Водный налог прямой. Налогоплательщики и объекты обложения водным налогом

Водный налог в нынешнем понимании возник недавно: в 2005 году Государственная Дума приняла решение дополнить НК РФ новой главой, подразумевающей необходимость совершения бюджетных платежей за пользование водными объектами по лицензии. Несмотря на относительную «молодость», фискальный сбор имеет четкую систему элементов, прописанный в законодательстве порядок уплаты и предоставления отчетности. За нарушение установленных норм предусмотрены штрафы и иные санкции.

Деятельность организаций, частных предпринимателей и физических лиц, связанная со специальным и общим водопользованием, в России регулируется двумя нормативными документами: Налоговым и Водным Кодексом. Это означает, что коммерческие структуры должны либо перечислять водный налог, либо вносить по установленным реквизитам арендные платежи.

Разобраться с тем, что облагается бюджетными обязательствами, непросто из-за хитросплетений законодательства. Даже опытный бухгалтер порой задается вопросом: «Водный налог – какой налог?».

До 2005 года организации и физлица, использовавшие водные объекты, обязательно получали лицензию и платили налог в установленном размере. С 2007 года в силу вступил Водный Кодекс, отменивший разрешительную документацию и заменивший налог арендными обязательствами.

Организации, физлица и ИП остаются «водными» налогоплательщиками до тех пор, пока не истечет срок их лицензии. Когда это случится, они должны будут заключить договор аренды с властями и перечислять прописанные в нем суммы по другим реквизитам.

Общая характеристика водного налога

Плательщиками налога являются предприятия и физлица, осуществляющие деятельность, связанную с использованием наземных или подземных водных ресурсов. К числу первых относятся те, кто работает на реках, озерах, водохранилищах, ледниках, болотах и иных естественных или искусственных объектах. Вторые эксплуатируют подземные источники и водные горизонты.

Разница в способе использования ресурсов влияет на характер «платы» за них. Первая категория пользователей ранее получала лицензии, выдача которых была приостановлена после 2007 года. Сегодня они являются плательщиками налога лишь в случае, если срок действия разрешительного документа не истек. Если он прекратился, то фискальные обязательства заменяют арендные перечисления.

Для второй категории пользователей остается актуален водный налог по НК РФ. Их деятельность по-прежнему подлежит лицензированию. Допустимый характер использования объектов, их границы и параметры определяются законодательством о недрах.

Основные элементы водного налога

Как любое бюджетное обязательство, водный налог характеризуется набором элементов. В их число входит следующее:

  • Плательщики – описанные выше категории физлиц, частных предпринимателей и организаций.
  • Объект налогообложения. Это факт, присутствие которого обязывает субъект исполнять бюджетные обязательства. В конкретном случае это деятельность по лицензии, связанная с использованием водных ресурсов.
  • Налоговый период. Это отрезок времени, за который рассчитывается и уплачивается бюджетное обязательство. Он равен кварталу.
  • Налоговая база. Это произведение количества забранной воды, выработанной электроэнергии или числа единиц используемой площади водной акватории на ставку, применимую к конкретной ситуации.
  • Ставка налога. Определяется в зависимости от вида деятельности хозяйствующего субъекта, экономического района и используемого водоема. Ставки перечислены в ст. 333.12 НК РФ.

Элементы водного налога сложны в понимании и трактовке из-за высокой вариативности. Способ исчисления налоговой базы зависит от того, вода какого объекта используется и в каких целях. Дополнительно существует система поправочных коэффициентов, устанавливаемых федеральными властями. Они учитывают инфляцию, превышение или непревышение лимитов забора по конкретному водоему, факт дальнейшей перепродажи воды и другие нюансы.

Водный налог: прямой или косвенный?

Водный налог относится к категории прямых, т.е. таких бюджетных обязательств, которые уплачиваются физическими и юридическими лицами с имущества или дохода.

Объектами налога, с которых перечисляются денежные средства в бюджет, признаются:

  • забор воды из рек, озер и иных объектов;
  • использование установленной площади в рамках водоема;
  • лесосплав по водным акваториям;
  • использование водных ресурсов в целях получения гидроэнергии.

Являясь прямым налогом, водный сбор обладает следующими характеристиками:

  • Обязательность – платежи взимаются независимо от воли экономического субъекта.
  • Непосредственность – налоговое бремя несет сам владелец ресурсов.
  • Расчетность – существует четкая формула, позволяющая исчислить сумму обязательства.
  • Декларированность – порядок расчета бюджетных обязательств отражается в подаваемых регулярно декларациях.

Водный налог 2017 – прямой сбор, плательщики и правила расчета которого четко обозначены в законодательстве. Система льгот по нему не предусмотрена.

Куда перечислять водные обязательства?

Водный налог – это федеральный налог, который должен уплачиваться в сроки, установленные Налоговым Кодексом – не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом.

Налог необходимо перечислять в бюджет того субъекта, в котором находится водный объект, эксплуатируемый по лицензии, т.е. по месту фактического водопользования. Реквизиты ИФНС, которой подконтрольна конкретная территория, можно посмотреть на ее официальном сайте или взять в отделении.

КБК для водного налога – 182 1 07 03000 01 1000 110. Если вы уплачиваете пени, замените седьмую и шестую цифры на «21», если штраф – на «30».

Порядок заполнения платежного поручения такой же, как и для прочих налогов. В поле «Статус плательщика» компания ставит «01», т.к. рассчитывается с бюджетом по собственным обязательствам. В поле «Налоговый период» проставляется номер квартала, за который гасятся обязательства. Очередность платежа – «05».

Важно! Необходимо указать КПП и ОКТМО для той ИФНС, куда платится налог, т.е. для инспекции по месту водопользования.

Водный налог относится к федеральным обязательствам и действует на территории всей страны. Региональные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок его расчета, уплаты или администрирования, не могут противоречить федеральным законам, в частности – Налоговому Кодексу.

Крым не является исключением с точки зрения водных обязательств. С 2015 года физические лица, ИП и организации, действующие на его территории, перечисляют налог по тем же ставкам и в том же порядке, что и жители остальных частей России.

Согласно статье 50 Бюджетного Кодекса, поступления от взимания водного налога в объеме 2/5 зачисляются в федеральный бюджет. 3/5 полученных средств направляется в субъект, на территории которого расположен конкретный водоем.

Водный налог имеет безусловную важность для экономики: он обеспечил рост фискальных поступлений в государственную казну. Второе его значение – экологическое. Он призван стимулировать компании и физических лиц использовать водные ресурсы рационально и не нарушать установленные лимиты, установленные по каждому природному объекту.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018-2019 годах

Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.

Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).

Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.

Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.

Водным налогом не облагается использование воды:

  • для тушения пожаров;
  • ликвидации стихийных бедствий;
  • нужд сельского хозяйства.

Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.

Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.

В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.

Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье .

НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.

Порядок расчета водного налога согласно НК РФ

Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:

  • по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
  • если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
  • при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:

  • для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
  • а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.

Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте .

Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.

ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.

Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.

Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.

За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики

Лицензионное использование водных ресурсов обязывает отчислять в бюджет водный налог. Основные моменты, связанные с его уплатой, рассмотрены в статье.

Чем руководствоваться

На практике многие специалисты до сих пор путаются: водный налог – федеральный или региональный? На самом деле данный налог законом отнесён к обязательным платежам федерального уровня.

Таким образом, водный налог – это федеральный налог, который установлен Налоговым кодексом РФ. А именно – его главой 25.2. Региональные и местные власти не могут вмешиваться в те правила, которые закреплены по водному налогу НК РФ. Например, статьей 333.12 Кодекса, которая определяет ставки водного налога в 2017 году.

Объект

Согласно статье 333.9 НК РФ, объектом налогообложения по водному налогу признаются следующие действия и сферы:

  • взятие воды из поверхностных и подземных водных объектов;
  • забор морских вод;
  • использование определенной надводной акватории;
  • использование акватории поверхностных морских вод;
  • гидроэнергетика;
  • сплав дерева.

Правда, для водного налога Налоговый кодекс установил массу исключений, когда объекта нет. Например:

  • взятие подземных лечебных/термальных вод;
  • пожарная безопасность и т. п.;
  • технические нужды судов;
  • ловля рыбы и охота;
  • судоходство;
  • использование акватории для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • взятие воды для сельскохозяйственных нужд.

Изменения

Принципиальные изменения по водному налогу в 2017 году отсутствуют. И вообще законодательные правила в отношении него меняются нечасто.

Единственное – коэффициент водного налога в 2017 году (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ). По сравнению с прошлым годом он вырос с 1,32 до 1,52. Базовую ставку водного налога в 2017 году перемножают на него в случае:

  • сверхлимитного забора воды;
  • отсутствия измерительных приборов;
  • добычи воды для продажи.

Как рассчитать

В Налоговом кодексе чётко не расписано, как рассчитать водный налог. Однако мы расскажем. Сначала нужно взять из таблицы соответствующую водному объекту ставку. При этом учтите, что, например, одна река может проходить по территории России через несколько экономических регионов сразу. И в каждом из них – своя ставка по данному объекту.

Затем ставку при определенных условиях перемножают на особый коэффициент, о которым мы сказали выше. Его значение в 2017 году – 1,52. И не исключено, что напоследок сверхнормативное число кубов воды придется умножить на 5 (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

ПРИМЕР

ООО «Гуру» во II квартале 2017 года забрало из артезианской скважины 150 000 куб. м воды. Из них – 100 000 куб. м в пределах квартального лимита, а 50 000 куб. м – сверх того. Скважина предприятия расположена в селе, которое находится рядом с бассейном реки Кубань. Это Северо-Кавказский экономический район.

Базовая налоговая ставка для этих подземных вод составляет 570 рублей за тысячу кубических метров. Итоговая налоговая ставка равна:

570 руб. за тыс. куб. м × 1,52 (коэффиц. в 2017 г.) = 866,4 рубля за тыс. куб. м.

Сумма налога за II квартал 2017 года:

100 тыс. куб. м × 866,4 руб. за тыс. куб. м + 50 тыс. куб. м × 866,4 руб. за тыс. куб. м × 5 = 303 240 рублей.

КБК

Чтобы правильно оформить декларацию (строки 010) и платёж поступил по адресу, необходимо знать актуальный КБК водного налога в 2017 году. Его значения приведены ниже в таблице.

Отметим, что КБК по водному налогу для организаций в 2017 году не поменялись.

Сроки уплаты и сдачи

На основании статьи 333.11 НК РФ налоговым периодом по водному налогу признается квартал. То есть это тот редкий случай, когда отчётных периодов законом не предусмотрено.

К тому же надо отметить, что сроки уплаты водного налога и сроки сдачи водного налога в 2017 году совпадают. В силу прямого указания НК РФ этот вопрос регулирует общая норма – п. 1 ст. 333.15 Кодекса.

Предприятия и предприниматели, ведущие деятельность с водной лицензией, сдают декларации и отчисляют налог поквартально – не позже 20-го числа месяца, который идёт за соответствующим кварталом. То есть в 2017 году крайняя дата попадает на.

Россия является страной, где имеется достаточное обеспечение населения и промышленных организаций водными ресурсами. По этой причине действующее законодательство применяет к этим объектам водный налог. На долю государства приходится почти 22% всех мировых запасов пресной и подземной воды. Но при таких показателях жители используют меньше 4% речных стоков каждый год.

Экономическая сущность водного налога

На территории Российской Федерации придется платить налоги на воду, потому что это ограниченный и уязвимый природный ресурс. Главная задача государства - это полное обеспечение и поддержание оптимального уровня водного обеспечения целой страны. При этом необходимо позаботиться об эффективном распределении водных ресурсов, а также повышении качества применения воды в хозяйственных системах.

Водный налог - это плата, которая способна возместить все затраты на восстановление и постоянную охрану водного объекта. Стоит отметить, что ограниченные показатели водных ресурсов страны смогут предопределить возможное появление рентного дохода в использовании воды.

Благодаря такому налогу его плательщики смогут позаботиться о рациональном и эффективном применении уникальных источников воды. Этот вид налогообложения способен повысить ответственность за сохранность водного объекта, а также постоянно поддерживать экологическое равновесие.

Кто должен платить налог на воду?

Российское законодательство постановило, что все водные налоги уплачиваются физическими лицами и организациями, которые осуществляют забор воды из источника. Закон, который регулирует правовое использование пресной воды, начал действовать 1 января 2005 года. Но действующее законодательство Российской Федерации 1 января 2007 года ввело новый Водный кодекс.

Теперь правило уплаты налогов распространяется только на тех, кто заключил правовые отношения и использует водные объекты. Водный налог НК РФ распространяется на пользователей, которые получили соответствующие лицензии или договора на дальнейшую эксплуатацию природного водного объекта. Они имеют полное право пользоваться поверхностной или подземной водой в соответствии с действующим кодексом Российской Федерации.

Кто платит?

Объекты водного налога - это граждане и организации, которые осуществляют специальное водоиспользование. Иностранные лица также в обязательном порядке должны уплачивать этот налог, если они попадают под все обозначенные условия. Плательщиками налога признаются те субъекты хозяйственной деятельности, которые заключали договора до введения нового Водного кодекса Российской Федерации.

  1. На местном уровне могут принимать решения органы самоуправления и исполнительные комитеты.
  2. На федеральном уровне принятием решений занимается Правительство Российской Федерации.

Использование воды общего назначения, где нет сооружений, устройств и технических средств, не попадает под налогообложение.

Водный налог применяется к таким разновидностям водоиспользования:

  1. Забор воды из водного объекта.
  2. Эксплуатация природного ресурса без сбора воды для гидроэнергетических целей.
  3. Применение акватории водного объекта.
  4. Использование водного объекта для сплавов древесины в плоту или кошеле.

К какому типу водопользования не применяется водный налог?

Можно выделить несколько видов деятельности, занимаясь которыми не придется платить налоги в государственную казну:

  • Налог не уплачивается, если происходит забор воды из подземного водного источника. Вода должна быть использована в качестве природного лечебного ресурса.
  • Применение воды для пожарной безопасности, ликвидации стихийного бедствия или аварии.
  • Использование водного объекта для того, чтобы обеспечить оборону страны, а также безопасность целого государства.
  • Процесс воспроизводства и восстановления водного биологического ресурса.
  • Использование воды для проведения топографических, гидрографических, поисковых работ на государственном уровне.
  • Применение акватории для организации отдыха или оздоровления детей, ветеранов или инвалидов.
  • Забор воды для орошения сельской земли, сада, огорода или дачного земельного участка.

Порядок расчета и уплаты водного налога

Многие специалисты считают, что расчет налога на воду является проблематичным. Исходя из полученных сумм, предприниматели должны выполнить анализ всех объектов налогообложения, чтобы рассчитать водный налог. Ставка устанавливается действующим законодательством Российской Федерации и зависит от вида использования водного ресурса. Сегодня в НК РФ содержится подробное и четкое перечисление фиксированных ставок для каждого объекта налогообложения. Сейчас законодательством Российской Федерации не предусматривается наличие льгот по водному налогу для субъектов.

Бухгалтерский учет налогообложения должен осуществляться по аналогичным правилам, что и любые другие налоговые отчисления. Во время составления перечисления необходимо брать во внимание, что расчет водного налога будет проверяться установленными надзорными органами. Все платежи перечисляются в федеральный бюджет в соответствии с КБК.

Какие перспективы у водного налога?

Сегодня многие спорят о необходимости существования налогообложения на водные ресурсы. Налоговая база водного налога, по мнению некоторых людей, должна быть откорректирована, а также уменьшен порядок исчисления налоговых платежей. Основная часть бизнесменов уверена, что это устаревший способ взимания авансовых взносов с предпринимателей, поэтому действующее законодательство Российской Федерации должно пересмотреть порядок осуществления платежей в бюджет.

По мнению экспертов, представленный вид налогообложения будет существовать еще не один десяток лет. В дальнейшем не планируется увеличивать ставки по всем видам водопользования. С 2013 года все размеры выплат остаются неизменными, что говорит о стабильной ситуации. Благодаря такому виду налогообложения субъекты предпринимательской деятельности, которые используют водные ресурсы, с особенной бережностью относятся ко всем природным водным ресурсам.

Использование природных ресурсов: налоговая база

В отношении водных объектов для каждого налогоплательщика определяется водный налог. Объект налогообложения определяется при помощи пункта 1 статьи 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации. Законодательство определяет полный объем воды, которая была взята из источника за отчетный период. Чтобы точно определить объем, необходимо полагаться на показания измерительных приборов для воды. Их необходимо регулярно фиксировать в соответствующем журнале первичного учета использования водных ресурсов.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем использованной воды будет определяться при помощи таких показателей, как общий период работы, а также производительность технических средств. Налоговым периодом считается квартал. Для каждого объекта налогообложения устанавливают твердые и фиксированные налоговые ставки, которые могут дифференцироваться по таким параметрам, как объем озера, моря, экономический район, а также площадь бассейна реки.

Подача декларации по водному налогу

Статья под номером 80 Налогового кодекса Российской Федерации описывает подачу письменного заявления от налогоплательщика, который должен отразить в нем полученные доходы и расходы. В заявлении необходимо указать основные источники дохода, налоговые льготы, исчисленную сумму налога, а также другие важные данные. Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предписывает предоставление в соответствующие налоговые органы по месту учета всех необходимых деклараций. Каждый человек обязан сделать выплаты по требуемым налогам и сборам.

Декларация включает в себя следующие пункты:

  • Титульный лист.
  • Раздел 1. Тут необходимо указать сумму налога, которую нужно заплатить в местные органы управления. Все суммы указываются по точным данным.
  • Раздел 2. В нем отображаются данные расчета налоговой базы, а также суммы по водному налогу. Каждый пункт расчетов должен указывать в дополнительных разделах.

Абсолютно все налогоплательщики должны заполнять в своей декларации титульный лист и разделы № 1 и № 2. Стоит отметить, что раздел № 2 может включать в себя только необходимое для плательщика количество строк.

Требования к заполнению налоговой декларации

Существуют общепринятые требования к оформлению налоговой декларации. Первым делом объекты налогообложения должны позаботиться о заполнении титульного листа. На первых страницах нужно указать вид декларации, которая предоставляется в соответствующие органы (первичная или корректирующая). Также тут должны быть зафиксированы такие данные, как номер квартала, отчетный год, полное название налоговой инспекции, в которую сдается декларация. После этого указываются сведения о налогоплательщике - ОГРН, а также код основной разновидности деятельности. Титульный лист должен подписываться руководителями и главным бухгалтером, которые работают в организации. Подпись может поставить физическое лицо, которое является плательщиком водного налога.

В разделе под номером 1 отображаются все данные по суммам налога, которые подлежат уплате. Раздел под номером 2 заполняется налогоплательщиками, которые осуществляют забор воды из природного водного объекта.

Налогоплательщики и объекты обложения водным налогом

Применение водного налога регулируется главой 25.2 Налоговым кодекс РФ, введенной в действие с 1 января 2005 г., вместо действовавшей до этого платы за пользование водными объектами. Кроме этого водопользование регулируется Водным кодексом и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844"О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование ".

Налогоплательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и/или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

Не уплачивают водный налог организации и физические лица, использующие водные объекты на основании договоров водопользования или решений о предоставлении их в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Объектами налогообложения водным налогом установлены следующие виды пользования водными объектами:

1. забор воды из водных объектов;

2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

1. забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и /или природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

2. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

3. забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

4. забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

5. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

6. использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

7. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8. использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

9. использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

10. использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

11. использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

12. особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

13. забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

14. забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

15. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

7.2 . Налоговый и отчетный периоды. Налоговая база и налоговые ставки.

Налоговая база определяется по каждому виду водопользования, признаваемого объектом налогообложения. Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговая база определяется по каждому виду водопользования и каждому водному объекту отдельно:

а) при заборе воды налоговая база определяется как:

Ø объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов;

Ø при отсутствии таких приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств;

Ø при невозможности использования одного из двух названных методов объем забранной воды определяется по нормам водопотребления;

б) при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия − по материалам технической и проектной документации;

в) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;

г) при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

Налоговый период установлен продолжительностью в квартал.

Налоговые ставки установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды, забранной из поверхностных или подземных водных объектов (ст. 333.12 НК РФ ).

Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Законодательством предусмотрено поэтапное индексирование ставок водного налога. В 2014 г. принят федеральный закон № 366-ФЗ от 24.11.14, которым утверждены повышающие коэффициенты по отношению к налоговым ставкам водного налога. Согласно этому закону установлены следующие повышающие коэффициенты (п.п.1.1. ст. 1 ст.333.12 НК РФ ):

Ø 2015 г. − 1,15;

Ø 2016 г. − 1,32;

Ø 2017 г.− 1,52;

Ø 2018 г.− 1,75;

Ø 2019 г.− 2,01;

Ø 2020 г. − 2,31;

Ø 2021 г. − 2,66;



Ø 2022 г. − 3,06;

Ø 2023 г. − 3,52;

Ø 2024 г. − 4,05;

Ø 2025 г. − 4,65.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере с учетом повышающих коэффициентов.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается (ст. 3 ст.333.12 НК РФ) за 1 тыс. куб. метров, забранных из водного объекта:

Ø с 01.01 по 31.12 2015 года включительно − 81 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2016 года включительно − 93 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2017 года включительно − 107 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2018 года включительно − 122 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2019 года включительно − 141 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2020 года включительно − 162 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2021 года включительно − 186 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2023 года включительно − 246 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2024 года включительно − 283 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2025 года включительно − 326 руб.

7.3 . Порядок исчисления и уплаты водного налога

Налогоплательщик исчисляет налог самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм водного налога в отношении всех видов водопользования.

Порядок расчета водного налога представлен в примере 52.

Пример 52.

ООО «ХХХ» использует реку Волга для сплава леса в плотах. За третий квартала 2015 года «ХХХ» сплавило леса в количестве 435 тыс. м 3 . Сплав производился на расстоянии 600 км.

Налоговая база рассчитывается как произведение объема сплавленной древесины в тыс. куб. на протяженность сплава, то есть

435 тыс. м 3 × 600 км / 100= 2 610

Определим налоговую ставку: в соответствии с п. п.4 п.1 ст.333.12 НК налоговая ставка равна 1 636,8 руб. за 1 тыс. м 3 на каждые 100 км. сплава. Начиная с 2015 г., налоговые ставки по водному налогу подлежат увеличению на соответствующий коэффициент. В 2015 г. этот коэффициент установлены равным 1,15.

Таким образом, водный налог будет равен

Н в = 2 610 ×1 636,8 руб. ×1,15 = 4 912 855 руб.

Пример 53.

Организация в 2015 г. для своих производственных целей осуществляет забор воды из р. Волга и производит электроэнергию в бассейне р. Волга без забора воды. Повышающий коэффициент к налоговым ставкам 1,15.

1. Расчет водного налога за забор воды

Лимит забора воды для производственных целей установлен в пределах 45 000 м 3 . Фактически Организация забрала 72 000 м 3 , то есть у организации сложился перерасход в заборе воды в объеме 27000 м 3 .

Налоговая ставка для при заборе воды для Волго-Вятского района установлена в размере 282 руб. × 1,15 = 324,3 руб. за 1 000 м 3 .

Налоговая ставка, применяемая при исчислении налога за объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период сверх установленного лимита:

282 руб. ×1,15 × 5 = 1 621,5 руб. за 1 000 м 3 .

Сумма налога, подлежащая уплате и исчисленная за фактический объем забранной воды (включая объем воды в пределах и сверх установленного лимита) составит:

(45 000 м 3 × 324,3 руб. за 1 тыс. м 3) + (27 000 м 3 × 1621,5 руб. за 1 тыс. м 3) = 58 374 руб.

2. Расчет водного налога при выработке электроэнергии.

Количество фактически произведенной электроэнергии за налоговый период 1 700 кВт/ч, налоговая ставка для водных объектов реки Волга: 9,84 руб. электроэнергии.× 1,15 = 11,316 руб. за 1 тыс. кВт/ч Сумма водного налога составит:

1 700 кВт/ч × 11,316 руб. за 1 тыс. кВт/ч = 19 237, 2 руб.

Налоговая декларация подается в налоговую инспекцию по местонахождению объекта налогообложения. Водный налог уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. Срок подачи налоговой декларации и уплаты налога − не позднее 20 числамесяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть:

Налогоплательщики, относимые к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Вопросы для самопроверки освоения темы

1. Перечислите плательщиков водного налога?

2. Перечислите объекты обложения водным налогом?

3. Каков порядок и сроки уплаты сбора за пользование водных ресурсов?

4. Назовите налоговый период при исчислении водного налога.

5. Назовите виды использования водных ресурсов, при которых водопользователь не буде являться плательщиком водного налога.

Тема 8. НДПИ

Общие положения по налогу на добычу полезных ископаемых. Понятие и виды полезных ископаемых для целей налогообложения.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - прямой федеральный налог, взимаемый с недропользователей.

НДПИ регулируется главой 26 Налогового Кодекса РФ, вступившая в силу с 1 января 2002 года (введена Федеральным законом от 08.08.2001 № 126-ФЗ). Одновременно были отменены действовавшие отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами, а также акцизы на нефть.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом или извлеченном из недр минеральном сырье, соответствующая требованиям как Российских, так и международных стандартов.

Полезное ископаемое, прошедшее дальнейшую переработку, например, обогащение, относится к продукции обрабатывающей промышленности и поэтому подвергается налогообложению по иным режимам.

Для целей налогообложения в ст. 337 НК РФ определены следующие виды полезных ископаемых:

1. горючие сланцы;

2. уголь, в том числе антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый, прочие виды углей;

4. углеводородное сырье, в том числе

Ø нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;

Ø газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья;

Ø газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины (попутный газ);

Ø газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, за исключением попутного газа;

4. товарные руды, в том числе:

Ø черных металлов (железо, марганец, хром);

Ø цветных металлов (алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, магний, другие цветные металлы, не предусмотренные в других группировках);

Ø редких металлов, образующих собственные месторождения (титан, цирконий, ниобий, редкие земли, стронций, литий, бериллий, ванадий, германий, цезий, скандий, селен, цирконий, тантал, висмут, рений, рубидий);

Ø многокомпонентные комплексные руды;

5. полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел);

6. горно-химическое неметаллическое сырье (апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды, калийные, магниевые и каменные соли, борные руды, сульфат натрия, сера природная и сера в газовых, серно-колчеданных и комплексных рудных месторождениях, бариты, асбест, йод, бром, плавиковый шпат, краски земляные (минеральные пигменты), карбонатные породы и другие виды неметаллических полезных ископаемых для химической промышленности и производства минеральных удобрений);

7. горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, жильный кварц (за исключением особо чистого кварцевого и пьезооптического сырья), кварциты, карбонатные породы для металлургии, кварц-полешпатовое и кремнистое сырье, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), магнезит, талько-магнезит, пирофиллит, слюда-московит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства буровых растворов и сорбенты, другие полезные ископаемые, не включенные в другие группы);

8. битуминозные породы;

9. сырье редких металлов (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий), а также другие извлекаемые полезные компоненты, являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых;

10. неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии);

11. кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и другие);

12. природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные, отсортированные и классифицированные камни (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);

13. концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений;

14. соль природная и чистый хлористый натрий;

15. подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды;

16. сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).