Будущее крымских дорог. Дорожные работы в симферополе

Кроме Крымского моста и нового терминала аэропорта «Симферополь», в центре внимания СМИ и общественности еще одна стройка федерального масштаба — трасса «Таврида».
Официальный старт строительства трассы был дан 12 мая 2017 года (хотя сами работы начались еще весной), к декабрю 2018 года на участке от Керчи до Симферополя по правой проезжей части трассы должны быть пущены две полосы движения, а завершение строительства планируется в 2020-м.
Проект строительства трассы «Таврида» полностью пройдет госэкспертизу и получит окончательный комплект документации к 20-му августа текущего года.


Как я уже писал несколько месяцев назад, протяженность трассы «Таврида» составит 253,5 км, без учета подходов к Керченскому мосту и территории Севастополя. Дорога пройдет по территории 6 муниципальных образований: Ленинский район, Феодосийский район, Кировский район, г. Судак, Белогорский район, г. Симферополь, Симферопольский район, г. Бахчисарай, Бахчисарайский район.

Итак, к концу июля служба автомобильных дорог РК рапортовала о готовности первого этапа строительства дороги (на автоподходах к мосту через Керченский пролив)
на 32%, второго — на 12%, третьего — порядка 7%, в ближайшее время подрядчик — АО "ВАД" — приступит к работам на четвертом этапе.

Уже заасфальтированы первые километры автоподходов к Крымскому мосту со стороны Керчи. «Устройство верхнего слоя основания из асфальтобетонной смеси выполнено на первом участке длиной 2,1 км на всех четырех полосах основного хода дороги, а также на втором участке основного хода дороги на двух полосах протяженностью 0,5 км», - сообщает пресс-служба минтранса РК.

В министерстве добавили, что строители также полностью уложили верхний слой асфальта на одном из съездов транспортной развязки, на месте примыкания автомобильных подходов к будущей трассе «Таврида». Длина съезда составила 626 м. Общая длина основного хода автоподходов составит 8,6 км. Рабочее движение по ним со стороны Керчи планируют запустить в мае 2018 года, а полностью завершить их строительство — в декабре. Стоимость работ составит 6,9 млрд руб.

На новой дороге уже появились свои фонари. Первые столбы освещения, местного производства (компания «Промснабресурс-Крым») установили на выезде из Керчи.

На сегодняшний день наблюдается небольшое отставание от графика выполнения работ по строительству трассы, поскольку объект оказался сложнее, чем предполагалось изначально. Одной из острейших проблем строительства трассы называют нехватку строительных материалов. Для уменьшения стоимости работ ведется разведка семи месторождений инертных материалов, так же был проведен анализ использования бывших месторождений, законсервированных во времена СССР.

Определенные проблемы есть при выделении участков под строительство трассы — в некоторых местах строительство трассы затрагивает интересы недропользователей и местных жителей.
Плюс периодически дорожникам приходится «тормозить» с продвижением вперед из-за опасных находок. Так только за прошедший месяц в районе строительства было найдено и обезврежено три авиабомбы времен Великой Отечественной войны.

Поскольку почти всю территорию Крыма можно назвать большим археологическим плацдармом, то ученые получили право «первой ночи». Они первыми (после МЧС) обследуют места строительства трассы. В этом году им удалось найти более 80 тысяч артефактов и обследовать около 60 ранее открытых памятников.

Трасса М150 «Таврида» проектируется из расчета нагрузки в 40 тысяч автомобилей в сутки, с расчетной скоростью движения до 120 км/час.
На всем протяжении трассы планируется построить 17 транспортных развязок и 90 искусственных сооружений (мосты и путепроводы), а также 20 автозаправочных станций и 6 многофункциональных зон (МФЗ) дорожного сервиса, которые будут включать в себя автозаправочные станции, пункты питания, мотели и стоянки для большегрузного транспорта.
Будут на «Тавриде» и весы для грузовиков. В районе села Фонтан (Ленинский район) будет построен весогабаритный пункт для контроля передвижения грузов, мониторинга интенсивности и состава транспортного потока крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств.

Ход строительства

Какой будет трасса «Таврида»

Четырехполосная автотрасса соединит Керчь, где будет построен мост через Керченский пролив, с Симферополем и Севастополем. Первый этап строительства автотрассы (в двухполосном исполнении) планируется завершить к концу 2018 года, второй (четыре полосы) — к концу 2020 года. Отрезок дороги в Севастополе (8-й участок) собираются проложить от горы Сахарная головка до трассы Севастополь-Ялта в районе поворота на Терновку. Однако проектно-изыскательские работы по севастопольскому участку еще не закончены и окончательное решение по нему не принято.

Вне населенных пунктов это будет четырехполосная трасса категории 1В с расчетной скоростью движения до 120 км/ч. При прохождении по территории населенных пунктов - магистральная улица общегородского значения непрерывного движения и общегородского значения регулируемого движения.

Правительство РФ выделило на строительство в Крыму федеральной трассы «Таврида» 14,36 млрд.

Важная сфера деятельности компании «Магистраль» - дорожное строительство. Крым должен иметь хорошие дороги, чтобы получать доходы с туристического бизнеса. Качество дорожных работ, выполненных «Магистраль», соответствует государственным стандартам. Компания отличается безукоризненным выполнением проектных документов и точным соблюдением технических регламентов, используя современные технологии и материалы.

Схема дорожного строительства в Крыму

Технология строительства дороги в ее классическом варианте складывается из комплекса работ , в который входят архитектурное проектирование, выполнение генерального плана, дорожностроительные работы и устройство придорожного ограждения.

Упрощенный вариант строительства таков:

  • производится разметка участка;
  • выполняются работы по планировке грунта по высоте и по горизонтали;
  • создается основание дорожного пирога;
  • наносится асфальтобетонное покрытие;
  • строятся придорожные и гидротехнические сооружения.

Составляющие успеха

Проблема качества дорог, к сожалению, до сих пор остается актуальной. Винить ли в этом применяемые для строительства низкокачественные материалы, неквалифицированных работников или сложные климатические условия? Кто знает, сколько еще «Д» можно придумать в оправдание плохих дорог. Не лучше ли воспользоваться проверенными средствами, такими как специальное оборудование, грамотно применяющие его работники, современные материалы и технологии. Все это составляющие успеха компании «Магистраль», специалисты которой успешно выполняют любые по уровню сложности дорожные работы. Симферополь приобретает с их помощью километры отличного дорожного покрытия. Новейшие технологические разработки дают нам новые возможности: продлевается срок службы дорожного полотна, новое полотно имеет запас прочности и дольше обходится без ремонта. Наши цены прозрачны и справедливы, они дают нашим клиентам возможность экономить, а нам успешно производить дорожные работы. Крым нуждается в наших услугах!

После того, как «Крым и Севастополь вернулись в родную гавань» (как выразился Президент России Владимир Путин – авт.), то есть после крымского референдума 16 марта 2014 года, после подписания 18 марта 2014 года Межгосударственного договора о принятии Крыма и Севастополя в состав России, полуостров начал жить по российским нормам и правилам. Дороги Крыма в ближайшем будущем тоже должны будут отвечать тем стандартам качества, которые действуют по всей стране.

Летом 2014 года министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что существующая транспортная инфраструктура Крыма в основам создана в советский период. Объемы ремонта дорог, мостов и других инженерных сооружений долгие годы составляли 7-10% от необходимости. Сейчас сеть дорог полуострова уже не соответствует современным требованиям по пропускной способности, безопасности, техническому оснащению. Чтобы исправить ситуацию, Минтранс России разрабатывает Концепцию транспортного обеспечения Крымского полуострова до 2030 года. Одним из инструментов реализации положений Концепции должна стать федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» (далее Программа ), . Программа разделена на отраслевые разделы, один из которых посвящен развитию транспортного комплекса Крыма. Этот раздел предполагает строительство транспортного перехода через Керченский пролив, реконструкцию аэродрома аэропорта Симферополя и аэропорта Бельбек, строительство и реконструкцию объектов портовой инфраструктуры, а также обновление парка городского транспорта.

Программа также предполагает строительство и реконструкцию автомобильных дорог полуострова, обеспечивающих повышение транспортной доступности Крыма и переформатирование существующих транспортных коридоров под пассажирский и грузовой поток, ориентированный на Российскую Федерацию. Кроме того в Программе запланировано обустройство пунктов пропуска через госграницу России.

В целом на строительство и реконструкцию автомобильных дорог Крыма , согласно Программе, до 2020 года выделят 112 млрд 144 млн 44 тыс. рублей . На строительство моста через Керченский пролив до 2020 года выделят 246 млрд 920 млн рублей .

При этом эти средства рассчитаны на период с 2015 по 2020 год, а в 2014 году на дороги Крыма из федерального бюджета . Руководитель ФДА Росавтодор Роман Старовойт ранее сообщал, что, если эти деньги не будут использованы в текущем году, то они вернутся в федеральный бюджет.

Первым делом – дороги Севастополя

Согласно тексту Программы основные дороги Крыма ждет масштабная реконструкция. Всего с 2015 по 2020 год на полуострове реконструируют и отремонтируют 480 км дорог, из которых 460 км - в 2018-2020 годы. Получается, что основные дорожные работы на транспортных артериях полуострова пройдут именно в этот период. В 2015 году прирост отвечающих всем нормам дорог в Крыму составит 20 км, в основном это будут дороги Севастополя.

Такое распределение средств, вероятно, связано с тем, что, во-первых, до 2018 года будет строиться первая очередь мостового перехода через Керченский пролив, которая потребует немалых вложений. А во-вторых, в 2018 году Россия принимает Чемпионат Мира по футболу и к нему предстоит тоже реконструировать и построить еще немало километров дорог (). К тому же до 2018 года будет идти проектирование капремонта, строительства и реконструкции основных крымских дорог.

Дороги Крыма, которые ждет реконструкция

Трасса «Керчь - Феодосия - Белогорск - Симферополь - Бахчисарай - Севастополь» протяженностью 290 км связывает два крупных города на полуострове. На строительство и реконструкцию этой дороги до 2020 года из федерального бюджета выделят 41 млрд 665 млн 520 тыс. рублей. В эту же сумму входит подготовка проекта работ. Ранее сообщалось, что для расширения участка трассы Симферополь - Керчь власти Крыма планируют использовать процедуру принудительного выкупа объектов, а сами работы начнутся поле того, как сдадут первую очередь мостового .

Не менее важной для Крыма является дорога «Феодосия - Судак - Алушта - Ялта - Севастополь». Ее протяженность - порядка 250 км. Большая часть трассы проходит по побережью Черного моря. На реконструкцию этой дороги до 2020 года из федерального бюджета направят 6 млрд 183 млн 120 тыс. рублей, из которых в 2018-2020 годы - 4 млрд 703 млн 120 тыс. рублей. Основные дорожные работы на трассе «Феодосия - Судак - Алушта - Ялта - Севастополь» придутся именно на этот период.

Также в 2018 году запланировано приступить к реконструкции трассы «Симферополь - Красноперекопск - Армянск - граница с Украиной». Из федерального бюджета с 2018 по 2020 год на эту дорогу выделят 1 млрд 664 млн рублей.

На трассе «Симферополь - Джанкой - граница с Украиной» работы обойдутся в 25 млрд 671 млн 400 тыс. рублей. На строительство и реконструкцию трассы «Симферополь - Евпатория - Мирный» в течение всего действия Программы из федерального бюджета направят 20 млрд 30 млн 400 тыс. рублей. Основные работы пройдут в 2018-2020 годах.

Отдельной строкой в Программе развития Крыма прописаны дороги города Севастополь . Здесь работы пройдут в 2015 году. В целом до 2020 года на строительство и реконструкцию дорог Севастополя направят 18 млрд 492 млн 70 тыс. рублей. При этом на все мероприятия, направленные на развитие региональных и муниципальных дорог Крыма, потратят меньше, чем на дороги одного Севастополя. С 2015 по 2018 год из федерального бюджета на региональную и муниципальную сеть выделят 15 млрд 880 млн рублей.

Мост через Керченский пролив. Еще один спустя 70 лет

Первый железнодорожный мост через Керченский пролив между Крымом и Таманским полуостровом построили весной - осенью 1944 года. Однако это сооружение простояло не дольше трех месяцев. Опоры конструкции были разрушены, а останки моста убирали вплоть до 1968 года. Некоторое время о строительстве нового моста никто не говорил.

После распада Советского Союза и российская, и украинская стороны неоднократно обсуждали необходимость возведения моста, но опять же конкретных шагов предпринято не было. В 2002 году Организация Черноморского экономического сотрудничества выступила инициатором крупного международного транспортного проекта - строительства кольцевой автомобильной дороги вокруг Черного моря. Мост через Керченский пролив должен был стать одной из составляющих этого маршрута, однако и этому проекту не суждено было сбыться. Его заморозили из-за проблем с техническим решением реализации проекта и из-за неурегулированного пограничного режима с соседними странами.

В апреле 2010 года Президент России Дмитрий Медведев и Президент Украины Виктор Янукович подписали так называемое Харьковское соглашение, одним пунктом в котором значилось строительство моста через Керченский пролив. Окончание работ было намечено на 2014 год. Эти планы также не осуществились.

В марте 2014 года, после того, как Крым стал частью России, тема строительства моста через пролив стала особенно актуальной, поскольку из-за ухудшения отношений между Россией и Украиной возникла реальная угроза потери наземного транспортного сообщения с Крымом (автомобильная трасса проходит по территории Украины – авт.).

Сейчас для сообщения между полуостровом и материковой частью России в границах страны есть два варианта - паромная переправа и воздушные перелеты, и этого недостаточно.

После долгих споров о том, каким быть мостовому переходу через Керченский пролив, решено, что он будет и автомобильным, и железнодорожным. Точнее так указал Президент РФ Владимир Путин. До 2018 года будет построена первая очередь моста, а к 2020 году - вторая.

Согласно Программе, транспортное сообщение с Крымом к 2020 году должно быть готово на 100%. При этом на строительство моста из федерального бюджета выделят 246 млрд 920 млн рублей, не считая средств на . Сейчас строительство мостового перехода передано Росавтодору. Он же, похоже, и станет федерального бюджета в рамках проекта.

Результатом реализации ФЦП «Социально-экономическое развитие республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» должна стать сформированная сеть автомобильных дорог и портов. Мероприятия программы позволят обеспечить транспортное сообщение с материковой частью России. В целом же решение всех задач Программы обеспечит динамичное социально-экономическое развитие Крымского федерального округа, позволит модернизировать инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру региона, будет способствовать развитию приоритетных для округа секторов экономики, повышению качества жизни населения.

Лидия Терехова

«ДорИнфо»

В Крыму заложен памятный камень, символизирующий начало строительства автомобильной дороги «Таврида». Работы по строительству и реконструкции начнутся летом 2017 года одновременно практически на всем протяжении трассы, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе «Росавтодора».

Как заявил министр транспорта России Максим Соколов, сроки строительства трассы будут сопряжены с темпами возведения транспортного перехода через Керченский пролив и в следующем году первый этап строительства этой дороги до Симферополя введут в эксплуатацию. В декабре 2018 года планируется завершить строительство двух полос и открыть рабочее движение.

Завершение всего комплекса строительных работ намечено на декабрь 2020 года.

В свою очередь глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что пригласит президента Владимира Путина первым проехать по трассе «Таврида» в Крыму.

«Мы будем стараться пригласить Владимира Владимировича (Путина. — «Газета.Ru») на открытие дороги. Это все-таки второй по объему финансирования проект. Я думаю, что ее будут открывать синхронизированно с Крымским мостом, поэтому надеемся, что первым будет наш лидер, наш президент», — заявил глава Крыма Сергей Аксенов.

Отметим, что ранее Владимир Путин подтверждал, что намерен проехать за рулем по Керченскому мосту после завершения его строительства. Однако он не уточнил, на каком именно автомобиле.

При этом Аксенов подчеркнул, что он лично вместе с министром транспорта России Максимом Соколовым испытает качество нового дорожного покрытия --- именно об этом ранее их просил вице-премьер Дмитрий Медведев.

По словам Максима Соколова, строительство трассы «Таврида» не выйдет за пределы 140 млрд рублей в ценах 2016 года.

Напомним, что в 2016 году глава Крыма Сергей Аксенов говорил, что стоимость четырехполосной автотрассы «Таврида» через весь полуостров составит около 85 млрд рублей. В последующих заявлениях Аксенова стоимость трассы выросла на 43 млрд рублей — до 128 млрд. А летом 2016 года вице-премьер Крыма Олег Казурин заявил уже о 139 млрд, необходимых для «Тавриды». Позже эти цифры подтвердил и сам глава Крыма.

Большую часть из необходимой суммы, около 100 млрд рублей, выделит российское правительство. Ранее, оценивая выделенную Крыму сумму, премьер-министр Дмитрий Медведев назвал ее более чем значительной.

«Мы нашли необходимое финансирование для строительства дороги в полном объеме, — говорил Медведев. — Сумма более 100 млрд рублей такова, что требует самого внимательного отношения. Максимальная цена дороги и уже определенные параметры корректировке не подлежат».

Подчеркивая значительность выделяемой суммы, Медведев потребовал от руководства Крыма лично контролировать ход строительства дорог на полуострове и их качество, а в случае серьезных проблем — сразу сообщать в правоохранительные органы.

«Надо просто самим контролировать, что происходит, — заявлял Медведев, сам регулярно садящийся за руль во время командировок. — Ничего сложного нет в том, чтобы самому сесть за руль, прокатиться по новой дороге через несколько месяцев, посмотреть, в каком она состоянии. Если она осталась в нормальном состоянии, значит, подрядчик должен получить все 100% от того, что по договору, на что имеет право.

А если она где-то вспучилась или, наоборот, провалилась, значит, нужно по рукам бить, заставлять переделывать. Если это совсем что-то хамское, то в правоохранительные органы материалы все отправлять».

Для того чтобы предотвратить «воровство, которое, к сожалению, тоже случается», Медведев потребовал сообщать ему, насколько эффективно и своевременно расходуются выделяемые средства.

Трасса «Таврида» соединит Керчь, где будет построен мост через Керченский пролив, с Симферополем и Севастополем.

Это будет четырехполосная дорога первой технической категории протяженностью 237,5 км с расчетной скоростью движения до 120 км/ч. Ее пропускная способность должна достичь 43 тыс. автомобилей в сутки.

Трасса пройдет по территории Крыма с востока на запад по маршруту Керчь - Феодосия - Белогорск - Симферополь - Бахчисарай - Севастополь и станет основой автодорожной сети полуострова. Частично трасса «Таврида» будет совпадать с уже существующей дорогой, но значительный участок проложат вне трассы Симферополь - Феодосия.

Так, от Керчи дорога пройдет недалеко от сел Батальное, Луговое, затем уйдет на Владиславовку, там строители проложат дорогу в Кировском и Белогорском районах. Новая автомобильная дорога обеспечит транспортную связь Симферополя с западными районами и территорией Краснодарского края и позволит разгрузить уличную сеть населенных пунктов от движения большегрузного и транзитного транспорта.

На всем протяжении трассы планируется построить 17 транспортных развязок и 90 искусственных сооружений — мосты и путепроводы. В настоящее время в рамках подготовки территории к строительству обустроены складские и технологические площадки, проложены подъездные пути. Ведется обследование территории на наличие взрывоопасных предметов, снимается верхний почвенно-растительный слой.

Кто построит «Тавриду» и каким в итоге будет главный транспортный коридор Крыма

Строительству трассы «Таврида» дан официальный старт. Событие, которое так ждали, и перспективы, которые только-только вырисовываются, даря надежды крымчанам. «Трасса «Таврида», как и «Крымский мост», — проекты федерального уровня и значения, за реализацией которых наблюдает весь мир.

Генподрядчик с громким именем

АО «ВАД» («Высококачественные автомобильные дороги»), учреждённое в 1994 году физиком-ядерщиком Валерием Абрамовым, стало генподрядчиком «Тавриды», а также автомобильного подхода в Керчи к транспортному переходу через Керченский пролив.

Любопытный факт: компания получила заказ без конкурса, что вначале насторожило общественность. Впрочем, репутация фирмы, по мнению чиновников, это вполне оправдывает.

У ВАД два акционера: миллиардеру Абрамову принадлежит 50% акций предприятия, совладельцем компании является инженер-турбостроитель (специалист по турбинам) Виктор Перевалов. Кроме того, Перевалов тоже не менее успешный бизнесмен с многомиллиардным состоянием.

Почему ВАД? Согласно списку Форбс, это одна из крупнейших непубличных компаний России, один из лидеров в стране в своей сфере, имеющий на счету десятки наград как всероссийского, так и международного уровня. Кроме того, по рейтингу того же журнала учредители компании — петербургские миллиардеры заняли второе место в номинации «Короли госзаказов». Что касается опыта работы, за плечами ВАД более 20 лет стажа и сотни тысяч километров построенных и реконструированных дорог по всей России. Был случай, когда компании пришлось за девять дней отремонтировать стратегически и культурно важный участок площадью 100 000 кв. м. А ведь для Крыма сейчас важно сделать дорогу быстро и при этом качественно. И хотя к завершению строительства моста, судя по всему, «Тавриду» еще не откроют (последний этап строительства планируют завершить в 2020 году), быстрее вряд ли кто справится.

Недавно состоялось открытие после реконструкции участка федеральной автомобильной дороги А-181 «Скандинавия» — это тоже работа ВАД. То есть опыта у компании предостаточно. Относительно качества построенных дорог компания оправдывает своё имя. Уровень ровности дорог, построенных АО «ВАД», согласно Международному индексу ровности (IRI), составляет 0,9—1,1 мм/м, что соответствует оценке отлично, а специалисты предприятия проходят обучение международного класса. Только в дорожно-строительном сезоне 2015-2016 года ВАД построила и отремонтировала 1370 километров автодорог в стране.

Стоимость трассы «Таврида» составляет целых 140 млрд рублей, а в конце прошлого года генподрядчик получил аванс размером почти 1 млрд рублей.

Интересно, что у совладельца компании Абрамова основные активы сосредоточены не только в ВАД. Своё сердце и кошелёк он поделил с Zenvo Automotive A/S. В 2013 году Абрамов купил датский автозавод по производству суперкаров Zenvo, которые сравнивали с самолётами типа стелс и называли «чудом скандинавской автомобильной техники». Каждый автомобиль стоит миллион евро, и по плану каждый год производится всего 15 машин: эксклюзивность — одна из важных фишек бренда. Опасное увлечение в санкционные времена... Интересно, как именитый миллиардер в разрезе последних событий — новых законов и санкций, — умудряется сосредоточивать такие активы (внушительный капитал) в Дании, которая входит в Евросоюз?

На Ялтинском международном экономическом форуме был заключён контракт на поставку щебня для строительства трассы «Таврида». И документ подписали гендиректор ООО «Карелприродресурс» (дочернее предприятие АО «ВАД») Игорь Ефремов и президент Союза недропользователей России Дмитрий Сташкив. Сумма контракта — семь-восемь миллиардов рублей. Материал будет поставляться с месторождений Крыма. Но это только первый этап, общая сумма составит примерно 15 миллиардов. Стоит отметить, что вдоль «Тавриды» будут смонтированы четыре асфальтобетонных завода.

Маршрут без пересечений

Общая протяжённость будущей главной трассы Крыма составит 237,5 км, и пройдёт она по территории Крыма с востока на запад по маршруту Керчь — Феодосия — Белогорск — Симферополь — Бахчисарай — Севастополь. Новая автомобильная дорога не только обеспечит транспортную связь Симферополя с западными районами и территорией Краснодарского края, но и позволит разгрузить уличную сеть населённых пунктов от движения большегрузного и транзитного транспорта. На всём протяжении трассы планируется построить 17 транспортных развязок и 90 искусственных сооружений (мосты и путепроводы). «Таврида» будет четырёхполосной со скоростью движения 120 км/ч категории I-B и, несмотря на свою витиеватость, не будет иметь ни одного пересечения на одном уровне. Планируется, что будет осуществлено строительство сначала двух абсолютно новых полос дороги, а потом та дорога, которая сейчас есть, будет практически перестроена. Это будет фактически новая дорога в том же коридоре. Но пока будут строить новую, эта дорога будет работать, а уже после того как будет построена новая, возьмёмся за старую, если от неё что-то останется. И в конечном итоге будет четырёхполосное движение, как и по мосту. К тому же на определённых участках будут проведены шумоизоляционные мероприятия. Работы по строительству и реконструкции начнутся летом 2017 года, практически одновременно на всём протяжении трассы. Первую часть, Керчь — Симферополь, введут в эксплуатацию вместе с Керченским мостом в 2018 году, а остальную — к 2020-му.

Подлежат изъятию

Совет министров Республики Крым распорядился изъять для государственных нужд 22 земельных участка в зоне строительства дороги и автомобильных подходов к Крымскому мосту в Керчи. Ряду семей, которые проживают в зоне строительства дороги, придётся переехать. Однако крымские власти утверждают, что компенсируют всем «пострадавшим» потери их недвижимости либо равнозначными участками с последующей компенсацией стоимости строительства, либо финансовой выплатой согласно оценочной стоимости потерянного имущества.

Программа для «придорожников»

Естественно, новая трасса и новые развязки привлекают внимание коммерсантов — АЗС, торговые сети, кафе и пр. На последнем форуме ОНФ президент В. Путин, отвечая на вопросы активистов, сообщил, что был бы готов помочь даже местному бизнесу реализовывать эти программы, но для этого она должна быть — программа развития придорожной инфраструктуры. А именно строительство АЗС, кафе, ресторанов. Естественно, это в основном лакомый кусочек для самого бизнеса и освоение этого потенциала — его задача. Тем не менее президент посчитал возможным предусмотреть дополнительные субсидии на реализацию этих проектов — соизмеримо объёмам, направлениям, и поручил главе Крыма Сергею Аксёнову проработать такую программу, взяв на себя помощь в организации финансирования.

Софья РОМАНОВА
Фото 1tv.ru, nnm.me
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 430 от 19 мая 2017 года