Понятие налоговых реформ и их классификация. Налоговые реформы. Цель налоговой реформы. Введение новых косвенных налогов и сборов

Зачастую под налоговой реформой понимают изменения, направленные на совершенствование отдельных элементов налоговой системы страны. Такая трактовка вряд ли справедлива, поскольку изменения отдельных элементов скорее характеризуют текущий и постоянно реализуемый процесс совершенствования налоговой системы.

Процесс реформирования и совершенствования налоговой системы имеет ряд принципиальных отличий:

  • 1) налоговая реформа проводится при пересмотре всей социально-экономической доктрины (стратегии) государства и последующей кардинальной смене концепции и стратегии (доктрины) налоговой политики, в то время как совершенствование налоговой системы реализуется в контексте тактики налоговой политики;
  • 2) важнейший признак реформы – проведение кардинальных принципиальных преобразований налоговой системы. Совершенствование же характеризуется изменением отдельных элементов системы;
  • 3) реформирование – это дискретный процесс, занимающий определенный временной промежуток. Совершенствование – процесс, характеризующийся непрерывностью. Сколько существуют налоговые системы, столько они и совершенствуются.

В связи с этим представляется наиболее правильным следующее определение налоговой реформы : налоговая реформа – это ограниченный во времени комплексный процесс кардинальных преобразований налоговой системы с целью приведения ее в соответствие с новым содержанием социально-экономической стратегии государства и налоговой доктриной государства.

История налогообложения знает большое число налоговых реформ. Например, в России это налоговые реформы Петра I (1699–1725), Екатерины II (1762–1796), Александра I (1801– 1825), Александра II (1855–1881), Александра III (1881 – 1894). В Советском Союзе также проводилось несколько налоговых реформ, в частности реформа периода нэпа, периода коллективизации и индустриализации, налоговая реформа периода Великой Отечественной войны, послевоенного восстановления и др. .

В США в XX в. можно выделить как минимум пять налоговых реформ, связанных с кардинальным изменением налоговой политики: реформа Меллона (1921–1926), Новый курс Ф. Рузвельта (1933–1945), реформа Дж. Кеннеди (1962–1968), реформа Р. Рейгана – Дж. Буша-старшего (1981–1993), налоговая реформа У. Клинтона (1993–2001), реформа Дж. Буша-младшего (2001–2009) .

В. Г. Пансков предложил классифицировать налоговые реформы по трем основным признакам: по содержанию, по целям, по продолжительности. Эта классификация представлена на рис. 15.3.

Рис. 15.3.

Системная налоговая реформа подразумевает реализацию кардинальных преобразований самой налоговой системы, концептуальных и методологических приемов ее построения. В результате такой реформы, как правило, коренным образом меняется: перечень налогов, налоговая нагрузка, соотношение прямого и косвенного обложения, принципы построения налоговой системы и т.д.

Структурная налоговая система характеризуется кардинальными преобразованиями отдельных структурных элементов налоговой системы. В результате такого рода реформы достигается перестройка налогового механизма, налогового администрирования, систем налогового учета на предприятиях, в рамках существующего перечня налогов кардинально меняется структура отнесения к федеральным, региональным и местным налогам, принципиальным образом меняются элементы налогов (базы, ставки, льготы) и т.д. Если говорить образно, то результатом структурной реформы должна стать новая архитектура функциональных элементов налоговой системы, а результатом системной реформы – новая архитектура ее построения в целом.

По целям проведения налоговые реформы делятся на многоцелевые и ограниченно целевые.

Проведение многоцелевой налоговой реформы призвано обеспечивать достижение определенной совокупности взаимосвязанных целевых установок по изменению основных параметров функционирования налоговой системы. Результатом такой реформы становится изменение характера проявления основных функций налогов в народнохозяйственном комплексе страны в соответствии с целями налоговой политики, избранными приоритетными.

При проведении ограниченно (одно-) целевой реформы обеспечивается достижение наиболее актуальной целевой установки по изменению отдельных параметров функционирования налоговой системы. Результатом такой реформы становится изменение характера появления основных функций налогов, как правило, стимулирующего характера, в отношении отдельных отраслей народного хозяйства, территорий, форм собственности, форм предпринимательства, производства отдельных видов продукции и т.д.

Классификация налоговых реформ по продолжительности проведения: кратко-, средне- и долгосрочные.

Краткосрочная реформа характеризуется незначительным временным периодом реализации, как правило, около трех лет. В столь короткий период невозможно осуществить масштабные преобразования, но в него вполне укладывается реализация ограниченно целевых реформ. Например, можно снизить налоговые ставки и достичь цели – снижения налоговой нагрузки.

Среднесрочная реформа, имея более продолжительный период, как правило, до восьми лет, позволяет провести более существенные структурные преобразования.

Долгосрочная реформа, характеризуется значительным периодом реализации, как правило, свыше восьми лет; она позволяет осуществить системные преобразования. Столь значительная растянутость налоговых преобразований во времени обусловливается, во-первых, крайне осторожным реформаторским подходом большинства правительств к столь болезненной для всех теме как налоги; во-вторых, внутренней логикой реформ, последовательно проходящих несколько этапов.

Арендный блок

Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:

Первый тип - высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для предприятий, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим. Рассмотрим налоговую политику в двух аспектах: с точки зрения, во-первых, ее действительного единства и последовательности при реализации целей экономической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополняющих рычагов и инструментов, а во-вторых, действенности рычагов и инструментов реализации налоговой политики в нынешних конкретно-экономических условиях.

Налоговая реформа представляет собой совокупность средств и методов, направленных на оптимизацию налоговой политики и налоговой системы.классификацию налоговых реформ

1.1. Системная реформа - реформа, вследствие которой изменяются концепции и механизмы действия налоговой системы. В результате системных реформ преобразуются принципы налогообложения в целом, а также спектр существующих налогов, объем налоговой нагрузки и т.д.

1.2. Структурная реформа - реформа, ориентированная на оптимизацию структуры налогообложения и налогового администрирования. В результате структурных реформ преобразуются налоговые ставки, налогооблагаемая база, налоговые льготы.

По целям проведения .

2.1. Многоцелевая реформа - реформа, направленная на достижение совокупности целей, связанных между собой. Результат многоцелевых реформ проявляется в изменении трактовки ключевых функций, исполняемых налогами в экономике страны

2.2. Ограниченная целевая реформа - реформа, ставящая перед собой одну базовую цель по изменению отдельных элементов налоговой системы. Результатом ограниченных целевых реформ выступает преобразование стимулирующих налоговых функций.

По срокам проведения .

3.1. Краткосрочная реформа - реформа, длящаяся около трех лет. Как правило, краткосрочные реформы проводятся в рамках достижения ограниченных целей.

3.2. Среднесрочная реформа - реформа, длящаяся от трех до восьми лет. Среднесрочные реформы могут позволить себе провести более принципиальные изменения в системе налогообложения.

3.3. Долгосрочная реформа - реформа, длящаяся более восьми лет. Долгосрочные реформы, как правило, проводятся для серьезных преобразований в налоговой системе и налоговой политике государства.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Налоги и налоговая система Российской Федерации

Определение налогов, роль налоговых доходов бюджетной системы РФ. Налоговая система, НК - налоговый кодекс. Налогообложение. Готовые ответы на экзамен

Информация для участника ОГЭ

Правила проведения основного государственного экзамена в 2015 году. Общие сведения

Хоровая литература зарубежная

Развитие и разнообразие жанров и форм в хоровой музыке Западной Европы (Средневековье и Возрождение). Жанры культовой музыки. ТЕРМИНЫ по жанрам светской музыки. Хоровая музыка эпохи барокко. Хоровая музыка композиторов-романтиков.

Положение о проведении областного фотоконкурса «Туризм Воронежской области»

Положение о проведении областного фотоконкурса «Туризм Воронежской области» (далее – Положение) регламентирует статус и порядок проведения областного фотоконкурса «Туризм Воронежской области» (далее - Конкурс)

Оптические методы анализа

Определение молярного и удельного коэффициентов светопоглощения. Определение открываемого минимума фотометрических реакций. Расчет концентрации и массы определяемого вещества при фотометрическом анализе. Расчет концентрации и массы определяемого вещества при флуориметрическом анализе.

Безопасность и экологичность проекта ПБО “Блинная”

В этом разделе проведена оценка разработанного проекта с точки зрения его безопасности и экологичности. Оценка безопасности означает перечисление опасных и вредных факторов, возможных на различных участках производства и технических, организационных и т.д. решений, предусмотренных проектом для уменьшения их воздействия на человека.

Княгиня Ольга была первой в истории Руси правительницей, принявшей христианство. Этой мудрой и мужественной женщине пришлось взять бразды правления после того как ее мужа, князя Игоря, убили, а сын Святослав был слишком мал, чтобы управлять. Годы правления, при которых произошло множество событий, в том числе и налоговая пришлись на период с 945 по 962 гг.

Месть Ольги

Княгиня славилась не только красотой и решительностью, но и умом, и мудростью. Жестоко расправившись с убийцами мужа, она стала заниматься политическими вопросами, управлять дружинниками, жалобщиками, а также принимать послов и выполнять иные обязанности правителя.

Супруг княгини Ольги, князь Игорь, был убит древлянами после того как потребовал повторный налог с одного дома. управляющий древлянами, желал захватить Киевскую Русь, женившись на княгине Ольги. Однако хитроумный план мудрой правительницы одним махом перечеркнул все его намерения.

Княгиня удалось трижды убить древлянских послов, а затем, воодушевившись победой, она собрала войско и пошла на врага. Однако город Коростень ей не удалось сразу осадить. Тогда княгиня Ольга велела от каждого дома принести ей налог в виде трех голубей и трех воробьев. Прицепив к каждой птице по труту и подпалив его, она отпустила пернатых, которые, почувствовав свободу, полетели к родному гнезду. Горящие птицы помогли сжечь деревянные дома, и крепость была взята.

Следующее действие Ольги — налоговая реформа. Она захотела упорядочить систему дани, из-за которой погиб муж княгини, и вместо «полюдья» ввела «уроки», то есть фиксированную подать, которую должны были платить с поделенной области земли.

Реформа княгини включала в себя определенный размер дани и четкий срок оплаты. В отличие от «полюдья» данный вид подати был более цивилизованным видом налогообложения.

Ольги проводилась раз в году, причем сама дань представляла из себя продукты, меха и рукотворные изделия.

Погосты

Однако это было только начало. Княгиня ввела такое понятие как погосты. Данные нововведения представляли из себя небольшие центры, подчиняющиеся княжеской власти. Теперь каждый центр правления был обязан принимать дань. В дальнейшем на погостах проводили торговлю.

Получается, что проводившая уже больше года налоговую реформу княгиня Ольга предусмотрительно создала территориальные подразделения, которые находились под властью местного князя. Таким образом управление оказалось у нее под контролем, так как князь всегда мог дать отпор любому недовольному политикой правительницы.

Спустя два века погосты превратились в административный округ.

Полюдья

Что же представляли собой полюдья? До правления мудрой Ольги великие князья осуществляли сбор дани с помощью ежегодного объезда, который проходил зимой. По сути, это был грабеж, так как власть имущие могли с одного двора дважды собрать налог, что вызывало недовольство и возмущение плательщиков.

Налоговая реформа Ольги давала возможность людям, принесшим дань, получить специальную княжескую печать. Это означало, что с них уже не могли повторно взимать налог. Данная реформа помогла мудрой княгини выявить неугодных ей подчиненных. Большинство местных князей потеряли свою власть, так как не выполняли условия правительницы, а их земли утратили былую независимость. И хотя налоговая реформа Ольги не получила широкой огласки, для Древней Руси она имела огромное значение.

Сборщики налогов или тиуны

Начальниками на погостах княгиня Ольга назначила сборщиков налогов или тиунов, которых еще долго называли «скотниками», так как брали дань натурой. Постепенно налоговая реформа Ольги год от года совершенствовалась. В итоге развились товарно-денежные отношения.

Вместо скота дань уже стали брать особой формой, напоминающей металлические деньги.

Итог правления княгини Ольги

Помимо того, что княгиня Ольга как правитель первой приняла христианство и была возведена в сан святых, она своими реформами облегчила жизнь народа, сконцентрировала власть в Киеве, государство поделила на отдельные административные центры, ввела порядок в налогообложении. Теперь налог имел фиксированный размер, все знали о сроках платежа, причем строго запрещалось взимать дань с тех лиц, которые выполнили свой долг.

Всем известно, что внук княгини Ольги стал первым князем, крестившим весь народ. Спустя годы народ в эпосах и сказаниях воспоет не только образ жизни княгини Ольги, но и ее реформы, способствующие укреплению Киевской Руси.

Дата публикации: 02.10.2013 16:26

Начало 1722 года принесло жителям России множество перемен. Они не только впервые праздновали диковинный праздник Новый год, но и ожидали невиданных налоговых преобразований. Прошло почти три столетия, а вот принципы финансовой политики государства остались все те же - петровские.

Петр I хорошо понимал: налоги - это основной источник богатства государства, но на практике дальше грозного, но пустого указания Сенату: «Денег как возможно больше собирать!» ничего сделать не мог.

Многолетняя Северная война, строительство кораблей, возведение «египетских пирамид на невских болотах» подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Для сравнения: в то время корова стоила три рубля. Постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов.

Пополнить опустевшие запасы звонкой золотой монетой должны были новые госслужащие - «прибыльщики». Основной задачей прародителей современных налоговиков было «сидеть и чинить государству прибыли», то есть изобретать новые источники доходов для оскудевшей государственной казны. Петр Алексеевич доверил эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял бывший холоп Курбатов - дворецкий боярина Шереметева, далее следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и много других громких имен. Особенно отличился бывший московский вице-губернатор Нестеров. Он носил звание оберфискала - генерального контролера и остался в истории самым смелым обличителем вельможных казнокрадов. Однако и сам впоследствии был уличен во взятках и колесован за это.

Каждый из этих выдумщиков выискивал новые объекты налогообложения, то есть придумывал новые налоги. И они как из худого решета сыпались на головы россиян. Начиная с 1704 года один за другим вводились такие сборы: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный - от клеймения хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный - с конных и яловочных кож, пчельный, банный, мельничный - с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный - с печей, привальный и отвальный - с судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов, и «другие мелочные всякие сборы». Причем для каждого из них тотчас учреждалась особая канцелярия с изобретателем во главе.

Как и сейчас, одним из основных правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Правда, сегодня для чиновников это выражение переродилось в понятие налогового администрирования. Как и в петровские времена, современные налоговые инспекторы предпочитают запросить по максимуму, чтобы хоть чем-то заполнить бюджет - видимо, петровские правила стали традицией.

Лишь к концу своего царствования первый российский император осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти сборы донимали не столько тяжестью, сколько своей численностью: их было больше тридцати. Назойливым июльским оводом они приставали к изнуренному налогоплательщику на каждом шагу.

И тогда Петр принял рискованное решение. Царь задумал введение нового налога - подушной подати, просуществовавшей в России вплоть до 1887 года.

Первым шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Указом 26 ноября 1718 года Петр приказал в течение года взять ото всех правдивые «сказки», сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола, и сосчитать, сколько крестьян смогут содержать одного солдата. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ. Эти «сказки» были получены и сосчитаны только к началу 1722 года.

Ревизии проводились регулярно и занимали по нескольку лет. Поэтому данные «сказок» к моменту подсчета общего количества душ были весьма условными.

Цифра в пять миллионов вызвала подозрение Петра. Все тогдашние владельцы крестьян мигом смекнули, что император замыслил новый налог, который будет зависеть от поданных «сказок». Поэтому списки составлялись с жуткими искажениями и нарушениями всех мыслимых сроков. Одним словом, попытались уйти от выплаты налогов.

В ответ на это Петр повелел провести ревизию на местах, проверку «сказок» и произвести «раскладку войска на землю» - подобие современных выездных проверок налоговых инспекторов. Полки размещались по ротам, на каждую роту отводился сельский округ с таким количеством ревизского населения, чтобы на каждого пешего солдата приходилось по 35 с половиной душ, а конного - по 50 с четвертинкой души мужского пола. В 1721 году подушной оклад положено было считать в 95 копеек с души, через три года он снизился до 74 копеек.

Налоговая повинность превратились в самое мощное орудие контроля государства над населением. Самим крестьянам ничего не объясняли: сказали плати - значит плати. Именно с этого момента начинается закрепощение крестьян. С должниками поступали очень круто. Те бедняки, которым было не по плечу заплатить подушную подать, занимали у богачей, чтобы не попасть в руки царских налоговых чиновников. Должников вместе с семьями вывозили за Урал, на металлургические заводы. Работа там была настолько трудной, что отправка туда приравнивалась к смертной казни. Введение нового налога вызвало волну возмущений.

Кроме этого большим недостатком петровской налоговой реформы был нерешенный вопрос самоуправства дворян и чиновников.

Первые рьяно пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения участи последних, а для увеличения толщины собственного кошелька. Вторые же были истинными виртуозами по части казнокрадства. Сегодня исследователями подсчитано, что из 100 податных рублей только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали в карманах все тех же сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную письменную отчетность, ему это не удалось. Основной гарантией честности оставалась совесть сборщика, а она, как видно, очень многих подводила.

Однако реформа все же дала свои результаты. Подушная подать более чем на два миллиона увеличила доход казны, несмотря на огромный недобор. Сметный доход 1724 года почти втрое превосходил доход дефицитного 1710 года.

В петровские времена появились довольно странные налоги, до сих пор не имеющие аналогов в мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и религиозные верования и даже совесть. Так, например, раскол терпелся, но оплачивался двойным окладом подати, как своего рода роскошь. Точно так же оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек соединял представление об образе и подобии Божьем. Указом 1705 года борода была расценена посословно: дворянская и приказная - в 60 рублей, первостатейная купеческая - в 100 рублей, рядовая торговая - в 60 рублей, холопья - в 30 рублей. Крестьянин в деревне носил бороду даром, но при въезде и выезде из города платил за нее одну копейку.

Пополнился список и старинных русских казенных монополий. К прежним, на смолу, поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир и... дубовые гробы.

Возникновение, развитие и трансформация идеологии фашизма

1.1 Причины возникновения идеологии фашизма

Возникновение фашистской идеологии в Италии и Германии первой половины ХХ в. имеет ряд общих оснований, которые обусловили становление тоталитарных режимов в этих странах на базе разработанной их идеологами фашистской доктрины…

География городов Древнерусского государства

2. Причины возникновения городов Киевской Руси

О причинах появления городов было создано немало теорий. Наиболее известная теория о происхождении русских городов принадлежит В.О. Ключевскому…

Движение афроамериканцев в США за гражданские права во второй половине XX века

1.1 Причины возникновения движения афроамериканцев в США

Нынешние национальные проблемы США своими корнями уходят в прошлое страны. Они обусловлены особенностями исторического развития США, формирования американской нации…

История Великого Новгорода

1.1 История и причины возникновения Великого Новгорода

Северно-Западная Русь, где были расположены Новгородская и Псковская земли, развивалась своеобразно. Псков первоначально входил в состав Новгородской земли (1136-1478гг.) и только в 1348г. добился независимости…

Национальный вопрос в современной России. Вторая чеченская война

1. Причины возникновения межнациональных конфликтов

Как уже было сказано выше, кроме нелегальных мигрантов, со скинхедами сталкиваются и представители других социальных кругов — различных диаспор, проживающие в Москве и других крупных городах России. Проблема национальных диаспор является…

Образ городов средневековой Руси

1.1 Причины возникновения городов

Следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VII в., было возникновение древнейших торговых городов на Руси. «Повесть временных лет» о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Любеч, Чернигов, Новгород…

Особенности развития фашизма в Италии и его влияние на социально-экономическую и политическую сферы страны (1920-1940 гг.)

1.1 Предпосылки и причины возникновения фашизма в Италии

В Италии фашистский режим установился раньше всего. Как политическое движение итальянский фашизм оформился в марте 1919 г., но его исторические корни надо искать в первой мировой войне. В ноябре 1918 г…

Особенности цеховой организации ремесла в средневековой Европе

1.1 Причины возникновения цехов

Средневековые цехи — «объединения городских ремесленников одной или нескольких специальностей». Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества…

Политика военного коммунизма в аграрной области

1. Причины возникновения «военного коммунизма».

«Военный коммунизм» — это система временных, чрезвычайных, вынужденных гражданской войной и военной интервенцией мер, в сумме определивших своеобразие экономической политики Советского государства в 1918-1921 г.г…

Реформы Петра I

1. Причины реформ. Сторонники и противники реформ.

Основной отраслью экономики России начала 18 века оставалось сельское хозяйство, где продолжала господствовать 3-х польная система земледелия. Главными земледельческими культурами были: рожь, овес, а основными орудиями производства — соха…

Следы язычества в современных выражениях и поговорках

1. Причины возникновения язычества

На Руси до прихода и утверждения христианства не было какой-то одной единой религии, и верования разных племен и народностей, населявших северо-восточную Русь, были различны во многом…

Смута в истории России

2. Причины возникновения самозванчества. Лжедмитрий I

Самозванство сыграло заметную роль в русской истории XVII — XVIII вв. Начало его связано с появлением на исторической арене Лжедмитрия I. В Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием…

Смутное время и его последствия для Руси

1. Причины возникновения смуты на Руси

На рубеже 16 и 17 вв. Московское государство переживало тяжелый политический и социально-экономический кризис, который особенно отразился на положении центральных областей государства. «Смутное время — есть экономический, социальный кризис…

Стиляги – советская молодежная субкультура второй половины 1940-х годов

1.1 Причины возникновения субкультуры

Появляться субкультура стиляг начала сразу после Великой Отечественной войны. Тогда в СССР появились, привезенные с побеждённой территории, трофейные товары и одежда, а на экранах появились западные фильмы…

Эпоха Петра Великого и значение его реформ. Реформы Александра Второго. Гражданская война в России

3. Гражданская война в России: причины, характер, последствия. Причины возникновения, характер гражданской войны в России

Гражданские войны известны в истории с древнейших времен. На бытовом уровне гражданская война — это война между гражданами одного государства. Гражданская война — это, обусловленная глубокими социальными, политическими, экономическими и др…

Предпосылки финансовой реформы Петра 1

Как известно, государство нуждается в деньгах для развития, а также для защиты от внутренних и внешних угроз. Не стал исключением и Петр 1. Основными причинами финансовых реформ для Петра 1 стали:

Правившие до него цари использовали подворное налогообложение, а это не удовлетворяло финансовым запросам Петра 1, поэтому в казне стали появляться недоимки или, по-просту говоря, — дыры.

Все это сподвигло его на проведение финансовых реформ, хотя в первые годы они были не совсем удачные.

Денежная реформа Петра 1

Уже в 1703-1706 годах стали часто появляться недоимки из-за Ратушей — эти недоимки могли дорого стоить, так как подрывали безопасность страны. Нет денег — нет армии и флота.

Для того чтобы исправить положение дел, Петр Первый велел начать перечеканку денег.

В то время неплохой доход страна получала от продажи товаров за границу.

Реформы Петра I (Таблица по истории России)

Но просто перечеканивать монеты было не выгодно. Чтобы как то решить это Петр 1 ввел новые монеты.

Раньше копейка не было основной денежной единицей и равнялась 2 деньгам. После чеканки новых монет копейка являлась основной денежной единицей.

Правда, при чеканке новых монет Петр 1 не раз снижал вес и пробу этих монет, а это в свою очередь вызвало рост подделок.

Эта мера по перечеканке монет действительно помогла на первых этапах, но имела ужасные последствия в будущем — русская монета обесценилась, цены поднялись практически на 100 процентов.

Расходы страны продолжали увеличиваться, а доходы не стремились подниматься.

Чтобы содрать с населения побольше денег Петр 1 обложил налогом почти всю хозяйственную деятельность.

Он ввел до 30 разных налогов для населения, основные из них:

  • налог на рыболовство,
  • налог на ношение бороды для старообрядцев,
  • даже дубовые колоды, которые использовались в изготовление гробов, так как знал, что народу мрет много и постоянно, соответственно доход приличный,
  • еще много других налогов, которые усложняли и так не легкую жизнь населения.

В 1705 году проходило переустройство армии и флота, а это значит, что расходы на переформирование армии и флота выросли.

Только введением новых налогов и перечеканкой монет эти расходы не покрыть, поэтому Петр 1 решил монополизировать торговлю частью товарами.

Обретая единственные права на торговлю определенным товаром Петр 1 обеспечил неплохой финансовый приток в казну, а это было крайне необходимо в виду проведения военных реформ.

Также были созданы должности специальных агентов, которые продавали определенный казенный товар в крупных европейских городах.

Так как все принятые меры все равно не давали должного результата, то Петр 1 опять не пренебрег использовать перечеканку монет.

Так с 1711 года он приказал запретить чеканить мелкую серебряную монету, а заменить ее медной.

Через несколько лет эта мера привела практически к полному выходу мелких серебряных монет.

Если раньше при попытке замены серебра медью это заканчивалось бунтом (Медные бунты), то теперь, имея сильную власть, население было более сдержанно при проведение денежной реформы Петром 1.

Подушная подать

Петра 1 не на шутку волновали вопросы уменьшения населения страны.

Но как оказалось на самом деле, причина не была столь серьезной. Чтобы избежать налогообложения население старалось всячески укрыться от уплат налогов. Так обычный крестьянин мог убежать и скрыться от переписи, а помещики существенно занижали количество трудоспособных налогоплательщиков.

Чтобы найти более эффективный способ пополнения казны Петр 1 пришел к коренным изменениям в налоговой системе.

Раньше налог брался с двора, а это ущемляло те дворы, где работоспособных людей было меньше. Например, налог был одинаков для двора с 30 и 10 людьми соответственно. Для этого некоторые хитрые помещики специально огораживали одной плетью несколько дворов и делали одни общие ворота, и при подсчете это считалось за 1 двор.

При введении подушной подати налог взимался с мужского населения любого возраста, кроме духовенства, солдат и дворян.

Сумма налога зависела от количества платежного населения и от суммы нужд армии и флота. Обычно эта сумма делилась на количество налогоплательщиков после последней переписи.

Введение подушной подати значительно увеличила доход государства от налогов по сравнению с подворной податью.

Большую часть времени правления Петра I Россия воевала. Военные расходы становились все больше, а государева казна все пустее. Такая ситуация требовала от Петра I и его соратников решительных действий, которые были бы способны восполнить образовавшиеся в бюджете страны бреши.

Система налогообложения населения при Петре I несколько раз менялась. Петр I проводил налоговую реформу исходя из положения дел в стране.

Налоговая реформа Петра I подразумевала под собой увеличение как прямых, так и косвенных налогов.

Прямыми налогами являлись: рекрутский, корабельный, налог на бороду, на дубовые гробы, на государственные бумаги, и другие. Расширилось число и косвенных налогов: рыбные, медные, медовые, конские, банные. К 1724 году, в России насчитывалось около 40 различных налогов. В 1718 году государство заинтересовалось в увеличение налоговых сборов.

Реформы Петра I. Цели реформ Петра I

Для этого была проведена перепись населения.

Перепись населения предоставляла право изымать налог, не с крестьянского двора, а с каждой мужской души от младенцев до стариков. Такая условно счетная единица заносилась в «Ревизские сказки», которые обновлялись только через несколько лет.

Закончились налоговые реформы Петра I с введения подушной подати. После «ревизской переписи» множество различных налогов было заменено подушной податью. Подушная подать с помещичьего крестьянина составляла 74 копейки в год, а с посадского 1рубль 14 копеек. Прошедшая перепись поставила вне закона вольных крестьян и не состоящих на службе. Сильно ужесточилось наказание за сокрытие беглых крестьян.

С введением подушной подати налоговое бремя для населения выросло в три раза, это приводило к разорению и массовому бегству крестьян.

Налоговая реформа Петра I была требованием военного времени, России очень были нужны выходы к незамерзающим морям для развития внешнеполитических связей. Однако такая налоговая реформа, отражалась на благосостоянии населения России.

Статьи по теме:

Введение

1. Причины возникновения реформ

2. Налоговая реформа Петра I

2.1 Реформа косвенных налогов

2.2 Реформа прямых налогов

2.3 Реформа финансового аппарата

3. Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которую он формировался.

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями.

Страна не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю.

Не имела Россия также и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения.

Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Он не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.

К этой теме я обратилась, потому что период петровского правления оказал огромное значение на последующую историю России.

Петровская эпоха важна и актуальна для истории нашего государства, потому что то, что сделано в прошлом прямо влияет на будущее. История нашей страны и до Петра Великого и после него, знала немало реформ, однако, главным отличием петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер и охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, которые касались лишь отдельных сфер жизни общества и государства.

Естественно коренное переустройство влечет за собой как положительные стороны, так и противоречия.

Цель моей работы - изучение налоговой реформы в период царствования Петра I в XVIIIв. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: 1. Выявить причины возникновения реформ Петра I; 2. Раскрыть основное содержание налоговой реформы; 3.

Определить значение налоговой реформы Петра I для России. Также следует показать, как изменилась страна в своем политическом и экономическом облике.

1. Причины возникновения реформ

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Основной причиной служило то, что после хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил почти 3 млн.

рублей (см. табл.1), экономический рост страны существенно замедлился.

Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.

Из таблицы мы видим, что за 20 лет государственный доход удвоился. По отдельным статьям, абсолютное увеличение особенно значительно по рубрикам монетной операции (752 тыс.). Сравнивая же относительные цифры, мы заметим, что главный тон всему изменению дает эксплуатация легальных прав, развитие этой рубрики понижает относительное значение всех остальных, несмотря на то, что абсолютные цифры по всем рубрикам значительно увеличиваются.

Однако, многолетняя Северная война, строительство кораблей, подорвали финансовое положение российского государства.

Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы 500 тыс.

рублей. Поэтому постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна.

Требовался новый подход к устройству административного аппарата. При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности — ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам.

Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды.

Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала.

Таким образом, реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Старая система устройства хозяйства не могла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны.Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, в области культуры и быта, денежной системы, а также в сфере налогообложения.

2.

Налоговая реформа Петра I

2.1 Реформа косвенных налогов

Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки.

Таблица “Реформы Петра 1”

Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну.

Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.

Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ, привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, с квасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских и скотинных кож» и т.д.

Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. был введен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе с извозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того они должны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины». Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупную сумму – почти 80 тыс. руб.

Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В январе 1705г.

вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно.

Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян — налог на въезд в столицу и на выезд по 2 коп.с бороды.

Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых.

Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.