Характеристика населения зарубежной европы по плану. Географическое положение Зарубежной Европы. Внутренние различия региона

Зарубежная Европа, расположенная в европейской части Евразии, – это общность из 40 государств, которые с древних времен связаны совместной историей и отношениями политического, культурного и экономического характера. Она занимает территорию площадью пять миллионов квадратных километров, на которой проживает 520 миллионов человек.

Общую характеристика Зарубежной Европы

Европа, занимая значительную территорию, делится на, сравнительно небольшие, государства. Например, Бельгию скорый поезд может пересечь за два с половиной часа. Также на политической карте региона есть микрогосударства, которые занимают в его структуре особое место.

Экономико-географическое положение Зарубежной Европы имеет две характерные черты. Первая – это соседское положение государств. То есть, они могут или непосредственно граничить друг с другом, или разделяться довольно небольшими расстояниями – настолько незначительными, что в большинстве европейских поездов, курсирующих между странами, отсутствуют спальные вагоны.

Рис. 1. Европейский экспресс.

Вторая общая характеристика стран Зарубежной Европы – это их приморское положение. Италия, Греция, Нидерланды, Дания, Великобритания и другие государства расположены возле оживленных морских путей.

Современное политическое единство региона, несмотря на отдельные разногласия, сформировалось и поддерживается с конца 90-х гг 20 века и продиктовано в том числе описанными выше особенностями географического положения. Тогда у руля большинства государств оказались социал-демократические партии, благодаря которым и завершился процесс распада и объединения стран. Консолидации также способствует деятельность ООН. При этом в Зарубежной Европе представлены различные типы государственного устройства – от унитарных монархий до республик.

Природные условия и запасы ископаемого сырья

Природные предпосылки для формирования промышленного потенциала региона обусловлены его географией: платформенная и складчатая части имеют различный состав полезных ископаемых.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Так, в северной части преобладают топливные и железнорудные залежи, а в южной – рудные месторождения осадочного и магматического характера. Гидроэнергетические ресурсы также распределены неравномерно, сконцентрировавшись, в основном, в области Скандинавских и Динарских гор, а также у подножия Альп.

Регион благоприятен для развития сельского хозяйства, но в нем практически не осталось земель, чтобы можно было расширять сельхозугодья. Поэтому многие государства работают над “отвоевыванием” суши у моря. Многие земли нуждаются в искусственном орошении, особенно в средиземноморской части.

Говоря, что Бог создал сушу, а голландцы – Голландию, жители этой страны не преувеличивают: треть ее территорию составляют земли, когда-то бывшие морем и осушенные с помощью сложной системы дамб и плотин. Работа в этом направлении продолжается и сейчас.

Рис. 2. Нидерланды.

Лесное хозяйство наиболее развито в Швеции и Финляндии, где есть для этого природные предпосылки.

В характеристику хозяйства Зарубежной Европы необходимо включить и значительно развитый природно-рекреационный комплекс.

Характеристика населения региона

Первая и самая важная характеристика – это медленный естественный прирост населения. В учебнике за 11 класс отмечается, что доля людей пожилого возраста в Зарубежной Европе постоянно растет. Результатом этого, согласно прогнозам аналитиков ООН, станет уменьшение численности населения к середине 21 века.

Из этого вытекает вторая важная характеристика населения Зарубежной Европы: сегодня доля трудовых иммигрантов существенно возросла. Больше всего их насчитывается в Германии, которая играет роль главного региона иммиграции: из общего количества трудовых ресурсов в 20 миллионов человек на долю этой страны приходится 7 миллионов трудовых иммигрантов.

В Западной Европе много стран со сложным национальным составом, но самыми проблемными регионами уже не первое столетие являются Северная Ирландия, Шотландия и страна басков в Испании.

Рис. 3. Герб Северной Ирландии.

Национальный состав Зарубежной Европы, тем не менее, продолжает оставаться относительно однородным – значительная часть населения относится к индоевропейской языковой семье. Господствующей религией является христианство, разделенное на конфессии. Из-за притока мигрантов, исповедующих ислам, незначительную часть населения современной Европы составляют мусульмане.

Что мы узнали?

Мы узнали, где находится Зарубежная Европа, каковы основные политические и природные характеристики региона, получили краткое описание сырьевого потенциала. Составили представление об особенностях географического положения территории, ее протяженности. Узнали о ее внутренних особенностях, национальном составе и современных проблемах, обусловленных демографическим кризисом и протоком трудовых мигрантов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 199.

236млн.чел

Население Западной Европы относится к европеоидной расе, индоевропейской языковой семье, германской и романской группам. Проживает на этой территории 236,3 млн. чел. Страны Западной Европы относятся к I типу воспроизводства населения. Естественный прирост населения этих стран 4 человека на 1000 жителей, но во Франции и Германии естественная убыль населения компенсируется увеличением количества иммигрантов. Теперь в странах Западной Европы насчитывают 19,2 млн. чел. иностранных рабочих. Из этого следует, что Западная Европа превратилась в главный очаг иммиграции мира.

Во всех странах Западной Европы господствующая религия - христианство, которое представлено католиками, протестантами и православными. Эта часть Европы - густонаселенная. При этом размещение населения в ней прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет от 70% до 90% населения.

Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города. В центре такого города обычно находится рыночная площадь с ратушей и собором, от которой радиально расходятся узкие улицы. Многие города пользуются широкой, всемирной известностью. Например, Вормс (Германия) - Собор 1234 г.; Париж (Франция) - собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), строился несколько столетий; Везуль (Франция) - церковь Сен-Мадлен, где, по преданию, хранились реликвии святой Марии Магдалены.

Характерная черта урбанизации Западной Европы - концентрация населения в больших городах и городских агломерациях, которых здесь больше, чем в США. Самые крупные из них Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская. В 70-е годы после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров сначала в ближайшие и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность («зеленая волна»). В результате этого число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Брюсселя, Манчестера, Дюссельдорфа, Роттердама, Лиона стабилизировалось, даже сократилось. Этот процесс получил название субурбанизации

Западная Европа - один из наиболее густонаселенных регионов мира, размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов.

21. География населения Восточной Европы

Население

Численность населения региона - около 188 млн. чел., но демографическая ситуация, непростая во всей Европе, в Восточной Европе самая тревожная. Несмотря на проводимую а течение нескольких десятилетий активную демографическую политику, естественный прирост населения очень маленький (менее 2%) и продолжает уменьшаться. В Болгарии и Венгрии даже наблюдается естественная убыль населения. Главной причиной этого является нарушение половозрастной структуры населения в результате Второй Мировой войны.

В некоторых странах естественный прирост выше, чем в среднем по региону (Босния и Герцеговина, Македония), и самый большой он в Албании - 20%.

Самая большая страна региона - Польша (около 40 млн. чел.), самая маленькая - Эстония (около 1,5 млн. чел.).

Население Восточной Европы отличается сложным этническим составом, но можно отметить преобладание славянских народов. Из других народов наиболее многочисленны румыны, албанцы, венгры, литовцы. Наиболее однородным национальным составом отличаются Польша, Венгрия, Албания. Литва.

Восточная Европа всегда была ареной национальных и этнических конфликтов. После распада социалистической системы положение осложнилось, особенно на территории самой многонациональной страны региона - Югославии, где конфликт перерос в межнациональную войну.

Удельный весс городского населения с регионе 63% (городское 119млню).

Наиболее урбанизированная страна В. Европы -Чехия (3/4 населения живет в городах). В регионе достаточно много городских агломераций, крупнейшие из них - Верхне-Силезская (в Польше) и Будапештская (в Венгрии). Но для большинства стран характерны исторически сформировавшиеся небольшие города и села, а для стран Балтии - хутора.

Западная Европа – это более 20 государств, отличающихся историческим, этническим, природным, экономическим, социальным и культурным своеобразием. Западноевропейский регион – один из мощных центров мировой экономики в современном мире. Западная Европа – один из центров мирового хозяйства.

ЭГП региона определяется приморским положением большинства стран, положением на главных мировых морских путях, ведущих из Европы в Америку, соседским компактным положением стран по отношению друг к другу. Близость ко многим развивающимся странам означает близость к источникам сырья. Страны Африки и Азии поставляют в Западную Европу дешевую рабочую силу.

В регионе имеются месторождения многих видов минерального сырья: нефти, угля и газа, железа, цинка, свинца, бокситов, золота, ртути, мрамора и др. Но многие месторождения близки к истощению.

Потребности региона в энергоносителях и металлических рудах обеспечиваются за счет импортного сырья. Обеспеченность стран минеральными ресурсами неодинакова. Нефть и газ добывают на шельфе Северного моря, промышленные запасы нефти имеются в Нидерландах и во Франции; угля – в ФРГ (Рурский бассейн), Великобритании (Уэльский бассейн, Ньюкаслский бассейн); железной руды – во Франции (Лотарингия), Швеции; руд цветных металлов – в ФРГ, Испании, Италии; калийных солей – в ФРГ и др.

Северные и западные части Западной Европы неплохо обеспечены ресурсами пресных вод . Крупные речные артерии – Дунай, Рейн и другие реки равнин, а также каналы – удобные транспортные пути. Горные реки Скандинавии и Альп богаты гидроэнергетическими ресурсами. В Норвегии, например, 3/4 всей электроэнергии дают гидроэлектростанции.

Более 20% территории региона занимают леса . Но в основном это искусственные посадки деревьев (кроме лесов Швеции и Финляндии). Главные их функции – природоохранные, рекреационные.

Страны региона обладают благоприятными ресурсами для развития сельского хозяйства : хорошее сочетание равнинных и горных форм рельефа, умеренный климат; естественное плодородие почв невысокое, но оно стало выше в результате многовекового их использования с внесением удобрений.

Агроклиматические ресурсы разных стран Западной Европы также неодинаковы. В средней и южной частях региона мягкие зимы и достаточное количество осадков способствуют почти круглогодичной вегетации многих сельскохозяйственных культур. В приатлантических странах увлажнение избыточное, а в странах Средиземноморья летом ощущается недостаток влаги и необходимо искусственное орошение.

Средиземноморский климат – самый благоприятный для жизни людей.

Характерной чертой региона является практически полное отсутствие естественных ландшафтов. В Зарубежной Европе проживает около 500 млн человек. Это регион древнейшего заселения , «колыбель» нескольких древних цивилизаций (античной и христианской). На территории Европы на протяжении нескольких тысячелетий разыгрывались важнейшие события мировой истории, связанные с завоевательными походами, войнами, массовыми переселениями народов, что и обусловило очень сложный этнический состав ее населения.

Большинство нынешнего европейского населения принадлежит к индоевропейской языковой семье , включающей три языковые группы: германскую, романскую и славянскую . Преобладает германская группа.

густонаселенных регионов мира (более 100 чел./кв.км) В расселении велики контрасты: Бельгия, Нидерланды – одни из самых плотно населенных стран мира, а плотность населения в Исландии – 2 чел./кв.км). В центре региона благодаря ЭГП, высокой концентрации промышленности, развитой инфраструктуры и городов сложилась зона очень высокой плотности населения (более 300 чел./кв.км).

В Западной Европе темпы роста населения самые низкие в мире.

Для населения стран Западной Европы характерен процесс «старения», что объясняется снижением естественного прироста и увеличением средней продолжительности жизни. В некоторых странах (Германия, Дания) смертность превышает рождаемость, идет суженное воспроизводство населения. В большинстве стран демографическая политика направлена на стимулирование рождаемости. Значительное влияние на численность и национальный состав населения стран Западной Европы, на его трудовой потенциал влияет иммиграция из стран Центральной и Восточной Европы, Азии и Африки. В некоторых странах количество иммигрантов превышает естественный прирост. Важнейшие страны иммиграции – Германия, Франция, Швейцария и Швеция. Периодически в странах возникают конфликты между иммигрантами и коренным населением. Для структуры занятости населения характерно сокращение числа работников в сфере материального производства и увеличение в непроизводственной сфере.

Западная Европа – один из самых урбанизированных регионов мира. В городах живет более 75% всего населения (хотя и здесь имеются контрасты: в Бельгии, Швеции – 85% городского населения, в Португалии – 35%). По числу больших городов и по концентрации на определенной территории Западная Европа несколько опережает Америку. Главной формой городского расселения являются агломерации. Лондонская и Парижская агломерации принадлежат к числу самых крупных в мире. Более сложная форма – городской район Рейн-Рур – сложился в Германии. В настоящее время для Западной Европы характерен процесс субурбанизации – оттока городского населения в пригороды и сельскую местность. При этом многие сельские жители работают в городе (менее 40% сельского населения занято в сельском хозяйстве). Происходит стирание контрастов в функциях, условиях жизни между городскими и сельскими поселениями.

Политическая карта Западной Европы.

Политическая карта начала складываться очень давно и претерпела множество изменений. На современной политической карте региона насчитываются 43 государства, среди которых наиболее развитыми в экономическом отношении являются Германия, Великобритания, Франция, Италия. Особенность политической карты Европы составляет наличие ряда карликовых государств: Ватикана, Монако, Андорры и других.

Отрасли экономики.

Западная Европа – один из экономических центров мира. Характерная черта экономики региона – высокая степень развития постиндустриальных функций: в непроизводственной сфере занято более половины экономически активного населения. Западная Европа – первый регион в мире по масштабам торговли не только товарами, но и услугами – транспортными, банковскими и страховыми, туристскими, телекоммуникационными и др. Регион является самым важным центром финансовых операций мира (среди финансовых столиц мира – Лондон, Цюрих, Франкфурт-на-Майне и др.). Высока степень интеграции стран Западной Европы. Образованный в 1990-е годы Европейский союз, в который входят 15 государств, ставит своей задачей завершение формирования единого внутреннего рынка. В настоящее время в значительной степени сформировался единый западноевропейский экономический комплекс. Его доля в мировой торговле и в валютных операциях мира превышает 40%. Страны Западной Европы объединяются в разные экономические и политические организации.

Главной отраслью специализации Западной Европы является самое разнообразное машиностроение . Оно дает более 30% стоимости всей продукции промышленности. Западная Европа дает около 45% мирового производства станков и кузнечно-прессовых машин, регион – крупнейший в мире производитель и экспортер машин и оборудования, оптики. Велико значение автомобилестроения.

Всемирную известность имеют фирмы «Фольксваген» (Германия), «Рено» (Франция), «ФИАТ» (Италия), «Вольво» (Швеция), «Бритиш лейленд» (Великобритания). Электротехническая и электронная промышленности имеют многоотраслевую структуру. Развито производство энергетического оборудования, радио– и телефонной аппаратуры. Машиностроение ориентировано на научную базу, трудовые ресурсы, транспорт, поэтому размещается во многих крупных городах.

Химическая промышленность является еще одной отраслью специализации Западной Европы: здесь производится более 30% всех химикатов мира. Нефтехимия получила развитие во второй половине ХХ в. на основе импортного сырья. Предприятия отрасли строились в основном недалеко от морских портов.

Особенно большое экспортное значение имеет продукция тонкого органического синтеза. Лидером среди стран региона остается ФРГ, производящая красители и пластмассы. Специализация Франции – синтетический каучук, Бельгии – химические удобрения и сода, в Швеции и Норвегии развита лесохимия, в Швейцарии – фармацевтика.

Энергетика западноевропейских стран базируется как на собственных ресурсах (газ Нидерландов, уголь ФРГ и Великобритании), так и на привозных (около половины энергоресурсов импортируется). В странах Северной и Южной Европы большое значение имеют гидроресурсы. Исландия использует в качестве источников энергии выходы термальных вод. Регион лидирует в мире по развитию атомной энергетики.

Черная металлургия получила развитие вследствие наличия собственной сырьевой базы. Старые металлургические районы – Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции. С 1950-х годов началась ориентация на импорт железной руды, которая привела к сдвигу предприятий черной металлургии к морю – Таранто в Италии, Дюнкерк во Франции, Бремен в ФРГ. Большое значение имеют заводы бездоменной металлургии и передельные электроплавильные заводы. Крупные экспортеры стали – Германия, Франция, Бельгия, Люксембург.

Цветная металлургия работает в основном на импортном сырье и использует концентраты руд из Африки и Америки. Только производство алюминия примерно на 50% обеспечено местными бокситами. Производство алюминия ориентировано или на места добычи (Франция, Греция), или на наличие дешевой электроэнергии (Норвегия, Германия). В регионе имеются производства рафинированных свинца, цинка, меди в Германии, Франции, Бельгии, Великобритании.

Изменения в географии промышленности Западной Европы связаны с формированием крупных портово-промышленных комплексов (Роттердам в Нидерландах, Марсель во Франции и др.), освоением нефтегазоносных месторождений Северного моря, индустриализацией менее развитых стран, децентрализацией промышленности.

Сельское хозяйство региона характеризуется чрезвычайно высокой производительностью. Ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражное зерно. Основной тип сельскохозяйственного предприятия – ферма. В большинстве стран преобладает мясо-молочное животноводство. В Западной Европе собирают самые высокие в мире урожаи пшеницы. Выращивают ячмень и кукурузу, картофель; из технических культур – сахарную свеклу (Франция, ФРГ, Италия). В Южной Европе развито виноградарство, выращивание маслин, миндаля, граната. Франция – единственный в регионе крупный экспортер зерна.

Италия – первая страна в мире по производству вин и сбору винограда , Испания – по сбору маслин . В северных странах развито пушное звероводство, т. к. там подходящие природные условия, есть дешевые корма – отходы рыбной промышленности. Под влиянием интеграции в регионе резко усилилась специализация сельского хозяйства. Италию называют «сад и огород», а Данию – «животноводческой фермой» объединенной Европы.

Главные страны-рыболовы Западной Европы – Норвегия, Дания, Исландия.

Транспорт высокоразвит. По обеспеченности транспортом Западная Европа занимает 1-е место в мире. Из-за высокой плотности населения и его подвижности, концентрации производства для транспорта Западной Европы характерны большие масштабы перевозок пассажиров и грузов на сравнительно небольшие расстояния, что способствует развитию автомобильного транспорта (им осуществляется 65% перевозок грузов и около 80% перевозок людей внутри региона). Имеется густая сеть автомобильных дорог, среди которых много автострад, предназначенных для массового скоростного движения автомобилей.

Значение железнодорожного транспорта уменьшается. Главная широтная магистраль проходит через Лиссабон – Мадрид – Париж – Берлин и далее на Варшаву и Москву. Важнейшие меридиональные магистрали: Лондон – Кале – Париж – Марсель, Гамбург – Мюнхен – Рим. Большое значение для железнодорожного и автомобильного транспорта имеет тоннель под Ла-Маншем.

Внутренний водный транспорт используется для перевозки крупных «нескоростных» грузов. Главная транспортная артерия – Рейн, соединенный каналами с другими реками.

Особую роль играет морской транспорт . Тоннаж морского торгового флота Западной Европы составляет около четверти мирового. По грузообороту крупнейшими портами являются Роттердам, Марсель, Гавр, Антверпен, Гамбург. Роттердам, расположенный в устье Рейна, часто называют Европортом. Это самый крупный и универсальный порт мира. Через него вывозят нефтепродукты и рурский уголь, машины и оборудование, химикаты, а среди ввозимых продуктов резко преобладает сырье (нефть, уголь, лес и пр.). Роттердам – центр крупнейшего в мире портово-промышленного комплекса со многими нефтеперерабатывающими, нефтехимическими, машиностроительными заводами, верфями, банками и другими предприятиями. Растет значение трубопроводного и воздушного транспорта. Крупнейшие аэропорты – Хитроу в Лондоне, Орли в Париже.

Туризм также является отраслью международной специализации стран Западной Европы. Регион привлекает 2/3 всех туристов-иностранцев в мире. Наиболее посещаемые туристами зоны – Альпы и Средиземноморье.

Самой важной формой внешних экономических связей Западной Европы является внешняя торговля . В импорте преобладают энергоносители и минеральное сырье, в экспорте – машины и оборудование, химикаты. Более 60% внешнеторговых операций приходится на взаимную торговлю стран региона между собой (главные потоки между странами: Германия – Франция и Германия – Нидерланды), 16% – на торговлю с США, Японией и другими развитыми странами, 20% – с развивающимися странами, 4- 5% – с бывшими социалистическими странами (половина этого – торговля с Россией. Крупные торговые партнеры России – Германия, Финляндия, Италия, Франция.

Ведущими странами Западной Европы являются страны – члены «Большой семерки» – ФРГ, Франция, Великобритания, Италия.

На территории Западной Европы выделяют районы нескольких типов. Старо-промышленные районы, которые образовались в основном на базе разработок угольных месторождений, – Эльзас и Лотарингия во Франции, Рур в Германии, Йоркшир, Южный Уэльс, Ланкашир в Великобритании. Районы нового освоения – Северное море, северные части Скандинавии. Высокоразвитые районы – Южный район Германии, Большой Лондон, Большой Париж, «промышленный треугольник» Милан-Турин-Генуя в Италии. Отсталые аграрные районы и страны – Португалия и Греция, юг Италии, запад Франции, центр и юго-запад Испании.

Конспект урока «Экономико-географическая характеристика стран Западной Европы».

Следующая тема: «»

Характеристика стран Западной Европы

3.8 (76.67%) 6 votes

Европейскую территорию, которая находится за пределами стран бывшего СНГ, обычно называют «зарубежной Европой». Она состоит из четырех десятков стран, связанных друг с другом целым букетом исторических и политических отношений. Территория зарубежной Европы составляет порядка 5,4 млн квадратных километров, а население - более 500 млн человек. Данный район, безусловно, является одним из центров мировой цивилизации и занимает важное место в мировой политике. Сегодня мы с вами поговорим на такую тему, как общая характеристика зарубежной Европы. 11 класс школьной программы предполагает рассмотрение этой темы. Давайте вспомним, чему нас учили в школе, и почерпнем для себя что-то новое!

Государства

Территория, которую мы сегодня рассматриваем, простирается на 5000 км с севера на юг и на 3000 км с запада на восток. Среди есть крупные и средние, но в своем большинстве они все же невелики. К примеру, есть шутка, что въехав в Бельгию, нужно успеть нажать на тормоз, иначе можно заехать в другое государство. Скорый поезд проезжает сквозь эту страну всего за 140 минут. Таких государств в Европе большинство. Именно поэтому во многих из них отсутствует такое понятие, как спальный вагон.

Как показывает общая характеристика стран зарубежной Европы, они, с точки зрения имеют две основные черты. Первая из них - соседнее положение стран. При небольших (сравнительно, разумеется) размерах территории и ее малой «глубине», государства имеют хорошо налаженную систему транспортных связей. Вторая черта - приморское положение основного количества стран Европы. Многие из них находятся недалеко от самых оживленных водных путей. Жизнь таких государств, как Англия, Нидерланды, Дания, Исландия, Португалия, Норвегия, Италия и Греция, с древнейших времен тесно связана с морем.

На протяжении ХХ века политическая карта Европы трижды претерпела весомые изменения: после Первой и Второй мировых войн, а также в конце 90-х годов. На сегодняшний день в зарубежной Европе можно встретить республики, монархии, а также унитарные и федеративные государства.

Природа и ресурсы

Создавалась под влиянием природных предпосылок, а именно состава полезных ископаемых. В северной (платформенной) и южной (складчатой) частях региона он отличается. Северная часть богата на рудные и топливные ископаемые. Основными каменно-угольными бассейнами являются Рурский (Германия) и Верхне-Силезский (Польша). Среди нефтегазовых бассейнов стоит выделить Североморский. А среди железорудных - бассейн Кируна (Швеция) и Лотарингский (Франция).

Южная часть региона богата на рудные месторождения магматического и осадочного происхождения. Что касается запасов топливных ресурсов, то здесь они не столь велики, как на севере Европы.

Общая характеристика зарубежной Европы в плане энергетики показывает, что ее ресурсы здесь весьма объемны, однако приходятся они в основном на горные районы, а именно: Альпийский, Скандинавский и Динарский. В большом количестве стран ресурсы уже практически иссякли. Природа региона позволяет вести активное сельское хозяйство. Единственная проблема - нехватка земель. Небольшие приморские государства борются с ней, расширяясь в сторону морей. К примеру, третья часть территории Нидерландов была «отвоевана» у моря с помощью плотин и дамб. Местные жители в этой связи говорят: «Бог создал Землю, а Нидерландцы - Нидерланды». Такое вряд ли напишут в разделе книги "География" (11 класс). Общая характеристика зарубежной Европы тем не менее не может оставить без внимания этот факт.

Регион находится в умеренном и субтропическом (на юге) поясах. В районе Средиземноморья стабильное земледелие невозможно без искусственного орошения. В основном этим страдают Италия и Испания. Лучшими условиями для ведения лесного хозяйства могут похвастаться Финляндия и Швеция. Недаром есть поговорка: «Финляндия без леса, как медведь без шерсти». здесь также представлены довольно широко.

Теперь пришло время рассмотреть следующий пункт разговора на тему «Общая характеристика зарубежной Европы».

Население зарубежной Европы

Национальный состав довольно однороден. Большинство народов относятся к индоевропейской семье. Господствующей религией в регионе является христианство. Однако южная часть также склонна к католицизму, а северная - к протестантству. Зарубежная Европа считается одним из наиболее густонаселенных регионов Земли. Плотность населения здесь составляет более 100 человек на 1 квадратный километр. Размещение определяет главным образом география народов. По уровню урбанизации Европа также занимает высокие позиции. В городах в среднем проживает около 78% населения. Есть страны, в которых эта цифра доходит до 90%.

На протяжении последних лет население Европы стало расти слишком медленно. В 15 государствах наблюдается убыль населения. Кроме того, меняется его состав - растет количество пожилых людей. Это повлияло на долю региона в мировом механизме внешних миграций. Постепенно зарубежная Европа превращается в очаг трудовой эмиграции. Здесь насчитывается порядка 20 миллионов рабочих из-за границы. 7 млн из них проживают в Германии.

11 класс школьной программы разбирает такие вопросы поверхностно, мы же коснемся их более детально. Как целостный регион, зарубежная Европа имеет мировое первенство по масштабам экспорта товаров, размерам промышленного производства и развитию туризма. В первую очередь экономическая мощь региона держится на таких странах, как: Франция, Великобритания, Италия и Германия. За последнее десятилетие лидером этой четверки стала Германия, экономика которой очень динамично развивается. «Мастерская мира» - Великобритания, начала сдавать свои позиции. Среди остальных государств наибольший вес имеют: Нидерланды, Швейцария, Бельгия, Испания и Швеция. Они, в отличие от «главной четверки», делают упор на отдельные отрасли.

Промышленность

Ведущая зарубежной Европы - машиностроение. На нее приходится треть продукции региона и две третьих экспорта. Ни для кого не секрет, что Европа славится своими автомобилями. Прежде всего, машиностроение тяготеет к большим городам, включая столицы. При этом, как правило, каждая подотрасль ориентируется в определенном районе государства.

На втором месте находится химическая промышленность. Особенными успехами в этом направлении отличается Германия. Химическая промышленность региона до Второй мировой войны ориентировалась в основном на уголь (каменный и бурый), соли (поваренные и калийные) и пириты. Затем произошла переориентация промышленности на углеводородное сырье. Крупнейшие центры нефтехимии располагают в эстуариях Сены, Темзы, Эльбы, Рейна и Роны. Здесь данная отрасль переплетается с нефтедобычей.

Природный газ и нефть, добытые в месторождениях Северного моря, отправляются в разные страны по огромной системе магистральных трубопроводов. Газ из Алжира перевозят в танкерах-метановозах. Большую роль играет также российский газ, который покупают 20 стран Европы.

Следующая по масштабу промышленность - металлургическая. Она сформировалась здесь еще до начала НТР. Черная металлургия наиболее широко развита в Германии, Англии, Испании, Франции, Чехии и Польше. Большую долю занимает также алюминиевая и цветная металлургия. Алюминий выплавляют не только в государствах, располагающих обширными запасами бокситов, но и в странах с развитой добычей электроэнергии.

Лесная промышленность сосредоточена главным образом в Финляндии и Швеции, а легкая - в южной Европе. Италия является второй в мире страной по изготовлению обуви, после Китая. А Португалия считается главной «швеей» региона. В большинстве стран по сей день сохраняются национальные традиции по производству музыкальных инструментов, мебели, стеклянных изделий.

Сельское хозяйство

Общая характеристика хозяйства зарубежной Европы была затронута выше, теперь поговорим предметнее. Большинство стран региона полностью обеспечивают себя продуктами сельскохозяйственной деятельности и активно продают их за границу. После Второй мировой войны регион перешел от мелкого крестьянского хозяйства к специализированному высокотоварному. Основные отрасли - растениеводство и животноводство, распространяются по всей Европе и тесно переплетаются друг с другом. Природные и исторические условия вызвали образование таких видов сельского хозяйства: североевропейское, среднеевропейское и южноевропейское.

Североевропейское хозяйство распространено в Финляндии, Скандинавии и Великобритании. Ему характерно интенсивное молочное животноводство, которое обслуживается благодаря растениеводству серых хлебов и кормовых культур. В среднеевропейском типе основную роль играет мясное и молочное животноводство, а также птицеводство.

Южноевропейскому типу присуще преобладание растениеводства. Посевы направлены в основном на зерновые культуры, однако международной специализацией южной части Европы считается производство винограда, оливок, цитрусовых, табака, орехов и эфироносов. Главный «сад» Европы - побережье Средиземного моря. Обычно каждое государство имеет свою специализацию сельского хозяйства. К примеру, Голландия славится выращиванием цветов, Франция и Швейцария - производством сыра, и так далее.

Туризм

Общая характеристика зарубежной Европы не может обойтись без туризма. Европа была, есть и будет основным регионом международного туризма. Здесь он проявлен во всех направлениях. Наибольшей популярностью пользуются Франция, Италия, Испания, Великобритания и другие крупные страны. А в небольших государствах типа Андорры, Монако и прочих, туризм является валютообразующей отраслью. Основные типы туризма в зарубежной Европе - горный и морской.

Транспортное сообщение

Сегодня мы даем общую характеристику зарубежной Европы, и без транспортной системы она невозможна. Европа уступает по дальности перевозок Америке и России, однако по обеспеченности транспортной сетью она лидирует во всем мире. Густота движения очень высока. Главную роль в перевозке пассажиров и грузов играет автомобильный транспорт. Железнодорожная сеть в большинстве государств активно сокращается.

Сухопутная транспортная сеть имеет сложную конфигурацию. Ее образуют автомагистрали меридиального и широтного направлений, основное количество которых имеет международное значение. Речные пути также ориентированы на эти направления. Особую роль играет река Рейн. По ней ежегодно перевозят более двухсот млн тонн грузов. В местах, где сухопутные и водные пути пересекаются, возникли транспортные узлы, которые превратились со временем в настоящие портовопромышленные комплексы. К примеру, ежегодно отгружает порядка 350 млн тонн.

Западная Европа является примером того, как огромные природные преграды перестают быть препятствием для транспортной системы. Железнодорожные и автомобильные пути, а также трубопроводы пересекают Альпы по всем необходимым направлениям. Берега Балтийского, Средиземного и Северного морей связаны паромными переправами.

Общая характеристика зарубежной Европы: наука и деньги

В Европе на сегодняшний день существует множество технополисов, которые делают ее одним из мировых центров науки. Крупнейшие из них расположились в окрестностях Мюнхена и Кембриджа. А в южной части Франции сформировалась «Дорога высокой технологии».

В Европе находится львиная доля крупнейших банков мира. Эталоном банковского дела стала Швейцария. В сейфах ее банков хранится порядка 50% ценных бумаг со всего мира.

Защита окружающей среды

Общая характеристика зарубежной Европы показывает, что на ее территориях резонансным является вопрос защиты природы. Из-за высокой плотности населения и активного развития промышленности Европа давно уже столкнулась с рядом экологических проблем. Одни из них связаны с добычей и переработкой угля. Другие - с обилием нефтехимических и металлургических заводов в крупных городах. Третьи - с возрастающим количеством авто на улицах. Четвертые - с развитием туризма, которое ведет к деградации природы. Ну и так далее.

Все страны, расположенные в регионе, проводят активную экологическую политику. В результате принимаются все более решительные меры: пропаганда велосипедов и электромобилей, активное восстановление растительности и прочее.

Заключение

Сегодня темой нашего разговора стала общая характеристика зарубежной Европы. 11 класс - время, когда на плечи школьников падает огромная нагрузка, поэтому многие фундаментальные вещи они упускают из виду. Мы напомнили себе все, что могло быть забыто, и почерпнули что-то новое на тему "Общая характеристика зарубежной Европы". Презентация (11 класс) с помощью этой статьи станет простой задачей для любого школьника.

НАСЕЛЕНИЕ Общая численность населения Зарубежной Европы около 524 млн человек. Зарубежная Европа отличается высокой средней плотностью населения и более равномерным его размещением по сравнению с другими крупными регионами. Здесь нет обширных слабозаселенных и совсем незаселенных областей, но нет и больших территорий с очень густым с/х населением. Однако это не означает, что в Зарубежной Европе нет значительных колебаний плотности населения.

Слабо заселена, например Фенноскандия (за исключением южных прибрежных районов Швеции, Норвегии и Финляндии). Наименьшую среднюю плотность населения имеют Исландия (2 чел./км.кв) и Норвегия (12 чел. км.кв).

И наоборот, очень плотно заселена полоса, тянущаяся от юго-восточной Англии через Бельгию и Нидерланды на юг по долине Рейна и далее, прерываясь Альпами, по всей долине реки По в Италии. Особенно большой плотностью населения отличается Мальта (1 тыс. чел. км.кв), а также Нидерланды и Бельгия (более 320 чел. км/кв). Сравнительно плотно заселены долины рек Эльба, Дунай, Сена, побережья Бретани и Нормандии, многие прибрежные районы Средиземноморья.

Высокая плотность населения в Зарубежной Европе создается в основном за счет горожан, доля которых постоянно возрастает и в целом превышает 70% численности жителей региона. В Бельгии, Швеции и Германии городское население превышает 80%. В странах Южной Европы слабее развитых в промышленном отношении, доля городского населения значительно меньше (в Португалии и Греции около 40%). Правда следует учитывать, что не все эти цифры сопоставимы, так как к городским поселениям в одних странах (Нидерланды, Бельгия, Австрия) относят населенные пункты с 5 тысячами жителей и более, в других (Германия, Франция, Норвегия) – от 2 тысяч жителей, а в третьих (Дания, Швеция, Финляндия) – в 200 и более жителей.

В настоящее время Зарубежная Европа – наиболее урбанизированный регион мира. Средний уровень насыщенности городами здесь выше, чем в США или Японии, где существуют более резкие различия в урбанизированности приморских и внутренних районов. Городская сеть в Европе сформировалась раньше, она более равномерна и повсеместна.

Одна из характерных черт европейской урбанизации – большая концентрация населения в наиболее крупных городах. Свыше половины городского населения Зарубежной Европы сосредоточенно в городах не менее 100 тыс. жителей.

Концентрация населения в крупных городах способствует быстрому росту агломераций или конурбаций. В результате разрастания и слияния соседних агломераций возникают мегалополисы.

В Западной Европе самые большие мегалополисы – Английский, включающий агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и других городов, и Рейнский охватывающий агломерации Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур-Рейн-Майн в ФРГ. При сравнительно небольших размерах европейских государств начинается формирование огромных межгосударственных мегалополисов. Так уже практически возник мегалополис (Дельтаполис) охватывающий соседние урбанизированные районы Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга общей площадью 230 тыс. км/кв с населением свыше 80 млн. человек.

ХОЗЯЙСТВО Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.

Понятно, что экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «большую семерку» стран Запада - ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к ФРГ, экономика которой на путях реиндустриализации развивается более динамично. Великобритания же, бывшая «мастерская мира», утратила многие свои прежние позиции.

Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В отличие от четырех главных стран их экономика специализируется прежде всего на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.

Особое место на экономической карте региона занимают страны Восточной Европы, где с конца 80-х гг. происходит переход от прежней системы общественной собственности и централизованного планирования к системе, основанной на рыночных принципах.

Промышленность: главные отрасли.

«Лицо» зарубежной Европы в международном географическом разделении труда в течение более 200 лет определялось, да и теперь еще во многом определяется развитием промышленности.

Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США.

Машиностроение- ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта.

Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные. Но при этом для каждой из многочисленных подотраслей самого машиностроения типичны свои особенности ориентации.

В Великобритании по развитию электротехники, электроники, приборостроения, авиаракетно-космической промышленности выделяется район Лондона, по развитию станкостроения и автомобилестроения - район Бирмингема, текстильного машиностроения - район Манчестера, судостроения - район Глазго.

Один из крупнейших промышленных узлов зарубежной Европы - столица Венгрии Будапешт, где в этой отрасли занято более 0,5 млн. человек. Здесь производится более 1/3 всей промышленной продукции страны.

Но есть и такие районы и даже целые страны, в которых машиностроение очень рассредоточено. В ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии предприятия этой отрасли имеются почти в каждом городе.

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и всего мира - ФРГ.

До второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась «к нефти». В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.

Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу.

В восточной части региона сдвиг «к нефти» привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов.

Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов, по которым поступают нефть и природный газ. В Болгарии по той же причине нефтехимия «сдвинута» к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе.

Крупнейшие в зарубежной Европе буроугольные бассейны находятся в Польше (Белхатув), Чехии (Северо-Чешский) и Германии (Нижне-Лаузицкий, Галле-Лейпцигский).

На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики - особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии - оказывает сооружение АЭС, которых в регионе уже более 80 (см. рисунок 51). На Дунае и его притоках, на Роне, Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады.

Самый большой из гидроузлов на Дунае построен в начале 70-х гг. в ущелье Железные ворота совместными усилиями Румынии и Югославии. Мощность ГЭС - 2,1 млн. кВт, выработка электроэнергии - 11 млрд. кВт ч в год.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем, - ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии.

Южная металлургическая база Польши сформировалась на основе Верхне-Силезского каменноугольного бассейна. В ее состав входит около двух десятков заводов, и в том числе два очень крупных комбината - «Хута-Краков» и «Катовице».

После второй мировой войны крупные металлургические комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома.

Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия). Его мощность - более 10 млн. т стали в год.

В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы.

Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем.

Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше , Югославии.

Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона.

Легкая промышленность, с которой, как вы уже знаете, начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Конечно, старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только США.

Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т. д.

Сельское хозяйство: три главных типа.

По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках. После второй мировой войны в их аграрном строе, в системеземлевладения и землепользования произошли значительные изменения, связанные с переходом от универсального мелкого крестьянского хозяйства к крупному специализированному высокотоварному хозяйству, включенному в систему агробизнеса. Основным типом сельскохозяйственного предприятия стала крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов.

Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы - растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства: 1) североевропейский, 2) среднеевропейский и 3) южноевропейский.

Для североевропейского типа, распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве - кормовых культур и серых хлебов. Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления а также свиноводства и птицеводства.

Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно уже давно стало отраслью международной специализации. Эта страна - один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Недаром ее нередко называют «молочной фермой» Европы.

Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и «работает» на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами.

Для южноевропейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда (который с древнейших времен служит символом плодородия и изобилия), оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря - главный «сад Европы».

Все средиземноморское побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют «уэрта», т. е. «сад». Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но больше всего - апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в мире.

Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.