Автомобиля давно нет а налог приходит. Если инспекция не прислала уведомление на оплату налога…. Видео: Что делать, если налог приходит на проданную машину

ГК CONTRUST, Старший консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Чтобы не допустить спорных ситуаций с налоговой инспекцией по транспортному налогу, при списании транспорта с баланса стоит снять его с регистрационного учета в ГИБДД.

Согласно п. 4 и п. 5 ст. 362 НК РФ организации, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах. Кроме того, необходимо проинформировать о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, и обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год. Сделать это нужно в течение 10 дней после регистрации или снятия с регистрации, и по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года.

В ст. 357 НК РФ говорится, что налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые ст. 358 НК РФ объектом налогообложения (если иное не предусмотрено настоящей статьей).

Но исчислять и тем более оплачивать транспортный налог организация не должна, так как нет объекта налогообложения, т. е. имущества, имеющего стоимостную, количественную или физическую характеристику, на основании которого у налогоплательщика и возникает обязанности уплаты налога (ст. 38 НК РФ).

Согласно ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих либо связанных с налогообложением.

В п. 3 ст. 3 НК РФ говорится, что налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Конституционный суд Российской Федерации в определении от 14.12.2004 г. № 451-О указал, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования. В отношении транспортных средств – это мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах (ст. 359 НК РФ).

Учитывая, что объектом налогообложения по транспортному налогу (п. 1 ст. 358 НК РФ) являются именно транспортные средства, то сам по себе факт регистрации транспортных средств в органах ГИБДД, при отсутствии у налогоплательщика объектов налогообложения не может повлечь за собой обязанности по уплате транспортного налога.

Андреевских Елена

нефтяная компания, юрисконсульт

Статья 38 НК РФ гласит, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

Объект налогообложение – обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Для транспортного налога, объект налогообложения установлен в ст.358 НК РФ, определяющим для которого является факт регистрации транспортного средства в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п.2 этой же статьи приведен перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения. Этот перечень закрытый. Утилизированные транспортные средства здесь отсутствуют.

Таким образом, окружной суд расширил положения статьи 358 НК РФ, определяющий основной элемент налогообложения транспортным налогом.

Подобное толкование может привести к злоупотреблению со стороны налогоплательщиков, когда составив, по сути, внутренний акт, можно уклоняться от уплаты транспортного налога.

В части определения удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества следует учитывать, что в комментируемом письме Минфина РФ, речь идет об определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества в целях исчисления налога на прибыль с доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение.

Порядок определен в п.2 ст.288 НК РФ, согласно которой доля прибыли, приходящаяся на обособленные подразделения организаций в целях уплаты авансовых платежей определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Дело в том, что изменение первоначальной стоимости основных средств в результате капвложений установлен п.2 ст.257 НК РФ.

При этом, ст.256 НК РФ выделяет капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя в отдельный вид амортизируемого имущества (абз.4 п.1 ст.256 НК РФ). А ст.259.1 НК РФ определяет отдельный порядок начисления амортизации по амортизируемому имуществу в виде капитальных вложений в объекты основных средств, которые в соответствии с настоящей главой подлежат амортизации (п. 3 ст.259.1 НК РФ).

Судя по всему из анализа приведенных норм и исходило финансовое ведомство.

Юридическая компания «Юков, Хренов и Партнеры», Адвокат

Пока с учета транспортное средство не снято – извольте платить налог. Именно из ГИБДД сведения поступают в налоговый орган и именно на основании этих сведений происходит начисление налога. Самостоятельно перестать платить налог нельзя, так как при наличии документов и утилизированный автомобиль можно эксплуатировать. Так же при предполагаемом выбытии автомобиля на утилизацию сначала следует поставить в известность ГИБДД, а уже затем снимать с баланса.

Требования, которые рассылаются налоговой инспекцией для оплаты транспортного налога, не могут порадовать ни одного автомобилиста, тем более, если такие извещения продолжают поступать после продажи автомобиля. К сожалению, такая неприятная ситуация может проявиться спустя значительное время после расставания с движимым четырёхколёсным имуществом. В статье будут подробно описаны причины подобного начисления. Если продал машину, а налог приходит, что делать в данной ситуации - также подробно будет изложено ниже.

Когда приходит налог на проданное ТС

Извещение на уплату транспортного налога на автомобиль, который ранее был продан, может прийти в нескольких случаях. Перечислим основные причины, по которым бывшему владельцу ТС может начисляться транспортный налог, даже в случае продажи транспортного средства:

Что делать в данной ситуации

Что делать если приходит налог на машину, которую давно продал? Таким вопросом задаются абсолютно все бывшие владельцы транспортного средства, которые получили подобное извещение от налоговых органов. В любом случае, решить данную проблему без значительных временных затрат не удастся. Ниже будут рассмотрены основные варианты реагирования бывшего собственника авто на подобную ситуацию.

Как избежать подобной ситуации

Юридически подкованных граждан в нашей стране становится всё больше с каждым годом. Благодаря развитию интернета, не составляет большого труда найти тот или иной нормативно-правовой акт в свободном доступе. Среди водителей процент таких людей значительно выше, так как приходится очень часто сталкиваться с произволом со стороны дорожной инспекции и других контролирующих органов. Очень часто к изучению основных правил правового взаимоотношения между человеком и госструктурами приходится прибегать после того, как нарушение прав уже произошло. Гораздо важнее научиться приостанавливать развитие подобной ситуации на зачаточной стадии, любо полностью исключить вероятность развития негативных событий.

Если планируется расставаться с железным другом, то необходимо заранее позаботиться о соблюдении всех правил и норм грамотного переоформления прав собственности. Чтобы не возникло ситуации, когда приходит транспортный налог на проданную машину, неоходимо изучить основные правила безопасного оформления такой сделки.

  1. Продавать автомобиль только с оформлением сделки купли-продажи. Несмотря на то что такое оформление занимает значительно большее количество времени, невыполнение этой рекомендации, может привести к финансовым расходам, а временные затраты могут в десятки раз превышать тот промежуток, который требовалось бы выделить на оформление сделки в соответствии с законодательными нормами.
  2. По истечении десятидневного срока после продажи автомобиля направить запрос в ГИБДД на установление владельца транспортного средства. Если собственник не сменился, то требуется незамедлительно связаться с покупателем и выяснить причину просрочки регистрации транспортного средства.
  3. Никогда не продавать автомобиль по доверенности. В этом случае собственник автомобиля не меняется и все налоговые отчисления и штрафные санкции будут взысканы с владельца ТС.
  4. После продажи автомобиля необходимо в следующем году подать налоговую декларацию 3-НДФЛ . Даже в том случае, если автомобиль находился в собственности более 3 лет и выплачивать подоходный налог не требуется, налоговый орган необходимо уведомить о факте продажи транспортного средства.
  5. Не следует оформлять сделку купли-продажи в сомнительных юридических конторах , особенно в том случае, когда покупатель настоятельно предлагает это сделать. Если автомобиль дорогостоящий, то есть вероятность нарваться на мошенников, которые могут не только подделать документы при осуществлении сделки, но и оставить продавца без автомобиля, без денег, но с обязанностью выплачивать транспортный налог на машину.

Заключение

Если продал машину, а налог приходит, то что делать в такой ситуации подробно описано в данной статье. Очень часто виновником является сам продавец, который по невнимательности либо по причине отсутствия элементарных знаний, которые необходимы для безопасной продажи автомобиля, оформляет документы неправильно.

Нередко такая ситуация наступает, когда сделка купли-продажи была оформлена на близких родственников или друзей, которые также могут оказаться безответственными личностями.

Несмотря на невыгодную ситуацию, в которой может оказаться собственник транспортного средства, при неправомерном начислении на его имя налога, владелец может вернуть машину в любой момент, если объявит её в розыск. В этом случае нерасторопному покупателю придётся доказывать права на владение транспортным средством и факт заключения сделки. Кроме этого, собственник может в любой момент утилизировать машину.

Если автомобиль будет снят с учёта и официально признан несуществующим, то эксплуатация такой машины будет практически невозможна.

Таким образом, если придёт требование об уплате ТН на автомобиль, который давно продан, владелец транспортного средства имеет 2 мощных рычага воздействия на недобросовестного приобретателя движимого имущества. Если подобная ситуация возникла по вине госструктур, то тогда не останется ничего, как отправляться в налоговую или ГИБДД для выяснения обстоятельств неправомерного налогового начисления.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
№12223/10 от 15.12.2011

Уплата транспортного налога с утилизированных автомобилей

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

  • председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
  • членов Президиума: Амосова С.М., Бабкина А.И., Витрянского В.В., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.04.2011 по делу № А40-62640/09-151-457 Арбитражного суда города Москвы.

В заседании приняли участие представители:

  • от заявителя - Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 - Водовозов А.А., Званков В.В., Кузьмина Ю.В., Мелякин М.Ю.;
  • от открытого акционерного общества «Саратовнефтегаз» - Золотарев В.В., Кудрявцева Т.А., Семенова Т.Б.

Заслушав и обсудив доклад судьи Бабкина А.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества «Саратовнефтегаз» (далее - общество) за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, а также иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 01.08.08 № 52-22-15/92, возражений общества по акту и документов, представленных им к возражениям, инспекция вынесла решение от 03.10.2008 № 52-22-14/874 (далее - решение инспекции), которым обществу доначислена недоимка по налогам, начислены пени и штраф за неполную уплату налогов на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в том числе по пункту 6.2 решения (транспортный налог).

Федеральная налоговая служба, рассмотрев апелляционную жалобу общества, решением от 30.04.2009 № 9.1-08/00092@ изменила решение инспекции в части.

На основании указанных актов инспекция выставила обществу требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 14.05.2009, в том числе требование № 900/1, включающее в себя уплату 3 2 054 944 рублей недоимки по транспортному налогу, 276 508 рублей пеней и 410 989 рублей штрафа.

Общество, полагая доначисление налогов, начисление пеней и штрафов неправомерным, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании частично недействительными названных решения и требований инспекции об уплате налога, сбора, пеней и штрафов.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.11.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 26.05.2010 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа обществу в удовлетворении требования о признании недействительными решения инспекции по пунктам 1.1, 1.2, 2.1, 2.5, 4.1, 4.2, 6.2 и соответствующих им требований отменил, решение и требования в части доначисления налогов, пеней и штрафов по пунктам 1.1, 1.2 (налог на прибыль по амортизационным отчислениям), 2.5 (налог на добавленную стоимость по ликвидированным скважинам), 4.1, 4.2 (регулярные платежи за пользование недрами) признал недействительными. В отношении эпизодов, указанных в пункте 2.1 (налог на добавленную стоимость по основным средствам), в пункте 6.2 (транспортный налог) решения инспекции и в соответствующих требованиях об уплате налога, пеней и штрафа, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части названные судебные акты оставил без изменения.

По итогам нового рассмотрения дела решением Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2010 в удовлетворении заявления о признании недействительными решения инспекции (пункты 2.1 и 6.2) и 4 соответствующих требований об уплате налога, сбора, пеней и штрафа в оспариваемой части отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 решение суда первой инстанции от 11.10.2010 оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 25.04.2011 решение суда первой инстанции от 11.10.2010 и постановление суда апелляционной инстанции от 29.12.2010 в части отказа в признании недействительным решения инспекции по пункту 6.2 о доначислении 777 607 рублей транспортного налога, начислении соответствующих сумм пеней и штрафа отменил; решение инспекции в указанной части признал недействительным; в остальной части названные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции от 25.04.2011 о признании недействительным пункта 6.2 решения инспекции в части доначисления 777 607 рублей транспортного налога, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа инспекция просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и оставить решение суда первой инстанции от 11.10.2009 и постановление суда апелляционной инстанции от 29.12.2010 в этой части без изменения.

В отзыве на заявление общество просит оставить данные судебные акты без изменения как соответствующие законодательству и обстоятельствам дела.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций в части и признавая решение инспекции недействительным в отношении доначисления недоимки по транспортному налогу в размере 777 607 рублей, начисления соответствующих пеней и штрафа, исходил из того, что по смыслу статей 38 и 358 Кодекса для признания установленным факта наличия объекта обложения этим налогом необходимо, чтобы объект являлся транспортным средством, то есть соответствовал определенным физическим характеристикам и был зарегистрирован в установленном порядке; при этом сама по себе регистрация транспортных средств в органах ГИБДД при условии фактического отсутствия спорных транспортных средств у общества не является основанием для возникновения у него обязанности исчисления и уплаты транспортного налога.

По мнению суда кассационной инстанции, поскольку транспортные средства у общества отсутствуют ввиду их утилизации по причине полного износа, с момента их списания с баланса по своим физическим характеристикам они перестают соответствовать критериям транспортного средства и по этой причине не могут использоваться налогоплательщиком в его деятельности; как следствие, данные объекты перестают соответствовать критериям объекта обложения транспортным налогом; сам факт наличия в уполномоченном государственном органе учетной записи о регистрации транспортного средства в отсутствие транспортного средства не влечет за собой возникновения налоговой обязанности.

Однако такой вывод суда кассационной инстанции не соответствует системному толкованию норм главы 28 Кодекса, регулирующих данные правоотношения.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования общества о признании недействительными решения инспекции (пункт 6.2) и требования № 900/1 в обжалуемой части, исходил из того, что спорные транспортные средства являются объектом налогообложения; в проверяемом периоде транспортные средства были зарегистрированы на общество, однако транспортный налог обществом не исчислялся и не уплачивался; обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования; в случае утилизации (списания) транспортных средств юридическое лицо, за которым они зарегистрированы, обязано снять их с учета по указанному основанию в подразделениях ГИБДД по месту их регистрации.

Поскольку списание транспортного средства в предусмотренном законодательством порядке для целей бухгалтерского учета возможно при одновременном снятии объекта с учета в органах ГИБДД, а представленные обществом акты о списании автотранспортных средств по форме № ОС-4а отметки о снятии транспортных средств с регистрации в органах ГИБДД не содержат, суд констатировал, что документы, подтверждающие снятие объектов с учета, отсутствуют и общество документально не подтвердило факты утилизации транспортных средств.

Суд также отметил, что указание в актах по форме № ОС-4а на непригодность транспортных средств к дальнейшей эксплуатации и на нерентабельность их восстановления само по себе не может служить основанием для утверждения о фактическом отсутствии у общества транспортного средства. При этом суд обратил внимание на то, что при снятии автомобилей с учета в случае их утилизации в уполномоченный орган ГИБДД подлежат сдаче регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорт транспортного средства; как следствие, документы, представленные обществом, не могут являться основанием для списания транспортных средств с учета.

Довод об отсутствии на балансе транспортных средств в связи с их списанием (утилизацией), что, по мнению общества, исключает их эксплуатацию и, следовательно, обязанность уплачивать транспортный налог, суд первой инстанции обоснованно отклонил.

Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции, указав, что документы, представленные обществом для подтверждения факта утилизации и списания транспортных средств с баланса организации в целях бухгалтерского учета, не являются допустимым и достаточным доказательством отсутствия зарегистрированных на общество в установленном порядке транспортных средств в проверяемый период; следовательно, представленные обществом документы некорректны и не могут служить основанием для его освобождения от исполнения налоговой обязанности.

Таким образом, является правильным примененный судами первой и апелляционной инстанций подход, согласно которому списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 Кодекса признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

При названных условиях принятый судом кассационной инстанции судебный акт нарушает в оспариваемой части единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.04.2011 по делу № А40-62640/09-151-457 Арбитражного суда города Москвы в части признания недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 от 03.10.2008 № 52-22-14/874 по пункту 6.2 о доначислении открытому акционерному обществу «Саратовнефтегаз» 777 607 рублей транспортного налога, начислении соответствующих сумм пеней и штрафа отменить.

Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2010 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 по указанному делу в отмененной части оставить без изменения.

В остальной части оспариваемый судебный акт оставить без изменения.


Председательствующий А.А. Иванов

Комментарий эксперта

Транспортный налог: утилизированные авто

Суть дела была такова. По результатам выездной налоговой проверки предприятию были доначислены транспортный налог и пени по утилизированным транспортным средствам. По мнению проверяющих, факт отсутствия у налогоплательщика зарегистрированного на него транспортного средства, если им не исполнена обязанность по снятию объекта налогообложения с регистрации в соответствующих государственных органах, не освобождает его от уплаты налога. Списание утилизируемого транспортного средства для целей бухгалтерского учета возможно только при условии соответствующей регистрации в органах ГИБДД.

В данном случае надлежащие документы о списании (утилизации) автотранспортных средств предприятием не были представлены, а имеющиеся акты по форме № ОС-4а не являются допустимыми и достаточными доказательствами, поскольку не содержат отметки о снятии с учета транспортных средств в органах ГИБДД. Документы о снятии транспортных объектов с учета в указанных органах также отсутствуют, в силу чего у Общества не имелось оснований полагать, что спорные транспортные средства не являются объектами налогообложения.

Налогоплательщик посчитал такой подход не справедливым и оспорил решение инспекции в суде. Суды первой и апелляционных инстанций отказали в удовлетворении этих требований. Однако ФАС Московской области признала решение инспекции недействительным, сославшись на то, что по смыслу статей 38 и 358 НК РФ для признания установленным факта наличия объекта налогообложения необходимо, чтобы объект являлся транспортным средством (соответствовал определенным физическим характеристикам) и был зарегистрирован в установленном порядке. При этом сама по себе регистрация транспортных средств в органах ГИБДД при условии фактического отсутствии спорных транспортных средств у налогоплательщика не является основанием для исчисления и уплаты транспортного налога. Судом было обращено внимание и на то обстоятельство, что инспекцией не отрицался факт отсутствия спорных транспортных средств на балансе у предприятия.

Инспекция не согласилась с таким решением и подала заявление в ВАС РФ, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Коллегия судей согласилась с налоговиками и передала дело для рассмотрения в Президиум. Тройка судей отметила, что как показало изучение судебной практики по спорам, связанным с исчислением и уплатой данного налога, правовые позиции судов по настоящему делу отражают сложившиеся подходы в толковании и применении норм главы 28 Кодекса.

Первый подход, примененный судами первой и апелляционной инстанций в настоящем деле, выражен в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 01.09.2011 по делу № А56-19155/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 19.01.2009 по делу № А29-2848/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.03.2009 по делу № А33-13239/07-Ф02-871/09, ФАС Уральского округа от 04.09.2008 № А71-10092/07 и сводится к тому, что списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на котором зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 Кодекса признание лиц налогоплательщиками, определние объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы и учитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Второй подход, отраженный в постановлении суда кассационной инстанции по настоящему делу, применен также в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2010 по делу № А56-20453/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 27.05.2010 по делу № А38-2593/2009, ФАС Поволжского округа от 11.10.2007 по делу № А65-21847/2006-СА1-19. Он базируется на том, что сам факт наличия в уполномоченном государственном органе учетной записи о регистрации транспортного средства в отсутствие транспортного средства не влечет за собой возникновение обязанности по уплате транспортного налога. В обоснование такой позиции приводится ссылка на положение пункта 1 статьи 358 НК РФ, согласно которому объектом налогообложения является именно транспортное средство, зарегистрированное в установленном порядке, а не факт внесения регистрационной записи о транспортном средстве, поэтому в случае отсутствия последнего у налогоплательщика (например, в связи с уничтожением, утилизацией и т.п.), транспортный налог не подлежит исчислению и уплате ввиду отсутствия объекта налогообложения.

Заключение Президиума ВАС РФ

В итоге Президиум ВАС РФ разрешил спор в пользу налогового органа. Он указал, что вышеописанный нами второй правовой подход к разрешению таких споров не соответствует системному толкованию норм главы 28 НК РФ, регулирующих правоотношения по уплате транспортного налога.

Президиум ВАС согласился с доводами, что документы, представленные налогоплательщиком для подтверждения факта утилизации и списания транспортных средств с баланса организации в целях бухгалтерского учета, не являются допустимым и достаточным доказательством отсутствия зарегистрированных на общество в установленном порядке транспортных средств в проверяемый период; следовательно, представленные обществом документы некорректны и не могут служить основанием для его освобождения от исполнения налоговой обязанности.

Таким образом, заключил высокий суд, является правильным примененный судами первой и апелляционной инстанций подход, согласно которому списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога , поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Данное дело в отношении одного из объектных (имущественных) налогов на наш взгляд является достаточно показательным. Так как исходя из описания объекта налогообложения и правил его определения с учетом норм смежных отраслей права налогоплательщик должен четко понимать когда государственная регистрация жестко увязана с налоговыми обязательствами, а когда нет. В случае с транспортным налогом ВАС РФ высказался за такую жесткую привязку. А вот в случае с налогом на имущество, он же опираясь на правила бухгалтерского учета, пришел к обратному выводу. Так, в пункте 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 148 от 17.11.2011 г. «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 НК РФ» указано: «В случае приобретения в собственность объектов недвижимости приобретатель становится плательщиком налога на имущество организаций независимо от наличия государственной регистрации перехода права собственности, поскольку в силу законодательства о бухгалтерском учете такая регистрация не указана среди обязательных условий учета соответствующих объектов на балансе в качестве основных средств.»

Аудитор Рюмин С.М.

Принимая решение о покупке автомобиля как на отечественных просторах, так и за пределами родной страны, необходимо учитывать все затраты связанные с подобным приобретением.

Одной из статей расходов является обязательная уплата утилизационного сбора на ввозимый транспорт либо на транспорт за который продавцом данный взнос не вносился ранее.

Что это за платеж и какой порядок уплаты для него установлен, вы узнаете, ознакомившись с материалами представленной статьи.

Вид платежа

Утилизационным сбором облагаются все автомобили на территории Российской Федерации с 01.09.2012. Данный сбор направлен на обеспечение экологичности последующей утилизации транспортных средств (ТС).

Утильсбор является обязательным платежом и взимается с каждого ТС единожды.

Любому автовладельцу необходимо знать, что без наличия соответствующей отметке о внесении утильсбора в паспорте () приобретаемого автомобиля невозможно поставить его на регистрационный учет в ГИБДД .

Плательщики

Большинству автовладельцев, приобретших свое авто с нуля на территории России, не приходится сталкиваться с вопросом уплаты утилизационного сбора, так как за новые авто данный вид платежа уже внесен импортером, осуществляющим ввоз ТС либо заводом автопроизводителем.

Если вы относитесь к категории водителей, предпочитающих машины без пробега, необходимо при покупке просто удостовериться, что в ПТС занесена соответствующая отметка о внесении платежа за утилизацию.

Тем кто совершает приобретение на вторичном авторынке, помимо тщательной проверки самого ТС, следует также внимательно отнестись к сопроводительной документации на интересующий автомобиль.

Обратите внимание на дату выдачи паспорта приобретаемого автомобиля. В случае если ПТС выдан до вступления в силу ФЗ, то есть до 01.09.2012 уплата утильсбора не потребуется.

Законодательно определены категорий лиц, которым не требуется вносить утилизационный платеж за свои частные автомобили:

  • переселенцы (соотечественники, проживающие за границей, а также беженцы) ввозящие в Россию свои ТС;
  • дипломаты (включая членов семьи), имеющие соответствующий иммунитет;
  • владельцы ретроавтомобилей (старше 30 лет), сохранившие либо восстановившие оригинальную комплектацию авто.

Однако в случае покупки автомобиля у лица, относящегося к одной из вышеперечисленных групп, как и в случае выявления неправомерного уклонения продавцом от внесения соответствующего платежа, последующему владельцу придется исполнить обязанность по уплате утильсбора.

Поэтому, приступая к оформлению сделки купли-продажи, внимательно отнеситесь к изучению сопроводительной документации на приобретаемый автомобиль, а именно обратите внимание на графу особые отметки в ПТС и осведомитесь о причинах неуплаты утилизационного сбора.

Своевременно обнаружив проблему, вы сможете либо отказаться от совершения сделки, либо получить скидку в размере предстоящих затрат на оплату утильсбора.

О том, как не ошибиться с выбором машины с пробегом и на что обратить внимание при оформлении покупки, вы узнаете ознакомившись со следующей .

В случае если у вас возникли сомнения либо вопросы при заключении сделки купли-продажи транспорта, обратитесь за бесплатной консультацией к нашим юристам. Квалифицированные специалисты оценят все риски предстоящей сделки и окажут правовую поддержку.

Следует отметить, что с 01.01.2014 (№278-ФЗ) отменены льготы на транспорт, ввозимый из стран Таможенного союза, а также на автотранспорт, относящийся к международным перевозкам, который ранее попадал под процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.

Будущим автовладельцам следует знать в каких случаях им придется самолично оплачивать утильсбор:

  1. ввоз приобретенного за границей авто ;
  2. приобретение авто у льготников , освобожденных от уплаты утильсбора;
  3. приобретение у правонарушителей , своевременно не исполнивших требование об внесении утильсбора.

В первом случае сбор платежа исполняет Федеральная таможенная служба, а в последующих двух – Федеральная налоговая служба.

Расчет платежа

Если на авто полагается уплатить утильсбор, плательщику следует помнить, что обязанность по расчету взноса и своевременной оплате полностью ложатся на его плечи.

Порядок исчисления и взимания утильсбора, устанавливается Правительством РФ.

В видеоролике представлены размеры установленных в России утилизационных сборов на транспорт.

Размер платежа определяется исходя из базовой ставки и характеристик каждого отдельно взятого ТС (даты выпуска, массы, объема двигателя, шасси).

Калькуляция сводится к вычислению произведения базовой ставки (B) на коэффициент (K), зависящего от параметров конкретного ТС.

Ставки и коэффициенты для расчета утильсбора на все виды автотранспорта представлены в табличном виде:

Калькулятор для физлиц

Базовая ставка (В) для легковых автомобилей на сегодняшний день составляет 20000 рублей .

Коэффициент (К) для иномарок, ввозимых для личного пользования, независимо от характеристик двигателя, составляет:

  • для новых машин – 0,1 ;
  • для транспорта старше трех лет – 0,15 .

Если документы, которые могли бы подтвердить года выпуска авто, утрачены, то год изготовления устанавливается по VIN-номеру автомобиля. Пограничный возраст три года отсчитывается с 1 июля года выпуска ТС.

Исходя из установленных показателей множителей, утильсбор составляет:

  • на новое авто – 2000 рублей ;
  • на транспорт в возрасте от трех лет и старше – 3000 рублей .

Размер платежа плательщик исчисляет сам и вносит сумму по установленному КБК (коду бюджетной классификации) на счет Федерального казначейства (ФК).

Уплата

Следует иметь ввиду, что порядок оплаты утильсбора в случае если автомобиль пригнан из-за границы и в случае приобретения автомобиля, за которое ранее не вносился соответствующий платеж, различен.

Ввоз иномарки

В случае если автомобиль ввозится из-за границы физическим лицом, утильсбор взимается Федеральной таможенной службой (ФТС).

Оформление и оплата должны укладываться в отведенные на сроки.

Для прохождения процедуры полного растаможивания пригнанного транспорта, плательщику необходимо явиться в таможенный орган по месту жительства имея при себе следующие документы:

  • ПТС на оформляемый автомобиль;
  • копии документов, удостоверяющих соответствие ТС данным внесенным в расчет утильсбора
  • договор купли-продажи на автомобиль ;
  • копии платежек
  • копия доверенности

Проверив верность произведенного расчета суммы утильсбора, а также поступление денежных средств на счет ФК, проставляется отметка об оплате в соответствующем разделе ПТС.

Информацию о порядке уплаты, а также узнать КБК и банковские реквизиты вы можете на официальном сайте ФТС .

Приобретение авто без утильсбора

Взимание с автопроизводителей, а также с физических лиц, приобретших ТС без ранее оплаченного утильсбора производит Федеральная налоговая служба (ФНС).

На сайте ФНС функционирует раздел “Утилизационный сбор “, где можно узнать КБК, оформить по соответствующей форме расчет утильсбора, а также записаться на прием в налоговый орган вашего региона.

По истечении 3 рабочих дней с момента перечисления суммы утильсбора на счет ФК необходимо явиться в налоговый орган для подтверждения верности перевода.

При себе плательщик должен иметь ряд документов:

  • заполненную форму расчета утильсбора ;
  • ПТС на оформляемый автомобиль;
  • копии документов удостоверяющих соответствие ТС данным внесенным в расчет утильсбора (одобрение типа шасси ТС, сертификат соответствия, свидетельство о безопасности, заключение техэкспертизы, товаросопроводительная документация);
  • договор купли-продажи (для физлиц приобретших ТС);
  • копии платежек , подтверждающих факт внесения денежных средств по соответствующему КБК.
  • копия доверенности , если плательщик действует через доверенное лицо.

При оформлении документов на самостоятельно собранное авто, следует представить в налоговую копии ПТС автомобилей на основе которых было создано новое ТС. В этой ситуации размер платежа рассчитывается как разность между суммой подлежащей уплате и раннее внесенных сумм утильсбора.

Проверив верность произведенного расчета, а также поступление денежных средств на счет ФК, проставляется отметка об оплате в соответствующем разделе ПТС.

Если вы уплатили неверно рассчитанный утильсбор, вам предстоит либо доплатить недостающую сумму, либо заполнить заявление о возврате излишне внесенных денежных средств.

Выводы

  1. Приобретая очередной автомобиль убедитесь в оплате утильсбора , проверив наличие отметки в соответствующем разделе ПТС.
  2. Обратите внимание на дату выдачи ПТС , если документ датирован ранее 01.09.2012 все в порядке – уплата утилизационного сбора не требуется.
  3. Неуплата утильсбора влечет отказ ГИБДД в постановке транспорта на регистрационный учет . В свою очередь, согласно ст. 12.1. КоАП РФ, управление транспортом не прошедшим госрегистрацию карается наложением штрафа в размере 500-800 рублей , а за очередное нарушение с автовладельца взыщут 5000 рублей либо лишат водительских прав сроком до трех месяцев.

Если у вас остались вопросы связанные с уплатой утилизационного сбора либо возникли спорные ситуации с представителями закона, обратитесь за разъяснениями к нашим правовым экспертам.

Все чаще и чаще граждане жалуются: "Машину продал, а налог приходит!" Как поступить в данной ситуации? Насколько подобное явление можно считать законным? На самом деле все проще, чем кажется. Достаточно разобраться в некоторых особенностях транспортного налога, а также российского законодательства. И тогда никаких проблем у граждан не будет. На что обратить внимание? Почему может приходить налог на проданное транспортное средство? Куда и в каком порядке следует обратиться в подобной ситуации?

О транспортном налоге

Первым делом следует понять, о каком платеже идет речь. - это ежегодный налог, который уплачивается всеми собственниками транспортных средств. Рассчитывается он на региональном уровне с учетом многих особенностей.

Соответственно, платить за машину, которая находится в собственности, придется из года в год. Но можно избавиться от данного платежа. Как именно? Сменить владельца автомобиля. Причем не только фактически, но и документально. Лишь так получится не платить деньги за машину на законных основаниях. И никак иначе.

При смене владельца

Если продавцу внезапно пришел налог на проданную машину, паниковать не следует. По установленным в России правилам, смена владельца имуществом снимает с предыдущего хозяина ответственность по налоговым платежам. Данная прерогатива переходит к новому собственнику. Правило актуально для любого имущества.

То есть, как только у машины меняется владелец, предыдущему хозяину не должны приходить налоги за транспортное средство. Но бывают исключения. В любом случае причин для паники нет. Пришел налог за проданную машину? Платить или нет? Ответ зависит от конкретной ситуации. Какие варианты развития событий могут иметь место?

Об особенностях платежей

Чтобы в полной мере понять, насколько законны выставленные налоговыми органами требования, необходимо узнать о некоторых особенностях налоговых платежей. О чем идет речь?

Дело в том, что если гражданин машину продал, а налог приходит, то явление можно считать законным. Особенно в ситуациях, при которых продажа состоялась недавно. Почему?

По установленным правилам, гражданин расплачивается за свою собственность в году, следующем за тем, в котором имущество было приобретено. Иными словами, если машину купили в 1999 году, то налог придет в 2000-м.

Соответственно, эту особенность должен учесть каждый гражданин. Так что, если пришел транспортный налог на недавно проданную машину, удивляться не нужно. Требование законно. Ведь в грядущем году придется расплачиваться за предыдущие 12 (или менее) месяцев владения имуществом. В данной ситуации заплатить придется.

По доверенности

Сейчас в России весьма часто имущество переходит в собственность по доверенности. То есть покупатель и продавец заключают негласную сделку с расчетом, но по документам оформляется именно доверенность. Фактически же происходит купля-продажа транспортного средства.

Если именно так - человек машину продал, а налог приходит, - то подобные действия тоже можно считать законными. Ведь передача имущества в собственность по доверенности - это предоставление временных прав на машину. Реальным владельцем имущества по документам остается прежний собственник.

Соответственно, платить за машину придется в полной мере. Именно поэтому не рекомендуется заключать мнимую куплю-продажу по доверенности. Подобные махинации доставляют немало проблем продавцам.

По договору

А если сделка была заключена по всем установленным правилам? Как быть, если пришел налог на проданную машину по договору купли-продажи? Уже было сказано - все зависит от конкретной ситуации.

В году, который следует за годом заключения сделки, уплатить налог придется в полной мере, но с учетом количества месяцев владения авто. Стоит отметить, что даже если в том или ином месяце в собственности транспорт находился несколько дней, округление произойдет в большую сторону. Иными словами, месяц идет в зачет как полный при расчете налога.

А вот если уже после указанного периода продолжают приходить транспортные налоги, уплачивать их не нужно. Но и оставлять явление без внимания тоже не следует. Именно собственники имущества должны расплачиваться за свое авто!

Без учета

Пришел налог на проданную машину? Это распространенное явление, которое не должно вызывать панику. Если сделка была заключена официально, то причиной подобного явления может стать то, что покупатель не встал на учет в ГАИ в 10-дневный срок. Именно столько времени отводится гражданину на постановку автомобиля в ГИБДД после заключения сделки купли-продажи.

В данной ситуации рекомендуется обратиться в налоговую службу по своему месту жительства, а также в ГАИ. Сотрудникам придется предъявить доказательства передачи авто в собственность другому гражданину. И тогда налоги прекратят приходить на имя продавца.

Причины казусов

А почему вообще может возникать изучаемая ситуация? У всех проблем есть свои причины. В случае с налогами их более чем достаточно. Почему приходит налог на машину, которую продал?

Среди наиболее распространенных причин выделяют следующие:

  1. Сделка была оформлена фиктивно. Например, имущество передано по доверенности в собственность покупателя. Налоги приходят продавцу на законном основании.
  2. Речь идет о налоге за прошлые годы, в которых продавец еще владел авто. Тоже вполне законное требование. Уплачивать подобный налог необходимо в любом случае.
  3. Сбой в налоговой службе. Иногда приходят гражданам по ошибке. Платить в данной ситуации не нужно, но уточнить все нюансы относительно выставленного счета необходимо.
  4. Покупатель не встал на учет вовремя в ГИБДД. Если пришел налог на проданную машину по договору купли-продажи, который был оформлен законно, платить не потребуется. Всю ответственность за имущество будет нести покупатель. Достаточно доказать законность сделки.
  5. Сбои в системе ГАИ. Они равноценны сбоям в налоговых органах. Как правило, встречаются не слишком часто. Платить не потребуется.

Отныне понятно, по каким причинам может приходить уведомление об уплате транспортного налога. Данная ситуация требует огромного внимания как от покупателя, так и от продавца.

Куда обращаться

Машина продана, а приходит? Если сделка была законной, а платежи за все предыдущие месяцы владения транспортом погашены, продавец должен обратиться в определенные органы. Куда именно?

Предлагается несколько вариантов действий.

  1. Обращение с документами, подтверждающими сделку и переход имущества к другому собственнику, в налоговые органы по месту своей прописки. Гражданин в данной ситуации подтверждает факт того, что авто больше ему не принадлежит. И поэтому платить за него он не должен.
  2. Написание заявления установленного образца в ГАИ. Процесс мало чем отличается от обращения в налоговые службы. Пришел налог на проданную машину, договор потерян? Тогда придется либо доказывать иными способами факт заключения сделки, либо платить. Чаще всего удается воплотить в жизнь именно первый вариант.

В суд обращаются крайне редко при изучаемых обстоятельствах. Как правило, судятся в основном с покупателями, которые не выполнили свои обязательства.

Как действовать, если приходят налоги

Итак, гражданину пришел налог на проданную машину. Что делать? Можно воспользоваться несколькими советами, которые помогут избавиться от лишних проблем.

Если точнее, то гражданин может:

  1. Заняться урегулированием вопросов с покупателем лично. Например, позвонить и узнать, в чем дело. Требуется всеми способами попытаться связаться с покупателем. Если номер неизвестен, высылается письмо с уведомлением. В нем подробно описывается ситуация, а также просьба оформить авто по закону. Все документы, которые могут подтвердить попытки связи с покупателем, требуется сохранить.
  2. Обратиться в ГИБДД с документами, подтверждающими сделку, а также оплату налога за период владения тем или иным транспортным средством до продажи. Обычно после данного шага начнется поиск покупателя с целью наложения на него ответственности за незаконное использование авто без постановки оного на учет.
  3. Разорвать ранее заключенный договор. Пришел налог на проданную машину? Что делать? Как вариант - отказаться от заключенной сделки, уплатить налог и дальше либо пользоваться транспортом, либо оформлять аналогичную сделку с ответственным человеком. Деньги за авто придется вернуть покупателю.

Все это наиболее распространенные варианты действий. Оставлять ситуацию без внимания явно не следует. И платить по всем пришедшим налоговым уведомлениям тоже.

Перед решительными действиями

Если гражданину пришел дорожный налог на проданную машину, не нужно торопиться собирать документы-доказательства заключенной сделки купли-продажи авто. Первым и весьма важным моментом будет являться внимательное изучение пришедшей квитанции.

Вполне вероятно, что период, за который начислен налог, - это время, в котором гражданин владел тем или иным имуществом. За него, как уже было неоднократно сказано, платить придется. Неуплата грозит не только штрафом, но и пенями, которые начисляются за просрочку налоговых платежей.

Соответственно, перед тем как отправляться в налоговую или в ГИБДД, требуется убедиться, что выставленный платеж не является законным. Только в данном случае можно приступать к решительным действиям. Иначе все манипуляции только отнимут время гражданина. А в конечном итоге налоги все равно придется уплатить в полном размере.

Каждому продавцу ТС можно дать несколько рекомендаций, которые помогут избежать проблем в будущем при заключении сделок. Гражданин машину продал, а налог приходит? Чтобы подобных ситуаций не было, достаточно:

  1. Проводить сделку только с добросовестными покупателями. Заранее рекомендуется узнать все контакты для связи с гражданином. Это касается и прописки, и телефонов.
  2. Одновременно снимать транспорт с учета и требовать от покупателя оформления имущества в ГАИ в день сделки, например. Чаще всего именно такой вариант развития событий имеет место.
  3. Запомнить, что юридической формулировки "продажа по доверенности" в России нет. При подобных обстоятельствах имущество передается только на время. А платежи (штрафы, налоги и так далее) будут лежать на законных основаниях на потенциальном продавце. Поэтому лучше всего исключить сделки, связанные с доверенностью.
  4. Желательно вести сопровождение купли-продажи юристом. Так обе стороны будут защищены от недобросовестного поведения продавцов или покупателей.
  5. Все документы складывать в одно место, хранить их, делать копии и заверять у нотариуса. Важно не потерять доказательства, указывающие на факт передачи имущества новому собственнику. В противном случае налоги будут приходить на имя продавца. И уклониться от них не получится.

Все это прекрасные способы, которые обезопасят и покупателя, и продавца от лишних проблем. На самом деле все проще, чем кажется. В действительности только правильная подготовка помогает решить проблемы с налогами.

Итоги и выводы

Отныне понятно, что делать, если машина продана, а налог на автомобиль приходит. На самом деле все проще, чем кажется. Проданная по всем правилам машина не доставит неудобств продавцу.

Не нужно бояться заявлять о своих правах и проведенной сделке. Ведь не всегда те или иные органы работают исправно. И об этом должен помнить каждый. Если гражданин точно может сказать, что налог приходит незаконно, платить его не нужно. Придется предпринимать решительные действия, чтобы добиться справедливости.