам. Если стены облицованы кирпичом – значит, дом кирпичный, если есть горизонтальные швы и кирпичная кладка – монолитно-кирпичный, если из панелей со швами – его, скорее всего, отнесут к панельным. Вид дома без швов, панелей и кирпичной кладки заставит задуматься. После недолгих размышлений его назовут современным.

В жизни все сложнее. Например, под обозначением «кирпичный» в объявлении может скрываться дом с наружными стенами из сэндвич-панели с пенополистиролом, облицованными под кирпич. И если вас заставили переплатить как за кирпичный дом – неприятно.

Во-вторых, само здание может быть собственно монолитным или монолитно-каркасным. В первом случае у него монолитные все стены, в том числе перегородки в квартире. Во втором – только перекрытия и несущие колонны. Разница большая: первый вариант – самый демократичный. Такие дома, как правило, относятся к эконом-классу, перепланировки в них невозможны, а звукоизоляция оставляет желать лучшего. Шепот соседей, конечно, не слышен, но ударные шумы от перфоратора или басы аудиосистемы легко пронизывают все этажи.

В-третьих, технадзор в прежние годы был, мягко говоря, лояльным. Самый распространенный строительный дефект раннего монолитстроя, в особенности вышеназванного «демократичного» с монолитными перегородками, – нарушение геометрических размеров помещений из-за неправильно установленных или «уставших» опалубок: кривые стены, заваленные полы, прогибы потолков (отделочники рассказывают о перепадах, перекосах и прогибах до 7 см). Панельный дом от такого сложился бы, для монолитного же это просто косметический дефект, хоть и неприятный.

Четвертый момент. Широкая свобода планировочных решений привела к появлению квартир непродуманных и не слишком популярных на вторичном рынке конфигураций. При этом подавляющее большинство монолитных домов строители сдавали покупателям без внутренней отделки. Последние старались: одни выбирали квалифицированных подрядчиков, другие – популярный народный метод «сделай сам». Например, при устройстве стяжки пола забывали о звукоизолирующих подложках. Может встретиться и электропроводка, выполненная с серьезными ошибками.

Придирчивого осмотра при покупке требуют все внешние углы и наружные стены – на предмет трещин и протечек. Особое внимание стоит уделить наружным стенам, отягощенным лоджиями и балконами, – здесь трещины встречаются чаще всего.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news .

Подписка на обновления