Теоретические основы функционирования рыночной экономики. Финансовый рынок. Финансовый рынок – совокупность рыночных институтов, направляющих поток денежных средств от их собственников к заемщикам

5. нет верного ответа

10. По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на:

1) мега-. макро-, микроуровень

Макро-, мезо-, микроуровень

3) макро-, микроуровень

4) макро-, мезоуровень

5) все варианты верны;

11. Воспроизводственная структура национальной экономки характеризует:

Соотношение между стадиями воспроизводства валового внутреннего продукта (производством и потреблением, потреблением и накоплением, производством товаров и сферой услуг и др.).

2. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

3. соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

4. соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

5. пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

12. Социальная структура национальной экономки характеризует:

13. Отраслевая структура национальной экономки характеризует:

1. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

Соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

3. соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

4. пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

5. формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также систему культурно-ценностных норм и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

14. Технологическая структура национальной экономки характеризует:

1. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

2. соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

Соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

4. пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

5. формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также систему культурно-ценностных норм и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

15. Региональная структура национальной экономки характеризует:

1. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

2. соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

3. соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

Пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

5. формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также систему культурно-ценностных норм и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

16. Институциональная структура национальной экономки характеризует:

1. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

2. соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

3. соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

4. пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

Формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также систему культурно-ценностных норм и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

17. Под институтами в современной теории понимаются:

1. государственные учреждения;

2. «правила игры» в обществе или «созданные человеком» ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также система мер, обеспечивающая их выполнение;

3. система этических норм поведения;

4. меры государственного регулирования;

5. нет верного ответа.

18. Институты делятся на:

1. государственные и частные;

2. внутренние и внешние;

3. формальные и неформальные;

4. все варианты верны;

5. нет верного ответа.

19. Для становления и развития национальной экономики существуют следующие виды предпосылок:

1. общесистемные, системные и внутрисистемные;

2. внутренние и внешние;

3. внутриполитические и внешнеполитические;

4. все варианты верны;

5. нет верного ответа.

20. Общесистемные предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь включают:

Определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства

2) единство экономического и институционально-правового пространства

3) обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики

4) наличие политических факторов, определяющих модель развития страны

5) все варианты верны

21. Системные предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь включают:

1) определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства

Тест 4.6
Какой из этих признаков свидетельствует об отсутствии конкуренции в отрасли:
а) уровень прибыли ниже нормального для данной экономики;
б) неспособность фирмы данной отрасли к расширению производства;
в) невозможность другим фирмам “войти” в данную отрасль;
г) более низкий отраслевой уровень оплаты труда, чем в целом по стране.
*** Правильные ответы: в).
Одним из основных признаков конкуренции является отсутствие барьеров как для вхождения в отрасль, так и для выхода из нее. Чем сильнее такие барьеры, тем менее конкурентной является данная отрасль. Все остальные характеристики не нарушают принципа конкурентного поведения.
Тест 4.7
Решение проблемы “что производить” в рыночной экономике связано с:
а) определением уровня специализации экономики;
б) выбором между производством средств производства и производством предметов потребления;
в) формированием такой системы, развитие которой находится в компетенции правительства;
г) развитием совершенной конкуренции.
*** Правильные ответы: г).
Поскольку речь идет о рыночной экономики, то при решении всех задач экономического развития используется рыночный механизм. А этот механизм основан на конкуренции. В частности, задача “что производить” решается на основе ценовых сигналов со стороны рынка. Цены на рынке, с одной стороны, являются результатом конкуренции, а, с другой стороны, являются важным критерием потребительского выбора.
Тест 4.8
Рыночная экономика ориентирована на:
а) удовлетворение общественной потребности в конкретном благе;
б) удовлетворение социальных потребностей;
в) удовлетворение стратегических политических потребностей развития нации;
г) удовлетворение платежеспособного спроса;
д) выполнение указаний властных структур
*** Правильные ответы: г).
Функцией рыночного механизма является обеспечение равновесия между спросом и предложением. Таким образом, рыночная экономика ориентирована на удовлетворение платежеспособного спроса. Решение всех остальных задач призвано решить государство.
Тест 4.9
В рыночнойэкономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, в конечном итоге решают потребители. Верно ли это утверждение?
а) да;
б) нет.
*** Правильные ответы: а).
Данную задачу решают потребители, так как именно они формируют спрос в определенном количестве товаров и услуг. В соответствии с потребительскими предпочтениями осуществляется производство тех или иных товаров и услуг.
Тест 4.11
Товаропроизводитель, расширение или сохранение деятельности которого ведет к уменьшению рыночной доли другого товаропроизводителя, являющегося субъектом рынка этого или же другого товара является по отношению к нему … (указать одним словом).
*** Правильные ответы: конкурентом. Свобода предпринимательства, свобода выбора и личный интерес формируют отношения состязательности – конкуренции междуучастниками рыночного обмена. Одним из главных объектов конкуренции является объем рыночных продаж.
Тест 4.13
Совокупность институтов, систем, служб, обслуживающих рынок и позволяющих рынку выполнять свои функции наиболее эффективно, представляют собой рыночную … (указать одним словом).
*** Правильные ответы: инфраструктуру.
Инфраструктура – это обязательный компонент любой экономической системы. С одной стороны, это совокупность организационно-правовых форм, а с другой – совокупность определенных институтов, которые обеспечивают нормальное функционирование системы. Применительно к рынку, это такие институты как биржи, аукционы и ярмарки, банковская система, таможенная система и др.

Переход к рыночной экономике в постсоциалистических странах - сложный, многофакторный и длительный процесс. Основное значение в построении рыночных отношений имеет создание адекватной законодательной и институциональной базы, организационной инфраструктуры. В экономической теории, представленной различными научными и идеологическими школами, встречается множество определений рынка, рыночной экономики. Вот некоторые из них.

Рынок - всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги. С системной точки зрения, рынок - это совокупность экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена на них.

Рыночная экономика - экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. С системных позиций - это совокупность всех образующих экономику рынков продуктов и ресурсов и действующих между ними связей; механизм, позволяющий складывающимся на этих рынках ценам распределять экономические ресурсы, обеспечивать информацию о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками ресурсов, и согласовывать эти решения.

Этим не исчерпывается многообразие определений. Их генезис и сущность можно изучить в курсе теоретической экономики. Для данного пособия вполне уместно и достаточно руководствоваться дефиницией рынка с точки зрения институциональной теории, которая определяет понятие «рынок» как совокупность институтов 1 ,

___________________

В соответствии с наиболее признанной формулировкой, под институтами понимаются формальные и неформальные правила, структурирующие формы социальных взаимоотношений во всех сферах общественной жизни, а также механизмы их соблюдения. Из сказанного следует, что институты выступают как ограничения социальных действий в самом широком понимании или как правила игры в тех или иных секторах общего социального пространства.

обеспечивающих организацию совместной экономической деятельности людей, экономического обмена между ними в форме купли-продажи товаров и услуг, основанного на таких базовых принципах, как:

Частная собственность;

Добровольное и эквивалентное взаимодействие самостоятельных и независимых экономических субъектов;

Конкуренция.

Совокупность институтов образует целостную систему, или институциональную среду. И «рыночность» институтов определяется соответствием их характера основным принципам рыночной экономики. В их число входят принципы:

Свободы хозяйственной деятельности;

Всеобщности рыночных отношений;


Плюрализма и равноправия форм собственности;

Саморегулирования хозяйственной деятельности;

Свободного ценообразования;

Самофинансирования и экономической ответственности;

Гармоничного сочетания государства и рынка. Степень, в которой реализуются эти принципы, указывает на уровень зрелости рыночных институтов как формальных (правовые нормы, законы и нормативные акты, «писаные правила», организации, учреждения), так и неформальных (моральные нормы, традиции, обычаи, общественное мнение и др.). Развитой рынок представляет собой систему «институциональных ограничений» (Д. Норт), в рамках которой утверждаются рыночные ценности, институциональное пространство деятельности хозяйственных агентов.

При анализе рыночных институтов, в том числе различных видов рынков, важны как макроуровень, блоки национальной статистики, системные схемы (модели) экономики, так и микроуровень - совокупность экономических субъектов (предпринимателей, наемных работников, потребителей и т.д.).

Активный и мотивированный хозяйственный агент способен стать исходным пунктом всех рыночных построений. При этом в число основных агентов рынков входят не только предприятия и домашние хозяйства, но также органы государственного управления и общественные организации.

Задача научного анализа состоит в том, чтобы проследить, как выстраиваются институциональные формы в повседневном взаимодействии предпринимателей, работников, потребителей, в том числе: как осуществляется доступ к ресурсам, производится контроль за деятельностью хозяйственных агентов; какие отношения складываются у них с представителями власти, общественными институтами и др.; как образуются сети неформального обмена услугами; как формируется этика трудовых и деловых отношений? Ответы на эти вопросы помогают глубже и яснее понять механизмы функционирования рынка.

Институты и рынок теснейшим образом взаимосвязаны. Институты обеспечивают правовые, психологические и морально-этические предпосылки рыночного хозяйства, стимулируют развитие рыночных структур (или, наоборот, тормозят из развитие), осуществляют надзор и регулирование в сфере рынка, в том числе через саморегулирующие негосударственные организации.

Рынки требуют наличия норм и правил, которые гарантируют осуществление контрактов и исполнение имущественных прав, судебную защиту по этим вопросам, четкое определение прав собственности, трансакционных издержек, рыночное решение проблемы внешних эффектов, проведение процедур банкротства, конкуренцию.

Эффективность рынков зависит от силы поддерживающих институтов, помогающих определить ожидания рыночных агентов в отношении регулирующих их операции процедур. Институты влияют на методы участия и переговоры между участниками рынка, через систему стимулов формируют характер реакции и действий агентов.

В институциональном анализе рынка выделяют «конституцию рынка – совокупность норм поведения экономических агентов, делающих возможным совершение сделок на рынке и достижения равновесия на нем». Нормы такой конституции включают:

а) сложный утилитаризм – максимизацию индивидом своей полезности (благосостояния) на основе продуктивной деятельности во взаимодействии с другими индивидами;

б) целерациональное действие , которое конкретизирует поведение индивида так, чтобы используя окружающих, максимизировать свою полезность. Это предполагает также возможность нанесения ущерба другим в результате оппортунизма, т.е. преследование личного интереса с использованием коварства, обмана, служебных преступлений. Однако устранение неполноты информации, использование специальных процедур при заключении контрактов, в том числе при найме на работу, направлены против превращения целерациональго действия в оппортунизм;

в) доверие , т.е. ожидание от других участников сделки выполнения своих обязательств, платежей, своевременных поставок, погашение долгов и т.д.;

г) эмпатия , т.е. принятие решений индивидом путем постановки себя на место контрагента, что позволяет лучше учесть возможные последствия не только с позиций эффективности, но и справедливости, морально-этического аспекта;

д) свобода – и как независимая от других деятельность, и как самостоятельность в этой деятельности (бизнес, созданный своими руками и с нуля);

е) законопослушность , уважение к законам и нормам-институтам. Кстати еще И. Кант говорил, что человек является тогда свободным, когда он подчиняется, но не другим людям, а только законам.

4. Рыночное решение проблемы внешних эффектов: теорема Коуза

Потенциал рыночного механизма очень велик, и он может быть эффективно применен в тех случаях, где традиционно используются нерыночные методы. Это, прежде всего, касается проблем внешних эффектов (экстерналий), которые существуют, если фирмы или люди за пределами рынка, заключенной сделки, навязывают другим, не участвующим в сделке, издержки или выгоды, не включаемые в цены. Рыночные отношения – добровольны , а внешние эффекты (отрицательные) – загрязнения окружающей среды, шумы аэропортов – навязываются, например, населению, без его согласия, без всяких компенсаций. Традиционное решение этой проблемы связано с государственным воздействием (контроль, запреты, штрафы), которое не является эффективным. Рыночное же решение оказывается более действенным. Например, введение налога на загрязнения (налоги А. Пигу). Они гораздо эффективнее, чем запреты сверх какого-то предела. Они стимулируют сокращение загрязнений фирмами.

Правда, недостаток в том, что этот налог может быть включен в цену продукции. Рыночное решение – на основе права собственности на ресурсы, денежной оценки ресурсов и внешних эффектов для третьих лиц, количественной определенности трансакционных издержек (затраты на осуществление сделки – юридическое оформление, страховка, переговоры) еще более эффективно. Известна теорема Р. Коуза о равенстве частных и социальных издержек (частные издержки плюс внешние эффекты) при четких правах собственности и не слишком больших трансакционных издержках и размерах сделки. В результате переговоров внешние эффекты могут быть устранены (компенсированы, куплены).

Формулировка теоремы Р. Коуза (1960 г.), в интерпретации Д. Стиглера: если права собственности всех сторон (участников сделки и третьих лиц) четко определены, трансакционные издержки равны нулю, то конечный результат и структура производства не зависят от изменений в распределении прав собственности. Рассмотрим три примера: 1) фермер, пастух и стадо; 2) озеро, лем, курорт; 3) супермакет «Вестер» и жильцы.

1. Прогоняя стадо на пастбище, пастух вынужден вести его около фермерского поля. Если стадо увеличится на одну корову, это приведет к убыткам фермера из-за дополнительной потравы посевов на 1 ц зерна или 80 долл (20 долл прямые затраты + 60 долл недополученной прибыли). Если издержки увеличения стада на 1 корову равны для пастуха 50 долл, то социальные издержки составят (частные+ внешний отрицательный эффект) 130 долл (80+50), а социальная выгода 100 долл (цена продажи коровы). Существует «обоюдный интерес» пастуха и фермера сохранить этот статус-кво, причем избегание ущерба для фермера перекладывает ущерб на пастуха.

В нашем случае увеличение поголовья стада – отрицательный внешний эффект, т.к. социальные издержки превышают социальную выгоду: 100-130=-30 долл.

Есть два варианта распределения права на запрещение вредного использования: а) оно принадлежит фермеру; б) оно принадлежит пастуху. По варианту «а» фермер запретит пастуху проход стада, увеличенного на одну корову. Пастух готов предложить за разрешение 50 долл (цена коровы за вычетом издержек на ее выращивание), тогда как фермер потребует минимум 60 долл (недополученная прибыль из-за потравы или из-за отказа выращивания зерна около дороги). В этом случае, согласие на увеличение стада не будет получено и структура производства останется прежней в соответствии с теоремой Коуза.

По варианту «б» право прохода принадлежит пастуху и он согласится отказаться от выращивания дополнительной коровы за любую сумму, превышающую его прибыль от выращивания, т.е. 50 долл (100-50). Фермер же готов заплатить сумму до 60 долл (прибыль от продажи 1 ц зерна, находящегося под угрозой потравы скотом). Торг между ними определит сумму сделки между 50 и 60 долл, в результате которой фермер сохранит свое производство, а пастух не увеличит стадо.

Но в этом случае будет перераспределение дохода в пользу пастуха. В этом заключается эффект дохода в теореме Коуза: первоначальное распределение прав собственности влияет не на структуру производства, а на относительное благосостояние сторон.

2. Некто «А» является собственником большого участка спелого леса и заключает сделку на его вырубку с лесопромышленником «В». Но эта сделка выступает как отрицательная экстерналия для хозяина небольшого местного курорта «С», расположенного на берегу озера, окруженного лесным участком, принадлежащим «А». В этой ситуации налицо обоюдный интерес: «С» готов выкупить часть леса вокруг озера, чтобы сохранить свой курорт, а «А» может продать эту часть своего участка «С». В этом случае структура производства не изменится, а доход перераспределится в пользу «А». Негативный внешний эффект превратится во внутренние издержки, будет устранен.

3. На первом этаже жилого дома по центральной улице размещен круглосуточно работающий супермаркет «Вестер», который выкупил у города в собственность это помещение. Система вентиляции, парковка, круглосуточная работа магазина, разгрузка машин с продуктами оказывают негативные внешние эффекты жильцам. Для устранения этих экстерналий, согласно теореме Коуза, неэффективнм окажется обращение к властям или в суд для устранения шума, запаха и т.п. Гораздо перспективнее образовать кондоминимум на базе ТСЖ, зафиксировать его права на придомовую территорию, общие коммуникации и начать переговоры с «Вестером» о компенсации ущерба жильцам, которые бы устранили (в экономическом отношении) внешний эффект. Теорема Коуза «работает» в условиях небольшого числа субъектов прав собственности. Поэтому бессмысленно пытаться договориться с «Вестером» отдельным жильцам – собственникам приватизированных квартир. Необходим «консолидированный жилец» с четко обозначенной правовой базой коллективного собственника. Необходимо учитывать обоюдную заинтересованность «Вестера» в работе именно в этом месте города и в жильцах этого дома, которые по известному закону Парето входят в число 20% постоянных покупателей, обеспечивающих ему 80% доходов. А жильцов – в «Вестере», удобно расположенным, с расширенным ассортиментом и приемлемыми ценами. В качестве компенсации могут быть предложены льготные карты покупателя, периодический ремонт подъездов, крыши, оборудование придомовой парковки и т.д.

Рыночное решение проблемы отрицательных экстерналий связано также с созданием государством рынка прав или разрешений на них (например, на загрязнение). Тогда фирма-загрязнитель может покупать больше таких разрешений или начнет устанавливать очистные сооружения. Рынок прав на загрязнение устанавливает цену загрязнения и тем самым стимулирует фирмы к их уменьшению или ликвидации.

Интересно, что в механизме Киотского протокола по сокращению выбросов углекислого газа странами, предусматривалась возможность продажи части национальной квоты на загрязнение другим странам. Это было актуально для России, т.к. квоты были установлены по показателям 1990 г., когда полностью была загружена наша промышленность, а в 2000-е годы значительная часть квот была не использована из-за существенного падения производства и сокращения мощностей. Правда, не удалось продать нашу невостребованную квоту (стоимость в десятки миллиардов долларов) США, которые отказались подписывать Киотский протокол.

5. Трансакционные издержки: сущность, виды, значение

В институциональной теории и экономике важное место занимают трансакционные издержки , под которыми понимаются затраты взаимодействия субъектов экономики, экономических агентов (фирм, домохозяйтсв, государственных организаций и т.д.), издержки, связанные с обменом, поиском информации, заключением сделок (трансакция – от латинского «transactio» - совершение, договор, сделка), защитой правомочий. Этот вид экономических затрат ресурсов отличен от производственных (трансформационных) издержек, связанных с изготовлением товаров и применением соответствующей техники и технологии. Трансакционные издержки непосредственно не связаны с производством, но исключительно важны для обеспечения производства, нормального его функционирования.

В теоретическом анализе трансакционные издержки сравниваются с затратами энергии на преодоление трения в механических системах, а их происхождение связывают, во-первых, с затратами на получение, поиск, обновление и отбор информации о ценах, товарах и услугах, потребительском спросе, поведении конкурентов и т.д. во-вторых, трансакционные издержки объясняются эгоизмом и оппортунистическим поведением экономических агентов, которые обладают специфическими активами (особые умения, эксклюзивная информация, ноу-хау) и используют их в корыстных целях путем мошенничества, неисполнения распоряжений, искажения отчетности, передачи инсайдерской (внутрифирменной) информации конкурентам. В-третьих, люди и фирмы ограниченно рациональны в своей деятельности и принятии решений, т.к. в реальных условиях быстрых изменений рыночных характеристики, неполной информации, неопределенности и риска приходится выбирать только кажущееся лучшее решение, а оно объективно может быть вовсе не оптимальным и не обойдется без издержек.

Очень важно, что в достаточно простой доиндустриальной и индустриальной экономике трансакционные издержки были невелики, а классическая и неоклассическая теория их игнорировала. Преобладали производственные издержки. А в современной экономике с глубокой специализацией и разделением труда, многозвенной цепочкой посредников-агентов, обеспечивающих движение товара и услуг от их создания до конечного потребителя в другом конце Земного шара, трансакционные издержки «имеют значение», их измеряют, ими управляют, их пытаются минимизировать. Так, Д.Уоллис и Д. Норт (1986 г.) проследили динамику трансакционных издержек за период 1870-1970 гг. по доле трансакционного сектора (торговля, финансы, затраты на аппарата управления в сфере экономики, затраты государства на судебную и правоохранительную деятельность). В 1870 г. эти затраты в США составляли 26% ВВП, а через 100 лет уже 55% (в том числе треть их приходилась на государственный трансакционный сектор). Сейчас доля трансакционных затрат оценивается в развитых странах примерно в 60% ВВП. Считается, что и российский показатель близок к этой цифре. Хотя в России доля государственных затрат на судебную и правоохранительную деятельность составляет около 3% ВВП, против 13% в США, но зато у нас заметно бόльшая доля издержек коррупционного и оппортунистического поведения, велики издержки оформления бизнеса и защиты его от рейдерства, недобросовестных конкурентов, административных органов, требующих обязательных обременений, спонсорства, финансирования местных футболистов и хоккеистов и т.д.

Следуя О. Уильямсону в классификации трансакционных издержек, выделим издержки, возникающие до сделки (ex ante) и после заключения сделки (ex post):

Хотя понятие «трансакционные издержки» широко используется в современной экономической теории и ее «мэйнстриме» начала ХХI века – неонституционализме, но в бизнес-практике, в микроэкономике фирме, в ее бухгалтерском и управленческом учете оно не используется. Наиболее близки к трансакционным издержкам на уровне предприятия накладные расходы – дополнительные к основным расходы фирмы для обеспечения процессов производства и обращения: управление и обслуживание, аренда помещений, затраты на исследования и разработки (R&D). Причем, если 20-30 лет назад соотношение прямых производственных затрат и трансакционных издержек фирмы были 1:1 или 1:2, то сейчас это соотношение может достигать 1:100 и более в пользу трансакционных затрат, обеспечивающих производство. Поэтому так важна для фирм, ее менеджмента оптимизация и минимизация последних. Мероприятия по экономии на трансакционных издержках связаны с оптимизацией: логистики – перемещение материалов и комплектующих, заказы; снабжения – обеспечение для бесперебойной работы сырьем, материалами, оборудование, рабочей силой, оптимальными запасами на складах; контроля качества ; уменьшения числа трансакций – например, поставки материалов по японской технологии с нулевыми запасами точно в срок – «just in time»; стабильной работы предприятия – избежание авралов, наличие резервов, внутрифирменное планирование и бюджетирование.

Вопросы для контроля и задания

1. Верны ли следующие утверждения («Да» или «Нет»):

А) Трансакционные издержки уменьшаются по мере развития общества.

Б) Чем сильнее в стране взяточничество, тем ниже трансакционные издержки бизнеса.

В) Можно ли истолковать протестанскую Реформацию XVI-XVII вв. в Западной Европе как минимизацию трансакционных издержек верующих в их взаимоотношениях с Богом?

2. Положительные экстерналии равны разнице между социальными и частными выгодами?

3. Почему компании-конкуренты в области IT-технологий или киноиндустрии стараются разместить свои предприятия в ограниченной зоне: Сколково и Зеленоград в Москве; Силиконовая долина, Дорога-128 в США (Бостон) и «Кембриджское болото» в Великобритании; Голливуд и Болливуд – в США и Индии (Бомбей).

4. Кто обладает бόльшим специфическим активом: выпускник экономического университета, только что получивший диплом с отличием по специальности (направлению) «менеджмент» или филолог по образованию, но уже три года работающий менеджером по продажам? Если бы Вы были руководителем, то с кем из них Вы заключили бы контракт?

5. Известны на всю страну конфликтные ситуации по строительству олимпийских объектов на месте проживания собственников сотен домов в Имеретинской долине в Сочи и по прокладке скоростной железнодорожной линии Москва-Санкт-Петербург через Химкинский лес. Используя положения институциональной экономики о внешних эффектах предложите свое решение этих проблем и сопоставьте их с реальным решением 2010 года.

6. Объясните с позиции теории трансакционных издержек, почему в Париже, Нью-Йорке или в Бордо очень многие жители обедают и завтракают в кафе и ресторанчиках, а жители Москвы, Санкт-Петербурга и Калининграда предпочитают питать дома или брать бутерброды с сбой и «перекусывать» на работе?

Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.

Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.

Свободный (конкурентный) рынок — это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает своё равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил.

Признаки свободного рынка:
  • Неограниченное число участников конкуренции.
  • Признак, свободный доступ и выход с рынка.
  • Абсолютная мобильность всех ресурсов.
  • Наличие поной информации (через цены).
  • Абсолютная однородность продукции.
  • Не один участник конкуренции не может влиять на решение других.
Функции свободного рынка:
  • Является регулятором экономики.
  • Является средством обеспечения народно-хозяйственных связей.
  • Является орудием информации (через цены)
  • Обеспечивает оптимизацию народного хозяйства.
  • Обеспечивает санацию народного хозяйства.

Конъюнктура рынка

Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

— это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Инфраструктура рынка

Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.

Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как:
  • биржи
    • торговые
    • валютные;
  • аукционы, ярмарки;
  • предприятия оптовой и розничной торговли;
  • , страховые компании, фонды;
  • биржи труда;
  • информационные центры;
  • юридические конторы;
  • рекламные агентства;
  • аудиторские и консалтинговые фирмы и др.

Все эти элементы очень тесно связны друг с другом. Если они находятся в равновесии, то вся экономика также находится в . И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.

Структура рынка

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:
  • Структра рынка по объектам рыночных отношений
    • рынок потребительских товаров и услуг
    • рынок сырья
  • Структура рынка по субъектам рынка
    • рынок покупателей
    • рынок продавцов
  • Структура рынка по географическому положению
    • местный
    • национальный
    • мировой
  • Структура рынка по степени ограничения конкуренции
  • Структура рынка по отраслям
    • автомобильный
    • нефтяной
  • Структура рынка по характеру продаж
    • оптовый
    • розничный
  • Структура рынка по соответствию действующему законодательств
    • легальный
    • нелегальный
    • "черный" рынок

Функции рынка

Информационная функция

Рынок дает объективную информацию об изменяющихся экономических условиях:
  • кол-во произведенной продукции
  • ассортимент
  • качество

Посредническая фукнция

Рынок позволяет экономическим агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности. Рынок дает возможность определить, насколько эффективна и взаимовыгодна та или ина я систем отношений между конкретными участниками общественного производства.

Ценообразующая функция

Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и количества пользы, которую несет товар для общества.

Регулирующая функция

Возникает баланс между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем.

Стимулирующая функция

Рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулирует научно-технический прогресс и на его основе повышает эффективность функционирования всей экономики.

Предприятия, не сумевшие решить проблемы совершенствования, разоряются и погибают из-за , освобождая место для более эффективных. В результате этого постепенно повышается уровень устойчивости всей экономики в целом.

Преимущества и недостатки рыночного механизма

Преимущества рыночного механизма

Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:
  • Эффективное распределение ресурсов, смягчающее .
  • Возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках).
  • Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия.
  • Оптимальное использование достижений (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии).
  • Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свобода выбора и действий экономических субъектов.
  • Способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Недостатки рыночного механизма

  • Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.
  • Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты).
  • Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона).
  • Не обеспечивает , не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных.
  • не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.
  • Не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы, и т.д.)

Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

Рынки в национальной экономике

Общенациональные рынки: понятие, виды, принципы организации

Общенациональный рынок — это экономическая структура, которая обеспечивает эффективное взаимодействие потребителей и производителей.

Общенациональный рынок отличается следующими характерными свойствами:
  • процедура обмена основывается на основных экономических закономерностях;
  • процесс взаимодействия потребителей и производителей находит свое выражение в спросе и предложении;
  • является средством эффективного взаимодействия потребителей и производителей.

Для нормального функционирования рынка процесс движения благ регламентируется нормативно-правовыми актами, что создает его правовое поле.

В структуру общенационального рынка входят следующие рынки:

  • , включающий в себя процесс обращения ресурсов, необходимых для производства благ. Товаром здесь выступают ресурсы производства, а ценообразование на них происходит в результате взаимодействия спроса и предложения;
  • , включающий в себя обращение специфического товара — капитала, цена за который определяется процентом за использование денег;
  • . Его основу составляют свободные взаимоотношения между работником и нанимателем, а предметом купли-продажи становится труд. Цена на него устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения на него. Предложение — это предложение людей, которые желают трудиться. А спрос — это потребность в сотрудниках определенной квалификации и профессии;
  • Рынок потребительских благ , представляющий собой процесс взаимодействия между производителем и потребителем по поводу блага — результата хозяйственной деятельности.

Они представляют четыре основных элемента национального рынка — экономические ресурсы, капитал, труд и потребление, функциональное взаимодействие которых и определяет специфику национального рынка.

Объектом рынка является благо — товары и услуги, которые входят в предмет обращения на рынке.

Сущность национального рынка связана с его конкретными качественными и количественными характеристиками.

Основными количественными характеристиками рынка являются:

  • количество производителей на рынке;
  • количество потребителей на рынке;
  • распределение позиций между производителями;
  • степень концентрации рынка, т. е. объем осуществляемых на нем сделок по покупке и продаже благ.

Основными качественными характеристиками рынка являются:

  • возможность выхода на рынок новых производителей;
  • количество препятствий для выхода на рынок новых производителей;
  • уровень конкуренции на рынке;
  • степень подверженности внешним факторам;
  • наличие и степень взаимодействия с другими рынками, например международными.

Взаимодействие совокупности качественных и количественных характеристик определяет вид рынка.

В зависимости от конкретных условий каждый из национальных рынков может существовать как:

Полиполия - это рынок совершенной конкуренции. Большое количество производителей и потребителей одного вида блага позволяет оперативно реагировать на изменение цены.

Для функционирования этого вида рынка обязательным условием является свобода поведения всех производителей и потребителей, которые обладают всей информацией о состоянии рынка. Он не подвержен внешнему регулированию и действует свободно, основываясь только на взаимодействии большого количества независимых производителей и потребителей. Существование подобного рынка на практике невозможно, так как на рынке не может быть абсолютно свободных производителей и потребителей, а информация практически никогда не является доступной всем;

— это рынок, на котором действует только один производитель определенного блага и множество потребителей. Производитель, занимающий монопольное положение на рынке, предлагает уникальное благо, которое не может быть заменено другим, и устанавливает цену на него самостоятельно;

Монополистическая конкуренция - это рынок, на котором действует несколько крупных производителей однородного блага. Это благо по своей сути однородно, но каждый монополист представляет его с отличительными, уникальными для него особенностями — сегмент продукции. Каждый монополист обладает необходимой экономической властью, чтобы самостоятельно устанавливать ценовую политику на производимое им благо, но она ограничена до той степени, когда потребитель вынужден будет перейти на использование товара-заменителя. В этих условиях деятельность монополиста направлена на усиление степени индивидуальности предлагаемого им блага (например, с помощью, определенной торговой марки, бренда, знака);

— это рынок, на котором несколько производителей однородного по своему составу блага принимают соглашение о выработке единой ценовой политики и объемов предложения. На нем существует тенденция к стабильности ценовой политики, а выход на него новым производителям либо затруднен, либо невозможен.

Структура общенационального рынка неоднородна, в нее входит большое количество более мелких рынков. Обычно они специализируются на обращении определенного экономического ресурса или блага. Взаимодействие этих рынков национальной экономики и составляет суть общенационального рынка, определяет его динамику и темп развития.

Провалы рынка

К провалам рынка относятся:

  • естественные монополии — одна фирма удовлетворяет весь спрос на продукцию, так как, чем больше она производит, тем ниже ее средние издержки. К естественным монополиям относят железные дороги, энергетическую систему страны, метрополитен и т.д. Усиление конкуренции, т.е. появление других фирм-производителей, снижает эффективность использования ограниченных ресурсов, так как новым фирмам в ходе конкурентной борьбы пришлось бы прокладывать параллельные коммуникации;
  • информационная асимметрия проявляется в том, что один экономический агент обладает большей информацией о каком-либо предмете или явлении, чем его партнер. В этом случае он оказывается в более выигрышном положении и может извлечь из него сверхприбыль. Информационная асимметрия особенно сильно проявляется в таких отраслях, как образование и здравоохранение, так как человек не в состоянии оценить заранее квалификацию учителя или врача. При свободном рынке (без вмешательства государства) такая ситуация привела бы к ухудшению качества образования и медицинских услуг, и, следовательно, снизила бы благосостояние общества;
  • — ситуация, когда действия какого-либо экономического агента сказываются на третьих лицах, не имеющих отношения к данному экономическому агенту. Примером негативного внешнего эффекта может послужить загрязнение окружающей среды производственным предприятием, громкая музыка у соседей и т.п. В то же время бывают и позитивные внешние эффекты, например, расположение пасеки рядом с плодовым садом (пчелы опыляют цветы, увеличивая урожайность и количество меда). Поскольку при свободном рынке производитель не интересуется создаваемыми им внешними эффектами, и в большинстве случаев они наносят вред, государство должно взять на себя контроль за ними;
  • — блага, которыми пользуются все члены общества без исключения, а их объем и качество не зависят от количества потребителей. К таким благам относятся национальная оборона, свод законов, правопорядок, система здравоохранения и т.д. Рынок не в состоянии производить такие блага, поскольку он не может обеспечить оплату этих благ (так как никого невозможно исключить из пользования этим благом). Государство, собирая , в состоянии обеспечить финансирование общественных благ.