Банковское законодательство включает. Законодательство, регламентирующее банковскую деятельность

Банковское право – совокупность норм права, содержащих предписания, относящиеся к банковской деятельности, то есть устанавливающих правовое положение самих банков и иных кредитных организаций, регулирующих публичные отношения банков, а также их частно-правовые отношения с клиентами. Другими словами, банковское право включает нормы, в той или иной степени соотносимые с банковской деятельностью.

В России условиями возникновения и формирования понятия «банковское право» выступили следующие экономико-управленческие основания:

Создание новых кредитных организаций или коммерциализация уже действующих банков, целью которых является получение прибыли при помощи используемых на свой риск финансовых институтов;

Преобразование одноуровневой банковской системы в двухуровневую, что вызвало к жизни деятельность коммерческих кредитных организаций, являющихся основными посредниками в совершении денежных операций общества, для чего необходимо банковское право;

Развитие денежного рынка и рынка финансовых услуг.


Организация и деятельность банков регулируются при помощи совокупности юридических норм, которые и составляют банковское право. К образованию и деятельности кредитных организаций имеют применения нормы, регулирующие имущественный оборот вообще – например, нормы ГК, и нормы, непосредственной целью которых является урегулирование тех или иных вопросов банковской деятельности.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ, Федеральным законом , другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция РФ содержит ряд важных для банковского права норм. Она устанавливает, что правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться только федеральными законами, принятыми федеральными органами государственной власти. Регулирование банковской деятельности на уровне субъектов Федерации не допускается, поскольку согласно п. «ж» ст. 71 Конституции, установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Конституция РФ содержит нормы, регулирующие денежно-кредитную систему РФ в целом. Она устанавливает, что денежной единицей в РФ является рубль; введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, при этом Конституция закрепляет принцип независимости Центрального банка РФ от других органов государственной власти при осуществлении им своей основной функции – защите и обеспечении устойчивости рубля.

Статья 103 Конституции РФ устанавливает основы назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ.

На конституционных нормах основывается право граждан на предпринимательскую деятельность, в том числе путем предоставления банковских услуг. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Гражданский кодекс РФ. В нем определяются понятие предпринимательской деятельности и ее признаки, организационно-правовые формы юридических лиц; кодекс устанавливает понятие и содержание договоров банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, основания ответственности сторон и т.п.

Помимо ГК РФ в системе банковского законодательства важнейшее место занимают федеральные законы (ФЗ): «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ, «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 23.12.2003) , «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от25 февраля 1999 года N 40-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 6-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ , «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ , «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 года N 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ) и др.

В регулировании банковской деятельности значительную роль играют подзаконные нормативные акты (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ). Банковскому праву присуще многоуровневое нормативное регулирование.

В системе подзаконных актов прежде всего нужно назвать Указы Президента РФ, которые принимаются на основе и в развитие законов. Например, Указ Президента РФ «О деятельности иностранных банков и совместных банков с участием средств нерезидентов на территории РФ» от 17.11.93 г.

К банковскому законодательству относится ряд Постановлений Правительства (Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами» от 30.06.1997 N 772, Постановление Правительства РФ «Об особенностях эмиссии и регистрации облигаций центрального банка РФ» от 12 октября 1999 г. № 1142 и другие).

Большинство подзаконных нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, принимает Центральный банк РФ, который имеет право осуществлять нормотворческую деятельность по вопросам, отнесенным к его компетенции и издавать указания, положения и инструкции ЦБ РФ. Нормативные акты Банка России:

– обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц;

– не могут противоречить федеральным законам;

– вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных Советом директоров;

– не имеют обратной силы;

– должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

– курсы иностранных валют по отношению к рублю;

– изменение процентных ставок;

– размер резервных требований;

– размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

– прямые количественные ограничения;

– правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

– порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Также не подлежат государственной регистрации иные нормативные акты Банка России, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.

В необходимых случаях данные акты направляются во все зарегистрированные кредитные организации. Проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение Банка России.

Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Привело к необходимости создания правового поля этой сферы деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой за достаточно продолжительный период времени сложился весьма крупный массив законодательства в виде многообразных законов, инструкций, биллей, регулирующих самые разнообразные вопросы осуществления банковской деятельности от создания банков и кредитных учреждений, лицензирования, ведения операций, контроля их деятельности до реорганизации и банкротства. Дальнейшая интеграция экономики стран ЕС привела к тому, что в Европейском союзе был создан Европейский центральный банк, происходит координация банковского законодательства стран — членов ЕС. В будущем национальные банковские законодательства будут сближены с помощью различных документов Европейского союза, а основные положения найдут отражение в соответствующих национальных законах, что уже подтверждается принятием в некоторых странах ЕС (Германии, Англии) в 1998 г. новых банковских законов.

Переход Российской Федерации к рыночным отношениям обусловливает необходимость приведения банковского законодательства в соответствие с потребностями рыночной экономики и с основными принципами построения его в зарубежных странах.

Банковское законодательство — это комплексная отрасль законодательства, постепенно перерастающая в отрасль права, иначе говоря, это совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих товарно-денежные отношения, складывающиеся при осуществлении банками и кредитно-финансовыми учреждениями своей деятельности.

В то же время банковское законодательство представляет собой совокупность и административно-правовых норм (финансово-правовых), регулирующих управление государственными финансами со стороны субъектов банковской системы.

Принципы банковского законодательства

Банковское законодательство основывается на определенных принципах. Их можно разделить на две группы.

1. Общие принципы — определяют конституционный статус субъектов банковской деятельности и устанавливают основы экономической системы Российской Федерации. К ним относят те, которые либо прямо выражены в конкретных конституционных нормах, либо получили воплощение в положениях многих норм Конституции РФ. Среди них можно выделить: принцип неприкосновенности собственности (ст. 35 Конституции РФ); принцип свободы экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ); принцип свободы договора (п. 1 ст. 34 Конституции РФ и ст. 421, 422 ГК РФ); принцип необходимости конкуренции и запрещения монополии (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 34 Конституции РФ; закона о конкуренции пока нет); принцип осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве (п. 1 ст. 8 Конституции РФ), который предполагает свободное перемещение по территории Российской Федерации услуг и финансовых средств при наличии единой денежно-кредитной системы; принцип паритета интересов всех субъектов банковского права , т.е. сочетание частных интересов банков и их клиентов и экономико-публичных интересов, поскольку банковское законодательство является отраслью, в которой публично-правовые элементы все глубже проникают в грань частного права, образуя комплексные правоотношения, где сказывается паритет частных и публичных начал (ст. 35 Конституции РФ).

2. Специфические принципы — регламентируют порядок построения, функционирования и развития банковской системы. Они включают как принципы организационно-правового построения и развития банковской системы, так и принципы, определяющие порядок осуществления банковской деятельности. К организационно-правовым можно отнести прежде всего принцип двухуровнего построения банковской системы (ст. 2 ФЗ «О банках и банковской деятельности»), в соответствии с которым первый уровень представлен Центральным банком РФ, второй — коммерческими банками и кредитными учреждениями. Вторым принципом выступает принцип экономического районирования при построении Банка России (ст. 85 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), проявляющийся в создании территориальных управлений Банка России. Третий принцип — это принцип дифференциации полномочии , предполагающий разграничение для Центрального банка нормотворческой и хозяйственной деятельности, что ограничивает возможность участия Банка России в коммерческих банках, за исключением Сбербанка РФ.

К принципам, определяющим порядок осуществления банковской деятельности, относят: принцип независимости Центрального банка ; принцип ответственности Центрального банка за осуществление законодательно закрепленных за ним функций; принцип монопольной эмиссии и организации денежного обращения; принцип сочетания государственного управления банковской системой и самоуправлением ; принцип недопустимости вмешательства органов власти и местного самоуправления в оперативную деятельность кредитных организаций; принцип регулирования банковской деятельности кредитных организаций; принцип исключительной правоспособности кредитных организаций, принцип срочности, платности и возвратности денежных средств в процессе осуществления банковской деятельности; принцип банковской тайны.

Банковское законодательство в целом представляет собой значительный массив нормативных актов различного иерархического уровня. Оно характеризуется рядом специфических особенностей.

1. Межотраслевой характер банковского законодательства, что означает отражение основ банковской деятельности в различных отраслях права: в конституционном, административном, гражданском, а также уголовном, гражданско-процессуать- ном, уголовно-процессуальном. Так, конституционные нормы регулируют вопросы разграничения предметов ведения при осуществлении денежно-кредитной политики государства, относя ее к ведению Российской Федерации в целом, определяют органы, уполномоченные выполнять функции управления кредитно-банковской системой, а также порядок их образования и принципов осуществления поставленных перед ними задач. Статья 71 (п. «ж») Конституции РФ гласит, что в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Конституция РФ устанавливает важнейшие принципы осуществления операций с финансовыми средствами: принцип недопустимости установления каких бы то ни было препятствий для свободного перемещения финансовых средств (ст. 74), а также основополагающие права и обязанности центрального органа банковской системы РФ — Банка России, в частности, Конституцией РФ регламентирована независимость Банка России (ст. 75). Согласно п. 1 ст. 75 исключительной денежной единицей в России является рубль, при этом денежная эмиссия монопольно осуществляется только Центральным банком РФ, а введение и эмиссия прочими банками других денег не допускаются. В соответствии с п. 2 ст. 75 основными функциями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля. Согласно п. «г» ст. 83 и п. «в» ст. 103 Конституции Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит перед ней вопрос об освобождении его от должности, а Государственная Дума осуществляет назначение на должность и освобождение его от должности.

Нормы уголовного права обеспечивают защиту от наиболее серьезных и общественно опасных посягательств на права и интересы государства, иных субъектов, осуществляющих свою деятельность в кредитно-банковской сфере, а также физических и юридических лиц, пользующихся услугами банков и иных кредитных учреждений. Например, ст. 185-186 УК РФ предполагают уголовное преследование, которое возбуждается в отношении лиц, изготавливающих или сбывающих поддельные деньги (п. 1 ст. 186 предполагает наказание от 3 до 8 лет с конфискацией имущества, а п. 2 ст. 186 — от 7 до 12 лет) и ценные бумаги (ст. 185 — штраф), а также в отношении должностных лиц органов власти субъектов РФ, выпускающих любые денежные знаки, отличные от официальной денежной единицы. Статьи 158, 187 УК РФ предусматривают ответственность за подделку пластиковых карт и платежных документов, а также за хищение денег и ценных бумаг, а п. 1 ст. 152 УК РФ — уголовную ответственность за получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения, что позволяет привлекать к ответственности банковских служащих за вымогательство. Глава 22 УК РФ учреждает ответственность за совершение незаконных сделок с валютными ценностями, а также за сокрытие средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению средств на счета в уполномоченные банки и невозвращение средств в иностранной валюте за границу (ст. 199). Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за разглашение банковской тайны (ст. 183), а также за незаконную банковскую деятельность и осуществление банковской деятельности без регистрации (ст. 172).

Нормы административного нрава содержатся в основных банковских законодательных и подзаконных актах и призваны обеспечить управление банковской системой в целом. Например, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установил правовой статус Банка России, принципы его организации, основные задачи и функции, взаимоотношение с органами государственной власти, систему органов управления Банка России и их компетенцию, порядок его отчетности, принципы организации наличного денежного обращения и безналичных расчетов, осуществление и основные инструменты денежно-кредитной политики, перечень операций Банка России, основные принципы и способы банковского регулирования и надзора, порядок вступления в силу нормативных актов, статус, права и обязанности служащих Банка России. В свою очередь, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» установил понятия кредитной организации, банка и небанковских кредитных организаций, банковской системы РФ: определил перечень банковских операций, особенности деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и государством, порядок создания кредитной организации, ее регистрации илицензирования, основания для отзыва лицензий, порядок открытия филиалов и представительств, принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных организаций, банковскую тайну, антимонопольные правила, принципы организации сберегательного дела, организацию отчетности кредитной организации. Именно эти вопросы отражают основные задачи административного права.

Нормы гражданского законодательства являются правовой базой осуществления банковской деятельности и содержатся в статьях Гражданского кодекса РФ. Они определяют правовые положения субъектов, участвующих в гражданском обороте и осуществляющих свою деятельность в кредитно-банковской сфере, проведение государственной регистрации (ст. 51 ГК РФ) и прекращение деятельности (ст. 54 ГК РФ). В Гражданском кодексе РФ даны общие правила о статусе юридических лиц (гл. 4) и праве собственности юридических лиц, правила совершения сделок (гл. 9), общие правила о договорах и обязательствах (подраздел 2). Подробно рассматриваются договоры, применяемые в банковской деятельности, такие как договор банковского вклада (гл. 44), договор банковского счета (гл. 45). Подробно рассматриваются вопросы займа и кредита (гл. 42). Обеспечению исполнения обязательств посвящена гл. 23, где, в частности, указывается, что основными формами обеспечения могут служить неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток. Главы 25 и 26 регламентируют ответственность за нарушение обязательств и прекращение обязательств. Глава 46 посвящена вопросам расчетов — наличных и безналичных, формам расчетов (платежных поручений, аккредитивов, инкассо, чеков). В главе 54 дается характеристика доверительного управления имуществом, рассматриваются вопросы финансового лизинга.

2. Множественность нормативных актов, регулирующих самые разнообразные аспекты и вопросы банковской деятельности. Это связано прежде всего с неполнотой охвата законодательными актами складывающихся в области кредитно-банковской деятельности общественных отношений, несмотря на имеющиеся основные законы, такие как федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О финансовом лизинге», «Об ипотечных ценных бумагах». Эта неполнота порождает заполнение существующих пробелов подзаконными актами, в чем отражается нормотворческая функция Центрального банка РФ. Главными направлениями проводимой Банком России работы в сфере нормотворческой деятельности являются: совершенствование правовых условий для защиты и устойчивости рубля; проведение политики реструктуризации и укрепления банковской системы; развитие надзора за банковской деятельностью; развитие правовой основы регулирования системы расчетов, а также совершенствования операций с финансовыми инструментами и цепными бумагами. В соответствии со ст. 18 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на него возложено денежно-кредитное регулирование, которое он осуществляет путем определения норм обязательного резервирования, учетных ставок, экономических нормативов проведения операций с ценными бумагами, устанавливает для банков ряд экономических норм, что приводит к изданию соответствующих инструкций (инструкции ЦБ РФ № 109-И «О порядке принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», № 110-И «Об обязательных нормативах банков»). Примером является политика ЦБ РФ в отношении минимального уставного капитала, когда он увеличивает уставный капитал в течение очень короткого периода времени.

3. Некоторые акты банковского законодательства одновременно принадлежат и к другим отраслям законодательства. Так, в США при рассмотрении проблем правового регулирования отдельных банковских операций самостоятельному анализу подвергаются Закон о защите потребительского кредита и Закон о потребительском лизинге, в ФРГ — Закон об ипотечном кредите, который используется в области жилищного строительства, в России — законы «О финансовом лизинге», «О простом и переводном векселе».

Источниками банковского права в Российской Федерации служат Конституция, указы Президента, федеральные законы, Гражданский кодекс, законодательные и подзаконные акты. Кредитные учреждения при организации и в своей деятельности должны соблюдать законы, не только специально к ним относящиеся, но и регулирующие имущественный оборот вообще — залоговое право.

Таким образом, «банковское законодательство» — это весьма многогранный термин, охватывающий как общие принципы организации и деятельности банков, так и совокупность норм, регулирующих порядок оказания финансовых и связанных с ними услуг.

Пределы компетенции банков устанавливаются федеральным законодательством. При этом предметом правового регулирования является деятельность либо самих банков, либо их клиентов. Серьезное внимание законодателя к функционированию кредитных организаций объясняется той ролью, которую играют финансы и банки в жизни общества.

Направления эволюции банковского законодательства

Банковское законодательство занимает одно из ведущих мест в государственном регулировании деятельности банков и банковской системы. Будучи подготовленным исполнительными и законодательными органами в различных странах, оно представляет собой один из важнейших инструментов всего механизма государственного регулирования банковской системы.

Банковское законодательство определяет основные направления и пути, в которых формируются, развиваются и действуют банки.

Как правило, данное законодательство предусматривает типы и виды банков, которые действуют в той или иной стране, определяет лицензирование операций и услуг банков, условия и нормы работы на рынке капиталов и ценных бумаг, формы взаимоотношений с центральными банками и министерством финансов, а также с другими государственными учреждениями надзора, устанавливает нормативы и правила ликвидности, рентабельности, формы организации и собственности банков.

Эволюция банковского законодательства

Как инструмент регулирования, банковское законодательство постоянно развивается, совершенствуется, т.е. находится в постоянной динамике. Об этом свидетельствуют прежде всего банковские законы, которые принимались и реализовались еще XVIII- XIX вв., на заре формирования и развития банковских систем и отдельных типов банков.

При этом по мере эволюции банковские законы становились все более жесткими для того, чтобы препятствовать банкротствам банков, мошенничеству и спекуляции. Эволюция этого законодательства в различных странах была направлена прежде всего на повышение эффективности банковской системы.

Одно из направлений эволюционного развития — постоянное внесение дополнений и поправок к банковскому законодательству. Эта тенденция характерна для европейского, американского, азиатского (Япония) законодательства и связана с меняющимися конъюнктурными условиями в целом как в экономике страны, так и на отдельных рынках — рынках капиталов, ценных бумаг, в самой кредитной системе.

В качестве примера можно проследить развитие американского банковского законодательства. До кризиса 1929-1933 гг. в США существовало относительно либеральное банковское законодательство, которое позволило коммерческим банкам широко применять различные спекулятивные операции, в том числе с акциями. В результате «Великой депрессии» большое количество банков обанкротилось, что усугубило кризис перепроизводства США. Банковская система оказалась слабым звеном в рамках кризисных процессов в США, поэтому после кризиса возникла необходимость ее регулирования и обеспечения устойчивости. В 1933 г. был принят Закон Глассала-Стигола, который разделил банки на коммерческие и инвестиционные. Первые должны были ограничить свою деятельность ссудно-кредитными операциями и вложениями в государственные ценные бумаги, вторые обязаны были заниматься только корпоративными ценными бумагами, в основном по линии посреднического размещения. Как показала последующая практика, этот закон оказал эффективное воздействие на всю банковскую систему США. На протяжении 1940-1990-х гг. каких-либо существенных потрясений в банковской сфере США не было.

На банковское законодательство западных стран большое влияние оказало усиление государственного регулирования экономики после кризиса 1930-х годов. Ужесточение банковского законодательства в рамках государственного регулирования произошло вследствии организации смешанных банков или национализации некоторых банков. Этот процесс наиболее характерен для ряда стран континентальной Европы, особенно в первые послевоенные годы, когда достаточно значительное место стала занимать государственная собственность. Речь идет о Франции, Италии, Испании, ФРГ, Скандинавских странах. Это в определенной степени касается также ряда крупных развивающихся стран Азии и Латинской Америки, которые стремятся иметь стабильные банковские системы, необходимые для мобилизации ссудного капитала в их национальные экономики.

Это доказывает, что банковское законодательство находится в постоянной эволюции в отношении своеобразной изменяющейся экономической сферы. При этом специфика банковского законодательства заключается в том, что в ряде случаев его элементы либо устаревают, либо отстают от процессов, происходящих в самой банковской сфере. Поэтому во многих странах в законодательство вносятся поправки исходя уже из прошедших событий и изменений на рынке. Так, многие коммерческие банки в 1970-х годах существенно дифференцировали свои операции за счет финансовых услуг: трастовых, факторинговых, лизинговых, страховых. Однако долгое время эти услуги не всегда четко отражали данные изменения в финансовой сфере либо вообще не отражали, либо не регламентировали в тех или иных странах.

Так, Закон о дерегулировании кредитной системы США 1982 г. выравнял процессы накопления капитана между коммерческими и сберегательными банками, поскольку последние имели преимущество перед первыми по уровню процента по вкладам. Это позволило в начале 80-х годов XX в. установить реальную конкуренцию между двумя типами американских банков за привлечение сбережений населения по вкладам и создать равномерный перелив денежных средств.

Большое место в банковском законодательстве занимают нормативы и правила, которые разрабатывают центральные банки на основе законов о деятельности Центрального банка. Благодаря этой взаимной системе законодательных положений центральные банки осуществляют регулирование банковской системы той или иной страны, а через нее проводят денежно-кредитное регулирование экономики. Механизм такого косвенного взаимодействия осуществляется, как правило, в трех основных направлениях: учетная политика через учет и переучет векселей банков, нормирование обязательных резервов банков в центральных банках, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами. Кроме того, существуют также селективные методы воздействия на банковскую систему путем регулирования отдельных кредитных операций. Все это позволяет достаточно активно воздействовать на политику банков, определяя этапы кредитной экспансии или кредитной рестрикции, а также размеры накопления ссудного капитала.

Налоговое банковское законодательство

Важным аспектом банковского регулирования является также налоговая политика, которая может быть частично отражена как в налоговом кодексе, так и в самом банковском законодательстве, что в определенной степени зависит от специфики банковской системы или правовых традиций той или иной страны.

Напоговое законодательное регулирование включает изменение налоговых ставок как прибыль от основной деятельности банков, различные другие доходные операции (лизинг, факторинг, трастовые).

Банки облагаются налогом на прибыль, как и все действующие юридические лица в данных экономических условиях. Однако размер налогов существенно различается не только по странам, но и по отдельным типам банковских институтов. Что касается послед-них, то, как правило, наиболее льготные налоговые условия получают сберегательные и ипотечные банки, осуществляющие кредитование населения через потребительский и ипотечный кредит. Кроме того, льготное налогообложение могут получать все типы банков малых размеров, а также вновь начинающие действовать на рынке. Налогообложение оказывает существенное воздействие на деятельность банковской системы. Так, увеличение налогов может способствовать замедлению накопления капитала банков, уменьшению их кредитной деятельности и, кроме того, ведет к повышению процентных ставок, а также к замедлению активности банков на рынке капиталов, что отражается на общей экономической конъюнктуре. Наоборот, сокращение налогов на доходы банков будет в целом способствует расширению банковских операций путем снижения процентных ставок. Поэтому налоговое регулирование в рамках банковского законодательства может быть достаточно эффективным для банковской системы, что подтверждает практика развитых стран Запада в 60-90-х гг.

Налоговое банковское законодательство в западноевропейских странах подвергается постоянным изменениям, что обусловлено развитием как самой банковской системы, так и денежно-кредитной и финансовой политикой правительств этих государств. Особый интерес в этой связи представляют 15 стран, входящие в Европейский союз. В связи с тем, что был создан Европейский центральный банк, банковские операции всего Союза проходят определьнос регулирование и достаточно жесткий контроль.

Однако вопросы налогового регулирования банков до настоящего времени остаются еще не решенными. Так, градация налогов на прибыль коммерческих банков 15 стран — членов Европейского союза составляет в настоящее времятот 10 до 52%. Наиболее высокая налоговая ставка для коммерческих банков в ФРГ (52,4%), а самая низкая в Греции (10%) ! . Поэтому задача будущего налогового регулирования состоит в том, чтобы с помощью единого налога на прибыль упорядочить уровень налогов, что позволит поставить банки на один, общий уровень налогообложения и, таким образом, конкуренции. Однако это является довольно трудной задачей, так как уровень развития банковской системы различается по странам. Так, наиболее развитые и мощные банковские системы существуют в Англии, ФРГ, Франции и Италии, они аккумулируют и мобилизуют огромные денежные средства. При этом также надо принять во внимание, что во всех странах Союза существуют государственные или смешанные банки. Поэтому выравнивание налогообложения банков является пока еще серьезной проблемой для наднационального регулирования банковских систем.

Другая проблема, возникшая этой сфере, — это принятие в Европейский союз в 2004 г. 10 новых членов, включая страны Восточной Европы и государств Балтии. Основная сложность заключается в том, что банковские системы этих стран сформировались сравнительно недавно, они уступают 15 странам Союза по размерам, объему аккумуляции и мобилизации денежных капиталов. Поэтому выравнивание налогообложения банков новых стран — членов Союза может оказаться довольно сложным и длительным процессом. Все это вызывает определенную озабоченность как наднациональных органов Европейского союза, так и правительств данных стран. Однако постепенно налогообложение на прибыль банков должно сближаться. Это также касается и других налогов на банки, в частности налога на добавленную стоимость.

Банковское законодательство, как правило, предусматривает также определенные льготы для некоторых типов банков, созданных в рамках государственной или смешанной собственности для специальных целей социально-экономического развития страны. Такие банки осуществляют кредитование специальных целевых проектов в области промышленности, науки и инфраструктуры (включая строительство дорог, портов, социальных объектов). Такой метод регулирования путем создания государственной собственности в банковской сфере широко распространен в странах континентальной Европы (Франции, Италии, Испании, Португалии, Скандинавских странах), а также в крупных развивающихся странах Азии, например Турции, и Латинской Америки.

Это позволяет государству быстрее и эффективнее решать проблемы экономического развития путем реализации крупных инвестиционных проектов национальных масштабов. Кроме того, наличие государственной собственности в банках дает возможность осуществлять воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентной ставки.

Важной стороной банковского законодательства является регулирование операций с валютой и ценными бумагами. Практически любое банковское законодательство определяет разрешение (лицензирование) на проведение валютных операций, включая нормы поведения на валютных рынках, объемы операций, характер сделок.

В тех странах, где существуют свободная конвертируемая валюта, свободный спрос и предложение, законы в основном регулируют деятельность коммерческих банков, которые являются главными приоритетными носителями валютных операций. В странах с частичной конвертируемостью или неконвертируемой валютой уполномоченные коммерческие банки концентрируют валютные операции в своих руках. Таким образом, банковское законодательное регулирование определяет масштабы валютных операций, проводимых в банковской сфере.

Другой аспект банковского законодательства — это регулирование операций банков с ценными бумагами, которые являются важным элементом активных операций. Особенность данного законодательства заключается в том, что оно определяется видами ценных бумаг, в которые разрешается вкладывать денежные ресурсы банков. В одних случаях это разрешение касается всех бумаг, в других — существуют ограничения. Приоритетными для банков являются государственные ценные бумаги (облигации на различные сроки). Однако этот приоритет возник после значительных экономических потрясений, т.е. «Великой депрессии» 1929-1933 гг., когда банки, особенно коммерческие, злоупотребляли корпоративными бумагами, проводя крупные спекулятивные операции. Это привело к огромным биржевым потрясениям как в США, так и в Европе. Поэтому коммерческим и сберегательным банкам было разрешено вкладывать денежные ресурсы исключительно в государственные ценные бумаги различного уровня (центрального и местных правительств).

Ограничения действуют и в других развитых странах, но эти правила более либеральные. Для государства вложения в государственные ценные бумаги выгодны по двум причинам: во-пер- вых, они уменьшают опасности спекулятивных операций с корпоративными ценными бумагами со стороны всех типов банков; во-вторых, постоянное приобретение госбумаг банками обеспечивает правительствам непрерывное финансирование госрасходов и покрытие бюджетного дефицита.

Банковское законодательство может быть разделено на две части: центральное (федеральное) и местное. Главную роль в регулировании банковской системы выполняют основные законы, принятые центральной исполнительной и законодательной властью. Дополнительную роль играет местное законодательство, регулирующее локальную деятельность банков, как основную, так и второстепенную. В США осуществляется банковское законодательство на уровне штатов по основным параметрам. В Западной Европе законодательство определяет деятельность банков в основном по линии муниципальных ценных бумаг и уровень налогообложения отдельных банковских операций.

Банковское законодательство обязательно предусматривает органы надзора, куда, как правило, включаются Центральный банк страны, Министерство финансов, специальные комитеты при правительствах, парламентах и местных органах власти.

В связи с переходом на рыночные условия и созданием новой банковской системы в России в течение 1990-х гг. были разработаны и приняты законы о банках и банковской деятельности, которые были призваны регулировать банковские, финансовые и валютные операции различных типов банков. Кроме того, новые законы и нормативные акты, принятые после банковского кризиса в августе 1998 г., отразили мероприятия по реструктуризации банковской системы России.

Что устанавливает положение Банка России 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
  • 130966 Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Содержание Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  • 115825 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Федеральный закон о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ. Понятия и определения закона об отмывании, связанные с легализацией доходов. Контроль, ответственность за легализацию доходов, полученных преступным путем.
  • 103163 Федеральный закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности» Содержание Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
  • 99579 Полная стоимость кредита Полная стоимость кредита. Формула полной стоимости кредита. Порядок расчета полной стоимости кредита. Что входит в полную стоимость кредита.
  • 79554 Положение Банка России № 385-П Положение Банка России № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». Что определяет положение Банка России № 385-П.
  • 73274 Инструкция Банка России № 139-И Инструкция Банка России № 139-И «Об обязательных нормативах банков». Что устанавливает инструкция Банка России № 139-И.
  • 47042 Положение Банка России № 283-П Положение Банка России № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери». Что определяет положение Банка России № 283-П.
  • 39156 Положение ЦБ РФ 266-П Положение № 266-П ЦБ РФ от 24 декабря 2004 года «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». Положение 266-П ЦБ РФ регламентирует деятельность банков в сфере платежных карт.
  • 24028 Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» Федеральный закон "О национальной платежной системе" № 161-ФЗ (НПС). Устанавливает правовые и организационные основы НПС и ее субъектов, определяет порядок оказания платежных услуг.
  • 23574 Рекомендации ФАТФ Рекомендации ФАТФ для национальных законодательств. Содержание 40 рекомендаций ФАТФ. Основания для рекомендаций ФАТФ. Решения Совета безопасности ООН относительно рекомендаций ФАТФ.
  • 22894 Закон о потребительском кредитовании Суть закона о потребительском кредитовании. Важные положения закона.
  • 20345 Налоговый кодекс РФ Что устанавливает Налоговый кодекс Российской Федерации. Краткое содержание Налогового кодекса РФ.
  • 20281 Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях» Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях». Содержание и объяснение закона «О кредитных историях».
  • 17951 Закон о страховании вкладов Дата подписания закона о страховании банковских депозитов. Содержание закона о страховании вкладов.
  • 13621 Специальные рекомендации ФАТФ Девять рекомендаций ФАТФ. Рекомендации ФАТФ и международные соглашения. Обязательность специальных рекомендаций ФАТФ.
  • 11925 Валютное законодательство РФ Валютное законодательство Росийской Федерации (валютное законодательство РФ) - это Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10.12.2003 года и принятые в соответствии с ним федеральные законы.
  • 10344 Системно значимая платежная система Требования к системно значимой платежной системе. Какие расчетные системы признаны системно значимыми.
  • 8325 Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Содержание закона об ипотеке (залоге недвижимости).
  • 7936
  • Важной составляющей экономической деятельности любого государства по праву считается . Развитие и формирование конкурентоспособного и современного банковского сектора, который соответствует интересам экономики, - это цель, стоящая перед нашим Российским государством еще с того момента, когда начались радикальные экономические преобразования. Появление целого ряда нормативных актов, которые регулируют отношения в сфере деятельности банков, связано с появившейся экономической заинтересованностью России. Страна заинтересована в создании централизованной и единой системы для правового регулирования всех предоставляемых ныне банковских услуг.

    Так как в банковском праве используются методы и содержатся нормы правового регулирования самых разных отраслей права, то его признают комплексной отраслью права. В общем, предметом банковского права выступают общественные отношения, те, которые возникают в процессе построения, развития и функционирования всеобщей банковской системы РФ. В том числе, и в процессе осуществления банковской деятельности Банком России и другими функционирующими кредитными учреждениями, а также общественные отношения, а именно – те отношения, что возникают в процессе регулирования всей российской банковской системы непосредственно со стороны госорганов в интересах граждан, самого государства и организаций.

    Банковское право: определение

    Банковское право – это отдельная отрасль законодательства, которая включает комплекс норм частноправового и публично-правового характера – они направлены на регулирование отношений, что возникают по поводу и/или в процессе развития и осуществления любой банковской деятельности.

    Обширное определение банковского права: это система общеобязательных, уже определенных формально правил и норм поведения, регулирующих все отношения, которые связаны с определением официального, правового статуса каждого субъекта банковской системы. Банковское право представляет собой упорядоченный комплекс юридических норм, которые составляют неразрывное единство и регулируют все общественные отношения, что складываются при функциональности банковской деятельности.

    Смежными с банковским правом отраслями считаются административное, гражданское, финансовое, а так же предпринимательское право.

    Банковское право и предпринимательское

    Банковское право наиболее тесно связано именно с предпринимательским. Выражается эта связь в основном в том, что является банковская деятельность разновидностью деятельности предпринимательской со всеми ей присущими признаками, а именно: самостоятельностью, систематичностью, направленностью на извлечение прибыли, рисковым характером, легальностью, профессионализмом. В тоже время банковская деятельность является обособленной сферой предпринимательства, специфика которой подробно изучается банковским правом. Оно целиком и полностью внимание концентрирует на той группе отношений, что складываются непосредственно по поводу банковской деятельности, то есть, имеют максимальное соприкосновение с действующей банковской системой РФ.

    Банковское право и административное

    Слово «администрация» в переводе с латинского языка означает «управление». Поэтому, административное право является совокупностью правовых норм, которые регулируют общественные отношения непосредственно в сфере исполнительной власти (другими словами - государственного управления). Отличительная особенность всех административных отношений заключается в том, что возникают они, развиваются и заканчиваются в сфере госуправления, то есть, в связи с функционированием и организацией исполнительной власти на территориальных и всех национально-государственных уровнях РФ. Данные общественные отношения напрямую связаны с осуществляемой государственно-управленческой деятельностью.

    Те отношения, которые регулируются банковским правом, к сфере исполнительной власти не относятся. В соответствии с Законом о Банке России ЦБ России и Конституцией РФ они также не выступают в роли органа исполнительной власти.

    Так же важно отметить, что кредитное и , экономические федеральные службы, денежная эмиссия, включая действующие в стране федеральные банки, пребывают в ведении РФ (ст. 71 Конституции Росии), в то время как отнесено административное законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов (это уже ст. 72 Конституции России).

    Близость административного права и банковского объясняется тем, что и органы исполнительной власти и осуществляют вместе публично-правовое регулирование общественных отношений, а так же оказывают на соответствующие субъекты публично-правовое воздействие.

    Банковское право и финансовое

    Как отдельная отрасль права финансовое право представляет собой комплекс юридических норм, которые регулируют общественные отношения, что возникают в ходе образования, использования и распределения децентрализованных и централизованных денежных фондов (другими словами - финансовых ресурсов) страны и муниципальных образований, задействованных для реализации их целей и задач. Если выражаться проще, то предметом финансового права выступают отношения, которые возникают в ходе финансовой деятельности страны и муниципальных образований.

    Банк России имеет право принимать участие в финансовых отношениях и выступать при этом субъектом финансового права. Примером таких отношений можно назвать отношения, связанные с перечислением Банком РФ непосредственно в федеральный бюджет пятьдесят процентов фактически им полученной прибыли по итогам года, оставшейся после отчислений на налоги и сборы (это ст. 26 Закона о Банке РФ).

    Банковское право и гражданское

    Согласно части 2 статьи 36-ой Закона о банках установлено, что привлечение средств в те или иные оформляется официальным договором и только в письменной форме, обязательно в 2-ух экземплярах. Вкладчику отдается на руки один экземпляр договора. Несоблюдение данного правила считается грубым правонарушением, и за такое правонарушение банк непременно привлекается по нормам банковского законодательства к ответственности.

    Так же стоит напомнить о положении ст. 3 ГК РФ – там сказать, что издавать нормативные подзаконные правовые акты, которые содержат нормы права гражданского, могут лишь , Президент РФ, а так де министерства и некоторые федеральные органы государственной, исполнительной власти. В статье 4 Закона о Банке РФ устанавливает ЦБ РФ правила относительно осуществления расчетов и правил проведения всех банковских операций, именными словами - может издавать те или иные подзаконные акты для организации банковского права, однако, не наделен ЦБ РФ полномочиями относительно издания подзаконных актов, что содержат нормы права гражданского.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш


    Банковское право - совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие впроцессе построения, функционирования иразвития банковской системы РФ, втом числе впроцессе регулирования банковской деятельности со стороны Банка России идругих органов государственной власти, атакже союзов иассоциаций кредитных организаций.
    Банковское законодательство- это совокупность законодательных актов иотдельных нормативных предписаний, взаимодействующих между собой ирегламентирующих общественные отношения всфере банковской деятельности.
    Банковское законодательство соответствует банковскому праву, является совокупностью правовых норм, регулирующих полномочия, обязанности и ответственность сторон в правоотношениях с участием банка.
    Объектами, вотношении которых возникают банковские отношения, являются вещи, деньги, ценные бумаги, валютные ценности, атакже информация, подпадающая под действие режима банковской тайны.
    Нормы банковского права находят свое закрепление в законодательстве.
    Банковское право представляет собой в первую очередь структуру отношений между банками и их клиентами.
    Банковское законодательство включает как нормы гражданского права, регулирующие банковские договоры, так и нормы административного права, с помощью которых осуществляется надзор за созданием и функционированием кредитных организаций.
    Банковский надзор осуществляется на основе административных норм Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и нормативных актов Банка России.
    Банковское законодательство и банковское право - не тождественные понятия, однако банковское законодательство соответствует банковскому праву, это две стороны одного явления.
    Банковское законодательство представляет, комплексную отрасль, в которой главным является не выделение основных отраслей, а, наоборот, интеграция их для той или иной сферы разумной деятельности, речь идет о единстве гражданско - правовых и административных отношений, складывающихся в процессе банковской деятельности.
    Гражданско_- правовые нормы непосредственно выражают отношения между банком, иной кредитной организацией и клиентом.
    Административные правила поведения регулируют отношения по надзору Банка России за созданием и деятельностью кредитных организаций.
    Кредитная организация - это сторона, которая отвечает не только перед клиентом, но и перед Банком России. В процессе банковских операций одновременно возникают и горизонтальные (гражданско-правовое), и вертикальные (административное) правоотношения.
    Различают общие и специальные источники банковского законодательства. К общим в первую очередь относятся нормы Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ и т.д.
    Специальное банковское законодательство включает: федеральные законы, непосредственно относящиеся к банковской деятельности: ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России); ФЗ «О банках и банковской деятельности»; ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; ФЗ «О ценных бумагах»; ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и т.д.
    Важное место в системе банковского законодательства занимают нормативные акты Банка России, которые издаются в форме положений, инструкций, указаний, приказов, писем. Нормативные акты Банка России носят обязательный характер для всех, вступивших в правоотношения с банками.
    В структуре нормативных актов Банка России особо следует выделить пруденциальные нормы (от англ. prudent - осмотрительный, благоразумный), которые направлены на осуществление банковского регулирования путем минимизации рисков, связанных с банковской деятельностью.
    К пруденциальным нормам, установленным Банком России, можно отнести те нормативные акты, в которых устанавливаются требования в числовых выражениях.
    Основные принципы эффективного банковского надзора выпущены Базельским комитетом по банковскому надзору и стали важнейшим международным стандартом пруденциального регулирования и надзора банковской деятельности.
    Пруденциальному регулированию деятельности кредитных организаций в РФ посвящены большинство нормативных актов Банка России. Общим для всех этих нормативных актов является четкое определение для кредитных организаций пределов их деятельности, а также установлена соответствующая ответственность в случае нарушения обозначенных предписаний вплоть до отзыва лицензии. Отзыв лицензии по существу представляет собой принудительную ликвидацию кредитной организации, так как после отзыва лицензии банк не может осуществлять банковские операции.
    Признаки публичности в банковской деятельности проявляется в действиях коммерческого банка в качестве особого субъекта налогового права, агента валютного контроля, условиях по депозитам и т.д.
    Государства с древнейших времен определяли свои права и обязанности путем заключения договоров на основе традиций и обычаев своих народов.
    Первый акт в области права международных договоров был принят в 1928 году на Конференции американских государств, который действовал лишь в Латинской Америке - это Гаванская конвенция о договорах 1928 года
    В 1968-1969 годах в Вене состоялась конференция, созванная в целях кодификации и прогрессивного развития права международных договоров. Результатом конференции явилась Венская конвенция о праве международных договоров (далее - Венская конвенция 1969 г.), которая вступила в силу в 1980 году (СССР в свое время присоединился к данной Конвенции в 1986 году). Между тем характерной особенностью XX - начала XXI столетия является то, что в международных отношениях активное участие в качестве субъектов международного права принимают межгосударственные организации. Это, в свою очередь, способствует увеличению числа договоров с участием вышеназванных организаций. В 1986 году в Вене на международной конференции была принята Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (далее-Венская конвенция 1986 г.).
    В 1978 году была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, кодифицировавшая соответствующие обычные международно-правовые нормы. Эта Конвенция вступила в силу 6 ноября 1996г. Под международным договором, как следует из Венской конвенции 1969 года и Венской конвенции 1986 года, понимается регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования, которое может носить разные названия (например, конвенция, коммюнике, соглашение, собственно договор, хартия, устав, пакт, декларация, протокол, акт и т.д.) либо может быть без названия по результатам встречи принят документ.
    Обязательного “языка договора” современное международное право не знает.
    Венская конвенция о праве договоров 1969 года определила три стадии заключения договоров: принятие текста договора, установление аутентичности текста договора и выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора. Заключению договора предшествует договорная инициатива, то есть предложение какого-либо государства или же группы государств или международной организации заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора.
    Ратификация международного договора - это окончательное его утверждение высшим органом государства. В России ратификация осуществляется в форме федерального закона.
    Рассмотрение Государственной Думой предложений о ратификации международных договоров осуществляется в соответствии с ее регламентом. Оно включает предварительное обсуждение в комитетах и комиссиях Государственной Думы, в том числе с участием уполномоченных соответственно Президентом и Правительством представителей. Возможны проведение парламентских слушаний, привлечение экспертов, создание необходимых комиссий. Особая роль в процессе предварительного обсуждения принадлежит комитетам по международным делам.
    Кроме норм права международных договоров определенное значение имеют нормы национального права, устанавливающие внутригосударственный порядок заключения и обеспечения выполнения международных договоров.
    Международный договор является основным инструментом правового регулирования международных отношений.

    Еще по теме Тема 1. Банковское право и банковское законодательство:

    1. Понятие «банковское право». Краткая история банковского законодательства
    2. ТЕМА 1. Этапы правового регулирования банковской деятельности в РФ и тенденции развития банковского законодательства РФ.