Какие функции государства в экономике. Экономическая политика государства. Регулирующая экономическая политика

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике можно выразить через выполнение государством ряда экономических функций.

Основные экономические функции государства:

    Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики

    Антимонопольное регулирование

    Проведение политики макроэкономической стабилизации

    Воздействие на размещение ресурсов

    Деятельность в сфере распределения доходов

    Антикризисное регулирование (в переходной экономике).

1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, которые регулируют экономическую деятельность, а так же за организацию контроля за исполнением законов и нормативных подзаконных актов. Фактически создание законодательной основы функционирования экономики – это установление «правил игры» или юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические субъекты, то есть и производители, и потребители, и само государство. В числе этих правил можно отметить закон и нормативные акты, защищающие права частной собственности, определяющие формы предпринимательской деятельности, определяющие условия функционирования предприятий, их взаимоотношение между собой и с государством (для России – это ГКРФ, НКРФ, Административный кодекс и т.д.).

Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции, безопасность труда, взаимоотношения между администрацией предприятия и профсоюзами. В соответствии с составом этой правовой базы функционирования экономики создается и государственная инфраструктура, которая в соответствии с теми задачами, которые приходится решать, может иметь одни или другие формы.

2. Антимонопольное регулирование.

Антимонопольное регулирование относится к важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу.

Главная задача антимонопольного регулирования – защита конкуренции. История антимонопольного регулирования достаточно длительная. Первый антимонопольный закон был разработан в Канаде (1889 г.). 1890 г. (США) – закон Шермана – наиболее известный. Основная направленность закона – антитрестовая, направлен на пресечение незаконных слияний и поглощений.

Трест – совокупность предприятий, которые не имеют юридической самостоятельности, то есть они подчинены юридически одному лицу, который является ядром треста (классическое понимание)

Европейские монопольные законы в большей степени антикартельные, направлены на пресечение сговоров предпринимателей.

Картель – соглашение о разделе рынков сбыта и соглашение и принципах ценообразования на рынках.

Самый известный ОПЕК.

Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство на основе антимонопольного законодательства использует меры государственного регулирования, при необходимости, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению фирм монополистов, препятствуя слиянию фирм. В некоторых странах, используя судебное решение, государство может изымать незаконно полученную прибыль. Для России эта функция государства имеет особое значение. Связано это с совсем недавним монополизмом в сфере производства. Российский закон, который лежит в основе антимонопольного регулирования, это компиляция американских и европейских антимонопольных законов. Эти законы, и американские, и европейские никогда не работали в условиях государственного монополизма. Под этот закон была создана определенная инфраструктура. В настоящее время эта инфраструктура представлена федеральной антимонопольной службой, однако нормативная база находится в зачаточном состоянии, поэтому кардинально повлиять на монополизацию рынка эта служба не в состоянии.

3. Макроэкономическая стабилизация.

Макроэкономическая стабилизация – деятельность правительства, направленная на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается в результате самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку высокая безработица и инфляция наиболее болезненно сказываются в периоды экономических кризисов, то деятельность по макроэкономической стабилизации можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Главные инструменты в решении этой задачи – фискальная и денежная политика. Согласно общим рекомендациям для проведения политики стабилизации надо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы и соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги для того, чтобы сокращались расходы частного сектора в периоды высокой инфляции.

4. Воздействие на размещение ресурсов.

Наряду с макроэкономической сферой, объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. В частности – это воздействие на размещение ресурсов.

Общепринятым достоинством рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы, но уже в известных случаях – внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции, когда рыночный механизм действует не эффективно – возникает проблема нерационального распределения и использования ресурсов.

Перераспределение ресурсов может касаться любого сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь). В каждом конкретном случае используются разные способы государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, субвенции, административное регулирование и т.д.

Например: через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. Государство может брать на себя полностью или частично производство общественных благ (в области образования, искусства, национальной обороны). В случае побочных или внешних эффектов, как правило связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения окружающей среды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, чаще тех, которые непосредственно не связаны с этим производством. Эти дополнительные потери никак не учитываются в ценах на данную продукцию, то есть в цене неучтенными оказываются социальные издержки. И, следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, что никак рынком не регулируется.

Правительственные запреты или ограничения на такие загрязнения, установление стандартов безопасности (ПДК – в России) заставляют производителей нести дополнительные расходы на внедрение оборудования, технологий, которые предотвращают выбросы вредных веществ. Дополнительные издержки ведут к сокращению объема производства до рационального уровня в социальном смысле. В результате уменьшается чрезмерное потребление ресурсов в данном производстве. Приводит к разработке альтернативных технологий, возникновению новых отраслей производства.

Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами можно через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения окружающей среды.

Внешние эффекты могут иметь и полезные результаты для общества, но приводить к чрезмерным издержкам у производителей (применение почвозащитных технологий, предотвращение эрозии почвы). В подобных случаях возникает необходимость в государственной поддержке производителей. Осуществляется она чаще всего с помощью субсидий у целевого государственного финансирования.

5. Перераспределение доходов.

Является не менее важной, чем названные.

Известно, что распределение дохода, который обеспечивает конкурентный механизм, всегда приводит к расслоению и бедности. В связи с этим общество, в лице определенных государственных учреждений, берет на себя заботу о неимущих гражданах.

Основой воздействия государства на перераспределение доходов является налоговая система, а так же принятие и реализация программ социальной защиты (выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице).

Государство финансирует программы, обеспечивающие возможность получения образования в независимости от дохода, осуществляются субсидии по поддержке на низком уровне цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.п.

6.Антикризисное регулирование.

Антикризисное регулирование, его необходимость в переходной экономике связано с глубокими системными преобразованиями, когда новый этап роста вытекает (зарождается) внутри системного кризиса. К системному кризису приводит несогласованность спроса и предложения. В результате этого масса предприятий, на продукцию которых величина спроса недостаточна, попадают в полосу кризиса и становятся центрами нестабильности.

Задача государства заключается в максимально возможном воздействии на уменьшение волн нестабильности. Основой этого являются специальные законы – законы специального действия. Закон, определяющий антикризисное регулирование, является приоритетным по сравнению с тем, который действует на территории страны (в России – закон о несостоятельности (банкротстве)).

Выделяют пять основных функций государства, которые обычно служат базой для анализа его экономической роли:
1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;
2) защита конкуренции;
3) стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста;
4) корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта;
5) перераспределение дохода и богатства.
С учетом особенностей переходного периода в России и других «постсоциалистических» странах функции государственного регулирования экономики переходного периода можно разделить на две группы.
Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:
обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, отношений работников и работодателей и т.д.);
ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (в сфере охраны окружающей среды, организации фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);
поддержание нормального функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка и т.д.);
Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:
разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;
демонополизация и поощрение конкуренции;
приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.
Кроме того, в течение определенного периода государство вынуждено брать на себя отдельные функции, которые в развитой рыночной системе выполняют другие экономические агенты (мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций и т.д.).
Правовое обеспечение функционирования хозяйственного механизма. Правовое обеспечение функционирования хозяйственного механизма - законодательная защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке, в первую очередь - прав собственности.
Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Законодательные и нормативные акты определяют формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой, с государством и потребителями. На основе законодательства правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством, включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг. Все они обусловливают увеличение объемов товарооборота, обеспечивают более эффективное использование ресурсов.
Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм и т.п.
Разработаны законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономики, включая безопасность труда; вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и многое другое. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилий, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране, улучшает функционирование рынка.
Антимонопольная политика, поддержка конкуренции. К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, следует отнести антитрестовские законы.
Антитрестовское законодательство - законодательные акты, принимаемые в капиталистических странах для регулировки процесса централизации капитала путем образования монополистических объединений, препятствующих свободной конкуренции.
Монополия в широком смысле слова - ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже не в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого продукта. Одна, две или три фирмы господствуют в определенной отрасли, поддерживая высокие цены и увеличивая свои прибыли. Существуют доводы за и против такой предпринимательской монополии, поэтому и государственная политика не является слишком однозначной. Хотя основной упор в ней делается на поддержку конкуренции, предпринимаются и определенные акты, способствующие ослаблению конкуренции. Это относится к сельскому хозяйству, рынку труда, выдаче лицензий на занятие профессиональной деятельностью, патентов, установлению внешнеторговых барьеров.
Антимонопольная политика - политика, направленная против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. Для формирования конкурентных рынков необходимо соответствующее правовое регулирование, эффективная работа финансово-кредитной системы, защита национальных производителей. Например, в Германии закон о запрете ограничений конкуренции был принят в 1957 году и получил название «основного закона социально-рыночного хозяйства». К этому закону были приняты дополнительные нормативные акты, в том числе «Закон о недобросовестной конкуренции». За его нарушение полагается наказание в виде обязанности по возмещению нанесенного ущерба в результате:
1) воздействия на клиента путем обмана и вводящей в заблуждение информации;
2) подделки чужих товарных знаков;
3) доставки незаконно произведенных товаров;
4) сравнительной рекламы с элементами критики в адрес конкурента;
5) утверждения и распространения сомнительных сведений о конкуренте;
6) бойкота (изоляции) хозяйственного субъекта деловым отношениям по инициативе третьих лиц;
7) сбивания цен при резрешенных законом единых картельных ценах, и др.
При наличии и соблюдении подобных законов в обществе вырабатываются этические правила деловых отношений, несоблюдение которых влечет за собой потерю репутации и соответственно прибыли.
Антимонопольная политика ведется по четырем направлениям: ограничение монополизации рынка; запрещение слияния конкурирующих компаний; запрещение на установление монопольных цен; сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.
Главные проблемы в использовании этого законодательства состоят в сложности определения, следует ли оценивать отрасль в соответствии с ее структурой (монопольна она или нет), по ее поведению (использует ли она незаконные меры в отношении конкурентов) или по определению сферы деятельности и размера рынка господствующей фирмы. Сейчас при рассмотрении вопросов о применении этого законодательства преобладает "принцип разумности" - только неразумное ограничение торговли (искусственный дефицит) подпадает под действие антитрестовских законов. Если крупные, высококонцентрированные фирмы не занимаются антиконкурентной деятельностью, эффективны и хорошо управляемы, то нет необходимости их наказывать.
Краеугольным камнем антитрестовской политики являются закон Шермана и закон Клейтона.
Закон Шермана 1890 г. - федеральный антитрестовский акт, который провозгласил уголовными преступлениями монополию, ограничение торговли, попытки установить монополию и ограничивать торговлю, создание союза фирм и вступление в сговор с этой же целью; закон предоставил федеральному правительству или потерпевшей стороне право возбуждать судебное дело против тех, кто совершает такие преступления.
Закон Клейтона 1914 г. - федеральный антитрестовский акт, усиливающий положения закона Шермана путем объявления незаконными некоторых применяющихся фирмами методов действия (переплетающиеся директораты, определенные виды слияний). Он провозгласил, что ценовая дискриминация, принудительные соглашения, межкорпорационное участие в капиталах посредством владения акциями друг друга и взаимопереплетающиеся директораты являются незаконными, когда вследствие этих действий ослабляется конкуренция.
Антимонопольные методы воздействия со стороны государства можно разделить на три основные группы.
К административно-правовым методам относятся запрет монополии в какой-либо отрасли хозяйства; роспуск существующих монополистических объединений; расчленение монополий на ряд самостоятельных производств.
Административно-экономическое воздействие направлено на преследование торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию и фальсификацию товаров с помощью рекламы; запрещение экономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.
Экономическое воздействие государства выражается в:
-использовании различных методов ведения налоговой политики, вынуждающих монополистов назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;
- поощрении выпуска товаров-заменителей, что снижает спрос на товары монопольного производства;
- расширении рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта;
- распространении научных и технологических знаний.
В случае нарушения антимонопольных законов к фирмам могут применяться различные меры: денежные компенсации, штрафы, запрет на навязывание своей продукции через продажу ее в комплекте, и самое суровое наказание - разукрупнение компании, ее раздел на несколько фирм. Американский опыт показал действенность таких мер. После раздела монополистического гиганта AT&T (American Telephone and Telegraph company или Эй Ти энд Ти) в 1980 году, образованные из него компании сразу применили ранее тормозившиеся новшества и вдвое снизили цены.
Для расследования нарушений антитрестовского законодательства и предотвращения "нечестных методов конкуренции" в 1914 г. в соответствии со специальным законом была создана Федеральная торговая комиссия. Она уполномочена издавать запретительные предписания и выступает как контролирующий орган в отношении представления ложной и вводящей в заблуждение информации о продуктах. Запретительное предписание - мера административного государственного регулирования, т.е. распоряжение суда или правительственного ведомства (комиссии или министерства), обязывающее корпорацию или отдельное лицо прекратить специфическую форму хозяйственной деятельности.
Антитрестовское законодательство основано на предположении, что общество будет получать пользу, препятствуя развитию монополии или прекращая деятельность монополии там, где она уже образовалась. Но имеют место ситуации, когда монополистическая организация отрасли экономически обоснованна. Это относится к так называемым естественным монополиям.
Естественная монополия имеется в тех отраслях, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков; отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.
Обеспечение приемлемого поведения естественных монополий возможно двумя путями: государственная собственность и государственное регулирование. Государственная собственность (или подобные ей формы) имеет место в США в таких отраслях, как почтовая служба, пассажирские перевозки (компания "Амтрак"), Управление долины реки Теннеси, на местном уровне - общественный транспорт, системы водоснабжения и канализации, сбор мусора.
Государственное регулирование - более распространенный в США вариант. Специально созданные государственные федеральные регулирующие комиссии занимаются такими сферами, как обеспечение торговли между штатами (железные дороги, грузовые и автобусные перевозки, водные пути, морской флот), энергетика (электроэнергетика, газ, трубопроводный транспорт, гидроэнергетические сооружения), связь (телефон, телевидение, радио, телеграф и т.д.). Регулируемый сектор составляет примерно 10 % ВВП. Цель законодательства о естественной монополии воплощена в теории регулирования в интересах общества. Эта теория предусматривает возможность обеспечить потребителей качественным обслуживанием по приемлемым ценам посредством регулирования на благо общества таких отраслей, где конкуренция неуместна. Потребители получают выгоду от снижения издержек за счет масштабов производства. Цель государственного регулирования состоит в установлении таких разумных цен, которые будут возмещать издержки и приносить "обоснованный", "справедливый" доход предприятию. Но здесь есть проблема в обеспечении беспристрастности регулирующих комиссий, которые часто действуют не в интересах общества, а поддерживают неоправданные издержки и прибыли отраслей, которые обязаны регулировать.
Теория легального картеля, обосновывавшая применение государственного регулирования к конкурентным отраслям, не являющимся естественными монополиями, вызвала появление в 1970-1980-х годах законодательства о дерегулировании. Так, дерегулирование авиакомпаний способствовало снижению тарифов и повышению эффективности отрасли, что принесло обществу значительную чистую выгоду.
Исполнительные органы власти ведут не только "карательную", но и профилактическую работу по предотвращению мононополистических ограничений. Например, министерством юстиции издаются справочные материалы, содержащие параметры сделок по слиянию и поглощению компаний, которые подпадают под действие антитрестовского законодательства. Так, интересен критерий, на основе которого делается заключение о факте установления на рынке монополистического превосходства одного или нескольких предприятий: 33% - для одного предприятия, 50% - для трех, 66,6% - для пяти. Важно отметить, что антитрестовское законодательство направлено не против крупных корпораций как таковых, так как размер компании еще не дает возможности трактовать ее как монополию. Оно направлено против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию.
Макроэкономическая стабилизация.Макроэкономическая стабилизация - деятельность правительства, направленная на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Это, в некоторых отношениях, самая важная функция правительства.
Экономический рост выражается в росте ВВП в абсолютных масштабах и в расчете на душу населения. Полная занятость - это, во-первых, использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг; во-вторых, такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная, но отсутствует циклическая безработица (и когда реальный чистый национальный продукт равен потенциальному чистому национальному продукту). Стабильный уровень цен подразумевает отсутствие инфляции (или очень низкие, регулируемые темпы ее прироста).
Экономический спад, безработица и инфляция особенно болезненно сказываются в периоды экономических кризисов, поэтому государственную политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.
Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Но использование их различно в зависимости от направления регулирования (неокейнсианского или неоконсервативного), которого придерживаются власти в той или иной стране. Сторонники неокейнсианства ориентируются на стимулирование совокупного спроса и регулирование хозяйства в целом (макроэкономики) путем поощрения государственного вмешательства преимущественно средствами бюджетной политики (регулирование налогов и государственных расходов). Неоконсерваторы ориентируются на стимулирование совокупного предложения и деятельности отдельных фирм (микроэкономики) путем ограничения государственного вмешательства и использования преимущественно кредитно-денежных рычагов (регулирование объема денежной массы).
Несмотря на такие различия, существует общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации, увеличение государственных расходов для снижения высокой безработицы, в области кредитно-денежной политики - предоставление дополнительных кредитов, снижение процентных ставок по ссудам банков. В период экономического подъема государство проводит линию сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
В периоды высокой безработицы необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора. Когда же общество более всего беспокоит инфляция, следует сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы и частный сектор. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.
Основная сложность в проведении политики макроэкономической стабилизации заключается в нахождении "золотой середины", решении своеобразной дилеммы политики экономической стабилизации, когда использование кредитно-денежных и бюджетных рычагов для снижения уровня безработицы повышает уровень инфляции, а использование этих же рычагов для снижения уровня инфляции повышает уровень безработицы.
В последние годы направленность государственной политики изменилась от антициклической к антиинфляционной. В ней используются краткосрочные и долгосрочные методы. Для поддержания равновесия между денежным спросом и предложением есть два сценария: увеличение предложения без соответствующего повышения текущего спроса или снижение спроса без соответствующего увеличения предложения.
Увеличение предложения достигается путем повышения товарности народного хозяйства, а также формированием рынков новых товаров и услуг, приватизацией государственной собственности, ростом потребительского импорта. Снижение текущего спроса достигается стимулированием склонности к сбережению через некоторое повышение процента по вкладам, государственным облигациям, продажей недвижимости.
В длительной перспективе антиинфляционная политика опирается на лимитирование денежной массы, сокращение бюджетного дефицита преимущественно за счет снижения государственных расходов (а не увеличения налогов), уменьшения финансирования тех видов деятельности, с которыми может справиться сама рыночная система (уменьшение вмешательства государства в инвестиционные процессы, снижение государственных капиталовложений, дотаций и субсидий).
Размещение ресурсов.Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Это направление реализуется через воздействие на размещение ресурсов.
Эффективное распределение ресурсов в конкурентной рыночной системе может быть обеспечено лишь при том допущении, что все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение соответственно в кривых рыночного спроса и предложения; что не существует побочных эффектов (экстерналий), или переливов, связанных с производством или потреблением всякого товара или услуги и выпадающих на долю индивида или группы, не являющихся участниками рыночной сделки.
Переливы ресурсов возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товара, "перемещаются" к третьим лицам, не являющимся непосредственными покупателями или производителями. Переливы ресурсов вызывают отклонения равновесного объема производства некоторых товаров от его оптимального объема. Издержки перелива (отрицательные экстерналии) - издержки производства продукта, которые несут не производители и потребители, а третья сторона (общество в целом) без всякого возмещения. Они приводят к чрезмерному поступлению ресурсов в определенные отрасли, которое может быть устранено путем законодательных мер и введением особых налогов.
Выгоды перелива (положительные экстерналии) - выгоды, получаемые не производителями и не потребителями продукта, а безвозмездно третьей стороной (обществом в целом). Они сопровождаются дефицитом ресурсов для некоторых отраслей, чрезмерными издержками производителей, что может быть устранено с помощью субсидий либо потребителям, либо производителям.
Когда выгоды перелива чрезвычайно велики, правительство может просто взять на себя финансирование таких отраслей или, в крайнем случае, превратить в собственность государства и непосредственно ими управлять. Это относится особенно к таким товарам, которые рыночная система вообще не намерена производить - общественным благам и услугам, которыми люди могут пользоваться, не неся никаких издержек на их производство.
Общественные блага и услуги - товары и услуги, которые потребляются коллективно. Свойства общественных благ -неизбирательность и неисключаемость в потреблении. Неизбирательность в потреблении - общественные блага не могут быть представлены одному лицу так, чтобы не удовлетворить потребности других в данном благе (национальная оборона, единая энергетическая система, охрана общественного порядка и т.п.). Неисключаемость в потреблении общественных благ - они неделимы и влекут за собой выгоды, от пользования которыми не могут быть отстранены потребители, не оплачивающие эти блага. Есть такие блага (они называются квазиобщественными), к которым применим принцип исключения (автомагистрали, библиотеки и музеи, полицейская и пожарная охрана, профилактическое медицинское обслуживание и пр.), но эти услуги влекут за собой значительные выгоды перелива, а в итоге рыночная система не станет их производить в достаточном количестве.
Следовательно, чтобы общество могло пользоваться такими благами и услугами, обеспечивать их должен государственный сектор, а финансировать их производство следует с помощью системы принудительных взысканий с помощью налогов. Объемы потребления общественных благ представляют собой вопрос государственной политики. Взимаемые с предприятий и населения налоги уменьшают спрос на товары и услуги индивидуального пользования, а это, в свою очередь, вызывает снижение частного спроса на ресурсы. Эти высвободившиеся ресурсы государство, расходуя налоговые поступления, может само направить на производство общественных благ и услуг. Например, налоги на доходы корпораций и на личные доходы высвобождают ресурсы из производства инвестиционных товаров (станки, автофургоны, складские помещения и пр.) и потребительских товаров (продовольствие, одежда, телевизоры и т.д.). Правительство может пустить эти ресурсы на производство управляемых ракет, военных самолетов, на строительство новых школ и автомагистралей. Правительство сознательно перераспределяет ресурсы, чтобы значительно изменить структуру национального продукта страны.
Перераспределение доходов. Рыночная система представляет собой обезличенный беспристрастный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем обществу желательно. Бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой.
Причины неравенства доходов кроются в различиях, в способностях, уровне образования и профессиональной подготовке, предпочтениях в выборе места работы, наличии собственности, степени господства на рынке.
Задачу уменьшения неравенства доходов, заботу о неимущих гражданах берет на себя государство. Для этого существует система поддержания уровня доходов - программы социального страхования и государственной помощи.
В качестве способов перераспределения доходов используются государственные налоги (в частности, прогрессивный налог на личные доходы) и трансфертные платежи. Трансфертные платежи - выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которых плательщик непосредственно не получает товары или услуги.
Правительство изменяет также распределение доходов путем рыночного вмешательства, т.е. путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами. Гарантирование цен фермерам и законодательство о минимальных ставках заработной платы -наглядные примеры того, как правительство фиксирует цены с целью повысить доходы определенных групп населения.

Страница 6 из 30


Основные функции государства в экономике

Степень вмешательства государства в экономику, его формы и методы в плановой, смешанной, переходной экономиках существенно различаются. Директивные планы, индикативное (рекомен­дательное) планирование, прогнозирование, программирование должны отвечать объективным потребностям сложившейся экономической системы.

Усиление роли государственного регулирования экономики, особенно в переходные периоды, вызывается рядом объективных причин. Мировой опыт свидетельствует о необходимости активной организованной деятельности государства в сложные периоды развития, особенно в период соци­ально-экономических, технологических преобразований общества и экономики.

Роль государства в переходный период велика. Государство способно значительно сократить издержки переходного периода, если выступит инициатором и опорой новых жизнеспособных форм.

Резкое сокращение функций государства в России при переходе экономики к рыночным отно­шениям не было компенсировано формированием самоорганизующейся рыночной среды. Мас­штабы сужения функций государства в экономическом развитии России противоречат практике развитых стран с рыночной экономикой.

В условиях переходного периода в России формировавшийся свободный рынок не мог обес­печить без государственного регулирования перераспределения ресурсов в тех масштабах, которые необходимы для превращения высокомонополизированной экономики страны в социально ориен­тированную рыночную экономику. С одной стороны, ломался старый и формировался новый «каркас» экономики. Создавалась многоукладность экономики, т.е. создавались условия для конку­ренции, спрос стал ключевым фактором хозяйствования. С другой стороны, государство устранилось в переходный период от решения тех базовых проблем, которые никто, кроме него, решить не мог.

Можно отметить следующие не менее серьезные негативные последствия проведенных преоб­разований:

Приватизация собственности не привела к образованию в большинстве случаев собственни­ков, эффективно осуществляющих свой бизнес;

Расслоение населения с учетом полученной незначительным количеством людей собствен­ности и значительным повышением уровня их доходов стало чрезмерным и социально опасным;

Произошли большие социальные «издержки» рыночных преобразований;

Чрезмерно большое влияние на характер предпринимательства оказал спекулятивный и крими­нальный капитал;

Удельный вес теневого сектора достиг больших размеров и т.п. Не были созданы единые правила конкурентной борьбы, за соблюдением которых предусматривался строгий контроль со стороны государства. Не было даже предпринято попыток вложения инвестиций или осуществления других способов поддержки ключевых отраслей экономики и зарождающегося среднего класса. Управление оставшейся у государства собственностью было и продолжает оставаться неэффек­тивным. Такие жизненно важные преобразования, как структурная перестройка, адресные соци­альные изменения не были проведены. В результате – небывалые размеры коррупции на всех уровнях государственного аппарата, которая стала одной из самых серьезных экономических проблем и причин сегодняшних экономических трудностей.

В развитых странах государство, как правило, корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми либо он сам справиться не в состоянии, либо принятые им решения неэффективны. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти моно­полий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворить потребности людей. Участие государства в экономике диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливого распределения доходов. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Оно должно уделять внимание сфере фундаментальных научных разработок. Это необ­ходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству при­ходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению и предупреждению безработицы.

В целом государство претворяет в жизнь политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Исходя из этого, к основным функциям государства в смешанной экономике относятся:

создание правовой основы для принятия экономических решений; государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие деятельность государственных и частных предприятий и орга­низаций, предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

стабилизация экономики; Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

поддержание макроэкономического и структурного равновесия в тех случаях, когда рыноч­ный механизм оказывается не в состоянии это сделать;

выработка стратегии развития, формирование благоприятного инвестиционного и пред­принимательского климата, а также благоприятных социальных условий функционирования эко­номики, включая обеспечение социальной поддержки целей и средств реализации национальной стратегии;

ориентированное распределение ресурсов; государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор; оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует и реализует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

обеспечение социальной защиты и социальных гарантий; государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.;

поддержка национального бизнеса во внешнем мире, координация деятельности национального бизнеса с целью повышения конкурентоспособности отечественной экономики в условиях мирового хозяйства;

обеспечение экономической безопасности, противодействие угрозам и факторам нестабиль­ности;

поддержание на должном уровне обороноспособности страны.

У государства, кроме основных функций, есть еще и функции регулирования в конкретных сферах, отраслях и регионах страны.

Функции государственного регулирования, как отмечалось ранее, определяются целями соци­ально-экономической политики государства. Исходя из особенностей каждого периода развития – краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного – определяются конкретные цели.

Целью долгосрочной социально-экономической политики Правительства РФ является после­довательное повышение уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимости и культурных ценностей России, восстановления экономической и политической роли страны в мировом сообществе.

Цели политики должны соответствовать системе ценностей, лежащих в основе деятельности государства, экономических субъектов и общественных организаций, повседневной жизни каждого человека.

Нашему обществу необходима обновленная система ценностей, отвечающая традициям России и требованиям современности: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность человеческой личности.

В стране должно восстановиться практически полностью утраченное доверие между гражда­нами и государством, между гражданами и бизнесом, между бизнесом и властью.

В соответствии с этими целями должны определяться приоритетные функции государства для обеспечения регулирования социально - экономического развития.



Индекс материала
Курс: Основы государственного регулирования экономики. Налоговая, финансовая и социальная политика
Дидактический план
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Сущность понятий «смешанная экономика», «государственное регулирование», «дерегулирование»
Задачи государственных органов по регулированию экономики
Основные функции государства в экономике
Объекты и субъекты государственного регулирования
Оценка эффективности государственного регулирования
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Формы и инструменты государственного регулирования
Методы государственного регулирования
Балансовый метод и его изменения в экономике
Методы прогнозирования экономического развития
Антимонопольное регулирование

1. Создание правовой основы и общественной атмосферы, кото­рая спосо6ствует эффективному функционированию рынка. На государстве лежит бремя формулировки основных законов, в соответствии с которыми должны действовать все субъекты рыночных отношений. Прежде всего, необходимо законодательство, обеспечивающее защиту прав частной собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, не сможет использовать в полную силу свой предприниматель­ский и материальный Потенциал. Большое значение имеет зако­нодательство о защите прав потребителей, антимонопольное зако­нодательство и уголовное законодательство, также способствую­щее более эффективной работе рыночного механизма.
2. Защита конкуренции. Одним из главных условий функционирования рыночного механизма является господство конкуренции, поэтому важнейшей функцией государства является защита конкуренции и формирование конкурентной среды, поддержание оптимальных условий для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции, защита мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, регулирование деятельности естественных монополий. Для обеспечения этих целей государство использует следующие методы: для основной массы рынков применяется антимонополь­ное законодательство, препятствующее слиянию фирм и обеспечивающее более или менее приемлемые условия для свободной конкуренции; для рынков, где в силу естественных или технических при­чин существует только одна компания (естественная моно­полия), государство устанавливает предельный уровень цен на их продукцию или услуги или же устанавливает предельный уровень рентабельности. Подобные меры пре­дотвращают возможность злоупотребления монопольной властью.
3. Регулирование денежного предложения. Частный сектор экономики (бизнес и домохозяйства) не может «производить» деньги, опосредующие сделки купли-продажи в экономике. Эту функцию берет на себя государство, являющееся монополистом в данной сфере. Государство через Центральный банк осуществляет регулирование денежной массы в обращении, используя инструменты денежно-кредитной политики.Во-вторых, функции, обусловленные тем, что в некоторых ситуациях рынок оказывается недееспособным:
4. Перераспределение национального дохода. Объективным следствием функционирования рынка и развития рыночных отношений является неравенство в доходах. Распределение доходов, порождаемое свободным рынком, не отвечает требованиям справедливости и гуманности. Государство берет на себя задачу сглаживания неравенства в доходах, используя для этого: прогрессивное налогообложение (по мере роста доходов увеличивается процентная ставка подоходного налога, т. е. доходы богатых облагаются более значительным налогом, чем доходы бедных слоев населения); трансфертные платежи из государственного бюджета (выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление какой-либо экономической услуги - пенсии, соци­альные пособия, стипендии); государственные социальные про­граммы (программы обязательного медицинского страхования, программы социальной помощи, социальное страхование); уста­новление предельного уровня цен на товары первой необходи­мости (потолков цен).
5. Перераспределение ресурсов. Достоинством рыночной сис­темы является способность эффективно распределять ресурсы. Однако в некоторых ситуациях возникает проблема нерацио­нального распределения факторов производства. В этом случае государство вынуждено корректировать действие рыночного ме­ханизма в сфере распределении ресурсов. С точки зрения эконо­мической теории, необходимость перераспределения ресурсов обусловлена двумя сбоями в работе рыночного механизма, когда производится не то количество товаров, которое необходимо об­ществу (здесь речь идет о так называемых внешних эффектах - экстерналиях, или эффектах перелива), и некоторые товары не производятся вовсе даже при наличии спроса на них.

Экономические функции современного государства многооб­разны и сложны. Во-первых, это функции, связанные с обеспече­нием нормального функционирования рыночной экономики:

1. Создание правовой основы и общественной атмосферы, кото­рая спосо6ствует эффективному функционированию рынка. На государстве лежит бремя формулировки основных законов, в соответствии с которыми должны действовать все субъекты рыночных отношений. Прежде всего, необходимо законодательство, обеспечивающее защиту прав частной собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, не сможет использовать в полную силу свой предприниматель­ский и материальный Потенциал. Большое значение имеет зако­нодательство о защите прав потребителей, антимонопольное зако­нодательство и уголовное законодательство, также способствую­щее более эффективной работе рыночного механизма.

2. Защита конкуренции. Одним из главных условий функционирования рыночного механизма является господство конкуренции, поэтому важнейшей функцией государства является защита конкуренции и формирование конкурентной среды, поддержание оптимальных условий для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции, защита мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, регулирование деятельности естественных монополий. Для обеспечения этих целей государство использует следующие методы:

Для основной массы рынков применяется антимонополь­ное законодательство, препятствующее слиянию фирм и обеспечивающее более или менее приемлемые условия для свободной конкуренции;

Для рынков, где в силу естественных или технических при­чин существует только одна компания (естественная моно­полия), государство устанавливает предельный уровень цен на их продукцию или услуги или же устанавливает предельный уровень рентабельности. Подобные меры пре­дотвращают возможность злоупотребления монопольной властью.

3. Регулирование денежного предложения. Частный сектор экономики (бизнес и домохозяйства) не может «производить» деньги, опосредующие сделки купли-продажи в экономике. Эту функцию берет на себя государство, являющееся монополистом в данной сфере. Государство через Центральный банк осуществляет регулирование денежной массы в обращении, используя инструменты денежно-кредитной политики.

Во-вторых, функции, обусловленные тем, что в некоторых ситуациях рынок оказывается недееспособным:

4. Перераспределение национального дохода. Объективным следствием функционирования рынка и развития рыночных отношений является неравенство в доходах. Распределение доходов, порождаемое свободным рынком, не отвечает требованиям справедливости и гуманности. Государство берет на себя задачу сглаживания неравенства в доходах, используя для этого: прогрессивное налогообложение (по мере роста доходов увеличивается процентная ставка подоходного налога, т. е. доходы богатых облагаются более значительным налогом, чем доходы бедных слоев населения); трансфертные платежи из государственного бюджета (выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление какой-либо экономической услуги - пенсии, соци­альные пособия, стипендии); государственные социальные про­граммы (программы обязательного медицинского страхования, программы социальной помощи, социальное страхование); уста­новление предельного уровня цен на товары первой необходи­мости (потолков цен).

5. Перераспределение ресурсов. Достоинством рыночной сис­темы является способность эффективно распределять ресурсы. Однако в некоторых ситуациях возникает проблема нерацио­нального распределения факторов производства. В этом случае государство вынуждено корректировать действие рыночного ме­ханизма в сфере распределении ресурсов. С точки зрения эконо­мической теории, необходимость перераспределения ресурсов обусловлена двумя сбоями в работе рыночного механизма, когда производится не то количество товаров, которое необходимо об­ществу (здесь речь идет о так называемых внешних эффектах - экстерналиях, или эффектах перелива), и некоторые товары не производятся вовсе даже при наличии спроса на них.

Эффекты перелива - ситуации, когда прибыли или убытки от рыночной сделки достаются не самим участникам сделки, а третьим лицам. Выделяют отрицательные и положительные внешние эффекты (издержки перелива и выгоды перелива, или отрицательные и положительные экстерналии соответственно). Проиллюстрируем ситуацию, когда возникает отрицательный эффект перелива. Допустим, существует некий химический ком­бинат, Не имеющий очистных сооружений и загрязняющий ок­ружающую среду. В этой местности расходы по охране природы и поддержанию экобаланса вынуждены нести местные власти и население, а не сам виновник экологического неблагополучия. И фактические издержки производства превышают издержки производителя (частные издержки). Это и есть отрицательный эффект перелива. Бели бы химический комбинат нес сам все издержки, связанные с производством (в том числе и затраты на строительство, эксплуатацию, содержание и обслуживание очи­стных сооружений), рыночная ситуация выглядела бы стандарт­но - равновесие в точке А при объемах выпуска Q A . Однако рассматриваемое предприятие не осуществляет затрат на охрану окружающей среды, а значит, график его предложения расположен правее, чем должен. Подобная ситуация означает, что производимый химкомбинатом объем производства (Q B) превышает оптимальный объем производства Q A , возможный при правильном «распределении ролей» в решении проблем эко­логии.

Напомним, что величина и динамика издержек производст­ва - один из важнейших неценовых факторов предложения. Снижение затрат, как в нашем случае, будет увеличивать пред­ложение, сдвигая график S до положения S 1 .

Задача государства состоит в том, чтобы превратить издерж­ки перелива во внутренние издержки производства и вернуть си­туацию в нормальное русло. Сделать это можно, приняв ряд мер. Во-первых, законодательно установить предельные нормы кон­центрации вредных веществ и при превышении этих норм нала­гать штрафы на виновников. Во-вторых, установить высокие на­логи для предприятий, производственная деятельность которых представляет экологическую угрозу. К какой бы из этих мер ни прибегло государство, их следствием будет сокращение предло­жения рассматриваемого предприятия. Здесь следует помнить, что налоги и штрафы - неценовые факторы предложения, сдви­гающие график предложения влево. Причем штрафы и налоги в большинстве случаев сдвигают линию S 1 не до первоначального положения S, а несколько левее - до S 2 . Эти меры заставляют фирму в срочном порядке приступить к строительству очистных сооружений и реализации прочих мероприятий по защите окру­жающей среды.

Традиционный пример возникновения положительного эф­фекта перелива - ситуация с уровнем образования в обществе. Как известно, более высокое образование доставляет определен­ную пользу тем людям, которые его получают. Но высокий уро­вень образования и квалификации граждан приносит определен­ную выгоду и обществу в целом, поскольку предопределяет вы­сокое качество и отдачу человеческого капитала, который в современной экономике является ведущим фактором социаль­но-экономического развития. Сталкиваясь с вопросами возник­новения выгод перелива, государство, регулируя ситуацию, может прибегнуть к следующим мерам, направленным на стимулирова­ние производства образовательных услуг. Во-первых, стимулиро­вать рост спроса на образовательные услуги за счет предоставле­ния населению целевых кредитов и дотации на образование. Во-вторых, стимулировать увеличение предложения на рынке об­разовательных услуг за счет предоставления дотаций и субсидий, но не населению, а вузам. В-третьих, если выгоды перелива вели­ки, то государство может само выступить в роли производителя; для нашего примера с услугами образования это проявилось бы в увеличении числа бюджетных мест в государственных вузах, а также в увеличении количества последних.

Возникновение второго сбоя в работе рыночного механизма, когда некоторые товары вообще не производятся, обусловлено ря­дом объективных причин:

Производство некоторых благ предполагает огромные мас­штабы деятельности и капиталовложений, которые не под силу частному бизнесу (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, фундаментальная наука, новые отрас­ли, которые будут выпускать продукцию с неясными пока перспективами спроса, и т. п.);

Некоторые блага, получившие название общественных благ, призванные удовлетворять коллективные потребности, рынок не может произвести (национальная оборона, поддер­жание правопорядка, дороги, светофоры, маяки и др.), по­тому что очень сложно (или вообще невозможно) измерить полезность, которую получает каждый член общества при потреблении общественных благ.

Два этих фактора порождают необходимость государственного вмешательства. Речь идет о функции государства, связанной с производством общественных благ, стимулированием научно-технического прогресса и реализацией мер по стимулированию структурной перестройки экономики. Частный бизнес не способен обеспечить глобального прорыва в технологии и преобразовании структуры экономики (формирование и развитие новых отраслей, изменение соотношения между ними), посколь­ку эти мероприятия означают крупные инвестиции в проекты с длительными сроками окупаемости и неопределенностью в от­ношении их будущей прибыльности. Объемы производства и по­требления общественных благ представляют собой вопрос госу­дарственной политики. Решения о производстве необходимого количества общественных благ и о размере средств, выделяемых на их производство, принимаются на основе голосования в пар­ламенте.

Макроэкономическая стабилизация. Эта функция связана с необходимостью обеспечения экономического роста, полной за­нятости и стабильного уровня цен в экономике. Государство должно отслеживать динамику основных макроэкономических показателей - темпов экономического роста, уровня безработи­цы, темпов инфляции и т. п. В случае отклонения этих показа­телей за пределы безопасных границ государство призвано при­нимать определенные контрмеры, предполагающие реализацию антициклической, антиинфляционной политики, политики ре­гулирования занятости населения.

Регулирование отраслевой и региональной структуры. Каж­дая страна имеет свои исторические и национальные особенно­сти, что создает массу проблем, связанных с неравномерностью экономического развития экономики по отраслям и регионам. Регулирование отраслевой и региональной структуры осуществ­ляется в одних случаях финансовой поддержкой отраслевых и территориальных единиц, находящихся в критическом состоя­нии, в других - путем поощрения развития новых отраслей и новых видов производств, порожденных НТП.

Обеспечение конкурентоспособности страны на мировом рынке. Цель любого государства - создание условий, обеспечи­вающих возможность вовлечения национальной экономки в ме­ждународное разделение труда и как можно более полного ис­пользования его преимуществ, что дает значительную экономию внутренних ресурсов, более полное удовлетворение потребно­стей частного сектора. Достижение этой цели осуществляется через регулирование внешнеэкономических связей по следую­щим направлениям: регулирование экспорта и импорте товаров; регулирование международного движении факторов производст­ва (капитала, рабочей силы, технологии); поддержание стабиль­ного валютного курса и его контроль, обеспечение конвертируе­мости национальной валюты в рамках валютно-финансовой по­литики; участие в работе международных экономических организаций; вовлечение в процессы международной экономи­ческой интеграции.

Здесь рассмотрен минимальный перечень экономических функций государства в современной экономике. Зачастую госу­дарству приходится более активно вмешиваться в экономиче­скую жизнь. При этом важно, чтобы государственное вмеша­тельство не превышало некий предел, преодоление которого чревато ослаблением рыночного механизма и снижением эф­фективности экономической системы.