Природная рента. Вопрос закона о рентных платежах не закрыт

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Кафедра экономики и финансов Реферат

Природная рента

Выполнили: студентка гр. ИЗ-09-2 ______________ /Ковина Д. О.

Луковникова А.Г./

(подпись) (Ф.И.О.)

Проверил:ассистент / Корченков.Р.В./

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

Введение

Необратимые изменения в биосфере уже начались, и сейчас задача наиболее прогрессивной части общества - максимально снизить силу воздействия человека на природу. И самый эффективный метод достижения этой цели - создание новой, экологической экономики, в основе которой будут лежать меры экономического характера, мотивирующие природоохранную деятельность и побуждающие к сохранению окружающей среды.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой природных ресурсов (особенно полезных ископаемых) потребляется больше, чем они их имеют. Недостающие ресурсы ввозятся преимущественно из развивающихся стран. В силу этого огромные сырьевые потоки движутся в три основных центра их переработки: Северную Америку, Западную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию. Такое положение дел порождает две проблемы: зависимость развитых стран от поставок сырья и сырьевую ориентацию экспорта многих развивающихся государств.

Неравномерность обеспечения стран природными ресурсами, а также потребления их выдвигает ряд закономерностей в экономическом развитии разных стран. Первая из них связана с необходимостью поиска путей более рационального использования природных ресурсов в условиях их нехватки. Особенно остро эта проблема стоит для развитых стран. Собственно говоря, их вариант промышленного развития в последние десятилетия (экономия ресурсов) и есть ресурсосберегающий путь экономического развития.

Особенно бережно следует относиться к невозобновляемым ресурсам. Необходимо также принимать действенные меры в отношении возобновляемых ресурсов (пресная вода, лес, почва), восстанавливать их первоначальное состояние, Многие страны мира активно используют вторичное сырье и отходы производства, сберегая таким образом «кладовые»

природы. Наконец, следует всемерно стремиться к созданию максимального количества малоотходных и безотходных предприятий и технологий.

Понятие природной ренты

Рента является ключевым понятием в оценке стоимости земли и любых природных ресурсов. Слово «рента» происходит от позднелатинского «rendita», означающего «отданная назад, возвращенная». В разных языках это слово имеет различное значение. Так в немецком языке словом «Rente» обозначается пенсия, в английском (rent) - арендная или квартирная плата, во французском (rente) - ежегодный доход, получаемый владельцем по облигациям государственных займов.

Общим смыслом для всех перечисленных значений является получение дохода, не связанного непосредственно с трудом. Словом «рента» обычно обозначается регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли, не требующий предпринимательской деятельности.

Представление о природной ренте, как дополнительном доходе, возникающем при использовании земли в виде избытка между рыночной стоимостью произведенного товара и затратами на его производство, было впервые введено Томасом Мальтусом и Давидом Рикардо и развито Йоханом Генрихом фон Тюненом.

Источник ренты Риккардо видел в плодородии почвы. Генри Джордж объяснял ренту как разницу между плодородием конкретного участка и участка с наименьшей продуктивностью.

Например, на одном участке земли можно вырастить 12 центнеров пшеницы, а на другом участке при прочих равных условиях и затратах труда и техники - 60 центнеров. После вычета из суммы от продажи пшеницы всех затрат и прибыли, считающейся нормальной для существующих условий производства, в первом случае образуется остаток, равный 100 рублям. Во втором случае образуется остаток равный 300 рублям. Разница между этими остатками и будет рентой, созданной собственно землей за счет лучших природных свойств второго земельного участка - климата, почвы и др.

Тюнен расширил и усовершенствовал понятие ренты Риккардо. Он установил зависимость получаемого избыточного дохода от доступности или местоположения земельного участка по отношению к местам сбыта продукции.

Согласно Тюнену, рента возникает на земельных участках, лучших по своему местоположению, в результате уменьшения транспортных издержек. Например, урожайность первого и второго участка одинакова, одинаковы и затраты на обработку этих участков. Но первый участок расположен ближе к рынкам сбыта, чем второй. Поэтому первый участок создает более высокую ренту, чем второй из-за меньших транспортных издержек по доставке продукции.

Применительно к земле и природным ресурсам, считается, что природная рента - эта та часть дохода, который образуется не собственным трудом предпринимателя, а благодаря природным свойствам самой земли или природного объекта. То есть, под рентой понимают сверхприбыль, возникающую при использовании лучших по качеству и местоположению любых природных объектов, неважно, будь то земля, лес или месторождение полезных ископаемых. Худшим считается объект при использовании которого сверхприбыль не возникает.

Природная рента - эта та часть дохода, которая не заработана трудом людей, а предоставлена Природой. Поэтому рента - это некий элемент общего достояния общества и не может включаться в прибыль. Она должна изыматься и использоваться по тем или иным узаконенным правилам для нужд общества в целом. Налогом может облагаться только прибыль.

В некоторых простейших ситуациях выделение ренты может быть осуществлено через механизм торгов, например, аренды с соответствующим тендером, то есть механизмом «рыночного» типа.

Предположим, например, что открыто некое месторождение полезных ископаемых. Тогда государство объявляет торги. Плата, которая установится в результате этих торгов, и будет природной рентой. В этом случае понятие ренты совпадет с обычным «бытовым» значением этого слова, понимаемого как плата за чужую собственность.

Согласно общепринятому определению, природная (природно-ресурсная) рента – часть прибыли, обусловленная использованием природного ресурса в процессе производства (вместо обусловленная использованием говорят возникающая в результате использования , а также порождаемая использованием и т.д.)

Для различных видов природных ресурсов применительно к рассматриваемой задаче ситуации весьма несходны. Наиболее благоприятно положение в случае земельных ресурсов - недаром именно с них началось изучение проблемы природной ренты в экономической науке. Прежде всего, очень велико количество земельных участков, для которых ставится вопрос о ренте.

Россия, одна из немногих стран, в которой нет закона: "О природной ренте". В российском законодательстве отсутствует, даже, определение: "Природная рента"! Почему это произошло?

Ответ даёт Меньшиков Станислав Михайлович, доктор экономических наук, профессор.


В современном мире общество принимает минеральную продукцию как дар Природы, как нечто само разумеющееся, созданное для потребления. Но в то же время общество (в условиях возникновения экологических проблем) рассматривает добычу полезных ископаемых как нечто дополнительное и даже нежелательное. Движение за охрану природы и окружающей природной среды уже входит в противоречие не только с горно-промышленным комплексом, но и всем тем, что определяет основные темпы социально-экономического развития человечества. Общество слишком «позеленело», чтобы не осознавать реальные последствия своих шагов в борьбе с тем, что сделало человека человеком. Крайние оценки темпов экономического развития и темпов загрязнения окружающей среды яркие свидетельства наступившего осознания человеком своей роли в биосфере. Но реальность состоит в том, что человек еще до конца не понял саму сущность законов природы, не оценил инерционность и консервативность ее, чтобы предвосхищать изменчивость среды от экономических последствий. Противоречие, а может лицемерие человека заключается как раз в том, что он не может отказаться от комфорта, достигнутого на основе развития науки и технологий, и не хочет жить в обезличиваемой им природе. Однако все свое благополучие человечество построило на присвоении природной ренты.

Природная рента– регулярный доход (не связанный с предпринимательской деятельностью), получаемый от природопользования. Она включает:

  • земельную ренту;
  • водную ренту;
  • лесную ренту;
  • недропользовательскую ренту (горную ренту);
  • биотеческую ренту дикой природы;
  • экологическую и ассимиляционную ренты.

Рентные платежи – фиксированные платежи. Например, в 1975 г рентные платежи составляли около 8% от всех платежей из прибыли в бюджет СССР. Около 2/3 рентных платежей поступало от предприятий нефтеперерабатывающей, газовой промышленности. Они выполняли три взаимосвязанные функции: распределительную (являлись одним из элементов распределения прибыли между предприятиями (отраслью) и госбюджетом; регулирующую, используемую для относительного выравнивания уровня рентабельности однородных предприятий отрасли, работающих в различных условиях; стимулирующую, связанную с усилением заинтересованности предприятий в максимальном выявлении и использовании резервов производства.
Горная рента – представляет собой вид ренты, образующейся при добыче полезных ископаемых. От земельной ренты отличается тем, что в суммарном выражении она ограничена сроком полной отработки месторождения, который зависит как от размеров месторождения, так и производительности предприятия.
За рубежом, в развитых капиталистических странах, горная рента выступает в формах дифференциальной, абсолютной и монопольной ренты. Основной формой является дифференциальная горная рента (I или II).
Дифференциальная рента–I образуется на лучших и средних по условиям производства участках, где обеспечивается более высокая производительность труда за счет разработки месторождений, характеризующихся благоприятными природными факторами, качеством сырья (например, содержанием полезных компонентов в руде, вредных примесей; масштабом промышленных запасов и т.д.), горно-геологическими условиями разработки (мощностью залежей, глубиной залегания, гидрогеологической обстановкой, горной обстановкой и т.д.). Получаемая в результате добавочная прибыль и образует дифференциальную горную ренту–I, которая присваивается не разработчиком месторождения, а владельцем.
Дифференциальная рента-II образуется за счет применения более совершенной технологии добычи и переработки сырья, повышения технической вооруженности труда.
Абсолютная горная рента выступает в качестве добавочной прибыли, получаемой владельцем участка за счет превышения стоимости над ценой производства, приносящей обычную среднюю норму прибыли на любых, в т.ч. и на худших месторождениях.
Монопольная рента получается с тех участков, где добываются редкие полезные ископаемые, которые продаются по монопольным ценам, определяемым лишь платежеспособностью потребителей.
Предприятия горнодобывающей промышленности вносят рентные платежи с единицы реализованной продукции (например, с 1 тонны нефти или 1000 куб. м. газа), а предприятия перерабатывающей промышленности – в % от стоимости реализованной своей продукции (в оптовых ценах) или в % от балансовой прибыли. Так, например, рентная плата за 1 тонну реализованной сырой нефти в СССР колебалась от 1,4 до 33,6 руб. (при средней ставке 10,25 руб.).
Инвестор уплачивает государству за пользование недрами:

  • разовые платежи (бонусы) при заключении соглашения и (или) по достижении определенного результата, установленные в соответствии с условиями соглашения;
  • ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), установленные за единицу площади использованного участка недр в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности указанных работ, степени геологической изученности участка недр и степени риска;
  • регулярные платежи (ройалти), установленные в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или от стоимости произведенной продукции и уплачиваемые инвестором в денежной форме или в виде части добытого минерального сырья.

Примечание. На 1.01.98 г по отрасли «нефть и газ» выдано 2442 лицензии на право пользования недрами с целью геологического изучения, поисков, разведки и добычи углеводородного сырья, в т.ч.:
2029 лицензий (83,1%) выдано по п. «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», 152 (6,2%) по итогам проведенных конкурсов и 262 лицензии (10,7%) на геологическое изучение недр по заявкам недропользователей. В нераспределенном фонде числилось на это время 658 месторождений с запасами категорий А+В+С1 (9448,4 млн. т. у.т.). Наибольшая доля неотлицензированных запасов (26,9%) приходится на Восточную Сибирь,15,6% – на Западную Сибирь, 2,5%– Урало-Поволжье. В пределах шельфа арктических морей выданы совмещенные лицензии на два месторождения.
Закон «О недрах» направлен преимущественно на проблемы распределения недр, на передачу их в различные виды пользования, а не на воспроизводство минеральных ресурсов.
С экономической точки зрения природные ресурсы являются одним из производственных ресурсов наряду с трудом и капиталом. Однако не все, часть из них не являются товаром до тех пор, пока они остаются в недрах (разведанные, подсчитанные и утвержденные запасы). В этой свези задача горного законодательства заключается в том, чтобы превратить ресурсы недр в товар, а точнее создать привлекательность инвестиций в недропользование во всей цепочке: от поисков, разведки до эксплуатации недр через совершенствование двух правовых механизмов: лицензирование (административное право + налоги) и системы СРП (гражданское право + рентные платежи).

Инвестор освобождается от уплаты иных платежей за пользование недрами.
Плата за пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется инвестором на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвестор уплачивает единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (п. 6 в ред. Федерального закона от 18.06.2001 N 75-ФЗ). При реализации соглашений уплата акцизов осуществляется с учетом особенностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 7 в ред. Федерального закона от 18.06.2001 N 75-ФЗ). Плата за пользование природными ресурсами определяется как ройалти. Другая форма платежа выступает в форме ставок возмещения на воспроизводство природных ресурсов.

Экологическая рента выступает в форме присвоения части дохода в виде отчисления необходимых затрат обществом, которые должны идти на воспроизводство качества окружающей среды. Поэтому выделяют понятие ассимиляционной функции среды (природы), связанной со способностью среды восстанавливать свои качества за счет выработанного ей самой исторически сложившегося механизма воспроизводства своего качества на основе самоорганизации и круговорота вещества в природе.
Ассимиляционная рента – доход, получаемый обществом за счет ассимиляционных функций (потенциала) природы (природной среды), способной освобождать человека от необходимости тратить средства на переработку отходов и воспроизводства качества среды обитания (биосферы). В условиях, когда ассимиляционная функция природы (среды) подорвана (утрачена), ассимиляционная рента превращается в экологическую.
Таким образом, экономическая сущность экологической ренты заключена в получаемом доходе за счет пользования средой обитания с утраченными (или подорванными) ассимиляционными функциями природы.
Ассимиляционная рента может выступать в двух формах:

  1. Дифференциальная ассимиляционная рента-1 образуется на лучших и средних по условиям воспроизводства среды участках, где могут быть достигнуты более высокие темпы экономического роста за счет условий среды, характеризующейся высоким природным потенциалом саморегуляции. Получаемая в результате добавочная прибыль и образует дифференциальную ассимиляционную ренту –I, которая присваивается владельцем участка.
  2. Дифференциальная ассимиляционная рента-II образуется за счет экологизации экономики, то есть, совершенствования экономики в рамках сохранения ассимиляционного потенциала природы. Конретно: совершенствования экологического законодательства, применения более совершенной малоотходной, безотходной технологии производства, совершенствования системы воспроизводства природных ресурсов, и качества окружающей среды.
Развитая сеть туризма, рекреационной деятельности, отдыха, санаторно-курортного лечения в рамках используемого климата, ландшафтов (морских побережий, лесных и горных массивов, ледников и т.д.) открывает путь к присвоению определенной категорией людей ассимиляционной и экологической ренты, которые принадлежат, как и ресурсная рента, всему обществу.
Экологическая рента увеличивает стоимость, например, однотипного жилья, располагающегося в условиях сохраненного природного ландшафта и высокого качества окружающей среды.
Поскольку любая рента принадлежит всему обществу, то механизм ее перераспределения является объектом присвоения части ренты, – то есть, обогащения за счет других.
Отчисления на воспроизводство качества окружающей среды способствует поддержанию ассимиляционного потенциала природы. В этой связи ассимиляционная рента, в условиях не отчисления средств на восстановление качества окружающей среды (поддержания свойственных ей естественных функций), превращается в дополнительный доход тех, кто присваивает его за счет утраты ассимиляции природной средой.
Государства, торгующие природными ресурсами, вынуждены отдавать часть природной ренты другим. Другими словами, природная (ресурсная) рента способна мигрировать в форме полученной части дохода и присваиваться теми, кто покупает ресурсы. Однако продавцы ресурсов торгуют и ассимиляционным потенциалом природной среды. В случае с горнопромышленным комплексом, подорванная ассимиляционная функция среды (почвы, земной коры, гидросферы, атмосферы) у торговца, имеет шанс быть не тронутой на извлекаемый объем ресурса у покупателя. Но в условиях переработки ресурса (сырья) на территории покупателя, последний теряет экологическую ренту, но косвенно ее «приобретает» торговец ресурсами, так как он не связан с переработкой отходов, которые за него будет перерабатывать покупатель.
Таким образом, в условиях интеграции экономики и ее глобализации происходит перераспределение как ресурсной, ассимиляционной, так и экологической ренты. Развитые в экономическом отношении страны, экспортируя ресурсы, ухудшают ассимиляционную функцию государств-продавцов ресурсов. Поскольку всё человечество находится в биосфере, то интенсивность перераспределения всей совокупности природной ренты ведет к изменению структуры и функции биосферы, сообразуясь с законами сохранения природы, принципом Ле Шателье – Брауна.
В условиях формирования рыночной экономики производители осуществляют платежи в форме ройалти и ставок на воспроизводство природных ресурсов. Эти финансовые потоки идут в бюджет и перераспределяются между членами общества, в том числе и между посредниками. Последние, за счет перепродажи ресурсов не участвуют в формировании рентного дохода. В результате часть природной ренты (для России это около 40 млрд. долл. в год) мигрирует за рубеж, поскольку ресурсы определяют уровень развития зарубежной экономики.
Таким образом, природная рента, выступая в различных формах, является объектом ее перераспределения в современном обществе тем интенсивнее, чем больше востребованность природных ресурсов и качества окружающей природной среды. В условиях глобализации экономики природных ресурсов происходит перераспределение ассимиляционной и экологической ренты.
Потенциальная нефтяная газовая рента, например, рассчитанная ВНИГРИ, представляет собой:
R = Rпр + Rм + Rк + Rвз,(1.1)
где R – газовая рента, R пр – зависит от горно-геологических характеристик, глубины залегания продуктивных горизонтов, производительности скважин и др.); Rм – величина, зависящая от географо-климатических условий района работ, отдаленности от потребителей; Rк – величина, зависящая от физико-химических свойств нефти и газа (сернистости, плотности, вязкости и т.д.); R вз – определяется из расчета разности цен данного и базового энергоносителей.
Как метко замечает А.В.Поздняков, существует два варианта собственности, а точнее два варианта права собственности.
Полная собственность. Позволяет владельцу распоряжаться не только результатами своего труда, но и результатами «труда» природы, а точнее энергетическим ее потенциалом, связанным с круговоротом вещества в биосфере.
Ограниченная собственность. Право свободно распоряжаться результатами своего труда, а за «труд» природы придется оплатить обществу, государству. Точнее вернуть ее энергетический ассимиляционный потенциал путем воспроизводства природных ресурсов и качества среды. То есть, в частной (ограниченной) собственности находится только то, что накоплено своим трудом. Претензия на собственность потенциала природы равносильна «приватизации права на энергетический потенциал природы», что, естественно, является абсурдом. Поскольку по законам сохранения у природы есть возможность «направить энергетический потенциал» в противоположную сторону, сообразуясь с принципом противодействия.
Прогноз поступления платежей в форме налогов за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды на период 2002 – 2010 гг в Росси отражен в нижеследующей таблице.
Таблица 1.1
Прогноз поступления платежей в форме налогов за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды
на период 2002 – 2010 гг (в ценах 2002 г) млн. руб.

Таблица 1.1-1
Структура и межбюджетное распределение в 2003 г налоговых платежей за пользование природными ресурсами


Наименование платежей

Код классификации доходов бюджетов РФ

Поступление в бюджетную систему РФ

В федеральный бюджет

В территориальные бюджеты

1. Платежи за пользование недрами (в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2001 г и погашения задолженности прошлых лет

1050100

+

+

2. Платежи за пользование континентальным шельфом

1050200

+

-

3. Налог на добычу полезных ископаемых

1050300

+

+

4. Платежи за пользованием лесным фондом (в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню)

1050400

-

+

5. Плата за пользование водными объектами

1050500

-

+

6. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов

1050600

+

+

7. Земельный налог

1050700

+

+

8. Плата за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

1050800

-

+

9.Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (части сумм, зачисленных по расчетам за 2001 г и погашения задолженности прошлых лет)

1050900

+

+

10. Единый сельскохозяйственный налог

1051000

+

+

!! Прочие платежи за пользование природными ресурсами

1054000

+

+

Примечание: Символы «+» и «-» обозначают соответственно поступление и непоступление платежей в федеральный или территориальные бюджеты.

Согласно общепринятому определению, природная (природно-ресурсная)рента - часть прибыли, обусловленная использованием природного ресурса в процессе производства (вместо обусловленная использованием говорят возникающая в результате использования, а также порождаемая использованием и т.д.)

Для различных видов природных ресурсов применительно к рассматриваемой задаче ситуации весьма несходны. Наиболее благоприятно положение в случае земельных ресурсов - недаром именно с них началось изучение проблемы природной ренты в экономической науке. Прежде всего, очень велико количество земельных участков, для которых ставится вопрос о ренте.

Как вид дохода на собственность, земельная рента использовалась еще в древнем мире. Зачатки экономической теории можно найти у Аристотеля - древнегреческого философа (IV век н.э.), в средние века у Фомы Аквинского (VIII век н.э.), но гораздо последовательнее это уже происходит в 17 - 18 веках - у А. Смита (Англия 1776 год), Д. Риккардо (1817 г.) в книге «Начала политической экономии и налогового обложения» пишет о земельной ренте: «цена сельскохозяйственных продуктов определяется затратами труда на худших по плодородию землях, значит, на относительно лучших фермеры получают некоторый дополнительный доход, который и изымается у них в виде ренты владельцами земли».

Это определение, содержательно весьма емкое, фиксирует источник образования одной из частей прибыли, но оставляет “за скобками” вопрос о том, как понимать прибыль. Если - применительно к конкретному ресурсу, например месторождению - под прибылью понимать реальную прибыль, в действительности полученную пользователем ресурса, то ренту придется признать характеристикой не ресурса, а системы “ресурс - пользователь”. При этом (наивном) понимании в случае, когда неумелый предприниматель, применяя для эксплуатации в принципе эффективного ресурса непригодные технологии и привлекая неграмотных инженеров, вовсе не получил прибыли, ренту - как “часть” нуля - также следует положить равной нулю. Если же ресурс еще не используется, то, соответственно, нет и условий для рассуждений о ренте, возникающей при его использовании.

В этой типичной для экономической науки проблемной ситуации, возникающей с теми или иными модификациями во многих задачах, теория предлагает два принципиально различных подхода. Согласно первому (классическому), под прибылью следует понимать среднюю прибыль, получаемую при использовании ресурсов данного вида в рассматриваемой экономике.

Согласно второму (маржиналистскому), надо исходить из наилучших возможных условий использования данного ресурса: лучших технологий, лучших трудовых ресурсов, лучшего менеджмента - и принимать в расчет предельную прибыль, ту, которая могла бы быть получена в таких условиях. Очевидно, что в обоих вариантах понимания прибыли задача ее практической калькуляции отнюдь не тривиальна - речь ведь идет не об отчетности, а о построении некоего обобщенного экономического показателя, характеризующего производственную отрасль (подотрасль), точнее, совокупность предприятий, использующих данный природный ресурс.

С точки зрения экономической теории, величина ренты определяется как разница между фактической оплатой фактора производства и минимально возможным уровнем оплаты фактора производства, при котором фактор будет использоваться данным образом (так называемый «удерживающий доход»). Результатом такого определения является практическое толкование ренты как разницы между фактическим доходом добывающей компании и суммой себестоимости добычи природного ресурса и части прибыли (Пр). При этом суммируемая часть прибыли (Пр) рассчитывается, исходя из уровня рентабельности, обеспечивающего привлекательность добычи природного ресурса для бизнеса.

Абсолютная (чистая) рента. В рыночной экономике не существует «ничьей» земли. При этом ни один - даже самый худший - участок земли не будет отдан его хозяином в аренду бесплатно. Одновременно даже на худших землях арендаторские хозяйства должны иметь возможность покрывать свои издержки и получать доход, достаточный для расчетов по арендной плате, внесения налоговых платежей в бюджет, расширения производства и получения нормальной (или в других терминах - нулевой экономической) прибыли. Эта проблема решается с помощью чистой ренты, получаемой со всех земель без исключения, в том числе и с худших. Чистая рента (в литературе классической школы, в частности, и марксистской - абсолютная рента) является следствием абсолютно неэластичного предложения земли в условиях существования на нее частной собственности.

С одной стороны, частная собственность на землю исключает свободную миграцию капитала в аграрный сектор экономики (нельзя использовать землю без разрешения собственника). С другой стороны, величина пригодных для сельскохозяйственного использования земельных угодий строго ограничена, т. е. неоткуда взять дополнительные участки в обход интересов землевладельца.

В этих условиях у землевладельцев появляется возможность запрашивать арендную плату за любые земельные участки, а у арендаторов - возможность устанавливать завышенные (по сравнению с практикой формирования издержек и прибыли в других отраслях экономики) цены на сельскохозяйственную продукцию, чтобы иметь возможность ее заплатить.

Иными словами, чистая рента - это своеобразный налог, которым землевладельцы при посредстве арендаторов облагают все общество, пользуясь тем, что земля как фактор производства чрезвычайно немобильна. Если бы не было чистой ренты, уровень издержек каждой сельскохозяйственной фирмы был бы ниже. Из чего следует, что тот же объем предложения сельскохозяйственной продукции существовал бы при более низком уровне цен на нее.

Несмотря на сказанное, было бы неверным рассматривать чистую ренту как однозначно негативное явление. Поскольку для арендатора она является издержками, он склонен минимизировать этот вид расходов, т. е. максимально эффективно использовать каждый участок земли.

Напротив, отсутствие ренты стимулирует бесхозяйственность. Ее, например, очень часто можно было наблюдать в колхозах и совхозах советских времен. Да и теперь огромные площади бесплатной земли в хозяйствах превращены в пустыри. Конечно, сильное хозяйство само заинтересовано использовать землю для увеличения объема производства. Но слабый или бесхозяйственный производитель, каких, к сожалению, еще много на селе, ничего не теряет, забросив большой кусок земли, до которого у него «не доходят руки». Другими словами, чистая рента представляет собой экономический механизм, обеспечивающий рачительное отношение к ограниченному природному ресурсу - земле.

Депутаты, чиновники и общественные деятели обсуждают возможность введения в России всеобщей ренты за природные богатства нашей страны. Это означает, что каждому россиянину на персональный счет могут поступать отчисления от продажи за рубеж нефти, газа, металлов и леса. В других странах такая практика существует много лет, но применима ли она в России - вопрос пока открытый.

Фото: Nikolay Gyngazov/ Russian Look

Россия является одним из крупнейших в м ире экспортеров природных ресурсов. Доходы от продажи полезных ископаемых служат основным источником наполнения государственной казны либо в виде прямых поступлений, либо в виде налоговых отчислений от частных компаний. До рядовых граждан эти деньги доходят в форме пенсий, пособий, субсидий и других социальных льгот. На них государство строит дороги, содержит школы и больницы. В этом смысле нефтегазовые доходы страны действительно являются национальным достоянием.

Примерно так же обстоят дела и в большинстве других стран, живущих за счет сырьевого экспорта. Вся разница в размере получаемого государством дохода: кому-то хватает лишь на выплату пенсий размером в прожиточный минимум, а кому-то - на щедрые пособия, позволяющие едва ли не всему населению страны вести довольно безбедное существование.

В ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейте и других странах Персидского залива на персональный счет каждого человека с момента рождения зачисляется определенный процент от продажи нефтяных богатств. Людей в этих странах мало, а нефти много, поэтому каждый коренной житель неплохо обеспечен. Эти деньги - доля гражданина в общественном богатстве. Так поступают не только "сырьевые придатки". В скандинавских странах действует похожая (но не такая щедрая) система социальных выплат. Средства на нее аккумулируются из налоговых отчислений и доходов от экспорта высокотехнологичной продукции.

Однако, чем больше всевозможных выплат и пособий может позволить себе та или иная страна, тем больше у нее уходит ресурсов на администрирование развитой сферы государственных социальных услуг. В этой ситуации ряд стран почли за лучшее вообще не заниматься бесконечными подсчетами льгот, а полностью заменить их регулярными прямыми выплатами всем жителям. В итоге в выигрыше остаются обе стороны: власти снимают с себя обременительные обязанности по управлению природной рентой, а граждане получают право по своему усмотрению распоряжаться причитающейся им суммой.

Пока что смелая идея заменить социальные льготы безусловным базовым доходом (ББД) для всех граждан страны существует только на бумаге. Но уже к концу этого года такие модели могут заработать в Швейцарии и Финляндии. В альпийской стране в июне пройдет референдум по этому вопросу (на кону выплаты примерно в €2,2 тыс. в месяц на человека). Тот же вопрос широко дискутируется в Финляндии (там каждому человеку в случае принятия положительного решения ежемесячно будут платить по €800).

У этой системы есть как сторонники, так и противники. Первые говорят, что это избавит государство от излишних административных расходов, нищета будет истреблена, а люди станут свободнее и счастливее: не скованные необходимостью обеспечивать себе пропитание на нелюбимой работе, они займутся предпринимательством, искусством, благотворительностью. Кроме того, безусловный базовый доход поможет сгладить негативные последствия "четвертой промышленной революции", чреватой резким ростом безработицы.

Скептики, в то же время, утверждают, что введение ББД неминуемо приведет к росту налогов (где-то же нужно брать деньги на щедрые выплаты), люди бросят работу и займутся ничегонеделанием, из-за чего налоги для оставшихся работников придется повысить еще больше. В конце концов, пузырь лопнет, и граждане останутся у разбитого корыта. Тем не менее соображения сторонников ББД пока что перевешивают. Европейские экономисты приводят серьезные обоснования того, что такая модель окажется жизнеспособной.

Пример швейцарцев и финнов вновь поднял дискуссию о том, насколько прямые выплаты гражданам применимы в России. В нашей стране устройство экономики не позволит обеспечить безусловный базовый доход за счет высокого налогообложения. Единственное, на что потенциально могут рассчитывать россияне, - это перераспределение той самой природной ренты. Суммы при этом, конечно, будут совершенно другими. Если разделить 6 трлн руб. нефтегазовых доходов, полученных нашей страной в прошлом году, на все население, выйдет примерно по $600 на человека в год. Даже если к этому добавить доходы от торговли лесом, алмазами и металлами, прожить на эти выплаты можно будет едва ли.

Однако сторонники введения всеобщей ренты говорят, что дело не в цифрах, а в принципе. Только так каждый сможет стать действительным обладателем своей доли общественного достояния и получить зримую выгоду от жизни и работы в России.

И между тем внедрение такой системы у нас в стране представляется маловероятным. По сути регулярные отчисления на персональный счет каждого россиянина - это пресловутая монетизация льгот, которую мы уже проходили. Причем в более жестком формате: платить из своего кошелька придется не только пенсионерам и не только за лекарства.

При такой модели все граждане будут в полном объеме оплачивать медицинские, образовательные и коммунальные услуги по экономически обоснованным тарифам. Не будет ни материнского капитала, ни программ помощи сельским врачам, ни прочих льгот, надбавок и стимулирующих. Вместо этого каждый получит всего по несколько сотен долларов в год. Обмен, следует признать, неравнозначный.

Отсутствие общественного контроля, а также четкого представления о том, как именно происходит распределение углеводородных доходов и в чей карман они поступают, скорее всего, приведет к тому, что россияне будут постоянно чувствовать, что им должны платить больше и что их кровные просто отправились не по адресу. К тому же деньги обесцениваются очень быстро, а распоряжаться ими надо уметь - это тоже ответственность, которую государство сегодня берет на себя. Есть риск, что значительная доля населения не будет откладывать ренту в личный стабфонд, а потратит ее не самым рациональным образом.

Сейчас власти заботятся о гражданах, оплачивая их социальный пакет за счет природной ренты. Пожалуй, такое положение дел - это наиболее уместный для России вариант справедливого распределения общественного богатства.

В последние годы активно обсуждается возможность введения всеобщей ренты для граждан России за природные богатства. Если бы власть приняла такой законопроект, то каждый россиянин получал бы определенную сумму отчислений от продажи газа, нефти, ценных металлов, леса, так как это практикуют другие страны.

Россия – крупнейшее государство, которое получает значительную прибыть от экспорта природных ресурсов. Доход от продажи – это основной источник наполнения государственного бюджета. К простым гражданам эти деньги приходят в форме субсидий, пенсий, различных пособий, а также социальных льгот. Кроме того, на эти деньги содержаться школы, больницы, строятся дороги и т.д.

В других странах дела обстоят иначе, например, в Кувейте, Аравии, ОАЭ, и ряде других государств Персидского залива предусмотрено перечисление определенной суммы на персональный счет гражданина, непосредственно с момента рождения ребенка. Эти деньги - процент от продажи нефти. Так как коренного населения в этих странах немного, они получают неплохое пособие (эта сумма может достигать 3 тыс. долларов). Кроме того, граждане Кувейта могут воспользоваться беспроцентным кредитом на сумму до 220 тыс. долларов для строительства жилья.

Таким образом, поступают не только в странах богатых нефтью. В скандинавских государствах существует схожая, но не настолько щедрая политика. Деньги на ее осуществление берутся из налоговых отчислений, а также доходов от экспорта различной продукции. В США на Аляске каждому гражданину полагается по 1 тыс. долларов только за то, что в этом штате идет добыча золота. Также здесь предусмотрен нефтяной фонд (около 30 млрд. долларов) из которого ежегодно население штата получает внушительные дивиденды.

Как же обстоит дело у нас? Сколько бы могли заработать граждане России за 2016 год от доходов золота, нефти, газа, если бы были акционерами корпорации Россия, и имели долю от 143 млн. акций (по количеству граждан)? Объема средств, которые получало государство от продажи газа, нефти, леса и т.д. на протяжении 20 лет составляет около 10 трлн. долларов, из которых 200 тыс. долларов должно приходиться на однодетные семьи, а 140 тыс. долларов на семью из двоих пенсионеров. Еще по 25 000 долларов на каждого россиянина приходиться за продажу иных природные богатства страны (металла, золота, алмазов). Сейчас всеми этими благами пользуется только олигархическая верхушка.

Единственно на что пока могут рассчитывать россияне – это перераспределение природной ренты. Но суммы которые сможет предложить государство, конечно, будут небольшими. При разделении 6 трлн. рублей от нефтяных доходов, которые получила Россия в 2015 году, на каждого гражданина России получается около 600$ в год. Если к этой сумме прибавить еще процент от вырученных денег за лес, золото, алмазы, металлы, то прожить за эту сумму целый год вряд ли получиться.

Те, кто стоят на стороне данного нововведения, утверждают, что главное не цифры, а возможность стать обладателем свой доли всеобщего достояния, и иметь ежегодную прибыль от работы и проживания в России. Но если такой закон вступит в силу, можно ощутить другую сторону медали: придется в полной мере оплачивать коммунальные, образовательные, медицинские, и другие услуги, по тем тарифам, которые будут экономически обоснованными. Россияне больше не смогут рассчитывать на материнский капитал, льготы, программы помощи для сельских врачей и проч.