Совокупность институтов, систем, служб, обслуживающих рынок и позволяющих рынку выполнять свои функции наиболее эффективно, представляют

  • II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы
  • II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  • II. Основные этапы развития физики Становление физики (до 17 в.).
  • III.2.1) Понятие преступления, его основные характеристики.
  • Основные институты (субъекты) рыночной экономики : домохозяйство, фирмы и государство.

    Домохозяйство – представляет собой хозяйственную единицу, некую совокупность лиц, живущих под одной крышей и принимающих общие финансовые решения. Домохозяйства характеризуются следующими чертами:

    1. Каждое хозяйство принимает единое решение, как будто оно состоит

    из одного человека.

    2. Домохозяйства являются полновластными собственниками экономических

    ресурсов и самостоятельно принимают решения об их продаже

    производителям. Они предоставляют принадлежащие им ресурсы для

    осуществления процесса производства, а на полученные в результате этого

    доходы покупают товары и услуги для личного потребления.

    3. Любое домохозяйство, принимая решения, стремится получить

    максимальное удовлетворение своих потребностей.

    Фирма может быть определена как экономический субъект, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в принятии основных производственных решений. На деньги, вырученные от продажи выпущенных товаров (услуг), фирмы закупают новые ресурсы у домашних хозяйств. Таким образом, домохозяйства формируют спрос на товары (услуги) и предложение ресурсов. Фирмы, напротив, определяют спрос на ресурсы и предложение готовых

    потребительских товаров.

    Государство – собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров (например, военной техники), на содержание государственного сектора экономики, социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия) и т.д.

    Собственность, как институт рынка .

    Собственность - это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ. Таким образом, собственность как экономическая категория может быть понята и раскрыта лишь через всю систему производственных отношений между людьми.

    Согласно марксистскому учению собственность как экономическая категория выражает отношение между людьми по поводу присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе их производства распределения, обмена и потребления.Как юридическая категория собственность есть субъективное толкование объективно сложившихся отношений присвоения, результат общественной потребности в закреплении того, что уже сложилось на практике специфической регулятивной форме общественного сознания.



    Собственность

    Присвоение есть отчуждение объекта собственности субъектом от других субъектов, осуществляемое наряду с экономическими а также насильственными юридическими свойствами.Ассоциации Классификация форм собственности:

    б) по форме права собственности :

    в) по субъектам и объектам:

    Государственная собственность включает различные уровни управления.

    Государственная форма собственности возникает и при необходимости государственной собственности для санации терпящих банкротство негосударственных предприятий. Происходит это на основе национализации фактически убыточных предприятий, их санации с помощью государственных средств и последующей реприватизацией.

    Под частной собственностью понимается всякая негосударственная форма собственности.

    Коллективная собственность России представлена прежде всего в виде кооперативной собственности колхозов, потребительской и других форм кооперации, а также акционерной собственности и собственности совместных, смешанных предприятий.



    Акционерная собственность – наиболее совершенная, гибкая и соответствующая крупному общественному производству.

    Интеллектуальная форма собственности представляет собой присвоение знаний, обмен научной информацией, культурой, искусством, изобретением, на основе которой становится возможной так называемая «утечка мозгов».

    Смешанная собственность включает имущество резидентов и нерезидентов. Развитие форм собственности на современном этапе характеризуется процессом интернационализации отношений собственности, в результате чего появляются совместные, смешанные предприятия, а также транснациональные корпорации.

    Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.

    Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.

    Свободный (конкурентный) рынок — это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает своё равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил.

    Признаки свободного рынка:
    • Неограниченное число участников конкуренции.
    • Признак, свободный доступ и выход с рынка.
    • Абсолютная мобильность всех ресурсов.
    • Наличие поной информации (через цены).
    • Абсолютная однородность продукции.
    • Не один участник конкуренции не может влиять на решение других.
    Функции свободного рынка:
    • Является регулятором экономики.
    • Является средством обеспечения народно-хозяйственных связей.
    • Является орудием информации (через цены)
    • Обеспечивает оптимизацию народного хозяйства.
    • Обеспечивает санацию народного хозяйства.

    Конъюнктура рынка

    Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

    — это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

    Инфраструктура рынка

    Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.

    Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как:
    • биржи
      • торговые
      • валютные;
    • аукционы, ярмарки;
    • предприятия оптовой и розничной торговли;
    • , страховые компании, фонды;
    • биржи труда;
    • информационные центры;
    • юридические конторы;
    • рекламные агентства;
    • аудиторские и консалтинговые фирмы и др.

    Все эти элементы очень тесно связны друг с другом. Если они находятся в равновесии, то вся экономика также находится в . И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.

    Структура рынка

    Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

    Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:
    • Структра рынка по объектам рыночных отношений
      • рынок потребительских товаров и услуг
      • рынок сырья
    • Структура рынка по субъектам рынка
      • рынок покупателей
      • рынок продавцов
    • Структура рынка по географическому положению
      • местный
      • национальный
      • мировой
    • Структура рынка по степени ограничения конкуренции
    • Структура рынка по отраслям
      • автомобильный
      • нефтяной
    • Структура рынка по характеру продаж
      • оптовый
      • розничный
    • Структура рынка по соответствию действующему законодательств
      • легальный
      • нелегальный
      • "черный" рынок

    Функции рынка

    Информационная функция

    Рынок дает объективную информацию об изменяющихся экономических условиях:
    • кол-во произведенной продукции
    • ассортимент
    • качество

    Посредническая фукнция

    Рынок позволяет экономическим агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности. Рынок дает возможность определить, насколько эффективна и взаимовыгодна та или ина я систем отношений между конкретными участниками общественного производства.

    Ценообразующая функция

    Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и количества пользы, которую несет товар для общества.

    Регулирующая функция

    Возникает баланс между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем.

    Стимулирующая функция

    Рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулирует научно-технический прогресс и на его основе повышает эффективность функционирования всей экономики.

    Предприятия, не сумевшие решить проблемы совершенствования, разоряются и погибают из-за , освобождая место для более эффективных. В результате этого постепенно повышается уровень устойчивости всей экономики в целом.

    Преимущества и недостатки рыночного механизма

    Преимущества рыночного механизма

    Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:
    • Эффективное распределение ресурсов, смягчающее .
    • Возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках).
    • Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия.
    • Оптимальное использование достижений (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии).
    • Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свобода выбора и действий экономических субъектов.
    • Способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

    Недостатки рыночного механизма

    Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

    Рынки в национальной экономике

    Общенациональные рынки: понятие, виды, принципы организации

    Общенациональный рынок — это экономическая структура, которая обеспечивает эффективное взаимодействие потребителей и производителей.

    Общенациональный рынок отличается следующими характерными свойствами:
    • процедура обмена основывается на основных экономических закономерностях;
    • процесс взаимодействия потребителей и производителей находит свое выражение в спросе и предложении;
    • является средством эффективного взаимодействия потребителей и производителей.

    Для нормального функционирования рынка процесс движения благ регламентируется нормативно-правовыми актами, что создает его правовое поле.

    В структуру общенационального рынка входят следующие рынки:

    • , включающий в себя процесс обращения ресурсов, необходимых для производства благ. Товаром здесь выступают ресурсы производства, а ценообразование на них происходит в результате взаимодействия спроса и предложения;
    • , включающий в себя обращение специфического товара — капитала, цена за который определяется процентом за использование денег;
    • . Его основу составляют свободные взаимоотношения между работником и нанимателем, а предметом купли-продажи становится труд. Цена на него устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения на него. Предложение — это предложение людей, которые желают трудиться. А спрос — это потребность в сотрудниках определенной квалификации и профессии;
    • Рынок потребительских благ , представляющий собой процесс взаимодействия между производителем и потребителем по поводу блага — результата хозяйственной деятельности.

    Они представляют четыре основных элемента национального рынка — экономические ресурсы, капитал, труд и потребление, функциональное взаимодействие которых и определяет специфику национального рынка.

    Объектом рынка является благо — товары и услуги, которые входят в предмет обращения на рынке.

    Сущность национального рынка связана с его конкретными качественными и количественными характеристиками.

    Основными количественными характеристиками рынка являются:

    • количество производителей на рынке;
    • количество потребителей на рынке;
    • распределение позиций между производителями;
    • степень концентрации рынка, т. е. объем осуществляемых на нем сделок по покупке и продаже благ.

    Основными качественными характеристиками рынка являются:

    • возможность выхода на рынок новых производителей;
    • количество препятствий для выхода на рынок новых производителей;
    • уровень конкуренции на рынке;
    • степень подверженности внешним факторам;
    • наличие и степень взаимодействия с другими рынками, например международными.

    Взаимодействие совокупности качественных и количественных характеристик определяет вид рынка.

    В зависимости от конкретных условий каждый из национальных рынков может существовать как:

    Полиполия - это рынок совершенной конкуренции. Большое количество производителей и потребителей одного вида блага позволяет оперативно реагировать на изменение цены.

    Для функционирования этого вида рынка обязательным условием является свобода поведения всех производителей и потребителей, которые обладают всей информацией о состоянии рынка. Он не подвержен внешнему регулированию и действует свободно, основываясь только на взаимодействии большого количества независимых производителей и потребителей. Существование подобного рынка на практике невозможно, так как на рынке не может быть абсолютно свободных производителей и потребителей, а информация практически никогда не является доступной всем;

    — это рынок, на котором действует только один производитель определенного блага и множество потребителей. Производитель, занимающий монопольное положение на рынке, предлагает уникальное благо, которое не может быть заменено другим, и устанавливает цену на него самостоятельно;

    Монополистическая конкуренция - это рынок, на котором действует несколько крупных производителей однородного блага. Это благо по своей сути однородно, но каждый монополист представляет его с отличительными, уникальными для него особенностями — сегмент продукции. Каждый монополист обладает необходимой экономической властью, чтобы самостоятельно устанавливать ценовую политику на производимое им благо, но она ограничена до той степени, когда потребитель вынужден будет перейти на использование товара-заменителя. В этих условиях деятельность монополиста направлена на усиление степени индивидуальности предлагаемого им блага (например, с помощью, определенной торговой марки, бренда, знака);

    — это рынок, на котором несколько производителей однородного по своему составу блага принимают соглашение о выработке единой ценовой политики и объемов предложения. На нем существует тенденция к стабильности ценовой политики, а выход на него новым производителям либо затруднен, либо невозможен.

    Структура общенационального рынка неоднородна, в нее входит большое количество более мелких рынков. Обычно они специализируются на обращении определенного экономического ресурса или блага. Взаимодействие этих рынков национальной экономики и составляет суть общенационального рынка, определяет его динамику и темп развития.

    Провалы рынка

    К провалам рынка относятся:

    • естественные монополии — одна фирма удовлетворяет весь спрос на продукцию, так как, чем больше она производит, тем ниже ее средние издержки. К естественным монополиям относят железные дороги, энергетическую систему страны, метрополитен и т.д. Усиление конкуренции, т.е. появление других фирм-производителей, снижает эффективность использования ограниченных ресурсов, так как новым фирмам в ходе конкурентной борьбы пришлось бы прокладывать параллельные коммуникации;
    • информационная асимметрия проявляется в том, что один экономический агент обладает большей информацией о каком-либо предмете или явлении, чем его партнер. В этом случае он оказывается в более выигрышном положении и может извлечь из него сверхприбыль. Информационная асимметрия особенно сильно проявляется в таких отраслях, как образование и здравоохранение, так как человек не в состоянии оценить заранее квалификацию учителя или врача. При свободном рынке (без вмешательства государства) такая ситуация привела бы к ухудшению качества образования и медицинских услуг, и, следовательно, снизила бы благосостояние общества;
    • — ситуация, когда действия какого-либо экономического агента сказываются на третьих лицах, не имеющих отношения к данному экономическому агенту. Примером негативного внешнего эффекта может послужить загрязнение окружающей среды производственным предприятием, громкая музыка у соседей и т.п. В то же время бывают и позитивные внешние эффекты, например, расположение пасеки рядом с плодовым садом (пчелы опыляют цветы, увеличивая урожайность и количество меда). Поскольку при свободном рынке производитель не интересуется создаваемыми им внешними эффектами, и в большинстве случаев они наносят вред, государство должно взять на себя контроль за ними;
    • — блага, которыми пользуются все члены общества без исключения, а их объем и качество не зависят от количества потребителей. К таким благам относятся национальная оборона, свод законов, правопорядок, система здравоохранения и т.д. Рынок не в состоянии производить такие блага, поскольку он не может обеспечить оплату этих благ (так как никого невозможно исключить из пользования этим благом). Государство, собирая , в состоянии обеспечить финансирование общественных благ.

    Она включает не только анализ моральных норм и моральных ценностей , но и пытается применять результаты такого анализа к совокупности институтов, технологий, сделок, действий и помогает осуществлять то, что мы называем бизнесом.  

    Кредитный механизм- это совокупность, институтов, способов и методов кре-  

    Совокупность институтов образует институциональную  

    В-четвертых, в совокупность институтов включена рыночная инфраструктура . В нее входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи , банки, государственные бюджетные учреждения.  

    РЫНОК, совокупность институтов, обеспечивающих взаимодействие между покупателями и продавцами и способствующих обмену.  

    ГОСУДАРСТВО - совокупность институтов власти, обслуживающих интересы общества. Вплоть до XX в., пока главной движущей силой развития были  

    Во-вторых, в рассматриваемую совокупность институтов входят органы государственного контроля и регулирования. Здесь имеются в виду учреждения по санитарному, эпидемиологическому и экологическому контролю налоговая система органы финансово-кредитной политики государства.  

    Используя понятие "института", функциональные экономические системы можно определить как совокупность институтов и институциональных организаций, формирующих механизмы саморегуляции рыночной экономики.  

    Собственно, уже структуризация социальной системы , ее представление в виде определенным образом построенной совокупности институтов, учреждений, предприятий и организаций объективно выдвигают их в качестве непосредственного объекта исследования . Вся система официальных, политических, юридических, трудовых, хозяйственных, административных и других отношений ориентирована и реализуется, прежде всего, в соответствии с формой, содержанием, статусом выделенных организаций. Их разграничение и классификация стали необходимой основой построения системы государственного управления , формирования и осуществления процедур корреспонденции и взаимодействия с ними самостоятельных юридических и физических лиц.  

    Нужна более энергичная и ясная позиция государства. Я говорю о государстве, как о совокупности институтов. К сожалению, по определению, это монополист. Но монополист, в который могут встраиваться механизмы конкуренции.  

    Самый важный вывод из этой главы состоит в том, что институциональная система играет важную роль в функционировании экономики. Об этом свидетельствует приведенный выше пример с продажей жилья. Большая совокупность институтов создает основу для работы массового рынка жилья и рынка капитала . Институты, обеспечивающие права собственности , и многочисленные добровольные организации, облегчающие обмен, имеют очень важное значение для существования сравнительно эффективного рынка жилья в США - более эффективного, чем в странах "третьего мира" и даже когда-то в Соединенных Штатах. Однако я настойчиво подчеркиваю, что некоторые институциональные ограничения повышают трансакционные издержки . Поэтому рынок в целом представляет собой смешение институтов некоторые из них увеличивают эффективность, а некоторые - снижают. Тем не менее, если сравнить институциональную систему в США, Великобритании, Франции, Германии и Японии с институциональной системой в странах "третьего мира" или же в развитых странах, но в прошлом, то мы увидим, что существующая институциональная система имеет критически важное значение для экономического успеха - ив сравнении между развитыми странами и государствами "третьего мира", и в историческом разрезе. Пути и способы развития институциональных ограничений во времени и их влияние на параметры функционирования экономики - это тема последующих частей и глав данной книги.  

    Однако было бы ошибкой думать, что успешные траектории развития могут быть повернуты вспять (или наоборот) в результате незначительных событий или ошибок. Вспомните, что возрастающая отдача заложена в природе институциональной матрицы, составленной из комплекса взаимозависимых правил и неформальных ограничений , совокупность которых определяет экономическую деятельность отдельные конкретные изменения формальных и неформальных ограничений могут, конечно, изменить содержание экономической деятельности, но не способны полностью изменить направление траектории экономического развития . Изложенная выше история аграрного вопроса в США ясно показывает, что, хотя некоторые законодательные акты были неэффективными, действующая совокупность институтов ослабляла неэффективные последствия этих актов (институциональная система включала не только Статут северо-западных территорий, но также два предшествующих статута, допол-  

    Институциональная инфраструктура представляет собой совокупность институтов необходимых для управления экономикой , и общественной жизнью. Это организации и учреждения законода- i тельной, судебной и исполнительной власти , обеспечивающие эффективные условия хозяйствования и повседневной жизни.  

    В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение по каждому показателю функционирования с эталонным аналогом, имеющим лучшие результаты по интегральному показателю . Таким образом, базой получения рейтинговой оценки служат не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из совокупности объектов в соответствующих сферах бизнеса.  

    Проводимая в стране радикальная экономическая реформа предполагает значительные изменения совокупности социально-экономических условий функционирования высших учебных заведений. Общепризнанно, что эффективность экономического развития страны по рыночному пути во многом зависит от состояния кадрового потенциала , профессиональной, технической, экономической и научной подготовки специалистов и в меньшей степени - от накопления материальных ценностей . Это обязывает рассматривать высшую школу как институт государства и одновременно как институт рыночной экономики , обеспечивающий непрерывное предоставление широкого спектра образовательных услуг отдельным лицам и хозяйствующим субъектам, побуждая их к совершенствованию предпринимательской деятельности . Имеется взаимосвязь между рынком образовательных услуг (разновидность рынка вообще) и рынками квалифицированной (специалистов) и неквалифицированной рабочей силы .  

    Институциональная особенность. С институциональной точки зрения мировой кредитный и финансовый рынок - это совокупность кредитно-финансовых учреждений , через которые осуществляется движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений . К этим учреждениям относятся частные фирмы и банки, прежде всего ТНК и ТНБ, фондовые биржи (примерно 40% всех операций), государственные предприятия , правительственные и муниципальные органы (более 40%), (около 20%). Институциональная структура мирового рынка ссудных капиталов относительно устойчива в отличие от мировой валютной системы , которая периодически подвергается реорганизации в результате ее структурного кризиса . Операциями на этом рынке занимается примерно 500 крупнейших банков из общего числа банков в мире, достигающего 50 тыс. Они расположены в мировых финансовых центрах разных континентов.  

    Другие авторы рассматривают финансовую политику как часть экономической политики государства , представляющую собой - совокупность бюджетно-налоговых , иных финансовых инструментов и финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики [Финансы, денежное обращение и кредит, с. 4].  

    В рассмотренной выше классификации финансовых рынков отсутствуют рынок страховых полисов и пенсионных счетов, а также ипотечные рынки . Это особые рынки со своими финансовыми инструментами и институтами - сберегательными учреждениями , действующими на договорной основе. Их значимость неуклонно повышается в частности, в США по объему совокупных финансовых активов они более чем в полтора раза превышают совокупные активы коммерческих банков , сберегательных институтов и кредитных союзов.  

    Макроэкономика (ma roe onomi s) - наряду с микроэкономикой один из двух основных разделов экономической теории , изучающий национальную экономику на агрегированном уровне как единое целое, состоящее из совокупности институтов, рынков и участников рынка . Макроэкономика опирается на обобщенные показатели, полученные путем суммирования показателей отдельных отраслей и секторов экономики , а также на макроэкономические модели , характеризующие закономерности взаимодействия агрегированных показателей . Макроэкономика служит для анализа влияния государственной экономической политики на такие переменные, как экономичес-  

    Одним из важнейших направлений конструкторской унификации является сокращение номенклатуры изделий , имеющих одинаковое или сходное эксплуатационное назначение. Оно реализуется в первую очередь путем создания параметрических рядов (гамм) изделий. Каждый ряд представляет собой совокупность изделий , аналогичных по кинематике, рабочему процессу , но различных по габаритным, мощностным или другим основным эксплуатационным параметрам (грузоподъемность грузового автомобиля или крана, рабочий объем двигателя, производительность компрессора и т. д.). Параметрический ряд, как правило, создается в соответствии с ГОСТ 8032-84 Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел. Обычно пользуются четырьмя десятичными рядами R5 RIO , R20 R40 с соответствующими знаменателями геометрической прогрессии 1,6 1,25 1,12 1,06. Расчет параметрических рядов для выбора экономически рационального разрежения ряда производится по Типовым методикам оптимизации параметрического (типоразмерного) ряда и соответствующей типовой методике для многомерных рядов. Имеются экономико-математические модели их оптимизации, основанные как на классических методах в условиях непрерывности и дифференцируемости функции затрат и функции спроса и наличии экстремума общих затрат , так и неклассических

    Понятие феномена «институт» и функции институтов

    Феномен «института» как определенной категории возник в рамках социологической теории. Среди авторов, которые разрабатывали теорию «институтов», следует отметить таких ученых, как Джон Ролз, Торстейн Веблен, Дуглас Норт.

    В социологической теории, институты представляют собой определенные правила, определенные механизмы, обеспечивающие их выполнение, и определенные нормы поведения, в которых структурируются регулярные формы взаимодействия между людьми.

    Замечание 1

    Применительно к экономике, основная мысль этой теории состоит в том, что на реальных экономических рынках свобода рыночных сил, как правило, ограничена различными «институтами», многочисленными ограничениями, как формального плана (законодательные акты государства в области регулирования экономики) и неформального плана (различного рода договора (контракты), нормы экономического поведения предпринимателей, их этическое поведение).

    Таким образом, можно сказать, что «институт» – это установленные обществом правила игры, по которым вынуждены играть участники этой игры.

    Институциональную систему можно рассматривать:

    • как совокупность правил поведения людей, регламентирующих взаимоотношения между ними, существует в любых коллективах.
    • в ней определяется движение основных этапов воспроизводственного цикла: процессы производства, распределения, обмена и потребления.
    • через систему институтов задается структура мотивов, которые определяет необходимость человеческого взаимодействия, как в сфере политики, социальной жизни общества национальной экономики. Такие мотивы получили название побудительных.
    • в системе институтов находит свое отражение то обстоятельство (конкретный исторический факт), каким образом общество развивается в исторической перспективе, во времени. То есть, изучая развитие и историю различных институтов, мы можем спрогнозировать развитие различных институтов в конкретной стране, возможность использования опыта других стран.

    Главные функции, которые выполняет феномен «институтов» в обществе:

    • координация действий разных индивидов (в том, числе организаций), которая позволяет осуществить экономию на затратах по осуществлению ответных реакций на возможные действия других участников взаимодействия;
    • предвидеть и отсечь негативную реакцию тех участников взаимодействия, действия которых могут привести к применению санкции, величина ущерба от которых может превысить выгоду от их свершения;
    • осуществить необходимое перераспределение ресурсов, затрат и выгод, посредством как прямых по содержанию действий (например, законодательство по налогам), так и косвенных, путем ограничения каких-либо действия, либо осуществить их координацию.

    Особенности рынка как экономического института

    В теории ИЭ используется такое определение: «институт – это совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля за их соблюдением и защиты».

    Рассмотрим, каким образом, концепцию «института» возможно применить к концепции «рынок».

    В экономической жизни общества существует определенный институт, в рамках которого осуществляется взаимодействие субъектов с определенной целью этого взаимодействия. Данный институт носит название «рынка» и представляет собой систему экономических отношений между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), а также внутри групп продавцов (производителей) и покупателей (потребителей) с целью получения определенной выгоды наиболее эффективным способом для всех субъектов рынка.

    На рынке представлены две основные группы участников или субъектов: продавцы на одном полюсе и покупатели – на другом. Между ними осуществляется определенное взаимодействие, определяемое как обмен, которое может носить характер как коммерческого (предпринимательского) взаимодействия или деятельности, основной целью которой является получение выгоды всеми участниками процесса – прибыль для продавцов (производителей) и решение проблем различного рода для покупателей (потребителей), так и некоммерческого, то есть без получения прибыли. Основой этого взаимодействия является наличие на рынке как минимум двух субъектов, каждый из которых имеет что-либо, что представляет ценность для другой стороны. Кроме того, субъекты обмена свободны в выборе решения о вступлении во взаимодействие.

    Деятельность на рынке осуществляется в условиях конкуренции, как между продавцами, так и между покупателями.

    В рамках данной концепции делаются различия между производителями и продавцами, покупателями и потребителями как между общим и единичным.

    Замечание 2

    Субъекты производители и продавцы могут совпадать, если производитель сам вступает в обмен с покупателем, но продавец может и не быть производителем. Покупатель и потребитель тоже могут совпадать, если покупатель сам потребляет предмет обмена (товар, услуги), а могут быть и различными.

    Субъекты – продавцы (производители) представляют на рынке «предложение», то есть все, что находится на рынке, продается на нем или может быть на него доставлено для обмена. Предложение – это ценность, которой обладает продавец (производитель).

    Субъекты – покупатели (потребители) представляют на рынке «платежеспособный спрос», то есть осознанную нужду в чем-либо, обеспеченную платежными (денежными) средствами. Спрос – это ценность, которой обладает покупатель (потребитель).

    Итак, экономический институт «рынок» представляет собой:

    • определенную совокупность экономических правил поведения людей, регламентирующих взаимоотношения между ними на рынке (свобода выбора партнера, наличие конкуренции);
    • в рынке определяется движение основных этапов воспроизводственного цикла: процессы производства, распределения, обмена и потребления. Процессы производства создают необходимый продукт («предложение»), который должен соответствовать определенным ожиданиями потребителей, подкрепленных денежными средствами («спрос»), который должен быть доставлен на рынок через каналы распределения и обменен в системе сферы обращения (обмен) и далее весь цикл повторяется;
    • система мотивов на рынке, определяется необходимостью эффективного человеческого взаимодействия в сфере национальной экономики (получение выгоды всеми сторонами – участниками института);
    • в системе современных экономических институтов нашло свое отражение то обстоятельство, что конкретный исторический факт – необходимость рынка, рыночной экономики, было признано одним из наиболее эффективных способом организации экономической жизни современного общества.

    Переход к рыночной экономике в постсоциалистических странах - сложный, многофакторный и длительный процесс. Основное значение в построении рыночных отношений имеет создание адекватной законодательной и институциональной базы, организационной инфраструктуры. В экономической теории, представленной различными научными и идеологическими школами, встречается множество определений рынка, рыночной экономики. Вот некоторые из них.

    Рынок - всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги. С системной точки зрения, рынок - это совокупность экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена на них.

    Рыночная экономика - экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. С системных позиций - это совокупность всех образующих экономику рынков продуктов и ресурсов и действующих между ними связей; механизм, позволяющий складывающимся на этих рынках ценам распределять экономические ресурсы, обеспечивать информацию о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками ресурсов, и согласовывать эти решения.

    Этим не исчерпывается многообразие определений. Их генезис и сущность можно изучить в курсе теоретической экономики. Для данного пособия вполне уместно и достаточно руководствоваться дефиницией рынка с точки зрения институциональной теории, которая определяет понятие «рынок» как совокупность институтов 1 ,

    ___________________

    В соответствии с наиболее признанной формулировкой, под институтами понимаются формальные и неформальные правила, структурирующие формы социальных взаимоотношений во всех сферах общественной жизни, а также механизмы их соблюдения. Из сказанного следует, что институты выступают как ограничения социальных действий в самом широком понимании или как правила игры в тех или иных секторах общего социального пространства.

    обеспечивающих организацию совместной экономической деятельности людей, экономического обмена между ними в форме купли-продажи товаров и услуг, основанного на таких базовых принципах, как:

    Частная собственность;

    Добровольное и эквивалентное взаимодействие самостоятельных и независимых экономических субъектов;

    Конкуренция.

    Совокупность институтов образует целостную систему, или институциональную среду. И «рыночность» институтов определяется соответствием их характера основным принципам рыночной экономики. В их число входят принципы:

    Свободы хозяйственной деятельности;

    Всеобщности рыночных отношений;


    Плюрализма и равноправия форм собственности;

    Саморегулирования хозяйственной деятельности;

    Свободного ценообразования;

    Самофинансирования и экономической ответственности;

    Гармоничного сочетания государства и рынка. Степень, в которой реализуются эти принципы, указывает на уровень зрелости рыночных институтов как формальных (правовые нормы, законы и нормативные акты, «писаные правила», организации, учреждения), так и неформальных (моральные нормы, традиции, обычаи, общественное мнение и др.). Развитой рынок представляет собой систему «институциональных ограничений» (Д. Норт), в рамках которой утверждаются рыночные ценности, институциональное пространство деятельности хозяйственных агентов.

    При анализе рыночных институтов, в том числе различных видов рынков, важны как макроуровень, блоки национальной статистики, системные схемы (модели) экономики, так и микроуровень - совокупность экономических субъектов (предпринимателей, наемных работников, потребителей и т.д.).

    Активный и мотивированный хозяйственный агент способен стать исходным пунктом всех рыночных построений. При этом в число основных агентов рынков входят не только предприятия и домашние хозяйства, но также органы государственного управления и общественные организации.

    Задача научного анализа состоит в том, чтобы проследить, как выстраиваются институциональные формы в повседневном взаимодействии предпринимателей, работников, потребителей, в том числе: как осуществляется доступ к ресурсам, производится контроль за деятельностью хозяйственных агентов; какие отношения складываются у них с представителями власти, общественными институтами и др.; как образуются сети неформального обмена услугами; как формируется этика трудовых и деловых отношений? Ответы на эти вопросы помогают глубже и яснее понять механизмы функционирования рынка.