Кто отменил подушную подать. Зарождение налоговой системы в России: подушная подать

Внутренняя деятельность Петра с 1700 года

(продолжение)

Но, заботясь об увеличении народного благосостояния , Петр I не мог выжидать, пока улучшение народного хозяйства естественным путем увеличит государственные доходы. Война требовала больших средств. Потребности государственной казны становились, таким образом, в коллизию с интересами народного хозяйства. Петр против желания был вынужден увеличивать доходы казны и все более эксплуатировал платежные силы народа, создавая новые налоги и строже взыскивая старые подати. Поэтому, несмотря на постоянные заботы Петра об увеличении народного благосостояния, экономическое положение народа очень терпело от финансовых мер правительства. По мнению податного народа, при Петре стало тяжелее жить: "Тягота на мир, рубли да полтины, да подводы". И по соображениям исследователей, при Петре подати были увеличены значительно. К увеличению податных тягостей присоединились злоупотребления администрации, взимавшей подати. Хотя Петр жестоко карал за эти злоупотребления, однако совсем прекратить их не мог. Народ от государственных тягот или уходил в казаки, или брел в пределы Польши, и побеги при Петре приняли большие размеры.

Но государственные доходы Петру I все-таки удалось значительно увеличить. Это было достигнуто путем увеличения косвенных налогов и реформы прямой подати. Что касается до косвенных налогов, то Петр не только не уменьшил старых платежей, но нашел еще и новые предметы обложения. После 1700 г. соляные промыслы, пчельники, рыбные ловли, мельницы стали оброчными статьями государственной казны. Система казенных монополий (например, питейной и табачной) процветала при Петре и была связана с системой откупов. Нуждаясь в средствах, Петр изобретал иногда странные, с нашей точки зрения, налоги: пошлиной были обложены бороды "бородачей", которые не желали бриться; пошлины брали с бань; очень высокую цену брали за дубовые гробы, продажа которых стала казенной монополией. Раскольники должны были нести двойной податный оклад; таким образом, не только реальные потребности, но и предметы нравственного порядка стали источником казенного дохода. При Петре была создана особенная должность "прибыльщиков", на обязанности которых лежало наблюдение за правильным поступлением в казну доходов и взыскание новых предметов обложения (из таких прибыльщиков особенно заметен Курбатов, впоследствии бывший Архангельским вице-губернатором: он предложил ввести гербовую бумагу). В 1710 г. у Петра явилась мысль даже об общем и постоянном подоходном налоге, не приведенная, однако, в дело. Косвенные налоги при Петре, насколько можно судить по некоторым данным, составляли больше половины доходов государства.

Другую половину (около 5 млн. руб.) доставляла прямая подушная подать. Ее установление мы уже рассмотрели. В первую податную ревизию было записано около 6 000 000 душ. Из них каждый помещичий крестьянин платил 70 коп. в год, крестьянин государственный – 114 коп., горожанин – 120 коп. По расчету (который можно произвести лишь приблизительно) подушная подать была гораздо тяжелее прежних подворных и поземельных податей и давала правительству гораздо большую, сравнительно со сборами XVII в., сумму.

Благодаря своим финансовым мерам Петр увеличил значительно сумму государственного дохода. В самом конце XVII в. доходы государства немного превосходили 2 000 000 руб.; в 1710 г. казна получила 3 134 000 рублей. По исчислению 1722 г., доходы возросли уже до 7 850 000 руб., по исчислению же 1725 г. – до 10 186 000 руб. [Чтобы правильно понять соотношение этих цифр, надобно знать, что в первые годы XVIII в. Петр "испортил" монету – с целью увеличения правительственных средств. Ранее "ефимок" (талер) равнялся в среднем русской полтине; Петр из талера чеканил целый рубль (с надписью "монета новая" или "монета добрая" – "цена рубль"), а полтину чеканил в полталера. Таким образом, количество серебра в рубле уменьшилось вдвое, а соответственно понизилось и достоинство рубля.] Громадные дефициты первых лет XVI II в. уменьшились к концу царствования Петра, хотя и на склоне своих лет он все еще не переставал нуждаться в деньгах.

Рубль серебром с изображением Петра I, 1723

Итак, экономическая и финансовая политика Петра I привела к различным результатам. Руководимый мыслью улучшить обстановку и расширить сферу деятельности народного труда, Петр был поставлен в трудное положение: финансовые интересы страны прямо противоречили экономическим потребностям населения. Стараясь поднять экономическое благосостояние народа, Петр в то же время был вынужден сурово эксплуатировать его платежную способность. Военные и другие нужды государства требовали немедленного удовлетворения, немедленных и усиленных сборов, а экономическое положение народа можно было поднять лишь продолжительными усилиями. Вот почему Петр добился более осязательного результата в том, что требовало скорого решения, – в финансах; между тем как в деле экономических реформ он успел посеять только семена плодотворных начинаний и почти не видел их всходов, напротив, чувствовал, что его финансовые меры иногда еще более расстраивают то самое народное хозяйство, процветания которого он искренно и сильно желал.

При всех неудачах в этой сфере Петр сделал, однако, большой шаг вперед сравнительно со своими предшественниками; в XVII в. только смутно чувствовали необходимость экономической реформы и лишь немногие люди сознавали, по какому пути она должна идти. Петр сделал эту реформу одной из главных задач правительственной деятельности, ясно поставил вопрос и указал, где и как надо искать его разрешения. В этом его большая заслуга.

Дополнение

Подушная подать и итоги финансовой реформы Петра I (по лекциям В. О. Ключевского)

Подушная подать

Коренной переворот потерпело при Петре I прямое обложение. "Дворовое число" давно уже стало никуда не годным основанием обложения, а новая петровская канцелярия испортила его еще более. Распределять налоги по переписям 1710 и 1717 гг., показавшим большую убыль дворов против переписи 1678 г., было невыгодно. Правительственная статистика, оберегая казенный интерес, придумала остроумную комбинацию: в основу нового губернского деления 1719 г. она положила роспись дворового числа, составленную по переписям разных лет, выбирая из прежних переписей подходящие цифры. Получился блестящий результат: число тягловых дворов, по переписи 1678 г. не превышавшее 833 тысяч, теперь, после засвидетельствованной дважды убыли, перешагнуло за 900 тысяч даже без посадских дворов. Это статистическое дурачество тогдашней канцелярии лишало подворное обложение всякого практического смысла и заставляло искать другой окладной единицы, а переписи 1710 и 1717 гг. прямо на нее указывали, вскрыв любопытное явление, выясненное в упомянутой книге г. Милюкова: убыль дворов шла по местам одновременно с приростом населения. Средний состав тяглого двора сгущался и доходил до пяти с половиной мужских душ вместо обычных трех или четырех. При подворном обложении этот прирост для казны пропадал: оставалось перейти к поголовщине. Мысль о поголовной подати зародилась в московских финансовых умах еще во времена Софьина князя Голицына. Публицисты Петра I тоже ничего не придумали умнее головы мужского пола: этой окладной единицей они надеялись устранить разорительную неравномерность подворного обложения. С этой точки зрения ратовал за поголовный налог в интересе уравнительности обложения обер-фискал Нестеров еще в 1714 г.; за ним другие писали о пользе переложения подати с дворов "на персоны", или на семьи.

Петр был, кажется, довольно равнодушен к экономической и юридической выработке новой системы обложения; его больше занимала интендантская сторона дела - довольствие армии и флота. Он не понимал вопроса о согласовании военного расхода с платежными силами народа. На русского плательщика он смотрел самым жизнерадостным взглядом, предполагая в нем неистощимый запас всяких податных взносов. Прожектеры и прибыльщики писали ему, что его "низкие подданные" зело суть отягчены и, если больше будут отягчены, останется земля без людей, а он в 1717 г. пишет Сенату из Франции, что "и без великого отягощения людям денег сыскать мочно"; понадобятся деньги - прибавить временно пошлины на всякие промыслы, ввести "поголовщину по городам и иные сему подобные, от чего разоренья государству не будет", а где объявится растрата, "чтоб немедленная инквизиция была и экзекуция". Не задумываясь над сравнительными удобствами или неудобствами разных окладных единиц: двора, семьи, работника, души, предоставляя это Сенату, Петр видел в податном вопросе только два предмета: солдата, которого надо содержать, и крестьянина, который должен содержать солдата. В ноябре 1717 г., быв в Сенате, Петр I сам написал указ, изложенный тем летучим стилем, который поддавался только опытному экзегетическому чутью сенаторов: "Распорядить сухопутное войско и рекруты морские, кроме жалованья, и провиант на крестьян, скольких душ или дворов один, что удобнее будет, солдат и драгун и офицер по рангам кроме генералитета, применяяся к податям нынешним, ибо как сие положится, от прочих всех податей и работ свободны будут". Итак, все прямые налоги предполагалось заменить одним военным, подворным ли или подушным, все равно или еще не было решено; этот налог распределялся на крестьян по расчету стоимости содержания солдата, драгуна и офицера. Через несколько дней предпочтено было распределение по душам, "работным персонам", и Сенат , толкуя указ Петра, 26 ноября 1718 г. предписывал перечислить все сельское пахотное население мужского пола, всех "не обходя от старого до самого последнего младенца".

Мы уже знаем, как медленно и с какими затруднениями производилась перепись с ее поверкой, ревизией. От нее сохранилось несколько разновременных итогов, среди которых трудно разобраться: число душ по ним колеблется между 5 и почти 6 миллионами. Сохранилась сенатская смета подушного сбора на 1724 г., к которой в 1726 г. Камер-коллегией по указу Верховного тайного совета присоединена роспись действительных поступлений подушной подати за сметный год с обозначением недоимки по губерниям. Принятая в руководство для расквартирования полков и для податного учета 1724 г., сенатская смета с прибавленной к ней росписью представляет проверенное изображение подушной системы за первый год ее действия и за последний год жизни ее творца, без перемен, каким она подвергалась вскоре после его смерти. По этой ведомости значится всего тяглого населения 5 570 тысяч душ, в том числе городских 169 тысяч. Подушный оклад устанавливался в связи с ходом переписи: рассчитанный сначала в размере 95 копеек, он потом спустился до 74 копеек; с целью уравнять в тягостях все души на государственных крестьян взамен платежей владельцам положен был дополнительный 4-гривенный сбор; городские тяглые обыватели платили по 1 рублю 20 копеек с души.

Значение подушной подати

Эта подать, "подушина", своей окладной единицей, ревизской душой, смущала многих. Даже такой горячий защитник преобразователя, как Посошков , не чает в ней проку и отказывается понять ее, "понеже душа вещь неосязаемая и умом непостижимая и цены не имеющая: надлежит ценить вещи грунтованные", земельное владение. Посошков смотрел на дело с народнохозяйственной точки зрения, совершенно чуждой Петру I в этом деле. В народном хозяйстве нет душ, а есть только капиталы да рабочие руки; действительными плательщиками могли быть, конечно, только работники, а не старики и младенцы. У Петра был под руками готовый образец для обложения по рабочим силам: это - остзейское крестьянское тягло, или гак, в котором считалось 10 работников от 15 до 60 лет. Петр думал не о рациональном обложении, а о бездоимочном поступлении. При исполнителях и финансовых понятиях, какими он располагал, никакая рациональная система обложения не могла быть удачна. При невозможности мудреной регистрации производительных сил оставался простой арифметический подсчет живой наличности мужского пола, не обходя и вчера родившихся младенцев. Ревизская душа и была такой расчетной, разверсточной окладной единицей, чисто фиктивной. Дело шло не о народнохозяйственной, даже не о финансовой политике, а просто о податной бухгалтерии Камер-коллегии по отделению окладных сборов. Вложить жизненный смысл в эту фикцию предоставлялось самим плательщикам, и они его со временем вложили. Под ревизской душой стали разуметь известную меру рабочих сил и средств, прилагаемых тяглым человеком к соответственному тяглому же земельному участку или промыслу, с причитающейся на них по разверстке долей государственного тягла. В этом смысле крестьянин говорит о половине, четверти, об осьмухе души, не думая ссориться с психологией.

Подушная подать была преемницей подворной, распределявшейся и при Петре I по устарелой переписи 1678 г. Податная фикция, длившаяся до наших дней, не могла пройти бесследно для народного сознания. Два века податной плательщик недоумевал, за что и с чего, собственно, он платит. Посошков пишет, что даже господа дворяне не понимали, что такое крестьянский двор как платежная единица: одни считали дворы по воротам, а другие по избным дымам, не додумываясь до того, что крестьянский двор - это "земляное владение", земельный участок. Ревизская душа была еще непонятнее тяглого двора, и какие бы замысловатые толкования ни вкладывал народ в такие финансовые учреждения, оставался вопрос, зачем это приказные люди придумывают таких плательщиков, которые за себя платить не могут. Государственная повинность превращалась в своенравное требование начальства. Государство, загораживаемое канцелярией, отдалялось от народа, как что-то особое, ему чуждое: плохая школа для воспитания чувства государственного долга в народе, и чичиковские мертвые души были заслуженным эпилогом этого "душевредства душевных поборов", как ядовито определил подушную подать все тот же Посошков. Исполнение податной реформы Петра I усиливало это впечатление. В оправдание подушной подати выставлялась двоякая цель: уравнение подданных в казенных платежах и увеличение казенных доходов без отягощения народного. Но указы о подушной подати с крестьян не разъясняли, что такое ревизская душа - счетная ли только или и раскладочная единица; лишь указ 1722 г. о подати с посадских людей пояснил: "А им верстаться между собою городами по богатству". С сельского населения подушная взималась по точному смыслу ее названия: не только высчитывалась в сметах по количеству душ, но и при сборе раскладывалась прямо по душам, а не по работникам.

Шли жалобы на "отягчение и неравенство в народе", на то, что скудный крестьянин с 3 малыми сыновьями должен платить вдвое больше богатого с одним сыном. Однообразный уравнительный налог на деле усиливал естественное неравенство семейных составов и состояний. Трудно определить тяжесть подушного налога сравнительно с подворным по несоизмеримости этих окладных единиц и по недостатку данных. Можно думать, что Манштейн, многопомнивший и слышавший о последних годах Петра, в записках своих передал мнение его современников о подушном налоге, написав, что Петр принужден был собирать двойную подать против прежней. Это вывод, взятый глазомером, а не точным расчетом. Подворный налог чрезвычайно разнообразился по местностям и разрядам плательщиков. Дворы посадские и дворцовые были обложены тяжелее черносошных и церковных, а эти - тяжелее помещичьих. Притом и однородные дворы в разных областях платили неодинаково: в Казанской губернии на помещичий двор падало в среднем окладных налогов 49 копеек, а в Киевской - 1 рубль 21 копейка. Этой видимой цифровой неравностью отчасти уравнивалось различие местных экономических условий. Огромная убыль дворов, обнаруженная переписью 1710 г. в центральных и северных губерниях, разрушила всякую уравнительность. Там при продолжавшемся подворном обложении по переписи 1678 г. уцелевшим дворам приходилось платить почти вдвое, оплачивая опустелые дворы, а в губерниях Киевской, Казанской, Астраханской и Сибирской, где оказался прирост дворов, подворные платежи понижались. При столь сложных и даже запутанных условиях подушная подать отозвалась неодинаково на разных плательщиках: она вообще повысила прямой налог, но иным лишь на нечувствительный процент, а другим вдвое, втрое и даже больше. Средний подворный налог на крестьянский двор по трем губерниям. Архангельской, Казанской и Киевской, около 1710 г. значительно превышал половину подушного сбора со среднего 4-душевого крестьянского двора (190 и 74х4=296 копеек).

Больнее всех пострадали и без того наиболее обездоленные помещичьи крестьяне. Прямой подворный налог щадил их во внимание к их тяжелым господским повинностям. Подушная подать легла на них в одинаковом размере с лучше устроенными дворцовыми и церковными крестьянами, увеличив втрое и по местам даже вчетверо их окладные платежи. Справедливость требовала, чтобы помещики соразмерно понизили свои поборы с крестьян, и этого, кажется, ожидало правительство. В интересе уравнительности предположено было государственных крестьян, свободных от господских требований, обложить сверх общей подушной подати дополнительным платежом, применяясь к тому, "как помещики получать будут с своих крестьян или иным каким манером, как удобнее и без конфузии людям". Этот дополнительный сбор высчитан был в 40 копеек. Но помещики и не думали довольствоваться какими-нибудь 4 гривнами. Напротив, усиленные расходы по службе и по оплате казенных повинностей, какие легли на бездоходных дворовых людей, помещики полностью и даже с избытком переложили на своих крестьян и подняли крестьянский оброк до непомерной высоты, пользуясь отсутствием законной оброчной нормы: в эпоху ревизии, по Посошкову, с крестьянского двора сходило помещику "рублев по 8 или малым чем меньше", а брауншвейгский резидент Вебер, собравший за время своего пребывания в России (1714 - 1719 гг.) хорошие сведения о ее положении, в своих записках (Das veranderte Russland) замечает, что редкий крестьянин платит помещику свыше 10 - 12 рублей оброку, следовательно, крестьянин, плативший около 10 рублей, был не редок. Принимая только 7 рублей с чем-нибудь (рублей 60 на наши деньги) на двор, найдем, что при 4-душевом составе двора помещичий оброк слишком вдвое превосходил подушную подать и почти впятеро был выше 40 копеек, нормальной по указу суммы помещичьего оброка.

Можно только недоумевать, откуда брались у крестьян деньги для таких платежей при тогдашнем тесном пространстве денежного крестьянского заработка, хотя бы половина их покрывалась хлебом или работой. Значит, подушная подать, сглаживая старые податные неровности, усиливала или вводила новые, подтягивала под одну схематическую, канцелярски составленную мерку возникшие из жизни разнообразные местные и классовые уровни налогоспособности, в общем итоге значительно отягощала бремя прямого обложения и, таким образом, не достигала ни одной из своих целей - ни уравнительности казенных платежей, ни увеличения доходов казны без отягощения народа. Есть и официальное, притом очень яркое свидетельство о неудаче в достижении этой последней цели. В упомянутой ведомости Камер-коллегии 1726 г. читаем, что в 1724 г. недобрано подушного 848 тысяч, а это - 18% всего подушного сбора по смете того года. К своей ведомости Камер-коллегия приложила такое жалобное примечание: "А о вышеописанной доимке в Камер-коллегию губернаторы и вице-губернаторы, и воеводы, и камериры, и земские комиссары доношениями и репортами объявляют: тех де подушных денег по окладам собрать сполна никоторым образом невозможно, а именно за бесконечною крестьянскою скудостью и за хлебным недородом и за выключением из окладных книг написанных вдвое и втрое и за сущею пустотою и за пожарным разорением и за умерших и беглых безвестно и за взятых в рекруты и за престарелых и увечных и слепых и сирот малолетних и бездворных бобылей из солдатских безпашенных детей". Это как бы посмертный аттестат, выданный Петру за подушную подать главным финансовым его учреждением.

Бюджет 1724

В других налогах, окладных и неокладных, повторились те же явления: преувеличенные требования казны, внушенные нуждой и предрассудком, будто деньги всегда найти можно, и молчаливый ответ плательщика - огромный недобор. Прибыльщики поусердствовали в изобретении разных пошлин и поборов с промыслов и угодий, и оклады налогов этого разряда приблизительно с 1,5 миллиона первых годов столетия взогнаны были в 1720 г. почти до 2,6 миллиона, но поступления, даже за вычетом перебора, дали полмиллиона недобора, почти 20% против сметы. Финансовые успехи, достигнутые Петром, открываются из его последнего доходного бюджета за 1724 г., составившегося из подушной подати, которую начали собирать в этот год, и из прочих сборов, таможенных, кабацких, промысловых и т. п. Из расходного бюджета приведу только главную статью - военный расход.

Ревизские души :

Крепостных людей.............................4364653 (78%)

Государственных крестьян................1036389 (19%)

Посадских людей. .............................. 169426 (3%)

Итого......................................................5570468

С них подушной (с 40 к.) ...................4614637 рублей

Прочих доходов...................................4040090 рублей

Итого......................................................8654727 рублей

Военный расход :

На сухопутное войско (из подушной) 4 596 493 рубля

На флот……...........................................1 200 000

Итого.......................................................5 796 493 рубля

Итоги финансовой реформы

Эти неполные, минимальные цифры документов 1724 г. дают, однако, несколько выразительных итогов финансовой реформы; в ведомостях дальнейших лет количества увеличиваются, но пропорции изменяются мало. Резко выступает связь этой реформы с военной, как ее двигателем: расход на войско и флот доходит до 67% всего сметного дохода, а по отношению к действительным поступлениям того года поднимается до 75,5%. Войско стало обходиться стране гораздо дороже, чем оно стоило 44 года назад, когда на него шло меньше половины тогдашнего дохода. Далее, сметный доход 1724 г. почти втрое превосходил доход дефицитного 1710 г. Этот успех достигнут был подушной податью, которая более чем на 2 миллиона увеличила окладной доход казны. Но в первый же год подушная по упомянутой мною камер-коллежской росписи дала недобора 848 тысяч. Значит, 15-летняя борьба с дефицитом 1710 г. в 13% расхода завершилась недобором 18% подушного оклада, т. е. значительной порчей самого орудия борьбы. В-третьих, Петр к концу царствования был в 3 1/2 раза богаче своего старшего брата: переложив бюджеты 1680 и 1724 гг. на наши деньги, найдем, что первый простирался до 20 миллионов, а второй - до 70. Но Петр разбогател крутым переломом системы налогов: подушная перегнула обложение в другую сторону. До нее прямые налоги уступали косвенным (конец лекции LI).

Усиленные заботы Петра о развитии торговли и промышленности, народнохозяйственного оборота подавали надежду на дальнейший рост косвенного обложения. Случилось иное: подушная одержала решительный перевес, дошла до 53% сметного дохода. Значит, при недостатке доступных обложению капитала и оборота приходилось обременять все тот же голый простонародный труд, тех же "работных персон", и без того достаточно обремененных, и в этом направлении дойти до непереступаемого предела. Между тем свои и чужие наблюдатели выносили из положения дел впечатление, что при обширности государства и при его естественных богатствах царь без народного отягощения мог бы получить гораздо больше дохода. Сам Петр думал так же; по крайней мере в регламенте Камер-коллегии 1719 г. высказана оригинальная или заимствованная мысль, что "никакого государства в свете нет, которое бы наложенную тягость снесть не могло, ежели, правда, равенство и по достоинству в податях и расходах осмотрено будет".

15.05.1883 (28.05). – Отмена подушной подати манифестом Императора Александра III

История подушной подати в России

Введение в России подушной подати в царствование вызвано было увеличением численности регулярной армии и необходимостью найти источники для ее содержания. Когда были испробованы без успеха разные частные фискальные мероприятия, появился ряд проектов, в которых указывалось, что самой удобной единицей обложения для государства является "персона". Вся задача заключается в определении количества населения и суммы расходов на содержание армии; при делении второго числа на первое получится количество подати, которое должно пасть на каждую душу населения.

В 1718 г. было повелено произвести народную перепись и разложить на число душ сумму, потребную на содержание войска. При этом первоначально было повелено писать крестьян, бобылей, деловых и задворных людей и однодворцев, а в 1720 г. было приказано писать и дворовых людей и церковников. По производстве и поверке переписи (ревизии) оказалось несколько больше 5 миллионов душ, и подать была назначена в 74 коп. с души. В 1722 г. эта подать была распространена на посадских людей, т. е. городских жителей, в размере по 1 руб. 20 коп. с души. Взимание подушной подати началось с 1724 года.

С самого своего возникновение подушная подать была сословным, а не общим налогом. Так, уже при Петре I не вносились в ревизские сказки дворяне, попы и др. Впоследствии от подушной подати постепенно были освобождены и другие сословия. В 1775 г. от нее было освобождено купечество, для которого были установлены гильдейские пошлины. В 1863 г. была отменена подушная подать с мещан, а вместо таковой был введен налог на недвижимость в городах, посадах и местечках. Последняя мера была распространена на Сибирь только в 1873 г.

С конца ХVIII в. начались сильные повышение окладов подушной подати, которые в 1818 г. равнялись 3 руб. 30 коп. ассигнациями в Европейской России и 3 руб. в Сибири, так как на последнюю не были распространены повышение подушной подати на устройство и содержание сухопутных и водяных путей сообщения. Затем довольно долго не происходило повышение подушной подати; в 1839 г. ее оклады по переложении на серебро составили 95 коп. для Европейской России и 86 коп. для Сибири.

Новые повышение подушной подати начались с 1861 г. при , причем стали повышать оклады в среднем размере, так что для местностей, где платежная способность население была слабее, и подать повышалась в меньшем размере, чем для местностей, в которых население отличалось лучшим материальным благосостоянием. После 1867 г. уже не происходило повышений подушной подати, и оклады последней колебались от 1 руб. 15 коп. до 2 руб. 61 коп., смотря по местностям.

Взимание подушной подати происходило следующим образом: При Петре ее собирали полковники и комиссары квартирующих в местностях полков, поручила это дело губернаторам и воеводам, а передала его опять военным. При сбор подушной подати был возложен на помещиков, их приказчиков и старост, а в 1775 г. с учреждением Казенных Палат, последним было поручено руководить распределением и сбором подушной подати.

Раскладка подушной подати происходила следующим образом: подушная подать взималась по ревизским душам, число которых от ревизии до ревизии оставалось неизменным, так как умершие в промежуток между ревизиями не исключались из окладов, а родившиеся не вносились в таковые. Впрочем, случайные причисление и исключение происходили и между ревизиями, например, вносились пропущенные при ревизии, возвратившиеся из бегов и т. п. Все эти дела ведались Казенными Палатами.

Распределение подушной подати между отдельными плательщиками производилось самими крестьянскими обществами, причем принимались во внимание разные обстоятельства: размер наделов, число наличных душ в семье и др. Источниками крестьянских платежей служили земледелие и крестьянские заработки, так что подушную подать, как часть этих платежей, следовало бы считать имущественно-личным налогом, хотя по названию она была личною податью. За поступление подушной подати отвечало все крестьянское общество.

После того, как от уплаты подушной подати были последовательно освобождены все сословия, кроме крестьян, эта подать стала исключительно крестьянским налогом. Существование налога, уплачиваемого лишь частью населения, нарушало равенство населения перед податным законом.

Поэтому с самого начала 1860-х гг., вопрос об отмене подушной подати возбуждался неоднократно вместе с подготовкой . А в 1879 г. состоялось Высочайшее повеление об образовании комиссии для обсуждения предположенной отмены подушной подати и для взыскания других источников государственных доходов ее замены. В 1882 г. уже при последовал Высочайший указ, которым было повелено совершить отмену подушной подати постепенно по мере взыскания источников для ее замены, но чтобы такая отмена была совершена в течение 8 лет, начиная с 1 января 1883 г.

Коронационным манифестом Александра III 15 мая 1883 г. были прощены все недоимки по подушной подати, накопившиеся по 1 января 1883 г. В том же мае 1883 г. высочайше повелено освободить от подушной подати всех остальных безземельных, фабричных и заводских крестьян. Все бывшие помещичьи крестьяне, а в некоторых местностях и все другие плательщики получили сбавку подушной подати наполовину. Наконец, 28 мая 1885 г. Высочайше утверждено мнение Государственного Совета о совершенном прекращении взимания подушной подати с 1 января 1886 г.: а) со всех крестьян, на которых распространяется действие положений 19 февраля 1861 г. и 21 июня 1863 г.; б) с состоящих на особом положении прибалтийских крестьян, за исключением поселенных на казенной земле; в) с малороссийских казаков и других разрядов населения, состоящих как на особых, так и на общих окладах, за исключением платящих оброчную подать. С 1 янв. l887 г. велено было отменить взимание подушной подати со всех разрядов населения империи, кроме Сибири.

Вместо подушной подати были введены пошлины с безвозмездного перехода имуществ, повышены некоторые статьи таможенного тарифа, повышены на 1 коп. с градуса акциз на спирт, увеличена оброчная подать государственных крестьян (с обращением ее в выкупные платежи) и приняты некоторые другие финансовые меры.

Ещё в древнем Риме для пополнения казны была введена подушная подать. Это не что иное, как взимание примерно равного налога со всех граждан, вне зависимости от их материального положения. Исключение составляли лишь особо привилегированные слои общества. Идея понравилась Петру I, и в 1724 году он ввёл эту форму пополнения бюджета в России. Известно, что в XVIII веке она приносила государству почти половину его годового дохода.

Новая форма налогообложения

До того как была введена подушная подать, Россия пополняла свой бюджет за счёт так называемого подворного обложения, при котором правительство определяло сумму, взимаемую с конкретного города или деревни, а местные общины равномерно распределяли её на каждый двор. Пётр I своим указом повелел устанавливать налог не по числу дворов, а по количеству жителей, причём выплачивать его предстояло только гражданам мужского пола. Исключение составляли представители экономически привилегированных сословий – дворяне и духовенство.

Введение подушной подати было вызвано непомерно высокими затратами на содержание армии, поэтому предполагалось, что общая сумма сборов должна быть равна той части бюджета, которая идёт на военные нужды. Эта сумма известна, следовательно, разделив её на количество налогоплательщиков, можно было без труда определить долю каждого.

Перепись будущих налогоплательщиков

На деле выяснилось, что без труда подобные операции производятся где угодно, но только не в России с её бескрайними просторами и затерянными среди непроходимых лесов и болот деревнями. Справиться с подобной задачей мог лишь человек железной воли, каким был государь Пётр Великий. Для учёта всего тяглового (обязанного выплачивать налог) населения в 1718 году по его указу в России была произведена всеобщая подушная перепись.

Царские ревизоры, направленные во все концы страны, были вынуждены преодолевать немалые трудности, связанные не только с удалённостью мест и природными условиями, но и с нередкими случаями неповиновения и прямых мятежей. Особенную сложность представляла перепись в районах, где было сильно влияние раскольников, объявивших царя Петра антихристом, а все его деяния (а налоги тем более) - дьявольскими кознями.

Подсчёт размера планируемой подати

Так или иначе, но православные души были пересчитаны, и в итоге оказалось, что на каждую из них приходилось по восемьдесят копеек годового сбора. Это касалось только мужчин, женщины по законам того времени налогом не облагались, да и само наличие у них души часто ставилось под сомнение.

Вскоре, однако, возникли обстоятельства, благодаря которым была снижена установленная ранее подушная подать. Это произошло по той причине, что после окончания переписи ещё долго поступали в столицу сведения (и доносы, разумеется) о не вошедших в ревизский отчёт деревнях, жители которых также являлись налогоплательщиками. Был сделан перерасчёт, показавший, что нужную для армии сумму можно собрать, ежегодно взимая с крестьянских душ лишь по семьдесят четыре копейки, а затем эта сумма уменьшилась до семидесяти.

Особенности налога в отношении разных групп населения

Указ о подушной подати предусматривал некоторое разграничение в налогообложении государственных крестьян и тех, что являлись собственностью помещиков. Дело в том, что последние, кроме казённого налога, обязаны были платить еще и оброк своим хозяевам. Таким образом, они попадали под двойное налогообложение, что ставило их в худшее положение по сравнению с крестьянами, принадлежавшими государству. Чтобы никого не обижать и поставить всех в равные условия, было решено на каждую казённую душеньку добавить ещё по сорок копеек оброчной подати.

Не забыли отметить и раскольников – они за строптивость облагались двойной суммой. Посадские же люди, то есть жители городов, обязаны были вносить в казну сто двадцать рублей в год. В эту сумму входила и оброчная подать, которую они выплачивали наравне с государственными крестьянами. Известно, что введение подушной подати в таком размере приносило казне в год около четырёх миллионов рублей, что в основном покрывало расходы на армию.

Контроль численности населения страны

Стоит отметить, что роль статистики, отражавшей общую численность населения в стране, резко возросла с тех пор, как была установлена подушная подать. Это произошло потому, что каждая ревизская душа приобрела теперь значение раскладочной единицы.

Регулярно проводились проверки, и на основе их результатов корректировались налоговые суммы, причём если крестьянин умирал, то подать за его мёртвую душу помещик обязан был выплачивать до следующей ревизии. Ну как тут не вспомнить Павла Ивановича Чичикова, ловко воспользовавшегося этой прорехой в законе?

Увеличение размера подати

Со временем аппетиты казны росли. Вошло в практику использовать средства, поступавшие в неё от подушной подати, не только на военные нужды, но и затыкать ими все дыры бюджета. Кроме того, изменился курс рубля. Это привело к увеличению взимаемых с населения сумм. В 1794 году налоги, измерявшиеся прежде семьюдесятью копейками в год, выросли до рубля.

Снижение налогов в России – явление редкое, чаще всего они меняются в сторону роста. Не стала исключением и подушная подать, год от года увеличивавшаяся в размерах. В 1796 году она достигла одного рубля двадцати шести копеек, а в 1867-м в отдельных районах страны её размер превысил два с половиной рубля.

Первые шаги к экономической реформе

Реформирование национальной финансовой системы, результатом которой стала отмена подушной подати, началось в эпоху правления императрицы Екатерины II. В период её царствования в стране складывался совершенно новый тип экономики, требовавший определённых преобразований. Первым таким шагом явилось изменение налоговой политики в отношении умножавшейся в то время буржуазии.

Для них в 1775 году была введена новая форма налога, предусматривавшая ежегодное отчисление в пользу казны определённого процента от объявленного капитала. Почти через девяносто лет её правнук Александр II прибавил к этому отмену подушной подати с мещан и ремесленников.

Конец эпохи подушной подати

К концу XIX века стало вполне очевидно, что подушная подать – это отжившая свой век форма налогообложения. Главным её недостатком являлся принцип уравниловки, по которому со всех взимались равные суммы, без учёта экономического положения граждан. Такой подход был никому не выгоден. Государство теряло значительные средства ввиду того, что могло бы взимать большие суммы с представителей бурно развивавшегося в те годы капиталистического сектора, а для части малоимущих крестьян и такая подать была непосильной.

В результате произошло то, что всегда бывает, когда закон вступает в противоречие с жизнью – его стараются не исполнять. Если в прежние времена уклонение от налогов носило характер хоть и нежелательного, но редкого явления, то теперь оно приняло всероссийский масштаб. Ежегодные недоимки доходили до 15 % и постоянно росли. Кроме того, были массовые случаи демонстративного отказа от платежей, грозившие закончиться социальным взрывом. Итогом этого стала отмена подушной подати, произведённая Александром III в 1887 году на территории европейской России, а в 1899 году его сыном Николаем II в Сибири.

Система налогообложения в России существовала с давних времен. Сегодня мы обязаны платить в казну подоходный налог, вычисляемый в процентном соотношении от совокупных доходов, а когда-то в нашей стране использовалась подушная подать, не зависящая от размеров заработка.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский «На жнитве»

Что это был за налог? Почему его отменили и кто принял решение о прекращении налоговых выплат?

Что такое подушная подать?

Хотя обычно мы связываем подушную подать с петровской Россией, на самом деле впервые ее ввели еще в Древнем Риме. Тогда она называлась tributum capitis и изначально распространялась на граждан, проживавших в провинциях.

Позже подать появилась во всех европейских странах и действовала на протяжении многих столетий, а в XIX веке была отменена в связи с принятием новой реформы и введением подоходного налога.

Подушная подать представляла собой налог, который уплачивался всеми людьми, подлежащими обложению. Его насчитывали по итогам переписи населения и взимали примерно в одинаковых размерах с каждого человека. Отсюда и появилось название «подушный», что означает «с каждой души».

Сергей Михайлович Прокудин-Горский «Крестьяне на покосе»
В России податью облагались все мужчины от младенцев до стариков, за исключением духовенства и лиц дворянского сословия. Ставка налога могла изменяться в зависимости от категорий граждан. Как правило, с государственных крестьян брали меньше, чем с крепостных.

Кто ввел подушную подать в России?

Инициатором введения подушной подати был Петр I. Такое решение он принял в 1718 году в связи с необходимостью увеличить численность регулярной армии, для содержания которой потребовались дополнительные источники средств. Царь посчитал, что наилучшим вариантом будет привлечение денег с собственных подданных, и приказал произвести перепись населения, а затем разделить требуемую сумму на всех посчитанных.

Изначально считались только крестьяне, одинокие мужчины и задворные люди, но к 1720 году было решено учитывать церковников и дворовых людей. В итоге получилось более 5 млн. человек, которым постановили выплачивать по 74 копейки.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский «На сенокосе около привала»
К 1722 году стали учитывать и городских жителей, причем на них назначили подать в 1 рубль 20 копеек. К взиманию подушного налога приступили в 1724 году.

Подушная подать действовала в России до конца XIX века. Со временем ее размеры повысились и в некоторых регионах достигали 2 рубля 61 копейки. С введением косвенного налогообложения ее начали отменять. В 1866 году налоги перестали взимать с цеховых и мещан, а в 1882 году император Александр III подписал указ о постепенной отмене подати со всех людей на протяжении 8 лет.

По мере нахождения новых источников для замены налог сначала упразднили в центральной части России, а к 1897 году и в Сибири.

Почему отменили подушную подать?

Одной из причин отмены подушной подати стало нарушение равенства между гражданами перед налоговым законодательством. Дело в том, что с течением времени от уплаты налога последовательно освобождались некоторые сословия.

В результате к концу XVIII столетия подать взималась только с крестьян, причем при ее расчете учитывались многие обстоятельства – количество душ в семье, размер земельных наделов и т. д. Существование налогов, которые уплачивались лишь частью населения государства, рассматривалось как дискриминационное.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский «Горные работы на Бакальском руднике на Урале»
Другая причина отмены подати – сложность с ее сбором и большие недоимки. К середине XIX столетия население было должно государству огромные суммы. После подписания указа об упразднении подати Александр III издал манифест, по которому простил гражданам все задолженности по состоянию на 1883 год.

В дальнейшем подушная подать была заменена пошлинами с передачи имущества, повышением таможенных тарифов и акцизного сбора, а также увеличением оброчной подати с государственных крестьян.

Этот небольшой по объему документ завершал собой целую эпоху подушной подати в России, введенной Петром I. Согласно Высочайше утвержденному мнениюГосударственного Совета с 1 января 1887 г. отменялась подушная подать для всех плательщиков Российской империи, кроме Сибири. Для основной территории Сибири (Томской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губерний) подушная подать была отмена С.Ю. Витте с 1 января 1899 г. законом 19 января 1898 г. Однако действие закона не распространялось на Алтайский округ Томской губернии, Приамурское генерал-губернаторство, Якутскую область, Киренский округ Иркутской губернии, Туруханский край Енисейской губернии, Нарымский край Томской губернии, Березовский и Сургутский округа Тобольской губернии.

Введение подушной подати в России Петром I вызвано было увеличением численности регулярной армии и необходимостью источников для ее содержания. В 1718 г. была проведена народная перепись, чтобы разложить на число душ мужского пола сумму, потребную на обеспечение армии. Первоначально было велено писать в подушную подать крестьян, бобылей, деловых и задворных людей, и однодворцев. В 1720 г. в подушную подать были записаны дворовые люди и церковники. По итогам переписи оказалось чуть более 5 млн душ, что и определило суму подати с души в 74 коп. В 1722 г. подушная подать была распространена и на посадских людей в размере 1 руб. 20 коп. с души. Но взимание подушной подати началось только с 1724 года.
Подушная подать была сословным, а не общим налогом. Уже при Петре I в ревизские сказки не вносились дворяне и представители высшего духовенства. В 1775 г. от подушной подати было освобождено купечество, для которого были установлены гильдейские пошлины. В 1863 г. подушную подать перестали платить мещан: вместо нее был введен налог на недвижимость в городах, посадах и местечках. Но на мещан Сибири эта мера была распространена только в 1873 г.После того, как от уплаты подушной подати были освобождены все сословия, кроме крестьян, эта подать превратилась исключительно в крестьянский налог.
Повышение подушной подати с конца ХVIII в. было связано с расходами на устройство и содержание сухопутных и водных путей сообщения. Очередной виток повышения подушной подати начался с 1861 г. Причем повышение происходило с учетом региональных особенностей. После 1867 г. до самой отмены уже не происходило повышений подушной подати.
При Петре I подушную подать собирали полковники и комиссары квартирующих в местностях полков, Екатерина I поручила это дело губернаторам и воеводам, а Анна Иоанновна передала сбор подати опять военным. Наконец, при Екатерине II сбор подушной подати был возложен на помещиков, их приказчиков и старост. С учреждением в 1775 г. Казенных Палат, именно последним было поручено руководить распределением и сбором подушной подати. Подушная подать взималась по ревизским душам, число которых от ревизии до ревизии оставалось неизменным: умершие в промежуток между ревизиями не исключались из окладов, а родившиеся не вносились в них. За поступление подушной подати отвечало все крестьянское общество. В свою очередь, распределение подушной подати между отдельными плательщиками производилось самими крестьянскими обществами с учетом размера наделов, числа душ в семье и т.п.
Чем больше усиливался разрыв между хозяйствами по мере развития их в капиталистических условиях, тем менее приемлемой для государства становилось подушное обложение, этого разрыва не учитывавшее. Вследствие существования подушной подати существовала круговая порука, потому что иначе нельзя было обеспечить подать, наложенную на отдельных лиц. В свою очередь, круговая порука влекла за собой и ограничение свободы передвижения крестьянства, и фактическое ограничение крестьян в праве выбора занятий. Поэтому с начала 1860-х гг. вопрос об отмене подушной подати поднимался неоднократно вместе с подготовкой отмены крепостного права. Большую важность этот вопрос получил, начиная с 1870 г., когда он впервые был поставлен перед земствами, был ими обсужден и так или иначе разрешен, но не получил никакого дальнейшего движения в правительственных сферах.
Наконец, в 1879 г. была образована комиссия для обсуждения предположенной отмены подушной подати и для взыскания других источников доходов для ее замены. Комиссия, состоявшая из чиновников разных ведомств и приглашенных экспертов, составила проект о трех видах замены подушной подати: подоходным налогом на 35 млн руб. с доходов от торговых и промышленных капиталов, промыслов и личного труда; личным налогом на 16 млн руб. с лиц рабочего возраста; усадебным налогом на 18 млн руб. с усадеб всех без различия сословий.
Прежде всего, власть попыталась ослабить социальную напряженность в деревне. В 1881 г. были понижены выкупные платежи, поскольку с освобожденных от крепостной зависимости крестьян взыскивалось больше, нежели уплачивалось по обязательствам выкупной операции. При помощи учрежденного в 1882 г. Крестьянского поземельного банка, который оказывал крестьянам содействие в приобретении бывших помещичьих земель, власть пыталась решить проблему крестьянского малоземелья. Благодаря поддержке этого банка, крестьяне приобрели в 1883–1900 гг. 5 млн десятин земли.
Когда во главе Министерства финансов стал Бунге, он решился в 1882 г. окончательно приняться за разрешение этого вопроса. В мае 1882 г. последовал Высочайший указ Александра III, которым было велено отменить: подушный сбор в пользу казны с мещан; подушную подать с приписных к волостям безземельных крестьян и дворовых людей; подушную подать с крестьян, получивших от помещика надел на основании статьи 123 Общего Положения и статьи 116 малороссийского местного положения. Также министру финансов Н.Х. Бунге было велено выработать соображения о постепенной (в течение 8 лет, начиная с 1 января 1883 г.) отмене подушной подати с остальных разрядов населения.
Коронационным манифестом от 15 мая 1883 г. были прощены все недоимки по подушной подати. В том же месяце от подушной подати были освобождены безземельные, фабричные и заводские крестьяне. Для бывших помещичьих крестьян (в некоторых местностях и для других плательщиков) подушная подать была снижена наполовину. Наконец, 28 мая 1885 г. императором было утверждено мнение Государственного Совета о прекращении взимания подушной подати с 1 января 1886 г.: со всех крестьян, на которых распространялось действие положений 19 февраля 1861 г. и 21 июня 1863 г.; с прибалтийских крестьян, за исключением поселенных на казенной земле; с малороссийских казаков и других разрядов населения, состоящих как на особых, так и на общих окладах, за исключением платящих оброчную подать. А с 1 января l887 г. велено было отменить взимание подушной подати со всех разрядов населения империи, кроме Сибири.
Бунге старался идти навстречу народным нуждам даже тогда, когда это было сопряжено с некоторыми жертвами для казны. При отмене подушной подати ему пришлось встретиться с большими трудностями именно по вопросу о равновесии бюджета, в который подушная подать ежегодно давала около 40 млн руб. Предполагалось частично возместить это увеличением налога на спирт и оброчной подати с государственных крестьян, от повышения которой правительство в 1886 г. отказалось на 20 лет. Компромисс был найден в переводе государственных крестьян с оброка на обязательный выкуп, входе которого их подати за землю были повышены в среднем на 45%. То есть перевод государственных крестьян на выкуп оказался ни чем иным, как увеличением оброка. Впрочем, эта реформа была проведена с некоторой рассрочкой: с 1 января 1883 г. и с 1 января 1884 г. подушная подать была сложена с наиболее переобремененных крестьян, а с крестьян остальных местностей - с 1 января 1886 г.
Кроме налога на спирт, были увеличены налоги на сахар и табак, повышен гербовый сбор и таможенные ставки на многие предметы ввоза, введен налог на золотопромышленность. Также вырос налог с недвижимых имуществ в городах и поземельный налог, введен сбор с доходов от денежных капиталов и налог на дарения и наследства, повышены налоги на заграничные паспорта и т.п.
К числу мероприятий министра финансов относилось и создание института податных инспекторов, на которых было возложено как взыскание податей, так и собирание сведений о зажиточности и платежеспособности населения в целях дальнейшего урегулирования податной системы. До этого взимании податей производилось полицией с применением жестких форм взыскания, вплоть до распродажи необходимого в крестьянском быту имущества и даже хлеб на корню.
В итоге преобразований основным крестьянским налогом в госбюджет стал государственный оброчный сбор, в котором стал более ярко проявляться подоходный принцип. Привязка к наделу сохранилась: платежу оброчного сбора подвергались лишь пользователи государственных земель. При этом основным критерием определения оклада налога выступала стоимость или доходность земли. Но принимались в расчет и вспомогательные признаки, позволяющие оценить хозяйственную состоятельность данного селения: сумма числящихся недоимок, численность жителей и т.п. Хотя реформированное крестьянское обложение оставалось далеким от полноценного воплощения подоходного принципа, наиболее явный анахронизм в налоговой системе был устранен.

Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета (Собр. Узак. 1885 г. Июня 14, ст. 551а) – Об отмене подушной и преобразовании оброчной подати
Государственный Совет, в Соединенных Департаментах Государственной Экономии и Законов и в Общем Собрании, рассмотрев представление Министра Финансов об отмене подушной и преобразовании оброчной податей, мнением положил:
1. Прекратить взимание подушной подати с 1 января 1886 года:
а) со всех крестьян, бывших помещичьих, удельных и других, на которых распространяется действие Положения 19 февраля 1861 года и 26 июня 1863 года (36657, 39792);
б) с состоящих на особом положении крестьян Прибалтийских губерний, за исключением водворенных на казенных землях и
в) с малороссийских казаков и других поселян, состоящих как на особых, так и на общих окладах, за исключением платящих оброчную подать.
2. С 1 января 1887 г. отменить подушную подать окончательно для всех плательщиков в Империи, за исключением Сибири.
3. С того же 1 января 1887 года, в виду окончания к тому времени срока, на который был назначен постоянный размер оброчной подати с государственных крестьян [Выс. ук. 24 ноября 1866 г. (43888)], произвести преобразование этой подати на основаниях, необходимых для окончательного ее выкупа в 44-х-летний срок.
4. Предоставить Министру Финансов приступить безотлагательно к подготовительным действиям и составлению предположений: а) о преобразовании оброчной подати с государственных крестьян, с тем, чтобы общая сумма имеющих заменить ее выкупных платежей превышала не более, чем на 45 процентов, нынешнюю общую сумму этой подати, и чтобы распределение упомянутых платежей между селениями было, по возможности, соразмерно с ценностью и доходностью состоящих в их распоряжении наделов, и б) об изменениях, которые должны быть сделаны в узаконениях, основанных на счет населения по ревизским душам, о порядке ответственности по уплате в казну окладных сборов и о паспортной системе. Предположения по упомянутым предметам, по сношении с подлежащими ведомствами, внести на рассмотрение, установленным порядком, с таким расчетом времени, чтобы приведение их в действие могло последовать с 1 января 1887 года.
Резолюция. Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в Общем Собрании Государственного Совета, об отмене подушной и преобразовании оброчной податей, Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить.


Барабанов О.Н. Реформы и контрреформы в России XIX-XX вв.: Международный «круглый стол» ассоциации выпускников ист. фак. МГУ // Вестник Моск. ун-та. Серия 8. История. 1995. № 5. С. 64-65.

Боханов А.Н. Император Александр III. М., 1998.

Корелин А.П. С.Ю. Витте и бюджетно-финансовые реформы в России конца XIX - начала ХХ века // Отечественная история. 1999. № 3. С. 42-64

Российские реформаторы, XIX - начало XX вв. / Под ред. А.П. Корелина. М., 1995.

Степанов В.Л. Н.Х. Бунге: Судьба реформатора. М., 1998.

На какой регион Российской империи не распространялась отмена подушной подати с 1 января 1887 г.?

Когда была введена подушная подать и как она рассчитывалась?

С кем связана отмена подушной подати?

Каковы последствия отмены подушной подати?