Как и за что надо платить налоги

Многие люди задаются вопросом, зачем собственно платить налоги, что это дает. Насколько реально общее благо, которое реализуется на средства налогоплательщиков?

Действительно, за что мы платим налоги (прежде всего НДФЛ)? Куда тратятся эти деньги и не воруют ли их? Почему часто российский налогоплательщик не чувствует угрызений совести, если утаивает от государства некоторую сумму?

В идеале, налоги нужны, чтобы государство смогло реализовывать социальные цели, в достижении которых заключается смысл существования всех демократических обществ. Речь идет о качестве жизни граждан, здоровья, уровня образованности и благосостояния нации. Кроме того, отдавая часть своих доходов в бюджет, мы по сути выступаем соучастниками создания благоприятной для жизни среды. Мы инвестируем в национальную безопасность, строительство дорог, программы борьбы с бедностью, образование.

Какие бывают налоги?

Налоги бывают прямые, т.е которые гражданин платит непосредственно государству. Размеры прямого налога зависят от целого ряда обстоятельств. Например, чем больше доходы налогоплательщиков, тем крупнее суммы они платят в бюджет.

Также есть непрямые, косвенные налоги, оплачиваемые нами при покупке разнообразных товаров. Подобный налог в Европе называют добавленной стоимостью, в США- налогом с продажи. В некоторых странах дополнительными налогами облагают предметы роскоши, кроме того - табачные изделия и алкоголь.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является универсальным налогом, его платят практически все граждане, которые получают какие-либо доходы. В России введена единая ставка подоходного налога - 13%.

В чем особенность российской системы налогообложения?

У нас довольно низкий подоходный налог и при этом высокая нагрузка на фонд оплаты труда. Россия - это страна, где платежи во все фонды осуществляет работодатель: от фондов социального (от потери занятости, временной нетрудоспособности) и обязательного медицинского страхования до пенсионного фонда.

Кроме того, большая часть налогов физических лиц платится путем удержания средств с дохода: люди получают деньги на руки «чистыми» и не замечают налогов.

Доля налогов россиян в консолидированном бюджете довольно скромна - всего 11%; остальное платят корпорации. Для сравнения: в Канаде она составляет более 50%, там налогоплательщик не дает властям забыть о том, кто их содержит.

Зато в России довольно высокая доля так называемых косвенных налогов, включенных в цену (акцизы, пошлины, НДС и т.д.).

В целом, если говорить о среднестатистическом портрете российского налогоплательщика, то для него характерны крайне низкая степень вовлеченности в уплату налогов, плохая информированность о налоговом бремени, которое несет гражданин, ощущение бесплатности государственных услуг и, как следствие, непонимание, зачем вообще платить налоги.

Можно ли снизить размер налогов?

Можно. Однако это не имеет ничего общего с уходом от налогов, что незаконно и наказуемо.

Налоговый кодекс РФ предоставляет гражданам легальный способ уменьшить свои налоговые платежи. Речь идет о применении налоговых вычетов. Претендовать на вычет может гражданин Российской Федерации, который получает доходы, облагаемые по ставке 13%.

Для обывателя не всегда понятно, зачем нужны налоги. Сравнивая свои доходы с тратами государственных структур, невольно возникает мысль, что сумма взносов в казну несколько завышена. Но если задуматься о назначении этих выплат, становится понятно, для чего нужно такое мироустройство.

История возникновения

Люди еще в прошедшие тысячелетия принимали необходимость выплачивать часть своих доходов для пополнения казны. Каждый житель государства должен понимать, зачем нужны налоги, и обязан отдавать периодически небольшую сумму на развитие образования, медицины, содержание армии. Общество не может нормально функционировать без определенного потока денежных средств.

Полезная функция налогов очевидна, хотя и не очень приятна некоторым индивидам. Ранее за счет податей реализовывались безумные идеи правителей по захвату мира. Но существовали в истории и положительные государства, в которых строились медицинские, философские организации, осуществлялась забота о малоимущих, возводились детские дома для сирот.

Для функционирования всех институтов государства требуется непрерывный поток денежных средств. Причем, чем более социально-значимая политика проводится, тем выше становится процент уплаты в казну. Зачем нужны налоги, если власти могут сами напечатать необходимое количество денег? Ответом на этот вопрос может быть аналогия сравнения с внутренней отдельной структурой общества. Возьмем сферу ЖКХ.

Аналогичные выплаты

Постараемся ответить, зачем нужны налоги государству, описывая функционирование одного многоэтажного дома. Уплата коммунальных услуг происходит ежемесячно. Причем все прекрасно осознают необходимость такого действия и внимательно следят за каждым пунктом квитанций. Деньги сдаются за поступление тепла, уборку мусора, поддержание в нормальном состоянии дворовых сооружений и коммуникаций.

Отсутствие таких выплат грозит коллапсом для жизни огромного количества владельцев квартир. Ежемесячные выплаты позволяют людям не беспокоиться о состоянии своего жилья, пока они заняты более важными делами. Так и государство берет на себя основную заботу по сохранению мира внутри общества, оказание помощи больным и слабым. Внешние отношения страны требуют еще и обеспечения надежной защиты в виде содержания армии.

В любом обществе существуют налоги, так как государство может функционировать только при их наличии. Куда идут налоги? Обязанность распределения материальных средств целиком возлагается на руководящий состав, избранный большинством голосов.

Государственность

В развитом обществе не возникает вопроса, куда идут налоги. Каждый человек ощущает их действие на своей повседневной жизни. Это медицина, образование, общественные нужды. Уплата налогов в России закреплена на законодательном уровне. Так статья 57 Конституции обязывает каждого совершеннолетнего гражданина вносить налоги до определенного числа ежегодно и незамедлительно в некоторых случаях.

Налоговая система базируется на правилах преследования при нарушении таких требований. Эти обязанности возложены на отдельную структуру: налоговую инспекцию. Казна целиком принадлежит обществу, доверившему управление ею отдельной группе лиц. При уплате обязательной суммы человеку нужно воспринимать это как оплату услуг, предоставляемых государством.

Современная налоговая система несовершенна. Существует много нюансов уплаты в каждом отдельно взятом регионе. Величина суммы зависит от уровня жизни, стоимости товаров и услуг, затрат на коммунальные нужды.

Очевидная польза сборов

Экономическая сущность и необходимость налогов заключается в развитии общества. Процесс модернизации устаревающих объектов и структур происходит постоянно. Такой механизм не должен останавливаться, ведь основа жизни − это движение.

Часто непонятно, зачем гражданину платить налоги, если он не получает от государства ни копейки. Ответом послужит все та же причина: благодаря сознательным гражданам и существует общество. Если присутствуют уклоняющиеся от этой обязанности люди, то, значит, плохо работает надзорный орган - налоговая инспекция.

Будет ли иметь место несовершенство законодательной базы - это зависит от каждого гражданина. Отсутствие участия в общественной жизни порождает эффект отдаления власти от народа. Все в руках людей. Если бы они не были равнодушными к судьбе государства, то было бы невозможно уклониться от обязанностей.

Изменение величины сборов

К сожалению экономическая модель выстроена согласно жизненным законам: все меняется и не стоит на месте. Вот почему повышают налоги. Общество развивается и каждый день требуется кому-либо компенсировать новые затраты. Покупатели вынуждены доплачивать и, в свою очередь, им также нужно возместить потерянное. Эта цепочка хаотично тянется по компаниям, организациям и в итоге выливается в затраты государственных структур.

Власти вынуждены повышать налоги для выравнивания баланса движения денежных средств. Это процесс создают сами же люди, но общее мнение складывается одинаковое: «государство обдирает население». Ошибочные взгляды возникают из-за узкого мышления. Если взглянуть на проблему в более общем смысле, становится понятно, зачем государство взимает налоги.

Внутренняя политика

Чтобы определиться, зачем и сколько необходимо государству собирать налогов, нужно рассмотреть, куда идут основные затраты из казны.

  • ЖКХ (частично компенсируется из бюджета).
  • Судебные и другие государственные инстанции: социальные комитеты, государственная служба занятости, защиты прав потребителей.
  • Медицинские организации: клиники, больницы, санатории, дома престарелых.
  • Образовательные структуры: школы, университеты, училища, академии, научные центры.
  • Военные ведомства: армия, полиция, секретные службы, прокуратура, МЧС.
  • Культурные заведения: музеи, памятники.
  • Жилищные и иные программы: ссуды на покупку дома, автомобиля, обучение.

Существует и более обширный список затрат государства, которые берутся из налогов. К таким относят ликвидацию аварий после катаклизмов природы, помощь соседствующим государствам, проведение внешней политики.

Внешние затраты

Отвечая на вопрос, зачем государству нужны налоги, следует указать траты на проведение внешней политики. Средства налогоплательщиков идут на урегулирование военных конфликтов, работу внешней разведки, повышение знаний научного мира путем совместных проектов. Внешние коммуникации стране необходимы для функционирования в общей экономической системе. Для этого создаются валютные фонды между странами-участниками.

Колебания курса рубля влияет на благосостояние всех граждан. Компенсировать эту разницу приходится благодаря все тем же налогам. Для покупки иностранной продукции необходимо платить таможенную пошлину. Она же нужна для стимулирования спроса на внутреннем рынке.

Если отменить налог на ввоз товаров из-за границы, то отечественное производство не сможет конкурировать из-за недостатков взаимодействия отраслей внутри страны. И, как следствие, власти будут вынуждены повысить суммы взноса в казну для граждан.

Общие принципы

Понятие и возникновение налогов в настоящее время базируется на основании накопленного опыта прошлых столетий. Именно в таком виде государство может развиваться, не ущемляя права общества. При создании новых законов для уплаты взносов в казну руководствуются следующими принципами:

  • Каждый закон не должен ущемлять права человека. Справедливость заключается в равномерном перераспределении налоговой ноши на всех граждан согласно их доходу. Увеличение последнего ведет к росту выплат в казну по прогрессивной шкале.
  • Составление законодательных актов не должно происходить по личным соображениям властей. В текстах четко прописывается метод расчета суммы взноса, категории граждан, каким образом будет взиматься уплата, ее сроки и ограничения, порядок рассмотрения споров.
  • Государство обеспечивает возможности простой уплаты налога для граждан, оптимальный режим работы учреждений, занимающихся приемом документов от населения.
  • Административный персонал налоговой структуры не должен потреблять ресурсы безразмерно. Вводятся жесткие ограничения на его количество и материальные компенсации работникам.

Развитие

Налоговая база постоянно меняется. Происходит обмен мировым опытом. Так, отменяются большинство устаревших статей. Если сравнивать систему поступления денежных средств в казну с другими странами, то многие считают налоговую базу России оптимальной. В результате каждый человек общества несет посильную ношу для поддержания деятельности государства.

Законодательно были проведены следующие изменения:

  • Для предприятий и организаций налог составил 20 %, что значительно ниже предыдущей границы в 35 %.
  • Налог на добавленную стоимость удерживают на уровне 18 %. Опять же, цифра была снижена с 20 %.
  • С дохода частных лиц взимают 13 % независимо от суммы.

Приведенные цифры являются оптимальными и не ущемляют права отдельных личностей. А для поддержки малоимущих семей проводится политика стимулирования населения за счет выплат и возврата уплачиваемой ранее налоговой части.

Стимулирование населения

Для повышения уровня жизни населения, благодаря собранным налогам, проводят политику стимулирования. Так, действует программа выплат за второго рожденного ребенка. Для общества это важное событие, помогающее сдержать убыль населения. Аналогичные действия проводятся для помощи молодым семьям в покупке жилья. В виде налоговых вычетов государство возвращает 13 % от стоимости.

Малоимущим и многодетным семьям предоставляется другая налоговая ставка, или они вообще не платят её. Аналогичные выплаты могут получить работающие люди на ремонт жилья, проведение операции, обучение и отдых.

Разновидности

Существует огромный список налогов, который просто не вместится в пределы статьи. Приведем лишь некоторые из них:

  • Транспортный. Полученные средства направляются на поддержание дорог и администрации, занимающейся контролем дорожного движения.
  • Налог на добавленную стоимость нужен для поддержания структур, занимающихся товарообменом. Выручка объединяется с общими деньгами государства и идет на общие нужды.
  • Каждый работник вынужден платить 13 % от зарплаты. Денежные средства возвращаются в виде услуг государства: медицина, защита, страховка пенсии и потери работы.
  • Существуют налоги на выигрыш в лотерею и другие азартные игры. Уплаты должны проводить все, кто получает доход от своей деятельности.

Задачи государства

Чтобы собрать определенный процент налогов с граждан, задача властных структур - дать им возможность заработать. Для этого проводится длительная подготовка профессионалов своего дела, осуществляемая на деньги налогоплательщиков.

Только подготовленные кадры смогут контролировать расходы государства на должном уровне. Ведь при бедности людей и брать будет не с кого заявленные проценты. Это и есть задача налогового органа - собрать деньги на будущие нужды общества.

Уклоняющихся же от обязанностей ждет преследование со стороны надзорных служащих. Неуплата налога является преступлением, и за это предусматривается уголовное наказание, вплоть до лишения свободы на несколько лет. Все зависит от суммы ущерба, нанесенного государству.

Кроме тех налогов, которые мы фактически уплачиваем, покупая новую шляпку или кофточку (продавцы, как правило, в цену товара включают НДС, акцизы, некоторые сборы и пошлины), нам приходится делиться с государством и при других обстоятельствах. А именно при получении дохода и при наличии прав собственности.

Налог с доходов, или просто НДФЛ

По российскому законодательству большинство доходов, которые мы получаем (зарплата, отпускные, доходы от продажи машины, дома, квартиры), облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). Это федеральный налог, поэтому он обязателен и един на всей территории России. Ставки, по которым облагается тот или иной доход, различны: 9, 13, 15, 30, 35 процентов. При таком изобилии вариантов возникает вопрос: в каком случае мы должны платить налог по ставке 9 процентов, а в каком по ставке 30? Ответ зависит от двух факторов: от статуса налогоплательщика и от вида полученного дохода.

У плательщика НДФЛ может быть статус резидента или нерезидента. Только не надо путать налогового резидента с резидентом–разведчиком. Физические лица, то есть мы с вами, признаются налоговыми резидентами РФ, если в течение 12 месяцев (следующих подряд) жили на территории России не менее 183 дней. Если же наше пребывание на территории страны длилось меньше этого срока, то мы признаемся нерезидентами (за исключением выездов для лечения и обучения). С иностранцами происходит все наоборот. В Россию они приезжают нерезидентами, а прожив здесь в общей сложности более 183 дней, принимают новый статус - налогового резидента РФ.

Как мы уже говорили, от статуса налогоплательщика будут зависеть и ставки НДФЛ, и доходы, которые облагаются этим налогом. Итак, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ по основной ставке 13 процентов и по двум специальным: 9 и 35 процентов. Кстати, резиденты платят налог не только с доходов, полученных в России, но и от источников за рубежом. Например, сдали на лето в аренду коттедж в Испании или получили дивиденды и проценты от бумаг, вложенных в иностранные компании, - будьте добры уплатить налог.

Не надо забывать о том, что НДФЛ взыскивается и с тех сумм, которые работодатель потратил на оплату проезда, питание, отдых, обучение, медицинскую страховку и т. д. своих сотрудников. Причем уплата налога в этом случае происходит за счет доходов работника, полученных в денежной форме.

Если же плательщик признается нерезидентом, то налог он будет уплачивать с доходов, полученных от источников в РФ (например, заработная плата, вознаграждения, дивиденды и проценты, полученные от российских организаций и т. д.). Для доходов нерезидентов действуют ставки 15 и 30 процентов. Так, дивиденды, полученные от российских организаций, облагаются по ставке 15 процентов. С других доходов нерезиденту придется заплатить 30 процентов.

Если вы владеете…

…кусочком земли, дачным домиком, квартирой, автомобилем, то обязаны платить земельный налог, налог на имущество, транспортный налог.

Земельный налог

Налог на землю относится к категории местных и регулируется федеральным законодательством (Налоговым кодексом РФ) и нормативно-правовыми актами местного самоуправления. Для Москвы, Санкт-Петербурга - соответственно законами этих городов.

Местные власти определяют только ставки (в пределах, установленных Налоговым кодексом), порядок и сроки уплаты налога. Остальные элементы налога, в частности льготы, регулируются исключительно кодексом (в отличие, например, от транспортного налога, льготы по которому могут устанавливать местные власти).

Обязательство платить земельный налог возникает у владельцев участков, которые расположены в пределах муниципальных образований, где действует этот налог. Плательщиком налога признается лицо, которое имеет права собственности, либо права постоянного (бессрочного) пользования, либо права пожизненного наследуемого дарения на земельный участок, подлежащий налогообложению.

Рассчитывается налог на основе кадастровой стоимости земельных участков. Поскольку этот налог местный, то размер ставок устанавливают местные власти. Однако максимальные ставки определены Налоговым кодексом: 0,3 процента от кадастровой стоимости сотки для участков сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом, личным подсобным хозяйством (например, фермерское поле, дачный участок); 1,5 процента для прочих земельных участков. Местные власти имеют право устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налог на имущество

Налог на имущество был введен в 1991 году. Объектами обложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и другие строения, помещения и сооружения.

Данный налог платят собственники имущества, признанного объектом налогообложения. Если имущество, например квартира, находится в собственности нескольких человек (долевой или совместной), то налог должны уплачивать все владельцы (за исключением случаев, когда плательщик освобожден от этой обязанности). Так, если квартира «поделена» между собственниками, то налог на имущество уплачивает каждый владелец доли соразмерно ее части. В случае общей совместной собственности владельцы имущества несут равную ответственность по уплате налога, но делиться с государством может один из собственников (по соглашению сторон).

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, поэтому ставки, льготы, сроки уплаты и прочие элементы налога устанавливаются органами местного самоуправления. Например, в Москве, в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества, налоговые ставки колеблются в диапазоне от 0,1 до 0,5 процента.

Транспортный налог

Транспортный налог - региональный. Он устанавливается, вводится в действие и уплачивается на территории соответствующего субъекта России (региона). В Налоговом кодексе РФ определены лишь общие правила и условия налогообложения. А вот конкретные ставки, сроки уплаты и объекты налогообложения региональные власти определяют самостоятельно. При этом ставки, указанные в Налоговом кодексе, регионы могут увеличивать или уменьшать, но не более чем в пять раз. Таким образом, условия исчисления и уплаты транспортного налога будут зависеть от того, в каком регионе зарегистрировано транспортное средство. Налог платят те лица, на которых зарегистрированы автомобиль, мотоцикл и т. д.

База, с которой рассчитывается этот налог, зависит от вида транспортного средства. Так, для автомобилей, мотоциклов, мотороллеров основой расчета суммы налога служит мощность двигателя в лошадиных силах.

По данному налогу действует прогрессивная ставка, то есть с увеличением мощности двигателя растет и ставка налогообложения. Например, в Москве легковые автомобили с двигателем от 70 до 100 лошадиных сил облагаются по ставке 7 рублей за одну единицу мощности, а от 100 до 150 - по ставке 20 рублей и т.д.

Государственная пошлина

Кроме перечисленных налогов нам иногда приходится платить сборы и пошлины, которые, кстати, также являются частью наших налоговых обязательств перед государством. Пошлины берут за различные юридические действия: оформление паспортов и других документов, регистрацию транспортных средств, недвижимости, за нотариальное заверение документов и т. д.

Размеры госпошлины установлены Налоговым кодексом для каждого вида действия. Например, за нотариальное заверение свидетельства о праве на наследство детям (в том числе усыновленным), супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя придется заплатить 0,3 процента стоимости наследства, но не более 100 000 рублей. А вот для других наследников госпошлина установлена в размере 0,6 процента стоимости имущества, но не более 1 000 000 рублей.

Когда платить налоги

Если госпошлину и прочие сборы с нас взимают в момент совершения юридического действия, то для расчета и уплаты налога важно определить налоговый период. Для налогов, уплачиваемых физическими лицами, это, как водится, календарный год.

Так, НДФЛ рассчитывается с дохода, полученного с января по декабрь одного года. Как правило, налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет налоговым агентом: работодателем, банком и т. д. Таким образом, обычно у нас на руках оказывается уже чистый доход, за вычетом налога.

Но если мы получили доходы, с которых не был удержан налог (арендные платежи, доходы от продажи имущества и т. д.), то мы обязаны задекларировать эти суммы, самостоятельно рассчитать и перечислить налог в бюджет. Подать декларацию в налоговую инспекцию необходимо до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (то есть декларацию по доходам, полученным за 2007 год, необходимо подать не позднее 30 апреля 2008 года). Заплатить налог в бюджет нужно не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

А вот от расчета транспортного, земельного налогов и налога на имущество мы освобождены. Этим занимаются налоговые органы. Мы лишь должны дождаться уведомления из инспекции об уплате соответствующего налога. Федеральным законодательством установлены предельные сроки, в которые налоговые органы обязаны выслать документ, а мы - перечислить деньги. Конкретные сроки устанавливаются региональной (в случае транспортного налога) или местной (в случае налога на имущество физических лиц и земельного налога) властью. Так, согласно Налоговому кодексу физическое лицо, получив налоговое уведомление, обязано уплатить сумму транспортного налога до 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

А что будет, если…

…мы забудем перечислить налог в бюджет или же просто скроем наш доход? Если мы уклоняемся от уплаты налога, его все равно взыщут за все время уклонения. Кроме того, за неуплату налога предусмотрен штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы. А если будет доказано, что человек умышленно не поделился с государством, то придется отдать уже 40 процентов от суммы налога.

К тому же за каждый календарный день просрочки будут начислены пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

За непредставление налоговой декларации предусмотрен штраф в размере 5 процентов от суммы налога, подлежащей уплате (доплате), за каждый месяц (полный или неполный) просрочки, но не более 30 процентов от указанной суммы и не менее 100 рублей. Если мы игнорируем налоговое законодательство (не сдаем декларацию) более 180 дней, то после наступления 181 дня придется заплатить штраф в размере 30 процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации. Кроме того, налоговики потребуют еще 10 процентов от той же суммы за каждый полный или неполный месяц просрочки.

Это важно

Законодательством предусмотрено, что налоговую базу по НДФЛ, то есть сумму дохода, с которой нужно заплатить налог, можно уменьшить на налоговые вычеты:

Стандартный;
- социальный;
- имущественный;
- профессиональный.

Перерасчет налога

Если человек владел имуществом не весь налоговый период (календарный год), то налоговики обязаны рассчитывать (или пересчитать, если уведомление уже было отправлено) сумму налога с учетом срока фактического владения имуществом.

Кто владеет, тот и платит

Продажа по доверенности не является передачей прав собственности. А значит, продавец автомобиля по-прежнему остается его владельцем и, следовательно, должен платить транспортный налог. Эта обязанность прекращается только после того, как транспортное средство будет снято с регистрационного учета.

С начала 2008 года в действие вступило новое положение Налогового кодекса. Оно определяет, что если вы продали транспортное средство по доверенности до 5 декабря 2007 года, то, чтобы снять с себя обязанность по уплате налога, необходимо обратиться в свою налоговую инспекцию и сообщить сведения о новом владельце автомобиля, мотоцикла и т. д. Такая вот налоговая амнистия